Как написать исследовательскую работу или проект
(рекомендации для учащихся и родителей)
Известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно находить их самостоятельно. Причем, знания, добытые в ходе собственных наблюдений и опытов, — обычно самые прочные. Следуйте рекомендациям и проведите собственное исследование!
Научно-исследовательская работа — работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений.
Проект — работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата в виде реального объекта или интеллектуального продукта.
Итак, главной отличительной чертой проекта является наличие заранее известного результата. В проектной работе должны быть описаны конкретные планы, цели и действия для его достижения, т.е. проектный продукт должен представлять собой воплощение найденного автором способа решения проблемы проекта.
Советы по выбору темы:
— Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
— Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
— Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент необычности, неожиданности.
— Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Выбирая тему, надо учитывать сочетание желаний и возможностей.
Главная задача любого исследователя — найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
Основные требования к оформлению исследовательской работы или проекта
Структура работы
Требования к содержанию
Титульный лист
Содержит:
— наименование учебного заведения
— фамилию, имя и отчество автора
— тему работы
— фамилия, имя и отчество руководителя
— город и год
Оглавление
Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.
Введение
Должно включать в себя:
— проблему исследования
— актуальность выбранной темы
— объект, предмет исследования
— цель, задачи
— гипотезы
— методы исследования
— структуру исследования
— его практическую значимость
— краткий обзор литературы
Актуальность: почему была выбрана именно эта тема, чем она тебя заинтересовала, почему эту проблему в настоящее время нужно изучать.
Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении работы. При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы: «Зачем мы его проводим?», «Какой результат предполагается получить?», «Каким видится этот результат еще до его получения?» (узнать, выяснить, определить и т.д.).
Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением.
Задачи исследования уточняют цель исследования. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные, конкретные шаги. Оптимальное количество задач – три-пять. Формулировка задач может начинаться с таких слов: познакомиться, понаблюдать, провести анкетирование (эксперимент), провести анализ, выявить, определить, установить и т.д.
Проблема — это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие разрешения, т.е. действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.
Объект исследования — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность. Главный вопрос при определении объекта исследования — «Что рассматривается?»
Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Предмет исследования определяется при ответе на вопросы: «Как рассматривать объект?», « Какие отношения ему присущи?», «Какие функции объекта надо изучить?» и т.д.
Гипотеза — предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.
Исследовательская работа подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.
В проектной работе гипотеза может быть не всегда. Нет исследования в проекте – нет гипотезы.
Методы исследования – это способы достижения цели исследования. Необходимо учитывать, что и подбор методов исследования, и план работы зависят от того, что вы исследуете.
Также во введении должна присутствовать характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В литературном обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.
Объём введения небольшой — обычно 2-3 страницы.
Основная часть
Состоит из глав (разделов), в которых содержится конкретный материал по исследуемой теме.
В первой главе обычно приводится анализ полученной информации из различных источников (литература, интернет-источники, фильмы и др.)
Остальные главы описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента, материал и методику, описание места и условий исследования, основные результаты. После проведения интервью, опроса, наблюдения, эксперимента, опыта и т.п. приводится описание полученных результатов.
Основная часть работы состоит из 2-3 глав. Каждая глава завершается выводами.
В работе должны быть сделаны ссылки на авторов и источники, из которых заимствуются материалы. Ссылки на литературу указываются цифрами в квадратных скобках.
Заключение
Включает: подведение итогов работы, краткие выводы (краткие ответы на вопрос «Как решены поставленные исследовательские задачи?»). Расскажите о важности полученных результатов (самостоятельность, новизна, оригинальность, их практическое или теоретическое значение).
Объем заключения не должен превышать 1-2 страницы.
Список литературы
Содержит перечень источников, использованных при написании работы, составленный в алфавитном порядке. Необходимо указать издание, его автора, название издательства, год издания. Укажи интернет-источники, если вы ими пользовались.
Приложения
Представление всех результатов теоретической и практической деятельности в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, схем и др.; нет ограничения по количеству страниц.
Общие требования к оформлению работы
шрифт Times New Roman, размер 14 через 1,5 интервал; рисунки и таблицы располагаются в тексте произвольным образом.
Защита результатов исследования
Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут.
Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы. Необходимо кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы.
Требования к презентации:
- Первый слайд презентации – титульный. На нем указывается: название презентации, ФИО и место учёбы автора презентации.
- Использовать только чёткие картинки и фотографии с высоким разрешением.
- Соблюдать авторские права, т.е. если вы используете текст, фотографии и картинки, которые НЕ являются вашими, необходимо указать источники информации и ссылку на оригинал (адрес на сайт в Интернете или название книги, ФИО художника, автора). Указать это нужно на последнем слайде презентации.
- Не используйте слишком яркие фоны для слайдов. Картинки и фотографии на таких фонах «теряются», работать с такой презентацией сложно, информационность «сводится к нулю».
- Иллюстрации, фон слайда, анимация должны быть выдержаны в едином стиле. Без крайней необходимости не следует применять звук и анимацию.
- На слайде не должно быть много текста. Размер шрифта надо выбирать так, чтобы текст могли прочитать в аудитории. Предпочтительнее использовать темный шрифт на светлом фоне.
- Презентация должна быть содержательной, иметь не менее 10 слайдов с сопровождающим их текстом, НЕ включая титульный и завершающий листы.
- Текст должен соответствовать нормам русского языка, т.е. не содержать грамматических, пунктуационных и лексических ошибок.
Критерии оценки работ:
— соответствие темы проекта возрастным особенностям, глубина исследования
— оригинальность и ценность темы исследования
— практическая направленность работы
— уровень самостоятельности автора при выполнении работы
— структурированность работы, логика изложения, наличие и качество выводов
— оценка презентации к проекту (ее наличие, эстетичность оформления, соблюдение единого стиля, качество изображений, содержательность, правильно выполненное графическое представление результатов)
Памятка для ученика по созданию проекта/ учебно-исследовательской работы
Дорогой друг! Тебя окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует, создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями. Предлагаю памятку, которая поможет в работе над проектом.
Разберёмся в значении некоторых слов:
Проект — это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций, творческий продукт.
ВНИМАНИЕ!!!! Нельзя назвать все подряд проектом!!!! Бывают учебно-исследовательские работы (исследование, доказательство, гипотезы, эксперименты, анкетирование и опрос, интервью), а также проекты (рассмотрение какой-либо интересующей темы, представление результата- карта, творческое выступление, экскурсия, брошюра, стихотворение, фото коллаж, кроссворд, видео фильм, видео клип идр.)
Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат. После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:
1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Структура проекта такова:
1.Введение
2. Основная часть
3.Заключение.
Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы проверки.
Основная часть – описание поэтапного решения задач.
Можно использовать фразы – клише:
Я начал свою работу с того, что …
Потом я приступил к …
Я завершил работу тем, что …
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) …
План моей работы был нарушен, потому что …
Мне удалось достичь цели проекта, потому что …
Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
Проект может быть индивидуальным и групповым.
Этапы работы над проектом
1. Выбор темы. Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается. Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
*Что мне интересно больше всего?
*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
2. Формулировка темы проекта. Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.
3. Определение цели проекта. Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.
Формулировка цели – это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект? Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».
4. Постановка задач проекта. Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели. В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели. Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».
5. Высказать одну или несколько гипотез.
Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …». Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную — на второе и т.д.
Варианты гипотез к проекту «Как возник язык». 1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.
Образец Тема проекта: «Мир слов». Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни. Задачи: 1. Изучить строение словаря.
2. Определить, когда и где можно использовать словарь.
3. Придумать рекламу для толкового словаря.
Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.
6. Работа с информацией. Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём — либо.
1) Сбор информации. Постараться узнать как можно больше о предмете исследования. Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.). Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.).
К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.
2) Методы исследования. Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия. Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны. Методы исследования:
∙Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
∙ Изучение источника исследования.
∙ Опрос.
∙ Интервью.
∙ Анализ информации.∙Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).
∙ Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.
∙ Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).∙Мозговой штурм.
∙ Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.∙Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.
∙ Сравнение.
∙ Обобщение.
∙ Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.
∙ Этим методом пользовался Шерлок Холмс. Из общей картины преступления он делал частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.
∙ Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам легче было запомнить слово «индукция», воспользуемся образным сравнением: и один факт, и второй, и третий помогают сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод исследования.
∙ Аналогия — сходство между явлениями, предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни действие так же.
∙ Анкетирование.
∙ Тестирование.
3) Результаты исследования. Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта. Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено. Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация, синквейн.
Синквейн (франц.) – пятистрочная форма, возникшая под влиянием японской поэзии. В этом стихотворении пять строк.
1. Запишите тему стихотворения одним словом.
2. Подберите два прилагательных, которые характеризуют тему стихотворения.
3. Выберите три глагола, которые, на ваш взгляд, характеризуют тему стихотворения.
4. Запишите предложение, которое выразит ваше отношение к теме стихотворения (оно должно состоять из четырёх слов).
5. Одним словом выразите свою ассоциацию к теме стихотворения.
Образец синквейна.
Язык.
Могучий, безграничный.
Объясняет, поёт, торжествует.
Маяк безбрежного моря жизни.
Дар!
Учитель.
Добрый, знающий.
Учит, воспитывает, помогает.
Старый друг лучше новых двух!
Мастер.
Это необязательная форма, просто как вариант творческого продукта!!!!
4) Вывод. Вывод — это логический итог рассуждений, умозаключение.
7. Защита проекта. Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные
. Вы будете защищать то, что сделали.
План защиты проекта
1. Тема проекта.
2. Цель проекта.
3. Задачи.
4. Гипотезы.
5. Методы и средства исследования.
6. Актуальность проекта.
7. Этапы работы.
8. Полученные результаты.
9. Выводы.
10. Использованные ресурсы ( список использованной литературы ( авто, издательство, год издания, авто, название), электронные ресурсы (адреса использованных сайтов)
Текст выступления даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления.
Введение
Тема моего проекта …
Цель моей работы …
Задачи моего исследования: …
Я выдвинул гипотезу: …
Творческим продуктом будет …
Тема данной работы актуальна, потому что …
Этапы работы (указать время выполнения – количество недель (дней) – и перечислить все промежуточные этапы).
Подготовительный этап:
∙ выбор темы и уточнение названия (1 неделя);
∙ сбор информации ( _ недели).
Практический этап:
∙ эксперимент и анализ материалов ( _ недели);
∙ изготовление продукта ( _ недели).
Обобщающий этап:
∙ подготовка выступления (1 неделя);
∙ подготовка к презентации проекта (1 неделя);
∙ защита проекта (1 неделя).
Основная часть:
Я / Мы начал(и) свою работу с того, что …
Потом я / мы приступил(и) к …
Я / Мы завершил(и) работу тем, что …
Заключение:
Закончив проект, я могу сказать: не всё из того, что было задумано, получилось, например, …
Это произошло потому, что …
Я, что проблема проекта решена, так как …
Работа над проектом показала, что …
Я узнал, что , … .
Презентация творческого продукта
Выступление должно быть кратким и чётким, а также наглядным. Выступление не должно быть затянутым (5-7), оно должно быть построено строго по плану. Не следует рассказывать все подряд из вашей работы. Заранее выберите самое интересное и ценное. Речь выступающего должна быть сначала составлена письменно, а затем выучена наизусть. Свою речь следует начинать с названия темы работы. (Тема моего проекта (учебно-исследовательской работы)….
Конечно, необходимо подготовить и презентацию! Презентация должна отражать тему вашей работы. Не стоит печатать весь текст проекта на слайдах. Это просто невыносимо читать. Лучше хорошо поработайте над содержанием вашего выступления… Больше воодушевленно и с интересом расскажите и покажите, чем заставлять читать слушателей бесконечный текст. Основные моменты, даты, графики, фото, схемы, результаты исследований, статистические данные, цифры, цитаты, цели, задачи, гипотеза, методы исследования, какие-то классификации – вот все то, что отображается на слайдах.
Помните, что при создании презентации необходимо помнить о том, что ее будут читать и рассматривать. Выберите комфортный для глаз фон, подходящий шрифт и цвет шрифта, а также интервал. Можно использовать анимацию для разнообразия, каки- либо отрывки из видео, если это уместно.
Успех презентации работы – это интересное и незатянутое выступление, грамотная и воодушевляющая речь, ваш внешний вид (торжественный), конечно же, виртуозное владение материалом, а также наглядность (грамотная презентация- все по делу и НИЧЕГО ЛИШНЕГО)!!!
8. Самоанализ выступления. Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний. Сделайте анализ своего выступления после защиты проекта. Ответьте кратко на вопросы мини — анкеты.
1. Довольны ли вы своим выступлением?
2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
3. Что вам не понравилось?
4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
В данном разделе мы рассмотрим план исследовательской работы учащихся и его основные разделы для осуществления индивидуальной исследовательской деятельности в школе, написания и оформления исследовательского проекта с целью развития поисковых, исследовательских и творческих навыков детей.
Также мы подробно опишем содержимое каждого пункта плана исследовательского проекта школьника и дадим важные пояснения и рекомендации, которые помогут правильно и грамотно спланировать и оформить исследовательскую работу.
Постараемся дать ответы на вопросы и план как писать исследовательскую работу, приведем пример написания и выполнения учебно-исследовательской работы, а также каждого раздела проекта школьника. Данные рекомендации будут важны и педагогам для осуществления исследовательской и проектной деятельности в школе.
План исследовательской работы
Пример и образец плана исследовательской работы школьника также является планом индивидуальной научно-исследовательской работы, проектно-исследовательской работы, планом индивидуального проекта, осуществляемыми под руководством учителя определенного предмета, педагога дополнительного образования или воспитателя в ДОУ (детском саду).
1. Титульный лист исследовательской работы
Пояснение и оформление: Титульный лист исследовательской работы
Оформление титульного листа рекомендуется проводить с консультацией педагога — руководителя исследовательской работы.
2. Содержание исследовательской работы
Пояснение и оформление: Содержание исследовательской работы
Содержание исследовательской работы оформляется строго по приведенному образцу.
3. Введение исследовательской работы
Пояснение и оформление: Введение исследовательской работы
Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).
Также во введении определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) исследовательской работы (проекта).
Структура Введения исследовательской работы:
- Актуальность исследовательского проекта
- Проблема исследовательской работы
- Цель исследовательской работы
- Объект и предмет исследования
- Задачи исследовательской работы
- Гипотеза исследования
- Методы исследовательской работы
- Теоретическая значимость работы
- Практическая значимость работы
4. Историческая справка по проблеме проекта
Историческая справка по проблеме исследовательской работы или проекта обычно берется из сети Интернет (Википедия или др. ресурсы) или из литературы библиотек и архивов.
5. Основная часть исследовательской работы, проекта
При планировании и написании исследовательской работы в основной этап включают:
- Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.
- Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
- Выбор материала, методов для проведения исследования.
- Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).
- Описание этапов проведения исследования.
- Техника безопасности при выполнении работ (если это опыт).
6. Заключение
Заключение исследовательской работы — это краткие выводы по результатам исследовательской работы или проекта школьника, оценка полноты решения поставленных задач.
В Заключении исследовательской работы последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, а также дается самооценка о проделанной работе.
В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
При планировании и составлении плана исследовательской работы (проекта) школьника очень важным и значимым является заключение работы, на него необходимо обратить особое внимание.
7. Используемая литература
Пояснение и оформление: Используемая литература
Согласно плану, после заключения принято помещать в текст индивидуальной исследовательской работы список литературы, использованной при изучении материала теоретической части исследования, проведения поисковой работы в сети Интернет или архивах.
Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы в исследовательском проекте.
8. Приложения
Пояснение и оформление: Приложения
В приложении исследовательской работы и проекта размещаются диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты. Согласно плану раздел приложения размещается последним в работе.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.
При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
Если четко придерживаться плана исследовательской работы, ваш индивидуальный или групповой проект будет соответствовать всем нормам и требованиям, а конечно получит высокую оценку.
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «План исследовательской работы учащихся«:
<a href=»http://obuchonok.ru/plan» target=»_blank»>План исследовательской работы</a>
Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/plan]План исследовательского проекта[/URL]
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Структура проектной и исследовательской работы.
Каждый год в нашей школе проходит научно-практическая конференция, где дети защищают свои проекты и исследовательские работы. Я готовлю детей к этому образовательному событию.
Педагоги знают, какой это сложный и кропотливый труд, но при этом мы понимаем, как эта деятельность важна для развития ребенка. Работа над созданием, реализацией и защитой научных работ не только повышает компетентность ребенка в какой-либо области, развивает способности, но и позволяет создать уникальный продукт, услугу, результат, дает возможность научиться проводить исследования, эксперименты научного характера, проверять научные гипотезы, устанавливать закономерности, делать выводы.
Педагог, сопровождающий научную работу ребенка, сталкивается с рядом проблем. Он должен быть компетентен в том, что будет исследовать, создавать его ученик, должен обучить ребенка и найти время для индивидуальной работы. Ситуация усложняется, если дети готовят много работ.
Столкнувшись на практике с тем, что многие дети хотели выступить на конференции, а я не успевала всех подготовить, решила, что всем участникам образовательного процесса надо рассказать, как пишется проектная и исследовательская работа, чтобы дети, родители понимали, что входит в структуру работы и умели защищать её.
Простым детским языком изложила содержание памятки написания этих
видов работ.
На первых этапах доля участия взрослых была значительной, затем
постепенно увеличивалась доля самостоятельности ребенка.
В жизни важно, чтобы человек сам от начала до конца мог решить какую-либо
задачу, этим определяется его успешность в жизни. Мы должны не сделать за
ребенка, а научить его, чтобы он гордился результатами своего труда, умел нести
ответственность за то, что он сделал.
В своей статье я хочу предложить структуру проектной и исследовательской
работы, написанную для ребенка начальной школы и план презентации для защиты
проекта, исследования, показать пример проектной работы и видео с защитой
проекта.
Русская пословица о том, что одна голова хорошо, а две лучше, как никогда
актуальна для меня. Я хочу, чтобы читатели подключились к обсуждению темы,
которую я поднимаю в этой статье и предложили свои наработки.
Начну с того, что расскажу, что включает в себя структура проекта, затем
остановлюсь подробно на каждом этапе работы.
Структура проекта.
1. Введение.
1.1 Актуальность проекта.
1.2 Цели и задачи проекта.
2.Теоретическая часть.
2.1. Паспорт проекта.
2. 2. План реализации проекта
2. 3 .Ожидаемые результаты.
3. Практическая часть.
3.1. Проведение проекта.
3.2. Реальные результаты проекта.
4. Заключение.
5. Список источников и литературы
Подробный план проекта.
1. Введение.
1.1 Актуальность проекта.
Любой проект начинается с мечты, с желания о чем-то узнать, что- то сделать.
А может быть и с проблемы.
Начать проект можно так: «Мне стало интересно… я решил об этом узнать и сделать…
Ты должен ответить себе на 3 вопроса: 1) Что я хочу? 2) Как я это сделаю? 3)Для чего
я это сделаю?
Дальше ты должен описать актуальность (важность) твоей темы. Проект может быть
актуален (важен) для тебя. Для меня эта работа важна, потому что…. А еще твоя
работа может быть актуальна (важна) для других. Моя работа может полезной (для
кого), потому что…
1.2 Цели и задачи проекта
Цель – это то, ради чего создается проект (создать, сделать, проверить)
Задачи – это то, что ты будешь делать, чтобы добиться цели.
2.Теоретическая часть.
2.1. Паспорт проекта. Я предлагаю его оформить в виде таблицы.
Структура |
Содержание |
Тема |
Тут запиши тему проекта. |
Адресация проекта |
Для кого ты пишешь этот проект? |
Руководитель проекта и мои помощники. |
Кто руководил проектом. Кто тебе помогал? |
Участники проекта |
Те, кто делал этот проект. |
Особенности проекта |
Несколько предложений о том, что необычного, интересного в твоем проекте. |
Цель проекта |
Записать цель |
Задачи проекта |
Перечислить задачи. |
Предполагаемые продукты проекта |
То, что ты сделаешь. |
2. 2 План реализации проекта.
Тут ты пишешь план работы над проектом по этапам:
— Подготовительный этап (1 неделя)
Собрать материал по теме проекта.
— Основной этап (2 недели).
Описание того, что ты будешь делать.
— Заключительный этап (1 неделя).
Подготовка к защите проекта.
2. 3 Ожидаемые результаты, риски.
То, что ты ждёшь от проекта (если все сложится идеально, что должно получиться, какие ты видишь риски).
3. Практическая часть.
3.1 Проведение проекта.
Как проводил (проводили) проект. Можно фото с этапами работы и краткое описание работы.
3.2 Реальные результаты проекта.
Что получилось на самом деле, что не получилось. Почему?
4. Заключение.
Итог. Что хотел получить и что получили. Какие ресурсы затратили.
1) временные: потратили 1 месяц, материальные: 500 рублей,
кадровые: сами собирали материал, родители (что делали), учитель (чем помог).
5. Список источников и литературы.
5-6 источников. По алфавиту (фамилии авторов).
Ф ИО автора, название, год издания.
Ресурсы интернета: сайты, порталы, ссылки.
3.Примерная презентация проекта.
Слайд 1. Тема проекта. Хотим представить проект по теме. Мы выбрали эту тему,
потому что….
Слайд 2. Актуальность проекта.
Слайд 3. Цели и задачи проекта.
Слайд 4. План проекта и ожидаемые результаты
Слайд 5. Проведение проекта. Как вы проводили проект. Небольшой фотоотчет и минимум текста.
Слайд 6. Результаты проекта.
Слайд 7. Ресурсы проекта.
Рассмотрим примерную структуру исследовательской работы.
-
Структура исследовательской работы.
1.Теоретическая часть.
1. 1. Введение. Теоретические сведения о предмете исследования.
1.2 Актуальность исследования.
1.3 Гипотеза.
1.4 Цели и задачи исследования
2. Практическая часть.
2.1. Проведение исследования.
3. Заключение.
4. Список источников и литературы.
2.Подробный план исследовательской работы.
1. Теоретическая часть.
1. 1. Введение. Теоретические сведения о предмете исследования.
Расскажи, что ты собираешься исследовать, почему ты решил исследовать это явление, предмет, событие и т.д. Коротко расскажи о предмете (то, что исследуешь) исследования. Это называется анализ литературы по теме исследования.
-
Актуальность исследования.
Дальше ты должен описать актуальность (важность) твоей темы.
Исследование может быть актуально (важно) для тебя. Для меня эта работа важна, потому что…. А еще твоя работа может быть актуальна (важна) для других. Моя работа может полезной (кому?), потому что.
1.3 Гипотеза.
Гипотеза – это предположение о результатах исследования. Гипотезу можно сформулировать по-разному. Например, если растворить в воде сахар, он полностью растворится, глина – не растворится в воде. (Если…, то…), или, к примеру, у меня есть два варианта, почему улицу назвали 9 Января: 1) она появилась в этот день; 2) какое – то историческое событие было в этот день. Я выдвину гипотезу: «Улицу 9 Января назвали так, потому что она начала свое существование в этот день».
1.4 Цели и задачи исследования
Цель – это то, ради чего мы проводим исследование (исследовать свойства, общественное мнение, и т.д..)
Задачи – это то, что ты будешь делать, чтобы добиться цели (Проанализирую литературу по теме исследования, создам анкету, проведу опрос, исследование, проанализирую результаты…).
2. Практическая часть.
2.1. Проведение исследования. Описать само исследование и этапы проведения
3. Заключение.
Коротко напиши основные выводы. Вернись к гипотезе. Ты можешь ее подтвердить, опровергнуть, частично подтвердить.
4. Список источников и литературы.
5-6 источников. По алфавиту (фамилии авторов).
Ф ИО автора, название, год издания.
Ресурсы интернета: сайты, порталы, ссылки.
3.Примерная презентация исследовательской работы.
Слайд 1. Тема исследования. Хотим представить исследовательскую работу на тему…
Мы выбрали эту тему, потому что….
Слайд 2. Актуальность исследования.
Слайд 3 Гипотеза
Слайд 4. Цели и задачи исследования.
Слайд 5. Проведение исследования. Как вы проводили исследование. В это же время можно продемонстрировать свои опыты, эксперименты
Слайд 6. Результаты исследования. Выводы. Можно их подтвердить графиками, таблицами…
Слайд 7. Вернуться к гипотезе, сказать, что в результате исследования мы подтвердили, опровергли, частично подтвердили (опровергли) гипотезу.
Мы ждем от детей, чтобы научные работы имели доказательную, практическую часть, чтобы дети не ограничивались анализом литературу, чтобы из правильных посылок вытекало логичное заключение.
Я тоже хочу добавить к своей теоретической части практическую. Представить проект и презентацию к нему. Работа посвящена изучению истории родного города.
Содержание
-
2
-
3
-
5
-
6
-
7
-
8
-
9
-
11
-
12
-
14
-
15
-
17
Рассмотрим правила оформления проектных, проектно-исследовательских работ
В этом разделе представлены общие правила к оформлению проектной, проектно-исследовательской и творческой работы учащегося. Представленные здесь требования и правила оформления подойдут для ученика любого класса, а также для студентов, выполняющих подобные работы.
Параметры страницы проектной работы
Проектная работа должна быть выполнена на листах формата А4 с одной стороны, печатным или рукописным способом, в книжной ориентации.
Проектно-исследовательская работа (проект) независимо от способа набора текста должна быть выполнена с соблюдением следующих полей:
- левое поле: 30 мм;
- правое поле: 15 мм;
- верхнее поле: 20 мм;
- нижнее поле: 20 мм.
В проектной работе используется шрифт Times New Roman.
Размер шрифта: 14 pt.
Межстрочный интервал: 1,5 (полуторный).
Выравнивание текста (кроме титульного листа и заголовков): по ширине.
В работе независимо от способа набора текста необходимо соблюдение следующего абзацного отступа: 1,25 см или 1,27 см.
Основные параметры оформления документа проектной работы
Переносы слов в тексте проектной работе
Переносы в тексте проектной работы не являются обязательными, но расстановка переносов позволяет оформить работу более корректно, так как текст с переносами воспринимается легче по той причине, что расположен более плотно, нет разрывов между словами, все отступы одинаковы, что облегчает чтение и делает текст красивее.
Если проектная работа будет преобразована в формат PDF в таком случае оформлять её следует без расстановки переносов в тексте, так как формат PDF не поддерживает переносы в тексте, во время преобразования текста переносы будут убраны и текст проектной работы сместится.
При расстановке переносов в тексте проектной работы они убираются:
- на титульном листе;
- в заголовках (названиях) глав, параграфов, пунктов;
- в названиях рисунков, таблиц, приложений;
- в словах, написанных прописными буквами;
- в содержании (оглавлении).
Для автоматической расстановки переносов в тексте необходимо на вкладке «Макет», в блоке «Параметры страниц» выбрать «Расстановка переносов», в выпадающем меню выбрать пункт «Авто».
Автоматическая рассановка переносов в проектной работы
Для запрета автоматического переноса слов следует выделить текст или поставить курсор на необходимы абзац после чего на вкладке «Главная» в блоке «Абзац» нажать на кнопку «Параметры абзаца», далее в открывшемся окне перейти на вкладку «Положение на странице» и в списке выбрать «Запретить автоматический перенос слов», после этого в выбранном абзаце будет убран автоматический перенос слов.
Запрет автоматической рассановки переносов в проектной работы
Зайти в «Параметры абзаца» также можно, нажав, на необходимы абзац правой кнопкой мыши, далее в появившемся контекстном меню выбрать строку «Абзац».
Оформление титульного листа
Оформление титульного листа представлено на соответствующей странице: «Оформление титульного листа», где Вы также можете скачать пример, изменить его с учётом рекомендаций, разработанных Вашей школой, или в соответствии с требованиями учителя.
Требования к нумерации страниц проектно-исследовательской работы (проекта)
Все страницы проектной работы, начиная со второй страницы (СОДЕРЖАНИЯ), должны быть пронумерованы. Нумерация на титульном листе не ставится, но в общий объем работы он входит, соответственно, на листе СОДЕРЖАНИЕ необходимо поставить цифру 2.
Номер страницы проставляется на нижнем поле листа: по центру или справа.
Шрифт: Times New Roman.
Размер шрифта: 12 pt.
На титульном листе нумерация в проектной работе не проставляется, в том случае, если проектная работа будет сдаваться на проверку руководителю вместе с титульным листом или отправляться на печать вместе с ним следует убрать нумерацию с первого листа для этого необходимо на вкладке «Конструктор» в блоке «Параметры» отметить пункт «Особый колонтитул для первой страницы».
Пример оформления нумерации проектной работы
Если проектная работа отправляется руководителю на проверку без титульного листа, а также в том случае, если титульный лист и проектная работа на печать отправляются по отдельности следует пронумеровать работу со 2 страницы, то есть на листе «Содержание» необходимо поставить цифру 2, для этого необходимо во вкладке «Вставка» или «Конструктор» нажать на кнопку «Номер страницы» далее в выпадающем меню выбрать раздел «Формат номеров страниц», в открывшемся окне в блоке настроек «Нумерация страниц» выбрать «Начинать с» и в поле указать цифру 2 (как показано на рисунке, представленном ниже). Не забудьте проверить нет ли нумерации на титульном листе перед печатью.
Нумерация со 2 страницы в проектной работе
Данный способ можно использовать также в том случае, если титульный лист был сформирован через наш инструмент «Создание титульного листа онлайн» и не получается добавить его в проектную работу, например, происходит смещение текста, в таком случае можно распечатать титульный и проект отдельно, а затем объединить их в папке перед сдачей.
Оформление содержания проектной работы
Вторым листом проекта должно следовать СОДЕРЖАНИЕ, оно может быть оформлено как автоматически (предпочтительно), так и вручную.
Более подробно про оформление СОДЕРЖАНИЯ написано на странице: «Оформление содержания проектной работы».
Пример оформленного содержания проектной работы
Оформление заголовков проектной работы
Заголовки исследовательского проекта набираются полужирным шрифтом, в конце заголовка точка не ставится, переносы слов запрещены. Между текстом и заголовком делается пропуск одной пустой строки.
Шрифт заголовков: Times New Roman.
Размер шрифта: 14 pt.
СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ – набираются заглавными буквами с выравниванием по центру. Каждый из представленных элементов начинается с новой страницы.
Глава проектной работы начинается с нового листа, печатается строчными буквами с первой прописной по ширине страницы, главы работы нумеруются арабскими цифрами без точки (например, 1 Глава первая проектной работы).
Главы проекта делятся на параграфы, параграфы с новой страницы не начинаются (такое возможно только в том случае, когда предыдущий параграф заканчивается в конце страницы), печатаются строчными буквами с первой прописной по ширине страницы и нумеруются арабскими цифрами, где первая цифра обозначает номер главы, а вторая цифра номер параграфа в этой главе, цифры отделяются точкой, например, 1.1 (первый параграф первой главы), 2.3 (третий параграф второй главы).
Параграфы проектной работы могут делиться на пункты, оформление заголовков пунктов такое же, как глав и параграфов с тем лишь отличием, что нумерация пунктов состоит из трёх чисел, где первое число – номер главы, второе число – это номер параграфа в главе, третье число – номер пункта в параграфе, например, 2.1.2 (второй пункт первого параграфа второй главы).
Пример оформления глав, параграфов и пунктов проектной работы
При оформлении и составлении заголовков запрещается:
- использовать сокращения;
- перенос слов;
- ставить точку в конце заголовка;
- использовать выделение текста с помощью подчёркивания;
- размещать заголовки отдельно от текста главы, параграфа или пункта (на странице с заголовком должно оставаться минимум 2 строки текста);
- использовать выделение цветом (цвет текста работы – чёрный);
- выделять в главе параграф, если он в ней только 1, так же и с пунктом.
Использование сокращений в проектной работе
При использовании сокращений в работе при первом их упоминании необходимо дать их расшифровку, например: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), Организация Объединенных Наций (ООН).
Общепринятые сокращения в тексте проектной работы можно использовать без указания их расшифровки, к таким сокращениям относятся: и т.д., и т.п., см, м, мм, руб. и прочие.
Нельзя вводить в текст исследовательской работы собственные сокращения, к примеру, считается ошибкой сокращение следующих слов: фотографии – фотогр., авторы – авт., химические элементы – хим. эл. и т.д.
Оформление формул в тексте проектной работы
Если в тексте проектной работы необходимо использовать формулы, все они должны быть оформлены единообразно, набраны в специальном редакторе формул, либо набраны печатными символами, текст формулы располагается по центру строки и нумеруется арабскими символами в круглых скобках, номер располагается по правому краю листа.
После приведённой формулы ставится запятая, затем с новой строки должно следовать слово «где» (с маленькой буквы, без абзацного отступа), после которого даётся расшифровка символов, указанных в формуле, каждый символ приводится с новой строки, например:
V = S * h,
где S — площадь;
h — глубина.
Пример оформления формул в проектной работы
Оформление рисунков, фотографий и диаграмм в проектной работе
Для более наглядного представления материала при написании проекта рекомендуется использовать изображения (рисунки, фотографии, диаграммы). Все изображения должны иметь название, нумерацию. Нумерация должна быть сквозной, проставляется она арабскими цифрами (например, Рисунок 1 – Название рисунка). Название изображения помещается по центру строки без переносов слов. Сверху изображения пропускается одна пустая строка, также пустая строка должна быть пропущена после его названия.
Текст на диаграммах, созданных самостоятельно, должен быть Times New Roman: 10-12 pt.
Рисунки, располагаемые в приложениях, нумеруются в пределах приложения, перед номером рисунка ставится буква приложения, например, Рисунок Б.3 – Название рисунка (третий рисунок в приложении Б).
На все рисунки должны быть даны ссылки в тексте исследовательской работы, например, … как представлено на рисунке 2, … на рисунке 5 показано … и т.д.
Пример оформления рисунков в проектной работы
Оформление таблиц в проектной работе
Все таблицы должны иметь название, которое записывается сверху таблицы, без абзацного отступа через тире. Таблицы в проекте должны иметь сквозную нумерацию, точка в конце названия таблицы не ставится (например, Таблица 3 – Название таблицы).
Текст таблицы набирается меньшим шрифтом, чем основной текст (10-12 pt), через одинарный межстрочный интервал.
Каждая таблица должна иметь ссылку в тексте на нее, например, … как представлено в таблице 5.
Таблицы в приложениях имеют двойную нумерацию, где вначале ставится буква приложения затем через точку номер таблицы в приложении (например, Таблица Б.2 – Название таблицы (вторая таблица приложения Б)).
Пример оформления таблиц в проектной работы
Оформление списка литературы исследовательского проекта
Список литературы должен быть оформлен единообразно, информации в описании источника должно быть достаточно для его идентификации, более подробно с оформлением списка литературы для проекта можно ознакомиться на странице: «Оформление списка литературы».
Оформление приложений проектной работы
В приложениях к проектной работе размещается дополнительный материал. Приложения размещаются в конце работы после списка использованных источников.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, при этом не используются следующие буквы: Ё, З, О, Ъ, Ы, Ь (данные буквы необходимо пропустить).
Каждое приложение должно иметь информативный заголовок, который помещается под обозначением приложения через одну пустую строку, записывается по центру, полужирным шрифтом, строчными буквами с первой прописной.
Текст приложения может быть набран меньшим шрифтом, чем основной текст: 12 pt, одинарный интервал.
На каждое приложение в тексте проектной работы должна быть ссылка, ссылка может быть оформлена как в круглых скобках (Приложение А), так и дана в тексте, например, … в Приложении А представлен …
Более подробно правила и примеры оформления приложений проекта представлены на странице «Оформление приложений проектной работы».
Пример оформления приложений в проектной работы
Исследовательский проект
Рассказываем, что такое исследовательский проект. Рассматриваем структуру исследовательского проекта, процесс подготовки, выполнения и оценки исследовательского проекта.
Исследовательский проект
Понятие и цель исследовательского проекта
Исследовательский проект – это работа с хорошо продуманной структурой, обозначенными целями, актуальностью предмета исследования для всех участников, социальной значимостью, соответствующими методами, в том числе с экспериментальными и опытными работами, методами обработки результатов. Этот вид проекта имеет структуру, полностью совпадающую или приближенную к научному исследованию.
Цель проекта — это идеальный, мысленно представленный результат исследовательской или проектной работы. Требования к цели: краткость, конкретность, достижимость, проверяемость ее достижения.
Цель должна быть:
- ясной, учитывать особенности проекта, актуальной. Вопросы: что именно ты хочешь достичь/улучшить/изменить?
- измеримой. Здесь нужно указать числовые данные: какие результаты покажут достижение цели, какие факты это подтвердят?
- достижимой. Это не отменяет амбициозность цели, но учитывай имеющиеся ресурсы.
- согласованной, важной. Будет хорошо, если работа над данным проектом будет продолжением предыдущего исследования или станет основой для последующих.
Структурные элементы исследовательского проекта
- Актуальность темы исследования (востребованность изучения и решения выдвинутой проблемы в обществе);
- Проблема (трудность, требующая решения в ходе реализации);
- Объект исследования (явление или процесс, порождающий проблемную ситуацию) и предмет исследования (конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск).
- Пример 1.
- Объект исследования: питомцы домашнего зоопарка.
- Предмет исследования: содержание питомцев домашнего зоопарка.
- Пример 2.
- Объект исследования: деревья моего посёлка.
- Предмет исследования: полезные свойства деревьев.
- Пример 1.
- Гипотеза (предположение, ещё не доказанное логически и не подтвержденное опытом);
- Цель работы (то, что хочется получить в результате);
- Задачи (то, что нужно сделать для достижения поставленной цели);
- Методы исследования (способы достижения цели);
- Практическая значимость работы (какую пользу обществу принесёт продукт проекта).
Подготовка и выполнение исследовательского проекта
Подготовка к выполнению исследовательского проекта
Подготовка работ осуществляется школьниками самостоятельно, но при поддержке педагогов.
Школьник вправе обратиться за консультацией к любому педагогу школы. По договоренности педагога со школьниками это может быть как очная, так и онлайн-консультация.
Содержание и структура исследовательского проекта
Содержание исследовательского проекта должно отвечать следующим требованиям:
- быть направленным на решение какой-либо сложной практической или исследовательской проблемы, требующей совершения сложных поэтапных действий;
- предлагать новое или хотя бы отчасти новое решение этой проблемы;
- иметь результатом новый (или усовершенствованный имеющийся) продукт или новое (или дополненное известное) знание, помогающие решить эту проблему;
- предполагать самостоятельную работу школьников над проектом.
Структура исследовательского проекта
Исследовательский проект должна включать следующие компоненты:
- Название темы проектной или исследовательской работы;
- Описание ее актуальности;
- Описание ее цели и задач;
- Описание гипотезы (для исследовательских работ, кроме работ по истории) или предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ);
- Описание процесса решения поставленных задач;
- Заключение со сформулированными в нем выводами о полученных результатах;
- Список использованной литературы (для исследовательских работ).
В качестве приложения (не обязательного) к тексту работы могут быть добавлены: созданный в результате работы над проектом или исследованием продукт или его копия (памятки, рекомендации, буклеты, сценарии, опросники, классификации, иллюстрации и т. п.).
Культура работы
- Работа должна быть написана литературным, грамотным языком.
- Подача материала, изложенного в работе, должна отражать уважительное отношение автора к читателю.
- Использование в работе идей, мыслей, высказываний других авторов должно обязательно сопровождаться ссылками на работы этих авторов. Грамотное оформление ссылок на печатные и электронные источники является важной составляющей проектно-исследовательской работы и культуры ее автора.
Оформление работы
Исследовательские проекты (в электронном и бумажном виде), должны иметь объем от 5 до 30 страниц (без приложений), желательно должны быть созданы в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, размер 14, одинарный интервал.
О том, как написать проект, читайте здесь.
Оценка исследовательского проекта и предметные результаты
Критерии оценки исследовательского проекта
- Актуальность выбранной темы, ее направленность на решение реальной практической или исследовательской проблемы.
- Новизна предлагаемого автором решения проблемы.
- Практическая значимость полученного результата.
- Самостоятельность выполнения работы.
- Реализация автором цели и задач работы.
- Наличие интересных авторских идей и находок, помогающих достичь поставленной цели.
- Грамотность оформления работы.
- Четкость, логичность, структурированность, речевая грамотность устного выступления автора.
- Рациональное размещение информации на слайдах презентации.
- Умение отвечать на вопросы по теме работы
Предметные результаты выполнения исследовательского проекта
Предметные результаты выполнения исследовательского проекта определяются навыками, полученными школьниками с учетом специфики содержания гуманитарных предметных областей.
Research start
Проектная или проектно-исследовательская работа — это самостоятельный научный труд, подготовкой которого занимаются студенты или обучающиеся последующих ступеней высшего последипломного образования.
В широкой практике принято понимать проектную работу как курсовую, но с некоторыми дополнениями в виде расчетных глав и т.д. Это не совсем так. Проектные работы действительно могут быть конструкторскими, если речь идет о технических направлениях высшего образования. Но этим все дело не исчерпывается. Научно-проектная работа может иметь гуманитарный характер. Активно готовят проекты по экономике и даже творческим направлениям подготовки кадров. Суть в задаче — она практически всегда стоит максимально четко.
При подготовке проектно-исследовательского труда большую роль играет не только и не столько теоретическая сторона, сколько практические аспекты поставленного вопроса. Хотя и проекты могут быть информационными. Но и в этом случае они в основном прикладные. Ориентированными на применение в работе.
Как же подготовить проектную работу, что именно нужно учесть в процессе.
Отличия курсовой и проектной работы
Курсовую и проектную работу нередко путают. Это типично не только для студентов, но и для преподавателей университетов, несмотря на весь их широкий опыт. На самом деле эти форматы существенно отличаются друг от друга.
Перечень отличий представлен в таблице ниже:
Критерий оценки | Курсовая | Проектно-исследовательская работа |
Объем | Курсовая включает в себя от 30 до 40 листов формата А4. | Проектно-исследовательский труд находится не в таких жестких рамках. Он может включать в себя от 30 до 65 листов. Столько, сколько нужно для полного решения поставленной задачи. В пределах разумного. |
Задача | Курсовая работа — это типичный научно-исследовательский труд. Она может решать прикладные задачи. Но основной смысл — подготовка именно научного, информационного материала. | Проект всегда имеет четкую, обозначенную задачу. Решает определенный вопрос, часто практический. Или по меньшей мере имеющий значительную доли прикладной направленности. |
Руководство | Курсовые работы готовят под началом научного руководителя. Обычно это преподаватель с соответствующей кафедры в статусе старшего преподавателя, доцента со званием кандидата наук. Или даже профессора, доктора наук. | Проектно-исследовательский труд готовят под началом руководителя проекта. Он занимается не только консультированием. Может и сам принимать участие в деле. |
Участники | Курсовая — сугубо индивидуальный труд. Ее готовят собственными силами. Соавторство недопустимо. | Проектная работа готовится силами единственного человека. Но не только. Часто встречаются командные проекты. Под контролем руководителя работает сразу несколько человек, студентов или более опытных специалистов. Состоявшихся ученых. Все зависит от ситуации и стоящей задачи. |
Конечный результат | Конечный результат курсовой — новое знание. Не обязательно прикладное. | Проект затевается ради не только и не столько отвлеченного знания, сколько ради практически применимого результата. Будь то расчеты или анализ ситуации. Например, рынка недвижимости, товаров, услуг и т.д. |
Направленность | Курсовая имеет чисто академическую направленность. Ее задача — научить студентов мыслить. Обучить азам научного инструментария, пользования техниками. | Проект имеет не столько академическую направленность, сколько призван решать конкретные проблемы. При этом и академические цели, задачи обучения студентов также преследуются. |
Оформление и сопутствующая документация | Курсовую сдают в виде готового файла. Текста в виде прошитых листов. Сопутствующая документация отсутствует. | Проект требует подготовки не только текста, но и целого пакета дополнительных документов. От паспорта до аннотации. Это куда более трудоемкий формат работы. |
Заказчик | Курсовую никто не заказывает. Ее написание входит в учебный план. Это запланированный традиционный вид академической нагрузки. | Проект может быть вариантом курсовой. В таком случае заказчиком условно выступает университет. Однако намного чаще проекты готовят по своей инициативе, а по заказу со стороны. Заказчиком может быть частное лицо, организация или орган, структура официального уровня. |
Как можно судить, проектно-исследовательский труд и курсовая работа имеют массу отличий. Это же можно сказать и про иные форматы. Будь то диплом, диссертация или что-то иное. Они принципиально отличаются от проектной работы.
Кто именно готовит проектно-исследовательский труд
Проектно-исследовательскую работу могут готовить самые разные субъекты, с различным уровнем подготовки и знаний. Но задачи должны соответствовать квалификации и уровню умений конкретного участника этого процесса. Если говорить конкретнее, за проект может взяться:
- Школьник. Как ни странно, даже учащиеся старших классов могут работать над несложными проектами. Формальным заказчиком выступает школа. Такие проекты не используются в практической деятельности. Они имеют чисто академический, обучающий характер.
- Студент. Студентам доверяют более серьезные проекты. Но и они в значительной части случаев всего лишь учебные. Направлены на то, чтобы привить обучающемуся знания и навыки научной работы. С другой стороны, студентов могут привлекать для помощи в подготовке реальных проектов. Все зависит от традиций ВУЗа, подходов к образовательному процессу в конкретном университете.
- Научный сотрудник. Создает проектную работу самостоятельно или же работает в команде, что случается намного чаще. Научные сотрудники могут быть членами кафедр, НИИ и не только. Роль зависит от квалификации, умений и статуса.
- Крупные научные специалисты. Как правило, определяют концепцию проекта, занимаются подбором команды и дальнейшем общим руководством всей проектно-исследовательской работы.
Проектно-исследовательские работы проводятся как на базе университетов, так и в рамках научно-исследовательских институтов, частных организаций и прочих структур. Формальных критериев и требований тут нет. Разве что к квалификации, знаниям, умениям и прочим подобным моментам.
Проект следует понимать намного шире, чем вариант курсовой, академической работы. Это целый пласт форматов, которые схожи в целях и задачах. Но отличаются направленностью.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Структура и виды проектной работы
Проектная работа с точки зрения оформления соответствует всем критериям научного труда. Соответственно и структура будет привычной многим, имевшим дело с исследовательской работой. Типичный проект включает в себя 11 блоков.
Первый — это титульный лист. На этой странице указывают данные всех участников, руководителя научно-проектной работы. А также наименование и прочие реквизиты как самого текста, так и значимые элементы касательно участников процесса.
Второй — актуальность проекта. Что именно он собой представляет и почему вообще выполняется. Зачем затевается вся работа.
Третий блок — цель. Конкретная, понятная, без воды и лирических отступлений. Целью считается суть исследовательского труда. То, что в конечном итоге должно быть достигнуто.
В четвертом блоке описываются задачи. Они отличаются от цели. Цель — понятие глобальное. Задачи же — это ступеньки. Отдельные моменты, которые нужно решить для достижения поставленной цели.
Объект исследования — это сфера научной работы, на которой сосредоточены усилия ученого специалиста. Например, объектом исследования может быть макроэкономика РФ. Это более глобальное понятие.
Предмет исследования. В отличие от объекта — это определенная часть темы, которую предстоит препарировать. Например, если объект, это макроэкономика РФ, то предметом может быть исследование ВВП в течение определенного числа лет. А учитывая, что речь идет о проекте, прикладном исследовании, целью может быть прогнозирование отдельных показателей в перспективе года и т.д.
Следующая часть — это гипотеза. Ее выдвигают, только если проект имеет информационно-исследовательский характер. Под гипотезой понимают положение, которое нужно доказать или опровергнуть. В этом может заключаться одна или сразу несколько целей исследования.
Источники информации — это восьмой блок. Включает в себя список литературы. Только с опорой на практические цели исследовательской работы.
Методы могут описываться в начале или отдельно, в специальном документе. Под методами используются инструменты, которые использовались при подготовке исследовательского труда. Методология включает в себя анализ, эксперимент, наблюдение и прочее.
Практическая значимость или прикладная ценность. Какие именно практические задачи решает работа. Это один из основных моментов, которые следует осветить в проектном труде.
Наконец, во многих случаях описывается структура. Не только в виде содержания, но и в форме обоснования, почему главы идут именно в таком, а не в ином порядке.
Это типичные составляющие проектной работы.
Виды исследовательских проектов
Проектно-исследовательские работы — это неоднородная группа работ. Все они так или иначе выполняются с практическими целями. Ради решения прикладных задач. Но, отличаются в сущности, в подходах к подготовке и некоторых других параметрах. В практике подготовки проектов выделяют несколько их видов:
- Исследовательская работа. Направлена на то, чтобы доказать или достоверно опровергнуть ту или иную гипотезу. Ее выносят как основную, в специально отведенный для этого блок. Гипотезу формулируют тезисно вместе с кратким описанием. После чего ставят конкретные задачи.
- Информационный проект. Очень похож на курсовую работу. Но требует более глубокой проработки материала. Предполагает сбор данных, их анализ, сравнение, систематизацию информации. Сырого массива, которые требует тщательной обработки.
- Прикладной или практико-ориентированный проект. Как и следует из названия, ориентирован на решение прикладных задач. Достижение практических целей. Помогает добиться конкретики по поставленному вопросу. Как именно решить ту или иную задачу, проблему.
- Творческие проекты. Представляют собой отдельную категорию. Результат вполне осязаем.
По своему характеру проекты могут быть единоличными. Когда за дело берется только один человек. Или же коллективными, групповыми. В этом случае весь проект делят на несколько человек. Каждый берется за определенную часть. Возглавляет работу руководитель проекта, он занимается регулированием процессом и в некоторых случаях принимает участие сам. Распределяет рабочую нагрузку, чтобы достичь целей оптимальными средствами.
Дополнительные документы
Проект отличается от иных форматов серьезным набором дополнительных документов, приложений. Не всегда они присутствуют полным списком, представленным далее.
В число дополнительных документов входят:
- Паспорт проектной работы. Это документ, которые включает в себя формальные требования к оформлению, а также некоторые содержательные моменты. Готовить его самостоятельно не нужно. Хотя бывают исключения. Паспорт прикладывают, чтобы заказчик или комиссия могли видеть, по каким критериям создавался проектно-исследовательский труд.
- Аннотация работы. Ее наличие желательно, но не обязательно. Под аннотацией понимается краткое описание проектной работы, где авторы дают общую информацию о тексте, его целях, задачах. Как правило, лина этого документа не превышает 1 страницу.
- Пояснительная записка. Частично дублирует аннотацию. Но если она направлена на то, чтобы дать общие представления о труде, пояснительная записка описывает разделы, цели, задачи и прочие аспекты куда более подробно. Может быть более 1 страницы объемом.
- Глоссарий. Представляет собой словарь терминов, которые были использованы в научно-проектном труде. Для исключения неоднозначности трактовок и прочих ошибок, разночтений.
- Список сокращений. Если таковые присутствуют. Опять же, чтобы исключить неразбериху и привести работу к унифицированному виду.
- Речь для защиты. Если проектно-исследовательский труд предстоит защищать перед преподавателем или комиссией. Как правило, реальные проекты не требуют никакой защиты.
- Презентация. Настоящие проекты представляют заказчику в формате презентации. Короткого выступления на 5-15 минут с указанием целей, задач, результатов проведенной работы. Обоснования итогов.
Если работа проводилась для достижения вполне ощутимого, материального результата, одним из итогов деятельности автора, команды может стать продукт. Например, опытный образец, прототип, модель и т.д. Но это уже куда более высокий уровень работы.
Далеко не всегда проектная деятельности, результаты работы дополняют всеми названными дополнениями. Обычно присутствует пояснительная записка, презентация или речь к защите. Глоссарий и список сокращений. Остальное встречается от случая к случаю.
Как написать проектную работу
Проектную работу готовят в соответствии с паспортом. Если речь идет об академическом труде, паспорт выдает преподаватель, который выступает руководителем. Или сама кафедра. В некоторых случаях разрабатывать его приходится с нуля.
Ориентироваться нужно на структуру, представленную выше. Но адаптированную к конкретным реалиям. Далее представлены универсальные рекомендации, которые могут быть полезны во всех случаях.
При описании актуальности проекта нужно ориентироваться на отличия собственного труда от аналогичных, которые можно найти у других специалистов. Также на новизну, указывая, чем именно проектно-исследовательская работа отличается от аналогов. Что в ней такого, чего нет у конкурентов, и чем именно она качественно выделяется.
Содержание в большинстве случаев оформляют как перечень глав с указанием страниц. Нужно ли обоснование структуры — зависит от многих факторов. В основной части ситуаций — не нужно.
Цели и задачи проекта описываются как часть и целое. Целым выступает цель. Это то, ради чего затевается проект. Обычно речь идет о каких-то практических результатах. Если говорить о задачах, это небольшие части, шаги по направлению к целям. Они не совпадают с целью. Попытки отождествить одно и другое автоматически приводят к снижению качества и смысловой наполненности проекта.
Объект и предмет также рассматриваются как часть и целое. В контексте иерархической подчиненности. Объект — это крупная часть какой-либо предметной сферы. Например, под объектом проекта можно понимать рынок недвижимости России. Что же касается предмета, то он более узкий по своему характеру и направленности. Как вариант, задачей проекта может быть исследование тенденций рынка элитной недвижимости в Московском регионе. Или еще более мелкий предмет. Например, рынок элитной недвижимости, динамика продаж в определенном районе столицы РФ.
Отдельного упоминания стоит методология. Под методами понимают инструменты, которые используют профессиональные исследователи. В частности, авторы проекта, практического труда. Методы включают в себя анализ, синтез, сравнение, наблюдение, эксперимент и многое другое. Какие именно методы стоит использовать, зависит от конкретного случая. Но указывать методы нужно в обязательном порядке.
Под практической значимостью понимается та ценность, которую несет результат выполнения проекта. Например, выявление динамики макроэкономических показателей за определенный период. Или в более приземленном варианте, экономических показателей конкретного предприятия с разработкой рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной активности.
В каждом случае значимость и практическую ценность нужно указывать точно и максимально прозрачно. Иначе научно-практическая ценность такой работы окажется ниже, чем могла бы быть.
Наконец, если говорить о гипотезе, она нужна только в информационных проектах. Таких, которые направлены на получение данных, аналитику. Практической задачи, по крайней мере очевидной, тут нет. Гипотеза представляет собой тезис, который нужно доказать или опровергнуть. Или несколько тезисов, но такое встречается реже. Поскольку работа в подобном случае стала бы слишком объемной.
Список использованных источников — это не совсем перечень литературы. Поскольку принципиальный смысл применения сторонних материалов отличается. Однако суть похожа. Как и способ оформления библиографического списка.
Использование всех названных элементов обязательно. Расчеты проводятся по потребности и включаются в отдельный раздел.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Оформление результатов работы и представление труда
Оформление результатов выполнения проектно-исследовательской работы проводится несколькими методами. Очевидно, что при подготовке текста исследовательского проекта нужно соблюдать установленные нормативы (ГОСТы или требования, установленные конкретными университетами, организациями. зависит от сущности).
Форма представления результата зависит от конкретной ситуации. Так, если речь идет об учебном проекте, готовят специальную речь. В ней отражают основные положения работы, в сжатой форме пересказывают итоги. Может помочь аннотация. Она представляет собой неплохой базис для устного выступления.
Если же проект готовился как решение реальной практической или иной задачи, заказчику представляют презентацию. Это не защита как таковая. На презентации автор или целый коллектив авторов представляют на суд заказчика свои наработки. Помогают лучше понять суть проведенной работы. После чего передают исходные материалы заинтересованному лицу или организации.
Презентация может проводиться и при защите учебного проекта. Для наглядности используются мультимедийные средства. На суд комиссии представляют схемы, диаграммы и иные сведения, наглядно отражающие суть работы.