Как пишется слово дзен

  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Как пишется: «дзен» или «дзэн»?

Правило

Проверить гласную невозможно. Словари допускают двоякое написание. Единого мнения среди филологов нет.

Значение

Дзен изначально термин, обозначающий направление буддизма, сложившееся в V веке из даосизма. Для него характерна медитация, умиротворение, созерцание.

В современном мире часто употребляется для названия интернет-платформы с блогами на разную тематику.

Примеры

  • Достичь состояния дзена можно только при длительных тренировках и работе над собой.
  • Дзэн-буддизм широко распространен среди населения азиатских стран.
  • Рецепт этого блюда я увидела в дзене.
  • Твои комментарии на странице дзэна оскорбительны и обидны.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Дзэн, дзен (от яп. 禅; санскр. ध्यान, дхья́на — «созерцание», кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма, окончательно сформировавшаяся в Китае в V—VI веках под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее. В широком смысле дзэн — это школа мистического созерцания или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма. В более узком смысле дзэн иногда рассматривается как одна из влиятельных школ буддизма в Японии, имеющая свою национальную специфику и пришедшая из Китая в конце XII века. Кроме того, под дзэн понимают практику дзэнских школ, также обозначаемую понятием «дхьяна» и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики.

Все значения слова «дзэн»

  • Мастера дзэн рассказывают ученикам о смерти и добровольном отказе от мирских удовольствий, так как постижение этих простых истин сокращает путь к просветлению.

  • Задолго до появления учения дзэн произошло слияние буддийских и даосских элементов.

  • Саби, ваби и сибуй – это понятия, свойственные философии дзэн, юген же напрямую связано с синтоизмом.

  • (все предложения)
  • дзен
  • чань
  • буддийское учение
  • внутренняя алхимия
  • четыре благородные истины
  • (ещё синонимы…)
  • Китай
  • слово
  • школа
  • дзен
  • звон
  • (ещё ассоциации…)

Имел тут несчастье дней десять назад заметить:

если люди пишут японские слова через «е» — значит они ни одной книги про них не читали, переведённой японистами, а просто повторяют за толпой модные фразы, почерпнутые той у Голливуда, не особо понимая их смысл. Слово «дзэн» — с 90-х основное из таких слов. Да ещё и с заглавной, как имя собственное.

После чего пост был захвачен и меня там травят до сих пор, не давая особо ничего вставить собственно по теме доклада, который был совсем о другом. Как и обещал вчера, ладно, сам, вместо моего уважаемого оппонента, предоставлю подтверждение своих слов, что в русскоязычной научной литературе, отечественном востоковедении, традиционно применяется термин «дзэн». А вульгарная форма «дзен» была придумана в 90-е и дальше теми же коммерсантами, что и «суши», как нечто непонятное им, и потому недопереведённое с английского.

Ну или напротив, предоставлю опровержение своего этого смутного бессознательного убеждения, которое отчего-то испытывал вроде всегда. Как получится, посмотрим.

Напомните-ка книги по дзэн-буддизму, что вы читали, где он сплошь через «е». А потом давайте разберём: издание какого это года (пока у нас в стране востоковедение финансировалось, или уж потом, когда его разогнали); перевод с японского или рабский с английского тремя студентками за сто баксов на всех — как в 90-е началось; и, собственно, кто переводчик, насколько он оперирует, владеет избранной темой?

Приступим. Я долго ленился, и вообще не собирался — но меня десять дней уже мучают подряд, надо это как-то заканчивать.

Вот мои книжные полки, начну с них. Тем более, что востоковедение там отдельно всё стоит.

№1. Всеволод Овчинников — Ветка сакуры (1971)

один из ведущих советских послевоенных журналистов-международников; востоковед, специалист по Японии и Китаю

Поэтизация изменчивости, недолговечности связана со взглядом буддийской секты дзэн, оставившей глубокий след в японской культуре. Смысл учения Будды, проповедует дзэн, настолько глубок, что его нельзя выразить словами. Его можно постигнуть не разумом, а интуицией; не через изучение священных текстов, а через некое внезапное озарение. Причем к таким моментам чаще всего ведет созерцание природы в ее бесконечном изменении, умение всегда находить согласие с окружающей средой, видеть величие мелочей жизни.

С вечной изменчивостью мира, учит секта дзэн, несовместима идея завершённости, а потому избегать её надлежит и в искусстве. В процессе совершенствования не может быть вершины, точки покоя. Нельзя достигнуть полного совершенства иначе, как на мгновение, которое тут же тонет в потоке перемен.

№2. Басё — Стихи (1985)
Перевод с японского Веры Марковой
Её, как и Овчинникова, вроде, не надо представлять, весь СССР их читал — но ладно уж:

(1907—1995) — русская поэтесса и переводчица, филолог, исследователь японской классической литературы

Из предисловия переводчика:

Внимательно изучал он и насыщенную поэтическими образами философию Чжуан-цзы (369–290 гг. до н. э.), и буддийскую философию секты Дзэн, идеи которой оказали большое влияние на японское средневековое искусство.

Жизнь Басё в Эдо сложилась трудно. С помощью какого-то доброхота он устроился на государственную службу по ведомству строительства водных путей, но вскоре оставил эту должность. Он стал учителем поэзии, однако его молодые ученики были богаты только талантом. Лишь один из них, Сампу, сын состоятельного рыбника, нашел средство по-настоящему помочь поэту: он уговорил своего отца подарить Басё маленькую хижину-сторожку возле небольшого пруда, который одно время служил рыбным садком.

Заметьте, с большой, в качестве имени собственного, якобы названия секты. Однако, дзэн был не одной лишь конкретной из японских буддийских сект всевозможных — но, много более того, особым религиозным направлением. Нечто вроде православия в христианстве или суфизма в исламе — этого уровня деление. Оттого в русском он с маленькой, подобно им. На секты делился уж сам дзэн.

Дайсэцу Тэйтаро Судзуки — Основы дзэн-буддизма

Басё не был буддийским монахом, но был приверженцем дзэна. […]
В пору, когда Басё изучал дзэн под руководством Буттё, тот как-то навестил его.

. . .

Дзен

⇒ Правильное написание:

дзен

⇒ Гласные буквы в слове:

дзен

гласные выделены красным

гласными являются: е

общее количество гласных: 1 (одна)

⇒ Согласные буквы в слове:

дзен

согласные выделены зеленым

согласными являются: д, з, н

общее количество согласных: 3 (три)

• звонкие согласные:

дзен

звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием «  »

звонкими согласными являются: д, з, н

общее количество звонких согласных: 3 (три)

⇒ Формы слова:

дзен, -а

⇒ Количество букв и слогов:

гласных букв: 1 (одна)

согласных букв: 3 (три)

всего букв: 4 (четыре)

всего слогов: 1 (один)

.

дзэн

дзэн

ДЗЕН, ДЗЭН [зэ], -а;

м. =

Дзен-будди́зм.

* * *

дзэн

(япон., от санскр. дхьяна — медитация, сосредоточение, созерцание), чань (кит.), одна из школ буддизма. Дзэн возник в Китае в V—VI вв., с XII—XIII вв. получил распространение в Японии, где существует до настоящего времени. Основателем считается индийский миссионер Бодхидхарма (VI в.). Для дзэн характерны критическое отношение к тексту как средству передачи истинного знания, вера в возможность обретения «просветления» (у, сатори) посредством размышления над бессмысленным с позиции логики диалогом (вэнь-да, мондо) или вопросом (гун-ань, коан), элементы интуитивизма. С середины XX в. приобрёл популярность среди западной интеллигенции (в рамках контркультуры).

* * *

ДЗЭН

ДЗЭН (дзэн-буддизм) (япон., от санскр. дхьяна — медитация, сосредоточение, созерцание), школа японского буддизма (см. БУДДИЗМ), оказавшая огромное влияние на всю японскую культуру. Хотя дзэн был заимствован из Китая (Чань), именно в Японии он получил свое наиболее яркое выражение. Наибольшую роль в начале распространения дзэн в Японии сыграли учившиеся в Китае Эйсай (см. ЭЙСАЙ) и Догэн (см. ДОГЭН), основавшие школы Риндзай и Сото. Новое для страны буддийское вероучение было поддержано сегунатом (см. СЕГУНАТ), видевшим в дзэн противовес Тэндай и Сингон — старым школам буддизма, тесно связанным с домом императора. В стране была создана сеть дзэнских монастырей и храмов (около 300), которым оказывалась государственная поддержка. Они были разделены на 5 ветвей (школ), называвшихся по китайской традиции «пять монастырей» («годзан», буквально «пять гор»). Главные из них — пять храмов в резиденции сегуната в Камакура (Кэнтедзи, Энгакудзи, Дзюфукудзи, Дзетидзи, Дземедзи) и пять — в Киото (Нандзэндзи, Тэнрюдзи, Кэнниндзи, Тофукудзи, Мандзюдзи). В 1338 сегун Асикага Такаудзи (1305—1358) выпустил указ о строительстве дзэнских храмов во всех 66 провинциях страны; храмы были призваны обеспечить магическими способами процветание Японии. Особенной популярностью пользовался дзэн среди самураев (см. САМУРАИ), поскольку, объявляя все традиционные культурные оппозиции несуществующими, он также снимал противопоставление «жизнь—смерть». В период сегуната Токугава (1603—1868) формальное значение дзэн несколько уменьшается в связи с тем, что основой государственной идеологии становится неоконфуцианство (см. НЕОКОНФУЦИАНСТВО). Однако идеи дзэн к этому времени уже получили широкое распространение среди самураев и горожан, а на буддийские храмы (включая дзэнские) были возложены некоторые функции государственной власти (регистрация населения). Кроме того, оформившаяся в это время этическая система самураев (бусидо (см. БУСИДО)) в значительной степени обязана многими своими основными положениями именно дзэн. Наиболее крупной фигурой этого времени был монах Хакуин (см. ХАКУИН) (1686—1769). После Мэйдзи исин (см. МЭЙДЗИ ИСИН) (1868) и в 20 веке дзэн окончательно теряет свое место в системе государственной идеологии, тем не менее продолжает сохранять свое значение в культуре. После окончания Второй мировой войны идеи дзэн получают распространение на Западе, в значительной степени благодаря деятельности Д. Т. Судзуки (1870—1966).

Дзэн в значительной степени отвергает письменную форму передачи традиции (сутры (см. СУТРА) и комментарии к ним), в связи с чем на первое место выдвигается фигура учителя, выступающего в качестве хранителя и передатчика сакрального знания. Характерной особенностью религиозной практики дзэн является также акцент, сделанный им на медитации (см. МЕДИТАЦИЯ) в позе лотоса (дзадзэн) и изучении коанов. Поза лотоса — одна из основных поз (асан), разработанных еще индийскими йогами. Дзэнские мыслители (в особенности Догэн) утверждали, что в процессе медитации в позе лотоса достигается состояние высшей психической и ментальной концентрации, абсолютной «пустоты», которые могут быть описаны только в терминах отрицания. Коаны представляют собой загадки, решение которых невозможно с помощью рациональной логики. Их каноническое собрание («Хэкиганроку» и «Мумонкан») состоит приблизительно из 1700 коанов (в основном — китайского происхождения). В отличие от других японских школ буддизма дзэн настаивает на том, что достижение просветления (сатори) достигается не постепенно, но с помощью мгновенного озарения, для чего медитация и коан являются лучшими операциональными средствами. Состояние сатори описывается как мистическое единение с универсумом (см. УНИВЕРСУМ).

Большое внимание уделяет дзэн также занятиям «искусствами» (дзэн-буддизм породил блестящую плеяду поэтов и художников), носящими названия «пути» (кит. «дао», япон. «до»), и уподобляет творческий акт достижению сатори в силу его спонтанного и интуитивного характера. К этим искусствам относятся живопись (в основном, монохромная живопись тушью), каллиграфия, садовое искусство (особенной известностью пользуются «сухие сады» камней), поэзия (в основном на китайском языке), воинские искусства (стрельба из лука, фехтование и др.). Все они поощрялись дзэнскими храмами и монастырями и рассматривались в качестве необходимой практики дзэнского монаха.

Энциклопедический словарь.
2009.

Синонимы:

Полезное

Смотреть что такое «дзэн» в других словарях:

  • Дзэн — буддизм школа японского буддизма, получившая широкое распространение в ХII–ХIII вв. В дзэн буддизме выделяются две основные секты: Риндзай, основанная Эйсаем (1141–1215), и Сото, первым проповедником которой был Догэн (1200–1253). Особенность… …   Вся Япония

  • дзэн — (кит. чань, санскр. дхъяна  созерцание), одно из ведущих направлений в буддизме Японии, базирующееся на практике медитации, которая рассматривается в качестве главного метода достижения «просветления». В Японию учение дзэн проникло из Китая в… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • ДЗЭН — (японское, от санскритского дхьяна самопогружение, созерцание), чань (китайское), одна из школ буддизма. Возник в Китае в 5 6 вв., с 12 13 вв. получил распространение в Японии, где существует и ныне. Основателем считается индийский миссионер… …   Современная энциклопедия

  • ДЗЭН — (япон. от санскр. дхьяна медитация, сосредоточение, созерцание), чань (кит.), одна из школ буддизма. Возник в Китае в 5 6 вв., с 12 13 вв. получил распространение в Японии, где существует до настоящего времени. Основателем считается индийский… …   Большой Энциклопедический словарь

  • дзэн — нескл.; = дзэн буддизм Одна из школ японского буддизма, распространённая с XII в., в основе теории которой лежит усиленное внимание к медитации и другим видам аутотренинга. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ДЗЭН — БУДДИЗМ, ДЗЭН [яп. < санскр.] одно из направлений в буддизме (БУДДИЗМ), возникшее в Китае в первой половине VI в., с XII XIII вв. получившее распространение в Японии. Д. возвысил личный духовный опыт человека, независимый от книжного учения,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • дзэн — чань Словарь русских синонимов. дзэн сущ., кол во синонимов: 1 • чань (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ДЗЭН —         япон. название школы буддизма махаяны, сформировавшейся в ср. век. Китае (см. Чанъ). Практика Д. появилась в Японии ещё в 7 в., но распространение Д. как самостоят. направления япон. буддизма начинается в кон. 12 в. Первым проповедником Д …   Философская энциклопедия

  • Дзэн — (Zen), течение в буддизме, наиб, широко распространенное в Японии. Возникло под сильным влиянием даосизма, пришедшего из Китая в период Камакура. В отличие от таких популярных течений, как Сукхава ти (буддизм Счастливой страны ), Д. видит… …   Всемирная история

  • Дзэн — Cтатья является частью серии статей про Дзэн …   Википедия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется слово джунглей
  • Как пишется слово деление
  • Как пишется слово дележка
  • Как пишется слово джуманджи на английском
  • Как пишется слово делегирование