Как пишется размер подшипника

  • Содержание

В магазинах и на заводах встречается широкий ассортимент сборочных узлов. Каждый из них предназначен для своей задачи, отвечает ряду требований, а также подходит по размеру к указанным запчастям. В статье дадим расшифровку условных обозначений и номеров подшипников.

маркировка подшипников

Основная цифровая маркировка и схема

Главное, что нужно узнать у продавца, – какая страна изготовила изделия. Дело в том, что принятые нормы и стандарты у российских изготовителей и у зарубежных отличаются. Для первых прописан отечественный знак качества – ГОСТ 3189-89. Он всегда соблюдается, за этим строго следят надзорные службы, так как невыполнение требований производства грозит не только несоответствием заказа (а он может быть и государственный) с итоговым результатом, но и аварийными ситуациями на производстве.

Указанная деталь является одним из очень важных узлов фактически в каждом устройстве, где важны механические вращательные движения. С его деформацией обычно связаны значительные поломки. Поэтому можете быть уверены, что, покупая подшипники с нумерацией, вы полностью можете на нее полагаться.

Сначала будем рассматривать отечественные изделия, так как они более доступны и достаточно надежны, поэтому используются чаще. Выглядят они приблизительно так:

Y – XXXXXX – Z

Любой номер имеет три составляющие:

  • Ядро (X). Располагается в центре, представляет собой базу с основными данными о детали. Выражается только цифрами. Шесть знаков обозначают пять показателей. С двух сторон заключается в дефисы.
  • Префикс (Y). По названию понятно, что это препозиция, то есть, стоит опознавательный знак в самом начале. Может комбинировать в себе различные знаковые системы. Выражает три взаимосвязанных значения.
  • Суффикс (Z). Завершает комбинацию и содержит множество информации. Состоит в основном из букв кириллического алфавита (по российскому ГОСТ), но может уточняться цифрами.

Приведем схему с расшифровкой маркировки подшипников качения (ее ядра)

Х(5) ХХ(4) Х(3) 0Х(2) Х(1)

где под цифрами имеется ввиду:

  1. диаметр отверстия – о нем более подробно ниже;
  2. размер серии, то есть габариты – помноженные координаты и их значения;
  3. тип узла – от 0 до 9, но весь перечень ниже будет представлен в виде таблицы, потому что без нее трудно запомнить эту классификацию;
  4. конструкция изделия – для этой категории дано очень много кодов, до 99 штук, подробно их перечислять не будем, но укажем, что полностью список находится в документе ГОСТ 3395-89;
  5. размерная категория – самая начальная цифра отвечает за серию ширин или высот, сильно зависит от радиусов и не всегда может быть проставлена, особенно когда этот показатель нестандартный.

Основные трудности возникают, когда мы говорим о размере внутреннего кольца. Что если он больше 9 мм? Ведь на этот показатель отведена только одна цифра. А что делать, если, напротив, радиус так мал, что помноженный на 2 он не доходит даже до минимальной единицы, чтобы заполнить указанную ячейку номера? Рассмотрим ниже.

подшипники таблица

Маркировка подшипников по размерам и номерам в зависимости от определения диаметра отверстия с таблицами

Есть 4 категории, согласно которым можно разделить все изделия, классифицировать их:

  • 1D – менее десяти миллиметров.
  • 2D – больше 10, но не более 20 мм.
  • 3D – превыше двадцати вплоть до 499 мм.
  • 4D – более 50 сантиметров.

Это разделение прописывает документ ГОСТ 3189-89. Посмотрим подробнее, в чем особенности нумерации.

Для первого диапазона

Самый простой вариант, тогда классическая картина совсем не нарушается. Это для самых небольших деталек – можно проставить цифру от 1 до 9 включительно. Соответственно, указываются только целые значения. Шагом является миллиметр. Если все так хорошо укладывается в правило, то просто записываем диаметр в начальную графу. Помним, что маркировку мы читаем справа налево, так что последнее место является для пользователя отсчетным – здесь и оказывается показатель.

номера подшипников

Вторая ситуация, если мы имеем дробь. Сначала прибегаем к общим правилам округления, то есть если после запятой мы имеем 1, 2, 3 или 4, то смело отбрасываем их, а если от 5 до 9, то приписываем на единицу больше. Готовое округленное значение записываем в первую (то есть с конца) ячейку. Вторую заполняем условным обозначением «5» (это показывает, что было использовано дробное число), а третью – нулем. Если левее не будет указываться важной информации, а иногда такое бывает, то и этот «0» можно вычеркнуть. Тогда у нас получается ядро всего из двухзначного числового символа.

Пример: Ø равен 7,68. Пишем сначала 8, а затем спереди приписываем 5 и 0. Получаем — XXX058 или просто 58.

Схема выглядит так:

Х

Х Х

Х

Х

Х

Х

Серия шин

Конструктивное исполнение

Тип

Знак «0»  

Серия Ø

Ø отверстия

Для второго диапазона

Так как подшипник измеряется миллиметрами, то и задействован цифровой ряд от 10 до 20, хотя, по сути, мы имеем дело с одним, двумя сантиметрами. Но здесь странность, все обозначения делятся на нормализованные и выходящие из нормы. К первым относятся только 10, 12, 15 и 17, а все остальные будут подвергаться округлению. Так что самый крупный, девятнадцатимиллиметровый узел будет фиксироваться как 17. Под эти значения он занимает две начальные (с конца) ячейки. Им соответственно указывается код внутреннего диаметра:

  • 10 – это 00.
  • 12 – это 01.
  • 15 – это 02.
  • 17 – это 03.

Если мы имеем дело с ненормализованным размером, то есть с тем, который нужно округлять, то на третью позицию ставим «9».

обозначение подшипников

Схема  выглядит так:

Х

Х Х

Х

Х

Х Х

Размерная серия

Конструктивное исполнение

Тип

Серия Ø

Ø отверстия

Две последние цифры номера подшипника обозначают во втором диапазоне принадлежность к одной из 4-х категорий. Представим все сказанное в виде таблицы с примерами:

Внутренний Ø, мм

До какой цифры нужно округлить, если нет – прочерк

Используемый код

Пример маркировки

10

––

00

180100

11

10

00

180900

12

––

01

180201

13

12

01

180901

14

15

02

180902

15

––

02

180302

16

17

03

180903

17

––

03

180603

18

17

03

180903

19

17

03

180903

Для третьего диапазона

Для него характерна схема, указанная выше, для второго типа классификации. К этой категории относится самая большая группа, так как предыдущие были миниатюрной копией, а четвертые требуются только при очень крупном производстве и скорее делаются под индивидуальный заказ.

Если раньше мы считали шагом для записи один миллиметр, то теперь единицей измерения будет 5 мм. Чтобы закодировать показатель, нужно внутренний помноженный надвое радиус кольца разделить на пять. Полученный результат следует записать в первые две ячейки (считаем с конца).

Серия диаметров подшипников – это цифра «девять» для тех случаев, когда процедура деления прошла с округлением. Округляем мы также по классическим правилам математики.

подшипники обозначение расшифровка

Приведем пример. У нас есть 107 мм. Делим на 5, получаем 21.4. Записываем в крайние позиции «21», а слева указываем – «9». Результат: XXXX921 или просто 921.

Если при делении получается однозначное число, записываем во второй позиции ноль.    

Для четвертого диапазона

Это большие изделия, но так как правила измерения единые, то мы все же оставляем единицей 1 миллиметр. Делить на 5 уже нет смысла, так как цифры от 500 мм и более даже после деления остаются трехзначными и не помещаются в указанную схему. По этой причине для них ввели дополнительный символ в записи – косую черту, он же «слэш», slash, выглядит так – «/». После нее уже в полном виде, даже если это четырехзначный размер, записывается внутренний диаметр.

Новая схема выглядит так:

X

X X

X

X

/

X X X (X)

Размерная серия

Конструктивное исполнение

Тип

Серия Ø

Внутренний Ø в милимметрах

Если в начальной позиции не 4, а только три обозначения, не нужно ставить сначала «0», просто вписываем необходимое количество символов.  

Второе правило – появление дроби обозначается также, как мы привыкли на предыдущих диапазонах. Сначала значение округляется, а затем в позицию до слэша прописываем «девятку».

условные обозначения подшипников

Пример:

1036,6 мм. Округляем до 1037, записываем их в начальную ячейку. Проставляем косую черту и пишем 9. Результат: ХХХХ9/1037 или просто 9/1037.

Исключения из правил

Так как фактически узнать точный размер дробного подшипника по номеру невозможно (при округлении просто ставится опознаватель, но в какую сторону произошло округление, не известно),  некоторые некруглые значения очень частотны, то для них выделена особая ниша. Размеры 0,6, 1,5, 2,5 миллиметра записываются точно, а перед ними также как и в четвертом диапазоне ставится slash.

Аналогичная запись предназначена для 22 мм, 28 мм и 32 мм. Они не делятся на 5, как все остальные узлы из третьей категории, а проставляются полностью по правую сторону от косой черты.

Система обозначения по ГОСТ

Мы привели подробное объяснение про внутренний размер и условные обозначения подшипников качения. Но в маркировке шариковых деталей важную роль играет 2-я позиция записи – серия диаметров. Их проставляют согласно таблице:

0

нулевая

7

сверхлегкая

8

сверхлегкая

9

особо легкая

1

особо легкая

2

легкая

5

легкая широкая

3

средняя

6

средняя широкая

4

тяжелая

Но если нет указаний серии шин, то и здесь будет стоять 0. Дополнительные характеристики несут следующие знаки на этом месте:

  • 7 – нестандартный внешний размер;
  • 8 – неклассическая ширина;
  • 9 – ненормализованный радиус внутренней окружности.

Но кроме основного ядра, согласно требованиям ГОСТ, есть также обозначения, приведенные в крайних правой и левой частях маркировки закрытых подшипников. Рассмотрим эти правила.

как узнать размер подшипника по номеру

Дополнительные обозначения

Различают две категории:

  • префикс;
  • суффикс.

Начнем с приставки. Она находится перед цифровым кодом и составляется по правилам:

  • запись начинается справа;
  • отсутствующие позиции отбрасываются, а если совсем нечего писать в дополнении, то и тире, разделяющие части кодировки, не нужно.

Рассмотрим составляющие справа налево:

  1. Класс точности. К самым высоким относятся аббревиатуры «5», «4», «Т» и «2». Немного хуже – «0», «6», «6Х», остальные показывают, что показатель совсем плохой. Тогда можно признать изделие низкокачественным. Это происходит, когда соотношение всех элементов не точно выверено. Так как маркируются подшипники после их изготовления, то при найденной погрешности, указывается плохой префикс.
  2. Радиальный зазор. Классифицируется по шкале от 0 до 9, измеряется в десятых частях миллиметра и показывает расстояние между шариками, то есть между элементами качения. Оптимальными считаются срединные значения. Нормальный показатель может никак не отображаться в записи.
  3. Ряд момента трения. В основную, часто используемую группу входят – 1, 4 и 7. Остальные нужно сверять по документу РД ВНИПП.021-01.
  4. Категория А, В или С. Последняя – стандартная, она не имеет особенных требований, поэтому часто даже не указывается. А вот если вы имеете дело с А или В, то рядом будут проставлены цифровые значения, обозначающие класс.

серии подшипников

Справа, в суффиксе, идет необязательная, но важная информация о дополнительных указаниях. Обычно она нужна тем, кто имеет дело с нестандартными моделями. Указывается кириллическими буквами. Запрос можно сделать в целой системе нормированных списков: ГОСТы 5721, 24696, 24850 и 7872.

Обозначение импортных подшипников – есть ли иностранный ГОСТ для маркировки узлов

Если с отечественными изделиями все понятно и каждая компания-производитель обязана придерживаться годами установленных требований по нумерации, то за рубежом каждый изготовитель сам придумывает удобную для него систему. Обычно она менее подробная и детальная, чем в России, а также имеет следующий недостаток – без подробной, а для русского человека переведенной на его родной язык, инструкции ничего не понятно. Можно довериться продавцу, но он сам часто не знает мельчайшие особенности, из которых состоит код.

Как определить серию подшипника – инструкция

Существует четыре основные категории. Особо легкая (цифра 1), легкая (2 или 5), средняя (3 или 6) и тяжелая – 4.

Чтобы определить, к какой из них относится модель, следует найти ядро маркировки, оно находится между двумя тире. Если суффикса или постфикса нет, то номер может стоять одиноким. Есть две ситуации. Если есть слэш, то нужный нам показатель первый слева от него. Если косой черты нет, то он третий.

условные обозначения подшипников качения

Как узнать диаметр отверстия – инструкция

Это самые первые (справа) числа ядра.

Если в записи присутствует окончание – 0X, то этот X – число от 1 до 9 в миллиметрах. Если запись – 05X, то значит X – округленное число, но не больше 10 мм.

Знаки 00, 01, 02 и 02 говорят о диапазоне от 10 до 20, код можно перевести в точные значения по предложенной выше таблице. Если после них стоит 9 (т.е. 900 или 901), то снова имело место округление.

При наличии любого двузначного значения следует умножать на 5. Правило с «девяткой» на третьем месте остается уместным и тут.

А если в маркировке есть слэш, то либо это исключение, либо большой диаметр больше 50 сантиметров.

Как по номеру подшипника определить его внешние размеры – инструкция

Это последнее значение ядра. Оно стоит с краю, слева. Это габариты, то есть помноженная ширина и высота. Если внутреннее кольцо остается прежним, то внешнее увеличивается согласно следующей маркировке: 0, 8, 9, 1, 7, 2, 3, 4, 5. Соотношение величин можно определить с помощью таблицы.

нумерация подшипников

Как узнать номер

Легче всего воспользоваться электронными каталогами, содержащими в себе все десятки значений. Нумерацию легче освоить, если предварительно измерить основные параметры – внешний и внутренний радиус, ширину, высоту.

Пример маркировки подшипника иностранной компании NSK

Компания является одним из крупнейших мировых производителей подшипников. В начале 90х в состав вошел британская фирма RHP, что позволило выпускать продукцию сразу двух одноименных брендов. Для различия, как правило, используются, дополнительные обозначения.

В целом, маркировка состоит из 27 символов, которые содержат информацию о технических характеристиках изделия, типах смазки, её количестве, упаковке. Все обозначения можно увидеть в таблице.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

3

2

0

5

В

2

R

S

T

N

G

N

Y

R

L

N

5

Теперь разберемся с обозначениями:

  • символы 1-18 – это технические характеристики, размеры, а также конструктивные особенности, которые соответствуют международной классификации. Приведенные в этом примере обозначения указывают на подшипник качения шариковый радиальный сферический с двусторонним уплотнением с сепаратором из полиамида наружным диаметром 52 мм.
  • число 19 – указывает бренд. Здесь ячейка пустая – это означает бренд NSK. Буква же R, соответственно, – RHP.
  • число 20 – страна-производитель.
  • 23-25 – обозначает код вида смазки (подшипники требующие в качестве смазывающих материалов консервант – открытые, относятся к полям 21-22)
  • 26 – это количество соответствующей смазки.
  • 27 – тип упаковки. В данном примере 5 – это картонная упаковка.

обозначение импортных подшипников

Мы дали подробную информацию по всем аспектам нумерации, расшифровали основные показатели ГОСТ. Что приобрести необходимые подшипники для определенных видов деталей – посетите сайт «Подшипник. Моби». Надежные компоненты от знаменитых брендов и приятные цены – воспользуйтесь выгодным предложением и оформите покупку прямо сейчас.

Краткая информация о многорядной установке

Подобное решение принимается с целью повышения несущей способности узла и снижения нагрузки на единичное изделие. Это крайне важно в опорах быстроходных.

Основным условием длительной и надёжной работы является равномерное распределение нагрузки на каждый из элементов подшипникового узла. Для изделий, рассчитанных на восприятие аксиальных нагрузок, этот вопрос достаточно просто решается обеспечением требуемой точности изготовления посадочных поверхностей имеющихся обойм, использование подшипников с корпусами равной жёсткости (вариант, упругих).

Более сложно равномерно распределить нагрузки осевой направленности. Малейшие погрешности, допущенные при монтаже, либо неправильно подобранный по размеру подшипник могут привести к тому, что данную нагрузку будет воспринимать только крайний подшипник, а остальные либо полностью выпадают, либо воспринимают её в незначительных объёмах. Вопрос решается применением предварительного натяга.

Как правило, в подобном блоке используется два-четыре подшипника, имеющих одинаковые величины D и d.

Варианты определения размера подшипника

Существует несколько вариантов решения данного вопроса, основными из которых являются:

  • Определение размеров по известной маркировке;
  • Замер изделия, подлежащего замене.

Как правило, определяются только размеры подшипника, являющиеся основными. Это:

  • Внутренний диаметр, обозначаемый литерой «d»;
  • Наружный («D»);
  • Ширина подшипника («В»). Для упорных типов её часто именую высотой и маркируют литерой «Н».

Рассмотрим первый вариант применительно к подшипнику отечественного производства.

Номер подшипника можно узнать:

  • По маркировке, нанесённой на торцевую поверхность обоймы;
  • По паспорту на изделие, имеющемуся сертификату, либо по товарно-сопроводительной документации. Кроме этого тип подшипника указывается на его заводской упаковке.

Расшифровка выполняется согласно действующим нормативным документам (для отечественных подшипников, это ГОСТ 3189-89).

Две правые цифры обозначают величину d (до 20 мм включительно). При диаметре 20<d≤495 для того, чтобы получить величину d в миллиметрах, имеющееся двухзначное число потребуется умножить на 5. третья цифра информирует о серии «D», седьмая, о серии «В»

Для импортных подшипников необходимо руководствоваться иными нормативами (с учётом бренда изделия).

При этом следует обязательно помнить о том, что отечественная и международная маркировка различаются, что может привести к существенной ошибке при определении размеров.

Ряд иностранных производителей маркирует продукцию по внутренним правилам компании.

При отсутствии полного номера подшипника следует выполнить следующие шаги:

  • Если это изделие предназначено для установки на автомобиль, желательно установить узел, в который ставится данный подшипник, год выпуска транспортного средства, его наименование, объём и мощность двигателя. Далее сообщаете данную информацию нашему представителю, и он подбирает нужный подшипник;
  • Если это подшипник иного назначения, следует замерить требуемые размеры на изделии, вышедшем из строя и подлежащем замене. Лучше всего делать это штангенциркулем.

 

Как подобрать подшипники по диаметру?

Цель статьи — ликбез, призванный ответить на вопрос о том, как правильно подобрать подшипники. Мы проанализировали некоторые базовые нюансы, касающиеся измерения размеров подшипников (внутреннего и внешнего диаметра) и соотношения этих размеров с принятыми маркировками. Текст будет полезен в первую очередь людям, которые хотят определить номер или серии подшипника, исходя из габаритных параметров.

Что потребуется для измерения внутреннего и внешнего диаметра

Хотите сами подобрать подшипник и решили измерить параметры? Вам потребуется один из следующих инструментов:

  • Линейка. Если потребность в высокой точности измерений отсутствует, можно взять обычную измерительную линейку. Линейка приставляется к отверстию на ярусе диаметра подшипника, а затем производится отсчет делений. Конечно, подбирать подшипник по диаметру, который измерен линейкой, — не самая лучшая идея.
  • Нутромер. Если все же требуется произвести измерение на полу-профессиональном уровне, потребуется нутромер. Последний вводится в отверстие правой рукой, при этом указательным пальцем левой руки нужно прижать его дужку к стенке. Затем инструмент немного раскачивается, что позволяет нащупать минимальный раствор (вторая дужка должна касаться стенки подшипника). Установив раствор, нужно определить его размер с помощью линейки. Конец линейки упирают в какую-либо ровную поверхность. Однако учитывайте, что и здесь невозможно избежать погрешности, которая будет составлять до половины десятых миллиметра.
  • Штангенциркуль. Самый точный инструмент для измерения подшипника.  Для этого необходимо измерить внутренний и наружный диаметр подшипника и его ширину. 4

Алгоритм определения диаметра подшипника

Выделяют три главных параметра подшипников:

  • d — внутренний диаметр.
  • D — внешний диаметр.
  • B — ширина.

Согласно техническим стандартам, размеры подшипника указываются в следующем порядке: dxDxB.

Внутренний диаметр (d)

Здесь возникает большинство проблем, с которым сталкиваются желающие подобрать подшипники самостоятельно. Дело в том, что подшипники делятся на множество типов, различающихся по форме. Поэтому, необходимо принимать во внимание нюансы, связанные с особенностями конструкции:

  • Если вы измеряете деталь с конусным сечением, внутренний диаметр нужно будет считать по наименьшей стороне.
  • В упорных опорах для того, чтобы определить величину диаметра, измеряют тугое кольцо. Уточним: в конструкции два кольца, а именно большое внутреннее (свободное), свободно движущееся на рабочем валу, и устанавливаемое с натягом (тугое). Различие в диаметрах внутренних колец составляет от двух до восьми десятых миллиметра. Упорные подшипники с двумя кольцами имеют в условном обозначении букву H, отсылающую к различию размеров внутренних колец.
  • Если в конструкции есть втулка (закрепительная, стяжная), замеры внутреннего диаметра нужно производить внутри нее.
  • Если отверстие имеет геометрию, отличающуюся от круговой (квадрат, шестигранник), необходимо производить расчеты внутреннего диаметра по вписанной окружности.
  • Иногда опорные узлы не имеют кольца. Тогда внутренний диаметр измеряют на рабочем валу.

Размер внешнего диаметра (D)

Здесь редко возникают проблемы: измерить внешний диаметр способен даже человек, не имеющий технической подкованности. Есть только две тонкости. Иногда внешнее рабочее кольцо может отсутствовать вовсе — и величину нужно замерять по посадочному месту. 

Расчет ширины (B)

Чтобы замерить ширину, нужно учесть особенности формы конкретного подшипника. Скажем, в упорно-конической разновидности торцы могут различаться. В таком случае в качестве ширины берут различие параметров двух колец (замеры осуществляются параллельно).

Что нужно учитывать при выборе подшипника

Естественно, при подборе подшипника невозможно ограничиться исключительно его габаритными параметрами (хотя их нужно уточнить в первую очередь). Подобрать подшипник по диаметру (внутреннему и внешнему) в отсутствие других характеристик невозможно. Нужно принимать во внимание следующее:

  • Предельная нагрузка (ее характер и направленность). Например, отдельные типы подшипников могут выдерживать нагрузку только осевой и радиальный типы давления.
  • Срок эксплуатации изделия (его называют «моментом усталости»).
  • Число оборотов. Количество оборотов в минуту также может сильно различаться.
  • Класс точности (от него зависит вращение).
  • Вид смазки (выделяют жидкую и газообразную).
  • Эксплуатационная устойчивость (способность выдерживать воздействия высоких температур, взаимодействия с влагой и т.д.).

Несколько слов о маркировке и ее соотношении с внутренним диаметром

Для производимых на территории нашей страны подшипников нормативом, устанавливающим правила маркировки, является ГОСТ 3189-89. Обратите внимание на две правые цифры: они обозначают диаметр внутреннего отверстия. Например, если диаметр отверстия меньше 20 миллиметров, 00 будет означать диаметр в 10 миллиметров, 01 — в 12 миллиметров, 03 — в 17 миллиметров. Если диаметр отверстия составляет более 20 мм, то при умножении двух крайних цифр на 5 вы получите внутренний диаметр подшипника — его посадочный размер.

Заключение

Опыт показывает, что самостоятельно разобраться во всех технических тонкостях, не имея широкой теоретической подготовки и опыта работы с подшипниками, достаточно непросто. Даже если вы сумеете верно определить параметры внутреннего и внешнего диаметра, а также ширины, этого не будет достаточно для подбора.

Логичным шагом становится обращение к экспертам. Здесь и становится актуальным наше предложение: специалисты готовы помочь потенциальным клиентам с выбором (подобрать подшипники) и ответить на все интересующие вопросы. Если вам это интересно, свяжитесь с нами по указанному номеру.

Будем рады помочь!


3. Серия диаметров



серии диаметров имеют значения: 8,9,0,1,7,2,3,4, (указаны в порядке увеличения наружного размера диаметра подшипника, в то время как внутренний диаметр остаётся неизменным)


4. Диаметр отверстия



Последние 2 цифры указывают код размера подшипника, умножив эту цифру на 5 можно получить диаметр отверстия в мм. Но есть исключения:






-Для подшипников с диаметром отверстия менее 10 мм или 500 мм и выше диаметр отверстия обычно указывается в миллиметрах и не кодируется. Обозначение размера отделяется от остального обозначения подшипника косой чертой, например: 618/8 (d = 8 мм) или 511/530 (d = 530 мм).Это также касается стандартных подшипников, соответствующих стандарту ISO 15:1998 и имеющих диаметр отверстия 22, 28 или 32 мм, например: 62/22 (d = 22 мм).




— Подшипники с диаметром отверстия 10, 12, 15 и 17 мм, имеют следующие коды размера:


00 = 10 мм


01 = 12 мм


02 = 15 мм


03 = 17 мм






-Диаметры отверстия, имеющие отклонения от стандартного, никогда не кодируются и указываются в миллиметрах до трех десятичных разрядов. Такое обозначение диаметра отверстия входит в состав основного обозначения и отделяется от него косой чертой, например, 6202/15.875 (d  = 15,875 мм = 5/8 дюйма).



Расшифровка префикса




AR



Сепаратор в сборе с шариками или роликами.

GS



Свободное кольцо цилиндрического упорного роликоподшипника.

IR



Внутреннее кольцо радиального подшипника.

K



Комплект упорных цилиндрических роликов с сепаратором




Внутреннее кольцо в сборе с сепаратором и роликами или наружное кольцо конического роликоподшипника дюймовой размерности соответствующего стандарту ABMA (в разобранном состоянии).

L



Отдельное внутреннее или наружное кольцо разборного подшипника.

OR



Наружное кольцо радиального подшипника.

R

Комплект внутреннего или наружного кольца с роликами (и сепаратором) разборного подшипника.

W



Радиальный шарикоподшипник из нержавеющей стали

WF



Радиальный шарикоподшипник из нержавеющей стали с упорным бортом на наружном кольце.

WS



Тугое кольцо цилиндрического упорного роликоподшипника.

ZE



Подшипник с функцией SensorMount®.






Расшифровка суффикса (то что справа)


— Внутренняя конструкция



A, B, C, D, E- изменена внутренняя конструкция при неизменных основных размерах.


— Особенности конструкции






AC

Однорядный радиально-упорный шарикоподшипник с углом контакта 25°.

ACD

 Однорядный радиально-упорный шарикоподшипник улучшенной конструкции с углом контакта 25°.

ADA

Широкие канавки под стопорное кольцо на наружном кольце, разъемное внутреннее кольцо, части которого соединяются удерживающим кольцом.

BE

Однорядный радиально-упорный шарикоподшипник с углом контакта 40° и оптимизированной внутренней конструкцией.

Bxx(x)

Буква B в комбинации с двух- или трехзначным числом обозначает вариант  стандартной конструкции, который не может быть идентифицирован при помощи общепринятых суффиксов.

CD

 Однорядный радиально-упорный шарикоподшипник улучшенной конструкции с углом контакта 15°.

CC

Сферический роликоподшипник типа C с улучшенным направлением роликов.

CA, CB, CC

 Группа осевого зазора одноряд­ных радиально-упорных шарико­подшипников для универсальной парной установки (тандем, О- или X-образной). При О- или X-образном расположении в домонтажном состоянии имеют малый (СА), нормальный (СВ) или увеличенный (СС) осевой зазор.

2F

Маслоотражательные кольца с обеих сторон у подшипников типа Y.

2FF

Маслоотражательные кольца с ворсистыми уплотнениями с обеих сторон у подшипников типа Y.

G

Нормальный осевой зазор у одно­рядных радиально-упорных шарикоподшипников для универ­сальной парной установки (при О-или Х-образной схеме).

GA, GB, GC

Группа осевого преднатяга одно­рядных радиально-упорных шарикоподшипников для универсальной парной установки (тандем, О- или X-образной).  При О- или X-образном расположении в домонтажном состоянии имеют легкий (GA), средний (GB) или тяжелый (GC) осевой преднатяг.

K

Коническое внутреннее отверстие, конусность 1:12.

K30

Коническое внутреннее отверстие, конусность 1:30.

LS

Контактное уплотнение типа LS с одной стороны подшипника.

2LS

Уплотнения типа LS с двух сторон подшипника.

N

Канавка под стопорное кольцо на наружном кольце подшипника.

NR

То же , что N, но в комплекте со стопорным кольцом.

N2

Два смещенных на 180° стопорных паза на наружной поверхности на­ружного кольца подшипника.

PP

Контактные уплотнения с двух сторон у опорных роликов.

RS

Контактное уплотнение из полиуретана или резины с одной стороны у игольчатых роликоподшипников.

RS1

Контактное армированное уплотнение из резины с одной стороны подшипника.

2RS1

Контактные уплотнения типа RS1 с обеих сторон подшипника.

2RS

Контактные уплотнения типа RS с обеих сторон игольчатого роликоподшипника.

RZ

Контактное армированное уплот­нение из резины с уменьшенным трением с одной стороны подшипника.

2RZ

Контактные уплотнения типа RZ с обеих сторон подшипника.

X

Габаритные размеры отличаются от стандарта ISO или опорные ролики с цилиндри­ческой наружной поверхностью.

Z

Защитная металлическая шайба (бесконтактное уплотнение) с одной стороны подшипника.

2Z

Защитные металлические шайбы типа Z с двух сторон подшипника.

ZN

Защитная металлическая шайба типа Z с одной стороны и канавка под стопорное кольцо на наружной поверхности с противоположной стороны подшипника.

2ZN

Защитные металлические шайбы типа Z с обеих сторон и канавка под стопорное кольцо на наружной поверхности подшипника.

ZNR

ZN + стопорное кольцо.

2ZNR

2ZN + стопорное кольцо.













— Сепараторы






F

Механически обработанный сепаратор из стали или специального чугуна.

J

Штампованный сепаратор из стального листа.

T

Механически обработанный сепаратор из текстолита.



L

Механически обработанный сепаратор из легкого сплава.

М

Механически обработанный сепаратор из латуни.

MP

Механически обработанный сепаратор оконного типа из латуни.

Р

Литой сепаратор из стеклонаполненного полиамида.

TN

Литой сепаратор из пластмассы. TN9 — литой сепаратор из стеклонаполненного полиамида.

Y

Штампованный сепаратор из листовой латуни.

А

Центрирование по наружному кольцу.

В

Центрирование по внутреннему кольцу.

нет

Центрирование по телам качения.

V

Бессепараторный подшипник.

VH 

Неразборный бессепараторный подшипник.













— Класс точности






CLN

Соответствует классу точности 6Х по ISO для метрических кони­ческих роликоподшипников


(более жесткий допуск ширины).

CLO

Соответствует классу точности О по ISO для дюймовых конических роликоподшипников.

CL3

Соответствует классу точности 3 по ISO для дюймовых конических роликоподшипников.

CL7A 

Стандартный класс точности кони­ческих роликоподшипников, ис­пользуемых в опорах валов-шес­терен.

CL7C 

Специальный класс точности кони­ческих роликоподшипников, используемых в опорах валов-шестерен.

Р6

Точность размеров и биения соот­ветствуют 6 классу точности по ISO.

Р5

Точность размеров и биения соответствуют 5 классу точности по ISO (точнее Р6).

Р4

Точность размеров и биения соответствуют 4 классу точности по ISO (точнее Р5).

Р4А

Точность размеров соответст­вует 4 классу точности по ISO, биения — классу точности ABEC 9 согласно стандарта AFBMA.

РА9А 

Точность размеров и радиальное биения соответствуют классу точности ABEC 9 согласно стандарта AFBMA.

РА9В 

Точность размеров соответствует классу точности АВЕС 9 согласно стандарта AFBMA, биения мень­ше, чем у подшипников класса точности РА9А.

SP

Точность размеров примерно соответствует классу точности Р5, биения — классу точности Р4.

UP

Точность размеров примерно соответствует классу точности Р4, биения меньше, чем у под­шипников класса точности Р4.














— Внутренний зазор






С1

Внутренний зазор в подшипнике меньше, чем С2.

С2

Внутренний зазор в подшипнике меньше нормального.

нет

Нормальный внутренний зазор

СЗ

Внутренний зазор в подшипнике больше нормального.

С4

Внутренний зазор в подшипнике больше, чем СЗ.

С5

Внутренний зазор в подшипнике больше, чем С4.

При комбинации с суффиксами, обозначающими класс точности, буква С опускается. Пример: Р5+С3 = Р53.













— Вибрации






QE5 

 Специальное качество подшипников для электродвигателей; точность размеров и биений соответствуют классу точности Р6, малый уровень вибрации.

QE6 

Стандартное качество подшипников для электродвигателей.

Q05 

Особо низкий уровень пиков вибраций.

Q06 

Уровень пиков вибраций меньше, чем нормальный.

Q5 

Особо низкий уровень вибраций (замена исполнения С7).

Q6 

Уровень вибраций меньше, чем нор­мальный (замена исполнения С6).













— Рабочая температура (термическая стабилизация)





S0 — до 150°С



S1 — до 200°C



S2 — до 250°C



S3 — до 300°C



S4 — до 350°C




— Повторное смазывание






W

Без кольцевой канавки и смазочных отверстий в наружном кольце.

W20

Три отверстия для смазывания в наружном кольце подшипника.

W26

Шесть отверстий для смазывания во внутреннем кольце подшипника.

W33

Кольцевая канавка и три отвер­стия для смазывания в наружном кольце подшипника.

W33X

Кольцевая канавка и шесть отверстий для смазывания в наружном кольце подшипника.

W513

Шесть смазочных отверстий во внутреннем кольце, кольцевая канавка и три смазочных отверстия в наружном кольце.

W518

Шесть смазочных отверстий во внутреннем кольце и три — в наружном.

W77

Смазочные отверстия W33 с заглушками.

AS

Игольчатый роликоподшипник с отверстиями для подачи смазки на наружном кольце. Цифра, идущая после букв AS указывает на количество отверстий.

ASR

Игольчатый роликоподшипник с кольцевой проточкой и отверстиями для подачи смазки на наружном кольце. Цифра, идущая после букв ASR указывает на количество отверстий.

IS

Игольчатый роликоподшипник с отверстиями для смазки на наружном кольце. Цифры, следующие за IS, обозначают количество отверстий.

ISR

Игольчатый роликоподшипник с кольцевой канавкой и отверстиями для смазки на наружном кольце. Цифры, следующие за ISR, обозначают количество отверстий.













— Смазки





G __ __ — подшипник, заполненный пластичной смазкой. Вторая буква обозначает интервал рабочих температур смазки, а третья буква — используемую пластичную смазку.



Вторая буква имеет следующие значения:






E

антизадирная пластичная смазка,

F

смазка, совместимая с пищевыми продуктами,

H, J 

высокотемпературная пластичная смазка, от –20 до +130 °C,

L

низкотемпературная пластичная смазка, от –50 до +80 °C,

M

среднетемпературная пластичная смазка, от –30 до +110 °C,

W, X

 пластичная смазка для широкого диапазона температур, от –40 до +140 °C.

WT

Пластичная смазка для широкого диапазона температур (от –40 до +160 °C).

Цифра после трехбуквенного кода пластичной смазки означает, что степень заполнения отличается от стандартной: цифры 1, 2 и 3 означают, что она меньше стандартной, цифры 4 -9 — больше стандартной.














Другие возможные обозначения смазки:






VT143 

Антизадирная пластичная смазка с литиевым затвердителем консистенции 2 по шкале NLGI для температур от -20 до +110°С (нормальная степень заполнения).

VT378 

Пластичная смазка с алюминиевым затвердителем консистенции 2 по шкале NLGI для температур от -25 до +120°С (нормальная степень заполнения).

GJN 

Пластичная смазка с полиуретановым затвердителем консистенции 2 по шкале NGLI для температур от — 30 до + 150°С

GХN 

Пластичная смазка с полиуретановым затвердителем консистенции 2 по шкале NGLI для температур от — 40 до + 150°С













— Подшипники специального назначения





V _ _ _ _ (_) —  комбинация из буквы V и второй буквы обозначает группу признаков, а следующее за ними трех- или четырехзначное число обозначает варианты, на которые не распространяются стандартные суффиксы обозначения.






VA

  Исполнение для конкретной области применения.

VB 

Отклонения основных размеров.

VE 

Отклонения внешних или внутренних параметров

VL 

Покрытия.

VQ 

Отличные от стандартных качество и допуски.

VS

 Зазор и преднатяг

VT 

Смазывание. См. выше VT143 и VT378

VU 

Различные дополнительные признаки.








Система условных обозначений регламентируется ГОСТ 3189-89.
Как читать маркировку подшипников?

Для того чтобы понять по обозначению, что из себя представляет подшипник. Или, наоборот, зная необходимые требования к подшипниковому узлу, подобрать номер, не нужно обладать большим объёмом знаний. Все достаточно просто. Номер подшипника может включать в себя от двух до семи цифр. Две последние обозначают внутренний диаметр подшипника. Умножив их на 5 – получаем внутренний диаметр в миллиметрах.

Например, у подшипника 180306 – внутренний диаметр равен 30мм (06х5=30), у подшипника 7512 внутренний диаметр равен 60мм (12х5=60)
Однако, для подшипников с внутренними диаметрами менее 20 мм это правило не работает. Для них размеры определяются следующим образом:
Цифры 00 (две последние цифры в номере подшипника) – обозначают что подшипник имеет внутренний диаметр 10,
01 -12,
02-15,
03-17,
04-20.

То есть подшипник 8100 имеет внутренний диаметр равный 10мм, а 7000102 -15мм. Исключением из этого правила являются дюймовые подшипники, специальные и часто (но не всегда) автомобильные.

С наружным диаметром все обстоит несколько сложнее. Рассчитать его по номеру не получится. Третья цифра справа в номере подшипника отвечает за серию (соотношение наружного и внутреннего диаметров).

Рассмотрим шариковые открытые радиальные подшипники с одинаковым внутренним размером. Они будут отличаться только соотношением размеров (толщиной колец и диаметров шаров), и как результат соотношением скоростей и воспринимаемых нагрузок.
Подшипник 105 – особолегкая серия, внутренний диаметр 25 наружный 47;
Подшипник 205 – легкая серия, внутренний диаметр 25, наружный 52;
Подшипник 305 — средняя серия, внутренний диаметр 25, наружный 62;
Подшипник 405 — тяжелая серия, внутренний диаметр 25, наружный 80.
В скобках лишь заметим, что с увеличением размеров, увеличивается диаметр используемых шаров, что ведет к увеличению воспринимаемой нагрузки, но снижению скорости.

Четвертая цифра справа указывает на тип подшипника
0- радиальный шариковый;
1- радиальный шариковый сферический;
2- радиальный с короткими цилиндрическими роликами;
3- радиальный роликовый сферический;
4- радиальный роликовый с длинными цилиндрическими роликами  — игольчатый;
5- радиальный роликовый с витыми роликами (не выпускается);
6- радиально-упорный шариковый;
7- роликовый конический;
8- упорный шариковый;
9- упорный роликовый.

Например:
46306 – подшипник радиально упорный шариковый,
3512 – подшипник радиальный роликовый сферический.

Пятая и шестая цифры справа обозначают особенности конструктивного исполнения. (например для радиально-упорных шариковых – угол контакта, а для радиальных шариковых — тип и материал торцевых защитных крышек).

Седьмая цифра справа обозначает серию ширин.
Например:
7000102- особолегкая серия,
1000902- сверхлегкая серия.

Буквы после номера подшипника обозначают дополнительные отличительные признаки:
А – Повышенная грузоподъёмность.
Ю – Все детали подшипника или часть деталей из нержавеющей стали.
Х – Кольца и тела качения или только кольца из цементируемой стали.
Р – Детали подшипников из теплостойкой стали.
Г – Сепаратор массивный из черных металлов.
Б – Сепаратор из безоловянистой бронзы.
Д – Сепаратор из алюминиевого сплава.
Л – Сепаратор из латуни.
Е – Сепаратор из пластических материалов.
К – Конструктивные изменения деталей подшипников.
Ш – Специальные требования к подшипнику по шуму.
У – Дополнительные технические требования (к чистоте поверхности, радиальному зазору, осевой игре, покрытию).
С – Тип смазки для подшипников закрытого типа.
Т – Специальные требования к температуре отпуска деталей.

Например:
Подшипник 107Ю сделан из нержавеющей стали.
А подшипник 46305Л имеет сепаратор из латуни.

Перед основным обозначением подшипника могут стоять через тире цифры. Правая цифра указывает на степень точности подшипника. Расположим существующие классы  порядке увеличения точности:
0  — (не обозначается) нормальный класс точности
6  — повышенный (чуть выше стандартного, принципиальных отличий нет).
5 — высокий
4 — особовысокий (прецизионный)
2 — сверхвысокий (сверхпрецизионный)

Например:
310 – класс точности «0» – не обозначается
4-108 – класс точности «4».

Цифра, стоящая перед классом точности (вторая справа перед основным обозначением), указывает на группу радиального зазора. Радиальный зазор требует дополнительного обозначения, только если он отличается от нормального в ту или другую сторону. Чаще всего встречается обозначение увеличенного радиального зазора у шариковых радиальных подшипников. Цифра «7» обозначает что зазор больше нормального, а «8» означает, что зазор больше чем «7». То есть обозначение 76-180307 говорит, что у подшипника увеличенный радиальный зазор и шестой класс точности.

Подробнее о радиальных зазорах можно прочитать в ГОСТ 24810-2013.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется разрядить грядку
  • Как пишется размер окна
  • Как пишется размер на лифчике
  • Как пишется разрядить всходы
  • Как пишется размер на брюках