Как пишется сценарный ход мероприятия

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию методическое пособие, которое поможет сориентироваться в этапах подготовки и  проведения массового мероприятия, оформлении сценария и ведении учета  посещений. Приведенная схема анализа (самоанализа)  позволит определить  эффективность и  результативность проведенного мероприятия, выявить наиболее удачные и неудачные моменты.
В пособии в качестве приложения дан словарь форм массовой работы, в который вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и инновационные, недавно появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.
В пособии использован материал муниципального учреждения «Буденновская городская  централизованная  библиотечная система», который обработан и дополнен менеджером межбиблиотечного информационно-библиографического обслуживания МБУ «ЦБС» О. В. Жуклёнковой.


Составление, оформление сценария массового мероприятия.

Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно, благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.  Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение  для каждого библиотечного работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе  материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки. К тому же, владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.
Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания  некоторых правил и основных требований.
Так, при подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

  1. Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных   установок.
  2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять    участие в мероприятии.
  3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».
  4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития участников. Необходимо предусматривать и перспективу. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень  сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
  5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.
  6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.
  7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня.

Подготовка и проведение любого массового мероприятия включают  несколько этапов.

  1. Подготовительный этап:

– определение темы мероприятия, его названия, читательского и целевого назначения (обычно этот подэтап проходит при составлении плана работы);
– составление программы (проекта) массового мероприятия;
– формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, опросы и т.д.);
– реклама массового мероприятия (подготовка афиши).

  1. Основной этап:

– написание   сценария    массового   мероприятия (оформление книжной выставки);
– проведение массового мероприятия.

  1. Заключительный этап:

– оценка эффективности массового мероприятия;
– учет массового мероприятия.
Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении массового мероприятия в библиотеке. Сценарий позволяет четко спланировать все этапы мероприятия и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи.
При разработке и составлении сценария рекомендуем использовать следующую схему:

  1. Название мероприятия. Эпиграф.
  2. Форма мероприятия.
  3. Дата  и место проведения.
  4. Читательское назначение (кому адресовано).
  5. Организаторы (кто проводит мероприятие).
  6. Основная цель.
  7. Оформление и наглядность.
  8. Оборудование и технические средства.
  9. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
  10. Ход (структура) мероприятия.

 
Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: введение, основная часть, заключение.
Введение включает вступительное слово, в котором  раскрывается  смысл темы; поясняется основная цель, условия; представляются участники, члены жюри или гости.
В основной  части определяется уровень информированности и актуализации проблемы (темы): проводится мини-опрос участников;  предоставляется информация по теме мероприятия, стимулируется  познавательная деятельность. Интерактивные формы мероприятия позволяют продемонстрировать  участникам применение  теоретических и практических знаний, полученных на  мероприятии,   в ходе выполнения заданий ведущего, участия в конкурсах, викторинах.
Заключительная часть  включает обсуждение, рефлексию, вывод, резюме, результат, подведение итогов и  награждение победителей.


Требования к оформлению сценария

На титульном листе сценария (по возможности – иллюстрированном) необходимо указать:
– наименование учреждения (например,  муниципальное бюджетное учреждение муниципального района Приволжский Самарской области «Централизованная библиотечная система Межпоселенческая детская библиотека);
–  форма и название мероприятия;
–  эпиграф;
– Ф. И. О. и должность автора (составителя);
– адрес и телефон библиотеки-организатора;
–  год создания сценария.
Титульный лист оформляется на одной стороне листа формата А 4. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А 4 (возможен электронный вариант). Кегль – 14, междустрочный интервал – 1,5 см, поля – 1,5-2 см.
Сценарий мероприятия – это «художественное произведение» библиотекарей-сценаристов, кропотливая работа по написанию конкретных текстов ведущих и других его участников. Сценарий дает возможность не только ознакомиться заранее с репликами и ремарками, но и прогнозировать ход мероприятия.
В конце сценария приводится список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, место и год издания, количество страниц).
К сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями и т. д.


Сценарный план массового мероприятия

Сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для четкой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. Необходимо помнить, что план носит исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий (программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных документов ложится на плечи организаторов.
Я предлагаю вам познакомиться с примерным сценарным планом с той целью, чтобы иметь представление, в каком порядке проходят мероприятия.


Примерный сценарный план мероприятия

Название: «Читаем детям о войне»
Форма: заключительное мероприятие акции чтения
Дата и время проведения: 7 мая 2014 года в 11.00.
Продолжительность: 1 час.
Место проведения: Спасская сельская библиотека
С кем совместно проводится мероприятие: с ГБОУ СОШ     № ___, Советом ветеранов…
Организаторы: Спасская сельская библиотека
Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов литературы о Великой Отечественной войне.
Участники: дети в возрасте от 12 до 15 лет.
Почетные гости: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, известные люди, родители детей, имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти.
10.45–11.00      На экране демонстрируется слайдовая электронная презентация с музыкальным сопровождением «Этот День Победы».
11.00–11.10      Ведущий открывает мероприятие рассказом о значении Дня Победы, о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Ведущий представляет почетных гостей. Одному из них предоставляется приветственное слово.
11.10–11.11      Ведущий объявляет минуту молчания.
11.12–11.30      Театрализованный сюжет по книгам о войне.
11.30–11.40      Читателям предоставляется возможность поделиться своим мнением о прочитанных произведениях.
11.40–11.45      Поздравление ветеранов.
11.45–11.50      Подведение итогов, награждение победителей, выражение благодарности участникам и гостям мероприятия.
 
Организация учета посетителей массовых мероприятий.
 
Единицей учета посетителей массовых мероприятий библиотеки является лицо, посетившее мероприятие и зарегистрированное в документах, принятых в библиотеке, – паспорте массового мероприятия.


 Паспорт массового мероприятия
Дата и время проведения  
Продолжительность мероприятия (час, мин)  
 
Форма мероприятия  
 
 
Название мероприятия  
 
 
Место проведения  
 
Количество присутствовавших, всего  
 
в т.ч. по основным читательским группам:
дети до 14 включительно
родители
руководитель детского чтения
молодежь в возрасте от 15 до 24 л.
прочие
 
Содержание или составные части мероприятия  
 
 
 
 
 
Организация  документной выставки при проведении мероприятия  (название). Подробнее в паспорте выставки.  
 
 
 
Использование  технических средств при организации и проведении мероприятия  
 
 
 
Подразделения, участвовавшие в подготовке и проведении мероприятия, и Ф.И.О сотрудников  
 
 
Ф.И.О. ответственного за учёт  
 

 Учёт библиотечных мероприятий

Единицей учета библиотечных мероприятий является одно мероприятие – устный обзор, день информации, экскурсии и т. п., зарегистрированное в документации (паспорте массового мероприятия, в дневнике работы).
Комплексное мероприятие, включающее одновременное использование различных форм массовой работы, учитывается как одно мероприятие.

При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячника и др.) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.
При проведении совместного мероприятия двумя и более библиотеками (или отделами библиотеки), данное мероприятие учитывается только той библиотекой (отделом), которая (ый) была инициатором и осуществляла подготовку сценария мероприятия.
Учет массовой работы библиотеки ведется в 3-й части дневника соответствующего структурного подразделения библиотеки, куда заносятся сведения о каждом мероприятии.
 

Число
и месяц
Наименование
мероприятия и тема
Количество
обслуженных
Кто проводил мероприятие и где
       

 
Учёт посещений массового мероприятия ведется на основе паспорта массового мероприятия, который заполняется библиотечным работником, ответственным за его проведение.
В библиотеках, имеющих структурные подразделения, учёт массовых мероприятий ведется в дневнике работы соответствующего подразделения.
После проведения массового мероприятия, заполнения паспорта и 3-й части дневника, сведения о количестве посещений массового мероприятия заносятся в 1-ю часть дневника, в раздел «Количество посещений. В том числе на массовых мероприятиях» за конкретный день.

Количество посещений
Всего посещений В том числе на массовых мероприятиях
 
   

Посещения массовых мероприятий входят в общее число посещений библиотеки.
Учёт общего числа массовых мероприятий библиотеки производится суммированием данных, зарегистрированных в дневниках всех структурных подразделений. Данные о посещении массовых мероприятий фиксируются в ежемесячном информационном отчёте библиотеки, далее – в статистическом и текстовом отчёте о работе библиотеки за год и в бланке статистического отчёта формы 6НК.
В число посещений не включаются посещения мероприятий, проводимых другими организациями на правах аренды.


Анализ массового мероприятия

Важным условием профессионального мастерства библиотечного работника является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведённого мероприятия. Его цель: повышение эффективности и качества проводимых мероприятий.
Анализ мероприятия предлагаем проводить по следующей схеме:

  1. Форма и  название мероприятия.
  2. Основная цель
  3. Системность. Место данного мероприятия в системе массовой работы библиотеки: одноразовое или в рамках определённого цикла; стихийное или плановое.
  4. Место проведения.
  5. Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители, студенты, и т. д.).
  6. Кто проводит (библиотекарь, иной специалист).
  7. Качество подготовки и проведения.
  8. Наличие плана, тезисов, сценария.
  9. Использование печатной, издательской продукции (памятки, закладки, буклеты, шорт-листы,  рекомендательные списки и т.д.)
  10. Эффективное использование справочного библиотечного аппарата (для мероприятий, направленных на формирование информационно-библиографической культуры пользователей).
  11. Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
  12. Творческие находки.
  13. Владение материалом, профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
  14. Коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера. Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
  15. Соответствие содержания, информативности и объёма материала возрасту, уровню подготовленности участников.
  16. Оформление, наглядность и технические средства: книжные выставки или выставки творческих работ, плакаты,  рисунки детей, портреты, фотографии, электронные продукты, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, проектор и  др.
  17. Соответствие содержания заявленной форме проведения мероприятия.
  18. Итоги. Достигнут ли результат (поставленная цель).

Самоанализ мероприятия осуществляется библиотечным работником, проводившим его, для выявления результативности сделанного, удачных и неудачных моментов. Цель – повышение эффективности последующих мероприятий.  Самоанализ   рекомендуем  проводить по данной выше схеме анализа массового мероприятия.


Список литературы
  1. Головко, С.И. Библиотечная деятельность: принципы обновления: научно-методическое пособие / С.И. Головко. – М.: Либерия-Бибинформ, 2008. – 128 с.
  2. Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек:  учебно-методическое пособие / Г.К. Олзоева. – М.: Либерия-Бибинформ , 2006. – 120 с.
  3. Олзоева, Г. Импровизируем и воплощаем / Г. Олзоева // Библиотека. – 2005. – № 12. –  С. 27-29.
  4. Павлинова, А. Репертуар массовых мероприятий для читателей региона  / А. Павлинова // Библиотека. – 2000. – № 10. – С. 52-54.
  5. Седых, Т. Технология массового мероприятия / Т. Седых // Библиотека в школе. – 2007. – №6, 16-31 марта. – С. 23-27.
  6. Смелова О. И. Браво, массовая работа! [Текст]: опыт работы / О. И. Смелова // Библиотека –  2003. – № 2. – С.16-17.

 

Сценарий

это литературная основа досугового
мероприятия, художественная программа
педагогического воздействия, решающая
конкретные практические задачи.

Сценарий
досугового мероприятия имеет 2 аспекта:
художественный и психологический,
которые программируются не только
выстраиваемый материал по законам
драматургии, но и воздействие на
участников, их предполагаемую реакцию
и поведение.

Анализ
опыта позволяет выделить основные
отличительные особенности сценарно-досугового
мероприятия.

Документальный
характер: В реальности основного героя
(настоящие люди); В реальности основного
места действия; В реальности основного
фактического материала; В реальности
коллективного действия аудитории
(подписи, подарки, неповторимая реакция,
эмоциональное воздействие)

В
сценарии идет соединение 2 линий:
эмоционально-образной и информационно-логической
(факты жизни + факты искусства)

Факты
жизни

– это реальные факты и события,
происходящие в жизни, не относящиеся к
сфере искусства, зафиксированы в
документах, фотографиях, письмах,
статистике, архивной кинохроники

Факты
искусства

– это все жанровое разнообразие
произведения искусства, а также их
фрагменты (музыкальные отрывки из
фильма).

Работа
над сценарием начинается с определения
темы, идеи, цели.

Тема

область общественной жизни, круг
интересов современной или исторической
информации, на которые направлена
авторская мысль (о чем?).

Идея
– основная мысль, умозаключение главный
вывод содержания замысла сценария (что
я хочу сказать?).

Цель

носит педагогический характер, побудить
зрителя к совершению какого-либо действия
(пробудить гуманизм у современного
человека).

Разрабатывается
сюжет на основе конфликта. (Сюжет –
представляет собой главное содержание
произведения, которое анализируется
через действия и взаимоотношения
персонажей).

Конфликт
в сценарно-досуговом мероприятии
решается на уровне борьбы идей,
столкновении идеологии, образов жизни,
преодоление препятствий, борьбы с
природой.

Составляющими
конфликта являются:

  • Конфликтная
    ситуация – наметилась основная
    расстановка сил, основное противоречие.

  • Коллизия
    – это не получившее достаточно полного
    разрешения противоречие, которое
    явилось следствием конкретной ситуации

  • Препятствия
    – неожиданный перелом в ходе событий

  • Контраст
    – составление противоположных явлений

  • Интрига
    – сложное противоречиво-развивающееся
    сочетание событий.

Каждый
сценарий должен иметь композиционное
решение: экспозиция, завязка, кульминация,
эпилог. Это развитие связано с развитием
действия.

Помочь
в развитии действия должен сценарный
ход, цементирующий действие в его
логическом развитии. Сценарно-режиссерский
ход должен быть придуман или найден на
этапе рождения замысла.

Сценарный
ход


это условный прием, который дает
обоснованную возможность изложить
аудитории основные события сюжета (это
метод ведения рассказа). Наиболее
типичные часто используемые сценарные
ходы: 1.
Хроникально-исторический (хроника
событий) 2.Персонифицированный
– отвлеченное понятие предстоит в
человеческом образе. Персонифицированным
могут быть: песня, музыкальное произведение,
звук (звук струны, стук сердца и т.п.) 3.
Использование таких форм как диспут,
собрание, суд 4.
Могут быть использованы жанры публицистики
5.
Через построение игрового действия 6.
Через событийный ряд сюжетной линии 7.
Через столкновение положительного и
отрицательного материалов или персонажей
(знайка и незнайка) 8.
Через трансформацию деталей

Связать
материал в сценарии помогает монтаж
(сборка, соединение).

Монтаж
(
от
фр. – сборка, соединение) соединение
различных элементов выразительных
средств, в такой последовательности,
которая: а) усиливает; б) передает новое
умозаключение или эмоцию.  

Монтаж
подразделяют на следующие виды:

Параллельный
(когда
2 ряда действия происходят в разное
время и в разным местах);
Последовательный

одно средство выразительности следует
за другим, сохраняя единство времени,
места и действия.

Звуко-зрительный
монтаж

монтаж элементов звукоряда с элементами
видеоряда, как правило, монтируются по
принципу контраста, неся особый заряд
некоторой иронии. Ирония возникает на
контрасте и может быть сильным средством
воздействия.

Монтаж
по Эйзенштейну
.
(«Броненосец Потемкин»)
монтаж
столкновений
.

 Чередование
фактов, событий, явлений и их сопоставление
неизбежно требует монтажной организации
материала. Такая организация как
художественный методы, во-первых,
выражает мысль сценариста, его идею,
его видение мира, а во-вторых,
требует художественной подготовки
специалиста.

 В
сценарии факты жизни и факты искусства
должны быть выстроены в такой ряд, в
котором возникли бы между ними определенные
взаимоотношения.

 1.
Экспозиция

— ввод в действие. Это короткий рассказ
о событиях предшествующих конфликту.
Экспозиция перерастает в завязку т. е.
непосредственное начало действия.
Появляется конфликт — столкновение
жизненных противоречий, противоположных
позиций, идей мировоззрения, идеологий.

2.
Основное развитие действия
(конфликта)
проходит в нескольких эпизодах, нарастая,
входит в кульминацию высшую точку
представления.

3.
Развязка —
как разрешение конфликта,
затем — главное событие, где сформулирована
основная мысль автора, т. е. идея.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Разработка сценария мероприятия подчиняется общим законам драматургии. Но есть одно существенное отличие праздника с участием гостей от спектакля, идущего на сцене. Оно заключается в интерактивном характере торжественного события. Это обстоятельство необходимо учитывать уже на стадии написания сценария.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. С ЧЕГО НАЧАТЬ?
  2. КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ?
  3. КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ?
  4. КАК ПИСАТЬ КУЛЬМИНАЦИЮ?
  5. СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ
  6. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
  7. КАК ОФОРМИТЬ ТЕКСТ СЦЕНАРИЯ: ИНСТРУКЦИЯ
  8. КОНКРЕТНЫЕ ИДЕИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ

Золотое правило, которое отвечает на вопрос: как написать сценарий праздника, гласит: «Тексты должны быть предельно ясными, четкими и выразительными. Идеально, если они написаны короткими рифмованными строками. Хорошо воспринимаются также диалоги в форме вопрос-ответ, утверждение-отрицание».

2022-01-15_23-15-02 (2).png

Важно! На вопрос, как составить сценарий мероприятия, профессионалы отвечают, что его надо писать не как литературное произведение, а как схему, служащую фарватером в бурном море торжества и веселья. Условие справедливо для всех типов представлений с участием зрителей.

Воспользуйтесь для оттачивания юмористического стиля анекдотами. В них можно найти немало остроумных диалогов, которые оживят сценарий и здорово повеселят публику.

С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СЦЕНАРИЕМ?

На помощь автору, желающему составить сценарий праздника, приходят законы, по которым строится драматургическое произведение. В данном случае они приспособлены под конкретные задачи интерактивного мероприятия.

Если вы не знаете, с чего начать и как писать сценарий, начните с ответов на вопросы и определите следующие моменты:

  1. Какова цель праздника? Для этого надо ответить на вопрос: чего мы хотим получить от этого мероприятия? К примеру, если это Новый год, мы хотим встретить его так, чтобы он был успешным и счастливым. Это условие ведущий оговаривает в начале торжества. Оно может быть оформлено в виде веселого договора, подписанного всеми участниками. Или в виде торжественной клятвы: «Мы… такие-то такие-то, торжественно обещаем: пить, танцевать и веселиться так, чтобы весь год быть здоровыми, бодрыми, веселыми!»
  2. Какова тема праздничной встречи (застолья, банкета и т. д.)? Тема определяется датой (если это календарный праздник) или поводом, по которому люди собрались веселиться. Например: празднование Масленицы посвящено встрече Весны. Тема весны определяет все дальнейшие перипетии. Определив тему, автор видит, о чем писать, в каком стиле оформить зал, какие будут номера, игры, костюмы, реквизит и так далее. Тема определяет подходящую форму праздника. Например, ту же масленицу можно решить в форме ярмарочного балагана. Отсюда рождаются тексты в виде закличек, появляются герои в костюмах балаганных дедов, коробейников и так далее.
  3. Что или кто мешает достичь цели? Цель — встретить счастливый Новый год. Мешает погода, Баба-яга или другие злодеи. Появляется конфликтная ситуация, вокруг которой завязываются все действия, проявляется общая заинтересованность в преодолении препятствий, компания объединяется в едином порыве, сценарий держит гостей в тонусе весь вечер.
  4. Каково ведущее предлагаемое обстоятельство? Вокруг чего конкретно происходит борьба? На чем держится конфликт? Куда движется сюжет? Это может быть предмет, персонаж, явление или какое-либо спорное утверждение.

2022-01-15_23-17-26.png

Например, на празднике Знаний 1 сентября в школе можно объявить о сокровище, которое было украдено и спрятано какими-то злодеями. Чтобы его найти, надо пройти череду испытаний. На этот каркас легко и просто накладываются различные игры, концертные номера и прочие забавы.

Внимание! Классика жанра: новогоднее елочное представление, когда ведущий объявляет о том, что Снегурочку, Деда Мороза, елочку или мешок с подарками похитили какие-то злые силы. Участники под его руководством выполняют различные действия, помогающие одолеть злодеев, спасти добрых героев и получить в конце за это заслуженную награду!

Эта простейшая схема поможет правильно написать сценарий любых праздничных мероприятий. Она дает автору возможность сконцентрировать внимание на поставленной задаче, возбуждает воображение, вдохновляет на создание интересного, захватывающего сюжета!

2022-01-15_22-58-43.png

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ?

Хорошо организованный праздник идет по накатанной колее так, что никто не видит поставленных ограничителей, но никто их не переходит. В сохранении баланса между организованностью и свободой и есть самая большая сложность проведения интерактивных мероприятий.

Достижение этой гармонии обычно возлагают на плечи ведущего, но лучше, если автор сценария тоже позаботится о логичной и правильной структуре, на которой будет держаться весь праздник.

Разработка сценарного плана выполняется по следующей схеме:

  1. Вступление.
  2. Кульминация.
  3. Заключительная часть.

Внутри и между этими компонентами выстраивается программа праздничного вечера. Можно ли назвать ее сюжетом? Да, если соблюдены законы драматургии, о которых шла речь выше.

Важно! По определению сюжет — это борьба между противоборствующими силами за достижение некоей цели. Если в программе праздника прослеживается конфликтная ситуация, можно говорить о сюжете.

Классический пример – новогодние елочные представления, когда добрые и злые персонажи пытаются привлечь детей на свою сторону.

ПИШЕМ ВСТУПЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНО

В начале надо привлечь внимание гостей к теме, ради которой все собрались, организовать их для совместного проведения праздника, настроить на нужный лад, задать атмосферу. Это самая короткая часть вечера.

Совет: послушайте начало праздничных передач федерального или советского телевидения. Обратите внимание на то, как обставлен выход ведущих. Там это сделано очень эффектно и профессионально. Воспользуйтесь идеями и саундтреками профессионалов.

После приветствия можно провести короткий блиц-опрос зала, конкурс лучших поздравлений, игру-знакомство, игру на внимание, конкурс на лучший тост и так далее.

КАК ПИСАТЬ КУЛЬМИНАЦИЮ?

Кульминация — апогей праздника: высшая точка, самая яркая и захватывающая его часть. В сценарии этот эпизод прописывают ближе к финалу. Потому что кульминация означает победу добра над злом, достижение цели праздника, торжество справедливости, когда уже нечего делать, не за что бороться, злодеи повержены, стыдятся и раскаиваются. Пришло время завершать мероприятие и прощаться!

Важно! Участие неподготовленных гостей вносит элемент спонтанности, что требует от организаторов и ведущих быстрой реакции и умения импровизировать. Им надо быть готовыми к неожиданностям во время проведения праздника и иметь на всякий случай несколько заготовок в виде дополнительных шуток, игр, сценок, концертных номеров и так далее.

Классический пример: Дед Мороз зажигает огоньки на елке. Баба-яга и ее пособники просят прощения, исправляются и просят разрешения веселиться вместе со всеми. Веселье продолжается, но уже без артистов.

2022-01-15_22-59-51.png

СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

Сценарный замысел, конечно же, определяет дизайн зала, в котором будет проходить мероприятие. Составление сценария праздника зачастую идет рука об руку с другими организационными работами, возлагаемыми на автора.

Важно! Чтобы сделать интересное оформление, надо придумать необычную форму проведения мероприятия. Жанр и стилистика праздника определят его декоративную сторону.

Например, зал на юбилей или день рождения можно оформить звездными зодиакальными символами, провозвещающими виновнику торжества добро и благо!

Будет интересно, если поместить портреты юбиляра в центр астрологического круга! В таком оформлении хорошо будут смотреться сценки с гадалками, волхвами, астрологами, цыганами. В этом же ключе проводят конкурс на лучшее предсказание, аукционы, лотереи.

2022-01-15_23-07-35.png

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Праздничные сценарии, как правило, пишутся по единому шаблону. Меняется только тема, форма, персонажи, декорации, тексты. В каждом конкретном случае автор оговаривает с организаторами или заказчиками праздника отдельные детали.

Хитрость! Начинающему сценаристу можно поискать в библиотеках книжку «В помощь самодеятельности» или что-то в этом роде. Эта серия содержит огромное количество методичек и готовых сценариев на самые разные темы. Их можно использовать в качестве шаблона, чтобы набить руку и понять секреты правильного составления сценария!

2022-01-15_23-05-20.png

Праздничные мероприятия с участием зрителей бывают следующих видов:

  • застольные (свадьбы, юбилеи, корпоративы);
  • торжественные, официальные;
  • театрализованные.

Торжественная часть обычно предшествует застольной. Элементы театрализации могут присутствовать и в первой, и во второй частях. Главное, что требуется от автора во всех случаях, это не перегружать праздник скучными длинными речами. Даже если они очень красиво написаны.

Важно! Каждому автору и ведущему подобных вечеров надо помнить одно золотое правило: люди приходят на праздник веселиться, а не слушать умные слова. Сценарий пишут для конкретных людей. Тексты, артисты, игры, сюжет должны вести праздник, но не заслонять собой веселье и свободное общение гостей.

2022-01-15_23-13-05.png

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ СЦЕНАРИЯ

Сценарий любого мероприятия помимо интересного содержания должен быть правильно оформлен. Аккуратность нужна как самому автору, чтобы защитить свою идею перед заказчиком или художественным советом, так и другим участникам.

Сценарий печатают в нескольких экземплярах, чтобы раздать:

  • руководителю проекта (директору клуба, администратору, заказчику);
  • режиссеру, художнику, ведущим;
  • звукорежиссеру, диджею, осветителю.

Перечень сотрудников зависит от масштаба праздника. Их может быть больше или меньше, но каждый должен иметь для работы свой экземпляр.

Оформление текста сценария по шагам:

  1. На заглавном листе вверху пишут название учреждения, по заказу которого пишется сценарий и в котором планируется проведение праздника.
  2. Под шапкой набирают название и имя автора-составителя.
  3. В нижнем колонтитуле обозначают город, в котором написан сценарий, и год написания.

Первую страницу не нумеруют. Верхний колонтитул отдают шапке, в которую вписывают следующее:

  • цель мероприятия (воспитательная, просветительская, развлекательная);
  • место/время проведения;
    • оформление (список необходимого оборудования и реквизита);
    • список персонажей, принимающих участие в театрализованном представлении).

Далее следует таблица, в которой по колонкам описывается ход мероприятия:

Пример: «Сценарий о пользе прививок против ковида».

Название: «Изгнание Коронавируса с Земли Русской».

Автор: Александр Петров. г .Самара, 2021

Действующие лица

Текстовка каждого персонажа

Авторские ремарки (пояснения: кто откуда вышел, как сказал, в какой интонации, с каким настроением и т. д.)

Поле для заметок и примечаний

Маска 1-я

Вот уж Новый год подходит,

А Ковид все не уходит!

Звучит тревожная музыка. Выходят Маски

 

Маска 2, 3, 4….

Надо нам его спровадить

И людей от бед избавить

   

Как оформить сценарий праздника? Смотрите в следующем видео:

КОНКРЕТНЫЕ ИДЕИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ

На юбилее, дне рождения, любом семейном празднике, корпоративах, школьных вечеринках очень хорошо принимаются именные поздравления. Сочинить их очень легко: автор или организатор записывает имена виновников торжества и их близких родственников.

Выбирают тех, кто будет на празднике. К имени подбирается простейшая рифма: Наталия — Италия, Ольга — Волга, Николай — Играй, Желай, Григорий — Добрый и так далее. По этим простейшим созвучиям составляются позитивные четверостишия типа:

Любим нашу мы Наталию,

Как прекрасную Италию:

Всем Наташа хороша:

Блеск — фигура, свет — душа!

***

Наш Григорий — парень добрый,

И всегда готов помочь,

Оставайся сильным, бодрым,

В светлый день и в темну ночь!

Спортивный праздник можно провести в форме Олимпиады. Ведущий будет говорить как спортивный комментатор. Из числа гостей выбрать жюри, начать действо с зажжения факела, потом пронести его торжественно по залу.

Хитрость! Пусть автор посмотрит трансляцию открытия Олимпийских игр, чтобы позаимствовать оттуда интересные идеи и повторить структуру в своем сценарии!

Сценарий воспитательного направления для детей строится по такой схеме: ведущими выступают персонажи популярных мультиков. Например, Маша и Медведь, Нюша и Бараш (из Смешариков) или кто-то из семейства Барбоскиных. Один из них говорит правильные вещи, другой ему возражает.

2022-01-17_18-20-02.png

Они призывают на помощь гостей, проводят флешмобы, конкурсы, в которых побеждает положительный и проигрывает отрицательный персонаж. В заключительной части последний понимает свои ошибки и раскаивается! Справедливость торжествует! Цель праздника достигнута! Плохой герой исправился и стал хорошим! Всем раздают призы, награды и подарки! Праздник завершается песней про дружбу!

Подписывайтесь на нас

Методические
рекомендации

«Требования
к написанию и оформлению сценария мероприятия»

Подготовила –
Н.А.Калякина,

                                                                                                    
методист МБОУ ДО ЦДОД

Массовые
мероприятия, безусловно, являются одними из эффективных форм педагогической
работы. Именно, благодаря им,  педагог-организатор зачастую проявляет себя как
творческая личность, профессионал своего дела. Опыт проведения массовых
мероприятий позволяет ему развивать коммуникативные и конструктивные умения и
навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное
самосознание. 

Сценарий
мероприятия самый распространенный вид прикладной методической
продукции. Сценарий – конспективная, подробная запись мероприятия:
праздника, линейки, любого дела. Поэтому владение технологией написания сценариев
имеет важное значение. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в
периодической и специальной литературе  материалов на самые различные
темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных
сценариев, необходимых для работы. Педагогу-организатору предоставляется
возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные
варианты, не повторяя ошибок.

Владение
навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая
поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов,
отчетов и других аналитических материалов.

Без
преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и
требующее, как природных способностей, так и знания  некоторых правил и
основных требований. 

Помимо
определения темы и замысла, одним из важных этапов написания сценария является
подбор материала. Материал бывает художественный и документальный.

1) К документальному
подбору относятся зафиксированные на бумаге кино, фото, магнитофонные пленки,
различные факты реальной жизни. Это могут быть документальное кино, журнальные
и газетные статьи, очерки, дневники, письма. К документальным материалам
относятся все те события, которые реально происходили и зафиксированы. Чаще
всего сценаристу приходится сталкиваться с местным материалом, т.е. с теми
фактами и событиями, которые происходят в его конкретном населенном пункте.
Чаще всего местный материал приходится брать в общественных организациях, в
различных администрациях, в музеях, а также поддерживать связь с людьми,
интересными своей биографией. Это всевозможные протоколы, отчеты, справки,
вырезки газетных статей, архивные материалы и т.д. и т.п.

Разновидностью
документального материала являются и планируемые выступления конкретных
представителей коллектива, участников событий. Например: Вы даете участнику ВОВ
слово или берете у него интервью. В личных семейных архивах можно получить
документальный материал (фото, письма, грамоты, документы).

2) Художественный
материал
– это готовые художественные материалы профессионального или
художественного характера, к ним относятся стихи, музыка, хоровые и вокальные
произведения, репродукция с картин, фрагменты из художественных фильмов, пьес
т.д. Сюда можно отнести готовые сценарии, написанные по заказу. Художественные
материалы можно найти в библиотеках, фонотеках. Иногда выпускаются специальные
тематические сборники, где по определенной теме печатают песни, стихи, отрывки
из пьес, постановка танцев, ноты, т.е. все то, что можно использовать в
предстоящем мероприятии.

Критерии
отбора материала:

1. Соответствие
материала теме и идее.

2. Иметь конкретного
адресата, учитывать его интересы.

3. Материал должен быть
новым, свежим, малоизвестным.

4. Материал должен быть
простым, ясным, доходчивым по содержанию.

5. Нести в себе
художественно-эстетическую ценность.

6. Возможность и
податливость материала на сцене (т.е. то, что написано, можно было бы показать
на сцене).

Когда
вами подобран материал, вы переходите к составлению сценария. Составление
сценария занимает важное место при подготовке и проведении мероприятия. Он
позволяет четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать
методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат,
предусмотреть ошибки и промахи.

При
разработке и составлении сценария рекомендуется использовать следующую
структуру.

Структура сценария массового мероприятия:

1. Титульный лист (приложение 1): вышестоящие органы образования (по подчиненности
учреждения), полное название учреждения в порядке нисходящей подчиненности,
форма проведения и название мероприятия, адресность (возраст участников),
Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год проведения.

2. Пояснительная
записка

Цель мероприятия.

Задачи мероприятия.

Оборудование и
технические средства.

Перечисляем
оборудование, необходимое для проведения массового мероприятия. При
необходимости указываем количество.

Оформление:

Музыкальное
оформление:

Перечисляем всё
музыкальные произведения, используемые на протяжении всего мероприятия. Для
того чтобы далее в тексте делать ремарки, целесообразно структурировать
следующим образом:

Звук №1. Название,
авторы.

Звук №2. Название,
авторы.

Наглядное:

Презентация «Название»,
автор (составитель).

Видео №1. Видеофильм «Название»,
автор (составитель), технический редактор.

Видео №2. Отрывок из
видеофильма «Название», автор (составитель), технический редактор.

Декорации, реквизит,
атрибуты:

Название, количество.

Дидактический,
раздаточный материал:

Название, количество.

Условия и особенности
реализации.

Указываем требования к
помещению, количество столов, стульев, наличие затемнения, световое решение и
т.п.

Методические советы по проведению.

В произвольной форме
указываем, какие необходимо провести предварительные организационные
мероприятия: раздать роли (кому), в какой периодичности проводить репетиции (и
нужны ли они вообще), как собрать зрителей, кто должен быть ведущим, когда
лучше проводить мероприятие т.д.

3. Ход (структура)
мероприятия.

Эпиграф.

Действующие лица.

Полный текст ведущих и героев, описание игр,
конкурсов; ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев,
происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т.д.;
имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с
основным текстом.

Имена
действующих лиц (в списке и в тексте мероприятия) выделяют полужирным шрифтом
(либо разрядкой, либо прописными буквами). Строки списка действующих лиц
выключают в левый край (или начинают с небольшим отступом).

Под списком действующих
лиц может быть краткое описание места и времени действия, которое можно
выделить курсивом.

Пример 1:

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

       Вася Пупкин – 35 лет, шофер
       Алла Пупкина – 35 лет, его жена
       Вова Пупкин – 9 лет, сын Васи и Аллы

Семья сидит около
стола и слушает радио (звук №1).

1-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени героя, оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА
СКОБКОЙ
). Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, тоже
оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.
) Продолжение текста
действующего лица.

Ремарка,
описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других
действующих лиц, оформляется курсивом.

2-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, курсивом, ТОЧКА
СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.
) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка,
описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других
действующих лиц, оформляется курсивом.

Если после расширенной
ремарки идет продолжение текста говорящего действующего лица, то этот текст
оформляется без абзацного отступа.

3-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ).
Текст действующего лица.

Между внешней ремаркой и
текстом говорящего действующего лица делается интервал.

Примечание по
оформлению сценария.
Сценарий снабжается методическими
советами, ремарками. В нем дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров,
тексты песен. В ремарках даются сценические указания: световая партитура,
движение участников праздника на сцене и т.д.

Пример 2. Ход мероприятия можно оформить в виде таблицы. По возможности,
гиперссылками указывать на тот файл, который используется в данном месте
сценария (видео, музыкальный и звуковой файлы). Данный подход обеспечивает
четкое структурирование мультимедийного материала и удобство работы с ним.

Помреж (ходит по сцене, бормоча себе под нос).

Так, даже фонограмму без
меня включить не могут… Тишина в студии! Живенько, живенько… квадратное катить,
круглое тащить, мокрое мочить, сухое, соответственно сушить, это я так шучу,
кто не понял, я не виноват!

/Замечает людей с
кубом и большим глобусом, буквально исполняющим выше сказанное./
А-а-а, двоечники! Попались!

Слай№1, звук №1

Работники студии

…Ну, так вы же сами… нам
как скажут…

Помреж

Нет, вы не двоечники!..
Вы типичные жертвы ЕГЭнизации образования! Где сказали, там галочку и поставили
– никакой гибкости мышления! (Убрав мегафон, в микрофон.) То ли дело
раньше учились!.. По одной и той же шпоре и физику, и историю умудрялись
сдавать!… Из одного наводящего вопроса такие теории разворачивали, такие
теоремы доказывали!.. Что там Ферма… Пифагор из своих
прямоугольных штанов выпрыгивал!

Видео №1

Работники студии

Что, правда?..

Звук №2

4. Литература.

Оформляем по алфавиту согласно ГОСТ.

5. Приложения.

Дидактические материалы, вопросы и ответы викторин,
кроссвордов, схемы, таблицы и т.д.

Приложение
1

Образец
оформления титульного листа сценария массового мероприятия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Сценарий новогоднего праздника

«Новые приключения Снегурочки»

Адресат
 учащиеся 9-11 лет

                             
                                                                              Автор
(составитель):
                                                                                        
                         Иванов Иван Иванович,

                  
                                                                                          педагог-организатор

р.п.Ардатов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется считалочка или счеталочка
  • Как пишется сценарий структура
  • Как пишется сценарий сказки
  • Как пишется сценарий мультфильма
  • Как пишется сценарий к фильму образец