Как пишется слово эпостасия правильно

Не уверены, как нужно писать «семнадцатое»? Корректное написание определяется правилами правописания числительных. Вспомним их вместе.

Как правильно пишется

Орфографическая норма предписывает писать порядковое числительное следующим образом – семнадцатое.

Какое правило применяется

При написании этого порядкового числительного можно совершить несколько ошибок. Во-первых, его необходимо писать слитно, так как оно является сложным. Во-вторых, в суффиксе нужно писать непроизносимую согласную «д».

Этимологически этот словообразовательный элемент восходит к слову «десять», поэтому наличие этой согласной легко запомнить. Важно помнить, что числительного этого разряда изменяется как прилагательное.

Примеры предложений

  • Ура! Завтра семнадцатое марта – день моего рождения.
  • Наконец, наступило семнадцатое число, которое он так долго ждал.

Проверь себя: “Шестнадцатое” как пишется?

Как неправильно писать

Иные написания являются недопустимыми – семнацатое.

( 2 оценки, среднее 3 из 5 )

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ипоста́сь ипоста́си
Р. ипоста́си ипоста́сей
Д. ипоста́си ипоста́сям
В. ипоста́сь ипоста́си
Тв. ипоста́сью ипоста́сями
Пр. ипоста́си ипоста́сях

и·поста́сь (дореформ. ѵпостась)

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -ипостась- [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [ɪpɐˈstasʲ], мн. ч. [ɪpɐˈstasʲɪ]

Семантические свойства

Значение

  1. церк. одно из лиц Святой Троицы в христианстве ◆ Чему как уверила, и более Богу противиться не дерзала; то тотчас силою Духа Святаго из чистых Марииных кровей начало Сыну Божию изображаться тело: и в сию самую зачатия минуту соединилось человечество с Божеством, или Божество приняло к себе человечество, и учинилось несказанное и страшное единение ипостасное, то есть, соединение двух естеств в единой ипостаси. Платон (Левшин), «Катихизис шестой надесять», 1758 г. [НКРЯ] ◆ Он посадил гостя на топорном стуле возле лавки, на которой лежал, и заговорил с ним о троичности, троичности во всем, в ипостасях божества, в идеях и в видимых элементах строения общества. Н. С. Лесков, «Захудалый род», 1874 г. [НКРЯ]
  2. перен. одна из форм проявления, воплощения кого-либо, чего-либо ◆ Мысль родится в жизни и от жизни, есть её необходимая ипостась. С. Н. Булгаков, «Философия хозяйства (мир как хозяйство)», 1912 г. [НКРЯ] ◆ Это — не личное, что решает здесь мысль: это в личной ипостаси реально преображается всемирная плоть, ибо эта плоть едина во всём, и всякое существенное изменение в атоме есть бесповоротный акт космический. М. О. Гершензон, «Творческое самосознание», 1909 г. [НКРЯ]

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

  1. лицо
  2. воплощение, обличье

Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от др.-греч. ὑπόστασις «поддерживание; существование; сущность; личность», далее из ὑπό «под, ниже» + στάσις «расстановка, устанавливание», от ἵστημι «ставить, расставлять; возводить; стоять» (из праиндоевр. *sta- «стоять; ставить»).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • в ипостаси

Перевод

Библиография

Interrobang.svg

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

«Поэтому» и «по этому» — как правильно пишется? На самом деле, оба варианта являются правильными. Важный нюанс — необходимо знать, в какой ситуации будет правильным использовать тот или иной вариант написания. Сейчас мы с этим разберемся.

Распространенные ошибки – варианты неправильного написания

Недопустимо писать слово через дефис – «по-этому».

Так же нередко можно встретить случаи, когда пишут через букву «е» – «поетому», что является ошибкой.

Части речи

Слово

Часть речи

Поэтому (слитно)

Наречие

По этому (раздельно)

Указательное местоимение с предлогом

В каких случаях пишем поэтому (слитно)

Пишем слитно «поэтому» в случаях, когда в предложении есть обоснование чего-то, то есть присутствует объяснение какого-то действия. В этом случае это наречие с союзным словом.

Примеры правильного слитного написания:

На улице стемнело, поэтому они включили фонарь.

Он знал ответ на этот вопрос, поэтому поднял руку.

Он был уже не молод, поэтому искал себе женщину постарше.

Где ставить запятую?

В предложении, где первая часть повествует читателю о причине, а вторая является следствием первой части, слово «поэтому» будет как раз связующим словом между причиной и следствием. Поэтому необходимо ставить запятую перед словом «поэтому».

В случаях, когда предложение начинается со слова «поэтому», выделять запятыми нет необходимости.

В каких случаях пишем по этому (раздельно)

Раздельно пишем «по этому» в случаях, когда в предложении мы указываем на конкретный предмет, явление или что-то другое. В данном случае это указательное местоимение с предлогом.

Примеры правильного раздельного написания:

Уровень воды поднялся и они решили идти по этому мосту, а не по другому.

По этому пути можно дойти в город в два раза быстрее.

По этой поверхности Марса еще не ступала нога человека.

Синонимы к слову поэтому

Потому

Наречие указательное

Почему

Наречие вопросительное

Затем

Наречие указательное

Отчего

Союз

Оттого

Наречие указательное

Следовательно

Союз

То-то

Частица

Потому-то

Местоименное прилагательное

Посему

Наречие

Оттого-то

Местоименное прилагательное

Следственно

Союз

Благодаря тому

Прилагательное

Благодаря чего

Прилагательное

Благодаря этому

Местоимение-существительное

В рассуждении сего

Прилагательное

В связи с этим

Краткое прилагательное

Ввиду этого

Местоимение-существительное

Вот почему

Наречие вопросительное

Вследствие того

Прилагательное

Вследствие чего

Прилагательное

Вследствие этого

Местоимение-существительное

Из-за этого

Местоимение-существительное

По этой причине

Существительное

эста́нсия

эста́нсия, -и

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова видеокарточка:

Синонимы к слову «эстансия&raquo

Предложения со словом «эстансия&raquo

  • Перед ней была типичная аргентинская эстансия, состоящая из ряда хозяйственных построек.
  • Эстансия находится здесь, – она поставила точку на карте, – в глуши, рядом с бразильской границей.
  • (все предложения)

На чтение 2 мин Просмотров 528 Опубликовано 18.07.2021

С непроизносимыми согласными не возникает никаких проблем в устной речи. А при употреблении на письме надо понять, какой вариант верный: «окрестность» или «окресность».

Как пишется правильно: «окрестность» или «окресность»?

Орфографически корректным является написание «окрестность».

Какое правило применяется?

«Окрестность» — значит «местность, территория, находящаяся рядом; расположенная вокруг».

К слову задается вопрос «что?». Обозначает предмет. Является существительным женского рода, единственного числа, 3-го склонения, что подтверждается наличием «ь» на конце слова.

Словообразовательная цепочка лексемы «окрестность» выглядит следующим образом: крест – окрест – окрестный – окрестность. Как видим, слово образовано суффиксальным способом на основе старославянской лексемы. При произношении «крест» и «окрест» согласная буква «т» слышится отчетливо. Именно основываясь на данные лексемы, можно сказать, что «т», которая при произношении теряется, в существительном «окрестность» и в прилагательном «окрестный» точно пишется.

Примеры предложений

Данная окрестность известна тем, что в пруду, находящемся на территории парка, обитает пара лебедей.

Ближайшая окрестность погрузилась в тишину после того, как соседи перестали играть на гармони.

Окрестность этих гор достаточно опасна, ведь здесь часто происходят обвалы.

Как неправильно писать

Ошибочно писать «окресность».

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ипоста́сь ипоста́си
Р. ипоста́си ипоста́сей
Д. ипоста́си ипоста́сям
В. ипоста́сь ипоста́си
Тв. ипоста́сью ипоста́сями
Пр. ипоста́си ипоста́сях

и·поста́сь (дореформ. ѵпостась)

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -ипостась- [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [ɪpɐˈstasʲ], мн. ч. [ɪpɐˈstasʲɪ]

Семантические свойства

Значение

  1. церк. одно из лиц Святой Троицы в христианстве ◆ Чему как уверила, и более Богу противиться не дерзала; то тотчас силою Духа Святаго из чистых Марииных кровей начало Сыну Божию изображаться тело: и в сию самую зачатия минуту соединилось человечество с Божеством, или Божество приняло к себе человечество, и учинилось несказанное и страшное единение ипостасное, то есть, соединение двух естеств в единой ипостаси. Платон (Левшин), «Катихизис шестой надесять», 1758 г. [НКРЯ] ◆ Он посадил гостя на топорном стуле возле лавки, на которой лежал, и заговорил с ним о троичности, троичности во всем, в ипостасях божества, в идеях и в видимых элементах строения общества. Н. С. Лесков, «Захудалый род», 1874 г. [НКРЯ]
  2. перен. одна из форм проявления, воплощения кого-либо, чего-либо ◆ Мысль родится в жизни и от жизни, есть её необходимая ипостась. С. Н. Булгаков, «Философия хозяйства (мир как хозяйство)», 1912 г. [НКРЯ] ◆ Это — не личное, что решает здесь мысль: это в личной ипостаси реально преображается всемирная плоть, ибо эта плоть едина во всём, и всякое существенное изменение в атоме есть бесповоротный акт космический. М. О. Гершензон, «Творческое самосознание», 1909 г. [НКРЯ]

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

  1. лицо
  2. воплощение, обличье

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: ипостазирование

Этимология

Происходит от др.-греч. ὑπόστασις «поддерживание; существование; сущность; личность», далее из ὑπό «под, ниже» + στάσις «расстановка, устанавливание», от ἵστημι «ставить, расставлять; возводить; стоять» (из праиндоевр. *sta- «стоять; ставить»).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • в ипостаси

Перевод

Список переводов

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Склонение существительного «ипостась»

Существительное «ипоста́сь» (неод.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный
Кто? Что?
ипоста́сь ипоста́си
Родительный
Кого? Чего?
ипоста́си ипоста́сей
Дательный
Кому? Чему?
ипоста́си ипоста́сям
Винительный (неод.)
Кого? Что?
ипоста́сь ипоста́си
Творительный
Кем? Чем?
ипоста́сью ипоста́сями
Предложный
О ком? О чём?
ипоста́си ипоста́сях

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: асептический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «ипостась»

Предложения со словом «ипостась»

  • Вторая ипостась осталась нереализованной, ибо не было условий для её функционирования в качестве одной из ветвей власти в тогдашнем советском обществе.
  • Как известно, психологи и психотерапевты, помогающие людям найти своё предназначение, работают с двумя ипостасями человеческой личности – с душой и телом.
  • Ваша человеческая ипостась, как вы знаете, не единственная, есть другие составляющие вашего существа, а потому вы, считающие себя одним существом, на самом деле – много существ, вы – семья.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «ипостась»

  • Лишь драматизация мирового процесса делает его нам близким и для нас осмысленным; сама божественная диалектика, идеально протекающая в первоначальном Божестве, чуется нами как драма с драматическими действующими лицами — ипостасями Троицы.
  • [Одна из основных «идей» хлыстовства — вера в постоянное земное перевоплощение как всех ипостасей «троицы», так и «божьей матери».
  • Ипостаси Троицы — имена, образы, моменты откровения.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Какой бывает «ипостась»

Значение слова «ипостась»

  • ИПОСТА́СЬ, -и, ж. 1. Церковный термин для обозначения одного из лиц христианской троицы. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ИПОСТАСЬ

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ИПОСТА́СЬ, -и, ж. 1. Церковный термин для обозначения одного из лиц христианской троицы.

Все значения слова «ипостась»

  • Вторая ипостась осталась нереализованной, ибо не было условий для её функционирования в качестве одной из ветвей власти в тогдашнем советском обществе.

  • Как известно, психологи и психотерапевты, помогающие людям найти своё предназначение, работают с двумя ипостасями человеческой личности – с душой и телом.

  • Ваша человеческая ипостась, как вы знаете, не единственная, есть другие составляющие вашего существа, а потому вы, считающие себя одним существом, на самом деле – много существ, вы – семья.

  • (все предложения)
  • обличье
  • лик
  • сущность
  • естество
  • природа
  • (ещё синонимы…)
  • в разных ипостасях
  • ипостась бога
  • смена ипостаси
  • сменить ипостась
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • звериная
  • драконья
  • волчья
  • божественная
  • женская
  • (ещё…)
  • Склонение
    существительного «ипостась»
  • Разбор по составу слова «ипостась»
  • Как правильно пишется слово «ипостась»

Ипостась – это что такое? Иногда это слово можно услышать в разговорной речи. Но в таких случаях оно употребляется в переносном смысле. А что касается прямого значения, то оно относится к области церковной терминологии. Более подробный рассказ о том, что это – ипостась, будет приведен ниже.

В прямом смысле

Первый вариант значения «ипостаси» в словаре трактуется следующим образом. Это церковный термин, которым обозначается в христианстве одно из лиц Святой Троицы. Для лучшего понимания значения слова в первом варианте истолкования целесообразным будет привести несколько примеров его употребления.

Машинное обучение и анализ данных: программа обучения, отзывыВам будет интересно:Машинное обучение и анализ данных: программа обучения, отзывы

Пример 1. В «Катехизисе» Платона (Левшина) сказано о том, что в ту самую минуту, когда Сыну Божию из чистых Марииных кровей стало изображаться тело, то есть в минуту зачатия, произошло воссоединение человечества с Божеством. Или же человечество было принято Божеством, и осуществилось страшное и несказанное единение ипостасное, иными словами соединение в единой ипостаси двух естеств.

Пример 2. Начавшаяся с простых вещей беседа перешла в более серьезное русло, и речь зашла о троичности во всех областях жизни, в идеях, в видимых элементах общественного устройства, в ипостасях божества.

Пример 3. В книге К. Пензака «Развитие способностей» говорится о том, что боги и богини являются ипостасями единого духа, которые ведут к более близким отношениям с божеством.

В переносном значении

По этому поводу в словаре сообщается, что в переносном смысле ипостась – это форма, в которой проявляется, воплощается кто-либо или что-либо в определенной роли или качестве.

Примеры употребления:

Пример 1. Тем самым стимулировалось изучение культуры в ее исторических и этнических формах, имеющих различные ипостаси, такие как исследование фольклора, мифологии, сравнительного языкознания.

Пример 2. Лектор заметил, что в своей нынешней ипостаси криминология, как наука о преступном, лишь до той поры имеет прикладное значение, пока это самое преступное существует в действительности.

Пример 3. Единственное, на что он мог рассчитывать, это пробы на роль ведущего дневных новостей, хоть, по большому счету, в этой ипостаси руководство канала видело женщину.

Для усвоения значения слова «ипостась» следует рассмотреть его происхождение.

Этимология

Ученым-этимологам удалось проследить происхождение изучаемого объекта вплоть до праиндоевропейского языка. Там существует основа sta, обозначающая «стоять, ставить». Далее в древнегреческом обнаруживается глагол ἵστημι, который переводится как «расставлять, ставить, стоять, возводить».

От него было образовано существительное στάσις в значении «расстановка, устанавливание». Затем к нему была присоединена приставка ὑπό в значении «под, ниже», и получилось древнегреческое слово ὑπόστασις, которое трактуется как «поддерживание, существование, личность, сущность».

Далее будут приведены синонимы к слову «ипостась».

Слова, близкие по значению

Среди них находятся такие, как:

  • лик;
  • сущность;
  • субстанция;
  • качество;
  • основание;
  • функция;
  • обличье;
  • естество;
  • первооснова;
  • природа;
  • первоначало;
  • квинтэссенция;
  • образ;
  • атрибут;
  • набор;
  • принадлежность;
  • роль;
  • вид;
  • изображение;
  • амплуа;
  • миссия;
  • назначение;
  • круг обязанностей;
  • отражение;
  • выражение;
  • воплощение;
  • форма;
  • занятие;
  • сторона;
  • грань.

В заключение изучения вопроса об ипостаси стоит сказать несколько слов о спорах представителей церкви вокруг этого понятия.

Богословские споры

Нужно отметить, что в религии ипостась – это термин, который не всегда понимался одинаково. В христианстве существует утверждение о том, что Бог един и троичен. Когда отцы церкви пытались объяснять понятие троичности, они не всегда использовали одинаковую терминологию.

Одни из них говорили, что сущность троичности в том, что в Боге соединяются три лица, обозначая это термином πρόσωπον, persona. Другие считали, что в Боге соединены три ипостаси и применяли при этом слово ὑπόστασις. Третьи предпочитали употреблять слово ουσία, natura, substantia.

Подобные разночтения вылились в 4-м веке в споры между богословами на Востоке, имевшие длительный характер. В определенный период между западной и восточной церквями произошло разномыслие.

При этом восточные богословы говорили, что при единстве существа Бог находится в разных ипостасях. Словом «ипостась» они выражали понятие лица, опровергая мнение одного из еретиков – Савелия. Последний объяснял, что у Бога только одна сущность, одна ипостась, но он в разное время принимал на себя три вида: вид Отца, Сына, Святого Духа. Таким образом, это лишь имена, или действования одного лица.

Западные церковники считали, что у Бога одна ипостась. Они противопоставляли свое мнение учению Ария, допускавшего три сущности: Отца – сущность Божескую, Сына – сотворенную, и Святого Духа, сущность также сотворенную, но от Сына отдельную.

С целью разрешения этих противоречий в Александрии в 362 году был созван собор, где выяснилось, что и восточные, и западные богословы учили одинаково, хотя и выражались различно. Первые при этом использовали «ипостась» в значении «лица» и вместо «лица». А вторые этим же самым словом пытались выразить понятие ουσία – «существо». Начиная с 4-го века, господствующей стала первая форма выражения.

ипостась

ипостаси — существительное, родительный п., жен. p., ед. ч.

ипостаси — существительное, дательный п., жен. p., ед. ч.

ипостаси — существительное, предложный п., жен. p., ед. ч.

ипостаси — существительное, именительный п., жен. p., мн. ч.

ипостаси — существительное, винительный п., жен. p., мн. ч.

Часть речи: существительное

Единственное число Множественное число
Им.

ипостась

ипостаси

Рд.

ипостаси

ипостасей

Дт.

ипостаси

ипостасям

Вн.

ипостась

ипостаси

Тв.

ипостасью

ипостасями

Пр.

ипостаси

ипостасях

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Иерей Борис Осипов

Клирик храма Троицы Живоначальной

Задать вопрос

Студент Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (4-й курс, Богословский факультет), воспитатель православного детского дома г. Москвы

Ипостась – это что такое? Иногда это слово можно услышать в разговорной речи. Но в таких случаях оно употребляется в переносном смысле. А что касается прямого значения, то оно относится к области церковной терминологии. Более подробный рассказ о том, что это – ипостась, будет приведен ниже.

Содержание

  • В прямом смысле
  • В переносном значении
  • Этимология
  • Слова, близкие по значению
  • Богословские споры
  • Ипостась — это. Значение, происхождение, синонимы
  • В прямом смысле
  • В переносном значении
  • Этимология
  • Слова, близкие по значению
  • Богословские споры
  • ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК — Глава 2: ТЕРНЕР (познание через деление на 3 ипостаси) 3 вида человека как 3 типа мировоззрения
  • Патристика
  • Философское и богословское употребление термина
  • История термина
  • Первое применение
  • Развитие и распространение
  • Современный статус
  • Определение термина
  • Значение слова ипостась
  • Вклад каппадоккийских богословов
  • Что такое ипостась, или что общего у жен Шивы с мистером Хайдом
  • «Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в неправильном значении. В очередном выпуске рубрики — почему Кларк Кент не является ипостасью супермена, а за любовь и смерть в индуистской мифологии отвечает одна и та же богиня.
  • Ипостась: значение слова и его понятие в философии и религии
  • Что такое ипостась
  • Происхождение слова
  • Значение в религии
  • Определение философии
  • История термина
  • Первое применение
  • Развитие и распространение
  • Современный статус
  • Три Ипостаси Бога
  • История выражения
  • Значение и описание
  • Видео об ипостасности Божественных лиц
  • Ипостась – это философский и религиозный термин
  • Греческая философия
  • Патристика
  • Вклад каппадоккийских богословов
  • Дальнейшие богословские споры о Троице
  • Схоластика
  • Переосмысление в современной культуре

В прямом смысле

Первый вариант значения «ипостаси» в словаре трактуется следующим образом. Это церковный термин, которым обозначается в христианстве одно из лиц Святой Троицы. Для лучшего понимания значения слова в первом варианте истолкования целесообразным будет привести несколько примеров его употребления.

Вам будет интересно: Машинное обучение и анализ данных: программа обучения, отзывы

Пример 1. В «Катехизисе» Платона (Левшина) сказано о том, что в ту самую минуту, когда Сыну Божию из чистых Марииных кровей стало изображаться тело, то есть в минуту зачатия, произошло воссоединение человечества с Божеством. Или же человечество было принято Божеством, и осуществилось страшное и несказанное единение ипостасное, иными словами соединение в единой ипостаси двух естеств.

Пример 2. Начавшаяся с простых вещей беседа перешла в более серьезное русло, и речь зашла о троичности во всех областях жизни, в идеях, в видимых элементах общественного устройства, в ипостасях божества.

Пример 3. В книге К. Пензака «Развитие способностей» говорится о том, что боги и богини являются ипостасями единого духа, которые ведут к более близким отношениям с божеством.

В переносном значении

По этому поводу в словаре сообщается, что в переносном смысле ипостась – это форма, в которой проявляется, воплощается кто-либо или что-либо в определенной роли или качестве.

Пример 1. Тем самым стимулировалось изучение культуры в ее исторических и этнических формах, имеющих различные ипостаси, такие как исследование фольклора, мифологии, сравнительного языкознания.

Пример 2. Лектор заметил, что в своей нынешней ипостаси криминология, как наука о преступном, лишь до той поры имеет прикладное значение, пока это самое преступное существует в действительности.

Пример 3. Единственное, на что он мог рассчитывать, это пробы на роль ведущего дневных новостей, хоть, по большому счету, в этой ипостаси руководство канала видело женщину.

Для усвоения значения слова «ипостась» следует рассмотреть его происхождение.

Этимология

Ученым-этимологам удалось проследить происхождение изучаемого объекта вплоть до праиндоевропейского языка. Там существует основа sta, обозначающая «стоять, ставить». Далее в древнегреческом обнаруживается глагол ἵστημι, который переводится как «расставлять, ставить, стоять, возводить».

От него было образовано существительное στάσις в значении «расстановка, устанавливание». Затем к нему была присоединена приставка ὑπό в значении «под, ниже», и получилось древнегреческое слово ὑπόστασις, которое трактуется как «поддерживание, существование, личность, сущность».

Далее будут приведены синонимы к слову «ипостась».

Слова, близкие по значению

Среди них находятся такие, как:

  • лик;
  • сущность;
  • субстанция;
  • качество;
  • основание;
  • функция;
  • обличье;
  • естество;
  • первооснова;
  • природа;
  • первоначало;
  • квинтэссенция;
  • образ;
  • атрибут;
  • набор;
  • принадлежность;
  • роль;
  • вид;
  • изображение;
  • амплуа;
  • миссия;
  • назначение;
  • круг обязанностей;
  • отражение;
  • выражение;
  • воплощение;
  • форма;
  • занятие;
  • сторона;
  • грань.

В заключение изучения вопроса об ипостаси стоит сказать несколько слов о спорах представителей церкви вокруг этого понятия.

Богословские споры

Нужно отметить, что в религии ипостась – это термин, который не всегда понимался одинаково. В христианстве существует утверждение о том, что Бог един и троичен. Когда отцы церкви пытались объяснять понятие троичности, они не всегда использовали одинаковую терминологию.

Одни из них говорили, что сущность троичности в том, что в Боге соединяются три лица, обозначая это термином πρόσωπον, persona. Другие считали, что в Боге соединены три ипостаси и применяли при этом слово ὑπόστασις. Третьи предпочитали употреблять слово ουσία, natura, substantia.

Подобные разночтения вылились в 4-м веке в споры между богословами на Востоке, имевшие длительный характер. В определенный период между западной и восточной церквями произошло разномыслие.

При этом восточные богословы говорили, что при единстве существа Бог находится в разных ипостасях. Словом «ипостась» они выражали понятие лица, опровергая мнение одного из еретиков – Савелия. Последний объяснял, что у Бога только одна сущность, одна ипостась, но он в разное время принимал на себя три вида: вид Отца, Сына, Святого Духа. Таким образом, это лишь имена, или действования одного лица.

Западные церковники считали, что у Бога одна ипостась. Они противопоставляли свое мнение учению Ария, допускавшего три сущности: Отца – сущность Божескую, Сына – сотворенную, и Святого Духа, сущность также сотворенную, но от Сына отдельную.

С целью разрешения этих противоречий в Александрии в 362 году был созван собор, где выяснилось, что и восточные, и западные богословы учили одинаково, хотя и выражались различно. Первые при этом использовали «ипостась» в значении «лица» и вместо «лица». А вторые этим же самым словом пытались выразить понятие ουσία – «существо». Начиная с 4-го века, господствующей стала первая форма выражения.

Ипостась — это. Значение, происхождение, синонимы

Ипостась – это что такое? Иногда это слово можно услышать в разговорной речи. Но в таких случаях оно употребляется в переносном смысле. А что касается прямого значения, то оно относится к области церковной терминологии. Более подробный рассказ о том, что это – ипостась, будет приведен ниже.

В прямом смысле

Первый вариант значения «ипостаси» в словаре трактуется следующим образом. Это церковный термин, которым обозначается в христианстве одно из лиц Святой Троицы. Для лучшего понимания значения слова в первом варианте истолкования целесообразным будет привести несколько примеров его употребления.

Око, агнец и голубь - символы Троицы

Пример 1. В «Катехизисе» Платона (Левшина) сказано о том, что в ту самую минуту, когда Сыну Божию из чистых Марииных кровей стало изображаться тело, то есть в минуту зачатия, произошло воссоединение человечества с Божеством. Или же человечество было принято Божеством, и осуществилось страшное и несказанное единение ипостасное, иными словами соединение в единой ипостаси двух естеств.

Пример 2. Начавшаяся с простых вещей беседа перешла в более серьезное русло, и речь зашла о троичности во всех областях жизни, в идеях, в видимых элементах общественного устройства, в ипостасях божества.

Пример 3. В книге К. Пензака «Развитие способностей» говорится о том, что боги и богини являются ипостасями единого духа, которые ведут к более близким отношениям с божеством.

В переносном значении

По этому поводу в словаре сообщается, что в переносном смысле ипостась – это форма, в которой проявляется, воплощается кто-либо или что-либо в определенной роли или качестве.

Пример 1. Тем самым стимулировалось изучение культуры в ее исторических и этнических формах, имеющих различные ипостаси, такие как исследование фольклора, мифологии, сравнительного языкознания.

Пример 2. Лектор заметил, что в своей нынешней ипостаси криминология, как наука о преступном, лишь до той поры имеет прикладное значение, пока это самое преступное существует в действительности.

Святая Троица

Пример 3. Единственное, на что он мог рассчитывать, это пробы на роль ведущего дневных новостей, хоть, по большому счету, в этой ипостаси руководство канала видело женщину.

Для усвоения значения слова «ипостась» следует рассмотреть его происхождение.

Этимология

Ученым-этимологам удалось проследить происхождение изучаемого объекта вплоть до праиндоевропейского языка. Там существует основа sta, обозначающая «стоять, ставить». Далее в древнегреческом обнаруживается глагол ἵστημι, который переводится как «расставлять, ставить, стоять, возводить».

От него было образовано существительное στάσις в значении «расстановка, устанавливание». Затем к нему была присоединена приставка ὑπό в значении «под, ниже», и получилось древнегреческое слово ὑπόστασις, которое трактуется как «поддерживание, существование, личность, сущность».

Далее будут приведены синонимы к слову «ипостась».

Гостеприимство Авраама

Слова, близкие по значению

Среди них находятся такие, как:

  • лик;
  • сущность;
  • субстанция;
  • качество;
  • основание;
  • функция;
  • обличье;
  • естество;
  • первооснова;
  • природа;
  • первоначало;
  • квинтэссенция;
  • образ;
  • атрибут;
  • набор;
  • принадлежность;
  • роль;
  • вид;
  • изображение;
  • амплуа;
  • миссия;
  • назначение;
  • круг обязанностей;
  • отражение;
  • выражение;
  • воплощение;
  • форма;
  • занятие;
  • сторона;
  • грань.

В заключение изучения вопроса об ипостаси стоит сказать несколько слов о спорах представителей церкви вокруг этого понятия.

Богословские споры

Нужно отметить, что в религии ипостась – это термин, который не всегда понимался одинаково. В христианстве существует утверждение о том, что Бог един и троичен. Когда отцы церкви пытались объяснять понятие троичности, они не всегда использовали одинаковую терминологию.

Одни из них говорили, что сущность троичности в том, что в Боге соединяются три лица, обозначая это термином πρόσωπον, persona. Другие считали, что в Боге соединены три ипостаси и применяли при этом слово ὑπόστασις. Третьи предпочитали употреблять слово ουσία, natura, substantia.

Подобные разночтения вылились в 4-м веке в споры между богословами на Востоке, имевшие длительный характер. В определенный период между западной и восточной церквями произошло разномыслие.

Триединство или единичная сущность?

При этом восточные богословы говорили, что при единстве существа Бог находится в разных ипостасях. Словом «ипостась» они выражали понятие лица, опровергая мнение одного из еретиков – Савелия. Последний объяснял, что у Бога только одна сущность, одна ипостась, но он в разное время принимал на себя три вида: вид Отца, Сына, Святого Духа. Таким образом, это лишь имена, или действования одного лица.

Западные церковники считали, что у Бога одна ипостась. Они противопоставляли свое мнение учению Ария, допускавшего три сущности: Отца – сущность Божескую, Сына – сотворенную, и Святого Духа, сущность также сотворенную, но от Сына отдельную.

С целью разрешения этих противоречий в Александрии в 362 году был созван собор, где выяснилось, что и восточные, и западные богословы учили одинаково, хотя и выражались различно. Первые при этом использовали «ипостась» в значении «лица» и вместо «лица». А вторые этим же самым словом пытались выразить понятие ουσία – «существо». Начиная с 4-го века, господствующей стала первая форма выражения.

ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК — Глава 2: ТЕРНЕР (познание через деление на 3 ипостаси) 3 вида человека как 3 типа мировоззрения

В канонических книгах Септуагинты слово «ипостась» встречается 19 раз. Один раз оно встречается также в девтероканонической книге Премудрости Соломона и дважды — в апокрифической книге Псалмов Соломона. Посредством слова υποστασις в Септуагинте в различных контекстах переданы значения 13 различных древнееврейских слов, не имеющих выраженного философского смысла.

В Новом Завете слово υποστασις употреблено пять раз.

Во втором послании к коринфянам апостол Павел дважды использует его в обычном нефилософском смысле. Аналогичным образом употреблено это слово в третьей главе Послания к евреям. Кроме того, слово υποστασις используется автором послания к евреям при определении понятия веры: «Вера же есть осуществление (υποστασις) ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Здесь данное слово уже приобретает заметное философское наполнение.

Это же слово автор послания к евреям выбирает и для характеристики отношений Отца и Сына: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси (υποστασεως) Его» (Евр. 1, 3). Это единственное место Синодального текста Священного Писания, в котором слово «ипостась» оставлено без перевода. Святые отцы в своих богословских работах рассмотрению этого стиха уделяли особое внимание. Именно на этот стих они в значительной степени опирались, придавая слову υποστασις статус одного из основных богословских терминов.

Патристика

В ранней христианской философии «ипостась» — понятие, скорее, аристотелевское. То есть оно пришло к религиозным мыслителям эпохи Римской империи как синоним «основания». Во времена Оригена, который широко употреблял его в своих трудах, не было четкого определения «ипостаси».

Но после многолетних споров о природе Христа, этот термин приобрел и неоплатоническое звучание. Им могли называть и общность и разницу между Лицами Троицы. Однако вскоре все изменилось. Дело в том, что после того, как на Вселенских Соборах было принято определение Троицы как одной сущности в разных ипостасях, стали разграничивать эти два термина.

Официальная христианская трактовка больше не признавала того, что «ипостась» может быть синонимом «сущности». Благодаря так называемому каппадокийскому кружку, куда входили Василий Великий, Григорий Нисский и другие известные теологи, последняя стала восприниматься как нечто общее, главное. «Ипостась» же обозначала единичную форму проявления основной субстанции, способ ее бытия. По-другому ее называли совокупностью акциденций (качеств).

Начиная приблизительно с четвертого века нашей эры, ипостасью именовали личину и даже маску.

В разных ипостасях

Философское и богословское употребление термина

Следует отметить, что до века в языческой философии, а также в христианском богословии термины ипостась и сущность использовались как синонимы. Так блаженный Феодорит Кирский, отвечая на вопрос: «Есть ли какое-либо отличие сущности от ипостаси?» утверждает: «Согласно внешней мудрости — нет. Ведь сущность обозначает бытие, а ипостась — существование». В «Истории Церкви» блаженный Феодорит приводит слова Сардикийского Собора 343 года: «Одна Ипостась… Отца и Сына и Святого Духа». А блаженный Иероним в 70-х годах IV века писал: «Школа светских наук… не знает иного значения слова ипостась, как только сущность» [2].

Первым, кто различил «сущность» как «бытие вообще» от «ипостаси», как «определенного бытия», был Плотин, а неоплатоники даже разграничивали эти термины, однако «на чем основывалось это разграничение и в чем они полагали различие между терминами: неизвестно» [3].

«У Аристотеля он (термин ипостась) означал истинно существующее в противоположность концептам и идеям и часто употреблялся как синоним слова «природа». Кроме того, он понимался как эквивалент латинского sub-stantia. В нем более определенно, чем в термине «природа», предполагалось индивидуальное существование» [4].

В IV веке, в самый разгар Тринитарных споров, трудами Великих Каппадокийцев термин υποστασις приобрел самостоятельное значение, отличное от значения термина «сущность». Произошло это благодаря сближению понятия ипостаси и лица. Так, святитель Василий Великий в 210-м послании «К неокесарийским ученым» пишет: «Ведь недостаточно перечислять различия Лиц, но следует исповедовать, что каждое Лицо пребывает в истинной ипостаси».

Уточняя троичную терминологию, Великие Каппадокийцы прежде всего разграничили понятия сущности и ипостаси как общего и частного. В 38-м послании святителя Василия Великого «К Григорию брату» он пишет: «Итак, «ипостась» есть не понятие сущности неопределенное, по общности означаемого ни на чем не останавливающееся, но такое понятие, которое видимыми отличительными свойствами изображает и очертывает в каком-нибудь предмете общее и неопределенное» [5].

История термина

Как и большинство слов, уходящих корнями в века, оттенки значения менялись с течением времени.

Первое применение

В античной литературе термин впервые упоминается в медицинских трудах IV века до н. э., обозначая разные виды осадка в жидкостях или отек.

В работах Аристотеля в этот же период понятие употребляется в качестве обозначения опоры, как какое-то основание где-то внизу под ногами или фундамент дома, так и основа или сопротивление нематериального — опора власти или отпор врагу.

В дальнейшем Hypostasis стали называть отправную точку для неких событий. Такое ключевое событие или общее состояние дел, которое являлось опорным, т. е. обязательно необходимым для появления дальнейших фактов.

Развитие и распространение

Дальнейшие изменения в восприятии слова произошли после того, как его начали вводить в философии.

Ранние стоики применяли только глагольную форму «гипостазируется» в отношении к процессу, при котором из невоспринимаемой органами чувств и неопределенной субстанции получается конкретная воспринимаемая материя, как бы проявляясь, получая при этом определенные свойства изначального.

В первом веке до нашей эры Посидоний использовал уже отглагольное Hypostasis в значении первоначальной материи, подразумевая, что она является основой для сущности вещей, и тем самым служит «носителем для их качеств».

Наравне со стоиками, последователи Аристотеля полагали, что в ипостасности вещей неопределенное получает возможность проявиться. Но в отличие от школы стоицизма, перипатетики считали, что «иметь ипостась» — значит быть материей с определенной формой, и одно от другого не отделимо.

Античные философы о смысле жизни. Сократ.

У платоников ипостасными в значении «самобытными» чаще стали называть не материальные объекты, а абстрактные понятия. Так, Алкиной писал, что «душа по ипостаси неизменна, умопостигаема, незрима и единовидна», и выше нее и ума находится «ипостась первичного Бога», который является их первопричиной.

Филон же вообще считал, что ипостасным началом обладает только Бог, потому что только он утвержден в бытие, а все после него только кажется существующим. Но ученики Платона в своем понимании бытия приходят к рассуждениям об иерархичности сущностей, ипостасное начало которых также имеет структуру, подчиненную прародителям. Например, бытие души более истинно, чем тела, а ума — чем души. Так рассматривались не только душевные свойства и другие ипостасные состояния, но также время и пространство, действия.

Глубже всех развил эти идеи Плотин. Он является основателем неоплатонизма и Учения о трех ипостасях.

Он выделял три ипостасные категории: Единое, Ум и Душа. Единое он считал прародителем для двух других. Хотя к Единому его отношение было неоднозначным, так как оно не могло являться первопричиной самого себя. Поэтому он подразумевал проявление гипостазирования энергии Единого на нижестоящие уровни, рожденные от него, и ее присутствия в этом сущем одновременно с собственной энергией.

Несмотря на такие глубокие рассуждения, рассматриваемый термин в этот период также продолжал использоваться и как синоним для слов сущность, природа, т. е. в своем общем значении.

Современный статус

Свое нынешнее значение термин приобрел с приходом его в богословие. Он применяется в христианстве для определения особенностей бытия Божьей сущности, триединства Отца, Сына и Святого Духа.

Кроме того, в быту часто можно слышать это слово в значении «роль».

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах -

Определение термина

Известна определенная сложность в дифференциации термина «ипостась». Так святые Отцы писали:

Свт. Василий Великий:

«Понятие общего относится к сущности, а ипостась — это
отличительный признак
каждого (Лица)» [6];

«Итак, нерожденный — это образ существования

, а не имя сущности» [7];

Свт. Амфилохий Иконийский:

«Ведь Отец, Сын и Святой Дух — это наименования способа существования, то есть отношения

Прп. Иоанн Дамаскин:

«(Ипостась) обозначает то, что существует само по себе

Авва Фалассий Ливийский:

«Ипостась определяет естество с личными свойствами

; так что каждая ипостась имеет и то, что едино обще естеству, и то, что собственно ипостаси» [8];

Архимандрит Киприан (Керн) свидетельствует: «Для обоих Григориев (Григория Нисского и Григория Богослова) Ипостась является не только отдельно взятым индивидом со своими отличительными признаками, но и реально существующим разумным лицом. Ипостаси суть, таким образом, способы Божественного бытия

Отец Олег Давыденков: «Ипостась указывает не только на отличие

, но и на
самотождественность
вещи, ее нумерическое отличие, то есть на
отдельное существование
» [10];

В.Н. Лосский говорил о несводимости ипостаси к сущности: «Ипостась есть то, что есть усия

(сущность), к ней приложимы все свойства – или же все отрицания, – какие только могут быть сформулированы по отношению к «сверхсущности», и,
однако, она остается к усии несводимой
. Эту несводимость нельзя ни уловить, ни выразить вне отношения трех Ипостасей, которые, собственно говоря, не три, но «Три-Единство»» [11]. И это различие может быть выражено тем, что природа отвечает на вопрос «что», ипостась же отвечает на вопрос «кто», на который отвечают только именем собственным.

Единый Бог христианства не является безличной сущностью философских спекуляций, не есть абстракция, лишенная живого личного отношения к человеку. Он имеет конкретное Личное (Ипостасное) существование, Его природа существует лично, она – живое личное бытие. При этом личное существование создавшего мир Бога превышает человеческий разум. Человеческий разум тварен, а создавший его Бог бесконечно превосходит тварное естество, раскрываясь человеку в непостижимом единстве нераздельных Божественных Лиц Троицы, Которая есть Начало всего, Творец мира.

Значение слова ипостась

— слово из области богословской терминологии. Христианство учит, что «Единый Бог троичен». При разъяснении понятия троичности отцы древней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичность состоит в том, что в Боге три лица (πρόσωπον, persona); другие говорили, что в Боге три ипостаси (ύπόστασις = ύπάρξις, τρόπος ύπάρξεως); третьи понятие «лица» выражали словом ουσία, φύσίς = substantia, natura (хотя у других, и чаще, эти слова означали сущность или существо Божие, связанное с понятием единства Божия), а понятие Божеской сущности выражали словом ипостась. Это различие в употреблении слова И. отцами церкви и церковными писателями повело в IV в. к продолжительным спорам христианских богословов на Востоке, особенно в Антиохии, и произвело было разномыслие между восточной и западной церквами. Вост. богословы говорили так: в Боге при единстве существа три ипостаси, словом ипостась выражая понятие лица, с целью отвергнуть мнение еретика Савелия (см.), который учил, что в Боге одна сущность и одна ипостась, хотя один и тот же Бог принимал на себя в разное время три вида, или лица (πρόσωπον) и иногда являлся в виде Отца, иногда — Сына, иногда — в виде Духа святого, так что Отец, Сын и св. Дух суть только три имени или действования (ενέργειαι). Зап. богословы говорили, что в Боге одна ипостась, противопоставляя это понятие учению Ария, который допускал три сущности: сущность Отца — Божескую, сущность Сына — сотворенную и сущность св. Духа, также сотворенную, но отдельную от Сына. Для разрешения этих противоречий в 362 г. в Александрии был созван собор, на котором, под председательством Афанасия Великого, присутствовали епископы как Египта и Ливии, так и Италии. По выслушании обеих сторон выяснилось, что и вост., и зап. богословы, выражаясь различно, учили одинаково, так как первые употребляли И. в смысле и вместо лица, а вторые тем же словом имели в виду выразить понятие ουσία = существо. Первый образ выражения с IV в. сделался господствующим: его держались Епифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Еще в V в., однако, церковные писатели употребляли иногда слово И. то в том, то в другом смысле. Начиная с VI века, согласно словоупотреблению, принятому вслед за Василием Великим и Григорием Богословом Вторым вселенским собором, слово ипостась всей церковью употребляется как синоним лица: «един Бог в трех ипостасях или лицах». Лишь в средние века некоторые еретики (богомилы, вальденсы), а также так называемые номиналисты, или модалисты, повторяли учение древних еретиков, что ипостаси в Боге суть или имена, или проявления силы (Бог-Сын, или ипостасное слово — Божий разум, Бог-Дух св. — Божия сила или Божие действование). Некоторые схоластики — Готшальк, Росцелин, Абеляр — и затем немецкие богословы-рационалисты конца ХVIII в. учили, что Божеские И. имеют одну природу, но имеют ее каждая отдельно (подобно тому, как три отдельные человеческие личности), и потому И. или лица в Боге суть три бога, а не один Бог. Подр. см. в «Догматич. богословии» Сильвестра (т. II).

Н. Б.

Вклад каппадоккийских богословов

Разграничив смысл понятий «сущность» и «личность», Василий Великий и Григорий Нисский тем самым провели водораздел между общим и особенным, природой и феноменом. Кроме того, они ввели термин, неизвестный в языческой философии.

Ипостась – это свойство каждого Лица Троицы. Оно для каждого из них особенное. А вот природа Бога – это то, что их объединяет. Так и каждая личность – она несводима к окружающему миру, и о ней нельзя говорить в категориях последнего.

Именно категория «ипостаси» доказывает, что Бог не является некой удаленной абстракцией, а имеет конкретное существование. Но человеческий разум не способен постигнуть Его личность. Он только может увидеть раскрытие единства Троицы, которая является одновременно Отцом, Сыном и Духом Святым. Эти ипостаси нераздельны, они – начало всего, и они сотворили мир.

Ипостась значение слова

Что такое ипостась, или что общего у жен Шивы с мистером Хайдом

«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в неправильном значении. В очередном выпуске рубрики — почему Кларк Кент не является ипостасью супермена, а за любовь и смерть в индуистской мифологии отвечает одна и та же богиня.

Мы часто используем слово «ипостась», чтобы обозначить одно из воплощений многогранной человеческой личности. Например, «известный общественный деятель предстал перед нами в новой ипостаси». Но для того, чтобы правильно и уместно употреблять этот термин, надо понять, чем ипостась отличается от образа, альтер эго и других похожих понятий. А для этого нужно обратиться к этимологии.
Слово «ипостась» пришло к нам из древнегреческого языка и в буквальном переводе означает «лицо», «сущность». Во втором значении его и использовали древнегреческие философы. Например, основатель неоплатонической школы Плотин написал трактат о мироустройстве под наванием «О трех изначальных ипостасях». Философ делил Вселенную на постижимый чувствами космос и три сверхчувственных начала, или ипостаси: Душу, Ум и Единое. На этом этапе слово «ипостась» пока еще относится к абстрактным явлениям, но не к личности.

Но все изменилось, когда с термином начали работать христианские богословы. Поначалу слова «ипостась» и «сущность» и в христианстве оставались синонимами. Но во второй половине IV века к «ипостаси» присмотрелись каппадокийские отцы Церкви — и поняли, что стоит чуть сместить акценты, и это понятие идеально подойдет для одного из главных христианских феноменов: триединства Бога.

Кларк Кент — лишь прикрытие, но не ипостась Супермена. А вот множественные личности вполне соответствуют определению ипостаси: Джекил и Хайд существуют сами по себе, но при этом являются равноправными проявлениями одного существа.

Почему же для Отца, Сына и Духа не нашли других обозначений? Вначале богословы попытались использовать термин «лицо» — но это приводило к неоднозначным и даже еретическим толкованиям (Лицо = «личина», то есть — маска, а маска предполагает ложь, что есть прерогатива дьявола). А слово «ипостась» позволяло одновременно выразить и единство, и самостоятельность, и взаимную связь разных аспектов божества.

Впрочем, разные воплощения есть не только у христианского Бога, но и других божеств. Например, у индуистского бога Шивы — четыре жены: Парвати, Сати, Кали и Дурга, и в разных трактовках они считаются то разными богинями, то ипостасями одной и той же женщины. И если нежная Парвати — воплощение любви и преданности, то грозная Кали — олицетворение разрушительных сил природы. Но все-таки в беседе с религиоведом слово «ипостась» лучше употреблять только по отношению к троице: в качестве теологического термина оно жестко закреплено за христианским богословием.

Но вернемся из теологии в мирскую жизнь. В каких случаях уместно использовать это слово? Когда известная певица радикально меняет имидж, но остается все такой же узнаваемой на слух, это нельзя назвать сменой ипостаси — поскольку изменились лишь внешние признаки, но не внутреннее содержание личности. Творческое альтер-эго — например, литературный псевдоним или лирический герой, с которым человек себя ассоциирует, ипостасью тоже не является: для этого разные проявления личности должны быть самостоятельны и равноправны. По этой же причине не подходят и «маскировочные» варианты: например, Кларк Кент — лишь прикрытие, но не ипостась Супермена. А вот множественные личности вполне соответствуют определению ипостаси: Джекил и Хайд существуют сами по себе, но при этом являются равноправными проявлениями одного существа.

Впрочем, для того, чтобы иметь несколько ипостасей, необязательно сходить с ума — вполне достаточно проявлять себя в разных аспектах. Если суровый полковник дома выращивает розы и вышивает крестиком, а заботливая мать-наседка работает каскадершей, это вполне себе смена ипостасей.

Неправильно: «Видел Рианну в новой ипостаси? Мне не нравится — ей не идет этот стиль». Правильно: «в новом образе».

Правильно: «Она знала своего мужа в совершенно другой ипостаси, неизвестной остальным».

Правильно: «В своей темной ипостаси это древнее божество было абсолютно беспощадно».

Ипостась: значение слова и его понятие в философии и религии

Используемый в основном в философии и христианском богословии термин «ипостась» известен с античных времен. Многие поколения древних греков применяли это слово совсем в других значениях, нежели сейчас. Известные мыслители пробовали слово на вкус и применяли для толкования глобальных вопросов бытия. Оно входит в устоявшееся выражение «три ипостаси Бога», которое известно каждому современному человеку.

Происхождения термина, его основные значения, их эволюция и применение рассматриваются в этой статье.

в разных ипостасях значит

Что такое ипостась

Этот термин не имеет единого однозначного значения. Для понимания его семантики рассмотрим происхождение и применение в разрезе истории.

Происхождение слова

Теологический энциклопедический словарь дает следующие объяснения о корнях слова. Это транслитерация греческого hypostasis — «субстанция», «сущность», «природа», которое берет начало от древнегреческого hyphistasthai — «находиться под чем-либо»: hypo — приставка «под», histamai — «делать устойчивым».

Значение в религии

Под понятием понимают обычно два значения. Рассматриваемое в общем смысле, оно означает бытие вообще и приравнивается к существованию, ко всему сущему, природе. В узком смысле — это индивид, какой-то уникальный из всей численности. Последнее значение слова используется в христианстве для объяснения сущности Божественного бытия, его тройственности, единства и различий его лиц.

Определение философии

В философии это понятие используется для определения какого-либо субстрата, т.е. того, что лежит в основании рассматриваемого явления, состояния или объекта и является неизменной и важной частью. Понятие противопоставляется атрибутам, относящимся к рассматриваемому объекту и имеющим тенденцию меняться.

Также можно встретить употребление в качестве определения какого-то личностного начала наподобие «личности» у персоналистов.

три ипостаси бога

История термина

Первое применение

В античной литературе термин впервые упоминается в медицинских трудах IV века до н. э., обозначая разные виды осадка в жидкостях или отек.

В работах Аристотеля в этот же период понятие употребляется в качестве обозначения опоры, как какое-то основание где-то внизу под ногами или фундамент дома, так и основа или сопротивление нематериального — опора власти или отпор врагу.

В дальнейшем Hypostasis стали называть отправную точку для неких событий. Такое ключевое событие или общее состояние дел, которое являлось опорным, т. е. обязательно необходимым для появления дальнейших фактов.

Развитие и распространение

Дальнейшие изменения в восприятии слова произошли после того, как его начали вводить в философии.

Ранние стоики применяли только глагольную форму «гипостазируется» в отношении к процессу, при котором из невоспринимаемой органами чувств и неопределенной субстанции получается конкретная воспринимаемая материя, как бы проявляясь, получая при этом определенные свойства изначального.

В первом веке до нашей эры Посидоний использовал уже отглагольное Hypostasis в значении первоначальной материи, подразумевая, что она является основой для сущности вещей, и тем самым служит «носителем для их качеств».

Наравне со стоиками, последователи Аристотеля полагали, что в ипостасности вещей неопределенное получает возможность проявиться. Но в отличие от школы стоицизма, перипатетики считали, что «иметь ипостась» — значит быть материей с определенной формой, и одно от другого не отделимо.

Античные философы о смысле жизни. Сократ.

У платоников ипостасными в значении «самобытными» чаще стали называть не материальные объекты, а абстрактные понятия. Так, Алкиной писал, что «душа по ипостаси неизменна, умопостигаема, незрима и единовидна», и выше нее и ума находится «ипостась первичного Бога», который является их первопричиной.

Филон же вообще считал, что ипостасным началом обладает только Бог, потому что только он утвержден в бытие, а все после него только кажется существующим. Но ученики Платона в своем понимании бытия приходят к рассуждениям об иерархичности сущностей, ипостасное начало которых также имеет структуру, подчиненную прародителям. Например, бытие души более истинно, чем тела, а ума — чем души. Так рассматривались не только душевные свойства и другие ипостасные состояния, но также время и пространство, действия.

Глубже всех развил эти идеи Плотин. Он является основателем неоплатонизма и Учения о трех ипостасях.

Он выделял три ипостасные категории: Единое, Ум и Душа. Единое он считал прародителем для двух других. Хотя к Единому его отношение было неоднозначным, так как оно не могло являться первопричиной самого себя. Поэтому он подразумевал проявление гипостазирования энергии Единого на нижестоящие уровни, рожденные от него, и ее присутствия в этом сущем одновременно с собственной энергией.

Несмотря на такие глубокие рассуждения, рассматриваемый термин в этот период также продолжал использоваться и как синоним для слов сущность, природа, т. е. в своем общем значении.

Современный статус

Свое нынешнее значение термин приобрел с приходом его в богословие. Он применяется в христианстве для определения особенностей бытия Божьей сущности, триединства Отца, Сына и Святого Духа.

Кроме того, в быту часто можно слышать это слово в значении «роль».

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах -

Три Ипостаси Бога

Триединство — основа христианского вероучения. Понять его и объяснить суть пытались разные философы и христианские теологи, основываясь на Священных Писаниях.

Учение о Святой Троице рассматривает такие вопросы:

  • в чем единая составляющая божественных воплощений;
  • кто первичен;
  • как выражается уникальность каждого лица.

История выражения

Понятие ипостасности появилось в текстах христианских авторов в период арианских споров. В 315-320 годы в Александрии арианцы отрицали единобожие, основывая свои умозаключения на том, что Бог Отец и Бог сын — разные сущности. Для того, чтобы противостоять этой ереси, церковники прибегли к следующему объяснению. Они взяли как основу пару понятий «общая сущность» и «частная сущность». Чтобы избежать сложностей восприятия и тавтологии, для первого было выбрано слово «сущность», а для второго — «ипостась».

Таким образом, ипостасность указывала на различия между лицами Святой Троицы. Понимая под бытием Троицы их общую сущность, ипостаси указывают на отличительные особенности каждого лица Бога.

Сегодня существуют различные подходы в объяснении одновременной тройственности и единства Бога, но в большинстве из них главную роль имеет понятие «ипостась».

Благодать - это. Значение слова. Сила Божьей благодати

Значение и описание

Во многих руководствах церковникам дается наставление, что когда церковь учит человека веровать в троичность Божества, то она указывает прежде всего на необходимость иметь уверенность в бытии трех Лиц в Боге. Это обозначает, что рассматривать Бога в разных ипостасях — значит принимать, что Отец, Сын и Святой Дух — это не три свойства или силы, или явления, или действия одного и того же Божественного Лица, а три между собой различные Лица Божества.

Один и тот же Бог есть три по ипостасям и един по единости существа и естества. Признавая каждого из Троицы не за имя или образ, или проявление одного и того же Бога, а за три самостоятельных Лица. Поскольку каждое из них, обладая единым Божеским умом, волей и прочими свойствами, имеет свое особенное, личное свойство.

Видео об ипостасности Божественных лиц

Мнение об особенностях восприятия Святой Троицы и понимания ипостасности Божественных лиц в видео ниже.

Ипостась – это философский и религиозный термин

«Ипостась» – это греческое слово, которое впервые было использовано в первом веке до нашей эры мыслителем Посидонием. Оно означает «проявление», «сущность» или «основание». Латинский аналог этого слова – «субстанция». Первоначально его ввели для того, чтобы отличать феномен реального бытия от кажущегося. Но термин «ипостась» больше известен, как понятие религиозной философии, преимущественно христианской. В этой статье мы попытаемся разобраться с историей и значением этого слова.

Ипостась это

Греческая философия

Термин «ипостась» употреблялся у стоиков, когда они объясняли существование отдельных вещей. Так, когда Хрисипп говорил о том, что первоначальная материя, не имеющая качеств, превращается в элементы, то она объективируется. Говоря более конкретно, «гипостазируется».

Еще это слово можно встретить у перипатетиков. Что означал для них термин «ипостась»? Это синоним аристотелевской «первоначальной сущности». То есть некой основы, а не конкретных ее проявлений.

Неоплатоники же, в частности Порфирий, называли так два вида субстанций. Одни ипостаси, «совершенные», представляли собой некие божественные сущности. Они возникают в процессе эманации (излияния) Единого начала. Другие же ипостаси – несовершенные, низменные – это совокупность всех предметов нашего бытия. Таким образом, взгляды неоплатоников в этом отношении представляли собой смесь теорий стоиков и перипатетиков. Плотин называл так Благо, Разум и Душу.

Ипостась синоним

Патристика

В ранней христианской философии «ипостась» — понятие, скорее, аристотелевское. То есть оно пришло к религиозным мыслителям эпохи Римской империи как синоним «основания». Во времена Оригена, который широко употреблял его в своих трудах, не было четкого определения «ипостаси».

Но после многолетних споров о природе Христа, этот термин приобрел и неоплатоническое звучание. Им могли называть и общность и разницу между Лицами Троицы. Однако вскоре все изменилось. Дело в том, что после того, как на Вселенских Соборах было принято определение Троицы как одной сущности в разных ипостасях, стали разграничивать эти два термина.

Официальная христианская трактовка больше не признавала того, что «ипостась» может быть синонимом «сущности». Благодаря так называемому каппадокийскому кружку, куда входили Василий Великий, Григорий Нисский и другие известные теологи, последняя стала восприниматься как нечто общее, главное. «Ипостась» же обозначала единичную форму проявления основной субстанции, способ ее бытия. По-другому ее называли совокупностью акциденций (качеств).

Начиная приблизительно с четвертого века нашей эры, ипостасью именовали личину и даже маску.

В разных ипостасях

Вклад каппадоккийских богословов

Разграничив смысл понятий «сущность» и «личность», Василий Великий и Григорий Нисский тем самым провели водораздел между общим и особенным, природой и феноменом. Кроме того, они ввели термин, неизвестный в языческой философии.

Ипостась – это свойство каждого Лица Троицы. Оно для каждого из них особенное. А вот природа Бога – это то, что их объединяет. Так и каждая личность – она несводима к окружающему миру, и о ней нельзя говорить в категориях последнего.

Именно категория «ипостаси» доказывает, что Бог не является некой удаленной абстракцией, а имеет конкретное существование. Но человеческий разум не способен постигнуть Его личность. Он только может увидеть раскрытие единства Троицы, которая является одновременно Отцом, Сыном и Духом Святым. Эти ипостаси нераздельны, они – начало всего, и они сотворили мир.

Ипостась значение слова

Дальнейшие богословские споры о Троице

Эти дискуссии продолжились и в пятом-седьмом веках. В эту эпоху для становления ортодоксии необходимо было официально истолковать такое сложное понятие, как Богочеловеческая сущность Христа. Ипостась – это именно тот философский термин, который очень помог теологам в разрешении этой проблемы.

Богословы Максим Исповедник, Леонтий Византийский и некоторые другие предложили теорию, согласно которой в Христе соединились две природы. Таким образом, Он представлял собой сложную ипостась. Этот термин использовался и для толкования триединства. В основном это характерно для греческой патристики.

Остальные Лица Троицы тоже понимались как ипостаси божественного триединства. Они уподоблялись корню, плодам и стволу дерева.

Ипостась понятие

Схоластика

В средневековой западноевропейской философии вновь возродилась дискуссия о термине «ипостась». Синоним этого слова на латыни и далее звучал как «субстанция». Схоласты «реалисты» считали, что только сущность триединого Бога может быть названа истинной.

Мир идей, «универсальных категорий» не зависим от чувственных проявлений. Поэтому реальны только сущности. А ипостаси Бога – это только имена или же проявления Его могущества и силы.

Схоласты-номиналисты, наоборот, уверяли, что реальны именно конкретные вещи. Поэтому так можно назвать только ипостаси Бога. А Пьер Абеляр и Ионанн Росцеллин полагали, что природа Лиц Троицы едина, однако каждое из них имеет ее отдельно. Поэтому ипостаси Бога – это нечто вроде самостоятельных индивидов.

Переосмысление в современной культуре

Начиная с девятнадцатого века, в философии происходит реинтерпретация понятия «ипостась». Значение слова меняется при переходе из религиозной в культурологическую сферу. Русская философия Серебряного века в лице Флоренского, Булгакова, Лосского рассматривала термин «ипостась» как личностное начало, отличное от естественного, но связанного с последним.

Так доказывалась идея о том, что индивид – это не социальный атом, а бытие, имеющее свободу, отличную от природной необходимости.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется слово эпл на английском
  • Как пишется слово эпилог
  • Как пишется слово эпидемия или ипедемия
  • Как пишется слово эпидемиологической
  • Как пишется слово эпидемиологическая