Как пишется психодрама

Павел Корниенко, v1-1000 от 29.07.2017

1. Общие вопросы

1.1. Психодрама — это что?

Психодрама — один из современных методов психотерапии, успевший хорошо зарекомендовать себя за 95 лет своего развития. Психодрама используется в групповой и индивидуальной психотерапии, в психологическом консультировании, в работе с детьми и подростками, в группах обучения коммуникативным навыкам и т. д.

Создатель метода Дж. Л. Морено определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры». В психодраме схематично разыгрываются разнообразные сцены и ситуации, которые отражают либо фрагменты из реальной жизни человека, либо его внутренний мир. Это позволяет исследовать сложности человека как во внешнем, так и во внутреннем мире и находить им конструктивные решения. Психодраматическая игра выступает средством восстановления и соединения телесных, эмоциональных и интеллектуальных потребностей человека, возвращая психике открытость, спонтанность и целостность.

1.2. Как в психодраме происходит психотерапия?

Психодраматическая работа обычно включает в себя разыгрывание разнообразных сцен и ситуаций. Это немного похоже на детскую игру, опыт которой есть у всех людей. Разыгрывание обычно имеет достаточно «схематичный» вид, минимально достаточный для того, чтобы увидеть модель поведения клиента, вызвать переживания или понять структуру ситуации. В группе обычно разыгрывание происходит с помощью других людей, а в индивидуальной терапии — с помощью стульев, предметов и терапевта.

Такое разыгрывание часто дает возможность быстрее понять проблемную ситуацию и освоить новые способы поведения в ней, чем классическая терапевтическая беседа.

Но в то же время будет неверно считать, что психодрама состоит только из разыгрывания сцен. Например, в индивидуальной работе обычно основное время отдается терапевтической беседе, а психодраматическое действие занимает 10–15 минут, и то не всегда, а когда клиент видит в нем пользу.

1.3. Почему психодрама так странно называется?

Слово «психодрама» происходит от греческих слов psyche — душа и drama — действие. Но для русского языка название «психодрама» оказалось не слишком точным — оно вызывает не соответствующие реальности ассоциации с «драмой» и театром.

По своей сути психодрама — это интегративная психотерапия, которая построена на анализе действий (а не мыслей) и направлена на получение нового коммуникативного, эмоционального и рефлексивного опыта.

А более точным переводом на русский язык могли бы быть словосочетания «терапия действием» или «терапия психических процессов».

1.4. Какие бывают психодраматические группы?

По своим задачам группы можно условно разделить на терапевтические, учебные и демонстрационные.

Группы бывают очень разными по продолжительности, в диапазоне от двухчасовой однократной встречи до серии занятий в течение нескольких лет.

Они могут быть открытыми и закрытыми. В закрытые группы не включают новых участников, когда группа уже начала работать.

Иногда у группы бывает какая-то конкретная тематика, но чаще группы работают по актуальным запросам участников.

Группы могут отличаться по формам работы: например, один ведущий может делать индивидуальные психодраматические работы с каждым участником группы, другой предпочитает групповые формы работы.

Ведущий может соединять психодраму с другими подходами, например, использовать тренинговые элементы в своей работе или элементы арт-терапии.

Таким образом, всех возможных вариаций — огромное количество.

1.5. Насколько распространена психодрама?

Мне кажется, лучше всего ответить на этот вопрос, приведя статистику по сайту www.psihodrama.ru

За период лето 2008 — лето 2011 г. на сайте было объявлено 220 коротких и длинных психодраматических групп в 18 городах. Из них 3/4 пришлось на Москву. И нужно понимать, что это число — это примерно половина всех существующих групп, т. к. есть группы, не объявленные в общем пространстве, которые делаются психодраматистами внутри разных государственных и негосударственных организаций.

2. Базовые психодраматические слова

2.1. Психодрама, психодраматический метод, психодраматическая работа, драма, драматизация, психодраматическое действие

Психодраматический метод — это метод групповой и индивидуальной психотерапии, специализирующийся на использовании непосредственного действия в разыгрываемых ситуациях в психотерапевтических целях.

Психодраматическая работа — это особый процесс, когда один из участников группы заявляет желание «поработать над своей проблемой», а ведущий и другие участники в отведенное на это время помогают ему разными психодраматическими средствами. Психодраматические работы участников группы — это основной вид психотерапии, происходящий в психодраматических группах. Психодраматическую работу называют так же просто работой, ее же называют драматизацией, ее же драмой, ее же психодраматическим действием или просто действием, и ее же называют психодрамой в узком смысле.

А вот когда мы видим в тексте просто «психодрама», нам приходится угадывать, что имеется ввиду — психодраматический метод или психодраматическая работа.

2.2. Директор, протагонист, дополнительные я, акзилари, сцена, дубль

Ведущего психодраматической группы и психодраматических работ называют директором. Участника группы, который работает над своей проблемой, на время этой работы называют протагонистом. Участники группы, которые играют роли в работе протагониста, называются акзи́лари или «дополнительные я», но иногда их не слишком правильно называют актерами. А все оставшиеся участники группы становятся зрителями.

Психодраматическая работа для протагониста происходит в части пространства комнаты, называемом психодраматической сценой или просто сценой. Акзилари, который играет роль самого протагониста, называется отдельным словом — дубль. При этом похожее слово дублирование — это совсем другое.

3. Классические вопросы

3.1. Имеет ли психодрама что-то общее с театральным искусством?

Ответ на этот вопрос будет сильно зависеть от выбора критерия сравнения. Общим будет то, что в психодраматическое действие обычно, так же как в театральном искусстве, вовлекаются все зрители и они эмоционально проживают происходящее вместе с протагонистом. Но в отличие от театрального искусства, психодрама, в первую очередь, происходит для терапевтической пользы протагониста, играющего свою историю, а не для того, чтобы вовлечь и впечатлить зрителей. Утрированно это можно выразить так: если зрители будут скучать от происходящего действия, но оно будет полезным для протагониста, то зрителям придется потерпеть и дождаться своей очереди быть протагонистом, т. к. психодрама — не театр, а в первую очередь психотерапия.

3.2. С какими проблемами работает психодрама?

У психодрамы, как у любого из больших классических методов психотерапии, нет ограничений по темам, с которыми можно работать. Психодраматические средства исследования «внутреннего мира» и «взаимодействия с другими и с самим собой» подходят для большинства сложностей, с которыми сталкиваются люди. А так как психодраматисты — это в первую очередь психотерапевты (просто со специализацией в психодраме), то в тех случаях, когда психодраматические средства не будут подходить клиенту, то психодраматист всегда сможет работать и с помощью обычного разговора.

3.3. Сколько надо ходить на психодраму?

Строго говоря, ответить на этот вопрос в отрыве от конкретного клиента и его проблемы невозможно. Кроме того, ответ сильно зависит от собственных целей человека. Некоторым людям достаточно небольшого улучшения их состояния и выхода из кризиса. А другие «входят во вкус» и хотят изменений во всех сферах жизни.

Психодрама объединяет в себе как элементы проблемно-ориентированной краткосрочной психотерапии, так и классической психотерапии, направленной на развитие личности. Если человек на группе выступает в роли протагониста и работает с некоторой своей проблемой, то в большинстве случаев проблема начинает сдвигаться с мертвой точки с одного раза. А с другой стороны, для того чтобы почувствовать на себе эффекты классической развивающей групповой психотерапии, большинству людей, не обладающих предварительной подготовкой, нужно 3–6 месяцев работы в терапевтической группе с постоянным составом участников.

3.4. Говорят, на психодраме много слез. Это правда?

Когда как — это сильно зависит от стиля ведущего группы. В любом методе психотерапии, когда мы соприкасаемся с болезненными темами — это может вызывать слезы, а когда слезы являются признаком освобождения подавленных переживаний, то они приносят долгожданное и устойчивое облегчение.

С другой стороны, психодраматистам хорошо известно, что слезы — это отнюдь не показатель глубины психотерапевтической работы. Можно научиться вызывать слезы у собеседника, но терапевтическая польза не в слезах, а в освобождении подавленных переживаний, которое бывает далеко не в каждых слезах.

Да и не всем людям в принципе свойственно плакать, и это нисколько не делает их психотерапевтическую работу менее эффективной.

3.5. Нужны ли актерские способности, чтобы играть роли в психодраме?

Актерские способности или опыт для психодрамы совсем не нужны. Даже наоборот, если человек какое-то время развивал в себе умение «сыграть» что-то, то это умение может поначалу мешать ему быть естественным в собственных психодраматических работах. И как это ни удивительно, актерская подготовка зачастую мешает играть роли даже в чужих психодраматических работах, т. к. похоже, что в психодраме актеры не столько должны играть роли, сколько просто подходить на выбранную роль и дальше только быть в ней самими собой.

3.6. Психодрама — это секта?

Конечно же нет.

Психодрама — это метод социально-психологической работы с людьми, который активно используется во всем мире, в т. ч. в государственных учреждениях, относящихся к системам образования, здравоохранения и социальной защиты. И во многих европейских странах психодрама включена в реестр официально признаваемых методов психотерапии и эффективно применяется уже десятки лет.

3.7. Мне не верится, что к психодраме клиенты будут относиться серьезно!

Среди студентов, начинающих обучаться психодраме, распространено опасение, что «простые клиенты» «не согласятся» делать эти «странные психодраматические действия».

Интересно, что реальность часто оказывается противоположной этому представлению. На практике психодраматические техники хорошо работают с «простыми клиентами», в т. ч. и на первых консультациях. Это связано в первую очередь с простотой и наглядностью психодраматических действий. А интенсивность переживания эмоций в ролевой игре позволяет таким клиентам не только получить быстрые результаты, но и почувствовать субъективную удовлетворенность работой.

Но естественно, психодраматерапевту нужно уметь делать так, чтобы психодраматическое действие было понятно и логично для клиента в контексте его потребностей. Этому не так просто научиться, и обычно психодраматические навыки вызревают только к 5–6 году с начала обучения психодраме.

3.8. Как правильно писать психодраматические термины?

На настоящий момент устоявшиеся написания такие:

  • психодрама (неправильно: психодрамма)
  • шеринг (неправильно: шерринг)
  • психодраматерапевт (неправильно: психодрамотерапевт/психодрама-терапевт)

4. Особенности метода

4.1. Психодрама работает только с группами?

Исторически психодрама возникла как метод групповой психотерапии, и поэтому в психодраме очень много средств именно для работы с группой. Но в дальнейшем выяснилось, что многие психодраматические приемы эффективны и в индивидуальной психотерапевтической работе и в некоторых случаях помогают клиенту сделать значительно большую эмоциональную работу чем другие психотерапевтические приемы. На данный момент множество психодраматических техник используется психотерапевтами самых разных направлений в индивидуальной работе.

4.2. В каких областях применяют психодраму?

За свою 95-летнюю историю развития психодрама применялась в самых разных областях психологической и социальной практики и накопила множество практических наработок.

У психодрамы есть две большие «зоны применения»: она может быть способом для решения актуальных сложностей человека, а может быть средством для его самопознания и саморазвития.

Психодрама относится к очень гибким методам работы с человеком и группой, она эффективна в самых разных областях. Психодраму используют:

  • Как метод групповой психотерапии, развивающий и расширяющий возможности психически здоровых людей.
  • В индивидуальной психотерапии и краткосрочном психологическом консультировании.
  • В группах самопознания, личностного роста, обучения практическим навыкам (например, в бизнес-тренингах, в обучении иностранному языку).
  • В психологическом консультировании в системе дошкольного и школьного образования.
  • В психологической работе с детьми дошкольного и школьного возраста. В работе с подростковыми группами (в т. ч. с девиантным поведением).
  • Со сложными контингентами, например, в реабилитации наркозависимых (по всему миру) и в тюрьмах (в США).
  • В организационном консультировании, а также как инструмент в проектной деятельности (например, в ОДИ).
  • В групповых проектах по исследованию разных сторон социальной жизни, культуры, искусства, истории.

4.3. Что такое монодрама?

Монодрама — это вид психодраматической работы, в котором не используются участники группы в качестве актеров, а все психодраматическое действие реализуется с помощью пространства, стульев, предметов и терапевта. Иногда этот вид работы используется в группе, но в первую очередь, он удобен именно для индивидуальной психодраматической работы с клиентами.

4.4. Как работает психодрама в индивидуальной работе?

Психодраматическая подготовка обучает особому стилю индивидуальной работы с клиентами. Стилю, в котором классический инструментарий психотерапевта расширяется множеством маленьких терапевтических приемов. Эти приемы экологичны, просты и увлекательны для клиента — и при этом эффективны, т. к. дают клиенту пережить новый эмоциональный опыт. Психодрама эффективна в индивидуальной психотерапии по нескольким причинам:

  • Психодраматические техники хорошо работают с клиентами независимо от степени их знакомства с психологией за счет того, что они понятны и наглядны для психики любого человека. Это увеличивает эффективность работы и часто дает клиентам ясное понимание результата.
  • Психодрама умеет хорошо опираться в работе на «мыслительные метафоры» самого клиента, значимые, важные и естественные для него. Благодаря чему не требует от клиента освоения нового для него языка или принятия другой модели мира.
  • Опора на психодраматическое ролевое взаимодействие позволяет терапевту создавать упражнения и «эксперименты», обладающие выраженным развивающим и терапевтическим эффектом для клиента.
  • Психодрама в своей работе часто опирается на социально привычные формы взаимодействия между людьми (встреча, разговор, прощание и т. д.). Это увеличивает связность психотерапевтического процесса с привычным опытом, что дает дополнительную эффективность и экологичность работе.

4.5. Что развивает психодраматическое обучение?

  1. Психодрама развивает особый вид мышления психотерапевта, который так и называют «психодраматическое мышление». Это особый способ понимания психических процессов. Вот, например, некоторые его грани:
    1. Происходящее в психике понимается как композиция взаимодействующих друг с другом сил.
    2. Характерология клиента может быть понята через реконструкцию истории его взаимодействий с другими людьми в прошлом.
    3. Психодрама очень эффективно развивает профессиональную чувствительность к эмоциональным процессам других людей.
    4. Общепризнано, что психодраматическая подготовка является одной из лучших для развития умений понимать, чувствовать и вести групповые процессы.
    5. Психодрама дает возможность для развития всего многообразия коммуникативных навыков, т. е. способов конструктивного взаимодействия в самых разных ситуациях.

4.6. Чем психодрама отличается от расстановок по Хеллингеру?

Психодрама достаточно сильно отличается от системных семейных расстановок по Хеллингеру. При внешнем сходстве эти подходы имеют очень разную теорию и практику.

В первую очередь надо сказать, что психодрама относится к феноменологическим методам психотерапии. Это значит, что у психодраматистов нет собственных идей про то, что было бы правильно делать клиенту как в во время терапевтической работы так и в жизни. Если протагонист построил терапевтическую сцену и начинает делать в ней что-то противоположное представлениям о правильном директора группы — то он имеет на это полное право.

Для того чтобы еще хоть что-то сказать об отличиях, приведу несколько примеров. Терапевтические эффекты психодраматической работы в большей степени, чем в расстановках, достигаются через:

  1. Разборе конкретных и зачастую бытовых жизненных ситуаций в которых непосредственно проявляются все дисфункциональные паттерны поведения.
  2. Развитие способностей к эмпатии (реалистичному пониманию других людей) и рефлексии себя самого.
  3. Развитие спонтанности поведения: свободы, открытости и конструктивности во взаимодействии с другими людьми.
  4. Обучение новым способам взаимодействия со своими состояниями, чувствами, фантазиями, проблемами, желаниями, потребностями и любыми другими «объектами внутреннего мира».

Кроме того, психодрама в своей работе опирается на классическую групповую психотерапию. В психодраматических группах поддерживается эмоциональное взаимодействие участников между собой и развитии отношений в группе. Через это групповая психотерапия дает людям возможность постепенно приобретать новый межличностный опыт, который затем переносится и в реальную жизнь.

4.7. Насколько психодрама эффективна?

В профессиональной среде психодрама считается сопоставимой по общей эффективности с другими классическими психотерапевтическими подходами. Кроме того, есть набор областей, в которых «индекс эффективности» психодрамы несколько выше, чем «средний по больнице», это:

  • краткосрочное ориентированное на проблему психологическое консультирование;
  • групповая психотерапия (очень эффективно работает сочетание психодрамы и классической групповой психотерапии);
  • работа с детьми и подростками (в т. ч. со сложными контингентами);
  • групповое интерактивное обучение любым знаниям и навыкам.

4.8. При каких уровнях патологии можно применять психодраму?

Вопрос: При каких уровнях функционирования, патологии (невротический, пограничный, психотический) можно применять психодраму?

Несмотря на то, что на данный момент основная линия развития метода направлена на людей, относящихся к «норме», существует и клиническая психодрама. Психодраму в клинической практике начал использовать сам создатель метода Якоб Леви Морено, и с тех пор эта линия продолжает развиваться.

Психодраматерапия, по своей сути, направлена на поиск таких терапевтических приемов, которые будут максимально соответствовать собственным психическим процессам человека. И это ее свойство открывает широкие возможности, в т. ч. и в работе с выраженными уровнями патологии.

В работе с пограничным и психотическим уровнем патологии психодрама начинает выглядеть совсем по-другому. Например, в клинической психодраме используются значительно более структурированные правила работы группы, значительно меньший ее размер, и такие группы часто ведет не один ведущий, а двое, или ведущий с помощниками.

Естественно, работа с пограничными и психотическими клиентами требует кроме психодраматического и полноценное психиатрическое образование.

4.9. Как психодрама используется в обучении иностранному языку?

  • Как средство, расширяющее возможности педагога по работе с группой. Психодраматическое обучение хорошо учит чувствовать группу, управлять ею и создавать в ней творческое и безопасное пространство. Например, позволяющее использовать в обучении:
    • разнообразные психодраматические групповые упражнения, способствующие включенности участников (например, любые виды творческой работы в малых группах);
    • элементы интерактивности в обучении теории (например, разыгрывая правила грамматики).
    • Психодрама позволяет проектировать и включать в процесс групповые упражнения, направленные на облегчение типовых психологических сложностей обучаемых (например, направленные на работу с «языковым барьером» или со страхом ошибаться).
    • Как средство для создания насыщенного культурными смыслами и эмоционально окрашенного игрового пространства «языковой и культурной среды». Примером может быть ролевая игра: «пойти в гости в английский дом». Такого рода игры могут способствовать увеличению интереса и эмоциональной вовлеченности учеников в процесс обучения.
    • Для создания игр, эмоционально вовлекающих в «реалистичную» коммуникативную ситуацию. Этот вид обучения как при непосредственном участии, так и при наблюдении со стороны задействует естественный, «ситуационный» механизм обучения языку.

5. На психодраматической группе

5.1. Что нужно знать, чтобы пойти на психодраматическую группу?

Специально ничего знать не нужно. Если в группе есть люди, которые пришли на психодраму впервые, то директор по ходу работы дает все необходимые пояснения.

5.2. Как проходит психодраматическая группа?

Чаще всего психодраматические группы проходят по классической схеме:

  1. Разогрев (незамысловатое упражнение, игра или просто разговор в начале работы группы).
  2. Действие (психодраматическая работа для одного из участников или групповое действие на выбранную тему).
  3. Шеринг (разговор по специальным правилам после действия и в завершении группы).

Если группа длится более 3 часов, то этапов становится больше. Обычно неизменно то, что в самом начале — разогрев, а после любого действия и в самом конце — шеринг.

5.3. Что такое разогрев?

Разогрев — обычно это простое упражнение, игра или разговор на определенную тему, с которого начинается группа.

Разогрев делается для того, чтобы участники могли постепенно настроиться друг на друга и, что не менее важно, — настроиться на самих себя и те темы, которые сегодня для них актуальны.

В классической схеме психодраматической работы разогрев завершается тем, что несколько участников группы изъявляют желание сделать на группе свою личную психодраматическую работу.

5.4. Как участники группы становятся протагонистами?

В определенные моменты группы, обычно тогда, когда в ней появилась безопасная атмосфера, директор спрашивает: «Кто сейчас хочет поработать над какой-то своей темой?» Обычно несколько человек изъявляют свое желание, между ними определяется очередность, и начинаются индивидуальные психодраматические работы.

5.5. Как проходит индивидуальная психодраматическая работа?

Обычно индивидуальная психодраматическая работа («драма») начинается с того, что директор некоторое время разговаривает с протагонистом. Директор расспрашивает протагониста про его сложность и спрашивает, что протагонисту хотелось бы для себя сделать в этой работе.

Если протагонисту сложно определиться с ответами на эти вопросы, то директор его поддерживает и предлагает разные варианты. Этот разговор завершается тем, что директор и протагонист договариваются о том, что именно они будут разыгрывать и для чего.

Затем начинается собственно психодраматическая часть, которая состоит из одной или нескольких сцен. А для того чтобы создавать эти сцены, директор с протагонистом приглашают участников группы на разные роли.

5.6. Что такое виньетка?

Виньетка — это короткая психодраматическая работа, «психодраматическая работа из одной сцены». Обычно виньетка длится от 2 до 20 минут, в то время как психодраматическая работа занимает в среднем около часа.

5.7. Что такое групповое действие? Какие они могут быть?

Групповое действие — это когда ведущий предлагает всей группе что-то сделать. Например, распространенным вариантом является предложение поговорить о чем-то в парах или мини-группах или выполнить какое-то несложное упражнение.

Групповые действия проводятся для самых разных целей. Например, для того, чтобы участники группы получили какой-то опыт, который на следующем этапе будет интересно обсудить.

5.8. Что такое шеринг?

Шеринг — это особый вид разговора в терапевтических группах. На шеринге, организованном после после психодраматического действия или упражнения, принято делиться чувствами и переживаниями, возникшими во время этого действия. На шеринге, проходящем в конце группы, принято делиться тем, что было важно сегодня на группе.

Во время шеринга важно придерживаться нескольких классических правил: говорить о себе, а не о других; не давать советов, оценок и интерпретаций другим участникам группы.

И несмотря на все правила, самое сложное в шеринге — это научиться делиться своими чувствами так, чтобы при этом никак не задевать чувства других людей. Этому сложно учиться, но этот навык часто оказывается полезным и в обычной жизни.

5.9. Участвует ли как-то группа в психодраматическом действии?

Психодраматическое действие создается протагонистом и директором вместе, об этом процессе говорят как о совместном творчестве, соавторстве. Участники группы, которых выбрали на роли, помогают им, а, соответственно, остальные люди являются зрителями. В то же время директор иногда может попросить зрителей присоединиться к действию, поделиться чувствами или что-то еще.

Важно то, что у хороших психодраматистов неучаствующие в самом действии участники группы все равно эмоционально захвачены происходящим. И благодаря этому, они зачастую получают терапевтическую пользу сопоставимую с пользой для протагониста не вставая со зрительского места.

5.10. Что делать, когда меня просят сыграть какую-то роль?

Если совсем просто, то делать нужно то, что попросят директор с протагонистом. Обычно нужно постоять в каком-то месте пространства, сказать какие-то слова или сделать какое-то действие. Когда в драме протагониста появляется какой-то персонаж, то почти всегда директор просит протагониста сначала сыграть этого персонажа самому. После этого участнику группы, исполняющему эту роль, остается лишь более или менее похоже это повторить. В принципе, это очень просто, и это могут сделать все люди без исключения. И если участник группы, например, забыл нужные слова, то он всегда может спросить их вновь у директора без всякого ущерба для терапевтического процесса.

5.11. Какие правила в психодраматических группах?

Правила очень простые. Они направлены на то, чтобы всем участникам группы было в ней комфортно и безопасно. Базовые правила таковы:

  • Все участники группы договариваются о конфиденциальности всего того, что происходит и рассказывается на группе.
  • На группе нельзя делать кому-то больно или в каком бы то ни было смысле неприятно. Если, например, создается сцена, в которой один человек бьет другого, то этот удар делается по стулу или подушке, но никогда не по участнику группы.
  • На группе следует воздерживаться от оценивания, давания советов и интерпретирования действий других людей. Ни один человек не может в полной мере знать, какова жизнь другого человека. А оценивать, интерпретировать и давать советы — это значит ставить себя несколько «более сведущим в жизни», чем другой человек, а это не способствует атмосфере равенства всех участников и взаимоуважения в группе.

6. Как работает психодрама

6.1. Как я могу сыграть роль другого человека? Я же не он? Я же не знаю, что он думает?

Естественно, мы не знаем и не можем знать, что думает и чувствует другой человек. Этого и не требуется. Но в психодраме мы можем сыграть любого человека, как знакомого, так и того, кого мы ни разу в жизни не видели.

Когда директор предлагает протагонисту сыграть некоторого человека, то он помогает протагонисту «войти в роль», и протагонист может просто следовать за инструкциями директора. «Вхождение в роль» — это как бы «погружение в фантазию» об этом человеке.

И интересно то, что такого рода «погружения в фантазии» дают возможность значительно лучше понимать людей и изменять отношения с ними в «настоящей реальности» нашей жизни.

6.2. Зачем может быть полезно играть разные роли, особенно вот такие…?

Есть по крайней мере два хороших объяснения, чем полезно играть разные роли в психодраматических работах.

Первое. В детстве благодаря нашему общению с родственниками и знакомыми мы осваиваем характерные для нас способы взаимодействия с людьми. Благодаря тому, что человек играет разные роли в психодраме, он расширяет свои возможности по-разному реагировать в разных жизненных ситуациях.

Второе. Играя разные роли, участники группы часто проживают необычный для себя эмоциональный опыт. И такой эмоциональный опыт, часто оказывается достаточным для терапевтического воздействия на психику человека.

6.3. Полезно ли чем-то быть «зрителем» психодраматической работы?

Быть, как говорят психодраматисты, «в роли зрителя», просто смотреть и эмоционально включаться в происходящее часто бывает не менее полезно, чем быть протагонистом. Роль «зрителя» порой позволяет получить все, что может дать психодрама, разве что только в этом есть доля случайности — невозможно предугадать, окажется ли чужая работа полезна или нет.

Бывают участники группы, которые вообще не выдвигают себя, чтобы быть протагонистом. И тем не менее, они часто говорят, что получают много важного для себя и без этого, от одного только присутствия на группе.

6.4. Что такое «теле»? Что такое групповое «теле»?

Классическое определение таково: теле — это взаимная эмпатия двух и более человек. Т. е. когда два и более человек настолько «настроены» друг на друга, что способны очень хорошо чувствовать, сопереживать, понимать, слышать друг друга. И как следствие — «быть вместе». В психодраме развитие способностей к эмпатии является одной из центральных ценностей.

Групповое «теле» — это «теле» между всеми участниками группы, включая директора. Иногда в группах бывают такие моменты, когда теле чувствуется особенно сильно. И побыть какое-то время в этой особой «групповой атмосфере» бывает очень важным и «терапевтичным» для многих участников групп.

6.5. Чем полезно проиграть сложную ситуацию в психодраме?

Вопрос: Каким образом участие в психодраме в качестве протагониста влияет на дальнейшую жизнь или решение «проигранной» ситуации?

Очень большой вопрос, в каком-то смысле ему посвящено все 3-летнее обучение психодраме.

Психодраматическое разыгрывание — это просто «форма», в которую может быть «включено» большое количество разных терапевтических факторов.

Но если попробовать сказать по возможности просто и обобщенно, то будет примерно так: если в некоторой ситуации клиент испытывает дискомфорт, то это говорит о том, что психика не может «решить» в ней какую-то «задачу, которую начинает решать». А результатом психодраматического разыгрывания будет освоение психикой «способа решать задачи такого типа». Что приводит, по крайней мере, к снижению дискомфорта в таких ситуациях.

7. Вопросы об обучении

7.1. Чем учебные группы отличаются от терапевтических?

Учебные группы обычно больше размером, и в них, кроме классического психодраматического процесса, еще происходит обучение теории и навыкам, необходимым будущим психодраматерапевтам.

7.2. Можно ли мне пойти учиться психодраме, если я не психолог?

Да, это возможно, но в зависимости от базового высшего образования в конце обучения присваиваются разные квалификации.

Участникам, закончившим обучение психодраме, имеющим психологическое или медицинское образование и выполнившим необходимые сертификационные требования, присваивается квалификация «психодраматист» или «психодраматерапевт».

Если у участника нет нужного высшего образования, то ему присваивается квалификация «ведущий психодрамы». Эта квалификация по общепринятому международному стандарту дает ему возможность вести не психотерапевтическую психодраму (т. е. группы освоения навыков, тренинговые группы, группы самопознания и личностного роста, использовать психодраму в организационном консультировании и в проектной деятельности и т. д.).

7.3. Что умеет делать обученный психодраматист?

  • Вести психотерапевтические психодраматические группы и группы самопознания (краткосрочные и длительные).
  • Вести индивидуальный прием в краткосрочном психологическом консультировании как психолог-консультант.
  • Вести индивидуальный прием в долгосрочной психотерапии как психолог-психотерапевт.
  • Создавать и проводить тематические психологические занятия и тренинги под актуальные запросы широкого круга населения.
  • Использовать психодраму в различных специализированных видах деятельности: в обучении навыкам, в коучинге, в работе с детьми и подростками и т. д.
  • Опираться на психодраматический метод как на средство для познания мира, других людей и самого себя. И своей психодраматической работой предлагать это другим людям.

7.4. Могу ли я как-то использовать этот текст?

Вы можете свободно использовать этот текст в сети Интернет, но при условии, что вы сделаете внизу и вверху вот такую активную ссылку:

  • Ссылка на свежую версию: Павел Корниенко. Часто задаваемые вопросы про психодраму.

Если вы хотите использовать текст где-то еще, пожалуйста, свяжитесь со мной: http://pavel-kornienko.ru/contacts.html

Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с людьми (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Все значения слова «психодрама»

  • Психодрама является жизнеспособной альтернативой другим психотерапевтическим методам в достижении более адаптивного поведенческого стиля, в изменении антисоциального и других типов нежелательного поведения.

  • Спонтанность, креативность, привязанность к моменту и включённость в неповторимые конкретные конфигурации являются, однако, такими же основными элементами психодрамы, как и социометрии.

  • Этот же эффект лежит в основе психотерапевтического воздействия многих техник психодрамы и игровой психотерапии.

  • (все предложения)
  • психопатология
  • диссоциация
  • психологизация
  • переживание
  • экспериментирование
  • (ещё синонимы…)
  • в музыкальной психодраме
  • (полная таблица сочетаемости…)

        Метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами.
        П. как лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработана Морено (Moreno J. L.) на основе опыта его театрального эксперимента «спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творческого «Я» в «театре жизни». Внутри- и межличностные изменения, достигаемые участниками «спонтанного театра», послужили основой для дальнейшего развития П. как лечебного психотерапевтического метода.
        Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.
        Дальнейшие исследования в области П. подтверждают связь между психодраматическим разыгрыванием ролей и изменением поведения, отношений, установок, эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно воздействующих на изменение установок под влиянием психодраматического разыгрывания ролей, указывают: предоставление пациенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли; вовлечение пациента в исполнительскую деятельность; появление возможности внести в игру собственные импровизации; получение пациентом положительного подкрепления по окончании действия. Отмечают также, что П. способствует преодолению защитных позиций пациентов, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта.
        Классическая процедура П. предполагает наличие следующих элементов: 1. Протагонист — пациент — субъект П., главный исполнитель, представляющий свои проблемы. 2. Терапевт (режиссер, фасилитатор) — тот, кто помогает пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа интерпретации происходящего. 3. Помощники терапевта — котерапевт и пациенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Эта категория обозначается так же, как «вспомогательные «Я»». «Вспомогательные «Я»» могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного «Я». Выделяют несколько основных функций «вспомогательных «Я»»: сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами действия; сделать видимыми неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни. 4. Зрители — остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе. 5. Сцена — место, где разворачивается психодраматическое действие, жизненное пространство.
        Процесс П. включает три основные фазы: инициальную, или подготовительную («разогрев»); собственно драматическое действие; обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен). В инициальной фазе происходит выбор протагониста, получение диагностического материала, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства для психодраматического действия. Обычно в инициальной фазе проводится разминка, задачи которой в стимулировании спонтанности участников, ослаблении страха, тревоги и беспокойства, снятии защиты, создании соответствующей эмоциональной атмосферы. Для этого используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, «живые скульптуры», импровизации, разыгрывание сказок или фантастических ситуаций и пр. Вторая фаза — разыгрывание ролевой ситуации, или психодраматическое действие. В ходе ее пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы помогает целый ряд приемов: «зеркало», «двойники», «другие Я», монолог, диалог, построение будущего, проба реальности и др. Третья фаза — фаза обсуждения, или интеграции, — является завершающей. По сути дела, эта фаза состоит в предоставлении протагонисту обратной связи двух видов — ролевой и идентификационной. Первая — обратная связь «из роли». Здесь протагонист получает информацию о том, что чувствовали его непосредственные партнеры, о чем они думали, что им хотелось сделать или сказать протагонисту и пр. во время разыгрывания психодраматической ситуации. Таким образом, протагонист имеет возможность посмотреть на себя глазами партнера. Например, женщина, которая была протагонистом, разыгрывала ситуацию разговора с сыном, которого она убеждала в том, что ему пора быть взрослым и самостоятельным. При этом ее высказывания и поведение, сама ситуация разговора, вся обстановка свидетельствовали, что ее истинным желанием было не отпускать от себя сына ни на шаг. Участник группы, исполнявший роль сына, в процессе ролевой обратной связи сказал ей, что все ее поведение, то, что и как она говорила, вызвало противоположный эффект, создавало для него такие комфортные условия, что ему ничего не хотелось менять в своей жизни и, напротив, возникало желание оставаться маленьким мальчиком. Таким образом, ролевая обратная связь позволила протагонистке увидеть собственные противоречивые потребности, желания и чувства. Идентификационная обратная связь основана на возможной идентификации с протагонистом или его партнерами зрителей, т. е. тех членов группы, которые не принимали непосредственного участия в разыгрывании психодраматической ситуации. Здесь члены группы, наблюдавшие за ролевой игрой, говорят о том, что чувствовали они, какие переживания, мысли, воспоминания, ассоциации возникали у них. Так, в приведенном выше примере один из участников группы рассказал о том, как он воспринимал повышенную опеку матери, какие чувства это вызывало у него и каким образом он смог преодолеть собственную зависимость от родителей. Другая участница группы говорила о том, как ей трудно было пережить взросление дочери и что помогло ей справиться с этой собственной проблемой. Таким образом, идентификационная обратная связь, во-первых, предполагает более активное вовлечение всех участников группы в работу над собственными проблемами, во-вторых, предоставляет протагонисту поддержку и позволяет ему почувствовать, что его проблемы и переживания не чужды другим людям, а также может помочь ему увидеть иные возможности преодоления и разрешения существующих проблем и конфликтов. Иногда третья завершающая фаза психодрамы может содержать и собственно анализ и интерпретацию психодраматического действия. Однако при наличии качественной ролевой и идентификационной обратной связи это становится излишним.
        Метод П., ее различные приемы и процедуры используются не только в рамках психоанализа и генетически связанных с ним концепций, так как интерпретация материала, а также цели отдельных процедур и ролевой игры могут соединяться с различными теоретическими ориентациями. В частности, психодраматические процедуры довольно широко применяются при проведении гуманистически-ориентированной психотерапии, гештальт-терапии, тренинговых методов.
        Существует опыт использования различных вариантов П., отличающихся от классической процедуры, при работе одной психотерапевтической группы, при этом в каждом конкретном периоде групповой психотерапии П. выполняет различные функции. Одним из таких примеров является опыт работы клиники неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве. В начале работы группы, уже на первом занятии, пациентам предлагается разыграть ролевую ситуацию на тему «Разговор со значимым для меня человеком». П. выполняет в основном диагностическую функцию: группа получает первую информацию о сфере и характере трудностей пациента, о способе их переживания. Сам пациент имеет возможность познакомиться с методом, часто применяемым в дальнейшем, и получает от группы первую обратную связь об особенностях своего поведения, отмеченных коммуникативных трудностях. В дальнейшем по мере развития группы П. начинает решать более глубинные задачи и приближается к своему классическому варианту, предполагающему исследование проблемы, достижение инсайта и катарсиса. На последнем этапе работы П. носит скорее тренинговый характер и имеет своей целью помочь войти в реальные жизненные роли и ситуации.
        Наиболее успешно П. может использоваться в комплексе с другими методами групповой психотерапии (в частности, с групповой дискуссией и психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации, интеллектуализации, помогает пациенту выразить трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осознания.
        П. как составная часть групповой психотерапии широко используется при лечении больных с нервно-психическими расстройствами и психосоматическими заболеваниями, в том числе в психотерапии детей и подростков, а также в семейной психотерапии.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер.
.
2000.

Общая информация

Психодрама — один из старейших методов психотерапии. Его создал Якоб Леви Морено в 1921 году.

Для кого. Метод подходит как для индивидуальной, так и для групповой терапии. Также успешно используется для работы с семьями и парами, в бизнесе, педагогике, медицине, социальной работе.

С какими запросами работает. Метод не имеет ограничений в работе с запросами. Проблема может быть любой: внутренние процессы, переживания, конфликты, эмоции или проблемы в поведении, коммуникации, в отношениях. Это могут быть проблемы, связанные с настоящим, прошлым или прогнозируемым, желаемым будущим. Метод подходит для работы со взрослыми и детьми.

Цель подхода. Гармонизировать внутренний мир человека, помочь увидеть стратегии и пути решения проблемы, изменить сформированные ранее неэффективные паттерны поведения, в том числе эмоциональные реакции, дать человеку возможность свободно реагировать, исходя из своих настоящих потребностей, в согласии с собой и в соответствии с актуальным контекстом. Кроме того, важной задачей метода является помощь в выстраивании здоровых социальных связей.

Идея подхода

Основная идея метода напрямую связана с тем, что известно науке о развитии человека, формировании привычек, особенностей характера, паттернов и проблем.

С самого раннего возраста мозг человека формирует представление о том, какое поведение позволяет чувствовать себя в безопасности и получать внимание и любовь. Потребность во внимании и любви – жизненно важная для маленького ребенка, ведь ребенок не может жить без взрослого, который о нем заботится. Еще в раннем детстве человек узнает, какое поведение с большей вероятностью обеспечит ему выживание, и формирует так называемые паттерны поведения. Преимущественно в детстве, но и потом, в период взросления или в острых, травматичных ситуациях, эти паттерны закрепляются в виде нейронных связей. В течение всей жизни эти нейронные связи помогают человеку мгновенно, то есть автоматически реагировать на ситуации, схожие с теми, которые происходили в детстве, или с пережитыми кризисными. Реагировать именно тем способом, который когда-то позволил выжить.

Однако в реальности многие из этих паттернов совсем не подходят для ситуаций взрослого, или актуального, взаимодействия. И вместо того, чтобы реагировать в каждой ситуации спонтанно и соответственно актуальному контексту, человек как по шаблону все время действует идентично. Эти же паттерны могут затруднять социализацию человека и отдалять его от других людей. Психодрама помогает обнаружить эти паттерны и переписать нейронные связи, отвечающие за них. Человек становится способным реагировать иначе и перестает быть заложником своего прошлого опыта.

Что происходит на сессиях

Для реализации описанной выше задачи психодрама использует пространство сессии как сцену театра.

Главный принцип психодрамы — «вместо того, чтобы сто раз рассказывать, один раз покажи»

После знакомства и определения фокуса работы, проблема клиента разыгрывается, будто действо в театре, через выделение всех участников этой проблемы. Ее разыгрывает психотерапевт с клиентом или с помощью игрушек. Если речь идет о проблеме в реальном взаимодействии, на сцене появляются все участники этого взаимодействия. Например, обе стороны конфликта, или аудитория и тот, кто испытывает страх выступления перед ней. Если речь идет о внутреннем переживании, на сцене появляются внутренние голоса, эмоции, чувства. Процесс, который описывает клиент, визуализируется. Становится видно, как «душит обида» или «сжимает страх». Внутренний мир человека отображается как сцена в театре, что дает возможность посмотреть на происходящее со стороны. И уже это действие оказывает лечебный эффект.

Такой взгляд со стороны часто помогает увидеть ситуацию без искажений, заметить в своем поведении те особенности, которые были невидимы изнутри процесса, обратить внимание на важные ассоциации. Благодаря лучшему пониманию процесса, человеку удается принять новые решения или увидеть выход из ситуации. Иногда работа идет дальше. Клиент может проиграть изменения, которые должны произойти, попробовать иное решение или отточить новый навык. Поменять внутри или снаружи то, что создавало решаемую проблему.

Как это работает

Прямо на сессии человек осознает источники своих проблем, видит возможный выход из ситуаций и получает новый эмоциональный опыт. Именно он помогает сформировать новые нейронные связи, позволяет вернуть себе спонтанность и перестать действовать или чувствовать себя по старым паттернам и схемам.

Например, клиент пришел с запросом о страхе просить повышения зарплаты у начальника. Наблюдение за сценой, где разыгрывается их встреча, позволяет клиенту увидеть прямую ассоциацию с тем, как в детстве он просил что-то у родителя, а в ответ сталкивался с агрессией взрослого. В детстве такая агрессия объективно опасна для жизни, и, будучи ребенком, клиент научился молчать о своих потребностях, чтобы выжить. То есть сформировалась нейронная связь. Он вырос, но при любой попытке говорить о своих желаниях до сих пор чувствует, как пересыхает во рту, сжимается челюсть и сказать ничего не получается. И чем больше человек, с которым необходимо поговорить, похож на родителя, тем эти чувства будут сильнее. Осознание причины этого паттерна и того, что он давно не ребенок и не зависит ни от кого так, как от родителя в детстве, уже делает механизм влияния этого паттерна слабее. А благодаря новому эмоциональному опыту (например, во время сцены, в которой проживается опыт защиты от агрессии родителя, или в которой клиент получает поддержку в ответ на свою открытость), начинает формироваться новая нейронная связь, которая постепенно заменяет прежнюю. И со временем проблема этого страха уходит из жизни клиента.

Кому не подходит этот метод

У метода нет фактических ограничений. Но может случится так, что метод или стиль психотерапевта может не понравится клиенту или не подойти ему. Не стоить также забывать что психотерапевт – тоже человек, и может иметь собственные ограничения в работе с теми или иными темами, запросами и ситуациями.

Кроме того, психодрама эффективно обходит интеллектуальные и когнитивные защиты, проникает достаточно глубоко и не позволяет клиенту «уходить в голову», когда решение проблемы лежит в эмоциональной плоскости. Метод достаточно быстро позволяет прикоснуться к главным и наиболее острым болевым точкам внутри. Это не просто и болезненно, и защитные механизмы психики могут обостряться, особенно на ранних этапах работы. Ощущаться это может как отторжение, нежелание работать в этом направлении, как нехватка времени. Как правило, в этом случае клиент может захотеть сменить терапевта на кого-то, кто работает в более «рациональном» или «интеллектуальном» ключе. Это позволяет восстановить внутреннее спокойствие — защитные механизмы успокаиваются, ведь они сработали. Но это может уводить в сторону от реального решения проблемы, потому что психика выбирает продолжать размышлять о проблеме, а не решать ее.

Длительность терапии

Психодрама относится к долгосрочным методам психотерапии, то есть обычно работа занимает больше трех месяцев. При этом решение ряда проблем или какое-то продвижение в запросе может быть достигнуто и в пределах этого срока. Но так как основной задачей метода является трансформация сформированных нейронных связей и формирование новых, по-настоящему глубокая работа требует большего времени.

Научные исследования эффективности

Эффективность психодрамы подтверждают исследования, посвященные нейропластичности мозга (Колб Б., Мохамед A., Гибб Р.). Любой эмоциональный опыт, который получает человек — как в реальной жизни, так и во время проигрывания сцены на сессии — формирует нейронную связь или влияет на сформированную раньше.

Если во время сессии человек переживает воспоминание прошлого иначе, с другими чувствами, узор нейронной связи меняется, и как следствие воздействие на человека предыдущего опыта тоже меняется

Подробно о работе мозга можно прочитать, например, в книге «Мозг, познание, разум. Введение в когнитивные нейронауки», авторы Баарс Б., Гейдж Н.

Исследования, подтверждающие эффективность психодрамы и других экспириентальных методов в работе с разными запросами у клиентов:

— Влияние психодрамы на навыки регуляции эмоций у взрослых;

— Влияние психодрамы на синдром фибромиалгии: отчет о клиническом случае;

— Влияние психодрамы на субъективное благополучие и личностную тревожность;

— Влияние психодрамы на уровень эмпатии и социальной тревожности у подростков;

— Теория регуляции и психотерапия регуляции аффектов: клинический учебник.

Что почитать

— «Психодрама», Анн Анселин Шутценбергер;
— «Синдром предков», Анн Анселин Шутценбергер;
— «Я у себя одна или Веретено Василисы», Екатерина Михайлова;
— «Вчера наступает внезапно», Екатерина Михайлова.

Дайджест с популярными статьями

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Психодрама

⇒ Правильное написание:

психодрама

⇒ Гласные буквы в слове:

психодрама

гласные выделены красным

гласными являются: и, о, а, а

общее количество гласных: 4 (четыре)

• ударная гласная:

психодра́ма

ударная гласная выделена знаком ударения « ́»

ударение падает на букву: а

• безударные гласные:

психодрама

безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием «  »

безударными гласными являются: и, о, а

общее количество безударных гласных: 3 (три)

⇒ Согласные буквы в слове:

психодрама

согласные выделены зеленым

согласными являются: п, с, х, д, р, м

общее количество согласных: 6 (шесть)

• звонкие согласные:

психодрама

звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием «  »

звонкими согласными являются: д, р, м

общее количество звонких согласных: 3 (три)

• глухие согласные:

психодрама

глухие согласные выделены двойным подчеркиванием «  »

глухими согласными являются: п, с, х

общее количество глухих согласных: 3 (три)

⇒ Формы слова:

психодра́ма, -ы

⇒ Количество букв и слогов:

гласных букв: 4 (четыре)

согласных букв: 6 (шесть)

всего букв: 10 (десять)

всего слогов: 4 (четыре)

.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется псиллиум
  • Как пишется псж на английском языке
  • Как пишется псевдопсихолог
  • Как пишется прячется или прячутся
  • Как пишется прячется или прячеться