Как пишется рецензия на методическую разработку

Требования к оформлению рецензии

Как правило, рецензия на учебное пособие оформляется в произвольной форме, но всё-таки, желательно придерживаться основных правил. Например, придерживаться рекомендуемого объема, стиля статьи, размера и шрифта.

Объём рецензии составляет максимум 2 страницы формата А4 печатного текста. Статья пишется в произвольной форме, но исключительно в научном стиле. Как правило, применяется шрифт Times New Roman, но иногда используют шрифт Arial. Минимальный размер шрифта – 12 кегль, а оптимальный размер шрифта – 14 кегль. Межстрочный интервал – полуторный.

Структура рецензии

Рецензия на пособие – интересное занятие, где рецензент описывает доступно и понятно каждый раздел пособия. Для написания рецензии очень важна структура, ведь тогда текст воспринимается логично и последовательно.

В отзыве должны быть не только идеи и мысли автора, но и дополнение рецензента, его отношение к постановке проблемы, аргументированная оценка, выводы, где описывается значимость методического пособия.

Основные части рецензии:

  • Введение;
  • констатирующая часть;
  • аналитическая часть;
  • заключение.

Введение

Прежде чем писать отзыв на методическое пособие, сверху пишется название книги, должность (научная степень) автора, Ф. И. О. автора, а затем можно переходить к описанию.

Во введении рецензент дает аргументированную оценку на основании дидактических и методических разработок. В этой части можно описать содержательные компоненты методички или элементы новых разработок, которые появились у автора.

Констатирующая часть

В этой части рецензент оценивает автора по всей методичке в целом. Проверяющий обращает внимание на такие особенности:

  • Содержание всей программы, соответствие возрастной категории и стандартам ГОСТ;
  • целостность образовательного процесса и принципы разработки;
  • реальность, целесообразность и процедуру установлений связи концептуальной схемы заданий в целом;
  • соответствие структуры и содержания методического пособия;
  • обеспечение мотивации студентов;
  • связность, логичность, полноту заданий;
  • обоснованность приемов и методов обучения;
  • соответствие темы и времени (смогут ли студенты за определённое время изучить конкретный материал);
  • рациональный подход по развитию навыков самообразования;

Прежде чем писать методическое пособие, автор обязан обратить внимание на вышеперечисленные особенности, так как студенты будут именно по этому пособию учиться и развиваться.

Аналитическая часть

В этой части рецензент отмечает преимущества и недостатки данной методической разработки. Проверяющий может оставить свои рекомендации по усовершенствованию работы и предложить дополнительные методы, варианты, модели, чтобы программа стала проще и понятнее для педагогов и студентов.

Заключение

В заключении рецензент подытоживает работу автора и формулирует выводы на основании вышесказанного:

  • возможно ли использовать данное методическое пособие в образовательных учреждениях;
  • нужно ли перерабатывать пособие с учетом предложений и рекомендаций рецензентом;
  • возможно ли распространить данное методическое пособие или новые идеи автора.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать работу

Рецензия на пособие: план и образец

Рецензия на учебно-методическое пособие излагается кратко и последовательно. Однако, прежде чем писать отзыв, желательно составить для себя план написания рецензии и тогда вам будет проще во время написания.

Представляем вашему вниманию примерный план по написанию рецензии:

Раздел рецензии Фразы для использования рецензии на методическое пособие
Предмет анализа
  • Предметом анализа следует считать…
  • В методическом пособии рецензент отметил…
  • В работе автора рассмотрены…
Актуальность темы
  • Актуальность темы обусловлена…
  • В работе актуальны такие вопросы, как…
  • По условиям новой разработки, актуальность темы обусловлена…
Основные тезисы
  • Целью и задачей методического пособия являются…
  • В методическом пособии разработаны увлекательные методики, которые помогут учащимся…
  • В данном пособии разработана новая методика, благодаря которой учащиеся быстрее усвоят темы…

·

Краткое содержание работы
  • В методическом пособии рассмотрены такие части…
  • Пособие соответствует возрастной категории…
  • Учебное пособие соответствует стандартам ГОСТ и дополнит…
Общая оценка работы
  • Таким образом, данное пособие оценивается…
  • Рассматривая работу, можно поставить автору…
  • Новый методологический подход – значимая заслуга автора и поэтому оценка…
Недочеты в работе
  • У рецензента остались некоторые сомнения по поводу…
  • К недостаткам относятся некоторые неточности, которые автор должен исправить…
  • Работа несколько не соответствует времени…
  • Значительный недостаток работы – это…
Выводы
  • Методическое пособие – отличное применение на практике…
  • После прочтения пособия, можно подытожить, что работа автора качественная, но нужно исправить указанные неточности…
  • В заключение можно утверждать, что данное пособие подходит для…

Каждый рецензент составляет свой план оценивания методического пособия. Посмотрите на образец, где проверяющий дает простую, но объективную оценку:

Образец рецензии на учебное пособие

Образец рецензии на учебное пособие

Пример рецензии на учебно-методическое пособие

Очень хорошо описывает рецензию доктор педагогических наук и профессор Жеребило Татьяна Васильевна. Приведем пример рецензии, где Татьяна Васильевна глубоко и объективно рассматривает учебно-методическое пособие по тренингу.

Рецензия

На учебно-методическое пособие преподавателя Исаевой. М. К.

«ТРЕНИНГ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ»

Данное рецензируемое методическое пособие автор разработал в рамках курса «Теория и практика психологического тренинга для учащихся ВУЗов, которые обучаются по специальности «Психология». У пособия удобная и правильная структура, состоящая из введения, программ по тренингу, приложений и списка использованных источников.

Считаю, что при помощи пособи «Тренинг по разрешению конфликтов», студенты увидят в общих чертах, что такое тренинг, приобретут базовые знания по психологии конфликтов и научатся конструктивно сотрудничать и взаимодействовать с коллегами и другими окружающими людьми.

В программе автор описывает некоторые стереотипы и предрассудки, из-за которых часто появляются конфликты. В программе присутствуют, как традиционные формы, так и элементы обучения.

Данное методическое пособие – ресурсное средство и оно может быть дополнено педагогом или психологом, которые посчитают, что надо внести нововведения или незначительные изменения.

Преподаватель Исаева М. К. представила в методической разработке результаты, благодаря которым при систематическом выполнении занятий меняется мировоззрение людей на окружающие объекты и предметы.

В пособии содержится программа по тренингам, где находится логическая цепочка, содержащая 5 последовательных модулей. Каждое занятие – продолжение предыдущего, в итоге дополняя и расширяя навыки, опыт, знания и установки.

Цель методического пособия: достичь определённые педагогические приемы и навыки при помощи дополнительных небольших лекций, дискуссий, упражнений, ролевых и подвижных игр. Все перечисленные дополнительные занятия позволяют психологу и тренеру создать трудовую деятельность более профессиональной и эффективной.

В приложениях автор предложил интересные афоризмы на темы: дружба и вражда, война и мир, человеческие взаимоотношения, толерантность и нетерпимость. При помощи этих приложений есть возможность расширить спектр педагогических средств.

По мнению специалистов, данное пособие содержательное, последовательное и прекрасно наполненное руководство, которое могут использовать преподаватели ВУЗов, практические психологи и учащиеся психологических специальностей в практической деятельности.

Пособие написано доступно и понятно. Автор Исаева М. К. предлагает свою интерпретацию практических навыков в области психологического тренинга по разрешению конфликтов.

Наше мнение такое, что рецензируемое пособие станет интересным для преподавателей ВУЗов по психологии и педагогики, профессиональных тренеров по психологическим тренингам, а также слушателей, которым нужно повысить квалификацию в данной области.

Недостатков в методическом пособии практически не выявлено. Однако, есть один незначительный минус – в пособии второй раздел необходимо разделить на части и их желательно незначительно сократить.

В заключение можно утверждать, что после доработки пособие можно размножить, чтобы им пользовались не только педагоги психологических наук, но и студенты.

Рецензент Жеребило Татьяна Васильевна                  Доктор педагогических наук,

профессор                                                                Ингушского государственного университета

Дата: «_____» ______201_____                             Подпись:____________

Умело составленные рецензии экономят время проверяющего. Важно описывать моменты кратко, последовательно и лаконично. Рецензия на методическое пособие пишется так, чтобы читатель смог понять, о чём в пособии речь. Для этого, перед написанием отзыва подумайте, какие вопросы возникнут у читателя и заранее подготовьте необходимые ответы.

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку «Тема»

ФИО,

учителя «Школа»

Рецензируемое методическое пособие предназначено для работы на уроках русского языка с детьми начальной школы общеобразовательной организации и представляет собой систему работы педагога по данному направлению.

Главной целью педагог видит усвоение предметных знаний, развитие креативного мышления и познавательной активности у детей младшего школьного возраста с учетом возрастных особенностей. Актуальность методического пособия заключается  в разработке комплексных заданий, систематизации практического материала отведенного определенной тематике на уроках русского языка в 1 классе.

Практическая значимость методического пособия «Развитие креативного мышления у обучающихся начальных классов на уроках русского языка» заключается в том, что описанная педагогом система работы направлена на развитие самоконтроля, познавательной активности, расширение кругозора детей.

В данном пособии особое внимание обращается на достоинства предложенных маршрутных листов в виде тестовой части, которые по своему содержанию невелики, а наличие в них печатной основы позволяет значительно сократить время на их выполнение, которое, как правило, занимает на уроке 5-7 минут.

В пособии представлена система самостоятельной деятельности детей, помогающая развивать как познавательную сферу ребенка, так и мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирующие активность и любознательность.

В методическом пособии в конце каждого маршрутного листа реализуется важный компонент учебной деятельности- проведение самоконтроля и самооценки: обучающиеся, после выполнения заданий, сами оценивают и фиксируют результаты своей учебной деятельности.

Рецензируемое методическое пособие может быть рекомендовано для использования педагогами начальных классов общеобразовательных организаций на уроках русского языка, а также во внеурочной деятельности.

Рецензент

/___________ / __________________/

РЕЦЕНЗИЯ

на методическое пособие «Развитие творческих способностей

с помощью нетрадиционных техник рисования

в школе на уроках изобразительного искусства»

ФИО,

учителя «Школа»

Рецензируемое методическое пособие является полезным и актуальным. Особое внимание уделено раскрытию видов техник нетрадиционного рисования. Работа посвящена актуальной теме современности, развитие творческих способностей и играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны.

В рассматриваемом пособии содержится пояснительная записка, два раздела, литературный список.

Первый раздел содержит описание нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства. Представлены примеры рассматриваемых техник, предложено подробное описание. Во втором разделе представлены общие понятия творческих способностей, а также рассмотрены методические рекомендации по обучению школьников нетрадиционным техникам изображения.

Автором представлены материалы, используемые на уроках для каждой техники изображения, указаны правила изображения. Основным достоинством рецензируемого материала является подбор автором нетрадиционных техник изображения достаточно интересных и способствующих формированию художественно-творческих способностей, выявлению природных задатков, склонностей ребенка, стимулированию творческой деятельности.

Авторская разработка логична по структуре, полна по содержанию, полезна с точки зрения использования на практике. Проблема развития творческих способностей всегда актуальна.

Считаю, методическое пособие «Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования в школе на уроках изобразительного искусства» автора составлено в соответствии с современными требованиями, является перспективным и заслуживает высокой оценки и широкого распространения.

Рецензент

/___________ / __________________/

Рецензия

На учебно-методическое пособие преподавателя Исаевой. М. К.

«ТРЕНИНГ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ»

Данное рецензируемое методическое пособие автор разработал в рамках курса «Теория и практика психологического тренинга для учащихся ВУЗов, которые обучаются по специальности «Психология». У пособия удобная и правильная структура, состоящая из введения, программ по тренингу, приложений и списка использованных источников.

Считаю, что при помощи пособи «Тренинг по разрешению конфликтов», студенты увидят в общих чертах, что такое тренинг, приобретут базовые знания по психологии конфликтов и научатся конструктивно сотрудничать и взаимодействовать с коллегами и другими окружающими людьми.

В программе автор описывает некоторые стереотипы и предрассудки, из-за которых часто появляются конфликты. В программе присутствуют, как традиционные формы, так и элементы обучения.

Данное методическое пособие – ресурсное средство и оно может быть дополнено педагогом или психологом, которые посчитают, что надо внести нововведения или незначительные изменения.

Преподаватель Исаева М. К. представила в методической разработке результаты, благодаря которым при систематическом выполнении занятий меняется мировоззрение людей на окружающие объекты и предметы.

В пособии содержится программа по тренингам, где находится логическая цепочка, содержащая 5 последовательных модулей. Каждое занятие – продолжение предыдущего, в итоге дополняя и расширяя навыки, опыт, знания и установки.

Цель методического пособия: достичь определённые педагогические приемы и навыки при помощи дополнительных небольших лекций, дискуссий, упражнений, ролевых и подвижных игр. Все перечисленные дополнительные занятия позволяют психологу и тренеру создать трудовую деятельность более профессиональной и эффективной.

В приложениях автор предложил интересные афоризмы на темы: дружба и вражда, война и мир, человеческие взаимоотношения, толерантность и нетерпимость. При помощи этих приложений есть возможность расширить спектр педагогических средств.

По мнению специалистов, данное пособие содержательное, последовательное и прекрасно наполненное руководство, которое могут использовать преподаватели ВУЗов, практические психологи и учащиеся психологических специальностей в практической деятельности.

Пособие написано доступно и понятно. Автор Исаева М. К. предлагает свою интерпретацию практических навыков в области психологического тренинга по разрешению конфликтов.

Наше мнение такое, что рецензируемое пособие станет интересным для преподавателей ВУЗов по психологии и педагогики, профессиональных тренеров по психологическим тренингам, а также слушателей, которым нужно повысить квалификацию в данной области.

Недостатков в методическом пособии практически не выявлено. Однако, есть один незначительный минус – в пособии второй раздел необходимо разделить на части и их желательно незначительно сократить.

В заключение можно утверждать, что после доработки пособие можно размножить, чтобы им пользовались не только педагоги психологических наук, но и студенты.

Рецензент

/___________ / __________________/

Рецензия

на методическую разработку урока по дисциплине «Обществознание: включая экономику и право» на тему «Защита персональных данных»,

Главной целью данного занятия является формирование правовых знаний о персональных данных и способах их защиты, в процессе интеллектуальной деятельности на основе развития информационно-коммуникативных компетенций обучающихся.

В соответствии с целью определены образовательные задачи, а именно, сформировать знания особенностей гражданского права, научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправных действий, показать неотвратимость наказания за нарушение законодательства.

Развивающие и воспитательные задачи также четко обозначены.

Урок имеет большое воспитательное значение. В центре внимания – развитие правовой культуры через формирование уважительного отношения к социальным и правовым нормам, подготовка обучающихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия, социализация личности.

При изучении материала используются индивидуальная, фронтальная, коллективная формы работы, что позволяют в течение всего урока поддерживать активность и внимание обучающихся.

Преподаватель владеет и применяет современные инновационные методы обучения. Преподаватель умело управляет не только усвоением учебного материала, но и самостоятельной познавательной деятельностью каждого студента.

Результатами деятельности студентов на уроке можно считать: усвоение знаний о роли персональных данных в жизни человека.

Обучающиеся должны продемонстрировать умения:

  • осуществлять поиск, отбор, систематизацию и комплексный анализ информации для создания собственного информационного продукта;

  • сопоставлять, сравнивать различные версии и оценки процессов, явлений;

  • работать с новой информацией по заданной теме в различных источниках;

  • критически оценивать достоверность полученной информации;

  • отделять основную информацию от второстепенной;

  • систематизировать материал и анализировать его (выделять линии сравнения);

  • определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу;

  • убедительно аргументировать, доказывать свою точку зрения;

Разработка структурирована, последовательна, логична. Содержание разработки соответствует выбранной теме. Достаточно высока практическая значимость разработки. В частности, все материалы могут быть использованы преподавателями, работающими в системе профессионального образования. Заявленные задачи методической разработки решены.

Методическая разработка, безусловно, интересна, реалистична и будет результативна при ее использовании автором.

Рецензент

/___________ / __________________/

Рецензия

на методическую разработку урока по дисциплине «Обществознание: включая экономику и право» на тему «Защита персональных данных»,

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении — формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый обучающийся находится в социуме.

Практическая направленность гражданского воспитания предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, — важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.

Главной целью представленного урока является формирование правовых знаний о персональных данных и способах их защиты, в процессе интеллектуальной деятельности на основе развития информационно-коммуникативных компетенций обучающихся.

Преподаватель применяет на уроке игровые методики, которые на сегодняшний день остаются актуальными и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта обучающихся.

В данной методической разработке использованы интерактивные методы и приемы обучения, которые опираются на активную деятельность студентов.

Благодаря этим методам на уроке создается атмосфера доверия, дружелюбия, взаимопомощи. Подобные методы помогают развитию достоинства каждого студента, навыков демократического, толерантного поведения. Из методической разработки видно, что педагог выступает больше в роли наставника, координирует деятельность учащихся.

Для успешного достижения цели урока продуманы различные формы деятельности: фронтальный опрос, групповая работа, практическая работа.

Преподаватель применяет необходимое для работы оборудование, дидактическим материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Применение на уроке слайдовой презентации позволяет не только усилить наглядное представление материала, но и способствует более осмысленному его закреплению. Презентация содержит весь необходимый, наглядный материал.

Задания для контроля дифференцированы, из чего можно сделать вывод, что преподаватель применяет индивидуальный подход.

Этап урока рефлексия позволяет определить степень затруднения студентов, интерес к предмету и изучаемому материалу.

Домашнее задание подобрано в соответствии с темой урока.

Урок является насыщенным, познавательным, интересным.

Рецензент

/___________ / __________________/

Рецензия на методическую разработку
 
1. Фамилия, имя, отчество автора 
 2. Должность 
3. Название методической разработки 
 4. Полное название  образовательного учреждения   Муниципальное   бюджетное
общеобразовательное   учреждение средняя   общеобразовательная   школа   №   44   хутора
Новоукраинского муниципального образования Крымский район
 5.   Адрес   образовательного   учреждения   353383,   Краснодарский   край,
Крымский район, улица Комарова, д. 5
 6. Фамилия, имя, отчество рецензента (полностью)
7.  Должность,   место   работы:   информационно   ­   методический   центр
Крымска муниципального образования Крымский район 
 
            Автор   методической   разработки   ­   ………………..   рассматривает
актуальную   для   коррекционных   групп   проблему.   В   настоящее   время
одной   из   главных   задач,   стоящих   перед   педагогическим   коллективом
является проблема адаптации и интеграции выпускников в общество.
          В своей работе ….  рассматривает  …. как эффективное средство
развития   личности   ребенка.
  способствует
формированию таких черт личности, как настойчивость, аккуратность,
воспитывает привычку к труду, умение доводить любое начатое дело до
конца.   Через   решение   задач,   направленных   на   формирование
прикладных   умений,   идет   подготовка   к   самостоятельной   жизни,
трудовой деятельности.
         Методическая разработка «……………» Ф.И.О. . представлена на 35
страницах, включает титульный лист, содержание, введение, основную
часть, заключение, список использованной литературы, приложения.
           Во   введении   отражаются   следующие   вопросы:   обоснование
актуальности темы; цель, задачи и предполагаемый конечный результат
работы. Аналитическая часть представляет собой обоснование проблемы
на   основе   различных   литературных   источников.   Практическая   часть
содержит изложение путей и способов решения поставленной проблемы,
описание методического эксперимента, особенностей его организации и
содержания.
             Автор   описывает   свой   опыт   занятий   по   формированию
познавательной активности ………………; дает практические советы по
решению   ………………   В   заключении   формулируются   качественные   и
количественные   выводы,   а   также   рекомендации   по   использованию
полученных   результатов   в   педагогической   практике.   В   приложения
  Обучение   ………. вынесены   катамнестические   данные   на   выпускников,   мониторинг,
словарь терминов, конспекты уроков.
          Работа   структурирована,   последовательна,   логична.   Содержание
разработки   соответствует   выбранной   проблеме.   Достаточно   высока
практическая   значимость   работы.   В   частности,   все   материалы   могут
быть   использованы   ……………….,   работающими   с   особыми   детьми.
Заявленные   задачи   методической   разработки   решены.   Методическая
разработка, безусловно, интересна, реалистична и будет результативна
при ее использовании автором.
 Надо   полагать,   что   реализация   данной   разработки   поможет   ребенку
социально адаптироваться в обществе.
 Работа   может   быть   представлена   к   защите   на   высшую
квалификационную категорию.
 
Методист ИМЦ                                                  ГеноваВ.М.

Рецензия на методическую разработку

Рецензия на методическую разработку позволяет человеку получить независимую оценку.

Это дает возможность выявить слабые места работы и получить замечания. Критика позволяет совершенствоваться.

Общая информация

Прежде чем изучать образец рецензии на методическую разработку, нужно понять, что именно может оцениваться. Примерный перечень материалов:

  • конспекты занятий;
  • серия уроков;
  • календарно-тематическое планирование;
  • авторские программы;
  • методические пособия;
  • сборник научных статей или на одну конкретную работу;
  • учебно-дидактический материал.

 рецензия на методическую разработку образец

Цель написания рецензии — выявление слабых мест пособия. Она не должна быть написана в уничижительной манере. Обязательно даются рекомендации по исправлению и выделяют сильные стороны работы. В качестве рецензента могут выступать педагоги, методисты и другие квалифицированные специалисты.

Они должны хорошо разбираться в материале, так как может потребоваться проверить практическую часть с расчетами. Есть еще один вид оценивания методической разработки — экспертиза. Она позволяет подтвердить профессиональный уровень педагога. Осуществлять такую проверку могут только специальные организации с лицензией на подобный вид деятельности.

Рецензию можно делать и на выступление учителя на методическом объединении.

Требования к оформлению

Правильно писать рецензии не так сложно. Важно соблюдать несколько условий. Первый — объем авторского отзыва. Он не должен превышать 2 листа формата А4. В тексте кратко отражается аргументированное мнение рецензента.

Позиции для оценивания:

План написания рецензии

  • тема;
  • актуальность работы;
  • список использованной литературы;
  • информативность и максимальная насыщенность;
  • качество изложения теоретического материала;
  • четкость структуры и содержания.

Форма написания довольно свободная. Размер шрифта — в пределах 12−14 пунктов с полуторным междустрочным интервалом. Прежде чем приступать к оформлению титульного листа, нужно понять, что рецензия — полный разбор работы. В ней комментируются основные моменты, дается аргументированная оценка, делаются выводы.

Для написания можно использовать клише, которые помогают правильно формулировать мысли. Некоторым проще делать рецензии, если они тренировались оценивать литературные произведения.

Но не стоит путать оценивание книги и методической разработки, так как во втором случае немного иначе выглядит авторская статья.

Примерная структура

План написания рецензии начинается с информации об авторе. Указывается его Ф. И. О., учебное заведение, должность. Эта информация помещается на титульный лист.

Следующий этап — это введение, где описывается краткое содержание проблемы, которое посвящено методическое пособие, и предложенные способы ее решения. Далее оценивается степень актуальности работы.

Как правильно писать рецензию на занятие

В констатирующей части необходимо рассмотреть содержание разработки и ее соответствие стандартам. Оценивается целесообразность и обоснованность методов, заданий. Важно помнить, что каждый из пунктов влияет на эффективность обучения и развития. Если рассматривается научная статья, то разбираются основные тезисы текста.

В аналитической части рецензенту необходимо отметить отличительные черты методической разработки. Для этого ее сравнивают с уже существующими и выделяют ее преимущества. Вместе с этим необходимо перечислить недостатки. Даются указания по исправлению слабых мест.

Далее проводится обзор использованной литературы и ее актуальность для предложенной проблемы. В заключение рецензент делает вывод о работе и возможности ее использования. При необходимости указывается, что вероятно новое оценивание после внесения правок.

В конце рецензии ставится подпись рецензента и полная расшифровка с указанием Ф. И. О., должности, научной степени. Она заверяется печатью организации.

Особенности рецензии на занятие

Не существует готовых шаблонов, так как каждую методическую разработку нужно анализировать самостоятельно. Примеры рецензии помогают составить представление о том, как начать и закончить работу.

Чтобы облегчить процесс написания, лучше сразу составить план текста. Например, если нужно оценить методическую разработку, то сначала заполняют личную информацию. Во введении оценивается актуальность дидактических, методических и содержательных компонентов урока. Учитывается элемент новизны, который присутствует в разработке.

Как правильно писать рецензию

В констатирующей части дается объективная оценка. В нее входит определение соответствия образовательной программе и психолого-педагогическим принципам. Далее оцениваются цели занятия и насколько структура урока помогает их достичь. Необходимо определить обоснованность выбора методов, приемов, средств и форм обучения.

В аналитической части выделяют преимущества разработки и выявленные недостатки. В ней же указываются рекомендации по совершенствованию. В выводе рецензент пишет о том, можно ли использовать подобную разработку в образовательном процессе или ее нужно распространять как передовую методическую идею.

В конце ставится подпись с расшифровкой личных данных рецензента и печать организации. Учителю не стоит бояться данного вида оценивания.

Даже если недостатки будут выявлены, то с ними будут даны рекомендации по исправлению. Благодаря этому можно совершенствовать работу.

Возможные ошибки

Не все правильно понимают, что значит написать качественную рецензию. Ее составление требует соблюдения определенных правил. Нельзя писать ругательства, прямые оскорбления и призывы к насилию.

Анализ не должен состоять из простого пересказа текста. Необходимо выделять основные моменты и оценивать их. В работе не допускается использование личного мнения, которое не подкреплено аргументами.

 примеры рецензии

Рецензия должна быть короткой и четкой, поэтому нельзя уходить в пространственные рассуждения. Изложение — последовательное и логичное. Мысли четко оформляют и не уделяют внимание второстепенным нюансам.

Рецензент должен быть подготовлен. В его работе не допускаются орфографические, пунктуационные, грамматические, фактические ошибки. В тексте обязательно указывают не только негативные стороны работы, но и положительные.

В работе нельзя указывать личные вкусы и предпочтения. Основная цель рецензии — объективный анализ сильных и слабых сторон методической разработки. Поэтому нужно очень внимательно относиться к составлению текста.

Отзывы педагогов

Написание рецензии — ответственное дело. Не каждый специалист согласится это делать. Изучение опыта коллег помогает понять, что в этом нет ничего сложного. Главное — следовать рекомендациям по написанию работы. Отзывы педагогов помогут понять особенности этого дела.

Моя коллега преподает русский язык, и мне было нелегко писать рецензию на ее конспекты. Нужно было соблюдать определенную структуру и оформление. В процессе сильно помогли клише. С их помощью было проще формулировать мысли. Я думаю, что такой опыт работы полезен всем педагогам.

Рецензию писала не в первый раз. До этого оценивала конспекты внеклассных мероприятий в школе. После мне предложили поучаствовать в работе над анализом программы внеурочной деятельности. Это оказалось полезным опытом, который дал мне возможность иначе взглянуть на чужую работу.

Мария

Я работаю в детском саду воспитателем. Рецензию попросила написать коллега, так как она разработала авторскую программу по предмету «Развитие элементарных математических представлений». Пришлось основательно изучить требования к оформлению и структуре, но я справилась.

Елена

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональный лицей № 25

Как написать рецензию

Методические рекомендации

                                                                                Автор-составитель:

                                                                   Мысь Е.А.,

                                                                 методист.

Полысаево 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии                                            на методическое пособие…………………………………………………4
  2. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии                                            на учебную программу………………………………………………….12
  3. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии                                                  на методическую разработку урока (занятия)………………………..14
  4. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии                                                  на реферат………………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………19

Введение

Одной из составляющих методической работы является анализ и рецензирование материалов, разработанных педагогами. Предлагаемые ниже рекомендации могут помочь рецензентам в осуществлении научно-методического анализа материалов из опыта работы педагогов и в написании рецензий на авторские образовательные программы, а также на методические разработки занятий, содержащих новизну.

Рецензирование (англ. Peer review) является процессом, благодаря которому педагоги, методисты  в качестве экспертов оценивают работы своих коллег, предназначенные для публикаций или использования в практической деятельности. 

Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) —  разбор и оценка какого-либо художественного произведения (книги, фильма и др.) или научной работы, образовательной программы, пособия  (научно-методического, методического, учебного и т.д.), данные лицом, компетентным в данной области знаний. В рецензии оценивается качество работы, ее соответствие стандартам, новизна, а также то, была ли достигнута поставленная перед автором цель (если речь идет о научной работе). 

Рекомендации по написанию и оформлению рецензии

 на методическое пособие

Рецензия на методическое пособие — это оценка работы, данная рецензентом, предполагающая наличие не только комментариев к основным разделам и темам методического пособия, но и указание замечаний и недочетов данного пособия. В рецензии, как правило, присутствует некоторая структурность. Автор рецензии старается определить актуальность темы, кратко описать, о чём оно и сделать определённые выводы. 

Требования к оформлению

В рецензии на методическое пособие должно быть кратко, но аргументировано, отражено мнение рецензента о работе по следующим позициям:

  • тема или наименование рецензируемой работы;
  • ее автор;
  • актуальность выбранной темы методического пособия;
  • анализ проведенного обзора литературы;
  • информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз);
  • использование научного аппарата;
  • качество изложения теоретического материала; 
  • четкость структуры и содержания методического пособия; 
  • наличие оригинальных способов организации соответствующей деятельности;
  • наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания;
  • подтверждение эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями или материалами экспериментальной апробации;
  • возможность теоретического и практического использования предложенных материалов;
  • результаты анализа экономической целесообразности, если необходимо;
  • наличие четких выводов;
  • качество оформления;
  • недостатки, имеющиеся в работе;
  • вывод о возможности публикации (или предоставлении иного права).

Требования к рецензии, ее структура

Объём рецензии, как правило, составляет 1-2 печатных листа. Форма написания рецензии – произвольная. Размер шрифта должен быть в пределах 12-14 пунктов, с полуторным междустрочным интервалом. Рецензия должна быть представлена в двух экземплярах. Подпись рецензента должна быть заверена печатью организации.

Рецензия — это письменный разбор работы, который предполагает не только комментирование и раскрытие основных моментов (толкование мыслей автора, собственные дополнения к авторской мысли, выражение отношения к постановке проблемы и т.д.), но и аргументированную оценку, и, конечно, выводы о значимости данной работы. Ниже приведены примеры клише, которые могут быть использованы при написании Вами рецензии на методическое пособие.

Рецензия должна включать в себя следующую информацию:

1. Полное название методического пособия, должность автора статьи, Ф.И.О. автора.

Пример:

РЕЦЕНЗИЯ

на методическое пособие «Контроль в обучении иностранному языку (ИЯ)» кандидата педагогических наук, доцента кафедры иностранных языков ТГТУ Рябцевой Елены Викторовны

2. Краткое описание проблемы, которой посвящено методическое пособие.

Пример:

Методическое пособие Е. В. Рябцевой посвящено определению основных функций и важности их соблюдения при организации контроля знаний, умений и навыков по ИЯ студентов

3. Степень актуальности предоставляемого  методического пособия.

Пример:

Актуальность данного методического пособия не вызывает сомнения, поскольку проверка и оценка знаний, умений и навыков владения ИЯ студентами является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение методикой проверки знаний является одной из важных и трудных задач, стоящих перед преподавателем.

4. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в методическом пособии.

Пример:

Автором проведена серьезная работа по определению функций обратной связи или контроля при обучении иностранному языку (ИЯ) студентов. Немаловажным является и то, что Е. В. Рябцева пишет о необходимости изменения роли преподавателя в процессе обучения ИЯ студентов, так как сегодня преподаватель перестает являться основным источником информации, он должен скорее направлять обучение, а не управлять им.

5. Рекомендацию к публикации.

Пример:

Методическое пособие Е. В. Рябцевой «Контроль  в  обучении иностранному языку (ИЯ) студентов» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данное методическое пособие может быть рекомендовано к публикации.

6. Ученое звание, ученая степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись.

Примерная структура (план) написания рецензии

Раздел рецензии

Клише для использования в рецензии на методическое пособие

Предмет анализа

  • В предмете анализа… 
  • В рецензируемом методическом пособии… 
  • В рассматриваемой работе автор…

Актуальность проблемы, темы

  • Актуальность темы обусловлена… 
  • Работа посвящена актуальной проблеме… 
  • В условиях реализации новой модели образования актуальность темы не вызывает сомнений (вполне очевидна)…
  • Актуальность проблемы не нуждается в дополнительных доказательствах…

Формулировка основных тезисов

  • Центральной задачей пособия является… 
  • В методическом пособии разработана методика …….

Краткое содержание работы

Кратко(!) излагаете содержание методического пособия

Общая оценка

  • Таким образом, данное пособие… 
  • Рассматривая работу в целом… 
  • Значимой заслугой автора работы является новый методологический подход … 
  • Автор, бесспорно, углубляет (расширяет) представление о проблеме (теме, явлении)… 
  • Работа, безусловно, открывает…
  • Данное методическое пособие имеет практическую значимость …..

Недочеты и недостатки

  • Однако, вызывает сомнение утверждение о том… 
  • К недостаткам методического пособия можно отнести допущенную неточность при изложении… 
  • Работа построена несколько нерационально, следовало бы более подробно прокомментировать… 
  • Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать… 
  • Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на практическую значимость данного пособия … 
  • Значимым недостатком работы является… 
  • Упомянутые недочеты связаны не столько с…, сколько с…

Выводы

  • Считаю, что методическое пособие имеет большое практическое значение для… 

Фразы, рекомендуемые для написания рецензии

  • Автор в своей работе дает подробный анализ…  
  • Автор грамотно анализирует…  
  • Автор акцентирует внимание…  
  • Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области…  
  • Автор на конкретных примерах доказывает…  
  • Автор на основе большого фактического материала рассматривает…  
  • Автор обращает внимание на то, что…  
  • Автор справедливо отмечает…  
  • Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения…  
  • Автором предложены оригинальные идеи…  
  • В качестве основных моментов используемой автором методологии…  
  • В методическом пособии автор предлагает …  
  • В методическом пособии представлены основные подходы…  
  • Все содержание методического пособия логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.  
  • Данное пособие демонстрирует…  
  • Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)…  
  • Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется…  
  • К положительным сторонам работы можно отнести…  
  • Как положительный факт, можно отметить то, что…  
  • Материал пособия основан на детальном анализе…  
  • Особо следует подчеркнуть, что…  
  • Особое внимание в разработке… уделено…  
  • Особый интерес представляет вывод о…  
  • Отдельного внимания заслуживает…  
  • Практическая значимость данного пособия заключается в…  
  • Следует отметить, что в данном методическом пособии  представлен ряд практических заданий и упражнений…  

Рекомендации по написанию и оформлению рецензии                                            на учебную программу

Рецензия на учебную программу – это письменный разбор представленного материала. Заголовок рецензии должен содержать полное название учебной программы, определение ее вида, а также персональные данные автора (ФИО, квалификация, должность, место работы). К основным разделам рецензии относятся:

1) введение;

2) констатирующая часть;

3) аналитическая часть;

4) заключение.

Во введении формулируется аргументированная оценка актуальности, новизны программы и потребности в ней в целях повышения эффективности образовательного процесса.

В констатирующей части рецензии дается всесторонняя и объективная оценка:

  • соответствия указанных целей и задач предмету и содержанию программы;
  • научности содержания программы, соответствия его современному состоянию науки;
  • связности и логичности структурирования учебного материала;
  • обоснованности выбора методов обучения;
  • диагностического и критериального аппарата для определения качества освоения данной программы учащимися;
  • оптимальности распределения учебного времени, отведенного на освоение программы;
  • предлагаемого учебно-методического комплекта для реализации данной программы;
  • структуры программы.

В аналитической части рецензии отмечаются отличительные особенности данной программы в сравнении с существующими, а также подробно указываются и анализируются замеченные рецензентом недостатки. В аналитической части следует сформулировать мотивированные рекомендации по совершенствованию программы.

В заключении формулируется вывод о возможности утверждения программы для учебно-методического обеспечения образовательного процесса в представленном виде либо после переработки с учетом указанных рецензентом недостатков. Рецензент может указать на необходимость последующего рецензирования исправленного варианта программы.

Подпись рецензента должна быть расшифрована с указанием полного наименования его должности, уровня квалификации, званий, научных степеней, фамилии, имени, отчества и должна быть заверена в установленном порядке печатью по месту его работы или должностным лицом и печатью организации, проводящей апробацию рецензируемой программы.

Рекомендации по написанию и оформлению рецензии                                                  на методическую разработку урока (занятия)

Рецензия на методическую разработку – это письменный разбор представленного материала. Заголовок рецензии должен содержать вид урока (занятия), его тему, предмет или направленность (в зависимости от вида), место данного занятия в образовательном процессе или возраст детей, на которых оно рассчитано, продолжительность, а также персональные данные автора (ФИО, квалификация, должность, место работы).

К основным разделам рецензии относятся:

1) введение;

2) констатирующая часть;

3) аналитическая часть;

4) заключение.

Во введении формулируется аргументированная оценка актуальности дидактических, методических и содержательных компонентов занятия, элементов новизны, присутствующих в разработке.

В констатирующей части рецензии дается всесторонняя и объективная оценка:

  • соответствия содержания занятия выбранной образовательной программе, стандартам;
  • соответствия занятия комплексу психолого-педагогических принципов, обеспечивающих целостность образовательного процесса;
  • реальности, целесообразности и операциональности задания целей занятия;
  • соответствия структуры и содержания занятия указанным целям и задачам;
  • обеспечения мотивации деятельности учащихся;
  • научности содержания занятия, соответствия его современным достижениям в науке;
  • связности, логичности, полноты структурирования занятия;
  • обоснованности выбора методов, приемов, средств и форм обучения;
  • соответствия содержания учебно-познавательного материала возрастным особенностям детей, на которых рассчитано данное занятие;
  • оптимальности распределения учебного времени;
  • рациональности подходов по развитию навыков самообразования;
  • использования учебно-познавательного материала, компонентов педагогической деятельности для формирования и развития у детей социальных ценностей.

В аналитической части рецензии отмечаются преимущественные отличительные особенности данной разработки, а также подробно указываются и анализируются замеченные рецензентом недостатки. В аналитической части следует сформулировать мотивированные рекомендации по совершенствованию представленной разработки.

В заключении формулируются выводы:

  • о возможности использования данной разработки в образовательном процессе в представленном виде либо после переработки с учетом указанных рецензентом недостатков;
  • о возможности организации обобщения и распространения представленных в разработке передовых методических идей.

Рецензент может указать на необходимость последующего рецензирования исправленного варианта разработки. В качестве концовки можно использовать тонкий комментарий всего выше изложенного или сделать вывод по-своему. Рецензия должна иметь завершённую форму.

Подпись рецензента должна быть расшифрована с указанием полного наименования его должности, уровня квалификации, званий, научных степеней, фамилии, имени, отчества.

Подпись рецензента должна быть заверена в установленном порядке печатью по месту его работы или должностным лицом и печатью организации, в которой работает автор рецензируемой разработки.

Рекомендации по написанию и оформлению рецензии                                                  на реферат

Эрудированность в рассматриваемой области:

  • актуальность заявленной проблемы;
  • степень знакомства с современным состояниям проблемы;
  • использование известных результатов и научных фактов в работе;
  • полнота цитируемой литературы.

Собственные достижения автора:

  • использование знаний вне школьной программы;
  • степень новизны;
  • научная значимость проблемы;
  • владение научным и специальным аппаратом.

Характеристика работы:

  • грамотность и логичность изложения материала;
  • структура работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы);
  • соответствие оформления реферата стандартам.

Заключение

Составление рецензии развивает критическое мышление, умение обобщать, анализировать. Умело составленные рецензии позволяют экономить время и осуществлять наиболее сознательный выбор материала.

      Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:

подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать саму разработку; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

Рецензию стоит писать так, как будто никто с рецензируемой разработкой не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.

Список литературы

  1. Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.
  2. Как написать рецензию [Электронный ресурс]// school-vosmero4ka.ru/recenziya.html

Время от времени у каждого педагога (особенно в преддверии аттестации) возникает необходимость получить рецензию на методическую разработку. Что же такое рецензия и как она пишется?

Рецензия на методическую разработку — внешняя оценка разработки, данная рецензентом-профессионалом, которая предполагает не только наличие комментариев к основным пунктам и темам методической разработки, но и указание на замечания и недочеты рецензируемой разработки.PВ рецензиях, как правило, наличествует определенная структурность. Авторы рецензий стараются указать актуальность темы, описать кратко, о чем статья или методическая разработка, сделать общие выводы.

Примерное содержание рецензии

В рецензиях на методические разработки должно быть коротко, но вполне аргументировано отражено, что думает рецензент о разработке по следующим ее позициям:

  • по теме или наименованию рецензируемой разработки;
  • о профессионализме ее автора;
  • об актуальности выбранной тематики методической разработки;
  • по проведенному анализу научной и методической литературы;
  • об информативности, максимальной насыщенности (не может быть общих фраз);
  • об использовании научного аппарата;
  • по качеству изложения теорматериала;
  • о четкости структуры и о содержании методической разработки;
  • о наличии / отсутствии оригинальных приемов организации соответствующей учебной деятельности;
  • о наличии или новых методприемов и форм деятельности, или их новых сочетаний;
  • об эффективности предлагаемых подходов, иллюстраций или материалов согласно их экспериментальному апробированию;
  • о возможности теор- и практического применения предлагаемых материалов;
  • по результатам анализа, если это необходимо, экономической целесообразности разработки;
  • о наличии четких и ясных выводов;
  • по качеству оформления разработки;
  • о недостатках, имеющихся в разработке;
  • вывод о возможности публикации (или предоставлении иного права).

Требования к рецензиям, их структуре

Объем рецензий, как правило, это 1-2 листа формата А4. Форма для написания рецензий — произвольная. Размер шрифтов должен быть в рамках 12-14 пт, с междустрочным интервалом 1,5. Рецензии должны представляться в 2 экземплярах. Подписи рецензентов должны быть заверены печатями организации.

Если у Вас нет надежного рецензента, Вы можете обратиться к профессионалам проекта Методичка.орг, которые недорого и в короткие сроки подготовят для Вас рецензию, отзыв на урок или методическую разработку.

Рецензии на методические разработки для учителей

Уважаемые педагоги,

Педагогическое сообщество «УРОК.РФ» предоставляет возможность заказать качественную рецензию на авторскую работу от экспертов сообщества и приглашённых экспертов.

Прохождение аттестации, получение стимулирующих выплат, участие в грантах часто требует от педагогов наличия рецензий на методические разработки. Рецензия – это разбор и экспертная оценка педагогического опыта профильным рецензентом-профессионалом. Особенно востребованы рецензии на конспекты уроков и внеклассные мероприятия, также актуальны экспертные заключения на рабочие программы (авторские программы, элективные курсы) и отзывы рецензентов на дидактические материалы и презентации.

Рецензия педагогической работы на урок.рф – это:

  • Возможность выбора рецензента по уровню и стоимости.
  • Возможность выбор формата рецензии (электронный/печатный).
  • Контроль качества экспертного заключения со стороны специалистов «УРОК.РФ».
  • Гарантийный период для устранения ошибок.

Как заказать рецензию?

Чтобы заказать подробное экспертное заключение, например, для педагогической аттестации учителя, необходимо выполнить следующее:

  1. Прислать нам свой материал одним из двух способов:
    Первый – опубликовать материал в сообществе «УРОК.РФ» (как это сделать)
    В этом случае вы можете получить ещё и бесплатный сертификат публикации.
    Второй – прислать нам файл с вашей работой rev@moeobrazovanie.ru
  2. Скачать и заполнить заявку на рецензию.
  3. Отправить заявку на rev@moeobrazovanie.ru

В течение 24 часов наши специалисты начнут подбор рецензентов и свяжутся с вами через электронную почту или отправят личное сообщение в Личный кабинет участника.

На какие методические материалы можно заказать рецензию?

  1. Конспект урока по предметам
  2. Конспекты занятия по предметам
  3. Календарно-тематическое планирование по предметам
  4. Авторские программы по предметам
  5. Конспекты внеклассных мероприятий
  6. Рабочие программы по предметам (ДО, ОО, СПО)
  7. Рабочие программы элективных курсов
  8. Рабочие программы внеурочной деятельности
  9. Рабочие программы дополнительного образования
  10. Методические пособия
  11. Научная статья
  12. Презентация и другие виды мультимедийного контента
  13. Научно-исследовательский материал
  14. Учебно-дидактический материал
  15. Контрольно-измерительные материалы
  16. Методические рекомендации
  17. Сборник методических материалов
  18. Цифровой образовательный ресурс

Какой формат рецензии заказать?

Экспертное заключение на методическую разработку можно оформить в двух вариантах:

  1. Электронная рецензия – экспертный разбор материала оформляется на официальном бланке УРОК.РФ в электронном виде (в PDF-формате) и отправляется на электронную почту педагога.
  2. Печатная рецензия – заключение рецензента, также оформленное на официальном бланке УРОК.РФ, заверенное печатью и подписью, отправляется заказным письмом по почте.

Примерная стоимость рецензий:

Рабочие программы/элективные курсы/авторские программы: от 900 рублей

Конспекты уроков/конспекты внеклассных мероприятий: от 500 рублей

Стоимость написания и оформления экспертного заключения

Цена рецензии на методическую разработку определяется индивидуально и зависит от нескольких факторов:

  1. Объёма рецензируемого материала.
  2. Статуса эксперта:
    • наличие у рецензента квалификационной категории, учёной степени, почетных званий, почетных степеней, прочих государственных (или отраслевых) и общественных наград в области педагогики, педагогического стажа;
    • наличие опубликованных методических разработок и научных статей;
    • авторы учебников и учебных пособий;
    • победители и призёры всероссийских и международных педагогических конкурсов;
    • преподаватели высших и средних учебных заведений.
  3. Срочности написания рецензии.
  4. Формата рецензии: электронный/печатный.

Кто пишет рецензии для педагогической аттестации?

Рецензирование педагогического опыта осуществляется профильными экспертами. Мы направим ваше предложение экспертам, а вы выберите подходящего из списка согласившихся.

Эксперты сообщества – активные пользователи нашего педсообщества, опытные педагоги-практики со всей России и стран СНГ.

Приглашённые эксперты – преподаватели высших и средних учебных заведений, кандидаты педагогических наук, доктора педагогически наук, профессоры, авторы учебников и актуальных методик, спикеры курсов повышения квалификации и вебинаров.

Хотите стать рецензентом и получать заказы на рецензии? Скачайте и заполните анкету. Затем отправьте её на почту rev@moeobrazovanie.ru

Как стать рецензентом

Скачайте анкету, заполните её и отправьте на почту rev@moeobrazovanie.ru

Мы рассмотрим вашу заявку и обязательно ответим.

Как заказать рецензию

Опубликуйте материал, скачайте и заполните заявку, затем отправьте на почту rev@moeobrazovanie.ru и мы с вами свяжемся!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется рецензия на книгу образец
  • Как пишется республика украина или украина
  • Как пишется рецензия на картину
  • Как пишется река кама
  • Как пишется рецензия на дипломную работу