Рецензия — это критический отзыв эксперта, который предполагает объективный анализ научного исследования или художественного произведения: фильма, книги, научной статьи, дипломной работы и др.
Автора рецензии называют рецензентом, а процесс работы — рецензированием.
В статье мы расскажем о видах рецензий, правилах их оформления, об основных ошибках при составлении текстов и как их избежать.
Виды рецензий
Классификация | Название | Особенности |
---|---|---|
По объему текста | Гранд-рецензии | Самая большая форма рецензии, печатается в специализированных изданиях. Объем от 2-х печатных страниц |
Мини-рецензии | Характерны для прессы. Пишутся на новинки музыки, искусства, литературы или кино. Объем – 1- 2 листа А4 | |
По рецензенту | Читательские | Краткий анализ произведения читателем. Пишутся в школах, на сайтах библиотек и книжных магазинов |
Экспертные | Составляются специалистами: художественными критиками, учеными, преподавателями | |
Заказные | Используются в рекламных целях крупными компаниями для повышения доверия к товару | |
По количественному критерию | Моно-рецензии | Пишутся на одно новое произведение автора |
Поли-рецензии | Это сравнительный анализ нескольких работ одного автора или по одной теме | |
По объекту | Литературные | Классификация постоянно расширяется. Рецензии пишутся специалистами. Форма написания – свободная. Объем – от 1 страницы А4 |
Кинорецензии | ||
Научные | ||
Театральные | ||
Отклики на компьютерные игры и программы | ||
По стилю речи | Научные | Характерны для рецензий экспертов |
Публицистические | Характерны для рецензий прессы |
Каждый тип имеет свою цель и область применения. Чтобы не ошибиться при рецензировании, следует составить план.
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Подробнее
Типовой план рецензии
- ФИО автора, название работы.
- Краткий пересказ содержания.
- Оценка актуальности.
- Анализ содержания.
- Достоинства и недостатки работы.
- Выводы и рекомендации рецензента.
Это общий план работы. В зависимости от типа рецензии, его нужно дополнять.
Примеры планов рецензий на разные типы работы
Речевые шаблоны и клише
При написании рецензий можно использовать языковые клише – часто употребляемые фразы, характерные для такого типа текстов.
- Тема выпускной квалификационной работы …
- Дипломный проект выполнен … по теме…
- Актуальность темы привлекает внимание …
- Очевидна важность предложенной теории для …
- Подробно описывается проблематика …
- На практическом материале демонстрируется…
- Тщательный анализ теоретических данных позволяет сделать выводы о том, что…
- … удалось четко аргументировать собственную точку зрения на …
- Значительное внимание уделяется проблемам…
- Как важный факт можно отметить то, что…
- … отмечает необходимость апробации выводов …
- Вопросы, рассматриваемые в дипломной работе, актуальны потому …
- Значимость темы подтверждена …
- В … главе речь идет о…
- Теоретическая глава посвящена изучению ….
- В … части … раскрывает и анализирует практические аспекты по …
- Материал изложен с использованием …
- Автор проанализировал следующие теории …
- … определил следующие проблемы…
- … разработал практические рекомендации, и апробировал их в …
- Мы разделяем мнение …
- Мы согласны с автором в вопросах …
- Нельзя безоговорочно принять утверждение о …
- Следует отметить недостатки аргументации по …
- Следует отметить, что … показал себя как профессионал в сфере …
- … показал способность формулировать свое мнение по результатам …
- Отличительной особенностью является …
- В проекте присутствуют несущественные замечания, которые мало влияют на уровень исследования по теме.
- Недочетом можно считать неполное изыскание в области …
- Дипломный проект соответствует требованиям, рекомендован к защите, заслуживает оценки …
- Выводы сформулированы на основе результатов многостороннего анализа…
- Особый интерес представляют выводы о…
- Предложен совершенно новый подход к проблеме…
- Отражена оригинальная концепция…
- … нуждается в дополнительном редактировании, потому что …
- Книга … рекомендуется для … круга читателей, потому что …
- … полезна как для …, так и для …
Что включает процесс рецензирования
Вы ознакомились с материалом, определились с видом работы, составили план и подобрали языковые клише. Теперь можно приступать к процессу рецензирования.
Он включает:
Шаг 1. Объективный анализ содержания. В научной работе это последовательность изложений, адекватность методов исследования; в художественной это соответствие формы и содержания, композиция и ее особенности, стиль автора.
Шаг 2. Поиск ошибок: фактических, стилистических, грамматических, пунктуационных.
Шаг 3. Рекомендации для автора по исправлению недочетов.
Шаг 4. Общая оценка текста и сферы возможного применения.
Оформление рецензии
При оформлении рецензии рекомендуется ориентироваться на ГОСТ 7.32-2001.
Общие требования к оформлению
- шрифт Times New Roman 12 или 14;
- интервал – полуторный;
- отступ справа – 10 мм, слева – 30 мм, верхний – 15 мм, нижний – 20 мм;
- Объём работы – до 2-х листов формата А4.
- Текст должен быть разбит на абзацы, иметь нумерованные или маркированные списки.
Пример оформленной рецензии
Пример оформления рецензии
ТОП-5 ошибок в рецензировании
Ошибки | Советы |
Развернутый пересказ | Нужно выбрать несколько главных тезисов, не отвлекаться на второстепенные детали. |
Разговорный стиль, жаргонные выражения | Текст пишется в научном стиле, реже допустим публицистический |
Оскорбительные высказывания, грубая критика | Рецензент может не поддерживать идеи и выводы автора, но должен выражать свое мнение корректно и доброжелательно |
Отвлеченные длинные рассуждения. Эмоциональность | Текст должен быть лаконичным, доводы логичны, аргументированы и подтверждены фактами |
Орфографические, пунктуационные и фактические ошибки указывают на отсутствие знаний у рецензента | Перед началом работы следует ознакомиться с материалом, уточнить значение терминов, выписать основные даты, фамилии, названия. В конце – проверить текст |
Примеры рецензий
Заключение
Рецензия – это отзыв о работе.
Самое главное в рецензии — не пересказ работы, а собственные впечатления, аргументированные факты за или против мнения автора.
Важно не забыть упомянуть об актуальности работы и практическом применении, если речь идет о научном труде.
Рецензия всегда пишется на новое произведение. Если это научная работа, то стоит придерживаться общепринятого шаблона, а если художественная литература, фильм или музыкальное произведение — стиль и подача могут быть в более свободной форме.
Социальное проектирование — приоритетное направление в работе организаций социального обслуживания. Специалисты разрабатывают множество разнонаправленным программ, проектов, методик, технологий. Бывают ситуации, когда необходимо написать рецензию к программе: собственной или для коллеги. Как написать рецензию? Существуют ли какие-то правила? Своим опытом делится специалист высшей квалификационной категории по реабилитационной работе в социальной сфере — Никулина Елена Аркадьевна, г. Юрга, Кемеровская область
Пример рецензии на программу
Рецензия составлена на рабочую программу по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации для лиц с ограниченными возможностями «Я – гражданин», реализующую практическую подготовку получателей социальных услуг к самостоятельной жизни посредством повышения общего уровня социального развития, способствующего их интеграции в общество.
Рецензия подробно раскрывает: цель, назначение, задачи, концептуальную идею реабилитационной программы, направленные на адаптивное обучение клиентов к самостоятельной жизни в обществе.
Рецензия составлена по алгоритму:
— Название учреждения, реализующее программу
— Автор (ы) программы
— Общая характеристика программы
— Актуальность программы
— Концептуальная идея программы
— Ценность программы
— Цель программы
— Задачи программы
— Формы работы
— Вывод о программе
— Кому рекомендована к действию
— Заверяется любым методическим образовательным учреждением (Департаментом образования Кемеровской области, Информационным методическим центром любого города)
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации для лиц с ограниченными возможностями «Я – гражданин», реализующую практическую подготовку получателей социальных услуг к самостоятельной жизни посредством повышения общего уровня социального развития, способствующего их интеграции в общество
Учреждение, реализующее программу: Государственное автономное учреждение Кемеровской области «Юргинский психоневрологический интернат».
Автор программы: Никулина Елена Аркадьевна, воспитатель высшей категории ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат».
Общая характеристика программы
Социально – реабилитационная направленность, в рамках которой реализуется рабочая программа (далее программа) «Я – гражданин» по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации для лиц с ограниченными возможностями – адаптивно обучающая. Вид деятельности, в рамках которой реализуется данная программа: реабилитационный процесс.
Программа предназначена для лиц с ограниченными возможностями и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей, линейного уровня их знаний и умений (высокий, средний, низкий уровень), местных условий. Возраст получателей социальных услуг от 18 до 23 лет, социальный статус – дееспособные. Срок реализации программы: 1 год по 3 модулям. Курс обучения составляет 39 рабочих недель, в каждом модуле по 86 часов + 4 часа на оформление диагностических и мониторинговых материалов. Состав участников может меняться согласно обученности. Тренинговые занятия проводятся 4 раза в неделю (2 – учебных занятия, 2 – индивидуальная работа на закрепление), продолжительностью до 45 минут. В основе тренинговых занятий лежит групповая и индивидуальная деятельность. Это занятия, включающие теоретическую и практическую части, вводные и итоговые занятия.
Актуальность программы и новизна определяются ее направленностью на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья в целях социальной адаптации граждан – инвалидов, достижения ими самостоятельности, материальной и иной независимости и интеграции в общество, что соответствует социальной политике, изложенной в Концепции совершенствования государственной системы медико – социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (государственная программа «Доступная среда на 2011 – 2015гг.) и нормативно закрепленной в Законе РФ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013г.
Реализация данной программы позволит повысить эффективность реабилитационной работы специалистов в социальной сфере: психолога, социальных работников, специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере, а также сформировать положительную мотивацию у граждан – инвалидов на адаптивное обучение бытовых и социальных навыков.
Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели – оказание помощи получателям социальных услуг в приобретении жизненного опыта, занимаясь разнообразными видами деятельности, а также достаточного уровня самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций, полное или частичное социализирование людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Данная цель достигается посредством организации адаптивного обучения и самостоятельной работы, осуществлением практических работ в системе деятельностного метода, что и является единым процессом социализации получателей социальных услуг, образующий коррекционно – реабилитационное пространство.
Ценность программы в ее задачах:
- С помощью данной программы создать систему социально – реабилитационной работы с целью подготовки получателей социальных услуг дальнейшему самостоятельному проживанию в социуме.
- Создать материально – технические условия социальной реабилитации граждан – инвалидов, в том числе, социально – средовой реабилитации и социально – бытовой адаптации как средства адаптивного обучения гражданина – инвалида.
- Организовать предметные условия профессиональной реабилитации инвалидов, включающей в себя профессиональную ориентацию, трудовое и профессиональное обучение через организационные формы работы: экскурсии, беседы, деловые игры, консультации, рекомендации и пр.
- Осуществлять динамический контроль над процессом реабилитации граждан – инвалидов посредством документационного оформления.
Программа соответствует специфике адаптивного обучения получателей социальных услуг:
- стимулирование познавательных процессов;
- развитие коммуникативных навыков;
- создание социокультурной среды общения;
- развитие ручной умелости в различных видах деятельности;
- поддержание стремления к самостоятельной практической деятельности;
- творческому использованию жизненного опыта.
Для достижения поставленной цели, использованы следующие методы: практические методы (дидактические игры, упражнения, задания, самостоятельная работа); наглядные методы (натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные объекты: помещение, учреждение; муляжи, изображения: предметные, сюжетные); словесные методы (рассказ, объяснение, беседа).
Формы работы: а) коррекционно – развивающие тренинговые групповые занятия; б) практические работы; в) моделирование реальной ситуации; г) трудовая деятельность; д) самостоятельная деятельность.
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные направления работы в каждом из 3-х модулей 16-ю разделами, согласованы цели, задачи, общие требования к знаниям, умениям, навыкам, критерии оценки, их достижение, дальнейшая перспектива развития программы, список литературы. Пояснительная записка составлена методически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный. Таким образом, программа учитывает основные требования к организации реабилитационного процесса в социальном учреждении «закрытого типа». Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям науки и практики, все занятия целесообразно распределены по видам и направлениям реабилитационной деятельности и трудоемкости в часах на каждую тему.
В приложениях к программе описан примерный перечень тренинговых занятий по разделам программы, циклограмма рабочего времени специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере, технология проведения в системе дифференцированного обучения, схематический анализ – отчет к Дневнику наблюдений, указатель промежуточных результатов обученности получателей социальных услуг.
Вывод: данная программа заслуживает положительной оценки и может быть рекомендована для использования специалистами реабилитационной работы в социальной сфере, психологам, социальным работникам для организации и проведения тренинговых занятий с получателями социальных услуг.
РЕЦЕНЗЕНТЫ: ____________________________________
(фамилия, инициалы) (должность)
____________________________________
(фамилия, инициалы) (должность)
ДАТА:__________________
©Е.А. Никулина
Еще статьи автора:
Годовой отчет о воспитательно-реабилитационной работе (извлечение) в ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат»
Аналитический отчет по теме «Анализ реабилитационной работы методом проекта»
Рассуждения о счастье
Рейтинг статьи:
Загрузка…
По нормам действующего законодательства рецензия на программу дополнительного образования детей – обязательный сопроводительный документ. Для него не разработана строгая унифицированная форма, но при его составлении надо учитывать примерные требования к содержанию и структуре программ ДОД, изложенные в письме Минобрнауки от 2006 года № 06-1844, и опираясь на них анализировать предлагаемый план учебно-образовательной деятельности.
Виды рецензий на программу ДОД
Сопроводительная рецензия на программу дополнительного образования детей бывает двух видов:
- внутренняя – этот документ составляет сотрудник учреждения, в котором будут работать по предлагаемой программе; обычно рецензирование поручают методисту или заместителю директора организации (если это лицей, гимназия, школа, вуз, то обязанность проанализировать и критически оценить программу возлагается на зама, курирующего в учреждении дополнительное образование);
- внешняя – ее пишет сторонний эксперт, не имеющий отношения к учреждению, в котором работает составитель программы, но прекрасно разбирающийся в направлении, по которому предстоит обучение детей; внешняя рецензия нужна не для стандартных, полностью соответствующих официальным рекомендациям и примерным требованиям к содержанию, а для экспериментальных, авторских программ дополнительного образования.
Итак, для стандартных, в том числе адаптированных под особенности конкретного УДОД программ, которые будут использоваться внутри учреждения, достаточно рецензии методиста или руководящего сотрудника и утверждения на педсовете. Но если программа экспериментальная, или представляется на какой-либо конкурс, или будет опубликована в СМИ, к примеру, на специализированных интернет-порталах, то для нее внешняя рецензия обязательна.
Примерный план
Рецензия на программу дополнительного образования пишется произвольно, но по примерному плану, который включает несколько последовательных пунктов:
- заголовок;
- общая характеристика;
- актуальность;
- анализ структуры;
- полнота и целостность;
- ведущая идея;
- язык и стилистика изложения;
- соответствие специфике ДОД;
- оценка приложений;
- сведения об авторе.
В заголовке рецензии приводятся ключевые сведения о программе: ее название, Ф. И. О. и занимаемая в организации должность автора-составителя, наименование заведения, в котором программу намерены реализовывать.
Общая характеристика программы должна раскрывать область, а также вид объединения, где она реализуется (секция, кружок, клуб, студия, школа, лаборатория, музыкальный коллектив и др.). Также в этом разделе указывают адресата – целевую аудиторию, на которую ориентирована программа (категория, возрастная градация, социальный и гендерный состав учеников). В описании уделяют внимание ее реализации в учреждении ДОД и соответствию принципу дополнительности. В этом же разделе приводят информацию о временных рамках, на которые рассчитана описываемая образовательная деятельность, оценивают стилистику и качество представления материала (грамотность, системность, профессионализм).
Актуальность учебной деятельности для подрастающего поколения. В блоке раскрываются те аспекты, которые будут способствовать развитию природных задатков и приобретению навыков, необходимых для успешной адаптации детей в современном социуме. Тут же указывают новизну программы (чем она отличается от предыдущих версий). В этом пункте в полной мере проявляется уровень профессионализма рецензента, ведь ему нужно четко и аргументированно обосновать нужность и уникальность программы (или наоборот, доказать их отсутствие). Чтобы определить ценность анализируемой разработки по этим критериям, надо в совершенстве знать всю систему дополнительного образования детей.
В следующем разделе проводится аналитика основной части. Структурно образовательная программа состоит из 4 компонентов, по каждому из которых рецензент дает заключение:
- пояснительная записка;
- содержание (анализируется полнота раскрытия тем);
- методическое оснащение (рассматривают организационное, психологическое и педагогическое сопровождение учащихся);
- перечень вспомогательной литературы, использованной при составлении программы и необходимой педагогам для работы, а детям – для освоения учебного направления (в том числе оценивают его доступность для детей).
В итоге блок «Анализ структуры образовательной программы» должен включать вывод, насколько глубоко в документе отражено содержание учебного процесса и критерии оценивания знаний и навыков учащихся.
В разделе о полноте и целостности программы оценивается представление всех рекомендуемых письмом Минобрнауки структурных элементов документа и степень согласованности задач и способов достижения цели. Затем делается заключение о ведущей идее и методах ее реализации, для этого оценивают:
- новизну предлагаемого подхода;
- оригинальность используемых обучающих приемов;
- степень пригодности программы для реализующего ее учреждения;
- возможность ее применения в других учебных заведениях.
В блоке «язык и стиль изложения» оценивается четкость представления материала, его логичность, наличие доказательной базы и другие параметры.
Каждая программа должна соответствовать специфике ДОД, поэтому в рецензии отображают, насколько она соответствует основным задачам дополнительного образования детей:
- стимулировать познавательную активность;
- способствовать развитию творческих задатков;
- поддерживать самообразование и стремление к самостоятельности;
- помогать взвешенному выбору будущей профессией;
- развивать коммуникативные навыки и формировать социальную и культурную среду общения;
- побуждать учащихся творчески использовать накопленный опыт.
При оценке приложений программы ДОД в рецензии рассматриваются:
- схемы и планы проведения занятий;
- методические наработки;
- формы заключаемых договоров;
- дидактический материал и прочее.
Задача эксперта – оценить их содержательную часть.
Следующий этап – анализ профессионализма автора программы, уровня его педагогических знаний, продемонстрированного при составлении документа.
В заключении рецензии на программу ДОД дается ее общая оценка, в которой отмечаются сильные и слабые стороны рассматриваемой разработки и даются рекомендации по устранению выявленных недостатков. Кроме аргументированной аналитики (и если они есть, то и замечаний, сопровождающихся предложениями по устранению недочетов), рецензия должна содержать вывод о возможности использования программы в системе дополнительного образования детей. В качестве дополнения могут вноситься предложения о присвоения ей статуса авторской, модифицированной или экспериментальной.
Рецензия на программу ДОД составляется в двух экземплярах. Оба заверяются личной подписью эксперта с полной расшифровкой его фамилии, имени, отчества, указанием занимаемой должности, места основного трудоустройства. На документах ставится печать организации, в которой работает рецензент.
Написать рецензию на программу дополнительного образования детей помогут:
- Алгоритм написания рецензий к программам ДОД.
- Примерный текст рецензии (чек-лист для самоанализа).
- Пример рецензии на рабочую программу ДО для детей-инвалидов.
Рецензия
на программу дополнительного образования детей
«Добро пожаловать в шахматное королевство»
муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ленинский детско-юношеский центр»
Ленинского района Волгоградской области.
Автор – Мололкин Виктор Александрович,
педагог дополнительного образования детей
высшей квалификационной категории
Предлагаемая для рецензии авторская программа отвечает поставленным целям. Автор предусмотрел в полном объеме все важнейшие вопросы шахматного образования обучающихся.
В программе рассматриваются рассматриваются основные этапы шахматной игры: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Педагог решает сложные аспекты подготовки спортсменов по тактике и стратегии шахматной игры. Программа, рассчитанная на 4-х летний курс обучения, представляет несомненный интерес.
Данная программа актуальна, так как помогает в короткие сроки подготовить шахматистов-разрядников.
Мололкин В.А. использовал современные научно-методические разработки теоретиков шахмат, собственный многолетний опыт, советовался с ведущими специалистами города, области, страны.
Автором предложен ряд оригинальных собственных решений в преподавании шахмат: комплектование групп на основе спортивной подготовки, а не возрастного критерия; углубленное изучение дебютных схем с помощью специальной картотеки, удачное применение концентрического метода в преподавании сложных разделов тактики и стратегии шахмат.
Основой своей авторской программы является система самостоятельной работы в изучении шахмат. Тренер, используя собственные приемы, решает свою главную задачу – привитие любви к шахматам и самостоятельной работе над ними.
Благодаря изучению полного курса программы достигнуты высокие результаты- воспитанники Мололкина В.А. успешно выступают на первенство области и страны.
Вывод: настоящий вариант авторской программы рекомендуется для обучения детей и дальнейшего совершенствования их в шахматах для кружков детско-юношеского центров, спортивных школ города и области.
Председатель областной
шахматной федерации / А.Худяков/
Как написать рецензию на программу
Рецензия — жанр, подразумевающий авторскую оценку чему-либо. Это может быть книга, фильм, спектакль или любой предмет, требующий оценки. Поэтому, вполне имеет место быть и рецензии на компьютерный софт.
Инструкция
Не начинайте сразу с оценки. Как и любая рецензия, рецензия на программу подразумевает минимум трехчастную конструкцию: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении вам не стоит говорить о плюсах или минусах софта, лучше введите зрителя в вопрос, опишите контекст. Это может быть небольшой рассказ о рынке программ в целом, история фирмы или конкретно серии обозреваемых программ. Например, многим пользователям перед рецензией на новую операционную систему было бы интересно прочитать, как развивался Windows на протяжении своей истории.
Опишите интерфейс и оболочку программы. Пропускать этот шаг крайне нежелательно: так вы сможете сформировать у читателя, который на разу не видел описываемый софт, более-менее ясное о нем впечатление. Если же вы этого не сделаете, то останется некая недосказанность, неопределенность – и сама суть рецензии не будет реализована. При этом, старайтесь только описывать, пока не давая никакой оценки.
Опишите отличительные особенности. Каждая программа, для того чтобы выделиться на рынке, имеет тот или иной козырь, туз в рукаве: говоря о Mozilla Firefox это будут подключаемые модули; для Google Chrome – скорость; Opera – режим Turbo. Ваша задача на данном этапе состоит в том, чтобы выделить главные достоинства, которые помогут пользователю выбрать именно эту программу.
Определите менее важные плюсы и минусы. Это – самая детальная часть разбора программы, и сюда следует вписать все то, что не нашло места в предыдущем тексте. Именно здесь раскрывается самая суть рецензии – вы не просто даете описательную информацию, но приводите свое, субъективное мнение. Однако пытайтесь быть более-менее объективным: берясь за написание, вы предполагаете некую авторитетность в разбираемом вопросе, поэтому читатель, не имея возможности составить собственное мнение, будет пользоваться вашим.
Опишите рынок и прямых конкурентов. Это стоит делать в конце, отдельным пунктом: тогда зритель присоединится к анализу вместе с вами, уже имея относительно полное впечатление об описываемом софте. Эта часть разбора особенно ценна тем, что «все познается в сравнении», и сравнительная характеристика является в разы более ценной, чем абстрактная.
Обратите внимание
Не используйте первое лицо — так текст будет казаться более профессиональным.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ШАБЛОН РЕЦЕНЗИИ
на рабочую программу профессионального модуля
Разработала методист ГБПОУ МО
«Красногорский колледж»
Гуськова О.В.
Рецензия
на рабочую программу профессионального модуля
ПМ.0… (шифр и наименование модуля)
профессии (код и наименование)
Составители: ____________________________________________________________________
(Ф.И.О. педагогических работников, участвовавших в разработке рабочей программы с указанием должности, квалификационной категории)
____________________________________________________________________
(Ф.И.О. педагогических работников, участвовавших в разработке рабочей программы с указанием должности, квалификационной категории)
ГБПОУ МО «Красногорский колледж»
Рецензент:
(Ф.И.О. звание, квалификационная категория, должность, место работы)
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (программа по подготовке квалифицированных кадров рабочих, служащих) (код и наименование ПМ)_______________________ и предназначена для обеспечения выполнений требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Структура и содержание рабочей программы соответствует Разъяснениям по формированию примерных программ профессиональных модулей СПО на основе ФГОС СПО (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ).
Рабочая программа профессионального модуля имеет четкую структуру и включает все необходимые элементы:
— паспорт рабочей программы профессионального модуля;
— результаты освоения профессионального модуля;
— структура и содержание профессионального модуля;
— условия реализации программы профессионального модуля
— контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности).
В паспорте рабочей программы профессионального модуля составитель полно и точно описал возможности использования данной программы, требования к практическому опыту, умениям и знаниям, которые соответствуют ФГОС. Формулировка наименования вида профессиональной деятельности (ВПД), перечень профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций соответствует тексту ФГОС.
Рабочая программа профессионального модуля составлена логично, структура модуля соответствует принципу единства теоретического и практического обучения, разделы выделены дидактически целесообразно. Последовательность тем, предлагаемых к изучению, направлена на качественное усвоение учебного материала. Виды самостоятельных работ позволяют обобщить и углубить изучаемый материал и направлены на закрепление умения поиска, накопления и обработки информации. Система знаний и умений, заложенная в содержании МДК, обеспечивает освоение профессиональных компетенций при прохождении учебной и производственной практик.
Программа рассчитана на ______часов (смотри в рабочую программу ПМ). Учтено соотношение учебной и производственной практик. Содержание практики (виды работ) соответствует требованиям к практическому опыту и умениям, обеспечивают освоение профессиональных компетенций в рамках данного профессионального модуля. Объем времени достаточен для усвоения указанного содержания учебного материала. Содержание программы модуля предусматривает формирование перечисленных общих и профессиональных компетенций.
Анализ раздела «Условия реализации модуля», позволяет сделать вывод, что образовательное учреждение располагает материально-технической базой, отвечающей современным требованиям подготовки специалистов, обеспечивает проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, междисциплинарной подготовки, учебной практики, предусмотренных программой профессионального модуля. Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы включает общедоступные источники, изданные в последнее время (не позднее 5 лет). Перечисленные Интернет-ресурсы актуальны и достоверны.
Автором грамотно определены формы и методы контроля, используемые в процессе текущего и промежуточного контроля, в соответствии с требованиями ФГОС.
Основные показатели оценки результата позволяют диагностировать сформированность соответствующих ОК и ПК.
Далее указываются замечания (рецензент излагает свои замечания, например: можно расширить список дополнительной литературы для написания рефератов и подготовки сообщений, скорректировать тематику лабораторных работ, под специфику профессии/специальности, сделать перераспределение часов между темами……, с целью….., и др.)
Представленная программа профессионального модуля ______________________________ содержательна, имеет практическую направленность, включает достаточное количество разнообразных элементов, направленных на развитие умственных, творческих способностей обучающихся.
В целом, программа профессионального модуля обеспечивает освоение обучающимися вида профессиональной деятельности (указать ВПД).
Рецензент: (Ф.И.О. полностью с указанием должности, квалификации, имеющихся регалий и места работы)
подпись
М.П.