Слова с приставкой, корнем, суффиксом и окончанием
Примеры разборов слов, у которых есть все основные морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.
- уборка
- удивление
- урожай
- спутник
- сумрачный
- па’водок
- переводчик
- переводчица
- перекличка
- перелесок
- переносица
- переписка
- перестройка
- переулок
- побелка
- поведение
- повеление
- подарок
- подводник
- подготовительный
- подделка
- поддержка
- поделка
- подземный
- пододеяльник
- подоконник
- подорожник
- подошла
- подружка
- подсвечник
- подснежник
- поединок
- помогли
- помощник
- поплавок
- потёмки
- походный
- предгрозовой
- предназначение
- предназначенная
- прескучный
- прибрежный
- прибыль
- привратник
- привычка
- пригородный
- пригорок
- придорожный
- прикрыли
- приманка
- приморский
- принесли
- припев
- пришелец
- пришкольный
- пробежка
- проводка
- проводник
- прогулка
- прописка
- прополка
- обвинение
- обучение
- объединение
- объездчик
- опилки
- освещение
- отзывчивый
- открыл
- открытие
- открытый
Смотрите примеры слов с разными морфемами:
- приставка-корень-суффикс-окончание
- две приставки — — — — — — — xyz
- три приставки — — — — — — — — — — xyz
- два корня — — — — — — — xyz
- три корня — — — — — — — — — — xyz
- с нулевым окончанием — — — —
- сдвоенные согласные — -нн-, -лл-, -пп- и другие
- неизменяемые слова — существительные без окончания
Или подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.
Основа слова — это неизменяемая часть, в которой заключено лексическое значение слова. В морфемном составе слова можно выделить приставку, корень, суффикс и окончание. Основа слова включает в себя все эти морфемы, кроме окончания.
Чтобы понять, что такое основа слова, выясним, из каких частей она состоит, входит ли окончание в основу.
Состав слова
В изменяемых словах выделяются минимальные значимые части — морфемы:
- корень
- приставка
- суффикс
- окончание.
Морфема — это термин греческого происхождения. В переводе с греческого языка это слово значит «форма».
Морфема — это минимальная значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание.
Например, в слове «солнечный» выделим следующие морфемы:
солнечный — корень/суффикс/окончание.
Исследованием морфем занимается морфемика.
Морфемика — это раздел науки о языке, который изучает морфемы.
Корень слова
Главной морфемой в слове является корень. Некоторые непроизводные слова состоят только из корня и окончания:
- река
- солнце
- небо
- трава
От значения корня зависит лексическое значение слова. Слова служат нам для называния предметов, признаков или действий. То, что обозначает отдельное слово, является его лексическим значением, например:
существует предмет «трава», и словом «трава» называется зеленый покров земли. Это лексическое значение этого слова, заключенное в корне.
Лексическое значение слова — это реальность, которая называется этим словом.
В корне содержится общее значение, которое имеют все однокоренные слова:
дом, домик, домашний, бездомный, одомашнить.
Все перечисленные однокоренные слова связаны общим лексическим значением с домом — «строением, где постоянно живет человек и его семья».
Корень — общая часть родственных слов, в которой заключено их лексическое значение.
Вокруг корня группируются в слове все остальные значимые части:
- приставка
- суффикс
- окончание
Приставка
Приставка находится перед корнем. С помощью этой морфемы образуются новые слова:
- заголовок — подзаголовок (дополнительный заголовок);
- модный — ультрамодный (очень модный);
- плыть — переплыть (преодолеть реку, оказаться на другом берегу).
Приставка вносит разные смысловые оттенки в исходное лексическое значение слова или меняет его лексическое значение.
Приставка — это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс
Суффикс является значимой частью слова. Как и приставка, он образует новые слова:
- золотой — золотистый (слегка золотой цвет);
- гора — горка (маленькая гора);
- бабушка — бабушкин (принадлежащий бабушке).
Суффикс, присоединяясь к корню, изменяет исходное значение слов.
Суффикс — это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Окончание
В отличие от приставки и суффикса, которые являются словообразовательными морфемами, окончание не образует новых слов.
Окончание изменяется и образует формы одного и того же слова, например:
- что? дорога — ед. ч., им.падеж;
- обочина чего? дороги — р. п. ед. ч.;
- иду к чему? к дороге — д. п. ед. ч.;
- думаю о чём? о дорогах — п. п. , мн. ч.
Окончание изменяет форму слова, но лексическое значение слова остается прежним.
С помощью окончаний слова оформляются в законченную мысль — предложение.
Сравним:
облако, серый, выглянуть, яркий, солнце
Из-за серых облаков выглянуло яркое солнце.
Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слов и связи слов в предложении.
Что такое основа слова
Все словообразовательные морфемы слова составляют его основу. В основу слова входят приставка, корень и суффикс. Основу слова получим, если не будем учитывать словоизменительную морфему — окончание, например:
- солёный
- красота
- забросить
Основа — это часть изменяемого слова без окончания.
В основе заключено лексическое значение конкретного слова:
красный, краснота, краснеть, покраснеть, докрасна.
Будем учитывать, что в основу слова не входят также некоторые формообразующие суффиксы.
Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глаголов. Эта морфема, как и окончание, не включается в основу глагольных форм:
- подбросила мяч;
- осветило верхушки деревьев;
- заиграли на гитаре.
Дополнительный материал: Как разобрать слово по составу.
Видеоурок
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
- не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
- не владеет алгоритмом разбора слов по составу.
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
4. корень -КУП-
5. приставка ПО-
6. суффикс — -К-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
4. корень -ШКОЛЬ-
5. приставка ПРИ-
6. суффикс — -Н-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
4. корень -ЦВЕТ-
5. приставка РАС-
6. суффикс — -А-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые суффиксы имен существительных
ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-), —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Например:
- ик — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)
- иц — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)
- ист, щик, ач — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
- ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
- ошк, ушк, чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно—ласкательную форму предмету.
Суффиксы прилагательных
—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск, —тель, —ист—
Суффиксы глаголов
—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л, —ну, —ся, сь, —ть (-ти)
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время (был, спал, плыл)
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Трус — …………………………………………………………………………..
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый | |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый | |
безобразный | жизнь | съеденный | белый | |
донёс | пришкольный | водный | чёрный | |
простота | домашний | цветик | ключи | |
поворот | садик | свалка | рыба | |
замёрз | сухая | куча | курица | |
вышёл | дума | каменщик | смысл | |
завёл | жаркий | рыбка | одежда | |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
конь | лето | плакучий | мягкий | |
подтянул | локоток | мясник | молодость | |
вписать | проходить | зима | мяч | |
прожить | водитель | книга | сады | |
заяц | часы | кормовой | земляной | |
срок | котёнок | мир | ножницы | |
заря | школа | лесник | радость | |
ссора | покрасить | низкий | лодка | |
стул | сиреневый | погода | карандаш | |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Тренировочная работа по теме «Состав слова»
Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.
Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
20 слоговых таблиц в подарок
Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Правописание приставок корней суффиксов окончаний существительных
Орфограмма: Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-): правописание суффиксов имён существительных, имён прилагательных, глаголов и наречий.
1. Правописание суффиксов имён существительных
Суффиксы -чик/-щик. Суффикс -чик пишется после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж, суффикс -щик — в остальных случаях (разведчик, метчик, образчик, подписчик, перебежчик, носильщик, сменщик).
Суффиксы -ек/-ик. Суффикс -ек пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе выпадает; суффикс -ик пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе сохраняется (замочек — замочка, ключик — ключика).
Суффиксы -ец/-иц. Суффикс -ец пишется:
- в существительных мужского рода (братец, делец, хлебец);
- в существительных среднего рода, когда ударение падает на окончание (письмецо, пальтецо).
Суффикс -иц- пишется:
- в существительных женского рода (улица, мыльница, мельница);
- в существительных среднего рода, когда ударение падает на основу (платьице, строеньице).
Суффиксы -ичк-/-ечк-. Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от существительных на -иц- (луковица — луковичка, рукавица — рукавичка). Суффикс -ечк- пишется в словах, образованных от существительных не на -иц— (нянечка, лукошечко, Танечка).
Суффиксы -ышк-/-ушк-/-юшк-. Суффикс -ышк- пишется в существительных среднего рода (после него пишется окончание -о) (зёрнышко, солнышко, донышко). Суффикс -ушк- пишется в существительных мужского и женского рода (дедушка, девушка, соловушка). Суффикс -юшк- пишется в словах всех трёх родов (полюшко, долюшка, дядюшка).
Суффикс -инк-(-ин- + -к-)/-енк-. Суффикс -инк- пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин- (соломина — соломинка, рябина — рябинка). Суффикс -енк- пишется в уменьшительных формах существительных на -на, -ня, у которых в Р. п. мн. ч. не пишется на конце мягкий знак ( блесна — блёсен — блесенка, башня — башен — башенка ), а также в словах беженка, неженка, француженка, черешенка и т. п.
2. Правописание суффиксов имён прилагательных
Суффиксы -ив-/-ев-, -еват-/-евит-. Суффикс -ив- пишется под ударением, -ев- в безударном положении (красивый, спесивый, строевой, молодцеватый). Исключения : милостивый, юродивый.
Суффиксы -ов- и -ев-. После шипящих и ц под ударением пишется суффикс -ов-, без ударения — суффикс -ев- (парчовый, перцовый, камышовый, ключевой, концевой, ковшевой, вещевой).
Суффиксы -чив-/-лив-. Всегда пишутся с и (приветливый, переменчивый).
Суффиксы -к- и -ск-. Суффикс -к- пишется:
- в качественных прилагательных, которые имеют краткую форму (резкий — резок, низкий — низок);
- в прилагательных, образованных от существительных с основой на к, ч, ц, суффикс -ск- упрощается в к; звуки к, ч чередуются с ц (ненец — ненецкий, казак — казацкий, ткач— ткацкий). Исключения: узбек — узбекский, Углич — угличский).
Суффикс -ск- сохраняется в относительных прилагательных с основой на согласные д, т, з, с (матросский, французский, братский, городской) и с основой на согласные г, к, х, которые часто чередуются (Онега — онежский).
3. Правописание суффиксов глаголов
- В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед -ть (видеть — видел, облегчить — облегчила, принять — приняло).
- В неопределённой форме глагола и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева-, если в 1-м лице глагол оканчивается на -ую, -юю (рисую — рисовать).
- Если в 1-м лице глагол оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на а, то суффикс -ыва-, -ива- сохраняется (раздумывать — раздумываю, заканчивать — заканчиваю).
4. Правописание суффиксов наречий
Наречия с приставкой в-, за-, на-, образованные от кратких прилагательных, имеют суффикс -о (вправо, затемно, набело), а наречия с приставками до-, из-, с- суффикс -а (дотемна, изредка, справа, исключение — досрочно).
На конце наречий после шипящих без ударения пишется суффикс -е, под ударением — суффикс -о (умоляюще, хорошо, исключение — ещё).
Конспект урока «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)».
Основа слова и окончание
В морфемном составе слова можно выделить приставку, корень, суффикс и окончание. Основа слова включает в себя все эти морфемы, кроме окончания.
Чтобы понять, что такое основа слова, выясним, из каких частей она состоит, входит ли окончание в основу.
Состав слова
В изменяемых словах выделяются минимальные значимые части — морфемы:
- корень
- приставка
- суффикс
- окончание.
Морфема — это термин греческого происхождения. В переводе с греческого языка это слово значит «форма».
Например, в слове «солнечный» выделим следующие морфемы:
солнеч н ый — корень/суффикс/окончание.
Исследованием морфем занимается морфемика.
Корень слова
Главной морфемой в слове является корень. Некоторые непроизводные слова состоят только из корня и окончания:
- рек а
- солнц е
- неб о
- трав а
От значения корня зависит лексическое значение слова. Слова служат нам для называния предметов, признаков или действий. То, что обозначает отдельное слово, является его лексическим значением, например:
существует предмет «трава», и словом «трава» называется зеленый покров земли. Это лексическое значение этого слова, заключенное в корне.
В корне содержится общее значение, которое имеют все однокоренные слова:
дом , дом ик, дом ашний, без дом ный, о дом ашнить.
Все перечисленные однокоренные слова связаны общим лексическим значением с домом — «строением, где постоянно живет человек и его семья».
Вокруг корня группируются в слове все остальные значимые части:
- приставка
- суффикс
- окончание
Приставка
Приставка находится перед корнем. С помощью этой морфемы образуются новые слова:
- заголовок — под заголовок (дополнительный заголовок);
- модный — ультра модный (очень модный);
- плыть — пере плыть (преодолеть реку, оказаться на другом берегу).
Приставка вносит разные смысловые оттенки в исходное лексическое значение слова или меняет его лексическое значение.
Суффикс
Суффикс является значимой частью слова. Как и приставка, он образует новые слова:
- золотой — золот ист ый (слегка золотой цвет);
- гора — гор к а (маленькая гора);
- бабушка — бабушк ин (принадлежащий бабушке).
Суффикс, присоединяясь к корню, изменяет исходное значение слов.
Окончание
В отличие от приставки и суффикса, которые являются словообразовательными морфемами, окончание не образует новых слов.
Окончание изменяется и образует формы одного и того же слова, например:
- что? дорог а — ед. ч., им.падеж;
- обочина чего? дорог и — р. п. ед. ч.;
- иду к чему? к дорог е — д. п. ед. ч.;
- думаю о чём? о дорог ах — п. п. , мн. ч.
Окончание изменяет форму слова, но лексическое значение слова остается прежним.
С помощью окончаний слова оформляются в законченную мысль — предложение.
Сравним:
облак о , сер ый , выгляну ть , ярк ий , солнц е
Из-за сер ых облак ов выглянул о ярк ое солнц е .
Что такое основа слова
Все словообразовательные морфемы слова составляют его основу. В основу слова входят приставка, корень и суффикс. Основу слова получим, если не будем учитывать словоизменительную морфему — окончание, например:
- сол ён ый
- крас от а
- за брос и ть
В основе заключено лексическое значение конкретного слова:
красн ый, краснот а, красне ть, покрасне ть, докрасна .
Будем учитывать, что в основу слова не входят также некоторые формообразующие суффиксы.
Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глаголов. Эта морфема, как и окончание, не включается в основу глагольных форм:
- подброси л а мяч;
- освети л о верхушки деревьев;
- заигра л и на гитаре.
Видеоурок
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
Суффикс – не универсальная строительная единица для образования слов, так как для разных частей речи используют разные суффиксы, поэтому для правильного написания гласных в этой части слова запоминают, какая морфема для какой части речи подходит и по каким правилам надо писать.
Глаголы
Анализируя правописание, обращают внимание на следующие группы морфем:
1. Гласная А, Я, Е, И, по которой определяют спряжение, стоит перед ТЬ в инфинитиве. Чаще не вызывает вопросов, но есть слова, в которых правильный вариант надо запомнить:
Помнить написание этих слов важно, так как выделенная гласная влияет на дальнейшее словообразование: сохраняется с форме прошедшего времени (ПВр) – после этой буквы стоит Л; в деепричастиях; учитывается при образовании страдательных причастий.
2. Форма ПВр образуется по схеме «Основа инфинитива + Л», поэтому гласная в суффиксе спряжения сохраняется:
- засеЯл, кашлЯл, измерИли, увеличИлась, обессилЕли.
3. Пары суффиксов ИВА/ЕВА или ЫВА/ОВА (если слог ВА в безударной позиции) проверяют, поставив слово в 1-е лицо ед.ч:
Глагольные суффиксы
В словах, образованных от глаголов с подобными суффиксами, правописание сохраняется:
Исчерп….вающий ответ – причастие от глагола исчерп….вать: я исчерпываю – исчерпывать, исчерпывающий.
4. Из предыдущей группы исключают глаголы, в которых слог ВА ударный. Чаще это отдельная морфема – суффикс, меняющий соверш. вид на несовершенный:
Ударный суффикс -ва-
- Правило: Если суффикс —ва— отбросить и получится глагол совершенного вида, то пишется гласная корня.
- Пример: запевать — запеть, подливать подлить.
- Исключения суфф. —ева— и без него: затм-ева-ть (затм-и-ть), продл-ева-ть (продл-и-ть), растл-ева-ть (растл-и-ть), застр-ева-ть (застр-я-ть), встр-ева-ть (встр-я-ть), увещ-ева-ть, намер-ева-ться, сомн-ева-ться, обур-ева-ть.
Существительные
Суффиксы для образования новых слов этой части речи делят по значению на несколько групп.
Уменьшительно-ласкательные
Большая часть морфем, стоящих после корня в существительных и вызывающих вопросы при выборе гласной буквы, – это суффиксы для образования уменьшительно-ласкательных слов. Выбор гласной зависит от:
- Беглости. Если при изменении слова по падежам буква пропадает, то пишем Е: пальч..к – пальчика (ИК), кусоч..к – кусочка (ЕК); стульч..к – стульчИка (ЧИК).
- Ударения. ЕЦ стоит в предударном слоге (письмЕЦо), а после ударения пишут ИЦ (креслИЦе).
- Твердости/мягкости или других характеристик предшествующего морфеме звука. После твердого звучания согласных пишут ОНЬК (девОнька), после мягких или шипящих – ЕНЬК (мамЕнька, душЕнька, ручЕньки). Последний вариант используют и после гласных (ЗоЕнька).
- Исключения: баиньки, заиньки, паиньки.
- Строения основы исходного слова. ИНК присоединяют только к словам ж.р., основа которых заканчивается на ин (впадина – впадИнка, жадина — жадИнка), в других случаях – ЕНК (вишенка). Сюда же относятся слова ж.р., обозначающая лиц женского пола по какому-либо признаку (нищЕнка).
Другие суффиксы
Беглость гласной влияет на выбор суффикса слов муж. и ж. рода: умелец – умелица, владелец – владелица – в словах муж. р. Морфема с беглой буквой Е.
Суффиксы, обозначающие общность или собирательное понятие, выбирают по ударению в слове:
- большИНСТВо – с ударение после суффикса;
- равЕНСТВо – с ударением перед суффиксом.
Другие суффиксы существительных
Правописание суффиксов существительных
Прилагательные
Чаще выбор стоит между буквами И/Е. Словообразовательный анализ позволит правильно найти суффикс, в котором искомая буква, а знание правила – верный вариант написания:
- ИСТ – не имеет вариантов написания – только с И (напорИстый, приземИстый).
- ИВ – ударный вариант, ЕВ всегда без ударения (лень – ленивый, бой – боевой). Исключения только два – милостивый (от милость), юродивый (от устар. юрод).
- ЧИВ или ЛИВ нельзя путать с предыдущей группой – разбор по составу исключит ошибку, а пишутся эти морфемы только с И:
- Забота + ЛИВ = заботЛИВвый
- Расчет +ЛИВ = расчетЛИВвый
Не путать с созвучным строением: болЕвой = боль + ЕВ (безуд), волЕвой = воля + ЕВ (безуд).
Причастия и деепричастия
Правописание причастий обоих залогов в различных формах определяется разными правилами: от спряжения зависит выбор гласной в формах настоящего времени, от основы инфинитива – в прошедшем:
Наречия
Если наречие от прилагательного образовано одновременным присоединением суффикса и приставки, то правило одно:
источники:
https://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85/
https://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/osnova-slova-i-okonchanie.html
https://bingoschool.ru/manual/204/