Как пишется сценарий сказки

Как написать сценарий сказки

Чтобы сделать праздник интереснее и объединить всех собравшихся вне зависимости от возраста, можно поставить спектакль по сказке. Взрослые смогут окунуться в детство, а малыши насладятся любимой историей. Прежде чем начать репетиции и подготовку костюмов, нужно поработать над тестом сказки. Его нужно значительно переделать, чтобы получился сценарий спектакля.

Как написать сценарий сказки

Инструкция

Выберите сказку, по которой будет поставлен спектакль. Ориентируйтесь на аудиторию, для которой вы его делаете. Сказка не должна быть слишком глубокомысленной и философской, если спектакль будут смотреть малыши-дошкольники, а «Колобок» не подойдет для пятиклассников. Также учитывайте количество актеров и материальные затраты на костюмы и реквизит.

Определите тип повествования, который будет представлен на сцене. Все авторские слова может произносить отдельный герой – повествователь (для него можно придумать роль сказочника или другого персонажа). Либо можно обойтись без авторского текста, если суть происходящего останется понятной. Кроме того, можно трансформировать слова рассказчика в действия основных героев или вплести в их монологи. Главное требование при такой переписке сказки – органичность происходящего на сцене.

Выпишите из произведения оставшиеся диалоги и монологи героев. Каждый из них нужно проработать отдельно. Уберите лишние фразы, которые не влияют на общее действие и не раскрывают характер героя. Это необходимо в том случае, если сценарий в несокращенном виде рискует превратиться в слишком долгий спектакль.

Адаптируйте текст для вашей аудитории и актеров. Если в зале будут маленькие дети, а на сцене – непрофессиональные актеры, слишком длинные предложения можно разбить на короткие фразы. А непонятные для детей слова заменить синонимами.

Добавьте в сценарий описание мизансцен. Распишите движения актеров, расстановку их на сцене в каждом фрагменте спектакля. При этом нужно учитывать как законы композиции, так и внутреннюю «психологию» спектакля. Расположение действующих лиц на сцене должно подчеркивать действие, продолжать его в движениях или контрастно оттенять.

Добавьте в сценарий ремарки. Это пометки для актеров и режиссера-постановщика. В нескольких предложениях сценарных ремарок описывается, что, в каких условиях, как происходит.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Cценарий
   мастер-класса   “Создание сценарного   материала  для  постановки спектакля 
с  участием  младших  школьников»

Цели:  
способствовать  профессиональному  развитию   педагога в   решении   
вопроса    подбора  репертуара  детского  театра.

Задачи:

1.      Актуализировать 
знания  об  этапах  создания  сценария.

2.      Познакомить
с  методами  подбора, отбора и обработки материала для сценария и его
воплощения.

3.      Создать 
условия  для  реализации  режиссёрской  экспликации  в  ходе  создания 
сценария  сказки.

Дидактическое  обеспечение  мастер-класса:  
раздаточные  таблицы  для  групп,  памятки  по  созданию  сценария,  сценарии 
спектаклей,  видеоролик  о  театре,  варианты  музыкального  оформления 
сказки, маркеры,  фломастеры,  альбомные  листы.

Техническое  обеспечение  мастер-класса: 
проектор,  компьютер, колонки,  экран.

Структура 
и  ход  проведения  мастер-класса.

Выделение 
проблемы. Мотивация  участников  мастер-класса.

 Просмотр видеоролика —  приглашение.

«Уже в работе
сценарист, хоть белый лист пока что чист» —  знакомая  ситуация   для  многих 
педагогов  дополнительного  образования, организаторов, учителей,  работающих 
самозабвенно,  развивающих  интеллектуально – творческий  потенциал   своих 
воспитанников. Способности у детей разные, но в театре хотят играть многие. 
Поэтому нужно для спектакля использовать такой сценарный материал, который бы
позволил раскрыть способности разных детей. К сожалению, приходится
констатировать тот факт, что не все предлагаемые сценарии отвечают потребностям
нашей театральной студии. Подбор репертуара – важнейшая составляющая в работе
с  детским театром. Поэтому   тему  мастер —  класса  —
“Создание сценарного   материала  для  постановки спектакля  с 
участием  младших  школьников»-  считаю  актуальной.
Как  в  рамках 
театральной  студии,  мастерской, детского  объединения 
художественно-эстетической  направленности   создать  поле  для  проявления 
таланта  каждого  ребёнка? (создание  сценария,  где  роль  мог бы  получить  каждый)
Возникает множество  вопросов: с  чего  начать  создание  сценария? Каким 
образом  подобрать  роли  для  исполнителей?  Как  продумать  музыкальное,
световое  сопровождение  спектакля?  Какие костюмы  придумать  актёрам?  Где 
взять  необходимый  реквизит?  Попробуем  вместе  ответить  на  эти  вопросы. Итак, давайте попытаемся пройти этапы создания сценария и его
осуществления в школе вместе.

Актуализация 
знаний в  данной  проблемной  плоскости.

1.      Осознание
предстоящей творческой работы как социального заказа.

Учитель,
организующий творческую деятельность детей в школе, не имеет возможности ждать,
когда к нему снизойдет вдохновение, как у писателей, поэтов, профессиональных
режиссеров и людей других творческих профессий. Все свои творческие способности,
ресурсы фантазии, ума, наблюдательности, весь свой сценарно — режиссерские
предшествующий опыт мы каждый раз «бросаем» на выполнение очередного
«социального» заказа, не дожидаясь вдохновения. Оно нас «догонит», если мы
будем творить, а не выполнять работу формально для очередной галочки в плане
воспитательных «мероприятий».

2.      Учет
возможностей сценической площадки и всего места проведения театрализованного
мероприятия.

Мы должны писать сценарий не на идеальные условия, которые могли бы себе нафантазировать,
а на те, которые есть, которые являются непреложной данностью в нашей работе.

3.      Учет
интеллектуальных и творческих возможностей исполнителей.
Наши 
исполнители – дети!!! Они  не  профессиональные  актёры, поэтому  у  школьного 
театра  иная  цель,  чем  у  профессионального.
Нельзя давать
ребенку непосильные сценические работы. Мы не имеем права наносить ему травму. Мы
просто обязаны придумать каждому ребенку такие роли, такие сценические задачи,
с которыми бы он справился хорошо. Детям в творческой работе нужен только
успех!

4.      Учет
возрастных и интеллектуальных запросов и возможностей аудитории.
Мы 
ориентируемся  на  младший  школьный  возраст. Показ 
нескольких  сценариев.

5.      Поиск
сценарно-режиссерского хода.
Когда определены тема, идея и сверхзадача,
набран уже в какой-то мере материал и, казалось бы, можно писать сценарий,
бывает, что работа пока не ладится, словно чего-то еще не хватает. Порой даже
хороший, богатый материал и интересные творческие номера бывает трудно собрать
воедино, чтобы все держалось на каком-то едином стержне и не рассыпалось. Это 
и  есть  сценарно-режиссёрский  ход.  «С идеями не носятся по сцене, — с идеями
уходят из зала»,- сказал  В.В.  Маяковский. Если  вы  как  режиссёр 
подобрали   верный  сценарно —  режиссёрский  ход,  то  ваш  зритель  уйдёт 
из  зала  с  идеей.

6.      Драматургическая 
обработка  материала.
На службе у организатора театрализованного
досуга состоят разные методы подбора, отбора и обработки материала для сценария
и его воплощения. Опытный организатор, сценарист и постановщик владеет как
минимум четырьмя главными методами.
1. Метод компиляции — самый распространенный в практике организаторов и
сценаристов. Латинское слово «компиляре» означает в переводе «грабить». Объяснение
этому переводу дополнительно не требуется, да и оправдываться в том, что мы
действительно зачастую пользуемся «награбленным» материалом, не стоит.

Мы компилируем свой сценарий из
чьей-то идеи, на которую набрали свой материал, или, наоборот, придумали сами и
идею, и ход, и многое другое, но материал заимствуем из книг, материалов разных
авторов и т.д. Нет ничего предосудительного в наших компилятивных действиях,
поскольку этот процесс тоже является творческим и в результате нашей
компилятивной или частично компилятивной работы все равно рождается
неповторимое произведение для конкретной нашей аудитории.

2. Метод инсценирования. Методом
инсценирования организатор школьного театрализованного досуга пользуется весьма
часто. Мы инсценируем для ребят сказки, басни, рассказы и для отдельного показа
их, и для включения небольших инсценированных фрагментов в концертах, вечерах,
конкурсно-игровых программах и т.д.

3. Метод творческого монтажа
разнородного материала. Монтаж — это сборка, стыковка друг с другом и песен, и
танцев, и документов, и выступлений реальных героев, и многого другого, что
составляет собственно ткань сценария. От того, насколько мы умело стыкуем,
присоединяем один фрагмент к другому, один материал, стараемся противопоставить
или оттенить другим, интереснее становится все действие в целом. Приемы монтажа
нужно знать и не бояться ими пользоваться. Мастерство придет со временем, но
важно начать их осваивать в своей творческой практике, тогда у каждого
организатора накопятся свои навыки.

4. Собственно драматургический
метод. Этот метод предполагает практически полную авторскую работу сценариста.
Подобранный им материал и осмысленный им по-своему он решает наделить сюжетом,
выстроить его по всем правилам драматургии, и чаще всего такие работы становятся
его пьесами для ребят, театрализованными представлениями или другими формами, в
которых присутствует сюжет.

7.      Режиссура
театрализованного представления.
РЕЖИССЕРСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ —
РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ. Экспликация фиксирует ответы на главные вопросы: для
чего, как, какими средствами предполагается сценически воплотить произведение в
целом и каждый его эпизод? Режиссерская экспликация на бумаге может быть
оформлена по-разному. Иногда она выглядит так: в левой части листа
располагается сценарий, а справа идет режиссерская экспликация, т.е. описание
того, что и как происходит на сцене в это время.
Иногда режиссеру удобнее работать по монтажному листу, который отражает точный
ход всего сценического произведения и предстает в табличной форме. Выданы  шаблоны  таблиц.

Объединения 
в  группы  для  решения  проблемы. Работа  с  материалом.

Участники 
мастер-класса  объединяются  в  группы  в  зависимости  от  своего  желания, 
способностей,  интересов.

1 группа 
—  «Драматурги».   Задача  группы:
расписать
эпизоды,  указать  место  действия,  участников действия, характер  действия.

2  группа 
— «Звукорежиссёры».  Задача  группы:
расписать 
по  эпизодам  музыкальное  и световое  оформление  спектакля.

3  группа:
«Художники – оформители». Задача  группы:   
продумать
оформление  сцены,  реквизит,  костюмы  героев.

Таблица    группам.
 / по  сказке  К.И. 
Чуковского   «Муха — 
Цокотуха»/

Драматический  текст

Драматурги

Звукорежиссёры

Художники — оформители

Место  действия

Характер  действия

Музыкальное  оформление

Световое  оформление

Реквизиты,

оформление  сцены

Костюмы

Представление 
результатов  работы. Обсуждение. Корректировка  результатов  работы.

 Участники  мастер-класса  представляют 
результаты  работы  своих  групп, вносят  корректировку.

Рефлексия.
Подведение  итогов.  Определение  эффективности  мастер-класса.

«Театр – это   такая  кафедра,  с  которой 
можно  сказать  миру  много  добра»,- утверждал  Н.В.   Гоголь. Уважаемые 
коллеги – вы    во  главе  этой  кафедры. Я  приглашаю  вас    к  подведению 
итогов   работы  нашего  мастер —  класса. На  сколько  эффективна  оказалась 
работа  именно  для  вас?
Выскажите свое мнение о
мастер-классе, участником, которого вы стали сегодня. Творческая форма
рефлексии – синквейн.

Правила написания
синквейна:

  • В первой строчке тема
    называется одним словом (обычно существительным).
  • Вторая строчка – это описание
    темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • Третья строчка – это описание
    действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
  • Четвёртая строка – это фраза
    из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
  • Пятая строка – это синоним из
    одного слова, который повторяет суть темы или понятия в первой строке.

Пример заполнения
таблицы (синквейн)

1.

Название
предмета

Мастер-класс

2.

Два прилагательных, которые
описывают предмет

эффективный, творческий

3.

Описание действий (три глагола)

стимулирует, направляет, обучает

4.

Фраза из четырех слов, выражающая
главную мысль

свой стиль  педагогической
деятельности

5.

Синоним первого слова, который
раскрывает его суть

умение и опыт

Список  источников.

1.      Агапова И.А. Школьный  театр. – М., «ВАКО», 2006

2.     
Артюхова  И.С. Воспитательная  работа  с 
подростками: занятия,  игры, тесты.-   М., Первое  сентября, 2004.

3.      Горохова
Л.А. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ.- М., 2005.

4.      Опарина  Н. А.. Создание
сценария и его воплощение.

Детский театральный журнал, № 1, 2011.

5.      http://www.kakprosto.ru/kak-46681-kak-napisat-scenariy-meropriyatiya

Как написать сценарий

Мы уже говорили о том, что такое сценарий фильма. Теперь мы постараемся сами научиться писать сценарии по литературным произведениям — например, по рассказам В. Драгунского.
Мы написали небольшую инструкцию — не стóит запоминать всё, что здесь написано. Этот текст полезно иметь перед глазами, как справочник или словарь, и проверять по нему свой рабочий вариант сценария.


Давайте посмотрим на фрагмент настоящего киносценария, написанного по рассказу писателя О’Генри «Персики».

Для удобства мы выделили цветом разные элементы, из которых состоит сценарий.


ИНТ. ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК УТРО

На столе лежит несколько свежих заявлений, авторучка и зажигалка, рядом стоит кружка с горячим кофе.
ДЕЖУРНЫЙ (45 лет), откинувшись на стуле, внимательно читает какую-то статью в газете. Он полноват,
у него кудрявые волосы.
В участок заходит МАЛЫШ МАК-ГАРИ (20 лет) и решительно подходит к Дежурному.

МАЛЫШ МАК-ГАРИ
Капитан здесь?

ДЕЖУРНЫЙ
(Громко)
Сэр, к вам пришли!

Откуда-то из темноты за спиной Дежурного появляется КАПИТАН (60 лет) — высокий мужчина в тёмных брюках
и белой рубашке, на поясе висит полицейский значок и кобура с пистолетом. Костяшки на правой руке,
в которой он держит папку с делом, украшают свежие ссадины.

КАПИТАН
(Пожимает руку Малышу)
Здорóво, Мак-Гари! Я думал, ты в свадебном
путешествии.

МАЛЫШ МАК-ГАРИ
Вчера вернулись. Скажите-ка, капитан, вы бы
хотели накрыть заведение Денвера Дика?

КАПИТАН
Поздно! Денвера накрыли два месяца назад.

Капитан хлопает по плечу Дежурного, который пытается сделать глоток кофе.

МАЛЫШ МАК-ГАРИ
Верно. Два месяца назад его выкурили с Сорок
Третьей. Но теперь он неплохо обосновался на вашем участке.
И дела у него идут лучше прежнего.



Итак, сценарий всегда состоит из сцен. Сцены в кино очень похожи на эпизоды в литературе, а с эпизодами в «Денискиных раcсказах» Драгунского мы уже научились работать. Чтобы нам было проще, мы будем считать, что у нас в сценарии будет столько же сцен, сколько эпизодов в произведении, по которому мы пишем сценарий. Поэтому первым делом, когда мы начинаем писать сценарий, например, по рассказу Драгунского, нам нужно выделить в этом рассказе эпизоды — это и будут наши сцены.

Каждая сцена в сценарии состоит из нескольких блоков. Сначала это может показаться сложным, но на самом деле блоки помогают сразу увидеть, как устроена сцена.  Поэтому читать сценарий всегда проще, чем рассказ или повесть. Давайте посмотрим, какие блоки есть в нашем сценарии и зачем они нужны.

1. Время и место действия

В нашем примере этот блок выделен жёлтым цветом и выглядит так: ИНТ. ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК УТРО

Этот блок называется «Время и место действия». С него всегда начинается любая сцена. Нужен он для того, чтобы показать, где и когда происходит действие в этой сцене.
Мы начинаем этот блок со слова «ИНТ.» или «НАТ.» Так в кино говорят, когда действие происходит в помещении (интерьер, ИНТ) или на улице (натура, НАТ). 
На самом деле всё очень просто — если сцена происходит на открытом воздухе, то надо написать НАТ., а в любом другом случае — в комнате, в классе, в машине, в цирке — ИНТ.

Дальше мы указываем место действия — в нашем примере это полицейский участок. Другие примеры мест действия — «тихая улица», «комната», «арена цирка». Если для фильма важно, где именно происходит действие, то так и надо писать — «комната Дениски», «арена цирка на Цветном бульваре».

И, наконец, время действия — это всегда только одно из четырёх слов — УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР или НОЧЬ.В каждой сцене есть только один такой блок — в самом начале.

2. Описание действия

В нашем сценарии эти блоки выделены голубым цветом. Цель такого блока — помочь режиссёру фильма и съёмочной группе точно представить себе, что делают герои в сцене, как они выглядят, обратить внимание на важные детали, предметы. В этом блоке мы как бы рисуем картинку словами. 

Если в сцене появляется герой, которого раньше не было в фильме, то его имя в первый раз пишется ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ и в скобках указывается его возраст — например, КАПИТАН (60 лет). Если автору сценария это важно, он может включить описание внешности героя, его одежды, особых признаков (например морщины, веснушки). Обратите внимание — в нашем сценарии такие описания есть. Они нужны для того, чтобы выбрать на эту роль подходящих актёров. Если мы уже знакомы с героем, то его имя пишется как обычно — Капитан, и его внешность описывать уже не нужно. 

Вот как правильно написать этот блок:

  • В сцене должен быть хотя бы один блок «Описание действия» — сразу после первого блока «Время и место действия»
    Их может быть и больше — такие блоки появляются почти каждый раз, когда герои что-то делают, а не просто разговаривают. Или когда в сцене появляется или исчезает герой. Обратите внимание — в нашем фрагменте сценария таких блоков три. 
  • Когда мы пишем блок «Описание действия», мы используем только настоящее время глаголов. «Ручка лежит на столе», «Дениска подходит к плите и открывает кастрюлю», а не «Ручка лежала на столе», «Дениска подошёл к плите и открыл кастрюлю». Почему так делается, очень просто понять, если вспомнить наш текст «Что такое сценарий» — мы можем описывать только то, что зрители увидят глазами, всё должно происходить здесь и сейчас.
  • Ещё раз — мы пишем только о том, что можно увидеть глазами. «Дениска думает о том, что сказал Мишка» — так мы не можем написать в сценарии, нам нужно сначала придумать, как показать это зрителям, чтобы они поняли, о чём именно думает Дениска. Если мы просто покажем, как Дениска задумался, как зрители поймут, что он думает именно о том, что говорил Мишка?
  • Обо всех героях мы говорим только в третьем лице, как будто мы смотрим на них со стороны (Мишка думает, Дениска идёт в школу, папа возмущается, капитан появляется). Писать «я», «ты», «мы» и так далее в этом блоке нельзя — режиссёр и съёмочная группа должны всегда чётко понимать, о каком герое идёт речь. Мы как бы представляем себе, что наши глаза — это камера, которая снимает фильм.

3. Диалоги

Диалоги нужны для описания того, что и как именно герои говорят. Они состоят из трёх элементов —

  • ИМЯ ГЕРОЯ (в нашем примере такие элементы обозначены оранжевым цветом) — дает нам понять, кто говорит. В диалоге имя всегда записывается заглавными буквами. Имя героя должно быть таким же, как в блоке «Описание действия»
  • Ремарка (в нашем примере ремарки обозначены зелёным цветом) — необязательный элемент. Пишется в скобках. Нужна только тогда, когда важно уточнить, как именно герой говорит, к кому он обращается, или если герой что-то делает одновременно с разговором, какое-то простое действие. Если герой должен сделать что-то посложнее, нам понадобится блок «Описание действия», после которого можно будет продолжить писать диалог. Обратите внимание — в нашем фрагменте сценария есть две ремарки.
  • Реплика (в нашем примере реплики обозначены синим цветом) — то, что говорит герой. 

Герои всегда говорят по очереди, и это записывается именно так, как в нашем фрагменте сценария: 

ИМЯ ГЕРОЯ
(Ремарка, если есть)
Реплика

Иногда герои при разговоре перебивают друг друга — и тогда реплика одного героя может закончиться внезапно. Например:

ДЕНИСКА
Видеть не могу манную ка…

МАМА
(Громко)
Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.



Написание сценария — это творческая работа. Даже когда сценарий основан на литературном произведении, автор сценария совсем не обязан точно повторять то, что там написано. В сценариях фильмов по произведениям Драгунского, например, часто объединяются сцены из разных рассказов, меняется порядок событий, сами герои и то, что они говорят. Что-то выбрасывается, а что-то, наоборот, добавляется. Даже в тех сценариях, которые написал сам Драгунский! Главное, о чём думает автор сценария — это то, какой у него получится фильм, как он будет выглядеть на экране.

Последнее изменение: Среда, 12 Август 2020, 00:18

Как  создаются  сценарии  к  кукольному  спектаклю.

Камчатский  край, город Елизово,

 МБДОУ «Детский  сад  №9 «Звёздочка».

Воспитатель Лучко  Татьяна  Леонидовна.

   Для  того чтобы  создать  сценарий  кукольного  спектакля  необходимо  учесть  возраст  ребёнка. Это  поможет  подобрать  сказку, которая  будет  ему  понятна; рассчитать  время  проведения  спектакля, чтобы  не  утомить дошкольника.  В  подборе  сказки  можно  обратиться  к  программе  по  дошкольному  воспитанию  или  посмотреть  список  рекомендованной  литературы  на  сайте  министерства  образования.

   Обычно  сказки  рассказываются  кем-то  и  диалогов   или  монологов  очень  мало. Конечно, можно  ввести  рассказчика, но  тогда  спектакль  сильно  отличать  не  будет  от  прочтения  иллюстрированной  книги. Всё-таки  кукольный  спектакль – это  волшебство, где  герои  оживают  и  сами  говорят  и  живут.

   Поэтому  можно  описание  заменить, например  вместо  «Жили  были  Дед  и  Баба»  на  диалог: Дед: «Бабка, а Бабка, утро  наступило, давай уж  завтракать». Бабка: «Слезай  Дед  с  печи  да  иди  есть  калачи». Вместо  текста «Посадил  Дед  репку»  на  монолог: Дед: «Посажу-ка я  репку».

     Если  в  тексте  говорится  о  длительном  действии: «И  пошла  она  через  лес», то  текст  поменять  на  движение  куклы  по  сцене  под  музыку, песню  или  монолог  героя: «По  лесной  тропинке я  пойду  и  для  бабушки  любимой  я  цветы  найду. Вот  ромашка, а  вот  незабудки – положу  я  их  в  корзинку  и  дальше  поспешу». То  есть  происходит  либо  движение  героев  на  сцене, либо  идёт  их  диалог  или монолог. Напоминаю, если  идёт  диалог, то  движется  та  кукла, которая  говорит.

       Если  есть  возможность, то  хорошо  бы  запланировать  музыкальное  сопровождение. Музыка  подбирается  согласно  действию  или  образу  персонажа, дополняя  его.  Музыкальные  фрагменты  лучше  расположить сразу  в  нужном  порядке. Если  фрагмент  повторяется, то  его  следует  записать  требуемое  число  раз, чтобы  не  искать  и  не  прерывать  спектакль. Одно  включение  должно  плавно  перетекать  в  другое. Использовать  можно  и  магнитофон, и  синтезатор  с  программой, компьютер  или  мощный  планшет.

       В  сценарии  реплика  нового  персонажа   записывается с  новой  строки  так: вначале  имя  персонажа, двоеточие, курсивом  пометка  о  музыкальном  сопровождении, текст  героя. Если  при  этом  планируются  перемещение  персонажа  или  какие-либо  действия, то это  прописывается    курсивом (или  в  скобка).

      Дополнением  будут  декорации. Их  эскиз  можно  набросать  и  приложить  к  сценарию. Обязательно  в  тексте  нужно  пометить, в  какой  момент  декорации  следует  сменить (если  это  необходимо).

       Если  без  слов  автора  просто  не  обойтись, можно  ввести  Петрушку (или  Лесовичка, или…), который  вначале  пригласит  всех  в  сказку, по  ходу будет  давать  пояснения, а  в  конце  попрощается. Конечно, ведущим  может  быть  и  взрослый, но  персонаж  лучше.

     Прочтите  сценарий; проверьте,  не  упустили вы что-нибудь  важное, отредактируйте.

     Просчитайте,   насколько  по  времени  рассчитан  спектакль. Если  более  чем  пятнадцать  минут, то  следует  вставить  подвижную  игру  или  упражнения, чтобы  дети  встали  и могли  подвигаться  возле  своего  места.

     Если, по  вашему  мнению,  вы  всё  учли, то  приступайте  к  созданию  сценария. Успехов  вам  в  написании  и  аншлагов  после  проведения!

Сказки нравятся и детям, и взрослым — их любят не только читать, но и сочинять. Русские народные сказки знакомы каждому с младенчества. Сейчас стали актуальны ретеллинги — пересказ знакомых сюжетов на новый лад. Популярность жанра обусловлена, в том числе, терапевтическим воздействием. Персонажи сталкиваются с загадочным, необычным — с чем-то потусторонним. А читатели на этих примерах разбираются в собственных проблемах, волнующих их. Разбираемся, что такое сказка как жанр, как написать сказку самому и сделать ее актуальной и современной.

Редактор, автор блога Band

Что такое сказка

Сказка — чаще всего, прозаическое произведение, которое характеризует волшебный, героический или бытовой сюжет с участием фантастических сил.

Жанр популярен и в России, и зарубежом. Пишут их совершенно разные авторы. Например, актер Крис Колфер — автор серии книг «Страна Сказок» — не собирался становиться детским писателем.

Актуальны ретеллинги: «Лунные хроники» Мариссы Мейер — это пересказ известных нам сюжетов, но с крайне необычной стороны. У Золы кибер-нога, юной Скарлет в поисках бабушки помогает боец по прозвищу Волк. Кресс в заточении на орбитальном спутнике, а не в башне.

В России яркие представители жанра — Екатерина Матюшкина, Сергей Седов, Мария Бершадская, Тамара Михеева.

Практически у каждого писателя время от времени возникает мысль: «Хочу написать сказку». Как и с любым жанром, важно — пробовать и искать форму. Начните с наших рекомендаций!

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Что потребуется, чтобы написать сказку

1. Развивать насмотренность

Детская и подростковая писательница Елена Нестерина и лектор Бэнд, советует прочитать как можно больше чужих сказок: и литературных, и народных. Это поможет настроить внутренний эстетический камертон на сказочные реалии.

Но при этом стоит помнить про многожанровость: границы размыты, поэтому не сильно фокусируйтесь на каноны — дайте простор фантазии и пишите!

2. Вдохновляться классиками

Одна из классических схем построения сюжета — путь героя. Об этом достаточно много писал Кристофер Кэмпбелл в книге «Тысячеликий герой».

Как отмечает детский писатель и лектор Бэнд Юлия Иванова, универсальная схема пути героя — «мономиф» — сюжет, повторяющийся веками в разнообразных историях. Но он все равно заставляет читателей сопереживать персонажам.

Яркий представитель — «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. Разберем на примере первой книги:

  • Герой живет в обычном мире → Гарри в семье Дурслей;
  • Слышит зов к приключениям → случай в зоопарке, когда удав выбрался из террариума;
  • Сопротивление изменениям самого героя или под действием обстоятельств → дядя увозит Гарри в хижину на скале посреди моря, чтобы ему не приходили письма, но великан Хагрид его все равно находит;
  • Встреча с наставником → знакомство с Дамблдором;
  • Герой попадает в другой мир → становится учеником Хогвартса;
  • Столкновение с главным испытанием → вместе с друзьями пресекает попытку возвращения Волан-де-Морта;
  • Путь домой → каникулы в школе магии.

3. Выбрать место действия и продумать сеттинг

Не важно, создаете ли вы весь волшебный мир «нуля» или берете готовую мифологию, нужно продумать каждую мелочь. Даже если в книге об этом не будет прямого упоминания.

Книга «Тайны Чароводья» Юлии Ивановой начиналась с карты. Как и у многих классиков — например, Карта Средиземья у Толкиена.

На какие вопросы стоит ответить:

  • Если существует магия, то как именно она работает?
  • Какие живые существа населяют мир? Какие у всех особенности?
  • Кто правит этим миром? Находят ли государства в состоянии войны?
  • Во что верят? Есть ли ритуалы? Если да, — какие они?
  • Каков растительный и животный мир?
  • Уровень развития технологий: есть ли невероятные изобретения?
  • Какой социально-экономический слой?

4. Ориентироваться на конкретный возраст

Сочиняя сказку, не стоит забывать про возраст читателей. Писательница и лектор Бэнд Екатерина Матюшкина замечает, что для детей 3-6 лет устройство мира лучше свести к минимуму и сделать его понятным: никаких инопланетян!

Детям 6-12 лет интересны тайные миры, которые невидимы для взрослых. Долина Муми-троллей, резиденция Деда Мороза и так далее. Им хочется подружиться со сказочными существами: вводите помощников для главных героев.

Подросткам (от 12 лет) особенно интересны запрещенные и опасные места, удивительные магические вещи, суперспособности. Конфликт может разрешиться чем-то актуальным и в их обычной жизни: торжеством над обидчиком, к примеру.

5. Сфокусироваться на актуальной проблеме

Иллюстрацией служит сказка «Коралина» Нила Геймана, где главная героиня угодила в потусторонний мир, но не сразу поняла, что перед ней не настоящие родители.

Тем самым автор рефлексирует на тему детско-родительских отношений. По началу Коралине интересно с «новыми» мамой и папой, ведь те так внимательны к ней.

Заметьте, что у Коралины даже нет каких-то магических способностей, но она все равно побеждает темные силы.

6. Поставить читателя перед сложным выбором

В сказке обязательно должна быть мораль. Конечно не напрямую, тщательно завуалированная. Но при этом главная мысль должна хорошо считываться и быть понятной.

Сказка «Цветик-семицветик» знакома многим с детства. Юный читатель вместе с девочкой Женей приходит к вполне конкретным выводам: счастье другого человека важнее, чем сиюминутные желания.

7. Следить за мелочами

Магия должна объясняться: в «Гарри Поттер» часть заклинаний читатель узнает одновременно с персонажами на уроках в Хогвартсе. Экспекто Патронум, Вингардиум Левиоса — даже сложные названия запоминаются благодаря тому, что писательница ввела их в сюжет.

У сказки всегда есть начало и конец. Все события завершены, все линии сошлись, все персонажи получили завершение сюжетной арки, добро победило зло — вспоминайте присказки: «Тут и сказочке конец, а кто слушал — молодец!»

На курсе «Однажды в сказке» вы напишете 7 детских историй, сможете самостоятельно издать и получить экземпляр книги на Riderо. А самые интересные истории получат обратную связь от одного из российских издательств.

Где публиковать сказки

1. Подкасты

Начитку сказки автором оценят и взрослые, и малыши. Современный вариант любимых советскими детьми пластинок. Предложите начинать сказку для подобного подкаста.

Что еще почитать по этой теме:

2. Телеграм-каналы

Все больше площадок, посвященных развитию молодого поколения. Часто они используют интерактивные форматы контента. Например, можно разделить написанную сказку на короткие отрывки, и каждый день будет выходить новая часть.

3. Сообщества родителей

Например, во ВКонтакте. Не обязательно выбирать те сообщества, где уже публикуются аудио-сказки: предложите такой вариант в группы с детско-родительской тематикой. Возможно, станете постоянным автором новой рубрики.

Нет универсального рецепта, как правильно написать сказку. Внимательно отнеситесь к началу работы над сюжетом: продумайте волшебный мир, проблематику, которая ставит читателя перед сложным выбором, ориентируйтесь на конкретный возраст.

Больше полезных рекомендаций, как сочинить сказку, на онлайн-мастерской «Однажды в сказке» — присоединяйся к 8 мастер-классам с редакторами, издателями и иллюстраторами!

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

У вас есть идея для пьесы, возможно даже блестящая. Вы хотите развернуть ее в комичный или драматический сюжет, но как? Драматургия — это дар, который либо есть у вас, либо его у вас нет. Однако ниже вы можете познакомиться с методами, которых должно быть достаточно, чтобы начать писать.

  1. Изображение с названием Write a Play Script Step 1

    1

    Сформулируйте свою концепцию. В вашей истории должен быть центр — либо это плохой парень, которого надо спасти, либо плохой парень, которого надо победить. Как только у вас есть основная идея, можете разрабатывать другие элементы.

  2. Изображение с названием Write a Play Script Step 2

    2

    Создайте логическую серию событий. Начните с абзаца, описывающего, что происходит. Определите главное действующее лицо, опишите, что он (или она) должен сделать, создайте несколько препятствий и способов преодолеть их, придумайте развязку.

    • Не волнуйтесь, если на данном этапе вы идете по шаблону. Рассмотрите такую последовательность: мужчина встречает женщину; они влюбляются; они изо всех сил пытаются преодолеть силы против них; мужчина умирает благородно. Это «Кинг Конг» или «Ромео и Джульетта»? Ответ в обоих случаях: да. То, как вы обрабатываете детали, ваше дело.
  3. Изображение с названием Write a Play Script Step 3

    3

    Выберите структуру. В этом месте все, что вы должны сделать, это открыть себя для возможностей и посмотреть, куда они вас приведут. Это может быть один акт на двадцать минут или двухчасовая эпопея.

  4. Изображение с названием Write a Play Script Step 4

    4

    Сделайте первый набросок. Вам пока не нужны имена персонажей, но вы должны дать персонажам что-то сказать. Пусть диалог течет на основе того, что мотивирует персонажи.

    • У Эдварда Олби в “Кто боится Вирджинии Вульф?” Марта, исполнительница главной роли, возвращается домой с вечеринки, осматривает дом и говорит “Иисус Х. Христос!” Это было довольно необычной первой строкой в 1962 г., но привлекло интерес аудитории.
  5. Изображение с названием Write a Play Script Step 5

    5

    Станьте безжалостным редактором. Даже самым блестящим писателям нужно редактирование, и это часто — зверский процесс вырезания слов или даже целых речей, изменение последовательности событий, вывод персонажей, которые не работают. Вам нужна храбрость, чтобы распознать и сохранить только лучшие части вашей пьесы.

  6. Изображение с названием Write a Play Script Step 6

    6

    Просите обратную связь. Не просто найти кого-то, кто даст объективное и честное мнение, но это может быть очень полезным. Попытайтесь определить, где можно найти таких людей онлайн или там, где вы живете. Совершенно необходим взгляд еще одной пары глаз.

  7. Изображение с названием Write a Play Script Step 7

    7

    Посмотрите еще раз. С обратной связью, которую вы имеете в виду, перечитайте пьесу. Посмотрите пристально и внесите изменения, чтобы улучшить состоятельность, характеристики и удалить все ошибки.

  8. Изображение с названием Write a Play Script Step 8

    8

    Начните продавать. Отправляете ли вы рукопись агенту, издателю, или пытаетесь предложить местному театру ее поставить, маркетинг зависит от вас. Верьте в ценность пьесы и не сдавайтесь.

    Реклама

Советы

  • Действие большинства пьес происходит в определенное время с указанием места, так что избегайте противоречий. Персонаж в 1930-х гг. мог сделать телефонный звонок или отправить телеграмму, но не мог смотреть телевизор.
  • Проверьте источники в конце этой статьи для надлежащего форматирования сценария и следуйте установленным правилам.
  • Удостоверьтесь, что вы сохраняете динамику действия, не забывайте, что она должна следовать из вашего текста! Иногда хорошая динамика еще важнее, чем удачное начало!
  • Прочитайте сценарий вслух на малочисленную аудиторию. Пьесы основываются на словах, и ее сила или слабость быстро становятся очевидными, при прочтении.
  • Не кладите пьесу под сукно, пусть все знают, что вы — писатель!

Реклама

Предупреждения

  • Театральный мир полон идей, но пусть ваша обработка истории будет оригинальной. Кража чьей-либо истории не только нравственно несостоятельна, но вас почти наверняка поймают.
  • Защитите свою работу. Убедитесь, что титульный лист пьесы включает ваше имя и год написания пьесы, а далее — символ авторского права: ©.
  • Отказ значительно перевешивает принятие, но не расстраивайтесь. Если вашу пьесу настойчиво игнорируют, напишите другую.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 22 451 раз.

Была ли эта статья полезной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется сценарий мультфильма
  • Как пишется сценарий к фильму образец
  • Как пишется сценарий к сериалу
  • Как пишется сценарий к рассказу
  • Как пишется сценарий к манге