Морфемный разбор слова:
Однокоренные слова к слову:
Девиантное поведение
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии.Он ввел понятие аномии, о чем первый раз упоминал в своей диссертации, которая потом переросла в научный труд о разделении общественного труда.
Содержание
Девиант
Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.
Классификация девиантного поведения
Многие авторы, рассматривая девиантное поведение, используют как синонимы понятия разновидности, виды, типы, формы девиантного поведения.
Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:
Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.
Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.
В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:
1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.
«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:
— «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:
Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:
Источник
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды Д. п.: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Син. отклоняющееся поведение, девиация. Понятие Д. п. шире понятий «делинквентность» (противоправное, преступное, криминальное поведение) и «антиобщественное поведение» (асоциальность).
В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению Д. п. Ряд исследователей, вслед за Э. Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации Д. п. встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации. К таким ситуациям можно отнести стресс, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе.
С т. зр. теории аномии (Р. Мертон), Д. п. растет, если при наличии общих целей социально одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем, а для некоторых людей или социальных групп они вообще недоступны. С позиции концепции социализации, лицами с Д. п. становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т. д.), считаются нормальными, или общество относится к ним достаточно толерантно.
Представляет интерес и популярная в 1960-х гг. концепция стигматизации, привлекшая внимание к социальной реакции на Д. п. Согласно этой концепции, отклонение является следствием негативной социальной оценки, «наклеивания» на индивида ярлыка к.-л. девиации (напр., «врун», «алкоголик», «наркоман») и последующего стремления изолировать его, исправить, вылечить и т. п.
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии Д. п. сконцентрированы на изучении личностных характеристик девиантов, их психического здоровья, проблеме автоидентификации, интериоризации норм и ценностей, роли внешнего и внутреннего контроля, на разработке методов психотерапии и психической коррекции лиц с различными формами девиации. (С. Н. Ениколопов.)
Источник
девиантное поведение
Полезное
Смотреть что такое «девиантное поведение» в других словарях:
Девиантное поведение — Девиантное поведение это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Проблема девиантного поведения находится в… … Википедия
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — см. Отклоняющееся поведение. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ … Философская энциклопедия
девиантное поведение — «отклоняющееся поведение» Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, часто сопровождающееся социальной дезадаптацией человека. Это понятие социологии и… … Справочник технического переводчика
Девиантное поведение — (deviant behavior) — (иногда – «отклоняющееся поведение»), устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, часто сопровождающееся социальной дезадаптацией … Экономико-математический словарь
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — см. ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Девиантное поведение — (от лат deviatio отклонение) поведение, отклоняющееся от нормы, нарушающее существующие в данном обществе общепринятые (в т.ч. правовые) нормы, общественно опасное или социально вредное … Энциклопедия права
Девиантное поведение — отклоняющееся от общепринятых норм: нравственных, а иногда и правовых. Поведение в основном обусловлено социально психологическими девиациями личности (прежде всего микросоциально психологической запущенностью). Является проявлением ситуационных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — (DEVIANT BEHAVIOUR) Наиболее адекватным способом понимания исследований девиантного (т.е. отклоняющегося) поведения или социологии девиантности является понимание их как реакции на традиционную криминологию. Криминология и социология девиантности … Социологический словарь
Девиантное поведение — (от лат deviatio отклонение) поведение, отклоняющееся от нормы, нарушающее существующие в данном обществе общепринятые (в т.ч. правовые) нормы, общественно опасное или социально вредное … Большой юридический словарь
Источник
Девиантное поведение: глобальная проблема современного общества и способы её решения
Всем хоть раз в жизни приходилось нарушать правила. Кто-то привык бросать фантик на землю, а не в урну. Кто-то зависает 24 часа в сутки в компьютерных играх, ни с кем не общаясь, не работая, не высыпаясь и толком не питаясь. А кто-то доводит себя до изнеможения различными диетами.
Мало кто знает, что все эти действия подпадают под девиантное поведение — отклонения от нормы. Большинство людей считает, что оно присуще только наркоманам, алкоголикам, преступникам и другим асоциальным элементам общества. Психологи более неумолимы: согласно их статистике, 90% людей (время от времени или постоянно) являются девиантами.
Основные понятия
Простыми словами, девиантное поведение — это устойчивое (постоянно повторяющееся) поведение, отклоняющееся от общепринятых общественных норм. Для данного явления существует и другое понятие — социальная девиация. Общество вынуждено реагировать на него определёнными санкциями: изоляцией, лечением, исправлением, наказанием.
Так как девиантное поведение является предметом изучения различных наук, каждая из них даёт ему своё, специфическое определение.
Социология
Социологи девиантным поведением называют любые социальные явления, представляющие угрозу жизни человека, обусловленные нарушением процесса усвоения норм и ценностей, саморазвития и самореализации в обществе.
Медицина
Для врачей девиантность — это пограничная нервно-психическая патология, которая приводит к отклонению от общепринятых норм межличностных взаимодействий. В то же время медики признают, что далеко не все случаи — результат расстройств личности и поведения. Нередко отклоняющееся поведение демонстрируют и психически здоровые люди.
Психология
В психологии это отклонение от социальных и нравственных норм, ошибочный шаблон решения конфликта, направленный против общества. Может измеряться количественно (что определяет степень запущенности проблемы) — через ущерб, нанесённый общественному благополучию, окружающим или себе.
Исходя из этих определений, несложно понять, кто такой девиант. Это человек, демонстрирующий черты отклоняющегося, недопустимого поведения и нуждающийся в помощи специалистов: психологов, психотерапевтов, неврологов.
Психология девиантного поведения — научная дисциплина, изучающая сущность, причины и проявления устойчивых неадекватных поступков. В данном направлении работают разные специалисты — клинические и возрастные психологи, педагоги, юристы и социологи. В настоящее время особое внимание уделяется методам профилактики и коррекции девиаций в подростковом и юношеском возрасте.
Девиантология — это наука, изучающая девиации и реакцию общества на них. Включает в себя работу в данном направлении, ведущуюся разными науками: психологией, психотерапией, криминалистикой, социологией.
Существующие проблемы
Проблема девиации в том, что многие не понимают её масштабов. Кто из нас хоть раз не совершал то, что осудило бы общество? Психологи утверждают, что у каждого человека есть свои «скелеты в шкафу», но они тщательно охраняются от чужих глаз во избежание осуждения. Вопрос лишь в том, насколько они опасны. Кто-то регулярно крадёт клубнику с дачного участка соседа, или курит в подъезде, или включает на всю громкость музыку после 23.00 в многоквартирном доме. А кто-то избивает жену, крадёт миллионы с общественных счетов, распространяет наркотики. Всё это — примеры из жизни, но почувствуйте сами, насколько они разные по своим последствиям.
Вторая проблема общества, связанная с девиантами, — это несимметричный контроль за ними. Мы часто слышим о нарушениях социальных и моральных норм известными людьми. Но они обычно остаются ненаказуемыми. Хотя при совершении такого же поступка простым человеком одним лишь осуждением дело не ограничивается.
Происхождение названия. Термин «девиантный» восходит к латинскому слову «deviatio», которое переводится как «отклонение».
Причины
Биологические
Наследственная, генетически обусловленная склонность к девиантному поведению, проявляющаяся с малого возраста. Таких проблемных детей можно увидеть ещё в детском саду. В школе отклонения усугубляются и провоцируют развитие психически расстройств личности.
Психологические
Иногда человек с рождения обладает бунтарским характером, который заставляет идти против системы. Внешние факторы и раздражители тоже являются причинами девиации. Виноватым может оказаться дезадаптивное развитие психики из-за определённых качеств характера (агрессивности, низкой самооценки, беспомощности). Нередко психологи объясняют девиации психоэмоциональным состоянием, устойчивым на протяжении длительного промежутка времени (например, при депрессии или утрате близкого человека).
Социологические
Социально обусловленные причины девиантного поведения хорошо описаны и объяснены теорией аномии, созданной французским социологом и философом Давидом Дюркгеймом. Согласно его определению, аномия — разложение устоявшихся общественных ценностей и норм по причине несоответствия новым идеалам. Это некий вакуум, который провоцирует людей на отклонения. Всегда сопровождается резким увеличением количества алкоголиков, наркоманов, самоубийц, преступников.
Теории
На основании ведущих причин отклонений от общественных норм были созданы различные теории девиантного поведения.
Биологические теории
Суть: девиантные поступки — следствие врождённых склонностей. Такие люди не могут сдерживать свои низменные потребности и делают всё для их удовлетворения, невзирая на правила и даже на страх наказания.
Ломброзо
Биологической является теория врождённого преступника итальянского врача-психиатра, педагога и психолога Чезаре Ломброзо. По результатам многолетней работы в тюрьмах учёный сделал вывод, что девиантные поступи 1/3 всех преступников обусловлены качествами, заложенными самой природой. Все они отличаются набором одни и тех же характеристик:
Ломброзо сравнивал их с обезьянами. Но британский врач Чарльз Горинг подверг его теорию критике и обосновал её несостоятельность.
Шелдон
К биологическим также относится конституциональная теория темперамента американского психолога Уильяма Герберта Шелдона. По его мнению, поступки человека можно предугадать по типу фигуры:
Однако теория Шелдона не всегда срабатывает. Среди преступников и других лиц с девиантным поведением есть люди с разным типом телосложения.
Гоув
Ещё одна биологическая теория, основанная на влиянии половых и возрастных особенностей. Автор — Уолтер Гоув. Выводы по результатам исследований:
Существуют также разрозненные доказательства отдельных исследований, утверждающие, что склонность к девиации может быть обусловлена генетикой:
Большинство психологов не принимают биологические теории. Единственное, с чем они соглашаются, — тип нервной системы может играть определённую роль в девиантном поведении, но далеко не решающую.
Социально-психологические теории
Суть: само общество провоцирует человека на нарушение его же правил.
Дюркгейм
Знаменитая теория аномии Дюркгейма. По его мнению, во время кризисов, войн, революций, переворотов, смены власти и прочих социальных изменений люди находятся в состоянии запутанности и дезорганизованности, теряют ориентиры. Это и заставляет их вести себя неадекватно.
Мертон
Теория адаптации личности к окружающим его условиям американского социолога Роберта Мертона расширяет аномии Дюркгейма. Согласно ей, на девиацию влияют не только социально-общественные кризисы, но в первую очередь — реакция человека на них. Данная классификация представлена ниже.
Беккер
Одна из самых известных социально-психологических теорий — теория ярлыков или стигмации. Автор — американский экономист Гэри Стэнли Беккер. Он описывал процесс навешивания ярлыков влиятельными слоями общества — более низким. Традиционно к девиантам относят цыган, бомжей, наркоманов, алкоголиков. Но это несправедливо, ведь среди них могут быть люди, придерживающиеся общих правил и не преступающих закон. Однако ярлык антисоциальной, неблагополучной прослойки общества заставляет их в итоге вести себя как девианты.
Психологические теории
Суть: основные причины девиантного поведения лежат в области психики.
Экзистенциально-гуманистическая
Представители данной теории считали, что основная причина девиантного поведения — разочарование личности в самой себе. Каждый из них акцентирует внимание на отдельных моментах этого процесса.
Австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл считал провоцирующим фактором подавление духовности и потерю смысла жизни.
По мнению американского психолога, автора клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, виноваты искажённые представления человека о самом себе, низкая самооценка, склонность к самоуничижению.
Американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу основными причинами называл фрустрацию базовых потребностей.
Психодинамическая
В основе — психоанализ Фрейда. Основной источник девиантного поведения — конфликт между бессознательным и сознательным. Причём в основе первых лежат сексуальные влечения. Правда, неофрейдисты уже не акцентируют на нём внимания и отдают пальму первенства дефициту эмоционального контакта, чаще всего — отсутствию близкого общения с матерью.
Поведенческая
Классический бихевиоризм рассматривает девиантные поступки как результат воздействия на личность окружающей среды. По их мнению, если ребёнка изначально достаточно строго наказывать за проступки, в дальнейшем боязнь будет останавливать его совершать их. Большое внимание бихевиористы уделяют методам коррекции отклонений, к которым относят негативное подкрепление, эмоционально-негативное обусловливание и оперантное угашение реакции.
Когнитивная
Согласно теории американского психотерапевта, профессора психиатрии и создателя когнитивной психотерапии Аарона Бека и американского психолога, когнитивного терапевта, автора рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберта Эллиса причины девиантного поведения — в неадаптивных мыслительных схемах, которые запускают неадекватные чувства и действия.
Проявления
Основные признаки девиантного поведения, которые используются в педагогике и психологии для диагностики:
В жизни проявление девиантного поведения не ограничивается этим набором признаков. Оно слишком многогранное, чтобы очертить круг всех его форм. В разных ситуациях к нему могут относиться:
Нужно понимать, что не всегда данные признаки лежат на поверхности. Иногда внешне человек ничем не выдаёт в себе девианта. Он может иметь много друзей, отличаться успехами в учёбе или карьере, быть благовоспитанным и тихим. Но, выходя за рамки знакомого окружения, может совершать ужасные вещи (мучить животных, ходить на собрания экстремистских группировок и даже вынашивать план убийства).
Психологи также акцентируют внимание на том, что к девиантному поведению не относится эксцентричность, которая характеризуется странностями и чудачествами. Она основана на чувстве обострённой индивидуальности, но практически никогда не наносит вред ни окружающим, ни носителю. Поэтому к отклонениям её не причисляют.
Классификация
Проблема классификации
Единая типология отсутствует по многим причинам. Во-первых, проблема девиантного поведения активно изучается психологами, медиками, социологами, криминалистами и многими другими специалистами. Для каждого из них важны какие-то определённые аспекты данного явления. Поэтому все они пользуются разными классификациями.
Во-вторых, нет единой теоретической базы по девиантному поведению. Поэтому до сих пор остаются непрояснёнными такие вопросы, как:
Из-за отсутствия единства мнений по данным вопросам специалисты создают множество авторских классификаций.
Классификация Мертона
Виды девиации, согласно самой первой классификации (созданной в 1938 году) Мертона, выделены в соответствии со способами адаптации личности к окружающим его условиям. Всего описано 5 типов поведения, и только первый является нормой, а остальные 4 — отклонения:
Подробнее об этой классификации можно прочитать в книге Мертона «Социальная структура и аномия» (1966).
Типология Короленко
Российский психиатр и психотерапевт Ц. П. Короленко в сотрудничестве с Т. А. Донских предложил свою классификацию девиантного поведения.
Нестандартное
Нарушающее общепринятые правила, выходящее за пределы социальных стереотипов, но позитивно влияющее на развитие общества.
Деструктивное
Может быть внешнедеструктивным (нарушение общественных правил) и внутридеструктивным (разрушение собственной личности). Внешнедеструктивное, в свою очередь, представлено аддиктивным поведением (уход от реальности с помощью наркотиков, адреналина, других способов) и антисоциальным (сознательно совершённые преступления).
Внутридеструктивное тоже представлено разными видами:
Данная классификация более подробно представлена в книге Короленко и Донских «Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире» (1990 год).
Менделевич
Классификация российского психиатра, психотерапевта и нарколога, клинического психолога Владимира Давыдовича Менделевича основывается на способах взаимодействия с реальностью. Он выделяет следующие типы девиантного поведения:
Их описание можно посмотреть в учебном пособии Менделевича «Психология девиантного поведения» (2005 год). Там можно найти ответ на частый вопрос, чем девиантное поведение отличается от делинквентного. Последнее — одно из проявлений первого. Девиация — более общее понятие, включающее в себя все вышеперечисленные типы. Деликвенция — противоправный поступок, чаще всего уголовно наказуемый и наносящий вред окружающим людям. Аддикция — уход от реальности.
Змановская
Психолог-психоаналитик, доктор психологических наук Елена Валерьевна Змановская предлагает в качестве критерия для классификации девиантного поведения последствия:
Классификация подробно описана в учебнике для вузов «Девиантология: Психология отклоняющегося поведения» (автор — Змановская).
Общая классификация
В современной психологии принято разделять между собой позитивное и негативное девиантное поведение. Хотя многие специалисты отвергают тот факт, что оно может быть положительным.
Негативные формы девиации опасны как для членов социума, так и для самого носителя:
Позитивные формы девиации приносят обществу благо, но при этом могут наблюдаться существенные или незначительные отклонения от общепринятых норм:
Многие специалисты не считают, что формы девиации могут быть позитивными. Они хоть и несут пользу обществу, но вредят самому носителю, поэтому их нельзя относить к положительным.
Профессор, доктор педагогических и психологических наук Юрий Александрович Клейберг добавляет к общепринятой классификации ещё один тип девиантного поведения — социально-нейтральное (попрошайничество).
Это интересно. В книгах фантастов привычное нам поведение нередко представлено как девиантное для того общества, в котором оно наблюдается. Например, Брэдбери («451 градус по Фаренгейту») называет девиантным чтение, Лукьяненко («Звёзды — холодные игрушки») — прикосновения и объятия, Оруэлл («1984») — личные отношения, Замятин («Мы») — личность, имеющую душу, способную любить и мыслить самостоятельно.
Возрастные особенности
Девиация не диагностируется у детей младше 5 лет. Как правило, наиболее ярко она проявляется именно в школе, особенно — в подростковом возрасте.
У младших школьников
К девиациям младшего школьного возраста психологи относят:
При своевременном выявлении признаков девиации у младших школьников лечение имеющихся заболеваний и коррекция психических расстройств обеспечивает благоприятные прогнозы.
У подростков
Для педагогов и родителей девиантные подростки становятся настоящей катастрофой. Ситуация обостряется наступлением полового созревания и возрастного кризиса. Отклонения могут иметь опасные последствия как для окружающих, так и для самого ребёнка.
К наиболее частым девиациям подросткового возраста психологи относят:
Часто подростки, склонные к девиации, становятся участниками экстремистских групп и неформальных сообществ. Особенно опасно вовлечение таких несовершеннолетних в преступную деятельность. Последствия могут быть самыми нежелательными: от тюремного заключения до суицида и наркомании.
Как показывает статистика, подростки-девианты при отсутствии необходимой помощи и поддержки со стороны отличаются неадекватными реакциями и после взросления. Поэтому именно в этом возрасте так важны коррекция и профилактика.
Диагностика
Если есть подозрения, что ребёнок всё чаще проявляет себя как девиантный, его необходимо показать психологу. Тот проводит первичную диагностику с помощью опросников и тестов. Самые распространённые из них:
Методов диагностики огромное количество. Специалисты подбирают их в соответствии с каждой конкретной ситуацией.
Коррекция
Девиация как социальное явление и реакция общества на неё — предмет изучения социологии. Как индивидуальной особенностью личности ею занимаются педагогика и психология.
Для того, чтобы общество сохранилось, для создания благополучных условий существования в нём устанавливаются нормы поведения — законы. Организуется посильный контроль за их исполнением. Если отмечаются случаи девиации, предпринимаются меры её коррекции в зависимости от масштаба проблемы. Основными формами контроля являются:
Тюремное заключение — традиционный способ наказания правонарушителей. Однако эффективным методом коррекции девиантного поведения его не назовёшь. Люди зачастую озлобляются, теряют навыки нормальной жизни в обществе, становятся замкнутыми, приобщаются к субкультуре заключённых, приобретают криминальные интересы. Поэтому статистика не вызывает удивления: 60% освобождённых в течение 4 лет снова совершают преступление и оказываются за решёткой.
У младших школьников самыми эффективными методами коррекции являются воспитательные беседы, индивидуальная работа с психологом.
Для подростков, у которых был диагностирован девиантный тип поведения, подбираются психотерапевтические методики. Групповые тренинги, ролевые игры, привлечение наглядного материала (видео, иллюстрации, аудиозаписи), арт-терапия — всё это с активным участием родителей способно решить данную проблему. Иногда назначается медикаментозное лечение в виде успокаивающих препаратов.
Профилактика
Во многом методы профилактики будут зависеть от возраста. Например, в отношении младших школьников будет достаточно бесед со школьным психологом, учителями и родителями. В подростковом возрасте этого будет уже недостаточно — потребуются более серьёзные мероприятия. Важно прививать детям моральные ценности, правила поведения в обществе, уважение и соблюдение законов, навыки социализации. Такая профилактическая работа должна вестись постоянно.
Примерная программа профилактики
Цель — создание благоприятных условий для формирования знаний и умений о социальных нормах через привитие установок и навыков правильного и ответственного поведения.
Возраст: подростки 10-17 лет.
Сроки реализации: 1 раз в неделю в течение одного учебного полугодия (18 недель).
I блок занятий
II блок занятий
III блок занятий
IV блок занятий
Последствия
Люди, страдающие девиантным поведением, — глубоко несчастны. Им приходится расплачиваться за свои поступки всю жизнь. Но самое главное — последствия не ограничиваются одной только личностью. Они охватывают окружающих и всё общество в целом:
Девиация является не только диагнозом, требующим лечения. Это глобальная проблема современного общества. Психологи и социологи уже давно призывают решать её комплексно, на уровне государства, начиная ещё со школы. Программы профилактики наподобие той, которая была приведена выше, реализуются единицами образовательных учреждений. На них не выделяются деньги из бюджета, они не являются обязательным компонентом школьной программы. Если бы всё было иначе — преступности было бы гораздо меньше.
Источник
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется слово девиантное поведение, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как пишется слово девиантное поведение», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.
Русский
Тип и синтаксические свойства сочетания
де—ви—а́нт—но·е по—ве—де́—ни·е
Устойчивое сочетание (термин). Используется в качестве именной группы.
Произношение
- МФА: [dɛvʲɪˈantnəɪ̯ə pəvʲɪˈdʲenʲɪɪ̯ə]
Семантические свойства
Значение
- психол. непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых правовых или нравственных норм ◆ В сентябре планируется открыть четыре школы для детей, как было сказано, «с девиантным поведением», то есть с какими-то отклонениями от нормы. Жанна Авязова, «Готовь парты летом» (2002) // «Вечерняя Москва», 13 июня 2002 г. [НКРЯ] ◆ Опросник Бека состоит из пяти шкал: «самооценка», «тревожность», «депрессия», «агрессия» и «девиантное поведение». Е. А. Савина, К. Колакоглоу, «Проективный сказочный тест и его возможности в исследовании личности ребенка» (2004) // «Вопросы психологии», 14 декабря 2004 г. [НКРЯ]
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Этимология
Перевод
Список переводов | |
|
Что такое девиантное или отклоняющееся поведение
Девиантное или отклоняющееся поведение — это такой тип устойчивого поведения личности, которое не соответствует актуальной норме или набору норм, принятым большинством членов общества.
То, что в человеке проявляется такое поведение, говорит о конфликте его интересов и общепринятых норм. Иначе говоря, человеку приходится выбирать между ожиданиями общества и своим мнением. И в итоге он выбирает себя.
Пример № 1.
У общества есть одна неформальная норма — уступать место пожилым в транспорте. Но давайте представим ситуацию, когда некий Степан едет в 8 утра домой в забитом под завязку транспорте. Вчера Степан отучился 5 пар в университете, а сразу после этого отправился на работу в ночную смену. И вот, когда в автобус заходит бабушка и становится рядом с ним, он решает: я слишком устал, чтобы уступать место.
Тогда члены общества — другие пассажиры — вполне могут применить к нему меры социального контроля, то есть начать ругаться и сгонять с места. А всё потому, что такое поведение считается девиантным, несмотря на личные обстоятельства Степана.
Проверьте себя
Подумайте о том, правильно ли поступил Степан из примера? Как бы вы поступили на его месте?
Порассуждайте о том, всегда ли человек должен действовать согласно социальным нормам или есть случаи, когда ими можно пренебречь в личных интересах. Если да, назовите несколько примеров.
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Виды девиантного поведения
Для того чтобы описать такое поведение, нет единого шаблона. Девиантное поведение классифицируют по трём разным критериям. Каким именно — рассмотрим далее.
Позитивное и негативное отклонения
Девиантные формы поведения — это необязательно плохо. Отклоняться от принятых норм можно как в позитивную, так и в негативную сторону.
Позитивное отклонение — это действия человека, которые не вписываются в рамки норм, но не вредят ни ему самому, ни обществу вокруг.
Такое поведение могут не понимать или даже осуждать в обществе, но оно никому не мешает. Чаще всего его называют просто чудачеством.
Пример № 2.
Есть теория, что знаменитый физик Никола Тесла при жизни следовал режиму полифазного сна. Он спал всего 2 часа в день, и при этом дожил до 86 лет. Нет прямых доказательств того, что это действительно было, но если это так, то сон Тесла — пример такого чудачества, безвредного для окружающих.
Но иногда бывают и крайние проявления позитивных отклонений. Это могут быть:
-
спортивные рекорды;
-
чрезмерное усердие;
-
инициативное поведение;
-
новаторский подход к чему-либо;
-
героизм и т. д.
Пример № 3.
Когда Игорь шёл домой с работы, он почувствовал запах дыма. А через минуту понял — у его соседей случился пожар. Когда он подбежал к людям у дома, те объяснили, что из горящего здания успели спастись все, кроме домашнего любимца — кота Кренделька. В дыму и панике хозяева не успели найти его. Тогда Игорь добыл мокрое полотенце, прижал его к лицу, чтобы дышать, и нырнул в горящий дом. Ему повезло — через несколько секунд он услышал мяуканье испуганного кота, нашёл его и вынес хозяевам.
Такое поведение явно выходит за рамки социальных норм. Если произошла опасная ситуация, обычным людям предписано ждать специальные службы и не мешать, когда те приедут. Но действия Игоря не просто никому не навредили — они спасли жизнь. Это яркий пример позитивного отклонения.
Негативное отклонение — это действия, которые не вписываются в рамки норм, а также нарушают общественный порядок, вредят человеку и обществу.
Вернёмся к примеру № 1. В нём проиллюстрировано негативное отклонение — отказ уступать место, неуважение к старшим, которое порицает большинство членов общества.
Однако в нём всё ещё идёт речь о неформальных социальных нормах, а за их нарушение не преследуют по закону. Максимум, что ждёт человека с таким типом негативной девиации — всеобщее осуждение. Но есть и другой, более опасный вид.
Делинквентное поведение — это противоправное асоциальное поведение, которым человек вредит окружающим и обществу в целом.
Это уже вотчина формальных социальных норм. И если человек совершит преступление или проступок, его ждут санкции по закону.
Пример № 4.
Артём увидел, как женщина в метро выронила кошелек и не заметила этого. Он подобрал его и решил оставить деньги себе. Но всё это со стороны увидел другой пассажир, который пожаловался охране метро. Позже домой к Артёму пришла полиция и сказала, что женщина написала на него заявление о краже.
Воровство — это не просто негативное девиантное поведение, которое осудит общество. Это действия, которые вредят другим и преследуются по закону. В нашем примере Артём проявил делинквентное поведение.
Относительное и абсолютное отклонения
Теперь посмотрим на девиантное поведение с другой стороны — стороны общества. Бывает так, что конкретный пример отклонения считают таковым только отдельные люди. Тогда это поведение причисляют к относительным отклонениям.
Относительное отклонение — это вид девиантного поведения, которое не вписывается в рамки ожиданий конкретных людей или некоторых социальных групп.
В этом случае всегда есть место спорам, считать поведение отклоняющимся от общепринятых норм или нет. А всё потому, что с такими социальными нормами согласны далеко не все. К относительным отклонениям относят всё, что нарушает неформальные нормы.
Пример № 5.
Согласно религиозным нормам в исламе, женщина должна носить хиджаб в общественных местах. Поэтому некоторые мусульмане с осуждением смотрят на представительниц других культур и религий, которые ходят по улице с непокрытой головой. Для них это девиантное поведение, т. к. оно отклоняется от принятой ими нормы. Но это всё ещё норма одной социальной группы — мусульман. А значит, она относительна.
Абсолютное отклонение — это вид девиантного поведения, при котором человек преступает нормы, принятые большинством членов общества.
К этому виду относятся все нарушения правовых норм. Здесь уже нет места дебатам, т. к. бо́льшая часть людей согласна, что нарушать закон — это зло. Такие отклонения нарушают формальные социальные нормы, поэтому за проступки и преступления человека ждет наказание. Все абсолютные отклонения относятся к негативным девиациям — делинквентному поведению.
Проверьте себя
Расскажите о вашем опыте, когда вы сталкивались с относительными отклонениями. Как конкретно реагировали окружающие на то, что человек нарушает неформальные социальные нормы? Приходилось ли вам встречаться с абсолютными отклонениями?
Индивидуальное и коллективное отклонения
Масштаб отклонений — последний признак, по которым девиации делят на виды. Так, например, отклоняющееся поведение человек может проявлять самостоятельно или в группе людей.
Индивидуальное отклонение — это такое девиантное поведение, при котором человек лично совершает осуждаемые в обществе действия.
Алкоголизм и наркомания — два ярких примера индивидуального негативного отклонения. Это зависимости, опасные для человека лично и общества в целом:
-
они вредят системам органов человека и вызывают психические расстройства, чем снижают уровень здоровья, а в отдельных случаях — приводят к гибели;
-
они — база для многих правонарушений, поэтому делают общество менее безопасным;
-
они вызывают осуждение в обществе, в т. ч. среди близких зависимого, из-за чего разрушаются семьи и т. д.
Коллективное отклонение — это такое девиантное поведение, при котором человек совершает осуждаемые в обществе действия в группе других людей.
Такие отклонения могут происходить внутри малых социальных групп, например, семьи. Но хуже всего, когда такое поведение пускает корни в крупных структурах, например, на государственном уровне. Они и называются соответствующе — государственные отклонения.
Пример № 7.
Ника и Максим — веганы. Они не едят мясо, яйца и любые другие продукты животного происхождения. У них есть собака — терьер по кличке Шпинат. Ника и Максим считают, что в их доме нет места мясу, даже если его будет есть только собака. Поэтому они кормят её лишь крупами и овощами, что вредит здоровью Шпината. Это пример коллективного отклонения в малой социальной группе.
Пример № 8.
Алексей Иванович занимает высокую должность в государственной структуре страны N. Как и другие его коллеги, он получает подарки от богатых людей в обмен на особые услуги, которые связаны с его высоким положением. Это — пример коррупции. Взяточничество относится к государственным отклонениям.
Проверьте себя
Как вы считаете, почему коллективные государственные отклонения — самые опасные?
Как возникает девиантное поведение
У любых поступков есть свои истоки. И причин на то, чтобы поступать вразрез с ожиданиями общества, тоже несколько. Рассмотрим их все в таблице ниже.
Причины девиантного поведения |
||
---|---|---|
Характер | Сущность | Пример |
Биологическая причина | Причина отклонения — биологические особенности организма: безвредные врождённые черты или заболевания | Люди, которые страдают психическими заболеваниями, могут вести себя странно или быть опасными. Но это происходит не по их желанию, а из-за специфических особенностей организма. |
Социологическая причина | Концепция аномии. Причина отклонения — распад социальных ценностей и норм | Во время Великой французской революции страну объял хаос. Франция стала нестабильной, и некоторое время в ней открыто цвела преступность |
Теория стигматизации. Причина отклонения — оценка общества | Поначалу люди никак не реагируют на то, что человек иногда употребляет алкоголь. А когда становится хуже, они ставят на него клеймо пьяницы и общаются с ним иначе, чем с другими | |
Психологическая причина | Причина отклонения — личные качества, черты характера и воспитание человека | Человек становится частью преступного мира, потому что вырос в маргинальной семье и видел лишь примеры жестокости и неуважения к закону. |
Чтобы хорошо сдать экзамены в будущем, советуем сразу разобраться в теме девиантного поведения и его психологии. Эта статья выдалась объёмной, и если вам кажется, что усвоить получилось не всё, подумайте о дополнительных уроках.
На курсах по обществознанию для детей и подростков в Skysmart мы поможем изучить эти и любую другую сложную тему. А главное — ничего не придётся зубрить: мы объясним все термины на примерах из жизни. Ждём на бесплатном вводном занятии!
Девиантное Поведение
- Девиантное Поведение
- Девиантное поведение — совершение поступков — , которые противоречат нормам социального поведения — в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алког
Психологический словарь.
2000.
Смотреть что такое «Девиантное Поведение» в других словарях:
-
Девиантное поведение — Девиантное поведение это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Проблема девиантного поведения находится в… … Википедия
-
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — см. Отклоняющееся поведение. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ … Философская энциклопедия
-
девиантное поведение — (от лат. deviatio отклонение) см. отклоняющееся поведение. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
-
девиантное поведение — «отклоняющееся поведение» Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, часто сопровождающееся социальной дезадаптацией человека. Это понятие социологии и… … Справочник технического переводчика
-
Девиантное поведение — (deviant behavior) — (иногда – «отклоняющееся поведение»), устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, часто сопровождающееся социальной дезадаптацией … Экономико-математический словарь
-
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — см. ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
-
Девиантное поведение — (от лат deviatio отклонение) поведение, отклоняющееся от нормы, нарушающее существующие в данном обществе общепринятые (в т.ч. правовые) нормы, общественно опасное или социально вредное … Энциклопедия права
-
Девиантное поведение — отклоняющееся от общепринятых норм: нравственных, а иногда и правовых. Поведение в основном обусловлено социально психологическими девиациями личности (прежде всего микросоциально психологической запущенностью). Является проявлением ситуационных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
-
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ — общий термин для отдельных поступков или системы поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды девиантного поведения преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение… … Профессиональное образование. Словарь
-
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — (DEVIANT BEHAVIOUR) Наиболее адекватным способом понимания исследований девиантного (т.е. отклоняющегося) поведения или социологии девиантности является понимание их как реакции на традиционную криминологию. Криминология и социология девиантности … Социологический словарь
Значение слова «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» найдено в 25 источниках
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
-
см. Отклоняющееся поведение.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия..1983.
- ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
-
отдельные поступки или система поступков, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам: преступность и уголовно ненаказуемое поведение. В исследованиях девиантного (отклоняющегося) поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. Преступность как вид девиантного поведения изучается преимущественно криминологией с использованием психологических исследований. Непротивоправное девиантное поведение также в значительной степени объясняется недостатками воспитания, приводящими к формированию устойчивых психологических свойств, обусловливающих совершение безнравственных поступков.В детском и подростковом возрасте девиантное поведение объясняется незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и зависимостью от воздействия требований ближайшего окружения из таких же подростков и принятых в нем ориентации. В более зрелом возрасте девиантное поведение может быть результатом неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. Для предупреждения девиантных поступков следует с ранних лет прививать уважение к моральным нормам и вырабатывать нравственные привычки.
Философский энциклопедический словарь.2010.
- ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
-
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от позднелат. deviacio — отклонение) — термин принят в социальных науках для обозначения действий индивида, отклоняющихся от общепринятых социальных норм. В широком смысле девиантное (или отклоняющее) поведение подразумевает любые поступки и действия индивида, которые не соответствуют как писанным, так и неписанным нормам данного общества. Отклонение поведения от принятых в обществе норм и законов может быть двух видов: делинквентное действие, наказуемое в административном порядке, и преступное действие, наказуемое в уголовном порядке.
Социологическое рассмотрение проблем девиантного поведения впервые предложил Э. Дюркгейм. Позже исследование этого типа поаедения разворачивалось в трех основных направлениях: в теоретико-методологическом Μ Вебер, П. Сорокин, Т. Пирсоне; в междисциплинарном— прежде всего М. Хальбвакс, У. Томас, Ф. Знанецкий, а также представители теории конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф), психоанализа и социальной этологии; и, наконец, оно выразилось в создании специальной социологической теории, зародившейся в недрах структурного функционализма (Парсонс, Р. Мертон). Вслед за Мертоном в социологии принято выделять пять типов социального поведения: подчинение, конформизм (принятие целей и средств); инновация, реформизм (принятие целей, устранение средств); ритуализм (неприятие целей, принятие средств); ретритизм, уход (неприятие ни целей, ни средств); мятеж (отказ от целей и средств с заменой их новыми). В строгом смысле девиантными считаются второй, четвертый и пятый типы поведения.
Признание поступка девиантным имеет относительный характер, что связано с релятивностью самих норм. Одно и то же поведение может считаться отклоняющимся с т. зр. одной группы, и нормальным—с точки зрения другой. Непосещение церковной службы оценивается как девиантное поведение с позиций верующего человека, с позиций же атеиста оно воспринимается как естественное, нормальное. Границы терпимости общества к девиантному поведению различны в разных культурах или в разных ситуациях в одной и той же культуре. См. также ст. Аномия. А. И. Кравченко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.
(лат. deviatio — уклонение)
1) отдельный поступок или система поступков личности, деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам), нарушающие сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы. Как индивидуальный поведенческий акт П.о. изучается преимущественно психологией, собриологией, педагогикой, психиатрией;
2) исторически возникшее социальное явление, выраженное в относительно распространенных массовых формах человеческой деятельности, нарушающих сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы.
П.о. как направление социологии зарождается в конце XIX — начале XX в. Возникновение её связывают с Э. Дюркгеймом, выдвинувшим концепцию аномии, под которой понималось состояние общества, характеризующееся отсутствием четкой моральной регуляции поведения индивидов, моральным вакуумом, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Дюркгейм подчеркивал необходимость социологического подхода в изучении социальной патологии.
У. Томас и Ф. Знанецкий усматривали в социальной дезорганизации универсальный процесс, неотъемлемую часть социальных изменений. Р. Фэрис, Э. Тириакьян, Т. Шибутани и др. расценивают различные формы П.о. как следствие социальной дезорганизации. Проблемы П.о. рассматривает и теория социального конфликта. Л. Козер полагал, что наличие реальной угрозы для социальной группы, увеличивая её сплоченность, уменьшает отклонения её членов от групповых норм и усиливает репрессии к тем, кто проявляет отклонения. Согласно теории конфликта культур, образцы поведения в социальной системе считаются отклоняющимися, если они основаны на нормах чуждой культуры.
Социальные отклонения различаются по многим основаниям: в зависимости от типа нарушаемой нормы (право, мораль, этикет и др.); по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные, ретретистские); по субъекту (индивиды, социальные группы, социальные организации). К основным формам П.о. принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркотизм, проституцию, самоубийство. Преступность является наиболее опасной формой П.о., выражением острого конфликта между индивидуальными и общественными интересами. Алкоголизация и наркотизм служат формой ухода от повседневных забот и жизненных невзгод, средством снятия напряжения, неуверенности. Крайней формой ухода является самоубийство. (по Я. И. Гилинскому)
поведение, противоречащее принятым в обществе правовым и/или нравственным нормам, то есть 1. преступность и 2. уголовно ненаказуемое поведение. В исследованиях девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий (в том числе и психопатологии), которые приводят к его развитию, а также возможностей его предупреждения и преодоления. Преступность, как вид девиантного поведения, изучается криминологией (см.) с использованием психологических исследований. Важное значение в формировании криминального поведения, как предполагается, имеют враждебная агрессивность и дефицит правосознания. Непротивоправное девиантное поведение связывают прежде всего с задержкой или искажением нравственного развития (см. Моральное развитие), вызванных негативным социальным воздействием или неспособностью ребёнка принимать нормативно-нравственные требования общества. В более зрелом возрасте девиантное поведение может быть результатом патологического развития личности, психопатии, регрессии личности на сниженный уровень функционирования в силу заболевания, влияния неблагоприятных обстоятельств существования (например, общественных кризисов с аномией, то есть обесцениванием традиционных норм права и морали). Главными условиями предупреждения девиантного поведения считаются стабильность общества, справедливость норм права, воспитание в духе уважения к нравственным ценностям. В отечественной детской психопатологии девиантное поведение рассматривается как проявление патохарактерологических реакций и патохарактерологического развития личности (см. также Поведения расстройства). Окончательно нерешёнными остаются такие проблемы девиантного поведения: 1. каким образом получается, что индивид нормальным, просоциальным нормам поведения предпочитает модели девиантного поведения (путём научения, в силу наследственности, конституциональных особенностей личности, психического расстройства, влияния среды или как-то иначе ещё) и 2. почему девиантные модели принимаются личностью, становятся или могут стать в итоге её характерологическим качеством. Отчасти последнее объясняется когнитивного диссонанса теорией (см.), а также теорией, согласно которой аномальные модели поведения являются результатом фиксации невротических симптомов. Синоним: Отклоняющееся поведение. Ср. Поведение аддиктивное. См. Девиация.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды Д. п.: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Син. отклоняющееся поведение, девиация. Понятие Д. п. шире понятий «делинквентность» (противоправное, преступное, криминальное поведение) и «антиобщественное поведение» (асоциальность).
В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению Д. п. Ряд исследователей, вслед за Э. Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации Д. п. встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации. К таким ситуациям можно отнести стресс, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе.
С т. зр. теории аномии (Р. Мертон), Д. п. растет, если при наличии общих целей социально одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем, а для некоторых людей или социальных групп они вообще недоступны. С позиции концепции социализации, лицами с Д. п. становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т. д.), считаются нормальными, или общество относится к ним достаточно толерантно.
Представляет интерес и популярная в 1960-х гг. концепция стигматизации, привлекшая внимание к социальной реакции на Д. п. Согласно этой концепции, отклонение является следствием негативной социальной оценки, «наклеивания» на индивида ярлыка к.-л. девиации (напр., «врун», «алкоголик», «наркоман») и последующего стремления изолировать его, исправить, вылечить и т. п.
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии Д. п. сконцентрированы на изучении личностных характеристик девиантов, их психического здоровья, проблеме автоидентификации, интериоризации норм и ценностей, роли внешнего и внутреннего контроля, на разработке методов психотерапии и психической коррекции лиц с различными формами девиации. (С. Н. Ениколопов.)
(от лат. deviatio — отклонение) — тип соц. поведения, не соответствующий принятым в об-ве (соц. группе) нормам и правилам поведения. Термин «девиация» имеет неск. значений: 1) соц. поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным» или приемлемым в об-ве либо в соц. контексте; 2) поведение, к-рое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя; 3) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обве нормам (стандартам, шаблонам). В широком смысле Д.п. подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным и неписаным нормам, причем как положительные, так и отрицательные. В более узком смысле Д.п. относится только к первому типу несоответствия, а второй тип получил название делинквентного поведения. Серьезные нарушения (сознательные или нет), подпадающие под категорию противоправного действия и наказуемые, называются делинквентным поведением (от англ. delinquency — проступок, правонарушение). Соц. отклонения могут иметь для об-ва разл. значение. Нередко они выступают как средство развития системы, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения, т.е. явл. позитивными. Негативные формы соц. отклонений явл. соц. патологией, к ним относятся: преступность, наркомания, проституция и т.п. В большинстве случаев отклоняющееся поведение подлежит соц. санкциям. Слабые и случайные формы Д.п., связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми (ложь, грубость и т.п.), фиксируются обществ. мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия. Методы и средства наказания по отношению к устойчивым формам Д.п. определяются обществ. сознанием или интересами правящей элиты в зависимости от степени опасности отклонений. Лит.: Смелзер Н. Социология. М., 1994; Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория // Социальные исследования. 1991. № 4; Социальные отклонения. М., 1994; Проблемы борьбы с девиантным поведением. М., 1989. Л.Г.Скульмовская
Девиа́нтное поведе́ние (также социа́льная девиа́ция, отклоня́ющееся поведе́ние) (лат. deviation — отклонение) — устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Девиантное поведение может быть как негативным, так и позитивным[1]. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)[2]. Девиантность как социальное явление и реакция общества на неё изучается социологией, индивидуальные девиации — психологией[3]. Девиантное поведение может противоречить благополучию окружающих или правовым нормам, в таком случае его называют делинквентным[4].
Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с момента возникновения социологии. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввёл понятие аномии, — это состояние запутанности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен. Дюркгейм объяснил это на примере увеличения количества самоубийств во время неожиданных экономических спадов и подъёмов. Американский социолог Роберт Кинг Мертон, последователь Дюркгейма, в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека.
Определение девиантного поведения
Разные научные дисциплины дают различные определения девиантному поведению:
- Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
- Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействий: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
- Психологический подход: отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющегося в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.
Классификации
Существуют разные подходы к классификации девиантного поведения, как по сложности, так и по содержанию. Различия в классификациях вызваны тем, что разные отрасли науки (психология, медицина, криминология и так далее) и научные школы неодинаково понимают то, какие формы поведения можно называть девиациями, как отличить норму от девиации, может ли поведенческая девиация носить конструктивный (положительный) характер или только деструктивный.
Р. К. Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека (1938)[5][6]. В его модели представлены 5 способов адаптации индивидуума к условиям, существующим в обществе, каждый из которых характеризуется тем, одобряет ли индивидуум цели общества и средства достижения обществом этих целей (часть из этих реакций — по сути типы девиантного поведения):
- Подчинение (подчинение целям, и средствам достижения целей общества);
- Инновация (подчинение целям общества, но не средствам их достижения);
- Ритуализм (цель отбрасывается как недостижимая, но следование традициям остается);
- Ретретизм (уход из общества, несогласие с целями и средствами достижения целей);
- Мятеж (попытка ввести новый социальный порядок, меняются и цели, и средства).
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских предложили следующую классификацию поведенческих девиаций[7]:
- нестандартное поведение (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества);
- деструктивное поведение;
- внешнедеструктивное поведение (направленное на нарушение социальных норм);
- аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций);
- антисоциальное (нарушение законов и прав других людей);
- внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).
На сегодняшний день девиация также делится на положительную и негативную. К негативным формам девиантного поведения часто относят:
- хулиганство;
- хамство;
- лихачество на дорогах;
- автомобильное хамство;
- уголовную преступность;
- приставание;
- сексуальные домогательства;
- изнасилование;
- инцест;
- педофилию;
- зоофилию;
- некрофилию;
- наркоманию;
- токсикоманию;
- непристойное поведение;
- эксгибиционизм;
- проституцию;
- игроманию;
- терроризм;
- экстремизм;
- вандализм;
- нанесение увечий;
- нанесение самоповреждений;
- убийство;
- самоубийство и др.
Позитивная девиация — это поведение, приносящее обществу благо, но тем не менее всё равно отклоняющееся от общепринятых норм. К позитивной девиации можно отнести:
- самопожертвование;
- героизм;
- аскетизм;
- чрезмерную щедрость;
- чрезмерную добродетельность;
- обострённое чувство жалости;
- способности, талант, гениальность и др.
Причины и признаки девиантного поведения
- Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
- Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).
- Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
- Девиантное поведение можно охарактеризовать, как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
- Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
- Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
- Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
- Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.
Девиантное поведение делится на две группы исходя из его причин. Первая группа — это отклонение, вызванное наличием явной или скрытой психопатологией. Вторая группа — это поведение, вызванное непосредственно социальной средой. К ней относятся нарушения социальных, культурных и правовых норм.
В обобщенном виде причины девиантного поведения можно определить несколькими сложившимися факторами, которые могли повлиять на индивида:
- Биологические. Люди по своему биологическому складу уже заранее предрасположены поступать не так, как им велит общество. Чаще всего таких людей можно определить по их облику. Биологические факторы контролируют определенные характеристики:
- Индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза;
- Половые различия;
- Возрастные особенности;
- Физическое строение;
- Здоровье и выносливость;
- Состояние и типологические свойства нервной системы[8].
- Психологические. Девиация складывается за счёт влияния на человека внешних факторов и раздражителей, а также его личностных психологических качеств, которые имеют врожденный характер. К внешним факторам относятся климатические, геофизические, экологические и тому подобное.
- Социальные. Причины девиантного поведения можно объяснить с помощью Теории Аномии, согласно которой в обществе происходят отторжение социальных норм и ценностей, их полный распад, и образуется некое состояние вакуума в обществе. Социальные факторы составляют: 1) общественные процессы, например, политика или средства массовой информации, традиции; 2) характеристика групп, в которых состоит индивид, например, социальный статус, расовая и классовая принадлежность; 3) микросоциальная среда, это уровень жизни в семье, отношения в ней и все связанное с близким окружением[8].
Социальные причины
Общественные процессы
К общественным процессам относятся политика, средства массовой информации или традиции. Средства массовой информации оказывают непосредственное влияние на поведение человека. По телевидению то и дело транслируют образцы насилия. Это ведет к усилению агрессивности, повышению порога чувствительности зрителей к насилию, формированию неадекватных взглядов на социальную реальность[9]. Сейчас речь идет про телевидение, так как оно, по сравнению с остальными видами СМИ, оказывает большее влияние из-за своей интерактивности.
Традиция — это передача из поколения в поколения определенных норм и правил поведения. Традиции существуют в любой культуре и субкультуре, в том числе и в криминальной. Они транслируются новым поколениям правонарушителей возможные и желаемые формы поведения со стороны антиобщественного образа жизни.
Характеристика групп
Влияние на формирование девиантного поведения оказывают группы, в которых состоит индивид, например, социальный статус, расовая и классовая принадлежность. Человек существует в группе, и конформности выступает одной из возможностей взаимодействия индивида и группы. Конформность — подчинение группе, даже когда индивид имеет мнение отличное от данной группы. С одной стороны, взрослые стремятся противостоять непослушанию, и именно конформность считается позитивным эталоном поведения. С другой стороны, принятие мнения группы, приводит неустойчивого человека к совершению преступления[10].
Поведение индивида, в частности подростка, определяется реакциями эмансипации и имитации. Реакция эмансипации заключается в желании ребёнка скорее стать взрослым, высвободиться из-под опеки родителей. Но при этом он отвергает все ценности взрослых и даже старается делать все наоборот, выражая тем самым некий протест. Ребёнок пытается показать себя взрослым и начинает копировать поведение людей, которые являются для него авторитетом. Здесь проявляется реакция имитации. Но от простого подражания недалеко и до слепого подчинения. Подростки очень впечатлительны, и завлечь их в какую-либо группу проще простого. И они под влиянием старших или влиятельных людей начинают совершать поступки, выходящие за рамки нормы[11].
Микросоциальная среда
Изучая причины преступного поведения, следует уделить внимание семье. Она является первым институтом социализации, с которым встречается ребёнок. Тут человек усваивает нормы, правила и ценности, учится функционировать, выполнять свои определенные роли. За отсутствием другого примера ребёнок начинает подражать родителям и всё за ними повторять. На ребёнка оказывают влияние любые процессы, происходящие в семье, стиль воспитания, тип семьи, отношения между другими членами. Влияние оказывают не только отношения в семье, но и социальное положение, род занятий, материальное состояние, уровень образования, ценностные ориентации. Воспитание играет большую роль в становлении человека. Семья должна обеспечивать чувство безопасности, которое так важно, создавать атмосферу для комфортного существования. В семье должна чувствоваться любовь и доброта. Родители должны регулировать поведение ребенка, поощряя или наказывая за то или иное действие[8].
Девиантное поведение появляется вследствие микросоциальных факторов:
- потребность детей в нежной заботе и привязанности со стороны родителей;
- физическое или психологическое насилие или культ силы в семье;
- отсутствие отца или его недостаточное влияние;
- острая травма: развод родителей, смерть;
- недостаточный или чрезмерный контроль родителей;
- чрезмерная привязанность родителей к ребёнку;
- разногласия родителей по поводу воспитания ребенка;
- смена родителей;
- постоянные конфликты между родителями, насилие[8].
Поначалу ребёнок начинает испытывать психологическую боль. Если её не понять на начальных этапах и не устранить, то она может перерасти в разочарование и злость. Следующий этап — это появление агрессии, которая позволяет привлечь внимание родителей. Ребёнок понимает, что этот метод является очень действенным и начинает его использовать в своих целях и целях управления окружающими. Затем агрессивное поведение получает систематический характер и становится обычной формой поведения[8].
Американский психолог Тессер в своей теоретической работе пишет, что наследственные аттитюды — всегда более сильные и при этом более доступные, по сравнению с приобретёнными[12]. Л. Ивес и соавторы установили (по опросам респондентов), что наиболее наследуемым аттитюдом является аттитюд преступности[13]. Наследуемость может быть связана с агрессией или другими характеристиками, которые является врожденными и влияют на поведение[14].
Освоение девиантного поведения
Стиль поведения человек черпает из окружения. Самый простой способ освоения поведения — наблюдение за действиями, происходящими вокруг, и их заимствование. Важно поведение не только близкого окружения, например, родителей, но и общества в целом. Человек выбирает друзей, у которых мнение и взгляды на жизнь схожи с его собственными[11].
Второй способ освоения поведения — научение. Научение — процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию. Дж. Б. Уотсона является основоположником поведенческой психологии. Человек и животное приспосабливаются к окружающей среде с помощью наследственных задатков и привычек. Б. Скиннер немного видоизменил данное положение, считая, что реакцию невозможно предвидеть или проконтролировать, а можно только предсказать её вероятность. В связи с этим он предложил идею оперантного обусловливания. Приспособление происходит благодаря собственной активности человека. Например, путем проб и ошибок. Человек получает подкрепление, положительное, отрицательное, или не получает его. И, исходя из этого, формируется поведение, в том числе и преступное[8].
Девиантное поведение в антиутопии
Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так, Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту»; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды — холодные игрушки» Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа «1984» девиантны любые личные отношения. Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта «отклонения» самого общества. В компьютерной игре «Detroit: Become Human» девиантами называют андроидов, поступающих вразрез с установленными инструкциями, принимающих собственные независимые решения.
В качестве примера можно также привести роман Евгения Замятина «Мы»; в котором девиантом считается личность, имеющая душу, способная любить и мыслить отвлечённо от принятой в обществе догмы, основанной на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии.
См. также
- Делинквентное поведение
- Асоциальность
- Психическое расстройство
- Нигилизм
- Психология девиантного поведения
Примечания
- ↑ Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля //Мир России. Социология. Этнология. – 1997. – Т. 6. – №. 1. – С. 163-184.
- ↑ Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология: Учебное пособие для вузов. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — 560 с. — (Классическое образование). — ISBN 5-901562-41-0. — С. 532.
- ↑ Щекутов Владислав Олегович. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних детей.
- ↑ Паатова М. Э., Бегидова С. Н., Хакунов Н. Х. Теоретико-методологический анализ социальнопедагогических феноменов «девиантное поведение» и «делинквентное поведение» подростков //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. – №. 1. – С. 96-104.
- ↑ Merton R. K. Social Structure and Anomie, American Sociological Review (англ.) (рус., 3, October, 1938, p. 672—682
- ↑ Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности: Современные буржуазные теории / Пер. с франц. Е. А. Самарской; ред. пер. М. Н. Грецкий. — М.: Прогресс, 1966. — С. 299—313.
- ↑ Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. — Новосибирск: Наука, 1990.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.. — М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2003. — 288 с.
- ↑ Брушлинская Н.В. Криминальное насилие в семье и его трансляция средствами массовой информации. Дата обращения: 25 ноября 2020. Архивировано 30 января 2020 года.
- ↑ Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.. — М.: Аспект Пресс, 2001.
- ↑ 1 2 Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический Проект; Трикста, 2005. — 336 с.
- ↑ Tesser A. On the importance of heritability in psychological research: the case of attitudes / Psycological Review. — 1992.
- ↑ Eaves L.Y., Eysenck H.J., Martin N.G. Genes, culture and personality: an empirical approach. L.. — 1989.
- ↑ Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов.. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
Литература
- на русском языке
- Гилинский Я. И. Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — 2-е изд. испр. и доп. — СПб.: Юридический центр-пресс, 2007. — 528 с.
- Отклоняющее поведение / Гилинский Я. И. // Океанариум — Оясио. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 652. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 24). — ISBN 978-5-85270-361-3.
- Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с. — ISBN 5-7695-1782-4.
- Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. — 242 с. — ISBN 5-87555-132-1.
- Комлев Ю. Ю., Сафиуллин Н. Х. Социология девиантного поведения. — 2-е изд. — Казань, 2006.
- Козаченко И. Я., Корсаков К. В. Криминология: Учебник. — М.: Издательство «Норма: ИНФРА-М», 2011. — 304 с. — ISBN 978-5-91768-209-9.
- Остапенко Г. С., Остапенко Р. И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. — 2013. — № 1. — С. 54—60.
- Плахов В. Д. Норма и отклонение в обществе: Философско-теоретическое введение в социальную этологию. — СПб., 2011;
- Стуканов, В. Г. Педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. — Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2019.
- на других языках
- Goode E. Deviant behavior. 9th ed. Upper Saddle River, 2011.
- Tesser A. On the importance of heritability in psychological research: the case of attitudes // Psycological Review, 1992
- Eaves L.Y., Eysenck H.J., Martin N.G. Genes, culture and personality: an empirical approach. L., 1989
Ссылки
- Психология девиантного поведения: Девиантное поведение, предмет, цели, задачи; система профилактики и коррекции. Архивировано из оригинала 21 августа 2011 года.
- О программе подготовки специалистов в области педагогики и психологии девиантного поведения
- Девиантное поведение детей и подростков
- Самоубийство как девиантное поведение
- Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в условиях крупного города
Эта страница в последний раз была отредактирована 8 января 2023 в 17:17.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.