Письмо-претензия (или иначе письмо-рекламация) – вид деловой корреспонденции, который применяется в тех случаях, когда одна сторона договорных отношений в письменном виде высказывает другой стороне недовольство качеством исполнения обязательств или же информирует о полном их отсутствии.
Как правило, письменной претензии предшествуют устные переговоры (личные или по телефону), не возымевшие ожидаемого эффекта.
Независимо от того, были проведены предварительные переговоры или нет, письменная претензия является наиболее правильным способом решения проблемных ситуация. Это связано с тем, что она сразу, с момента создания, обретает доказательную юридическую силу, а также в большинстве случаев, позволяет справиться с вопросом в кратчайшие сроки.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк письма-претензии .docСкачать образец заполнения письма-претензии .doc
Кому поручить написание письма
На предприятиях и в организациях функция по написанию писем-претензий чаще всего ложится на юрисконсульта, руководителя отдела, интересы которого напрямую затронуты или, что значительно реже, секретаря или лично руководителя компании. При этом важнейшим условием является то, чтобы составитель письма имел представление о гражданско-правовых отношениях и прочих нормах законодательства РФ и умел грамотно использовать их при написании претензий.
Правила составления письма
Письмо-претензия не имеет стандартного унифицированного образца, обязательного к применению. Оно может составляться в свободном виде или по разработанному внутри предприятия шаблону. Тем не менее, существует ряд правил, которые в любом случае необходимо соблюдать в процессе его написания.
Письмо-претензия всегда должно включать в себя
- сведения об отправителе и адресате (если речь идет о юридических лицах, здесь надо указывать их полные наименования, а также, — касаемо адресата, — должность и ФИО лица, для которого оно предназначено);
- причины его написания со ссылками на пункты договора, законы и пр. нормы, которые были нарушены;
- возможные пути решения проблемы и санкции (также в соответствии с законодательством РФ), которые могут наступить для адресата в случае бездействия.
Если в письме приводятся какие-то суммы и сроки, их нужно вписывать как цифрами, так и прописью.
При наличии каких-либо дополнительных доказательств, их можно присовокупить к письму в виде приложений (это могут быть чеки, квитанции, доп.соглашения, фото, ссылки на видео файлы и т.д.). При этом в самом письме нужно обязательно отразить факт приложений, с указанием их количества и, если они письменные — числа страниц (по каждому из них отдельно).
Писать письмо-претензию можно как от руки, так и в печатном виде, но вне зависимости от того, какой путь будет предпочтен, послание нужно заверить «живым» автографом руководителя. При этом ставить на нем оттиск печати не обязательно (предприятия и организации с начала 2016 года освобождены от обязательства штамповать документы).
Экземпляров у письма-претензии может быть столько, сколько требуется, здесь нет никаких ограничений, но все они должны быть заверены должны образом.
Письмо необходимо зарегистрировать в журнале исходящей документации.
Пример составления письма-претензии
Заполнение шапки письма
Вверху документа указывается отправитель, т.е. в нужных строках пишется полное название предприятия (в соответствии с регистрационными бумагами), адрес и телефон для связи. Далее вписывается получатель: его наименование и конкретное лицо, к которому напрямую происходит обращение (должность, фамилия, имя и отчество).
Затем ставится дата составления письма и его номер по внутреннему документообороту, а также пишется название документа с коротким обозначением его смысла (например, «о нарушении по договору поставки»).
Заполнение основной части письма-претензии
В данном разделе следует описательная часть.
- Сначала нужно указать причину составления претензии и если это нарушение пункта договора, соглашения или какого-либо др. документа, то надо дать на него ссылку, т.е. вписать его дату, номер и суть.
- Если речь идет о денежных средствах, то их нужно указывать как цифрами, так и прописью.
- Потом следует сформулировать сам текст претензии (когда проблем несколько, вносить их следует отдельными пунктами) и предложить исполнить свои обязательства в конкретные сроки (тоже цифрами и прописью).
- Напоследок надо обрисовать действия, которые отправитель готов предпринять для более кардинального метода решения проблемы (например, обращение в суд).
- В конце письмо нужно обязательно подписать, с расшифровкой подписи и указанием должности подписывающего лица.
Как отправить письмо
Письмо-претензию можно отправить несколькими способами.
- Электронная почта;
- факс;
- почта России.
Наиболее простые и быстрые варианты: через электронную почту или факс. Но наиболее надежный путь – консервативная отправка через почту России. Она интересна тем, что дает возможность передать послание заказным письмом с уведомлением о вручении, которое в свою очередь будет свидетельствовать о том, что адресат гарантированно его получил. Минус здесь тоже вполне очевидный – при таком способе нужно обладать запасом времени. Самым эффективным будет совмещение двух вариантов: например, отправка копий письма через обычную и электронную почту.
Что делать после написания письма
Письмо-претензия требует наличия ответа, причем возможно различное развитие событий: удовлетворение претензий в полном объеме, частично, а также полный отказ от их удовлетворения. Как правило, сам ответ также носит письменный характер, в виде отдельного письма или же резолюции, наложенной руководителем компании-адресата на полученную претензию.
В тех случаях, когда ответа нет, следует выждать не менее 30 дней, а затем подать иск в суд или жалобу в надзорную инстанцию.
Письмо-претензия о возврате денежных средств
Когда составляется
Письменная просьба вернуть ранее уплаченные средства уместна тогда, когда эту проблему не удалось решить при непосредственном обращении. Такое может произойти, если одна из сторон не в полной мере или неправильно выполнила взятые на себя по договору обязательства. Чаще всего эта ситуация наблюдается при неудовлетворенности качеством приобретенного товара. Когда потребитель хочет его вернуть и получить обратно свои деньги.
Написание письма-претензии обязательно, если недовольный покупатель планирует обратиться за защитой своих прав в суд. Для этой инстанции обязательна фиксация того факта, что претензию сначала пытались разрешить в досудебном порядке, но порядок рассмотрения был нарушен либо просьба не удовлетворена.
Правила написания
Письмо-претензия составляется в произвольной форме, но с соблюдением основных правил делопроизводства. А поскольку этот документ может быть представлен в суд, нужно учитывать некоторые реквизиты, которые сделают его юридически актуальным, а при несоблюдении могут лишить такого статуса. К таковым относятся:
- данные адресата претензии – лица, в том числе, юридического, нарушившего права подателя;
- информация о заявителе, включая контактные данные;
- суть претензии;
- личная подпись подателя;
- дата составления бумаги.
Как сформулировать претензию
Описывая фактическую ситуацию, приведшую к требованию возврата денег, стоит придерживаться таких рекомендаций.
- Дата заключения договора (приобретения товара).
- Основные обязанности сторон по договору.
- Какие из указанных обязанностей были нарушены.
- Требование подателя о возврате средств.
- Сроки исполнения требования.
- Меры, которые намерен предпринять заявитель при неудовлетворении его просьбы.
ВАЖНО! Пишите письмо-претензию в двух экземплярах. Постарайтесь получить на втором отметку о вручении (при личной подаче).
Скачать пример письма-претензии о возврате денежных средств .rtf
Индивидуальному предпринимателю
Разбудскому Антону Михайловичу,
юридический адрес: 426046, г. Ижевск,
ул. Первомайская, д. 18
от Добронравовой Ларисы Анатольевны,
проживающей по адресу:
426024, г. Ижевск, пр-т Победы, д 12, кв. 85
ПРЕТЕНЗИЯ НА ВОЗВРАТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Между мною, Л.А. Добронравовой (далее Покупатель), и ИП Разбудский А.М. (далее Продавец) 12.05.2017 г. был заключен договор № П9н125467, по условиям которого Продавец должен был в установленные сроки передать Покупателю комод с пеленальным столиком «Агафьюшка», а Покупатель обязался оплатить цену товара.
Обязательства Покупателя выполнены полностью при заказе товара 12.05.2017 г. Продавцом были исполнены сроки доставки товара, но при его передаче обнаружилось, что комод по характеристикам не соответствует предоставленному образцу. Фасады комода изготовлены не из крашеного, а из пленочного МДФ, габариты не совпадают с заявленными, пеленальный столик обтянут другим материалом. Все это не соответствует требованиям, установленным ст. 469 ГК РФ и ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» — при продаже товара по образцу или описанию продавец обязан передать товар, которые соответствует такому образцу или описанию.
В соответствии со ст. 18 закона о защите прав потребителей, Покупатель вправе вернуть товар, не соответствующий образцу, и потребовать вернуть уплаченную за него сумму.
На основании вышеизложенного, требую в десятидневный срок со дня получения данной претензии вернуть Покупателю денежные средства, уплаченные им за комод с пеленальным столиком «Агафьюшка», в соответствии с выписанной квитанцией. В противном случае Покупатель обратится в суд с заявлением о защите прав потребителя, выплате неустойки и возмещении морального вреда.
13. 05. 2017 г. /Добронравова/ Л.А. Добронравова
Письмо-претензия о невыполнении условий договора
Когда этот документ необходим
Если партнер выполнил свои обязательства по договору ненадлежащим образом или вообще не исполнил того, что гарантировал, права ущемленной стороны может защитить суд. Но прежде чем обращаться туда, надо попытаться урегулировать проблему в порядке обращения. Для некоторых претензий составление письма является обязательным этапом перед подачей искового заявления.
Структура письма-претензии
Составить претензию следует, исходя из обычных требований к такого рода документам.
- «Шапка» – сведения об адресате: физическом или юридическом лице, нарушившем договорные обязательства.
- Данные подателя.
- Название документа.
- Реквизиты договора, условия которого не выполнены.
- Перечисление нарушенных обязательств.
- Результаты, к которым привело неисполнение.
- Сроки исправления нарушений.
- Дополнительная информация, если она необходима.
ВАЖНО! Из письма должно быть четко понятно, к каким именно фактам относится претензия, что необходимо сделать адресату, чтобы исправить ситуацию, и в какие сроки.
Скачать пример письма-претензии о невыполнении условий договора .rtf
Генеральному директору
ООО «Чистая одежда»
Перекосову Петру Николавевичу,
юридический адрес: 440000, г. Пенза,
ул. Кирова, д.23
от Петраковской Антонины Витальевны,
проживающей по адресу:
440000, г. Пенза, ул. Кирова, д.28
ПРЕТЕНЗИЯ
по договору оказания услуг № П7н 174836
от 29 июня 2017 года
29 июня 2017 года года между А.В.Петраковской (Заказчик) и ООО «Чистая одежда» (Исполнитель) был заключен договор № П7н 174836 об оказании химической чистки женской дубленки.
Согласно п.4.2 и 4.3 вышеупомянутого договора, Исполнитель обязался в срок до 2 июля 2017 года произвести химическую чистку и пришивание пуговиц к женской дубленке, а Заказчик, согласно п.5.1, обязался оплатить эти услуги по факту возврата вещи.
Однако, по состоянию на 4 июня 2017 года обязательства Исполнителя не были выполнены:
- услуга по химчистке дубленки не оказана;
- пуговицы к дубленке не пришиты;
- вещь не возвращена Заказчику.
На основании ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон, договор может быть изменен или расторгнут при существенном нарушении договора другой стороной. В связи с существенным нарушением условий договора Заказчик понес ущерб, поскольку не смог взять с собой вещь в запланированную поездку.
На основании вышеизложенного требую:
- Немедленно устранить нарушение условий, оказав услугу, прописанную в тексте договора.
- Проинформировать Заказчика, как только нарушение будет устранено.
- В соответствии с п. 6.1 договора, выплатить Заказчику неустойку в размере 10% от стоимости работ за каждый день просрочки.
В случае игнорирования требований Заказчика в течение 10 дней со дня подачи претензии, он будет вынужден расторгнуть договор и для защиты своих прав и законных интересов обратиться с исковым заявлением в суд, где помимо возврата денежных средств, потребует взыскания судебных расходов, расходов по оплате государственной пошлины.
7 июля 2017 г. /Петраковская/ А.В. Петраковская
Письмо-претензия о погашении задолженности
Когда составляется такое письмо
Поводов для написания письма с требованием погасить образовавшуюся задолженность может быть несколько:
- нарушение сроков оплаты, указанных в договоре;
- просрочка по кредиту.
Направление претензионного письма обязательно, если планируется подача искового заявления о взыскании задолженности в принудительном порядке. Без попытки досудебного урегулирования, о которой и свидетельствует данный документ, иск не будет удовлетворен, а возможно, даже не будет рассматриваться.
Особенности составления
Структура претензионного письма является обычной, а содержание оформляется в свободной форме с обязательными ссылками на нарушенные пункты о сроках и сумме уплаты по договору. Нюансы варьируются в зависимости от типа договора:
- купля-продажа;
- аренда;
- договор подряда;
- перевозка;
- хранение;
- оказание услуг;
- иное.
Желательной является ссылка на законодательные акты, которые оказались нарушенными. Обязательно указание сроков, в течение которых контрагент согласен принять средства в уплату задолженности без неустойки (или с указанной неустойкой), не обращаясь за взысканием в суд.
Скачать пример письма-претензии о погашении задолженности .rtf
Залиманскому Константину Петровичу,
проживающему по адресу:
300971, г. Тула, ул. Пузакова, д.71, кв.19
От ООО «ЖКХ-сервис»,
юридический адрес:
300971, г. Тула, ул. Пузакова, д.70
Претензионное письмо
об уплате задолженности
ООО «ЖКХ-сервис» ставит Вас в известность о том, что за вами числится задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 482 руб. 78 коп., которая образовалась по состоянию на 01 октября 2016 года. Уведомляем Вас о необходимости в недельный срок со дня получения данного письма погасить указанную задолженность.
Если требование об уплате не будет выполнено в указанный срок, подача воды в вашу квартиру будет ограничена, а впоследствии прекращена, повторное подключение будет платным, в соответствии с постановлением Правительства №354 от 06 мая 2011 года, раздел 11. В случае неуплаты вопрос взыскания задолженности будет решаться в судебном порядке.
Напоминаем, что в соответствии со ст.155 п. 1 плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В случае несвоевременной уплаты будут начисляться пени (ст.155 п. 14 Жилищного кодекса РФ). Для погашения задолженности и причины её образования просим Вас явиться в ЖКХ по адресу: 300971, г.Тула, ул. Пузакова, д.70.
03.10.2016 г. Генеральный директор ООО «ЖКХ-сервис» /Терентьев/ В.В.Терентьев
Письмо-претензия о некачественном товаре
В каких случаях составляется
Письмо–претензия о ненадлежащем качестве товара может направляться таким адресатам:
- поставщику в случае доставки товара, качеством не соответствующего договору;
- организации, продавшей товар ненадлежащего качества конечному потребителю.
Большинство таких документов направляется как раз в соответствии с защитой прав потребителей.
На какой результат рассчитано претензионное письмо
В такого рода документах всегда принято указывать, на что рассчитывает податель письма по отношению к адресату. Если речь идет о ненадлежащем качестве купленного товара, то, в зависимости от конкретной ситуации, у подателя письма есть выбор, который необходимо озвучить в документе:
- заменить некачественный товар на другой аналогичный, но надлежащего качества;
- заменить испорченный товар на такой же, но другой марки или артикула (по договоренности, с доплатой или без);
- уменьшить цену, уплаченную за товар, соразмерно с дефектами;
- бесплатно исправить недостатки, несовместимые с качеством товара;
- оплатить устранение дефектов в товаре, выполненное потребителем или сторонним лицом;
- вернуть все деньги, которые были уплачены за товар, возвратив его продавцу (расходы по возврату ложатся на продавца).
ВАЖНО! Необходимо соблюдать сроки подачи претензионного письма – для удовлетворения требований есть определенные временные рамки.
Дополнительные нюансы
Помимо озвученного требования, которое допускается Законом о защите прав потребителей, и обычных реквизитов. Обязательных для деловой переписки, в письме-претензии о некачественном товаре должны содержаться подтверждающие сведения. Они могут быть в виде приложений документов, свидетельствующих о факте оплаты товара и несоответствии качеству. Ими могут быть:
- копии чека, квитанции;
- технический паспорт на товар длительного пользования (копия);
- копия гарантийного талона на ремонт;
- акт об экспертизе технически сложного товара и др.
Скачать пример письма-претензии о некачественном товаре .rtf
Руководителю ООО «Мирандолина»
Свентковскому П.Р.,
юридический адрес: 410 620, г. Саратов, ул. Чехова, 91
от Настойченко Л.Ю., проживающего по адрес:
410 021, г.Саратов, ул. Пляткина, д.26, кв.60,
Тел. 427-06-18
ПРЕТЕНЗИЯ
08.09.2017 г. мною был куплен в Вашей фирме Смартфон Samsung Galaxy J5 Prime SM-G570F черного цвета стоимостью 12 990 рублей (по кассовому чеку). По прилагаемому гарантийному талону, на смартфон распространяется гарантия сроком на 12 месяцев.
Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», товар, передаваемый покупателю продавцом, должен быть надлежащего качества, а в силу ст. 10 вышеуказанного Закона продавец обязан своевременно предоставить покупателю полную достоверную информацию о товаре, что обеспечит возможность совершить правильный выбор. В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» информация предоставляется на русском языке. В нарушение приведенных норм, все сведения о смартфоне были исключительно на иностранном языке, что в силу прямого указания п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с изменениями на 11 мая 2007 г.) можно рассматривать как отсутствие нужной информации.
Спустя четыре дня телефон вышел из строя: после попытки подключиться к мобильному интернету наблюдается сбой, телефон не осуществляет звонки, приходится его перезагружать.
На основании ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 27 Правил продажи отдельных видов товаров покупатель, купивший товар несоответствующего качества, имеет право подать претензию и попросить о возврате уплаченных за него денег, а также компенсировать все убытки, причиненные продажей товара не того качества. Такие же требования потребитель вправе предъявить и в случае, если ему не была предоставлена необходимая информация о товаре (ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
В соответствии со ст. 22 Закона требование о возврате уплаченных за товар денежных средств, а также о возмещении причиненных убытков должно быть не позже 10-ти дней с момента получения письма-претензии. За несвоевременное удовлетворение данного требования ст. 23 Закона предусмотрена неустойка в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.
Не предоставив мне предусмотренную законом информацию о товаре, продав некачественный товар, Вы нарушили мои потребительские права, в связи с чем мне пришлось обратиться за юридической помощью и оплатить услугу по составлению настоящего письма-претензии в сумме 500 рублей (подтверждающий документ – квитанция ООО «Юрист» от 17.11.2017 г.)
Принимая во внимание вышеописанные обстоятельства, руководствуясь ст.ст. 4, 8, 10, 12, 18, 22 Закона РФ «О защите прав потребителей», я отказываюсь от исполнения своих обязательств по договору купли-продажи и требую:
- Не позже, чем через 10 дней, вернуть мне уплаченные деньги за товар несоответствующего качества – Смартфон Samsung Galaxy J5 Prime SM-G570F в сумме 12 990 рублей.
- Компенсировать мне затраты (убытки), вызванные обращением за юридической помощью, в сумме 500 рублей.
В случае оставления моего законного требования без внимания я вправе обратиться с исковым заявлением в судебную инстанцию, где буду требовать возмещения не только материальных затрат, но и морального ущерба, а также взыскания неустойки за просрочку удовлетворения законного требования потребителя.
18.11.2017 г. /Настойченко/ Л.Ю. Настойченко
Письмо-претензия о срывах сроков поставки
Особенности данного вида претензионного письма
По факту, претензия о нарушении сроков поставки относится к одной из разновидностей претензий о нарушении условий договора. Срок поставки является одним из существенных обязательств, прописанных в договоре. Поэтому его нарушение – повод к обращению в письменном виде, предшествующий заявлению в суд. Такое письмо может направляться как от физического лица, так и от организации.
Что обязательно должно содержаться в письме
Данный документ является образчиком деловой переписки, поэтому должен содержать обязательные реквизиты:
- данные получателя;
- информации об отправителе;
- название документа – претензия по договору поставки;
- суть претензии – нарушение сроков поставки – со ссылкой на положения договора;
- подпись гендиректора и/или начальника юридического отдела, печать организации;
- приложения – обязательный компонент такого письма, в них содержатся копии всех официальных бумаг, на которые есть указания в тексте претензии (договор, платежное поручение, накладная и т.п.).
Скачать пример письма-претензии о срывах сроков поставки .rtf
В ООО «Дискус»
юридический адрес:
109341, г. Москва, ул. Новомарьинская, д.3
От ИП Лукоморов Е.Ф., юридический адрес:
109456, г. Москва, ул. Байкальская. 78, кв. 12
ПРЕТЕНЗИЯ
22 марта 2017 года ИП Лукоморов Е.Ф. (Покупатель) и ООО «Дискус» (Продавец) заключили договор на передачу 10 комплектов кожаных автомобильных чехлов суммарной стоимостью 45 000 руб. с внесением предварительной оплаты.
По условиям договора (п.3.2), Покупатель своевременно внес предоплату в размере 50% стоимости (двадцать две тысячи пятьсот рублей). Срок по договору, когда Продавец должен был доставить товар Покупателю,– 30 марта 2017 года.
Со стороны Продавца условия договора не были выполнены в касательно сроков передачи товара, за который была внесена предоплата: по состоянию на 5 апреля 2017 года товар не был доставлен.
Согласно ст.23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей, в ситуации, когда Продавец, которому была выплачена сумма предоплаты за товар в размере, определенном договором, не выполнил обязательство по передаче товара Покупателю в срок, также установленный в договоре, потребитель имеет право потребовать выполнения по своему выбору одного из двух вариантов:
- получения товара до истечения нового установленного Покупателем срока;
- возврата полной суммы предоплаты за товар, полученной Продавцом, не передавшим товар вовремя.
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.23.1 Закона я требую:
- Доставить 10 комплектов кожаных автомобильных чехлов в недельный срок с даты получения данной претензии.
- Согласно п. 4.4 договора, выплатить неустойку за нарушенные сроки передачи товара с внесенной предоплатой из расчета 1% суммы предварительной оплаты за каждый день просрочки.
Прошу ответить на данную претензию в письменном виде в срок, определенный действующим законодательством.
Предупреждаю, что в случае, если мои законные требования будут проигнорированы, я буду вынужден обратиться с исковым заявлением в судебную инстанцию.
Приложения:
- копия договора о поставке товара №п5н 126478 от 22.03.2017;
- квитанция об оплате на сумму 22 500 руб.
6 апреля 2017 года /Лукоморов/ Е.Ф.Лукоморов
Во многих конфликтных ситуациях, когда дело доходит до суда, закон устанавливает обязательный досудебный порядок разрешения сложившейся ситуации. Неважно, чего касается дело:
- нарушение положений закона, защищающего права потребителей;
- неразбериха с банками;
- невозврат долга физическому лицу;
- претензия к страховой компании;
- невыполнение управляющей компанией или ЖКХ своих обязательств;
- любые нарушения прав гражданина РФ в соответствии с нормами ГК РФ и т.д.
Предсудебная претензия — это такое письмо, которое истец пишет ответчику и указывает в нем требования по восстановлению нарушенного права. Досудебное урегулирование конфликтов предполагает получение ответа на письмо пострадавшего, либо наличие отказа такой ответ дать. Отказ также желательно получить в письменном виде. Это станет поводом для того, чтобы подать исковое заявление в судебные органы. Составить претензию можно самостоятельно, используя готовый шаблон или образец. Образец можно скачать на нашем сайте.
Претензионный порядок разрешения конфликтов дает сторонам возможность решить дело миром, не доводя дело до суда, и не оплачивая при этом государственные пошлины и нанесенный моральный ущерб.
Опытные юристы на сайте дают консультации о том, как правильно заполнить шаблон претензии, сформулировать и аргументировать свои требования кратко, лаконично и юридически грамотно. Консультации не оплачиваются клиентами и проводятся в онлайн-режиме.
Немного о главном
В любой сфере деятельности, связанной с оказанием услуг, финансами и вопросами по защите потребителей в РФ досудебные письма пользуются большой популярностью (еще и потому, что писать их обязывает законодательство, как и давать ответы на полученные требования). К примеру:
- страховой компанией не выплачивается страховка по ОСАГО или КАСКО;
- страховой компанией в сотрудничестве с банком была навязана услуга страхования по кредиту;
- поставщик отказывается возвращать деньги за некачественный товар (чем нарушает закон по защите прав потребителей и статьи ГК РФ);
- ответчик не дает ответ на требования истца, чем нарушает претензионный порядок урегулирования споров между гражданами/юридическими лицами РФ;
- УК и ЖКХ не выполняют свои обязанности в соответствии с требованиями законодательства РФ и положениями договора между ними и жильцами многоквартирника (чем, опять же, нарушают закон о защите потребителей и их прав).
Данный перечень можно продолжать до бесконечности, у каждого гражданина РФ своя беда, но решение, на первых шагах практически одинаковое.
Основные моменты
Ни один закон РФ, в том числе и ГК РФ не прописывает обязательной формы для таких документов. Но, если внимательно изучить, указанные выше примеры, можно заметить определенные сходства. Бланки и внутренняя форма построения документов совпадают, что по решению проблем с недобросовестными должниками, что с нарушениями положений закона о защите прав потребителей. Меняется только шапка (кому и от кого) и суть предъявляемых требований. А также, нормативно – правовая база и пожелания по поводу получения ответа на претензию. Вообще, все, что касается ответа, можно узнать из законов о защите потребителей и закона о порядке обращений граждан.
Естественно, что форма и содержание претензии имеют огромное значение. Вы должны точно знать название и реквизиты организации, к которой у вас имеются требования. Вы должны указывать свои настоящие данные. Подобные документы невозможно написать и отправить анонимно. Четкость, краткость и правдивость изложения ситуации помогут вам получить ответ в кратчайшие сроки. Актуальность нормативной базы, подобранной в соответствии со сложившейся ситуацией, убедит ответчика согласиться на вашу претензию и не доводить дело до суда. Подпись и дата составления и отправки письма дают возможность отсчитать положенное количество рабочих дней и подготовиться к ожиданию ответа. Второй экземпляр с входящим номером и печатью организации дает гарантию того, что ответчик не скажет потом, что никакой претензии в глаза не видел.
Чтобы соблюсти все юридические тонкости и по неразумению некоторых положений законодательства РФ, лучше всего предварительно обратиться к опытным юристам.
Тем более что у вас имеется возможность сделать это бесплатно, и не выходя из дома.
Чтобы сразу расставить точки над «i», следует сказать, что любая письменная претензия носит характер досудебного действия, то есть любая претензия – это досудебная претензия.
Гражданско-процессуальный Кодекс каждого постсоветского государства предусматривает категорию дел, по которым обязателен досудебный характер рассмотрения спора, то есть внесение досудебной претензии. Также иногда и договоры между контрагентами содержат в себе условия обязательного досудебного порядка рассмотрения споров.
Файлы в .DOC:Бланк досудебной претензииОбразец досудебной претензии
Юридический аспект досудебной претензии
С целью регламентации процесса досудебного спора введены требования по направлению контрагенту (стороне дела, исполнителю, продавцу) претензии, которую последний будет обязан рассмотреть и либо удовлетворить требования претензии, либо отказать в них. При любом решении обязательным является письменный ответ на претензию.
Если все требования будут удовлетворены, то претензия не перейдет в ранг процессуальных документов, необходимых для гражданского судопроизводства.
Досудебным разбирательством претензия становится только в случае неудовлетворения ее требований. Тогда копия претензии и ответ на нее ложатся в основу судебного иска.
Что закон требует от претензии
Форма, стиль, структура претензии не имеют правовой регламентации. Поскольку юристам свойственно все усложнять, они обычно составляют претензию, руководствуясь требованиями закона к договорам. Испуганные неюристы, ознакомившись с образцами претензий в Интернете, бегут к адвокатам, поняв, что с таким текстом им самостоятельно не справиться.
В итоге неюристы платят адвокатам большие деньги и получают тексты претензий, оформленные на уровне международных договоров.
Это совершенно пустая трата денег. Претензия должна содержать в обязательном порядке лишь минимум реквизитов, который свойственен, например, заявлениям в ЖЭК. К ним относятся «шапка», то есть реквизиты автора претензии и того, кому она направлена, причина направления претензии, дата ее составления, подпись, перечень прилагаемых документов и упоминание о том, что претензия является досудебной.
В остальном претензия может быть как печатной, так и написанной от руки, грамотной или содержащей грамматические ошибки, написанной безэмоционально или со смайликами.
Для чего нужна досудебная претензия
Выше уже было сказано, что досудебный порядок рассмотрения споров может быть регламентирован как законодательно, так и в результате договоренностей между контрагентами.
При этом закон не запрещает подавать претензию при любом споре, даже по поводу натянутых отношений с соседями. В любом случае претензия станет весомым доказательством в судебном разбирательстве.
Таким образом, назначение претензии как юридического документа состоит в фиксировании факта нарушения прав автора претензии. Одновременно претензия фиксирует и время обращения за восстановлением нарушенного права. То есть предъявление письменной претензии приостанавливает течение сроков давности. Это очень важно при ограниченном сроке обжалования. Например, возврат недоброкачественного товара возможен в течение 14 дней с момента покупки. Если покупатель направит в течение этого срока претензию продавцу, то со дня ее подачи 14-дневный срок останавливается и остается действующим на весь период рассмотрения спора.
Что значит «досудебный»
В данном случае название говорит само за себя. Досудебная претензия – это то, что предваряет судебный иск. Посредством претензии претенционист заявляет контрагенту о намерении защитить свои права через суд, но при этом предоставляет контрагенту возможность исправить положение добровольно.
Структура претензии
Досудебная претензия, как и любой документ, имеет обязательные реквизиты. К ним относятся:
- «Шапка», или данные сторон, которые вписываются в верхний правый угол листа. Кому – наименование лица или органа, которому направляется претензия, его юридический или физический адрес. От кого – наименование (или ФИО) претенциониста, его адрес и номер телефона.
- Под «шапкой» по центру листа большими буквами пишется наименование документа. В нашем случае это «П Р Е Т Е Н З И Я».
- Описательная часть начинается после «претензии». В нее входят все данные, свидетельствующие о нарушении прав автора претензии. То есть описательная часть должна включать в себя все, что связано с приобретением товара или услуги – дату приобретения, номер и дату договора, стороны договора, историю поломок, историю ремонтов и т.д.
- Описательная часть должна содержать перечень обязательств контрагента, которые он не исполнил. Например, «Ваша компания по контракту обязана поставлять мне тепло в объеме 1000 гкал, однако замеры показали, что вы поставляете только 500 гкал, о чем имеется акт экспертизы».
- Резолютивная часть, то есть перечисление того, что требует автор претензии. Резолютивная часть располагается после описательной и начинается со слов «п р о ш у» или «т р е б у ю», расположенных по центру листа. Вы можете просить расторжения договора, возврата некачественного товара, возмещения причиненных убытков или исполнения обязательств по поставке нужного объема тепла.
- Дата – очень важный компонент претензии, фиксирующий момент вашего обращения и приостанавливающий все сроки давности.
- Подпись.
- Перечень прилагаемых документов. Если вы подкрепляете претензию документальными подтверждениями вашего нарушенного права, то обязательно перечислите их в списке в нижнем левом углу листа. К документам могут относиться акты экспертиз, акты дефектовок, фотографии, ксерокопии договора и т.д. Никаких ограничений по количеству предоставляемых документов не имеется.
Важно! Обязательно последними словами претензии, перед датой и подписью, должны быть «Данная претензия носит характер досудебной, то есть является способом досудебного рассмотрения спора».
Когда ждать ответа на досудебную претензию
Общий срок рассмотрения заявлений определен законодательством в 30 дней. Если по истечении этого срока ответ не будет получен или не будут исполнены ваши требования, то можно обращаться в суд. Вовсе не обязательно добиваться ответа от контрагента. Суд интересует не его ответ, а то, что вы вовремя подали претензию.
Важно! Поскольку именно факт своевременной подачи претензии имеет для суда решающее значение, следуйте нескольким простым правилам:
- Храните доказательства того, что вы вовремя подали претензию.
- Если вы лично относите претензию своему контрагенту, то относите ее в двух экземплярах. Пусть на втором экземпляре контрагент поставит штамп о приеме и распишется, что получил претензию.
- Если вы отправляете досудебную претензию по почте, то храните квитанцию об отправке и обязательно приложите к конверту перечень прилагаемых документов. Почта заверит тот факт, что вы отправили контрагенту не пустой конверт или не приглашение на свадьбу. Обязательно отправляйте претензию заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Если вы отправляете претензию в электронной форме, то не удалите случайно письмо из почтового ящика.
Помните, что юридически подкованный контрагент ухватится за любую возможность доказать, что никаких претензий от вас не поступало.
Многие Интернет-пособия советуют указывать в претензии срок, в который контрагент обязан дать ответ. Не усложняйте себе жизнь. Вовремя ответить – это его проблемы, а не ваши. Тем более что сроки рассмотрения варьируются в зависимости от того, кому вы направляете претензию.
Претензия претензии рознь?
Все претензии по своему юридическому значению одинаковы. Различаются они лишь «шапкой» и тем, что вы укажете в описательной части.
Разумеется, имеются сферы правоотношений, в которых претензии особенно распространены, а именно:
- Банковские и коллекторские претензии клиентам с требованиями возврата задолженностей в добровольном порядке.
- Клиентские претензии банкам и коллекторам по неправомерным начислениям.
- Претензии арендаторам.
- Претензии арендодателям.
- Претензии ОСАГО по невыплате страховых случаев и т.д.
Природа претензий очень разнообразна.
Совет напоследок
Претензии являются очень действенным методом защиты нарушенных прав. Иногда одного факта подачи претензии достаточно, чтобы контрагент выполнил ваши требования. Если ваши требования обоснованы, то выполнить их добровольно обойдется контрагенту дешевле, чем выполнить их по судебному решению.
Поэтому не надо стесняться претензий. Смело пишите их по любому поводу.
Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →
Досудебная претензия (или претензионное письмо) содержит предварительные требования, адресованные недобросовестному продавцу, поставщику, исполнителю – то есть, другой стороне договора, которая не смогла выполнить свои обязательства надлежащим образом. Правильно составленная претензия может содействовать удачному решению спора в досудебном порядке или в суде.
Содержание
- Для чего нужна претензия?
- Образец претензии
- Как направить претензию?
Для чего нужна претензия?
Письмо-претензия — это документ, используемый в договорных отношениях. Такое письмо составляется в случае, если одной стороне необходимо выразить недовольство некачественным выполнением обязанностей второй стороны.
Ольга Смирнова
Юрист по гражданским делам, магистр права
Письменная претензия — самое разумное решение таких ситуаций. Её можно применять независимо от того, были ли проведены переговоры между сторонами. С момента написания письмо-претензия обладает доказательной юридической силой. Также в большинстве ситуаций она помогает решить вопрос быстро.
Обязательна ли досудебная претензия?
Другое название обращения с письмом-претензией — досудебный порядок урегулирования спора. При решении споров о правах потребителей в досудебном порядке закон встаёт на сторону пострадавшего. Так, если продавец проигнорировал письменную претензию и отказался решить проблему в досудебном порядке, суд вправе назначить ему штраф в размере 50 % от причинённого покупателю ущерба.
Нередко в договоре между сторонами изначально подразумевается возможность решения проблемы с помощью такого письма. Составление досудебной претензии очень желательно, однако на суде в качестве претензии подойдёт даже переписка между сторонами, если в ней указаны требования пострадавшей стороны. Также должна быть возможность понять, на каких основаниях письмо было написано.
Помимо этого, в некоторых ситуациях по закону обязательно соблюдать досудебный порядок спора. К таким случаям относится, например, спор насчёт выплат по ОСАГО. Чтобы досудебный порядок считался соблюдённым, достаточно, чтобы пострадавшая сторона грамотно составила письмо-претензию и отправила её ответчику заказным письмом.
Если закон напрямую обязывает отправлять письмо-претензию, не выйдет подать иск в случае отсутствия доказательств, что досудебная претензия была отправлена: в таком случае иск вернут. Истец сможет заново обратиться в суд только после того, как напишет претензию и предоставит доказательства об этом.
Виды претензий
Среди писем-претензий выделяются претензии на возмещение ущерба (например, если пострадавшему залили квартиру или повредили автомобиль в ДТП). В таком случае письменную претензию пишут не по причине неудачной сделки, как это чаще всего происходит, а из-за действия, которое принесло ущерб. Если кто-то из сторон решил изменить или расторгнуть договор, письмо-претензия должно быть написано в обязательном порядке независимо от того, кто заключал договор: физические или юридические лица.
Как составить претензию?
У письма-претензии не существует единого образца составления, от которого нельзя отклоняться. Оно может быть написано как в свободной форме, так и по образцу, который установило начальство предприятия. Несмотря на это, существует ряд правил, которые необходимо соблюдать при написании письменной претензии. В этом документе обязательно должны быть:
- информация об отправителе и адресате (в случае с юридическими лицами очень важно указывать полное название предприятия, а если у такого письма есть конкретный адресат, должны быть написаны его должность и ФИО);
- причины составления письма со ссылками на нарушенные пункты договора, законы или другие нормы;
- возможные способы решить проблему, а также информация о последствиях, которые могут ожидать адресата в случае бездействия в соответствии с законодательством РФ.
Любые суммы, даты и прочие количественные значения в письме необходимо записывать как цифрами, так и прописью.
Ольга Смирнова
Юрист по гражданским делам, магистр права
Если есть какие-то доказательства случившегося, они могут быть приложением к письменной претензии. Например, чеки, квитанции, фотографии, дополнительные соглашения или ссылки на какие-то материалы в Интернете могут сыграть роль такого доказательства. В таком случае в письме необходимо указать, что такие приложения существуют. Нужно написать, сколько их, а если доказательства письменные — для каждого из них нужно указать количество страниц.
Шапка претензии
Вверху письменной претензии нужно указать, кто отправитель: либо написать ФИО потерпевшего гражданина, либо указать адрес, телефон и полное название предприятия. Название должно быть написано в точности так же, как в регистрационных бумагах. Далее указывается получатель: название предприятия и ФИО конкретного человека, к которому необходимо напрямую обратиться.
Описательная часть
Описательная часть — это хронологический пересказ происходивших событий, из-за которых пострадавшей стороне пришлось составить письменную претензию. Стоит начинать с момента, когда вам продали товар или оказали услугу. Необходимо указать дату этого события; договор или чек, подтверждающие сделку с получателем; цену и причину недовольства. Если речь идёт о товаре, необходимо указать его наименование, артикул и, если понадобится, другую важную информацию. После этого нужно указать, когда именно случилась неприятность, в чём она заключалась и что потребитель уже пытался сделать. В этом документе необходимы конкретные даты, а в некоторых случаях — и время событий; реквизиты всех упоминаемых документов, ФИО работников, имеющих отношение к проблеме и так далее.
Мотивировочная часть
Эта часть претензии наиболее важна, так как в ней указано, что именно требует потребитель и на каком основании. Если не удастся понятным и убедительным языком разъяснить требования, отказать могут даже в случае, если всё очевидно. Для обоснования следует ссылаться на нужные пункты договора, законодательства РФ и собственные рассуждения.
Заключительная часть
В заключении необходимо указать следующее:
- Сформулировать требования в соответствии с законом: отремонтировать помещение, вернуть средства, заменить товар и т.д. При необходимости вернуть деньги указываются реквизиты счёта.
- Обозначить срок, в течение которого получатель обязан отреагировать на претензию.
- Обозначить, что в случае игнорирования требований в течение указанного срока пострадавшая сторона может подать в суд.
- Перечислить приложения, поставить дату и подпись.
Всё, что связано с денежными средствами, необходимо указывать как цифрами, так и прописью.
В приложении к претензии должны быть копии документов, являющихся доказательством произошедшего. Оригиналы документов нужно всегда держать у себя. Подойти могут следующие документы:
- товарный чек и другие документы, подтверждающие оплату;
- акт приемки или дефектная ведомость;
- договор, подписанный перед оказанием услуг или продажей чего-либо;
- гарантийный талон и так далее.
Под конец необходимо указать, какие действия предпримет отправитель в случае необходимости решения проблемы кардинальным методом (например, обратится в суд).
В конце такого письма обязательно должна стоять подпись с расшифровкой, ФИО и указанием должности отправителя.
Образец претензии
В ООО «Исполнитель»
Адрес, ИНН, ОГРН
От: ФИО, место жительства, контактный телефон
ПРЕТЕНЗИЯ
1 сентября 2020 года между мной и ООО «Исполнитель» был заключен договор № 22 на выполнение ремонтных работ («Договор») в квартире по адресу (указать адрес) на условиях, определенных в Договоре, а именно в срок до 15 октября 2020 года.
Работы по Договору не были завершены в указанный срок, и не завершены на данный момент (перечень незавершенных работ прилагается к настоящей Претензии).
Работы по Договору были полностью оплачены мной в сумме _____ рублей.
Согласно п. 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», исполнитель, нарушивший сроки выполнения работ, уплачивает потребителю неустойку в размере 3% от цены работ за каждый день просрочки.
На момент направления настоящей претензии сумма неустойки, подлежащей выплате, составляет ____ рублей (расчет прилагается к настоящей претензии).
В соответствии с вышеизложенным и на основании ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», настоящим требую:
- уплатить неустойку за нарушение сроков выполнения работ в сумме ____ рублей;
- завершить работы по Договору в срок не позднее _____.
Невыполнение изложенных в настоящей Претензии требований будет являться основанием для обращения в суд.
Приложения:
- Расчет неустойки.
Дата, подпись.
Как направить претензию?
Письменную претензию можно отправить по электронной почте, факсу или через почту России.
Ольга Смирнова
Юрист по гражданским делам, магистр права
Через электронную почту и факс отправлять проще и быстрее, но привычная почта России надёжнее. Её особенность в том, что претензию можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Таким образом, отправитель сразу же узнает о гарантированном получении письма адресатом. Однако если времени не так много, этот вариант не очень подойдёт. Эффективнее всего послать оригинал заказным письмом через почту России, а копию отправить на электронную почту.
Что делать после написания письма?
На письменную претензию следует ответить, причем разными способами: можно удовлетворить претензии полностью, частично либо отказаться от их удовлетворения. Ответ также должен прийти в письменном виде — либо отдельным письмом, либо резолюцией, которую наложил на письменную претензию адресат. Если ответа нет долгое время, на адресата следует подать иск в суд либо жалобу в надзорную инстанцию не ранее, чем через 30 дней.
Сроки рассмотрения претензии
Не существует закона, который определял бы сроки ответа на претензию — указано лишь то, что срок не должен быть слишком большим. Однако на практике чаще всего в суд подают, если ответ на претензию не приходит в течение 30 дней. Также стороны могут самостоятельно установить между собой этот промежуток времени.
Отсчёт идёт с момента, когда адресат получил претензию. Он может получить её как лично, так и по почте — во втором случае считается именно момент получения письма.
Сложнее всего отсчитывать сроки в случае, если адресат намеренно отказывается забирать полученную претензию. Очень сложно прийти к единому мнению по поводу того, когда считать претензию дошедшей до адресата. Некоторые предлагают в качестве точки отсчёта день, когда письмо пришло обратно отправителю из-за истечения срока хранения. В этом случае суд посчитает соблюденным порядок написания претензии, однако процесс очень растянется: письмо в один конец идёт от трёх дней до двух недель, а в почтовом отделении адресата лежит в течение месяца. Поэтому лучше отсчитывать сроки другим способом — с момента поступления уведомления о пришедшем письме, а не с того дня, когда письмо отправили назад в связи с истечением срока хранения.
В течение определённых сроков покупатель может предъявить претензию продавцу. К примеру, если человек приобрёл некачественный товар, претензия может быть предъявлена, пока не закончился гарантийный срок на товар. Если такой срок отсутствует, отсчитывается 2 года с момента покупки. Кроме того, существуют установленные сроки для письменных претензий по транспортным услугам, услугам связи и ОСАГО.
Написание претензии в разных ситуациях имеет ряд особенностей, которые невозможно изложить в одной статье. Обратитесь к юристу, чтобы составить этот документ правильно.
В каких случаях нужна досудебная претензия и когда она необходима? давайте разберемся.
Казалось бы: когда из поведения и действий другой стороны сделки (договора) очевидна неизбежность обращения в суд, досудебная претензия бесполезна и бессильна.
Но следует обратить внимание на то обстоятельство, что иногда в силу Закона или (чаще всего) текста договора, досудебная претензия является обязательной. Отсутствие факта ее вручения (причем правильным способом) приводит к возвращению искового заявления.
Практически все размещенные на сайте в рубрике «Претензии» примеры документов являются досудебными претензиями (за исключением претензии по изменению договора). Это означает, что такие документы предшествуют подаче искового заявления в суд, содержат правовое обоснование позиции подающего претензию и направлены на мирное урегулирование спора. Поскольку любая претензия может быть расценена как досудебная, составляется такой документ в письменной форме, а отправившее претензию лицо обеспечивает предоставление доказательств ее направления (вручения).
Скачать образец:
Досудебная претензия
Пример досудебной претензии
Гр-ну РФ Воскову Андрею Аркадьевичу,
446028, г. Сызрань, ул. Ак. Сахарова, 17-34
от Мастерова Саммуила Иосифовича
446026, г. Сызрань, ул. Октябрьская, 34-48
Досудебная претензия
19.10.2016 г. между мной и гражданкой РФ Восковой Анной Вячеславовной был заключен договор займа, в соответствии с условиями которого в собственность указанного лица мной переданы денежные средства в размере 350 000 руб. с условием о выплате указанных средств в срок до 19.12.2016 г., под 30 % годовых.
Кроме того, 19.10.2016 г. Вы выступили поручителем по указанной сделке, что подтверждается договором поручительства от 19.10.2016 г., а также договором залога движимого имущества от 25.10.2016 г, а именно автотранспортного средства КАМАЗ, 1989 г.в., гос.номер О198РВ.
В соответствии со ст. 343 ГК РФ одной из обязанностей залогодателя (поскольку право владения и пользования осталось за Залогодателем) является обязанность застраховать от рисков утраты и повреждения заложенное имущество на сумму не ниже размера обеспеченного залогом требования. Аналогичное требование содержится в п. 3.7 Договора залога автотранспортного средства от 25.10.2016 г. До настоящего времени, несмотря на многочисленные запросы, копия договора страхования мне не предоставлена. Кроме того, в нарушение ч. 2 ст. 343 ГК РФ Вами не обеспечена реализация права проверять по документам и фактически наличие, количество, состояние и условия хранения заложенного имущества.
Исходя из ч. 3 ст. 343 ГК РФ при грубом нарушении залогодержателем возложенные на него обязанностей, в том числе по страхованию предмета залога, когда такие действия создают угрозу утраты или повреждения заложенного имущества, залогодержатель вправе потребовать досрочного исполнения обязательства, обеспеченного залогом, и в случае его неисполнения — обращения взыскания на заложенное имущество.
20.11.2016 г. Восковой А.В. направленна письменная претензия о расторжении договора, оставленная без ответа. На основании изложенного и в соответствии со ст. 349 ГК РФ, учитывая наличие соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, требую в течение 10 дней с даты получения настоящей претензии предпринять меры по передаче в мою собственность заложенного автотранспортного средства. В противном случае буду вынужден обратиться в суд с исковым заявлением об обращении взыскания на заложенное имущество, а к Восковой А.В. – о взыскании долга по договору займа.
10.12.2016 г. Мастеров С.И.
Как составляется досудебная претензия
Досудебная претензия представляет собой практически исковое заявление. Текст претензии должен содержать правовое обоснование, фактические обстоятельства, требования.
Составляется досудебная претензия по следующему шаблону:
- указывается адресат претензии – контрагент по сделке, лицо, нарушившее свои обязательства, в некоторых случаях – иные лица (например, при возмещении ущерба здоровью, который причинен несовершеннолетним, адресатом претензии станут его родители);
- личные данные отправителя претензии: Ф.И.О., адрес, телефон, электронная почта;
- наименование: досудебная претензия, чтобы подчеркнуть намерение обратиться в суд при отказе удовлетворить законные требования стороны сделки;
- основания возникновения между сторонами обязательства: о договоре, совершении действия, причинения вреда при необходимости подать претензию по возмещению ущерба и т.п.
- ссылки на нормы права, которые регулируют возникшие отношения между сторонами;
- требования подателя претензии;
- срок, в течение которого надлежит ответить на претензию;
- обращение в суд с иском в случае отказа удовлетворить требования претензии.
Если обязательство между сторонами носит денежный характер и в перспективе подача искового заявления о взыскании неустойки, включить ли такое требование или просить только возврата основного долга – право подающего претензию лица.
Вручение досудебной претензии
Подготовленная в письменной форме претензия вручается способом, установленным договором. Если такой способ специально не оговорен, отправьте документ заказным письмом с описью вложения и уведомлением. Отследить дату получения досудебной претензии можно будет на сайте Почты России. И именно с этой даты начинается отсчет времени до подачи искового заявления в суд.
Копию досудебной претензии необходимо сохранить, как и документ об отправке претензии. Они станут приложением к иску и доказательствами по гражданскому делу, в т.ч. о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
В отличие от искового заявления и жалобы, претензия является инструментом для урегулирования конфликта между сторонами до обращения в органы государственной власти.
Если нарушены ваши права или задеты законные интересы, вы можете направить свои претензии виновному лицу, пытаясь решить проблему мирным путем. Такой способ применим в самых разных ситуациях: при покупке бракованного товара, оказания услуги ненадлежащего качества, получении страховки, отношениях с кредитными учреждениями и многими другими. Во всех случаях вы имеете право уведомить нарушителя о своих требованиях, надеясь, что он признает свою неправоту и согласится решить вопрос в досудебном порядке.
Досудебная претензия ваша воля или обязанность?
Желание пострадавшего урегулировать конфликт мирным способом вполне понятно, поскольку в таком случае:
- уменьшаются сроки на решение вопроса, быстрее будут удовлетворены требования материального характера;
- отсутствует необходимость в подготовке пакета документов, обязательного для подачи в орган государственной власти;
- нет дополнительных затрат в виде уплаты госпошлины, расходов на экспертизу.
Вы всегда имеете возможность попытаться разобраться с нарушителем, обозначив свои требования в претензии.
Если в обращении вы сошлетесь на доказательства вашей правоты, второй стороне будет выгоднее урегулировать ситуацию мирно, без лишнего шума
Если раньше претензионный порядок разрешения споров оставался на усмотрение пострадавшего лица, то с 2016 года в ГК РФ были внесены изменения, сделавшие процедуру обязательной при определенных обстоятельствах. В ст. 4 АПК РФ говорится, что гражданско-правовые дела принимаются на рассмотрение судом только по прошествии 30 календарных дней после направления нарушителю претензии. Это касается экономических споров, когда результатом удовлетворения требований является передача денежных средств или материальных ценностей.
Претензионный порядок не обязательно соблюдать, если суть вопроса заключается:
- в определении обстоятельств разбирательства, которые имеют юридическое значение;
- в признании организации, частного предпринимателя или гражданина банкротом;
- в разрешении корпоративного конфликта;
- в защите интересов и прав группы людей;
- в осуществлении производства, основанного на судебном приказе;
- в контроле и содействии арбитража в отношении работы третейских судов;
- в признании действующими и принятыми к исполнению решений, актов и других правовых актов, вынесенных органами власти иностранных государств.
Также претензионный порядок не нужен, если в арбитраж обращаются представители федеральных и органов местного самоуправления с целью защиты общественных интересов людей и организаций.
Обратите внимание!
Если в случаях, обозначенных в законодательстве, вы не прошли обязательную процедуру мирного урегулирования конфликта, в принятии искового заявления откажут.
Претензия как доказательство в гражданском деле
Этот документ подтверждает тот факт, что вы пытались урегулировать конфликт, не задействовав инструменты принудительного решения вопроса. Чтобы он был принят на рассмотрение судом, необходимо соблюсти ряд правил при его составлении.
Претензия оформляется в письменном виде. Законодательство РФ не предусматривает конкретного образца документа. За основу берется форма обычного делового письма, которое содержит:
- данные адресата и отправителя: имя, фамилия, отчество или наименование организаций, их адреса, контактная информация;
- название документа, прямо указывающее на его предназначение;
- основание, по которому у сторон отношений возникли взаимные обязательства, ставшие причиной спора. Это может быть договор, совершение каких-либо действий;
- указания на положения нормативных актов, которые регулируют вопросы в рассматриваемой сфере;
- требования лица, направившего претензию;
- срок ответа;
- сообщение о подаче искового заявления в случае отсутствия ответа на послание.
Практика показывает, что благосклонность суда обеспечена, если истец предпринял попытку мирного разрешения спора, даже в тех случаях, когда процедура не обязательна
Требования в претензии должны иметь четкую формулировку и точный срок исполнения. Вы должны отдавать себе отчет, что любое из них должно подкрепляться доказательствами. Если нет письменных оснований, то подойдут устные показания свидетелей. Срок удовлетворения притязаний необходимо устанавливать реальный, не слишком обременительный для ответчика.
Важно обозначить точную сумму и привести ее расчет. Он отличается в разных ситуациях. Как правило, за основу берется цена неисполненных обязательств должника, которая подлежит возврату. Также указываются: компенсация издержек, связанных с составлением и отправкой претензии, размеры пени и иных выплат, обозначенных в договоре или законодательстве.
Обратите внимание!
При составлении бумаги нужно ориентироваться на возможное обращение в суд. Содержание требований и размеры денежной компенсации должны совпадать с теми, что будут указаны в исковом заявлении. В противном случае орган государственной власти откажет в рассмотрении дела или удовлетворит иск только частично.
Если ответчик не отреагировал на претензию в течение 30 дней смело обращайтесь в суд, приложив копию документа к исковому заявлению. При этом еще потребуется доказать, что вы действительно отправляли требования.
Отослать сообщение можно тремя способами:
- самый надежный вариант вручить претензию лично под расписку, но он бывает часто трудно реализуем;
- второй способ отправить документ почтой, письмо обязательно должно быть заказным с уведомлением о получении адресатом;
- третий переслать требования с помощью электронной почты, но он является наименее надежным, поскольку не все суды воспринимают компьютерную распечатку в качестве доказательства.
Если к претензии приложены какие-либо документы по сути предъявляемых требований, необходимо в тексте документа указать, что они являются приложениями
В случае отправки пакета бумаг почтой следует оформить опись вложений в письмо.
Как составить ответ на претензию?
Если вам пришла претензия, необходимо дать на нее ответ. В противном случае ваше бездействие можно трактовать как нежелание решать вопрос в мирном порядке. Письменное послание не понадобится, если выполнены все требования предъявителя по присланному документу: перечислены денежные средства, передано имущество, исправлены недостатки в обслуживании и так далее. Но это идеальный вариант.
В большинстве случаев граждане не согласны с претензиями или пытаются смягчить условия исполнения требований. В такой ситуации при написании ответа следует указать:
- какие именно требования признаются полностью, а какие частично;
- когда они будут выполнены в какой период времени;
- правовое обоснование своей позиции со ссылкой на нормативные акты или договор с приложением копий тех документов, которых может не быть у второй стороны;
- желаемую отсрочку платежа с графиком перечисления денежных средств.
Обратите внимание!
Законодательство РФ не определяет порядок дальнейших действий после получения ответа на претензию. Если предложенный вариант не устроил пострадавшее лицо, оно может продолжить переписку, добиваясь наиболее приемлемых условий, а может сразу обратиться в суд для полного удовлетворения своих требований.
Образец ответа на претензию в страховую компанию по ДТП
otvet-na-pretenziu-v-strahovuu-po-dtp.docx ≈ 14 КБ
Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!
Скачать образец
Как правильно написать претензию на возврат товара в магазин?
В случае обнаружения недостатков в качестве приобретенного продукта вы имеете право потребовать от продавца возврата бракованной вещи или ее обмена на аналогичную. Претензия в таком случае должна содержать:
- изложения обстоятельств, при которых была совершена покупка, с указанием ее даты, времени и места;
- реквизиты товарного или кассового чека (отсутствие платежного документа не является причиной отказа в принятии претензии);
- описание товара и его основные эксплуатационные характеристики, в том числе серийный номер, артикул и другие данные;
- описание выявленных недостатков и их влияние на потребительские свойства продукта;
- предложение к продавцу организовать экспертизу вещи за его счет, в случае сомнений в справедливости ваших утверждений;
- способ доставки в торговую точку товара большого размера и весом свыше 5 килограмм (согласно законодательству эта обязанность ложится на продавца).
Обратите внимание!
При оформлении претензионного документа обязательно выясните правильное название организации, которой принадлежит торговая точка. Иначе вы неверно укажете адресата, и документ не будут рассматривать на законных основаниях.
Образец претензии на возврат товара в магазин
pretenziya-po-vozvratu-tovara-obrazets.docx ≈ 12 КБ
Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!
Скачать образец
Как правильно составить претензию по договору оказания услуг?
Ее форма ничем не отличается от подобного документа, написанного по любому другому случаю. Главное точно указать свои требования:
- бесплатное устранение недостатков, допущенных при оказании услуги;
- компенсация затрат, если вы самостоятельно устранили недочеты;
- расторжение соглашения, по которому предоставлялась услуга, с полным или частичным возмещением ее стоимости;
- повторное предоставление услуги за счет второй стороны;
- уменьшение стоимости соразмерно снижению качества;
- оплата неустойки по договору (пени, штрафов).
Обратите внимание!
Если в соглашении по предоставлению услуги не было указано никаких санкций за неисполнение обязательств, вы имеете право потребовать уплаты неустойки.
Образец претензии
pretenziya-na-nekachestvennuyu-uslugu.docx ≈ 23 КБ
Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!
Скачать образец
Претензия к страховой компании по ОСАГО: образец заполнения
Она подается тогда, когда гражданин не удовлетворен размером выплаты за ущерб по ДТП, или ее перечисление не было произведено своевременно.
При спорах по ОСАГО претензионный порядок является обязательной процедурой
Форма документа такая же, как и в предыдущих случаях. Существенно отличается перечень бумаг, прикладываемых к нему. Среди них:
- документ, удостоверяющий личность обратившегося человека;
- бумага, подтверждающая право владения автомобилем;
- доверенность на лицо, представляющее интересы собственника транспортного средства;
- страховое свидетельство;
- протокол и постановление о правонарушении;
- справка о ДТП, выданная сотрудником ГИБДД, или извещение, если происшествие оформлялось без участия представителя власти.
Обратите внимание!
Если один из вышеперечисленных документов ранее предоставлялся в страховую компанию, повторно подавать его не следует.
Образец претензии в страховую компанию
Pretenziya v strahovuyu kompaniyu.docx ≈ 24 КБ
Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!
Скачать образец
Резюме
Претензия является эффективным инструментом досудебного урегулирования конфликтных ситуаций. Она может применяться в сферах торговли, предоставления услуг, банковской и страховой деятельности. В спорах, связанных с экономическими отношениями, законодательством регламентирован обязательный претензионный порядок.
Суд не примет к рассмотрению исковое заявление, если процедура мирного урегулирования не была осуществлена должным образом
Форма претензии нормативными актами РФ не определена. Она должна составляться в письменном виде и содержать ясное изложение ваших требований и сроки их исполнения виновным лицом, точное указание суммы к перечислению и ее расчет. К бумаге прилагаются документы, доказывающие вашу правоту.
Направлять обращение следует почтовым отправлением с уведомлением и описью вложений или электронной почтой. Самым надежным вариантом является личное вручение адресату с получением расписки. Если все эти правила соблюдены, претензия будет иметь законную силу и поспособствует решению проблемы мирным путем. Это позволит сэкономить время и раньше добиться желаемого результата.
Как подать претензию, нужно знать в случаях, когда вы хотите добиться добровольного удовлетворения требований либо для обращения в суд написание досудебной претензии обязательно. О том, какие способы направления документа существуют и как правильно отправить претензию по почте (в том числе и электронной), расскажем в нашей статье.
Какие есть способы подачи претензии
В некоторых случаях претензионный порядок урегулирования спора обязателен, а если его не соблюсти, суд откажется рассматривать иск.
О том, когда досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров обязателен, читайте в «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Пример претензии можно скачать ниже, кликнув по картинке ниже:
Претензия о нарушении договорных обязательств
Скачать
Существует несколько способов подачи претензии — все они имеют одинаковые правовые последствия: если получатель откажется исполнять изложенные в ней требования, суд сочтет, что досудебный порядок урегулирования спора соблюден, и примет иск к рассмотрению.
Подать претензию можно:
- по почте;
- лично второй стороне конфликта;
- через интернет.
Подробнее расскажем о каждом из перечисленных способов подачи документа.
Как отправить претензию почтой
Как соблюсти претензионный порядок урегулирования спора, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Чтобы обращение ко второй стороне спора увенчалось успехом, нужно знать, как отправить досудебную претензию по почте — если сделать это неправильно, можно потратить время на ожидание ответа, но так его и не дождаться.
Чтобы отправить претензию по почте, достаточно одного экземпляра документа — того, который будет вложен в конверт. Отправить документ можно:
- простым письмом;
- заказным письмом.
Простым письмом
Закон не запрещает направить претензию обычным письмом — заплатить придется только за конверт и за марки. Однако этот способ передачи документов не оставляет отправителю никаких доказательств того, что претензия действительно была направлена адресату.
После отправки обычного письма на руках остается только чек об оплате почтовых услуг — доказать, что именно и кому вы отправляли, не получится. Именно поэтому претензию стоит отправлять не простым, а заказным письмом — этот способ чуть дороже, но при этом более эффективен.
Заказным письмом
Заказное письмо с описью вложения и уведомлением о вручении адресату — оптимальный вариант, если вы хотите отправить претензию по почте. У отправителя будет доказательство того, что адресат действительно получил письмо, а опись вложения подтвердит, что в этом письме была именно претензия, а не другой документ.
Чтобы отправить заказное письмо, потребуется:
- заполнить бланк описи вложения по форме Ф107 (его выдаст сотрудник почтового отделения);
- передать бланк описи и прилагаемые документы сотруднику почты для проверки — он удостоверится, что информация, содержащаяся в описи, соответствует содержимому письма, и заверит бланк своей подписью.
Один экземпляр бланка описи вкладывается в конверт с отправляемыми документами, а второй остается у отправителя.
Письмо нужно отправить на юридический адрес компании — его можно найти на ее официальном сайте, в имеющихся у вас документах (например, в договоре) или на сайте налоговой (для этого потребуется ИНН компании).
Что делать, если направили претензию по прежнему адресу в случае, когда контрагент сменил юридический адрес и не уведомил об этом? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в материал.
Как лично вручить претензию
Претензию можно подать лично — не придется тратить деньги на оформление заказного письма и время на ожидание его доставки до адресата. Недостаток только один — придется самостоятельно идти в организацию.
Чтобы лично вручить претензию, потребуется:
- подготовить два экземпляра документа;
- передать один экземпляр представителю компании, в которую подается претензия;
- на втором экземпляре получить отметку о вручении — подпись принявшего документ лица и дату его передачи.
Второй экземпляр претензии с отметкой о получении в суде станет доказательством того, что претензионный порядок разрешения спора был соблюден.
Подача претензии через интернет
Для начала определим, можно ли отправить претензию по электронной почте? Да, можно.
ВАЖНО! Отправляя документы, удостоверьтесь, что адрес, по которому вы их пересылаете, действительно принадлежит той компании, в которую вы обращаетесь. Подтверждением этого могут быть визитки, рекламные баннеры, сайт в интернете — в общем, любой общедоступный материал, распространяемый от имени компании.
Для отправки понадобится:
- подготовить текст претензии в электронном виде;
- перенести его в окно сообщения или прикрепить текстовый документ к письму;
- отправить письмо адресату;
- сохранить (а лучше — распечатать) копию письма из папки «Отправленное»; важно, чтобы на распечатке была видна дата отправки — от нее будет вестись отсчет срока, отводимого на рассмотрение претензии.
Отправить претензию можно и через сайт компании, если на нем есть форма обратной связи. Не забудьте указать свои контактные данные и сделать скриншот экрана с отправленным письмом — далеко не на всех сайтах сохраняется история обращений, отправленных таким образом.
Итоги
Итак, претензию можно отправить тремя способами — по почте, лично или по интернету. Вне зависимости от того, какой из этих способов выберете вы, помните о том, что у вас должен сохраниться документ, подтверждающий факт подачи претензии — опись письма и уведомление о вручении адресату, второй экземпляр обращения или распечатка отправленного письма из электронного почтового ящика.