Как пишется речь для защиты проекта

Е. Ковалева,
14 апреля 2021

При написании курсовой, дипломной, магистерской, кандидатской и других квалифицированных работ важно не только хорошо потрудиться над их содержанием, но и суметь грамотно и достойно представить свой труд перед членами комиссии во время защиты. Как составить защитную речь, какие при этом следует соблюдать правила, рассказывается ниже.

Содержание:

  1. Что такое защитная речь
  2. На что комиссия обращает внимание
  3. Оптимальный объем текста
  4. Структура и пример речи на защиту проекта
  5. Заготовки (клише)
    1. Теоретические исследования
    2. Аналитико-проектные работы
  6. Защита диссертационного проекта
  7. Общие рекомендации по составлению защитной речи

Что такое защитная речь

Защитная речь — это устный доклад, представленный в сжатой форме членам комиссии, который демонстрирует проделанную студентом работу. На защиту проекта, как правило, выделяется от 10 до 15 минут. За этот период необходимо кратко:

  • раскрыть тему проекта;
  • описать суть исследования;
  • продемонстрировать практическую значимость;
  • доказать актуальность выбранной темы. 

Грамотно подготовленная речь отображает главные этапы проведенной научно-исследовательской работы, знакомит слушателей с достигнутыми результатами.

На что комиссия обращает внимание

Оценивая защитную речь, члены комиссии ориентируются на следующие показатели:

  • согласованность содержания доклада с представленными в проекте исследовательскими задачами;
  • грамотность, логичность построения речи докладчика;
  • обоснованность и аргументированность приведенных результатов исследования.

Если изначально учесть эти факторы при составлении защитной речи, ее качество значительно повысится.
речь перед аудиторией

Оптимальный объем текста

В среднем, текстовый вариант доклада должен занимать не более четырех страниц, напечатанных через одинарный интервал 14 кеглем. Этого вполне достаточно, чтобы вместиться в отведенный для выступления промежуток времени. 

Следует отметить, что если защитная речь продлится дольше 15 минут, то, как показывает практика, слушатели начнут скучать и могут потерять нить повествования. Поэтому в процессе поиска оптимального объема текста к защите, следует учесть следующее:

  • Темп собственной речи. Некоторым под силу прочитать вслух 10 страниц печатного текста за 10 минут, причем с «чувством и выражением», другие за это же время с трудом осилят 4 страницы. Во время репетиций перед зеркалом оцените собственную скорость и выберите приемлемый темп речи.
  • Особенности восприятия слушателей. Если в составе комиссии присутствуют пожилые люди или иностранные представители, лучше всего произносить речь неторопливо, четко выговаривая слова, делая паузы и выделяя голосом важные сведения.
  • Естественные паузы. Стоит учесть форс-мажорные обстоятельства. Например, во время выступления может пересохнуть или запершить в горле, в результате чего вам понадобится сделать глоток воды. 

Структура и пример речи на защиту проекта

Независимо от учебного заведения и факультета, защитная речь имеет определенную структуру. Выступление, как правило, проходит по одинаковому сценарию:

1. Приветствует комиссию и всех остальных, собравшихся в аудитории.

Здравствуйте Уважаемый председатель и члены Государственной экзаменационной комиссии!

2. Представляется сам. В некоторых случаях имя докладчика называет научный руководитель. 

Вашему вниманию представляется дипломная работа (Ф. И. О.) 

3. Громко произносит полное название темы проекта.

на тему «Газоснабжение поселка Песочное Вологодской области».

4. Доказывает актуальность исследовательской работы.

В настоящее время доля природного газа в топливном балансе России значительная, так как газ является высокоэффективным энергоносителем. Кроме того, в условиях экономического кризиса газификация может составить основу социально-экономического развития большинства регионов России, обеспечить улучшение труда и быта населения, а также снижение загрязнения окружающей среды.
По моему мнению актуальность работы заключается в том, что газ, на сегодняшний день, самое удобное и практичное топливо, которым пользуется весь мир. Так же природный газ — наиболее экономически оправданное и доступное решение для потребителей и производителей электроэнергии, умеющих считать свои деньги.

5. Перечисляет основную цель и задачи, с помощью которых она была достигнута.

Основными задачами при использовании природного газа являются внедрение эффективного газопотребляющего оборудования, использование энергосберегающих технологий, обеспечение на основе природного газа производства теплоты и электроэнергии для тепло- и энергосбережения небольших городов и сельских населенных пунктов.   Применение газового топлива позволяет избежать потерь теплоты, связанных с механическим и химическим недожогом топлива, а также способствует улучшению санитарного состояния воздуха населённых мест. В связи с этим очень важным фактором является грамотное газоснабжение потребителей.
Объектом разработки проекта газоснабжения является посёлок 
Цель проекта – разработка системы газоснабжения для нужд населения, коммунально-бытовых потребителей и промышленных предприятий.

6. Кратко излагает процесс работы. 

7. Заявляет о научной новизне. Бакалавру достаточно сказать пару слов, а претендентам на ученые степени предстоит развернуто рассказать о своих успехах. 

В выпускной квалификационной работе запроектирована уникальная система наружных газопровода  низкого давления п. Песочное, которая выполнена по тупиковой схеме из стальных и пластиковых труб. Схема может использоваться для других поселков как эффективный и низкозатратный прототип.

8. Излагает выводы, к которым пришел в ходе проведения исследовательской работы, и подводит итоги.

В проекте выполнены расчёты систем внутреннего газоснабжения и теплоснабжения усадебного дома в районе перспективной застройки до 2030 г с. Новленское. Для эффективного функционирования запроектированных инженерных систем отопления, горячего водоснабжения и газоснабжения подобрано необходимое оборудование: биметаллические отопительные приборы  БРЭМ БР для помещений дома, настенный газовый котёл “ECO3 Compact 240 Fi” мощностью 24 кВт фирмы ”BAXI”, определены диаметры водогазопроводных, пластиковых труб и запорной арматура. 

9. Повторно указывает на то, что ключевая цель была достигнута.

Таким образом, Цель работы достигнута.

10. Благодарит присутствующих за внимание.

Спасибо за внимание! Доклад окончен.

Уже лишь при соблюдении вышеописанной структуры, вы автоматически произведете благоприятное впечатление на членов комиссии.

Заготовки (клише)

Принцип составления речи для защиты проекта напрямую зависит от характера исследовательской работы. Предлагаем ознакомиться с заготовками докладов самых востребованных проектов.

Теоретические исследования

Речь для работы, которая носит сугубо теоретический характер, можно построить на основе выводов к каждой имеющейся главе. Таким образом, стандартный доклад будет выглядеть следующим образом:

Начинаем со слов: «В первой главе были рассмотрены … говорим 2-3 предложения, не более. Проанализировав источники, мы пришли к следующим выводам». После этого по пунктам перечисляем сделанные выводы.

Аналогично пересказываем содержание следующих глав.

Завершаем доклад общими выводами. Плавно подвести к ним можно воспользовавшись следующими клише:

«Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить…».

«Суммируя вышесказанное, сформулируем ключевые выводы».

«Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы по результатам проведенного исследования».

Другим и словами, в речи докладчика сначала излагаются промежуточные выводы, а затем – общие.

Аналитико-проектные работы

Структура речи для проектов, включающих аналитический и практический разделы, выглядит следующим образом:

Для освещения теоретической части вполне достаточно одного предложения: «Первая глава посвящена изучению теоретических основ… <темы>»

После этой фразы можно сразу переходить ко второй главе. Плавный переход можно совершить при помощи такого клише или его аналогов:

«Во второй главе был исследован <объект> на примере деятельности <организация>. Для этого нами были рассчитаны / выявлены / определены / выведены ….

Результаты проведенного нами анализа позволили нам сделать следующие выводы…».

Затем целесообразно поговорить о практической части. Как правило, следует озвучить проблемы, которые были выявлены в процессе исследований, а затем предложить собственные пути их решения.

В конце необходимо подвести итоги аналогично тому, как это происходит при изложении любого теоретического проекта.

Защита диссертационного проекта

В большинстве случаев, в научно-практических исследованиях, направленных на получение звания или научной степени, очень тщательно прорабатывается раздел «Введение». На его основе можно подготовить великолепную защитную речь.

В работах такого типа, как правило, присутствует пункт «Положения, выносимые на защиту». При наличии 4-6 таких положений, о содержании проекта в докладе можно даже не упоминать. Иными словами, речь диссертанта на защите строится таким образом:

  • озвучиваются положения;
  • указывается научная новизна результатов исследования (это вместо привычных выводов);
  • излагаются теоретическая и практическая значимости;
  • сообщается степень важности дальнейшего исследования рассматриваемой проблематики для общества или науки.

В заключительной части выступления докладчик перечисляет, где уже обсуждались и публиковались заявленные результаты исследования.

Общие рекомендации по составлению защитной речи

Предлагаем изучить полезные советы от выпускников, которые успешно защитили свои проекты.

  • Лучше всего воспринимается эмоциональное и короткое, длящееся не более 10 минут, изложение материала с использованием важных фактов и предоставлением интересных примеров.
  • Не используйте в защитной речи специфическую терминологию и «заумные» слова или фразы. Члены комиссии могут прервать ваш доклад и попросить расшифровать их понятия. Это не только может сбить вас с мысли, но и повлияет на общее время выступления. 
  • Следует помнить, что лучше всего воспринимается рассказ, а не чтение текста. При чтении доклада с листа члены комиссии могут подумать, что вы плохо знакомы с содержанием своего проекта. Это чревато тем, что вам зададут много дополнительных вопросов, ответы на которые вы можете не знать или подзабыть.
  • Целесообразно продумать выступление так, чтобы предупредить возможные вопросы.
  • Во время доклада максимально используйте наглядный материал, от этого ваше выступление только выиграет. 
  • Не читайте доклад с листа. Лучше выучите защитную речь наизусть и тщательно отрепетируйте ее перед зеркалом или сокурсниками. Это очень неплохой способ придать себе уверенности.

Придерживайтесь вышеописанных рекомендаций, тогда процесс защиты пройдет значительно проще и легче.

При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.

Содержание

  • 2

  • 3

  • 5

  • 6

  • 10

  • 11

  • 15



Речь для защиты проектной работы – краткий доклад, составленный по тексту проектной работы, содержащий основные положения работы, а также сделанные в ходе выполнения проекта выводы.

Как подготовить речь к защите проектной работы

Речь к защите проектной работы

Когда подготавливать речь для защиты проектной работы

В связи с тем, что речь является кратким содержанием текста работы, соответственно, подготавливать ее стоит лишь после полного написания проектной работы.

Полная готовность проектной работы не говорит об окончании работы над ней, работа над проектом оканчивается лишь после проверки текста руководителем или куратором, во время проверки в текст проекта могут быть внесены правки, которые отразятся на подготовленной речи, поэтому подготавливать речь стоит только после проверки работы.

Объем речи для защиты проектной работы

Строгих рамок, в которые необходимо уложить текст речи нет, требования разнятся, зависят от указаний конкретного учебного заведения и руководителя (куратора), перед подготовкой речи следует уточнить требования в учебном заведении.

Если требований нет или в них точно не указано, какой объем речи должен быть, можно ориентироваться на следующие положения:

  • 2-4 страницы, оформленные 1,5 интервалом, 14 кеглем, шрифт Times New Roman, поля верхнее и нижнее: 2 см, левое: 1,5 см, правое: 3 см;
  • время чтения текста речи не должно превышать 15 минут (наиболее часто именно столько времени отводится на защиту работы), при этом текст должен читаться внятно, без запинок, чтобы слушающие понимали суть.

Советы по подготовке речи для защиты проектной работы

От правильно подготовленной речи может зависеть итоговая оценка за проектную работу, правильно подготовленная речь поможет защитить проект:

  1. Подготавливать речь только после полной проверки руководителем (куратором) проекта.
  2. Не превышает время, отведенное на выступление – для защиты каждому школьнику (студенту) выделяется определенное время, за которое он должен успеть донести до комиссии и слушателей основные положения проекта.
  3. Нумеруйте страницы речи или скрепляйте их (лучше использовать оба варианта) – во время защиты можно случайно смешать листы выступления, в таком случае на поиски требуемого листа может уйти время, отведенное на защиту.
  4. Следует прочитать речь перед защитой несколько раз – это поможет ориентироваться в тексте подготовленной речи, не читать ее с листа.
  5. Выделяйте основные положения, понятия и выводы – если будет уменьшено время защиты или после выступления будут задаваться вопросы, сделанные в тексте работы пометки, позволят сократить речь или ответить на заданные вопросы.
  6. Если текст защиты сопровождается демонстрацией слайдов, следует указать, в каком именно месте переключать слайды, это позволит не отвлекаться на саму презентацию и синхронизировать ее с текстом речи.
  7. Не повторяйте полностью текст в речи и на презентации – речь должна дополнять информацию на слайдах, а презентация отражать текст речи наглядно.
  8. Оформление текста речи должно быть удобным для чтения, мелкий шрифт тяжело читать.

Структура речи для защиты проектной работы

При подготовке речи к защите проектной работы необходимо придерживаться определенной структуры, при этом в учебном заведении может существовать обязательная структура для выступления, требования к речи указываются в положении по написанию проектной работы.

В том случае, если требований к речи нет, то можно подготовить речь к защите по следующей структуре:

  1. Необходимо поздороваться с присутствующими на защите, назвать тему проектной работы.
  2. Пример: Здравствуйте. Позвольте Вам представить мою «указать тип проекта» на тему: «указать тему».

  3. Рассказать, почему была выбрана эта тема (обосновать выбор темы, указать её актуальность).
  4. Пример: Актуальность темы исследования. «Указать актуальность работы» (берется из введения).

  5. Указать, какой была цель исследования, какие ставились задачи, какая гипотеза проверялась, какие использовались методы и средства исследования.
  6. Пример:

    Цель работы: «указать цель проектной работы» (берется из введения).

    Задачи работы: «указать задачи проектной работы» (берутся из введения).

    Гипотеза: «указать выдвинутую в проектной работе гипотезу» (берется из введения).

  7. Отразить основные результаты (выводы), полученные в ходе выполнения первой (теоретической) главы проектной работы.
  8. Пример: Первая глава «указать тип проекта» посвящена «указать чему именно». Далее рассказываются основные положения теоретической главы.

  9. Описать основные результаты (выводы), полученные в ходе выполнения второй (практической) главы проектной работы.
  10. Пример: Вторая глава «указать тип проекта» посвящена «указать чему именно». Далее рассказываются основные положения и выводы сделанные в ходе практического исследования.

  11. Представить общие выводы, которые были сделаны по результатам выполнения проектной работы, также следует указать достигнута ли цель работы, все ли задачи выполнены, а также доказана или опровергнута выдвинутая гипотеза.
  12. Пример: В ходе написания «указать тип проекта» были сделаны следующие выводы: кратко охарактеризовать все полученные выводы (основные положения заключения проектной работы).

  13. Поблагодарить слушателей.
  14. Пример: Спасибо за внимание!

Как начать речь к защите проектной работы

Наглядное представление структуры речи к защите проектной работы

Ошибки при подготовке речи к защите проектной работе

Рассмотрим основные ошибки, которые можно допустить, подготавливая речь:

  1. Речь не соответствует тексту проектной работы – частично или полностью.
  2. В речи присутствуют таблицы, рисунки, графики – речь должна состоять только из текста, вся пояснительная информация помещается в презентацию.
  3. Речь не отражает основных положений проектной работы.
  4. Текст речи не соотносится с презентацией, подготовленной для защиты (презентация требуется не всегда).
  5. Текст речи слишком маленького или большого объёма.
  6. При наличии требований в положении или методическом пособии подготовленная речь не соответствует им.

Шаблоны (речевые клише) для подготовки речи к защите проектной работы

Для подготовки речи к защите можно воспользоваться следующими речевыми клише (для удобства выбора они сгруппированы по блокам):

  1. Обращение (представление).

    Добрый день, уважаемые учащиеся и члены комиссии. Вашему вниманию предлагается исследовательская (проектная) работа на тему указать свою тему.

    Здравствуйте, уважаемые учащиеся и члены комиссии. Вашему вниманию предлагается исследовательская (проектная) работа на тему указать свою тему.

    Добрый день. Уважаемые слушатели, члены комиссии! Я ученик(ца) указать класс класса, Ф. И. О.. Руководитель моей работы Ф. И. О., учитель указать предмет. Тема моего проекта указать тему.

  2. Актуальность, цель, задачи проектной работы и т.д. (разделы введения проектной работы).
    • Актуальность тему исследования
    • Выбранная тема является актуальной, потому что указывается актуальность.

      Я выбрал эту тему, потому что указывается актуальность.

      Актуальность темы заключается в том, что указывается актуальность.

      Актуальность темы исследования указывается актуальность.

      Актуальность темы объясняется тем, что указывается актуальность.

      Актуальность темы обусловлена тем, что указывается актуальность.

      Актуальность темы определяется следующими факторами: указывается актуальность.

      Работа на избранную тему является актуальной в связи с тем, что указывается актуальность.

    • Цель исследования
    • Таким образом, целью проектной работы было указывается цель.

      Цель моей работы: указывается цель.

      Целью нашего исследование является: указывается цель.

      Целью «проектной работы» является: указывается цель.

    • Задачи работы
    • Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи: указываются задачи (лучше это делать перечислением (не в строчку)).

      Задачи проектной работы: указываются задачи.

      Поставленная цель определила следующие задачи: указываются задачи.

      Для достижения поставленной в «проекте» цели были поставлены следующие задачи: указываются задачи.

      Для достижения поставленной в проекте цели были определены следующие задачи: указываются задачи.

    • Объект исследования
    • Объектом исследования является: указывается объект исследования.

      Объектом исследования: указывается объект исследования.

    • Предмет исследования
    • Предмет исследования: указывается предмет исследования.

      Предмет исследования является: указывается предмет исследования.

    • Гипотеза исследования
    • Гипотеза исследования: указать гипотезу.

      В процессе подготовки к выполнению проектной работы была выдвинута гипотеза: указать гипотезу.

    • Новизна работы
    • Новизна проектной работы заключается указать новизну.

      Новизной проектной работы является указать новизну.

  3. Характеристика теоретической главы (основные положения и выводы).
  4. В ходе анализа литературных источников были получены следующие выводы указать основные положения теоретической главы.

    Анализ литературных источников позволил сделать следующие выводы указать основные выводы, сделанные в теоретической главе.

    Изучение литературных источников по теме проектной работы позволило отметить, что основные положения теоретической главы.

    Теоретическая глава проектной работы посвящена указать что было рассмотрено.

  5. Характеристика практической главы (основные положения и выводы).
  6. В ходе выполнения практической главы было(и) проведено(ы) указать что именно (анкетирование, опыты, тестирование, интервью и т.д.), по результатам которого(рых) был(и) получен(ы) следующий(е) результат(ы) указать полученные выводы.

    Практическая глава проектной работы посвящена указать чему именно, в ходе выполнения были получены следующие результаты указать основные выводы.

    В ходе выполнения практической главы были получены следующие данные (результаты) указать основные положения.

    В процессе выполнения практической главы были сформулированы следующие выводы указать результаты.

  7. Общие выводы (заключение)
  8. В процессе написания проектной работы цель была достигнута, задачи решены, гипотеза доказана (либо опровергнута), получены следующие результаты: указать общие выводы.

    В ходе выполнения проектной работы цель доказана, все задачи решены, гипотеза доказана (либо опровергнута) и получены следующие результаты: указать общие выводы.

    Цель работы в ходе выполнения проектной работы была доказана, задачи решены, гипотеза доказана (либо опровергнута), в процессе выполнения работы были получены следующие результаты: указать общие выводы.

  9. Окончание выступления
  10. Спасибо за внимание.

    Спасибо за внимание, доклад окончен.

    Доклад окончен. Спасибо за внимание.

    Благодарю за внимание. Готов(а) ответить на Ваши вопросы.

    Благодарю за внимание. Готов(а) ответить на возникшие у Вас вопросы.

Вредные привычки которых следует избегать во время выступления на защите работы

Во время выступления на защите проектной работы следует избегать следующих вредных привычек:

  • использовать в речи «э-э», «ну», м-м», «значит так», а также любых слов и выражений, относящихся к сленговым (чтобы этого избежать изучите текст речи к защите, это позволит не сбиваться во время выступления);
  • держать руки в карманах (руки должны находиться на кафедре, либо в руках лучше держать планшет с текстом речи выступления);
  • крутить в руках карандаш, ручку, указку или иной предмет, который будет отвлекать слушателей;
  • держаться за кафедру или опираться на неё;
  • постоянно перемещаться во время выступления;
  • приглаживать волосы или нервно кашлять;
  • размахивать указкой или жестикулировать во время выступления.

Как подготовить речь на защите проекта

На защиту проекта выделяется до 7 минут. За это время выпускник должен описать суть работы, тему, практическую значимость. Для этого необходимо заранее подготовиться, написать доклад. Перед тем, как писать доклад, учащийся дополнительно перечитывает свою работу, выделяет важные моменты. Необходимо выявить основополагающие тезисы и соединить их в один логически связанный текст. Грамотно подготовленная речь должна включать плавный переход от одной мысли к другой. Верно составленный и структурированный доклад содержит следующие части:

Текст начинается с выделения актуальности работы. Ее нужно коротко описать в 2-3 предложениях.

Затем выступающий кратко описывает выбранный объект и предмет исследования, которые указаны во введении работы. Также нужно прописать цель работы и средства для ее достижения.

В речи должны присутствовать краткие выводы. Это важная часть выступления.

Итоги каждого раздела пишутся отдельно.

Самым лучшим вариантом является демонстрация презентации.

Также важно рассказать о предложениях, которые разработаны с целью улучшения изучаемой тематики.

Опишите практическую значимость и обоснуйте гипотезу, которую выдвигали в ходе работы. Советы по написанию и подготовке к защите проекта

Не забывайте о времени. На речь отводится 5-7 минут.

Не переписывайте всю работу. Доклад должен кратко описать проект, а не пересказывать его. Перед составлением речи продумайте, какие вопросы вам могут задать члены комиссии, и включите ответы на них в свой доклад.

Обязательно применяйте информацию из заключения и введения. Начинайте с задач, потом расскажите, как они решались и поясните, что получилось в результате исследования. Выступление должно содержать только суть проекта. Поэтому целесообразно включить в него выводы по каждой главе.

Важные моменты выделите , чтобы при поиске главной информации они сразу попадали в поле зрения. Это могут быть – актуальность исследования, проблемы, методы.

Репетируйте защитную речь перед зеркалом, перед друзьями или родителями. Так появится уверенность, не будет страшно перед комиссией.

Представьте подготовленную речь четко, не запинаясь. Лучше ее заучить наизусть. Зачитывание текста указывает на безответственное отношение к своей работе.

Для подсказки используйте слайды презентации

Как начать доклад на защите проекта

Выступление на защите начинается с приветствия в адрес комиссии. Можно сказать так: «Уважаемые члены комиссии! Представляю проект на тему: … Затем идет выступление. .

Примерный план доклада по защите проекта

1. Вступление

2. Ознакомление с темой и разъяснение актуальности тематики берется из введения проекта

3. Ознакомление со структурой проекта – сколько глав, чему посвящены разделы 4.Теоретическая часть – определить источники, которые применялись в процессе написания проекта, методики, анализ проблемы

5.Практическая глава, посвященная расчетам, ожиданиям от работы

6. Результаты исследования – выводы можно дублировать из выводов работы

Образец речи для защиты проекта

Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию представлен проект по теме: «Название темы»

Данная тема является особенно актуальной, поскольку в современном мире…

В качестве объекта исследования выступает…

В ходе работы была выдвинута гипотеза…

Была определена следующая цель…

Были сформулированы задачи по её достижению…

Работа включает главы….., выводы, приложение…

Использованные источники представлены…

Первая глаза содержит теоретические аспекты…

Вторая глава раскрывает вопросы… в ней проводится анализ…

практическая значимость обусловлена…

В процессе работы были решены намеченные задачи… Цель работы…достигнута.

В ходе проведенного исследование нашла подтверждение гипотеза ( или была опровергнута)

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

1. Представиться

2. Тема проекта

3.Назвать цель проекта

(начинайте со слов:

Целью моего проекта было создание / разработка / исследование / расширений знаний о…..)

4. Назвать задачи проекта

(что сделано для того, чтобы достичь цели, начинайте со слов:

Задача моего проекта — организовать / создать / провести / найти/ разработать….)

5. Раскрыть содержание проекта

6. Сделать вывод (Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что…)

7. Оценить свою работу (Я считаю, мой проект заслуживает … баллов)

Во время защиты лучше рассказывать, а не читать.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

1. Представиться

2. Тема проекта

3.Назвать цель проекта

(начинайте со слов:

Целью моего проекта было создание / разработка / исследование / расширений знаний о…..)

4. Назвать задачи проекта

(что сделано для того, чтобы достичь цели, начинайте со слов:

Задача моего проекта — организовать / создать / провести / найти/ разработать….)

5. Раскрыть содержание проекта

6. Сделать вывод (Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что…)

7. Оценить свою работу (Я считаю, мой проект заслуживает … баллов)

Во время защиты лучше рассказывать, а не читать.

ОБРАЗЕЦ

Здравствуйте, меня зовут Иванов Денис, я ученик 2 «В» класса, школы №34.

Хочу представить Вам свой проект на тему «Удивительные растения».

Целью моего проекта было расширений знаний о мире растений.

Задача моего проекта — найти дополнительную информацию об удивительных видах растений.

На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное……

Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что во время работы над данным проектом, я многое узнал о мире растений, предоставил подробную классификацию об удивительных видах растений.

Я считаю, мой проект заслуживает 5 баллов.

Спасибо за внимание!

ОБРАЗЕЦ

Здравствуйте, меня зовут Иванов Денис, я ученик 2 «В» класса, школы №34.

Хочу представить Вам свой проект на тему «Удивительные растения».

Целью моего проекта было расширений знаний о мире растений.

Задача моего проекта — найти дополнительную информацию об удивительных видах растений.

На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное……

Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что во время работы над данным проектом, я многое узнал о мире растений, предоставил подробную классификацию об удивительных видах растений.

Я считаю, мой проект заслуживает 5 баллов.

Спасибо за внимание!

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

1. Представиться

2. Тема проекта

3.Назвать цель проекта

(начинайте со слов:

Целью моего проекта было создание / разработка / исследование / расширений знаний о…..)

4. Назвать задачи проекта

(что сделано для того, чтобы достичь цели, начинайте со слов:

Задача моего проекта — организовать / создать / провести / найти/ разработать….)

5. Раскрыть содержание проекта

6. Сделать вывод (Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что…)

7. Оценить свою работу (Я считаю, мой проект заслуживает … баллов)

Во время защиты лучше рассказывать, а не читать.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

1. Представиться

2. Тема проекта

3.Назвать цель проекта

(начинайте со слов:

Целью моего проекта было создание / разработка / исследование / расширений знаний о…..)

4. Назвать задачи проекта

(что сделано для того, чтобы достичь цели, начинайте со слов:

Задача моего проекта — организовать / создать / провести / найти/ разработать….)

5. Раскрыть содержание проекта

6. Сделать вывод (Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что…)

7. Оценить свою работу (Я считаю, мой проект заслуживает … баллов)

Во время защиты лучше рассказывать, а не читать.

ОБРАЗЕЦ

Здравствуйте, меня зовут Иванов Денис, я ученик 2 «В» класса, школы №34.

Хочу представить Вам свой проект на тему «Удивительные растения».

Целью моего проекта было расширений знаний о мире растений.

Задача моего проекта — найти дополнительную информацию об удивительных видах растений.

На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное……

Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что во время работы над данным проектом, я многое узнал о мире растений, предоставил подробную классификацию об удивительных видах растений.

Я считаю, мой проект заслуживает 5 баллов.

Спасибо за внимание!

ОБРАЗЕЦ

Здравствуйте, меня зовут Иванов Денис, я ученик 2 «В» класса, школы №34.

Хочу представить Вам свой проект на тему «Удивительные растения».

Целью моего проекта было расширений знаний о мире растений.

Задача моего проекта — найти дополнительную информацию об удивительных видах растений.

На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное……

Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что во время работы над данным проектом, я многое узнал о мире растений, предоставил подробную классификацию об удивительных видах растений.

Я считаю, мой проект заслуживает 5 баллов.

Спасибо за внимание!


Подготовка
исследовательской работы, будь то диплом, магистерская или ВКР аспиранта, – это
большой труд. Не говоря уже о кандидатских и докторских диссертациях. Автор
изучает большое количество материала, пишет от 60 и более страниц текста.
Однако фактически все это слушать никто не будет.

Выпускнику предоставят не
более 15 минут. За это время ему предстоит изложить все, над чем он работал
целый год (а иногда и больше). От правильно построенной речи зависит многое. По
ней комиссия:

  • получит общее
    впечатление о работе;
  • оценит
    основные выводы, которые сделал автор;
  • увидит,
    насколько выпускник умеет выделять главное, расставлять акценты.

Демонстрирует речь к
защите и так называемые soft skills: навыки целеполагания и достижения этих целей,
презентации и аргументации, управления стрессом и межличностного общения.

Поэтому подготовка
выступления иногда даже важнее, чем сама исследовательская работа. Рассмотрим
подробнее, на что нужно обратить внимание выпускнику при подготовке.

Оптимальный объем текста

Прежде чем приступать к
написанию речи, нужно поставить себе четкие рамки. Обычно научный руководитель
или заведующий кафедрой сообщает: «У вас будет 10-15 минут на выступление».
Сколько вложить в них текста, никто не упоминает.

Даже если у вас огромная
работа на несколько сотен страниц, не следует сильно растягивать выступление.

Как утверждает миллиардер Том
Хопкинс, презентация для продажи не может длиться дольше 17 минут. После этого
внимание аудитории начинает рассеиваться. А поскольку вы в некотором смысле
продаете свою работу (в качестве платы вы получите хорошую оценку и желаемую
специальность), разумно последовать его совету.

Планируя объем, автору
следует учесть:

  1. Темп
    собственной речи. Одни за 10 минут с трудом прочитают 5 страниц, а другие –
    уместят все 10. Поэтому предварительно стоит оценить собственную скорость.
  2. Ориентацию на
    людей, а не на себя. Это относится к тем, кто от природы говорит торопливо.
    Слишком быстро произносить речь перед комиссией недопустимо. Неважно, кто
    входит в состав – обычные преподаватели или академики-лауреаты. Они, прежде
    всего, люди. Им нужно понять, о чем вы говорите, чтобы оценить вашу компетентность
    и задать вопросы.
  3. Особенности восприятия
    аудитории. Чем старше состав комиссии, чем медленнее рекомендуется говорить. То
    же самое справедливо, если в составе есть иностранцы.
  4. Количество и
    скорость переключения слайдов. Без визуальной презентации процедуры защиты не
    обходятся уже давно. Соответственно, основной текст периодически будет
    прерываться на фразу

    «Следующий слайд,
    пожалуйста»

    . Далее последует небольшая задержка – количество секунд зависит
    от мощности университетского компьютера.
  5. Естественные
    паузы. Возможно, вам захочется сделать глоток воды в середине выступления или
    просто перевести дыхание. Эти временн

    ы

    е отрезки тоже следует заложить.

С секундомером придется
поупражняться неоднократно. Но лучше это сделать заранее, чем сначала писать
текст, а потом укорачивать его под временные рамки.

Также рекомендуем:

Как студенту сделать хороший доклад на конференции

Как подготовить текст

Объем запланирован. Можно
приступать к его наполнению текстом. Лучше всего начинать с обязательных
компонентов речи для защиты, чтобы не жертвовать ими в конце. В целом структура
выглядит так:

  1. Приветствие.
    Даже если вы здоровались, войдя в аудиторию, сделайте это снова возле
    микрофона.
  2. Представление
    себя. Иногда секретарь заседания сам громко объявляет имя выступающего, но
    иногда и предлагает ему представиться самому. Это нужно уточнить на своей
    кафедре.
  3. Обращение.

    «Уважаемый Председатель, уважаемые члены
    комиссии (или диссертационного совета), уважаемые гости»

    . Последних
    упоминают, если на защите присутствует кто-либо еще: представители предприятий
    города, преподаватели, не входящие в состав комиссии, или ваши однокурсники.
  4. Тема.
    Стандартно она озвучивается в формате

    «Позвольте
    представить вашему вниманию мою выпускную квалификационную работу / мое
    диссертационное исследование на тему…»

    .
  5. Актуальность
    выбранной темы. Достаточно сформулировать ее в двух-трех предложениях с
    выделением конкретных опор (событий, тенденций, федеральных программ и т.п.).
  6. Цели, задачи,
    объект исследования. Их можно проговорить в точности, как они указаны в работе.
  7. Методологическая
    база. У дипломников этот пункт – короткий, зато придает ценность работе. Для
    диссертантов он обязателен, а потому и более объемный.
  8. Научная
    новизна. Бакалавру достаточно и одного предложения. Претендентам на ученые
    степени предстоит написать больше, ведь это едва ли не ключевой фактор их
    успеха.
  9. Структура
    работы. Здесь нужно назвать общий объем текста, количество глав, единиц
    иллюстративного материала и использованных источников.
  10. Краткое
    содержание и выводы. Об этой части мы поговорим подробно чуть ниже.
  11. Указание на
    то, что цель работы достигнута. Ее нужно озвучить повторно и в паре-тройке
    предложений резюмировать, как именно она достигнута.
  12. Завершение. Обычно
    это стандартная фраза:

    «Мой доклад
    окончен. Благодарю за внимание!»

    . Это своеобразная логическая точка,
    которая не оставляет сомнения: речь действительно подошла к концу, а не
    прервана на полуслове.

Вычеркиваем краткое
содержание и выводы. Все остальное – обязательные стандартные пункты. На самом
деле они у вас уже подготовлены. Найти их можно во введении диплома или
диссертации. Поэтому написать их в первую очередь будет несложно. И только
после этого можно переходить к содержанию работы.

Как пересказать 100 страниц на двух
листах

Именно столько в лучшем
случае останется после написания всех обязательных компонентов. Но комиссии не
нужны детали. Для нее главное – к чему вы в итоге пришли. Принципы

изложения результатов исследования

зависят от его характера.

Ситуация 1. Сугубо теоретическое исследование

Если ваша работа носит
теоретический характер, тогда можно воспользоваться заготовками в виде выводов
к главам. Тогда повествование будет строиться так.


«В первой главе были рассмотрены …

<2-3 предложения>

. Проанализировав источники, мы пришли к
следующим выводам»

. И далее по пунктам перечисляете сделанные выводы.

Точно так же описываете
вторую и (если есть) третью главы.

Завершить рассказ
предстоит общими выводами по всей работе. Перейти к ним можно через следующие
связки:


  1. «Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить…».

  2. «Суммируя вышесказанное, сформулируем ключевые
    выводы».

  3. «Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы
    по результатам проведенного исследования».

Иными словами, сначала
излагаете промежуточные выводы, потом – окончательные.

Ситуация 2. Аналитико-проектное исследование

Для исследований, имеющих
аналитическую и практическую части, удобнее будет другая структура изложения
результатов. На теоретической части, как правило, авторы не останавливаются.
Допустимо ограничиться фразой:

«Первая
глава посвящена изучению теоретических основ…

<темы>» – и сразу
переходить ко второй.


«Во второй главе был исследован

<объект>

на примере деятельности

<организация>.

Для этого нами были рассчитаны / выявлены / определены / выведены

….


Результаты проведенного нами анализа позволили нам
сделать следующие выводы…»

Теперь следует логично
перейти к третьей – проектной – главе. Для этого лучше всего кратко
сформулировать проблему, которая была обнаружена в результате анализа, и
предложить свое решение. Это решение раскроется в выводах по третьей главе.

Подвести общие итоги
можно по аналогичному принципу, что и в теоретическом исследовании.

Ситуация 3. Диссертация

Будущие ученые

решают задачу
составления текста для защиты гораздо раньше. В диссертациях и авторефератах
настолько тщательно прорабатывается введение, что на его основе можно сделать
выступление высокого качества.

В них всегда есть пункт
«Положения, выносимые на защиту». Имея 5-7 таких положений, можно даже не
останавливаться на содержании глав. Диссертант излагает их, после чего
останавливается на:

  • научной
    новизне результатов исследования (что заменяет конечные выводы);
  • теоретической
    и практической значимости;
  • дальнейших
    направлениях исследования выбранной проблемы.

Завершается речь
упоминанием того, где обсуждались и публиковались результаты исследования.

Как выступать: читать по бумажке,
подглядывать или рассказывать наизусть

Нет такого регламента,
который запрещал бы прочитать текст выступления от начала до конца. Но тут
следует учесть следующие моменты:

  1. Члены
    комиссии могут подумать, что вы плохо знакомы с содержанием своей работы. А это
    даст повод усомниться в том, что писали вы ее самостоятельно.
  2. Публичная
    защита предполагает контакт с аудиторией. Если же не отрывать глаза от бумажки,
    нужного взаимодействия не будет. Слушатели обязательно отвоюют недополученное
    внимание лишними дополнительными вопросами.
  3. Чтение
    сбивает с нужного настроя. Когда начнутся вопросы, вам захочется искать ответы
    на той же бумажке. А их там нет, и это вызовет замешательство.

Если защищающийся работал
над исследованием лично, он точно знает, о чем там речь. А значит, нет риска
забыть что-либо важное.

Рассказ наизусть, на мой взгляд, –
это тоже крайность. На защите диплома я единственная предалась этой крайности,
но никто моего порыва не оценил.

Так что умеренное
подглядывание – это золотая середина. Нужно лишь найти наиболее удобный формат:

  1. Написать
    полный текст и периодически сверяться с ним.
  2. Быстро читать
    по два предложения, поднимать глаза и воспроизводить их, глядя на аудиторию.
    Потом можно снова опустить глаза в листочек и захватить следующие предложения.
    Это будет похоже на естественные движения глаз.
  3. Набросать
    тезисный план и большую часть держать в голове. Листок будет лишь опорой, не
    позволяющей упустить ни одной идеи.

При выборе формата
выступления главное – обеспечить себе психологический комфорт.

Также рекомендуем:

Как студенту сделать отличную презентацию

Нужна ли презентация

Несомненно. О ценности
визуализации сегодня говорят во всех сферах. И для публичной защиты это
особенно актуально. У презентации есть множество достоинств:

  1. Представление
    информации, которую трудно воспринять на слух. Это гарантирует, что вас поймут.
  2. Выделение
    основных мыслей. Это действует эффективнее, чем троекратное устное повторение.
  3. Расставление
    акцентов. Вы привлечете внимание дремлющей аудитории к нужным идеям. Это
    повышает шансы того, что вопросы вам зададут именно по ним.
  4. Отвлечение
    внимания от выступающего. Пока члены комиссии смотрят на экран, можно немного
    успокоиться. Это особенно ценно для тех, кого пугают публичные выступления.
  5. Дополнительные
    подсказки. Если защищающийся решит б

    о

    льшую часть рассказывать по памяти,
    перед глазами у него окажется продуманный план речи.

Как показывает практика,
людям нравятся схемы. Их наличие в работе (даже теоретической) повышает ее
ценность. Графические элементы нужно обязательно вынести на презентацию, чтобы
их увидели все члены комиссии. Даже те, кто работу не видел и краем глаза.

Нужна ли репетиция в аудитории, где
будет проходить защита

Все зависит от ваших
возможностей. Если защищаться планируете в другом городе, приезжать только ради
пяти минут смысла нет. Но если университет находится на соседней улице,
возможностью пренебрегать не стоит. Обратите внимание на:

  1. Техническое
    оснащение. Убедитесь, откроет ли местный компьютер вашу презентацию, не будет
    ли зависать. Оцените, как быстро переключаются слайды.
  2. Экран.
    Запустите свою презентацию и сядьте на место, где разместится комиссия.
    Убедитесь, что цвета и шрифты воспринимаются достаточно четко – так же, как
    смотрелись на домашнем мониторе.
  3. Трибуну.
    Отрепетируйте, как вы разложите на ней бумаги, куда поставите воду, поместите
    указку или пульт переключения слайдов.

А главное – привыкните к
помещению, если попали в него впервые или заходили нечасто. Нейробиологи
подтвердили, что мозговая деятельность эффективнее, если человек находится в
знакомой обстановке.

Как подготовиться к выступлению
психологически

Следуя вышеперечисленным рекомендациям,
вы полностью подготовитесь к защите с точки зрения разума. Но есть еще эмоции,
которые нельзя игнорировать. Защита диплома или диссертации – это всегда
стресс, ведь такое событие ознаменует новую веху в жизни.

Психологи рекомендуют
подготовить себя морально:

  1. Не изматывать
    себя в последний день переживаниями. Можно отвлечься на хобби, которое
    успокаивает нервы. Но ни в коем случае нельзя мучить себя сто первым
    перечитыванием работы полностью.
  2. Разбудить в
    себе внутренний источник мотивации. Нужно не пугать себя тем, что в случае
    провала вам не дадут диплом. Лучше представлять, как счастливо вы заживете,
    когда успешно защититесь.
  3. Порепетировать.
    Роль строгой комиссии могут сыграть не только родственники и друзья, но и
    домашние любимцы. Сегодня рассказали рыбкам, которым все равно, завтра –
    родителям, которые в любом случае на вашей стороне, а послезавтра и перед
    профессурой предстать будет не страшно.
  4. Понаблюдать
    за собой со стороны. Самый просто вариант – это выступление перед зеркалом. Но
    сейчас можно прибегнуть и к высоким технологиям – записать видео и рассмотреть
    свои ошибки, исправляя их раз за разом.

Важно запомнить:
дипломников никто не заваливает. Даже если вы, по словам преподавателей, –
самый проблемный студент. Если вас каким-то образом удержали в вузе до самой
защиты, значит, без документа об образовании уже не отпустят.

Подпортить оценку (например, с
«пятерки» до «четверки») могут. Но эта цифра ни на что в будущем не повлияет.
Так что переживаний она не заслуживает.

Диссертантам сложнее, но
и в этом случае можно найти, чем себя успокоить. Диссертационный совет
беспокоится о своей репутации и откровенно провальную работу к защите не
допустит. Да и на предзащите его члены оценят, есть ли у вас шанс успешно
выступить.

Чек-лист для защищающегося

  1. Убедитесь,
    что вы укладываетесь в отведенное время со своим выступлением.
  2. Проверьте, включает
    ли структура текста все обязательные компоненты.
  3. Подготовьте
    удобную для себя шпаргалку – весь текст или отдельные тезисы.
  4. Скоординируйте
    свой рассказ с презентацией.
  5. Отрепетируйте
    выступление.
  6. Расслабьтесь.

Огромной ошибкой в защите исследовательского проекта является слабая подготовка публичного выступления.  Это в равной мере относится и к школьным, и к студенческим проектам. Учащимся начальной школы стоит уделить особое внимание данному этапу, т.к. в этом возрасте речь и реакция развита ещё не так хорошо, как у школьников постарше.

Что нужно учитывать при подготовке речи

  1. Регламент мероприятия, а именно, время, отведённое на выступление. Бывают случаи, когда эксперты просто останавливали докладчика и переходили к вопросам. Совет простой: репетируйте вслух своё выступление и засекайте время. Если вы видите, что выходите за отведённые временные рамки, не увеличивайте темп своей речи, а сократите её. Возможно, в докладе есть лишние слова, которые не несут особой смысловой нагрузки. И имейте в виду, что вы можете «запнуться» во время выступления, поэтому если по регламенту на доклад отводится 5 минут, то выделите для себя всего 4,5 минуты.
  2. Демонстрационные возможности: есть ли проектор? Электронная презентация позволит сделать выступление  ярче и понятнее для слушателей. Главный совет: не дублируйте свою речь на слайдах. Презентация должна стать опорным планом для выступления.
  3. Большее количество времени выделите на объяснение результатов вашего исследования. Не стоит долго говорить об актуальности, если она и так всем очевидна. Например, фраза «Компьютерные технологии играют важную роль в современной жизни» повергает экспертов в очередной шок и уныние.
  4. Говорите простыми предложениями. Делайте небольшие паузы между предложениями: дайте немного осмыслить сказанное вами.

Примерный набросок речи

  1. Уважаемые эксперты и другие присутствующие (или слушатели, члены жюри и т.п.)! Вашему вниманию предлагается проект по … (разработке методов… созданию компьютерной программы… разработке алгоритмов… исследованию…). Автор: Иванов Иван, ученик 5-го класса «А» средней школы № 000. Руководитель: Петров Пётр Петрович, учитель информатики.
  2. Краткое описание проблемы, которую решают авторы исследования (4-5 простых предложений). Таким образом, целью проекта (или исследования) является … (фундаментальная цель!)
  3. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи. Здесь для экономии времени можно не проговаривать каждый пункт, а остановиться на наиболее значимых. 
  4. Основная часть доклада.
  5. Заключение: кратко и чётко. В результате работы над проектом (или в результате проведённого исследования) были созданы…
  6. В дальнейшем планируется…
  7. Спасибо за внимание! Вопросы?

Пример хорошего выступления

Однажды на региональном конкурсе школьных проектов выступал один старшеклассник. Учился он не в обычной школе, а в лицее с техническим уклоном. Презентовал проект обновлённого города, в который все захотят сразу приезжать на отдых.

Это было хорошее выступление. Его слушали все: и участники, и эксперты. Он не занял призового места, так как не пришло нужное число участников. Но парень всем запомнился. И вот в чём была сила его выступления:

  • Он не поедал глазами экран проектора, не говорил уныло. Его речь была чёткой. Он окидывал взглядом и членов жюри, и других школьников. Видно, как ему нравилось то, чем она занимается. Видно, что он этим гордится. Он делал паузы там, где надо дать людям время на понимание мысли.
  • Презентация не была перегружена текстом. Из текста там, на самом деле, были только заголовки и иллюстрации. Это та опорная составляющая, которая помогает понять то, о чём говорит выступающий.
  • На самом первом слайде было и имя учебного заведения, и имя учителя, который помогал с проектом. Это показало, что парень относится с большим уважением к месту, в котором он получает знания и первый опыт.

Позаботьтесь обо всех этих составляющих, и ваш доклад обязательно станет сильным и запоминающимся!


выступление защита проекта

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется речь автора
  • Как пишется речонки или речонке
  • Как пишется речной песок
  • Как пишется речевой оборот
  • Как пишется речевой аппарат