Автомобильные диски имеют ряд геометрических параметров, по которым они и подбираются к машине. И если по желанию её владельца можно варьировать, к примеру, радиус обода, то количество крепёжных элементов и расстояния между ними в любом случае остаются неизменными.
Рассмотрим, что представляет собой тот или иной параметр, как его определить, и какие бывают разболтовки колес на тех или иных марках автомобилей.
Содержание
- Основные размеры диска: где смотреть и как определять
- Что обозначают цифры
- Более подробно о разболтовке
Основные размеры диска: где смотреть и как определять
Прежде, чем мы представим информацию разболтовке колес, присущей машинам тех или иных моделей, разберёмся в их размерности в целом. Ведь для того чтобы приобрести диски, нужно знать их точные параметры, или как минимум сообщить продавцу основные характеристики автомобиля: год выпуска, модификацию двигателя, а иногда и кузова.
В магазине-то подберут всё как надо, а вот если вы собираетесь купить колёса с рук, то должны знать, где на дисках указан размер. Правда, некоторые параметры нужно измерять самостоятельно.
Что обозначают цифры
Главными параметрами, определяющими маркировку диска на легковой автомобиль, являются:
- R — Диаметр обода (в дюймах);
- J — Ширина обода (в дюймах);
- DIA — Диаметр ступичного отверстия (в мм);
- ЕТ – Расстояние между вертикальной осью обода до плоскости, которой диск упирается в ступицу.
Примечание: Это значение может быть нулевым, с отметкой плюс или, когда диск сильно вогнут внутрь, отрицательным.
Параметр этот очень важный, так как из-за его неправильного выбора диск может не сесть на штатное место, даже если все остальные размеры подходят. Как узнать вылет диска, показано на одном из представленных выше фото.
- LZ – количество мест под крепление диска болтами или гайками на шпильку;
- PCD – диаметр круга в миллиметрах, по периметру которого располагаются крепёжные отверстия (это как раз и есть разболтовка).
На заметку: На дисках негде посмотреть этот размер, если нет упаковочной коробки.
Приходится замерять этот размер самостоятельно, но делать это рулеткой или штангенциркулем неудобно. Проще воспользоваться коэффициентами для расчёта, которые мы представили ниже.
Количество креплений | Коэффициент |
3 | 1,155 |
4 | 1,414 |
5 | 1,701 |
6 | 2,0 |
10 | 3,326 |
В крайнем случае, можно просто примерить диск на ступицу и попробовать закрутить гайки (или болты).
Если диск не оригинальный, а универсальный, он может иметь двойную сверловку – например: 5*100/5*114,3. Его можно ставить и на автомобили с PCD 5*100, и на автомобили с PCD 5*114,3.
Ступичное отверстие на универсальных дисках обычно делают большего размера – например: 67,1 как для Мицубиси, у которого разболтовка 5*114,3.
Чтобы надеть эти диски, допустим, на Шевролет с разболтовкой 5*100 и ступицей 57,1, нужен всего лишь пластиковый адаптер размером 67,1*57,1.
Эти цифры соответствуют наружному и внутреннему диаметрам кольца, с помощью которого можно перейти с 67 на 57 ступицу.
Более подробно о разболтовке
Размеров PCD не так уж и много: с десяток популярных, на европейских и азиатских машинах, и ещё несколько более редких, которые встречаются в основном на американских автомобилях.
Между некоторыми из них совсем небольшая разница: 98 и 100, или 112 и 114,3. Визуально она практически незаметна, и, увидев понравившуюся модель дисков, автовладельцы иногда думают, что один вариант можно заменить другим.
Это ошибочное мнение, и такое решение повлечёт за собой плохое прилегание диска к ступице или его перекос. Проблемы не заставят себя ждать.
Рассмотрим, какие варианты размещения крепёжных отверстий встречаются на тех или иных автомобилях:
Какая разболтовка колёс | На каких автомобилях встречается |
4*98 | На классике ВАЗ
на Калине на Приоре на Гранте на Фиат Альбеа на Lancia на Alfa Romeo |
4*100 | на Акценте
на Солярисе на Весте на Дэу Нексия на ЗАЗ Шанс на Киа Спектра на Ланосе на Рено Логан на Дэу Матиз |
4*108 | на Ауди 80 б3
на Пежо 206 и 307 на Ситроен Берлинго на Фокус на Вольво 850 на Лифан Бриз на Мазда 2 |
4*114,3 | на Лачетти
на Honda Civic на Honda Accord на Hyundai Sonata на Mitsubishi Carisma на Mitsubishi Colt на Nissan Primera на Nissan Skyline на Rover 600 |
5*100 | на Шкода Октавия тур
Audi А1 – А3 Chrysler Dodge Subaru Forester Subaru Impreza Chevrolet Beretta Subaru Outback |
5*108 | на ГАЗ 3110
Ferrari Ford Mondeo Jaguar Renault Laguna Peugeot 605XM Volvo Lincoln |
5*110 | Opel Calibra
Opel Vectra Opel Zafira Saab 900 |
5*112 | на Мерседес w210
на Шкода Октавия на Фольксваген Джетта на Гольф на Audi 100 на Ford Galaxy Ford Scorpio |
5*114,3 | на Митсубиси Лансер 9 и 10
на Мазде 3 Ford Probe Honda Integra Honda Legend Jeep Cherokee Kia Optima Land Rover Freelander Mazda Xedos Lexus Subaru SVX |
5*115 | на Опель Астра j
Buick Century Chevrolet Celebrity Pontiac Trans Sport |
5*120 | BMW
Jaguar Chevrolet Camaro Lotus Esprit Range Rover |
5*130 | Mercedes Benz G Class
Peugeot Boxer Porsche |
5*139,7 | Daihatsu Feroza
Ford Maverick Kia Sportage Lada Niva Rolls Royce |
5*150 | Тойота Land Cruiser
Toyota Tundra |
6*114,3 | Chrysler Viper
Dodge Honda Jazz Mercedes-Benz X-Class Nissan Pathfinder Suzuki Equator |
6*139,7 | Chevrolet Blazer
Chevrolet Tahoe Isuzu Mitsubishi Pajero Mitsubishi L200 Nissan Patrol Nissan Terrano Ssang Yong |
Далеко не всегда желание владельца машины поставить диски с неродными параметрами продиктовано желанием сэкономить. Да и какая тут экономия, когда приходится расширять центральное отверстие, менять расположение крепежа или даже точить ступицу.
Гораздо чаще на это людей толкает желание заполучить эксклюзивную модель, которой ни у кого нет, ведь для мужчины колёса – все равно, что для женщины ювелирные украшения.
Такая доработка, конечно, возможна – главное, чтобы выполняли её с филигранной точностью и на хорошем оборудовании. В условиях стандартного гаража такое вряд ли возможно, и закончиться всё может разрушением ступицы и подвески, произошедшим в результате биения колёс.
Ну а в первую очередь неравномерно и быстро будет изнашиваться шина, поэтому расходы, связанные с подобными изменениями, никак нельзя назвать целесообразными. Купить диски с разрешёнными производителем машины параметрами, гораздо выгоднее.
Содержание
- Смена резины и дисков
- Зачем разбираться в разболтовке
- Отличия разболтовки колесных дисков для разных моделей
- Маркировка колеса и диска
- Как измерить разболтовку самостоятельно
- Величина вылета
- Тип крепления дисков
- Разболтовка колесных дисков у автомобилей ВАЗ
- Таблица с вариантами размещений крепёжных отверстий у известных моделей автомобилей
- Итог
Межсезонье — «любимая» и важная пора для автомобилистов. Для одних переобувка это рутинная процедура. Но для тех, кто решил обновить покрышки или диски, вопрос становится куда острее. Если речь всё же зашла о замене дисков, то нужно учитывать важный фактор — потребуется разболтовка колёсных дисков. И если замена изношенной летней или зимней резины с шипами на новый комплект решается походом в магазин, то переход на другой размер дисков большего или меньшего диаметра вызывает ступор.
Часто покупатель думает, что если разница параметров новой детали хоть немного отличаются от оригинала, то выбор «прокатит». Но это большая ошибка, которая может стоить безопасности на дороге.
В нашей статье мы разберёмся, почему так важно учитывать основные маркировки покрышек и дисков для авто и как быть, если маркировки нет. Расскажем, как всё грамотно измерить, и обозначим, чем же чревата неправильная разболтовка и что такое вылет.
Смена резины и дисков
При смене сезона есть два варианта: запастись комплектом зимней и летней резины с одним набором дисков, и в сезон просто перебортовывать шины. Второй: купить два набора резины, с шипами и без, уже с дисками и при шиномонтаже полностью менять колёса.
Есть и третий вариант – иметь всесезонный комплект, который объединяет свойства летних и зимних шин. Но он подходит не для всех регионов из-за погодных условий: их не рекомендуют использовать в северных широтах по причине не столько из-за отсутствия шипов, сколько из-за резиновой смеси, которая не подходит для холодного климата. Зато со всесезонной резиной не нужно наведываться регулярно в автомастерскую.
Читайте также: Почти идеальные шины липучки
Но нередко причиной смены шин и дисков становится не сезонная необходимость, а желание оттюнинговать авто. Усовершенствовать внешний вид — главная движущая сила.
Автомобиль с большими колёсами привлекает к себе внимание. Но в погоне за чем-то прекрасным важно не забывать о безопасности и правильной работе всего авто. При выборе деталей необходимо учитывать технические параметры. Поэтому какой бы классный диск ни был, если он не подходит по всем характеристикам, от покупки стоит отказаться.
У летней, зимней с шипами, зимней фрикционной всесезонной резины и дисков существуют определённые стандарты качества. Нельзя ставить изделие, не убедившись окончательно в том, что оно подойдёт. А чтобы это узнать, надо изучить маркировку изделий и произвести диагностику геометрических параметров.
Здесь мы и знакомимся с одним из главных показателей — разболтовкой колёс.
Если говорить по-простому, то это обозначение количества болтов и диаметра отверстий, предназначенного для них.
Нередко автовладельцы пропускают мимо эти данные при смене шин, за что впоследствии дорого расплачиваются. Чем грозит отступление от этой величины, читайте дальше.
Зачем разбираться в разболтовке
При установке диска на ступицу мы затягиваем его крепёжными гайками чётко по условиям производителя. Но между шпилькой и посадочным отверстием остаётся небольшой зазор. При затяжке он убирается конусными гайками и отверстиями на дисках.
Берём диск с разболтовкой с разницей в миллиметр. Да, на глаз мы это не ощутим, и колесо прекрасно сядет на шпильки. А вот уже при закручивании станет заметно: нормально затянется только одна гайка из всех. Остальные будут закручены не до конца или произойдёт асимметрия колеса.
Чем грозит неправильная разболтовка:
- Подвеска ужесточается и, все неровности на дороге моментально начинают чувствоваться.
- Подвеска берёт на себя дополнительную нагрузку, со временем это приводит к износу элементов ходовой части и дорогостоящему ремонту.
- При езде появляется звук от биения колеса — из-за этого шины изнашиваются неравномерно.
- Крепление колеса становится ненадёжным, и при езде оно может вылететь на дорогу.
- Руль хуже откликается на движения водителя из-за дополнительной нагрузки на подвеску.
При установке важно правильно отцентровать колесо и надёжно зафиксировать гайками.
Отличия разболтовки колесных дисков для разных моделей
Прежде чем перейти к маркировкам изделий и разбором основных понятий, рассмотрим какие виды дисков предлагаются на рынке и познакомимся с каждым из них.
Существует три вида дисков:
- штампованные;
- литые;
- кованые.
Штампованные диски самые востребованные. Популярность они заслужили своей дешевизной. Вы их встретите на всех бюджетных марках авто. Но у них есть жирный плюс — они не убиваемы. Для наших российских дорог это особенно актуально. При наезде в яму или при сильном ударе железо погнётся, но не разлетится, как глиняный горшок. Водитель может восстановить диск в сервисе за небольшие деньги и кататься на нём дальше. Если поправить никак нельзя, то при покупке нового изделия семейный бюджет не просядет слишком сильно. Разболтовка штампованных дисков предусматривает нормативные показатели.
от 3 000 до 5 000 руб.
29.77%
от 5 000 до 8 000 руб.
25.24%
от 8 000 до 13 000 руб.
16.45%
от 13 000 до 20 000 руб.
8.27%
Проголосовало: 1149
Алюминиевое изделие легче железного в среднем на килограмм. Оно не поддаётся коррозии и при изготовлении можно поэкспериментировать с формой. Но в случае аварии реанимировать диск не удастся: он затягивается микротрещинами или разламывается. Стандартные показатели при разболтовке также сохраняются.
Кованные самые лёгкие из всех перечисленных деталей. За счёт алюминиевого или магниевого сплава диски прочные и жёсткие, чтобы на них оставить вмятину нужно постараться. Но и стоимость уже значительно выше остальных. Параметры разболтовки учитываются в инструкции по эксплуатации.
По интернету гуляют таблицы с необходимыми данными. Это удобно: в любой момент можно «нагуглить» нужную информацию. Но будьте осторожны — предложенные цифры не всегда отвечают реальным параметрам. Чтобы быть полностью уверенным в данных, все характеристики стоит проверять. Они прилагаются в инструкциях или любой другой документации. А чтобы стать профи в этом вопросе мы научим вас считывать маркировку и высчитывать параметры самостоятельно, не прибегая к сторонней диагностике.
Маркировка колеса и диска
Для начала разберёмся с метками, которые указывают на резине.
Рассмотрим пример.
рис. 1 Маркировка резины
На рисунке 1 на шине расположена следующая информация: 195/65 R15 91Т.
Давайте разбираться.
Цифра 195 — ширина шины в мм, это понятно. Часто путаница возникает именно со второй. Её указывают как высоту профиля, но видите, в скобочках стоит знак «%« — в этом и кроется разгадка. Показатель говорит о процентном соотношении высоты профиля к ширине резины. У нас получается 65% от ширины 195. Значит высота 126,75 мм. Далее маркировка R15, где R определяет, что покрышка радиальная. У такого товара нити корда идут перпендикулярно направлению движения и не требуют дополнительного укрепления. Вы также можете встретить букву D, что означает диагональная. Такие встречаются гораздо реже. Цифра 15 — это монтажный диаметр в дюймах, а чтобы получить радиус делим на два и получаем цифру — 7,5 дюймов.
Завершает ряд обозначение «91Т». 91 — индекс максимальной нагрузки, где Т- скорость, которую нельзя превышать. Из этого следует, не рекомендовано ехать больше 190 км/ч, а допустимая нагрузка на одно колесо 615 кг (данные берутся из сводной таблицы, которая есть в общем доступе в интернете).
Теперь зная параметры старых шин, выбираем новые диски.
Ещё раз напоминаем: размер изделия должен соответствовать величинам родного. При покупке детали важно обращать внимание на геометрические параметры.
Они подбираются к определённому автомобилю и делятся на те, что можно изменить, например, радиус обода, и те, что неизменны. Это количество крепёжных деталей и дистанция между ними.
рис. 2 Маркировка диска
В — ширина диска
D — диаметр диска
ET — вылет диска
С — диаметр привалочной плоскости
DIA — диаметр центрального отверстия
PCD — диаметр окружности центров крепёжных отверстий
Один из главных показателей — это разболтовка. Он обозначается аббревиатурой PCD (Pitch Circle Diameter). Рядом с ним обычно находятся два числа. Первый указывает на количество болтов, которыми прикручивают колёса, второй — на диаметр окружности, на котором находятся отверстия для болтов. Этот параметр закладывается на заводе-изготовителе.
Исходя из приведённого примера выше, ширину диска смотрят исходя из данных о ширине колеса. Для покрышки 195/65 R15 подходящим станет диск шириной 6 дюймов. Но для покупки нам также важно знать PCD и другие показатели.
Но что делать, если этих данных, как у нас, нет, а диагностика нужна? Технический паспорт затерялся, а маркировка затёрлась. Сделаем замеры сами.
Как измерить разболтовку самостоятельно
Есть автомобилисты, которые полагают, что разболтовку можно определить на глаз. Но поверьте — это сделать нереально, даже имея зоркий взор, как у орла.
На помощь придёт старый добрый штангенциркуль или обычная линейка. Для начала определяем количество болтов. Затем приступаем к диагностике.
- Измерьте расстояние между краями ближайших отверстий.
- Измерьте диаметр самого крепёжного отверстия.
Сложите полученные два числа — это будет A.
Величину разболтовки высчитываем по формуле в зависимости от количества болтов у вашего авто:
B=Ax1,155 — при наличии трёх болтов
B=Ax1,414 — при наличии четырёх болтов
B=Ax1,701 — при наличии пяти болтов
B=Ax2 — при наличии шести болтов
После расчёта полученное дробное число округлите в пользу большего. Это и будет искомое PCD.
Соблюдайте максимальную точность при замерах. Рассмотрим, к примеру, параметры 112 и 114 мм. Колесо со значением 112 мм может не соответствовать диаметру разболтовки 114 мм. Если диск будет затянут криво, о безопасности при эксплуатации авто можно забыть.
Нередко в таких ситуациях автолюбители используют болты эксцентрики. Гайки имеют отличительное свойство — у них подвижный конус и смещённый центр тяжести. Это позволяет закрепить любой вид колёсного диска, и не брать в расчёт размер оригинального крепления.
Но на самом деле это может стать ловушкой. Во-первых, это не всегда панацея, а во-вторых, от этого может быть только хуже. К такому способу с эксцентриками лучше прибегать на время, а потом решить вопрос — заменить на соответствующий диск.
Величина вылета
Грамотный автовладелец должен разбираться во всех величинах связанных с колёсами и шиномонтажом, чтобы обеспечить качественную и безопасную езду. Благодаря тщательно подобранным параметрам, водитель будет уверенно и комфортно чувствовать себя на дороге.
Если диск c ненадлежащим штатным вылетом и погрешность незначительная, то в тогда изделие ставят на ступицу. Вытекает логичный вопрос: насколько проблематично использовать диски с несовместимым штатным вылетом?
Начнём с определения.
Величина вылета — это расстояние между вертикальной плоскостью симметрии колеса и плоскостью приложения диска к ступице.
Проще говоря это середина колеса. На рисунке 2 вылет обозначается аббревиатурой ET (Et и Deport) и измеряется в миллиметрах. К примеру: отмечен показатель ЕТ29. Значит, диск обладает положительным вылетом в 29 мл.
Этот значение тоже обязательно и указывается на всех типах изделия. У производителей встречается ещё несколько вариантов обозначений: DEPORT и OFFSET.
Чтобы вычислить вылет, нужно снова прибегнуть к математике и произвести расчёты по формуле:
ET=A-B/2
А — расстояние между внутренней плоскостью диска и плоскостью приложения диска к ступице
B — ширина диска
Напоминаем, как и с PCD, важна точность. Каждый миллиметр на счету!
Произведя вычисления по уравнению и получив результат, увидим, что вылет диска подразделяется на три вида:
- положительный — ось колёсного диска расположена вертикально и отдалена на некоторое расстояние от места контакта со ступицей;
- нулевой — ось диска и его центральная плоскость одинаковы;
- отрицательный — поверхность крепления диска выносится к ступице за область оси, которая находится вертикально (в обозначение ET будет стоять значок «-»).
рис. 3 Вылет диска
Чем больше вылет по сравнению с допустимым, тем значительнее колёса выходят наружу. Колея увеличится. Да, управлять будет проще автомобилем, но в дальнейшем это негативно скажется на подвеске и подшипниках. Также колесо может начать задевать края арки — первая яма и привет деформация. Если, наоборот, уменьшить, диск сядет глубже, соответственно, колея уменьшится. Изделие наткнётся на детали тормозной системы, подвески. Размер шины, диска, вылета у конкретной модели машины будет строго один. Любое отклонение не допустимо, т. к. он должен соответствовать параметрам товаропроизводителя.
Из-за несоблюдения штатного вылета меняется работа подвески, что приводит к неправильной эксплуатации, износу деталей и аварийным ситуациям. Если у вас старая модель машины и невозможно отыскать оригиналы, то попробуйте восполнить расхождение при помощи проставок. Или выберите диски минимальным отклонением от требований производителя: не больше 10 мм. Но даже так старайтесь сократить разницу до минимума.
Будьте внимательны в магазинах и покупая товар с рук. Продавец может подобрать комплект с нужным количеством отверстий и расстояние между ними, но вылет будет отличаться от заводского. Даже если примерите колесо, оно может не цеплять подвеску, и с виду всё будет казаться отлично. Но при шиномонтаже уже вскроется вся проблема.
Параметр вылета колёсного диска закладывается ещё при конструировании. От этого зависит в дальнейшем скорость, нагрузка, тормозной путь и другие данные автомобиля. Поэтому так важно обращаться к инструкции по эксплуатации, а не слепо верить менеджеру автолавки, который пытается спихнуть товар.
Впоследствии из-за ошибочной покупки дилерский центр спокойно может развернуть при обращении с ремонтом, так как стоят неродные диски. Если авто новое и находится на гарантии, не допускаются никакие расхождения в параметрах при покупке аксессуаров/запчастей: оно тогда сразу слетит с гарантии.
Тип крепления дисков
При покупке дисков для автомобиля обратите внимание на крепления — болты. Они делятся на два типа:
- конусные;
- цилиндрические.
Если вы использовали до этого конусные гайки, а купили новые диски и там нужны цилиндрические, то важно обновить комплект креплений. Внимательно ознакомьтесь с размером резьбы.
Разболтовка колесных дисков у автомобилей ВАЗ
Размер для автомобилей ВАЗ обозначается всегда стандартно — PCD 4×98. Здесь любителям тюнинга придётся усмирить свои желания. Уникальный диск на такую машину не установить.
Ближайший сосед стоит с показателем 4×100. Такой размер разболтовки можно найти у большого количества дисков от иномарок. И вроде хочется рискнуть, но советуем притормозить. Даже маленькое отклонение грозит серьёзными последствиями при дальнейшей диагностике. Но автолюбители всегда пытаются найти лазейку. Для манёвра с дисками они берут болты большей длины. Есть экстремалы, которые один из винтов просто не закручивают. Уровень риска мгновенно возрастает.
Как мы писали ранее, есть водители, которые используют эксцентрики и устанавливают диски 4×100 на ВАЗ при параметрах 4х98. Такие гайки легко найти в любом магазине автозапчастей.
Таблица с вариантами размещений крепёжных отверстий у известных моделей автомобилей
Для удобства мы предоставляем таблицу по совместимости разболтовки колёсных дисков у популярных моделей авто.
Показатель PCD | Марки автомобилей |
4×98 | Модельный ряд LADA (Granta, Priora, Kalina) Alfa Romeo Lancia |
4×100 | Daewoo Nexia Hyundai Solaris Kia Spectra LADA Vesta Lanos Renault Logan Daewoo Matiz |
4×108 | Citroen Berlingo Peugeot 206, 307 Ford Focus Volvo 850 Mazda 2 |
4×114,3 | Honda Civic, Accord Hyundai Sonata Mitsubishi Carisma, Colt Nissan Primera, Skyline Chevrolet Lacetti |
5×100 | Audi А3 Skoda Octavia Tour Chrysler Dodge Subaru Forester, Impreza, Outback Chevrolet Beretta Volkswagen New Beetle |
5×108 | ГАЗ-3110 «Волга» Jaguar Ferrari Ford Mondeo, Focus Jaguar Renault Laguna Peugeot 605XM Volvo 740, 760, 780 Lincoln Citroen XM |
5×110 | Opel Calibra, Vectra, Zafira Saab 900 |
5×112 | Mercedes 600 SL, SLK, Vito Volkswagen T1, T4 Audi 100 Ford Galaxy, Scorpio |
5×114,3 | Honda Odysee, Integra, Legend Mazda3 Ford Probe Jeep Cherokee Kia Optima Land Rover Freelander Lexus Subaru SVX Линейки американских моделей |
5×115 | Buick Century Chevrolet Celebrity Pontiac Trans Sport |
5×120 | BMW Jaguar Chevrolet Camaro Range Rover Rolls Royce |
5×130 | Porsche |
5×139,7 | Ford Maverick Kia Sportage Lada (Niva) 4×4 УАЗ |
6×114,3 | Dodge Honda Jazz Nissan Pathfinder Suzuki Equator |
Итог
Разболтовка колёсных дисков важный параметр в устройстве автомобиля. Но при покупке шин и дисков не стоит пренебрегать и другими параметрами. Меняете резину с летней на зимнюю, оставляете всесезонную, но подбираете новые или просто хотите обновить детали на более современные, сначала разберитесь в параметрах.
Из-за нехватки знаний и количества мошенников вы можете приобрести реплику, которая внешне будет сильно походить на оригинал, но не соответствовать всем характеристикам из техпаспорта. И перед покупкой продумайте «за» и «против», посчитайте, готов ли ваш бюджет к переменам.
И главное — помните, важнее любого модного тюнинга безопасность на дороге.
Только при комплексной диагностике и соблюдении технических требований вы защитите себя и свой автомобиль от поломок и аварийных ситуаций.
При покупке новых колесных дисков необходимо обращать внимание не только на диаметр, но и на другие его параметры, в том числе на разболтовку. Скрывается этот параметр за аббревиатурой PCD, рядом с которой указывается два числа. Они указывают на число болтовых соединений и диаметр окружности, которая вписана в их центр. Итак, как узнать разболтовку диска самостоятельно и чем грозит установка неверно подобранной детали.
Маркировка
Как определить разболтовку диска. Если сохранилась маркировка, проще всего расшифровать ее. Сделать это несложно. К примеру, на диске указаны следующие данные R14 5.5J 4×100 DIA54.1 ET45, где:
-
R14 – указывает на диаметр диска в дюймах;
-
5.5J – ширина диска, буква J указывает на то, что данный диск может использоваться только на машинах с моноприводом, то есть передне- и заднеприводных автомобилей. Диски для авто с полным приводом помечаются маркировкой JJ. Дополнительно для обозначения литых или кованых моделей используется буква X.
-
4×100 – показатель разболтовки, в легковых автомобилях диски могут крепиться на 3 -6 шпилек. Наиболее распространены следующие значения вписанной окружности: 98, 100, 108, 112, 114.3, 120, 139.7.
-
DIA54.1 – диаметр центрального входного отверстия;
-
ET45 – вылет диска. В этом случае у диска положительный вылет. Если этот параметр отрицательный, перед численным значением ставится знак «-». При нулевом вылете производители указывают «0». Вылет оказывает воздействие на положение привалочной плоскости, если установить диски с другим параметром, это приведет к смене значения и направления сил, которые воздействуют на подвеску автомобиля.
Таким образом, на данных дисках стоит разболтовка на 4 диска с диаметром окружности проведенной края крепежных отверстий равной 100 мм.
Кроме того, PCD всегда указан в техпаспорте транспортного средства. Например, в модели ВАЗ-2106 этот параметр вписан в характеристиках, как «Диаметр расположения отверстий под колесные болты». Указано значение 98, остается лишь сосчитать количество отверстий под болты. Для этой отечественной модели подходят диски с разболтовкой 4×98.
Наиболее распространенные значения
Показатель PCD колеблется не только в зависимости от производителя, но также от модели и года выпуска. Приведем самые распространенные значения:
Значение PCD | Марки и модели автомобилей |
4×98 |
Fiat: Brava, 126, 124, Croma, Multipla, Tipo, Panda, Alfa Romeo: 155 и 164; Lada |
4×100 |
Используется на старых моделях Mini, BMW 3, Honda: CRX, Jazz, Accord; Kia Spectra: Opel Astra, Corsa, Ascona, Zafira; Toyota Yaris, Corolla, Volkswagen Golf: Passa, Jetta, Polo. |
5×100 |
Audi: TT и A3, Toyota: Avensis, Celica, Carina; Skoda Octavia; Subaru: Impreza, Outback, Legacy |
5×108 |
Ferrari, Citroen Jumper и XM, Ford Mondeo и Focus; Volvo 740, 760 и 780 |
5×112 |
Audi: 100 CS, A4, A6, A8, S2, S4; Ford Galaxy, Mercedes: 600 SL, SLK, Vito |
4×114,3 |
Honda: Accord, Civic Vtec; Hyundai: Sonata, Accent; Nissan: Almera, Primera, Mitsubishi: Colt, Lancer, Galant; Volvo V40 и S40; Daewoo Matiz |
5×114,3 |
Применяется на некоторых «американцах», на старых моделях Mazda, на Honda CRV, Toyota RAV4, Lexus |
5×115 |
Применяется на большинстве моделей от американских производителей |
5×120 |
Rolls Royce, Range Rover |
5×139,7 |
УАЗ, Chevrolet Niva |
Указаны только самые распространенные варианты разболтовки. Прежде чем приобретать диск, необходимо установить этот параметр именно для вашего автомобиля.
Как узнать какая разболтовка на дисках без маркировки
Как узнать разболтовку диска автомобиля? На глаз это сделать не получится, отличить PCD 4 x 98 от 4×100 визуально практически невозможно. Если под рукой нет ни техпаспорта, а маркировка стерлась, придется запастись штангенциркулем. Прежде всего, необходимо определить количество болтов. Это банальный подсчет их количества. Далее нужно определить диаметр окружности описанной вокруг крепежных отверстий. Это уже сделать немного сложнее.
PCD для дисков может быть для 3, 4 или 5 болтов. Как понять разболтовка диска, исходя из числа крепежных отверстий, процедура несколько меняется.
Как понять какая разболтовка на дисках с нечетным числом отверстий
Как узнать разболтовку диска 5 болтов? Этот метод является универсальным и подходит для измерения PCD с любым количеством болтов, при проведении расчетов заменяется лишь формула. Для проведения измерения понадобится штангенциркуль. Если использовать линейку, погрешность в проводимых измерениях будет слишком велика.
Следуйте инструкции приведенной ниже:
-
Для проведения измерений берут два соседних отверстия, замеряется расстояние от ближайших краев;
-
Измеряется диаметр отверстия;
-
Складывается значение расстояния и диаметра;
-
Далее для вычисления диаметра окружности центров крепежных отверстий необходимо использовать формулу.
Как узнать разболтовку диска с 5 отверстиями, для этого используется формула:
X*1,701, где x – вычисленное расстояние между центрами двух отверстий.
Для трех болтов применяется формула: X*1,155.
Для диска с четырьмя болтами параметр PCD можно узнать, умножив расстояние между центрами крепежных отверстий на коэффициент x1,414, то есть используется формула: X*1,414.
К примеру, у диска пять отверстий для крепления. В ходе вычисления выявлено, что расстояние между центральными точками соседних крепежных отверстий, равно 63,5 мм. Для вычисления диаметра это значение умножается на 1,701. В итоге, показатель PCD для диска равен 108.
Как узнать разболтовку диска на 4 болта
Как узнать разболтовку диска на 4 или 6 болтов. Этот способ подходит только для дисков с четным числом отверстий. Для этого необходимо измерить расстояние от крайней точки двух противоположных отверстий. К примеру, у ВАЗ 2104 этот параметр составляет 85 мм. Далее измеряем диаметр посадочного отверстия, у данной модели — он равен 13 мм. Складываем оба полученных значения – получаем 98 мм. Итого, PCD ВАЗ 2104 равен 4×98 мм. Можно упростить проведение измерение, проведя измерения сразу от краев крепежных отверстий. Однако этот метод не отличается особой точностью.
Особенности разболтовки дисков разного типа
На рынке встречаются колесные диски следующих разновидностей:
Как узнать разболтовку штампованных дисков? Стальные диски – наиболее распространенный вариант, это связано со стоимостью подобных моделей, а также возможностью проведения рихтовочных работ. Разболтовка такого диска должна точно соответствовать установленным производителем нормативам.
Литые диски считаются не такими долговечными. Поскольку легкосплавные металлы характеризуются меньшей прочностью, к подбору комплектующих необходимо подходить особенно тщательно. Как узнать разболтовку литого диска? Для этого используется тот же метод, что и для других разновидностей.
Кованые диски считаются самыми прочными и тяжелыми. Изготавливают их в специальных цехах по технологиям схожим с теми, что применяются в авиастроении. Они хорошо переносят прямые удары. Автомобилисты часто их ставят для езды в экстремальных условиях.
Важность разболтовки
К сожалению, при покупке далеко не все автолюбители задаются вопросом, как узнать разболтовку колесных дисков. Игнорирование данного параметра может привести к печальным последствиям. Установить наличие проблемы визуально довольно проблематично.
При тюнинге своего автомобиля многие автомобилисты стараются подобрать диски не по техническим параметрам, а исходя из внешнего вида. Часто возникает ситуация, при которой диски по разболтовке подходят лишь примерно.
В интернете можно найти таблицы совместимости моделей дисков различных производителей, однако этим данным доверять прямым образом не стоит.
Некоторые мастера предлагают «подогнать» параметры авто к новым колесным дискам, у которых значение PCD от штатного отличается в большую сторону. При установке обычно применяются центровочные кольца. Однако эффективность и безопасность данного метода неоднозначна. Кольца могут изготавливаться из алюминия или пластика. Хоть производители утверждают, что материалы используются специально рассчитанные на нагрузки, но наличие дополнительного элемента в системе крепления колес дает дополнительную вероятность ослабления конструкции и при раскалывании кольца может привести к аварии.
Установка колесных дисков с неверным показателем PCD может стать причиной:
-
Усиления биения колес;
-
Повреждения подвески или рулевого механизма;
-
Откручивания колеса в процессе езды.
Даже если колесо удалось отцентровать, фаски болтовых шпилек не будут плотно прилегать к гнездам диска. По этой причине напряжение в металле растет, что ускоряет износ отверстий. Кроме того, всегда есть риск «потерять» колесо прямо по ходу движения.
Один из основных параметров колёсных дисков – это количество крепёжных отверстий и их расположение относительно оси колеса. Англоязычный термин PCD, в отечественном автосленге именуемый разболтовкой, содержит информацию о числе шпилек или болтов, а также диаметре окружности, в которую вписаны их центры.
Например, типичный размер для автомобилей ВАЗ будет обозначаться как PCD 4х98.
5 основных размеров дисков
Чаще всего встречаются диски, если не считать пришедший от старых моделей FIAT и некоторых других машин, вазовский PCD 4х98, на 4 и 5 болтов (шпилек).
Статья по теме: Шипы или Липучка: какие шины лучше использовать зимой
Самые популярные разболтовки:
- 4×100;
- 4×108;
- 5×100;
- 5×108;
- 5×112.
Хотя трудно судить о реальной распространённости конкретных размеров, существует и много других, используемых на достаточно известных массовых автомобилях.
Естественно, размером разболтовки параметры диска не ограничиваются.
Существуют другие, не менее важные:
- диаметр центрального отверстия;
- ширина;
- вылет;
- параметры закраин диска и многое другое.
Как самостоятельно измерить разболтовку диска
На самом деле, необходимость в измерительных процедурах возникает редко. Нужный параметр легко узнать из характеристик конкретной машины, а для любого диска он указан на маркировке изделия.
Но обозначение бывшей в употреблении детали могло быть уничтожено, поэтому определять разболтовку придётся с помощью линейки.
Измерять следует с максимально возможной точностью. Очень трудно, например, отличить диск 4×98 от 4×100. Часто бывает, что машины ВАЗ ездят с увеличенным PCD дисков, что неправильно и очень опасно.
Даже если колесо отцентрировано более-менее нормально и не бьёт на ходу, отсутствие полного прилегания фасок болтов крепления к гнёздам диска вызывает большие напряжения в металле, износ отверстий, усталостные явления в колёсных болтах и большую вероятность потерять колесо при езде.
Существуют два способа измерения – для чётного количества шпилек и универсальный.
При чётном числе достаточно наметить центры отверстий с максимально возможной точностью и определить расстояние между этими центрами для диаметрально противоположных болтов.
Придётся использовать штангенциркуль, обычная линейка даст слишком большую погрешность. Например, на диске надо взять размер между краями отверстий, у одного изнутри, у другого снаружи. Поскольку диаметры гнёзд под болты выполнены с высокой точностью, то это и будет искомым PCD.
Формула для расчета и таблицы совместимости
При нечётном количестве отверстий одним измерением обойтись не получится. В таком случае надо измерить расстояние между осями двух рядом расположенных болтов, после чего применить для вычислений простые формулы.
Допустим, расстояние равно какому-то числу X. Тогда, в зависимости от количества числа болтов от 3 до 5 используются следующий формулы:
- 3 болта. PCD=1,155*X
- 4 болта. PCD=1,414*X
- 5 болтов. PCD=1,701*X
Формулы получены в результате простых геометрических манипуляций, каждый может лично проверить и получить более точные коэффициенты.
Читайте также: Чем и как приклеить молдинг на дверь автомобиля
В качестве примерной справочной информации можно использовать таблицу совместимости моделей автомобилей по признаку одинакового PCD.
Как уже упоминалось выше, это никак не может означать полную взаимозаменяемость дисков, так как все прочие их параметры редко когда совпадают.
Размер дисков по PCD | Самые распространённые автомобили, где он применяется |
4×98 | Alfa Romeo 33, 155, 164, FIAT 124, 126, Brava, Cinquecento, Croma, Multipla, Palio, Panda, Punto, Seicento, Tempra, Tipo, Uno, Lancia Delta, Lada |
4×100 | Старые модели Audi, Mini, BMW 3, Daewoo Espero, Lanos, Nexia, Daihatsu Charade, Cuore, Grand Move, Honda CRX, Civic, Accord, Integra, Jazz, Kia Spectra / Sephia, Mazda 121, 323, MX5, Mitsubishi Carisma, Colt, Lancer, Nissan Micra, Sunny, Opel Ascona, Astra, Calibra, Corsa, Kadett, Vectra, Zafira, Renault Clio, Espace, Kangoo, Megane, Twingo, Seat Ibiza, Toledo, Skoda Felicia, Suzuki Baleno, Toyota Corolla, Yaris, Volkswagen Golf, Jetta, Passat, Polo, Volvo 440 |
4×108 | Audi 80, 100, Citroen BX, ZX, Berlingo, Visa, Xantia, Xsara, Ford Escort, Fiesta, Ka, Mondeo, Peugeot 106, 205, 206, 306, 307, 405, 406, Partner, Saab 900, 9000, Volvo 850 |
4×114,3 | Daewoo Matiz, Honda Civic VTEC, Accord, Prelude, Hyundai Accent, Sonata, Mitsubishi Carisma, Colt, Galant, Lancer, Space Wagon, Nissan Almera, Primera, Suzuki Alto, Swift, Volvo S40, V40 |
5×100 | Audi A3, TT, Skoda Octavia, Subaru Forester, Impreza, Legacy, Outback, Toyota Avensis, Carina, Celica, Volkswagen New Beetle |
5×108 | Citroen XM, Jumper, Ferrari, Ford Focus, Mondeo, Volvo 740, 760, 780 |
5×112 | Audi 100 CS, Quattro, Audi A4, S2, S4, A6, A8, Ford Galaxy, Mercedes Benz 280SL, 600SL, SLK, A, Vito, Volkswagen T1, T4 |
5×114,3 | Американские автомобили, Daihatsu Terios, Honda Odysee, CRV, Lexus, старые модели Mazda, Toyota RAV4 |
5×115 | Американские автомобили |
5×120 | Range Rover, Rolls Royce |
5×139,7 | Lada 4×4, Chevrolet Niva, УАЗ |
Следует иметь в виду, что диски, которыми комплектовались автомобили, могли сильно отличаться в зависимости от конкретной модификации модели и заказанной комплектации.
Диаметр, на котором расположены эти крепёжные отверстия (PCD)
Посчитать количество отверстий под болты не составляет проблем, обычно их бывает — 3, 4, 5 6 8 10.
Диаметр, на котором они расположены иногда «выбит» изнутри диска, как показано на рисунках
К сожалению, иногда не очень понятно где именно написаны эти цифры значения PCD, поскольку каждый производитель дисков может их написать в разных местах или не написать совсем. Поэтому нам понадобится Штангенциркуль или обычная линейка.
Нужно измерить расстояние между центрами дальних отверстий, расположенных напротив друг друга, как показано на рисунках
(нужные комментарии подписаны под картинками)
У дисков с пятью (рис. 1) крепёжными крепёжными отверстиями:
PCD равно расстоянию между центрами дальних (любых не соседних) болтов или гаек умноженное на коэффициент 1,051 В нашем случае 95х1,051=100 мм
У дисков с четырьмя (рис. 2) или шестью крепёжными отверстиями:
PCD равно расстоянию между центрами дальних (противоположных) болтов или гаек. В нашем случае тоже 100 мм.
Внимание! Измерения нужно проводить с высокой точностью, поскольку существуют очень близкие значения, (например, 98 и 100 или 110 и 112) и которые нельзя ставить одни вместо других!
Для большей уверенности в измерениях, мы приводим таблицу применяемости различных значений PCD к маркам автомобилей. Например, если у вас автомобиль Мерседес, а при измерении получилось 111 мм, то реальное значение равно 112 мм, поскольку Мерседес не делает дисков ни 110 ни 111 мм.
Рис1 Диаметр, на котором расположены эти крепёжные отверстия (PCD)
Посчитать количество отверстий под болты не составляет проблем, обычно их бывает — 3, 4, 5 6 8 10.
Рис2-3 Диаметр, на котором они расположены иногда «выбит» изнутри диска, как показано на рисунках
Рис4 У дисков с пятью (рис. 1) крепёжными крепёжными отверстиями:
PCD равно расстоянию между центрами дальних (любых не соседних) болтов или гаек умноженное на коэффициент 1,051 В нашем случае 95х1,051=100 мм
Рис5 У дисков с четырьмя (рис. 2) или шестью крепёжными отверстиями:
PCD равно расстоянию между центрами дальних (противоположных) болтов или гаек. В нашем случае тоже 100 мм.
На чтение 13 мин Просмотров 45.1к.
Разболтовка колесных дисков – свод измеряемых параметров колеса, которые необходимо знать при установке. Измерить необходимые показатели можно самому или использовать для этого специальные таблицы, различные для каждой марки автомобиля.
Какие размеры важно определить перед приобретением колес? Как выглядит полная колесная формула? Какими размерами обладают запчасти отечественных машин?
Содержание
- Показатели дисковых размеров
- Как измерить самостоятельно
- Соседние отверстия
- Дальние отверстия
- Диаметр ступичного окна
- Полная и сокращенная формула разболтовки
- Сокращенная
- Полная
- Таблицы с разболтовкой 4×98, 4×100, 4×108, 5×100, 5×108, 5×112
- Возможна ли установка колес с неподходящей разболтовкой
Показатели дисковых размеров
Существует пять основных размеров, ошибка в определении которых станет причиной невозможности установки колеса.
К ним относят:
- количество отверстий под болты (LZ);
- расстояние между ними;
- диаметр окружности, на которой они расположены (PCD);
- диаметр центрального (ступичного) окна (DIA);
- вылет (ET).
Количество окошек под болты на легковых автомобилях варьируется от 3 до 6. У грузовиков этот показатель достигает 12-15 штук. Автомобили тольяттинского производства имеют по 4 входа для болтов. Исключение составляет лада нива, колеса которой крепятся пятью болтами каждое. Измерение количества дыр проводится визуально, путем простого подсчета.
Как измерить самостоятельно
Разболтовка дисков включает в себя и расстояние между окошками. Измерить его можно с помощью штангенциркуля или линейки. Замер производят от центра одного отверстия до центра другого. Есть два способа: расстояние между соседними и самым дальними отверстиями.
Соседние отверстия
Рассматриваемый показатель определяется с учетом размеров окружности, на которой расположены центры прорезей под болты. Диаметр определяют по таблицам совместимости или измеряют с помощью линейки.
Для этого измеряют расстояние между соседними болтами, после чего умножают полученную цифру на коэффициент, зависящий от количества отверстий. Поперечный показатель окружности у автомобилей ВАЗ составляет 98 мм у легковых моделей и 139.7 мм у внедорожника «Нива».
Количество отверстий | Коэффициент |
---|---|
3 | 1,155 |
4 | 1.414 |
5 | 1,701 |
6 | 2 |
10 | 3,326 |
Дальние отверстия
Наиболее простым является измерение на дисках с четным количеством отверстий ( под 4, 6, 8 болтов), расстояние между противоположными отверстиями и будет значением PCD.
Для дисков под 5 болтов измеряется расстоянием между любыми не соседними отверстиями, а полученная цифра умножается на 1,051.
Диаметр ступичного окна
Показатель центрального ступичного окна указывается как в таблицах, так и в полной формуле разболтовки, речь о которой пойдет ниже. При отсутствии необходимой информации этот показатель легко измеряется с помощью линейки или штангенциркуля. Диаметр ступичного места ВАЗ-2110 составляет 58.6 мм.
На заметку: измерить центральное отверстие удается не всегда, так как на некоторых автомобилях оно неправильной формы. Яркий пример — Daewoo Nexia дорестайлинговой версии.
Разболтовку колесных дисков определяют с учетом их вылета. Вылет – это отношение вертикальной оси симметрии диска к месту соприкосновения со ступицей. Вылет может быть отрицательным, положительным или нулевым.
Установка неправильно подобранного по этому фактору диска возможна. Однако она нарушает работу подвески и делает автомобиль небезопасным.
Полная и сокращенная формула разболтовки
Как правило, на колесах с завода указывается полная формула, отображающая все необходимые параметры. В разговорной речи автолюбители чаще пользуются коротким и узнаваемым обозначением, которое не дает полного представления о продукте. Рассмотрим каждую из формул по отдельности.
Сокращенная
Сокращенная формула для определения измеряемых показателей называется PCD (Pitch Circle Diameter). Она включает в себя два размера и выглядит следующим образом: 4ˣ98 (разболтовка колесных дисков для ВАЗ-2110). Цифра «4» здесь обозначает количество вырезок под болты, цифра «98» — результат поперечного измерения их окружности.
Распространенные значения PCD: 98, 100, 108, 112, 114.3, 120, 130, 139.7.
Частой ошибкой является установка 98 диска на 100 ступицу, поскольку визуально разница не видна. Результатом будет перекос и неполное прилегание диска к ступице.
Сокращенная формула позволяет подобрать требуемую запчасть, которую можно установить на автомобиль. Однако неправильная разболтовка по другим параметрам не позволит полноценно эксплуатировать транспортное средство.
Полная
Как узнать разболтовку по полной формуле, которая указывается на диске в заводских условиях и имеет следующий формат: 7.5 Jˣ15 H2 5ˣ100 ET 40 D 54.1? Рассмотрим, что обозначает каждая буквенно-цифровая группа этой кодировки.
- 7.5 JX 15 – ширина обода 7.5 дюйма, диаметр 15 дюймов. Буква «X» свидетельствует о том, что диск литой или кованный, буква «J» — что продукция должна применяться только на моноприводных машинах (маркировка для полноприводных авто — JJ).
- H2 – количество концевых выступов (хампов), предназначенных для удержания бескамерной шины. Возможны варианты с одним выступом («Н1») или без них («АН»). Hump (бугор, возвышение) – обеспечивает надежную фиксацию шины в поворотах, позволяет избежать разгерметизации.
Маркировка Расшифровка H Hump H2 Double Hump FH Flat Hump FH2 Double Flat Hump CH Combination Hump EH2 Extended Hump EH2+ Extended Hump 2+ AH Asymmetric Hump - PCD 5ˣ100 – формула разболтовки, рассмотренная в предыдущем подпункте этой статьи.
- ET 40 (сокращение от немецкого Einpress Tief) – показатель вылета. В приведенном примере обозначен положительный вылет 40 мм. Если вылет отрицательный, перед цифрой ставится знак «-», если нулевой – знак «0». Величина вылета определяет где будет находится привалочная плоскость. Отклонение от рекомендуемых производителем значений приводит к изменению направления и величины сил, которые воздействуют на подвеску.
- D 54.1 – диаметр ступичного отверстия в мм (DIA).
На заметку: ширина обода и диаметр измеряется в дюймах. 1 дюйм равен 2.54 см. Остальные размеры разболтовки принято измерять в миллиметрах.
Таблицы с разболтовкой 4×98, 4×100, 4×108, 5×100, 5×108, 5×112
4х98
Марка авто | Модель |
---|---|
ВАЗ | 2110-12 |
Классика | |
Гранта | |
Калина | |
Приора | |
2108-99 | |
Alfa Romeo | 145 |
146 | |
33 Sport Wagon | |
MiTo | |
Citroen | Nemo |
Fiat | 500 |
Albea | |
Barchetta | |
Brava | |
Bravo | |
Bravo HGT | |
Cinquecento | |
Coupe | |
Coupe 16V turbo | |
Coupe BV6 | |
Doblo | |
Doblo 4X4 | |
Fiorino | |
Idea | |
Linea | |
Marea | |
Multipla | |
Multipla 2 | |
Palio | |
Panda | |
Panda 4×4 | |
Punto | |
Qubo | |
Seicento | |
Seicento Sporting | |
Stilo | |
Ford | Ka |
Lancia | Delta |
Lybra | |
Musa | |
Y | |
Ypsilon | |
Peugeot | Bipper |
4х100
Марка авто | Модель |
---|---|
Acura | EL |
Integra | |
BMW | Z1 |
Chery | Amulet |
Kimo | |
Kimo(A) | |
QQ6 | |
QQ6(S21) | |
Chevrolet | Astra |
Aveo | |
Cobalt | |
COBALT SS | |
Lanos | |
Spark | |
Citroen | C1 |
C15 | |
Daewoo | ESPERO |
Kalos | |
Lanos | |
Nexia | |
Nubira | |
Daihatsu | Applause |
Atrai | |
Atrai 7 | |
Boon | |
Charade | |
Cuore | |
Coo | |
Copen | |
Esse | |
Gran Move | |
GRANDE MOVE | |
Leeza | |
MAX | |
Materia | |
Mira | |
Move | |
Naked | |
Opti | |
Pyzar | |
Sonica | |
Storia | |
Sirion | |
Trevis | |
Tanto | |
YRV | |
Dacia | LOGAN |
SANDERO | |
Isuzu | Gemini |
Pa Nero | |
Piazza | |
FAW | Vita |
Fiat | Grande Punto |
Punto | |
Geely | MK |
Otaka | |
Vision | |
Great Wall | GWPeri |
Peri | |
Hyundai | Accent |
Amica | |
Atos | |
Atos Prime | |
Getz | |
i10 | |
i20 | |
Solaris | |
VERNA | |
Verna Hatchback | |
Verna Sedan | |
Honda | Accord |
Airwave | |
Beat | |
Capa | |
City | |
Civic | |
CIVIC VTI | |
Concerto | |
CR-X | |
Domani | |
Fit | |
FIT SPORT | |
Freed | |
Insight | |
Integra | |
Jazz | |
JAZZ 4X4 | |
Life | |
Logo | |
Mobilio | |
Orthia | |
Thats | |
Today | |
Vamos | |
Zest | |
Kia | Picanto |
Rio | |
Rio II | |
Shuma | |
Shuma II | |
Spectra | |
Lifan | Smily |
Solano | |
Lotus | ELISE |
EUROPA S | |
Evora | |
EXIGE | |
Mazda | AZ-1 |
AZ-3 | |
AZ-Wagon | |
Carol | |
Demio | |
Familia | |
Lantis | |
Laputa | |
Revue | |
Roadster | |
Scrum Wagon | |
Spiano | |
Verisa | |
2 | |
323 | |
MX-5 | |
MX-5 Miata | |
MX-5 ROADSTER | |
MG | TF |
ZR | |
ZS | |
Mini | Mini |
Clubman | |
Clubman S | |
Cooper | |
Cooper Cabrio | |
Cooper Cabrio S | |
COOPER CABRIOLET | |
COOPER CABRIOLET S | |
Cooper S | |
Cooper S Cabrio | |
One | |
Mitsubishi | Carisma |
Colt | |
eK | |
I | |
Lancer | |
Libero | |
Minica | |
Mirage | |
Toppo | |
Toppo BJ | |
Townbox | |
Nissan | Be-1 |
Bluebird | |
Cube | |
Figaro | |
Luchino | |
March | |
Micra | |
Micra C + C | |
Moco | |
Note | |
NX | |
OTTI | |
Pino | |
Presea | |
Pulsar | |
Rasheen | |
Sunny | |
Tiida | |
Wingroad | |
Opel | Agila |
Agila II | |
Astra | |
ASTRA G | |
Astra H | |
COMBO | |
COMBO TOUR | |
Corsa | |
Corsa B | |
Corsa C | |
CORSA COMBO | |
Corsa D | |
Calibra | |
Meriva | |
Tigra | |
Tigra A | |
Tigra B | |
TIGRA TWINTOP | |
Vectra | |
Vectra A | |
Vectra B | |
Vita | |
Peugeot | 107 |
Renault | CLIO |
CLIO 3 | |
Clio II | |
Clio II Sport | |
Clio III | |
Clio IV R | |
Kangoo | |
KANGOO 4WD | |
Kangoo Compact | |
LAGUNA | |
LAGUNA (B56) | |
Logan | |
Megan II | |
MEGANE | |
MEGANE 2 | |
MEGANE 2 CC | |
MEGANE GRAND SCENIC | |
Megane Scenic | |
MODUS | |
Sandero | |
Sandero Stepway | |
Scenic | |
Scenic II | |
Symbol | |
TWINGO | |
Rover | 25 |
25 STREETWISE | |
400 | |
45 | |
Street Wise | |
Saab | 9-2 X Aero |
Saturn | Ion |
SC | |
Scion | xA |
xB | |
Seat | AROSA |
AROSA (100) | |
Cordoba | |
CORDOBA (110) | |
CORDOBA VT | |
Skoda | Felicia |
Subaru | Dex |
Justy | |
JUSTY II | |
Justy III | |
Justy IV | |
Pleo | |
R1 | |
R2 | |
Rex | |
Sambar | |
Stella | |
Vivio | |
Suzuki | Aerio |
Alto | |
BALENO | |
Cara | |
Cervo | |
Cultus | |
Every Wagon | |
Kei | |
Ignis | |
Liana | |
Liana ll | |
MR Wagon | |
Palette | |
Solio | |
Splash | |
Swift | |
Swift ll | |
Twin | |
Wagon R | |
WAGON R+ | |
Toyota | Allex |
Augo | |
Aygo | |
bB | |
Belta | |
Carina | |
Corolla | |
Corolla II | |
Corona | |
Corsa | |
Corolla Verso | |
Cynos | |
Duet | |
Funcargo | |
iQ | |
Ist | |
MR-S | |
MR2 | |
Passo | |
Platz | |
Porte | |
Prius | |
Pro Box | |
Ractis | |
Raum | |
Serra | |
Sienta | |
Sparky | |
Sprinter | |
Starlet | |
Succeed | |
Wagon | |
Tercel | |
Vitz | |
Will | |
Yaris | |
YARIS 1,5TS | |
YARIS 2 | |
YARIS D4D | |
Yaris Verso | |
Volkswagen | Corrado |
Golf | |
Jetta | |
Lupo | |
LUPO GTI | |
Pointer | |
Polo III | |
Passat | |
Polo | |
Santana | |
Vento | |
ZAZ | Chance |
ВАЗ | Ларгус |
ТагАЗ | Accent |
Doninvest Assol (L100) | |
Vortex Corda |
4х108
Марка авто | Модель |
---|---|
Audi | 80 |
Cabriolet | |
Citroen | Berlingo |
C2 | |
C3 | |
C3 Picasso | |
C3 Pluriel | |
C3 X-TR | |
C4 | |
C4 COUPE | |
C4 Picasso | |
C5 | |
DS3 | |
DS4 | |
Grand C4 | |
Saxo | |
SAXO VTS | |
Xantia | |
Xsara | |
XSARA COUPE | |
XSARA COUPE VTR | |
XSARA COUPE VTS | |
Xsara Picasso | |
Ford | Cougar |
COUGAR ST200 | |
Escort | |
Fiesta | |
FIESTA ST | |
Focus | |
FOCUS RS | |
FOCUS ST170 | |
Fusion | |
Ka | |
Mondeo | |
Puma | |
SPORT KA | |
STREET KA | |
Peugeot | 1007 |
106 | |
205 | |
205GTI | |
206 | |
206 CC | |
206 SW | |
207 | |
3008 | |
306 | |
306 CABRIOLET | |
306 S16 | |
307 | |
307 CC | |
307 SW | |
308 | |
308 CC | |
308 SW | |
309 | |
405 | |
406 | |
406 COUPE | |
408 | |
Partner | |
Partner Origin VU | |
Partner Tepee | |
Partner VU | |
Volvo | 850 |
Lifan | Breez |
Mazda | 2 |
Saleen | S121 |
ТагАЗ | Doninvest Orion (J100) |
5х100
Марка авто | Модель |
---|---|
Audi | A1 |
A2 | |
A3 | |
S3 | |
TT | |
Chevrolet | Cavalier |
CAVALLIER LS | |
CAVLLIER COUPE | |
CAVLLIER COUPE Z24 | |
Sonic | |
Chrysler | NEON |
Neon II | |
PT Cruiser | |
PT Cruiser Cabrio | |
Sebring | |
SEBRING CABRIOLET | |
SEBRING COUPE | |
SEBRING Sedan | |
VOYAGER | |
Dodge | Caravan |
Neon | |
Stratus | |
Honda | Civic |
Lexus | CT200h |
MG | ZT |
ZT-T | |
Nissan | Sunny |
Plymouth | |
Neon | |
Pontiac | |
Sunfire | |
SUNFIRE GT | |
Vibe | |
Rover | 75 |
Saab | 9-2x |
Scion | tC |
xD | |
Seat | Cordoba |
CORDOBA (110) | |
CORDOBA VT | |
Ibiza | |
IBIZA (130) | |
IBIZA SC | |
Skoda | Fabia |
FABIA (130) | |
Fabia ll | |
OCTAVIA | |
OCTAVIA 4WD | |
OCTAVIA SRC 4WD | |
Octavia Tour | |
PRAKTIK | |
Roomster | |
Subaru | Baja |
Alcyone | |
Exiga | |
Forester | |
FORESTER | |
FORESTER (USA) | |
Forester I | |
Forester II | |
Forester III | |
FORESTER STI | |
Impreza | |
Impreza Anesis | |
Impreza II | |
Impreza III | |
IMPREZA WRX | |
IMPREZA WRX STI | |
LEGACY | |
Legacy lancaster | |
Legacy II | |
Legacy III | |
Legacy IV | |
LEGACY SPECB | |
OUTBACK | |
Outback I | |
Outback II | |
Qutback III | |
Traviq | |
XV | |
Toyota | Allion |
Avensis | |
Avensis ll | |
Caldina | |
Camry | |
Carina | |
Cavalier | |
Celica | |
CELICA T23 | |
Corona | |
Curren | |
Ist | |
Opa | |
Premio | |
Prius | |
Matrix | |
Vista | |
Voltz | |
Will | |
Wish | |
Volkswagen | Beetle (A4) |
Bora | |
BORA(130) | |
Cross Polo | |
Corrado | |
Golf | |
Fox | |
GOLF 4 | |
GOLF 4 (170) | |
GOLF 4 R32 | |
Lupo | |
LUPO GTI | |
New Beetle | |
POLO | |
POLO GTI | |
Polo IV | |
Polo Sedan | |
Polo V | |
Polo V Sedan | |
Vento | |
ГАЗ | Siber |
5х108
Марка авто | Модель |
---|---|
Alfa Romeo | 166 |
Aston Martin | V12 Vanquish |
Vanquish S | |
Chery | M11 |
Citroen | C5 |
C6 | |
Jumpy | |
XM | |
Ferrari | 348 GT |
348 Spider | |
355 F1 Berlinetta | |
355 F1 GTS | |
355 F1 Spider | |
360 MODENA | |
360 Spider | |
456 GT | |
456 GTA | |
458 ITALIA | |
512 TR | |
550 Barchetta Pininfarina | |
550 MARANELLO | |
575 M Maranello | |
599 GTB Fiorano | |
Challenge Stradale | |
F355 Berlinetta | |
F355 GTS | |
F355 Spider | |
F430 Challenge | |
F430 Spider | |
F50 | |
F512 M | |
Superamerica | |
Ford | C-Max |
Focus | |
FOCUS 2 | |
FOCUS 2 ST | |
Focus C-Max | |
FOCUS CC | |
FOCUS RS | |
Galaxy | |
Kuga | |
Mondeo | |
MONDEO ST220 | |
S-Max | |
Taurus | |
Taurus SE/SEL | |
Thunderbird | |
Tourneo Connect | |
Transit Connect | |
Jaguar | S Type CCX |
S Type Estate | |
S-TYPES-TYPE V8 R | |
X-TYPE | |
XF | |
XJ | |
XJ6 | |
XJ8 SE | |
XK | |
XKR | |
Renault | AVANTIME |
CLIO | |
Clio IV Sport 197 | |
Clio V6 Evo Sport | |
ESPACE | |
Espace III Grand Espace | |
Espace IV | |
Kangoo | |
KANGOO II | |
LAGUNA | |
Laguna 5 Stud | |
LAGUNA II | |
Laguna II G | |
Megan II | |
MEGANE 2 CC | |
Megane II CC Coupe/Cabrio | |
Megane II Turbo | |
Scenic | |
Scenic II | |
VEL SATIS | |
Lancia | Thesis |
Land Rover | Evoque |
Freelander 2 | |
Lincoln | LS |
LS6 | |
LS8 | |
MKS | |
Mercury | Sable |
MG | XPower SV |
Maserati | 3200 GT |
Coupe | |
Gran Turismo | |
Gran Turismo S | |
Peugeot | 407 |
407 Coupe | |
407 SW | |
508 | |
605 | |
607 | |
RCZ Sport | |
Volvo | 240 |
740 | |
760 | |
780 | |
850 | |
940 | |
960 | |
C30 | |
C70 | |
C70 Convertible | |
C70 Coupe | |
C70 Coupe Cabrio II | |
S40 | |
S40 II | |
S60 | |
S70 | |
S80 | |
S80 II | |
S90 | |
S90 (204) | |
V50 | |
V70 | |
V70 (193) | |
V70 (250) | |
V70 (300) | |
V70 I | |
V70 II | |
V70 III | |
V70 XC | |
V90 | |
XC60 | |
XC70 | |
XC70 II | |
XC70 III | |
XC90 | |
ГАЗ | 3102 |
31105 |
5х112
Марка авто | Модель |
---|---|
Audi | 100 |
A3 | |
A4 | |
A4 ALLROAD | |
A4 Allroad quattro | |
A4 CABRIOLET | |
A5 | |
A6 | |
A6 Allroad quattro | |
A7 | |
A8 | |
Allroad | |
RS4 | |
RS5 | |
RS6 | |
Q3 | |
Q5 | |
R8 | |
R8 V10 | |
S3 | |
S4 | |
S5 | |
S6 | |
S7 | |
S8 | |
TT | |
TT S | |
TT RS | |
V8 | |
Bentley | Azure |
Continental | |
CONTINENTAL GT | |
MULSANNE | |
BMW | M3 |
Chrysler | CROSSFIRE |
Ford | Galaxy |
Lamborghini | GALLARDO |
Gallardo LP550-2 | |
Gallardo LP560-4 | |
Gallardo LP570-4 | |
Mercedes-Benz | A-Klasse (W168) |
A-Klasse (W169) | |
B-Klasse (W245) | |
B-Klasse (W246) | |
C-Klasse (CL203) | |
C-Klasse (W202) | |
C-Klasse (W203) | |
C-Klasse (W204) | |
CL-Klasse (C140) | |
CL-Klasse (C215) | |
CL-Klasse (C216) | |
CLC-Klasse | |
CLK-Klasse (W208) | |
CLK-Klasse (W209) | |
CLS-Klasse (C219) | |
E-Klasse (W210) | |
E-Klasse (W211) | |
E-Klasse (W212) | |
GL-Klasse (X164) | |
GLK-Klasse (X204) | |
M-Klasse (W163) | |
M-Klasse (W164) | |
M-Klasse (W166) | |
R-Klasse (W251) | |
S-Klasse (W140) | |
S-Klasse (W220) | |
S-Klasse (W221) | |
SL-Klasse (R230) | |
SLK-Klasse (R170) | |
SLK-Klasse (R171) | |
SLR-Klasse | |
Vaneo | |
Viano | |
Vito | |
W 203 (CLC) | |
W 204(GLK) | |
W 212(E) | |
W129 (SL) | |
W129 (SL) MILLE MIGL | |
W140 (S) | |
W140 (SEC) COUPE | |
W163 (ML) | |
W163 (ML) ML55AMG | |
W164 (ML) 63AMG | |
W164(ML) | |
W168 (A) | |
W169 (A) | |
W170 (SLK) | |
W202 (C) | |
W203 (C) | |
W203 (C) AMG | |
W203 (C) KOMPRESSOR | |
W203 (C) SPORT COUPE | |
W204 (C) | |
W208 (CLK) | |
W210 (E) | |
W211 (E) | |
W211 (E) KOMPRESSOR | |
W215 (CL) COUPE | |
W215 (CL) COUPE 55 A | |
W219 (CLS) | |
W220 (S) | |
W221 (S) | |
W230 (SL) | |
W231 (SL) | |
W245 (B) | |
W251 (R) | |
W251 (R) 63AMG | |
W414 (VANEO) | |
W638 (V) | |
W638 (VITO) | |
WX164 (GL) | |
X 204(GLK) | |
300SE | |
400SEL | |
500SE | |
500SEL | |
500SL | |
600SE | |
600SEL | |
600SL | |
A160 | |
A170 | |
A190 | |
A200 | |
B170 | |
B200 | |
C180 | |
C200 | |
C220 | |
C230 | |
C240 | |
C250 | |
C280 | |
C300 | |
C320 | |
CL500 | |
CL550 | |
CL600 | |
CLK200 | |
CLK240 | |
CLK320 | |
CLK350 | |
CLS350 | |
CLS500 | |
CLS550 | |
E220 | |
E230 | |
E240 | |
E280 | |
E300 | |
E320 | |
E350 | |
E400 | |
E430 | |
E500 | |
E550 | |
ML270 | |
ML320 | |
ML350 | |
ML430 | |
ML500 | |
ML550 | |
R350 | |
R500 | |
R550 | |
S280 | |
S320 | |
S350 | |
S400L | |
S430 | |
S500 | |
S500L | |
S550 | |
S600 | |
S600L | |
SL320 | |
SL350 | |
SL500 | |
SL550 | |
SL600 | |
SLK200 | |
SLK230 | |
SLK280 | |
SLK320 | |
SLK350 | |
V230 | |
V350 | |
Maybach | 57 |
57 S | |
62 | |
62 S | |
Landaulet | |
Seat | ALHAMBRA |
ALHAMBRA (130) | |
Alhambra Facelift | |
Altea | |
Altea Freetrack | |
Altea XL | |
EXEO | |
EXEO ST | |
LEON | |
Leon ll | |
Toledo | |
TOLEDO (130) | |
Skoda | OCTAVIA |
OCTAVIA 4WD | |
Octavia ll | |
Octavia lll | |
Octavia Scout | |
OCTAVIA SRC 4WD | |
Octavia Tour | |
Superb | |
Superb ll | |
Yeti | |
Ssang Yong | Actyon |
Chairman | |
New Actyon | |
Volkswagen | Beetle (A5) |
Caddy | |
CrossTouran | |
Cross Golf | |
Eos | |
GOLF 5 | |
GOLF 5 GTi | |
GOLF 5 PLUS | |
GOLF 6 | |
GOLF 6 GTi | |
Jetta | |
JETTA 2 | |
JETTA 5 | |
JETTA 6 | |
Passat | |
Passat CC | |
PASSAT W8 | |
Phaeton | |
PHAETON W12 | |
Scirocco | |
Sharan | |
SHARAN SYNCRO | |
T4 | |
Tiguan | |
Touran | |
Transporter | |
Vanagon |
Возможна ли установка колес с неподходящей разболтовкой
Некоторые автомобилисты в попытке сэкономить на покупке запчастей с необходимыми параметрами приобретают продукцию, не соответствующую марке автомобиля. Такие колеса подвергают самостоятельной обработке, расширяют ступичное отверстие, меняют расположение мест под болты, после чего ставят на машину.
Теоретически подобная доработка возможна, но работы должны выполняться с максимальной точностью. Замерить диск настолько правильно в гаражных условиях невозможно. А неточно просверленные вырезы приводят к биению колеса, разрушению ступицы и элементов подвески, нарушению устойчивости автомобиля на дороге.
Грамотная доработка автомобиля в условиях, приближенных к заводским, экономически нецелесообразна. Работа будет стоить дороже, чем приобретение изначально соответствующего всем размерам колеса.
Приобретая на машину комплект дисков учитывается ряд параметров, из которых важна разболтовка. Под ней понимают набор характеристик для выбора комплекта под конкретный автомобиль. Их замеры можно провести своими руками, используя ряд инструментов, кроме того, подбор возможен по таблицам совместимости.
Содержание
- 1 Показатели размеров
- 2 Как измерить самостоятельно
- 2.1 Соседние отверстия
- 2.2 Дальние окошки
- 2.3 Диаметр ступичного окна
- 3 Формулы разболтовки
- 3.1 Полная
- 3.2 Сокращенная
- 4 Таблицы с разболтовкой
Показатели размеров
Приобретая автомобиль, особенно первый, владелец редко задумывается о том, что выбирать колеса следует осмотрительно. Комплекты на рынке часто отличаются, поскольку созданы для разных машин, хотя видимых расхождений может и не быть.
Чтобы подбор был точным, а колеса подошли машине, учитывается ряд размеров. При ошибке в определении одного из них, диски не удастся установить, но даже в случае успеха эксплуатация машины станет небезопасной. Прежде чем замерять разболтовку, следует разобраться, что в нее входит. В числе основных размеров:
- количество отверстий для монтажа колеса (в маркировке обозначается как LZ);
- расстояние между дырками для вкрутки;
- диаметр окружности, по граням которой сделаны отверстия для болтов (в маркировке диска обозначается как PCD);
- показатель ступичного окна (узнать его можно по цифре DIA);
- степень вылета диска (за нее отвечает маркировка ET).
Каждая из характеристик имеет значение в рамках выбора дискового набора. Их учет становится обязательным, если колеса приобретаются дистанционно – при несовместимости нужно будет тратить время на общение с продавцом, возврат товара, поиск нового комплекта.
На легковых машинах обычно используется 3-6 болтов на каждом диске, что намного меньше, чем у грузовиков. Учитывая диаметр и вес их колес, на закрепление каждого требуется 12-15 болтов.
Важно! Отечественные машины, особенно советского производства, в своем большинстве имеют по 4 болта для установки дисков. Исключением стала Нива, в ее колесах используется 5 болтов.
Определить точное количество крепежных элементов, необходимых для монтажа колес, можно при взгляде на стоковые диски. Путем простого осмотра станет понятно, сколько гнезд в колесе и сколько болтов для них необходимо.
Как измерить самостоятельно
Узнать разболтовку самому реально, это возможно с линейкой (предпочтительнее штангенциркуль). Ими измеряется расстояние между окошками, при этом линейка имеет погрешность, ведь не учитывает изгиб. Можно провести замеры несколькими способами, которые комбинируются для большей точности.
Соседние отверстия
Данный параметр определяется с оглядкой на показатель окружности, где находится центральная часть прорези, сделанной под крепежные болты. Диаметр без проблем вычисляется линейкой, хотя для популярных авто разработана таблица совместимости. Если используется линейка, то по прямой линии меряется расстояние между соседствующими болтами.
Полученную цифру множат на коэффициент, устанавливаемый по числу дырок в диске. Сразу следует сказать, что поперечная окружность машин ВАЗ стандартизирована на отметке 98 мм, а в Ниве – 139,7 мм. Коэффициенты же следующие:
- 3 болта – 1,155;
- 4 крепежа – величина для умножения составляет 1,414;
- 5 – 1,701;
- 6 болтов – 2;
- 10 закреплений – 3,326.
Дальние окошки
Вместо расположенных рядом отверстий можно определить разболтовку даже линейкой с минимальной погрешностью, используя дальние окошки. Проще всего мерять диски, где предусмотрено четное количество болтов – 4,6,8. Длина прямой, проведенной между противоположными отверстиями, будет означать необходимую величину.
В случае, когда на диске 5 болтов, замеряется расстояние между дырками, не являющимися соседними. Полученную цифру перемножают на коэффициентный показатель 1,051, дающий наиболее точный результат PCD.
Диаметр ступичного окна
Размер центрального окна ступицы указывается в разболтовочных таблицах и полной формуле разболтовки, упоминаемой ниже. Даже если под рукой уже готовой информации нет, результаты легко получить линейкой, либо более точным штангенциркулем. К примеру, диаметр окна в ВАЗ модели 2110 сделан на уровне 58,6 мм.
Интересно!
Не всегда можно измерить этот показатель из-за неправильной формы, такие есть у Daewoo Nexia в дорестайлинговом кузове.
Кроме перечисленных характеристик, важен и вылет дисков. Под ним подразумевают расположение вертикальных осей симметрии колеса в отношении точки совмещения со ступицей. Вылет бывает отрицательным, а также нулевым или положительным, но даже если подбор по нему оказался неудачным, диск можно установить. Это нежелательно, ведь подвеска машины станет функционировать неправильно и при вождении сильно ухудшит безопасность.
Формулы разболтовки
Чтобы точно определить, будут ли совместимы комплект и марка авто, применяются формулы разболтовки, указывающие на параметры дисков. Бывают сокращенные и полные значения, но абсолютно все параметры указываются только в последних.
Полная
Эта формула применяется производителями дисков, наносящими соответствующую маркировку на свои изделия. Она выглядит как: 8Jх15 H2 4х100 ET0 D54,1 и для неопытного автовладельца является случайным набором цифр и букв. На самом деле каждый параметр можно расшифровать:
- 8 Jx15 – первая цифра обозначает ширину обода, диаметр при этом равняется 15 дюймам. Х здесь демонстрирует тип диска, в данном случае они литые или кованые. Буква J сообщает о возможности применения колеса только на авто с моноприводом – задним или передним, ведь полный привод обозначается как JJ.
- H2 – отображает количество хапов, которые иначе называются коневыми выступами. Они удерживают бескамерные шины на диске и встречаются изделия с одним хапом, либо вообще без него. Данные элементы фиксируют шину, не допуская ее разгерметизации, а также помогают эффективнее входить в поворот.
- 4х100 – это показатель PCD, первая цифра в котором отражает количество болтовых гнезд, вторая – поперечный диаметр окружности.
- ET0 – дает понимание о вылете диска, в данном случае он нулевой. Если же стоит цифра 40 – это положительный вылет, а обозначение ET-40 демонстрирует отрицательный вылет.
- D54,1 – таким обозначением указывается диаметр ступичного окна, цифра дана в миллиметрах.
Диаметр и ширина колесного обода указываются в дюймах, другие же характеристики отражаются в миллиметрах.
Сокращенная
Сокращенная цифровая характеристика упрощена, в ней есть всего два показателя. формула 4х98 отражает, что в колесе есть 4 болта, расположенные по 100 мм окружности. Это стандартная разболтовка ВАЗ 2110, в других машинах также встречаются окружности от 100 до 139,7.
Перед тем, как приобретать диски, измеряют ступицу. Отличий может не быть, к примеру, диск 98-й окружности визуально сядет на ступицу с диаметром 100. На практике такой диск не будет плотно прилегать к ступице, колесо будет перекошено, а безопасность окажется под угрозой.
Таблицы с разболтовкой
Просчет разболтовки редко используется, ведь существуют таблицы совместимости. Водителю нужно найти таблицу конкретной модели и посмотреть параметры для нее. В них внесены все популярные автомобили, используемые в России.
Разболтовка | Автомобили |
---|---|
4*98 | ВАЗ; Fiat Panda, Lineo, Qubo; Ford Ka; Lancia Delta; Peugeot Bipper. |
4*100 | BMW Z1; Chery; Chevrolet Aveo; Daewoo Lanos; Dacia Logan; Fiat Punto; Hyundai Accent, Getz, Solaris; Honda Accord; ВАЗ Ларгус. |
4*108 | Audi 80; Citroen Berlingo; Ford Fiesta, Mondeo; Mazda 2. |
5*100 | Audi A1 (2,3), TT; Chrysler Neon, Sebring, PT Cruiser; Honda Civic; Nissan Sunny, Sunfire; Seat; Skoda Fabia; Subaru Forester, Impreza, Legacy, Outback; Toyota Avensis и Camry; Volkswagen Golf, Bora, Beetle, Polo; ГАЗ Siber. |
5*108 | Aston Martin Vanquish; Citroen C5, C6; Ford Focus, C-Max; Renault Clio, Kangoo; Land Rover. |
5*112 | Audi A3, A5, A6, RS4, RS5; Bentley; BMW; Mercedes-Benz; Ssang Yong Actyon, Chairman; Volkswagen Jetta, Transporter. |
В этой таблице собраны далеко не все разболтовки, ведь машин гораздо больше. Под конкретный автомобиль нужно искать разболтовку самостоятельно, это поможет точно подобрать колеса.
Дополнительно! Если диски все равно выбраны неверно, их можно обработать, расширив ступичное окно, поменяв места дырок под болты. Сделать это очень сложно, в большинстве случае попытки заканчиваются не только порчей дисков, но и авариями.
Разболтовка диска крайне важна, ведь при неверном ее подборе подвеска будет работать не так, как нужно и автомобиль может попасть в ДТП. Для точного выбора ориентируются на несколько показателей, среди которых диаметр ступицы, количество отверстий, размер окружности. Также существуют разболтовочные таблицы, именно они позволят быстро выбрать комплект колес, совместимый с авто.