Как пишется рецензия на художественное произведение

На филологических факультетах и отделениях журналистики распространен такой тип учебных работ как рецензия (критическая статья, обзор или эссе). Рецензию можно написать на любой творческий продукт: спектакль, фильм или даже компьютерную игру. Кроме того, рецензии пишут на научные работы: курсовые, дипломные, кандидатские и докторские диссертации, монографии, пособия. Но самой распространенной является рецензия на книгу.

Хотите узнать, правильно ли вы оформляете учебные работы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Там мы раскрываем секреты подготовки, оформления и защиты студенческих работ.

Как пишется рецензия на книгу: что это такое и с чего начать

Рецензия — это критический анализ и оценка культурного объекта, написанная в научном или публицистическом стиле.

Она похожа на сочинение-отзыв на книгу или на фильм, но главная ее особенность в том, что оценку прочитанного или увиденного нужно аргументировать. В качестве аргументов могут выступать:

  • цитаты из произведения;
  • подтверждения из других источников;
  • мнения экспертов;
  • факты общественной жизни (если книга их искажает или противоречит им).

Поэтому перед тем, как начать писать рецензию на книжку, обязательно прочтите ее. Чтения «по диагонали» или знакомства с кратким содержанием для хорошей рецензии недостаточно. Только полное (а лучше неоднократное, с выделением ключевых моментов) прочтение позволит сформировать собственную оценку и подтвердить ее доказательствами.

Совет: перед тем, как писать рецензию на книгу, не читайте чужих отзывов, сохраняйте чистоту и непредубежденность восприятия.

План рецензии на книгу

Чтобы правильно написать рецензию на книгу, советуем придерживаться следующего плана:

  1. Библиографическое описание (название, автор, его предыдущий опыт, год выхода книги, объем, издательство).
  2. «Технические» характеристики: дизайн, обложка, иллюстрации.
  3. Краткий пересказ сюжета (без «спойлеров» или раскрытия главной интриги).
  4. Художественные особенности литературного произведения.
  5. Личные впечатления от прочитанного.
  6. Аргументация этих впечатлений: разбор содержимого.
  7. Главные преимущества и недостатки книги.
  8. Вывод о том, стоит ли читать книгу, насколько она интересна/полезна и для какой аудитории.

Это главные пункты плана написания рецензии на книгу, но, по желанию автора, их можно дополнить. Например, сравнить анализируемую книгу с предыдущими работами писателя или с книгами, посвященной той же теме.

Структура рецензии на книгу

Перед тем как написать рецензию на книгу, проверьте, владеете ли вы информацией, чтобы дополнить все структурные элементы работы:

  • данные об авторе (псевдоним/настоящее имя, годы жизни, творческое наследие);
  • сюжет книги (герои, их высказывания и поступки);
  • цитаты, характеризующие проблематику книги и идеи автора;
  • собственное мнение о книге, которое будет подтверждено доказательствами.

Чтобы в рецензию вошли все нужные части, рекомендуем прочитывать книгу несколько раз, используя карандаш, закладки и стикеры. Так вы выделите главные моменты, отметите нужны высказывания и подберете необходимый материал для доказательства своей позиции.

Что касается объема работы, то оптимальным считается 2000-4000 знаков.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Структура рецензии на книгу

В рецензии уделите внимание не только сюжету, но и оформлению книги

Правила написания рецензии на книгу

Чтобы написать хорошую рецензию, которая будет интересна другим читателям, придерживайтесь нескольких правил:

  1. Внимательно прочитайте книгу, желательно 2 или 3 раза (да, мы уже говорили об этом, но это действительно важно).
  2. Личное мнение о прочитанном подтверждайте отрывками текста.
  3. Формируйте окончательную оценку, не путайте читателя неопределенностью.
  4. Анализируйте конкретный текст, а не книги автора в целом.
  5. Указывайте целевую аудиторию книги.
  6. Не допускайте грамматических и фактических ошибок, тщательно проверяйте материал (вот где пригодятся подчеркивания, закладки и стикеры: с ними вы быстро найдете нужное место).

Рецензия на книгу на английском

Особое внимание стоит уделить рецензии на книгу на английском языке:

  1. Убедитесь, что в книге не осталось неясных слов и вы все поняли верно.
  2. Если есть возможность, ознакомьтесь с официальным русским переводом.
  3. Проверьте транскрипцию перевода имен героев (из-за невнимательности переводчиков Уотсон может на долгие годы стать Ватсоном).

Ошибки, которые помешают правильно написать рецензию на книгу

Главная ошибка начинающего рецензента — излишний субъективизм. Чтобы не допустить этого, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Не беритесь за рецензию на книгу, в теме которой не разбираетесь.
  2. Не увлекайтесь пересказом сюжета, ваша задача — сделать анализ.
  3. Приводите достаточное количество аргументов, не заменяйте их эмоциями.
  4. Не употребляйте жаргонные слова, используйте нейтральную лексику и придерживайтесь делового тона.
  5. Помните, что вы пишете рецензию на книгу и не переходите на личность автора. Не позволяйте мнению о писателе влиять на отзыв о его работе.

Пример рецензии на книгу

В сети можно найти шаблон и образец рецензии на книгу. Рекомендуем обратить внимание на рецензии, выложенные на сайтах издательств (например, Альпина).

Помните, что залог хорошей рецензии — интересное начало. Не допускайте банальностей вроде «Несколько дней назад в свет вышла новая книга известного автора». Лучше начните с необычного факта: «Согласно статистике тату-салонов, наибольшей популярностью у женщин пользуются татуировки семейства кошачьих: львов, тигров и обычных кошек. Тем не менее, самой популярной книгой 2009 года стала «Девушка с татуировкой дракона» шведского автора Стига Ларссона».

То же касается и завершения. Вместо традиционного «Книга будет интересна любителям остросюжетных детективов», напишите «Книгу наверняка по достоинству оценят те, кто не боятся интеллектуальных вызовов и готовы сражаться за правду вместе с обаятельным сыщиком».

Если, несмотря на наши советы, вы не уверены в своих силах или не успеваете прочитать книгу, по которой нужно написать рецензию, не беда. На помощь всегда придет студенческий сервис. Его специалисты могут прочитать и прорецензировать любую книгу в самые сжатые сроки.

Рецензия – жанр научной и художественной критики, основу которого составляет отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п. Рецензия информирует о новом литературном произведении, содержит его краткий анализ и оценку.

Рецензия

Термин пришел к нам из латыни «recen­sio», что означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо», поэтому рецензия содержит оценку работы, указывает на её достоинства и недостатки, требующие устранения.

Содержание

  1. Цели и задачи рецензии
  2. Основные виды рецензии
  3. Языковые особенности
  4. План и оформление рецензии
  5. Как написать рецензию на книгу
  6. Особенности научной рецензии
  7. Плохая и хорошая рецензия – примеры
  8. Пример рецензии на эссе
  9. Топ ошибок при написании рецензии

Цели и задачи рецензии

Рецензии — это критические оценки, опубликованные либо в Интернете, либо в газете или журнале. Традиционно обзор был о книге, концерте, фильме или, возможно, телешоу. Однако теперь они все чаще используются в Интернете для гораздо большего числа целей, включая рейтинг и оценку покупок, ресторанов, мест проведения мероприятий и мероприятий.

  • Автора рецензии называют рецензентом, а процесс работы — рецензированием.
  • Задача рецензии – дать отзыв, который другие люди считают полезным при принятии решения о покупке, просмотре, прочтении или посещении. В нем объясняется, что вы должны включить, тон, которого вы должны достичь, а также то, что вы должны исключить.
  • Цель рецензии — посоветовать другим посетить/купить/посмотреть/читать/иным образом взаимодействовать с предметом вашего обзора. Он также может быть использован предприятиями, чтобы увидеть, как они могут улучшить.
  • Тезис – главная мысль рецензии, вокруг которой строится доказательная база. Тезисом может служить оценка произведения. Тема – конкретное произведение науки или искусства, чаще всего новое, популярное или скандальное.

Из этого следует, что хорошая рецензия— это отзыв, который другие люди считают полезным для принятия решения или который помогает улучшить бизнес. Поэтому при написании рецензии вы должны учитывать, какая информация нужна людям для принятия такого решения.

Основные виды рецензии

Существует много видов и типов рецензий, отличающихся по теме, объему, рецензенту и т.д. Простая Талица Основных типов рецензий поможет кратко оценить разновидности и особенности данных критических работ.

Таблица Основные типы рецензий

Классификация

Название

Особенности

По объему текста

Гранд-рецензии

Самая большая форма рецензии, печатается в специализированных изданиях. Объем от 2‑х печатных страниц

Мини-рецензии

Характерны для прессы. Пишутся на новинки музыки, искусства, литературы или кино. Объем –  1- 2 листа А4

По рецензенту

Читательские

Краткий анализ произведения читателем. Пишутся в школах, на сайтах библиотек и книжных магазинов

Экспертные

Составляются специалистами: художественными критиками, учеными, преподавателями

Заказные

Используются в рекламных целях крупными компаниями для повышения доверия к товару

По количественному критерию

Моно-рецензии

Пишутся на одно новое произведение автора

Поли-рецензии

Это сравнительный анализ нескольких работ одного автора или по одной теме

По объекту

Литературные

Классификация постоянно расширяется. Рецензии пишутся специалистами. Форма написания – свободная. Объем – от 1 страницы А4

Кинорецензии

Научные

Театральные

Отклики на компьютерные игры и программы

По стилю речи

Научные

Характерны для рецензий экспертов

Публицистические

Характерны для рецензий прессы

Таким образом, каждый тип имеет свою цель и область применения.

Языковые особенности

Язык рецензии сочетает в себе противоположные качества: простоту и доступность с одной стороны, а также глубину и авторитетность с другой. Поверхностным мыслям в рецензии (а в идеале и в журналистике) места нет, однако аудитория должна понимать мысли автора.

Иногда рецензии создаются для специалистов, там анализ должен быть максимально подробным, профессиональным, а также могут использоваться специальные термины. Но рецензии для широкой аудитории требуют большей простоты и гибкости языка.

Язык рецензии может быть образным, не стоит себя в этом ограничивать. Самое частое средство выразительности – сравнение, так как вряд ли анализируемое произведение первое в своем роде. Также могут быть использованы яркие метафоры, которые позволят сделать рецензию запоминающейся и цитируемой.

План и оформление рецензии

Чтобы не ошибиться при рецензировании, следует составить план.

Типовой план рецензии:

  • ФИО автора, название работы.
  • Краткий пересказ содержания.
  • Оценка актуальности.
  • Анализ содержания.
  • Достоинства и недостатки работы.
  • Выводы и рекомендации рецензента.

Это общий план работы. В зависимости от типа рецензии, его нужно дополнять.

При оформлении рецензии рекомендуется ориентироваться на ГОСТ 7.32–2001.

Общие требования к оформлению:

  • шрифт Times New Roman 12 или 14;
  • интервал – полуторный;
  • отступ справа – 10 мм, слева – 30 мм, верхний – 15 мм, нижний – 20 мм;
  • Объём работы – до 2‑х листов формата А4.
  • Текст должен быть разбит на абзацы, иметь нумерованные или маркированные списки.

Теперь можно приступать к процессу рецензирования.

Как написать рецензию на книгу

Написание рецензии на книгу — отличный способ сообщить другим читателям о новой захватывающей книге, перевернувшей страницы, или предупредить, что книга может не оправдать ожиданий.

Вот что нужно включить в рецензию на книгу:

  • Крючок
  • Основная информация о книге
  • Основная сводка сюжета
  • Ваша похвала и критика
  • Ваша рекомендация
  • Ваш рейтинг.

Если вы хотите, чтобы ваш обзор был информативным и полезным для вашей аудитории. Ознакомьтесь с нашими важными советами о том, как написать интересный обзор книги.

  • Крючок. «Крючок» — это строка, которая привлекает внимание вашей аудитории и пробуждает их интерес, поэтому они будут продолжать читать ваш обзор, а не пролистывать его.

Ваша зацепка может быть убедительным или провокационным заявлением:

Подрывной талант Виктора Пелевина сияет новым и неожиданным образом в этом шедевре.

Или даже вопрос:

Вы когда-нибудь задумывались, как будет выглядеть дитя Сумерек и Автостопом по Галактике?

  • Основная информация о книге. Поделитесь любой общей информацией о книге, которую важно знать читателям. Название и автор — очевидный выбор. Год издания книги может иметь значение, если она вышла 10+ лет назад. Не забудьте указать, является ли книга частью серии и необходимо ли читать другие книги этой серии перед этой книгой.
  • Основная сводка сюжета. Поделитесь кратким изложением сюжета, чтобы ваша аудитория поняла суть истории. Лучшая практика — опустить кульминацию или концовку книги и не разглашать спойлеры, чтобы не испортить историю для своей аудитории.

Всегда лучше перестраховаться и сказать, что в сюжете есть «неожиданный поворот», чем раскрыть «злодей — отец главного героя!» Если вы должны включить спойлер, некоторые обзорные сайты позволят вам скрыть спойлерные предложения, чтобы ваша аудитория могла выбирать, хотят ли они ее читать или нет.

  • Ваша похвала и критика. Этот раздел является наиболее важной частью вашего обзора и должен быть самым длинным. Любой может пересказать сюжет, но каков ваш уникальный взгляд на эту книгу?

Просто сказать, что книга «хорошая» или «плохая», или что она вам понравилась или нет, бесполезно. Сообщите вашей аудитории, почему вы считаете, что это отличное чтение, или почему вы нашли его разочаровывающим. Обмен этими подробностями поможет вашей аудитории составить собственное мнение о том, понравится ли им читать книгу.

 Например:

Яркий язык мгновенно перенес меня в мир, но было несколько огромных сюжетных дыр, которые не имели смысла.

Лично мне не нравился главный герой; язвительный антигеройский трюк через некоторое время устарел.

Написание было грубым, с особенно неуклюжими диалогами, но я думаю, что предпосылка истории была блестящей.

  • Ваша рекомендация. Поделившись своей похвалой и критикой, сообщите аудитории о своих выводах. Как вы думаете, кому понравится эта книга? Вам лично это не нравилось из-за парадоксов путешествий во времени, но вы думаете, что людям, которым нравится хорошая космическая опера, это понравится? Это 14‑я книга в серии, которая начала устаревать, и вы были приятно удивлены некоторыми новыми персонажами?
  • Ваш рейтинг. Большинство обзорных сайтов предоставляют рейтинговую систему. Сообщите аудитории, почему вы выбрали тот или иной рейтинг. Если вы рецензируете книгу в своем личном блоге и используете собственную рейтинговую систему, обязательно объясните и это.

И напоследок – обращайте внимание на длину и учитывайте каждое слово. Длинные, бессвязные рецензии сбивают с толку и требуют много времени для чтения. Не забывайте проверять: убедитесь, что ваше правописание и грамматика в порядке.

Не будьте злыми: помните, что вы рецензируете книгу, в которую другой человек вложил свое сердце и душу, чтобы написать ее. Выскажите свое честное мнение, но не злословьте об этом. Представьте, если бы рецензировали вашу книгу, как бы вы хотели, чтобы читатель выразил свою критику.

Особенности научной рецензии

Рецензия в академическом издании – один из центральных жанров научного текста, рецензия публично информирует, предоставляет краткий анализ и помещает актуальную или классическую работу в пространство научной коммуникации.

Задачи научной рецензии:

  • Информационная (рецензии в краткой и доступной форме сообщают о выходе новых работ и информируют мировое научное сообщество о том, что происходит в различных его частях);
  • Аналитическая (рецензия проводит анализ и даёт квалифицированную оценку проделанной работе);
  • Коммуникативная (рецензии являются формой развития науки и научного общения, устанавливают связь центр-периферия, позволяют преодолеть замкнутость отдельных групп глобального научного сообщества).

Жанр рецензии в мировой практике выступает как начальный и тренировочный на научном пути молодого исследователя, а публикация рецензии предполагает совокупность навыков и компетенций, необходимых для научной работы. 

Написание введения

Во введении следует:

  • Определите или обозначьте общую тему, проблему или проблемную область, тем самым предоставив соответствующий контекст для рецензии научной работы.
  • Укажите общие тенденции в том, что было опубликовано по теме; или конфликты в теории, методологии, доказательствах и выводах; или пробелы в исследованиях и научных исследованиях; или единственная проблема или новая перспектива, представляющая непосредственный интерес.
  • Объясните критерии, которые будут использоваться при анализе и сравнении работ, и организацию обзора (последовательность); и, при необходимости, указать, почему определенные исследования включены или не включены (объем).

Написание тела

В теле следует:

  • Сгруппируйте исследования и другие виды литературы (обзоры, теоретические статьи, тематические исследования и т. д.) в соответствии с общими знаменателями, такими как качественный и количественный подходы, выводы авторов, конкретная цель или задача, хронология и т. д.
  • Резюмируйте отдельные исследования или статьи с таким количеством или меньшим количеством деталей, какое заслуживает каждое из них, в зависимости от его сравнительной важности в исследовании.
  • Предоставьте читателю сильные «зонтичные» предложения в начале абзацев, «указатели» по всему тексту и краткие обобщающие предложения «ну и что» в промежуточных точках обзора, чтобы облегчить понимание сравнений и анализов.

Написание заключения

В заключении следует:

  • Обобщите основные вклады значительных исследований и статей в рассматриваемую совокупность знаний, сохраняя акцент, установленный во введении.
  • Оцените текущее «состояние исследования» для рассматриваемой совокупности знаний, указав основные методологические недостатки или пробелы в исследованиях, несоответствия в теории и выводах, а также области или вопросы, относящиеся к будущему изучению.
  • В заключение дайте некоторое представление о взаимосвязи между центральной темой научной рецензии и более широкой областью исследования, такой как дисциплина, научная деятельность или профессия.

Рецензия, таким образом, – это микро-модель научной работы. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.

Плохая и хорошая рецензия – примеры

Пример плохой рецензии на книгу

Разбираем плохой пример рецензии на третью книгу о Гарри Поттере — Узник Азкабана. Кликните по картинке для увеличения.

РЕЦЕНЗИЯ – почувствуй себя критиком!

Посмотрите, сколько словесного мусора во втором предложении: Эта книга, лично для меня, особенно примечательна тем…

Местоимение лучше опускать, так как это сорняк. «Лично для меня» — тут и так понятно, кто автор и что это для него.

Помимо огромного количества грамматических ошибок, мы видим попытку пересказа сюжета. Вообще, книга была не про это. То есть даже сюжет пересказать не удалось.

Тут есть знакомство с новыми героями, которые появляются в третьей книге. Есть краткий пересказ сюжета. Также имеются эмоции: Он был прекрасен… Эта книга, как и предыдущие, наполнена добротой, замечательной атмосферой и приключениями. Книга наполнена добротой!

Ну конечно. Что это за доброта такая, где половину героев убили? Да, приключения там есть. Атмосфера тоже есть. Но она далеко не замечательная.

Чего нет?

Нет оценки книги. Не по ее выразительности. Не в контексте других книг о Поттере. Попытка была, но она не удалась. Но это не самое главное.

Что автор этой книги хотел нам сказать? Для чего он ее написал? Почему эти события происходят с Гарри Поттером на третьем курсе? К чему все это было сделано? Какую роль занимает данная книга во всей серии? На эти вопросы не даны ответы.

Пример хорошей рецензии на книгу

Давайте посмотрим на хороший пример рецензии. Это высший пилотаж. Это не значит, что, прочитав ее рецензии, мы обидимся и ничего писать не будем. Нет! Но почитать все же стоит.

Хороший пример рецензии на книгу А. Марининой «Седьмая жертва»:

РЕЦЕНЗИЯ – почувствуй себя критиком!

В начале можно заметить оценку в контексте. Оценку не только произведений Марининой. Там также идет ссылка на фильм «Семь» и живопись Босха. Это еще раз доказывает подкованность и начитанность критика.

Конечно же, получилась очень ехидная статья.

Возможно, что некоторые не согласятся с автором. Но читать такую рецензию интересно. Любуешься еще и языком рецензента. И сразу интересно, что там Маринина написала. Возникает желание прочитать.

Здесь нет пересказа сюжета. Но есть намеки на него. Есть оценка в контексте, а также характеров героев.  Присутствует оценка языка (средств выразительности). Есть вопросы и ответы на них. Поэтому это интересно.

Как и у всех грамотных, начитанных и интеллигентных людей, у автора очень странный язык. Оценки часто резкие. Но это не значит, что вам нужно писать именно в таком стиле.

Пример рецензии на эссе

Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги. Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.

РЕЦЕНЗИЯ

на эссе Васильевой Н. Н. на тему «_____________»

Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения. 

Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений. 

Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику. 

Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др. 

Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам. 

Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту. 

Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены. 

Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.

Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию.

Топ ошибок при написании рецензии

Несмотря на то, что рецензия не требует каких-то особых знаний, рецензенты часто допускают ошибки. Самыми популярными считаются следующие:

  • слишком подробный пересказ: выделите только самые важные тезисы из произведения и отталкивайтесь от них;
  • обилие жаргона и разговорный стиль: рецензия относится к публицистическому жанру, поэтому стоит придерживаться именно этого стиля;
  • излишняя эмоциональность и пространные рассуждения: лаконичность и сдержанность – это верные друзья рецензии, используйте аргументы для доказательства своих мыслей;
  • грамматические, смысловые, фактические и пунктуационные ошибки: внимательно перечитайте текст перед отправкой и прогоните его через проверку на ошибки, если не уверены в своих знаниях.

 Если вы избежите этих ошибок, то рецензия получится не только полная смысла, но и будет легко восприниматься читателем.

Читайте также: Рассказ в литературе – определение и примеры.

Таким образом, рецензия – это критический отзыв эксперта, который предполагает объективный анализ научного исследования или художественного произведения: фильма, книги, научной статьи, дипломной работы и др.

Источники:

  • Козлова М. М. //История отечественных средств массовой информации. Учебное пособие. Ульяновск 2000.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Тертычный А. А. // Жанры периодической печати. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000.
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Во­лин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.


Оценивая произведение, рецензент должен соблюдать объективность, уметь доступно и грамотно излагать свои мысли. Для этого необходимо иметь достаточный уровень компетенции и начитанности. О том, как написать рецензию на книгу вы узнаете из нашей статьи.

Структура рецензии

Какой должна быть примерная структура рецензии на книгу

Написание рецензий на книги может стать интересным занятием для тех, кто любит читать и умеет логично излагать свои мысли на бумаге. Ведь это один из способов поделиться впечатлениями о книге с единомышленниками, преподнести свое восприятие сюжета и характера героев.

Примерный план рецензии на книгу:

  • вступительная часть;
  • основная идея;
  • критический анализ;
  • выводы.

Как начать рецензию

Для многих наибольшую трудность составляет написание начала рецензии. Здесь не существует четких правил, каждый выбирает то, что ему ближе. Обычно во вступлении задается тон рецензии.

Приведем некоторые варианты того, как можно начать рецензию:

  • краткое описание сюжета (книга о том, как…);
  • раскрытие жанра;
  • интригующая цитата из книги;
  • личная оценка (понравилась или не понравилась книга).

Основная идея произведения

В этой части рецензии следует определить основные вопросы, поднятые в произведении, круг проблем и основную мысль. Не следует пересказывать основное содержание книги. Ценность рецензии придает умение рецензента грамотно оценить насколько автор смог раскрыть характеры героев и донести до читателей главную мысль произведения, особенности его стиля и мастерство.

Критический анализ

Прежде всего, следует уделить внимание названию книги, так как оно выражает основную идею. Здесь же можно привести оценку того, как временной период и место действия связаны с темой книги, и какое настроение создают при чтении.

Интересно рассмотреть линию поведения главного персонажа: как меняются его мысли, чувства, с какими проблемами сталкивается, его отличие от второстепенных героев.

Выводы

В заключении рецензент оценивает актуальность произведения, делится личным впечатлением от прочитанного, сравнивает с другими работами автора, оценивает оригинальность замысла.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена работы

Какие моменты должны быть проанализированы

Что следует учитывать при написании рецензии на книгу?

Некоторые критерии оценки произведения:

  • логичность сюжета, динамичность повествования;
  • реалистичность характеров героев, проработанность и достоверность;
  • чувства, вызываемые героями;
  • авторский стиль и язык;
  • соответствие деталей реальности;
  • поведение героев, их реакция на события;
  • неповторимость произведения;
  • этичность и оригинальность главной идеи;
  • наличие ляпов;
  • актуальность;
  • свои ощущения.

Анализировать все пункты вовсе не обязательно, можно выбрать те, о которых хочется рассказать. При описании своих ощущений можно уточнить какие мысли и эмоции вызвала книга, захотелось ли оставить ее в домашней библиотеке, перечитать ее в будущем.

Образец рецензии на книгу

Образец рецензии на книгу

 Скачать образец рецензии на книгу

Советы по написанию рецензии

Интересно излагая свои мысли о прочитанном, рецензент формирует у читателей интерес к произведению или, наоборот, отбивает желание читать.

Несколько советом о том, как писать рецензию на книгу:

Совет 1. Перед написанием рецензии желательно не читать чужих отзывов о книге. Их мысли перепутаются с вашими или вы начнете писать не своими словами. Вполне возможно, что кто-то уже выразил свое мнение о произведении, схожее с вашим. Тем не менее при написании рецензии важны впечатления конкретного человека, с учетом его опыта и мироощущения.

Совет 2. Может быть наоборот, мнение рецензента отличается от общепринятого. Например, какая-то книга считается общепризнанным шедевров, а рецензенту не понравились определенные моменты, которые испортили общее впечатление от книги. Не стоит бояться того, что мнение противоречит большинству, в таком случае оно принесет даже больше пользы читателям.

Совет 3. Следует соблюдать принцип: чем более негативное впечатление о книге несет рецензия, тем больше она должна содержать предложений. То есть в этом случае следует более подробно провести анализ произведения и объяснить, что конкретно не понравилось рецензенту.

Распространенные ошибки

Ознакомьтесь с самыми распространенными ошибками при написании рецензии на книгу

Ошибка 1. Самая часто встречающаяся ошибка – пересказ событий, происходящих в книге.

Ошибка 2. Переход на личность автора.

Ошибка 3. Хамство, фамильярность.

Ошибка 4. Применение субъективных оценочных суждений (хорошо/плохо, талантливо/ бездарно).

Где разместить рецензию

После написания рецензии возникает вопрос о том, где ее разместить.

Варианты для размещения рецензии на книгу:

  • собственный блог;
  • тематические сообщества;
  • конкурсы рецензий.

Написание рецензий способствует улучшению не только писательских навыков рецензента, но совершенствованию его как читателя. Некоторые опытные рецензенты утверждают, что намерение написать рецензию на произведение заставляет глубже вчитываться в сюжет, обращать внимание на детали.

Вы наверняка сталкивались со словом «рецензия» на уроках литературы, когда говорили о критиках. Их писали Белинский, Гончаров, Добролюбов — и рано или поздно настанет ваш черед 😊 Как написать рецензию, от которой учитель будет в восторге?

как написать рецензию

Как написать рецензию? Учимся лучше понимать литературу

Что такое рецензия?

Рецензия — это разновидность сочинения, которое предполагает:

  • анализ художественного произведения (книги, фильма и проч.),
  • указывает на его сильные и слабые стороны,
  • дает оценку,
  • раскрывает идею и неочевидные моменты.

Проще говоря, это критический отзыв на какую-либо работу. Однако рецензия не должна быть похожа на эссе (сочинение свободной формы). Она строится по четким критериям и предполагает своего рода научное исследование, а не просто развернутое высказывание своего мнения. 

Хотите грамотно и убедительно аргументировать свою точку зрения и не делать ошибок в текстах? Записывайтесь на наши курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, и вы научитесь писать сочинения, к которым не придерется ни один эксперт. Мы объясним все критерии оценивания и покажем, как составлять планы и правильно оформлять работу. Кстати, вы знали, что эти навыки пригодятся вам и для написания выпускного сочинения в 11 классе?

Зачем школьнику уметь писать рецензию?

Помимо того, что этот жанр включен в школьную программу (то есть является обязательным), с ней точно столкнуться те, кто будет поступать в гуманитарные вузы, и тем более сдавать литературу. Ведь рецензия предполагает анализ текста, то есть те навыки, которые необходимы для разных заданий из ЕГЭ по литературе: 5, 10, 6 и 11, 12.

Навык писать рецензии — хорошая тренировка для других предметов и заданий, в которых нужно уметь рассмотреть проблему с разных сторон и аргументировать свою точку зрения (русский язык, обществознание, МХК).

Структура рецензии

Как написать рецензию? Собрать ее из четырех разделов:

1. Аннотация

Краткий пересказ основных моментов произведения, раскрытие композиции. Здесь важно не переусердствовать: нет смысла давать развернутое изложение, ведь суть рецензии не в пересказе, а собственных аргументированных впечатлениях, поэтому достаточно упоминания нескольких основных моментов, на которые вы сможете опираться в дальнейшем.

2. Авторская позиция

Какую проблему поднимает автор данным произведением, какую мысль он хочет передать читателю? Чаще здесь возникают так называемые вечные темы: дружба, любовь, судьба, предательство и проч. Однако важно также указать и видение/мнение автора относительно данного вопроса.

3. Рассуждения ученика

Здесь указываются особенности произведения, может даваться оценка — обязательно с аргументами и логическими выводами, без эмоциональной окраски. В качестве пунктов для рассмотрения можно взять: персонажей, методы, стиль, особенности композиции — словом, все, что вас удивило/показалось важным и способствовало раскрытию темы.

4. Заключение:

Чаще всего содержит общие выводы или рекомендации учащегося — стоит или не стоит читать/смотреть данное произведение.

Как написать рецензию? 12 советов

1. Работайте с произведением

Так как рецензия — исследовательская работа, важно не просто «пробежаться» по произведению или прочитать в сжатом варианте, а действительно углубиться в детали, чтобы рецензия получалась максимально глубокой и содержательной, с логическими выводами и опорой на теоретический материл. Желательно, чтобы текст был прочитан несколько раз, иначе вы рискуете упустить важный аспект.

2. Составляйте план рецензии

Рецензия не должна быть похожа на поток сознания, сочинения, следует придерживаться структуры и соблюдать логику повествования, о которой я писала выше. Помните: структура и четкость — то, что отличает научный текст (к которому относятся даже сочинения ЕГЭ и ОГЭ), а вам нужно добиться именно его.

3. Анализируйте и достоинства, и недостатки

Не бывает только хорошо или только плохо. Поэтому вам нужно проанализировать все нюансы, которые и позволят сделать логические выводы и добавят вашему исследованию глубины и информативности/смысла. 

4. Высказывайте собственное мнение

Рецензия предполагает ваш взгляд, в этом суть жанра. Поэтому не забывайте делиться своим видением, прописывать рекомендации в заключении и даже строить гипотезы, которые позволят читателям лучше понять идею или особенности произведения (тем более если оно сложное и неоднозначное). 

5. Аргументируйте выводы

Любое ваше высказывание (будь то собственное мнение или разбор идеи, персонажей, упоминание плюсов и минусов) должно быть аргументировано. Без этого работа опять же скатывается в эссе и не имеет отношения к исследованию. Помните, в рецензии — как на суде: нельзя ничего говорить без доказательств! 😊

6. Придерживайтесь научного стиля

Так как рецензия — это больше научная работа, стиль и язык написания должны быть соответствующими. Избегайте использования разговорных и эмоционально окрашенных слов/фраз, это возведет вашу работу в разряд любительских сочинений, которые не подходят ни для школы, ни для экзаменов.

Не стоит также приукрашать текст средствами художественной выразительности (например, эпитетами «прекрасная», «чудесная» и проч.). Это не имеет смысловой нагрузки и выглядит субъективно и даже наивно.

7. Проверяйте текст на отсутствие ошибок

Это касается всех типов ошибок — логических, грамматически, фактических, речевых. Ничто так не снижает уровень вашей работы, как ошибки. И вы точно рискуете потерять за них балл, если речь идет об экзамене.

8. Относитесь критически

Вам нужно только критиковать — нужно смотреть на произведение с разных сторон. Это добавляет вашей работе глубины. Во многих экзаменах, где есть критерии оценки, именно глубина — важнейшее требование.

9. Расширяйте кругозор

Без читательского опыта и навыков анализа невозможно написать достойную рецензию, поэтому тренируйтесь, вырабатывайте насмотренность. Это поможет построить аргументированные выводы и разбираться в предмете исследования.

10. Помните об идее произведения

Идея — это то, что хотел сказать автор своим произведением, его суть. Согласитесь, странно, если вы обойдете данный аспект стороной? К тому же, зачастую идея лежит не на поверхности произведения, и именно ваша рецензия может помочь лучше понять ее, раскрыть правильно. 

11. Опирайтесь на другие критические работы, теоретический материал

Это не только добавит вашему языку научности, но и позволит выстроить логические аргументы, добавит веса и убедительности.

12. Не пишите рецензию, если вам нечего сказать

Рецензия должна быть информативной для читателя, иначе в ней нет смысла. Вода и абстрактные суждения здесь точно не к месту.

Записывайтесь на наши курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, чтобы научится писать грамотные сочинения в соответствии со всеми требованиями экспертов. На занятиях вы узнаете все критерии оценивания работ, поймете, как составлять планы и правильно оформлять работу, и наконец-то освоите все сложные правила пунктуации и синтаксиса. И все эти навыки пригодятся вам и для написания выпускного сочинения в 11 классе!

В этой статье вы найдете информацию о том, что такое рецензия, какие задачи она выполняет, какие существуют типы рецензий, что такое рецензия на книгу (литературная рецензия) и как её написать, полезные советы и рекомендации по написанию и, конечно, же примеры.

Что такое рецензия

Рецензия – критический отзыв, который информирует о новом событии, содержит в себе оценку и краткий анализ произведения художественной литературы, науки, искусства, журналистики и др.

Написание рецензии – это увлекательный, творческий процесс, в результате которого читатель/зритель превращается в автора и создает собственный текст, в котором выражает свои мысли, переживания, а также личное понимание и осознание прочитанного или увиденного.

Предметом рецензии становятся не просто факты, а различные информационные явления – спектакли, книги, игры, брошюры, научные работы, кинофильмы, телепередачи.

Рецензия относится к аналитическим жанрам публицистического стиля речи.
В блоге есть подробная статья о публицистическом стиле речи и его особенностях.

Так как рецензия – это аналитический жанр, ее главной задачей является не просто информирование о событии или объекте, а представление этого события: анализ, оценка происходящего, аргументация, личные выводы и рассуждения. Но в то же время рецензию не стоит рассматривать в качестве средства для решения каких-то глобальных общественных проблем. Этим занимаются различные исследования, литературно-критические статьи или обозрения.

В основном, автор рецензии (рецензент) изучает одно-два произведения и дает им оценку, чаще критическую.

Статья “Как написать синопсис книги, фильма или сценария”.

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Типы рецензий

В зависимости от количества анализируемых произведений выделяют два типа рецензий:

  1. Монорецензия. Предметом монорецензии является одно произведение, которое автор может сравнивать с другими произведениями, известными публике. Объем такой рецензии небольшой.
  2. Полирецензия. Предмет полирецензии – два и более произведений, которые, чаще всего, автор сравнивает между собой или с другими новыми или малоизвестными произведениями. Такая рецензия отличается внушительным объемом.

В зависимости от тематики рецензии бывают:

  • литературные или рецензия на книгу;
  • театральные;
  • музыкальные;
  • кинорецензии;
  • рецензия на научную работу;
  • рецензии на рекламные клипы;
  • рецензии на мультипликационные фильмы;
  • рецензии на игры и пр.

В зависимости от объема выделяют:

  • мини-рецензии. Это рецензия небольшого объема (1-1,5 страницы печатного текста), в которой рецензент кратко, лаконично и без лишних отступлений дает аргументированную оценку произведению. Мини-рецензии пользуются большим спросом.
  • гранд-рецензии. Это рецензия большого объема, в которой досконально раскрыта тема, представлен глубокий анализ и дана разносторонняя оценка произведению. Гранд-рецензии обычно пишут критики-эксперты.
Рецензия на книгу: типы рецензий
Типы рецензий: в зависимости от объема, темы и количества анализируемых произведений

Рекомендации по написанию рецензии на книгу

  1. Прочитайте, прослушайте или просмотрите произведение не менее одного раза. При первом ознакомлении с материалом у вас возникнет общее впечатление от увиденного или услышанного. Затем необходимо определить сильные и слабые стороны исследуемого произведения. После этого прочтите или просмотрите материал еще раз, сравните свои ощущения с первым впечатлением, запишите, если ваше мнение изменилось.
  2. Предоставьте аудитории подробную информацию о произведении. Например, если пишите литературную рецензию, сообщите дату издания книги, автора, укажите издательство, сообщите, где можно прочитать/купить/найти книгу.
  3. Опишите качество и ценность произведения для себя и для других людей. В чем заключаются его преимущества и недостатки? Кому прочитанное или увиденное принесет пользу? Что в нем нового, актуального, интересного?
  4. Знайте свою целевую аудиторию. Вы должны понимать, для кого пишите. От аудитории будет зависеть стиль написания рецензии (например, научная рецензия будет написана исключительно в формальном стиле). Более детальное изложение своих доводов понадобится для широкой публики, в то время, как для экспертов ваша рецензия должна быть максимально лаконичной, аргументированной и “по делу”.
  5. Докажите. Покажите своему читателю, почему и каким образом вы пришли к такому выводу, подкрепите свою критическую оценку доказательствами, фактами, цитатами, сравнениями.
  6. Объясните, какими критериями, стандартами, характеристиками вы руководствовались при разборе и оценке произведения.
  7. Подтвердите свое мнение. Можно использовать цитаты или описать сцены из произведения, можно использовать внешние источники – мнения других критиков, рецензентов и экспертов.
  8. Понимание жанра, вида искусства и темы. Наличие знаний в области оцениваемого произведения – одно из основополагающих требований для создания по-настоящему хорошей рецензии.
  9. Сравнивайте и противопоставляйте. В рецензии допускается и даже, в некоторых случаях, необходимо сравнивать одно произведение с другим. Создавайте контраст.

Рецензия на книгу: основная задача, структура текста рецензии

Основные задачи литературной рецензии: проинформировать потенциальных читателей о выходе новой книги, дать общее представление об ее содержании и предоставить оценку качества книги.

Объем литературной рецензии – 1000-1250 слов.

Вступительная часть рецензии на книгу включает в себя краткое изложение ее содержания и общее впечатление от прочитанного произведения. При этом краткое содержание книги не должно занимать больше ⅓ всей рецензии. Постарайтесь не раскрыть сюжетные повороты книги, сохраните интригу и интерес у будущего читателя.

Основная часть рецензии должна состоять из рассуждений, аргументов, впечатлений, выделенных идей и концепций, тенденций, характеристик и особенностей книги. Цитаты могут быть включены в рецензию, но в разумных пределах. Главное – передать впечатление от книги своими словами.

Как написать рецензию на книгу: наводящие вопросы

Следующие вопросы помогут вам при написании рецензии на книгу:

  1. Каково ваше впечатление от книги? Что вы ожидали от этой книги прежде, чем взяли ее в руки? Оправдались ли ваши ожидания? Объясните свою реакцию читателям, расскажите, как вы пришли к такому выводу.
  2. Расскажите своими словами о главной мысли произведения (по мнению автора). Каким образом и в каком контексте это изложено в тексте?
  3. В чем заключается основная цель автора? Каким образом автор ее достиг или не смог достичь по вашему мнению?
  4. Есть ли способ более эффективно, сжато, упорядоченно изложить авторский текст?
  5. Присутствует ли четкая логическая цепочка и связь между событиями, описанными в книге? Может быть вы заметили противоречия и несостыковки?
  6. Можете ли вы определить основную сюжетную линию, которой придерживается автор? Существует ли у книги своя философия? События случайны, цикличны, линейны?
  7. Чем мотивировался и вдохновлялся автор при создании книги? Какие использовал материалы при написании?
  8. Насколько точно, убедительно, честно пишет автор? Может быть вы заметили искажение фактов, преувеличение или обесценивание? Если да, то почему автор так поступил?

Пример рецензии на книгу (литературной рецензии)

Рецензия на книгу Э. Ремарка “На западном фронте без перемен”:

“Изнанка войны”

Эрих Мария Ремарк. – «На западном фронте без перемен». Авторизованный перевод с немецкого Сергея Мятежного и Петра Черевина под ред. Абрама Эфроса. Изд-во «Федерация». Москва. 1929 г. Стр. 298. Ц. 1 р. 40 к.

В числе художественных произведений, посвящённых империалистической войне, книга Эриха Марии Ремарка займет выдающееся место.

Это вовсе не потому, что он сообщает в своих выводах и наблюдениях что-нибудь новое, неизвестное нам. Наоборот, значение его повествования заключается в предельной обнаженности общеизвестных фактов, в умении лишать войну тех героических иллюзий, от которых не был освобожден даже Толстой. Уже основной художественный прием обеспечил художнику право на наше доверие: книга написана с точки зрения рядового солдата…

В восемнадцать лет он пошёл на войну добровольцем из последнего класса гимназии и пробыл на фронте почти до её окончания. За месяц до 9 ноября 1918 года он погиб в тот день, когда было такое затишье, что вся сводка ограничилась одним замечанием: «На западном фронте без перемен». Отсюда заглавие книги, подчеркивающее трагичность одинокого, затерянного солдата, ведущего свои записки…

Вся жизнь в этой книге сводится к нескольким элементарным переживаниям, низводящим человека до степени животного. Но свет разума, озаряющий его странное и страшное прозябание, художественно оформляется в законах беспощадного реализма.

Ремарк силен именно тем, что он избегает рассуждений или ненужной гуманитарной патетики – он записывает только факты, и они производят потрясающее впечатление благодаря деловитому, точному стилю. Композиция книги точно так же обличает большого художника. На сравнительно небольшом количестве страниц Ремарк сумел показать и фронт, и тыл, и военный госпиталь, и пленных, и противников.…В книге отчетливо выступает простой и мирный средний немец, для которого война была таким же несчастьем, как и для всех остальных.

К. Локс 1929, № 21

lgz.ru

Пример кинорецензии

Для сравнения ниже приведен пример кинорецензии.

“Том Хэнкс – герой Америки”.

В Сети появился добротный военный фильм режиссёра Аарона Шнайдера «Грейхаунд». Главную роль играет «народный артист США» Том Хэнкс. Актер принимал участие и в написании сценария. Фильм простой и ясный, пропагандистский и воспитательный. Вторая мировая война, капитан эсминца, который до того в боевых действиях не участвовал, выполняет задачу отражения атак немецких подлодок на караван, идущий из Америки в Ливерпуль. Мы видим, как это непросто и опасно, враг коварен, потопил много судов, но эсминцу удаётся в этой схватке выстоять.

Командир, которого ждёт на берегу возлюбленная, несколько суток не ест, не спит, и, несмотря на отсутствие боевого опыта, побеждает. Фильм о стойкости, выдержке, о войне как о работе, которую надо просто хорошо делать в трудных обстоятельствах. Эту «трудную работу» мы наблюдаем почти полтора часа, и это не утомительно, потому что хорошо простроены отношения капитана со старпомом и всеми подчиненными и сыграны хорошо. Очень красиво снят океан, на огромных волнах которого американский эсминец сражается с эскадрой немецких подводных лодок. Покоряет человечность капитана.

Том Хэнкс убедительно сыграл еще одного из череды своих положительных героев, на которых воспитываются молодые американцы. Фильм не шедевр, но таких фильмов в США выпускается много. Удивительно, что в России, где реальных, а не выдуманных героических историй войны множество, таких фильмов с ясным патриотическим нравственным посылом снимается мало.

Борис Никитский lgz.ru

P. S.: Понравилась статья? Делитесь ссылкой в социальных сетях! Хорошего дня!

Используемые материалы:

  • Театральное рецензирование 2-е изд. Учебное пособие для вузов. Авторы: Алексей Бураченко, Евгения Бондарева;
  • “Top tips for writing a review” – lexico.com
  • “How to Write a Critical Book Review” – carleton.edu

Фото для обложки статьи – https://videoplasty.com/

Как написать рецензию?

Эта статья предназначена для дилетантов. Не стоит искать в ней секреты литературоведения и тонкости критического разбора произведения. Только практика, чистая практика для людей, которым нравится писать рецензии и хочется делать это лучше, а в идеале — обзавестись читателями и площадкой для публикаций. Итак, точите ваши перья, подключайте планшеты, пододвигайте поближе клавиатуры — приступим.

Что такое рецензия?

Рецензия — это отзыв на некое произведение (книгу, игру, фильм), предназначенный для составления впечатления о нём у целевой аудитории. Это небольшой текст (стандартный объём 1800—3600 знаков, одна-две страницы формата А4), содержащий обзор, разбор и анализ произведения. Сегодня мы будем говорить в основном о книжных рецензиях, хотя многое из сказанного можно спроецировать на фильмы, игры, музыкальные диски и т. п.

Рецензия бывает:

Официальная — печатается в правительственном или ведомственном издании по случаю выхода книги государственного значения. Пишется строго канцеляритом, с соблюдением всех норм этикета, нейтральна или сдержанно-хвалебна.

Функциональная — для составления впечатления о книге в свете конкретных задач и целей: насколько произведение подходит для конкретного издательства и серии, насколько успешно его можно продать, освещает ли оно какие-либо определённые вопросы. Пишется ясно и доходчиво, содержание важнее формы.

Информативная — для потенциальных читателей и покупателей, с целью помочь принять решение — стоит читать или нет. Пишется просто, можно добавить щепотку красивостей и капельку анализа, рекомендуется увенчать парой цитат похарактернее.

Эссе на тему — рассуждение о тщете всего сущего с использованием книги в качестве отправной точки. Чем красивей и загадочней написано, тем лучше, полёт мыслей рецензента ограничен только их наличием.

Публицистическая — автор заостряет внимание на проблеме, от которой общество вот-вот загнётся. Пишется ярко, жёстко, хлёстко, обязательно спорно — чтобы побольше копий наломали при обсуждении.

Критическая — произведение (а зачастую и автора) анатомируют, препарируют и разбирают по буковкам: что сказал, что хотел сказать, что подумали читатели, кто из них где ошибся и как хорошо, что умница-рецензент всё это заметил. Основные требования — следить за логикой, не опускаться до простого кидания помётом, аргументировать свою позицию. А также следить, чтобы в тексте рецензии не было ошибок: критик, который владеет материалом хуже критикуемого, — жалкое зрелище.

Проплаченная — заведомо хвалебный или хулительный отзыв о книге. При написании важно не переборщить с дёгтем или сиропом, иначе стошнит даже заказчика, и он не заплатит.

Частный отзыв — субъективное впечатление о книге, без попыток объективной критики или анализа. Пишется живым разговорным языком, допустимы жаргонизмы и сленг (во всех остальных типах рецензий они не приветствуются).

Профессиональный рецензент всегда знает, для какой целевой аудитории он пишет, почему выбрал именно это произведение и именно этот формат подачи, какой цели хочет достичь и каким именно способом. И, естественно, позора и поругания заслуживают те, кто не читает книгу перед тем, как писать рецензию. Подчёркиваю — читает, а не проглядывает по диагонали и ворует чужие мысли из чужих отзывов.

Анатомия рецензии

У рецензии имеются голова, шея, тело и хвост. Голова — это название текста: внятное, броское и при этом имеющее отношение к теме книги. Шея — так называемый лид, две-три плотные вводные строчки, задающие тон и обрисовывающие предмет беседы. Тело — собственно текст рецензии. Хвост — выводы рецензента, его резюме. Без хвоста рецензия выглядит сиротливой и куцей, не обижайте бедняжку!

mf_201111_Rezzz01[1]

О чём должно быть написано в рецензии? Обязательно указываем авторство, название книги, для опубликованных произведений — выходные данные. Пишем, новинка это или переиздание, отмечена ли книга какими-то значимыми премиями. Обозначаем жанр по форме (роман, повесть, пьеса…) и по содержанию (фантастика, фэнтези, альтернативная история…). Описываем основную сюжетную линию (но без спойлеров!), перечисляем главных героев, места действия, ключевые моменты книги. Пробуем осознать и донести до читателей основные мысли произведения (не обязательно, но неплохо). При работе можно использовать несколько подходов: наблюдение со стороны, безоценочный анализ, критический анализ, полемику с автором.

Рецензия размером 1800 знаков и менее предназначена только для обсуждения книги. Никаких мыслей, чувств и философствований туда просто не влезет. Короткие предложения, минимум прилагательных и деепричастных оборотов, чёткий смысл и однозначный вывод.

Рецензия размером максимум до 5400 знаков — идеальный формат для спокойного и обстоятельного рассуждения об одном произведении. Можно поговорить о месте книги в творчестве автора, провести параллели, добавить своих впечатлений и выводов, подробно разобрать достоинства и недостатки текста — и при этом не утомить читателя.

Рецензия более 5400 знаков просто обязана не замыкаться на проблематике одной книги (если это, конечно, не «Властелин Колец»). Приплетаем литературный процесс и тенденции жанра, сравниваем с аналогичными произведениями, анализируем творчество автора вообще, активно цитируем и подбавляем свои мысли — без них в большом тексте просто не обойтись.

Критерии оценки

Что можно учесть, оценивая и анализируя произведение?

Общее впечатление от книги — цельное, разрозненное, мощное, слабое, приятное, жалкое.

Сюжет — насколько логично он сведён, есть ли моменты, на него не работающие, не провисают ли линии?Повествование — динамичное, неспешное, затянутое, загнанное, рваное. Насколько динамика повествования соответствует жанру и задачам, поставленным в книге? Не пытается ли автор «рулить сюжетом», прогибая логику событий в угоду замыслу?

Герои — насколько подробно и достоверно они описаны, достаточно ли естественна их психология, могли ли они поступать именно так в заданных обстоятельствах? Симпатичны ли эти герои читателю, вызывают ли сопереживание или отвращение?

Язык и стилистика — вообще и в контексте поставленной задачи. Как пример: «Цветочный крест» Е. Колядиной заслужил «Букера» ровно по одному параметру — великолепной работе с языком в рамках повествования. Убери оттуда скоморошьи приговорки и церковнославянские обороты — и книга превратится в банальный пафосный дамский роман. А язык её спас.

Достоверность вообще и в деталях. Не нарушаются ли в книге законы природы и науки, носили ли в указанное время такие мундиры, говорили ли по-французски в салонах, правильно ли звучит текст молитвы? Я всегда привожу пример из собственного рассказа, в который меня на семинаре торжественно ткнули Олди, — герой там стоял в карауле под дождём и у него промокли крючки на ботинках. Крючки. Металлические. Промокли.

Фантдопущение — в чём конкретно заключается, насколько грамотно оно сконструировано и насколько необходимо? Можно ли без ущерба для книги изъять оттуда принцесс с драконами или звездолёты с плазмаганами?

Психология отношений — есть ли у персонажей внутренние мотивации для поступков и достаточно ли их, ведут ли себя разнообразно или жёстко следуют стандартным реакциям, не чувствуется ли за спинами марионеток-героев жёсткой руки автора-кукловода?

Основная мысль текста — насколько она этична, умна, оригинальна? Чему книга учит читателя, что хочет ему сказать?

Отображение — удалось ли автору воплотить свой замысел в явной форме, видит ли читатель пещеры драконов или рубку космического корабля? Можно ли вычленить идею автора из его текста с первого прочтения?

Оригинальность — насколько банальна идея, откуда автор что заимствовал, кого цитирует, пародирует, перефразирует? Если кажется, что книга открывает собой новый жанр или направление — непременно упоминаем об этом.

Ошибки и ляпы — ловим блох и предъявляем их обществу. Конечно, если мы уверены, что автор ошибается, а не нарочно искажает события и реалии. А ещё бывает, что поработал непрофессиональный редактор — их перлы сопоставимы с шедеврами самих писателей.

Общественное значение — вдруг в тексте обозначены моменты, полезные, скажем, для патриотического воспитания или национального самосознания, описаны сложные этические моменты и варианты выбора.
Внелитературные достоинства — например, историческое, этнографическое или социальное значение. Посредственно написанная книга может быть интересна как источник информации, к примеру, о быте и нравах лётчиков-истребителей или придворных дам Екатерины Великой.

Востребованность — актуальна ли поднятая тема, интересна ли она обществу, на какую аудиторию книга рассчитана.

Место книги в литературном процессе — как конкретное произведение соотносится с прочими в своём жанре, какую тенденцию обозначает, развивает или завершает.

Свои ощущения — понравилось или нет, какие чувства и мысли вызвало, захотелось ли приобрести или оставить в домашней библиотеке.

Не обязательно анализировать все пункты, выбираем те, которые важны для нас в данный момент.

Мнение эксперта

[avatar user=»Nevsky» size=»thumbnail» align=»left» link=»//www.mirf.ru/author/nevsky»]Борис Невский, редактор журнала и сайта МирФ[/avatar]

Чтобы стать рецензентом «Мира фантастики», надо помнить: рецензия пишется для читателей журнала. Не нужно заниматься самолюбованием — «ух, как я много знаю умных слов!» или «я и то читал, и это читал, и про то, что никто не знает, — тоже читал!». Рецензия в «МФ» — не способ самовыражения, а вещь сугубо утилитарная, написанная для ориентирования читателей в океане книжной продукции. А право на рецензию-эссе нужно заслужить — мнение очень немногих рецензентов интересно читателям само по себе.

Как писать?

Повторюсь — рецензент обязан владеть материалом как минимум не хуже, чем автор книги. Про грамматические, стилистические и прочие ошибки лучше даже не говорить.

Чтобы не попасть в идиотское положение, обязательно проверяем все литературоведческие, научные, технические и прочие термины — и то, как они пишутся, и то, что они значат. Дабы не спутать корреляцию с копуляцией, например. Убеждаемся, что, критикуя чужие фактические ошибки, мы не лепим своих.

Внимательно считываем имена героев, названия мест, предметов. Достаточно обозвать героя Ятуткенженсирхивом вместо Ятуркенженсирхива — и автор имеет право заявить: «Да он вовсе не читал книжку!» Доверие к рецензии будет подорвано.

Следим за стилистикой. Разговорная речь и жаргон неуместны в рецензии, идущей в литературный журнал, на сайт издательства или книжного магазина. Профессиональные термины вряд ли подойдут для материала в гламурный журнал, но не помешают во внутренней рецензии и совершенно необходимы для профильного издания. Канцелярит требуется лишь для официальных заметок. Эссе не обойдётся без филигранной работы над языком. Заметка в блоге, наоборот, может быть грубой, вульгарной, нарочито пестреть ошибками — лишь бы читатели приходили почесать языки, обсуждая эти колючки. И никаких трепетных ланей в паре с конями — не мешаем разные стили в границах одного текста.

Чем меньше объём рецензии, тем лаконичней и проще должны быть предложения. Избегаем велеречивых деепричастных оборотов, лишних эпитетов, сложноструктурированных конструкций. Следим за ходом мысли, стараемся одну мысль уложить в один небольшой абзац. Бережно и аккуратно выстраиваем рассуждение. Если стиль рецензии не предполагает ярко выраженной субъективной позиции рецензента, жертвуем своими ощущениями и мыслями в пользу чистой информации.

Разделяем свою позицию и объективные критерии. Книга может быть объективно хороша, но скучна для вас лично, и наоборот — объективно небезупречна, но субъективно очаровательна. Если все вокруг говорят, что книга гениальна — мы не обязаны соглашаться, впрочем, возражать тоже. Даже самому уважаемому критику не стоит изображать из себя всевышнего судию, пророка в литературном отечестве и истину в последней инстанции. Его мнение — это его личное, честное мнение. Не больше, но и не меньше.

И да, писать заведомо хвалебную или ругательную рецензию за материальные или нематериальные блага — можно. Но не стоит полученных денег.

Мнение эксперта

Профессиональный рецензент всегда должен отдавать себе отчёт, для кого он пишет, для какой аудитории. Корпоративный сайт, «глянец», профильный журнал, ежедневная газета, общественно-политический журнал, «толстяк» — издания для разной аудитории. В еженедельном общественно-политическом журнале меня просили фиксировать внимание на социально-значимых книжках, а в «Домашнем компьютере» — на тех, что имеют отношение видным, но начинающий может и впросак попасть.

Василий Владимирский, литературный критик

Критику не любишь?

Большинство писателей воспринимает критические рецензии без должного энтузиазма. На первый взгляд может показаться, что это их проблемы, но ссора с парой-тройкой серьёзных мэтров может сильно испортить жизнь рецензенту, сведя к нулю его перспективы обзавестись списком регалий и публикаций на фантастическом поприще. До тех высот, с которых можно без зазрения совести выражать отношение на голову любому подвернувшемуся писателю без оглядки на чины и регалии, нам с вами ещё далеко — ниша злобных критиков плотно занята матёрыми титанами духа. Да и должность несладкая: обычному рецензенту живётся куда спокойнее. Поэтому запоминаем, как не ссориться с авторами.

mf_201111_Rezzz02[1]

Правило первое: не переходим на личности. Рецензируя и критикуя произведение, не критикуем автора и тем паче не лезем в его личную жизнь, религиозные и политические воззрения, дурные привычки, болезни и слабости. Если у нас нет точной цитаты из интервью с автором, мы можем только предполагать и домысливать, «что автор хотел сказать», «что автор имел в виду». Используем элементарный психологический приём — «я-позицию» или «он-позицию», высказываясь от имени себя или абстрактного читателя: «Я увидел в тексте такой-то смысл», «читатель сочтёт позицию автора провокационной потому-то и потому-то» — и волки сыты, и писателю не обидно, и придраться особо не к чему.

Правило второе: если не стоит цели ввязаться в драку или спровоцировать человека на грубости — не хамим. Не называем автора идиотом и бездарью, а его грандиозные опусы — графоманией и хламом (даже если это и правда). «Фтопку» и «кгам» — это уже не модно. Всегда можно использовать формулировку «книга занимает достойное место в широком ряду современной популярной литературы».

Правило третье: избегаем оценочных суждений. «Хорошо» или «плохо», «сильно» или «слабо» и в особенности «талантливо» или «бездарно» — зачастую понятия субъективные. Акцентируем спорные и неудачные, на наш взгляд, моменты, расчищаем сомнительные детали и повороты сюжета, предоставляя читателю право самому делать выводы, а автору — наслаждаться подслащённой пилюлей.

Правило четвёртое: разделяем автора и произведение. С момента, как текст становится книгой, он начинает жить своей жизнью, обрастать своими мифами и обретать свои толкования. Зачастую читатели находят в нём отнюдь не то, что хотел вложить автор.

И, наконец, запоминаем главное: с автором надо дружить. Клавиатура не отвалится настучать письмецо, поблагодарить за книжку, спросить совета относительно непонятных моментов текста, честно сказать, что понравилось (лесть вредна!) и что вызвало сомнения. И автору приятно получить обратную связь на книгу, и вам полезно.

Если мы не хотели ссориться, но, тем не менее, автор нашёл, на что ему обижаться, никто не мешает спустя время попробовать найти взаимопонимание. Если автор от наших извинений отказывается и уверен, что отыскал своего злейшего врага на веки вечные, — его право. Увы, когда количество обиженных авторов превышает критическую массу, это начинает работать против рецензента и портить ему профессиональную репутацию. Слава склочника или хама обесценивает мнение рецензента, а восстановить позицию куда труднее, чем подняться.

Мнение эксперта

То, что у нас сейчас есть в околофантастической печати, с натяжкой можно отнести к жанру рецензии. Она превратилась в рекламную аннотацию. И всё же, даже при том небольшом объёме, который выделяется на неё, следует не только знакомить читателя с сюжетом произведения, но и стараться найти место для рассуждений об идейно-тематическом содержании книги, её композиции, языковых средствах автора. Ну и, конечно, дать краткую оценку текста, отметив, в чём его оригинальность и каково его место в творчестве самого автора.
Игорь Чёрный, литературный критик

Написал рецензию. и что теперь?

Последний важный вопрос, занимающий начинающих рецензентов, — как обратить свои способности в деньги и славу. Ответ — практически никак. Профессией литературных критиков кормятся единицы, хлеб их горек и скуден. Рецензирование — это приработок, иногда неплохой, для журналиста, редактора, студента или любителя фантастики. Рассчитывать на него как на основной источник дохода не стоит.
Самый простой путь — публиковать рецензии в собственном блоге. Изрядная часть авторов имеет привычку мониторить интернет на предмет кто и что о них пишет, рано или поздно они начнут на вас выходить и высказывать о ваших рецензиях своё мнение. Вслед за писателями подтянутся и читатели — важно не разочаровывать их, регулярно вешать обновления и хотя бы раз в пару месяцев организовывать небольшой скандал.

Вариант, требующий временных ресурсов, — публикации в тематических сообществах, на сайтах издательств и книжных сетей, на тематических порталах вроде «Фантлаба». Конкуренция здесь высока: мало опубликовать рецензию, надо ещё и отстоять своё мнение, а в идеале — придавить ногами чужое. Зато здесь ставится репутация критика и оттачивается профессиональное мастерство.

Следующий этап — всевозможные конкурсы рецензий. Полезны в двух аспектах — учимся писать быстро и по существу, и писать о главном, не распыляясь. Да и какая-никакая денежка может упасть, а то и полезный человек приглядит. А полезный человек может привести нас в редакцию журнала — от гламурного «Космо» до специализированного «Мира фантастики».

Наконец, в большинстве издательств существуют «читчики» — люди, которые просматривают рукописи и пишут отзывы. Не слишком денежная, но вполне оплачиваемая и востребованная работа.

Последний совет: не рецензируем больше 4-5 книжек в месяц, чтобы не «выгореть» и не потерять вкус к чтению. И не пишем про те книжки, от которых с души воротит или нет возможности высказаться искренне — по личным причинам или из дружбы.

Остальное зависит от нас с вами: от нашего таланта, такта, хватки, терпения, интуиции, чувства слова, текста и меры. Репутация критика создаётся годами, работать на неё надо упорно и регулярно. Писать рецензии не так просто, как кажется, но и не так сложно, как завязывать шнурки на ботинках, как сказал бы Валентайн Майкл Смит из «Чужака в чужой стране».

Приятного вам чтения, коллеги!

Мнение эксперта

Писание романов есть форма утраты свободы творчества. В свою очередь, рецензирование — труд ещё более каторжный и ещё менее благодарный. О писателе можно хотя бы сказать, что он сам себя приневолил — избрав сюжет. Положение критика хуже: рецензент прикован к предмету рецензии, как каторжник к тачке. Писатель теряет свободу в своей книге, критик — в чужой.
Станислав Лем, из книги «Абсолютная пустота»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Avatar photo

Распространена ситуация, когда прежде чем купить или взять в библиотеке книгу, хочется узнать о ней стороннее мнение. Хороший аналитический разбор выступает в виде ориентира, показывая плюсы и минусы издания еще до того как будет открыта первая страница.

Что такое рецензия на книгу

Под этим понимают критический анализ произведения, рассчитанный на будущих читателей. В рамках рецензии может быть рассмотрена:

  • книга как совокупность текста, иллюстраций и типографской реализации;
  • только произведение или текст монографии, без учета полиграфического воплощения и оформительских элементов. Этот вариант более распространен.

Важно не путать два понятия:

  • Рецензия — аналитический текст, в котором книга разбирается в разных направлениях (сюжет, стиль и пр.). В том числе это проводится путем сравнения с другими аналогичными произведениями.
  • Отзыв — мнение о прочитанной книге, написанное без попытки анализа, содержащее в основном субъективные и эмоциональные высказывания.

На какую книгу можно написать рецензию

Не существует никаких ограничений. При желании или необходимости можно подготовить рецензии на следующие типы книг:

  1. Художественные, в том числе — детские и сборники.
  2. Учебные.
  3. Познавательную литературу разных типов.
  4. Научные монографии.
  5. Альбомы по изобразительному искусству.
  6. Справочники и энциклопедии.

Каждый из указанных типов имеет свою специфику подготовки рецензии, но общие принципы написания идентичны. Обычно рецензия пишется для того, чтобы рассказать широкой аудитории о новинке. В научной среде это еще и способ оценки вышедшей монографии.

Объем рецензии

Считается, что рецензия должна включать 1500-3000 знаков. При меньшем объеме это будет отзыв читателя, при большем – полноценная критическая статья. Превышение объема до 5000-6000 допустимо, если это обосновано целями, которые ставит перед собой рецензент (например, рассказать об инновационной научной работе), но он должен учитывать, что это может сократить число читателей, которые не захотят читать длинный текст. 

Структура

В зависимости от ситуации и места применения, состав рецензии может варьироваться и в нее могут не включаться отдельные блоки (например, плюсы и минусы издания. По минимуму сюда может входить только один раздел — аналитический разбор книги.

Описание объекта рецензирования

Здесь приводятся библиографические сведения об издании. К основным относятся:

  • имя и фамилия автора;
  • название книги;
  • издательство;
  • год выпуска;
  • количество страниц.

Например, вот так выглядит минимальная информация об издании:

Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес», Стрекоза, 2020, 144 страницы.

Дополнительно базовые сведения могут дополняться следующими сведениями:

  • имя и фамилия художника;
  • аналогичная информация о переводчике (для переводных изданий);
  • ISBN (международный идентификационный номер);
  • тип переплета.

Аннотация

Объем этого небольшого раздела не должен превышать 2-3 предложения. В аннотации необязательно пытаться привести весь сюжет книги, достаточно указать основное направление действия, например:

Прекрасным летним днем Алиса попадает в волшебную страну. В пути ее ждет много приключений — она чуть не тонет в море слез, вырастает до невиданных размеров и даже… чуть не лишается головы. Каждое новое событие интересно и неожиданно, заставляя снова и снова задуматься, как девочка на этот раз выпутается из этой истории.

Аннотация не относится к обязательным структурным элементам, но она помогает читателю уже с самого начала представить, о чем идет речь в произведении. Не нужно забывать, что в отличие от автора рецензии, читатель может быть не знаком с книгой.

Личные впечатления

Тоже необязательный элемент, но этот раздел помогает понять дальнейшую логику автора, особенно если предполагается негативный отзыв. Кроме впечатлений от произведения, тут хорошо будет смотреться пассаж о том, насколько были оправданны ожидания, которые были у рецензента перед прочтением.

Аналитический разбор

Основная составляющая рецензии, занимающая по этой причине самый большой объем (от 60% всего текста). Разбору может подвергаться:

  1. Сюжет художественной книги.
  2. Новизна идеи в монографии.
  3. Композиция произведения.
  4. Язык и стиль изложения.
  5. Вопросы типографики и оформления издания.

Разбирая отдельные составляющие, автор рецензии рассматривает, насколько удалось их воплощение с учетом возможностей, которые были у автора (или издательства). Очень хорошо здесь будут смотреться сравнения с другими подобными произведениями (или изданиями, если речь идет о полиграфической реализации). Особенности подготовки рецензий на художественные и научные книги рассмотрены ниже.

Плюсы и минусы

Здесь приводятся преимущества и недостатки рассматриваемой книги — соответственно, составляются два списка из 2-4 пунктов. Сложность подготовки этого раздела заключается в том, что нужно стараться быть как можно более объективным, не ограничиваясь только субъективными суждениями. Этого добиваются с помощью строгой аргументации — каждая мысль автора обзора должна подкрепляться соответствующими доказательствами.

Выводы и рекомендации

В заключительном разделе рецензент подводит итоги на основании мнения, изложенного выше по тексту. Тут тоже достаточно будет 2-3 предложений. Закончить все можно рекомендацией — своеобразным советом читателю, стоит ли ему тратить время на знакомство с книгой.

План работы над рецензией

В полном виде пошаговый алгоритм выглядит так:

  1. Внимательно прочитать книгу, по ходу делая необходимые выписки. Никакой беглый просмотр или знакомство с сокращенной версией не дадут необходимого материала для критического разбора.
  2. Начать с самых простых разделов, не требующих размышлений (библиографические данные о книге) или мнение для которых уже сформировалось к концу чтения (аннотация, плюсы и минусы).
  3. Определить основную идею, которая будет отражена в рецензии. Например, для детской книжки это может быть «Еще одна история на манер Гарри Поттера» или «Лучшая сказка для трехлетнего ребенка», для научной монографии — «Оригинальный взгляд на творчество Шекспира» или «Особенности конструирования электромеханических приводов для металлообрабатывающих станков».
  4. Отобрать 1-2 цитаты, хорошо иллюстрирующих выбранную идею.
  5. Если рецензируется художественное произведение, подумать о возможности оригинальной подачи. Это может реализовываться на уровне стиля или композиции рецензии, например, оформить ее как речь одного из персонажей книги или даже автора книги.
  6. Подготовить раздел личных впечатлений о произведении.
  7. Приступить к аналитическому обзору с использованием выбранных цитат.
  8. Основываясь на собственном анализе, написать плюсы и минусы произведения, вытекающие из сделанного разбора. Затем оформить раздел выводов и рекомендаций.
  9. Придумать броский заголовок, отражающий основную мысль рецензии.

Если аналитический обзор готовится в сокращенной форме (например, без аннотации и личных впечатлений), то соответствующие шаги пропускаются. В этом случае нужно следить, чтобы текст не получился очень коротким.

Шаблонные фразы и клише

Несмотря на то, что жанр рецензии имеет четко заданную структуру и располагает к использованию типовых выражений, нужно стараться избегать их в подготовленной рецензии. Большинство шаблонных фраз и клише можно заменить на аналоги, сделав изложение более оригинальным и интересным. Например:

  • «В своей книге автор старается…» — «Мне было интересно читать, как…»
  • «Книгу можно рекомендовать (не рекомендовать) к прочтению» — «Обязательно купите это издание!» или «Не стоит тратить время на него».
  • «К сильным сторонам относится» — «Многие читатели будут в восторге от…»
  • «Очередной бестселлер популярного писателя» — «Автор хорошо знаком читателям и это будет способствовать повышенному спросу»

Как оформить рецензию

Для аналитических отзывов на художественную литературу не существует каких-либо стандартов. Достаточно будет того, что автор напишет текст с соблюдением рекомендуемой структуры. Если подразумевается, что рецензия будет распечатана или она готовится на научную книгу, то оформлять ее лучше по требованиям ГОСТ 7.32-2001. Текст в этом случае нужно набрать в программе Microsoft Word шрифтом Times New Roman кегля 14 пунктов и с полуторным интервалом. Размеры полей: правое — 1 см, остальные — 2 см.

Где находятся рецензии на книгу

Отзывы рецензентов могут располагаться:

  • В специализированных изданиях (литературных, научных и др.).
  • На сайтах интернет-магазинов и других сетевых ресурсах.
  • В отдельных случаях (например, при рекомендации монографии к повторному выпуску) распечатанная рецензия прикладывается к самой книге.

Научная рецензия на книгу: образец

Рассматривая научную книгу нужно проанализировать:

  • новизну и оригинальность предложенной идеи;
  • практическую и теоретическую значимость;
  • соответствие работы общепринятым требованиям и традиции;
  • степень изученности материала по теме;
  • репрезентативность фактов (исчерпывающих данных о проведенных экспериментах, опросах и пр.);
  • аргументированность выводов автора.

Рецензия на статью

Источник: disszakaz.ru

Особенности рецензии на детскую книгу

Аналитический отзыв этого типа — это частный случай оценки художественного произведения. В общем случае рецензент должен рассматривать:

  • логику развития сюжета и завершения повествования;
  • проработанность характеров персонажей;
  • эмоции, которые вызывают герои;
  • аудиторию, на которую рассчитана книга;
  • цели и задачи, которые ставил перед собой автор;
  • замеченные ошибки в изложении.

В отличие от разбора художественных книг, предназначенных для взрослых, делая отзыв на детскую литературу, нужно обратить особое внимание на следующие моменты:

  • Соответствие текста указанной возрастной категории (6+, 12+ и др.).
  • Присутствие иллюстраций (они имеют большое значение для подержания интереса к чтению у детей), их количество и красочность.

Ошибки в написании рецензии

  1. Вместо критического разбора произведения автор пытается пересказать содержание книги или ограничивается описанием собственного впечатления.
  2. Недостаточный объем (менее 3 000 символов). Он не позволяет провести качественный анализ. К сходной ошибке относится излишне большой текст.
  3. У автора рецензии нет достаточных знаний в рассматриваемой теме.
  4. Отсутствие аргументов и логических выводов, замена их эмоциональными высказываниями.
  5. Неверно выбранная стилистика, например, разговорная лексика в рецензии на научную книгу.
  6. Смешение негативного отношения к автору и разбора содержания книги. Это добавляет в текст отрицательных эмоций и снижает уровень объективности.

Как выглядит рецензия на книгу: пример

Рецензия на книгу

 

Рецензия на книгу далее

 

Рецензия на книгу окончание

Источник: cyberleninka.ru

Если вы затрудняетесь с подготовкой рецензии — не расстраивайтесь. Воспользуйтесь нашими советами и у вас обязательно получится! Главное — вовремя сдавать контрольные, курсовые и дипломы, и в этом вам поможет сайт ФениксХелп.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется ремесленник или ремесленик
  • Как пишется ремесленная мастерская
  • Как пишется рембрандт правильно
  • Как пишется ремарк на английском
  • Как пишется релокация или релакация правильно