Как пишется программа план

Quotes of the Day
Цитаты дня на английском языке

«The more refined and subtle our minds, the more vulnerable they are.»

Paul Tournier

«Everything has been figured out, except how to live.»

Jean-Paul Sartre

«The whole secret of life is to be interested in one thing profoundly and in a thousand things well.»

Horace Walpole

«Everything’s got a moral, if only you can find it.»

Lewis Carroll

план-программа

план-программа

план-програ/мма, пла/на-програ/ммы, м.

Слитно. Раздельно. Через дефис..
.

Смотреть что такое «план-программа» в других словарях:

  • план-программа — план программа, плана программы …   Орфографический словарь-справочник

  • план (программа, алгоритм) действий — Описание цели, задач, этапов проведения исследования или программы. [Англо русский глоссарий основных терминов по вакцинологии и иммунизации. Всемирная организация здравоохранения, 2009 г.] Тематики вакцинология, иммунизация EN protocol …   Справочник технического переводчика

  • план-программа обеспечения надёжности — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN reliability program plan …   Справочник технического переводчика

  • план-программа — (2 м 1 ж), Р. пла/на програ/ммы, м …   Орфографический словарь русского языка

  • Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества — 2. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах …   Официальная терминология

  • план — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? плана, чему? плану, (вижу) что? план, чем? планом, о чём? о плане; мн. что? планы, (нет) чего? планов, чему? планам, (вижу) что? планы, чем? планами, о чём? о планах 1. Планом называется… …   Толковый словарь Дмитриева

  • план —     ПЛАН, программа, проект, схема, высок. предначертание, устар., ирон. прожект, разг. наметки     ПЛАНИРОВАТЬ, намечать/наметить, проектировать, разг. прикидывать/прикинуть, разг. сниж. плановать …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • План реинвестирования дивидендов — План (программа) реинвестирования дивидендов (англ. dividend reinvestment plan, DRIP, реже DRP)  предоставляемая некоторыми акционерными компаниями услуга, позволяющая акционерам автоматически реинвестировать денежные дивиденды в акции… …   Википедия

  • программа — ы, ж. programme m., нем. Programme <гр. programma публичное объявление. 1. Содержание или план какой л. деятельности, работы и т. п.; предварительно разработанная совокупность действий и мероприятий для осуществления чего л. БАС 1. План… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • План одностороннего размежевания — (ивр. תוכנית ההתנתקות Tokhnit HaHitnatkut, известен также, как «Размежевание», «התנתקות» Hitnatkut ‎) план отделения Израиля от Палестинской национальной администрации (ПНА), предложенный премьер министром Израиля Ариэлем Шароном. Предусматривал… …   Википедия

Просклонять слово план-программа по падежам

Введите слово для склонения

Ниже представлены результаты склонения слова план-программа по всем падежам и числам.

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный план-программа планы-программы
Родительный плана-программы планов-программ
Дательный плану-программе планам-программам
Винительный план-программу планы-программы
Творительный планом-программой планами-программами
Предложный плане-программе планах-программах

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Фрунзенского района»

Программа или план в чем разница

Сравнительная характеристика проекта, программы и плана

Вид
документа

Характеристики документа

План

(кто, что, когда и где?)

Программа

(зачем, кто, что, как, что в итоге?)

Проект

(что нужно менять? с помощью чего?)

Определение

План – документ, указывающий содержательные и временные границы деятельности, определяющий ее порядок, объем и состав участников

Программа – нормативный документ, отражающий ценностно-целевое обоснование, содержание и организацию деятельности, порядок взаимодействия всех её участников, результативность и условия реализации

Проект – документ, моделирующий деятельность по достижению желаемого результата в рамках установленного времени с учётом определённых ресурсов

Целевое назначение документа

Представить содержательно-организационную модель деятельности

Представить новый облик объекта (системы, процесса, деятельности) и способы достижения желаемых результатов

Приоритетные функции документа

Представление участников деятельности

Адресаты и ответственные за проведение

Все участники деятельности и их роли

Исполнители проекта и их функции. Партнёры и их роли.

Представление целевого назначения деятельности

Косвенное представление целевого назначения через указание адресата и перечисление конкретных мероприятий

Подробное описание целевого назначения деятельности в соответствии с годами реализации (этапами, ступенями, блоками и т.п.)

Представление цели как образа будущей изменённой ситуации и задач как шагов, которыми изменения будут достигаться

Отражение содержания деятельности

Содержательные границы (конкретные дела, мероприятия, события)

Содержательные ориентиры (все направления и виды деятельности)

Концептуальное описание (основной замысел, идеи)

Отражение организации деятельности

Порядок, объём, формы проведения

Формы, методы, приёмы, средства организации и взаимодействия

Способы построения нового облика. Механизм реализации замысла.

Отражение сроков реализации

Планируемые сроки получения результатов

Ориентировочные сроки получения результатов в рамках заданного периода времени

Отражение условий реализации

Подробное описание условий, необходимых для получения ожидаемых результатов

Место осуществления проекта. Примерный бюджет

Представление
результатов деятельности

Косвенное представление результатов через перечисление конкретных дел, действий

Все возможные предполагаемые результаты, варианты их отслеживания и представления

Возможные изменения, которые должны произойти в ходе реализации проекта. Вариант оценки успеха проекта

Материал разработан Небахаревой Э.В., Булановой Е.В.

© МОУ дополнительного образования «Дом детского творчества Фрунзенского района», 2017 – 2021
Работает на CMS2.edu при поддержке © ГУ ЯО «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании»

Источник

Разница между программой и планом

В современном мире побеждает лишь тот, кто лучше всех подготовлен к предстоящим действиям. Программа и план – две важных части проектного менеджмента, реализация идей которого позволяет привести к успеху любое предприятие. Понимание разницы между ними очень важно для будущих руководителей, которые хотят не просто быть винтиком системы, а грамотно управлять ресурсами и определять своё будущее.

Определение

Программа – последовательный алгоритм действий, реализация которого позволит исполнителю достигнуть определённой цели. Программа может быть компьютерной, предвыборной, рабочей. Всех их объединяет одно: набор взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач.

План – ряд действий, объединённых единой целью и предназначенных к выполнению до определённой даты. План позволяет создать рабочий график, который дисциплинирует как отдельного индивида, так и группу людей, помогая им ориентироваться во времени и пространстве.

Сравнение

Таким образом, программа – широкое понятие, обозначающее стратегию достижения результата. Без неё не обходится деятельность ни одной крупной компании и организации, руководитель которой действительно хочет добиться успеха. Программа – гибкая, ради достижения целей отдельные пункты могут изменяться, адаптироваться под реальные условия. При этом она может иметь несколько планов, выполняемых параллельно.

План – устаревший способ реализации задач проектного менеджмента. Он детализирован, а каждое событие обладает временными рамками, но далеко не факт, что выполнение всех задач приведёт к достижению целей.

Источник

Чем отличается программа от плана

Программа или план в чем разница Программа или план в чем разницаПрограмма или план в чем разница Программа или план в чем разница Программа или план в чем разница

В современном мире побеждает лишь тот, кто лучше всех подготовлен к предстоящим действиям. Программа и план – две важных части проектного менеджмента, реализация идей которого позволяет привести к успеху любое предприятие. Понимание разницы между ними очень важно для будущих руководителей, которые хотят не просто быть винтиком системы, а грамотно управлять ресурсами и определять своё будущее.

Что такое программа и план

Программа – последовательный алгоритм действий, реализация которого позволит исполнителю достигнуть определённой цели. Программа может быть компьютерной, предвыборной, рабочей. Всех их объединяет одно: набор взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач.
План – ряд действий, объединённых единой целью и предназначенных к выполнению до определённой даты. План позволяет создать рабочий график, который дисциплинирует как отдельного индивида, так и группу людей, помогая им ориентироваться во времени и пространстве.

Разница между программой и планом

Таким образом, программа – широкое понятие, обозначающее стратегию достижения результата. Без неё не обходится деятельность ни одной крупной компании и организации, руководитель которой действительно хочет добиться успеха. Программа – гибкая, ради достижения целей отдельные пункты могут изменяться, адаптироваться под реальные условия. При этом она может иметь несколько планов, выполняемых параллельно.
План – устаревший способ реализации задач проектного менеджмента. Он детализирован, а каждое событие обладает временными рамками, но далеко не факт, что выполнение всех задач приведёт к достижению целей.

TheDifference.ru определил, что отличие программы от плана заключается в следующем:

Широта понятия. Программа – более широкая категория, которая может включать в себя несколько планов.
Прогрессивность. Программа является более гибкой, нежели план, и её можно корректировать, направлять в процессе реализации.
Гибкость. Отдельные пункты программы могут выполняться независимо друг от друга, возможно несколько исходов. План всегда линеен, а потому должен реализовываться последовательно.
Детализация. Программа содержит лишь общие положения, цели, а план – детальную проработку каждого шага, временные рамки, ресурсы.
Оценка результата. Чтобы понять результативность плана, необходимо сопоставить запланированные мероприятия с реально выполненными. Оценить эффективность программы можно лишь по достижении цели.

Источник

План и программа: отличие.

Программа в отличие от плана мероприятий ориентирована на изменение, на «шаг развития». План обычно (так сложилось) составляется «от сегодняшнего дня», вперед, насколько хватит воображения у составителя. Как правило, составляя план, мы отвечаем на вопрос, что можно сделать. А длительность (продолжительность) плана зависит от множества условий, как правило, внешних: на сколько надо. Программа, по крайней мере в момент своего составления, не привязана к срокам. Вопрос о планировании во времени встает на одном из последних этапов работы над программой.

Вопрос, на который отвечает программа – другой. Что необходимо сделать, чтобы…. Поэтому при составлении программы всегда сначала необходимо задать вопрос, что должно произойти, а потом – как именно этого добиться. Поэтому программа всегда составляется не от нынешнего момента вперед, а наоборот, от завтрашнего дня, от образа потребного будущего, к сегодняшней, наличной ситуации. В этом главное отличие плана от программы. Сразу же заметим, что программа – гораздо более ответственный документ, задавая образ результата (того, что получится в конце) мы берем на себя ответственность за собственные действия по его достижению.

Программа, задавая результат, проявляет наши намерения, показывает в явном виде, на что именно направлены наши действия. И, следовательно, программа гораздо «строже» к результатам: прямо указывая, что должно быть получено.

Чего мы хотим достичь, на какой результат выйти, выполняя программу? Элемент программы «Цель» тесно связан с другим ее элементом «Результат». Фактически это равнозначные элементы, организующие всю программу в целом.

Цель программы может быть сформулирована как разрешающая проблему, которая стоит перед школой.

Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель обычно касается нового качества, которое мы хотим получить по окончании программы.

Цель может, например, определять:

Однако, как правило, цель программы связана с основной деятельностью той организации, которая составляет и осуществляет программу. Поэтому среди приведенных примеров более важной целью является новое качество образования, а изменение технического парка школы – менее важной (частной) целью.

Постановка цели программы всегда связана с анализом реальной ситуации в реальной организации. Анализ ситуации может предварять в программе постановку цели, а может остаться за рамками программы (текста). Но работа по анализу ситуации обязательно должна быть проведена.

Важно, чтобы цель, которая сформулирована в программе была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, просто – близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Только в этом случае можно надеяться, что программа будет поддержана всеми.

Задачи – следующий за целью блок программы. Задача – более частная цель, решение которой обеспечивает достижение общей цели. Цель дробится на задачи.

Приведем пример: цель – повышение информационной культуры выпускников. Тогда при определении конкретных задач необходимо сформулировать те отдельные элементы, из которых, по мнению составителей программы, складывается информационная культура, и поставить задачи по каждому отдельному элементу.

Другой способ сформулировать задачи – продумать последовательность ходов от сегодняшнего уровня (например, информационной культуры) к ее следующему, желаемому уровню. Возможны и другие способы.

Как правило, способ постановки задач определяется целью. Не всегда достижение цели можно разбить на отдельные шаги-задачи и представить в виде последовательности.

Очень важно, чтобы задачи и цель были согласованы. Составляя список задач, проверяйте себя, не появилось ли лишних задач (тогда поставленная цель должна быть переформулирована). Или может оказаться, что поставленных задач не достаточно для достижения цели. В этом случае список задач должен быть дополнен.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Чем отличается программа от плана мероприятий

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Фрунзенского района»

Программа или план в чем разница

Сравнительная характеристика проекта, программы и плана

Вид
документа

Характеристики документа

План

(кто, что, когда и где?)

Программа

(зачем, кто, что, как, что в итоге?)

Проект

(что нужно менять? с помощью чего?)

Определение

План – документ, указывающий содержательные и временные границы деятельности, определяющий ее порядок, объем и состав участников

Программа – нормативный документ, отражающий ценностно-целевое обоснование, содержание и организацию деятельности, порядок взаимодействия всех её участников, результативность и условия реализации

Проект – документ, моделирующий деятельность по достижению желаемого результата в рамках установленного времени с учётом определённых ресурсов

Целевое назначение документа

Представить содержательно-организационную модель деятельности

Представить новый облик объекта (системы, процесса, деятельности) и способы достижения желаемых результатов

Приоритетные функции документа

Представление участников деятельности

Адресаты и ответственные за проведение

Все участники деятельности и их роли

Исполнители проекта и их функции. Партнёры и их роли.

Представление целевого назначения деятельности

Косвенное представление целевого назначения через указание адресата и перечисление конкретных мероприятий

Подробное описание целевого назначения деятельности в соответствии с годами реализации (этапами, ступенями, блоками и т.п.)

Представление цели как образа будущей изменённой ситуации и задач как шагов, которыми изменения будут достигаться

Отражение содержания деятельности

Содержательные границы (конкретные дела, мероприятия, события)

Содержательные ориентиры (все направления и виды деятельности)

Концептуальное описание (основной замысел, идеи)

Отражение организации деятельности

Порядок, объём, формы проведения

Формы, методы, приёмы, средства организации и взаимодействия

Способы построения нового облика. Механизм реализации замысла.

Отражение сроков реализации

Планируемые сроки получения результатов

Ориентировочные сроки получения результатов в рамках заданного периода времени

Отражение условий реализации

Подробное описание условий, необходимых для получения ожидаемых результатов

Место осуществления проекта. Примерный бюджет

Представление
результатов деятельности

Косвенное представление результатов через перечисление конкретных дел, действий

Все возможные предполагаемые результаты, варианты их отслеживания и представления

Возможные изменения, которые должны произойти в ходе реализации проекта. Вариант оценки успеха проекта

Чем отличается программа от плана

Программа или план в чем разницаПрограмма или план в чем разница Программа или план в чем разница Программа или план в чем разницаПрограмма или план в чем разница

В современном мире побеждает лишь тот, кто лучше всех подготовлен к предстоящим действиям. Программа и план – две важных части проектного менеджмента, реализация идей которого позволяет привести к успеху любое предприятие. Понимание разницы между ними очень важно для будущих руководителей, которые хотят не просто быть винтиком системы, а грамотно управлять ресурсами и определять своё будущее.

Что такое программа и план

Программа – последовательный алгоритм действий, реализация которого позволит исполнителю достигнуть определённой цели. Программа может быть компьютерной, предвыборной, рабочей. Всех их объединяет одно: набор взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач.
План – ряд действий, объединённых единой целью и предназначенных к выполнению до определённой даты. План позволяет создать рабочий график, который дисциплинирует как отдельного индивида, так и группу людей, помогая им ориентироваться во времени и пространстве.

Разница между программой и планом

Таким образом, программа – широкое понятие, обозначающее стратегию достижения результата. Без неё не обходится деятельность ни одной крупной компании и организации, руководитель которой действительно хочет добиться успеха. Программа – гибкая, ради достижения целей отдельные пункты могут изменяться, адаптироваться под реальные условия. При этом она может иметь несколько планов, выполняемых параллельно.
План – устаревший способ реализации задач проектного менеджмента. Он детализирован, а каждое событие обладает временными рамками, но далеко не факт, что выполнение всех задач приведёт к достижению целей.

TheDifference.ru определил, что отличие программы от плана заключается в следующем:

Широта понятия. Программа – более широкая категория, которая может включать в себя несколько планов.
Прогрессивность. Программа является более гибкой, нежели план, и её можно корректировать, направлять в процессе реализации.
Гибкость. Отдельные пункты программы могут выполняться независимо друг от друга, возможно несколько исходов. План всегда линеен, а потому должен реализовываться последовательно.
Детализация. Программа содержит лишь общие положения, цели, а план – детальную проработку каждого шага, временные рамки, ресурсы.
Оценка результата. Чтобы понять результативность плана, необходимо сопоставить запланированные мероприятия с реально выполненными. Оценить эффективность программы можно лишь по достижении цели.

Отличие плана от программы и проекта. План и стратегия — чем они отличаются

Прийти к пункту назначения можно лишь тогда, когда верно задан курс движения, а все участники знают, куда и зачем они идут. Проект и программа – категории западного менеджмента, где повышенное внимание уделяется грамотному планированию. Как понять разницу между ними и на что влияют отличия?

Что такое проект и программа

Разница между проектом и программой

Итак, важнейшее отличие между указанными понятиями – это их масштаб. Программа – это несколько проектов, объединённых между собой одной целью. Она измеряется не количественно, а качественно и предполагает изменение состояния. Сроки реализации проекта, как правило, определены жёстко, а их перенос неизбежно повлияет на воплощение в жизнь программы.

Также есть отличия и по сложности воплощения в жизнь поставленных задач. Реализация проекта видится более простой, так как для успеха достаточно достигнуть целей к определённому периоду времени. Программа – это лишь гипотеза (борьба с алкоголизмом или наркоманией), которая должна найти своё подтверждение на практике. Не всегда взаимосвязанные проекты и их успешное воплощение приводят к изменению состояния, а результат и вовсе может оказаться непредсказуемым.

Программа или план в чем разница

Отличие проекта от программы заключается в следующем:

В современном мире побеждает лишь тот, кто лучше всех подготовлен к предстоящим действиям. Программа и план – две важных части проектного менеджмента, реализация идей которого позволяет привести к успеху любое предприятие. Понимание разницы между ними очень важно для будущих руководителей, которые хотят не просто быть винтиком системы, а грамотно управлять ресурсами и определять своё будущее.

Определение

Программа – последовательный алгоритм действий, реализация которого позволит исполнителю достигнуть определённой цели. Программа может быть компьютерной, предвыборной, рабочей. Всех их объединяет одно: набор взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач.

План – ряд действий, объединённых единой целью и предназначенных к выполнению до определённой даты. План позволяет создать рабочий график, который дисциплинирует как отдельного индивида, так и группу людей, помогая им ориентироваться во времени и пространстве.

Сравнение

Таким образом, программа – широкое понятие, обозначающее стратегию достижения результата. Без неё не обходится деятельность ни одной крупной компании и организации, руководитель которой действительно хочет добиться успеха. Программа – гибкая, ради достижения целей отдельные пункты могут изменяться, адаптироваться под реальные условия. При этом она может иметь несколько планов, выполняемых параллельно.

План – устаревший способ реализации задач проектного менеджмента. Он детализирован, а каждое событие обладает временными рамками, но далеко не факт, что выполнение всех задач приведёт к достижению целей.

Выводы сайт

Любая деятельность требует грамотного управления. Если дело касается предприятия или компании, управленческие функции берут на себя менеджеры : руководители, начальники отделов, ведущие сотрудники, которым поручен крупный проект. Управлять нужно не только на производственном уровне, но и на бытовом: чем лучше организована деятельность, тем больше радует результат.

И директор фабрики, и домохозяйка, и ректор университета, по сути, делают одно и то же, только в разных масштабах. Они разрабатывают концепцию деятельности (она же – философия) и стратегию, планируют каждый шаг (операцию или действие), организовывают участников процесса, составляют списки и графики, чтобы лучше ориентироваться в ситуации. Они распределяют финансовые средства, используют разнообразные уловки для стимулирования активности исполнителей, проводят «контроль качества».

План и стратегия – звенья одной цепи

Стратегия и план являются элементами планирования – одной из функций менеджмента. Это, по сути, результаты планирования как процесса: хорошо составленный план – половина работы. Несмотря на важность разработки и прогнозирования хода событий, пока дела остаются на бумаге в виде пунктов, подпунктов, тезисов, нельзя говорить о полноценной производственной и любой другой активности. Управленческая деятельность не мыслится без составления планов:

Программа или план в чем разница

Стратегия приобретает реальные очертания и практическую ценность лишь в случае ее воплощения. Планы позволяют упорядочить хаотический набор задач в стройную схему действий. Они должны составляться для каждой сферы приложения управленческих и исполнительских усилий, будь то производство или финансы, работа с персоналом или маркетинговые изыскания.

Нельзя путать план и стратегию!

Мысли о деятельности могут быть интересными и перспективными, но пока они находятся в состоянии неких идей, из них трудно выжать пользу. Прогнозы по поводу дальнейшего функционирования организации облекаются в форму планов. Для иллюстрации функции планирования и соотношения понятий стратегии, тактики, целей, задач, планов подойдет метафора о путешествии:

Программа или план в чем разница

В процессе достижения цели возможно корректирование заранее составленного плана действий, поэтому следует продумать комплекс альтернатив. Они помогут заполнить пробелы в графике, если изменившиеся условия препятствуют деятельности. Так, на курорте солнечные дни могут смениться дождливыми, поэтому походы на пляж придется заменить посещением выставок и прочих мероприятий «под крышей».

Стратегия определяет долгосрочные перспективы : в ее рамках решение задач растягивается на несколько лет. Тактика – это декомпозиция стратегии, и ее основная функция – распределить основные задачи во времени, которое дается для достижения цели. Понятие «план» в этой цепочке сравнений соответствует прогнозу погоды: это подробное описание деятельности по пунктам. Чем детальнее и конкретнее план, тем быстрее происходит движение «из точки А в точку Б».

Программа или план в чем разница

План и стратегия сопоставляются, но не противопоставляются. Содержание деятельности компании (аспекты производства, финансирования, инвестирования, распределения прибыли, маркетинга, управление работой персонала, оптимизации) подробно расписывается в стратегии, которая соответствует цели и философии компании. Различные типы планирования придают этому содержанию форму, в результате чего действия по достижению цели предстают в виде «дорожной карты». Цель разбивается на задачи, что ускоряет продвижение: благодаря этому путь к успеху организации перестает казаться непреодолимым.

Отличия стратегических планов и программ (проектов)

Источник

Quotes of the Day
Цитаты дня на английском языке

«The more refined and subtle our minds, the more vulnerable they are.»

Paul Tournier

«Everything has been figured out, except how to live.»

Jean-Paul Sartre

«The whole secret of life is to be interested in one thing profoundly and in a thousand things well.»

Horace Walpole

«Everything’s got a moral, if only you can find it.»

Lewis Carroll

Как составить рабочую программу от А до Я - план

Многие педагоги задаются вопросом – как составить рабочую программу правильно, чтобы она была в соответствии с ФГОС, а не переделывать (доделывать) ее снова и снова. Я Вам предлагаю разложить все по полочкам от А до Я.

На этот вопрос я постараюсь Вам ответить исходя из собственного опыта работы как администратора образовательного учреждения, так и учителя начальных классов.

Содержание:

  • Что такое рабочая программа
    1. К рабочим программам относятся
    2. Рабочая программа — определение
  • Как утверждается рабочая программа
  • Какова структура программы
  • Этапы составления рабочей программы
  • Вывод

Что такое рабочая программа

Рабочая программа по предмету является частью основной образовательной программы, тем локальным документом, где конкретизируется цель, содержание предмета, планируемые результаты основной образовательной программы с учетом особенности и специфики учебной дисциплины.

Что относится к рабочим программам - наглядная схема

К рабочим программам относятся

  • рабочая программа по предмету;
  • рабочая программа дополнительного образования;
  • рабочая программа факультативных занятий;
  • рабочая программа внеурочной деятельности.

Рабочая программа — определение

Рабочая программа – это документ, который должен быть у каждого учителя и который он разрабатывает сам на основе Примерной программы по предмету (например, «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 — 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций).

Именно Примерные программы по предмету являются основой для составления рабочих программ, так как они разрабатываются по заказу Министерства образования и науки РФ. При этом педагог обязан ознакомиться с ФГОС определенной ступени образования, чтобы при составлении рабочей программы для конкретного класса (параллели) учитель учитывал универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми должен овладеть ученик на конец обучения. Необходимо изучить требования к результатам освоения программы, знать цель и задачи обучения на каждом этапе.

В ходе составления рабочей программы педагог в праве самостоятельно устанавливать:

  • последовательность изучения учебного материала;
  • вносить изменения и дополнения в содержание;
  • распределять количество часов по темам, разделам;
  • включать материал регионального компонента;
  • использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.

Самое главное – в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего образования.

Как утверждается рабочая программа

Порядок и сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ определяются в локальном акте образовательной организации. В нем может быть предусмотрен следующий порядок:

  1. Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, где результаты экспертизы заносятся в протокол.
  2. Если документ соответствует всем требованиям, то его рекомендуют к согласованию с заместителем директора по учебной работе.
  3. После этого директор образовательного учреждения утверждает программу приказом.

Таким образом, рабочая программа представляет собой уже нормативный документ, обязательный к реализации в школе.

Образец титульного листа рабочей программы

Образец титульного листа рабочей программы

Какова структура программы

С утверждением ФГОС стандарт четко определил структуру программы по учебным дисциплинам.

  • Пояснительная записка.
  • Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
  • Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  • Список литературы (основной и дополнительный).

На титульном листе рабочей программы указывается наименование образовательной организации; гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) — в соответствии с названием в учебном плане; Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс; класс (параллель), для которого составлена рабочая программа; год составления программы.

Пояснительная записка программы характеризуется лаконичностью. В ней должно быть отражено название учебной программы (авторской или примерной), на основе которой составлена рабочая программа, ее автор и год издания.

Здесь формулируется цель и задачи учебного курса, которые должны соответствовать ФГОС.

В пояснительной записке раскрывают новизну, обоснованные изменения, внесенные в программу, если они были доработаны исходя из реализации регионального компонента или специфики образовательного учреждения.

Указывается учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта). УМК должен соответствовать перечню учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ.

Указывается количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Описываются и раскрываются особенности организации учебного процесса по предмету и формы текущего контроля знаний, умений, навыков и формы промежуточной аттестации учащихся. Все указанные формы должны соответствовать локальным актам образовательного учреждения.

В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» указывается к какой образовательной области относится предмет, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета представляет собой описание целей – результатов обучения. Они формулируются в соответствии с ФГОС. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, которые согласуются с определенными ранее целями рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, которые сформулированы в деятельностной форме, что позволит потом разработать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.

В рабочие программы включаются конкретные формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО.

Если у Вас рабочая программа составлена на ступень обучения или на несколько классов, например, с 5 по 9 классы, то нужно результаты обучения указывать по классам (годам обучения). Здесь можно воспользоваться авторской или примерной программой. Но не забудьте сравнить их с формулировками, указанными в Примерной ООП.

В разделе «Содержание учебного предмета, курса» заключается основная часть программы. Здесь отражаются все разделы и темы, которые опираются на обязательный минимум содержания стандарта, примерную программу, указываются практические и лабораторные работы в соответствии с примерной программой.

Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства).

Список литературы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.

Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Этапы составления рабочей программы

Составляя рабочую программу, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями, решить которые возможно при последовательном осуществлении этой работы.

Этап 1. Выбирается программа по учебному курсу и учебник, который ей соответствует из списка, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.

Этап 2. Сравниваются цели изучения предмета в выбранной программе с целями, которые прописаны в Примерной программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы школы.

Этап 3. Сопоставляются ценностные ориентиры в выбранной программе с таковыми же, но сформулированными в Примерной программе.

Этап 4. Выделяются и конкретизируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала в конкретном классе, сравниваются с теми, что прописаны в Примерной программе.

Этап 5. Сопоставляется содержание выбранной программы с содержанием Примерной программы, анализируется их наличие и раскрытие тем в учебнике.

Этап 6. Проанализировав содержание учебника, делается вывод о включении или исключении в (из) содержание(я) программы некоторых разделов, вопросов.

Этап 7. Структурируется содержание учебного материала, определяется последовательность изучения тем и количество часов на ее прохождение.

Этап 8. Определяется список дополнительной справочной и учебной литературы, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

Этап 9. Создаются контролирующие материалы (если такие должны входить в состав рабочей программы в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).

Этап 10. Составляется рабочая программа: оформляются структурные компоненты согласно требованиям нормативного документа школы (Положение о рабочей программе).

Вывод

Представленный маршрут составления рабочей программы не является единственно правильным и неоспоримым. Это представленный мной опыт. Поэтому Вы можете воспользоваться предложенными этапами или, на свое усмотрение, вносить в него корректировки.

Рабочие программы, методические материалы, доклады на заказ «Ступенька знаний»

Это текст для тех, кто решил написать программу для людей — сервис, приложение или что-то подобное. То есть не просто «Хеллоу ворлд», а что-то полезное, функциональное и потенциально пользующееся спросом. Может быть, вы на этом даже планируете зарабатывать. Вот на что обратить внимание на старте: подводные камни, ошибки и нюансы. 

Нужно ли это писать?

Вот простой способ понять, нужно ли писать эту программу. Задайте себе вопрос: «Делают ли сейчас вручную то, что я хочу зашить в программу?»

В этом вопросе сразу два компонента: 

  1. Люди уже делают то, что будет улучшать ваша программа. То есть существует некоторый спрос на эту работу. 
  2. Люди делают это руками, а значит, они хотели бы это автоматизировать.

Распространенная ошибка — делать программу для того, что люди сейчас не делают в принципе. 

🤔 Например, вы придумали программу для ведения бюджета: туда нужно вводить данные о ваших покупках по категориям, а она бы складывала траты за месяц. Делают ли это люди? Вроде делают, но до поры. Обычно человек начинает вести бюджет, два месяца что-то пишет, а потом забрасывает, потому что денег от этого больше не становится. А еще есть приложения банков, которые сами считают статистику трат. Маловероятно, что очередной менеджер личного бюджета как-то изменит ситуацию. 

✅ А вот что люди часто делают руками, так это регулярно оплачивают разные счета: за связь, интернет и коммуналку. И многие не любят настраивать автоплатежи, чтобы никто не смог с них списать ничего лишнего. Еще они регулярно подают сведения по коммуналке. И наверняка есть еще какие-то дела, которые они делают раз в месяц, раз в квартал или раз в год. Можно было бы поставить себе напоминание в календарь, но его легко проглядеть и забыть. Вот бы была напоминалка, которая ходит за тобой, пока ты не сделаешь дело — был бы кайф. 

Полезное ядро

Как часто делают: в голове рождается задумка программы, автор садится её писать и начинает буквально сначала — с экрана логина, первого интерфейса, первого экрана, в общем, чего-то первого. Необязательно на этом экране будет происходить основная работа программы. Просто по задумке этот экран должны увидеть первым. 

Как лучше: понять, что будет полезным ядром программы, и сначала убедиться, что вы можете его реализовать. Потом завернуть это ядро в модуль или функцию и уже поверх него написать интерфейс, окна, экраны и всё что угодно. 

✅ Например, в приложении для напоминаний полезное ядро — само напоминание, которое вываливается в нужный момент. Потом, может быть, нужно дать напоминанию статус «Я это уже сделал в этом месяце» или «Напомни мне через…» и опцию повторного срабатывания через какое-то время. 

🤔 А вот интерфейс установки напоминания и инфраструктура для хранения напоминаний не так важны на первом этапе. 

💡 Часто такое же полезное ядро уже реализовал кто-то другой в виде бесплатной библиотеки. Это большая удача: взяли, изучили, допилили — быстро выпустили свой продукт. 

На каком языке?

Есть технологии и языки, которые совсем не подходят для вашей задачи: например, Python совсем не нужен для десктопных приложений. В остальном большинство популярных языков мало-мальски могут всё. 

На старте обычно рекомендуют не гоняться за идеальным языком, а, наоборот, взять тот язык, которым вы уже владеете, и попробовать реализовать задумку на нём. И, если это точно не подходит, искать другие технологии. 

Не подменяйте программирование поиском идеальной технологии. 

Составьте схему или план

Когда у вас появится функциональное ядро, прикиньте на листочке, как будет устроен проект целиком:

  • из каких модулей он будет состоять, включая всякие вспомогательные системы типа логина или восстановления пароля;
  • как они могут влиять друг на друга;
  • какие могут возникнуть ошибки;
  • какие ещё технологии понадобятся для реализации — например, уведомлять можно с помощью пуша, а можно почтой, а можно в самом приложении.

Задача — собрать в голове всю функциональную картину приложения. Это поможет избежать ситуации, когда половина кода уже написана, но вдруг выясняется, что данные нужно всё время синхронизировать с сервером и придётся переписывать логику.

Как начать писать программу и не пожалеть

Схема работы внутреннего чат-бота редакции на Python. На неё ушло 15 минут, и стало понятно, как именно нужно обрабатывать запросы от пользователей и что делать, если потребуется восстановить данные после сбоя

❌ Часто проекты делают так: рисуют полную схему с подробнейшими выкладками, а потом пытаются написать по ней код за один присест. К середине проекта приходит понимание, что всё как-то сложно. В итоге руки опускаются и проект ставится на паузу, чаще всего навсегда.

✅ Вместо этого можно использовать метод быстрых версий:

  1. Выбрать самое простое действие, которое можно сделать прямо сейчас. Например, вывести стартовую картинку или отправить на сервер строчку «Привет, это тестовый запрос!». Убедиться, что всё работает.
  2. Выбрать следующее действие, которое добавляем в проект, например отрисовку главной страницы или сохранение JSON-запроса в файл. Написать код и проверить, как всё работает.
  3. Если работает — перейти к следующему действию, если нет — исправить и потом всё равно перейти.

Так мелкими перебежками и небольшими итерациями можно сделать практически любой проект. Хитрость в том, что мы не замахиваемся на всё сразу, а делаем маленькими порциями, параллельно изучая новое и проверяя знания на практике.

Всё, за дело

  1. Убедитесь, что это кому-то нужно (даже если это только вы).
  2. Возьмите тот язык, которым владеете (а не идеальный).
  3. Реализуйте центральный модуль (хотя бы базово).
  4. Нарисуйте схему работы всего остального (не держите в голове).
  5. Прописывайте мелкие действия и тут же тестируйте (а не пишите сразу всю кодовую базу за один раз).

Этого хватит, чтобы собрать личный проект. А там и до совместного недалеко, но совместный — это немного более сложная история. 

Корректор:

Екатерина Череповицына

Вёрстка:

Кирилл Климентьев

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется программа на языке программирования
  • Как пишется программа майкрософт
  • Как пишется программа для компьютера ворд
  • Как пишется программа для ардуино
  • Как пишется программа для 3д принтера