Как пишется пунктирный ритм

Пунктирный ритм

Пунктирный ритм

        (от лат. punctum — точка) — чередование удлинённой сильной и укороченной слабой долей. Формы П. р. разнообразны. Удлинение сильного времени обозначается посредством добавления точки к осн. длительности (ноте), увеличивающей её протяжённость наполовину, или двух точек, увеличивающих сильную долю на три четверти её осн. длительности. В этом случае акцент, падающий на сильную долю, обостряется. Изредка применяется и П. р. с 3 точками. Иногда точка заменяется равной ей по протяжённости паузой; характер П. р. от этого не утрачивается. Встречается П. р., в к-ром слабое время дробится на несколько более коротких нот.п. р. применяется в музыке разл. жанров, преим. торжественного, танцевального и др. подвижного характера.
        До сер. 18 в. в нотной записи фиксировалось только однократное пунктирование, однако пунктированные фигуры исполнялись свободно — в соответствии с характером муз. пьесы, выраженным в ней аффектом (см. Аффектов теория).

Л. Бетховен. Соната для фп. No 5, 1-я часть.

Й. Гайдн. 2-я «Лондонская» симфония, вступление.

Ф. Шопен. Полонез для фп. ор. 40 No 1.
        Часто, особенно в пьесах медленного темпа, пунктированные фигуры, вопреки их нотной записи, заострялись, причём между долгой и короткой нотой могла вставляться не обозначенная в нотах пауза; фигура

при исполнении превращалась в

или

и др. Об условности записи в прошлом фигур П. р. свидетельствуют многочисл. случаи, когда их фактически совпадающие короткие звуки записывались в разл. голосах стоящими друг над другом нотами разных длительностей. Но и в случаях, когда такие ноты записывались не друг под другом, по свидетельству виднейших музыкантов прошлого, предусматривалось их одноврем. исполнение (с укорочением более протяжённого короткого звука). Напр., согласно Д. Г. Тюрку, фраза должна была исполняться так:

        В быстрых полифонич. пьесах пунктирование, напротив, зачастую смягчалось, так что фигура

фактически превращалась в

. В старинной музыке встречаются случаи, когда последний звук триоли в одном голосе совпадает с последним звуком пунктированной фигуры в другом.

Ф. Шопен. Прелюдия для фп. ор. 28 No 9.
        В последующее время, в частности в эпоху романтизма, «подгонка» друг к другу одноврем. звучащих пунктированных фигур утратила прежнее значение; действительное несовпадение таких фигур зачастую составляет важный выразит. эффект, предусмотренный композитором. См. также Ритм.

Литература: Turk D. G., Klavierschule, Lpz.-Halle, 1789, 1802, переизд. Э. Р. Якоби, в кн.: Documenta musicologica, Bd 1, TI 23, Kassel (u. a.), 1962; Ваbitz S., A problem of rhythm in Baroque music, «MQ», 1952, vol. 38, No 4; Harisch-Schneider E., Ьber die Angleichung nachschlagender Sechzentel an Triolen, «Mf», 1959, Jahrg. 12, H. 1; Jaсkоbi E. E., Neues zur Frage «Punktierte Rhythmen gegen Triolen…», в кн.: Bach-Jahrbuch, Bd 49, 1962; Neumann Fr., La note pointйe et la soi-disant «Maniиre franзaise», «RM», 1965, vol. 51; Collins M., The perfomance of triplets in the 17th and 18th century, «JAMS», 1966, v. 19.

В. А. Вахромеев.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор.
.
1973—1982.

Полезное

Смотреть что такое «Пунктирный ритм» в других словарях:

  • ПУНКТИРНЫЙ РИТМ — (от лат. punctum точка) в музыке ритмический рисунок, образуемый при увеличении доли такта на половину длительности за счет двукратного уменьшения следующей, более слабой доли. Обозначается точкой, поставленной справа от ноты …   Большой Энциклопедический словарь

  • пунктирный ритм — (от лат. punctum  точка) (муз.), ритмический рисунок, образуемый при увеличении доли такта на половину длительности за счёт двукратного уменьшения следующей, более слабой доли. Обозначается точкой, поставленной справа от ноты: (рис.) и т. п. * *… …   Энциклопедический словарь

  • пунктирный ритм — ритмический рисунок, образующийся увеличением доли на половину длительности за счет уменьшения вдвое следующей более слабой доли. Обозначается точкой справа от ноты …   Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

  • Ломбардский ритм —         (от назв. итал. провинции Ломбардия, Lombardia) острый синкопированный ритм, в основе к рого лежит последование короткого ударного звука и долгого безударного ( обращенный пунктирный ритм). Этот ритмич. рисунок характерен не только для… …   Музыкальная энциклопедия

  • ритмический рисунок — (муз.), последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты. Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком). В соответствии с данным метром длительности часто объединяются в ритмические группы (восьмых, шестнадцатых и …   Энциклопедический словарь

  • ТАНЕЦ — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека… …   Энциклопедия Кольера

  • ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе …   Энциклопедия Кольера

  • Форма музыкальная —         (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание         I. Значение термина. Этимология 875         II. Форма и содержание. Общие принципы… …   Музыкальная энциклопедия

  • Хорнпайп —         горнпайп (англ. hornpipe, от horn рог и pipe труба), пибгорн (гэльское, валлийское, шотл. pibgorn, pibcorn, от piob, pib труба и gorn, corn рог).         1) Древний валлийский и шотл. нар. дух. язычковый муз. инструмент. Представлял собой …   Музыкальная энциклопедия

  • Пунктир — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить шаблон карточку, который существует для предмета статьи. Пример использования шаблона есть в статьях на похожую тематику. Добавить иллюстрации. До …   Википедия

From Wikipedia, the free encyclopedia

Dotted notes and their equivalent durations. The curved lines, called ties, add the note values together.

In Western musical notation, a dotted note is a note with a small dot written after it. In modern practice, the first dot increases the duration of the basic note by half (the original note with an extra beam) of its original value. This means that a dotted note is equivalent to writing the basic note tied to a note of half the value – for instance, a dotted half note is equivalent to a half note tied to a quarter note. Subsequent dots add progressively halved value, as shown in the example to the right.[1][a]

Though theoretically possible, a note with more than three dots is highly uncommon;[2] only quadruple dots have been attested.[3] If the original note is considered as being of length 1, then a quintuple dot would only be 1/32 longer than the quadruple dotted note.[b] The difficulty may be seen by comparing dotted notation to tied notation: a quarter note (quarter note) is equivalent to 2 tied eighth notes (eighth note), a dotted quarter = 3 tied eighth notes, double dotted = 7 tied sixteenth notes (sixteenth note), triple dotted = 15 tied thirty-second notes (thirty-second note), and quadruple dotted = 31 tied sixty-fourth notes (sixty-fourth note). Although shorter notes do occur, sixty-fourth notes are considered the shortest practical duration found in musical notation.[4]

Base note duration = 1

Undotted 1 dot 2 dots 3 dots 4 dots
Lengthens N/A ({displaystyle 0}) 12 {displaystyle =0.5} 14 {displaystyle =0.25} 18 {displaystyle =0.125} 116 {displaystyle =0.0625}
Decimal result 1 1.5 {displaystyle 1.75} 1.875 {displaystyle 1.9375}
Fractional result 1 112 134 178 11516

The use of a dot for augmentation of a note dates back at least to the 10th century, although the exact amount of augmentation is disputed; see Neume.

A rhythm using longer notes alternating with shorter notes (whether notated with dots or not) is sometimes called a dotted rhythm. Historical examples of music performance styles using dotted rhythms include notes inégales and swing. The precise performance of dotted rhythms can be a complex issue. Even in notation that includes dots, their performed values may be longer than the dot mathematically indicates, a practice known as over-dotting.[5]

Notation[edit]

If the note to be dotted is on a space, the dot also goes on the space, while if the note is on a line, the dot goes on the space above (this also goes for notes on ledger lines).[6]

 {
    relative c'' {
        time 4/4
        c4. d8 b8. a16 g4
    }
}

The placement of dots gets more complicated for adjacent-note chords and for lower voices, as shown below.

 {
    << clef treble
        relative c'' {
            time 4/4
            stemNeutral <b c>4. e8 <g, a b c d>4. b8
            stemUp d4. c8 b8. c16 d c8.
        } \ relative c'' {
            s1
            g4. a8 b8. a16 g a8.
        }
    >>
}

The dots on dotted notes, which are located to the right of the note, should not be confused with the dots for staccato articulation, which are located above or below the note.

Theoretically, any note value can be dotted, as can rests of any value. If the rest is in its normal position, dots are always placed in third staff space from the bottom, as shown in the example below.

 {
    relative c'' {
        time 6/8
        r2. r4. r8. r8.
    }
}

Dots can be used across barlines, such as in H. C. Robbins Landon’s edition of Joseph Haydn’s Symphony No. 70 in D major, but most writers today regard this usage as obsolete and recommend using a tie across the barline instead.[8]

Double dotting[edit]

 {
    relative c'' {
        set Staff.midiInstrument = #"violin"
        key bes major
        time 2/4

        clef treble
        f8.. es32 d8-. d-. 
        d( es) c4
    }  }

A double-dotted note is a note with two small dots written after it. Its duration is 1+34 times its basic note value. The double-dotted note is used less frequently than the dotted note. Typically, as in the example to the right, it is followed by a note whose duration is one-quarter the length of the basic note value, completing the next higher note value. Before the mid-18th century, double dots were not used. Until then, in some circumstances, single dots could mean double dots.[9]

In a French overture (and sometimes other Baroque music), notes written as dotted notes are often interpreted to mean double-dotted notes,[10] and the following note is commensurately shortened; see Historically informed performance.

Triple dotting[edit]

«Triple dot» redirects here. For the punctuation mark that usually indicates an intentional omission of a word or phrase from the original text, see Ellipsis. For other uses, see Three dots (disambiguation).

 { relative c'' { tempo 4 = 120 time 4/4 f4... f32 f4... f32 e1 } }

(0 dots)

(1 dot)

(2 dots)

(3 dots)

A triple-dotted note is a note with three dots written after it; its duration is 1+78 times its basic note value. Use of a triple-dotted note value is not common in the Baroque and Classical periods, but quite common in the music of Richard Wagner and Anton Bruckner, especially in their brass parts.[citation needed]

An example of the use of double- and triple-dotted notes is in Frédéric Chopin’s Prelude in G major for piano, Op. 28, No. 3. The piece, in common time (4
4
), contains running semiquavers (sixteenth notes) in the left hand. Several times during the piece Chopin asks for the right hand to play a triple-dotted minim (half note), lasting 15 semiquavers, simultaneously with the first left-hand semiquaver, then one semiquaver simultaneously with the 16th left-hand semiquaver.

Other contexts[edit]

The pseudonym «Dotted Crotchet» was used by the jounalist and editor of The Musical Times, Frederick George Edwards in that journal. Under this name he wrote «educationally suggestive interviews with musical celebrities», as well as a many articles about «cathedrals, churches, and educational institutions».[11][12]

See also[edit]

  • Tuplet

Notes and references[edit]

Notes

  1. ^ If the base note is 1, then the xth dot adds {displaystyle 1/2^{x}} the length (1/2, 1/4, 1/8, …).
  2. ^ Tempos vary from ≤24 beats per minute to ≥200 bpm; at a slow larghetto tempo of quarter note = 60 (one quarter note per second; 60 bpm), the length of a quintuple dotted note is 0.03125 seconds longer than a quadruple dotted note and presumably below the just-noticeable difference for musical duration and too fast to allow proper counting and accuracy.

References

  1. ^ Read 1969, p. 114, ex. 8–11; p. 116, ex. 8–18; p. 117, ex. 8–20.
  2. ^ Bussler, Ludwig (1890). Elements of Notation and Harmony, p. 14. 2010 edition: ISBN 1-152-45236-3.
  3. ^ «Extremes of Conventional Music Notation». indiana.edu.
  4. ^ Morehen, John. 2001. «Hemidemisemiquaver». The New Grove Dictionary of Music and Musicians, second edition, edited by Stanley Sadie and John Tyrrell. London: Macmillan.
  5. ^ Hefling, Stephen E. (2001). «Dotted rhythms». In Sadie, Stanley; Tyrrell, John (eds.). The New Grove Dictionary of Music and Musicians (2nd ed.). London: Macmillan. ISBN 978-1-56159-239-5.
  6. ^ Glen Rosencrans, Music Notation Primer. New York: Passantino (1979): 29
  7. ^ Read 1969, p. 119; p. 120, ex. 8–28. The author points out the obvious fact «that it is impossible to tie rests».
  8. ^ Read 1969, pp. 117–118. «Ranging from Renaissance madrigals to the keyboard works of Johannes Brahms, one often finds such a notation as the one at the left below.» (The next page shows an example labeled «older notation» of two measures of music in 4
    4
    of which the second measure contains, in order: an augmentation dot, a quarter note and a half note.).
  9. ^ Taylor, Eric (2011). The AB Guide to Music Theory Part I. ABRSM. p. 18. ISBN 978-1-85472-446-5.
  10. ^ Adam Carse, 18th Century Symphonies: A Short History of the Symphony in the 18th Century. London: Augener (1951): 28. «Contemporary theorists made it clear that the dotted note should be sustained beyond its actual value (the double dot was not then in use), and that the short note or notes should be played as quickly as possible.»
  11. ^ Range, Matthias (2012). Music and Ceremonial at British Coronations : From James I to Elizabeth II. Cambridge: Cambridge University Press. p. 4. ISBN 978-1-139-55234-9. OCLC 811502356.
  12. ^ «Frederick George Edwards. Born, October 11, 1853. Died, November 28, 1909». The Musical Times. 51 (803): 9–11. 1910. ISSN 0027-4666.

Sources

  • Read, Gardner (1969). Music Notation: A Manual of Modern Practice (2nd ed.). Boston: Allyn & Bacon.

External links[edit]

  • Media related to Dotted notes at Wikimedia Commons
  • «Learn to Read Drum Music – Part 6 – Dotted Notes Explained», thenewdrummer.com

From Wikipedia, the free encyclopedia

Dotted notes and their equivalent durations. The curved lines, called ties, add the note values together.

In Western musical notation, a dotted note is a note with a small dot written after it. In modern practice, the first dot increases the duration of the basic note by half (the original note with an extra beam) of its original value. This means that a dotted note is equivalent to writing the basic note tied to a note of half the value – for instance, a dotted half note is equivalent to a half note tied to a quarter note. Subsequent dots add progressively halved value, as shown in the example to the right.[1][a]

Though theoretically possible, a note with more than three dots is highly uncommon;[2] only quadruple dots have been attested.[3] If the original note is considered as being of length 1, then a quintuple dot would only be 1/32 longer than the quadruple dotted note.[b] The difficulty may be seen by comparing dotted notation to tied notation: a quarter note (quarter note) is equivalent to 2 tied eighth notes (eighth note), a dotted quarter = 3 tied eighth notes, double dotted = 7 tied sixteenth notes (sixteenth note), triple dotted = 15 tied thirty-second notes (thirty-second note), and quadruple dotted = 31 tied sixty-fourth notes (sixty-fourth note). Although shorter notes do occur, sixty-fourth notes are considered the shortest practical duration found in musical notation.[4]

Base note duration = 1

Undotted 1 dot 2 dots 3 dots 4 dots
Lengthens N/A ({displaystyle 0}) 12 {displaystyle =0.5} 14 {displaystyle =0.25} 18 {displaystyle =0.125} 116 {displaystyle =0.0625}
Decimal result 1 1.5 {displaystyle 1.75} 1.875 {displaystyle 1.9375}
Fractional result 1 112 134 178 11516

The use of a dot for augmentation of a note dates back at least to the 10th century, although the exact amount of augmentation is disputed; see Neume.

A rhythm using longer notes alternating with shorter notes (whether notated with dots or not) is sometimes called a dotted rhythm. Historical examples of music performance styles using dotted rhythms include notes inégales and swing. The precise performance of dotted rhythms can be a complex issue. Even in notation that includes dots, their performed values may be longer than the dot mathematically indicates, a practice known as over-dotting.[5]

Notation[edit]

If the note to be dotted is on a space, the dot also goes on the space, while if the note is on a line, the dot goes on the space above (this also goes for notes on ledger lines).[6]

 {
    relative c'' {
        time 4/4
        c4. d8 b8. a16 g4
    }
}

The placement of dots gets more complicated for adjacent-note chords and for lower voices, as shown below.

 {
    << clef treble
        relative c'' {
            time 4/4
            stemNeutral <b c>4. e8 <g, a b c d>4. b8
            stemUp d4. c8 b8. c16 d c8.
        } \ relative c'' {
            s1
            g4. a8 b8. a16 g a8.
        }
    >>
}

The dots on dotted notes, which are located to the right of the note, should not be confused with the dots for staccato articulation, which are located above or below the note.

Theoretically, any note value can be dotted, as can rests of any value. If the rest is in its normal position, dots are always placed in third staff space from the bottom, as shown in the example below.

 {
    relative c'' {
        time 6/8
        r2. r4. r8. r8.
    }
}

Dots can be used across barlines, such as in H. C. Robbins Landon’s edition of Joseph Haydn’s Symphony No. 70 in D major, but most writers today regard this usage as obsolete and recommend using a tie across the barline instead.[8]

Double dotting[edit]

 {
    relative c'' {
        set Staff.midiInstrument = #"violin"
        key bes major
        time 2/4

        clef treble
        f8.. es32 d8-. d-. 
        d( es) c4
    }  }

A double-dotted note is a note with two small dots written after it. Its duration is 1+34 times its basic note value. The double-dotted note is used less frequently than the dotted note. Typically, as in the example to the right, it is followed by a note whose duration is one-quarter the length of the basic note value, completing the next higher note value. Before the mid-18th century, double dots were not used. Until then, in some circumstances, single dots could mean double dots.[9]

In a French overture (and sometimes other Baroque music), notes written as dotted notes are often interpreted to mean double-dotted notes,[10] and the following note is commensurately shortened; see Historically informed performance.

Triple dotting[edit]

«Triple dot» redirects here. For the punctuation mark that usually indicates an intentional omission of a word or phrase from the original text, see Ellipsis. For other uses, see Three dots (disambiguation).

 { relative c'' { tempo 4 = 120 time 4/4 f4... f32 f4... f32 e1 } }

(0 dots)

(1 dot)

(2 dots)

(3 dots)

A triple-dotted note is a note with three dots written after it; its duration is 1+78 times its basic note value. Use of a triple-dotted note value is not common in the Baroque and Classical periods, but quite common in the music of Richard Wagner and Anton Bruckner, especially in their brass parts.[citation needed]

An example of the use of double- and triple-dotted notes is in Frédéric Chopin’s Prelude in G major for piano, Op. 28, No. 3. The piece, in common time (4
4
), contains running semiquavers (sixteenth notes) in the left hand. Several times during the piece Chopin asks for the right hand to play a triple-dotted minim (half note), lasting 15 semiquavers, simultaneously with the first left-hand semiquaver, then one semiquaver simultaneously with the 16th left-hand semiquaver.

Other contexts[edit]

The pseudonym «Dotted Crotchet» was used by the jounalist and editor of The Musical Times, Frederick George Edwards in that journal. Under this name he wrote «educationally suggestive interviews with musical celebrities», as well as a many articles about «cathedrals, churches, and educational institutions».[11][12]

See also[edit]

  • Tuplet

Notes and references[edit]

Notes

  1. ^ If the base note is 1, then the xth dot adds {displaystyle 1/2^{x}} the length (1/2, 1/4, 1/8, …).
  2. ^ Tempos vary from ≤24 beats per minute to ≥200 bpm; at a slow larghetto tempo of quarter note = 60 (one quarter note per second; 60 bpm), the length of a quintuple dotted note is 0.03125 seconds longer than a quadruple dotted note and presumably below the just-noticeable difference for musical duration and too fast to allow proper counting and accuracy.

References

  1. ^ Read 1969, p. 114, ex. 8–11; p. 116, ex. 8–18; p. 117, ex. 8–20.
  2. ^ Bussler, Ludwig (1890). Elements of Notation and Harmony, p. 14. 2010 edition: ISBN 1-152-45236-3.
  3. ^ «Extremes of Conventional Music Notation». indiana.edu.
  4. ^ Morehen, John. 2001. «Hemidemisemiquaver». The New Grove Dictionary of Music and Musicians, second edition, edited by Stanley Sadie and John Tyrrell. London: Macmillan.
  5. ^ Hefling, Stephen E. (2001). «Dotted rhythms». In Sadie, Stanley; Tyrrell, John (eds.). The New Grove Dictionary of Music and Musicians (2nd ed.). London: Macmillan. ISBN 978-1-56159-239-5.
  6. ^ Glen Rosencrans, Music Notation Primer. New York: Passantino (1979): 29
  7. ^ Read 1969, p. 119; p. 120, ex. 8–28. The author points out the obvious fact «that it is impossible to tie rests».
  8. ^ Read 1969, pp. 117–118. «Ranging from Renaissance madrigals to the keyboard works of Johannes Brahms, one often finds such a notation as the one at the left below.» (The next page shows an example labeled «older notation» of two measures of music in 4
    4
    of which the second measure contains, in order: an augmentation dot, a quarter note and a half note.).
  9. ^ Taylor, Eric (2011). The AB Guide to Music Theory Part I. ABRSM. p. 18. ISBN 978-1-85472-446-5.
  10. ^ Adam Carse, 18th Century Symphonies: A Short History of the Symphony in the 18th Century. London: Augener (1951): 28. «Contemporary theorists made it clear that the dotted note should be sustained beyond its actual value (the double dot was not then in use), and that the short note or notes should be played as quickly as possible.»
  11. ^ Range, Matthias (2012). Music and Ceremonial at British Coronations : From James I to Elizabeth II. Cambridge: Cambridge University Press. p. 4. ISBN 978-1-139-55234-9. OCLC 811502356.
  12. ^ «Frederick George Edwards. Born, October 11, 1853. Died, November 28, 1909». The Musical Times. 51 (803): 9–11. 1910. ISSN 0027-4666.

Sources

  • Read, Gardner (1969). Music Notation: A Manual of Modern Practice (2nd ed.). Boston: Allyn & Bacon.

External links[edit]

  • Media related to Dotted notes at Wikimedia Commons
  • «Learn to Read Drum Music – Part 6 – Dotted Notes Explained», thenewdrummer.com

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

пунктирный ритм

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Пункти́рный ритм (от лат. punctum — точка) (муз.), ритмический рисунок, образуемый при увеличении доли такта на половину длительности за счёт двукратного уменьшения следующей, более слабой доли. Обозначается точкой, поставленной справа от ноты: (рис.) и т. п.

Пунктирный ритм.

* * *

ПУНКТИРНЫЙ РИТМ — ПУНКТИ́РНЫЙ РИТМ (от лат. punctum — точка), в музыке — ритмический рисунок (см. РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК), образуемый при увеличении доли такта (см. ТАКТ) на половину длительности (см. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ) за счет двукратного уменьшения следующей, более слабой доли. Обозначается точкой, поставленной справа от ноты.

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ПУНКТИРНЫЙ РИТМ (от лат. punctum — точка) — в музыке — ритмический рисунок, образуемый при увеличении доли такта на половину длительности за счет двукратного уменьшения следующей, более слабой доли. Обозначается точкой, поставленной справа от ноты.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Здравствуйте! Это 13-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда».

В нём показано легко и понятно для новичка какие есть виды ритмических рисунков, сложные музыкальные размеры и темпы. Точнее: ровные и неровные ритмы — пунктирный, синкопированный, ритмические фигуры — клаве, учащение, галоп, крючки 16-ыми, что такое темпоритм, однородные и смешанные музыкальные размеры, итальянские слова для обозначения темпов — ларго, модерате, престо. В конце урока показано как ритм, размер и темп связаны друг с другом и влияют на звучание музыкального образа и стиля музыки..

Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы расширим знания в области ритмики и поговорим про виды ритмов, музыкальных размеров и темпов и про их связь с динамикой. Приступим.

Содержание

  • 1 Виды ритмов
    • 1.1 Ровные ритмы
    • 1.2 Неровные ритмы
  • 2 Ритмические рисунки
  • 3 Ритмы на ударных инструментах
    • 3.1 Темпоритмы на тарелке
    • 3.2 Ритмы барабанов
    • 3.3 Свойства ритмических рисунков
  • 4 Виды размеров
    • 4.1 Простые размеры
    • 4.2 Сложные размеры
    • 4.3 Самые частые размеры
    • 4.4 Размеры с 8-ыми долями
    • 4.5 Переменный размер
  • 5 Полиметрия
  • 6 Виды темпов
  • 7 Влияние темпа на образ и характер музыки

Виды ритмов

У ритма в музыке есть 2 формы:

  • 1 – скрытая – внутри мелодии и гармонии или в игре инструментов с высотой тона и
  • 2 – явная – в игре ударных инструментов без высоты тона.

Ровные ритмы

В обоих случаях ритм есть 2-х видов:

1-ый вид ритмаровный или равномерный – ноты совпадают с ударами метронома.

По длине нот они могут быть:

  • 4-ные, как в мелодии про ёлочку.  
  • 8-ые как в мелодии про горного короля.
    Или как партия баса в песне Michael Jackson – Billie Jean.
  • 8-ые триоли как в гармонии в виде арпеджио на фортепиано в «Лунной сонате» Бетховена – звучание монотонное и убаюкивающее.  

Арпеджио в переводе c итал. «играть на арфе», когда аккорды озвучиваются последовательно и короткими нотами, а не одновременно и длинными.

  • То же, но в виде 16-ых нот есть в «Прелюдии До-Мажор» Баха.
  • Повторение аккордов 16-ыми нотами в 8-ых долях есть в песне группы Queen – Show Must Go On.

Неровные ритмы

2-ой вид ритманеровный или неравномерный – ноты не совпадают с метром. Он есть 2-х подвидов:

1-ый подвид – пунктирный, когда есть ноты с точками. Пункт в переводе с нем. «точка». Его основа — долгая нота с точкой на сильном времени и за ней короткая нота на слабом.  

Как правило, соотношение их длительностей 3 к 1: ½ с точкой и ¼, ¼ с точкой и 1/8, 1/8 с точкой и 1/16. Он слегка неровный, так как совпадение ритма и метра частичное есть.

Он есть в мелодии «С Днём рождения» в размере ¾. И ещё в гимне России, что в размере 2/4.

Здесь 8-ая с точкой + 16-ая образуют ритмическую фигуру — часто повторяющееся сочетание длительностей. От её вида зависит характер музыки.

Раз обе мелодии связаны с торжеством, то этот ритм его подкрепляет и создаёт маршевость – Там-та-дам, там-та-дам. Короткие ноты воспринимаются как второстепенные и они словно «подталкивают» к звучанию более важные длинные. И если их сдвинуть на место, то ритм станет ровным и торжественность сгладится и будет звучать более спокойно.

2-ой подвид неровного ритма – синкопированный, когда есть слигованные ноты: синкопы. Пример – мелодия из кинофильма «Терминатор».

Ещё из песни группы Abba – Dancing Queen — танцующая королева.  Об этом говорят точки и лиги в нотах.

Ритмические рисунки

Часто ровный и неровный ритмы сочетаясь образуют устоявшиеся или шаблонные ритмические группы. Рассмотрим распространённые из них.

1-ый ритмclave – в переводе с испанского «ключ» — это основа латиноамериканской музыки. Это название 2-х палочек из твёрдого дерева, на которых и играли изначально этот рисунок.

Его суть – 5 ударов: 3 неровных и 2 ровных. Часто добавляется в конце 3-ий удар, чтобы в одном такте было 3 ровных и 3 неровных удара.

Пример звучания – фоновое фортепиано в песне группы Blue SystemSorry Little Sarah. Это был прямой клаве – 3-2, но ещё есть обратный – 2-3, когда ноты играют задом наперёд. Пример звучания – фоновый синтезатор в песне группы Blue SystemDr. Mabuse.

2-ой ритмучащение – 3 удара в долю и 2 мимо так, что расстояние между нотами сокращается: сначала 2 ¼, потом 2 1/8-ые с точкой и 1 1/8 ноты.

Пример звучания – электроорган в песне HaddawayWhat Is Love.

3-ий ритм3 в долю и 3 мимо – когда ноты сначала совпадают с метром, а потом – нет.  Чаще добавляются ещё 2 ноты – в долях.

Пример звучания – рифф на электрогитаре с перегрузом в песне группы Deep Purple – Smoke On The Water.

Ещё пример – пение ритмо слогов «ла-ла-ла» в песне Kylie Minogue – Can’t Get You Out Of My Head.

4-ый ритмподбивка – неровный ритм со слабой доли, что создаёт полиритмию. Образуется от ритма клаве: нужно 4-ую ноту сдвинуть на 16-ую влево и потом всю фигуру сместить на 8-ую вправо.

Пример звучания – синтезатор на фоне в песне группы ТатуНас не догонят. Только здесь он не сам по себе, а смешан с подвидом ритма учащения из 32-ых нот на октаву ниже.

5-ый ритмложные триоли – по сравнению с настоящими в них 2-ая и 3-ья ноты смещены вперёд на 32-ую длительность. Обычные триоли создают маршевый характер ритма, а ложные – танцевальный.

Вот пример звучания из одной моей песни.  По сути это дважды повторённая 1-ая часть ритма клаве. Оба этих ритма есть в мелодии ABBA.  

6-ой ритмгалоп – похож на скачку лошади – чередование групп из 3-х 16-ых нот и 16-ых пауз между ними. Часто 1-ую ноту акцентируют, переносом на октаву выше. А ещё её можно сдвинуть на 16-ую вправо.  

7-ой ритмкрючок из 16-ых – ноты и паузы везде 16-ые, а узор такой: 3 ровные ноты + 2 фигуры с внутри долевыми синкопами с упором явно на 2-ую 16-ую из 2х, что и цепляет внимание.

Он вместе с ритмом клаве есть в песне про доктора Мабузэ.

Такие цепляющие ритмофигуры характерны для танцевальной музыки 90-х годов.

Другой подвид крючка из 16-ых – 4 двойные 16-ые подряд.  Эта фигура есть во вступлении к песне Sandr-ыMaria Magdalena. Заметьте: нижняя нота на месте, а верхняя спускается по ступеням начиная с октавы.  

Ритмы на ударных инструментах

Теперь о ритмах на ударных инструментах. Вот ровная игра барабанов под метр.

Темпоритмы на тарелке

На её фоне у тарелки – сдвоенной медной пластине можно прописать пульсации или темпо ритмы – сочетания определённых длительностей нот, что влияет на восприятие темпа.

Их есть 2 вида – ровные и неровные.

Ровные есть 3-х типов:

1-ый – 4-ные – игра открытой тарелки вместе с барабанами.  Другие 2 типа играются на закрытой тарелке. 2-ой – 8ые.  3-ий – 16ые.

Чем короче длительность, тем живее ритм и более быстрым кажется темп.

Это были ровные пульсации и они применимы в любых стилях музыки.

Теперь про 2 типа неровных: 1-ый – 8-ые триоли.  2-ой – shuffle — пропуск 2-ой триоли в каждой группе.

Вывод: неровные темпо ритмы создают маршевый характер.

Ритмы барабанов

Теперь о барабанах. У ровной их игры есть 2 типа:

1-ый тип – попеременная – большой и малый чередуются. Это характерно для рок и поп музыки. И тарелка играет на сильную долю.  

2-ой тип – одновременная – они совпадают во 2-ой и 4-ой долях. Это характерно для электронной танцевальной музыки. И тарелка играет на слабую долю.

На западе это называется 4 On The Floor – 4 удара на полу, где и лежит большой барабан или ещё он называется бочка.

В поп музыке её часто смещают с сильной доли на слабую для украшения.

1-ый такой ритм – бочка в середине 3-ей доли, то есть смещена на 8-ую вправо.

2-ой ритм – как 1-ый + 2 неровных удара в 1-ой половине такта, что похоже на фигуру clave.  Вот он же, но с видоизменениями. Эти ритмы относительно ровные.

Но если оба барабана сместить с сильных долей, то ритм будет неровный. В музыкальной теме к кинофильму «Терминатор» ритм ударных неровный из 16-ых нот.

Итак, ровные ритмы звучат монотонно, без резких колебаний или ломанности и могут применяться в любом стиле музыки.

Неровные – наоборот, звучат более гибко и ломано и не везде подходят.

Свойства ритмических рисунков

Вывод: длительности нот и пауз объединяются в разные ритмические группы, они же фигуры или рисунки.

У них 3 особенности:

  1. задают характер музыки – например, триольный или пунктирный ритм – маршевость.  А синкопированный – танцевальность.  
  2. имеют узнаваемость – например, РАЗ-2-3-РАЗ-2-3-РАЗ-2 – это ритм румбы.  
  3. создают основу для разных жанров и стилей музыки.

Так, рок-н-ролл – это ровный ритм барабанов с 2-ным ударом по малому + темпоритм 8-ыми на фортепиано в виде аккордов.  А джазовые ритмы неровные.

Их распространённых 2: 1-ый — shuffle – с англ. тасование – пунктирный ритм.

2-ой — swing – с англ. «качание» — то же, но темп побыстрее и смещение коротких нот не на 16-ую, а на 32-ую длительность.  А это совмещение триолей и пунктирного ритма.  

Виды размеров

Когда фигуры ритма исчерпаны, применяются разные виды размеров.

Простые размеры

Так танец танго и марш – это ровная игра в размере 2/4: 2-х дольный метр и чёткий ритм.

Вальс – то же, но в размере ¾: 3-х дольный метр и будто «кружащийся» ритм.

Напомню, размеры 2/4 и ¾ — простые.

Сложные размеры

И если их в разных сочетаниях соединять друг с другом, то они сложатся в 1 сложный размер. Так 2 простых размера 2/4 образуют сложный в виде 4/4. Сравним марши в них.

На месте стыка 2-х размеров образуется относительно сильная доля. Она слабее 1 сильной, но сильнее слабых 2-ой и 4-ой.

Совет – чтобы легко почувствовать размеры, повторяйте под них слова с тем же числом слогов, что и число долей в них: 2/4муза, ¾ — музыка, 4/4музыкальный.  

Сложные размеры есть 2-х видов:

1-ыйоднородные – слияние одинаковых размеров, например, 2/4 + 2/4 = 4/4 или ¾ + ¾ = 6/4, как слово музыковедение.

Заметьте: мозг всё равно разбивает его на 2 ¾-ных.

2-ой видсмешанные – слияние разных размеров, например, 5/4 – это сумма 2/4 и ¾. Важно: у него есть 2 разных по звучанию типа, смотря в каком порядке соединены размеры.

Если сначала 2/4, а потом ¾, то относительно сильная доля в 3 доле такта. По ударениям это равносильно слову «светомузыка».

Но если их соединить наоборот: сначала ¾, а потом 2/4, то она будет в 4-ой доле такта. Это как сочетание слов «музыка диско».

Положение сильной доли зависит от порядка соединения простых размеров, который указывается в скобках рядом со сложным: 5/4 . То есть от перестановки слагаемых сумма меняется и это относится ко всем сложным размерам.

Самые частые размеры

На практике применяются размеры со знаменателями 4 и 8 – с 4-ными и 8-ыми долями.

Цифра 2 — это половинные доли и они слишком длинные, а 16-ые и 32-ые – слишком короткие.

Обобщим 4-ные размеры. 2/4марш – чёткий и размеренный.  ¾вальс – плавный и покачивающий, как лодка на волнах.

Размеры 2/4 и ¾ часто применимы в детских и народных песнях.

4/4 – это популярная музыка, рок.  Он самый распространённый и у него есть особое обозначение — буква C у ключа.

Если её перечеркнуть, словно поделив на 2, это ещё одно обозначение размера 2/4.  

Размеры 5/4, 6/4 и 7/4 встречаются гораздо реже и они характерны для джаза и отдельных подвидов рока.

  • Пример 5/4 – джазовая тема Dave BruberickTake Five.
  • Пример 6/4 – одна из моих песен.
  • Пример 7/4 – песня рок-группы Pink FloydMoney.
  • Размер 8/4 не встречается, потому что проще мыслить размером 4/4, и разница между ними почти не ощутима.

Размеры с 8-ыми долями

Кроме 4-ных долей такта есть 8-ые. Слушаем 2 тиканья часов. Их отличие: в 1-ом — 4-ти и медленные, а во 2-ом – 8-ые и быстрые.

Сравним размеры ¾ и 6/8. С точки зрения математики как дробь они одно и то же. Но в музыке раз 8-ая в 2 раза короче 4-ной, то в 1 такте их в 2 раза больше и темп кажется быстрее в 2 раза.

Вот пример ритма в размере 6/8. Согласитесь, его неудобно считать как ¾, а как 6/8 – очень удобно.

И в нём 2 сильные доли – 1-ая и 4-ая – на стыке 2-х размеров 3/8. Он считается так – РАЗ-2-3-ЧЕТЫРЕ-5-6.

  • Пример ¾ — мелодия Greensleeves – зелёные рукава.
  • Пример 6/8 – мелодия из кинофильма «Пираты Карибского Моря».  

Наиболее часто среди смешанных размеров применяются 5-и и 7-и дольные — 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.

Причём 7/8 – это сложение 3-х простых размеров 3/8 и 2 2/8.

Переменный размер

Обычно на протяжении всей песни один и тот же размер. Но он также может меняться, что встречается очень редко. Это называется переменным размером, и он есть 2-ух видов:

1-ый видпериодический или равномерный – размеры меняются через одинаковые промежутки времени – каждый такт, 2 такта и т.д. Обозначение – дроби при ключе: ¾, 4/4.

Пример – песня группы — Led ZeppelinOcean. Здесь каждый такт чередуются размеры 4/4 и 7/8.

2-ой видапериодический или неравномерный – размеры меняются случайным образом. Новый размер пишется в нотном тексте после тактовой черты. Это характерно для симфоний и народных песен, в особенности русских.

Полиметрия

Ещё ритм мелодии и ритм ударных могут быть в одном и том же размере.

Пример – мелодия про ёлочку и ровная игра ударных в размере 4/4. Они на слух играют слаженно. Но они могут быть и в разных размерах.

Здесь мелодия также в 4/4 – 2-х дольный размер, а ударные играют в размере 6/8 – 3-х дольном.

Теперь на фоне барабанов мелодия кажется кривой и неровной. Это звучит необычно и такой приём называется полиметрия – одновременное сочетание разных метров.

Не путайте её с полиритмией — сочетанием разных ритмов – ровного и неровного, но при этом звучащих в одном и том же размере.

Вывод: метроном от греч. metron – мера и nomos – закон, то есть по какому закону вести счёт в музыке. Счёт времени в часах всегда один и тот же: расстояние между движениями стрелки – секунды, их число между цифрами – 5 и скорость движения стрелки неизменна. В музыке же с помощью размера можно изменить число делений – 2,3,4 и более и величину делений – 4-ти, 8-ые.

Виды темпов

Но ещё с помощью темпа можно менять скорость отсчётов в одном и том же размере. Это как биение сердца: медленное и быстрое. Помним из урока 4, что темпы условно делятся на 3 группы – медленныениже 100, умеренные или средниеот 100 до 120 и быстрыевыше 120 ударов в минуту.

Но внутри этих крупных делений есть более мелкие, что видно в таблице. Они обозначаются итальянскими словами с указанием характера движения, иногда с переводом на русский. Но слова условны и приблизительно отражают темп.

Для большей точности рядом с ними указывают число ударов в минуту через знаки ¼–ной ноты и равно справа от ключа. Для простоты каждый темп включает 20 ударов в минуту, но и эти границы не точные.

  • largo, adagio, andante – медленные,
  • moderato – умеренный,
  • allegro, viva, presto – быстрые.

Темпы ниже 40 и выше 180 ударов в минуту почти не применяются. Для их обозначения к близким к ним темпам добавляется суффикс превосходной степени – issimo – соответственно largissimo и prestissimo.

То же применяется и в динамических оттенках — описаниях громкости исполнения:

  • piano – тихо – буква p, а pianissimo – очень тихо – 2 буквы p,
  • forte – громко – буква f, а fortissimo – очень громко – 2 буквы f.  

Ещё к ним можно добавить приставку mezzo – средне – mezzopiano и mezzoforte.

Громкость есть постоянная и переменная. Постепенный рост громкости называется crescendo – обозначается значком расширяющийся вилки, а постепенный спад — diminuendo – сужающаяся вилка.  Как и громкость, темп может быть постоянным и переменным.

Замедление или плавное снижение темпа по-итальянски ritardando, а ускорение или плавное увеличениеaccelerando.

Темп можно сменить в любом такте через меню Insert – вставка -> Tempo Change.  Для возвращения к начальному или предыдущему темпу пишут Tempo precedente.

Влияние темпа на образ и характер музыки

Темп и динамика  влияют на характер музыки: быстрая и громкая игра нот создаёт напряжение, а медленная и тихая – расслабление.

Равномерные ритмические рисунки хорошо звучат и в медленных, и в быстрых темпах. Неровные ритмы медленно звучат хорошо, а быстро – коряво.

Ещё темп влияет на настроение и образ музыки: медленные выражают грусть и серьёзность, как в Лунной Сонате Бетховена – темп 70. А быстрые – радость и лёгкость, как в Полёте Шмеля Римского-Корсакова – темп 180.

Игра произведения в несвойственном для него темпе искажает художественный образ музыки.

Темп гимна – 100 ударов в минуту. При 150 торжественность смазывается и переходит в веселье.

Темп зависит не только от частоты игры долей такта, но и от темпо ритма. Так ровная игра барабанов с равномерными 8-ми ударами по тарелке воспринимается медленнее, чем с 16-ми ударами.

У каждого стиля музыки свой характерный темп: рок – 120-140, рок-н-ролл – 160. Если от него сильно отклониться, например к 100 ударам, то восприятие стиля будет искажено.

У ритма джаза Shuffle темп 120, а у Swing-a – 160.  

Марш в умеренном темпе – 100-120. При 180 он звучит не свойственно для себя.

Ещё восприятие темпа зависит от размера. Так хоть и вальс звучит в темпе 180, но из-за размера ¾ сильные доли в 2 раза дальше друг от друга, чем в 2/4 или 4/4, поэтому он не воспринимается быстрым.  При 120 ударах он ощущается замедленным.

Наоборот, в размере 6/8, где доли короче и играют чаще, темп 110 ощущается быстрым.

Логично, что песня в духе баллады должна звучать медленно, а танцевальная музыка – умеренно или быстро.       

Заключение. В этом уроке вы познакомились с разными видами ритмов, размеров и темпов, которые в разных сочетаниях определяют настроение, характер и образный строй музыки. Поняли, что для каждого музыкального стиля есть общепринятые рамки в виде характерных ритмических рисунков, размеров и темпов.

В следующем уроке мы поговорим про мелодию и музыкальный синтаксис.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется пуля дура
  • Как пишется пятнадцатый век
  • Как пишется пульс учащается
  • Как пишется пятнадцатое на белорусском
  • Как пишется пульмикорт на латыни