Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
- постпроектный,
Прилагательное
постпроектнее
/ постпроектнейший
Склонение прилагательного постпроектный
все формы
полные формыкраткие формыпревосходная степеньсравнительная степень
Полные формы
мужской род, ед.число
женский род, ед.число
средний род, ед.число
множественное число
Мужской род, ед.число
Именительный падеж (Какой? Чей?)
постпроектный
постпроектная
постпроектное
постпроектные
Родительный падеж (Какого? Чьего?)
постпроектного
постпроектной
постпроектного
постпроектных
Дательный падеж (Какому? Чьему?)
постпроектному
постпроектной
постпроектному
постпроектным
Винительный падеж, неодуш. (Какой? Чей?)
постпроектный
постпроектную
постпроектное
постпроектные
Винительный падеж, одуш. (Какого? Чьего?)
постпроектного
постпроектную
постпроектное
постпроектных
Творительный падеж (Каким? Чьим?)
постпроектным
постпроектной / постпроектною
постпроектным
постпроектными
Предложный падеж (О каком? О чьем?)
постпроектном
постпроектной
постпроектном
постпроектных
Женский род, ед.число
постпроектной / постпроектною
Средний род, ед.число
Множественное число
Краткие формы
Мужского род
постпроектен
Множественное число
постпроектны
Превосходная степень
мужского род, ед.число
женский род, ед.число
средний род, ед.число
множественное число
Мужской род, ед.число
Именительный падеж (Какой? Чей?)
постпроектнейший
постпроектнейшая
постпроектнейшее
постпроектнейшие
Родительный падеж (Какого? Чьего?)
постпроектнейшего
постпроектнейшей
постпроектнейшего
постпроектнейших
Дательный падеж (Какому? Чьему?)
постпроектнейшему
постпроектнейшей
постпроектнейшей
постпроектнейшим
Винительный падеж, неодуш. (Какой? Чей?)
постпроектнейший
постпроектнейшую
постпроектнейшее
постпроектнейшие
Винительный падеж, одуш. (Какого? Чьего?)
постпроектнейшего
постпроектнейшую
постпроектнейшее
постпроектнейших
Творительный падеж (Каким? Чьим?)
постпроектнейшим
постпроектнейшей
постпроектнейшим
постпроектнейшими
Предложный падеж (О каком? О чьем?)
постпроектнейшем
постпроектнейшей
постпроектнейшем
постпроектнейших
Женский род, ед.число
Средний род, ед.число
Множественное число
Сравнительная степень
постпроектнее / постпроектней
Словарь синонимов
постпроектный
- постпроектный
-
- постпроектный
-
прил.
, кол-во синонимов: 1
Словарь синонимов ASIS.
В.Н. Тришин.
2013.
.
Смотреть что такое «постпроектный» в других словарях:
-
послепроектный — прил., кол во синонимов: 1 • постпроектный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
1
Постпроектная деятельность Проект не может быть вечным А. И. Адамский У него есть свои сроки жизни, и если сроки не выдерживаются, если проект не переходит в статус института, он либо умирает, либо превращается в свою противоположность.
2
Предпосылки Активное внедрение и использование проектных технологий в различных сферах жизни; Возрастание роли проектов в развитии образования и его ресурсной базы Вовлеченность работников образования в проектную деятельность; (их число будет только расти) Превращение владения основами проектного менеджмента в важное конкурентное преимущество Накоплен большой массив успешных образовательных проектов, результаты которых не получили широкого распространения; (необходимы механизмы диссеминации полезных результатов реализованных проектов).
3
Актуальность Большое число педагогов не владеет в полной мере проектной технологией Неразвитость на местах систем управления проектами Отсутствие средств и механизмов распространения полезных результатов проектов, слабое внедрение в практику Невозможность выявить очевидные и неочевидные результаты образовательных проектов в заданных рамках Медленное наращивание потенциала экспертов Необходимость освоения новых компетенций: проектный менеджмент, менеджмент инноваций, внутренняя и внешняя экспертиза, общественно – государственное управление образованием и др.
4
Цели и задачи Цель: поиск и разработка эффективных механизмов (нормативных, методических, информационных) управления качеством реализации образовательных проектов Задачи: Способствовать становлению систем управления образовательными проектами на региональном и муниципальном уровнях; Разработать и апробировать комплексную оценку образовательных проектов на основе системы показателей и индикаторов, отражающих социально – экономические и культурные особенности региона; Инициировать введение обязательной общественно – профессиональной экспертизы результатов и продуктов образовательных проектов; Создать региональную тренерскую команду для обучения проектных команд проектному менеджменту; Разработать пакет нормативных актов и инструктивно-методических материалов для проведения конкурса реализованных проектов; Создать условия для эффективного завершения проектов; Организовать системное управление качеством продукции проектов; Способствовать эффективному распространению и усвоению полезных результатов проектов
5
Жизненный цикл образовательного проекта Инициация проекта Разработка и запуск проекта Реализация проекта Завершение проекта
6
Кодекс профессиональной этики при управлении проектами (этические и правовые нормы – поднять роль самодисциплины менеджеров проекта)
7
Биржа ценных идей – место встречи авторов проектов и инвесторов (в рамках молодежного форума) Биржа «ценных идей» – это интеллектуальный рынок: стимулирование проектной деятельности; признание авторства; доведение продукций проектов до потребителя; создание условий для здоровой конкуренции. Котировка акций проектов Оформление документов на интеллектуальную собственность Презентация проектов Экспертная оценка проектов Биржевые торги
8
Аукцион проектов Аукцион — своеобразная площадка оперативного сбыта интеллектуального продукта: Идеи (концепции, научные теории) Технологии (организационные механизмы, методики) Модели (схемы, матрицы, проекты, описания) Пакеты документов (нормативно – правовые, диагностические) Образовательные программы (курсы, модули и пр.) Программы развития Учебно – методические материалы (для уч-ся, учителей, слушателей ПК) Описание опыта (публицистические и исследовательские) Сценарии и разработки образовательных событий Проекты организационных структур Программные средства (компьютер)
9
Общие требования к объектам Востребованность и доступность продукта Соблюдение авторских прав Адресность, ответ на запрос Аннотация продукта Условия внедрения продукта Необходимое ресурсное обеспечение Наличие технологии использования продукта Рекомендации по внедрению продукта Формализация результатов апробации Ссылки на источники информации Глоссарий Нормативное обеспечение организации СВ по распространению продукта
10
Основные критерии оценки реализованных проектов Социально – экономический эффект Получение измеримых результатов Востребованность результатов конкретной аудиторией Развитие проекта Наличие продукций Масштабность, возможность переноса идей в другие регионы Рациональность и экономичность бюджета Наличие собственных вкладов и привлеченных средств Партнерство и сетевое взаимодействие Данные достоверной оценки результатов проекта
11
1. Социальный эффект Развитие межведомственного сотрудничества Переориентация выполнения социальных услуг от государственных органов к общественному сектору Внедрение механизмов общественного контроля над распределением ресурсов, мониторинга социальных услуг Внедрение новых социальных технологий Повышение качества жизни вследствие возможности реализации проектов, договорных соглашений Повышение социальной компетенции населения Преодоление социальной изоляции Повышение гарантий обеспечения прав и свобод человека Психологическая поддержка Развитие творчества и трудовых навыков Возможность трудоустройства, повышение социального статуса Возможность самореализации и самовыражения Расширение перечня, объема и доступности услуг Активизация внутренних ресурсов и привлечение внешних ресурсов Распространение положительного опыта Продвижение социально – одобряемой модели поведения Формирование социокультурных приоритетов
12
Важные показатели 1. Экономический эффект. Объем выделенных средств на: Трудовую реабилитацию (безработных, инвалидов …) Создание товаров и услуг по цене ниже рыночных Позитивное влияние на развитие малого бизнеса и частного предпринимательства Появление новых рабочих мест 2. Финансовый эффект: Привлечение дополнительных средств Снижение стоимости услуг (н-р, образовательных, за счет увеличения численности) Предотвращение больших затрат в ситуации «без поддержки проектов»
13
Это трудное слово «диссеминация» Процесс разработки проекта включает и стадию диссеминации результатов Создание ценных ресурсов – объектов диссеминации Инвентаризация полученных результатов и их подготовка для Д. ( создание ресурсного пакета П.с учетом потребностей рынка образовательных услуг и продуктов) Распространение результатов (использование широкого спектра каналов, методов и форм передачи информации) Содействие освоению результатов П. получающей стороной Поддержка использования результатов П. Поддержка дальнейшего распространения модифицированных и обогащенных результатов П. на новые объекты
14
Формы и способы распространения результатов Создание специальной группы поддержки Д. Ярмарка – презентация всех продуктов Презентационно – проектные семинары Мастер – классы Лекционно – докладные формы Проектно – обучающий семинар Проектная мастерская НПК Общий ресурсный пакет Гостиные и круглые столы на Интернет – портале Каталог образовательных ресурсов Методика кейс –стади Коммуникация с помощью сети Интернет и электронной почты
15
Конкурс «Лучший реализованный образовательный проект года» Цели: выявление эффективности реализации проекта и целевого использования гранта; распространение перспективного опыта. Публичный отчет по проекту, презентация продуктов Открытая общественно – профессиональная экспертиза результатов реализованных проектов Награждение: денежное вознаграждение лучших авторов.
16
Ожидаемые результаты Созданы условия и возможности для открытого общественного обсуждения результатов образовательных проектов; Рост уровня удовлетворенности граждан результатами инновационного развития региональной системы образования; Ответственность и прозрачность расходования бюджетных средств, в частности грантов; Внедрен новый механизм (конкурс реализованных образовательных проектов) управления качеством образования на основе показателей и индикаторов; Экспериментально апробирована и сформирована система показателей и индикаторов, отражающих социально – экономические и культурные особенности региона, для оценки результатов инновационной практики; Созданы системы управления образовательными проектами на региональном и муниципальном уровнях; Разработаны и реализованы обучающие программы по проектному менеджменту; проведены проектные семинары по проблемам мониторинга и диссеминации результатов проекта; Доступность и открытость новых современных образовательных ресурсов.
17
Постпроектная деятельность муниципального проекта «Внедрение подвижных дворовых игр в систему физического воспитания обучающихся дошкольных образовательных организаций г. Белгорода»
- Подробности
- Категория: Статьи
- Опубликовано 07.11.2018
- Автор: Детский сад №46 г. Белгород
- Просмотров: 1208
24 мая в рамках постпроектной деятельности «Развитие депрессивной площадки бывшего СХПК «Незнамовский» путем создания экономической зоны для развития малого и среднего предпринимательства в Незнамовской сельской территории Старооскольского городского округа» в Незнамовской сельской территории состоялась встреча с предпринимателями Старооскольского городского округа, в которой приняли участие сотрудники отдела проектов совместно с начальником управления делами и взаимодействия с органами местного самоуправления-юрисконсультом Р.В. Сафонниковым, начальником управления сельского хозяйства и продовольствия департамента по экономическому развитию В.И.Нечаевым, заместителем начальника управления Незнамовской сельской территории М.В. Груздовой, начальниками управлений сельских территорий.
В ходе мероприятия познакомились с опытом реализации проекта.
В данный момент на территории бывшего СХПК «Незнамовский» осуществляют свою деятельность более 10 предприятий, в том числе предприятие по производству кормов для сельскохозяйственных животных ООО «Фид-Групп»и цех по изготовлению тротуарной плитки.
Предприятие по производству кормов для сельскохозяйственных животных ООО «Фид-Групп»
Предприятие по изготовлению тротуарной плитки
Также функционирует цех по производству пластиковых окон, мастерская по изготовлению и ремонту мебели, шиномонтажная мастерская.