Как пишется протокол обследования

Акт обследования объекта – документ, который может составляться по самым разным поводам, таким как предстоящая передача в аренду, капитальный ремонт здания, передача объекта под охрану, снятие с учета, ввод в эксплуатацию, купля-продажа и т.д. Независимо от того, что именно послужило причинно написания акта, в нем обязательно фиксируется состояние объекта на момент проведения обследования, а также описываются меры, которые могут быть приняты к устранению найденных дефектов, повреждения и поломок.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта обследования объекта .docСкачать образец заполнения акта обследования объекта .doc

Акт может составляться в отношении объектов совершенно различного назначения, в том числе жилых и нежилых зданий и сооружений, движимого и недвижимого имущества и т.д.

Обычно обследование носит визуальный характер, но при необходимости, некоторые элементы и детали объекта могут быть подвергнуты более тщательному (а том числе лабораторному) исследованию.

Кто пишет акт обследования объекта

Составлением данного акта занимается специальная независимая комиссия, поэтому, первое, что следует сделать для обследования объекта – назначить членов комиссии, в составе не менее двух человек. Эти люди должны обладать достаточной квалификацией, чтобы произвести обследование и оценку на требуемом уровне, при этом, по возможности к работе следует привлечь специалиста из организации, профессионально занимающейся экспертизой состояния подобных объектов. Кроме того, в комиссии желательно включить представителя заинтересованной стороны.

Фамилии всех членов комиссии должны быть вписаны в документ, с указанием выбранного председателя.

Как правильно составить акт: основные моменты

Унифицированного образца акта нет, поэтому составлять его можно в свободном виде. Во многом форма акта диктуется целью создания документа и его содержанием. Однако для того, чтобы акт обследования объекта обрел законную силу, при его оформлении следует придерживаться некоторых стандартов.

Документ обязательно должен содержать

  • дату составления,
  • наименование и адрес местоположения проверяемого объекта,
  • его состояние (по необходимости),
  • цели, которые преследует обследование,
  • действия, производимые в его рамках,
  • а также результат.

Если в процессе обследования выявляются какие-то повреждения, поломки, дефекты (неважно, внешние или внутренние), их тоже надо отразить в документе (по возможности, с указанием причин, приведших к их появлению). В тех случаях, когда речь при обследовании ведется об объектах капитального строительства, особое внимание следует уделить несущим конструкциям. В заключение акта нужно прописать рекомендации, данные комиссией для устранения обнаруженных недочетов.

Если кто-то из членов комиссии не согласен с внесенными в акт сведениями или выводами, он должен написать свое аргументированное, обоснованное мнение в этом же документе отдельным пунктом.

При необходимости к акту могут прикладываться различные подтверждающие его содержание документы (в т.ч. фотографии, ссылки на видео, свидетельства независимых источников), которые оформляются в виде приложений и обязательно регистрируются в самом акте.

Акт обследования объекта составляется на бумажном носителе не менее чем в двух, а, как правило, даже в нескольких экземплярах (в зависимости от количества заинтересованных сторон). Он может быть заполнен как от руки, так и напечатан на компьютере, но независимо от того, какой способ оформления будет выбран, каждая его копия должна быть заверена оригиналами подписей членов комиссии. Удостоверять печатями заполненный бланк не нужно.

Образец составления акта обследования объекта

В начале документа заполняем его наименование, затем в строке ниже указывается населенный пункт, в котором производилось обследование, а также дата составления акта.

Основная часть акта

Основная часть акта открывается описанием цели проведения обследования (капитальный ремонт, снятие с учета, передача в аренду и т.п.), со ссылкой на основание (заявление, приказ, распоряжение, судебное постановление и т.п.), потом сюда же вписывается состав комиссии. Каждый ее член должен быть внесен в акт с наименованием должности и указанием организации, которую он представляет.

Далее в документ включается адрес объекта и подробные действия, которые были произведены при его обследовании (желательно отдельными пунктами). После того, как описательная часть акта будет составлена, нужно резюмировать проведенную процедуру. Если в ходе обследования не было выявлено никаких повреждения, объект находится в удовлетворительном состоянии и соответствует всем необходимым нормативам, в акте достаточно ограничится фиксацией этого факта.

При обнаружении недостатков, их нужно тщательно описать и дать рекомендации к их устранению.

В заключении все члены комиссии должны поставить под документом свои подписи.

Образец акта обследования объекта

При поступлении устного или письменного заявления о совершенном преступлении следователь и другие должностные лица проводят осмотр, в котором принимают участие понятые, потерпевшие, иные стороны. Протокол осмотра содержит подробное описание территории и найденных предметов. Образец протокола осмотра места происшествия и правила его составления подробно описаны в материале.

Скачать образец бланка протокола можно в конце статьи.

Содержание

  • Законодательная база
  • Образец и правила составления протокола осмотра места происшествия
    • Вводная часть
    • Основная часть
    • Подписи участников осмотра
    • Что еще может быть указано в документе
    • Приложения к протоколу
    • Видео комментарий с реконструкцией осмотра места происшествия
  • Скачать образец бланка протокола:
    • Поделиться ссылкой:

Законодательная база

Протокол является основным документом, который фиксирует результаты осмотра. Он составляется следователем или привлеченным им специалистом.

УПК РФ статья 168

В нем описывается все, что удалось обнаружить в результате обследования места происшествия. Последовательность описания должна соответствовать последовательности осмотра – например, сначала коридор, затем кухня, потом комната и т.д. В документе обязательно приводится точное время и дата осмотра, а также обстановка (погода, уровень освещенности помещения).

УПК РФ статья 180 протокол осмотра места происшествия

Протокол осмотра места происшествия составляется в присутствии понятых (2 и более человек). Каждое лицо обязано подписать этот документ, ознакомившись с его текстом после обследования территории. Однако оно может и отказаться от подписи – тогда следователь заносит в протокол соответствующую запись и поясняет причины отказа со слов гражданина.

УПК РФ статья 167

Осмотр места происшествия производится при условии сообщения о нем от любого лица – такое заявление может быть сделано устно или письменно, в том числе и путем совершения явки с повинной. Однако заявление не должно быть анонимным, поскольку в таком случае возбудить уголовное дело запрещается.

УПК РФ статья 141

Образец и правила составления протокола осмотра места происшествия

Документ составляется в соответствии с требованиями УПК. Как правило, он занимает несколько страниц рукописного или печатного текста. Протокол состоит из нескольких разделов, содержание которых описано ниже.

Вводная часть

В первой части документа необходимо указать:

  • дату осмотра;
  • место проведения;
  • точное время (начало обследования и окончание);
  • ФИО и полные названия должностей лиц, проводивших осмотр (следователь, криминалист, другие специалисты);
  • ФИО и адреса регистрации понятых;
  • отметка о том, что перед началом осмотра следователь или иные лица разъяснили понятым их основные права, обязанности и ответственность;
  • подписи понятых, подтверждающие этот факт;
  • ссылки на статьи УПК, регулирующие процедуру осмотра и составление протокола.

протокол осмотра места происшествия

Основная часть

Именно эта часть содержит описание осмотра места происшествия – самого процесса, а также его результатов (характеристика помещения, описание найденных предметов). В основной части подробно указывают такие данные:

  1. Местонахождение (адрес, описание) места происшествия, его границы, по которым можно легко выделить территорию, характеристика. При описании осмотра в любом помещении указывают не только его адрес, но также назначение здания, количество этажей, расположение по отношению к другим домам.
  2. Пути, которые ведут к месту, где произошел инцидент, описание входа и выхода из этого помещения (1 или нескольких).
  3. Характеристика поверхностей – стены, окна, пол, потолки.
  4. Характеристики освещения и отопления.
  5. Все объекты с указанием способа их фиксирования – устное описание, копии документов, фотографии, видеозапись и др.
  6. Особые обстоятельства – это описание обстановки, которая характерна конкретно для данного происшествия: например, предметы, имитирующие нападение, грабеж, инсценировка и т.п.

Все помещения описываются последовательно, по мере осмотра. Приводятся качественные и количественные характеристики территории (площадь, высота потолков, если это имеет значение). В заключение необходимо описать предметы, которые были изъяты с места осмотра в качестве вещдоков. Им следует дать подробную характеристику, указав на состав, внешние признаки, характерные детали, упаковку при наличии.

образец протокола осмотра места проишествия

Подписи участников осмотра

Заключительная часть документа содержит подписи всех сторон, участвовавших в процедуре. Здесь же необходимо указать, что участники были заведомо уведомлены о том, какие именно способы фиксирования фактов будут использоваться в ходе осмотра (фотографирование, аудио-, видеозапись и т.п.). Граждане ставят свои подписи и расшифровки подписей (фамилия, инициалы).

Что еще может быть указано в документе

Также при необходимости в протоколе указывают:

  • любые факты отказа граждан от участия в следственных действиях или в подписании документа;
  • заявления от каждого участника, которые могут поступить как до, так и во время обследования;
  • согласие со стороны собственников и/или проживающих в жилом помещении с обследованием;
  • вопросы и замечания защитника подозреваемого либо его законного представителя.

Все эти сведения выносятся в заключительную часть. Таким образом, в осмотре сначала следует собственно описание помещения/территории и найденных предметов, а затем – замечания от участников процедуры (при наличии).

Приложения к протоколу

В качестве приложений предоставляются бумаги и другие материалы, которые наглядно характеризуют обследованный объект. Это могут быть:

  • планы;
  • схемы;
  • чертежи;
  • зарисовки с описанием;
  • результаты фото- или видеосъемки;
  • диски и другие носители аудиозаписи;
  • слепки с предметов, оттиски и др.

Видео комментарий с реконструкцией осмотра места происшествия

Скачать образец бланка протокола:

Скачать пустой бланк протокола осмотра места происшествия (word)

Скачать заполненный образец протокола осмотра места происшествия (word)

Поделиться ссылкой:

Протокол осмотра места происшествия – одно из доказательств в материалах уголовного дела. Его составление — первое из перечня действий, совершаемых сотрудниками полиции и других уполномоченных органов при подозрении на совершение преступления.

Нормативное регламентирование

В УПК отведено место нескольким статьям, посвященным протоколу осмотра места происшествия. Процесс его заполнения регулируется не только нормами УПК, но и наработками сотрудников правоохранительных органов.

Закон дает достаточную свободу действий, чтобы внести в документ ту информацию, которая имеет значение для конкретного дела. Что касается методик проведения осмотра, то каждый выбирает ту, которая, по его мнению, лучше.

протокол осмотра

Цель составления

Протокол осмотра места происшествия составляется с целью выявить следы преступления и закрепить их документально, к протоколу прилагаются фото- и видеоматериалы, сделанные в процессе осмотра. Он проводится на местности, в жилище, ином помещении.

протокол осмотра места происшествия бланк

Проведение осмотра жилища разрешается с согласия собственника или с разрешения суда, если собственник не согласен. Вход в иные помещения предоставляется без такового, но при осмотре имеет право присутствовать представитель собственника, в частности, администрации организации.

Вводная часть протокола

Протокол места происшествия начинается с вводной части:

  • дата и точное время составления документа;
  • звание и Ф. И. О. сотрудника, писавшего протокол;
  • Ф. И. О. понятых и иных лиц, принимавших участие в процессе, их звания и должности;
  • отметка о разъяснении прав и обязанностей понятым;
  • адрес и расположение участка или объекта, осмотр которого проводился.

Описательная часть

В нее входит:

  • описание местности или помещения, указание их расположение относительно друг друга;
  • описание обстановки, ее элементов, следов преступления, положение трупа, транспортных средств и т. д.;
  • иные сведения, имеющие значение.

Заключительная часть

Здесь отображаются:

  • указываются рисунки, чертежи, схемы;
  • список вещей и материалов, изъятых в ходе осмотра;
  • указание на использование технических средств фиксации следов, их на марку и номер, название фирмы, выпустившей прибор;
  • заявления и замечания понятых или иных лиц, участвовавших в составлении протокола;
  • подписи участников с расшифровкой Ф. И. О., место проживания граждан.

Требования к составлению протокола

Согласно УПК РФ, в протоколе осмотра места происшествия описываются действия, совершенные членами следственно-оперативной группы и порядок их совершения.

протокол осмотра места происшествия упк рф

Закон при применении технических средств фиксации обязывает сотрудников правоохранительных органов сообщать об этом гражданам. Протокол предъявляется всем участникам процедуры, а затем ими подписывается.

В результате в документе должна полностью отражаться обстановка и картина случившегося.

В ходе заполнения протокола места происшествия, желательно разделить его на разделы, если материала, выявленного при осмотре, много. Так, вначале делается описание помещения, затем трупа и других элементов. Текст делится на соответствующие разделы.

Если при осмотре использовались технические средства, то к протоколу прикладываются видео- и фотоматериалы, их носители, например, негативы, дискеты или электронные накопители («флешки»). Их вкладывают в конверт, при необходимости опечатывают.

Как выглядит протокол?

Заполняя бланк протокола осмотра места происшествия, сотрудник действует по наработанной схеме. Бумага заполняется в ходе осмотра, иногда это делают сразу же после проведения осмотра. Если используется первый вариант, то бланк заполняют вручную.

Свойства протокола

Заполняя бланк протокола осмотра места происшествия, должностные лица должны помнить о допустимости и относимости – требованиях, предъявляемых к доказательствам в уголовном деле.

заполнение протокола осмотра места происшествия

Допустимость предоставляет собой соблюдение норм законодательства. В частности, в протоколе фиксируется реальная обстановка, следователь ничего не добавляет, но и не игнорирует. Понятые, которые принимали участие в осмотре, действительно находились в это время на месте происшествия.

Относимость обязывает отмечать в протоколе сведения, имеющие отношение к происшествию. Т. е. документ может быть достоверным, но не отражающим вещи, не важные для расследования и рассмотрения дела (например, какого цвета трава в лесу или детальное описание дерева и т. д.).

В заключение

Заполнение протокола осмотра места происшествия — процедура, требующая внимательного и скрупулезного отношения. Все сведения, внесенные в документ, будут иметь значение в процессе расследования и проверяться, в том числе и в суде.

За составление несут ответственность следователь и эксперт-криминалист. В документе отражают порядок действий, проведенных следователем и его помощниками. Указываются как их полные данные, так и сведения о понятых (Ф. И. О. и место проживания).

Перед тем как поставить подпись, граждане обязаны прочитать протокол.

Протокол является
основным процессуальным документом,
отражающим ход и результаты следственного
осмотра. Важность протокола осмотра,
его процессуальное значение обусловливают
те требования, которым он должен
удовлетворять:

1) в протоколе
должно быть точно и последовательно
описано все обнаруженное следователем
и другими участниками осмотра. Ясность
и доступность протокола обеспечивается
употреблением общепринятой терминологии;
в протоколе не должно быть неопределенных
выражений, таких, как «около», «почти»,
«рядом», «недалеко»;

2) в протоколе
должно быть полно описано все обнаруженное
при осмотре и имеющее отношение к делу;

3) протокол должен
быть объективным. В нем не должны
содержаться объяснения, толкования
обнаруженных фактов, явлений, изложение
представлений следователя по поводу
механизма образования тех или иных
обнаруженных следов, происхождения и
принадлежности найденных орудий и т.
п.;

4) протокол должен
быть целеустремленным: в нем должно
найти отражение все, относящееся к
осмотру, и не должно быть ничего лишнего;

5) протокол должен
быть составлен с соблюдением установленных
законом правил и иметь требуемые законом
реквизиты.

В ст. 166 УПК. Р.Ф.
содержится перечень обязательных
реквизитов протокола, исходя из которого
можно определить структуру этого
документа. Первая часть протокола
следственного осмотра — вводная —
содержит следующие сведения:

а) дату производства
осмотра — число, месяц, год;

б) место производства
осмотра;

в) должность,
специальное звание и фамилию лица,
производящего осмотр;

г) фамилии, имена
и отчества понятых и их адреса;

д) должность,
специальное звание, фамилию, имя и
отчество специалиста, принимающего
участие в осмотре;

е) фамилию, имя и
отчество каждого иного участника
осмотра, а в необходимых случаях и его
адрес;

ж) ссылку на статьи
УПК Р.Ф. относящиеся к производству
осмотра;

з) указание на
повод к производству осмотра и на
осматриваемые объекты;

и) время начала и
окончания осмотра;

к) упоминание об
условиях производства осмотра (освещение,
состояние погоды при осмотре местности
и т. п.).

Вторая часть
протокола осмотра — описательная —
содержит изложение всех установленных
при осмотре обстоятельств и составляется
в произвольной форме. Практика показывает,
что содержанием описательной части
протокола при осмотре места происшествия
являются:

  • указание на границы
    места происшествия и его местонахождение;

общая характеристика
места происшествия. Например, при
совершении преступления в помещении
общая характеристика места происшествия
включает в себя адрес, назначение здания,
расположение здания по отношению к
окружающей обстановке и т. п.;

  • описание путей,
    ведущих к месту происшествия, входов
    и выходов из помещения;

  • описание стен,
    потолка, окон, пола, освещения и отопления
    помещения, в котором произошло
    расследуемое событие;

  • детальное описание
    обстановки места происшествия и всех
    объектов осмотра (следы и иные вещественные
    доказательства и т. п.);

  • указания на особые
    обстоятельства обстановки места
    происшествия, характерные именно для
    данного преступления или, наоборот,
    являющиеся для него необычными
    (негативные обстоятельства).

В
третьей—заключительной—части протокола
осмотра места происшествия указывается:

    • какие предметы
      были изъяты с места происшествия, куда
      они направлены или кому переданы на
      хранение;

    • какие планы,
      схемы, чертежи составлены на месте
      происшествия, какие объекты
      фотографировались, каким способом и
      с каких следов снимались копии или
      делались оттиски и т. п.;

    • куда направлен
      для вскрытия труп, если он был обнаружен
      на месте происшествия;

    • поступившие к
      следователю во время осмотра заявления,
      относящиеся к осмотру, и принятые по
      ним решения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Карта   психодиагностики   детей     дошкольного 
возраста.1

Ф.и.
ребенка________________________________________________________________________________________________________________________

Дата 
рождения______________________________________дата
проведения_________________________________________________________________

Воспитатель__  
Абильгазина  
Меруерт Муратовна______________________________________________________________________________________

Группа_____________ старшая  
«Раушан»_______________________________________________________________________________________________

Изучаемая
сфера

Содержание,
процедура, материал, инструкция   методики

Примечание

I

Обследование
импрессивной стороны речи

Понимание слов, обозначающих предметы, находящиеся в
поле зрения ребенка (их признаки, действия и т.п.) Педагог предлагает ребенку
рассмотреть серии картинок и просит: «Покажи куклу, мяч и т.д.» Обобщающие
понятия могут быть выявлены при выполнении действий по инструкции: «Поставь
игрушки на стол» и т.д.

Понимать
обращенную к нему речь совершенствуется примерно до 1,5 лет.

формируется
наглядно-образное мышление ребенка, в котором решение задач происходит в
результате воображаемых действий с предметами.  Ребенок накопил  все больше
представлений об общих свойствах предметах — их форме, цвете и величине. А с
развитием речи начала  формироваться знаковая (символическая) функция
сознания. Также сформирована  планирующая функция речи. Возникла и
сформировалась  описательная — речь-монолог.

II

Исследование  
восприятия

  Соотнесение 
картинок  по  цвету.

Материал: 
цветные  квадраты  10х10 см  и  цветные  фигуры  (синий, красный, жёлтый,
чёрный  цвета).

   Процедура:  Перед 
ребёнком  раскладываются  цветные  квадраты  и  даются  цветные  фигуры.
Даётся  ниже  приведённая  инструкция.

   Инструкция:  «Положи 
фигурку  на  квадрат  такого  же  цвета».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком
уровне ( 5 баллов — задание   выполнено   без   ошибок   и   без   помощи 
педагога – психолога) 

 Показ  основных  цветов.

   Материал:  цветные  фигуры  (синий,
красный, жёлтый, чёрный, белый  цвета).

   Процедура:  перед 
ребёнком  раскладывают  пять  цветных  фигур. Даётся  ниже  приведённая 
инструкция.

   Инструкция:
«Покажи  синюю (красную, жёлтую, чёрную, белую)  фигурку».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком
уровне ( 5 баллов — задание   выполнено   без   ошибок   и   без   помощи 
педагога – психолога) 

Исследование   зрительно-пространственного  
гнозиса   и  праксиса.

Ориентировка на  собственном  теле.

 Ориентировка  на  собственном  теле.

   Процедура: 
педагог  называет  части  тела  и  просит  ребёнка  их  показать.

   Инструкция: 
«Покажи,  где  у  тебя  голова,  глазки,  животик,  ушки,  ноги».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком
уровне ( 5 баллов — задание   выполнено   без   ошибок   и   без   помощи 
педагога – психолога) 

Различение 
основных  геометрических  форм.

   Материал:  два  комплекта  геометрических 
фигур.

   Процедура: перед  ребёнком раскладывают геометрические 
фигуры  в   такой  последовательности:  квадрат,  круг,  треугольник, 
прямоугольник,  овал. Затем  просит  ребёнка  разложить  второй  комплект 
геометрических  фигур  в  такой  же  последовательности.

   Инструкция: 
«Положи  картинки  так  же, как  я ».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком
уровне ( 5 баллов — задание   выполнено   без   ошибок   и   без   помощи 
педагога – психолога) 

Восприятие  величины.

   Материал:  три  карточки,  на  которых 
изображены  одни  и  те  же  предметы  разного  размера: большой,  средний 
и  маленький. 

   Процедура:  логопед  даёт  ребёнку 
карточку  и  просит  обвести  самый  большой  (маленький)  предмет.

   Инструкция:  «Посмотри,  здесь 
нарисованы  грибы  разного  размера.  Обведи  самый  маленький  гриб  (самый 
большой  дом,  самую  маленькую  ёлочку)».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком
уровне ( 5 баллов — задание   выполнено   без   ошибок   и   без   помощи  педагога
– психолога) 

Задание  выполнено  самостоятельно, но  медленно, с 
длительным  поиском  нужного варианта  ответа — 4 балла

III

Оценка слухового восприятия

Определение   направления  
звучания  игрушки.

   Материал:  любая  звучащая  игрушка.

   Процедура: ребенок 
сидит  с  закрытыми  глазами. Логопед  подаёт  звуковой  сигнал  какой-либо 
игрушкой  спереди, сзади, сверху, справа,  слева  от  головы  ребёнка  и 
просит  показать  рукой,  откуда  был  сигнал.

   Инструкция: 
«Закрой  глазки.  Я  буду  звенеть  колокольчиком  (или  ударять  в  бубен) 
рядом  с  тобой. Слушай  внимательно  и  покажи  рукой,  откуда  ты  услышал 
звучание  игрушки».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком
уровне ( 5 баллов — задание   выполнено   без   ошибок   и   без   помощи 
педагога – психолога)  . Определил    правильно и  показал  направление звука

Оценка способности  к
дифференциации  звучащих  игрушек.

   Материал: 
звучащие  игрушки:  бубен, дудочка,  погремушка,  гармошка, колокольчик; 
ширма.

   Процедура:  Ребёнку 
демонстрируют  звучание  пяти  игрушек.  Затем  логопед  за  ширмой  подаёт 
звуковой  сигнал  какой-либо  игрушкой  и  просит  ребёнка  сказать:  какая 
именно  игрушка звучала.

   Инструкция
« Покажи, какая  игрушка  звучала».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком
уровне ( 5 баллов — задание   выполнено   без   ошибок   и   без   помощи 
педагога – психолога)  . Определил    правильно и  показал  направление
звука, и какая игрушка звучала

IV

Исследование 
памяти.

            Исследование 
состояния  зрительной  памяти.

   Материал: 
10  предметных  картинок.

   Процедура:
ребёнку  предъявляется  ряд  из  десяти  картинок   в  течение  45  секунд. 
Затем  показывают  15  картинок,  из  которых  нужно  выбрать  те,  которые 
были  предъявлены  в  первый  раз.

   Инструкция:
«Давай  поиграем.  Посмотри  внимательно  на  картинки  и  постарайся  их 
запомнить.  Потом  я  дам  тебе  много  картинок,  а  ты  постарайся  узнать 
и  показать  только  те,  которые  я  показывала  в  первый  раз».

   Оценка:   отмечается 
количество  запомненных  картинок.

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком
уровне ( 5 баллов — задание   выполнено   без   ошибок   и   без   помощи 
педагога – психолога) .Семантическая устойчивость, точность запоминания
сформированы на достаточном уровне. Прочность запоминания предъявленных
предметов говорит о достаточно  сформированной кратковременной памяти

V

Исследование  состояния 
слуховой  памяти.

Материал:  Методика 
повторения  фраз

Процедура:  Предлагаются 
фразы  для  запоминания: 

6       
слогов —  Дети  должны  лечь  спать. 
Дети  пошли  гулять.

7       
слогов
—  Часы  висят  на  стене.  Чашка  стоит  на  столе. 

8       
слогов —  Лошадь  бежит  на  дороге.  В 
лесу  весной  поют  птицы.

9       
слогов —  Кошка  побежала  за  мышкой. 
Зимой  на  улице  холодно.

   Инструкция: 
«Я  произнесу  предложение,  а  ты  повтори  его».

   Оценка: отмечается 
максимальное  количество  слогов  в  запоминаемой  ребёнком  фразе.

Общий показатель уровня развитости
у ребенка одновременно двух свойств  памяти, продуктивности и устойчивости
оценивается по шкале, например,  очень высокий уровень —
>
8,71; У ребенка сформирована   слуховая память на  высоком уровне, что
говорит о  сформированности языковой, речевой деятельности

Мнестические процессы

( объем памяти, динамика
запоминания)

Заучивание 10 слов, 6 слов, Запоминание  рассказа

Объем и динамика  памяти не снижены, в норме.
Точность запоминания  сформирована на высоком уровне.

VI

Исследование двигательной памяти

Запоминание  десяти 
статистических  поз.

   Процедура: 
педагог  демонстрирует  ребёнку  десять поз:  «чебурашка»,  «балерина», 
«солдатик»,  «звезда»,  «ракета»,  «мишка»,  «белка», «заяц»,  «буратино», 
«комочек».

   Инструкция:
« Давай  поиграем. Посмотри,  кого  я  тебе  покажу:  это Чебурашка 
(балерина,  солдатик  и  т.д.).  А  теперь   ты покажи  мне  всех  кого  ты 
запомнил».

   Оценка:  отмечается 
максимальное 

количество  запомненных поз.

Зрительно-моторная, двигательная  память 
сформирована на достаточно высоком   уровне. Ребенок справился с заданием на
достаточно высоком уровне ( 5 баллов — задание   выполнено   без   ошибок  
и   без   помощи  педагога – психолога) .

VII

Исследование  внимания

Методика « Найди
и вычеркни»

Задание,
содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и
устойчивости внимания. Ребенку показывают бланк, на котором в случайном
порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок,
флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего
содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую
игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых
тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка
начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и
зачеркивать названные предметы необходимо будет до тех пор, пока я не скажу
слово «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то
изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на
твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После
этого ты продолжишь делать то же самое, т. е. искать и вычеркивать из рисунка
заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На
этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает
2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему
говорятся слова «стоп» и «начинай».

8—9
баллов — продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

Ребенок с  заданием  искать и разными способами
зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать
вертикальной линией, а домик — горизонтальной справился на достаточном
уровне. Экспериментатор сам отмечал  на рисунке ребенка те места, где даются
соответствующие команды. Показатель продуктивности и устойчивости внимания
обследованного ребенка, находится в Зоне  высокопродуктивного внимания – от
0,75-1,00. Зона очень высокопродуктивного внимания в интервале от 1.00-1,25

VIII

Исследование
мышления

Пирамида.

Разбор
и складывание пирамиды, ранжируя кольца по величине

Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской,
Э.И.Леонгард (1972с.).

Цель: исследование наглядно-действенных форм
мышления, возможности моделирования с учетом величины деталей (на материальном
уровне).

Оборудование: пирамида из 7 колец с прямым  не
конусообразным стержнем

Ход выполнения задания: ребенку предлагается собрать
пирамиду.

Инструкция: «Найди самое большое колечко и одень
его, молодец, теперь опять возьми самое большое  и одень его и т.д.»

Пользуется   зрительным соотнесением. Задание
выполнено на высоком уровне

Уже накоплен опыт  больше,   чем  в других
возрастных группах  представлений об общих свойствах предметах — их форме,
цвете и величине. А с развитием речи начинает формироваться знаковая 
(символическая) функция сознания,  что говорит о высоком уровне
сформированности наглядно-действенного мышления.

Почтовый ящик.

 (Психолог
в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.31-32)

Методика
описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгард (1972г.).

Цель:
исследование возможности осуществления операций сравнения и установления
тождества объектов на материальном уровне.

Оборудование:
коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их
соответствуют форме прорезей).

Ход выполнения задания: ребенку предъявляются
объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху, и коробка.

Инструкция:
«Посмотри как я положил фигурку в ящик (педагог при этом берет одну из фигур,
бросает ее в ящик и предлагает ребенку сделать так же), теперь давай ты сам
все фигурки спрячь в ящик.»

Неадекватным для них будет складывание пирамиды с
попыткой надеть кольцо на закрытый колпачок. Дети старше 3-х лет должны
нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам и
примериванию,   дети старше 5-ти лет должны пользоваться зрительным
соотнесением.

Ребенок успешно прошел все этапы формирования
операций сравнения,  установления тождества

( умственные категории – анализ, синтез, сравнение).

Задание выполнено  на высоком уровне   зрительным
соотнесением в соответствии  с психофизическими возрастными особенностями.

Разрезные картинки

 (Психолог
в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.33-34)

Цель: исследование наглядно-образного
мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения
частей и целого и их пространственной координации, то есть исследование
возможностей синтеза на предметном уровне.

Оборудование: квадраты, разрезанные на  две, три,
четыре и пять частей

Большинство детей старше 4-х лет действует
соотнесением взором. Дети трех лет складывают квадраты из трех частей,
четырех лет из четырех, пятилетние дети из  пяти частей.

Задание выполнено  на высоком уровне   зрительным
соотнесением в соответствии  с психофизическими возрастными особенностями.
Способом зрительного  соотнесения.

IX

Исследование 
конструктивного праксиса и ручной умелости

Собирание  башни 

(Психолог
в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.32-33)

Методика позволяет оценить
зрительно-пространственную координацию ребенка, сформированность 
конструктивного праксиса.

   Материал: 
материалом служат 10 кубиков одного размера с ребром не менее 3 см..

   Процедура:
педагог  собирает из  кубиков  башню и  просит  ребёнка  собрать  такую  же.

   Инструкция: 
«Собери,  как  я».

Нормой выполнения задания считается собирание башни
из 10 предметов к  двум с половиной годам.

Задание выполнено самостоятельно, без подсказки
педагога, на 5 баллов – ребенок самостоятельно собрал башню из 10 кубиков;

X

Исследование 
состояния  общей  моторики.

Исследование 
состояния  общей  моторики.

   Материал:  мяч,  обруч.

   Процедура 1:  ребёнок  стоит  прямо, 
руки  разведены  в  стороны,  глаза  закрыты  в  течение  10  секунд.

   Инструкция 1: 
«Встань  прямо,  руки  в  стороны,  глазки  закрой,  как  я».

   Процедура 2:  ребёнок  находится  в  том 
же  положении,  его  просят  прикоснуться  любой  рукой  к  кончику  носа.

   Инструкция 2:  «Встань  прямо,  руки  в 
стороны,  глазки  закрой  и  дотронься  рукой  до  кончика  носа. Вот  так».

   Процедура 3:  ребёнок  стоит  прямо  с 
вытянутыми  вперёд  руками,  его  просят  нарисовать  руками  в  воздухе 
небольшие  круги.

   Инструкция 3:  «Встань  прямо,  руки 
вытяни  вперёд  и  нарисуй  ими  кружочки  в  воздухе.  Вот  так».

   Процедура  4:  логопед  и  ребёнок 
встают  друг  напротив  друга  и  кидают  мячик.

   Инструкция 4:
« Давай  поиграем  в  мячик.  Лови!  А  теперь  кидай  мячик  мне».

   Процедура  5:  Логопед  кладёт  на  пол 
обруч  и  просит  ребёнка  несколько  раз  в  него  прыгнуть.

   Инструкция 5: 
«Давай  поиграем.  Представь  себе,  что  ты  птичка,  а  этот  круг —  твой 
домик.  По  моей  команде  ты  будешь  залетать  и  вылетать  из  домика».

 У ребенка сформирован  полный   объём  
выполнения   пяти   заданий,  нормальный  темп,  достаточная  координация, 
быстрая  переключаемость  движений  —  5 баллов высокий уровень.

 Однако  процедуры  №  2,3 говорят о том, что
графомоторные навыки сформированы   на ровне выше среднего.

XI

Диагностика
«Изучение понимания эмоциональных

состояний людей»

Анализ.   
Предметом психодиагностики являются  индивидуально-возрастные особенности 
детей,  причины нарушений и отклонений в их психическом  развитии. По
результатам диагностического  обследования  уровня психического  развития
ребенка выявлено, что   дефицитарных   функций в развитии ребенка не
наблюдаются. Нет глубоко отставания в формировании всех сфер и процессов.

Познавательная
деятельность сохранна.
Способность  обобщению и отвлечению
находится в норме. Обладают способностью принимать помощь взрослого, и переносить 
принцип решения аналогичных задач, самостоятельно  замечать свои  ошибки.  Для
изучения  памяти, сконструировали комплекс, включающий нейропсихологические
пробы   А.Р.Лурия.  Уровень соответствует высокому.

 Процессы внимания
( концентрация, переключаемость)
сформированны 
на достаточном уровне.

      Ребенок успешно прошел все этапы
формирования операций сравнения,  установления тождества в мыслительной
деятельности
(умственные категории – анализ,        синтез,
сравнение).   Мелкая моторика  соответствует возрастным особенностям развития,
без отклонений. Но необходимо обратить внимание на дальнейшее развитие
графомоторных  навыков. А также на освоение собственного тела и телесные 
движения.

  Волевое начало  проявляется в
продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность  достигать цели.
Стараться сделать  качественно, переделывать, если  не получилось.

Рекомендации. Воспитателям
обратить серьезное внимание на формирование речевой деятельности по
разделам, соответствующим ГОСО РК ДВО.    На занятиях и во второй
половине дня, в игровой деятельности проводить  чаще,  систематически 
проводить  дидактические обучающие игры, обязательно используя наглядный
красочный материал, иллюстрации. Нейропсихологические методы коррекции:
арттерапию, дыхательную гимнастику, конструктивно-коммуникативные  игры,
пуантилизм ( пальцевая живопись), пластилиновую живопись, пальчиковую
гимнастику.  Чаще проводить фонематические речевые игры, необходимые  для
формирования устойчивого  закрепления звукового состава слова, и в дальнейшем
неискаженного воспроизведения.

 Педагог- психологу-провести
консультационно-просветительскую работу с педагогами, родителями ( лекции,
практические  занятия с отработкой методов и приемов   работы) по темам:

  1. арттерапию,
  2. дыхательную гимнастику,
  3. конструктивно-коммуникативные  игры,
  4.  пуантилизм ( пальцевая живопись),
  5. пластилиновую живопись,
  6.  пальчиковую гимнастику.
  7. Нейропсихологическая программа диагностики и
    коррекции. Н.Семенович

Карта   психодиагностики   детей     дошкольного 
возраста.2

Ф.и.
ребенка_________Болат
қызы   
 Әсем
_________________________________________________________________________________
____________

Дата 
рождения______________________________________дата
проведения_________________________________________________________________

Воспитатель__  
Абильгазина  
Меруерт Муратовна_______________________________________________________________________________________

Группа_____________ старшая  
«Раушан»_______________________________________________________________________________________________

Изучаемая
сфера

Содержание,
процедура, материал, инструкция   методики

Примечание

I

Обследование
импрессивной стороны речи

Понимание слов, обозначающих предметы, находящиеся в
поле зрения ребенка (их признаки, действия и т.п.) Педагог предлагает ребенку
рассмотреть серии картинок и просит: «Покажи куклу, мяч и т.д.» Обобщающие
понятия могут быть выявлены при выполнении действий по инструкции: «Поставь
игрушки на стол» «Найди среди игрушек игрушки круглой формы  (красного 
цвета)» и т.д.

Понимать
обращенную к нему речь совершенствуется примерно до 1,5 лет.

формируется
наглядно-образное мышление ребенка, в котором решение задач происходит в
результате воображаемых действий с предметами.  Ребенок накопил  все больше
представлений об общих свойствах предметах — их форме, цвете и величине.

Образования двухсловных предложений, не увеличилось 
количество слов в предложении до трех и больше,еще не может применять правила
образования разных форм глагола, а также множественного числа существительных
и притяжательных форм. На следующей стадии овладения языком не сформированно
образование отрицательных и повелительных предложений, не может задавать
вопросы. Начинает формироваться, но не в полном объеме планирующая функция
речи. Возникает описательная — речь-монолог, требующая  кропотливой работы.

II

Исследование  
восприятия

  Соотнесение 
картинок  по  цвету.

Материал: 
цветные  квадраты  10х10 см  и  цветные  фигуры  (синий, красный, жёлтый,
чёрный  цвета).

   Процедура:  Перед 
ребёнком  раскладываются  цветные  квадраты  и  даются  цветные  фигуры.
Даётся  ниже  приведённая  инструкция.

   Инструкция: 
«Положи  фигурку  на  квадрат  такого  же  цвета».

Ребенок справился с заданием на достаточно  среднем 
уровне

 ( 4  баллов — задание  выполнено  правильно 
только  с  организующей  помощью  педагога – психолога) 

 Показ  основных  цветов.

   Материал:  цветные  фигуры  (синий,
красный, жёлтый, чёрный, белый  цвета).

   Процедура:  перед 
ребёнком  раскладывают  пять  цветных  фигур. Даётся  ниже  приведённая 
инструкция.

   Инструкция:
«Покажи  синюю (красную, жёлтую, чёрную, белую)  фигурку».

Ребенок справился с заданием на достаточно  среднем 
уровне (допущены  две  ошибки — 3 балла) 

Исследование   зрительно-пространственного  
гнозиса   и  праксиса.

Ориентировка на  собственном  теле.

 Ориентировка  на  собственном  теле.

   Процедура: 
педагог  называет  части  тела  и  просит  ребёнка  их  показать.

   Инструкция: 
«Покажи,  где  у  тебя  голова,  глазки,  животик,  ушки,  ноги».

Ребенок справился с заданием на достаточно  среднем
уровне

 ( 5 баллов — задание   выполнено   без   ошибок  
и   без   помощи  педагога – психолога) 

Различение 
основных  геометрических  форм.

   Материал:  два  комплекта  геометрических 
фигур.

   Процедура: перед  ребёнком раскладывают геометрические 
фигуры  в   такой  последовательности:  квадрат,  круг,  треугольник, 
прямоугольник,  овал. Затем  просит  ребёнка  разложить  второй  комплект 
геометрических  фигур  в  такой  же  последовательности.

   Инструкция: 
«Положи  картинки  так  же, как  я ».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком
уровне ( 5 баллов — задание   выполнено   без   ошибок   и   без   помощи 
педагога – психолога) 

Восприятие  величины.

   Материал:  три  карточки,  на  которых 
изображены  одни  и  те  же  предметы  разного  размера: большой,  средний 
и  маленький. 

   Процедура:  логопед  даёт  ребёнку 
карточку  и  просит  обвести  самый  большой  (маленький)  предмет.

   Инструкция:  «Посмотри,  здесь 
нарисованы  грибы  разного  размера.  Обведи  самый  маленький  гриб  (самый 
большой  дом,  самую  маленькую  ёлочку)».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком
уровне ( 5 баллов — задание   выполнено   без   ошибок   и   без   помощи  педагога
– психолога) 

Задание  выполнено  самостоятельно, но  медленно, с 
длительным  поиском  нужного варианта  ответа — 4 балла

III

Оценка слухового восприятия

Определение   направления  
звучания  игрушки.

   Материал:  любая  звучащая  игрушка.

   Процедура: ребенок 
сидит  с  закрытыми  глазами. Логопед  подаёт  звуковой  сигнал  какой-либо 
игрушкой  спереди, сзади, сверху, справа,  слева  от  головы  ребёнка  и 
просит  показать  рукой,  откуда  был  сигнал.

   Инструкция: 
«Закрой  глазки.  Я  буду  звенеть  колокольчиком  (или  ударять  в  бубен) 
рядом  с  тобой. Слушай  внимательно  и  покажи  рукой,  откуда  ты  услышал 
звучание  игрушки».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком
уровне ( 5 баллов — задание   выполнено   без   ошибок   и   без   помощи 
педагога – психолога)  . Определи   правильно и  показал  направление звука

Оценка способности  к
дифференциации  звучащих  игрушек.

   Материал: 
звучащие  игрушки:  бубен, дудочка,  погремушка,  гармошка, колокольчик; 
ширма.

   Процедура:  Ребёнку 
демонстрируют  звучание  пяти  игрушек.  Затем  логопед  за  ширмой  подаёт 
звуковой  сигнал  какой-либо  игрушкой  и  просит  ребёнка  сказать:  какая 
именно  игрушка звучала.

   Инструкция
« Покажи, какая  игрушка  звучала».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком
уровне ( 5 баллов — задание   выполнено   без   ошибок   и   без   помощи 
педагога – психолога)  . Определи   правильно и  показал  направление звука,
и какая игрушка звучала

IV

Исследование 
памяти.

            Исследование 
состояния  зрительной  памяти.

   Материал: 
10  предметных  картинок.

   Процедура:
ребёнку  предъявляется  ряд  из  десяти  картинок   в  течение  45  секунд. 
Затем  показывают  15  картинок,  из  которых  нужно  выбрать  те,  которые 
были  предъявлены  в  первый  раз.

   Инструкция:
«Давай  поиграем.  Посмотри  внимательно  на  картинки  и  постарайся  их 
запомнить.  Потом  я  дам  тебе  много  картинок,  а  ты  постарайся  узнать 
и  показать  только  те,  которые  я  показывала  в  первый  раз».

   Оценка:   отмечается 
количество  запомненных  картинок.

Ребенок справился с заданием на достаточном среднем 
уровне (Средний уровень —   4,1 — 6,4;
4—7 баллов —
продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя).

 Семантическая устойчивость, точность запоминания
сформированы на достаточном   среднем  уровне. Прочность запоминания
предъявленных предметов говорит о  среднем   уровне   сформированной
кратковременной памяти

V

Исследование  состояния 
слуховой  памяти.

Материал:  Методика  повторения 
фраз

Процедура:  Предлагаются 
фразы  для  запоминания: 

10    слогов
—  Дети  должны  лечь  спать.  Дети  пошли  гулять.

11    слогов
—  Часы  висят  на  стене.  Чашка  стоит  на  столе. 

12    слогов
—  Лошадь  бежит  на  дороге.  В  лесу  весной  поют  птицы.

13    слогов
—  Кошка  побежала  за  мышкой.  Зимой  на  улице  холодно.

   Инструкция: 
«Я  произнесу  предложение,  а  ты  повтори  его».

   Оценка: отмечается 
максимальное  количество  слогов  в  запоминаемой  ребёнком  фразе.

Общий показатель уровня развитости
у ребенка одновременно двух свойств  памяти, продуктивности и устойчивости
оценивается по шкале, например,  очень высокий уровень —
>
8,71; У ребенка сформирована   слуховая память на   среднем  уровне —   4,1 —
6,4; т.к. это непосредственно связано  с несовершенством их языковой и
речевой  возможности.

VI

Исследование двигательной памяти

Запоминание  десяти 
статистических  поз.

   Процедура: 
педагог  демонстрирует  ребёнку  десять поз:  «чебурашка»,  «балерина», 
«солдатик»,  «звезда»,  «ракета»,  «мишка»,  «белка», «заяц»,  «буратино», 
«комочек».

   Инструкция:
« Давай  поиграем. Посмотри,  кого  я  тебе  покажу:  это Чебурашка 
(балерина,  солдатик  и  т.д.).  А  теперь   ты покажи  мне  всех  кого  ты 
запомнил».

   Оценка:  отмечается 
максимальное 

количество  запомненных поз.

Зрительно-моторная, двигательная  память 
сформирована на достаточно высоком   уровне. Ребенок справился с заданием на
достаточно высоком уровне ( 5 баллов — задание   выполнено   без   ошибок  
и   без   помощи  педагога – психолога) .

VII

Исследование  внимания

Методика « Найди
и вычеркни»

Задание,
содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и
устойчивости внимания. Ребенку показывают бланк, на котором в случайном
порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок,
флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего
содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую
игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых
тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка
начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и
зачеркивать названные предметы необходимо будет до тех пор, пока я не скажу
слово «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то
изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на
твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После
этого ты продолжишь делать то же самое, т. е. искать и вычеркивать из рисунка
заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На
этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает
2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему
говорятся слова «стоп» и «начинай».

8—9
баллов — продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

Ребенок с  заданием  искать и разными способами
зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать
вертикальной линией, а домик — горизонтальной справился на достаточном
уровне. Экспериментатор сам отмечал  на рисунке ребенка те места, где даются
соответствующие команды. Показатель продуктивности и устойчивости внимания
обследованного ребенка, находится в Зоне  высокопродуктивного внимания – от
0,75-1,00. Зона очень высокопродуктивного внимания в интервале от 1.00-1,25

VIII

Исследование
мышления

Пирамида.

Разбор
и складывание пирамиды, ранжируя кольца по величине

Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской,
Э.И.Леонгард (1972с.).

Цель: исследование наглядно-действенных форм
мышления, возможности моделирования с учетом величины деталей (на
материальном уровне).

Оборудование: пирамида из 7 колец с прямым  не
конусообразным стержнем

Ход выполнения задания: ребенку предлагается собрать
пирамиду.

Инструкция: «Найди самое большое колечко и одень
его, молодец, теперь опять возьми самое большое  и одень его и т.д.»

Пользуется   зрительным соотнесением. Задание
выполнено на высоком уровне

Уже накоплен опыт  больше,   чем  в других возрастных
группах  представлений об общих свойствах предметах — их форме, цвете и
величине. А с развитием речи начинает формироваться знаковая  (символическая)
функция сознания,  что говорит о высоком уровне сформированности
наглядно-действенного мышления.

Почтовый ящик.

 (Психолог
в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.31-32)

Методика
описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгард (1972г.).

Цель:
исследование возможности осуществления операций сравнения н установления тождества
объектов на материальном уровне.

Оборудование:
коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их
соответствуют форме прорезей).

Ход выполнения задания: ребенку предъявляются
объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху, и коробка.

Инструкция:
«Посмотри как я положил фигурку в ящик (педагог при этом берет одну из фигур,
бросает ее в ящик и предлагает ребенку сделать так же), теперь давай ты сам
все фигурки спрячь в ящик.»

Неадекватным для них будет складывание пирамиды с
попыткой надеть кольцо на закрытый колпачок. Дети старше 3-х лет должны
нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам и
примериванию,   дети старше 5-ти лет должны пользоваться зрительным
соотнесением.

Ребенок успешно прошел все этапы формирования
операций сравнения,  установления тождества ( умственные категории – анализ,
синтез, сравнение).

Задание выполнено  на высоком уровне   зрительным
соотнесением в соответствии  с психофизическими возрастными особенностями.

Разрезные картинки

 (Психолог
в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.33-34)

Цель: исследование наглядно-образного
мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения
частей и целого и их пространственной координации, то есть исследование
возможностей синтеза на предметном уровне.

Оборудование: квадраты, разрезанные на  две, три,
четыре и пять частей

Большинство детей старше 4-х лет действует
соотнесением взором. Дети трех лет складывают квадраты из трех частей,
четырех лет из четырех, пятилетние дети из  пяти частей.

Задание выполнено  на высоком уровне   зрительным
соотнесением в соответствии  с психофизическими возрастными особенностями.
Способом зрительного  соотнесения.

IX

Исследование 
конструктивного праксиса и ручной умелости

Собирание  башни 

(Психолог
в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.32-33)

Методика позволяет оценить
зрительно-пространственную координацию ребенка, сформированность 
конструктивного праксиса.

   Материал: 
материалом служат 10 кубиков одного размера с ребром не менее 3 см..

   Процедура:
педагог  собирает из  кубиков  башню и  просит  ребёнка  собрать  такую  же.

   Инструкция: 
«Собери,  как  я».

Нормой выполнения задания считается собирание башни
из 10 предметов к  двум с половиной годам.

Задание выполнено самостоятельно, без подсказки
педагога, на 5 баллов – ребенок самостоятельно собрал башню из 10 кубиков;

X

Исследование 
состояния  общей  моторики.

Исследование 
состояния  общей  моторики.

   Материал:  мяч,  обруч.

   Процедура 1:  ребёнок  стоит  прямо, 
руки  разведены  в  стороны,  глаза  закрыты  в  течение  10  секунд.

   Инструкция 1: 
«Встань  прямо,  руки  в  стороны,  глазки  закрой,  как  я».

   Процедура 2:  ребёнок  находится  в  том 
же  положении,  его  просят  прикоснуться  любой  рукой  к  кончику  носа.

   Инструкция 2:  «Встань  прямо,  руки  в 
стороны,  глазки  закрой  и  дотронься  рукой  до  кончика  носа. Вот  так».

   Процедура 3:  ребёнок  стоит  прямо  с 
вытянутыми  вперёд  руками,  его  просят  нарисовать  руками  в  воздухе 
небольшие  круги.

   Инструкция 3:  «Встань  прямо,  руки 
вытяни  вперёд  и  нарисуй  ими  кружочки  в  воздухе.  Вот  так».

   Процедура  4:  логопед  и  ребёнок 
встают  друг  напротив  друга  и  кидают  мячик.

   Инструкция 4:
« Давай  поиграем  в  мячик.  Лови!  А  теперь  кидай  мячик  мне».

   Процедура  5:  Логопед  кладёт  на  пол 
обруч  и  просит  ребёнка  несколько  раз  в  него  прыгнуть.

   Инструкция 5: 
«Давай  поиграем.  Представь  себе,  что  ты  птичка,  а  этот  круг —  твой 
домик.  По  моей  команде  ты  будешь  залетать  и  вылетать  из  домика».

 Ребенком выполнен  средний ( неполный)   объём  
выполнения   пяти   заданий,  неполный  объём  выполнения  заданий, 
замедленный  темп  и  переключаемость  с  одного  движения  на  другое,   
координация  не  нарушена  — 3 балла;
 

Процедуры  №  2,3, 4  говорят о том, что графомоторные
навыки сформированы   на  уровне среднего.

Анализ.          Процесс
развития целенаправленного  запоминания сформирован на  среднем  уровне, в
соответствии возрастным особенностям развития. Начало формировааться на
начальном этапе внутренняя речь, а значит и процесс причинно-следственных
связей между предметами и явлениями.

При
проведении теста было  выявлено, что ребенок  одинок, чувствует себя одиноким 
в окружении сверстников и взрослых. Не открыт в общении, необщителен, 
конфликтен. Неудовлетворен своим положением в группе.  Стремиться доминировать,
что присуще конфликтным детям. Существуют проблемы в эмоционально-волевой
сфере, общении, неумении найти эмоционально-положительный источник.
Преобладание  неоптимистичного настроения.

      Ребенок успешно прошел все этапы
формирования операций сравнения,  установления тождества в мыслительной
деятельности
(умственные категории – анализ,        синтез,
сравнение).   Мелкая моторика  соответствует  среднему   у ровню возрастных  
особенностей  развития, без отклонений. Необходимо обратить внимание на
дальнейшее развитие  графомоторных  навыков, зрительно-моторной координации. А
также на освоение собственного тела и телесные  движения.

     Волевое начало   по немному стало 
проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность 
достигать  определенной   цели. Стараться сделать  качественно, переделывать,
если  не получилось.

Рекомендации.
Воспитателям обратить серьезное внимание на формирование речевой деятельности
по разделам «Словообразование», «Грамматически правильная речь»,
«Звукопроизношение ( фонематическое восприятие)».

 На занятиях и во
второй половине дня, в игровой деятельности проводить  чаще,  систематически
проводить дидактические игры, типа

« Кто как кричит», «узнай по описанию», «
На что похоже», « Найди и нарисуй » и т.д. А также ставить следующие задачи:

— Развивать системность мышления в
процессе расширения  знаний о предметах.

— Различать и называть существенные
детали  предметов, группировать их по функциональному признаку.

— Уметь выделять главные и второстепенные
функции предметов.

— Активизировать и обобщать словарь,
например по теме «Головные уборы»: шапка, шляпа, панама, каска, фуражка, кепка,
бейсболка, пилотка, бескозырка, папаха.

— Обогатить знания детей о свойствах
материалов, из которых изготавливаются предметы.

— Создать образы головных уборов,
сделанных из материалов: дерева металла, хрусталя, бумаги, используя метод
фокальных объектов.

                       На прогулках,
экскурсиях, в утренний отрезок времени проводить психотехнические  упражнения
из нейропсихологической программы   Сиротюк, Н.  Семенович, использовать
развивающие игры из практической жизни    Марии Монтессори.

 Психологу — провести  консультации 
воспитателям  и  родителям по теме:

·        
беседа
« Что такое  психогимнастика?»

·        
Особенности
внимания детей дошкольного возраста

·        
Игра
и ее роль в психическом  развитии  ребенка

·        
Эмоциональное
развитие ребенка

·        
Общение: 
дети   4-7 лет.

Психологу — провести   тренинги (
состоящие и психологических игр и упражнений)  воспитателям  и  родителям по
теме:

ü 
Гимнастика 
для укрепления  мышц  шеи

ü 
Пальчиковая
гимнастика

ü 
Дыхательная
гимнастика

Психологу – разработать и
провести  тренинговые  занятия ( автор   А.Л.Сиротюк) коррекционно-развивающего
и формирующего характера с учетом  нейропсихологических  механизмов.

Анализ.          Процесс развития
целенаправленного  запоминания сформирован на  среднем  уровне, в соответствии
возрастным особенностям развития. Начало формировааться на начальном этапе
внутренняя речь, а значит и процесс причинно-следственных связей между предметами
и явлениями.

При
проведении теста было  выявлено, что ребенок  одинок, чувствует себя одиноким 
в окружении сверстников и взрослых. Не открыт в общении, необщителен, 
конфликтен. Неудовлетворен своим положением в группе.  Стремиться доминировать,
что присуще конфликтным детям. Существуют проблемы в эмоционально-волевой
сфере, общении, неумении найти эмоционально-положительный источник.
Преобладание  неоптимистичного настроения.

      Ребенок успешно прошел все этапы
формирования операций сравнения,  установления тождества в мыслительной
деятельности
(умственные категории – анализ,        синтез,
сравнение).   Мелкая моторика  соответствует  среднему   у ровню возрастных  
особенностей  развития, без отклонений. Необходимо обратить внимание на
дальнейшее развитие  графомоторных  навыков, зрительно-моторной координации. А
также на освоение собственного тела и телесные  движения.

     Волевое начало   по немному стало 
проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность 
достигать  определенной   цели. Стараться сделать  качественно, переделывать,
если  не получилось.

Рекомендации.
Воспитателям обратить серьезное внимание на формирование речевой деятельности
по разделам «Словообразование», «Грамматически правильная речь»,
«Звукопроизношение ( фонематическое восприятие)».

 На занятиях и во
второй половине дня, в игровой деятельности проводить  чаще,  систематически
проводить дидактические игры, типа

« Кто как кричит», «узнай по описанию», «
На что похоже», « Найди и нарисуй » и т.д. А также ставить следующие задачи:

— Развивать системность мышления в
процессе расширения  знаний о предметах.

— Различать и называть существенные
детали  предметов, группировать их по функциональному признаку.

— Уметь выделять главные и второстепенные
функции предметов.

— Активизировать и обобщать словарь,
например по теме «Головные уборы»: шапка, шляпа, панама, каска, фуражка, кепка,
бейсболка, пилотка, бескозырка, папаха.

— Обогатить знания детей о свойствах
материалов, из которых изготавливаются предметы.

— Создать образы головных уборов,
сделанных из материалов: дерева металла, хрусталя, бумаги, используя метод
фокальных объектов.

                       На прогулках,
экскурсиях, в утренний отрезок времени проводить психотехнические  упражнения
из нейропсихологической программы   Сиротюк, Н.  Семенович, использовать
развивающие игры из практической жизни    Марии Монтессори.

 Психологу — провести  консультации 
воспитателям  и  родителям по теме:

·        
беседа
« Что такое  психогимнастика?»

·        
Особенности
внимания детей дошкольного возраста

·        
Игра
и ее роль в психическом  развитии  ребенка

·        
Эмоциональное
развитие ребенка

·        
Общение: 
дети   4-7 лет.

Психологу — провести   тренинги (
состоящие и психологических игр и упражнений)  воспитателям  и  родителям по
теме:

ü 
Гимнастика 
для укрепления  мышц  шеи

ü 
Пальчиковая
гимнастика

ü 
Дыхательная
гимнастика

Психологу – разработать и
провести  тренинговые  занятия ( автор   А.Л.Сиротюк) коррекционно-развивающего
и формирующего характера с учетом  нейропсихологических  механизмов.

Как написать протокол осмотра

Протокол осмотра — это документ, который составляется на месте происшествия с тем, чтобы максимально выяснить суть и причины произошедшего. Он может быть написан от руки или напечатан на официальном бланке или простом белом листе. Оформлять протокол следует по общепринятым правилом, чтобы впоследствии не возникало затруднений при его чтении.

Как написать протокол осмотра

Инструкция

Возьмите бланк или лист бумаги. На листе сверху слева напишите заголовок: «Протокол осмотра места происшествия», укажите дату, время начала осмотра и место происшествия. Также во вводной части протокола укажите свою фамилию и инициалы, звание и наименование места службы. Рядом — фамилии понятых и их место жительства.

Укажите, что осмотр места происшествия производился в соответствии со статьями Уголовно-процессуального кодекса РФ (например: ст. 164 и 176), по факту сообщения о происшествии, поступившего тогда-то, от такого-то человека. Также зафиксируйте письменно, что понятым были разъяснены их права и обязанности в соответствии со ст. 60 УПК РФ.

Опишите место происшествия, если понадобится, приложите нарисованную от руки или напечатанную схему с указанием границ и пронумерованными помещениями, если их больше одного. Изложите в письменном виде условия, при которых производился осмотр (например, погодные или технические помехи), а также распишите как можно подробнее обстановку и все предметы, находившиеся на месте в момент осмотра. При описании обстановки и особенно расположения предметов используйте точные формулировки, позволяющие представить место происшествия.

Если в момент осмотра проводилась видеозапись или фотосъемка, укажите в протоколе модель аппаратуры и основные технические характеристики, приложите копии видео или фотоматериалов к протокольному листу (соответствующую пометку о приложении сделайте в протоколе). Составьте опись вещей, изъятых с места происшествия в следственно-оперативных целях. В этот же список входит дактилоскопическая пленка с оттисками следов или отпечатков пальцев.

Ознакомьте понятых с протоколом (как вариант — зачитайте его вслух) и попросите их поставить подписи внизу страницы. Если во время осмотра места происшествия от понятых поступили какие-либо замечания, укажите в протоколе их суть. Также в заключительной части протокола поставьте свою подпись, зафиксируйте время окончания осмотра места происшествия. Учтите, что любые поправки, вносимые в протокол, должны быть заверены подписями лица, составляющего протокол, и участвовавших в осмотре понятых.

Источники:

  • Протокол осмотра места происшествия

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Как заполнить протокол осмотра места происшествия?

  • Что представляет собой протокол осмотра места происшествия?
  • Правила проведения осмотра места происшествия
  • Структура протокола
    • Вводная часть
    • Основная часть
    • Заключительная часть
  • Что ещё можно указать в протоколе?
  • Приложения к протоколу
  • Скачать бланк и образец документа
    • Образец протокола осмотра места происшествия
    • Бланк протокола осмотра места происшествия

Осмотр места происшествия является первоочередным неотложным действием уполномоченного лица в рамках возникновения правонарушения или преступления. Оформление произошедшего события, а также наступивших в связи с ним последствий осуществляется в специальном процессуальном документе — протоколе. При этом наибольшее значение он имеет в уголовном производстве, поскольку именно в нем подлежат отображению обстановка происшествия и оставленные преступником следы.

В данной статье мы поговорим о том, как составляют протокол осмотра и что в нем должно быть.

Что представляет собой протокол осмотра места происшествия?

Протокол осмотра места происшествия представляет собой процессуальный документ, отражающий результаты данной процедуры. Этот документ должен максимально полно отражать картину места происшествия, позволяя представить обстановку, которая имелась на месте. При этом, бумага должна соответствовать требованиям статей 167 и 180 УПК РФ.

В протоколе осмотра места происшествия должно быть отражено точное и последовательное описание всех обнаруженных и имеющих отношение к делу фактов. При этом следует учесть, что протокол должен содержать исключительно описание обнаруженного, но не его объяснение.

Таким образом, в бумаге не должно содержаться толкований, спекуляций, выводов или объяснений. Только объективное описание обнаруженного на месте происшествия. При его составлении желательно избегать чрезмерно громоздких описаний, а также характеристик объектов, не имеющих отношения к делу.

Популярные вопросы по данной статье

✅ Какая информация отражается в протоколе осмотра места происшествия?

Этот документ должен максимально полно отражать картину места происшествия, позволяя представить обстановку, которая имелась на месте. Должно быть отражено точное и последовательное описание имеющих отношение к делу фактов. При этом, протокол должен содержать исключительно описание обнаруженного, но не его объяснение.

✅ Какие основные правила проведения осмотра места происшествия?

К основным правилам проведения данной процедуры относят: 

  • осмотр проводится следователем;
  • при проведении процедуры обязательно присутствие двух понятых;
  • осмотр может проводиться в любое время суток;
  • перед началом процедура обязательно сделать фотоснимки; 
  • понятые передвигаются во время осмотра вместе со следователем, им же и передаются все необходимые вещи;
  • в точности указывается первоначальное расположение всех объектов и др. 

✅ Какова структура протокола?

Структура протокола: 

  • Вводная часть — основные детали и характеристики места происшествия;
  • Основная часть — даётся описание предпринятых действий, а также обстоятельств, которые удалось установить;
  • Заключительная часть — дается полный перечень всех изъятых предметов, схема места происшествия, фототаблица, слепки и т.д. Следует указать замечания понятых и других участников осмотра и заявления специалиста, «связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств».

✅ Важны ли приложения к протоколу?

К протоколу также прикладываются бумаги, планы, схемы и прочие материалы, которые позволят более наглядно характеризовать обследованный объект. К приложениям можно отнести:

  • Планы;
  • Схемы;
  • Чертежи;
  • Зарисовки с описанием;
  • Результаты фото- или видеосъемки;
  • Диски и другие носители аудиозаписи;
  • Слепки с предметов, оттиски и прочие материалы.

Правила проведения осмотра места происшествия

Метки на месте происшествия

Правила осмотра места происшествия прописаны в главе 24 уголовно-процессуального кодекса РФ. При этом статья 177 данного нормативного акта подробно раскрывает порядок осуществления данной процедуры.

Ниже приведены основные правила проведения данной процедуры:

  • Осмотр проводится лично следователем, все остальные лица обязаны действовать только по его указаниям, в случае если ему необходима помощь.
  • При проведении процедуры обязательно присутствие двух понятых, при условии, что их безопасности ничего не угрожает. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц и на основании судебного решения. Если же речь идёт о помещении организации, то процедура осуществляется в присутствии представителя администрации юридического лица.
  • Осмотр может проводиться в любое время суток, однако важно учесть, что для проведения полноценной процедуры необходимо наличие надлежащего освещения. Если же процедура проводилась ночью и без освещения, утром она должна быть проведена повторно.
  • Процедура проводится без спешки и, перед её началом, следуют ориентирующие и обзорные фотоснимки наиболее важных участков происшествия. Помимо этого, следует начертить план места происшествия.
  • Последовательность процедуры будет зависеть от каждого конкретно взятого случая. Чаще всего осмотр начинают с периметра объекта, а затем выходят в центр. Впрочем, процедуру можно начать и с «узлового» места. В таком случае, следователь постепенно передвигается от центра к периферии.
  • При осмотре следует принять все необходимые меры предосторожности, чтобы не уничтожить следы и не изменить обстановку, а также, чтобы не перепутать свои следы со следами, уже имеющимися на месте происшествия.
  • В ходе процедуры необходимо делать пометки в блокноте обо всех обнаруженных следах и вещественных доказательствах. Делается это для того, чтобы не упустить детали при составлении протокола.
  • Осмотр вещественных доказательств состоит из двух стадий: статический и динамический обзор. Первая стадия подразумевает осмотр объектов без изменения их положения. А во время второй можно сдвинуть, перевернуть или взять объект в руки. При этом важно учесть, что при взаимодействии с объектами следует использовать перчатки, дабы не уничтожить следы преступника.
  • Все обнаруженное на месте происшествия следует предъявлять понятым, которые, как правило, должны передвигаться вместе со следователем.
  • Перед динамическим осмотром, следует точно обозначить первоначальное положение предметов для того, чтобы к концу процедуры можно было восстановить примерную обстановку. Обозначить положение объектов можно с помощью мела или другим способом.
  • Расположение важных следов и вещественных доказательств должно быть определено по отношению к двум постоянным точкам. При этом, все измерения нужно проводить с максимально высокой точностью. Для этого обычно используется метр, мягкая рулетка или линейка.
  • Осмотр нельзя ограничивать исключительно местом преступления или происшествия. Для создания полной картины следует провести осмотр прилегающей местности, где, судя по характеру и обстоятельствам происшествия, могут находиться следы преступников, их транспорта, брошенное оружие, спрятанные похищенные вещи и т.п.
  • В ходе осмотра важно обращать внимание на так называемые «негативные» обстоятельства, т.е. на отсутствие следов и предметов, которые должны быть при тех условиях, о которых свидетельствует обстановка места происшествия.

Указание о приведении обстановки на месте происшествия в обычный вид может быть дано только следователем и лишь после того, как будет составлен и подписан протокол осмотра. Предметы, имеющие отношение к делу, подлежат изъятию, упаковываются и опечатываются.

Ниже представлено видео, в котором более подробно рассказывается о правилах процедуре осмотра:

Структура протокола

Полицейский уточняет детали происшествия

До июня 2007, Уголовно-процессуальный кодекс РФ в главе 57 предусматривал перечень бланков, среди которых находился и протокол осмотра места происшествия. В данном законе также давались требования к вышеупомянутым бланкам. В настоящее время, данная глава утратила свою силу и была заменена Федеральным законом No 87.

Однако бланки протоколов до сих пор используются в практической деятельности уполномоченными лицами. Этот документ является единым по своему содержанию, но при этом он не лишен структуры. В нём обязательно должны присутствовать вводная, основная и заключительная часть.

Вводная часть

Вводная часть протокола осмотра призвана придать документу упорядоченность. В ней фиксируются основные детали и характеристики места происшествия, основания для выполнения следственных действий, характер события, а также информация о лицах, проводивших процедуру.

Во вводной части также указывается, что понятым разъяснены их обязанности и права по ст. 60 УПК, а следователю — его полномочия и ответственность за уклонение либо отказ от выполнения вмененных обязанностей. Данная запись должна быть удостоверена подписями всех участников произведенных действий.

Сама вводная часть должна в обязательном порядке содержать следующие сведения:

  • Время выполнения осмотра. Здесь указывается дата, а также точное время начала и завершения процедуры;
  • Звание, ФИО служащего, выполнявшего исследование;
  • Основание для выполнения следственных действий и характер самого происшествия (убийство, пожар, авария и пр.).
  • ФИО понятых или иных лиц, участвовавших в мероприятии. При необходимости следует указать и адрес их проживания;
  • Статьи УПК, согласно которым осуществлялось исследование и составлен протокол;
  • Адрес и координаты обследуемого участка. Также следует указать условия, в которых проходила процедура (освещенность, погода).

Основная часть

Основная или описательная часть протокола является самой объёмной частью документа. В ней даётся подробное описание всех предпринятых процессуальных действий, а также обстоятельств, которые удалось установить. Помимо всего прочего, обстоятельства включают в себя изъятие следов и иных вещественных доказательств.

Данная часть протокола составляется в свободной форме, обусловленной характером обстоятельств и осматриваемого объекта. Впрочем, стоит отметить, что данные необходимо вносить в строгом хронологическом порядке.

При необходимости можно систематизировать и снабдить описания подзаголовками. Например, «осмотр кабинета», «осмотр содержимого сейфа», «осмотр тела». При описании различных объектов и их частей используется общепринятая в специальной литературе терминология. Сами объекты могут быть пронумерованы в соответствии с их обозначениями на плане места происшествия.

Также при составлении протокола следует указать факт применения и порядок использования конкретных технических средств. Указываются и объекты, к которым применялись технические средства и полученные результаты.

При обнаружении вещественных доказательств, помимо их расположения, следует пояснить способы их изъятия и упаковки. Если в ходе процедуры делались перерывы, то поясняется их причина, а также время начала и окончания.

При заполнении описательной части протокола необходимо обращать внимание и фиксировать так называемые негативные следы, то есть те детали, которые не характерны для преступления данного вида.

Заключительная часть

В заключительной части протокола следует указать полный перечень всех изъятых предметов, подробная схема места происшествия, фототаблица, слепки и т.д. Помимо этого, в данной части следует указать замечания понятых и других участников осмотра и заявления специалиста, «связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств».

Протокол подписывается всеми участниками процедуры и завершается подписью следователя. При этом, каждая страница протокола должна быть подписана понятыми.

Что ещё можно указать в протоколе?

Вещественные доказательства

При необходимости, в документе следует указать следующую информацию:

  • Любые факты отказа граждан от участия в следственных действиях или в подписании документа;
  • Заявления от каждого участника, которые могут поступить как до, так и во время обследования;
  • Согласие со стороны собственников и/или проживающих в жилом помещении с обследованием;
  • Вопросы и замечания защитника, подозреваемого либо его законного представителя.

Все вышеуказанные сведения следует внести в заключительную часть протокола. Логика этого заключается в том, что при проведении процедуры сначала даётся описание помещения/территории и найденных предметов, а затем – замечания от участников процедуры, при их наличии.

Приложения к протоколу

К протоколу также прикладываются бумаги, планы, схемы и прочие материалы, которые позволят более наглядно характеризовать обследованный объект. К приложениям можно отнести:

  • Планы;
  • Схемы;
  • Чертежи;
  • Зарисовки с описанием;
  • Результаты фото- или видеосъемки;
  • Диски и другие носители аудиозаписи;
  • Слепки с предметов, оттиски и прочие материалы.

Скачать бланк и образец документа

Ниже представлен бланк и образец протокола осмотра места происшествия:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется протокол об административном правонарушении
  • Как пишется протокол заседания педагогического совета
  • Как пишется протокол встречи
  • Как пишется протокол во множественном числе
  • Как пишется протокол http