Загрузить PDF
Загрузить PDF
Публицистическая статья, в которой автор выражает свое мнение о чем-либо, также называется «редакционным комментарием». С помощью таких статей авторы могут высказывать свои мысли и идеи касательно разных тем (начиная от оценки какого-то события и заканчивая международным спором). Если вы хотите попробовать свои силы в написании такой публицистической статьи, нужно выбрать интересную тему, написать черновой вариант статьи, завершить и отредактировать статью, как профессиональный редактор.
-
1
Будьте в теме последних новостей. В своем комментарии лучше всего написать о какой-то актуальной теме, связанной с последними событиями, тенденциями или мнениями. Актуальность необходима, когда речь идет о публицистической статье. Редакторы новостей будут гораздо больше заинтересованы в теме, которая касается текущих дебатов или какого-то недавнего события, которое только что произошло. Согласитесь, не так интересно писать о каком-то событии, которое произошло несколько месяцев назад.
- Просмотрите новости, чтобы найти интересные темы, на которые можно написать статью. Если тема, на которую вы пишете, недавно была поднята в СМИ, ваш комментарий по этому поводу будет интересен редакторам, поэтому у вас будет больше шансов на публикацию.[1]
- Если на следующей неделе собираются закрыть районную библиотеку, можно написать статью о важности библиотеки, о том, почему она так необходима для вас и окружающих.
- Просмотрите новости, чтобы найти интересные темы, на которые можно написать статью. Если тема, на которую вы пишете, недавно была поднята в СМИ, ваш комментарий по этому поводу будет интересен редакторам, поэтому у вас будет больше шансов на публикацию.[1]
-
2
Выберите тему, которой вы искренне увлечены. В авторской статье должно быть высказано независимое мнение. Если вам не очень нравится тема, которую вы выбрали, скорее всего, лучше подумать о выборе другой темы. Когда вы остановитесь на теме, насчет которой у вас есть собственная точка зрения, попробуйте сократить свое мнение и преобразовать его в простую четкую формулировку. Постарайтесь сжать это мнение, чтобы уместить его в одном или двух предложениях. Если у вас получится, можно считать, что тема и заготовка статьи у вас уже есть.[2]
- Итак, давайте рассмотрим пример с библиотекой. Можно привести такой аргумент: библиотека — исторический центр обучения и проведения досуга. Ее нельзя закрывать только для того, чтобы разместить на этом месте ресторан быстрого питания.
-
3
Выберите тему, в которой вы осведомлены. Чтобы ваше мнение звучало убедительно, необходимо хорошо разбираться в том, о чем вы говорите. Возможно, следует найди дополнительную информацию. Статьи, в которых есть определенные «опорные точки» с ссылкой на факты, которые поддерживают ваши аргументы, оцениваются намного выше. Зайдите в интернет, найдите необходимую информацию, поговорите с людьми, которые непосредственно связаны с этой темой, организуйте целый архив нужной информации по выбранной теме.[3]
- Почему закрывается библиотека? Какова история этой библиотеки? Сколько людей ежедневно выписывают книги из нее? Какие мероприятия проводятся в библиотеке изо дня в день? Какие кружки и организации собираются в библиотеке?
-
4
Выберите сложную тему. Вряд ли интересной темой будет какой-то факт или точка зрения, которые легко доказать или опровергнуть. Нет смысла читать статью о том, что и так очевидно (например, полезен или вреден героин). Но, например, тема «Лечить или арестовывать героиновых наркоманов» является уже спорной. Перечислите аспекты этой проблемы и основные идеи аргументации, чтобы убедиться, что тема достаточно обширная и спорная, и ее можно было бы «раскрутить». Что касается примера с библиотекой, можно вывести несколько главных аспектов:
- Библиотека — это центр обучения и проведения досуга в вашем районе, ведь в нем нет общественного центра и есть только одна общая школа.
- Возможно, у вас есть какой-то собственный опыт, связанный с этой библиотекой, который относится к текущим событиям и мероприятиям, которые проводятся в библиотеке.
- Подумайте о возможных альтернативах, о том, как пойти на компромисс, чтобы оставить библиотеку открытой. Разработайте предложения для местных властей по этому поводу.
Реклама
-
1
Следует сразу же начать с главного. В публицистической статье, в отличие от эссе, главная проблема должна быть высказана в первых двух строчках. Организуйте свои аргументы по пунктам, заставьте читателя заинтересоваться вашей темой, затем подведите итог тому, что, как вам кажется, можно сделать для решения этой проблемы.[4]
Попробуйте что-то такое:- «Как-то в детстве зимой, когда дни были очень короткими, и для прогулки нужно было закутываться в кучу одежек, мы с сестрой отправились в библиотеку. Мы проводили дни на художественных занятиях среди книжных полок этого исторического здания. К сожалению, в следующем месяце эту библиотеку может постичь та же участь, что и многие другие (уже закрытые) общественные заведения нашего района. Я считаю, что это уже последняя капля».
-
2
Используйте в повествовании красочные детали и примеры, чтобы привлечь внимание читателя. Обычно читателю запоминаются интересные детали, а не сухие факты. Конечно, в статье должны присутствовать достоверные факты, но обязательно включите в статью несколько ярких и увлекательных деталей, чтобы они остались в памяти читателя. Постарайтесь привести реальные примеры, чтобы читатель увидел, что это именно та тема, о которой стоит прочитать и задуматься.[5]
- В примере про библиотеку можно написать, что она была основана каким-то известным политиком/писателем/артистом, потому что он чувствовал, что жителям нужно место для чтения и обсуждения. Можно привести историю о библиотекаре, который проработал в этом месте 60 лет и прочитал каждую книгу из художественной литературы в этой библиотеке.
-
3
Дайте читателю стимул, почему его должен волновать этот вопрос. Если читатель понимает, что тема, на которую вы пишете, на самом деле не влияет на него, вряд ли он внимательно прочитает ваши аргументы и комментарии по этому поводу. Сделайте так, чтобы тема лично коснулась каждого читателя. Объясните, почему эта тема, а также ваши рекомендации, комментарии и идеи повлияют на жизнь ваших читателей.[6]
Например:- Если эту библиотеку закроют, то более 130 000 книг и фильмов переместят в другую библиотеку, что вынудит людей ехать в другой город, преодолевая большой путь (к примеру, 70 км). У детей не будет доступа к половине книг, поскольку школа всегда отправляет детей в библиотеку, чтобы они взяли там учебники на год. И так далее.
-
4
Сделайте эту статью личным обращением. Это значит, что в статью нужно включить не голые факты, а именно ваше личное обращение и просьбу. Приведите личные примеры и аргументы, которые помогут отстоять свою позицию. Проявите в статье всю свою человечность, чтобы читатели поддержали вас и вдохновились вашими идеями. Покажите им, что вы настоящий человек, который действительно хорошо разбирается в этой теме.[7]
- Опять же, возьмем пример с библиотекой. Можно рассказать историю о том, как в этой библиотеке вы прочитали свою первую книгу, как развили хорошие дружеские отношения с милой женщиной, которая выдавала читательские билеты, как библиотека стала вашим убежищем в разных сложных жизненных ситуациях.
-
5
В своей статье используйте действительный залог и избегайте жаргонизмов. Ваша цель — мотивировать читателя узнать об этой теме и сделать что-то, а не просто подумать об этом и забыть. Поэтому нужно использовать действительный залог. Но, имейте в виду, что слишком технический жаргон отпугнет читателя, потому что статья может показаться ему вычурной, а он сам может просто запутаться.
- Пример страдательного залога: «Есть надежда, что районными властями будут пересмотрены планы по закрытию библиотеки».
- Пример действительного залога: «Я надеюсь, что власти поймут, что представляет собой эта замечательная библиотека для нашего района и его жителей, и пересмотрят свое страшное решение закрыть этот центр обучения, развития и досуга».
-
6
Планируйте все заранее и узнайте у директора библиотеки, можно ли организовать встречу в библиотеке. Выберите дату и время, распечатайте листовки с приглашением, чтобы обсудить с другими людьми будущее библиотеки. Кроме того, можно даже пригласить репортера для записи мнений людей, для фотографий, которые привлекут внимание.
-
7
Важно признать, что есть люди, у которых будет другое мнение. Это сделает вас более привлекательным и заслуживающим уважения в глазах окружающих (даже если вы чувствуете, что на другой стороне просто дураки). Подумайте, какие способы оппозиции будут наиболее корректными.[8]
For example:- Безусловно, те, кто хочет закрыть библиотеку, правы в том, что борются за подъем нашей экономики. Повсюду закрываются предприятия, потому что люди просто не покупают товары. Но думать, что закрытие библиотеки решит проблему экономики, несомненно, ошибочно.
-
8
Организуйте решение проблемы. Оппозиция, которая лишь разглагольствует, но не предлагает никаких решений (по крайней мере шагов к решению), вряд ли будет услышана и поддержана (в отличие от обращения оппозиции, в котором предложены пути решения проблемы). Будьте готовы обсудить возможные решения проблемы и компромисс, на который, по вашему мнению, могут пойти обе стороны для достижения лучшего результата.
- Например: «Если мы является членами общества, у нас есть возможность сохранить нашу библиотеку. Благодаря сбору средств и прошениям, я думаю, что местным властям станет ясно, что необходимо пересмотреть закрытие этого исторического места. Если бы власти выделили часть средств, которые планируют тратить на новый мега-центр, и вложили бы их в развитие библиотеки, эту прекрасную достопримечательность не пришлось бы закрывать».
Реклама
-
1
Закончите статью сильным высказыванием. Чтобы закончить комментарий, нужен завершающий абзац, в котором необходимо еще раз повторить свой аргумент и сделать краткие выводы своей статьи, которые останутся в голове читателя, даже когда он отложит газету.[9]
Например:- «Библиотека нашего города — это не только дом для множества произведений авторов со всего мира, но и место, в котором могут проводить собрание разные сообщества, в котором есть возможность изучать, обсуждать, ценить и вдохновлять. Если библиотека закроется, как и планируют власти, наше сообщество потеряет не только прекрасную достопримечательность города, но и центр развития».
-
2
Учитывайте количество слов. Старайтесь, чтобы абзацы и предложения были короткими и ясными. В общем, выскажите свою точку зрения с помощью коротких, но информативных предложений. В каждой газете свои правила, но обычно разрешается максимум 750 слов в публикации, этот лимит нельзя превышать.[10]
- Газеты практически всегда редактируют публикации, но обычно сохраняется ваша точка зрения, стиль и формат написания. Однако, это не означает, что вы можете отправить на публикацию длинный скучный комментарий и рассчитывать, что его сократят по своему вкусу. В газетах часто пропускают часть, которая не укладывается в лимит слов.
-
3
Не тратьте время на выдумывание оригинального заголовка. Редакторы сами создадут название для вашего комментария (независимо от того, отправите вы его вместе со статьей или нет). Поэтому нет необходимости тратить время и придумывать заголовок.
-
4
Оставьте контакты для обратной связи. Предоставьте краткую информацию о себе, которая связывает вас с той темой, которую вы выбрали, а также напишите информацию о себе, которая укрепит ваш авторитет. Кроме того, нужно добавить свой номер телефона, адрес электронной почты и почтовый адрес.[11]
- Пример краткой биографии, связанной с темой библиотеки: Дмитрий Самойлов — жадный до книг доктор философских наук в области письма и политологии. Проживает в городе …. Библиотека — вся его жизнь.
-
5
Предложите любые графические изображения, которые у вас есть. На самом деле, обычно комментарии и публицистические статьи сопровождаются минимумом изображений. Но сейчас все больше распространено приложение онлайн-публикаций, фотографий, видеороликов и другой информации, которая относится к теме. Изначально в письме укажите, что прилагаете к своей статье иллюстрацию, которую нужно сканировать и напечатать вместе со статьей.
-
6
Обратитесь к редакторам газеты, за рекомендациями. В каждой газете есть свои требования и рекомендации касательно отправки публикации и информации, которую следует к ней прикрепить. Проверьте информацию на сайте или, если у вас есть печатный экземпляр, найдите информацию в разделе «Комментарии». Обычно публикация отправляется по электронной почте.[12]
-
7
Обратная связь. Не отчаивайтесь, если не получите ответ от редакции мгновенно. Важно отправить благодарственное письмо (или сделать звонок) через неделю после того, как отправили статью. Редакторы обычно очень заняты, если они получили ваше письмо в неподходящее время, то могли случайно пропустить его. Звонок в редакцию или письмо на электронную почту не только даст возможность установить контакт с редактором, но и обеспечит вам преимущество на конкурсе.
Реклама
Советы
- Если это уместно в вашей теме, можно использовать немного юмора, иронии и остроумных высказываний.
- Если вы поднимаете проблему на национальном или международном уровне, отправьте ее в разные газеты, не ограничивайтесь лишь одной.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 47 611 раз.
Была ли эта статья полезной?
Студенты всех специальностей и курсов в процессе обучения сталкиваются с необходимостью выполнения различных письменных проектов аналитического, исследовательского плана. Но некоторым из них ввиду своей «профессиональной принадлежности» приходится выполнять не просто научные работы, а непривычные для них тексты в публицистическом стиле. Сегодня мы расскажем об одном из них – публицистическая статья.
Сущность и роль публицистических статей в жизни студента
Во время обучения в вузе студентов привлекают к научно-исследовательской деятельности. Данная мера проявляется в выполнении курсовых и научно-исследовательских работ, написании научных статей и участии в научных конференциях, написании и защите отчета по практике или дипломной работы и пр. Но у учащихся в рамках лингвистических или филологических профилей возникают дополнительные мероприятия по работе с текстами – подготовка публицистических статей.
Публицистическая статья представляет собой небольшой текст, чаще всего свойственный СМИ. Он носит информационный характер и освещает актуальные темы и тенденции в рамках конкретной отрасли, проблематики, науки и пр.
Данные материалы выполняют немаловажную функцию:
- Описывают реальные и актуальные проблемы с акцентом оказываемое ими воздействие на объект;
- Констатация проблемы и обращение на нее внимания, призыв к действиям, то есть мотивируют к развитию прогресса и разработке нового способа, решения;
- Способствует разъяснению сложных моментов на простом и понятном языке без «заумных терминов».
Таким образом, публицистические статьи позволяют донести до общества существующие проблемы на простом и понятном для них языке, обращая внимание на суть явления, подчеркивая отношение автора к тематике с помощью лексических особенностей (эмоции, терминология, сленг и современные выражения и пр.). Об особенностях публицистического стиля мы писали ранее.
Публицистические статьи заставляют людей задуматься относительно происходящих тенденций и проблем, пробуждают интерес к ним и провоцируют выработку инновационных подходов к их решению. Притом подобные материалы посвящаются сугубо значимым и актуальным темам.
В каких случаях студенты выполняют публицистические статьи?
В ходе учебной деятельности доминирующая часть студентов сталкивается с необходимостью выполнения научных статей, которые после их подготовки и проверки направляются для публикации в научный журнал или освещается в рамках научной конференции. Подготовкой публицистических текстов занимаются чаще всего студенты, осваивающие лингвистический профиль – журналистика, реклама и связи с общественностью, издательское дело, редакторское дело и пр. Также данные тексты свойственны политическим и управленческим профилям – политология, международные отношения, маркетинг и пр.
Поэтому чаще всего написанием публицистических статей занимаются студенты, так или иначе связанные с «пером», созданием текстов для СМИ, информационных интернет-каналов, а также по профилям, связанным с продвижением товаров/услуг и пр. Посредством публицистического стиля происходит «невидимое воздействие» на общество, социум, управление его эмоциями, настроением, действиями и пр. Поэтому для написания подобных работ требуются специфические знания и мастерство.
Некоторые студенты (преимущественно лингвистического жанра) начинают самостоятельно заниматься написанием публицистических материалов. Тематика подобных очерков совпадает с их интересами, а материалы нередко продаются на всевозможных биржах фриланса, приносят новому автору репутацию в определенных кругах (копирайтера) и приятный денежный бонус в виде дополнительного дохода.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Характерные черты публицистических статей
Публицистические статьи — это не просто небольшой информативный текст, а самый настоящий оригинальный жанр. В его основе лежат следующие особенности:
- Отсутствие или минимальное количество сложных узкоспециализированных терминов, научных фраз и оборотов. Текст строится по принципам ясности и простоты, описывая все важные моменты, явления и тенденции в соответствующей форме путем тщательной переработки первоисточников;
- Материалы публицистического жанра носят информативный характер, то есть они подчеркивают и описывают существующую проблему, акцентируя внимание на силе ее воздействия на объект. Здесь не приходится что-либо доказывать. Публицистические статьи обращают внимание на ранее выявленную проблему, отмечая ее важность, актуальность и особенности;
- Публицистические статьи – это текст-рассуждение с конкретной позицией автора, которая будет прослеживаться в выводах и призывах. Притом без четкой аргументации в этом деле не обойтись, ведь «голословство» не приветствуется ни в одной отрасли;
- Материалы посвящаются конкретной сфере деятельности или отрасли с углубленным изучением темы, проблемы. Автор должен тщательно разобраться в сути вопроса, тенденциях, ранее предпринимавшихся действиях. То есть в основе публицистической статьи будет лежать исследовательский материал, а выводы автора представлены в виде его субъективного мнения, аргументированного призыва к действиям для решения проблемы, то есть мотивация для поиска решения;
- Основополагающими принципами подготовки публицистических материалов являются краткость и обоснованность. Первая черта проявляется в объеме материалов, а вторая – обязательным отражением конкретных фактов, подчеркивающих значимость проблемы, правоту автора и актуальность темы;
- Сочетание логики и простоты. Публицистические статьи освещают проблему со всех доступных для автора ракурсов, полагаясь на конкретную базу данных. Притом проверять качество информации следует в первую очередь. Описание сути проблемы должно быть поэтапным (от ее постановки, раскрытия до финала – призыва к решению), простым и понятным для любого читателя. Публицистика – жанр, связывающий науку и разговорную речь, позволяющий трансформировать сложные тесты в простой и понятный вид. Притом без использования принципа научной аргументации при подготовке материалов не обойтись.
- Массовость. Публицистические статьи ориентированы не на нужды и интересы конкретного индивида, а на привлечение сугубо общественного внимания на конкретную тему/проблему.
Таким образом, создание публицистических статей базируется на четкой доказательной базе (конкретных фактов, полученных аналитическим, экспериментальным, научным или иным путем), эмоциональной передаче и живости речи, смысловой доступности и образности (с использованием приемов художественной литературы). То есть данный жанр стоит на стыке научного, разговорного и художественного стилей, помогает разобраться в ситуации и замотивировать к поиску инновационного решения.
Этапы подготовки публицистических статей
Выполнение публицистических статей у каждого автора (независимо от уровня его мастерства, опыта) проходит традиционные стадии: познание, рассуждение-исследование, обоснование и заключение. В рамках каждого этапа исследователь реализует определенный набор действий, о котором мы расскажем ниже.
Шаг №1. Выбор темы. В данном случае студент будет руководствоваться узостью осваиваемой профессии и собственными интересами. Первый критерий предполагает, что учащийся постигает «журналистские или управленческие азы» с акцентом на конкретную отрасль и ее специфику, поэтому общее направление уже задано. Второе – выбор конкретной актуальной и значимой проблемы для обзора.
Упростить поиск и выбор темы для написания публицистической статьи поможет анализ СМИ и современных тенденций, глобальных вопросов в рамках отрасли, практики, теории и пр. Для этого достаточно проанализировать новостную ленту, специализированные журналы и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Шаг №2. Подбор информационной и доказательной базы. В данном случае студенту предстоит внимательно ознакомиться со всеми доступными для него первоисточниками: новости, СМИ, радио, научная литература, исследования и пр. Важно выбрать достоверные и обоснованные материалы, на которых можно обосновывать собственную позицию, мнению, призыв и пр. При этом все описываемые явления должны быть точными, реальными.
Шаг №3. Определение основных моментов публицистической статьи: что писать (констатация ключевых тезисов), какие аргументы использовать (обоснование авторской позиции), выводы (к чему призывать, на чем обострить внимание и пр.). Здесь автору предстоит спроектировать ход исследования. В данном деле важно глубокое понимание выбранной темы, наличие четкой и проверенной информационной базы, умение корректно выразить собственные мысли.
Обратите внимание, что публицистическая статья также будет иметь четкую (классическую) структуру: наименование (краткое, простое и емкое с акцентом на проблематику) — введение – с конкретизацией актуальности и значимости темы, основная часть – с описанием всех особенностей, тенденций, нюансов, сути, заключением – с отражением рекомендаций, частного мнения, побуждения к действиям и необходимости новшеств и пр.
Шаг №4. Написание публицистической статьи. После тщательного изучения темы и «проникновения в суть, корень» необходимо незамедлительно взять ручку, лист бумаги и описать самое важное: текущие тенденции, констатировав проблему, а затем описав личную позицию, обосновав ее и призвав к действиям (поиску нового решения с акцентом на выявленные проблемы, недостатки действующих механизмов, инструментов). В этом и проявляется изюминка: автор через собственное мнение не только информирует общество относительно текущего положения дел в рамках науки/отрасли, но и подчеркивает недостатки и проблемы, призывая к поиску их решения, мотивируя тем самым к развитию научного и технического прогресса.
В процессе подготовки публицистического текста важно выделить проблему, обосновать и описать ее, призвать к решению. Притом предлагать конкретные действия, мероприятия, инновации автор не обязан.
Шаг №5. Вычитка, корректура и редактура, оформление. Миссия данного этапа состоит в подготовке грамотного, понятного текста с учетом его стилистических особенностей, действующих правил русского языка и возможностей автора. Притом написание публицистических статей будет происходить с учетом общих постулатов (стилистик, орфография, пунктуация, плагиат и пр.), а также с учетом индивидуальных параметров, выдвигаемых каждым конкретным издательством (где планируется разместить текст) – оформление, объем и пр.
В целом, схема выполнения публицистических текстов идентична подготовке научного исследования. Автору предстоит тщательно разобраться в рамках намеченной темы, спроектировать и спланировать ход мыслей, подобрать информационную и доказательную базу, а затем подчеркнув собственное мнение и позицию в рамках изучаемого вопроса эмоционально отметить необходимость перемен.
Таким образом, публицистические статьи помогают осветить насущные темы и проблемы, обратив внимание общества на основные моменты и нюансы, замотивировав их к правильным и необходимым действиям.
Пример публицистической статьи и ее анализ
Конечно, размер публицистической статьи может быть разным6 от пары страниц до десятка. Поэтому мы выделим особенности данного стиля на примере небольшого отрывка из публицистической статьи.
Итак, давайте проанализируем особенности данного отрывка и подчеркнем черты, присущие именно публицистическому стилю.
Признак | Пример (выдержка из статьи) | Анализ, особенности публицистической статьи |
Лексические особенности | Сдавать экзамен без зачетки в кармане |
Отсутствие сложных научных терминов и доминирование простых слов, слов общего значения, наиболее распространенные формулировки, понятные каждому |
Зачетка |
Использование жаргонных фраз, молодежного сленга, не присущего научному стилю |
|
Давать урок, входит в Интернет |
Использование речевых клише, разговорного жанра и его элементов без жестких ограничений |
|
Дышать полной грудью, грызть гранит науки |
Включение в текст художественных приемов, пословиц, народной мудрости, фразеологизмов (практически не свойственно научному стилю, но чаще применяется в художественной литературе и разговорной речи) |
|
Морфологические особенности |
В тексте статьи изучается вопрос о роли аудиторной работы и возможностях дистанционного образования – вполне актуальный вопрос, подчеркивающий возможности получения образования, наличие выбора и пр. |
Совмещение нескольких стилей в одном тексте, что недопустимо в научном контакте при выполнении НИР и иных исследовательских материалов |
Перерыва на обед, процесс получения и пр. |
Применение «отвлеченных форм» существительных для простоты текста и подчеркивания общей ситуации |
|
Так не думает, садится, уже спит |
Применение глаголов в 3 лице единственного числа, то есть конкретизация действия главного героя с элементами индукции/дедукции, выделением частного мнения |
|
Синтаксические особенности текста | Садится за клавиатуру компьютера, входит в интернет и пр. |
Повествовательная манера |
Начинает грызть гранит науки в том месте, где ему указал профессор |
Побудительный жест с акцентом на саморазвитие главного героя, призыв к самообразованию, самомотивации |
|
Сдавать экзамен без зачетки в кармане? |
Использование неполных предложений, при этом с понятным контекстом и смыслом. В научном стиле доминируют полные фразы и предложения, более точные и конкретные. |
Таким образом, в публицистическом тексте будут практически отсутствовать ил и крайне редко использоваться профессионализмы, сложные обороты. Ему присуща простота и ясность изложения, обоснованность (в нашей статье явно отражается, что в образовании играет роль не условия – наличие аудитории, помещения, преподавателя и пр., а мотивация и желание развиваться), совмещение нескольких стилей.
Рекомендации для студентов по подготовке публицистических статей
Во-первых, сразу же отметим, что выполнение публицистических статей может быть предусмотрено в рамках учебного плана или же происходить сугубо по инициативе учащегося (цели различны: самосовершенствование, трудоустройство в издательство, продажа статей на биржах и пр.). При этом для подготовки качественного контента и материала автору необходимо разобраться с особенностями соответствующего жанра – публицистического стиля. Поэтому сперва изучаем правила, особенности данного способа изложения информации.
Во-вторых, публицистические статьи уместны сугубо в информационной среде. К студенческим работам, научной деятельности в целом они не имеют прямого отношения. С их помощью исследователь может разобраться в сложных моментах, нюансах, так как они будут освещены на более простом языке, доступном для простого обывателя и читателя.
В-третьих, выполняя публицистическую статью, необходимо опираться сугубо на проверенную информационную базу. То есть проверку ресурсов на критерии качества никто не отменяет. В основу публицистической работы кладут только достоверные, актуальные и надежные сведения, подчеркивающие проблему, причинно-следственные связи, следствия и пр.
В-четвертых, обязательно проверяйте материалы на плагиат. В публицистических статьях редко отмечают первоисточники в виде ссылок и сносок, поэтому требуется тщательная переработка информационной базы. Отражение авторства или особенностей первоисточника делается непосредственно в тексте с помощью приемов косвенной речи. При этом оригинальность такого материала может быть ниже, чем у научного текста. Притом повысить уникальность публицистического текста проще, ведь можно перефразировать в более простые схемы, использовать специфичные для темы приемы, положившись на собственный лексикон и ораторский опыт: порой достаточно пересказать на «простом человеческом языке» суть текста, минимизировав сложные категории, научные каноны и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В-пятых, обязательно проверяйте текст на ошибки. Притом данная проверка может быть упрощена с помощью специальных сервисов (например, Орфограммка или сайтов по проверке текста на уникальность). Несмотря на смешанность жанров и стилей, корректность и грамотность никто не отменял. Тексты с ошибками не принимаются ни одной редакцией к публикации. Не лишним будет самоанализ рукописи.
В-шестых, обратите внимание на семантическое ядро публицистической статьи, а также наличие высокочастотных слов и запросов по теме, показатели читабельности и заспамленности. Данный ход повысить процент востребованности материалов, их читаемость и информативность, востребованность и цитируемость. Особое внимание уделите заголовку: он должен быть «цепляемым», привлекающим внимание, конкретным (подчеркивающим проблему) и интригующим одновременно.
В-седьмых, подготовка публицистической статьи чаще всего происходит в целях публикации или перепродажи. Поэтому немаловажно учитывать при ее создании требования «заказчика». Они могут затрагивать структуру, содержание, объем, доказательную базу, «ключи» и пр.
Студентам и начинающим авторам следует с предельной внимательностью и тщательностью подходить к написанию публицистической статьи. С ее помощью можно управлять социумом и основными процессами в отрасли, науке. Несмотря на свободу слова, о требованиях деликатности, корректности, достоверности и обоснованности забывать не стоит. Поэтому все заявленные мнения, гипотезы, предложения следует подчеркивать, полагаясь н принципы научной аргументации и результатах экспериментов.
Публицистические статьи – это уникальная возможность самореализоваться в информационной среде без страха экспериментировать со словами. Главное – делать это просто, искусно и обоснованно с учетом правил авторской этики.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы к урокам Научная деятельность Учебно-исследовательская деятельность В помощь коллегам Творческие работы учеников Лицейская газета Работа методиста Виртуальный музей Читательский дневник Видео |
Светлана Берестовицкая » Читательский дневник » Пишем статью в публицистическом стиле Пишем статью в публицистическом стилеПишем статью в публицистическом стилеВозврат к списку Страницы:
Страницы: Символы на картинке*
Разрешить смайлики в этом сообщении
|
Статья «Секреты создания публицистической
статьи для наиболее широкой аудитории»
В данной статье рассматривается вопросы и проблемы
написания публицистической статьи для самой широкой аудитории читателей: от
учащихся, до педагогов и руководителей образовательных учреждений. Автор
анализирует и обобщает как собственный опыт, так и опыт авторов советской и российской
публицистической школы. Данный материал будет интересен и полезен не только
будущим журналистам, но и педагогам, пишущим для информационно-методических
изданий.
Говоря
откровенно, серьезные словари вкладывают в термин «публицистика» не тот смыл,
что привыкли вкладывать мы. Однако публицистика довольно давно разбила
вдребезги границы жанра, превратившись из инструмента политологов и ученых,
пожелавших сделать науку более близкой и понятной, в удобную площадку для
создания статей на самые разные темы.
Автор
этого материала без ложного стыда и с удовольствием признает, что его заочным
учителем в сфере публицистики был Игорь Фесуненко, замечательный советский
журналист. Причем меня мало интересовали его материалы, посвященные политике, а
вот его книги о футболе и статьи о волейболе, будучи еще совсем юной, я читала
с огромным удовольствием. Именно через публицистику И. Фесуненко я полюбила
бразильский футбол, начала интересоваться географией, историей Южной Америки,
культурой южноамериканских индейцев. Такой эффект, в идеале, должен производить
любой публицистический материал. Но как этого добиться?
«Конечно!
— воскликнут многие читатели, — Писать о футболе легко! А вы попробуйте
написать интересно о дополнительном образовании». В этом упреке есть здравый
смысл, однако никто и не ждет, что вы «зажигательно» напишите о профстандартах
или информационной компетентности. А вот понятно, ясно, интересно – можно
попробовать, если отойти от привычных шаблонов и штампов.
Для
начала необходимо определиться с аудиторией. Допустим, ваша тема – «ЛЕГО-конструирование».
Естественно, вы вправе рассчитывать, что данный материал будет интересен не
только вашим коллегам-педагогам, но и воспитанникам, а также родителям ваших
нынешних и будущих учащихся. Не забывайте, что между научным материалом и
публицистической статьей – пропасть, через которую не надо строить никаких
мостов. Откажитесь от тяжелых предложений, перегруженных терминами и оборотами,
из которых сам автор выпутывается с большим трудом. В публицистической статье
никто такие предложения читать не будет (вежливо допускаем, что их все-таки
кто-то читает в научных статьях). Ставьте настройки «Microsoft Word»
на функционал «Для обычной переписки» и правьте все, что будет подчеркнуто
зеленой чертой с объяснением: «Слишком сложное для восприятия предложение».
Пишите проще – пожалейте читателя!
Структура
публицистического материала может быть произвольной и «эмоциональной», даже
если вы пишите для информационно-методического издания. Не обязательно начинать
со вступления, раскрывать и закрывать тему. Статья должна быть яркой, если вы
хотите, чтобы она заинтересовала даже подростков. Вставьте интересную историю
или забавный факт. Вернемся ненадолго к «ЛЕГО-конструированию». Вы знаете,
какая деталь официально признана самой опасной за всю историю этого
конструктора? А я знаю. Шлем Бэтмена. Если не верите, попробуйте на эту деталь
наступить. Это забавно, интересно? Конечно. Но это можно подать не просто как
голый факт, а в контексте параграфа о технике безопасности, которую необходимо
соблюдать даже при работе с детским конструктором. Никто не ставит по сомнение,
что вы прекрасно ориентируйтесь в теме, на которую, собственно, пишите. Но если
вы творите не только ради баллов, сертификатов и так далее, но и для широкой
аудитории читателей, это должно быть интересно не только вам.
Еще
одна страшная тайна, которую необходимо раскрыть – это темная личность
редактора. Поверьте, редколлегии информационно-методических изданий не горят
желанием провести всю жизнь, правя ваши тексты. Но им приходится это делать. Не
забывайте, что в теме вашей статьи они не столь хорошо разбираются, поэтому
некоторые детали, которые лично вам, как автору, кажутся необходимыми, могут
запросто исчезнуть из текста. Чтобы это избежать, предварительно проконсультируйтесь
с редакцией издания, в которое собирайтесь подать материал. Необходимо выяснить
хотя бы элементарные требования – количество знаков (слов), стиль,
предпочтительное содержание публикуемых в журнале или на ресурсе статей,
количество и качество прилагаемых фотографий. Подчеркиваем – прилагаемых
фотографий, а не безжалостно вставленных прямо в «Microsoft Word»!
Для редактора нет худшего преступления, а реноме автора будет испорчено
безвозвратно.
Писать
легко, ясно и интересно совсем несложно, особенно если ты занимаешься этим всю
сознательную жизнь. Но если вы выбрали другой путь, это вовсе не значит, что
вам отныне и навсегда отведена роль аутсайдера. Требования к современным
педагогам таковы, что без определенного количества опубликованного материала
дальнейший профессиональный рост просто невозможен. Поэтому – тренируйтесь,
практикуйтесь и пишите с нами, пишите как мы, пишите намного лучше нас!
Яркина Яна Олеговна,
методист первой
квалификационной категории,
МБУДО ДТДиМ г. Оренбург.
Публицистический стиль называют официальным стилем СМИ (средств массовой информации), в том числе – статей, репортажей, заметок, интервью и т. п. Данный стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.
Примеры публицистического стиля: пример 1, пример 2.
Общими чертами этого стиля можно назвать:
- эмоциональность и образность речи – для создания необходимой атмосферы;
- оценочность и уверенность – для заинтересованности;
- логика изложения с опорой на неопровержимые факты – для придания речи достоверности и информативности;
- призыв читателей (слушателей) к действию и общедоступность;
- легкое и внятное изложение.
Стилевые черты проявляются на языковых уровнях следующим образом:
- в лексике (употреблении слов) – эмоционально-экспрессивные и разговорные слова, фразеологизмы и устойчивые выражения, диалектные или жаргонные слова – в зависимости от специфики аудитории;
- в морфологии (использование частей речи) – обилие прилагательных, местоимений и наречий, глаголы в настоящем времени;
- синтаксисе (построение определенных типов предложений) – короткие и неполные предложения чередуются с тяжелыми сложноподчиненными, построение предложение – разговорное, простое для восприятия.
Публицистический стиль: разбор примера
Рассмотрим, как используются компоненты публицистического стиля, на примере.
Отрывок из статьи:
Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Виктор В., например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний и в то же время – студент университета третьего возраста. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена Виктора уже спит, он садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.
1. В лексике этого примера можно выделить такие пласты:
- слова общего употребления: экзамен, человек, обед, вечер;
- термины: классная комната, Интернет, меловая пыль;
- разговорные слова: образование, дом, обозначил;
- жаргонные слова: зачетка;
- речевые клише: давать урок, сдавать экзамен, входит в Интернет, не последний человек;
- фразеологизмы: дышать полной грудью, грызть гранит науки.
2. Морфология данного отрывка:
- тематика текста диктует совмещение морфологических черт публицистического стиля с чертами других;
- использование отвлеченных существительных, стоящих в родительном, дательном и винительных падежах: процесс получения, перерыва на обед, образования;
- можно выделить использование глаголов в 3 лице единственного числа и настоящего времени, которые несут обобщенное значение субъекта действия: так не думает, садится, уже спит.
3. Синтаксис:
- предложения короткие, простой структуры;
- интонация, цель высказывания – повествовательная и побудительная;
- неполные предложения: «Сдавать экзамен без зачетки в кармане?»
Научно-публицистический стиль: разбор примера
Публицистический стиль – один из самых развивающихся и «подвижных»: он активно заимствует черты других стилей, в том числе лексику (научные термины, клише официально-делового стиля), добавляя выразительность и эмоциональность художественного стиля для лучшего восприятия и воздействия.
Из подобного синтеза в публицистическом стиле образуются подстили:
- собственно публицистический;
- научно-публицистический (научные статьи);
- художественно-публицистический (статьи развлекательного характера).
Рассмотрим пример научно-публицистического стиля.
Отрывок из статьи:
Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля – национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет – тогда это авантюра, если он есть – тогда почему его скрывают? Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и увозятся из страны. Третий год мы слышим одно и то же: борьба с преступностью. Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их?
Черты научного стиля:
- Терминологичность (падение рубля, цент, экономические реформы, вкладчики, приватизация).
- Среди существительных встречаются те, которые обозначают признак, состояние (падение, преступность).
- Количество существительных и прилагательных значительно выше, чем глаголов (“…здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок“).
- Множественное употребление отглагольных оборотов и слов (падение, образование, преступность, приговоры).
- Глаголы в настоящем времени, встречающиеся в тексте, часто имеют «вневременное» значение, другими словам, их лексико-грамматическое значение времени, лица, числа ослаблено (мы знаем, скрывают).
Черты публицистического стиля:
- Коммуникативными целями текста, в первую очередь, являются информационная и воздействующая.
- Так же присутствует официальность, которая подчеркивает важность и особое значение фактов, приводимой информации («Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен»).
- Широкий диапазон лексики: начиная с научных и технических терминов и заканчивая словами обыденной просторечной лексики (дикость, разграбляются, падение рубля, цент, экономические реформы, грозные приговоры);
- Наличие категорических оценок, поданных через нестандартные лексические сочетания (национальная катастрофа, какая дикость, скандальные случаи приватизации, грозные приговоры, катастрофически падает);
- Непринужденное использование одновременно экспрессивных и обычных языковых средств (грозные приговоры, тогда это авантюра);
- Сочетание в лексике абстрактных и конкретных понятий (национальное достояние, государство, рубль равен центу);
- Принципиальное отождествление автора с рассказчиком;
- В синтаксисе следует отметить правильность и четкость строения предложений, а также их простоту и ясность.
Публицистический стиль, пожалуй, является сегодня одним из самых используемых и распространенных. О его особенностях важно знать не только журналистам, рерайтерам или блогерам, но и писателям. Мы постоянно слушаем репортажи или читаем новости, на подсознательном уровне усваивая лексику и речевые обороты из СМИ, чтобы после также подсознательно использовать их при написании книг. Однако далеко не все, что используется в языке СМИ, годится для художественных текстов, для которых предназначен свой стиль.
О том, какие языковые средства не стоит использовать при работе над книгой, мы поговорим в соответствующей статье.
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).
Публицистический стиль — это функциональный стиль речи, который используется в общественно-политической литературе и различных средствах массовой информации: газетах и журналах, телевидении, радио, интернете, ораторской речи.
Сфера применения публицистического стиля охватывает широкий круг вопросов, представляющих интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы воспитания, быта и культуры. В связи с этим публицистическому тексту свойственно включение черт других стилей – научного, официально-делового, литературно-художественного, разговорного.
Специфика публицистического стиля речи заключается в открытости – направленности на широкую аудиторию, готовности удовлетворять одновременно интеллектуальные и эстетические потребности людей. С этой целью данный стиль одновременно реализует информативную функцию и функцию воздействия.
СМИ оказывает значительное влияние на формирование общественного сознания, поэтому некоторые специалисты полагают, что публицистический стиль играет особую роль в репрезентации литературного языка.
Содержание
- Признаки публицистического стиля
- Цель публицистического стиля
- Функции публицистического стиля
- Лексика публицистики
- Морфология публицистики
- Синтаксис публицистики
- Примеры публицистических текстов
- Подстили публицистического стиля
- Газетно-публицистический/информационный
- Аналитический
- Художественно-публицистический
- Научно-публицистический
- Ораторский
- Рекламный
- Радио- и тележурналистский
- Жанры публицистического стиля
- Клише и адресат публицистического стиля
Признаки публицистического стиля
В связи с совмещением информационной и воздействующей функций характерной особенностью публицистики является неоднородность стилистических средств – сочетание стандартных и экспрессивных возможностей языка.
Основными стилеобразующими чертами публицистического стиля являются экспрессия и стандарт.
Неотъемлемым признаком стиля является социальная оценочность, косвенно отражающаяся в степени внимания к отдельным фактам и использовании выразительных языковых средств. По сравнению с научным, официально-деловым стилями в публицистическом значительно проявляется авторская индивидуальность, необходимая для привлечения внимания читателя. При этом автор проявляет себя как представитель определённых социальных идей.
Одной из важнейших характеристик информации, передаваемой через СМИ, является ее документальность, опора на реальные, зафиксированные и подтвержденные факты. Это качество является основополагающей чертой и предполагает обязательное указание на источник сообщения, цитирование, использование фотографий и видеозаписей.
Публицистический текст призван воздействовать на широкий круг людей – все общество или отдельные социальные группы. Поэтому ему должны быть присущи коммуникативность, экспрессия и эстетичность. Коммуникативность подразумевает наличие четкой структуры, понятного изложения и уважения к адресату.
Экспрессия обусловлена стремлением к оригинальности, созданию ассоциаций у аудитории и привлечению внимания. Контекстуально обусловленные неологизмы СМИ зачастую входят в сферу общеупотребительных, оказывая таким образом продолжительное общественное влияние.
Цель публицистического стиля
Главной целью публицистики является формирование общественного мнения. Публицистический стиль служит для воздействия на людей с помощью СМИ.
Функции публицистического стиля
Основной и изначальной функцией публицистического стиля является информационная функция. Информационная функция требует от автора информативности публицистического текста, т.е. того, чтобы текст содержал сведения, интересные и нужные адресату.
Текст, главной задачей которого является информирование аудитории, характеризуется сдержанностью, обобщенностью изложения и аргументированностью.
Этические нормы предполагают достоверность и точность информации – документализм.
Тексты публицистического стиля адресованы массам и выполняют, наряду с информационной, воздействующую функцию. Характер воздействия может быть как прямым, так и скрытым. Например, выступающий на митинге оратор может открыто призывать что-либо поддержать.
В публицистических статьях та или иная точка зрения зачастую поддерживается за счет использования средств языковой выразительности и расставления акцентов.
Данная функция также ограничена этическими соображениями, форма воздействия не должна восприниматься как грубое давление или прямое навязывание субъективной точки зрения.
Кроме того, среди дополнительных функций публицистических текстов можно выделить популяризаторскую, просветительскую, воспитательную, организаторскую и гедонистическую.
Особенности публицистического стиля
Публицистический стиль имеет характерные отличительные черты, распространяющиеся на лексику, морфологию и синтаксис выполненных в нём текстов.
Лексика публицистики
Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных и понятных для современного общества форм изложения материала и лексических единиц. Публицистический текст характеризуется образностью, экспрессивностью и эмоциональностью.
Достижение этих черт происходит путем использования следующих средств публицистического текста:
- эмоционально окрашенных слов;
- лексики разных регистров – нейтральной, книжной, разговорной и т.д.;
- средств выразительности – различных тропов, главным образом метафор;
- фразеологизмов, устойчивых выражений;
- авторских единиц – окказионализмов, неологизмов;
- терминов в переносном значении(инфляция совести).
Оценочность достигается употреблением качественно-оценочных прилагательных и существительных («потрясающий концерт»). Кроме этого, стиль характеризует сочетание абстрактной и конкретной лексики и, помимо общественно-политической лексики, терминологии из других областей.
Морфология публицистики
На морфологическом уровне публицистический стиль характеризуется употреблением:
- глаголов в настоящем времени в повелительном и условном наклонении;
- восклицательных частиц (как) и усилительных частиц (даже, ведь);
- междометий и модальных слов (конечно);
- превосходной степени прилагательных;
- сложных и сложно-сокращенных слов;
- слов с приставками а-, анти-, де-, меж- и т.д;
- существительных с отвлеченным значением на -ость, -ение, -ство и т.д.
- аббревиатур;
- существительных в единственном числе со значением множественного (человек).
Синтаксис публицистики
Стремление автора создать впечатление непосредственного контакта с читателем находит отражение в синтаксической структуре предложений.
Вопросительные предложения создают акценты, побуждают читателя к размышлению. Более краткие конструкции, обрывистая речь создают ритм и добавляют эмоциональность. Восклицательные предложения также могут выражать различные эмоции оценку от презрения и иронии до восхищения.
Основными характерными средствами на синтаксическом уровне являются:
- восклицательные предложения;
- вопросительные предложения, в том числе риторические вопросы;
- односоставные предложения (и облегчение синтаксических конструкций в целом);
- прямая речь;
- cредства поэтического синтаксиса (антитеза, инверсия, параллелизм, градация и другие);
- вводные конструкции и обращения;
- бессоюзные и эллиптические предложения.
Примеры публицистических текстов
-
- Яна не обратила особого внимания на сообщение на «Госуслугах» и подумала, что при возможности разберется с ошибкой. А в семь утра 25 февраля в квартиру в Первоуральске, где живет ее 82-летняя бабушка, нагрянули судебные приставы. И изъяли дорогую технику. Судя по видео с камер, установленных на парковке дома, дорогостоящую технику, никак не упаковав, просто положили друг на друга в багажник обычной легковушки.
В данном отрывке среди характерных черт публицистического стиля можно отметить парцелляцию и использование разговорных слов.
-
- Проповедь Сергея Женовача рядится в одежды психологического и бытового театра, а Нина Чусова пользуется экстремальным языком граффити, компьютерных игр и детского уличного жаргона.
Экспрессивность данного текста достигается использованием образных средств выразительности, разговорной лексики.
-
- Москва или Петербург, энергия, бьющая ключом, или спокойная вдумчивость? Создателям ЖК «1-й Ленинградский» удалось гармонично соединить плюсы обеих столиц. Новый жилой комплекс комфорт класса, расположившийся на севере Москвы по Ленинградскому шоссе, придется по вкусу и ценителям жизни на высоких московских скоростях, и тем, кто настроен на спокойную питерскую волну.
Данный текст включает вопросительные предложения, образные средства выразительности, устойчивые выражения.
-
- Токсичные отписки и деструктивные репосты: как высказывать свое мнение в социальных сетях, когда весь мир сходит с ума?
Промолчал? – Плохо. Высказался? – Еще хуже. Выложил черный квадрат? – Предатель. Не выложил? – Трус. В сегодняшних реалиях быть безучастным к событиям, которые обсуждает весь мир, практически невозможно. И конечно,самые острые словесные баталии разворачиваются в социальных сетях (ведь тут так просто остаться анонимным и безнаказанным).
- Токсичные отписки и деструктивные репосты: как высказывать свое мнение в социальных сетях, когда весь мир сходит с ума?
Статья содержит риторические вопросы, параллельные конструкции, разговорную лексику, в том числе сленг, образные выражения, оценочную лексику.
Подстили публицистического стиля
Газетно-публицистический/информационный
Данный подстиль функционирует в общественно- политической сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах, в периодической печати. Основные черты подстиля – экономия языковых средств и лаконичность изложения, при этом он характеризуется высокой информационной насыщенностью.
Газетно-публицистический подстиль отличается одновременно консервативностью и подвижностью. Это связано с тем, что несмотря на большое количество штампов, необходимость привлечь внимание читателя побуждает авторов к использованию окказиональных выражений, разговорных, просторечных и жаргонных элементов.
Штамп – избитое выражение, потерявшее окраску.
Аналитический
Аналитические тексты в большей мере призваны воздействовать на аудиторию. Они представляют собой обзор и авторский анализ того или иного события, факта или явления.
Соотношение штампов и оригинальных лексических единиц в этом случае примерно одинаково. К аналитическому подстилю относятся такие жанры как беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение.
Здесь задача автора – разъяснить свою точку зрения и побудить читателя к самостоятельным размышлениям.
Художественно-публицистический
Данный подстиль характеризуется ярко выраженной художественной окраской. По сравнению с другими подстилями, для него наиболее характерна экспрессивность и выразительность. Количество штампов при этом, наоборот, снижается.
Важной функцией такого текста публицистического стиля становится эстетическая. Распространенные жанры этого подстиля: очерк, эссе, фельетон, памфлет, пародия.
Научно-публицистический
В научно-публицистический подстиле терминология преобладает над экспрессивностью. Научный стиль характеризуется строгостью, лаконичностью, объективностью и логикой. Образность в нем практически отсутствует, так как главной задачей является сообщение важной информации, связанной с той или иной научной сферой.
Ораторский
Ораторский подстиль в газетно-публицистическом стиле выполняет агитационно-пропагандистскую функцию. Он отличается от других подстилей тем, что имеет форму публичной речи.
Эмоциональное воздействие в этом случае определяется не только языковым материалом, но и неязыковыми средствами выразительности – жестами, мимикой, интонацией и т.д. Живая звучащая речь, обращенная непосредственно к слушающим, имеет больший потенциал воздействия, чем письменная.
Для публичной речи особенно важны приемы стилистического синтаксиса – фигуры речи, которые способствуют усилению экспрессивности и динамичности.
Рекламный
Языку рекламы, как и публицистическому стилю, присущи информирующая и воздействующая функции. Отличие состоит в том, что рекламные тексты публицистического стиля призваны вызывать у адресата преимущественно положительные эмоции.
Основные стилевые черты, присущие рекламному стилю, это информативность, оценочность, предметная конкретность, обобщенная образность, адресованность и лаконичность.
Радио- и тележурналистский
Телевизионные и радиопередачи информируют общество о разнообразных сторонах его жизни. Главным жанром этого подстиля является репортаж – передача информации непосредственно с места событий.
Перед публицистическим стилем не ставится задача всестороннего и наиболее объективного описания того или иного явления, поэтому радио и телевидение часто использует только сюжеты и фрагменты, которые вызывают интерес у общества, а также расставляют акценты и освещают события в соответствии с определенной целью воздействия.
Жанры публицистического стиля
Жанры публицистического стиля можно разделить на информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет, информационная корреспонденция), аналитические (статья, рецензия, обзор, письмо, аналитическая корреспонденция, беседа, расследование) и художественно-публицистические (очерк, эссе, фельетон, памфлет, пародия).
- Репортаж – жанр новостной журналистики, в котором рассказ ведется одновременно с развертыванием действия и непосредственно с места происхождения событий. Подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого события. Для радио- и телерепортажа характерно беспристрастное освещение происходящего.
- Статья – аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования или анализа какого-либо события, явления или проблемы. Основной стилистический признак жанра –постепенное развитие мыслей автора, начиная с главного тезиса и заканчивая его обоснованием и аргументированием после ряда промежуточных тезисов. Для статьи характерно приведение примеров, цитирование.
- Рецензия – жанр журналистики, который подразумевает оценивание работы, краткий анализ и выражение развернутого мнения о новом произведении с целью указания на недостатки и последующего внесения создателем корректировок.
- Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
- Заметка – жанр, в котором обычно сообщаются факты – сведения о произошедших событиях или предположения о развитии событий, а также оценочная информация. Заметка может быть посвящена сообщению о принятии новых законов и правил или рекомендации. Заметка характеризуется лаконичностью и четкостью изложения.
- Интервью – беседа журналиста с человеком, представляющим по той или иной причине интерес для широкой публики. В ходе беседы интервьюер задаёт вопросы своему собеседнику получает на них ответы. При этом обычно ведется видео или аудиозапись и делаются необходимые пометки.
- Отчёт – это развернутое сообщение о конкретном событии, ограниченном во времени и пространстве. В отличии от репортажа или заметки отчет характеризуется предельной детализацией. Жанр отчета совмещает в себе элементы репортажа и интервью, также он включает в себя признаки аналитических жанров.
- Очерк сочетает в себе характеристики репортажа, исследования и художественного произведения. Кроме сообщения фактов, проведения анализа он также подразумевает художественное обобщение и осмысление действительности. Главным отличием от аналитических статей является использование средств художественной выразительности. Существуют такие виды очерка как портретный и проблемный очерк.
- Фельетон – это сатирический жанр, цель которого – высмеять пороки людей. При этом для фельетона характерна четкость изложения фактов и языковая экспрессивность.
- Памфлет – жанр, схожий с фельетоном. Основным отличием является то, что в фельетоне высмеивается явление, памфлет же направлен на конкретного человека.
Клише и адресат публицистического стиля
Адресатом публицистического стиля является общество в целом или отдельные социальные группы. Характер адресата определяет необходимое свойство публицистического текста – доступность широкой публике. По этой причине данный стиль характеризуется множеством готовых речевыми формулами – клише.
Клише позволяют легко и оперативно оформить высказывание, сделав его при этом понятным большинству. Также широкое применение речевых формул в этой сфере связано с необходимой быстротой реакции на происходящие события.
Среди особенно характерных для средств массовой информации клише можно выделить такие, как «политическая система». «рыночная экономика», «свободный рынок» и т.п.
Однако публицистическому стилю присуще постоянное чередование экспрессии и стандарта. Воздействующая функция обусловливает постоянное стремление публицистики к экспрессии, что противоречит принципу оперативного освещения событий.
Используемые экспрессивные обороты призваны вызвать стойкие ассоциации у публики и тем самым усилий влияние на общественное мнение. Результатом этого нередко становится превращение экспрессивных средств в раздел клише, так как распространяясь среди широкой публики, они теряют свою новизну и экспрессивность.
Примером уже устоявшихся выражений могут послужить метафоры: железный занавес, застой, оттепель.
Высокая экспрессивность и точность сравнения привели к тому, что они превратились в общественно-политические, стандартно употребляемые термины.
Чтобы лучше усвоить изучаемую тему, посмотрите полезное видео о публицистическом стиле:
Публицистический стиль является одним из функциональных стилей речи, широко используемым СМИ. Основными функциями стиля являются информирование аудитории и воздействие на общественное сознание. Разнообразие подстилей связано с тем, что ввиду своей специфики публицистика тесно связана с другими жанрами.
Экспрессивность текста является важной характерной чертой стиля, так как этим обусловлена возможность формирования общественного сознания. При этом этические соображения не позволяют открыто навязывать адресату субъективную точку зрения.
Пишем публицистическую статью на актуальную тему
Пишем публицистическую статью на актуальную тему
Школа. Когда ты учишься в начальных классах, оценка — для тебя все. Помню, что когда получала 4, дома рыдала и говорила все маме, она же меня всегда успокаивала. Сейчас я учусь в 7 классе, и, получая 2, отношусь к этому просто без всяких эмоций.
Ближе к 5 классу, ты уже должен осознавать, кем ты хочешь стать. Будешь работать продавцом в магазине или же адвокатом… Я, честно не понимаю, зачем мне нужны те или иные предметы. Было бы хорошо, если мы могли бы ходить только на те уроки, которые идут по специальности твоей профессии, но так же можно и ходить на другие уроки.. А оценки – показатель твоих трудов.
Иногда мне кажется, что оценки ставятся не объективно. Больше по вкус мне приходит 10 бальная шкала. Потому что, здесь больше вариантов оценки. Вот допустим, написано сочинение, а это не тянет на 4 и не очень плохое, что бы ставить 3. Учитель же, чаще всего ставит не в пользу ученика. И в итоге – плохая оценка, ты естественно расстраиваешься и тд…
Списывание – дурная привычка или полезный навык? Я уверен что каждый из вас когда-либо списывал, или давал списывать кому-то из своих друзей и знакомых или же просто одноклассников. И огромное количество школьников списывает уже вошло в привычку, и порой даже понимая материал и успевая все сделать, люди все равно списывают – вот, что значит сила привычки.
Этим текстом я не хочу оправдать списывающих людей, но пытаюсь показать вам что списывание это не так ужасно и неправильно как нам говорят. Человек – очень хитрое существо, которое всегда найдёт как все сделать проще, быстрее и с минимальными затратами энергии и умственных сил, и списывание – прекрасное этого подтверждение.
Лично я подразделяют списывание на три типа:
1) Ты не понимаешь материал, но боишься получить плохую отметку, поэтому тебе приходится списать.
2) У тебя просто не хватает времени чтобы самому решить, и поэтому ты списываешь чтобы успеть куда-то, а не тратить много времени на решение.
3) И третий тип — тебе просто лень, да-да, многие списывают именно из-за того, что им лень решать самим. У них есть время, и в принципе они могут понять материал, но им просто лень. Из этих трёх типов,первый и третий самые неправильные, и лишь второй тип можно хоть как-то оправдать. Я согласен что списывание это неправильно, ведь списывая ты практически не приобретаешь знаний, и не закрепляешь те которые у тебя есть. Ты лишь ставишь ложную отметку, что якобы ты это сделал сам, и якобы понял этот материал.
Но всё же в списывании есть два плюса, которые действительно помогут в жизни. (Но это всё равно не оправдывает списывание)
1) Списывание улучшает и порождает товарищеские отношения. Списывая, и давая списывать вы создаёте взаимовыгодные ситуации – сегодня ты дал ему списать, а завтра или через неделю, он поможет тебе в замен.
2) Когда тебе необходимо списать, ты сразу анализируешь большое кол-во информации : кто сделал, кто даст списать, кто сделал правильно, и т.д. Это развивает в тебе умение быстро выкручиваться из сложных ситуаций, а это в свою очередь – очень полезный в жизни навык.
Конечно списывать не хорошо, но и в этом есть свои плюсы. Поэтому списывайте с умом, и особо не увлекайтесь.)