Психолого-пеадгогическое
сопровождение в ОУ, его особености и этапы.
Подготовила
учитель-логопед
Афанаснасьева В.А.
МБОУ «Начальная школа — детский
сад»
города Сафоново Смоленской области
Психолого-педагогическое
сопровождение – это значимый компонент
психолого-педагогической помощи в целом. Дословно «сопровождать» означает
«идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». Если
рассматривать ППС с точки зрения С системно-деятельностного подход (Леонтьев
А.Н , Б.Ф. Ломов), то сопровождение выступает как комплексная технология,
особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения
воспитания и социализации М.Р. Битянова отмечает, что психолого- педагогическое
сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются
социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного
обучения и психологического развития каждого ребенка в образовательной среде. Целью психолого- педагогического сопровождения ребенка
в образовательном процессе является создание комплексной системы
психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации,
реабилитации и личностному росту детей в социуме.
В законе «Об
образовании в Российской Федерации» говорится, что «обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Дети с
ограниченными возможностями здоровья
— дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего
образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это
дети-инвалиды,
— либо другие дети
в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами,
но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом
развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Современная
образовательная организация нацелена на создание условий для успешной
социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов:
Ребенок с
ОВЗ получает «цензовое образование сопоставимое по уровню его «академического»
компонента с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде, и в
те же календарные сроки».
Обязательным
условием является систематическая специальная психолого — педагогическая
поддержка, которая предполагает создание адекватных условий для реализаций
особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.
Общие Задачи
психолого-педагогического сопровождения:
выявление
особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в
их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление
индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с
ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
возможность
освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в
образовательном учреждении.
Если
рассматривать задачи ППс на уровне дошкольного образования, то
в ДОУ они
сводятся
• обеспечению
адаптации в ДОУ;
• обеспечению физического
развития
ребенка (решению
проблем сохранения и
восстановления
психического и
физического
здоровья);
• обеспечению
интеллектуального развития
посредством игры;
• развитию
самостоятельности и
самоорганизованности;
• приобщению детей
к общечеловеческим
ценностям;
• развитию
задатков и способностей;
в отношении семей
обучающихся
систематическая
психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;
повышение уровня
психолого-педагогической компетентности родителей;
повышение уровня
реабилитационной компетентности
родителей
обучающихся с ОВЗ;
оказание помощи в
осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;
формирование
психологической культуры;
в отношении
педагогов, участвующих в инклюзивной практике
повышение
профессиональной компетентности;
формирование
навыков командной работы;
формирование
психологической культуры.
Организация
воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать
затруднения у педагогов и других специалистов. В связи с актуальностью вопроса
и необходимостью оказания практической помощи в детском саду необходимо
разработать «Модель комплексного сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях ДОО». Предлагаемая модель представлена с
учетом требования ФГОС ДОО и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
Причины необходимости создания специальной модели
работы с детьми с ОВЗ:
– поиск оптимальных подходов к организации
эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;
– необходимость совершенствования методов
психологической и коррекционно-педагогической работы;
– недостаток в специальных знаниях (теоретических
работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);
– недостаточное программно-методическое обеспечение
образовательного процесса для лиц с ОВЗ.
Данная модель нацелена на:
– на максимальное
всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
– коррекцию его
психофизических недостатков;
– актуальное включение
в окружающую социальную среду;
– подготовка к
школьному обучению.
Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в
условиях инклюзивной среды – это сложный многоуровневый динамический процесс,
основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и
семьи ребенка с ОВЗ.
В ходе вебинара «Организация полного цикла сопровождения ребенка с
ОВЗ в образовательной организации» от 10 марта 2017, который проходил на
образовательном портале «Преемственность в образовании» были выделены
2 основных уровня, на которых осуществляется деятельность по ППС детей с ОВЗ.
административный уровень:
-организационное обеспечение (документы, назначения
ответственного и.т.п.)
-метериально-техническое обеспечение
-организационно-педагогическое (организация .ПМПк,
группа по разработке ИОМ,АООП и .т.п.)
-программно-методическое
Следующий уровень
психолого-педагогический:
— выявление причин затруднений
-наблюдение за динамикой развития ребенка
-подбор эффективных п-пед приемов
— рекомендации родителям коллегам
-взаимодействие педагогов и родителей
Этапы ППС ребенка с ОВЗ ,
описанные в методических рекомендациях Департамента образования города Москвы Московский городской
педагогический университет Институт специального образования и комплексной
реабилитации Московский городской психолого-педагогический университет Институт
проблем интегративного (инклюзивного) образования
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Методические материалы для специалистов сопровождения:
учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и
социальных педагогов образовательных организаций
Первым этапом деятельности по сопровождению ребенка выделяется сбор информации о ребенке.
Это первичная диагностика соматического, психического, социального
здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов:
наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, беседа, анализ
продуктов деятельности, психолого-педагогической документации.
Второй этап – анализ полученной информации.
На основе анализа определяется специфика психолого- педагогической
помощи. Для создания технологий сопровождения ребенка с той или иной степенью
выраженности проблем в развитии
условно выделяют следующие группы воспитанников(В.Е. Летунова,
1998):
дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не
имеющие проблемы в развитии в данный момент;
дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные,
психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в
развитии;
дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;
дети, имеющие стойкие отклонения в развитии.
Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить
основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям и педагогам
Третий этап – совместная выработка рекомендаций
для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной
психолого-педагогической помощи для каждого ребенка с ОВЗ.
Четвертый этап – консультирование всех
участников процесса сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
Пятый этап – деятельностный, то есть
выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Шестой этап – анализ выполненных рекомендаций
всеми участниками. (Что удалось? Что не получилось? Почему?)
Седьмой этап – дальнейший анализ развития
ребенка; изменение образовательного маршрута ребенка. (Что мы делаем
дальше?)
Если применяемые коррекционные
действия не принесли результатов, или принесли резкие положительные изменения в
динамике развития ребенка, то в рамках ППк ОО можно решить вопрос о изменении
коррекционного компонента или даже направления ребенка повторно на ЦПМПК или
ТПМПК для изменения / отмены специальных условий образования.
Все этапы условны, так как у каждого ребенка
свой путь развития и обучения и здесь необходим индивидуальный подход. Однако
для эффективного сопровождения важны заинтересованность и высокая мотивация
всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов,
специалистов.
Рассмотрим Алгоритм системы комплексного
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов,
посещающих дошкольное образовательное учреждение
Первичная встреча с семьей, сбор информации о
развитии ребенка, выявление образовательного запроса
Заключение договора между ДОУ и
родителями (законными представителями)
Первичная диагностика
ПМПк
Разработка индивидуального маршрута
на основе заключения ПМП консилиума ДОУ, в который входят методист и
специалисты ДОУ
Составление сетки занятий и
перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
Создание условий в развивающей
среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
Реализация индивидуальной
программы или маршрута
Проведение промежуточной
(динамической) диагностики и анализ ее результатов
Консультирование родителей
Вся работа по системе комплексного сопровождения
детей с ОВЗ ведется в рамках ПМПк ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями
к их документации.
при
подготовке материала использовались материалы лекции Губановой Елены
Владимировны — к.п.н., профессора кафедры экономики образования ГАОУ ВПО
Московского института открытого образования и Феклина Сергея Ивановича —
к.ю.н., эксперта Рособрнадзора, советника ректора, секретаря Наблюдательного
совета ФГАОУ АПК и ППРО, руководителя юридической клиники (консультации) ГБОУ
ВПО МГПУ.
Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.
Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.
Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:
- Первичная экспертиза. Специалист собирает информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации педагог, психолог составляет комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.
- Диагностика, подбор инструментов. Специалист определяет адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.
- Непосредственная работа. Педагог, психолог реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.
При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения.
Формы и методы психолого-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:
- поддержки и развития индивидуальности;
- учета и соблюдения интересов ребенка;
- гибкости и вариативности в работе;
- непрерывности и системности сопровождения;
- взаимодействия всех сторон процесса.
В работе педагог, психолог использует тот или иной метод, подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:
Профилактика
Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:
- планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия, игры;
- разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики зависимостей, заболеваний, формирования полезных привычек;
- ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы депрессии, межличностные конфликты были минимизированы.
Диагностика
Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:
- определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении;
- выявление «групп риска» в обучении, причин нарушений в социальной адаптации;
- составление социально-психологического портрета личности учащегося — чтобы сориентировать педагогов, родителей (опекунов) в направлении работы с ребенком.
Консультирование
Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:
- обучения и адаптации;
- развития мотивации детей к обучению;
- решения психологических проблем;
- взаимоотношений в коллективе;
- построения индивидуальных программ обучения.
Развивающая и коррекционная работа
Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:
- помогать другим участникам образовательного процесса повышать социально-психологическую компетентность;
- предоставлять детям индивидуальную помощь в личностном развитии;
- систематически работать с детьми из «группы риска» — с отклонениями в социальном, психологическом, личностном развитии.
Психологическое просвещение и экспертиза
Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:
- знакомстве с особенностями развития учащихся;
- информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;
- популяризации психологических компетенций;
- помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.
В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.
Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.
Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению
Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.
Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.
Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Получайте свежие статьи и новости от НСПК первыми
Подпишитесь на нашу рассылку и получите демо-доступ к личному кабинету студента для ознакомления с платформой обучения.
Вам может быть интересно
Акции
Подберем программу среднего профессионального образования бесплатно!
Ответьте всего на 4 вопроса
Задать вопрос
Подать заявку
Психолого-педагогическое сопровождение в школе: подписывать ли согласие?
11.10.2022
Мы подписываем пачку согласий в школе: на обработку персональных данных, фото- и видеосъемку и т.п. А есть еще согласие на психолого-педагогическое сопровождение. Что это такое? На что будет школа иметь право, если родители подпишут такое согласие? Могут ли у ребенка быть проблемы? Отвечаем на вопросы родителей, которых не устраивают официальные заверения в том, что психолого-педагогическое сопровождение в школе проводится исключительно в интересах семьи и ребенка.
Итак, вам предлагают подписать согласие на психолого-педагогическое сопровождение. Сразу возникает вопрос: раз запрашивают согласие, значит, это не обязательно. То есть это какая-то надстройка поверх образования, которая дополняет основную работу школы и основные обязанности ученика.
Так и есть. Формально психолого-педагогическое сопровождение означает решение задачи по созданию оптимальных условий для получения ребенком образования. Грубо говоря, школа должна проявлять внимание к его индивидуальным особенностям и подстраиваться под них. Что же происходит на практике? На практике, если совсем просто, детям с ОВЗ без этого согласия не обеспечат дополнительных специалистов, а вот детям без ОВЗ будет сложно отказаться от дополнительной деятельности школы, если она им не нравится.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ
Когда ребенок имеет официальный статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, школа обязана предоставить ему дополнительные возможности по получению образования согласно тому, что написано в документе ИПР — индивидуальный план развития. Такой документ, например, прилагается к справке об инвалидности, он хранится в школе в течение срока действия данной справки, на него школа обязана ориентироваться при создании условий для обучения ребенка.
Если родители не подписывают согласие на психолого-педагогическое сопровождение, школа может отказать им в дополнительных занятиях с ребенком психолога, в выделении тьютора, судропедагога, тифолопедагога и т.п.
Поэтому для получения подобных дополнительных услуг от школы согласие на психолого-педагогическое сопровождение подписать нужно.
Что входит в психолого-педагогическое сопровождение в школе?
Такой вопрос является актуальным у родителей, которые видят в школьной психологической службе инструмент для манипуляции семьей и ребенком. Иногда эти подозрения справедливы.
Помимо педагогов, нацеленных на развитие и адаптацию детей с ОВЗ, среди специалистов, рекомендованных к зачислению в штат и реализующих психолого-педагогическое сопровождение в школе, числятся:
- тьютор;
- педагог-психолог;
- социальный педагог (социальный работник);
Обеспокоенность родителей вызывает “обязательность” общения ребенка с такими специалистами по требованию школы.
Разберемся, чем они занимаются и нужно ли сопровождение вашему ребенку
Тьютор — это специалист индивидуальной поддержки. Для ребенка с ОВЗ он упрощает контакт с окружающим миром и образовательной средой. Для обычного ребенка тьютор — это консультант в сфере образования. Например, именно тьюторская служба часто занимается в школе профориентацией. Если в школе хороший тьютор, от него может быть много пользы.
Социальный педагог — обычно это специалист по работе с проблемными детьми. Он заседает в комиссиях по неуспеваемости и нарушениям школьных правил. Социальный педагог взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних, если школьник совершил правонарушение. Он отвечает за меры исправления поведения школьника, который стоит на внутришкольном учете или на учете в КДП. Социальный педагог пишет очень много бумажек и отчетов, а реально может сыграть роль, если ребенок попал в милицию за правонарушение. Тогда большую роль играет характеристика из школы и присутствие социального педагога на заседании, когда комиссия решает, ставить ли школьника на учет.
Педагог-психолог — самая непонятная должность по сути. С одной стороны, преподаватель, с другой — еще и может заниматься ребенком как личностью. По факту педагог-психолог часто еще оказывается педагогом-организатором по функционалу, а также его зовут “поговорить”, когда у ребенка конфликт с учителем, проблемы с поведением, неприятности в классе. Также этого специалиста привлекает социальный педагог при необходимости написать психолого-педагогическую характеристику на ребенка.
Что будет, если отказаться от психолого-педагогического сопровождения в школе?
Если ребенок не имеет статус ОВЗ и родители не подписывают согласия на психолого-педагогическое сопровождение, то школа оказывается в странной ситуации.
Например, для составления психолого-педагогической характеристики по правилам нужно провести психологическую диагностику. Делать это должен психолог или педагог-психолог. Нет согласия родителей — не должна проводиться диагностика.
Ребенка, родители которого отказались от психолого-педагогического сопровождения, могут вызвать к социальному педагогу, но не могут направить к психологу. Также ребенок может не участвовать в любой активности, которая является психологической.
Неясность возникает в сфере всевозможных тестирований по профориентации и психологических тестов. Нет согласия — нет теста.
Если ребенок состоит на внутришкольном учете, с ним должна проводиться работа, психолого-педагогическое сопровождение. Нет согласия — нет сопровождения.
Одним словом, лучше не доводить отношения со школой до той стадии, когда придется спорить в таком ключе:
- Я не давал согласия на психолого-педагогическое сопровождение, отстаньте от ребенка.
- А мы вам характеристику не выдадим.
Однако если школа начинает использовать возможность по психолого-педагогическому сопровождению не на благо ребенка, вы можете его отозвать.
В общем и целом, если в школе нормальная психологическая обстановка и хороший коллектив, то учителя обходят все неясности в сфере психолого-педагогического сопровождения и используют эту возможность на благо ребенка и семьи.
Психолого-педагогическое
сопровождение
— это профессиональная деятельность
взрослых, взаимодействующих с ребенком
в школьной среде. Ребенок, приходя в
школу и погружаясь в школьную среду,
решает свои определенные задачи,
реализует свои индивидуальные цели
психического и личностного развития,
социализации, образования и др.
Сопровождающая работа находящихся
рядом с ним взрослых направлена на
создание благоприятных социально-психологических
условий для его успешного обучения,
социального и психологического развития.
В частности, психолог, сопровождая
вместе с педагогом ребенка в процессе
школьного обучения, может, с одной
стороны, помочь ему максимально
использовать предоставленные возможности
для образования или развития, а с другой
стороны, приспособить индивидуальные
особенности к заданным извне условиям
школьной жизнедеятельности.
Методом
и идеологией работы школьного психолога
является сопровождение. Это означает
выстраивание образовательного процесса
по следующим позициям[2,23-24]:
-
Следование
за естественным развитием ребенка на
данном возрастном и социокультурном
этапе онтогенеза. Сопровождение ребенка
опирается на те личностные достижения,
которые реально есть у ребенка. Оно
находится в логике его развития, а не
искусственно задает ему цели и задачи
извне. Это положение очень важно при
определении содержания работы школьного
психолога. Он занимается тем, что нужно
конкретному ребенку или группе. Таким
образом, в качестве важнейшего
аксиологического принципа в предлагаемой
модели школьной психологической
практики заложена безусловная ценность
внутреннего мира каждого школьника,
приоритетность потребностей, целей и
ценностей его развития. -
Создание
условий для самостоятельного творческого
освоения детьми системы отношений с
миром и самим собой, а также для совершения
каждым ребенком личностно значимых
жизненных выборов. Внутренний мир
ребенка автономен и независим. Взрослый
может сыграть важную роль в становлении
и развитии этого уникального мира.
Однако взрослый (в данном случае — психолог)
не должен превращаться во внешний
психологический «костыль» своего
воспитанника, на который тот может
опереться каждый раз в ситуации выбора
и тем самым уйти от ответственности за
принятое решение. В процессе сопровождения
взрослый, создавая ситуации выборов
(интеллектуальных, этических,
эстетических), побуждает ребенка к
нахождению самостоятельных решений,
помогает ему принять на себя ответственность
за собственную жизнь. -
В
идее сопровождения заложена цель:
создать в рамках объективно данной
ребенку социально-педагогической среды
условия для его максимального личностного
развития и обучения. В процессе решения
школьником этих трех задач — образования,
социализации и психологического
развития — постоянно возникают небольшие
и серьезнейшие противоречия и конфликты.
Так, требования образовательной среды
могут приходить в противоречие с
возможностями ребенка. Как поступать
в этой ситуации? Кого к кому приспосабливать?
«Корректировать» ребенка, подгоняя
его под заданные требования или изменять
что-то в условиях обучения? Однозначно,
приоритет должен быть отдан ребенку,
его актуальным и потенциальным
возможностям. И задачей
психолого-педагогического сопровождения
будет создание условий для максимально
успешного обучения данного, конкретного
школьника.
Но,
с другой стороны, гибкость и
приспосабливаемость образовательной
среды не может быть бесконечной. Для
того, чтобы сохранить свои изначальные
цели и ориентиры, она вынуждена предъявлять
некоторые требования к ребенку и в плане
его умений, наличия определенных
интеллектуальных предпосылок, и в плане
учебной мотивации, целенаправленности
в получении знаний и т.д. Если эти
требования разумны, оправданы логикой
самого образовательного процесса,
задачей психолога будет приспособление
ребенка к ним[3,25].
То
же самое можно сказать и в отношении
социализирующей среды. Она также должна
быть способной приспосабливаться к
каждому конкретному ребенку, но не до
бесконечности. Есть ряд требований,
норм, жестких правил, которые ребенок
должен усвоить, принять и реализовывать
в своем поведении и общении. Невозможно
предложить один общий алгоритм решения
таких конфликтов. В каждом индивидуальном
случае он должен решаться с учетом
приоритета внутреннего мира ребенка и
значения некоторой необходимой и
достаточной системы, предъявляемых ему
требований со стороны образовательной
и нормативной среды. Гарантом справедливого
и продуктивного решения является
психолого-педагогическое сопровождение,
в процессе которого педагоги, психологи,
родители и другие взрослые, окружающие
ребенка, находят наилучшее сочетание
приспособления школьной среды к нему
и его к школьной среде.
Психологическое
сопровождение ребенка в образовательном
учреждении преимущественно осуществляется
педагогическими средствами, через
педагога и традиционные школьные формы
учебного и воспитательного взаимодействия.
По крайней мере, постулируется преимущество
таких скрытых форм воздействия по
сравнению с непосредственным вмешательством
психолога в жизнь ребенка, его
внутришкольные и внутрисемейные
отношения. Это особым образом задает
роль педагога в психологической практике.
Он оказывается соратником психолога в
разработке стратегии сопровождения
каждого ребенка и основным ее реализатором.
Психолог же помогает педагогу «настроить»
процесс обучения и общения на конкретных
учеников.
Сопровождение
рассматривается как процесс,
как целостная деятельность психологической
службы гимназии, как важнейшая составляющая
образовательного процесса[7,36].
Утверждение
идеи сопровождения в качестве основы
школьной психологической практики,
постулирование её объекта и предмета
в описанной выше форме, имеет ряд
важнейших следствий, на которые и
опирается вся модель школьной
психологической работы. Следствия эти
касаются целей, задач и направлений
этой деятельности, принципов ее
организации, содержания работы,
профессиональной позиции психолога в
отношениях с различными участниками
учебно-воспитательного процесса, а
также подходов к оценке эффективности
его деятельности. В этой связи важно
выделить следующие концептуальные
следствия психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса
гимназии, школы:
-
Систематическое
отслеживание психолого-педагогического
статуса ребенка и динамики его
психического развития в процессе
школьного обучения. С
первых минут нахождения ребенка в школе
начинает бережно и конфиденциально
собираться и накапливаться информация
о различных сторонах его психической
жизни и динамике развития, что необходимо
для создания условий успешного обучения
и личностного роста каждого школьника.
Для получения и анализа информации
такого рода используются методы
педагогической и психологической
диагностики. При этом психолог имеет
четкие представления о том, что именно
он должен знать о ребенке, на каких
этапах обучения диагностическое
вмешательство действительно необходимо
и какими минимальными средствами оно
может быть осуществлено. Он учитывает
также, что в процессе сбора и использования
такой психолого-педагогической
информации возникает множество серьезных
этических и даже правовых вопросов. -
Создание
социально-психологических условий для
развития личности учащихся и их успешного
обучения.На
основе данных психодиагностики
разрабатываются индивидуальные и
групповые программы психологического
развития ребенка, определяются условия
его успешного обучения. Реализация
данного пункта предполагает, что
учебно-воспитательный процесс в учебном
заведении, построенный по гибким схемам,
может изменяться и трансформироваться
в зависимости от психологических
особенностей тех детей, которые пришли
обучаться в данное заведение. Кроме
того, известная гибкость требуется от
каждого педагога, так как его подходы
и требования к детям тоже не должны
быть застывшими, не должны исходить из
какого-то абстрактного представления
об идеале, а ориентироваться на конкретных
детей, с их реальными возможностями и
потребностями. -
Создание
специальных социально-психологических
условий для оказания помощи детям,
имеющим проблемы в психологическом
развитии, обучении. Данное направление
деятельности ориентировано на тех
школьников, у которых выявлены
определенные проблемы с усвоением
учебного материала, социально принятых
форм поведения, в общении со взрослыми
и сверстниками, психическом самочувствии
и прочее. Для оказания психолого-педагогической
помощи таким детям должна быть продумана
система действий, конкретных мероприятий,
которые позволяют им преодолеть или
скомпенсировать возникшие проблемы
[5,8-9].
Психолого-педагогическое
сопровождение снижает конфликтность
в образовательном процессе, уменьшает
отсев обучающихся, возвращает детей в
систему дополнительного образования,
оказывает помощь в разрешении сложных
социальных проблем. Все это происходит
лишь при наличии реального сопровождения,
а не имитационного.
Целью
психолого-педагогического сопровождения
ребенка в учебно-воспитательном
процессе является обеспечение его
нормального развития (в соответствии
с нормой развития в определенном
возрасте).
Задачи
психолого-педагогического сопровождения:
-
психологическое
сопровождение интеллектуального,
личностного
и нравственного развития воспитанников; -
предупреждение
возникновения проблем развития ребенка; -
помощь
(содействие) ребенку в решении
актуальных задач развития, обучения,
социализации: учебные трудности,
проблемы с выбором образовательного
и профессионального маршрута, нарушения
эмоционально-волевой сферы, проблемы
взаимоотношений со сверстниками,
педагогами, родителями; -
содействие
в повышении психологической компетентности
педагогов и родителей; -
организация,
при необходимости, развивающих и
коррекционных
мероприятий со всеми субъектами
образовательного
процесса; -
психологическое
обеспечение дополнительных образовательных
программ; -
развитие
психолого-педагогической компетентности
(психологической культуры) обучающихся,
родителей, педагогов.
Задачи
психолого-педагогического сопровождения
на разных
уровнях (ступенях) образования различны.
Дошкольное
образование — ранняя
диагностика и коррекция
нарушений в развитии, обеспечение
готовности
к школе.
Начальная
школа — определение
готовности к обучению
в школе, обеспечение адаптации к школе,
повышение
заинтересованности школьников в учебной
деятельности, развитие познавательной
и учебной мотивации, развитие
самостоятельности и самоорганизации,
поддержка в формировании желания и
«умения учиться»,
развитие творческих способностей.
Основная
школа
—
сопровождение перехода в основную
школу, адаптации к новым условиям
обучения,
поддержка в решении задач личностного
и ценностно-смыслового
самоопределения и саморазвития, помощь
в решении личностных проблем и проблем
социализации,
формирование жизненных навыков,
профилактика
неврозов, помощь в построении конструктивных
отношений с родителями и сверстниками,
профилактика
девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая
школа —
помощь в профильной ориентации и
профессиональном самоопределении,
поддержка в
решении экзистенциальных проблем
(самопознание, поиск смысла жизни,
достижение личной идентичности), развитие
временной перспективы, способности к
целеполаганию,
развитие психосоциальной компетентности,
профилактика девиантного поведения,
наркозависимости.
При
этом особое внимание необходимо уделять
переходным этапам в развитии и образовании
детей, что предполагает
выделение уровней сопровождения.
Уровень
класса (группы).
На
данном уровне ведущую
роль играют учителя и классный
руководитель, обеспечивающие
необходимую педагогическую поддержку
ребенку в решении задач обучения,
воспитания и развития. Основная цель
их деятельности — развитие самостоятельности
в решении проблемных ситуаций,
предотвращение дезадаптации ребенка,
возникновения острых проблемных
ситуаций.
Уровень
учреждения. На
данном уровне работа ведется
педагогами-психологами, учителями-логопедами,
социальными
педагогами (в оптимальном варианте
объединенными
в службу, консилиум и т.д.), выявляющими
проблемы в развитии детей и оказывающими
первичную
помощь в преодолении трудностей в
обучении,
взаимодействии с учителями, родителями,
сверстниками.
На данном уровне также реализуются
профилактические
программы, охватывающие значительные
группы учащихся, осуществляется
экспертная, консультативная,
просветительская работа с администрацией
и учителями
[4,6-7].
Основные
принципы организации сопровождения:
-
принцип
демократичности
(подразумевает признание права на
добровольное непосредственное участие
в сопровождении субъектов образовательного
процесса); -
принцип
творческой позиции
(предусматривает постоянную готовность
к поиску нестандартных решений, гибкость
в реализации практических задач в
зависимости от конкретной ситуации); -
принцип
партнерского общения
(означает исключение доминирующей
позиции субъектов образовательного
процесса по отношению друг к другу); -
принцип
системности и последовательности
(подразумевает реализацию
психолого-педагогического сопровождения
как системы работы специалистов в
определенной логичной и целесообразной
последовательности); -
принцип
вариативности
(предполагает реализацию широкого
арсенала психолого-педагогических
средств, форм и методов в процессе
сопровождения, который может быть
использован как полностью, так и
частично, гибко изменяться
применительно к конкретным условиям); -
принцип
превентивности
(направлен на предупреждение
возможного неблагополучия и обеспечение
безопасности физического и
психологического здоровья воспитанника,
других субъектов учебно-воспитательного
процесса в условиях образовательного
учреждения);
принцип
экологичности
(обеспечивает необходимость постоянного
соотнесения используемых средств и
методов психолого-педагогического
сопровождения с поставленной целью).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #