Как пишется режиссерский сценарий

Общаясь с многими молодыми и иногда чересчур амбициозными режиссёрами и креативщиками разряда «денег нет, но хотим снимать и будет круто», я заметила странную и немного тревожную особенность. Многие из них хоть и знакомы с тем, что делают режиссёры в кинопроцессе, не всегда знают и ещё реже пользуются такой удобной штукой как режиссёрский сценарий.

Понимаю, заядлые киноманы и киноделы знают и пользуются этим документом, но сам факт того, что есть прослойка молодых творческих режиссёров, что хотят снимать с целью, «снимаем, потом посмотрим, что получилось», наводит на мысль, что не все в курсе, что такое режиссёрский сценарий. И не все знают, насколько нужен он и полезен.

200_s

Да что там, у меня есть знакомый, что пытается ринуться в бой без литературного сценария – просто наобум поснимать и потом смонтировать что-то. И, если с документальным кино, как я уже однажды писала, более или менее так можно поступить, то с художественным этого делать не стоит – одной идеи без прописанного сюжета и приблизительного хотя бы хода событий у вас получится каша.

Для чего нужен режиссёрский сценарий?

Так вот, возвращаемся к режиссёрскому сценарию. Эта полезная штука является вашим путеводителем в мире конкретно взятого фильма. По нему ясно что, когда, кого и где. По нему можно ориентироваться во времени съёмки, он служит основой, по которой можно понять, «что пошло не так».

director

Объясню. Режиссёрский сценарий – это главный «документ», по которому работает, собственно, режиссёр. Он создаётся во время подготовительного периода фильма вместе со сценаристом и продюсером (хотя последние два нуждаются больше в качестве консультантов. Первый может что-то исправить в литературном сценарии, если это снять по тем или иным причинам невозможно, второй же, собственно, и определяет эти невозможные причины (чаще всего это недостаток бюджета).

В основе режиссёрского сценария, логично предполагаем и оказываемся правы – литературный сценарий. Но, если в литературном сценарии есть определённый налёт поэтичности (все таки сценарист должен донести настроение этого произведения, настрой персонажей, оттенок той или иной сцены), то режиссёрский сценарий – это технический документ, по которому становится ясно, что снимают, чем снимают, где снимают и с кем снимают.

natura-ili-pavilon

Если помните, во время подготовительного периода режиссёр, второй режиссёр и другие, причастные к планированию процесса съемки, составляют календарно-постановочный план, чтобы снимать было легче и понятнее. Так вот, он тоже составляется по режиссёрскому сценарию. Почему? – спросите вы. Ведь можно просто запланировать несколько дней съёмок и там уже решить по ходу дела.

Я отвечу так – в крупных проектах, если вы не будете знать, что вы снимаете и за какое время вы это снимаете – вам крышка. Ваши дедлайны летят к чертям, а общее видение фильма утратит свой лик в голове у режиссёра просто потому, что он не сможет в заданных условиях воспроизвести нужную атмосферу и выполнить поставленные перед ним задачи.

Как выглядит режиссерский сценарий

Мы уже выяснили, что режиссерский сценарий – это технический документ и, соответственно, он состоит из некоторых технических данных, что вводят всю съёмочную площадку в курс и определяют необходимые материалы и ресурсы для съёмки.

Vlf3SPXsKfM

Сценарий выглядит как таблица с колонками, в каждой из которых информация предназначена тому или иному цеху. Колонка номер один – это номер сцены – они идут по порядку, и монтажёр знает, как ему монтировать.

Далее колонка номер 2 – интерьер, натура, локация, день или ночь, крупность. Это для осветителей, операторов и планировщиков – облегчает работу в компоновке календарно-постановочного плана, помогает оператору определиться с техникой на съёмки и вообще понимать, чего стоит ожидать съёмочной группе, когда она приедет на площадку.

Есть колонка для раскадровки, но в нашем мире, где каждый хочет снимать независимо от таланта и умения, раскадровка не всегда приходится к месту – её просто не все умеют рисовать.

После, идёт полезная информация для гримёров, костюмеров – кто участвует в этой сцене – имена героев. Если их соединить с локацией и заранее проговорённым гардеробом и макияжем – мы получаем образ героя на этот съёмочный день и локацию.

Потом, идут реплики персонажей в необходимой сцене – это для актёров (нужно же знать, что говорить) и для звукорежиссеров с операторами – они определяют технику для звукозаписи, аппаратуру для съёмки, как снимаем и что снимаем, в общем.

Далее следует чисто техническая колонка для операторов и тех, кто предоставляет технику – список спец. техники (краны, вертолёты, дроны и всякое дорогое и полезное оборудование).

В некоторых сценариях есть ещё отдельная колонка для реквизита и отдельная колонка для сценарного дня – это если мы снимаем сериал или фильм, растянутый во времени, и нужно ориентировать, в какое время это происходит. Для нерастянутых во времени фильмов можно и не использовать сценарные дни, но тогда лучше, чтобы локации не повторялись, и одежда все время была разной – чтобы не запутаться.

Со структурой мы разобрались, теперь хотелось бы сказать пару слов о нужности сего материала – хороший режиссёр всегда любит знать, что он делает. Конечно, без импровизации редко проходит любой съёмочный процесс, но для импровизации нужна основа (мы же помним, что нет лучшей импровизации, нежели тщательно подготовленная). И в этой самой подготовке ключевым элементом как раз является режиссёрский сценарий – на основе него можно поменять на площадке все на свете и при этом все равно понимать, что ты сделал все так, как нужно.

Так что желаю вам удачной импровизации и хорошего планирования!

Дерзайте!

Превью: Depositphotos

Читайте также:

Основы кинопроизводства: подготовительный период

Основы кинопроизводства: процесс съемки фильма

Основы кинопроизводства: разрабатываем сериал

Как бы хорошо ни был написан литературный (постановочный) сценарий, снимать по нему без специальной адаптации довольно сложно. Во-первых, потому что он построен по хронологическому принципу согласно сюжету, и некоторые сцены, происходящие в одном месте, могу быть разбросаны далеко друг от друга. Во-вторых, в литературном сценарии не учтены крупности планов и нет покадровокой разбивки сцен, а смотреть одновременно в раскадровку и в сценарий довольно неудобно. В-третьих, в литературном сценарии реквизит разбросан по страницам, и есть вероятность чего-то недосчитаться, не учтены также и монтажные особенности (звук, графика, спецэффекты и т.д.). Поэтому режиссеры, операторы, скрипт-супервайзеры, звукорежиссеры и художники во время съемок больше полагаются на режиссерский сценарий – схематическую адаптацию литературной версии.

Режиссерский сценарий не привносит никаких новшеств относительно постановочного – это разработка подробного плана съемок, на основе которого творческая группа реализует авторский замысел сценариста на экране. Независимо от хронологической последовательности эпизодов в фильме, режиссер в своем сценарии объединяет схожие сцены, которые должны сниматься на одном объекте, натуре, в одно время суток, что позволяет заранее просчитать логистику и необходимые передвижения съемочной группы.

Режиссерский сценарий фильма «Изгнание» (2007), реж. Андрей Звягинцев
Режиссерский сценарий фильма «Изгнание» (2007), реж. Андрей Звягинцев

Как правило, режиссерский сценарий выглядит в виде таблицы, в которой каждая строчка предназначена для отдельного кадра, а в столбцах обычно указывается следующая информация: 
 

1) «№» – порядковый номер кадра согласно сценарию и раскадровке. 
2) «ХРН»  – хронометраж кадра в секундах (рассчитывается приблизительно, исходя из длительности диалогов и режиссерских задач).
3) «КАДР» или «РАСКАДРОВКА» – схематическое изображение кадра из раскадровки.
4) «ОБЪЕКТ» – описание места съемок, с указанием точного адреса, времени суток и характеристики объекта: ИНТ – интерьер или ЭКС – экстерьер, ПАВ – павильон или НАТ – натура.
5) «КРУПНОСТЬ» или «ПЛАН» – столбец для оператора-постановщика в котором указывается крупность плана: дальний, общий, пасхальный, средний, молочный, крупный, деталь.
6) «ДЕЙСТВИЕ» – содержание/описание кадра (копируется из литературного сценария) с дополнительными комментариями режиссера. 
7) «ДИАЛОГИ» – указание имени героя и его реплики (копируется из литературного сценария).
8) «ЗВУК» – столбец для звукорежиссера, здесь описываются технические особенности звукового сопровождения (закадровый текст, музыка, шумы и т.д.).
9) «РЕКВИЗИТ» – весь значимый реквизит, задействованный в сцене.
10) «ПРИМЕЧАНИЯ» – сюда вносится дополнительная и важная для режиссера информация (операторская техника, график перемещений и т.д.).

Каких-то единых стандартов и правил при оформлении режиссерского сценария нет, колонки могут располагаться в любом удобном для съемочной группы порядке. Какие-то столбцы могут добавляться или, наоборот, отсутствовать, главное, чтобы с таблицей было удобно работать на площадке.

Обычно режиссерский сценарий готовят заранее, заполненный план съемочного дня распечатывают и отправляют группе накануне съемок. Однако в полевых условиях при дефиците времени можно нарисовать таблицу от руки, последовав примеру Андрея Звягинцева.

Режиссерский сценарий фильма «Изгнание» (2007), реж. Андрей Звягинцев
Режиссерский сценарий фильма «Возвращение» (2003), реж. Андрей Звягинцев

В англоязычном фильмопроизводстве существует множество разновидностей режиссерских сценариев («Shooting Script»), зачастую таблица располагается вместе с литературным сценарием, в котором карандашом обозначаются отрезки кадров.

Shooting Script
 

Но есть и более привычные для нас форматы, которые отличаются лишь числом используемых в таблице столбцов с информацией.

Shooting Script
 

Таким образом, режиссерский сценарий – очень важный документ на съемочной площадке, который помогает сфокусироваться на определенной сцене, спрогнозировать её хронометраж и затраченные силы, а также позволяет заранее просчитать возможные  риски и избежать серьезных ошибок во время съемок.  

Сегодня среди молодых и амбициозных режиссёров наблюдается тенденция пренебрежения режиссерским сценарием (РС), а ведь его создание является одним из важнейших этапов пре-продакшена. Надеясь на свой талант, многие молодые специалисты сначала снимают и только потом уже смотрят, что в итоге у них получилось, из-за чего в дальнейшем возникают серьёзные проблемы. Что такое режиссерский сценарий фильма, для чего он нужен и как его создать. Предлагаем вместе разобраться в этих вопросах.

5428c9aedc37bcdbc8937a0d134c3d63.jpg

Сегодня среди молодых и амбициозных режиссёров наблюдается тенденция пренебрежения режиссерским сценарием (РС), а ведь его создание является одним из важнейших этапов пре-продакшена. Надеясь на свой талант, многие молодые специалисты сначала снимают и только потом уже смотрят, что в итоге у них получилось, из-за чего в дальнейшем возникают серьёзные проблемы. Что такое режиссерский сценарий фильма, для чего он нужен и как его создать. Предлагаем вместе разобраться в этих вопросах

Главные особенности и задачи режиссёрского сценария

Подготовка режиссёрского сценария – специальный постановочный план, который облегчает перенос литературного сценария на съёмочный процесс. Его созданием занимаются режиссёры-постановщики при тесной работе со сценаристами и продюсерами. РС является техническим документом, который даёт понимание, что именно и где нужно снимать: кинофильмы, музыкальные клипы, рекламные ролики и пр. Основываясь на постановочном плане, творческой группе в дальнейшем удаётся реализовать авторские замыслы на экране.

10b5decefcc0ef68616d65ad8cf33813.jpg

Важно! В режиссёрском сценарии детально прописываются события в конкретных кадрах, звуковое сопровождение, хронометраж, используемая съёмочная техника и т. д.

РС нужен для решения следующих задач:

  • составление подробной хронологии кадров для оптимизации съёмочного процесса и логистики;
  • определение подходящих ракурсов и планов при покадровой разбивке сцен;
  • формирование списка используемого реквизита, монтажных особенностей съёмки.

Как выглядит режиссёрский сценарий, его структура

64acf86d3e4e212293b1f2a4900e2177.jpg

Постановочный план является важным техническим документом, который гарантирует грамотную организацию съёмочных процессов. При создании режиссёрского сценария требуется учитывать его структуру. Как правило, он имеет вид таблицы со следующими колонками:

  1. Первой является колонка с номерами сцен и кадров. В процессе создания любого видео участники съёмочной группы используют эту информацию для быстрого ориентирования в постановочном плане (каждый член команды имеет при себе копию РС). Также номера сцен и кадров можно увидеть на «хлопушках» вместе с номерами дублей. Эти сведения существенно облегчают монтаж на стадии пост-продакшена. Используя нумерацию, режиссёры монтажа могут быстро синхронизировать видео и аудиодорожку на таймлайне, выстраивая кадры в заданной последовательности.
  2. Вторую колонку отводят под хронометраж (длительность конкретного кадра). Если нужен точный расчёт хронометража текстовой части, члены съёмочной группы используют секундомер и проговаривают конкретную последовательность реплик. Нужно учесть, что хронометраж кадров зависит не только от текста героев, но и от многих других моментов.
  3. Третью колонку считают самой красочной в режиссёрском сценарии, поскольку в ней указывают раскадровку. Это последовательность изображений, напоминающая комиксы. Здесь режиссёры, используя свои художественные способности, рисуют места расположения персонажей, реквизита. Тут вовсе не обязательно максимально красиво и реалистично изображать происходящее событие – достаточно просто нарисовать человечка или другие объекты в детском стиле. Более подробные зарисовки следует делать в отдельной раскадровке, которую затем презентуют заказчику. Как правило, для крупных проектов нанимают специальных художников-постановщиков, которые используют сценарий режиссёра для рисования подробной раскадровки.
  4. В четвёртой колонке указывают локализацию или объекты съёмок с кратким описанием действий, происходящих в конкретных кадрах.
  5. Пятую колонку используют для указания крупности плана. Съёмка может проводиться с применением дальнего, общего, среднего, крупного, детального плана. В профессиональных режиссёрских сценариях крупность кадров должна чередоваться в согласии с правилами монтажа для создания плавного, гармоничного визуального повествования. Многие профессионалы осознанно нарушают правила чередования крупности, чтобы добиться необходимых психологических эффектов.
  6. Шестая колонка предназначена для указания действий. Здесь описывается кусок литературного сценария с событиями, происходящими в кадре.
  7. В седьмую колонку записывают звуковое сопровождение и реплики героев на экране. Актёры используют эту колонку, чтобы вспомнить, какой нужно говорить текст. Указанная информация особенно важна для звукорежиссёров, поскольку помогает им подобрать подходящую технику и музыкальное сопровождение. Если вам нужно подходящее звуковое оборудование для съёмки какого-либо видео, можете взять его в аренду на сайте компании «ТВТОК».
  8. Восьмую колонку используют для указания важных примечаний. Здесь прописываются необходимые реквизиты и другие нюансы, которые, по мнению режиссёра, нужны для съёмочной группы. Так, здесь указывают необходимость аренды квадрокоптера, оборудования для спецэффектов и т. д. Всё это вы можете купить или арендовать в компании «ТВТОК».

При составлении постановочного плана (особенно к большим проектам – фильмам, сериалам) режиссёры добавляют девятую колонку с указанием сценарного дня. Это нужно для ориентирования, какие именно сцены и кадры требуется снимать в конкретный день.

Важно! Последовательность и список колонок могут незначительно отличаться, но бо́льшая часть пунктов должны совпадать.

Какие могут возникать ошибки?

8dac02fbb6be912154a8b18875446d73.jpg

При составлении технического сценария режиссёры (особенно молодые) часто совершают одни и те же распространённые ошибки, которых желательно избегать и устранять ещё до начала съёмочного процесса. Среди наиболее частых огрехов можно выделить:

  • Применение принципа механического переноса частей литературного сценария в постановочный план. Так, если в основном сценарии говорится: «Она мечтала о том, что…» – то в режиссёрской версии документа должно быть указано: «задумчивый взгляд, глаза устремлены вверх и в сторону…» Также режиссёрский сценарий должен предусматривать, каким образом лучше показать зрителям мечты героини.
  • Недостаточное разбиение истории на отдельные сцены видеоряда с разным планом. Так, даже если вы снимаете 30-секундный видеоролик, сценарий не может быть разбит на 4-5 кадров. Чем больше сцен с различной крупностью плана передаёт действие, тем «живее» и интереснее видео будет смотреться на экране.
  • Несоответствие видеоряда с планом съёмки. К примеру, если в описании кадра написано: «Она встала с кровати и подошла к окну», а в колонке с планом будет указано: «крупный», то в процессе съёмки будет неразбериха, ведь с помощью одного крупного плана можно изобразить только небольшие предметы целиком или часть больших предметов. Это же касается и обратного примера: кадр с описанием «Антон счастливо улыбнулся ей в ответ» невозможно отснять, например, с общим планом.
  • Отсутствие визуального представления событий, происходящих на экране. Это может привести к путанице между описанием события, планом, ракурсом съёмки и т. д.
  • Преобладание общего и среднего планов. В любом видео должен преобладать крупный план, который позволяет передать зрителю близость объектов, является более эмоциональным.

Режиссёрский сценарий – обязательный технический документ, без которого просто невозможно снять качественный фильм или какой-либо ролик. Наличие постановочного плана существенно облегчит задачу команды проекта, значительно сократит время на съёмку и пост-продакшен.

#

2022, Россия, Беларусь, 1:14′
арт-видео
реж. Дарья Сермяжко

#

2020, Россия, Франция, Швейцария , ‘
игровой фильм
реж. Кирилл Серебренников

#

2012, Россия, 45′
документальный фильм
реж. Валерий Спирин

#

2018, Россия, Эстония, Франция, 90′
игровой фильм
реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов

#

2018, Россия, 10′
игровой сериал
реж. Ирина Вилкова

#

2019, Россия, 90′
игровой фильм
реж. Клим Шипенко

#

2019, Россия, 49′
игровой сериал
реж. Константин Богомолов

#

2020, Россия, 90′
игровой фильм
реж. Анна Меликян

#

2020, Россия, 122′
игровой фильм
реж. Анна Меликян

#

2020, Россия, 15′
игровой сериал
реж. Анна Меликян

#

2020, Россия, 08′
игровой сериал
реж. Кирилл Алехин

#

2021, Россия, 105′
игровой фильм
реж. Пётр Буслов

#

2021, Россия, Армения, 97:42′
игровой фильм
реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов

#

2021, Россия, 110′
игровой фильм
реж. Александр Домогаров мл.

#

2021, Россия, Беларусь, 87′
игровой фильм
реж. Владимир Алеников

#

2021, Россия, 45′
документальный фильм
реж. Валерий Спирин

#

2021, Россия, ‘
субтитры к 35 фильмам
реж.

#

2022, Россия, 95′
игровой фильм
реж. Юлия Трофимова

#

2006, Россия, 136′
игровой фильм
реж. Николай Лебедев

#

2007, Россия, 103′
игровой фильм
реж. Анна Меликян

#

2015, Беларусь, 14:59′
игровой фильм
реж. Митрий Семёнов-Алейников

#

2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51′
игровой фильм
реж. Лика Алексеева

#

2015, Россия, 88:43’’
игровой фильм
реж. Александр Котт

#

2016, Мексика, ‘
анимация
реж.

#

2016, Россия, 22:24′
игровой фильм
реж. Кирилл Васильев

#

2016, Россия, 97′
игровой фильм
реж. Владимир Котт

#

2016, Россия, 90′
игровой фильм
реж. Павел Руминов

#

2016, Россия, субтитры к 55 фильмам’
анимация
реж.

#

2016, Россия, 26′
игровой сериал
реж. Артур Богатов

#

2017, Россия, 92:26′
игровой фильм
реж. Лера Суркова

#

2017, Россия, субтитры к 23 фильмам’
анимация
реж.

#

2017, Россия, 25:01′
игровой фильм
реж. Евгений Никитин

#

2017, Россия, 24′
игровой сериал
реж. Антон Федотов

#

2017, Россия, 83′
игровой фильм
реж. Роман Волобуев

#

2017, Россия, 90′
игровой фильм
реж. Иван Шурховецкий

#

2018, Эстония, Россия, 18:46′
игровой фильм
реж. Владимир Котт

#

2018, Россия, 96′
игровой фильм
реж. Марюс Вайсберг

#

2018, США, Россия, 10:38′
игровой фильм
реж. Юлия Трофимова

#

2018, Россия, 24′
игровой сериал
реж. Антон Маслов

#

2018, Россия, 18:09′
игровой фильм
реж. Даша Чаруша

#

2018, Россия, 52′
игровой сериал
реж. Андрей Джунковский

#

2018, Россия, 100′
игровой фильм
реж. Мария Агранович

#

2018, Россия, 14:45′
игровой фильм
реж. Максим Елагин

#

2018, Россия, 08:07′
игровой фильм
реж. Иван Плечев

#

2019, Россия, ‘
субтитры к 33 фильмам
реж.

#

2019, Россия, 14:59′
игровой фильм
реж. Василиса Кузьмина

#

2019, Россия, 26′
игровой фильм
реж. Олеся Яковлева

#

2019, Россия, 13:10′
игровой фильм
реж. Владимир Копцев,Елена Копцева

#

2019, Россия, Грузия, 80′
игровой фильм
реж. Петр Левченко

#

2019, Россия, 24′
игровой сериал
реж. Антон Маслов

#

2020, Россия, 93:43′
игровой фильм
реж. Даша Чаруша

#

2021, Россия, 20:50′
игровой фильм
реж. Александр Котт

#

2021, Эстония, Россия, ‘
игровой фильм
реж. Борис Гуц

#

, , ‘

реж.

#

1999, Россия, 210′
игровой фильм
реж. Юрий Александров

#

2008, Россия, 100′
игровой фильм
реж. Александр Прошкин

#

2008, Россия, 127′
игровой фильм
реж. Владимир Бортко

#

2010, Китай, 50 серий по 40 мин’
сериал
реж. Шаохун Ли

#

2012, Россия, 73′
игровой фильм
реж. Арсений Гончуков

#

2013, Россия, 30′
документальный фильм
реж. Вениамин Тронин

#

2013, Россия, 18:15′
игровой фильм
реж. Виталий Курапов

#

2013, Россия, 12:30′
анимационный фильм
реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна

#

2013, Россия, 28:32′
игровой фильм
реж. Сергей Соловьёв

#

2013, Россия, 29:10′
документальный фильм
реж. Дмитрий Завильгельский

#

2013, Россия, 1:10′
арт-видео
реж. Михаил Романовский

#

2014, Россия, 13:52′
игровой фильм
реж. Ксения Гришина

#

2014, Россия, 08:20′
игровой фильм
реж. Юлия Сапонова

#

2014, Армения, 22′
игровой фильм
реж. Вагенак Балаян

#

2014, Россия, 27′
документальный фильм
реж. Людмила Бычкова

#

2014, Россия, 85′
документальный фильм
реж. Никита Тихонов-Рау

#

2014, Россия, 27′
документальный фильм
реж. Людмила Бычкова

#

2014, Россия, 130:24′
игровой фильм
реж. Владимир Котт

#

2014, США, 8′
игровой фильм
реж. Иван Петухов

#

2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19′
игровой фильм
реж. Жанна Карабалаева

#

2014, Сингапур, Россия, 09:26′
игровой фильм
реж. Максим Дашкин

#

2014, Россия, 35′
игровой фильм
реж. Михаил Романовский

#

2014, Россия, 60′
документальный фильм
реж. Мумин Шакиров

#

2014, Россия, 18:07′
игровой фильм
реж. Анастасия Полухина

#

2014, Россия, 19′
игровой фильм
реж. Никита Шулешко

#

2014, Россия, 4:54′
игровой фильм
реж. Михаил Романовский

#

2014, Россия, 42:52′
документальный фильм
реж. Ольга Арлаускас

#

2014, Россия, 26:03′
игровой фильм
реж. Игорь Каграманов

#

2014, Россия, 5:45′
игровой фильм
реж. Михаил Романовский

#

2014, Россия, 90′
игровой фильм
реж. Арсений Гончуков

#

2014, Россия, 28:30’’
игровой фильм
реж. Виктор Сидоров

#

2014, США, 100′
игровой фильм
реж. Грен Уэллс

#

2014, Россия, ‘
документальный фильм
реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау

#

2014, Россия, 16:07′
игровой фильм
реж. Юрий Суходольский

#

2014, Россия, 26:25′
игровой фильм
реж. Руслан Магомадов

#

2014, Россия, 7×5′
анимационный сериал
реж. Станислав Метельский

#

2014, Россия, 4 серии по 60 минут’
игровой сериал
реж. Владимир Хотиненко

#

2014, Россия, 24:26′
игровой фильм
реж. Марина Мигунова

#

2014, Россия, 10 серий по 43 минуты’
игровой сериал
реж. Андрес Пуустусмаа

#

2014, Россия, 19′
игровой фильм
реж. Валерий Полиенко

#

2014, Россия, 44:10′
документальный фильм
реж. Сергей Циханович

#

2014, Россия, 7′
игровой фильм
реж. Наташа Новик

#

2015, Россия, 95′
игровой фильм
реж. Султан Хажироко

#

2015, Россия, 11:25′
игровой фильм
реж. Ефграф Сорокин

#

2015, Россия, 24:42′
игровой фильм
реж. Никита Ордынский

#

2015, Россия, 11:45′
анимационный фильм
реж. Игорь Писаренко

Режиссерский сценарий – это документ
для работы режиссера и его помощников.
Официальный. Состоит из нескольких граф
+ раскадровка как приложение.

1. № сцена/кадр

2. Хронометраж

3. Описание кадра: действия/реплики

4. Раскадровка

5. Реквизит

6. Особые пометки

7. Звук/музыка

***

В кино есть два понятия: сцена и мизансцена.

«Критерием деления сцены на мизансцены

выступает движение героя».

Сцена– это место действия,
ограниченное одной локацией. Комнатой,
складом… всем тем, что имеет 4 стены. А
если сцена снимается на натуре (под
открытым небом) – то метраж сцены зависит
от многих факторов. Например, если есть
ТРЮК (участие каскадеров), то рамки сцены
ограничены местом проведения трюка.

«Сценарист при написании лит. сценария

оперирует именно сценами. 1 локация =
1 сцене».

Мизансцена— это сцена, проигрываемая
актером (ами) в радиусе 1-3 метров. Без
перестановки света и камер. Если свет
переставляется в другое место в пределах
4 стен – то это другое место считается
уже другой мизансценой.

«Режиссер при написании реж. сценария

оперирует мизансценами. 1 локация =
3-4 мизансценам».

Причины такого скрупулезного деления
реж. сценария таковы:

▫ Желательно за 1 смену успевать снимать
отдельные маленькие драматургии. Нельзя
снять 1,5 драматургии, дабы закончить
потом. Нужно снять либо 1, либо 2.

«Каждая сцено-драматургия состоит из

нескольких маленьких драматургий».

Например, слишком длинные разговоры
«режутся» на снимаемые части. Если у
тебя герои болтают в кадре (скажем) 4
мин., а режиссер видит сцену многокадровой
– то лучше логически «порезать» болтовню
на 2 съемочных дня.

▫ Есть мизансцены с разговорами, есть
только с движениями, есть со спецэффектами.
И каждая такая мизансцена – требует
отдельной подготовки и вызова конкретных
специалистов на площадку. Если (скажем)
сцена длится 1,5 мин. – то её можно снять
за 1 смену. Но если из этих полутора мин.
– половина времени герои болтают, а
половину дерутся, то необходимо искомые
90 сцено-секунд разделить на 2 съемочных
дня.

К болтологии по съемочному графику
присоединить ещё одну какую-то сцену,
а сцене драки посвятить целую смену,
пригласив мастера по рукопашному бою
и принеся замены костюмов + вызвав доп.
костюмера и гримера.

«Каждый вызов доп. специалиста
увеличивает расходы. Поэтому такие
вызовы фиксируются в реж. сценарии
строго.

Дабы после уйти в вызывной лист и в
бухгалтерию».

При написании режиссерского сценария
искомые причины учитываются в комплексе.
Таким образом, вместо 50 сцен в лит.
сценарии – имеем 200 сцен в реж. сценарии.

«Данность режиссера — держать в голове
весь

пока не снятый фильм. Как до расписки

в реж. документах, так и после расписки».

Рис. 65. На фото: собственно
хлопушка. Привезена мне лично Вл.
Стекловым из Канады. Сейчас на съемках
чаще используются хлопушки с электронным
табло.

§6.2.3. Раскадровки

Раскадровка — это лист бумаги, на котором
рисуется то, что зритель потом видит на
экране. Диспозиция персонажей относительно
объектива.

Режиссёр делает раскадровку не один, а
привлекает оператора, художника-постановщика
и 2-го режиссёра. Иногда присутствуют
монтажёр и сценарист. На практике и чаще
всего – раскадровка делается режиссером
вместе с оператором. Вдвоём.

На сериалах режиссер вообще не занимается
раскадровкой, как и никто другой. На
съемках сериалов и реж. сценария зачастую
нет. Снимают по лит. сценарию.

«Раскадровка – приложение к реж.
сценарию. Считается, что обязательное.
Но по факту ею пренебрегают даже на
прокате».

Внешне раскадровка может выглядеть
так, как на рис. 66-69. Не очень эстетично,
но главное соблюсти эстетику на экране
кинотеатра. Сейчас такая раскадровка
стоит 150-600 руб./1 кадр. Зависит от цветности
или ч/б, статуса раскадровщика и его
жадности.

Рис. 66-69. На фото: раскадровка
сцены аварии, проект «Капелька дождя».
Режиссер Андрей Ангелов. Рисовал проф.
раскадровщик.

***

Мерой крупности при съемках всегда
выступает ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО КАК ОБЪЕКТ.
Если (например) в кадре человек на фоне
Титаника, то режиссер пишет в сценарии:
«Снимаем ди Каприо до пояса, с тем
расчетом, чтобы был виден иллюминатор
над его правым плечом». Мера крупности
Титаника не указывается.

***

Меру крупности принято обозначать с
помощью понятия «план». Есть 4 градации
таких планов:

▫ Крупный (КП). Человек максимум по грудь
в кадре.

▫ Средний (СП). Человек по пояс в кадре.
Или по колено («американский средний»).

▫ Общий (ОП). Человек в кадре в полный
рост.

▫ Детальный (ДП). Часть человеческого
тела. Например, рука или палец.

Каждый из планов имеет свои подделения.
Так есть – суперкрупный, 1 и 2 средние
планы, дальний (обзорный) и общий человека,
деталь крупно.

Подделения тоже градируются на профиль
и фас, выискиваются акценты, характерные
детали… Легион их – этих градаций, так
как каждая градация уникальна применимо
к конкретному кадру! Уникальна, даже
несмотря на то, что изобрести что-то
новое в камерной подаче материала
сложно, и все режиссеры копируют одни
и те же кинематографические приёмы.

***

В раскадровке приняты условные обозначения
вида «огурец». Это такие значки, название
коих иллюстрирует читалка: «Палка,
палка, огуречик, вот и вышел человечек».

По всей видимости, читалка возникла
именно в среде первых раскадровщиков.

КП – это один огурец, СП – два огурца
(голова и тело) и две палки (руки). ОП –
два огурца и 4 палки (руки/ноги).

***

Рис. 70. На фото: раскадровка
ручная. Рисовал оператор Николай
Чепуршкин, под худ. руководством Андрея
Ангелова.

Как видим, лист разделили напополам. На
одной стороне схематичный рисунок, на
другой описание. Всё от руки. Это уже
такой мини-режиссерский сценарий, а не
просто кадры.

На съемках оператор сверяется с
раскадровкой, а режиссер с раскадровкой
и реж. сценарием.

«Раскадровка – это всё же больше
операторский документ.

И больше нужна оператору, чем режиссеру».

Рисовать раскадровку – это самый тяжелый
и муторный процесс в производстве кино.

***

Помимо планов есть ряд камерных,
операторских и монтажных приемов,
которые тоже фиксируются в раскадровках.

ПНР – камерная панорама.

РАКУРС – точка съемки, сверху или снизу.

ДЖАМКАТ – бросок темноты на экран,
подобно кляксе.

НАПЛЫВ – один кадр «съедает» другой на
глазах у зрителя.

РАПИД-СЪЁМКА или ЗАМЕДЛЕНИЕ – позволяет
медленно показать зрителю быстрые
процессы. Например, взрыв (или иной трюк)
и акцентация движения, эмоции.

НАМЕРЕННОЕ ВЫРЕЗАНИЕ КАДРА – из
непрерывного кадра «вынимают» середину,
в целях повышения зрительского внимания.

И так далее. Все движения в раскадровке
показываются стрелочками и словесными
приписками.

***

Идеально, когда раскадровка рисуется
под конкретные локации. Но на практике
такого почти не бывает и раскадровку
рисуют как раз параллельно с поиском
объектов. А потом подгоняют её под уже
конкретные помещения. По ходу изготовления
раскадровки режиссер с оператором
выезжают на места будущих съемок,
фотографируют их.

«Раскадровка правится всегда, даже
на съемочной площадке.

И принимает законченный вид лишь в
период монтажа».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется режим сбит
  • Как пишется режим выживание
  • Как пишется реестр на английском
  • Как пишется реестр документов
  • Как пишется редьярд киплинг