Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. _______________“Средняя школа №___”
Итоговый индивидуальный проект
на тему:
«Электронные викторины»
Выполнила:
ученик(ца) __ класса «__»
_________________________
Ф.И. учащегося
Руководитель:
учитель информатики
___________________
Ф.И.О. руководителя
г. ____________,
20__
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Теоретическая часть 5
1.1. Что такое «викторина»? 5
1.2. Происхождение слова 5
1.3. Виды викторин 5
1.4.Особенности викторин: 6
Глава 2. Практическая часть 7
Заключение 10
Список литературы 11
Введение
Викторина — игра в ответы на вопросы (устная или письменная) из разных областей знания. Слово «викторина» появилось в 1928-х г. в журнале «Огонёк». Известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов так озаглавил подборки, включающие в себя вопросы, шарады, ребусы и т. п.
Классифицировать викторины по видам очень сложно. Признаки одной викторины оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы. Викторины, например, могут различаться по месту проведения — за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале. Викторины делят на интеллектуальные, спортивные, творческие.
Независимо от вида викторины, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований:
-
Правила должны быть просты.
-
Викторина должна охватывать всех.
-
Викторина должна быть интересна для всех.
-
Это требование тесно связано со следующим.. Викторина должна быть доступна для всех предполагаемых участников.
-
Задания, содержащиеся в викторине, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, а и способ привлечения к его выполнению.
Актуальность: тема викторин является актуальной в современном мире, поскольку викторина представляет собой игру, в которой нравится участвовать людям разных возрастов и поколений.
Объект исследования: программа для работы с презентациями PowerPoint.
Предмет исследования: технологические возможности программ для создания викторин.
Цель проекта: создать собственную электронную викторину с помощью программы MS PowerPoint.
Задачи проекта:
-
Собрать информацию из различных источников по данной теме для создания проекта;
-
Проанализировать основные виды компьютерных викторин, представленные в среде Интернет;
-
Обобщить полученные результаты и сделать выводы;
-
Рассмотреть программное обеспечение для создания компьютерных викторин, этапы их разработки;
-
Разработать электронную викторину;
-
Защитить проект.
Методы исследования:
-
Изучение литературы и других источников информации;
-
Анализ текста;
-
Тестирование учащихся;
Практическая значимость моего проекта заключается в том, что она может быть использована в школе для учащихся младших классов для лучшего усвоения информации, а также в качестве интерактивных дидактических материалов. Разработанные материалы могут быть использованы для организации самостоятельной работы учеников при выполнении домашней работы.
Глава 1.Теоретическая часть
- Что такое «викторина»?
Викторина — вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания [4, с.75].
Игры в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, а также вознаграждение за правильно данный ответ.
Существуют настольные викторины с заранее подготовленными вопросами. Очень часто на рынке настольных игр одновременно представлено несколько версий одной и той же игры, различающихся набором (часто уровнем сложности) вопросов. Встречаются также дополнительные наборы вопросов, продающихся отдельно от игры.
- Происхождение слова
Слово «викторина» появилось в 1920-х годах. Его придумал известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов в качестве названия газетной подборки, включающей в себя различные вопросы, шарады, ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу некий Виктор, сотрудник газеты. От этого Виктора и произошла «викторина». Впоследствии нашли связь этого слова со словом «победа». Виктор — лат. победитель. Этим словом стали обозначать все, что имеет вопросы и ответы.
-
Виды викторин
-
Тематические (рис.1). Выявляют интересы учащихся.
-
Развлекательно-развивающие (рис.2) Способствуют развитию мышления, гибкости ума, логики.
-
Лингвистические (рис.3) Способствуют осмыслению и запоминанию языкового материала.
-
Межтематические викторины включают межпредметные связи.
Рис. 1 Тематическая викторина Рис. 2 Развлекательно-развивающая викторина
Рис. 3 Лингвистическая викторина
1.4.Особенности викторин:
1. Правила должны быть просты;
2. Викторина должна охватывать всех;
3. Викторина должна быть интересна для всех;
4. Викторина должна быть доступна для всех предполагаемых участников;
5. Задания, содержащиеся в викторине, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех;
6. Для соревновательных викторин обязательны судья или жюри.
Глава 2. Практическая часть
Для создания практической части проекта я использовала программу MS PowerPoint.
2.1. Создание электронной викторины в PowerPoint
Для создания викторины в PowerPoint необходимо:
-
Запустить программу PowerPoint. Для этого выполните Пуск/ Все программы/ Microsoft Office/ PowerPoint (рис. 4).
Рис.4 Рис.5
-
Выбрать цветовое оформление слайдов (рис. 5). Вкладка Дизайн/ Стили фона/ Формат фона/Градиентная заливка/ Рассвет/ Применять ко всем (рис. 6).
Рис.6
-
Оформить заголовок. Вкладка Вставка/ WordArt (рис. 7).
Рис.7
-
Зайти во Вкладку Дизайн/ Стили фона/ Формат фона/Рисунок или текстура нажать на слово Файл выбрать путь Рабочий стол /Презентации/Практическая работа№2/картинку фон (рис.
Рис.8
-
2 слайд Главная/ Создать слайд/Два объекта. Набрать текст (рис. 9)
Рис.9
-
Остальные слайды делать аналогично 2 слайду
-
Возвратиться ко второму слайду для создания гиперссылок (рис. 10)
Рис.10
-
Выделить слово. Выбрать вкладку Вставка-Гиперссылка. Появляется диалоговое окно выбрать Место в документе и слайд и нажать ОК. Аналогично для остальных слайдов/ (рис. 11)
Рис.11
-
Перейти на второй слайд выбираем Вставка — Фигуры (рис. 12)
Рис.12
-
Настроить гиперссылки. Выделить кнопку. Выбрать в меню Вставка-Гиперссылка (рис. 13)
Рис.13
-
Аналогично для остальных слайдов вставка управляющих кнопок и создание гиперссылок
-
Создать последний пустой слайд с помощью объекта WordArt вставляем надпись «Спасибо за внимание!»
В ходе работы над индивидуальным проектом была достигнута поставленная цель, которая заключалась в создании электронных викторин в среде MS PowerPoint.
Для реализации поставленной цели мною были достигнуты задачи:
1) При выполнении работы были рассмотрены основные виды компьютерных викторин, представленные в среде Интернет;
2) Проанализировано программное обеспечение для создания компьютерных викторин, этапы их разработки.
3) Описана технология разработки компьютерных викторин.
4) Созданы компьютерные викторины для учащихся начальной школы.
Применение компьютерных викторин позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Список литературы
1. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 2014. № 4. – С. 63–65.
2. Зубрилин А.А. Игровой компонент в обучении информатике. // Информатика в начальном образовании. – 2016. № 3. – С. 3–78.
3. Камалов Р.Р. Компьютерные игры в школе. // Информатика и образование. – 2015. № 2. – С. 36–48.
4. Макасер И.Л. Игра как элемент обучения. // Информатика в начальном образовании. –2018. № 2. – С. 71– 77.
5. Овчинникова С.А. Игра на уроках информатики. // Информатика и образование. – 2019. № 11. – С. 89–93.
6. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. – 2014. № 4. – С. 17–20.
7. Цветаева М.С. Методические материалы по игровым технологиям. // Методический вестник. – 2018. № 8. – С. 12–33.
8. Презентация-викторина «Открывайка-ка — угадай-ка» по иллюстрациям из знакомых сказок. Часть 2. (3-5 класс) [Электронный ресурс]. Режим доступа: load/196-1-0-20655, дата обращения: 01.05.2019
9. Как сделать презентацию на компьютере в Microsoft PowerPoint [Электронный ресурс]. Режим доступа: microsoft-office/office-2010/503-kak-sdelat-prezentaciyu-na-kompyutere-v-microsoft-powerpoint.html, дата обращения:16.04.2019
10. Потенциал программы Power Point как средства создания интерактивных дидактических материалов для уроков информатики [Электронный ресурс]. Режим доступа: files/conf2011/2/Kulikova_Bobrovskaya.pdf, дата обращения: 03.05.2019
Содержание
-
2
-
3
-
5
-
6
-
7
-
8
-
9
-
11
-
12
-
14
-
15
-
17
Рассмотрим правила оформления проектных, проектно-исследовательских работ
В этом разделе представлены общие правила к оформлению проектной, проектно-исследовательской и творческой работы учащегося. Представленные здесь требования и правила оформления подойдут для ученика любого класса, а также для студентов, выполняющих подобные работы.
Параметры страницы проектной работы
Проектная работа должна быть выполнена на листах формата А4 с одной стороны, печатным или рукописным способом, в книжной ориентации.
Проектно-исследовательская работа (проект) независимо от способа набора текста должна быть выполнена с соблюдением следующих полей:
- левое поле: 30 мм;
- правое поле: 15 мм;
- верхнее поле: 20 мм;
- нижнее поле: 20 мм.
В проектной работе используется шрифт Times New Roman.
Размер шрифта: 14 pt.
Межстрочный интервал: 1,5 (полуторный).
Выравнивание текста (кроме титульного листа и заголовков): по ширине.
В работе независимо от способа набора текста необходимо соблюдение следующего абзацного отступа: 1,25 см или 1,27 см.
Основные параметры оформления документа проектной работы
Переносы слов в тексте проектной работе
Переносы в тексте проектной работы не являются обязательными, но расстановка переносов позволяет оформить работу более корректно, так как текст с переносами воспринимается легче по той причине, что расположен более плотно, нет разрывов между словами, все отступы одинаковы, что облегчает чтение и делает текст красивее.
Если проектная работа будет преобразована в формат PDF в таком случае оформлять её следует без расстановки переносов в тексте, так как формат PDF не поддерживает переносы в тексте, во время преобразования текста переносы будут убраны и текст проектной работы сместится.
При расстановке переносов в тексте проектной работы они убираются:
- на титульном листе;
- в заголовках (названиях) глав, параграфов, пунктов;
- в названиях рисунков, таблиц, приложений;
- в словах, написанных прописными буквами;
- в содержании (оглавлении).
Для автоматической расстановки переносов в тексте необходимо на вкладке «Макет», в блоке «Параметры страниц» выбрать «Расстановка переносов», в выпадающем меню выбрать пункт «Авто».
Автоматическая рассановка переносов в проектной работы
Для запрета автоматического переноса слов следует выделить текст или поставить курсор на необходимы абзац после чего на вкладке «Главная» в блоке «Абзац» нажать на кнопку «Параметры абзаца», далее в открывшемся окне перейти на вкладку «Положение на странице» и в списке выбрать «Запретить автоматический перенос слов», после этого в выбранном абзаце будет убран автоматический перенос слов.
Запрет автоматической рассановки переносов в проектной работы
Зайти в «Параметры абзаца» также можно, нажав, на необходимы абзац правой кнопкой мыши, далее в появившемся контекстном меню выбрать строку «Абзац».
Оформление титульного листа
Оформление титульного листа представлено на соответствующей странице: «Оформление титульного листа», где Вы также можете скачать пример, изменить его с учётом рекомендаций, разработанных Вашей школой, или в соответствии с требованиями учителя.
Требования к нумерации страниц проектно-исследовательской работы (проекта)
Все страницы проектной работы, начиная со второй страницы (СОДЕРЖАНИЯ), должны быть пронумерованы. Нумерация на титульном листе не ставится, но в общий объем работы он входит, соответственно, на листе СОДЕРЖАНИЕ необходимо поставить цифру 2.
Номер страницы проставляется на нижнем поле листа: по центру или справа.
Шрифт: Times New Roman.
Размер шрифта: 12 pt.
На титульном листе нумерация в проектной работе не проставляется, в том случае, если проектная работа будет сдаваться на проверку руководителю вместе с титульным листом или отправляться на печать вместе с ним следует убрать нумерацию с первого листа для этого необходимо на вкладке «Конструктор» в блоке «Параметры» отметить пункт «Особый колонтитул для первой страницы».
Пример оформления нумерации проектной работы
Если проектная работа отправляется руководителю на проверку без титульного листа, а также в том случае, если титульный лист и проектная работа на печать отправляются по отдельности следует пронумеровать работу со 2 страницы, то есть на листе «Содержание» необходимо поставить цифру 2, для этого необходимо во вкладке «Вставка» или «Конструктор» нажать на кнопку «Номер страницы» далее в выпадающем меню выбрать раздел «Формат номеров страниц», в открывшемся окне в блоке настроек «Нумерация страниц» выбрать «Начинать с» и в поле указать цифру 2 (как показано на рисунке, представленном ниже). Не забудьте проверить нет ли нумерации на титульном листе перед печатью.
Нумерация со 2 страницы в проектной работе
Данный способ можно использовать также в том случае, если титульный лист был сформирован через наш инструмент «Создание титульного листа онлайн» и не получается добавить его в проектную работу, например, происходит смещение текста, в таком случае можно распечатать титульный и проект отдельно, а затем объединить их в папке перед сдачей.
Оформление содержания проектной работы
Вторым листом проекта должно следовать СОДЕРЖАНИЕ, оно может быть оформлено как автоматически (предпочтительно), так и вручную.
Более подробно про оформление СОДЕРЖАНИЯ написано на странице: «Оформление содержания проектной работы».
Пример оформленного содержания проектной работы
Оформление заголовков проектной работы
Заголовки исследовательского проекта набираются полужирным шрифтом, в конце заголовка точка не ставится, переносы слов запрещены. Между текстом и заголовком делается пропуск одной пустой строки.
Шрифт заголовков: Times New Roman.
Размер шрифта: 14 pt.
СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ – набираются заглавными буквами с выравниванием по центру. Каждый из представленных элементов начинается с новой страницы.
Глава проектной работы начинается с нового листа, печатается строчными буквами с первой прописной по ширине страницы, главы работы нумеруются арабскими цифрами без точки (например, 1 Глава первая проектной работы).
Главы проекта делятся на параграфы, параграфы с новой страницы не начинаются (такое возможно только в том случае, когда предыдущий параграф заканчивается в конце страницы), печатаются строчными буквами с первой прописной по ширине страницы и нумеруются арабскими цифрами, где первая цифра обозначает номер главы, а вторая цифра номер параграфа в этой главе, цифры отделяются точкой, например, 1.1 (первый параграф первой главы), 2.3 (третий параграф второй главы).
Параграфы проектной работы могут делиться на пункты, оформление заголовков пунктов такое же, как глав и параграфов с тем лишь отличием, что нумерация пунктов состоит из трёх чисел, где первое число – номер главы, второе число – это номер параграфа в главе, третье число – номер пункта в параграфе, например, 2.1.2 (второй пункт первого параграфа второй главы).
Пример оформления глав, параграфов и пунктов проектной работы
При оформлении и составлении заголовков запрещается:
- использовать сокращения;
- перенос слов;
- ставить точку в конце заголовка;
- использовать выделение текста с помощью подчёркивания;
- размещать заголовки отдельно от текста главы, параграфа или пункта (на странице с заголовком должно оставаться минимум 2 строки текста);
- использовать выделение цветом (цвет текста работы – чёрный);
- выделять в главе параграф, если он в ней только 1, так же и с пунктом.
Использование сокращений в проектной работе
При использовании сокращений в работе при первом их упоминании необходимо дать их расшифровку, например: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), Организация Объединенных Наций (ООН).
Общепринятые сокращения в тексте проектной работы можно использовать без указания их расшифровки, к таким сокращениям относятся: и т.д., и т.п., см, м, мм, руб. и прочие.
Нельзя вводить в текст исследовательской работы собственные сокращения, к примеру, считается ошибкой сокращение следующих слов: фотографии – фотогр., авторы – авт., химические элементы – хим. эл. и т.д.
Оформление формул в тексте проектной работы
Если в тексте проектной работы необходимо использовать формулы, все они должны быть оформлены единообразно, набраны в специальном редакторе формул, либо набраны печатными символами, текст формулы располагается по центру строки и нумеруется арабскими символами в круглых скобках, номер располагается по правому краю листа.
После приведённой формулы ставится запятая, затем с новой строки должно следовать слово «где» (с маленькой буквы, без абзацного отступа), после которого даётся расшифровка символов, указанных в формуле, каждый символ приводится с новой строки, например:
V = S * h,
где S — площадь;
h — глубина.
Пример оформления формул в проектной работы
Оформление рисунков, фотографий и диаграмм в проектной работе
Для более наглядного представления материала при написании проекта рекомендуется использовать изображения (рисунки, фотографии, диаграммы). Все изображения должны иметь название, нумерацию. Нумерация должна быть сквозной, проставляется она арабскими цифрами (например, Рисунок 1 – Название рисунка). Название изображения помещается по центру строки без переносов слов. Сверху изображения пропускается одна пустая строка, также пустая строка должна быть пропущена после его названия.
Текст на диаграммах, созданных самостоятельно, должен быть Times New Roman: 10-12 pt.
Рисунки, располагаемые в приложениях, нумеруются в пределах приложения, перед номером рисунка ставится буква приложения, например, Рисунок Б.3 – Название рисунка (третий рисунок в приложении Б).
На все рисунки должны быть даны ссылки в тексте исследовательской работы, например, … как представлено на рисунке 2, … на рисунке 5 показано … и т.д.
Пример оформления рисунков в проектной работы
Оформление таблиц в проектной работе
Все таблицы должны иметь название, которое записывается сверху таблицы, без абзацного отступа через тире. Таблицы в проекте должны иметь сквозную нумерацию, точка в конце названия таблицы не ставится (например, Таблица 3 – Название таблицы).
Текст таблицы набирается меньшим шрифтом, чем основной текст (10-12 pt), через одинарный межстрочный интервал.
Каждая таблица должна иметь ссылку в тексте на нее, например, … как представлено в таблице 5.
Таблицы в приложениях имеют двойную нумерацию, где вначале ставится буква приложения затем через точку номер таблицы в приложении (например, Таблица Б.2 – Название таблицы (вторая таблица приложения Б)).
Пример оформления таблиц в проектной работы
Оформление списка литературы исследовательского проекта
Список литературы должен быть оформлен единообразно, информации в описании источника должно быть достаточно для его идентификации, более подробно с оформлением списка литературы для проекта можно ознакомиться на странице: «Оформление списка литературы».
Оформление приложений проектной работы
В приложениях к проектной работе размещается дополнительный материал. Приложения размещаются в конце работы после списка использованных источников.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, при этом не используются следующие буквы: Ё, З, О, Ъ, Ы, Ь (данные буквы необходимо пропустить).
Каждое приложение должно иметь информативный заголовок, который помещается под обозначением приложения через одну пустую строку, записывается по центру, полужирным шрифтом, строчными буквами с первой прописной.
Текст приложения может быть набран меньшим шрифтом, чем основной текст: 12 pt, одинарный интервал.
На каждое приложение в тексте проектной работы должна быть ссылка, ссылка может быть оформлена как в круглых скобках (Приложение А), так и дана в тексте, например, … в Приложении А представлен …
Более подробно правила и примеры оформления приложений проекта представлены на странице «Оформление приложений проектной работы».
Пример оформления приложений в проектной работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«СЕВЕРОДВИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»
(ГАПОУ АО «СТСИ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Северодвинск 2019
Составители:
Воробьева Наталья Викторовна, зав. учебной частью
Пичугина Мария Анатольевна, преподаватель
Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта рассмотрены и рекомендованы к использованию на заседании методического совета государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»
Протокол заседания Методического совета № 3 от «16» апреля 2019 г.
Председатель Методического совета Виноградова Н.В.
Содержание
1 Основные требования к структуре и оформлению индивидуального проекта 4
1.1 Структура индивидуального проекта 4
1.2 Оформление текстовой части 5
1.3 Оформление заголовков и подзаголовков 5
1.4 Нумерация страниц 6
1.5 Оформление иллюстраций 6
1.6 Оформление таблиц 7
1.7 Основные правила оформления математических формул 8
1.8 Оформление списка литературы 9
1.9 Оформление приложений 10
2 Рекомендации к написанию некоторых разделов индивидуального проекта 12
2.1 Рекомендации к написанию введения 12
2.2 Клише для написания отдельных разделов проектной работы 14
2.3 Рекомендации к написанию заключения 16
Список использованной литературы 17
Приложение А Титульный лист для профессий СПО 18
Приложение Б Титульный лист для специальностей СПО 19
1 Основные требования к структуре и оформлению индивидуального проекта
1.1 Структура индивидуального проекта
Индивидуальный проект имеет следующую структуру:
- Титульный лист (Приложение А, Б);
- Содержание;
- Введение;
- Основная часть;
- Заключение;
- Список использованной литературы;
- Приложения.
Во введении (1-2 страницы) автор может обосновать выбор темы проекта, отразить его актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы. Логичным заключением введения будет формулировка цели и задач исследования, указание методов, которые использовались при разработке проекта.
Основная часть состоит из 1-2 разделов (10-15 страниц). Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй — практический. Содержание основной части должно точно соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную обучающимся, характеристику методов решения проблемы, сравнение старых и предполагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость).
Заключение (1-2 страницы) содержит выводы, к которым автор пришел в процессе анализа собранного материала (при этом желательно подчеркнуть их самостоятельность, новизну, теоретическое и практическое значение результатов).
Список использованной литературы (не менее 3 источников) оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа.
В приложении помещаются дополнительные материалы, которые способствуют лучшему пониманию полученных автором результатов.
По объему индивидуальный проект должен быть не менее 10 листов печатного текста. Для приложений отведено не более 10 стандартных дополнительных страниц.
1.2 Оформление текстовой части
Работа оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105 – 95 «Общие требования к текстовым документам».
Текст набирается с соблюдением следующих правил:
1. Работа выполняется на листах формата А4 (210 х 297 мм). Текст работы излагается на одной стороне листа;
2. Текст должен быть набран через полтора интервала;
3. Шрифт «Times New Roman», размер шрифта № 14;
4. Параметры полей страницы: левое поле – 3,0 см, правое поле – 1,0 см, верхнее поле– 2,0 см, нижнее поле – 2,0 см.;
5. Текст должен быть расположен по ширине страницы с учетом полей;
6. Абзацные отступы должны быть одинаковыми по всему тексту – 1,5 см;
7. Слова внутри абзаца разделяются только одним пробелом;
8. Перед знаком препинания пробелы не ставятся, после знака препинания — один пробел;
9. Между инициалами, между инициалами и фамилией, перед сокращениями и между ними ставится неразрывный пробел (Сtrl + Shift +пробел) Например: 1998 год, т. д., А. С. Пушкин);
10. Набор текста осуществляется без переносов;
11. Кавычки («»), скобки ([],()), маркеры и другие знаки должны быть сохранены аналогичными на протяжении всего материала;
12. В тексте работы при упоминании какого-либо автора указываются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мнению А. П. Гайдара; как подчеркивает К. П. Сидоров, и т. д.);
13. Опечатки, описки и графические неточности в тексте исправляются подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черной тушью (чернилами, пастой) рукописным способом. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графика) не допускаются.
14. В изложении текста лучше использовать безличную форму глагола (применяется, определяется) и т.п.
1.3 Оформление заголовков и подзаголовков
Заголовки разделов следует располагать в середине строк и без точки в конце. Заголовок печатается с прописной буквы шрифтом № 14, без подчеркивания.
Если заголовок включает в себя несколько предложений, их разделяют точками. Точка в конце последнего предложения не ставится. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Расстояние между названием раздела и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние задерживается между заголовками раздела и подраздела.
Каждый раздел текстового документа следует начинать с нового листа. Также должна быть проведена нумерация разделов основной части работы. Нумерацию проводим согласно правилам:
- Текст работы делится на разделы и подразделы, которые должны иметь порядковые номера.
- Заголовки (разделы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части текста и обозначаться арабскими цифрами, например: 1; 2; … При этом точка между номером и названием раздела не ставится.
- Подзаголовки (параграфы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и обозначаться арабскими цифрами без точки в конце, например: 1.1 , 2.2 , 3.3 и т.д.
- Если раздел (подраздел) состоит из одного пункта, он также нумеруется.
Пример
- Заголовок первого раздела
- Первый подраздел первого раздела
- Второй подраздел первого раздела
- Третий подраздел первого раздела
- Заголовок второго раздела
- Первый подраздел второго раздела
- Второй подраздел второго раздела
- Третий подраздел второго раздела
1.4 Нумерация страниц
Нумерация должна быть сквозной до окончания текстового документа. Первой страницей является титульный лист. Он включается в сквозную нумерацию документа, но номер страницы на нем не ставится. Вторым является содержание, номер страницы также не ставится. На последующих страницах номер проставляют вверху и посредине поля листа арабскими цифрами без знаков препинания шрифтом № 10.
1.5 Оформление иллюстраций
Иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы и схемы) нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами, например, «рисунок 3.1» (первый рисунок третьего раздела) или имеют сквозную нумерацию в пределах всего документа.
На все рисунки в работе должна быть ссылка в тексте. Два рисунка, следующие один за другим, должны быть разделены не менее чем двумя строчками текста.
Каждую иллюстрацию сопровождают подрисуночной подписью, которая включает в себя: порядковый номер, заголовок и, если требуется, экспликацию (истолкование, объяснение), которая строится следующим образом — элементы диаграммы, рисунка, графика обозначают цифрами или другими условными знаками, последние выносят за пределы иллюстрации и снабжают объясняющим текстом.
Рисунки располагают после первой ссылки на них в тексте. Ссылки приводят с указанием порядкового номера рисунка, например, «… на рисунок 3.1» или ссылка — (рисунок 3.1); в случае, когда рисунок не заверстан сразу после абзаца, — со ссылкой на него — (см. рисунок 3.1). При ссылке в тексте слово «рисунок» пишется со строчной буквы, в подрисуночной подписи — с прописной буквы. Название рисунка в подрисуночной подписи также пишется с прописной буквы.
1.6 Оформление таблиц
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Информация в таблице размещается по принципу: одна ячейка — одно сообщение.
Таблицы во всем проекте должны быть выполнены единообразно. Текст в ячейках набирается без абзацного отступа, межстрочный интервал — одинарный. Допускается уменьшение кегля текста шрифта.
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица 2» или «см. таблицу 3.1» со строчной буквы. Нумерацию в виде «Таблица 1» располагают над таблицей слева. Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Располагают его над таблицей слева.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» («Окончание») и указывают номер таблицы, например, «Продолжение таблицы 1» («Окончание таблицы 1»).
В случае переноса на следующую страницу, таблицу следует начинать со строки продолжения, т. е. со строки, содержащей только номера столбцов без названия столбцов. При этом в первой части перенесенной таблицы под строкой с названиями столбцов помещается строка продолжения (номера столбцов). Если вся таблица размещается на одной полосе, строка продолжения не делается.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Заголовки граф (столбцов) и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Допускается полужирное прямое начертание шрифта заголовков граф и строк таблицы. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы.
При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф, но это снижает удобочитаемость текста.
Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим. В одной графе количество десятичных знаков должно быть одинаковым. Если данные отсутствуют, то в графах ставят знак «длинное тире». Если цифры, математические знаки повторяются, проставляют повторные их значения, заменять их кавычками или комбинацией кавычек и тире не допускается.
1.7 Основные правила оформления математических формул
В тексте проекта математические формулы следует набирать в специальных программах — формульных редакторах. В них уже заложены основные правила набора знаков. Кроме того, подобные программы позволяют корректно использовать сложные многоуровневые символы, обозначения матриц, векторов и пр.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (×), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «×».
Группа формул с однотипной левой или правой частью выравнивается по знаку соотношения, при этом сначала набирается самая длинная формула и выключается в красную строку, остальные выравниваются по ней.
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле, если они не пояснены ранее в тексте. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Пример
Плотность каждого образца ρ, кг/м3, вычисляют по формуле
, (1)
где m – масса образца, кг;
V – объем образца, м3.
Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках (1).
Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (3.1).
Порядок изложения в отчете математических уравнений такой же, как и формул.
При наборе математического текста необходимо соблюдать следующие основные правила.
Набирать цифры в формулах прямым шрифтом: 2 ах, 3у. Сокращенные тригонометрические и математические термины, например, sin, cos, tg, ctg, arcsin, lg, lim и т. д., набирать шрифтом латинского алфавита прямого начертания.
Сокращенные знаки или слова в индексе набирать русским шрифтом прямого начертания на нижнюю линию. Сокращенные наименования физических, метрических и технических единиц измерения, обозначенные буквами русского алфавита, набирать в тексте прямым шрифтом без точек, например, 127 В, 20 кВт. Эти же наименования, обозначенные буквами латинского алфавита, набирать также прямым шрифтом без точек, например, 120 V, 20 kW, если нет в оригинале других указаний.
1.8 Оформление списка литературы
В конце текстового документа приводится список использованной литературы, в который включают все использованные источники, расположенные в алфавитном порядке согласно фамилиям авторов. Список должен содержать не менее 3-5 наименований литературных источников. Выполнение списка и ссылки на него в тексте — по ГОСТ 7.32.
Законодательные и нормативные источники размещают по алфавиту в начале списка; иностранные источники – после перечня всех источников, написанных на русском языке (или переводных). Сведения о книгах (учебниках, справочниках, методических руководствах и т.д.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц. Фамилию автора указывают в именительном падеже. Если книга написана двумя и более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них, а далее указывать и др.
Примеры записей источников в списке использованной литературы:
- книги одного, двух, трех и более авторов
- Киселев С.В., Куранов В.П. Оператор ЭВМ: Учебник / С.В.Киселев, В.П. Куранов. – М., 1999.
- Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии / М.В.Ларин. – М., 1998.
- Литвинов В.Г. Обучение навыкам работы на клавиатуре ПК: Учебное пособие для 10 – 11 кл/ В.Г. Литвинов, С.В. Киселев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.
- Книги авторского коллектива «Под редакцией»
- Информатика: данные, технология, маркетинг / Под ред. А.И.Романова. – М.: Финансы и статистика. 2000. – 270 с.
- Статья в журнале или газете
- Кузнецова Т.В. Инструкция по делопроизводству, порядок составления // Секретарское дело. – 1999. — № 2. – с. 3.
Список использованной литературы необходимо включать в сквозную нумерацию индивидуального проекта.
1.9 Оформление приложений
Приложения располагаются после списка использованной литературы.
Приложения содержат вспомогательный материал, не включенный в основную часть проектной работы (таблицы, схемы, рисунки, инструкции, технологические карты и т.д.). Указанный материал включается в приложения в целях сокращения объема основной части работы, его страницы не входят в общий объем работы.
Связь приложения с текстом осуществляется с помощью ссылок, например, (см. Приложение А). Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными, буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.
Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.
В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах других форматов по ГОСТ 2.301.
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.
Все приложения должны быть перечислены в Содержании с указанием их номеров и заголовков.
2 Рекомендации к написанию некоторых разделов индивидуального проекта
2.1 Рекомендации к написанию введения
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются общая цель индивидуального проекта, его конкретные задачи и методы исследования.
Обосновать актуальность – значит, объяснить необходимость данной темы в контексте общего процесса научного познания. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т. п.
Обосновывая актуальность необходимо кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым.
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы данной области исследования.
Например: «Актуальность ее определяется сложившейся неблагоприятной динамикой структуры фактического питания подростков, а также отмеченным в связи с этим ростом хронической патологии органов пищеварения» или «Амфибии до сих пор изучены не полностью, в их жизни остается много загадок. Необходимо разработать охранные меры для сохранения численности и видового разнообразия земноводных. Их изучение необходимо для того, чтобы не лишить Землю таких животных, как жабы, квакши, лягушки и др.»
«Статистические данные указывают на актуальность изучения состояния природной среды Севера и возможных последствий его химического загрязнения».
При определении целей и задач проекта необходимо их правильно формулировать. Формулировка по возможности должна быть краткой и четкой.
Например, «Установить взаимосвязь между циклическими колебаниями солнечной активности и жизнедеятельностью организмов».
Цель конкретизируется и развивается в задачах проекта.
В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе проекта. Задачи могут отражать определенную пошаговость достижения цели, последовательность действий
Пример формулировки задач:
Целью проводимого исследования является оценка состояния эпифитного лишайникового покрова деревьев в окрестностях села …:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить видовой состав лишайников, обитающих в окрестностях села …;
2) проследить зависимость лишайникового покрова деревьев от удаленности источника загрязнения;
3) выяснить, как изменился лишайниковый покров на деревьях с 2000 по 2007 г.».
Наконец после формулирования цели и задач, необходимо коснуться методов и методик, которые использовались при разработке проекта. Успех работы во многом зависит от правильно подобранных и умело использованных методов, которые вытекают из поставленных задач, логики изучаемого процесса.
Методы, используемые при разработке проекта, делятся на три группы:
- Эмпирические методы (наблюдение, сравнение, анкетирование, беседы, интервью, измерения, эксперимент),
- Теоретические методы (абстрагирование, анализ и синтез, обобщение имеющегося опыта, индукция и дедукция и др.),
- Методы восхождения от абстрактного к конкретному.
Примеры:
«Исследования на водоемах производились еженедельно: наблюдения за периодичностью голосовой активности жерлянок, рост и развитие головастиков в природе, природные факторы. Длина тела взрослых жерлянок определялась путем измерения длины тела амфибий от ротового до центра клоакального отверстия. При наблюдении за головастиками определялось их количество в 1 кв. м».
«Методика работы: сопоставление статистических данных за 1996-2003 гг. по урожайности кормовых трав, удоям коров, яйценоскости кур-несушек и заболеваемости жителей поселка с колебаниями солнечной активности».
В тексте индивидуального проекта должны преобладать сложные союзные предложения с оборотами:
∙ благодаря тому, что…
∙ в силу того, что…
∙ после того как…
∙ в то время как…
В тексте работы полезно комментировать цель, задачи и ход самого проекта, пользуясь оборотами:
∙ как было показано выше…
∙ в рамках проекта считается целесообразным…
∙ в дальнейшем перед нами стоит задача…
∙ ключевым вопросом нашего исследования, которые необходимо рассмотреть в теоретическом разделе, является…
Не рекомендуется использовать повыше побыстрее суффиксы -айш, -ейш кое-что что-нибудь какой-то |
Рекомендуется использовать наиболее… наименее… нечто что-либо некий |
Приемами написания единого по стилю научного текста является использование клише.
2.2 Клише для написания отдельных разделов проектной работы
1. Описание темы:
∙ Настоящий индивидуальный проект посвящен (актуальному вопросу…, характеристике проблемы …, решению вопроса …, анализу литературных данных по проблеме … и т.п.).
∙ Темой индивидуального проекта является …
∙ В работе (рассматривается …, говорится о …, дается анализ и оценка …, обобщаются данные о …).
2. Обоснование актуальности темы (проблемы), описанию которой посвящена работа:
∙ Данная тема (проблема) (представляет собой особую актуальность, так как…, чрезвычайно актуальна в последние годы, так как …, привлекает внимание многих ученых, так как является актуальной для …).
∙ Актуальность изучения данной темы (проблемы) обусловлена тем, что …
∙ … Это и определило актуальность более глубокого рассмотрения темы (проблемы), посвященной …
∙ Актуальность изучения данной (темы) проблемы не вызывает сомнений, так как …
3. Характеристика первоисточников, используемых в работе:
∙ Материалом для исследования послужили …
∙ Для анализа литературных данных нами были использованы…
∙ В связи с изучением поставленной проблемы основой для анализа послужили…
4. Характеристика основных подходов к решению поставленной проблемы:
∙ Анализ приведенных литературных данных показывает, что в настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы, и можно выделить несколько подходов к ее решению…
∙ Существует несколько подходов к решению указанной проблемы. Первый, описанный в работах …, предполагает …..
Второй подход прослеживается в исследованиях … и заключается в ….
Третий, описанный в публикациях …., основан на ….
∙ В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).
5. Изложение сущности различных точек зрения (подходов):
∙ Первая точка зрения заключается в том, что …
Вторая точка зрения, представленная в работах …, сводится к тому, что ….
Сущность третьего подхода раскрывается в работах … и состоит в том, что …
6. Выражение отношения к различным точкам зрения:
а) согласие:
∙ Мы разделяем точку зрения автора …
∙ Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что …
∙ Реализация (использование) такого подхода не вызывает сомнений, так как …
∙ Заслуживает внимания точка зрения автора …
б) несогласие, критика:
∙ Трудно (нельзя) согласиться с тем, что …
∙ Нельзя принять утверждения … о том, что …
∙ Спорной представляется точка зрения … на …., так как …
∙ Недостаточно аргументированным представляется суждение автора о том, что …
∙ Недостаточно четко сформулировано положение о …
∙ Автор упускает из виду …, не подтверждает выводы о …, необоснованно утверждает то, что …
7. Выбор той или иной точки зрения. Выводы:
∙ Анализ литературных данных позволил выявить (позволяет сделать вывод о том, что …) наиболее обоснованную точку зрения …
∙ Таким образом, есть все основания полагать, что ….
∙ Можно считать, что наиболее убедительной является точка зрения …
∙ Из всего сказанного следует, что наиболее доказанной (аргументированной, убедительной) является точка зрения …
∙ В итоге можно придти к выводу о том, что наиболее интересной (оригинальной, научно обоснованной) является идея ….
∙ На основании анализа литературных данных можно сделать заключение о том…
2.3 Рекомендации к написанию заключения
Заключение — это раздел работы, в котором подводятся ее итоги и кратко обсуждаются основные выводы, чтобы акцентировать на них внимание читателя.
Заключение к работе начинается словами: «На основании проделанной работы по ……… можно сделать следующие выводы». Далее следует перечень выводов под порядковыми номерами (1,2,3 и т. д.).
Практика показывает, что начинать выводы лучше всего с обозначения цели выполненной работы, например: «С целью выяснения взаимосвязи … с … осуществлен анализ литературных данных по …».
Далее в выводах нужно «чередовать глаголы» (глаголы «осуществлен», «исследовано», «изучено» и т.п. следует чередовать в выводах с глаголами «показано», «установлено», «обнаружено» и т.д.), подчеркивая тем самым логическую последовательность раскрытия темы работы, например:
∙ Показано, что …
∙ Исследовано…
∙ Впервые установлено, что …
∙ Изучено…
∙ Впервые обнаружено противоречие …
Завершать выводы принято сведениями о практической значимости полученных результатов и перспективах дальнейшей разработки вопроса. Такой вывод обычно делается в конце заключения и без порядкового номера, например: «Таким образом, сделанные в ходе проведенного исследования выводы, свидетельствуют о его научной и практической значимости, а также о перспективах дальнейшего изучения поставленной в работе актуальной научной проблемы».
Список использованной литературы
- Общие требования к текстовым документам. Межгосударственный стандарт [Текст]: ГОСТ 2.105-95. Изд. сент. 2005 с Поправкой (ИУС 12-2001). – Взамен ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 2.906-71; введ. 1996-07-01.
- Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Текст]: ГОСТ 7.32-2001. –Изд. октябрь 2006 с Изм. 1 (ИУС 12-2005), Поправкой (ИУС 5-2002). Взамен ГОСТ 7.32-91; введ. 01.07.2002.
- Текстовые документы. Межгосударственный стандарт [Текст]. ГОСТ 2.106-96. – Изд. август 2007 с Изм. 1(ИУС 9-2006), Поправкой (ИУС 4-2007). – Взамен ГОСТ 2.106-68, ГОСТ 2.108-68, ГОСТ 2.112-70; введ. 1997-07-01;
- Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления / И.Н. Кузнецов — Мн.: Амалфея, 1998.
- Нифонтов В.И., Козымина Е.Ю. От реферата – к научно-исследовательской работе: Методическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию реферативных и научно-исследовательских работ / В.И. Нифонтов, Е.Ю. Козымина. – Екатеринбург: ИД «Гриф», 2005.
- Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. 2-е изд. / А.М. Новиков — М., 1998.
- http://www.researcher.ru — Интернет-портал «Исследовательская деятельность…»
Приложение А Титульный лист для профессий СПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»
(ГАПОУ АО «СТСИ»)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема. ______________________________________
Профессия СПО: _________________________
Группа: ___________
Обучающийся ______________________ Инициалы Фамилия
подпись, дата
Руководитель работы ______________________ Инициалы Фамилия
подпись, дата
Северодвинск 2019
Приложение Б Титульный лист для специальностей СПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»
(ГАПОУ АО «СТСИ»)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема. ______________________________________
Специальность СПО: _________________________
Группа: ___________
Обучающийся ______________________ Инициалы Фамилия
подпись, дата
Руководитель работы ______________________ Инициалы Фамилия
подпись, дата
Северодвинск 2019
Подготовка проекта в школе, умение учеником грамотно представить свою работу — это результат требований современной образовательной программы. В современной школе проекты требуют выполнять на компьютере. Как создать школьный проект.
Предполагается, что проектная деятельность раскрывает в ребенке способность мыслить и действовать творчески, формирует самостоятельность в поиске информации и ее обработке, учит ребенка готовить презентацию и представлять ее публике.
Чтобы понять, с чего начать школьный проект, нужно выбрать его тип. Школьные проекты бывают:
- исследовательские — изучают, рассматривают тему под разными углами; подготавливается, как научное исследование (выдвигают и проверяют гипотезу);
- практические, практико-ориентированные — результатом становится решение конкретной задачи, которое можно использовать в жизни;
- творческие — результатом становится творческий продукт, смонтированное видео, плакат, театрализованное представление, новая развивающая игра, спортивная игра;
- информационные — содержат в себе результаты сбора информации, которую затем представляют публике;
- ролевые — проекты, в которых распределяют роли, устанавливают правила взаимодействия между участниками. Результат такой работы становится известным только по окончанию, ученики пробуют себя в новых ролях и ситуациях, учатся разрешать конфликты, находясь в образе выбранной роли.
Материалы, презентация, то, из чего состоит и как выглядит школьный проект, будет напрямую зависеть от выбранного типа проекта.
Как написать проект в школе
Все начинается с выбора темы и понимания конечной цели. Она должна быть понятной, четкой и ясной. Чтобы работа продвигалась быстро, ученику тема должна быть интересна. Иначе никакой пользы от проектной деятельности не будет. Не получится успешно защитить проект, который не интересен даже ее создателю.
Этапы работы:
- Подготовительный. Определяемся с темой и целью.
- Планирование. Выясняем, что нужно для проекта в школе, с какими источниками информации будем работать, как будем ее собирать и анализировать. Решаем, в каком виде будем представлять результаты работы.
- Исследование. Собираем и уточняем информацию, выполняем исследовательские задачи.
- Выводы. Анализируем информацию, формулируем выводы.
- Оформление. Учителя каждого конкретного образовательного учреждения выдвигают свои требования, как составлять проекты в школе, и выдают образцы оформления.
На этапе планирования решают, в каком виде представить информацию. Тогда же и определяются, какая нужна программа для создания школьного проекта на компьютере. В школе для проектов в рамках учебного класса достаточно использовать графический редактор Word. В нем набирают текст, дополняют его картинками.
Как оформить проект
Оформление проекта в младших классах
Чем младше класс, тем меньше текста и больше картинок. Ведь ребенок не только сдает распечатанный проект, но и должен уметь рассказать, о чем в нем написано, ответить на вопросы.
Структура проекта:
- Титульный лист. В самом верху пишут полное название образовательного учреждения. В середине листа, по центру пишут слово «Проект». Ниже жирным крупным шрифтом пишут название проекта. Под ним, в правом углу указывают, кто выполнил: имя и фамилию ученика, класс. Затем руководителя: фамилию, имя и отчество. Внизу посередине листа пишут город и год выполнения проекта.
- На втором листе размещают оглавление.
- Затем идет введение. Здесь прописывают цели и задачи.
- Основная часть. В этой части раскрывают тему, можно писать пошагово: «Свою работу я начал с…», «Затем я приступил к…», «В своей работе я столкнулся с такими проблемами…».
- Заключение.
Оформление проекта в старших классах
Чем старше ученик, тем более строгие требования выдвигают к содержанию, качеству, количеству информации, отображенной в проекте, и к его оформлению.
Как сделать проект для школы в 9 класс, пошагово
Проект должен иметь четкую структуру:
- титульный лист;
- содержание;
- введение с описанием цели, области, в которой ведется работа, с указанием способов, которыми эта цель будет достигнута;
- описание работы, процесса со всеми стадиями, составляющими, всеми этапами;
- анализ хода работы, что происходило, с какими проблемами столкнулись, как их преодолели;
- заключение, где оценивают и анализируют конечный результат; рассматривают перспективы применения работы, как и где можно использовать результаты проекта;
- библиография — указать все использованные в работе источники и ссылки;
- приложения (если необходимы).
Когда работа будет готова, ученик переходит к подготовке презентации. Презентацию удобно делать в программе PowerPoint — это простой, комфортный инструмент, отлично подходящий для подобных целей. В презентации школьник отражает основные аспекты проекта, наполняет ее графикой. Опираясь на презентацию с текстом и картинками, гораздо легче донести мысли до слушателей. Такой формат презентации удобен для докладчика: ключевые фразы текста перед глазами не дают разбежаться мыслям, даже если что-то забудется от волнения.
Пример, как правильно написать школьный проект (9 класс)
Пример презентации (9 класс)
Правильный образец оформления школьного проекта для начальной школы
Пример презентации (5 класс)
В начальной школе ребёнка необходимо научить мыслить. Современные педагоги часто применяют для этой цели инновационные подходы в обучении. Например, с первого класса учителя задают ученикам делать проекты в школу. Образец такой работы поможет ребёнку и его родителям правильно справиться с поставленной задачей. Выбор темы и формы проекта часто определяют учителя, руководствуясь общими принципами.
Преимущества проектного образования
Начиная обучение в начальных классах, преподаватели не знают, кем вырастут их ученики. Не исключено, что кто-то из них станет великим математиком или врачом. От выбранных методов обучения во многом зависит уровень образования и его качество. Сегодня существует много типов разных программ. Проектные варианты получили всеобщее признание по ряду причин:
- Большой диапазон вариативности метода: от социальных проблем до исследований жизнедеятельности одноклеточных организмов. Не только тематика очень обширна, разнообразны также методы выполнения проектов и их защиты.
- Этот метод способствует творческому развитию обучающихся. Выбор индивидуальных условий выполнения работы и разные подходы способствуют самосовершенствованию лучших качеств ребёнка.
- С ранних стадий обучения ученики приучаются к дисциплине и порядку. Создать свой проект непросто. Надо составить план, написать, оформить по определённым правилам. Всё это способствует формированию дисциплинированной личности, способной работать в коллективе.
- Создание проекта помогает задействовать семью. Ребёнок дома может сделать задание вместе с родителями. Это позволяет улучшить его просвещённость.
Несмотря на то что проект может делаться в течение длительного времени, а для маленьких детей это трудная задача, проектное образование заслужило, чтобы его активно применяли в школе. Неважно, как будут выглядеть начальные работы, ведь в любом случае они положат старт будущему становлению личности.
Выбор темы проекта
Обычно в начальной школе педагоги сами определяют темы для проектной деятельности. В 1 классе готовые проекты позволят ученикам ознакомиться с принятыми стандартами, правилами и принципами построения таких работ. Разнообразие тем помогает школьникам лучше осваивать учебную программу. Тематика подбирается с учётом возраста и интересов учащихся. Она должна вызывать интерес и желание работать над предложенным вопросом. Это основное требование к выбору темы проектов. Так, для 3 класса то, над чем работают первоклашки, будет уже неинтересно, а последние не смогут готовить темы, предназначенные для более старших детей.
Детская тематика очень обширна, поэтому преподаватели сами решают, что больше подходит для их класса. Вот лишь некоторые востребованные тематические ниши для готовых школьных проектов в начальных классах:
- Исследования, наблюдения за повадками животных.
- Описание игр, истории их появления или разработка собственных вариантов.
- История игрушки. Дети любят свои игрушки, поэтому преподаватели используют этот факт в своей работе.
- Народное творчество. Очень много интересных тем связано с прикладным искусством. Кружева, резьба, лепка, аппликация, плетение и многое другое может стать отличным материалом для проекта.
- Природные явления. Разнообразие окружающего мира не может пройти мимо проектной тематики.
- Мой любимый герой. Это направление поможет развить навыки репортёров. Умение собирать информацию о заданном объекте пригодится в будущем на более сложных проектах.
Выбор направления полностью лежит на педагоге. От его фантазии и понимания тех, кого он учит, зависит эффективность обучения. Если тема не заинтересует учащихся, то работа над проектом будет их угнетать, а не приносить пользу.
Основные разделы
Предлагая своим ученикам проектное задание, учитель должен чётко определиться с единой формой оформления таких работ. В будущем это поспособствует организованности и сплочённости класса, а также упростит дальнейшее применение этого метода обучения. Тщательно продуманная система поможет педагогу больше времени уделять другим аспектам обучения, не останавливаясь на постоянных выяснениях того, с чем можно определиться сразу. Обычно в проектной работе есть общепринятые разделы, без которых мало кто представляет подобные труды. Существует несколько пунктов, которые необходимо обязательно затронуть в проекте:
- Обложка или титульный лист. На нём обычно указывают тему работы, автора, время и место написания. Кто-то позволяет красочное оформление, что способствует эстетическому развитию ребёнка.
- Оглавление. Указание названия разделов и страниц, где они находятся. Его можно размещать как в начале, так и в конце.
- Введение. Обязательный пункт любого научного труда. Здесь необходимо разместить краткое описание проекта, его цели, а также какую пользу он принесёт читающим.
- Основные разделы. Их может быть несколько или только один. Всё зависит от замысла автора или поставленной задачи.
- Приложения. Этот раздел необязательный. Многие стараются весь материал вставлять в основной текст, но кто-то может решить вынести его в отдельную часть проекта.
- Вывод или заключение. Хороший принцип для педагогов — приучать детей делать выводы из своих исследований. Это поможет правильно и целеустремлённо работать в заданном направлении. Такой подход научит юных исследователей оценивать итоги своего труда.
- Список используемой литературы. Пользоваться разными источниками информации тоже учатся с начальных классов. Этот раздел поможет не забывать, что нужно ценить труд других исследователей и умело пользоваться их опытом.
Стандартная схема построения проектной документации приучит обучающихся к установленному порядку. Дисциплинированность и организованность будут способствовать более эффективному обучению. В дальнейшем, выполняя проекты, учащиеся уже будут знать, в какой последовательности нужно вести работу и какие требования предъявляет им учитель. Всё это облегчит весь процесс и улучшит сосредоточенность на самом исследовании.
Оформление компьютерного варианта
С внедрением компьютерных технологий было бы неразумно не воспользоваться ими при работе над проектом. С ранних лет современные дети сталкиваются с различными гаджетами и часто пользоваться ими начинают раньше, чем говорить. Поэтому уже в начальных классах педагоги стараются привить детям компьютерную грамоту. Для этого разрешают использовать компьютер для проектного творчества. Очень важно помнить, что работа с электронным устройством несёт определённый риск благополучию ребёнка, если его правильно не обучить пользоваться им. Эта задача лежит на плечах и педагогов, и родителей. Перед тем как приступать к подготовке проектов с использованием компьютера, дети должны освоить:
- Правила техники безопасности. Любое электронное устройство способно не только негативно влиять на здоровье, но и при неосторожном обращении может стать угрозой для жизни. Прежде чем пускать ребёнка к компьютеру, стоит хорошо объяснить ему, что делать можно, а от чего следует воздержаться. Кроме этого, всегда нужно приводить примеры последствий правильной и неправильной работы с техникой.
- Правила обращения и основные методы работы. Обучение компьютерной грамоте начинается с азов и постепенно усложняется. Никогда не требуют от ребёнка того, что он не может понять или усвоить из-за малого возраста.
- Работа в интернете. Здесь главное правило — не оставлять ребёнка один на один со Всемирной паутиной, иначе не миновать беды. Опытные педагоги старательно и терпеливо объясняют, почему опасно заходить на незнакомые сайты и по каким причинам нельзя гулять в интернете без родителей или учителей.
- Отбор нужной информации. Этому тоже важно обучать сразу, иначе время за компьютером будет потеряно впустую. Постоянные отвлечения будут мешать продвижению к цели.
- Оформление работ. Компьютерные программы предоставляют большие возможности в быстром и красивом оформлении. Научить этому надо с самого начала, применяя простейшие приложения.
- Сохранение материала. Всегда есть опасность потерять электронный вариант проекта, поэтому необходимо первым делом обучать ребёнка правильно сохранять работу на компьютере. Использовать флешку для сохранения информации лучше в более старшем возрасте, однако правила безопасного извлечения этого устройства стоит освоить на начальной стадии. Самостоятельно выполнить такое действие нетрудно, но сначала родители и учителя должны постоянно контролировать образовательный процесс.
Любой этап обучения связан с определёнными задачами. Решать их помогают хорошо продуманные исследовательские проекты в начальной школе. Готовые проекты можно использовать в качестве наглядных пособий, в которых есть шаблоны структуры, содержания и оформления.
Ученический интерес к таким заданиям способствует росту средних показателей успеваемости и творческих способностей обучаемых.
>
Проектная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, в основе которой лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса при реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее ФГОС ООО).
ШАБЛОН ПРОЕКТА 11 КЛАСС
Учебный проект -учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
- между известным и неизвестным
- между знаниями и умениями
- между сложностью задачи и наличием способа ее решения
- между потребностями и возможностями их реализации
- между житейскими представлениями и научными знаниями
Ситуация может приобрести проблемный характер если:
- имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить
- требуется установить сходства и различия
- важно установить причинно-следственные связи
- необходимо обосновать выбор
- требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями
- стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося
Действия ученика на этом этапе работы:
- обсуждает тему
- определяет свои потребности
- принимает решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор
- ищет противоречия, формулирует проблему
- формулирует цель проекта
ТИПЫ ПРОЕКТОВ
Информационный (проект,целью которого является сбор,анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике)
Исследовательский (проект,направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы)
Прикладной (практико-ориентированный) (проект,имеющий на выходе конкретный продукт; проект,направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком)
Игровой (ролевой) (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли)
Творческий (проект,направленный на создание какого-то творческого продукта,предполагает свободный,нестандартный подход к оформлению результатов работы)
Социальный (социально-ориентированный) (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор,анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике)
Инженерный (создание планов,чертежей,расчетов,макетов)
ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ
- русский язык и литература
- иностранный язык (английский)
- второй иностранный язык (немецкий / французский)
- математика и информатика
- общественно-научные предметы (обществознание,право,история,экономика)
- естественно-научные предметы (биология,химия,физика,экология)
- искусство (изобразительное искусство,музыка,мировая художественная культура)
- технология
- физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности
- другие направления (психология, профориентация,социальная направленность)
РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТА
Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде)
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
● письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь)
● художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель
● материальный объект, макет, чертеж, иное конструкторское изделие; веб-сайт, блог, виртуальная экскурсия, видеоролик
● отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
- погружение в проект (предпроект)
- планирование деятельности
- осуществление деятельности
- оформление результатов
- подготовка к публичной презентации
При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:
● выбор темы
● обоснование актуальности
● определение проблемы
● формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)
● формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)
● определение этапов работы
● подбор методов и средств решения проблемы
● проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы
● получение и анализ данных
● оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)
● обсуждение и корректировка данных
● выражение ожидаемого результата (представление)
! Материалы, необходимые на процедуре защиты проекта:
- паспорт проекта
- проект (описание проекта), итоговый продукт (если он отчуждаем)
- лист оценки процесса подготовки проекта (заполняет руководитель)
- лист оценки результата проекта (заполняет эксперт)
- лист оценки презентации проекта
- сводная таблица итоговых баллов по результатам оценочных процедур
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
ОГЛАВЛЕНИЕ |
Оглавление включает наименование всех разделов и глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал |
ВВЕДЕНИЕ |
Введение по объему занимает не менее 1с. и не более 3страниц |
I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический) |
Теоретическая часть по объему не менее 4 и не более 8 страниц |
II РАЗДЕЛ 2. (Практический) |
Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более 15 страниц |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
Заключение по объему не более 1 страницы |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
Список литературы включает не менее 8 источников |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
Обязательное паспорт проекта на защиту. Приложения можно оформить в отдельную папку |
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный,практический,информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели;этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом
РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия,раскрывающие тему, интерес к теме в науке,разные позиции и точки зрения,анализ литературы по теме,информационно-содержательный материал
РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе,какие исследования провели, к каким выводам пришли,какой материал собрали,что изготовили на каждом этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили,использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены,получен ли результат,как он соотносится с целью).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
- Общий объем описания проекта должен составлять не менее 15 и не более 29 печатных страниц
- Текст должен быть набран на компьютере, шрифт 14,Times New Roman,интервал 1,5. Поля: верхнее 2 см, нижнее 2 см,левое 3 см,правое 1,5 см
- Текст печатается на одной стороне страницы,ссылки на источники указываются в скобках, например [ 4,стр.6-7], где «4»- это номер источника в списке литературы
- Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; на титульном листе номер страницы не ставится
- Новый раздел начинается с новой страницы
- Теоретический и практический разделы должны иметь наименование (в соответствии и темой проекта)
- Название раздела печатается заглавными буквами, жирным шрифтом
- Разделы нумеруются римскими цифрами.Список литературы и приложение не нумеруются
- Проект должен иметь титульный лист
- Список литературы формируется в соответствии с ГОСТом
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Литература в списке приводится в следующем порядке:
- Нормативно-правовые акты
- Научная и учебная литература(книги,монографии,учебные пособия,учебно-методические пособия,справочники)
- Конституция Российской Федерации.- М.:Эксмо,2013.-63 с.
- Власов, О.И.Толковый словарь О.И.Власов. – М.: Дрофа,2010. – 1020 с.
- Водянец,П.Л. Планирование на предприятии [Электронный ресурс]. – http://…(адрес указывается полностью) — статья в интернете
- Иванов, К.И. Основы права: учебник для вузов / К.И.Иванов.- М.: Дрофа,2012. – 256 с. Экономический словарь [Электронный ресурс]. – http://…(адрес указывается полностью)