Как пишется словарная статья

Словарная статья состоит из заголовочного слова, его грамматической характеристики, рекомендаций по пунктуационному оформлению и иллюстративной зоны. При необходимости статью дополняют зона «Не смешивать!», зона дополнительного комментария, отсылочная зона.

Заголовочное слово указывается в словаре прописными буквами и выделяется полужирным шрифтом. Ударение в заголовочном слове приводится только при необходимости смыслоразличения (А НУ КАК).

Для передачи в рамках одной словарной статьи максимально возможного числа схожих словоупотреблений заголовочное слово может быть снабжено специальными обозначениями:

Обозначение

Пример
заголовочного слова

Перечень словоупотреблений

Круглые скобки обозначают необязательный (факультативный) элемент.

СКАЖИ(ТЕ) НА МИЛОСТЬ

НЕТ-НЕТ (ДА) И

скажи на милость;

скажите на милость

нет-нет и;  нет-нет да и

Заключенная в круглые скобки запятая между частями заголовочного слова указывает на возможность разных вариантов пунктуационного оформления, комментируемых далее в словарной статье.

ВВИДУ ТОГО(,) ЧТО

ДЛЯ ТОГО(,) ЧТОБЫ

ввиду того что;

ввиду того, что

для того чтобы;

для того, чтобы

Наклонная черта разделяет вариативные элементы.

К ВАШЕМУ / ТВОЕМУ СВЕДЕНИЮ

ИЗБАВИ / СОХРАНИ / УПАСИ БОГ / БОЖЕ / ГОСПОДЬ

к вашему сведению;

к твоему сведению

избави бог; избави боже; избави господь; сохрани бог; сохрани боже; сохрани господь; упаси бог; упаси боже; упаси господь

Если перечень вариативных элементов открытый, то приводятся наиболее частотные варианты, после чего ставится многоточие.

БОЖЕ МИЛОСТИВЫЙ / ПРАВЫЙ…

боже милостивый;

боже правый;

боже милосердный;

и др.

Знаком /…/ обозначается закрытый перечень, в котором опущены варианты (в этом случае до знака приводится первый по алфавиту вариант, а после знака – последний).

НЕВАЖНО ГДЕ /…/ ЧТО

неважно где; неважно зачем; неважно как; неважно когда; неважно кто; неважно куда; неважно откуда; неважно почему; неважно сколько; неважно что

В одном заголовочном слове могут быть использованы сразу несколько знаков.

(НЕ) ПОЗДНЕЕ / ПОЗЖЕ, ЧЕМ

позднее, чем; позже, чем; не позднее, чем; не позже, чем

Местоимение в скобках после заголовочного слова указывает на то, что пунктуационную трудность представляет не само заголовочное слово, а вводимый им оборот.

К ВОСХИЩЕНИЮ (кого, чьему)

к моему восхищению;

к нашему восхищению;

к восхищению окружающих;

к неописуемому  восхищению Пети

и др.

Справа от заголовочной единицы дается помета, указывающая на ее грамматический класс или на употребление в составе синтаксической конструкции:

НА РЕДКОСТЬ, наречие

ДО ТЕХ ПОР, ПОКА, союз

ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ, частица

К СЛОВУ СКАЗАТЬ, вводное сочетание

ПО ИНФОРМАЦИИ (кого, чего, чьей), в составе вводного сочетания

ЕСЛИ БЫ ДА КАБЫ, неразложимое сочетание

В двух случаях приводятся также сведения о синтаксической позиции заголовочного слова: 1) если заголовочное слово принадлежит к названному грамматическому классу только при употреблении в данной позиции; 2) если только в данной позиции заголовочное слово связано с трудностями пунктуации.

ДАЛЕЕ, вводное слово (в начале предложения или части сложного предложения)

И ТОЛЬКО, частица (в конце предложения)

А ЕЩЕ, союз (в восклицательном предложении)

С УВАЖЕНИЕМ (в заключительной части письма)

Единицы, имеющие одинаковое написание, но принадлежащие к разным грамматическим классам, как правило, рассматриваются в одной словарной статье. Такой подход позволяет наглядно продемонстрировать пунктуационные различия.

Рекомендации по пунктуационному оформлению заголовочных единиц основаны на нормах русского правописания и отражают сложившуюся редакционно-издательскую практику. Однако, учитывая динамический и вариативный характер пунктуационных норм русского языка, авторы стремятся предупредить читателя: 1) о неустоявшейся пунктуации; 2) о противоречиях между рекомендациями лингвистов и письменной практикой; 3) об отсутствии рекомендаций (лакунах) в существующих справочных пособиях. Соответствующие сведения обычно приводятся в зоне дополнительного комментария.

Рекомендации по пунктуационному оформлению включают в себя своего рода «подсказки», помогающие читателю разграничить случаи пунктуационного оформления, если заголовочное слово предполагает более чем один вариант расстановки знаков препинания. «Подсказки» могут представлять собой синонимические толкования, краткие определения, сведения о наиболее типичной синтаксической позиции и синтаксической функции и др.

КАК БУДТО (БЫ), союз и частица

1. Союз. То же, что «словно, будто». Синтаксические конструкции, присоединяемые союзом «как будто (бы)», выделяются (или отделяются) запятыми.

2. Частица. В знач. «словно, будто, вроде» тесно связана со сказуемым. Не требует постановки знаков препинания.

Частица «как будто (бы)» также не требует постановки знаков препинания, когда она употребляется в вопросительном или восклицательном предложении для утверждения обратного, для выражения несомненности обратного.

В ряде случаев рекомендации по пунктуационному оформлению содержат отсылки к приложениям или исчерпываются ими.

В СВЯЗИ С (чем), предлог

Обороты, присоединяемые предлогом «в связи с», могут обособляться. О факторах, влияющих на расстановку знаков препинания, см. в Прил. 1.

МАЛО ТОГО, вводное сочетание

То же, что «кроме того, сверх того». Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2.

Иллюстративная зона включает цитаты из произведений русской художественной литературы XIX–XXI века и (или) показательные речения. В ряде случаев приводятся цитаты из публицистических текстов. Цитаты и речения выделяются курсивом, а имеющиеся в них заголовочные единицы – полужирным шрифтом. Для цитат из художественной литературы указывается автор (инициал имени и фамилия) и название цитируемого произведения.

Несомненно, между разными изданиями цитируемых произведений могут быть (и существуют) разночтения, обусловленные динамикой и вариативностью пунктуационных норм и практики письма.  Это обстоятельство не должно смущать читателя, так как цитаты приводятся не столько для того, чтобы подкрепить рекомендации справочника авторитетом классиков, сколько для того, чтобы показать слово в его естественном смысловом и синтаксическом окружении. Другими словами, цитаты носят не оправдательный, а именно иллюстративный характер.

Зона дополнительного комментария (обозначается знаком @) может содержать сведения: 1) о частотности пунктуационных вариантов, 2) о несоответствии предписаний справочников сложившейся практике письма, 3) о невозможности однозначного выбора варианта пунктуационного оформления без учета контекста и авторской воли. Иногда приводятся дополнительные сведения об орфографии.

@ На практике обороты со словами «против ожидания» чаще обособляются, поскольку по смыслу они сближаются с вводными сочетаниями.

@ В справочнике Д. Э. Розенталя «Пунктуация» указано, что слова «в общих чертах» могут обособляться как вводные в знач. «если говорить в общих чертах»: Вот из каких элементов, в общих чертах, состоит проект. Однако примеры из художественной литературы свидетельствуют о том, что слова «в общих чертах» и в этом значении обычно не выделяются знаками препинания.

@ Зачастую трудно определить, является ли слово «действительно» вводным. В спорных случаях вопрос о расстановке знаков препинания решает автор текста.

@ Следует различать союз «притом» (в знач. «вдобавок, к тому же») и сочетание предлога с местоимением «при том». Союз пишется слитно, сочетание с местоимением – раздельно: Это была безделица при том образе жизни, какой нужно было вести в Варшаве… И. Гончаров, Превратность судьбы.

Зона «Не смешивать!» предупреждает читателя о том, что: 1) существует слово другой части речи (или сочетание слов других частей речи), представляющее собой грамматический омоним заголовочной единицы; 2) (в случае с вводными словами) употребление слова или сочетания в роли вводного следует отличать от употребления в роли члена (членов) предложения.

СКАЖИ(ТЕ) ПОЖАЛУЙСТА, междометное выражение

<…>

! Не смешивать с сочетанием глагола и частицы.

Скажите, пожалуйста, отчего это вашу тяжелую тележку четыре быка тащат шутя, а мою, пустую, шесть скотов едва подвигают с помощью этих осетин? М. Лермонтов, Герой нашего времени.

ПРОЩЕ ГОВОРЯ / СКАЗАТЬ, вводное сочетание

<…>

! Не смешивать с употреблением в роли членов предложения.

Несравненно было бы проще сказать ей: если так, если уж вы непременно дали клятву молчания, – сядем снова в фиакр, я довезу вас до дому и прощайте! Д. Григорович, Не по хорошу мил – по милу хорош.

Отсылочная зона представлена пометами См. также или Ср. и помогает сопоставить схожие или, напротив, различные по своему пунктуационному оформлению слова и сочетания.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Не важно, что вы собираетесь сделать: составить собственный глоссарий, написать словарь, выглядеть убедительно при игре в «дурацкий словарь» или написать определения к словам собственного сочинения – вот вам несколько идей, которые помогут сделать ваши определения максимально точными и ёмкими.
Эти шаги подходят для описательного определения того, как термин используется в языке. Примите во внимание, что это довольно трудоемкий процесс, требующий гораздо больше усилий, чем прескриптивное определение, которое предписывает то, как автору нужно использовать данный термин в письменной речи.

Шаги

  1. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 1

    1

    Найдите примеры того, как слово используется. Google (а в особенности Google Books) – это отличный способ поиска цитат. А цитаты в свою очередь доказывают, что это слово активно используется, и отлично показывают, в каком или каких смыслах.

  2. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 2

    2

    Изучите, как это слово используется и функционирует в примерах, найденных вами.

  3. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 3

    3

    Определите часть речи этого слова в том смысле или смыслах, который или которые вы хотите определить. Помните об этих основных положениях:

    • Существительное: человек, место или предмет: Юта, микроавтобус, луна, зеленщик, январь. К существительным также могут относиться абстрактные понятия, такие, как уверенность или сомнение.
    • Местоимение: слово, которое используется вместо существительного. Он, она, оно, они.
    • Глагол: слово, обозначающее действие. Идти, прыгать, разглагольствовать, жарить, глазеть, обдумывать, торопиться.
    • Прилагательное: слово, описывающее существительное. Красная (шляпа), скорый (поезд), ненадежная (планка).
    • Наречие: слово, которое описывает или преобразует значение глагола или прилагательного. (Он упал и) больно (ударился, затем) медленно (поднялся). (Поезд шел) жутко (медленно).
    • Союз: слово, соединяющее части сложного предложения. В русском языке в этот список входят слова и, или, как, словно, и…и, ни…ни, тоже, зато, чтобы, также, потому что и т.д.
    • Предлог: слово, описывающее положение чего-либо. На, над, под, к, в , у, внутри и т.д.
    • Междометие: эмоциональное восклицание, обычно не имеющее отношения к грамматической структуре предложения. Например: Вау! Эй! Фу! Абракадабра! Ой! Хмм… Ого!
  4. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 4

    4

    Проведите дальнейшую классификацию в рамках одной части речи. Если вы хотите тщательно разобраться с грамматической функцией этого слова, определите, является ли существительное исчисляемым или неисчисляемым, является ли глагол переходным или непереходным и т.п.

  5. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 5

    5

    Выберите один из смыслов слова и подумайте о его значении в данном контексте. Чем проще вы определите это слово, тем лучше, так что постарайтесь представить, что вы пытаетесь объяснить это слово ребенку или человеку, который только учится говорить на вашем языке. Избегайте использования описательных слов, которые окажутся еще сложнее, чем само определяемое слово, если только вы не пытаетесь объяснить попутно и их смысл.

  6. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 6

    6

    Исследуйте слово. Какие другие слова кажутся вам похожими на него? Какие слова близки к нему по значению? Какова разница между этим словом и его синонимами? Например, что отличает слово «хрупкий» от «слабый» или «ломкий»?

  7. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 7

    7

    Подумайте, какие существуют синонимы (слова со схожим значением) и антонимы (слова с противоположным значением) у определяемого слова. Некоторые из них могут оказаться и в вашей словарной статье, если они туда подходят.

  8. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 8

    8

    Опишите определяемое слово. Хотя включение синонимов в определение и является вполне допустимым, такое определение, составленное полностью из синонимов, не может давать исчерпывающей информации о значении слова. Поэтому, приложите все усилия, чтобы определяемое слово описать.

    • Если у слова есть несколько значений, то вам придется определить каждое из них по отдельности.
  9. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 9

    9

    Для написания определения слова используйте слова, которые будут знакомы человеку, который будет читать это определение впервые, не зная значения определяемого понятия. Сравните:

    • Отвага – храбрость, смелость, дерзость.
    • Отвага – подчеркнутая решимость, сила духа.
  10. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 10

    10

    Напишите определение слова, придерживаясь типичного словарного стиля. Начать можно с предложений типа «Это слово используется …» или «Оно описывает ситуацию, в которой …», но их лучше убрать из финальной версии вашего определения.

  11. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 11

    11

    Напишите определение таким образом, чтобы оно соответствовало определяемой части речи. Определения глаголов сами должны содержать много глаголов, определения существительных – много существительных.

    • Большинство определений глаголов должны начинаться с глагола в неопределенной форме. Например, определение глагола «останавливаться» может выглядеть так: «сделать небольшую паузу или остановиться на время; прервать процесс или какое-то действие и снова начать его позже».
    • Определения существительных лучше тоже начинать с существительных.
  12. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 12

    12

    Прочитайте свое определение и убедитесь, что оно подходит к определяемому слову и тому значению этого слова, которое вы хотите описать.

  13. Изображение с названием Write a Dictionary Definition Step 13

    13

    Попросите кого-нибудь прочитать ваше определение и прокомментировать его.

    Реклама

Советы

  • Почитайте определения из словарей и глоссариев и сделайте себе заметки относительно стиля, в котором они написаны.
  • Посмотрите, как ваше слово определено в других источниках. Синтез уже написанных кем-то ранее определений поможет вам написать свое собственное или поможет вам научиться писать определения слов самостоятельно.
  • Обратите внимание, что мы узнаем значение большинства новых слов при помощи контекста. Вот почему особенно важно найти примеры использования слова в контексте прежде, чем пытаться написать ему определение.
  • Обратите внимание также и на этимологию слова. Иногда именно происхождение слова может пролить свет на его значение.
  • Если вас интересует захватывающая история составления Оксфордского словаря английского языка, то посмотрите вот это Simon Winchester’s lecture.
  • Если вы только еще учитесь писать словарные определения, то стоит начинать со слов с узким специфическим значением, особенно с существительных. Просто сравните количество значений и определений их для таких специфических слов, как «сувенир» или «щебетать» с количеством значений и определений таких широко употребляемых слов, как «низ» или «ток», и вы поймете почему. Начинайте практиковаться сперва с не многозначными, узкоспециальными словами.
  • Иногда определение части речи слова может быть делом довольно непростым. Если вы не до конца уверены, с какой частью речи имеете дело, то лучше свериться со словарем. Если дело совсем плохо, то посмотрите в грамматическом справочнике. В такого рода книгах содержатся около 3000 трудных слов.

Реклама

Предупреждения

  • Избегайте определений, рассказывающих о том, чем слово не является, сконцентрируйтесь лучше на том, что оно из себя представляет.
  • Старайтесь избегать кольцевых определений, особенно если вы пишете определение к нескольким словам. При написании определений к словам существует тенденция в конце определения возвращаться к определяемому или к однокоренному слову. Вполне приемлемым может быть определение наречия при помощи однокоренного прилагательного (например: странно – странным образом), но такого типа определение предполагает, что прилагательное «странный» уже определено или заранее известно. В общем, лучше избегать использования однокоренных с определяемым слов в определении.
  • Если вы решили включить в свою словарную статью информацию о происхождении слова, то убедитесь сначала, что вы хорошо изучили вопрос. У некоторых слов существует по несколько «народных» версий происхождения. Обычно эти теории не имеют под собой никакого основания и передаются из уст в уста без какого-либо адекватного подтверждения. Проведите свое собственное исследование и адекватно оцените, можно ли доверять вашим источникам.
  • Части речи, перечисленные выше, являются основными и общими для большинства европейских языков. Другие языки могут иметь другие части речи, а некоторые ученые выделяют дополнительные части речи и в европейских языках.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 29 092 раза.

Была ли эта статья полезной?

Словарная статья — основная структурная единица любого словаря.

Словарная статья состоит из:

  • заглавной единицы;
  • текста, разъясняющего заголовочную единицу и описывающего её основные характеристики.

Содержание

  • 1 Структура словарной статьи
  • 2 Пример
    • 2.1 Анализ примера
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки

Структура словарной статьи

Левая часть словаря. Словарная статья любого словаря начинается с заглавного слова (по-иному: заголовочное слово, лемма, чёрное слово — от полужирного шрифта, которым обычно выделено заглавное слово).

Совокупность заглавных слов образуют словник, или левую часть словаря. Выбор словника (какие именно слова войдут в данный словарь, а какие не войдут) зависит от назначения словаря (узкоспециальный, универсальный и т. п.).

Словник может состоять из языковых единиц:

  • фонем (звуков) — последнее время получают широкое развитие в связи с разработкой автоматического распознавания речи;
  • морфем (приставок, корней, суффиксов..) — для словарей морфем, грамматических словарей, словообразовательных словарей;
  • лексем (слов в «основной форме») — по этому критерию построено большинство словарей: толковых, орфографических и др.;
  • словоформ (слов в определенном числе, падеже..) — для грамматических словарей, словарей рифм и др.;
  • словосочетаний (не одно слово, а несколько так или иначе связанных слов) — например, для фразеологических словарей, словарей идиом, словарей клише и др.

Иногда словник состоит из лексем и словосочетаний (например, для энциклопедических словарей).

Правая часть словаря — та, в которой объясняется заголовочная единица. Структура словарной статьи определяется задачами словаря. Зоны правой части разрабатываются для каждого словаря. Это могут быть: список синонимов данного слова (для словаря синонимов), перевод слова (для словарей иностранных слов), раскрытие понятия, которое описывается данным словом, с возможным приложением графиков, схем, рисунков (для энциклопедических словарей) и т. д. Например, правая часть толкового словаря, как правило, включает зоны:

  • грамматическая;
  • стилистическая;
  • толкования;
  • иллюстрации (цитаты, речения);
  • тип значения (прямое, переносное);
  • словообразовательное гнездо;
  • так называемая «заромбовая» часть (фразеологизмы);
  • и др.

Часто внутри словарной статьи может находиться область (зона) помет (или просто пометы). Пометы могут быть стилистические, грамматические и другие. Наиболее часто пометы располагаются сразу после заголовочного слова, но могут быть и в других местах (например: устар. — устаревшее значение, редк. — значение редко употребимо, науч. — научное значение, и т. п.)

Совокупность всех словарных статей образует корпус словаря. Кроме корпуса, в любом словаре обычно есть предисловие, раздел «Как пользоваться словарём»; список условных сокращений и др. Кроме того, в словарях могут быть указатели (в Википедии роль указателей частично играют страницы-перенаправления, страницы «неоднозначность» и «Категоризация»)

Пример

Словарная статья «Товар» в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова.

ТОВА́Р, а (у), м. 1. (мн. в знач. разных видов, сортов). Продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем купли-продажи (эконом.); вообще все, что является предметом торговли. Надо, наконец, понять, что товары производятся в последнем счете не для производства, а для потребления (Сталин). Мой корабль, стоящий на якоре в заливе, полон редких товаров (Жуковский). Красный т. (см. красный). В магазинах много товару. Ходкий т. Лежалый т. Колониальный т. 2. (только ед.). Выделанная готовая кожа (сапож.). Опойковый т. 3. (только ед.). Рудная смесь, готовая для проплавки (горн.). Живой товар. См. живой в 6 знач. Товар лицом показать — показать что-нибудь с лучшей, наиболее выгодной стороны. Едет из Петербурга ревизор… Слышно было, что все трусят, хлопочут, хотят товар лицом показать (Достоевский).

Анализ примера

ТОВАР — заглавное слово;

а (у) — грамматическая зона: указание окончания в род. п. ед. ч., в скобках дан вариант окончания;

м. — грамматическая зона: указание родовой отнесенности слова, оно мужского рода;

1. — номер значения многозначного слова (у однозначных слов номер не указывается);

(мн. в знач. разных видов, сортов) — грамматическая зона первого значения: указано, что во множественном числе это значение слова имеет не значение множественности (что свойственно грамматическому значению множественного числа), а значение «разные виды, сорта»;

Продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем купли-продажи — толкование первого значения;

(эконом.) — стилистическая зона: указание на ограниченность этого значения специальной лексикой, а именно экономической;

вообще все, что является предметом торговли — вторая часть толкования первого значения, знак; перед этой частью толкования указывает на то, что оно потенциально может быть выделено в отдельное значение;

Надо, наконец, понять, что товары производятся в последнем счете не для производства, а для потребления — зона иллюстрации: в качестве примера дана цитата;

Сталин — зона иллюстрации: указание автора цитаты;

Мой корабль, стоящий на якоре в заливе, полон редких товаров — зона иллюстрации: в качестве примера дана цитата;

Жуковский — зона иллюстрации: указание автора цитаты;

Красный т. — зона иллюстрации: в качестве примера дано речение — устойчивое выражение;

(см. красный) — зона отсылки: с помощью этой зоны устанавливается связь между элементами словаря: читателя отсылают к словарной статье «красный», в которой дано толкование фразеологизма красный товар;

В магазинах много товару — зона иллюстрации: в качестве примера дано речение;

Ходкий т. Лежалый т. Колониальный т. — зона иллюстрации: в качестве примеров даны речения, обратите внимание на последний пример — сегодня его следовало бы дать в заромбовой части или с подтолковкой, так как это историзм;

2. — номер значения многозначного слова;

только ед. — грамматическая зона: указано ограничение для этого значения, только в единственном числе;

Выделанная готовая кожа — зона толкования;

(сапож.) — стилистическая зона: указание на сферу ограничения употребления;

Опойковый т. — зона иллюстрации: в качестве иллюстрации дано речение;

3. — номер значения многозначного слова;

только ед. — грамматическая зона: указано ограничение для этого значения, только в единственном числе;

Рудная смесь, готовая для проплавки — толкование;

(горн.) — стилистическая зона: указание на сферу ограничения употребления;

 — знак ромба, после которого начинается «заромбовая часть», где представлены фразеологизмы. Каждый фразеологизм тоже имеет свой вход, свои чёрные слова, они (несмотря на то, что их не меньше двух) представляют одну лексическую единицу;

Живой товар — заголовочное слово заромбовой части;

См. живой в 6 знач. — толкование-отсылка, читатель должен обратиться в слову живой в 6 значении, где и будет дано толкование фразеологизма живой товар. Хорошо бы было повторять толкование, а не отсылать, но если учесть, что во времена Ушакова словари всегда были только печатными, то сразу очевидно, что отсылки — экономия бумаги;

Товар лицом показать — заголовочное слово заромбовой части;

Показать что-нибудь с лучшей, наиболее выгодной стороны — толкование фразеологизма;

Едет из Петербурга ревизор… Слышно было, что все трусят, хлопочут, хотят товар лицом показать — зона иллюстрации: в качестве примера приведена цитата;

Достоевский — зона иллюстрации: указан автор цитаты.

См. также

  • Словарь
  • Энциклопедия
  • Типология словарей

Ссылки

  • Грамота.ру: вселенная в алфавите

Новая форма государственной (итоговой)
аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по русскому
языку позволят оценить уровень овладения не
только коммуникативной, но и лингвистической
компетенцией обучающихся.

Не секрет, что сочинение на лингвистическую
тему, включённое в ГИА по русскому языку в 9,
представляет для детей определённые трудности.
Начинать работу с данным видом  сочинений
необходимо  как можно раньше.

В данной статье речь пойдёт о таких творческих
работах, тематика, жанр которых подсказаны 
необходимостью  начала подготовки  к ГИА И
ЕГЭ по русскому языку уже начиная с 5 класса.

Сочинения на лингвистическую тему  могут
быть разными по стилю и жанрам, они уместны в
любом классе, при изучении любого раздела. Но мне
хотелось бы говорить пока только о том, как 
строится работа по обучению написания сочинения
на лингвистическую тему в 5-6-х классах.

Учитывая особенности  пятиклассников, 
творческие  задания лучше подавать в 
игровой, занимательной форме. Предлагаю  
урок развития речи, на котором дети учились
писать  сочинение на лингвистическую тему:
написание словарной статьи.

1. Начинаем с постановки задачи:

– Представьте себе, что нам поручено 
интересное и ответственное дело – составить для
толкового словаря  статью о слове «берёза.»
– С чего начнём ?
– Выясняем значение слова «толковый» словарь. (Приложение 1. Слайды 1,2)
– Кого из создателей толковых словарей вы
знаете? Говорим о В. В. Дале , рассматриваем
«Толковый словарь живого великорусского
языка».  Учащиеся 9 класса в своё время
готовили проект «Собирал человек слова», часть
презентации проекта показываю детям.
– Для чего нужна словарная статья?
– Посмотрим, как построена  статья о слове
«осень» в  таком словаре.
– Зачитываем  значение слова  «осень»  по
словарю. (Приложение 1.
Слайд 3)

2.  Анализ строения статьи

– Делаем вывод: словарная статья состоит не
менее чем из четырёх частей: (Приложение
1
. Слайды 4-5)

1. Заголовочное слово
2. Грамматические пометы (т.е. такие признаки
слова, которые изучаются в особом разделе науки о
языке, для существительных это – окончание формы
родительного падежа и род)
3. Толкование лексического значения слова
4. Пример употребления этого слова в речи.

3.  Актуализация знаний

Устно проговариваем содержание будущей записи,
затем пишем  письмо по памяти. (Можно вернуться
к слайду 3)

Осень – и, ж. Время года между летом и зимой. Уж
небо осень дышало, уж реже солнышко блистало,
короче становился день, лесов таинственная тень
с печальным шумом обнажалась. (А.С.Пушкин).

– Подчеркнуть известные  орфограммы.
Составить схему предложения. (урок проводится
после изучения темы «Синтаксис и пунктуация»,
поэтому составить схему предложения у детей не
вызывает трудностей)

Контроль выполнения. (Приложение
1
. Слайд 6)

4. Коллективная работа

Составление словарной статьи  о слове
«весна». Пример употребления этого слова в речи
– первая строфа стихотворения А. Плещеева
«Ласточка», которое все знают наизусть. Можно
предложить детям использовать свой пример.
В результате коллективной работы  появляется
запись (Приложение 1.
Слайд 7)
Весна, -ы, ж. Время года между зимой и летом. Травка
зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в
сени к нам летит. (А.Плещеев).
Записываем в тетрадь.

Прослушивание работ детей, которые
использовали  другие примеры.

Главная часть в словарной статье – толкование
лексического значения слова. Существует
несколько способов толкования значения слова.
Остановимся на одном из них  – основном:
родовые и видовые признаки предмета. (Приложение
1
. Слайд 8) Делаем вывод о том, что важно
при толковании лексического значения слова. (Приложение 1. Слайд 9)
Слайд с изображением   деревьев: берёза,
клён, лиственница, сосна и таблицы (Приложение
1
. Слайд 10)
Находим   родовые и видовые признаки,
выясняем отличие. (Приложение 1.
Слайд 12)

Предметы Берёза Клён Лиственница Сосна
I (класс предмета)

 деревья

II (род предмета)

лиственные

хвойные

III(видовые признаки) белый ствол  широкие резные листья хвоя мягкая , опадает на землю вечнозелёное, плоды – небольшие шишки

– Составляем  пошаговое толкование
  лексического значения слова «берёза». (Приложение 1. Слайд 13)
– Записываем три первых предложения, отражающих
последовательность мыслительных операций:

1. Берёза – дерево.
2. Берёза – лиственное дерево.
3. Берёза – лиственное дерево с  белым стволом.

– Подбираем пример употребления слова
«берёза» в речи. Вспоминаем (или заранее
подготовленный ученик читает стихотворение С.
Есенина «Берёза»).
– В тетради записываем:

Берёза, -ы, ж. Лиственное дерево с белым
стволом.  Белая  берёза под моим окном
принакрылась снегом ,точно серебром. (С. Есенин).

Проверка (Приложение 1.
Слайд 14)

5. Самостоятельная работа

Составить словарную статью (по выбору)  о
словах клён, лиственница, сосна.
Проверка выполнения. Заслушивание ответов,
исправление ошибок. (Приложение
1
. Слайд 16)

6.  Следующий этап урока – рефлексия

– Скажите, вам понравилось писать словарные
статьи?

Дети с удовольствием выполняют такие виды
работы.

– Ответьте  на вопрос «Для чего нужна 
словарная статья?».

Ответ на вопрос подводит итог урока. Ученики
говорят о важности словарей,  о том, как важно
правильно писать  словарные статьи.

7. Домашнее задание будет дублировать
ответ на вопрос «Для чего нужна  словарная
статья?», только его нужно записать несколькими
предложениями.

Словарная статья включает заглавное слово, даётся его морфологическая характеристика, толкование, иллюстративный материал. Заглавное слово приводится с указанием ударения. Имена представлены в форме именительного падежа ед. В заголовке словарной статьи может быть несколько лексем.

Как может строиться словарная статья?

Словарная статья строится следующим образом: за заголовочным словом помещается этимологическая справка (сведения о происхождении слова), далее — толкование, примеры употребления слова. Иногда при слове вместо развернутого толкования дана отсылка к другой словарной статье.

Что такое словарная статья простыми словами?

Словарная статья — структурная часть словаря, которая посвящена одной теме и которая состоит из заглавного слова, определяющего тему, и следующего за ним текста статьи. словарная статьяСтатья, разъясняющая заголовочное слово в словаре, словарное гнездо.

Что такое словарная статья русский язык?

Словарная статья – это основная структурная единица словаря; текст, разъясняющий заголовочную единицу в словаре и описывающий ее основные характеристики; выражаясь образным языком, — это портрет слова. Структура словарной статьи определяется задачами словаря. Совокупность всех словарных статей образует корпус словаря.

Какую информацию о слове содержит словарная статья?

Словарная статья состоит из заголовочного слова, его грамматической характеристики, рекомендаций по пунктуационному оформлению и иллюстративной зоны. При необходимости статью дополняют зона «Не смешивать!», зона дополнительного комментария, отсылочная зона.

Как строится словарная статья в словаре антонимов?

Словарная статья включает антонимическую пару, толкование каждого её члена и иллюстративный материал. Синонимичные пары антонимов образуют гнездо. Словарь содержит следующие приложения: 1. Антонимия между словом и свободным словосочетанием; 2.

Что такое обратные словари в чем их назначение?

Обратный словарьсловарь, в котором слова отсортированы в алфавитном порядке с учётом обратного чтения, то есть не по начальным, а по конечным буквам. Для удобства поиска выравнивание списка слов в таком словаре идёт не по левому, а по правому краю (для языков с письмом слева направо).

Что значит выполнить словарную работу?

«Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», — писал известный ученый-методист А. В «Словаре русского языка» С.

Что такое помета в русском языке?

помета — Лексикографическое указание путем принятых сокращенных обозначений, которое дается в словарной статье и содержит лексическую, грамматическую, стилистическую характеристику словарной единицы. Книжн. (книжное слово, книжного стиля), обл.

Что такое статья в законе?

Статья в юриспруденции — часть текста закона, закрепляющая юридические нормы.

Какую информацию содержит словарная справка?

В нем можно не только узнать варианты значений, но и тут же выяснить, к какой части речи относится запрашиваемое слово, а также его синонимы и даже происхождение.

Какие функции выполняют словари?

Словари выполняют социальные функции: информативную (позволяют кратчайшим способом — через обозначения — приобщиться к накопленным знаниям), коммуникативную (давая читателям необходимые слова родного или чужого языка) и нормативную (фиксируя значения и употребления слов, способствуют совершенствованию и унификации

Что означает термин лексикография?

Лексикогра́фия (др. -греч. λεξικόν «словарь» + γράφω «пишу») — раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения; наука, изучающая семантическую структуру слова, особенности слов, их толкование.

Что изучается в лексикологии?

Лексикология — это раздел лингвистической науки, который изучает слово и словарный состав языка. Чтобы понять, что такое лексикология, выясним происхождение и значение слова. Этот языковедческий термин восходит к греческим словам lexikos (словесный) < lexis (слово, выражение, оборот речи) и logos (понятие, учение).

Что можно узнать из толкового словаря?

Толковый словарь изъясняет лексическое значение слов. Слово толкуется только один раз, а сочетание слов даётся в толковом словаре столько раз, сколько слов входит в это словосочетание, — один раз с толкованием, остальные с отсылкой. Такие словари, как правило, предназначены для носителей родного языка.

Какой словарь поможет узнать как правильно произнести слово?

Орфоэпический словарь рассматривает произношение и ударение слов. «Орфоэпический словарь русского языка» Н. И. Новинской.

Зайти на Центр дистанционной поддержки обучения РГПУ им. А. И. Герцена

Логин

Пароль

Забыли пароль?

Русский ‎(ru)‎


Русский ‎(ru)‎


English ‎(en)‎

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется слово 2011
  • Как пишется слизерин на английском языке
  • Как пишется словарик или словарек
  • Как пишется словари переводчики
  • Как пишется слизать сметану