- Типографика
- 4 мин на чтение
- 245692
11 простых правил, которые помогут вам научиться создавать правильные и удобочитаемые списки где бы то ни было: в презентацих, отчетах, документах или на сайтах.
При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. Бывают простые и многоуровневые списки. Как их оформлять? В каких случаях использовать нумерацию, буквы и тире? Когда в конце каждого элемента списка уместной будет точка, а когда нужна запятая или точка с запятой?
При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. При этом правил их оформления существует великое множество. Попробуем разобраться в них.
Обозначение элементов списка
Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).
Пример 1
Пример 2
Перечни бывают:
-
простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 1 и 2) и
-
составные, включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).
От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.
Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:
Пример 3
Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня – при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня – при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.
Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками.Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):
Пример 4
Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).
Пунктуационное оформление перечней
В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв,а заголовки последующих уровней – со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.
Обратите внимание на знаки препинания в конце заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.
Пример 5
Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).
Пример 6
Наконец, если части перечня представляют собой отдельные предложения, они друг от друга отделяются точкой:
Пример 7
Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:
Пример 8
Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:
Пример 9
Согласованность элементов списка
При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными. Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.
Пример 10
Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.
Пример 11
Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:
Итак, мы привели основные правила построения и оформления перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.
- 19
Часто человек не знает, после двоеточия писать с большой буквы или маленькой. Нужно знать правило, а примеры помогут закрепить материал.
Содержание
- Когда ставится двоеточие в предложении: правило
- Когда пишется большая буква после двоеточия: правило, примеры
- Когда пишется маленькая буква после двоеточия: правило, примеры
- Оформление списков: как правильно?
- Видео: Как правильно писать: выбираем между двоеточием и тире!
- Видео: Двоеточие — где, когда и зачем ставить?
- Видео: Русский язык 9 класс. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Русский язык — сложный, потому что для правильного правописания, нужно знать правила наизусть. Естественно, их надо учить в школе и только потом, во взрослой жизни, когда основные базовые знания уже отложились в голове, получится писать грамотно на интуитивном уровне.
Прочитайте на нашем сайте другую статью по теме: «Слово «Родина» пишется с большой буквы или нет?». Вы узнаете, почему, а также найдете правила и примеры.
Из этой статьи вы узнаете, когда ставится двоеточие в предложении. Такие знания понадобятся, если вы учитесь в школе или просто забыли пройденный материал. Читайте далее.
Когда ставится двоеточие в предложении: правило
Двоеточие – это такой символ, без которого любая фраза автоматически теряет свой первоначальный смысл. Поэтому каждый человек должен знать правила постановки двоеточий и различать их. Двоеточие – это вид пунктуации, при котором две точки располагаются одна над другой. Употребляется после обобщения и при перечне однородных членов в предложении, а также после диалога писателя в прямой речи. Двумя точками разделяются части бессвязного сложного предложения, которые каким-то образом связаны друг с другом.
В пунктуации, согласно правилу нашего родного языка, есть много примеров использования двоеточия во фразах и других высказываниях:
- Косвенная речь
- Цитирование
- Сложносочиненные фразы свободной формы
- Второстепенные члены предложений
Поэтому необходимо учитывать, следует ли за двоеточием заглавная или маленькая буква. Нужно знать, что двоеточие не разделяет фразы. Этот символ ставится внутри предложения. Он применяется, чтобы разделить фразы по смысловой части. Но возникают вопросы о написании слов после данного знака препинания. Часто словоформы пишутся, начиная со строчных букв.
Разделяющий символ «двоеточие» начинает использоваться с конца XVI века. Он упоминается в грамматике Лаврентия Зизания, Метелея Смотрицкого (1619).
Когда пишется большая буква после двоеточия: правило, примеры
После двоеточия большая буква пишется в таких случаях — правила:
- Прямая речь – это разговорная фраза другого человека (не являющегося писателем рассказа), взятая непосредственно из рассказа и переданная дословно. Когда речь идет после фраз писателя, то писать нужно с прописной буквы.
Пример:
- Прокурор встал и произнес: «На основе показаний заседание можно считать закрытым».
- Александр Невский сказал: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет».
- Цитирование – точное воспроизведение фрагмента произведения или фразы иного лица. Если в тексте есть цитирование фразы, ее нужно заключить в кавычки.
Пример:
- Пушкин писал Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!».
- А. де Сент-Экзюпери в знаменитой сказке писал: «Дети должны быть снисходительны к взрослым».
Запомните: Когда чья-то фраза не цитируется, а передается как косвенная речь, тогда она пишется с маленькой буквы и двоеточие не нужно.
Когда пишется маленькая буква после двоеточия: правило, примеры
Рассмотрим варианты правописания маленькой буквы после двоеточия — правила:
- Когда во фразе есть обобщение, а после него идут однородные члены.
Пример:
- Идя на площадку с сыном, мы берем немало вещей: самокат, машинки, мяч.
Запомните: Если есть имена собственные, то их необходимо всегда писать с большой буквы!
Пример:
- В Санкт — Петербурге дети увидели много красивых достопримечательностей: Эрмитаж, Петровскую крепость и Исаакиевский собор.
- Она очень любила сладости: конфеты, зефир и мармелад.
- В недрах Урала множество полезных ископаемых: железо, медь, уголь и драгоценные камни.
- Около дома росли старые фруктовые деревья: яблони, груши и сливы.
- Бессоюзное сложное предложение.
Пример:
- Им необходимо провести срочное собрание: это срочный вопрос.
- Ваня не досмотрел сериал: в доме отключили электричество.
- Никто не мог предположить такого окончания рабочего дня: из-за сильнейшего ливня людям будет трудно добраться домой.
Как видите, все просто — нужно знать только правила и закрепить их примерами. Ничего трудного в запоминания такой грамматики русского языка нет.
Оформление списков: как правильно?
Перечень создается в соответствии с определенными нормами. Есть условия, от которых зависит, какую букву будут употреблять в перечислении. Итак, как нужно правильно оформлять списки? С какой буквы начинается каждый элемент списка, зависит от некоторых нюансов. Подробнее:
Обозначение элементов перечисления:
- Г., Д., Е. — большие буквы с точкой
- IV., V., VI.; 4., 5., 6. — римские или арабские цифровые символы с точкой
- г), д), е)— маленькая буква или цифровой элемент со скобкой
- Тире
- Графический символ (ромбик, квадрат и т.д.)
Сколько уровней в перечне:
- Один
- Много
Степень распространения каждого элемента – могут быть из:
- Одной фразы, словосочетания
- Отдельного предложения, полного абзаца
Какой символ ставят в конце абзаца:
- Запятая
- Точка с запятой
- Точка
Изучим основные правила, которые используются всегда в перечнях чего-либо:
- Когда абзацы выделены большой буквой с точкой, а также римскими или арабскими символами с точкой, тогда их следует выписывать с большой буквы. В окончании поставьте точку.
Например, понадобятся такие принадлежности для школы:
А. Тетрадки.
Б. Литература для обучения.
В. Канцелярия.
- Если элементы списка начинаются с цифры или буквы со скобкой, тире или графического символа, то после идет маленькая буква. В окончании абзаца поставьте запятую или точку с запятой.
Например, понадобятся такие принадлежности для школы:
а) тетрадки;
б) книги для обучения;
в) канцелярия.
- Первый уровень перечня обычно начинается с большой буквы или цифры, а второй и следующие — с маленькой. Первый уровень обозначается большими буквами или цифрами с точками, а нижние уровни – маленькими буквами или цифрами со скобочками, дефисом или графическими иероглифами.
Пример — перечень принадлежностей для школы:
1. Тетрадки:
г) клетчатые и линейчатые,
д) толстые и тонкие.
2. Учебная литература:
г) по английскому,
д) по географии,
е) по химии.
3. Канцелярия:
г) ластик,
д) карандаш,
е) ручки.
- Абзацы, которые считаются полными фразами или общими, пишутся с большой буквы. В конце поставьте точку.
Пример — для приготовления супа необходимо:
- Купить мясное филе и овощи, заранее все очистить и размельчить.
- Закипятить воду.
- По очереди добавлять необходимые ингредиенты.
- Если элементы перечня — это одно слово или слово-сочетание, то их обычно пишут с маленькой буквы, а в окончании каждого стоит поставить запятую или точку с запятой.
К примеру — перечень продуктов:
- курица,
- гречка,
- свекла,
- чеснок,
- специи.
Как упоминалось ранее, когда в заключении абзаца используется точка, тогда следующий абзац будет написан с большой буквы. Когда поставлена запятая или точка с запятой, тогда следующий абзац нужно выписывать со строчной буквы.
Видео: Как правильно писать: выбираем между двоеточием и тире!
Видео: Двоеточие — где, когда и зачем ставить?
Видео: Русский язык 9 класс. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Прочитайте по теме:
- Как верно написать — пироженое или пирожное?
- Слышать запах или чувствовать запах: как правильно?
- Как верно пишется «В ТЕЧЕНИЕ» или «В ТЕЧЕНИИ»?
- Как верно пишется ВЗИМАТЬ или ВЗЫМАТЬ?
- Как верно написать «Привести» или «Привезти»?
В русском языке используется несколько знаков препинания. Каждый из них выполняет свою роль. Одним из знаков препинания является двоеточие. Оно очень важно при построении сложных предложений.
Правила написания слов после двоеточий
Важно понимать, что двоеточие не отграничивает предложения друг от друга. Данный знак препинания указывается внутри предложения. Он необходим для смыслового отделения частей предложения. При этом возникает вопрос о написании слова после двоеточия. Нередко, слова пишут с маленькой буквы. Встречаются ситуации, когда их пишут с большой буквы. Подобные случаи надо разобрать более подробно:
- двоеточие ставится перед перечислением ряда слов. Это могут однокоренные слова, перечисление. Подобные перечисления возможны на одной строчке. Но их часто разносят по разным строкам. То есть, на одной строке ставится двоеточие, а на строке ниже располагается отдельное словосочетание. Соответственно, каждое последующее смысловое словосочетание будет ставиться на следующей нижней строке;
- если после словосочетания нет списка, то слова обязательно пишутся с маленькой буквы. Ведь они находятся на одной строке и предложение продолжается далее;
- если имеется список, то важно знать, какой именно это список. В случае, когда речь идет о маркированном списке (именно он используется в данном тексте), слова тоже надо писать с маленькой буквы. Употребление слов с большой буквы будет ошибочным;
- допускается написание слов с большой буквы, если список является нумерованным. То есть, каждое словосочетание отделено от другого цифрой. Это могут быть цифры 1, 2, 3 и так далее. Только в таком случае слова после двоеточия пишутся с большой буквы.
Таким образом, после двоеточия слова пишутся с маленькой буквы. Написание слов с большой буквы возможно только при наличии в предложении нумерованного списка.
Пример предложения с двоеточием
Следует привести пример предложения с двоеточием. Так, «радуга состоит из семи цветов: зеленый, синий, желтый, красный и другие». Здесь имеется двоеточие и после него слова написаны с маленькой буквы.
Списки позволяют красиво структурировать текст, заострить на чем-то внимание читателя, выделить важную мысль, словом, их использование в статье – это хорошо. Но остается дело за малым: грамотное оформление. Давайте разберемся со знаками препинания и прочими трудностями.
Самая распространенная ошибка при составлении списков
Чаще всего нарушается согласованность. Каждый пункт перечисления должен быть в одном роде, падеже и числе, а также согласовываться с обобщающим словом перед списком. Например, неправильно:
Что нужно сделать утром перед выходом на работу:
- умывание, чистка зубов,
- заправьте постель,
- готовка завтрака,
- выпить кофе.
Правильнее вот так:
Что нужно сделать утром перед выходом на работу:
- умыться, почистить зубы;
- заправить постель;
- приготовить завтрак;
- выпить кофе.
Итак, не забывайте задать один вопрос каждому пункту и проверить грамматическую согласованность.
Как обозначать элементы списка?
Функционал нашей биржи предлагает два варианта: нумерованные и маркированные списки. Однако всего вариантов членения многоуровневых списков три:
- высший уровень обозначается заглавной буквой с точкой или римской цифрой с точкой (I. или А.);
- средний уровень — арабской цифрой с точкой (1.);
- низший уровень — маркером, строчной буквой со скобкой или цифрой со скобкой (а), 1) и т.п.).
Соответственно, если вы хотите ввести в статью многоуровневый список, то примерно он будет выглядеть так:
Мы любим весну за многое:
- Все действительно оживает:
- природа,
- птицы.
- Можно наконец достать любимые вещи:
- легкие куртки,
- кеды.
С какой буквы начинать пункты перечисления: строчной или заглавной?
По сути, в оформлении списков действуют те же правила пунктуации, что и в обычных предложениях. Если элементу перечисления предшествует цифра или буква с точкой, он должен начинаться с заглавной буквы, как новое предложение. Например:
Планы мои на сегодня были простыми:
- Как следует выспаться.
- Заказать в ближайшей доставке еды на целый день.
- Пригласить подругу в гости смотреть кино.
Также, если пункты являются отдельными предложениями, а не частями одного, то каждый элемент будет начинаться с заглавной буквы и заканчиваться точкой (об этом — ниже).
Какой знак препинания ставить перед списком
Перед списком может стоять точка или двоеточие. Двоеточие – после обобщающего слова или словосочетания, указывающего на то, что далее следует перечисление, т.е. предложение будет делиться. Возможна постановка двоеточия, если элементы начинаются с заглавной буквы. В остальных случаях ставится точка. Например:
Мне очень хотелось сегодня сделать две вещи:
- сходить на концерт,
- спокойно выспаться.
Знаки препинания после пунктов перечисления
В конце каждого элемента перечисления ставится:
— точка – если части списка представляют собой отдельные предложения. И, как упоминалось выше, начинается каждый пункт с заглавной буквы;
Пример. Санкт-Петербург – замечательный город!
- Белые ночи наполнены романтикой.
- Разводные мосты завораживают.
- Много памятников архитектуры.
— запятая – если элементы списка простые, т.е. состоят из одного или нескольких слов, начинаются со строчной буквы, не содержат знаков препинания внутри. Однако допустимо оформлять такие пункты и точкой с запятой;
Пример. Варианты, как добраться до города:
- поезд,
- самолет,
- автостоп.
— точка с запятой – если пункты перечисления начинаются со строчной буквы, внутри них есть знаки препинания, в один пункт включается несколько предложений.
Пример – данный список перечисления.
Несколько нюансов, о которых не стоит забывать
*Если в конце элемента перечисления вы пишете фразу «и т.д.», она не выносится как отдельный пункт, а прикрепляется к предыдущему. Например:
В чемодан необходимо положить:
- одежду на теплое и прохладное время года;
- гигиенические принадлежности;
- зарядку для гаджетов и т.д.
*Не забывайте про висячие предлоги. Если перед перечислением стоит предлог, он переносится в первый элемент списка. Например:
Я бы очень хотела побывать:
- в Италии,
- Испании,
- Португалии.
Неправильно:
Я бы очень хотела побывать в:
- Италии,
- Испании,
- Португалии.
*В конце списка не забывайте ставить точку.
Вот, собственно, и все основные правила. Оформляйте списки грамотно и будьте счастливы 🙂
Если вы еще не с нами — присоединяйтесь. Нам нужны хорошие авторы! Кстати, статистика заработка копирайтеров открыта, изучайте.
Простые правила оформления списков
Всего найдено: 85
Приятно отдохнуть в летний полдень на сеновале: тело нежится (,) и все тяжёлые мысли растворяются. Нужна ли запятая перед «и»? Почему?
Ответ справочной службы русского языка
Запятая не нужна, так как две части предложения, стоящие после двоеточия, по смыслу относятся к первой части и связаны союзом и.
Здравствуйте! Вопрос срочный. Ответьте на него, пожалуйста. Подскажите, как корректно расставить знаки препинания в предложении с перечислением вопросов? Приведу пример. Они найдут ответы на такие вопросы, как: как научиться петь? сколько зарабатывают музыканты? Это корректно? И возможно ли такое написание: «…на такие вопросы как: Как научиться петь? Сколько зарабатывают музыканты?». На какие правила опираться?
Ответ справочной службы русского языка
Полагаем, что корректен первый вариант оформления. К сожалению, в правилах данная ситуация достаточно ясно не описана. Предлагается писать со строчной буквы после двоеточия или тире члены предложения, например: Она спросила, кто он, не француз ли, и стала по его просьбе гадать: бельгиец? датчанин? голландец? Считаем, что данное правило нужно распространить и на вопросы, располагающиеся после вводящего их слова.
Обратите внимание: первое слово как лучше опустить: …на такие вопросы: как научиться петь? сколько зарабатывают музыканты?
Ставится ли запятая? Он устроился поудобнее и вскоре уже спал: на работе был завал(,) и он сильно уставал в последнее время.
Ответ справочной службы русского языка
Обе части после двоеточия указывают на причину того, о чем говорится в главной части, поэтому запятая между ними не нужна.
Добрый день. Вопрос следующий. Как правильно написать: 1) дисциплина: «Физика» 2) дисциплина: Физика Спорим, можно ли писать название в кавычках после двоеточия.
Ответ справочной службы русского языка
Название дисциплины физика в кавычки заключать не нужно. Чтобы понять, необходимо ли двоеточие, нужно видеть все предложение.
Доброе утро, подскажите, пожалуйста, по вопросу: нужна ли после двоеточия заглавная буква в следующих случаях: 1) Примечание: Трудовое законодательство не предусматривает права выдвижения сотрудниками встречных условий в данной ситуации. 2) В нашей компании увольняются пять работников. Вопрос: Необходимо ли всем выдавать трудовые одним днем? 3) А судьи кто: Вопрос главенства судей на процессе. В третьем случае — заголовок. А в перых двух случаях просто текст. Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Слово, следующее после двоеточия, пишется со строчной буквы во всех приведенных примерах.
Надеюсь снова на вашу помощь! Нужны ли кавычки после двоеточия? Проверка микрофона — это когда в него говорят: раз-раз-раз.
Ответ справочной службы русского языка
Лучше без двоеточия: Проверка микрофона — это когда в него говорят «раз-раз-раз».
Подскажите, уместно ли в этом месте двоеточие или стоит перестроить предложение? В каком падеже должны стоять слова после двоеточия? «Мы гарантируем сохранность персональных данных, оставленных пользователями при регистрации и дальнейшем использовании сайта: имя, адрес, телефон, почтовый индекс и пр.» Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Мы гарантируем сохранность персональных данных, оставленных пользователями при регистрации и дальнейшем использовании сайта (имя, адрес, телефон, почтовый индекс и пр.).
Мы гарантируем сохранность персональных данных, оставленных пользователями при регистрации и дальнейшем использовании сайта, таких как имя, адрес, телефон, почтовый индекс.
И все же жду ответа! Первые три вопроса отправлены 4, 11, 26 марта – ответа не было! Снова написали вам -15 апреля, от вас снова нет помощи. Сегодня еще одна попытка (но вопросов стало больше). 1. ИзменениЕ (или изменениЯ?) запасов продуктов в результате истечения срока годности, перевода на центральный склад, отправки заказчику и пр. 2. Ответ на вопрос может быть дан в иной(,) близкой по смыслу формулировке. Нужна ли выделенная запятая? Почему? 3. Строчная или прописная в слове «федеральный»? Провести мероприятие поручено федеральному государственному бюджетному учреждению «ВНИИзолоторедька»; Для создания федеральной государственной информационной системы (ФГИС) «Учет неопознанных объектов» следует приобрести новейшее оборудование. 4. Проверьте, пожалуйста, подпись под статьей – большая буква после двоеточия уместна? «Автор: Пресс-служба Минприроды России». 5. Подтвердите, что название институтов написано неправильно: ВНИИГеосистем (надо – ВНИИгеосистем), ВНИИОкеангеология (надо – ВНИИокеангеология)? 6. Проверьте, пожалуйста, пунктуацию: В Дальневосточном федеральном округе(,) в Магаданской области учтено шесть месторождений.
Ответ справочной службы русского языка
1. Корректно: Изменение запасов продуктов в результате истечения срока годности, перевода на центральный склад, отправки заказчику и пр.
2. Пунктуация зависит от смысла. Оборот без запятой в иной близкой по смыслу формулировке означает, что была дана близкая по смыслу формулировка, но есть и другая, тоже близкая по смыслу. Оборот с запятой содержит поясняющее определение и означает ‘в иной, то есть близкой по смыслу формулировке’.
3. Корректно написание слова федеральный со строчной буквы: Провести мероприятие поручено федеральному государственному бюджетному учреждению «ВНИИзолоторедька»; Для создания федеральной государственной информационной системы (ФГИС) «Учет неопознанных объектов» следует приобрести новейшее оборудование.
4. Лучше написать со строчной буквы: Автор: пресс-служба Минприроды России.
5. Приведем правило. В сложносокращенных словах смешанного типа, образованных из инициальных аббревиатур и усеченных основ, инициальная часть обычно пишется прописными буквами, а усеченная — строчными, напр.: НИИхиммаш, ЦНИИчермет, ГлавАПУ, КамАЗ; однако: ГУЛАГ, СИЗО (следственный изолятор), ГОСТ (государственный общероссийский стандарт), РОСТА (Российское телеграфное агентство), Днепрогэс. При этом составные названия, в которых за инициальной частью следует несокращенное слово (слова) в косвенном падеже, пишутся раздельно, напр.: НИИ газа, НИИ постоянного тока.
По правилу нужно писать: ВНИИгеосистем, ВНИИокеангеологии. Однако в уставах организаций могут быть закреплены варианты названий, не соответствующие правилам. Такие названия придется воспроизводить в юридических документах.
6. Корректно: В Дальневосточном федеральном округе, в Магаданской области, учтено шесть месторождений.
Грамота, подскажи, пожалуйста, разве не должны пункты после двоеточия писаться со строчной? Основные приоритетные направления Программы: * Развитие энергетического комплекса; * Развитие инженерной инфраструктуры и водообеспечения; * Обеспечение межнационального единства.
Ответ справочной службы русского языка
В таком перечне пункты, действительно, следует писать с маленькой буквы.
Уважаемая Грамота, подскажите пожалуйста, как правильно оформить вопросительные части после двоеточия? Возможен ли такой вариант оформления? или нужны кавычки? И что с прописными буквами в таком случае, можно ли без них обойтись? Величайшие умы человечества мучились над вопросами: что мы можем знать? на что мы можем надеяться? как нам следует поступать?
Ответ справочной службы русского языка
Вы написали предложение верно. Прописные буквы заменяются строчными, если перед перечислением стоят знаки двоеточие или тире (впереди имеется обобщение): Величайшие умы человечества мучились над вопросами: что мы можем знать? на что мы можем надеяться? как нам следует поступать?
Здравствуйте! В структуру учреждения входят: — Вокальный коллектив «Поющие бабушки»; — Клуб авторской песни. Оправданно ли здесь употребление заглавных букв при перечислении?
Ответ справочной службы русского языка
Рубрики перечня, расположенные после двоеточия, начинаются со строчной буквы (с красной строки).
Здравствуйте! Подскажите, ставится ли в резюме двоеточие после выделенных граф, например, Опыт работы, Увлечения, и нужно ли, например, далее перечисленные увлечения указывать со строчной или прописной буквы, если перечисление идет строчкой ниже от выделенной графы?
Ответ справочной службы русского языка
При написании в строку уместна постановка двоеточия, после двоеточия текст пишется со строчной буквы.
При написании с новой строки знак препинания после заголовка не ставится. Текст пишется с прописной буквы.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно оформить предложение: «Там было написано: «Посылка ма-ми-на!» Нужны ли после двоеточия кавычки и правильно ли расставлены другие знаки препинания? Большое спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Все знаки препинания расставлены верно.
Чем являются в предложении однородные перечисления, стоящие после двоеточия?
Ответ справочной службы русского языка
Синтаксическая роль зависит от строя конкретного предложения.
Здравствуйте! Ответ на свой вопрос я нашла, но мои коллеги утверждают, что возможно и такое написание: «Лауреат Премии Кандинского Таус Махачева: То, что я делаю – жизнестроительная практика, а не искусство». Действительно ли можно писать реплики после двоеточия без кавычек и с большой буквы? Спасибо. С уважением, Марина.
Ответ справочной службы русского языка
При оформлении заголовков такая практика существует.
Многие авторы статей не знают, как правильно оформить перечни или списки: какие поставить знаки препинания, написать слово со строчной или с заглавной буквы, как пронумеровать список? Если спросить корректоров или редакторов, что в текстах авторов им приходится исправлять чаще всего, один из ответов будет: «Списки!» Давайте рассмотрим основные правила оформления списков в текстах и запомним их наконец. 🙂
В списках каждый элемент принято писать с новой строки.
Простые перечни состоят из одного уровня членения текста, их часто даже не нумеруют.
Простой перечень
После предложения, предваряющего перечень, всегда ставится двоеточие:
♦ первая строка (здесь можно поставить запятую, если строка состоит из одного-двух слов, или точку с запятой);
♦ вторая строка (здесь должен быть такой же знак препинания, что и в предыдущем пункте списка);
♦ третья строка (в конце, конечно, точка).
Составные перечни
Такие перечни содержат два и больше уровней.
Составной перечень (здесь ставим двоеточие):
1. Первая часть перечня (и снова двоеточие, потому что дальше следует перечисление):
— первая строка,
— вторая строка.
2. Вторая часть перечня (двоеточие):
— первая строка,
— вторая строка,
— третья строка.
Если части списка состоят из простых словосочетаний или одного слова, их надо отделять друг от друга запятыми, а не точкой с запятой.
Если части перечня — это отдельные предложения, то в конце каждой части перечня следует поставить точку.
Все знаки в конце частей перечня должны быть одинаковыми, завершается весь перечень точкой.
Выбор символов в списках
Символы, которые нужно поставить перед новым абзацем, и регистр букв в составных перечнях зависят от глубины перечня.
Прописные буквы и римские цифры используются для обозначения высшего уровня членения, арабские цифры — для обозначения среднего уровня членения, а строчными буквами со скобкой и арабскими цифрами со скобкой принято обозначать низший уровень членения.
С такими сложными составными списками мы сталкиваемся в основном в учебной литературе, а в текстах часто прибегаем к простым спискам или составным с двумя уровнями членения.
1. Если вы пронумеровали пункт перечня цифрой с точкой (или буквой с точкой), то следующее слово надо написать с заглавной буквы.
2. Если вы решили пометить строки списка цифрой со скобкой (или буквой со скобкой), то после скобки слово следует писать со строчной буквы.
3. Если список завершается «и др.», «и т. д.», «и т. п.», то эти сокращения нельзя писать отдельно, их следует оставить на последней строке.
4. Части перечня должны быть согласованы в роде, числе и падеже с предваряющим перечень предложением.
Коротко о главном
Кажется, что запомнить всё это нереально, но на самом деле правила оформления списков ничем не отличаются от основных правил русского языка.
Если точка, следующее слово пишется с заглавной буквы, после точки — пробел.
Если скобка, следующее слово — со строчной буквы.
Если запятая или точка с запятой, следующее слово — с маленькой буквы.
Надеюсь, эти несколько основных правил помогут вам в работе, и вы с лёгкостью справитесь с любым списком в своих текстах.
Светлана Кравцова, редактор, корректор, автор блога «Грамотно по-русски»
P. S. Эту статья я написала в 2016 году для сайта Mamawriter.ru.