Как пишется психолого педагогическое сопровождение

Психолого-пеадгогическое
сопровождение в ОУ, его особености и этапы.

Подготовила

учитель-логопед

Афанаснасьева В.А.

МБОУ «Начальная школа — детский
сад»

города Сафоново Смоленской области

Психолого-педагогическое
сопровождение
– это значимый компонент
психолого-педагогической помощи в целом. Дословно «сопровождать» означает
«идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». Если
рассматривать ППС с точки зрения С системно-деятельностного подход  (Леонтьев
А.Н , Б.Ф. Ломов), то сопровождение выступает как комплексная технология,
особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения
воспитания и социализации М.Р. Битянова отмечает, что психолого- педагогическое
сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются
социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного
обучения и психологического развития каждого ребенка в образовательной  среде. Целью психолого- педагогического сопровождения ребенка
в образовательном процессе является создание комплексной системы
психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации,
реабилитации и личностному росту детей в социуме.

В законе «Об
образовании в Российской Федерации» говорится, что «обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Дети с
ограниченными возможностями здоровья

— дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего
образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это
дети-инвалиды,

— либо другие дети
в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами,
но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом
развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Современная
образовательная организация нацелена на создание условий для успешной
социализации  детей с ОВЗ, детей-инвалидов:

ž  Ребенок с
ОВЗ получает «цензовое образование сопоставимое по уровню его «академического»
компонента с  образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде, и в
те же     календарные сроки».

ž  Обязательным
условием является систематическая специальная психолого — педагогическая
поддержка
, которая предполагает  создание адекватных условий для реализаций
особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.

Общие Задачи
психолого-педагогического сопровождения:

ž  выявление
особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в
их физическом и (или) психическом развитии;

ž   осуществление
индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с
ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);

ž   возможность
освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в
образовательном учреждении.

Если
рассматривать задачи ППс на уровне дошкольного образования, то

в  ДОУ они
сводятся

• обеспечению
адаптации в ДОУ;

• обеспечению физического
развития

ребенка (решению
проблем сохранения и

восстановления
психического и

физического
здоровья);

• обеспечению
интеллектуального развития

посредством игры;

• развитию
самостоятельности и

самоорганизованности;

• приобщению детей
к общечеловеческим

ценностям;

• развитию
задатков и способностей;

в отношении семей
обучающихся

 систематическая
психологическая помощь родителям и родственникам  обучающихся; 

повышение уровня
психолого-педагогической компетентности родителей; 

повышение уровня
реабилитационной компетентности

 родителей
обучающихся с ОВЗ; 

оказание помощи в
осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ; 

формирование
психологической культуры;

 в отношении
педагогов, участвующих в инклюзивной практике

 повышение
профессиональной компетентности;

  формирование
навыков командной работы; 

формирование
психологической культуры.

Организация
воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать
затруднения у педагогов и других специалистов. В связи с актуальностью вопроса
и необходимостью оказания практической помощи в детском саду необходимо
разработать «Модель комплексного сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях ДОО».
Предлагаемая модель представлена с
учетом требования ФГОС ДОО и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».

Причины необходимости создания специальной модели
работы с детьми с ОВЗ:

– поиск оптимальных подходов к организации
эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;

– необходимость совершенствования методов
психологической и коррекционно-педагогической работы;

– недостаток в специальных знаниях (теоретических
работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);

– недостаточное программно-методическое обеспечение
образовательного процесса для лиц с ОВЗ.

Данная модель нацелена на:

– на максимальное
всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;

– коррекцию его
психофизических недостатков;

– актуальное включение
в окружающую социальную среду;

– подготовка к
школьному обучению.

Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в
условиях инклюзивной среды – это сложный многоуровневый динамический процесс,
основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и
семьи ребенка с ОВЗ.

В ходе вебинара «Организация полного цикла сопровождения ребенка с
ОВЗ в образовательной организации» от 10 марта 2017, который проходил на
образовательном портале «Преемственность в образовании» были выделены
2 основных уровня, на которых осуществляется деятельность по ППС детей с ОВЗ.

административный уровень:

-организационное обеспечение (документы, назначения
ответственного и.т.п.)

-метериально-техническое обеспечение

-организационно-педагогическое (организация .ПМПк, 
группа по разработке ИОМ,АООП и .т.п.)

-программно-методическое

Следующий уровень

психолого-педагогический:

— выявление причин затруднений

-наблюдение за динамикой развития ребенка

-подбор эффективных п-пед приемов

— рекомендации родителям коллегам

-взаимодействие педагогов и родителей

Этапы ППС ребенка с ОВЗ ,

описанные в методических рекомендациях Департамента образования города Москвы Московский городской
педагогический университет Институт специального образования и комплексной
реабилитации Московский городской психолого-педагогический университет Институт
проблем интегративного (инклюзивного) образования

 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Методические материалы для специалистов сопровождения:
учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и
социальных педагогов образовательных организаций

Первым этапом деятельности по сопровождению ребенка выделяется сбор информации о ребенке.

 Это первичная диагностика соматического, психического, социального
здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов:
наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, беседа, анализ
продуктов деятельности, психолого-педагогической документации.

Второй этап – анализ полученной информации.

На основе анализа определяется специфика психолого- педагогической
помощи. Для создания технологий сопровождения ребенка с той или иной степенью
выраженности проблем в развитии

условно выделяют следующие группы воспитанников(В.Е. Летунова,
1998):

 дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не

 имеющие проблемы в развитии в данный момент;

 дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные,
психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в
развитии;

 дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;

  дети, имеющие стойкие отклонения в развитии.

Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить
основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям и педагогам

Третий этап – совместная выработка рекомендаций
для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной
психолого-педагогической помощи для каждого ребенка с ОВЗ.

 Четвертый этап – консультирование всех
участников процесса сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

Пятый этап – деятельностный, то есть
выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Шестой этап – анализ выполненных рекомендаций
всеми участниками
. (Что удалось? Что не получилось? Почему?)

Седьмой этап – дальнейший анализ развития
ребенка;
изменение образовательного маршрута ребенка. (Что мы делаем
дальше?)

Если применяемые коррекционные
действия не принесли результатов, или принесли резкие положительные изменения в
динамике развития ребенка, то в рамках ППк ОО можно решить вопрос о изменении
коррекционного компонента или даже направления ребенка повторно на ЦПМПК или
ТПМПК для изменения / отмены специальных условий образования.

Все этапы условны, так как у каждого ребенка
свой путь развития и обучения и здесь необходим индивидуальный подход. Однако
для эффективного сопровождения важны заинтересованность и высокая мотивация
всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов,
специалистов.

Рассмотрим Алгоритм системы комплексного
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов,
посещающих дошкольное образовательное учреждение

ž  Первичная встреча с семьей, сбор информации о
развитии ребенка, выявление образовательного запроса

ž 
Заключение договора между ДОУ и
родителями (законными представителями)

ž 
Первичная диагностика

ž 
ПМПк

ž 
Разработка индивидуального маршрута
на основе заключения ПМП консилиума ДОУ, в который входят методист и
специалисты ДОУ

ž 
Составление сетки занятий и
перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе

ž 
Создание условий в развивающей
среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ

ž 
Реализация индивидуальной
программы или маршрута

ž 
Проведение промежуточной
(динамической) диагностики и анализ ее результатов

ž 
Консультирование родителей

Вся работа по системе комплексного сопровождения
детей с ОВЗ ведется в рамках ПМПк ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями
к их документации.

при
подготовке материала использовались материалы лекции Губановой Елены
Владимировны — к.п.н., профессора кафедры экономики образования ГАОУ ВПО
Московского института открытого образования и Феклина Сергея Ивановича —
к.ю.н., эксперта Рособрнадзора, советника ректора, секретаря Наблюдательного
совета ФГАОУ АПК и ППРО, руководителя юридической клиники (консультации) ГБОУ
ВПО МГПУ.

Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.

Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.

Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:

  • Первичная экспертиза. Специалист собирает информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации педагог, психолог составляет комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.
  • Диагностика, подбор инструментов. Специалист определяет адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.
  • Непосредственная работа. Педагог, психолог реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.

При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения.


Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

  • поддержки и развития индивидуальности;
  • учета и соблюдения интересов ребенка;
  • гибкости и вариативности в работе;
  • непрерывности и системности сопровождения;
  • взаимодействия всех сторон процесса.

В работе педагог, психолог использует тот или иной метод, подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:

Профилактика

Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:

  • планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия,  игры;
  • разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики зависимостей, заболеваний, формирования полезных привычек;
  • ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы депрессии, межличностные конфликты были минимизированы.


Диагностика

Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:

  • определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении;
  • выявление «групп риска» в обучении, причин нарушений в социальной адаптации;
  • составление социально-психологического портрета личности учащегося — чтобы сориентировать педагогов, родителей (опекунов) в направлении работы с  ребенком.


Консультирование

Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:

  • обучения и адаптации;
  • развития мотивации детей к обучению;
  • решения психологических проблем;
  • взаимоотношений в коллективе;
  • построения индивидуальных программ обучения.


Развивающая и коррекционная работа

Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:

  • помогать другим участникам образовательного процесса повышать социально-психологическую компетентность;
  • предоставлять детям индивидуальную помощь в личностном развитии;
  • систематически работать с детьми из «группы риска» — с отклонениями в социальном, психологическом, личностном развитии.


Психологическое просвещение и экспертиза

Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:

  • знакомстве с особенностями развития учащихся;
  • информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;
  • популяризации психологических компетенций;
  • помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.

В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.

Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.


Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению

Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.

Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.


* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Получайте свежие статьи и новости от НСПК первыми

Подпишитесь на нашу рассылку и получите демо-доступ к личному кабинету студента для ознакомления с платформой обучения.

Вам может быть интересно

Акции

Подберем программу среднего профессионального образования бесплатно!

Ответьте всего на 4 вопроса

Задать вопрос

Подать заявку

Психолого-педагогическое сопровождение в школе: подписывать ли согласие?

11.10.2022

Мы подписываем пачку согласий в школе: на обработку персональных данных, фото- и видеосъемку и т.п. А есть еще согласие на психолого-педагогическое сопровождение. Что это такое? На что будет школа иметь право, если родители подпишут такое согласие? Могут ли у ребенка быть проблемы? Отвечаем на вопросы родителей, которых не устраивают официальные заверения в том, что психолого-педагогическое сопровождение в школе проводится исключительно в интересах семьи и ребенка.

Итак, вам предлагают подписать согласие на психолого-педагогическое сопровождение. Сразу возникает вопрос: раз запрашивают согласие, значит, это не обязательно. То есть это какая-то надстройка поверх образования, которая дополняет основную работу школы и основные обязанности ученика.

Так и есть. Формально психолого-педагогическое сопровождение означает решение задачи по созданию оптимальных условий для получения ребенком образования. Грубо говоря, школа должна проявлять внимание к его индивидуальным особенностям и подстраиваться под них. Что же происходит на практике? На практике, если совсем просто, детям с ОВЗ без этого согласия не обеспечат дополнительных специалистов, а вот детям без ОВЗ будет сложно отказаться от дополнительной деятельности школы, если она им не нравится.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ

Когда ребенок имеет официальный статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, школа обязана предоставить ему дополнительные возможности по получению образования согласно тому, что написано в документе ИПР — индивидуальный план развития. Такой документ, например, прилагается к справке об инвалидности, он хранится в школе в течение срока действия данной справки, на него школа обязана ориентироваться при создании условий для обучения ребенка.

Если родители не подписывают согласие на психолого-педагогическое сопровождение, школа может отказать им в дополнительных занятиях с ребенком психолога, в выделении тьютора, судропедагога, тифолопедагога и т.п.

Поэтому для получения подобных дополнительных услуг от школы согласие на психолого-педагогическое сопровождение подписать нужно.

Что входит в психолого-педагогическое сопровождение в школе?

Такой вопрос является актуальным у родителей, которые видят в школьной психологической службе инструмент для манипуляции семьей и ребенком. Иногда эти подозрения справедливы.

Помимо педагогов, нацеленных на развитие и адаптацию детей с ОВЗ, среди специалистов, рекомендованных к зачислению в штат и реализующих психолого-педагогическое сопровождение в школе, числятся:

  • тьютор;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог (социальный работник);

Обеспокоенность родителей вызывает “обязательность” общения ребенка с такими специалистами по требованию школы.

Разберемся, чем они занимаются и нужно ли сопровождение вашему ребенку

Тьютор — это специалист индивидуальной поддержки. Для ребенка с ОВЗ он упрощает контакт с окружающим миром и образовательной средой. Для обычного ребенка тьютор — это консультант в сфере образования. Например, именно тьюторская служба часто занимается в школе профориентацией. Если в школе хороший тьютор, от него может быть много пользы.

Социальный педагог — обычно это специалист по работе с проблемными детьми. Он заседает в комиссиях по неуспеваемости и нарушениям школьных правил. Социальный педагог взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних, если школьник совершил правонарушение. Он отвечает за меры исправления поведения школьника, который стоит на внутришкольном учете или на учете в КДП. Социальный педагог пишет очень много бумажек и отчетов, а реально может сыграть роль, если ребенок попал в милицию за правонарушение. Тогда большую роль играет характеристика из школы и присутствие социального педагога на заседании, когда комиссия решает, ставить ли школьника на учет.

Педагог-психолог — самая непонятная должность по сути. С одной стороны, преподаватель, с другой — еще и может заниматься ребенком как личностью. По факту педагог-психолог часто еще оказывается педагогом-организатором по функционалу, а также его зовут “поговорить”, когда у ребенка конфликт с учителем, проблемы с поведением, неприятности в классе. Также этого специалиста привлекает социальный педагог при необходимости написать психолого-педагогическую характеристику на ребенка.

Что будет, если отказаться от психолого-педагогического сопровождения в школе?

Если ребенок не имеет статус ОВЗ и родители не подписывают согласия на психолого-педагогическое сопровождение, то школа оказывается в странной ситуации.

Например, для составления психолого-педагогической характеристики по правилам нужно провести психологическую диагностику. Делать это должен психолог или педагог-психолог. Нет согласия родителей — не должна проводиться диагностика.

Ребенка, родители которого отказались от психолого-педагогического сопровождения, могут вызвать к социальному педагогу, но не могут направить к психологу. Также ребенок может не участвовать в любой активности, которая является психологической.

Неясность возникает в сфере всевозможных тестирований по профориентации и психологических тестов. Нет согласия — нет теста.

Если ребенок состоит на внутришкольном учете, с ним должна проводиться работа, психолого-педагогическое сопровождение. Нет согласия — нет сопровождения.

Одним словом, лучше не доводить отношения со школой до той стадии, когда придется спорить в таком ключе:

  • Я не давал согласия на психолого-педагогическое сопровождение, отстаньте от ребенка.
  • А мы вам характеристику не выдадим.

Однако если школа начинает использовать возможность по психолого-педагогическому сопровождению не на благо ребенка, вы можете его отозвать.

В общем и целом, если в школе нормальная психологическая обстановка и хороший коллектив, то учителя обходят все неясности в сфере психолого-педагогического сопровождения и используют эту возможность на благо ребенка и семьи.

Психолого-педагогическое
сопровождение
 
— это профессиональная деятельность
взрослых, взаимодействующих с ребенком
в школьной среде. Ребенок, приходя в
школу и погружаясь в школьную среду,
решает свои определенные задачи,
реализует свои индивидуальные цели
психического и личностного развития,
социализации, образования и др.
Сопровождающая работа находящихся
рядом с ним взрослых направлена на
создание благоприятных социально-психологических
условий для его успешного обучения,
социального и психологического развития.
В частности, психолог, сопровождая
вместе с педагогом ребенка в процессе
школьного обучения, может, с одной
стороны, помочь ему максимально
использовать предоставленные возможности
для образования или развития, а с другой
стороны, приспособить индивидуальные
особенности к заданным извне условиям
школьной жизнедеятельности.

Методом
и идеологией работы школьного психолога
является сопровождение. Это означает
выстраивание образовательного процесса
по следующим позициям[2,23-24]:

  1. Следование
    за естественным развитием ребенка на
    данном возрастном и социокультурном
    этапе онтогенеза. Сопровождение ребенка
    опирается на те личностные достижения,
    которые реально есть у ребенка. Оно
    находится в логике его развития, а не
    искусственно задает ему цели и задачи
    извне. Это положение очень важно при
    определении содержания работы школьного
    психолога. Он занимается тем, что нужно
    конкретному ребенку или группе. Таким
    образом, в качестве важнейшего
    аксиологического принципа в предлагаемой
    модели школьной психологической
    практики заложена безусловная ценность
    внутреннего мира каждого школьника,
    приоритетность потребностей, целей и
    ценностей его развития.

  2. Создание
    условий для самостоятельного творческого
    освоения детьми системы отношений с
    миром и самим собой, а также для совершения
    каждым ребенком личностно значимых
    жизненных выборов. Внутренний мир
    ребенка автономен и независим. Взрослый
    может сыграть важную роль в становлении
    и развитии этого уникального мира.
    Однако взрослый (в данном случае  психолог)
    не должен превращаться во внешний
    психологический «костыль» своего
    воспитанника, на который тот может
    опереться каждый раз в ситуации выбора
    и тем самым уйти от ответственности за
    принятое решение. В процессе сопровождения
    взрослый, создавая ситуации выборов
    (интеллектуальных, этических,
    эстетических), побуждает ребенка к
    нахождению самостоятельных решений,
    помогает ему принять на себя ответственность
    за собственную жизнь.

  3. В
    идее сопровождения заложена цель:
    создать в рамках объективно данной
    ребенку социально-педагогической среды
    условия для его максимального личностного
    развития и обучения. В процессе решения
    школьником этих трех задач — образования,
    социализации и психологического
    развития — постоянно возникают небольшие
    и серьезнейшие противоречия и конфликты.
    Так, требования образовательной среды
    могут приходить в противоречие с
    возможностями ребенка. Как поступать
    в этой ситуации? Кого к кому приспосабливать?
    «Корректировать» ребенка, подгоняя
    его под заданные требования или изменять
    что-то в условиях обучения? Однозначно,
    приоритет должен быть отдан ребенку,
    его актуальным и потенциальным
    возможностям. И задачей
    психолого-педагогического сопровождения
    будет создание условий для максимально
    успешного обучения данного, конкретного
    школьника.

Но,
с другой стороны, гибкость и
приспосабливаемость образовательной
среды не может быть бесконечной. Для
того, чтобы сохранить свои изначальные
цели и ориентиры, она вынуждена предъявлять
некоторые требования к ребенку и в плане
его умений, наличия определенных
интеллектуальных предпосылок, и в плане
учебной мотивации, целенаправленности
в получении знаний и т.д. Если эти
требования разумны, оправданы логикой
самого образовательного процесса,
задачей психолога будет приспособление
ребенка к ним[3,25].

То
же самое можно сказать и в отношении
социализирующей среды. Она также должна
быть способной приспосабливаться к
каждому конкретному ребенку, но не до
бесконечности. Есть ряд требований,
норм, жестких правил, которые ребенок
должен усвоить, принять и реализовывать
в своем поведении и общении. Невозможно
предложить один общий алгоритм решения
таких конфликтов. В каждом индивидуальном
случае он должен решаться с учетом
приоритета внутреннего мира ребенка и
значения некоторой необходимой и
достаточной системы, предъявляемых ему
требований со стороны образовательной
и нормативной среды. Гарантом справедливого
и продуктивного решения является
психолого-педагогическое сопровождение,
в процессе которого педагоги, психологи,
родители и другие взрослые, окружающие
ребенка, находят наилучшее сочетание
приспособления школьной среды к нему
и его к школьной среде.

Психологическое
сопровождение ребенка в образовательном
учреждении преимущественно осуществляется
педагогическими средствами, через
педагога и традиционные школьные формы
учебного и воспитательного взаимодействия.
По крайней мере, постулируется преимущество
таких скрытых форм воздействия по
сравнению с непосредственным вмешательством
психолога в жизнь ребенка, его
внутришкольные и внутрисемейные
отношения. Это особым образом задает
роль педагога в психологической практике.
Он оказывается соратником психолога в
разработке стратегии сопровождения
каждого ребенка и основным ее реализатором.
Психолог же помогает педагогу «настроить»
процесс обучения и общения на конкретных
учеников.

Сопровождение
рассматривается как процесс,
как целостная деятельность психологической
службы гимназии, как важнейшая составляющая
образовательного процесса[7,36].

Утверждение
идеи сопровождения в качестве основы
школьной психологической практики,
постулирование её объекта и предмета
в описанной выше форме, имеет ряд
важнейших следствий, на которые и
опирается вся модель школьной
психологической работы. Следствия эти
касаются целей, задач и направлений
этой деятельности, принципов ее
организации, содержания работы,
профессиональной позиции психолога в
отношениях с различными участниками
учебно-воспитательного процесса, а
также подходов к оценке эффективности
его деятельности. В этой связи важно
выделить следующие концептуальные
следствия психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса
гимназии, школы:

  1. Систематическое
    отслеживание психолого-педагогического
    статуса ребенка и динамики его
    психического развития в процессе
    школьного обучения. С
    первых минут нахождения ребенка в школе
    начинает бережно и конфиденциально
    собираться и накапливаться информация
    о различных сторонах его психической
    жизни и динамике развития, что необходимо
    для создания условий успешного обучения
    и личностного роста каждого школьника.
    Для получения и анализа информации
    такого рода используются методы
    педагогической и психологической
    диагностики. При этом психолог имеет
    четкие представления о том, что именно
    он должен знать о ребенке, на каких
    этапах обучения диагностическое
    вмешательство действительно необходимо
    и какими минимальными средствами оно
    может быть осуществлено. Он учитывает
    также, что в процессе сбора и использования
    такой психолого-педагогической
    информации возникает множество серьезных
    этических и даже правовых вопросов.

  2. Создание
    социально-психологических условий для
    развития личности учащихся и их успешного
    обучения.На
    основе данных психодиагностики
    разрабатываются индивидуальные и
    групповые программы психологического
    развития ребенка, определяются условия
    его успешного обучения. Реализация
    данного пункта предполагает, что
    учебно-воспитательный процесс в учебном
    заведении, построенный по гибким схемам,
    может изменяться и трансформироваться
    в зависимости от психологических
    особенностей тех детей, которые пришли
    обучаться в данное заведение. Кроме
    того, известная гибкость требуется от
    каждого педагога, так как его подходы
    и требования к детям тоже не должны
    быть застывшими, не должны исходить из
    какого-то абстрактного представления
    об идеале, а ориентироваться на конкретных
    детей, с их реальными возможностями и
    потребностями.

  3. Создание
    специальных социально-психологических
    условий для оказания помощи детям,
    имеющим проблемы в психологическом
    развитии, обучении. Данное направление
    деятельности ориентировано на тех
    школьников, у которых выявлены
    определенные проблемы с усвоением
    учебного материала, социально принятых
    форм поведения, в общении со взрослыми
    и сверстниками, психическом самочувствии
    и прочее. Для оказания психолого-педагогической
    помощи таким детям должна быть продумана
    система действий, конкретных мероприятий,
    которые позволяют им преодолеть или
    скомпенсировать возникшие проблемы
    [5,8-9].

Психолого-педагогическое
сопровождение снижает конфликтность
в образовательном процессе, уменьшает
отсев обучающихся, возвращает детей в
систему дополнительного образования,
оказывает помощь в разрешении сложных
социальных проблем. Все это происходит
лишь при наличии реального сопровождения,
а не имитационного.

Целью
психолого-педагогического со­провождения
ребенка в учебно-воспита­тельном
процессе является обеспечение его
нормального развития (в соответ­ствии
с нормой развития в определенном
возрасте).

Задачи
психолого-педагогического со­провождения
:

  • психологическое
    сопровождение интеллектуального,
    личностного
    и нравственного развития воспитанников;

  • предупреждение
    возникновения проблем развития ребенка;

  • помощь
    (содействие) ребенку в ре­шении
    актуальных задач развития, обуче­ния,
    социализации: учебные трудности,
    проблемы с выбором образовательного
    и профессионального маршрута, наруше­ния
    эмоционально-волевой сферы, проблемы
    взаимоотношений со сверстника­ми,
    педагогами, родителями;

  • содействие
    в повышении психологической компетент­ности
    педагогов и родителей;

  • организация,
    при необходимости, развивающих и
    коррекционных
    мероприятий со всеми субъектами
    образовательного
    процесса;

  • психологическое
    обеспечение дополнительных обра­зовательных
    программ;

  • развитие
    психолого-педагогической компетентности
    (психологической куль­туры) обучающихся,
    родителей, педагогов.

Задачи
психолого-педагогического сопровождения
на разных
уровнях (ступенях) образования различны.

Дошкольное
образование —
ранняя
диагностика и коррекция
нарушений в развитии, обеспечение
готовности
к школе.

Начальная
школа —
определение
готовности к обучению
в школе, обеспечение адаптации к школе,
повышение
заинтересованности школьников в учебной
деятельности, развитие познавательной
и учебной мотивации, развитие
самостоятельности и самоорганизации,
поддержка в формировании желания и
«умения учиться»,
развитие творческих способностей.

Основная
школа

сопровождение перехода в основную
школу, адаптации к новым условиям
обучения,
поддержка в решении задач личностного
и ценностно-смыслового
самоопределения и саморазвития, помощь
в решении личностных проблем и проблем
социализации,
формирование жизненных навыков,
профилактика
неврозов, помощь в построении конструктивных
отношений с родителями и сверстниками,
профилактика
девиантного поведения, наркозависимости.

Старшая
школа

помощь в профильной ориентации и
профессиональном самоопределении,
поддержка в
решении экзистенциальных проблем
(самопознание, поиск смысла жизни,
достижение личной идентичности), развитие
временной перспективы, способности к
целеполаганию,
развитие психосоциальной компетентности,
профилактика девиантного поведения,
наркозависимости.

При
этом особое внимание необходимо уделять
переходным этапам в развитии и образовании
детей, что предполагает
выделение уровней сопровождения.

Уровень
класса (группы).
На
данном уровне ведущую
роль играют учителя и классный
руководитель, обеспечивающие
необходимую педагогическую поддержку
ребенку в решении задач обучения,
воспитания и развития. Основная цель
их деятельности — развитие самостоятельности
в решении проблемных ситуаций,
предотвращение дезадаптации ребенка,
возникновения острых проблемных
ситуаций.

Уровень
учреждения.
На
данном уровне работа ведется
педагогами-психологами, учителями-логопедами,
социальными
педагогами (в оптимальном варианте
объединенными
в службу, консилиум и т.д.), выявляющими
проблемы в развитии детей и оказывающими
первичную
помощь в преодолении трудностей в
обучении,
взаимодействии с учителями, родителями,
сверстниками.
На данном уровне также реализуются
профилактические
программы, охватывающие значительные
группы учащихся, осуществляется
экспертная, консультативная,
просветительская работа с администрацией
и учителями
[4,6-7].

Основные
принципы организации сопровождения:

  • принцип
    демократичности

    (подразумевает признание права на
    добровольное непосредственное участие
    в сопровождении субъектов образовательного
    процесса);

  • принцип
    творческой позиции

    (предусматривает постоянную готовность
    к поиску нестандартных решений, гибкость
    в реализации практических задач в
    зависимости от конкретной ситуации);

  • принцип
    партнерского общения

    (означает исключение доминирующей
    позиции субъектов образовательного
    процесса по отношению друг к другу);

  • принцип
    системности и последовательности

    (подразумевает реализацию
    психолого-педагогического сопровождения
    как системы работы специалистов в
    определенной логичной и целесообразной
    последовательности);

  • принцип
    вариативности

    (предполагает реализацию широкого
    арсенала психолого-педагогических
    средств, форм и методов в процессе
    сопровождения, который может быть
    использован как полностью, так и
    частично, гибко из­меняться
    применительно к конкретным условиям);

  • принцип
    превентивности

    (направлен на предупрежде­ние
    возможного неблагополучия и обеспечение
    безопасно­сти физического и
    психологического здоровья воспитанни­ка,
    других субъектов учебно-воспитательного
    процесса в условиях образовательного
    учреждения);

принцип
экологичности

(обеспечивает необходимость по­стоянного
соотнесения используемых средств и
методов психо­лого-педагогического
сопровождения с поставленной целью).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется психология на английском
  • Как пишется психологический портрет
  • Как пишется психолог коуч
  • Как пишется психокоррекционная работа
  • Как пишется психокидс на английском