Как пишется распределительный диктант

О проведении распределительных диктантов в начальной школе

Без диктантов не обходится ни один учитель, обучая русскому языку. Это касается и обучения и в начальных, и в средних, и в старших классах. Современная методика может предложить разнообразные виды диктантов. Учителя знают их. Я хочу остановиться на распределительном диктанте. На мой взгляд, он хорошо может помочь понять и усвоить новый материал, закрепить его. Провожу его часто. В моей методической копилке много заданий, которые используются при проведении такого типа диктантов. Это отдельная картотека. Карточки в ней сгруппированы по темам, разделам, классам. Обычно я начинаю проводить эти диктанты со II-III четверти 1 класса, с заданий связанных с изучением букв, звуков, слогов.

Проанализировав программу по русскому языку, учебники 1, 2, 3, 4 классов, я пришла к выводу, что весь материал, поддается систематизации. На каждое правило теперь составлены отдельные карточки. Для работы над тем или иным правилом удалось подобрать от 1-го до 4-5 видов заданий. На карточках я записываю название темы, затем идет инструкция, в столбиках же учащиеся распределяют слова, которые диктую им вразброс.

Смысл всех инструкций подчиняется учебной цели, поставленной на уроке. Во многих случаях, составляя инструкцию, ставится не одна цель. Вернее было бы сказать так, ставится цель закрепить, повторить не одну, а две-три темы.

После выполнения упражнения у меня есть возможность проверить, кто из детей насколько прочно усвоил материал. Проверку удается провести быстро: один читает слова из столбика, а остальные дети проверяют. После этого обычно провожу работу над правилом.

Ниже приведу подборку заданий к наиболее важным темам. Слова к заданиям приводятся в готовом, т.е. в выполненном виде(чтобы облегчить учителю восприятие о характере материала, который отбирается для диктанта). А учителя нужно диктовать слова для записи спонтанно, как мы говорим «вперемежку», не так, как они даны ниже.

Раздел I. Фонетика, графика, орфоэпия

Карточка 1

Темы: «Гласные буквы», «Гласные звуки»

Инструкция: запиши в первый столбик гласные буквы, которые передают один звук, а во второй столбик — гласные, которые передают два звука

Один звук  а    о   у   ы     и    э

Два звука  е    ё   ю  я

Карточка 2

Темы: «Звуки», «Буквы», «Согласные буквы», «Согласные звуки», «Гласные буквы», «Гласные звуки»

Инструкция: запиши слева гласные буквы, справа- согласные

Гласные: а, о, у, ы, э, и,

Согласные: б, в, к, д, л, р, с

Карточка 3

Темы: «Гласные буквы», «Гласные звуки»

Инструкция: запишите в первый столбик слова, в которых гласная буква обозначает два звука, а во второй столбик – слова, в которых гласная буква обозначает один звук и указывает на мягкость впереди стоящего согласного.

Два звука

Один звук

ель

съел

пью

ёж

пою

сел

вёл

мял

пел

спят

Карточка 4

Темы: «Слоги», «Перенос слов»

Инструкция: запиши сначала односложные, затем двусложные и, наконец, трехсложные слова. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Один слог

Два слова

Три слога

слон

пень

Дон

сом

вал

Оля

сойка

килька

Тая

ванна

осенний

около

талия

осьминог

Карточка 5

Темы: «Правописание глухих и звонких согласных в слове»

Инструкция: запиши слова в первый столбик, в которых происходит озвончение глухого согласного звука, а во второй —  слова,  которых происходит оглушение согласного звука.

Озвончение

просьба

молотьба

рюкзак

отжил

вокзал

сбил

Оглушение

дуб

пробка

ловкий

резкий

рог

лаз

Карточка 6

Темы: «Звонкие и глухие согласные в середине слова»

Инструкция: сначала запиши слова, в которых требуется написание звонких согласных в середине слова, а затем – глухих согласных в середине слова.

Звонкие

морозный

могли

резкий

кувшин

свадьба

лезть

буравчик

Глухие

косьба

могли

молотьба

кафтан

лестница

рюкзак

анекдот

Задание по своему характеру  сложнее, чем все остальные, связанные с написанием звонких и глухих согласных, поскольку здесь учащиеся должны проявить знания по орфоэпии, грамматике. Знать о способности согласных звуков влиять друг на друга. Следовательно, здесь они столкнуться с различием в написании и произношении, что вызовет трудности. Каждое слово требует время на обдумывание, поэтому диктант следует проводить медленнее. Также его можно использовать в качестве индивидуальной работы с сильными учащимися

Раздел II. Словообразование

Карточка 1

Темы: «Состав слова», «Корень», «Суффикс», «Окончание»

Инструкция: запиши слова соответственно моделям

Корень+суффикс

Корень+суфф.+суфф

Корень+ окончание

лесок

снежок

тракторист

ключик

сыночек

бежал

купил

морозил

сила

флейты

стадо

луга

книги

Карточка 2

Темы: «Состав слова», «Приставка», «Корень», «Суффикс», «Окончание»

Инструкция: данные слова распределить по столбикам. Слова должны соответствовать схемам.

Приставка+корень

Пристав.+корень+суфф.

Корень+суфф.+оконч.

залез

подъезд

поезд

перекрёсток

обломок

подстаканник

подоклнник

глубина

корчица

горлица

мерзкий

Карточка 3

Темы: «Состав слова», «Приставка», «Корень»

Инструкция: сначала запиши слова, в состав которых входит приставка, а затем слова, в которых приставки нет. Для этого сначала выдели в словах корни.

Есть приставка

Нет приставки

отторгнуть

связал

подушка

охладить

подчинение

подъезд

свергать

сверху

росчерк

свесить

свинья

охотник

подхалим

позвонок

здоровье

свежий

сварливый

сверчок

позиция

свёкла

Раздел III. Морфология

Карточка 1

Темы: «Слова, обозначающие предметы», «Слова, обозначающие признаки», «Слова, обозначающие действия» (1 класс)

Инструкция: слова, обозначающие предметы запиши в 1ый столбик, признаки – во 2ой столбик, действия – в 3ий.

предметы

признаки

действия

клюква

лицей

облако

медведь

весло

высокий

яркая

целое

осеннее

большой

свежая

дышать

класть

звонить

платить

ловить

работать

Карточка 2

Темы: «Части речи», «Имя прилагательное», «Имя существительное», «Глагол» (2 класс)

Инструкция: запиши сначала существительные, затем прилагательные, глаголы.

существительные

прилагательные

глаголы

шмель

картина

ребенок

тетрадь

город

сумка

животное

тихий

красное

светлое

твердый

спокойный

ручной

скромная

сидеть

дышать

цвести

расти

кушать

идти

пить

Карточка 3

Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Инструкция: запишите сначала одушевленные имена существительные, а затем неодушевленные.

одушевленные

неодушевленные

хозяин

мальчик

корова

жучок

человек

герань

торжество

радость

массаж

олимпиада

Карточка 4

Тема: «Собственные имена существительные»

Инструкции: запиши сначала имена, затем отчества, клички животных.

имена

отчества

клички

Елена

Софья

Игорь

Алексей

Роберт

Ильинична

Александровна

Николаевич

Максимович

Саввович

Джек

Кеша

Трезорка

Кузя

Зорька

Карточка 5

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные»

собственные

нарицательные

Обь

Пушкин

Байкал

Анна Павловна

Лондон

горе

человек

кошка

свет

хотьба

Каточка 6

Тема: «Род имён существительных»

Инструкция: распредели имена существительные по столбикам в зависимости от рода.

Женский род

Мужской род

Средний род

ива

девочка

комната

вешалка

книга

капитан

учитель

палец

ветер

учебник

окно

дитя

ремесло

весло

море

Карточка  7

Тема: «Число имен существительных»

Инструкция: выбери из предложений сначала имена существительные единственного числа, а затем – множественного. (Учитель диктует предложения, а учащиеся выбирают на слух)

1.Утреннее солнце лениво подымалось… 2.Председатель постучал карандашом. 3. Ведь были ж схватки боевые. 4.Северный ветер дышал стужей  в тёмные окна. 5.Мелькают разъезды. 6.Женщины оказались на редкость приветливы. 7.Сосны вершинами машут приветливо. 8.Маленикие домики спят беспробудно. 9.Ночь была звездная. 10.Ямщики свистят по-степному.

Ед. число

Мн. число

солнце

председатель

ветер

ночь

схватки

окна

разъезды

женщины

вершины

сосны

домики

ямщики

Карточка 8

Тема: «Склонение имён существительных»

Инструкция: распредели имена существительные по столбикам в зависимости от типа склонения.

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

диета

батюшка

дядя

нота

радуга

иней

джаз

диво

горе

дикарь

пыль

тень

ось

дочь

площадь

Карточка 9

Тема: «Именительный и винительный падежи имён существительных»

Инструкция: выбери из предложений и запиши сначала имена существительные в именительном падеже, которые являются подлежащими, а затем имена существительные, которые являются второстепенными членами.

Охотники зажгли большой костер. В солнечный день ребята решили пойти на каток. Зимний морозец приятно щипал лицо. Метель занесла высокий дуб снегом. Путники перешли снежный перевал.

И. п.

В. п.

Охотники

ребята

морозец

путники

метель

костер

на каток

дуб

перевал

лицо

Карточка 10

Темы: «Глагол», «Неопределенная форма глагола», «Изменение глагола по временам»

Инструкция: запиши глаголы в неопределенной форме в 1ый столбик, прошедшего времени – во 2ой, настоящего – в 3ий, будущего – в 4ый.

Неопред. форма

Прош. время

Наст. время

Буд. время

любить

кормить

стоять

купить

водить

кусал

пахло

решала

висело

оценила

страдает

кипит

спит

страдает

обнимает

Будет видеть

запоёт

подметёт

будет гнать

сходит

Карточка 11

Тема: «Изменение глаголов по лицам и числам»

Инструкция: из данных слов выбери и распредели по столбикам глаголы в зависимости от лица и числа.

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

спешим

хворают

дремлем

шепчу

болею

говоришь

читаете

пугаешь

стираете

печёте

мечтает

собирают

лепят

купает

стучит

Карточка 12

 Тема: «Спряжение глаголов»

Инструкция: запиши глаголы 1го спряжения слева, а 2го – справа.

1-е спряжение

2-е спряжение

тереть

катать

колоть

умывать

строить

рубить

держать

слышать

вертеть

смотреть

Система распределительных упражнений, о которых рассказывалось выше, предусматривает проверку знаний. Умений и навыков учащихся на трёх основных этапах изучения любой темы: первичное усвоение, последующее закрепление и активное оперирование усвоенным материалом. Это во-первых. Во-вторых, эту работу можно проводить на разных языковых уровнях, отражённых в названиях разделов. В-третьих, проведение такого вида диктантов даёт возможность рационально и  эффективно использовать время на каждом уроке.

Распределительные диктанты на уроках русского языка в начальных классах

Распределительные диктанты на уроках русского языка в начальных классах.

Распределить слова в столбики ( предмет, признак, действие): пирог, большой, стоит, бежит, горький, лёд, цветёт, маленькая, мороз, ходили, больной, берег. (Что интересного заметили в каждом столбике?)

Распределить слова в столбики в зависимости от гласной, которую надо проверить (е, и, я): стена, рядок, цветной, лиса, лесная, пятёрка, свисток, плясать.

Распределительный диктант на безударную гласную а – о: трава, роса, скала, окно, гора, волна, страна, глазной, малыш, большой. (Задание: найти лишнее слово в каждом столбике).

Распределить слова в столбики одушевлённое – неодушевлённое существительное: синица, рябина, берёза, товарищ, собака, одежда, воробей, завод, капуста, ученик, молоко, медведь, лопата, лягушка.

Распределить слова в зависимости от роли ь (смягчающий – разделительный): мальчик, серьги, свинья, ружьё, пальма, перья, зверьки, коньки, копьё, жильё, больница, вьюга, бельё, жильцы, Илья, кольцо, льдина, ручьи, деревья, пальто.

Проверяемые безударные гласные – непроверяемые безударные гласные (словарные слова): деревня, цветок, трава, ученик, работа, окно, столы, молоко, пенал, сосна, осина, повар, жильцы.

Существительное – прилагательное – глагол: пьют, весёлый, хороший, хлеб, молчит, щавель, красивый, летает, снег, ястреб, кричат, враг, серьёзный. (Вопрос: какие орфограммы встретились?)

Распределить слова в столбики в зависимости от парной согласной в корне ( д – т): шутка, лодка, гладкий, плитка, чуткий, сладкий, беседка, клетка, ветка, редкий, палатка, грядка; ж – ш: избушка, ножка, верхушка, ложка, кошка, мошка, фуражка, пряжка, лягушка, крошка, сторожка, опушка.

Парные согласные – безударные гласные: узкий, гладкая, молчит, глядит, сидел, скользкие, гибкая, висят, робкие, сладкая, лежит, роняет. ( Что интересного заметили? – Прилагательные и глаголы).

Распределительный диктант на безударные гласные е,и, я: удивил, детвора, прямой, закричать, ледовый, пятёрка, читать, висел, стена, спина, сидел, тянуть, тяжёлый, стекло, светло, свистеть.

Парные согласные – непроизносимые согласные: звёздный, низкий, скользкий, известный, тростник, робкий, сладкий, гладкий, местный, поздний, устный, когти, лёгкий, грустный, областной. (Дополнительно: в каждом столбике найти лишнее слово).

Есть непроизносимая согласная – нет непроизносимой согласной: местность, тесный, участвовать, грустный, сердце, небесный, чудесный, счастливый, прекрасный, опасный, тростник, вкусный.

Парные согласные – непроизносимые согласные – безударные гласные: таскали, капустный, ненастная, мягко, ловко, беседка, висит, сидят, окрестность, пастбище, овраг, заморозки, известный, блузка, садился.

Ь – Ъ: подъём, жильё, семья, изъян, певунья, предъявить, вьёт, шьют, разъярённый, объединить, ручьи, съедобные.

Распределительный словарный диктант (по родам): яблоко, ягода, помидор, огурец, погода, облако, ветер, воскресенье, суббота, понедельник, пальто, комната, метро, карандаш, товарищ, молоко, лестница, праздник.

Распределительный диктант на временные формы глагола: зеленеет, пошёл, победит, блестел, читаем, висит, прилетит, спала, поиграем.

Есть ь – нет ь: обруч, ключ, дочь, брошь, врач, помощь, молодёжь, плащ, сыч, мышь, полночь, гараж, товарищ, глушь, тишь, рожь.

Распределить имена существительные по склонениям: улица, класс, дерево, ветер, дорога, ночь, метель, лагерь, яблоня, деревня, яблоко, город, Калуга, Володя, помощь, дождь, Аркадий, солнце, осень.

Распределить глаголы в столбики по виду(совершенный – несовершенный): осветить, освещать, побеждать, победить, купить, покупать, отправлять, отправить, возвратить, возвращать, вспоминать, вспомнить, объяснять, объяснить, разрешать, разрешить.

Источник

Методика русского языка, для начальной школы «В мире диктантов»

Автор: Диканбаева Р.Р. – учитель начальных классов КГУ «ОСШ №27 г. Темиртау»

Методическая копилка 2015г.

Аннотация: Вы молодой начинающий учитель, а может опытный профессионал? Тогда эта систематизация из различных источников методической литературы и передового опыта о разнообразии видов диктантов позволит учителям начальных классов или учителям русского языка шире взглянуть на возможности работы с текстом и сделать процесс обучения написания диктантов более привлекательным видом заданий для учащихся. Структура: цель проведения, методические основы работы над каждым видом диктантов с образцами и рекомендациями.

Ключевые слова: диктант, виды диктантов, классификация диктантов, текущий, итоговый, выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, свободный, восстановленный, по аналогии, предупредительный, диктант с обоснованием, объяснительный, диктант «Проверяю себя», самодиктант или письмо по памяти, комментированный, зрительно-слуховые диктанты, творческий.

Разнообразие диктантов. Методика их проведения.

1. Понятие о диктанте.

Диктант – это упражнение, состоящее в записи учащимися материала, воспринимаемого на слух.

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого, для учащихся, состоит в записи воспринимаемого на слух слова, предложения, текста

Основной вид работы обучения правописанию.

Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему.

Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков.

Распределительный диктант это что.

Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материал

Схема – классификация видов диктантов

Распределительный диктант это что

2.1. Текущий и итоговый контрольные диктанты

Текущий контрольный диктант.

Методика проведения контрольного диктанта такова: сначала учитель читает весь текст, после чего задаёт несколько вопросов по содержанию для выяснения степени понимания детьми смысла прочитанного, затем диктует каждое предложение всего один раз, дети повторяют про себя и записывают.

После того как дети запишут весь текст, учитель ещё раз читает его, делая значительные паузы между предложениями, чтобы учащиеся могли проверить написанное.

В качестве текущего контрольного диктанта проводится словарный.

Итоговый контрольный диктант.

Итоговый контрольный диктант предполагает проверку усвоения детьми материала, изученного в течении длительного времени, например, четверти или полугодия.

Для итогового контрольного диктанта предпочтительнее текст, в котором нет слов на неизученные правила. Если же такие слова встречаются, то их нужно записать на доске. Количество слов в итоговом диктанте строго определено.

Уместно вспомнить методические советы К.Д.Ушинского относительно того, как надо диктовать: «Диктовать должно медленно, ясно, но целыми предложениями, а не отдельными словами, чтобы дети привыкли удерживать в уме целые мысли, а не ловили звуков».

Рекомендуется выполнение грамматического задания

Объем контрольных диктантов по классам

количество слов по классам

Требования к тексту

Интересный, по содержанию и форме изложения

Должен давать новую информацию об окружающем мире

Носить воспитывающий характер

2.2 . Виды обучающих диктантов

Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяснительные и комментированные в зависимости от того, когда, в какой момент работы проводится объяснение диктуемого текста: перед, после или во время диктовки.

Диктант с обоснованием

Диктант «Проверяю себя»

Самодиктант или письмо по памяти

2.2.1. Выборочный диктант

Выборочный диктант бывает : картинный, слуховой, зрительный.

1)выписать только слова из «Словаря»:

Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!

2) выписать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ

На столе стоит кувшин с водой. Расцвели душистые ландыши. Ребята, давайте жить дружно.

2.2.2. Распределительный диктант

1)записать в первый столбик слова – названия животных, во второй – слова – названия растений;

2.2.3. Выборочно-распределительный диктант

Выборочно-распределительный диктант это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.

Записать слова с Ь знаком в первый столбик, с Ъ – во второй.

По радио объявили об отправлении поезда. В нашей школе происходила съёмка фильма. Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть. В клетке метался разъяренный зверь.

2.2.4. Свободный диктант.

Свободный диктант – это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.

Под свободным диктантом понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.

Учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.

2.2.5. Восстановленный диктант

Восстановленный диктант – это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.

Восстановить текст в тех же синтаксических конструкциях по выписанным именам числительным .

Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 миллионам километров . Пешеход, преодолевая ежедневно по 30 километров , шел бы до Солнца 14000 лет . Поезд, идущий без остановок со скоростью 100 километров в час , достиг бы Солнца через 170 лет . Самолет, летящий со скоростью 100 километров в час, долетел бы до Солнца через 17 с лишним лет . Звук, достигающий в атмосфере скорости 350 метров в секунду , от Земли до Солнца дошел бы за 14 лет .

Диктант по аналогии это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.

После проведения наблюдений и беседы написать о калине, рябине или черемухе.

Абрикосовое дерево расцвело – оно стало удивительно нарядным. Все его веточки, унизанные розово-белыми цветами, выглядели невесомыми. Подуй ветер – не станет нарядного дерева: унесет он его весенний наряд за тридевять земель.

2.2.7. Предупредительный диктант

Диктуемый учителем текст подвергается орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем запись).

1) Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

2) Например, учитель читает предложение: Гриб походил на тарелку с водой.

После чего задаёт вопросы: о чем говорится в этом предложении? Что говорится? Какое это предложение? Что нужно поставить в конце его? Как нужно писать первое слово в предложении? Как и почему нужно писать слово «гриб» («походил»)? Как напишем «на тарелку, с водой»? Далее учитель сам поясняет написание слова «тарелку». К слову «водой» подберите проверочное. После такого разбора под диктовку учителя учащиеся записывают предложение в тетрадь.

Диктант с обоснованием

Ученик сначала даёт письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или в указании его грамматической формы.

Использовать вначале изучения темы «Безударные гласные корня, проверяемые ударением». «Звонкие и глухие согласные», «Непроизносимые согласные», «Правописание имён существительных с шипящими на конце», «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных», «Правописание личных окончаний глаголов».

Например, учитель диктует слова : земля, солнце, шубка, лошадка и т.д., дети в своих тетрадях записывают:

Земли – земля, солнышко – солнце, шуба – шубка, лошади – лошадка.

Все мотивируемые написания должны быть подчёркнуты. Обоснование, проводимое с целью сознательного предупреждения возможных ошибок, может быть не только письменным, но и устным.

2.2.8. Объяснительный диктант

Сначала происходит запись диктуемого, а потом даются объяснения. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки.

Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении ранее пройденного.

Часто предупредительный сочетают с объяснительным диктантом.

Например, при проведении диктанта по тексту «Клён» (3 класс; тема «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе») все написания объясняются после записи текста, а подчёркнутые орфограммы разбираются до его записи.

В ру сс ком лесу нет дерева красивее клёна. Это свет о любивое дерево с гла д ким чистым стволом. Весёлый клён р а стёт вместе с могучим дубом, кудрявой берёзой. В жаркие дни приятно о т дыхать под развес и стым клёном. (По И. Соколову-Микитову).

2.2.9. Диктант «Проверяю себя»

Диктант «Проверяю себя» – разновидность объяснительного диктанта: в сравнении с объяснительным диктантом в его обычной форме диктант «Проверяю себя» предполагает отбор для объяснения трудных по написанию слов самостоятельно каждым учеником, а объяснение этих слов даёт учитель или вызванный им ученик.

В процессе записи текста дети подчёркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать учителю любые вопросы, причём количество подчёркиваний и исправлений на оценку не влияет. Вполне возможно, что при записи некоторых слов дети не заметят трудностей и сделают ошибки. В таком случае необходима помощь учителя.

Функции : обучающая и проверочная.

2.2.1.0. Самодиктант или письмо по памяти

Самодиктант или письмо по памяти- учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.

Это упражнение позволяет активизировать внимание и все виды восприятия учащихся.

Выбранный учителем текст, образцовый по содержанию и в языковом отношении, разбирается на уроке, а затем заучивается школьниками наизусть. Ученики пишут по памяти. Учитель следит за письмом учащихся, затем по окончании работы открывает текст, ученики сверяют с ним написанное. Перед разбором текст выразительно читается учителем. Интонация, паузы, логическое ударение, темп чтения, тембр голоса, которыми пользуется преподаватель, помогают учащимся понять содержание прочитанного, облегчают грамматико-орфографический анализ его.

1)записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов ( молоток, лопата, топор );

На синей проталинке

2.2.1.1. Комментированный диктант

Комментированный диктант при проведении которого, ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.

Идея комментированного управления, или комментирования описана в методике С.Н.Лысенковой.

Учит не только учитель, но и каждый ученик в классе, когда, мысля вслух, объясняя свои действия, «ведёт» за собой остальных. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит всё, что он делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных.

У детей вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи «ученик – учитель».

2.2.1.2. Зрительно- слуховые диктанты

Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.

Слуховой диктант. Методика :

акустическое восприятие слова или текста;

осмысление слова или текста; языковой анализ: лексический, грамматический, орфографический;

внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным графическим воображением трудного слова;

Зрительный диктант (списывание) – такое орфографическое упражнение, которое исключает слуховое восприятие, не опирается на звучание слова .

прочтение слов, предложений с установкой на зрительное запоминание;

повторное прочтение с выделением и осознанием орфограмм (иногда исключается);

внутреннее или громкое проговаривание, проверка и комментирование орфограмм;

запись на основе зрительного образа слов;

самопроверка по образцу.

2.2.1.3. Методика проведения творческого диктанта

Творческий диктант – одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, промежуточное между чисто орфографическими упражнениями с одной стороны и специальными упражнениями по развитию речи – с другой.

Подбирается связный текст, дающий возможность закрепить изученное.

учитель называет вид работы и ее цель и проводит вступительную беседу.

Затем сообщается задание: что нужно вставить (или заменить), по каким признакам подбирать конструкции для вставки (или замены) и какие пометки нужно сделать в тетради.

После этого читается текст. Цель учащихся – внимательно слушать, осознать задание и предварительно подобрать хотя бы часть слов или конструкций для вставки в текст (или замены).

Прослушав отдельное предложение, ученики повторяют его про себя со вставленными (или замененными) конструкциями. Проговаривание тренирует память, помогает запомнить предложение, услышать измененный текст. При повторном чтении ученики записывают измененное предложение, а при третьем сравнивают продиктованный и записанный тексты. Третий раз текст может читать один из учеников.

Творческий диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст, предварительно подвергая его изменениям. Различают несколько видов творческого диктанта.

Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста).

Речь идёт только о распространении текста второстепенными членами предложения.

Например, в 3 классе при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже» возможен творческий диктант с заданием: распространить предложения второстепенными членами, выраженными именами прилагательными.

Клюква растёт в болотах. Её собирают осенью. Клюква – лекарство от всех болезней.

Творческий диктант на замену слов , т.е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя. Например, учитель диктует текст, в котором употреблены глаголы 1-го лица единственного числа. Дети по заданию учителя заменяют глаголы 1-го лица глаголами 2-го лица.

Что посею, то и пожну.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Творческий диктант – это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.

Виды творческих диктантов при изучении орфографии

Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов)

Такие диктанты предполагают вставку в текст подходящих по смыслу слов. Можно расширить текст путем введения предлогов, союзов, частиц.

Связный текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, читается с пропуском слов, а затем формулируется задача: вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом. Творческий диктант может носить как коллективный, так и индивидуальный характер. При анализе написанного (если он проводится после выполнения творческого диктанта) отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний.

Творческие диктанты с заменами

Некоторые части диктуемого текста в процессе его записи заменяются.

Например, замена отдельных слов однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена слов (словосочетаний, предложений) лексическими синонимами или замена одной грамматической формы, категории или конструкции другой.

Творческий диктант с комментированием орфографически трудных случаев.

Сам «комментатор» никогда не может одновременно и писать, и объяснять. «Психофизиологические свойства нашего мышления таковы, – пишет Б.Т. Панов, – что совершенно невозможно записывать текст и одновременно (абсолютно синхронно!) объяснять трудные орфограммы в словах»1. Таким образом, или он сначала объяснит нужную орфограмму, а затем запишет слово, или вначале запишет слово, а после сделает необходимые комментарии.

Творческий диктант с комбинированной подготовкой : перед записью первой части текста идет предварительное объяснение орфографии, вторая часть объясняется попутно с записью, последующие – анализируются после записи, а заключительная часть пишется самостоятельно без анализа. Комбинированный диктант проводится главным образом на повторительно-обобщающих уроках.

Творческий диктант по опорным словам .

На доске или карточках записываются опорные слова определенной грамматической категории, которые должны быть вставлены детьми в диктуемый текст. Учитель читает текст, пропуская написанные слова. Дети пишут диктант, выбирая по смыслу и вставляя пропущенные слова. Творческий диктант по опорным словам может быть основан на самостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой.

Например, учитель медленно диктует слова: осень, листья, дождь, небо, птицы. Дети записывают предложения в виде связного текста на тему «Осень».

« Наступила осень. С деревьев опадают листья. Весь день льет дождь. Небо покрыто тучами. Птицы улетают на юг».

Работа над этими ошибками ведётся в течение ряда уроков, диктант «По следам ошибок» представляет собой заключительный этап этой работы.

Цель диктанта – закрепление правописания слов. Учитель выбирает из ряда классных и домашних упражнений, контрольных работ типичные ошибки; выписывая, группирует их.

Дети должны быть заранее предупреждены о таком диктанте.

Диктант, состоящий из слов нескольких письменных работ, может быть рассчитан на 5-7 минут; если для диктанта используется материал всей четверти, то на 15-20 минут.

2.2.1.5. Подготовленные диктанты

Текст задается на дом для подготовки к написанию в классе.

Подготовленный, или разученный диктант

Этот диктант даёт ребёнку возможность подготовиться, разучить текст диктанта, т. е. разобрать все трудные случаи написаний в тексте диктанта, потренироваться на подобных примерах на уроке и дома, выполняя упражнение. Ученику разрешается (при желании) выучить текст диктанта.

Разученный диктант записывается под диктовку на следующем уроке.

Как правило, текст подготовленного диктанта насыщен орфограммами. Учитель может варьировать сложность такого диктанта в зависимости от подготовленности класса: использовать текст с разными видами орфограмм и пунктограмм, текст, который включает смешиваемые учениками языковые явления.

2.2.1.6. Графический диктант

Вырабатывает умение записывать реальный лексический, грамматический материал в виде графических схем.

Предъявляемый учителем языковой материал (слова, словосочетания, предложения, текст) ученики записывают в виде принятых в школьной практике графических изображений.

Для графического диктанта могут быть использованы схемы состава слова, однородных членов предложения, схема структуры словосочетания, простого предложения, осложнённых и сложных предложений.

Ход выполнения. Учитель диктует языковой материал первый раз – дети слушают, затем слово или предложение повторяется 2-3 раза, ученики записывают материал в виде схем; последнее чтение – для самопроверки.

– Учащимся предъявляется материал (визуально – картинки, рисунки, фото; кинестетически – движения, действия, позы), который вербализуется и записывается.

1. Пользуйтесь тематическими сборниками диктантов. (рекомендованными источниками методической литературы).

2. Не увлекайтесь творческими диктантами

3. Помните: у каждого вида диктанта своё назначение

4. Четко следуйте методике

5. Выберите те виды, которые наиболее эффективны для вашего класса.

Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.,1997.

Зеньковский В.В. Психология детства. М., Академия, 1995.

Лимпан-Орлова Г.К. Пиши правильно. М., Логос, 1991.

Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., Флинта, Наука, 1998.

Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов, М., Просвещение, 1984.

Семенова Е.Е. “Занимательная грамматика. М., Омега, 1995.

Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматика русского языка. М., Рольф. Айрис-пресс, 1997.

Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.,1991.

Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для VI класса на 2003/2004 учебный год.//РЯШ, 2003, № 4.

Источник

Разнообразие диктантов. Методика их проведения.

1. Понятие о диктанте.

Диктант – это упражнение, состоящее в записи учащимися материала, воспринимаемого на слух.

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого, для учащихся, состоит в записи воспринимаемого на слух слова, предложения, текста

  • Основной вид работы обучения правописанию.

  • Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему.

  • Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков.

2. Виды диктантов.

.

Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материал

Схема – классификация видов диктантов

2.1. Текущий и итоговый контрольные диктанты

  1. Текущий контрольный диктант.

Текущий контрольный диктант проводится для проверки знаний учащихся по изученным темам или отдельным вопросам .

Методика проведения контрольного диктанта такова: сначала учитель читает весь текст, после чего задаёт несколько вопросов по содержанию для выяснения степени понимания детьми смысла прочитанного, затем диктует каждое предложение всего один раз, дети повторяют про себя и записывают.

После того как дети запишут весь текст, учитель ещё раз читает его, делая значительные паузы между предложениями, чтобы учащиеся могли проверить написанное.

В качестве текущего контрольного диктанта проводится словарный.

  1. Итоговый контрольный диктант.

Итоговый контрольный диктант предполагает проверку усвоения детьми материала, изученного в течении длительного времени, например, четверти или полугодия.

Для итогового контрольного диктанта предпочтительнее текст, в котором нет слов на неизученные правила. Если же такие слова встречаются, то их нужно записать на доске. Количество слов в итоговом диктанте строго определено.

Уместно вспомнить методические советы К.Д.Ушинского относительно того, как надо диктовать: «Диктовать должно медленно, ясно, но целыми предложениями, а не отдельными словами, чтобы дети привыкли удерживать в уме целые мысли, а не ловили звуков».

Рекомендуется выполнение грамматического задания

Объем контрольных диктантов по классам

класс

1чет

2чет

3чет

4чет

количество слов по классам

1

8-12

15-17

17-20

20-25

2

25-30

30-35

35-40

40-45

3

45-50

50-55

55-60

60-65

4

65-70

70-75

75-80

80-85

Требования к тексту

Текст должен быть:

  • Связный

  • Понятный учащимся

  • Интересный, по содержанию и форме изложения

  • Должен давать новую информацию об окружающем мире

  • Носить воспитывающий характер

2.2. Виды обучающих диктантов

Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяснительные и комментированные в зависимости от того, когда, в какой момент работы проводится объяснение диктуемого текста: перед, после или во время диктовки.

  1. Выборочный диктант

  2. Распределительный диктант

  3.  Выборочно-распределительный диктант

  4. Свободный диктант

  5. Восстановленный диктант

  6.  По аналогии

  7. Предупредительный диктант

  8. Диктант с обоснованием

  9. Объяснительный диктант

  10. Диктант «Проверяю себя»

  11. Самодиктант или письмо по памяти

  12. Комментированный диктант

  13. Зрительно-слуховые диктанты

  14. Творческий диктант

2.2.1. Выборочный диктант

Выборочный диктантэто письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или – реже — предложения на закрепляемое правило.

Выборочный диктант бывает : картинный, слуховой, зрительный.

1)выписать только слова из «Словаря»:

Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!

2) выписать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ

На столе стоит кувшин с водой. Расцвели душистые ландыши. Ребята, давайте жить дружно.

2.2.2. Распределительный диктант

Распределительный диктант — это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам, по указанию учителя.

1)записать в первый столбик слова – названия животных, во второй – слова – названия растений;

2)записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е , во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную о , в третий – слова, в написании которых надо запомнить гласную а ;

2.2.3. Выборочно-распределительный диктант

Выборочно-распределительный диктант это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.

Записать слова с Ь знаком в первый столбик, с Ъ – во второй.

По радио объявили об отправлении поезда. В нашей школе происходила съёмка фильма. Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть. В клетке метался разъяренный зверь.

2.2.4. Свободный диктант.

Свободный диктант – это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.

Под свободным диктантом понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.

Учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.

2.2.5. Восстановленный диктант

Восстановленный диктант – это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.

Восстановить текст в тех же синтаксических конструкциях по выписанным именам числительным.

Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 миллионам километров. Пешеход, преодолевая ежедневно по 30 километров, шел бы до Солнца 14000 лет. Поезд, идущий без остановок со скоростью 100 километров в час, достиг бы Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 100 километров в час, долетел бы до Солнца через 17 с лишним лет. Звук, достигающий в атмосфере скорости 350 метров в секунду, от Земли до Солнца дошел бы за 14 лет.

2.2.6. По аналогии

Диктант по аналогии это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.

После проведения наблюдений и беседы написать о калине, рябине или черемухе.

Абрикосовое дерево расцвело – оно стало удивительно нарядным. Все его веточки, унизанные розово-белыми цветами, выглядели невесомыми. Подуй ветер – не станет нарядного дерева: унесет он его весенний наряд за тридевять земель.

2.2.7. Предупредительный диктант

  1. Предупредительный диктант — используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий.

Диктуемый учителем текст подвергается орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем запись).

1) Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

2) Например, учитель читает предложение: Гриб походил на тарелку с водой.

После чего задаёт вопросы: о чем говорится в этом предложении? Что говорится? Какое это предложение? Что нужно поставить в конце его? Как нужно писать первое слово в предложении? Как и почему нужно писать слово «гриб» («походил»)? Как напишем «на тарелку, с водой»? Далее учитель сам поясняет написание слова «тарелку». К слову «водой» подберите проверочное. После такого разбора под диктовку учителя учащиеся записывают предложение в тетрадь.

  1. Диктант с обоснованием

Ученик сначала даёт письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или в указании его грамматической формы.

Использовать вначале изучения темы «Безударные гласные корня, проверяемые ударением». «Звонкие и глухие согласные», «Непроизносимые согласные», «Правописание имён существительных с шипящими на конце», «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных», «Правописание личных окончаний глаголов».

Например, учитель диктует слова : земля, солнце, шубка, лошадка и т.д., дети в своих тетрадях записывают:

Земли – земля, солнышко – солнце, шуба – шубка, лошади – лошадка.

Все мотивируемые написания должны быть подчёркнуты. Обоснование, проводимое с целью сознательного предупреждения возможных ошибок, может быть не только письменным, но и устным.

2.2.8. Объяснительный диктант

Объяснительный диктант — включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом.

Сначала происходит запись диктуемого, а потом даются объяснения. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки.

Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении ранее пройденного.

Часто предупредительный сочетают с объяснительным диктантом.

Например, при проведении диктанта по тексту «Клён» (3 класс; тема «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе») все написания объясняются после записи текста, а подчёркнутые орфограммы разбираются до его записи.

Клён.

В русском лесу нет дерева красивее клёна. Это светолюбивое дерево с гладким чистым стволом. Весёлый клён растёт вместе с могучим дубом, кудрявой берёзой. В жаркие дни приятно отдыхать под развесистым клёном. (По И. Соколову-Микитову).

2.2.9. Диктант «Проверяю себя»

Диктант «Проверяю себя» – разновидность объяснительного диктанта: в сравнении с объяснительным диктантом в его обычной форме диктант «Проверяю себя» предполагает отбор для объяснения трудных по написанию слов самостоятельно каждым учеником, а объяснение этих слов даёт учитель или вызванный им ученик.

В процессе записи текста дети подчёркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать учителю любые вопросы, причём количество подчёркиваний и исправлений на оценку не влияет. Вполне возможно, что при записи некоторых слов дети не заметят трудностей и сделают ошибки. В таком случае необходима помощь учителя.

Функции : обучающая и проверочная.

2.2.1.0. Самодиктант или письмо по памяти

Самодиктант или письмо по памяти- учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.

Это упражнение позволяет активизировать внимание и все виды восприятия учащихся.

Выбранный учителем текст, образцовый по содержанию и в языковом отношении, разбирается на уроке, а затем заучивается школьниками наизусть. Ученики пишут по памяти. Учитель следит за письмом учащихся, затем по окончании работы открывает текст, ученики сверяют с ним написанное. Перед разбором текст выразительно читается учителем. Интонация, паузы, логическое ударение, темп чтения, тембр голоса, которыми пользуется преподаватель, помогают учащимся понять содержание прочитанного, облегчают грамматико-орфографический анализ его.

Диктант по памяти:

1)записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор);

2) Синее небо,

Синие тени.

Синие реки

Сбросили лёд.

Синий подснежник,

Житель весенний,

На синей проталинке

Смело растёт.

Л.Яхнин

2.2.1.1. Комментированный диктант

Комментированный диктант при проведении которого, ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.

Идея комментированного управления, или комментирования описана в методике С.Н.Лысенковой.

Учит не только учитель, но и каждый ученик в классе, когда, мысля вслух, объясняя свои действия, «ведёт» за собой остальных. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит всё, что он делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных.

У детей вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи «ученик – учитель».

2.2.1.2. Зрительно- слуховые диктанты

Зрительно- слуховые диктанты — начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм

Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.

Слуховой диктант. Методика :

  • акустическое восприятие слова или текста;

  • осмысление слова или текста; языковой анализ: лексический, грамматический, орфографический;

  • внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным графическим воображением трудного слова;

  • запись слова ;

  • самопроверка.

Зрительный диктант (списывание) – такое орфографическое упражнение, которое исключает слуховое восприятие, не опирается на звучание слова.

Методика:

  • прочтение слов, предложений с установкой на зрительное запоминание;

  • повторное прочтение с выделением и осознанием орфограмм (иногда исключается);

  • внутреннее или громкое проговаривание, проверка и комментирование орфограмм;

  • запись на основе зрительного образа слов;

  • самопроверка по образцу.

2.2.1.3. Методика проведения творческого диктанта

Творческий диктант – одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, промежуточное между чисто орфографическими упражнениями с одной стороны и специальными упражнениями по развитию речи – с другой.

  • Подбирается связный текст, дающий возможность закрепить изученное.

  • учитель называет вид работы и ее цель и проводит вступительную беседу.

  • Затем сообщается задание: что нужно вставить (или заменить), по каким признакам подбирать конструкции для вставки (или замены) и какие пометки нужно сделать в тетради.

  • После этого читается текст. Цель учащихся – внимательно слушать, осознать задание и предварительно подобрать хотя бы часть слов или конструкций для вставки в текст (или замены).

  • Прослушав отдельное предложение, ученики повторяют его про себя со вставленными (или замененными) конструкциями. Проговаривание тренирует память, помогает запомнить предложение, услышать измененный текст. При повторном чтении ученики записывают измененное предложение, а при третьем сравнивают продиктованный и записанный тексты. Третий раз текст может читать один из учеников.

Творческий диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст, предварительно подвергая его изменениям. Различают несколько видов творческого диктанта.

  1. Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста).

Речь идёт только о распространении текста второстепенными членами предложения.

Например, в 3 классе при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже» возможен творческий диктант с заданием: распространить предложения второстепенными членами, выраженными именами прилагательными.

Клюква.

Клюква растёт в болотах. Её собирают осенью. Клюква – лекарство от всех болезней.

  1. Творческий диктант на замену слов, т.е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя. Например, учитель диктует текст, в котором употреблены глаголы 1-го лица единственного числа. Дети по заданию учителя заменяют глаголы 1-го лица глаголами 2-го лица.

Что посею, то и пожну.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Творческий диктант – это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.

Виды творческих диктантов при изучении орфографии

  1. Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов)

Такие диктанты предполагают вставку в текст подходящих по смыслу слов. Можно расширить текст путем введения предлогов, союзов, частиц.

Связный текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, читается с пропуском слов, а затем формулируется задача: вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом. Творческий диктант может носить как коллективный, так и индивидуальный характер. При анализе написанного (если он проводится после выполнения творческого диктанта) отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний.

  1. Творческие диктанты с заменами

Некоторые части диктуемого текста в процессе его записи заменяются.

Например, замена отдельных слов однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена слов (словосочетаний, предложений) лексическими синонимами или замена одной грамматической формы, категории или конструкции другой.

  1. Творческий диктант с комментированием орфографически трудных случаев.

Сам «комментатор» никогда не может одновременно и писать, и объяснять. «Психофизиологические свойства нашего мышления таковы, – пишет Б.Т. Панов, – что совершенно невозможно записывать текст и одновременно (абсолютно синхронно!) объяснять трудные орфограммы в словах»1. Таким образом, или он сначала объяснит нужную орфограмму, а затем запишет слово, или вначале запишет слово, а после сделает необходимые комментарии.

  1. Творческий диктант с комбинированной подготовкой: перед записью первой части текста идет предварительное объяснение орфографии, вторая часть объясняется попутно с записью, последующие – анализируются после записи, а заключительная часть пишется самостоятельно без анализа. Комбинированный диктант проводится главным образом на повторительно-обобщающих уроках.

  1. Творческий диктант по опорным словам.

На доске или карточках записываются опорные слова определенной грамматической категории, которые должны быть вставлены детьми в диктуемый текст. Учитель читает текст, пропуская написанные слова. Дети пишут диктант, выбирая по смыслу и вставляя пропущенные слова. Творческий диктант по опорным словам может быть основан на самостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой.

Например, учитель медленно диктует слова: осень, листья, дождь, небо, птицы. Дети записывают предложения в виде связного текста на тему «Осень».

«Наступила осень. С деревьев опадают листья. Весь день льет дождь. Небо покрыто тучами. Птицы улетают на юг».

2.2.1.4. Диктант «По следам ошибок»

Работа над этими ошибками ведётся в течение ряда уроков, диктант «По следам ошибок» представляет собой заключительный этап этой работы.

Цель диктанта – закрепление правописания слов. Учитель выбирает из ряда классных и домашних упражнений, контрольных работ типичные ошибки; выписывая, группирует их.

Дети должны быть заранее предупреждены о таком диктанте.

Диктант, состоящий из слов нескольких письменных работ, может быть рассчитан на 5-7 минут; если для диктанта используется материал всей четверти, то на 15-20 минут.

2.2.1.5. Подготовленные диктанты

Текст задается на дом для подготовки к написанию в классе. 

Подготовленный, или разученный диктант

Этот диктант даёт ребёнку возможность подготовиться, разучить текст диктанта, т. е. разобрать все трудные случаи написаний в тексте диктанта, потренироваться на подобных примерах на уроке и дома, выполняя упражнение. Ученику разрешается (при желании) выучить текст диктанта.

Разученный диктант записывается под диктовку на следующем уроке.

Как правило, текст подготовленного диктанта насыщен орфограммами. Учитель может варьировать сложность такого диктанта в зависимости от подготовленности класса: использовать текст с разными видами орфограмм и пунктограмм, текст, который включает смешиваемые учениками языковые явления.

2.2.1.6. Графический диктант

Вырабатывает умение записывать реальный лексический, грамматический материал в виде графических схем.

Предъявляемый учителем языковой материал (слова, словосочетания, предложения, текст) ученики записывают в виде принятых в школьной практике графических изображений.

Для графического диктанта могут быть использованы схемы состава слова, однородных членов предложения, схема структуры словосочетания, простого предложения, осложнённых и сложных предложений.

Ход выполнения. Учитель диктует языковой материал первый раз – дети слушают, затем слово или предложение повторяется 2-3 раза, ученики записывают материал в виде схем; последнее чтение – для самопроверки.

: – , – и – .

× кого?

глаг. + сущ. в р.п.

^^^^^^ –––––– ====== – – – – –

2.2.1.7. Немой диктант

Цель диктанта -развивать умение переводить образы видимых предметов, явлений, действий в слова и предложения (= записать то, что вижу).

–Учащимся предъявляется материал (визуально – картинки, рисунки, фото; кинестетически – движения, действия, позы), который вербализуется и записывается.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Пользуйтесь тематическими сборниками диктантов. (рекомендованными источниками методической литературы).

2. Не увлекайтесь творческими диктантами

3. Помните: у каждого вида диктанта своё назначение

4. Четко следуйте методике

5. Выберите те виды, которые наиболее эффективны для вашего класса.

Выборочный диктант


Он применяется на первом этапе изучаемого материала. Учащиеся выбирают и записывают слова и словосочетания на закрепляемое правило. Например, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова» во 2-м классе для выборочного диктанта дают предложения познавательного характера.


Африканский земляной волк питается только насекомыми. Хитрый леопард хранит добычу на деревьях. Медведь и енот – прекрасные рыболовы. Жук-златка в древности служил украшением. Дрозд кормится в основном на земле, реже – на деревьях. Крот является лучшим землекопом в мире. Голубь не пьет воду, а сосет ее. Ястреб является одним из самых надежных охранников аэродромов от птиц. Полярный медведь может иметь слой жира до 20 см.


У детей в тетрадях – слова на изучаемое правило с графическим обозначением орфограммы:

волк, леопард, медведь, енот, жук, дрозд, крот, голубь, ястреб, медведь.

Распределительный диктант


Он нужен для разграничения сходных видов орфограмм (например, существительное на шипящую мужского и женского рода; безударные проверяемые и непроверяемые и др.) и для разграничения 2–3 изученных орфограмм (даже не сходных): безударные, непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие согласные.


Например, в 4-м классе: существительные ж. р. с «ь»; существительные м. р. без «ь»; инфинитив «ь»; глаголы 2-го лица единственного числа с «ь»; «-тся» без «ь» (глаголы 3-го лица).


Дети повторяют правила, а затем учитель диктует в разбивку слова. Ученики записывают в строчку 3–4 слова.

Выборочно-распределительный диктант

Выборочно-распределительный диктант – письменная работа, при выполнении которой производится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение выбранного на группы, чаще всего в столбики. Например, дается описательный оборот, а дети заменяют его словом на изучаемую орфограмму (в данном случае «Парные согласные на конце слова») и распределяют в два столбика (с оглушением и без оглушения).



Диктует учитель






Ответы детей

Косолапый зверь, хозяин леса Медведь
Любитель сметаны, враг мышей Кот
Серый разбойник Волк
Могучий царь зверей Лев
Зверек в бархатной жилетке Крот
Белоснежный вестник весны Подснежник
Знаток фокусов, волшебник, чародей Маг
Могучее растение с мощным стволом Дуб

У детей – запись в тетрадях в два столбика:



С оглушением



Без оглушения

медведь кот
лев волк
маг крот
дуб подснежник

Творческие диктанты

Это запись под диктовку текста с орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. Можно выделить следующие разновидности творческих диктантов:



  • Творческие диктанты на расширение текста: например, ввести прилагательное в предложение (время выполнения – 10 минут).


После дождя

… ветер дует в лицо. … облака плывут над рекой. Доносятся … раскаты грома. (Теплый, легкие, слабые.)


Учитель. Замените в тексте прилагательные антонимами. Как озаглавим новый текст?


Перед дождем




… ветер дует в лицо. … облака плывут над рекой. Доносятся … раскаты грома. (Холодный, тяжелые и сильные.)


– Обозначьте графически условия выбора орфограмм в словах.



  • Творческие диктанты с заменами: например, заменить указанные слова близкими по значению.


… зверята


Мы ходили в цирк. Там смотрели на … лисичку. Глеб смеялся над … медвежонком. Веселая обезьянка корчила … рожицы. Малыши всегда удивляют и забавляют.


(Синонимы: смешные, забавные, потешный, уморительный.)



  • Творческие диктанты на сужение текста. При записи учащиеся сокращают прочитанный ими текст, опуская некоторые части предложений: например, из предложения записывают только подлежащее и сказуемое.



  • Творческие диктанты на разделение текста. Проводятся при изучении синтаксиса и пунктуации. Например, сложное предложение заменить простым (в 4-м классе дети вначале повторяют признаки сложного и простого предложений).







Как переходить через дорогу


Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения, и они стараются их придерживаться всегда. Дети тоже их соблюдают, и они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо, а затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора, а водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет, а красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть, и они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем, так как делают нашу жизнь безопасной.



Как переходить через дорогу (после преобразования)


Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения. Они стараются их придерживаться. Дети тоже их соблюдают. Они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо. Затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора. Водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет. Красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть. Они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем. Ведь они делают нашу жизнь безопасной.



  • Творческие диктанты на соединение текста: например, два простых предложения соединить в сложное.

Первый текст читается и разбирается устно.




Кодекс здорового человека



Каждый человек хочет быть здоровым. Для этого он должен соблюдать определенные правила. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты. Нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки. Здоровый человек должен заниматься спортом. Он обязан чаще дышать свежим воздухом. Люди должны улыбаться, любить жизнь. Они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.


После преобразования текст записывается в тетрадь.




Кодекс здорового человека



Каждый человек хочет быть здоровым, а для этого он должен соблюдать определенные правила:



1. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать.

2. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты, но нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки.

3. Здоровый человек должен заниматься спортом и чаще дышать свежим воздухом.

4. Люди должны улыбаться, любить жизнь, но они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.


Выберите вывод из пословиц:

  • Береги платье снову, а здоровье – смолоду.
  • В здоровом теле – здоровый дух.
  • Здоровье даром не дается, за него бороться придется.

Восстановленный диктант

Этот вид диктанта, к сожалению, учителями применяется редко или совсем не используется. Ученики должны восстановить текст диктанта по опорным словам. Но опорные слова не любые, а на изучаемое правило.


Текст для проведения восстановленного диктанта можно составить по любой теме, можно по картине. Восстановленный диктант является промежуточной работой между диктантом и изложением, а при использовании картины, включая некоторые элементы сочинения по картине, восстановленный диктант – хорошее средство для развития связной речи.


Остановимся подробнее на методике проведения таких диктантов.

При изучении темы «Правописание звонких и глухих согласных в середине слова» (2–3-е классы) текст должен быть составлен так, чтобы в каждом предложении была изучаемая орфограмма.


1. Чтение текста.


Выпал пушистый снег. Мы надели теплые шапки, шубки, варежки и отправились в лес. Узкая дорожка привела нас в чащу. Редкий звук нарушает тишину. Хрупкие березки и дубки стоят без листьев. Чей это след? Это пробежала ловкая мышка. Медведь залез в берлогу. Белка в дупле ест грибки и орешки.

(46 слов)


2. Дети подбирают заглавие (Зимой в лесу. Зимний лес). Самое удачное записывают в тетради.


3. Называют тему, главную мысль.


4. Учитель читает каждое предложение в отдельности.


Учащиеся находят слова на изучаемое правило (в данном случае – с парными звонкими и глухими согласными).

Учитель записывает эти слова на доске, учащиеся объясняют правописание, подбирая проверочные слова: снег, шапки, шубки, варежки, узкая дорожка, редкий, березки и дубки, след, мышка, медведь, залез, грибки и орешки


5. Учащиеся вспоминают, то есть восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.


6. Дети записывают диктант по памяти, в опорных словах обозначают графические орфограммы.


7. В конце урока учитель еще раз читает текст, ученики сравнивают его со своим.



Тексты восстановленных диктантов


Тема: «Непроизносимые гласные»

Стояла ненастная осенняя погода. Солнце спряталось за тучу. Грустно смотреть на голые деревья. Печально шелестит на болоте тростник. Зима в этом году пришла поздно. Вся местность от снега сразу изменилась. С радостным криком ребята выбежали на улицу и стали играть в снежки. Они слепили чудесную снежную бабу. Для ребят зима – настоящий праздник. Зимой много интересных развлечений.

(55 слов)


(Ненастная, солнце, грустно, тростник, поздно, местность, радостным, чудесная, праздник, интересных.)


Тема: «Безударные гласные, проверяемые ударением»

Скоро зима. Кончились теплые летние деньки.

Пришла ненастная осень. Животные готовятся к холодной зиме. Птицы улетают от голода и холода на юг. Хлопотливый еж утепляет свою норку. Ночью и днем таскает он душистые сухие листочки, мягкий лесной мох.

Проворная белочка запасает на зиму вкусные орехи, крепкие грибы. Мышки вырыли норки под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под корнями упавшей ели медведь решил устроить себе берлогу. Не страшна зима зверям.

(71 слово)


(Зима, деньки, осень, к холодной зиме, улетают, от голода и холода, хлопотливый, утепляет, свою, таскает, листочки, лесной, запасает, грибы, воруют зерно, под корнями, не страшна.)


Тема: «Глаголы 2 лица единственного числа»


Урок здоровья


С волнением ты ждешь уроки физкультуры. На этих уроках ты учишься управлять своим телом. В спортивном зале научишься лазать по шесту, по канату. В походе ты легко заберешься на самое высокое дерево, преодолеешь крутой подъем. На уроке физкультуры ты ходишь по узкому бревну и сохраняешь равновесие. Потом без труда переберешься по тонкому бревнышку через ручей. На уроках здоровья ты укрепляешь свои мышцы, закаляешь весь организм.

Если ты любишь уроки физкультуры, то вырастешь крепким, сильным, выносливым, здоровым. Будешь здоровым – принесешь больше пользы себе и другим.



(Ждешь, учишься, научишься, заберешься, преодолеешь, ходишь, сохраняешь, переберешься, укрепляешь, закаляешь, любишь, вырастешь, будешь, принесешь.)



Образцы работы с восстановленными диктантами


Тема: «Написание большой буквы в словах»

В нашем городе Кирово-Чепецке есть Дом малютки. Мы любим бывать там с Тамарой Алексеевной. Здесь живут наши друзья Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка. На Новый год мы подарили малышам собачку Жучку, кошечку Пушинку, петушка Красавца. Маленькая Олечка была рада черепахе Жужу. А Стасик весело играл с потешной коровушкой Буренкой. Всех забавляли проказы обезьянки Чапы.

(57 слов)


Этапы работы


1. Читается весь текст.


2. Дети выбирают заголовок из пословиц, самый удачный записывают в тетрадь:

  • Делай добро и бросай его в воду.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Добра желаешь – добро и делай.
  • Добро творить – себя веселить.

3. Ученики называют тему и главную мысль текста.


4. Каждое предложение читается в отдельности. Дети находят слова на изучаемое правило (в данном случае слова, которые пишутся с большой буквы). Слова записываются на доску. Дети объясняют правописание (Кирово-Чепецке, с Тамарой Алексеевной, Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка, Жучку, Пушинку, Красавца, Олечка, Жужу, Стасик, Буренкой, Чапы).


5. Дети восстанавливают все предложения по опорным словам.


6. Лексико-орфографическая подготовка.

Дети выясняют, по каким признакам слова объединены в столбики (по орфограммам), подбирают проверочные слова, говорят правила, проговаривают орфографически.



На доске – слова по группам (столбикам):


Проверяемая безударная гласная в корне слова: подарили, малышам, малютки, весело, забавляли.

Непроверяемая безударная гласная в корне слова: город, улица, собачка, петушок, черепаха, коровушка.

жи, ши, ча, ща: живут, наши, Пушинка, Чапа.

Исключения: здесь.


7. Учащиеся записывают диктант по памяти, используя опорные слова, которые остаются на доске. В опорных словах выделяют графически условия выбора орфограммы.


8. В конце урока еще раз зачитывается текст, дети сравнивают его со своим.


Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»


Текст составлен по фрагменту сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».


Мальчишки посадили в лодочку оловянного солдатика и пустили в канаву.

Они бежали рядом и хлопали в ладоши.

Лодочку бросало и вертело во все стороны. Оловянный солдатик весь дрожал, но держался стойко. Он не изменился в лице. Ружье было на плече, голова прямо, грудь вперед.

Лодку понесло под длинные мостки. Стало темно. Из-под мостков выбежала большая крыса. Она спросила у смельчака паспорт. Но храбрец молчал. Отважный мореплаватель еще крепче сжимал ружье.


Фрагмент передан учителем сжато, введены слова на безударную гласную.


1. Учитель читает текст.


2. Задает вопросы по содержанию.


3. Подбирается заголовок. (Отважный путешественник. Храбрец).


4. Дети называют тему, главную мысль текста.


5. Проводится лексико-орфографическая работа в каждом предложении.


6. На доску из каждого предложения выписываются слова на безударную гласную. Дети устно подбирают проверочные слова (посадили; бежали и хлопали; бросало и вертело, стороны; дрожал, но держался; не изменился в лице; …на плече, голова; понесло; темно; выбежала большая; спросила у смельчака; храбрец молчал; мореплаватель).


7. Учащиеся вспоминают, то есть устно восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.


8. Ученики записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. Дети в тетрадях в опорных словах графически обозначают условия выбора орфограммы.


9. В конце урока еще раз читается текст, дети сравнивают его со своим.


Тема: «Правописание приставок и предлогов»


Грибы-лекари

В лесу можно повстречать удивительные грибы. В народе белый гриб называют «царем грибов». В нем ученые нашли антибиотики. При помощи гриба дождевика останавливают кровотечение. Шампиньоны тоже помогают в борьбе с болезнями. А вот грибы трюфели вырастают под землей на глубине десяти сантиметров. Их выкапывают, как картошку. Для поиска используют собак и даже поросят.

(54 слова.)



На доске:




|_______ !


Этапы работы


1. Чтение текста. Беседа по вопросам. Обязательное использование рисунков грибов.


2. Придумывание заглавия.


3. Выяснение темы и главной мысли текста.


4. Чтение каждого предложения в отдельности, нахождение слов на изучаемые правила (в данном случае – правописание приставок и предлогов). Записывание слов на доску, объяснение орфограмм (в лесу, повстречать, в народе, называют, в нем, нашли, при помощи, останавливают, помогают в борьбе с болезнями, вырастают, под землей, на глубине, выкапывают, для поиска используют.)

Последнее предложение ученики придумывают сами по схеме, например: Невероятно! Фантастика! Удивительно! Замечательно! Здорово!


5. Лексико-орфографическая подготовка.



Проверяемая безударная гласная в корне слова



Непроверяемая безударная гласная в корне слова

удивительные народ
грибы собака
дождевик поросята
кровотечение картошка


По какому признаку слова объединены в первом и втором столбиках?

6. Восстанавливание текста по опорным словам.


7. Запись диктанта по памяти (опорные слова остаются на доске).


В диктанте дети графически обозначают условия выбора орфограмм в опорных словах.




Выводы



. При написании восстановительных диктантов развиваются все виды орфографической памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная; наглядно-действенное словесно-логическое мышление, внимание, орфографическая зоркость.


Тема: «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»



Тёма и Жучка


Была темная ночь. Тёма взял в сарае фонарь и длинную веревку. Мальчик пошел к старому колодцу. Тема решил спасти любимую собаку Жучку.

Он наклонился над страшным колодцем и позвал Жучку. Собака ответила ему радостным визгом. Тёма осторожно спустился по веревке в холодный вонючий колодец.

Он обвязал дрожащую Жучку веревкой. Мальчик собрал последние силы и с трудом вылез из колодца. Затем он вытащил измученную Жучку. Благодарная собака облизала своего спасителя.

(73слова)


Этапы работы


1. Читается весь текст.


2. Называется тема, главная мысль текста.


3. Задаются вопросы по содержанию.


4. Читается каждое предложение в отдельности.

Дети находят в них имена прилагательные, объясняют, от чего зависит правописание безударного окончания имени прилагательного.


Опорные слова выписываются на доску:

темная … (ночь), длинную … (веревку), к старому … (колодцу), любимую … (собаку), над страшным … (колодцем), радостным … (визгом), в холодной вонючий … (колодец), дрожащую … (Жучку), последние … (силы), измученную … (Жучку), благодарная … (собака)


5. Дети вспоминают, восстанавливают все предложения по опорным словам (устно). Идет пересказ по частям.


6. Лексико-орфографическая подготовка.


На доске выписаны по группам слова.

Шапку столбиков на доске можно не писать (см. таблицу).


проверяемая безударная гласная

непроверяемая безударная гласная

парные согласные

удвоенная согласная

«ь» после шипящих

непроизносимые согласные

спасти
осторожно
холодный сарай верёвка
вонючий фонарь к колодцу длинная ночь радостный
обвязал колодец вылез измученная
дрожащую собака
вытащил
облизала
спаситель


Что общего между словами 1, 2 и 3-го столбиков?


7. Учащиеся записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. В диктанте в опорных словах дети графически обозначают условия выбора орфограммы.


8. В конце урока текст читается учителем, учащиеся сравнивают его со своим.


По материалам сайта nsc.1september.ru/

Также рекомендуем почитать:

Учителям

Полезные ссылки для учителей начальных классов

Ученикам

Развивающая программа «Знайка»

Ученикам

Тренажёр «Отличник»

Ученикам

Тренажёры «Занимательный русский язык»

Ученикам

Тесты по математике

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется распред коробка
  • Как пишется расправила крылья
  • Как пишется распоясанность
  • Как пишется распоряжение образец делопроизводство
  • Как пишется распоряжение начальника