Как пишется слово граверная шайба

Как узел надёжней и не будет раскручиваться с контр-гайкой или с гровером (пружинная шайба).

Контр-гайка, просто, фиксирует в заданном положении ниже стоящую гайку, создавая напряжение в резьбовом соединении между ними.

Этот процесс можно рассматривать как надёжное соединение двух гаек на одной резьбе.

Такое, часто, практикуется, когда надо выкрутить шпильку из своего места и нужна дополнительная площадь для захвата и предотвращения проворачивания (прокручивания).

Гайку контрят сильно, а затем за нижнюю выкручивают шпильку (иногда одной контр-гайки для этих целей может и не хватить, контрят двумя).

Узел не будет раскручиваться, только, с гровером, т.к. его функция состоит в том, чтобы создать натяжение (напряжение) во всём узле, а не в одной его части.

На мой взгляд не совсем верно сравнивать гровер и контр-гайку, они не конкуренты.

Например гроверную шайбу (пружинную) нельзя использовать если поверхность к которой она прилегает мягкая (алюминий к примеру), потому что стопорение гровера осуществляется за счёт её острых кромок что в свою очередь может привести к порче поверхности из мягких сплавов, или металлов.

В этом случае лучше контр-гайка, а не гровер.

Если болт работает на растяжение, то и в этом случае лучше контр-гайка, а не гровер.

Если соединение испытывает вибрационные, или механические нагрузки ударного характера, то лучше гровер, а не контр-гайка и.т.п.

То есть Вам надо определиться где, на каком узле используется, или гровер, или контр-гайка.

Гровер изготавливается из пружинной стали (как вариант, есть и другие), это прочный, но хрупкий материал.

Шайбу нельзя вытягивать многократно, если Ваше болтовое соединение периодически раскручивается, закручивается, то лучше установить контр-гайку.

Гровер устанавливается проще чем контр-гайка (тут нужны как минимум 2 ключа).

Хотя конечно, есть правила установки гровера,

Однозначного ответа, «что лучше» просто не может быть, практически всё зависит от того какую нагрузку испытывает соединение.

Если это некая металлическая конструкция, или расчётный проектируемый узел в котором использовались болтовые соединения, то надо придерживаться тех самых расчётов.

Если в соединении контр-гайка, значит её и используем, гровер, значит гровер, одно другим не заменяется.

Шайба пружинная, или как ее еще называют – гровер, нашла свое широкое применение во всех областях, особенно машиностроительной. Рассмотрим же более подробно особенности ее конструкции, требования к качеству, производство, а также ситуации, в которых без нее не обойтись и, наоборот, когда применение такого крепежного элемента недопустимо.

Пружинная шайба – знакомимся с назначением изделия

Начнем с истории, тем более, что она не уходит своими корнями слишком далеко. Все началось в конце XIX века, когда стремительное развитие машиностроения потребовало новых, более качественных резьбовых соединений. Ведь стандартные виды гаек и болтов попросту не могли выдержать всех нагрузок, колебаний и вибраций, приходящихся на подвижные части узлов и механизмов. Причем последствия несли самый различный характер, в результате ослабления или даже развинчивания крепежных элементов значительно снижалась прочность соединений, возникали усталостные разрушения.

Однако заменить данный вид крепления на клепанные тоже не было выходом из положения. Во-первых, не всегда их удобно применить, что в значительной степени тормозило прогресс и разработку новых элементов. Во-вторых, даже если это и получалось где-то, то впоследствии возникали сложности с техническим обслуживанием таких механизмов. В общем, потребовалось принципиально новое резьбовое соединение, которое сможет выдерживать ударные нагрузки и выполнять роль, так сказать, стопора, чем и стала гроверная шайба.

Как известно, все самое гениальное представляет собой невероятно простые вещи, это правило относится и к такому изделию. Данная шайба имеет вид одного витка пружины, откуда, собственно говоря, и пошло название. При этом работает она безотказно, благодаря тому, что ее зазор расходится в направлении, противоположном вращению гайки,что препятствует ее отвинчиванию. Таким образом, при прямом ходе крепежный узел движется без препятствий. Однако вращению в противоположном направлении препятствует кромка гровера, которая как бы впивается в металл и обеспечивает стопорение гайки.

Шайба-гровер – производство и материалы

Пружинная шайба-гровер (ГОСТ 6402-70) должна соответствовать требованиям, которые описаны в вышеуказанной документации. Итак, в основном изготавливаются эти элементы из стали, однако допускается также бронза и иные цветные металлы, но о них более подробно поговорим немного ниже. Твердость стальных изделий колеблется в пределах от 40 до 48 HRC (единицы измерения методом Роквелла в рамках шкалы С). В случае, если материалом выступает Ст 70, то этот параметр может достичь 50 HRC, а гровера из бронзы должны иметь твердость не менее 90 HRC.

Недопустимым браком считается наличие заусенцев, окалин, трещин, а также очагов коррозии. Допустимыми являются следы неотделимой окалины и мелкие дефекты в плоскости среза, которые не влияют ни на размеры, ни на прочностные характеристики изделия. Также не считается браком и трапециевидность сечения, но только в случае если она не выходит за пределы допустимой высоты. Также проводят испытания таких шайб. После трехкратного сжатия таким образом, чтобы расходящиеся концы сошлись и образовалась плоская поверхность, и дальнейшей выдержки в течение суток в этом состоянии высота разводов концов должна составлять не менее 1,65 части от толщины детали. Безусловно, изделия не должны ломаться и трескаться.

Ознакомившись с требованиями, предъявляемыми к данному типу крепежей, рассмотрим некоторые особенности их производства. Конечно же, все параметры, которым должна соответствовать шайба-гровер – размеры, прочность, допустимые и недопустимые дефекты, материал, а также вид покрытия – указаны в технической документации, таковой являются ГОСТ или DIN. Еще стоит отметить, что существует четыре типа таких шайб: нормальные (Н), тяжелые (Т), особо тяжелые (ОТ) и легкие (Л). Первые три вида имеют поперечное сечение в форме квадрата, последние же – прямоугольника.

В качестве материала очень часто используется пружинная сталь, а затем деталь подвергают термической обработке, благодаря которой снимаются внутренние напряжения в сплаве, увеличиваются его прочностные характеристики, а также стойкость к внешним воздействиям. Кроме того, снижается хрупкость, а ведь это все невероятно важно, особенно учитывая назначение данных деталей. Но достижение необходимых свойств обеспечивается не только комплексом мероприятий по термообработке. Еще на данный вид шайб может наноситься специальное защитное покрытие (хромирование или же гальваническое цинкование). Правда, это необязательно, так что выпускаются гровера и без покрытия.

Цинкование и хромирование прежде всего обеспечивают надежную защиту от коррозии.

Гальваническое цинкование осуществляется путем электрохимического осаждения частиц цинка на поверхность детали, которую предварительно помещают в электролит. В результате образуется слой толщиной, не превышающей 25 мкм, а шайба приобретает голубой, белый либо же радужный оттенок. Следующий способ защиты изделия от коррозии – желтое хромирование, при котором поверхность насыщают хромом. При этом еще повышаются износостойкость шайб и твердость.

Применение пружинных шайб и особенности эксплуатации

Такие крепежные элементы нашли свое широкое применение в автомобилестроении, строительстве, машиностроительной и промышленной отрасли, а также во многих иных областях. Вообще, трудно представить себе сферу, в которой бы не использовалась эта шайба особого назначения. Такие изделия являются незаменимой частью многих узлов и механизмов, особенно если последние испытывают ударные и вибрационные нагрузки, способствующие раскручиванию болтовых соединений. А ведь довольно часто именно на эти места крепления возлагается весьма ответственная миссия, поэтому даже их ослабление, не то, что уж полное развинчивание, может привести к очень опасным последствиям.

Итак, применение пружинных шайб весьма распространено, но рассмотрим еще и случаи, когда не стоит отдавать предпочтение данному типу крепежа. Как уже было сказано, эффект стопорения гайки осуществляется за счет острых кромок гровера, которые после затяжки кольца как бы врезаются в опорные поверхности. Таким образом, если последние имеют недостаточно высокую твердость, тогда врезание слишком выражено. Поэтому применение гровера в сочетании с мягкими металлами и сплавами, например, магниевыми, алюминиевыми и прочими недопустимо, так как в результате поверхность изделия будет испорчена.

Что же насчет его расположения, так здесь нет никакой принципиальной разницы, будет он установлен под шляпкой болта или же под гайкой. Можно даже использовать два элемента одновременно, и тогда эффект усилится в два раза. Особенностью данного крепежа является то, что чем больше сечение кольца по ширине и высоте, тем выше показатели развиваемой упругой силы, однако такие изменения ничуть не влияют на значение упругой деформации. Кроме того, сила затяжки распределяется неравномерно по всей окружности, ее пики приходятся на участок, где расположены храповые зубчики.

Шайба (деталь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шайба. Различные типы шайб Шайба (от нем. Scheibe) кре … Википедия

Шайба (машиностроение) — Различные типы шайб Шайба (от нем. Scheibe) деталь, подкладываемая под гайку или головку болта (винта) с целью создания большей опорной площади, уменьшения повреждений поверхности детали, а также предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали … Википедия

Шайба (деталь машины) — Различные типы шайб Шайба (от нем. Scheibe) деталь, подкладываемая под гайку или головку болта (винта) с целью создания большей опорной площади, уменьшения повреждений поверхности детали, а также предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали … Википедия

Шайба (метизы) — Различные типы шайб Шайба (от нем. Scheibe) деталь, подкладываемая под гайку или головку болта (винта) с целью создания большей опорной площади, уменьшения повреждений поверхности детали, а также предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали … Википедия

ГРОВЕРА ШАЙБА — пружинящее с разрезом кольцо, надеваемое на путевой болт. Г. ш. помещается между накладкой и гайкой для смягчения резких ударов, передаваемых накладками на болты, н для сохранения своей упругостью натяжения болтов. Изготовляется из стали большой… … Технический железнодорожный словарь

ШАЙБА — (нем. Scheibe) в машиностроении подкладка под гайку или головку болта в виде плоского кольца. Ш. защищает поверхность детали при затягивании гайки и увеличивает опорную поверхность. Для предупреждения самоотвин чивания гаек применяют разрезные… … Большой энциклопедический политехнический словарь

пружинная шайба — Ндп. шайба Гровера Разрезная круглая шайба, концы которой расположены в разных плоскостях, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий при ее упругой деформации под нагрузкой [ГОСТ 27017 86] Недопустимые, нерекомендуемые шайба… … Справочник технического переводчика

пружинная разрезная шайба — шайба Гровера — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы шайба Гровера EN lock washer … Справочник технического переводчика

Пружинная шайба — Различные типы шайб Шайба (от нем. Scheibe) деталь, подкладываемая под гайку или головку болта (винта) с целью создания большей опорной площади, уменьшения повреждений поверхности детали, а также предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали … Википедия

ПРУЖИННАЯ ШАЙБА — 2.27. ПРУЖИННАЯ ШАЙБА Ндп. Шайба Гровера Разрезная круглая шайба, концы которой расположены в разных плоскостях, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий при ее упругой деформации под нагрузкой ГОСТ 27017 Источник: РМ 4 239… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Что такое граверная шайба, для чего нужна? Это пружинная неплоская шайба, которая предотвращает раскручивание резьбовых соединений. В конце 19-го века с развитием промышленности стало появляться много механизмов различного назначения с подвижными частями. Как следствие, возникала вибрация, и резьбовые соединения постепенно раскручивались, это было серьёзной проблемой. Тогда и появилось крепёжное изделие, названное граверной или гроверной шайбой по фамилии её изобретателя — Джона Гровера. Граверная шайба (ГОСТ 6402), как правило, изготавливается из пружинной стали, алюминия, реже — бронзы, иногда производится жёлтое хромирование, которое повышает твёрдость и износостойкость изделия.

ГОСТ граверной шайбы

Шайба имеет вид кольца с небольшим поперечным разрезом, выполненным под углом в 70 градусов.

Принцип действия граверной шайбы

Когда производится затягивание резьбового соединения, края граверной шайбы, расположенной между гайкой и подсоединяемой деталью, плотно прижимаются к месту соединения и при вибрациях не дают ему развинтиться. Это обеспечивается за счёт того, что торцы изделия расположены в разных плоскостях, шайба как бы «впивается» в металл с резьбой. Для увеличения прижимного эффекта в ряде случаев используют две шайбы, прижатые друг к другу.

Имеется ограничение применения этого изделия. Его можно использовать только в механизмах с правосторонней резьбой. По размеру граверная шайба должна точно подходить к соединяемым гайке и деталью с наружной резьбой.

Граверная шайба - ГОСТ и чертеж. Гравировка в Москве.

Разновидности гроверных шайб

Описав, что такое граверная шайба, необходимо перечислить варианты её исполнения. Поперечное сечение может быть квадратным или прямоугольным. Существуют шайбы с загнутыми наружу краями. Их изготавливать труднее, но такая конструкция может выдерживать более высокие нагрузки, применяться в тяжёлой промышленности.

Гравёрная шайба по ГОСТ 6402 может быть одним из четырёх видов — лёгкой, нормальной, тяжёлой или особо тяжёлой. Основные их отличия связаны с разными размерами поперечного сечения изделия. Чем этот размер больше, тем выше значение силы, которая требуется для упругой деформации гроверной шайбы. Согласно этому же ГОСТ, твёрдость шайб из стали должна находиться в диапазоне от 40 до 48 HRC, а изделий из бронзы — 90 HRB или выше.

Выбирая гроверные шайбы, необходимо учитывать следующие параметры:

1. Толщину изделия;

2. Размер зазора между между торцевыми поверхностями. Он должен быть не больше толщины шайбы, умноженной на 0,7;

3. Диаметр болта, винта, шпильки или другой детали с наружной резьбой, на которую будет крепиться шайба.

какой размер у граверной шайбы

Преимущества и недостатки

1. Возможность получения крепкого резьбового соединения, устойчивого к вибрациям;

2. Высокая прочность и износоустойчивость шайб;

3. Небольшие масса и размер;

4. Очень низкая цена даже по сравнению с другими крепёжными элементами;

5. Простота использования;

6. Устойчивость к воздействию влаги благодаря наличию антикоррозионного (как правило, оцинкованного) покрытия;

7. Универсальность применения.

Недостатков у этого изделия немного. Основные из них следующие:

1. Если на граверную шайбу имеются очень высокие нагрузки, со временем она становится плоской и натяжная сила существенно уменьшается;

2. Вторичное применение практически невозможно из-за наличия остаточной деформации;

3. Если применять болты или винты из мягких металлов, края шайбы могут повредить резьбу.

Применение граверной шайбы

Пружинные граверные шайбы широко применяются в автомобильной отрасли, машино — и приборостроении, в различных производственных сферах, во время проведения строительных работ. Они практически незаменимы в ситуациях, когда узлы, детали и механизмы испытывают постоянную и сильную вибрацию, ударное воздействие. Амортизирую это воздействие, шайба значительно повышает срок службы оборудования, предотвращает поломку важных его узлов из-за раскручивания резьбовых соединений. Так как именно эти зоны испытывают наибольшие нагрузки и являются одними из самых важных при работе агрегатов, применение пружинных шайб позволяет предотвратить дорогостоящий ремонт и сэкономить денежные средства, вложенные в дорогостоящее оборудование.

У этого термина существуют и другие значения, см. Пружинная шайба.

Пружинная шайба (гровер)

Пружинная шайба (гровер)

Пружинные шайбы с разными покрытиями и пружинная шайба на винте

Пружинные шайбы с разными покрытиями и пружинная шайба на винте

Шайба пружинная в сборе:  1 — винт;  2 — гайка;  3 — пружинная шайба

Шайба пружинная в сборе:
1 — винт;
2 — гайка;
3 — пружинная шайба

Пружинная шайба[1] по ГОСТ 6402[2] (также шайба Гровера или гровер) — разрезная круглая шайба, концы которой расположены в разных плоскостях, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепёжных изделий при её упругой деформации под нагрузкой[1].

Пружинная шайба изготавливается из пружинной (закалённой или нержавеющей) стали в форме разрезанного кольца (левой спирали). В качестве материалов также применяются бронза, алюминий, монель-металл[3].

Согласно ГОСТу 27017, названия «шайба Гровера», «гровер», «гроверка» — являются недопустимыми синонимами термина «пружинная шайба» и не должны применяться во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности[1].

История

Изобретателем пружинной шайбы является Джон Гровер  (англ.) (рус.[4], так же являвшийся основателем компании «Grover & Co., Ltd»[5].

Действие

При затягивании соединения острые края пружинной шайбы, помещённые между соединяемой деталью и гайкой (или головкой винта), врезаются в плоские поверхности соединения и в дальнейшем препятствуют развинчиванию соединения от вибраций. Этот механизм действия делает данный тип шайб неэффективным в случае левосторонней резьбы или очень твёрдых поверхностей.

Эффективность и надёжность действия пружинных шайб были поставлены под сомнение в конце XX века[6]. Сообщество автомобильных инженеров с 1969 года не рекомендует их для критических соединений: так европейский (немецкий) стандарт DIN 127, описывающий пружинные шайбы, был отозван в 2003 году[7], поскольку такие шайбы образуют слишком «жесткую» пружину для предполагаемой цели (слишком крутая характеристика пружины) и стопорящее действие такой шайбы составляет, например для винтов класса прочности 8.8, уже 5 % от номинального усилия предварительного натяга в сборке, и действует только как обыкновенная плоская шайба[8]. Имеющаяся небольшая часть фрикционности соединения также уменьшается при ослаблении, развинчивании и (или) установке соединяемых частей, и быстро становятся еще меньше так, что существенного фиксирующего эффекта не имеет.

Стандартизация

Межгосударственные стандарты

Согласно ГОСТу 6402—70, пружинные шайбы могут изготавливаться четырёх типов[9]:

  • Н — нормальные с квадратным поперечным сечением;
  • Т — тяжёлые с квадратным поперечным сечением;
  • ОТ — особо тяжёлые с квадратным поперечным сечением;
  • Л — лёгкие с прямоугольным поперечным сечением.

Отличие типов состоит в размерах поперечного сечения шайбы и величине силы, необходимой для её упругой деформации.

Шайбы могут изготавливаться из проволоки (марок 65Г, 70, 30Х13 по ГОСТ 11850-72); также возможно изготовление из бронзы (марки БрКМц 3-1 по ГОСТ 18175—78) или других цветных сплавов. Твёрдость стальных шайб должна быть 40—48 HRC, бронзовых — не менее 90 HRB.

ГОСТ 19115—91[10] описывает вариант[источник не указан 1198 дней] пружинных шайб — «шайбы пружинные путевые».

Стандарты ЕС

Пружинные шайбы на территории ЕС стандартизированы DIN 127.

В 1960-е годы выяснилась низкая эффективность этой шайбы, и были приняты другие стандарты, например, DIN 128 (изогнутая и волнистая формы). Эти и другие стандарты DIN были отозваны, так как классические пружинные шайбы плохо работают с болтами и гайками из твёрдой стали. На начало XXI века, единственный оставшийся действующим стандарт на пружинные шайбы — это стандарт DIN 6796 (пружинная тарельчатая шайба)[7].

Примечания

  1. 1 2 3 ГОСТ 27017—86 Изделия крепежные. Термины и определения (с Изменением № 1).
  2. Владимир Фещенко. Справочник конструктора. Книга 1. Машины и механизмы. Москва-Вологда, Инфра-Инженерия, 2019. С. 189.
  3. McMaster-Carr catalog (англ.) 3217–3218. McMaster-Carr. Дата обращения: 25 ноября 2010. Архивировано 14 декабря 2019 года.
  4. Суперанская А. В. Заимствование слов и практическая транскрипция. (Предварительные публикации/ Акад. наук СССР. Ин-т языкознания. Сектор структурной и прикладной лингвистики). — М., 1962. — 48 с.
  5. The Works and Products of Grover & Co., Ltd. (англ.) // Cassier’s Engineering Monthly, Volume 48, 1915. С. 126.
  6. Fastener Design Manual (PDF). NASA.gov. NASA. Дата обращения: 10 октября 2017. Архивировано 29 октября 2013 года.
  7. 1 2 WÜRTH Industrie Service. FASTENERS: Differences between DIN — EN — ISO standards Архивная копия от 23 января 2022 на Wayback Machine (англ.). С. 26.
  8. Vgl. Hubert Hinzen, Maschinenelemente 1, Oldenbourg Wissenschaftsverlag, 2007, ISBN 3-486-58081-7, S. 370
  9. ГОСТ 6402—70. Шайбы пружинные. Технические условия (с Изменениями № 2, 3).
  10. ГОСТ 19115—91 Архивная копия от 20 сентября 2017 на Wayback Machine.

Литература

  • ГОСТ 6402—70 Шайбы пружинные. Технические условия (с Изменениями N 2, 3)
  • DIN 127—1987 Шайбы пружинные с квадратным торцом или заточенные (немецкий стандарт)
  • NASM 35338 Стопорные шайбы, железные или стальные (военный стандарт США)
  • ASME B18.21.1 Шайбы пружинные (стандарт США)
  • Гровер // Робин Джеймсон. Большая энциклопедия мастера золотые руки. Litres, 2017. С. 35.
  • Heinz M. Hiersig: Lexikon Maschinenbau. VDI Verlag, Düsseldorf 1995, ISBN 3-18-401372-3.
  • Otto Richter, Richard von Voss: Bauelemente der Feinmechanik. VDI-Verlag, 1938.
  • Ottomar Fratschner: Maschinenelemente. Verlag W. Girardet, 1961.


Эта страница в последний раз была отредактирована 2 марта 2023 в 01:58.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Что такое граверная шайба, для чего нужна

? Это пружинная неплоская шайба, которая предотвращает раскручивание резьбовых соединений. В конце 19-го века с развитием промышленности стало появляться много механизмов различного назначения с подвижными частями. Как следствие, возникала вибрация, и резьбовые соединения постепенно раскручивались, это было серьёзной проблемой. Тогда и появилось крепёжное изделие, названное граверной или
гроверной шайбой
по фамилии её изобретателя — Джона Гровера.
Граверная шайба (ГОСТ 6402)
, как правило, изготавливается из пружинной стали, алюминия, реже — бронзы, иногда производится жёлтое хромирование, которое повышает твёрдость и износостойкость изделия.

Шайба имеет вид кольца с небольшим поперечным разрезом, выполненным под углом в 70 градусов.

История появления шайбы гровер

Шайба Гровера появилась в конце XIX века при бурном расцвете многих отраслей промышленности, особенно приборостроения и машиностроения. Это повлияло на потребность в более качественных резьбовых соединениях.

Обычный крепёж (гайки, болты) не мог справиться с нагрузками, которые появились в результате технического прогресса. В итоге прочность соединений крепёжных деталей значительно снижалась и приводила к неожиданным действиям.

Использование клёпаных соединений не стало выходом из существующей ситуации. Они не всегда были удобны в использовании, а если удавалось их применить, то впоследствии возникали трудности при обслуживании. Требовался крепёж, сдерживающий ударные нагрузки и выполняющие роль стопора.

Такими свойствами стала обладать шайба гровер, названная по имени изобретателя Д. Гровера. Как она выглядит, можно увидеть на фото гровера.

Область применения зубчатых шайб

Главное назначение зубчатой шайбы — противодействие силам, направленным на раскручивание резьбового соединения. Чтобы обеспечить такое сопротивление, необходимо:

  • увеличить площадь детали, чтобы возросшим трением покоя удержать гайку или винт от раскручивания;
  • ввести в конструкцию элементы, препятствующие раскручиванию.

применение шайбы зубчатой

Плоская зубчатая шайба соответствует обоим условиям. Она имеет большую, чем обычные варианты, площадь контакта, что увеличивает силу трения. Плоскости зубьев детали развёрнуты по типу лопастей воздушного винта так, чтобы создавать дополнительное сопротивление силе откручивания правого винта (преобладающий вариант резьбового соединения в технике).

Кроме указанных функций, можно отметить ещё одну — увеличенный диаметр изделий. Он уменьшает удельное давление на материал под ней, что снижает вероятность его повреждения.

Чтобы зубья не разгибались при первичном закручивании, а также за весь период эксплуатации, материалом для их изготовления должны служить пружинящие металлы и сплавы. Согласно действующим стандартам, шайбы должны изготавливаться из стали 65Г или из бронзы Бр КМц 3-1. Оба материала отличаются выраженными пружинными свойствами.

Сталь может быть без покрытия, с цинковым или кадмиевым слоем, а бронза — без покрытия или со слоем никеля. Толщина покрытия во всех случаях одинакова — 6 мкм. По стандартам DIN, материалами для изготовления зубчатых шайб могут служить пружинная сталь, бронза, нержавеющая сталь А2 и кислотостойкая А4.

Зубчатые шайбы первых трёх видов относятся к недорогим метизам, предотвращающим самораскручивание резьбовых соединений, они активно используются в технике. Если пружинящие свойства зубьев не вызывают сомнений, то эти детали можно использовать многократно.

Основные сферы применения зубчатых плоских и выпуклых шайб — машиностроение, станкостроение, авиастроение, космическая техника, мебельные и домостроительные предприятия, автомобильные заводы и компании, выпускающие двигатели.

Принцип работы шайбы

На вид она выглядит очень просто, представляя собой разрезанный диск с разведёнными концами, которые находятся в разной плоскости. Такая форма шайбы подходит для предотвращения самопроизвольного откручивания другого крепежа за счёт упругой деформации, формирующейся под нагрузкой.

Например, когда подкладывается гровер под гайку, она пытается двигаться в обратную сторону, но кромка шайбы упирается в корпус и обеспечивает неподвижность крепежа. Таков принцип работы гроверов.

Шайба — особенности крепежной детали

Шайба представляет собой крепежный элемент со сквозным отверстием, который в соединении располагается под головкой болта. Предназначение изделия — предотвратить самоотвинчивание болта, а также увеличить площадь опорной поверхности в крепежном соединении. Размеры детали должны соответствовать диаметральным размерам болта. Наиболее востребованы плоские шайбы стандартных типоразмеров, менее востребованы изделия с увеличенной высотой и со специфической геометрией.

Основной материал для производства шайб это листовая углеродистая сталь. Острые грани шайбы должны быть сбиты в процессе производства, это один из признаков качественного изделия. Нестандартные шайбы можно изготавливать с помощью верстака и слесарных инструментов, однако такой метод отличается высокими трудозатратами. Стандартные детали выпускают на прессовых машинах. Одна из технологий, которая обеспечивает достойное качество крепежа при массовом выпуске — объемная холодная штамповка. Преимущество метода состоит в том, что на одном станке можно изготовить изделия разных типоразмеров.

Соответствие шайбы ГОСТ 6402

Изготавливают гровер, как указано в ГОСТе (пружинная сталь 65Г), с последующей термообработкой. Это снижает внутреннее напряжение металла, увеличивает его прочность и противостояние к внешним воздействиям, а также снижает хрупкость изделия.

Шайбы Гровера могут выпускаться с покрытием или без него. Нанесённое покрытие улучшает антикоррозионные свойства, а хромовое покрытие ещё придаёт большей твердости шайбе и увеличивает срок службы.

Гровер диск выпускается в четырёх видах: лёгкие, нормальные, тяжёлые и особо тяжёлые. ГОСТ описывает все показатели, которыми должны обладать пружинные шайбы, а также представлена таблица размеров шайбы-гровера. На вид диска влияет профиль катанки.

Острая кромка диска также останавливает самопроизвольное отвинчивание за счёт упора в металл, поэтому, когда необходимо отвинтить крепёж, на гайке обычно остаются механические повреждения (царапины) от острой кромки как от резчика.

Второй раз использовать диск в сборке с крепежом не рекомендуется, и, когда эта рекомендация игнорируется, то крепёж откручивается в самый не подходящий момент.

Какие требования должны соблюдаться при создании стопорных шайб?

Если придерживаться ГОСТа, то твёрдость всех изделий этого вида должна составлять от 41,5 HRB до 49,5. Если детали изготовлены из бронзового материала, то показатели твёрдости должны возрасти в два раза и быть минимум 90 HRB. Если в производстве крепёжных элементов была использована 70-я марка стали, то показатель прочности может быть немного увеличен.

Кромка, в том месте, где находится срез, в обязательном порядке должна быть заострена. Вся поверхность изделия должна быть идеально ровной, на ней не должно быть никаких микротрещин и признаков коррозии. Также обязательно проверяется, нет ли на поверхности окалин или заусениц. В то месте где располагается срез, допустимы небольшие огрехи, только лишь потому, что это место никак не повлияет на качество функциональности шайбы. Но есть условие, что недочёты не делают саму деталь размером, который превышает норматив. Срезы на концах шайбы должны быть плоскими. Толщина изделия вымеряется по наивысшей точке высоты детали.

В том случае если на изделия нанесение металлического покрытия выполняется катодным восстановлением, они обязательно должны пройти обеззараживание. Детали проверяются на качество таким образом: готовая шайба трижды подвергается сжатию до абсолютно плоского состояния и находится в таком положении 24 часа. Затем вымеряется высота от одного разведённого конца до другого. Она должна быть не больше 1/6 от самой толщины изделия. На поверхности детали ни в коем случае не должно появиться никаких трещин и уж тем более она не должна сломаться, когда её концы загнуты под углом в 45 градусов.

Каждая готовая партия продукции перед поступлением в продажу проходит проверку внешних показателей. Для этого отбирается произвольное количество деталей и проверяется их размер, вязкость, твёрдость пружинистость, а также проверяется покрытие на уровень качества. Для этого они тщательно рассматриваются через лупу с трёхкратным увеличением.

Для проверки параметров используется штангенциркуль или инструмент для измерения, который установлен ГОСТом. Твёрдость шайб определяется теми же критериями. Для того чтобы проверить показатели вязкости один из концов шайбы зажимается в тиски, а другой, с помощью разводного ключа, загибается для увеличения размера зазора, расположенного между концами. Для того чтобы проверка считалась пройденной, измеряется расстояние между губами тисков и ключом, если оно составляет половину диаметра шайбы, то деталь может использоваться в работах.

Определить пружинистость помогает сжатие её до плоского состояния, эта процедура проделывается три раза. Также этот показатель может определяться другим способом: на болт, длинного размера, надевается около 10–15 шайб, а сверху на них накручивается гайка, прижимая изделия, друг к другу. В таком положении они должны находиться сутки, после этого проверяется насколько плотно зафиксированы детали.

Отношение к шайбе гровер за рубежом

Пружинная шайба гровер может иметь разновидности (пружина из двух витков, диск с насечкой, например, как пружина из двух витков, как шайба с насечкой). Несмотря на важность в обеспечении безопасности в собранном крепеже, пружинные диски имеют недостатки, которые вызывают сомнения в их эффективности.

Например, в Германии ограничили использование гроверов до определённого параметра прочности для крепежа и назначили переходный период, после которого должны полностью отказаться от их использования.

Это отношение к пружинным дискам в качестве стопорных элементов поддержало NASA в конце прошлого века. К такому заключению это агентство подошло после выхода статьи о шайбе Гровера, где сделан вывод, что диск имеет эффект стопара только в момент стягивания. Когда оказывается зажатой со всех сторон, то превращается в обыкновенный плоский диск без выполнения стопорных функций.

Откуда взялось название «гровер»?

Существуют две основные версии того, почему шайба пружинная гровер так называется. Согласно первой, оказалось увековеченным имя изобретателя. В пользу такого предположения говорит тот факт, что вплоть до начала пятидесятых годов слово «Гровер» в советской технической документации писалось с большой буквы. После того как в СССР началась кампания борьбы с иностранными словами, по мнению тогдашних лингвистов, только засорявших «великий и могучий», транзисторы стали называть триодами, резисторы — сопротивлениями, а шайба-гровер была переименована в пружинную, или в крайнем случае рекомендовалось писать этот термин с маленькой буквы.

Окончательный вывод

Такие противоречивые мнения наводят на мысль нужна ли такая деталь в крепеже? По результатам анализов можно сделать следующий вывод. Пружинная шайба выполняет свои стопарные функции, имеет преимущества перед другими упругими шайбами из-за своей дешевизны.

Напрашивается вывод: если шайба гровер более дешёвая в сравнении с другими, но обладает стопорными свойствами, технологична при производстве, то зачем от неё отказываться?

  • Что такое такелажная скоба? Стандарты размеров, современные виды, правила и особенности выбора

  • Что такое фундаментный болт? Советы по выбору размера, особенности применения, маркировка и классификация крепежных изделий

Пусть она не попала в каталог лучших товаров, но далеко не всегда необходимо применять дорогостоящие материалы, если вибрационные нагрузки имеют единичные случаи.

Разновидности, материал и методы изготовления

Рассматриваемое изделие производится с учетом стандартов, которые установлены в ГОСТ 6402-70. В нем указано то, какие материалы и методы должны применяться. Среди особенностей выбора металла отметим следующие моменты:

  1. Допускается применения стали, а также бронзы и некоторых других цветных сплавов.
  2. Твердость должна варьировать в пределе от 40 до 48 HRC в случае применения распространенных марок сталей. В случае использования бронзы значение составляет не менее 90 HRC. От типа применяемого материала во многом зависит вес и некоторые другие показатели.
  3. При производстве могут применяться различные методы, однако не допускается появление трещин, окалин, заусенец и иных дефектов. В некоторых случаях допустимы только мелкие дефекты, которые не отражаются на эксплуатационных характеристиках изделия.
  4. Для выявления основных качеств плоская шайба подвергается различным тестам.

Часто встречается ситуация, когда при изготовлении пружинной шайбы проводится применение специальной пружинной стали, обладающей особыми эксплуатационными характеристиками.

Для достижения требуемых свойств проводится термическая обработка, за счет которой повышается твердость и снижается хрупкость.

ГРОВЕРА ШАЙБА

ГРОВЕРА ШАЙБА
ГРОВЕРА ШАЙБА

пружинящее с разрезом кольцо, надеваемое на путевой болт. Г. ш. помещается между накладкой и гайкой для смягчения резких ударов, передаваемых накладками на болты, н для сохранения своей упругостью натяжения болтов. Изготовляется из стали большой твердости и обрабатывается термически. Наружная поверхность шайб д. б. чистой, без каких-либо пороков. Для путевых болтов ж. д. СССР применяются шайбы двух типов с поперечным сечением 6 х 6 и 7 х 7 мм.

Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство.

1941.

.

Смотреть что такое «ГРОВЕРА ШАЙБА» в других словарях:

  • Шайба Гровера — Различные типы шайб Шайба (от нем. Scheibe)  деталь, подкладываемая под гайку или головку болта (винта) с целью создания большей опорной площади, уменьшения повреждений поверхности детали, а также предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали …   Википедия

  • Шайба (деталь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шайба. Различные типы шайб Шайба (от нем. Scheibe)  кре …   Википедия

  • Шайба (машиностроение) — Различные типы шайб Шайба (от нем. Scheibe)  деталь, подкладываемая под гайку или головку болта (винта) с целью создания большей опорной площади, уменьшения повреждений поверхности детали, а также предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали …   Википедия

  • Шайба (деталь машины) — Различные типы шайб Шайба (от нем. Scheibe)  деталь, подкладываемая под гайку или головку болта (винта) с целью создания большей опорной площади, уменьшения повреждений поверхности детали, а также предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали …   Википедия

  • Шайба (метизы) — Различные типы шайб Шайба (от нем. Scheibe)  деталь, подкладываемая под гайку или головку болта (винта) с целью создания большей опорной площади, уменьшения повреждений поверхности детали, а также предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали …   Википедия

  • ШАЙБА — (нем. Scheibe) в машиностроении подкладка под гайку или головку болта в виде плоского кольца. Ш. защищает поверхность детали при затягивании гайки и увеличивает опорную поверхность. Для предупреждения самоотвин чивания гаек применяют разрезные… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • пружинная шайба — Ндп. шайба Гровера Разрезная круглая шайба, концы которой расположены в разных плоскостях, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий при ее упругой деформации под нагрузкой [ГОСТ 27017 86] Недопустимые, нерекомендуемые шайба… …   Справочник технического переводчика

  • пружинная разрезная шайба — шайба Гровера — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы шайба Гровера EN lock washer …   Справочник технического переводчика

  • Пружинная шайба — Различные типы шайб Шайба (от нем. Scheibe)  деталь, подкладываемая под гайку или головку болта (винта) с целью создания большей опорной площади, уменьшения повреждений поверхности детали, а также предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали …   Википедия

  • ПРУЖИННАЯ ШАЙБА — 2.27. ПРУЖИННАЯ ШАЙБА Ндп. Шайба Гровера Разрезная круглая шайба, концы которой расположены в разных плоскостях, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий при ее упругой деформации под нагрузкой ГОСТ 27017 Источник: РМ 4 239… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Гровер или гравер

Шайба Гровера: для чего создавалась и в чем эффект применения

Ко времени изобретения шайбы Гровера в мире начался стремительный рост числа механизмов с движущимися частями. В результате этого движения возникали вибрации, приводящие к раскрутке резьбовых соединений, влекущие за собой не только выход из строя узлов механизма, но и неисправимые поломки дорогостоящих конструкций. Изобретенная Гровером шайба, стала революционной в технике.

Ее часто называют пружинной, хотя это же определение можно присвоить и другим метизам. Но в те времена, имея двойную изогнутость и острый угол поднимающегося витка усеченной пружины, она:

  • радикально увеличивала силы трения между витками в резьбовом соединении, за счет увеличения их прижима друг к другу;
  • препятствовала раскручиванию соединения за счет шипа разреза.

Со временем конструктив пружинной шайбы гровера в угоду простоте массового производства значительно упростился, но определенные требования обрели признаки классичности.

Пружинная шайба гровер — материалы для изготовления

В основном гровер изготавливается из углеродистой пружинной стали и подвергается закалке. Для нормального взаимодействия с материалом металлических изделий, которыми осуществляется крепеж, шайба должна быть тверже их, чтобы «вгрызаясь» в их металл при раскручивании, препятствовать ему.

Существуют гроверы, изготовленные из алюминия, бронзы, латуни и даже меди, для метизов из соответствующего металла. Стальные же могут подвергаться воронению (чернению), хромированию, анодированию (создание окисной пленки) и прочее.

Также иногда горизонтальным плоскостям шайб гровера придают определенную шероховатость для увеличения сил трения между поверхностями соединяемых деталей. Пример этому — кованый железнодорожный гровер, называемый путевой шайбой.

А двухвитковые пружинные шайбы, используемые в клеммных болтах, которые служат для крепления рельс, имеют еще более резко выраженный эффект сопротивления раскручиванию.

Это происходит благодаря тому, что, в отличие от гровера, они не превращаются в плоскую деталь после окончательной сборки.

Применение и варианты исполнения шайбы гровера

Вообще, чаще всего гровер присутствует в болтовых соединениях. Но еще чаще вместе с обычной цилиндрической шайбой, которая за счет увеличенной площади контакта дополнительно препятствует рассоединению винтовой пары.

Сегодня существуют 2 варианта исполнения гровера.

Второй — более сложный в производстве, но является все же более надежным, выдерживающим большие динамические и разнонаправленные нагрузки.

Большинство винтовых соединений имеют правую навивку, т.е. вкручиваются или накручиваются по часовой стрелке, а при визуальном осмотре их витки поднимаются вправо. Гроверы для таких метизов имеют подъем витка также по часовой стрелке. Но некоторая часть крепежа изготавливается с левой резьбой. Она применяется для крепления вращающихся частей механизма, которые во время этого вращения могут спровоцировать одновременное выкручивание крепежа.

При использовании обратной резьбы она будет стремиться к затяжке при вращении. Так, например, разные направления резьбы на гайках ступиц колес автомобилей с разных его сторон. Можете себе представить последствия самопроизвольной разборки такого соединения? Вот и гроверы для левой резьбы имеют при визуальном осмотре подъем витка против часовой стрелки.

Будьте внимательны при установке пружинной шайбы гровера и применяйте ее в соответствии с направлением резьбы.

Недостатки шайбы гровера

Но, прежде чем говорить о недостатках гровера, назовем его главное достоинство: дешевизна и технологичность производства.

А теперь – о главных претензиях к этой пружинной шайбе.

Все более динамичные машины требуют значительно более радикальных решений по сопротивлению самоотвинчиванию резьбовых соединений. Силы гровера становится уже недостаточно. А ряд экспериментов (с конца 80-х годов 20-го столетия) немецких, а вслед за ними американских и британских исследователей, указывают, что не все так хорошо у знаменитой шайбы. А именно:

  • после сборки узла с гровером, он превращается в обычную плоскую шайбу с незначительным эффектом натяга, лишь слегка увеличивающего силу трения между витками;
  • «вгрызание» шайбы в металл при раскручивании, не обеспечивает достаточного сопротивления ему;
  • шайба почти во всех случаях не подлежит вторичному использованию ввиду наличия остаточной деформации.

В связи с чем, на многих современных образцах зарубежной техники можно часто увидеть замену шайбы на другие элементы.

Чем можно заменить пружинную шайбу гровера

А вариантов замены – множество. Мы перечислим самые распространенные:

  • Самоконтрящаяся гайка. В верхней ее части вмонтирована пластиковая вставка, гасящая вибрационные колебания и препятствующая самораскручиванию соединения. Это самый дорогой, но на сегодня – самый эффективный и технологичный способ.

  • Пружинная тарельчатая шайба. Очевидно, что она использует часть изначальной идеи оригинального гровера, но еще более проста в производстве.

  • Коронная гайка. Требует сверления ответного крепежного элемента с последующей фиксацией шплинтом. Обеспечивает надежное, но отчасти ступенчатое, сопряжение деталей.

  • Зубчатый фланец. Практически шайба с насечкой, срощенная с гайкой. Эффект от использования – понятен.

  • Гайка с цилиндрическим поясом. Требует наличия у ответной детали продольного шлица (или шлицов)

  • Контрящая шайба. В ней множество зубчиков препятствуют раскручиванию соединения.

  • Шайбы с усиками. Требуют отверстия или выборки для одного из усиков в детали, а остальные усики загибаются на грани гайки или головки винта. Имеется множество вариантов конструкции таких шайб.

  • Адгезионная фиксация. Различные составы, наносимые на резьбу, после полимеризации препятствующие разборке резьбового соединения.

  • Проволочные замки. Используется при расположении рядом нескольких крепежных деталей – чаще болтов или винтов.

Также важно помнить, что даже простая окраска может стать достаточным фактором фиксации. А в более тяжелых случаях применяется боковая фиксация соединения при помощи винта или штифта, расклепывание выступающей резьбы, а в самых тяжелых случаях – сварка, но последние 2 варианта – практически не разборны.

Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами ;)

Рекомендуем другие статьи по теме

stroi-specialist.ru

Как ставить гровер шайбу?

Шайба пружинная, или как ее еще называют – гровер, нашла свое широкое применение во всех областях, особенно машиностроительной. Рассмотрим же более подробно особенности ее конструкции, требования к качеству, производство, а также ситуации, в которых без нее не обойтись и, наоборот, когда применение такого крепежного элемента недопустимо.

Пружинная шайба – знакомимся с назначением изделия

Начнем с истории, тем более, что она не уходит своими корнями слишком далеко. Все началось в конце XIX века, когда стремительное развитие машиностроения потребовало новых, более качественных резьбовых соединений. Ведь стандартные виды гаек и болтов попросту не могли выдержать всех нагрузок, колебаний и вибраций, приходящихся на подвижные части узлов и механизмов.

Причем последствия несли самый различный характер, в результате ослабления или даже развинчивания крепежных элементов значительно снижалась прочность соединений, возникали усталостные разрушения.

Однако заменить данный вид крепления на клепанные тоже не было выходом из положения. Во-первых, не всегда их удобно применить, что в значительной степени тормозило прогресс и разработку новых элементов.

Во-вторых, даже если это и получалось где-то, то впоследствии возникали сложности с техническим обслуживанием таких механизмов. В общем, потребовалось принципиально новое резьбовое соединение, которое сможет выдерживать ударные нагрузки и выполнять роль, так сказать, стопора, чем и стала гроверная шайба.

Как известно, все самое гениальное представляет собой невероятно простые вещи, это правило относится и к такому изделию. Данная шайба имеет вид одного витка пружины, откуда, собственно говоря, и пошло название.

При этом работает она безотказно, благодаря тому, что ее зазор расходится в направлении, противоположном вращению гайки,что препятствует ее отвинчиванию. Таким образом, при прямом ходе крепежный узел движется без препятствий.

Однако вращению в противоположном направлении препятствует кромка гровера, которая как бы впивается в металл и обеспечивает стопорение гайки.

Шайба-гровер – производство и материалы

Пружинная шайба-гровер (ГОСТ 6402-70) должна соответствовать требованиям, которые описаны в вышеуказанной документации. Итак, в основном изготавливаются эти элементы из стали, однако допускается также бронза и иные цветные металлы, но о них более подробно поговорим немного ниже.

Твердость стальных изделий колеблется в пределах от 40 до 48 HRC (единицы измерения методом Роквелла в рамках шкалы С). В случае, если материалом выступает Ст 70, то этот параметр может достичь 50 HRC, а гровера из бронзы должны иметь твердость не менее 90 HRC.

Недопустимым браком считается наличие заусенцев, окалин, трещин, а также очагов коррозии. Допустимыми являются следы неотделимой окалины и мелкие дефекты в плоскости среза, которые не влияют ни на размеры, ни на прочностные характеристики изделия.

Также не считается браком и трапециевидность сечения, но только в случае если она не выходит за пределы допустимой высоты. Также проводят испытания таких шайб. После трехкратного сжатия таким образом, чтобы расходящиеся концы сошлись и образовалась плоская поверхность, и дальнейшей выдержки в течение суток в этом состоянии высота разводов концов должна составлять не менее 1,65 части от толщины детали. Безусловно, изделия не должны ломаться и трескаться.

Ознакомившись с требованиями, предъявляемыми к данному типу крепежей, рассмотрим некоторые особенности их производства. Конечно же, все параметры, которым должна соответствовать шайба-гровер – размеры, прочность, допустимые и недопустимые дефекты, материал, а также вид покрытия – указаны в технической документации, таковой являются ГОСТ или DIN.

Еще стоит отметить, что существует четыре типа таких шайб: нормальные (Н), тяжелые (Т), особо тяжелые (ОТ) и легкие (Л). Первые три вида имеют поперечное сечение в форме квадрата, последние же – прямоугольника.

В качестве материала очень часто используется пружинная сталь, а затем деталь подвергают термической обработке, благодаря которой снимаются внутренние напряжения в сплаве, увеличиваются его прочностные характеристики, а также стойкость к внешним воздействиям. Кроме того, снижается хрупкость, а ведь это все невероятно важно, особенно учитывая назначение данных деталей.

Но достижение необходимых свойств обеспечивается не только комплексом мероприятий по термообработке. Еще на данный вид шайб может наноситься специальное защитное покрытие (хромирование или же гальваническое цинкование). Правда, это необязательно, так что выпускаются гровера и без покрытия.

Цинкование и хромирование прежде всего обеспечивают надежную защиту от коррозии.

Гальваническое цинкование осуществляется путем электрохимического осаждения частиц цинка на поверхность детали, которую предварительно помещают в электролит. В результате образуется слой толщиной, не превышающей 25 мкм, а шайба приобретает голубой, белый либо же радужный оттенок.

Следующий способ защиты изделия от коррозии – желтое хромирование, при котором поверхность насыщают хромом. При этом еще повышаются износостойкость шайб и твердость.

Что же насчет его расположения, так здесь нет никакой принципиальной разницы, будет он установлен под шляпкой болта или же под гайкой. Можно даже использовать два элемента одновременно, и тогда эффект усилится в два раза.

Особенностью данного крепежа является то, что чем больше сечение кольца по ширине и высоте, тем выше показатели развиваемой упругой силы, однако такие изменения ничуть не влияют на значение упругой деформации. Кроме того, сила затяжки распределяется неравномерно по всей окружности, ее пики приходятся на участок, где расположены храповые зубчики.

Применение пружинных шайб и особенности эксплуатации

Такие крепежные элементы нашли свое широкое применение в автомобилестроении, строительстве, машиностроительной и промышленной отрасли, а также во многих иных областях. Вообще, трудно представить себе сферу, в которой бы не использовалась эта шайба особого назначения.

Такие изделия являются незаменимой частью многих узлов и механизмов, особенно если последние испытывают ударные и вибрационные нагрузки, способствующие раскручиванию болтовых соединений. А ведь довольно часто именно на эти места крепления возлагается весьма ответственная миссия, поэтому даже их ослабление, не то, что уж полное развинчивание, может привести к очень опасным последствиям.

Итак, применение пружинных шайб весьма распространено, но рассмотрим еще и случаи, когда не стоит отдавать предпочтение данному типу крепежа. Как уже было сказано, эффект стопорения гайки осуществляется за счет острых кромок гровера, которые после затяжки кольца как бы врезаются в опорные поверхности.

Таким образом, если последние имеют недостаточно высокую твердость, тогда врезание слишком выражено. Поэтому применение гровера в сочетании с мягкими металлами и сплавами, например, магниевыми, алюминиевыми и прочими недопустимо, так как в результате поверхность изделия будет испорчена.

Что же насчет его расположения, так здесь нет никакой принципиальной разницы, будет он установлен под шляпкой болта или же под гайкой. Можно даже использовать два элемента одновременно, и тогда эффект усилится в два раза.

Особенностью данного крепежа является то, что чем больше сечение кольца по ширине и высоте, тем выше показатели развиваемой упругой силы, однако такие изменения ничуть не влияют на значение упругой деформации. Кроме того, сила затяжки распределяется неравномерно по всей окружности, ее пики приходятся на участок, где расположены храповые зубчики.

Смотрите также:

  • Toyota TF107
  • Что такое типтроник в автомобиле?
  • Послевоенное возрождение
  • Обзор жилого модуля для пикапа Lance Ttruck 650
  • Что понимается под тормозным путем?
  • Toyoda Spinning and Weaving Company
  • v-mireauto.ru

    Гравер, дремель или бормашинка

    Называйте как хотите, смысл один и тот же.  Основное отличие от дрели – большие обороты. Может быть вы в курсе, что чем больше скорость обработки какого-либо материала, тем обработка получается чище, глаже и с минимальной шероховатостью. Этот принцип применяется в  токарных и фрезерных станках, а также в станках, обрабатывающих различные материалы.  Тот же самый принцип и у нашей бормашинки.  Большие обороты позволяют очень точно и аккуратно высверливать ровные отверстия, а также обрабатывать металл, дерево, стеклотекстолит и другие материалы, используемые при радиоконструировании.

    В интернет-магазинах можно очень дешево найти бормашинку по приемлемой цене. У меня с недавних пор появилась вот такая простенькая бормашинка:

    Питается эта бормашинка от сети 220 Вольт и развивает обороты до 30 000 в минуту!

    У этой бормашинки есть очень удобная штука – педалька. Педальку мы стелим под ноги и при сверловке нажимаем ногой на нее, тем самым включая и выключая режим сверления. Очень удобно! С помощью тумблера можно сделать и ручной  постоянный режим сверления. С помощью бегунка Speed Control мы регулируем скорость оборотов нашей дрельки.

    Все это выглядит как-то вот так:

    Очень удобно менять насадки, поворачивая рукоятку до щелчка. Насадка крепится надежно  и очень хорошо центрируется.

    В комплекте шло море насадок

    Есть также простой вал. Если на этот вал подобрать подходящую цангу, то можно сверлить отверстия в платах, благо у меня уже есть маленькая дрель для сверления плат. Если надо что-то шлифануть, обрезать, сделать узорчик – бормашинка идеально подойдет для этих целей! В радиоэлектронном хозяйстве сгодится ;-).

    На Али очень большой выбор этих бормашинок. Можете убедиться по этой ссылке:

    Также неплохо бы бы для нее приобрести также цанговый патрон

    Если будете брать, то смотрите, чтобы диаметр вала бы равен диаметру ваших насадок. Эти цанговые патроны вы можете посмотреть по этой ссылке.

    www.ruselectronic.com

    Пружинная шайба-гровер: особенности и области применения :

    Шайба является крепежным изделием, которое подкладывается между гайкой и корпусом изделия или же другим крепежным изделием – болтом, шурупом, саморезом, винтом. При этом площадь поверхности, на которую опирается крепеж, увеличивается, что препятствует его самоотвинчиванию. Пружинная разрезная шайба (гровер) наиболее широко применяется в машиностроении. Она обладает некоторыми конструктивными особенностями, благодаря которым в определенных ситуациях обойтись без нее не получится.

    Предыстория пружинной шайбы

    Гровер появился относительно недавно – во второй половине девятнадцатого века машиностроению потребовались новые, более качественные резьбовые соединения, поскольку стандартные на то время гайки и болты уже не справлялись со все возрастающими нагрузками, колебаниями и вибрациями на подвижных соединениях между узлами и механизмами. Вследствие этого соединения ослаблялись, крепежные элементы развинчивались, что приводило к повреждениям элементов.

    Использование клепаных соединений тоже не стало выходом из ложившейся ситуации, поскольку их зачастую неудобно применять, из-за чего замедлялась разработка новых продуктов. В случае же применения заклепок обслуживание соединенных таким образом механизмов становилось затруднительным.

    Шайба-гровер: новый вид соединения

    Машиностроение требовало нового резьбового соединения, которое смогло бы выдержать повышенную ударную нагрузку и служить своеобразным фиксатором. С этой функцией наилучшим образом справляется гровер.

    Все гениальное просто – это выражение с точностью описывает данное изделие. Гровер представляет собой один пружинный виток с зазором, расходящимся в противоположную вращению болта сторону. Благодаря такой конструкции гайка не отвинчивается. При закручивании ходу гайки ничего не мешает, однако откручиванию как раз и препятствует особое расположение кромок шайбы – края впиваются в металл, благодаря чему фиксируется гайка. Шайба-гровер здесь выступает в роли стопора.

    Производство гровера

    Пружинную шайбу изготавливают чаще всего из стали, но в определенных случаях также из бронзы и других цветных металлов. Стальные изделия характеризуются твердостью по шкале Роквелла в пределах 40-48 HRC, а бронзовые – от 90 HRC.

    Заусенцы, окалины, различные трещины, а также очаги коррозии считаются браком при производстве гроверов. Остальные же незначительные дефекты, не влияющие на размер и прочность шайб, допускаются. Испытывают изделия сжатием до образования плоской поверхности с суточной выдержкой, после чего развод должен вернуться в изначальное состояние.

    Существует легкая (Л), нормальная (Н), тяжелая (Т) и особо тяжелая (ОТ) шайба-гровер. ГОСТ 6402-70 описывает все требования, выдвигаемые данному соединению. Здесь указываются размер, степень прочности, материалы и виды покрытия.

    Гроверы изготавливают из пружинной стали, подвергнутой термообработке, в процессе которой происходит снятие внутреннего напряжения сплава, увеличение его прочностных характеристик и стойкости к внешнему воздействию. Важным также является снижение хрупкости готового изделия. Также на пружинные шайбы может наноситься специальное цинковое или хромовое покрытие, что обеспечивает повышение антикоррозийных свойств. При хромировании также повышается твердость шайбы и ее устойчивость к износу.

    Применение гроверов

    Автомобилестроение, строительство, машиностроение, тяжелая промышленность – области, в которых повсеместно используется шайба Гровера. Цена данного изделия совсем невысока (стоимость килограмма шайб варьируется от 67 до 163 рублей, в зависимости от размера и типа), но польза очень ощутима. Пружинная шайба незаменима во многих случаях при соединении частей механизмов, особенно если они подвержены вибрациям или ударным нагрузкам, из-за которых происходит раскручивание подвижного соединения. А последствия этого могут быть очень опасными.

    Однако, несмотря на широкую область применения гроверов, есть ситуации, в которых нежелательно их использование. Поскольку стопорение гайки происходит благодаря острым кромкам, врезающимся в поверхность материала и он ощутимо повреждается в случае невысокой своей твердости. Поэтому пружинные шайбы не применяют при соединении изделий, изготовленных из мягких металлов и сплавов.

    Расположение гровера в соединении особой роли не играет, его можно установить как под гайкой, так и под шляпкой болта, а при использовании двух шайб можно добиться наилучшего эффекта.

    www.syl.ru


    Смотрите также

    Пружинная шайба DIN 127 — разрезная круглая шайба, концы которой находятся в разных плоскостях, служит для предотвращения самоотвинчивания крепёжных изделий при её упругой деформации под нагрузкой.

    Фото Пружинная шайба DIN 127 гровер

    История создания шайбы-гровера

    Но как же появилась эта деталь? И почему форма DIN 127 – кольцо, которое не смыкается? На эти вопросы есть ответ, который стоит искать в истории.

    Перенесемся в XIX век. Промышленность бурно развивается, настало время техники, двигателей. Механизмы соединялись болтами, но те, что подвергались сильной вибрации, не были надежны и часто откручивались. Обычные гайки и болты перестали справляться, из-за этого случались поломки, неприятности, простои производства. Открутился болт – встал двигатель, а то и вся фабрика.

    Клепаные соединения не улучшали ситуацию, использовать их было не всегда удобно, а — обслуживать — сложно и дорого. Требовалось нечто новое, что сдерживало бы нагрузки и выполняло роль стопора.

    Инженеры того времени бились с этой проблемой. Но задачу сумел решить только Джон Уильям Гровер, английский проектировщик и строитель. Он взял обычную шайбу, разрезал один край и превратил в антивибрационное изделие, которое в итоге и назвали в честь изобретателя – шайба-гровер.

    Фото DIN 127 гровер

    Свойства и функции стопорной шайбы DIN 127

    Почему именно «разомкнутое кольцо»? Шайба DIN 127 простая и действенная: когда гровер подкладывают под гайку, под воздействием вибрации изделие сдвигается в противоположную сторону, но кромка шайбы упирается в корпус. При закручивании болта острые торцы разреза шайбы врезаются в головку болта и надёжно соединяют детали. Теперь соединение устойчиво к вибрациям и самооткручиванию.

    Фото шайба-гровер DIN 127

    Разрез шайбы выполняется по стандартам под углом 70 градусов. Гровер изготавливается с последующей термообработкой. Так нивелируется внутреннее напряжение металла, увеличивается прочность и устойчивость к внешним воздействиям, снижается хрупкость изделия.

    Пружинная шайба изготавливается в форме разрезанного кольца левой спирали из закалённой или нержавеющей стали. Также применяются бронза, алюминий, латунь и другие. Шайбы DIN 127 могут быть как с покрытием, так и без него. Покрытие улучшает антикоррозийные свойства, а цинковое покрытие придает большей твердости шайбе и увеличивает срок службы.

    Фото шайба DIN 127 гровер

    При работе крепежного соединения на гайке остаются царапины: острый край гровера блокирует самопроизвольное откручивание за счет упора в металл. Шайба-гровер несомненно увеличивает безопасность в собранном крепеже, но имеет ряд недостатков.

    ВАЖНО: Диск создает эффект стопора только в момент затягивания. Поэтому использовать гровер повторно не рекомендуется.

    И все же результаты исследований подтверждают: пружинная шайба DIN 127 эффективно выполняет стопорные функции и выигрывает у других шайб за счет дешевизны.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется слово грабли
  • Как пишется слово громогласные
  • Как пишется слово гош
  • Как пишется слово громовой
  • Как пишется слово гофре