Как пишется слово ключик замочек

В слове Замочек мы встречаем простой уменьшительный суффикс ЕК, который может также принимать форму ИК.

Эти суффиксы при письме часто путают между собой, хотя существует простое правило, которое регламентирует выбор гласной буквы в этих суффиксах. Если поставить существительное Замочек, или любое другое, в родительный падеж, то мы увидим, что гласная из суффикса выпала: нет замочка. Беглой может быть гласная Е, но гласная И беглой не бывает и не только в суффиксах. Отсюда вывод, раз гласная выпадает, то это гласная Е.

Это правило можно использовать для любых слов, в которых имеется подобные безударные суффиксы.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

MaxFe­r
[76.4K]

4 года назад

Здесь правило довольно простое: нужно поставить слово «замочек» в форму Родительском падежа. Для суффикса «-чик» в Род.п. буква «и» в суффиксе останется, например:

  • нет ключика —> Им.п. — ключик
  • нет мальчика —> мальчик
  • нет трамвайчика —> трамвайчик
  • нет попугайчика —> попугайчик
  • нет разведчика —> разведчик
  • нет рассказчика —> рассказчик

И др.

А если в Родительском падеже в суффиксе вообще нет гласных («-чк-«), то в Именительном падеже пишем «-чек»:

  • нет замочка —> замочек
  • нет кусочка —> кусочек
  • нет мешочка —> мешочек
  • нет человечка —> человечек
  • нет цветочка —> цветочек
  • нет сыночка —> сыночек

И т.д.

Вот такое нехитрое правило.

Божья коров­ка
[155K]

4 года назад

Чтобы определить, какая гласная должна быть в слове, а конкретно в суффиксе слова, нам нужно сделать простое задание: просклонять это слово и посмотреть, как себя ведет эта гласная.

Итак,

замочек: замочка — замочку — замочком.

Мы можем наблюдать, что гласная в суффиксе исчезла.

В таком случае делаем вывод, что нужно писать Е, иначе, если бы гласная осталась на месте, писали бы И (как в слове кирпичИк).

Чёрна­я Луна
[230K]

3 года назад

Слово «замочек» — это существительное мужского рода, отвечающее на вопрос «что?». Если разобрать данное слово по составу, то мы получим следующее: -замоч- корень и остается суффикс -ек-. Мы видим, что проблемная гласная находится не в корне, поэтому проверочное слово мы не подберем. Но в русском языке есть правило, с помощью которого можно проверить правописание данного слова. Для этого необходимо поставить его в родительный падеж: замочка. Мы видим, что гласная в суффиксе «сбежала» из слова, а беглой гласной может быть только «е».

Правильно: замочек.

Пример предложения со словом «замочек»: маленький навесной замочек весел на входной двери.

Shipo­3
[32.7K]

4 года назад

Определим часть речи: слово отвечает на вопрос «что?» — это существительное. Оно является уменьшительно-ласкательным. Словообразование произошло при участии суффикса, он может выглядеть так: «-чек» или «-чик».

На этот счёт есть правило: если в родительном форме падежа гласная отсутствует, то пишут «е», если остаётся на месте, то пишут «и».

Проверяем:

Замочек —> замочка. Гласная убежала, значит верно писать: «замочек».

Пример:

Обязательно перед уходом проверь замочек.

Чосик
[205K]

10 месяцев назад

Данном правило так и называется — правило ключика и замочка. При формировании уменьшительно-ласкательных слов в русском языке используют суффиксы -ик и -ек. Потому нельзя сказать, что какой-то из них однозначно будет ошибочным.

А понять, какой из них выбран, можно при склонении слова. Если гласная остается, как в ключик-ключика, то речь об суффиксе -ик. Если же она исчезает, как у замочек-замочка, то выбираем -ек.

Julie­tte
[101K]

5 лет назад

Изменяем слово, поставив его в родительный падеж. Получится «замочка». Буква «е» выпадает, значит, пишется суффикс «-ек-«. А вот, например, «ключик» пишется через «и», так как при постановке слова в родительный падеж — «ключика» — буква «и» не выпадает. Примерно так рассуждал Виктор Перестукин в мультике «В Стране невыученных уроков».

Taget­es
[20.5K]

5 лет назад

Посмотрите замечательный мультфильм «В стране невыученных уроков». Там прекрасно преподносится это правило, запоминаешь на всю жизнь.

morel­juba
[62.1K]

4 года назад

В данном случае нам нужно воспользоваться правилом для написания уменьшительно-ласкат­ельных существительных, которые образовываются посредством добавления суффиксов «ек», «ик».

Так вот суть правила такова: если при постановке существительного в родительный падеж гласная «убегает», то пишем «е», а если гласная остаётся на месте, то напишем «и». В нашем случае нужно писать «замочек», так как в родительном падеже пишем «замочка».

-Irink­a-
[241K]

3 года назад

Для того, чтобы проверить правописание суффиксов «ик», «ек» в слове, нужно поставить слово в форму родительного падежа.

В том случае, если гласная сохраняется, то пишется «ик», если мы «теряем» гласную, тогда «ек».

В родительном падеже — нет замочка, поэтому пишем «замочЕк».

Как пишется слово ключик замочек

Знаете ответ?

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

замо́чек, -чка

Рядом по алфавиту:

заморо́чить , -чу, -чит
заморо́чка , -и, р. мн. -чек
замо́рский
замо́рщить(ся) , -щу(сь), -щит(ся)
замо́рыш , -а, тв. -ем
замо́рышек , -шка
замо́рье , -я
замоскворе́цкий , (к Москва́-река́ и Замоскворе́чье)
Замоскворе́чье , -я (к Москва́-река́)
Замоско́вный кра́й , (ист.)
замости́ть(ся) , -ощу́, -ости́т(ся)
замо́т , -а (бы́ть в замо́те, сниж.)
замо́танность , -и
замо́танный , кр. ф. -ан, -ана
замота́ть(ся) , -а́ю(сь), -а́ет(ся)
замо́чек , -чка
замо́ченный , кр. ф. -ен, -ена
замочи́ть(ся) , -очу́(сь), -о́чит(ся)
замо́чка , -и
замо́чник , -а
замо́чный
замоще́ние , -я
замощённый , кр. ф. -ён, -ена́
замполи́т , -а
зампоте́х , -а
зампре́д , -а
зампре́довский
зампредседа́теля , нескл., м. и ж.
зампрокуро́ра , нескл., м. и ж.
замруководи́теля , нескл., м. и ж.
замсекретаря́ , нескл., м. и ж.

Sun

Искусственный Интеллект

(114691)


3 года назад

КлючИк, замочЕк ..
– Чтобы определить, какую гласную –е (или –и) писать в суффиксе существительных, видоизменяем форму слова. Если при изменении формы слова гласная «убегает», то пишется суффикс –ек, а если при изменении формы слова гласная остаётся, то пишется суффикс –ик) Проверим:
– Например: есть ключИки, но нет замочка… Значит, пишем замочЕк, буква «Е»-убежала..)

София Шнайдер

Мыслитель

(9957)


3 года назад

Вспомните множественное число этих слов. Если между ч и к нет гласной, то в единственном числе должно писаться е (замочки). Если же есть — то и (ключики). А вообще — посмотрите мультфильм «В стране невыученных уроков», там есть эпизод, где объясняется это правило.

В слове «замочек» уместно окончание «ек». Хотя это слово имеет не совсем четкое окончание при произношении.

Правила

Суффиксы «ек» и «ик» являются уменьшительными суффиксами, так как за их счет создаются уменьшительно-ласкательные слова. Но эти суффиксы настолько похожи, что их часто путают. Определить правильное написание поможет изменение слова по падежам.

В русском языке суффиксы «ик» и «ек» проверяются путем постановки слова в родительный падеж. При изменении слова «замочек» получается» «замочка». Как видно, гласная «е» в таком случае выпадает. Это и подтверждает, что в слове «замочек» пишут букву «е», потому что выпадать может только такая буква. Слова с суффиксами «ик» при изменении остаются с гласной «и».

Примеры употребления слова

  • Маленький замочек на шкатулке открывался ключом, который она носила на цепочке и почти никогда не расставалась.
  • Я дам тебе крохотный ключик, который поможет открыть небольшой замочек на ручке.
  • Замочек хранится в шкатулке как символ соединения сердец.

На чтение 1 мин Просмотров 204 Опубликовано 08.09.2021

При написании этой пары слов нередко возникают сомнения. Попробуем понять, как правильно: «замочек» или «замочик», и почему.

Как пишется правильно: «замочек» или «замочик»?

Согласно русским орфографическим требованиям единственно верный вариант написания – «замочек», где в суффиксе стоит гласная «е».

Какое применяется правило

Определимся с частью речи слова, которое вызвало у нас интерес. Это существительное. Его начальная форма – «замок». Оно образовалось суффиксальным способом. Морфемный разбор:

  • «замоч» – корень;
  • «ек» – суффикс.

Интересующая нас гласная стоит в суффиксе. При письме такие суффиксы часто путают между собой. Определить гласную можно путем изменения слова по падежам. Согласно правилу поставим существительное «замочек» в родительный падеж: «замочек» – «замочка». Мы видим, что выпала гласная «е». Если гласная выпадает, то пишем в суффиксе букву «е». Если гласная остается на месте, то пишем букву «и».

Примеры предложений

Дети встали в круг, собрали руки в замочек и стали делать зарядку перед уроком.

Это маленький замочек, к нему нужно найти соответствующий ключик.

Как писать неправильно

«Замочик» с гласной «и» в суффиксе.

Ирина ФЕТИСОВА,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 1,
г. Волжский

Ключик… замочек… ик или ек?

Урок русского языка

3-й класс

Тема. «Правописание суффиксов -ек,
-ик«.

Цели. Ознакомить с суффиксами -ек,
-ик, со способом действия при выборе
суффиксов -ек,
-ик
; повторить и закрепить знания о составе
слова.

Оборудование. Учебник «Русский
язык», 3-й класс, ч. 1 (авт. Л.М. Зеленина и др.
М.: Просвещение, 2003); рисунки для словарной работы
и выведения правила; карточки со словами;
телевизор, видеомагнитофон, мультфильм «В
стране невыученных уроков».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Первый этап нашего урока
– традиционный. Это словарно-орфографическая
работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и
говорить правильно, не делать ошибок в словарных
словах. Внимание на доску:

– Вставьте недостающую букву, и вы
прочитаете слово, с которым мы познакомимся на
уроке.

Какое вы прочитали слово? В чем секрет
чтения?

Дети. Это слово «яблоко». Оно
читается против хода часовой стрелки.

У. Что такое яблоко?

Д. Яблоко – это плод дерева
яблони.

У. О многообразии слова
«яблоко» расскажет…

Рассказывает подготовленный ученик.


Д. Не только плод яблони называют
яблоком, но и некоторые другие предметы.
Например, тело глаза – глазное яблоко;
сердцевина в мишени для стрельбы в цель –
яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча
– яблоко; кадык – адамово яблоко; символ
императорской власти – державное яблоко.
Многообразие значений слова «яблоко»
объясняется тем, что яблоко – один из древнейших
плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На
Руси яблоко упоминается в летописях XI века.
Существует мнение, что слово «яблоко» в
древнерусском языке означало «шар».

У. Найдите словарное слово
«яблоко» в учебнике на с. 152, напишите его,
поставьте ударение, подчеркните и запомните
непроверяемую безударную гласную (яблоко).
Найдите среди записей на доске пословицу и
фразеологические обороты.

На доске:

1. Яблоку негде
упасть
2. Яблоко раздора
3. Конь в яблоках
4. Как румяное яблочко
5. Яблоко от яблони недалеко падает

Так говорят о лошади,
если у нее шерсть с темными круглыми пятнами
Очень красивое
Это то, что приводит к ссоре
Тесно

Д. Пословица записана
под номером 5, остальные словосочетания являются
фразеологическими оборотами.

У. Объясните смысл пословицы.

Д. Так говорят про того человека,
чьи плохие поступки повторяют поведение его отца
или матери.

У. Соедините стрелками
фразеологизмы с объяснением их смысла.

Ученики по одному выходят к доске и
выполняют задание.

– А теперь вспомните все, что мы
сказали о яблоке, пофантазируйте и предложите
картинки-ассоциации, которые нам помогут в
запоминании правильного написания слова
«яблоко».

Выслушиваются предложения детей.
Учитель предлагает свои варианты.

 

 

 

– Посмотрите на картинки-помощницы
и «сфотографируйте» их глазками на память.

Дети выполняют задание.

– Молодцы! Я думаю, что теперь вы не
сделаете ошибку в слове «яблоко».

III. Сообщение темы урока

У. Сейчас мы проанализируем с
вами два слова и выясним, нужно ли какое-то
правило для их написания или нет.

На доске:

– Запишите эти слова.

Дети записывают.

– Какие корни в словах ключик,
замочек?

Д. -Ключ-, -замоч-.

У. Выделите в каждом слове
суффикс и укажите, ударный или безударный
гласный звук в нем.

Д. -ик, -ек. В суффиксе -ик
– безударный гласный звук, в суффиксе -ек
– тоже безударный.

У. Скажите, совпадает или
расходится произношение суффикса с его
обозначением на письме?

Д. В слове «ключик» –
совпадает, а в слове «замочек» – расходится.

У. Сделайте вывод: надо ли
проверять обозначение на письме гласного звука в
суффиксах -ек,
-ик?

Д. Гласные в суффиксах -ек,
-ик надо проверять.

У. Молодцы! Вы правильно сделали
вывод. Тема нашего урока: «Правописание
суффиксов
-ек,-ик«.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Чтобы «попасть в
яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно
идти разными путями. Путь 1: взять готовое
правило. Путь 2: самим изобрести это правило.
– Каким путем мы пойдем и почему?

Д. Лучше попробовать самим
выявить правило, чтобы лучше им овладеть и
запомнить его.

У. Хорошо. Итак, мы сами
изобретаем правило.
Посмотрите внимательно на данный ряд
существительных.

На доске в один ряд прикреплены
карточки со словами:

кузнеч…к

сыночки

кузнечики

сыноч…к

мяч…к

орешки

мячики

ореш…к

– На какие две группы можно
разделить эти слова?

Д. На существительные в
единственном и множественном числе.

Дети по одному выходят к доске и
располагают карточки в два столбика.

На доске:

Ед.ч.

Мн.ч.

кузнеч…к
сыноч…к
мяч…к
ореш…к

кузнечики
сыночки
мячики
орешки

– Как выбрать нужную букву,
чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете?
Для этого проанализируйте слова второго
столбика. Что интересного вы заметили?

Д. Я думаю, что если при
изменении формы слова гласный и остается,
то его и надо писать в суффиксе -ик. А если
при изменении формы слова гласный исчезает, то
надо писать -ек.
Подтвердить наше научное предположение поможет
мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной. «В
стране невыученных уроков». Вспомните, как
Виктор Перестукин при помощи «ключика»
открыл «замочек».

Д. Это было единственное
правило, которое знал Витя. Если при склонении
слова – изменении по падежам – гласный выпадает,
то пишется
-ек
, а если не выпадает, пишется -ик.

У. Посмотрим фрагмент
мультфильма.
У Вити было слово-помощник «нет»: замочек
– (нет) замочка; ключик
(нет) ключика.

Учитель прикрепляет на доску рисунки
7–8.

– Прочитайте правило в учебнике на
с. 154 и сравните с нашим выводом.

Дети читают текст упражнения 108.

Верно ли мы с вами сформулировали
правило?

Д. Да.

У. Послушайте сказку, которая
поможет запомнить это правило.

Читает подготовленный ученик.

Д. В одном сказочном городе жили
суффиксы. И была у них там своя школа, где они
учились. Суффикс -ик был прилежным
учеником, а его друг, суффикс -ек, был
самым настоящим прогульщиком – вернее, К
всегда оставался на месте, а Е умудрялся
улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал,
учитель, суффикс -тель, решил с того дня
считать Е беглым гласным в суффиксе -ек.
И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с
суффиксом -ек, гласный Е всегда
выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: платочек
платочка платочку.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление нового материала

У. Еще раз прочитайте
внимательно правило в учебнике. «Свернем»
его в инструкцию, алгоритм – предписание наших
действий.

Дети с учителем составляют алгоритм
написания суффиксов -ек, -ик и записывают
его на доске и в тетрадях.

Алгоритм правописания гласных в
суффиксах -ек, -ик

У. Чтобы закрепить полученные
знания, потренироваться в применении
выведенного нами правила, выполним упражнение 109.

Упражнение выполняется с
комментированием.

VII. Итог урока

У. Доскажите слова по алгоритму.

Если при изменении формы слова
существительного с суффиксом -ек гласный
выпадает, то в суффиксе пишется…

Д. Буква е.

У. В суффиксе -ик пишем
букву и, если…

Д. При изменении формы слова
гласный не выпадает.

У. Самым лучшим результатом
урока будет ваше безошибочное написание
суффиксов -ек, -ик.

VIII. Домашнее задание

Упражнение 114.

Правописание суффиксов существительных.

Правописание суффиксов существительных включает в себя целый ряд правил. Правописание Н и НН мы уже разбирали, поэтому оставшиеся правила можно условно поделить на два типа правил:

1) Правописание согласных в суффиксах существительных;

2) Правописание гласных в суффиксах существительных.

Правописание согласных в суффиксах существительных.

1) Суффикс –чик пишется в существительных, основа которых заканчивается на согласные ж, з, с, д, т:

Счетчик, летчик, разведчик, рассказчик.

Примечание. Согласные к, ч, ц, на которые заканчивается основа существительного, при добавлении суффикса –чик чередуются на –т-:

Раздача – раздатчик, разведка – разведчик.

2) Суффикс –щик пишется в существительных, основа которых оканчивается на все остальные согласные:

Сварщик, кольщик, атомщик.

Правописание гласных в суффиксах существительных.

1) Суффикс –чик или суффикс –чек?

Суффикс –чик пишется в тех случаях, когда суффикс при склонении по падежам остается неизменным:

Ключик – ключика – ключику; мальчик – мальчику – мальчика.

Если при склонении по падежам гласная выпадает, то в именительном падеже пишем суффикс –ек:

Замочек – замочка – замочку.

Внимание. Суффикса –чек в русском языке нет!

2) Суффикс –еньк- и –оньк-.

Если основа существительного оканчивается на мягкую согласную или согласные ж, ш, то пишется суффикс –еньк-:

Душа – душенька, заря – зоренька.

Если основа существительного оканчивается на твердые согласные, кроме ж, ш, то пишется суффикс –оньк-:

Губа – губонька, шуба – шубонька.

Слова, которые нужно запомнить. Паинька, баиньки, заинька.

3) Суффиксы –ич- + -к- получают существительные, основа которых оканчивается на –иц-(при этом, происходит чередование –ц/-ч-):

Птица – птичка, пуговица – пуговичка.

Остальные существительные получают уменьшительный суффикс –ечк-:

Семечка, Манечка, имечко.

Примечание. В русском языке не бывает безударного суффикса –ячк-!

4) Суффиксы –ин- + -к- пишутся в существительных ж.р., основа которых оканчивается на –ин- :

горошина – горошинка; машина – машинка.

Сочетание суффиксов –ен- + -к- образует уменьшительную форму существительных, которые оканчиваются на –ня и –на (у которых в форме мн.ч. род.п. не пишется мягкий знак):

Пашня – пашен – пашенка; сосна – сосен – сосенка.

5) Суффикс –ец(о) пишется в существительных среднего рода, ударение в которых падает на окончание:

Если ударение в таких существительных падает на один из слогов основы, то пишется суффикс –иц(е):

«Замочек» или «замочик» – как правильно?

При написании этой пары слов нередко возникают сомнения. Попробуем понять, как правильно: «замочек» или «замочик», и почему.

Как пишется правильно: «замочек» или «замочик»?

Согласно русским орфографическим требованиям единственно верный вариант написания – «замочек», где в суффиксе стоит гласная «е».

Какое применяется правило

Определимся с частью речи слова, которое вызвало у нас интерес. Это существительное. Его начальная форма – «замок». Оно образовалось суффиксальным способом. Морфемный разбор:

Интересующая нас гласная стоит в суффиксе. При письме такие суффиксы часто путают между собой. Определить гласную можно путем изменения слова по падежам. Согласно правилу поставим существительное «замочек» в родительный падеж: «замочек» – «замочка». Мы видим, что выпала гласная «е». Если гласная выпадает, то пишем в суффиксе букву «е». Если гласная остается на месте, то пишем букву «и».

Примеры предложений

Дети встали в круг, собрали руки в замочек и стали делать зарядку перед уроком.

Это маленький замочек, к нему нужно найти соответствующий ключик.

Как писать слово замочек?

Пишется «замочек» или «замочик»

Чтобы узнать как пишется то или иное слово, необходимо определить какой частью речи оно является. Далее найти правило русского языка, которое определяет правописание необходимого слова. С этим мы сейчас вам поможем.

Правильно писать:
«ЗАМОЧЕК»

Каким правилом руководствоваться?

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик

Мало кто может пройти этот тест по русскому с первого раза! Попробуйте свои силы!

Данное правило гласит:
Чтобы правильно написать гласные в суффиксах существительных -ек и -ик, надо просклонять эти слова.
Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е; если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и.

НЕВЕРНО!
«ЗАМОЧИК»

Примеры предложений со словом «замочек»

– Пистолет вам покажут – я как бы между прочим щёлкнула замочком сумочки, – и поедете, как миленький!

Но она сразу поняла, в чём дело, и мигом всунула мне в руку маленький кожаный кошелёк с серебряным замочком.

– Примешь подарок? – спрашивает он, открывая замочек цепочки?

источники:

http://orfographia.ru/zamochek-ili-zamochik-kak-pravilno/

http://pravopisanie.com/zamochek/

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Ключик. замочек. ик или ек?

Урок русского языка

3-й класс

Цели. Ознакомить с суффиксами -ек, -ик, со способом действия при выборе суффиксов -ек,
-ик
; повторить и закрепить знания о составе слова.

Оборудование. Учебник «Русский язык», 3-й класс, ч. 1 (авт. Л.М. Зеленина и др. М.: Просвещение, 2003); рисунки для словарной работы и выведения правила; карточки со словами; телевизор, видеомагнитофон, мультфильм «В стране невыученных уроков».

I. Организационный момент

II. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах. Внимание на доску:

– Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Какое вы прочитали слово? В чем секрет чтения?

Дети. Это слово «яблоко». Оно читается против хода часовой стрелки.

У. Что такое яблоко?

Д. Яблоко – это плод дерева яблони.

У. О многообразии слова «яблоко» расскажет.

Рассказывает подготовленный ученик.

Д. Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.
Многообразие значений слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».

У. Найдите словарное слово «яблоко» в учебнике на с. 152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (яблоко).
Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.

1. Яблоку негде упасть
2. Яблоко раздора
3. Конь в яблоках
4. Как румяное яблочко
5. Яблоко от яблони недалеко падает

Так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами
Очень красивое
Это то, что приводит к ссоре
Тесно

Д. Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.

У. Объясните смысл пословицы.

Д. Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.

У. Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.

Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.

– А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке, пофантазируйте и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова «яблоко».

Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты.

– Посмотрите на картинки-помощницы и «сфотографируйте» их глазками на память.

Дети выполняют задание.

– Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове «яблоко».

III. Сообщение темы урока

У. Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

– Запишите эти слова.

– Какие корни в словах ключик, замочек?

У. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем.

Д. -ик, -ек. В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный.

У. Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

Д. В слове «ключик» – совпадает, а в слове «замочек» – расходится.

У. Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек,
-ик?

Д. Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять.

У. Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов
-ек,-ик«.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим изобрести это правило.
– Каким путем мы пойдем и почему?

Д. Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

У. Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило.
Посмотрите внимательно на данный ряд существительных.

На доске в один ряд прикреплены карточки со словами:

– На какие две группы можно разделить эти слова?

Д. На существительные в единственном и множественном числе.

Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.

кузнеч. к
сыноч. к
мяч. к
ореш. к

кузнечики
сыночки
мячики
орешки

– Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?

Д. Я думаю, что если при изменении формы слова гласный и остается, то его и надо писать в суффиксе -ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать -ек.
Подтвердить наше научное предположение поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной. «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».

Д. Это было единственное правило, которое знал Витя. Если при склонении слова – изменении по падежам – гласный выпадает, то пишется
-ек
, а если не выпадает, пишется -ик.

У. Посмотрим фрагмент мультфильма.
У Вити было слово-помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика.

Учитель прикрепляет на доску рисунки 7–8.

– Прочитайте правило в учебнике на с. 154 и сравните с нашим выводом.

Дети читают текст упражнения 108.

Верно ли мы с вами сформулировали правило?

У. Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

Читает подготовленный ученик.

Д. В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: платочекплаточкаплаточку.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление нового материала

У. Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. «Свернем» его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий.

Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов -ек, -ик и записывают его на доске и в тетрадях.

Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик

У. Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 109.

Упражнение выполняется с комментированием.

VII. Итог урока

У. Доскажите слова по алгоритму.

Если при изменении формы слова существительного с суффиксом -ек гласный выпадает, то в суффиксе пишется.

У. В суффиксе -ик пишем букву и, если.

Д. При изменении формы слова гласный не выпадает.

У. Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов -ек, -ик.

Источник

ЕГЭ. Русский язык. Задание 11. Правописание суффиксов. ПОДСКАЗКА.

Задание 11. Правописание суффиксов.

ПОДСКАЗКА.

В задании № 11 даны слова с пропущенными гласными в суффиксах.

Суффиксов в русском языке очень много, как много и правил, по которым они пишутся. Особенно много суффиксов имён существительных.

Вспомните правила, закрепляйте знания, выполняя тестовые задания.

Суффиксы имён существительных.

Суффиксы.

Правило-подсказка.

Примеры.

-ин-(а)

-ет- (а), −еств−(о)

изн−(а)

инств−(о)

от-(а)

ость

отн— (я)

Данные суффиксы пишутся всегда ОДИНАКОВО.

Извилина.

Нищета.

Естество.

Желтизна.

Большинство.

Прямота.

Нежность.

Беготня.

-енств-

-инств-

-енств-

в словах, в которых ударение падает на корень;

-инств-

ударение падает на окончание.

Первенство, нищенство.

Большинство, меньшинство.

-есть-

-ость-

-есть-

после шипящих и мягких согласных;

-ость-

после твёрдых согласных.

Тяжесть, прелесть.

Смелость.

Смотрим на род, а в среднем роде – на ударение:

женский род – иц-

мужской род – ец-

Средний род:

ец- в словах с ударением после суффикса,

иц— с ударением до суффикса.

Бессонница ( ж.р.).

Маслице (ср.р., ударение до суфф.)

Письмецо (ср.р., ударение после суфф.)

В словах от сущ. жен. р., обр. от основ на −иц.

Лестничка – лестница.

-ик- при склонении гласная не выпадает,

-ек- при склонении гласная выпадает.

Ключик— ключика

Замочек- замочка

в словах, образованных при помощи суффикса — от существительных на -ин-а;

в словах, образованных при помощи суффикса -к- от форм родительного падежа множественного числа существительных на -ня,

Трещинка – трещина.

Песенка – песня.

Семени, семечко.

Времени, времечко.

-(ин)- к- (а)

суффикс пишется в словах, образованных от существительных на −ин−(а) при помощи суффикса −к−

Горошинка – горошина.

-ищ- (е)

в словах, образованных от форм мужского II склонения и среднего рода.

Домище – дом.

Дружище – друг.

не после парных твердых согласных

после парных твердых согласных.

Тётечка, утречко.

Мамочка, кофточка.

-еньк-

-оньк-

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

-еньк-

после мягких согласных и шипящих;

-оньк-

после твёрдых согласных.

Душенька, доченька.

Лапонька, берёзонька.

Исключения:

заинька, паинька.

Запомните слова:

нищенка

француженка

горлинка

в словах, образованных от глаголов.

в словах, образованных от существительных.

Суффиксы имён прилагательных.

Суффиксы.

Правило-подсказка.

Примеры.

Всегда пишется И.

Найдите корень слова!

Примеры.

Фланелевый,

Гуттаперчевый.

Усидчивый.

Заботливый.

Смекалистый.

Всегда пишется а.

Брусчатый, половинчатый.

Дощатый.

-ев- всегда безударный всегда

Исключения:

милостивый,

юродивый.

Глянцевый

парчовый

-еват-

-оват-

-овит-

после мягких согласных;

после твёрдых согласных.

Щеголеватый, молодцеватый.

Красноватый, родовитый.

-еньк-

-оньк-

-еньк-

в прилагательных, не заканчивающихся на Г, К, Х,

-оньк-

после Г, К, Х

Дешёвенький, зоренька.

Высоконький, сухонький, лёгонький.

если есть краткая форма или основа на К, Ч, Ц.

к, ч //ц

в остальных случаях.

Резкий – резок.

Немецкий,

Французский, тунгусский,

русский.

Суффиксы глаголов.

Суффиксы.

Правило-подсказка.

Примеры.

-ива-,-ыва-

-ива-,-ыва-

суфф. сохраняется в 1-ом лице.

суфф. не сохраняется в 1-ом лице.

Прислушиваться – я прислушиваюсь.

Кочевать – я кочую.

Поставьте ударение.

Если -ва- ударный, то перед ним всегда суффикс -е-.

Овладевать

запечатлевать

Суффиксы наречий.

Суффиксы.

Правило-подсказка.

Примеры.

в словах с приставками

из-, до-, с-.

в словах с приставками

в-, на-, за-.

Издавна, досуха, сначала.

Влево, направо, засветло.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Разбор слова по составу ключик замочек теремочик ящичек платочек кошелёчек?

Разбор слова по составу ключик замочек теремочик ящичек платочек кошелёчек.

Основа слова : КЛЮЧИК

Вычисленный способ образования слова : Суффиксальный

Как пишется слово ключик жучок орешек овражек паучок огурчик фартучек язычок ящичек?

Как пишется слово ключик жучок орешек овражек паучок огурчик фартучек язычок ящичек.

Разбор слов замочек, орешек, протекать по составу?

Разбор слов замочек, орешек, протекать по составу.

Орфографический разбор слова платочек?

Орфографический разбор слова платочек.

Орфограммы к словам : замочек, замочки, ключик, ключики, дерево, деревья, друг, друзья, подъезд, подъезды, уголёк, угольки, праздник, праздники, комната, комнаты?

Орфограммы к словам : замочек, замочки, ключик, ключики, дерево, деревья, друг, друзья, подъезд, подъезды, уголёк, угольки, праздник, праздники, комната, комнаты.

(Их выделить большой буквой).

Нужно составить рассказ из следуйщих слов : камушек, сыночек, платочек, пальчик, ключик, сговорились, сплеснул руками, всглянул на?

Нужно составить рассказ из следуйщих слов : камушек, сыночек, платочек, пальчик, ключик, сговорились, сплеснул руками, всглянул на.

Испугался, извержение вулкана.

Фонетический разбор слова ключик?

Фонетический разбор слова ключик.

Исправьте ошибки в словах если они есть пушек дружек горошек орешек снежок кружок замочек ящичек внучок флажок старичок петушек платочек сыночек звоночек кусочек мешок душек порожек щелчок?

Исправьте ошибки в словах если они есть пушек дружек горошек орешек снежок кружок замочек ящичек внучок флажок старичок петушек платочек сыночек звоночек кусочек мешок душек порожек щелчок.

Источник

Как правильно писать ключек или ключик? Почему?

Ключик открыл замочек сразу.

Слово «ключик» произносится с ударным гласным корня:

По этой причине неясно слышится безударный гласный суффикса, из-за чего, собственно говоря, возникает сомнение в написании этого существительного, ключик или «ключек»?

Чтобы выбрать правильный вариант написания слова, воспользуюсь известным правилом орфографии:

образовав форму родительного падежа существительного, посмотрю, сохраняется ли гласный в суффиксе:

Если гласный сохраняется, то это буква «и».

Правильно напишу «ключик», «колокольчик», «рублик».

А вот, изменив слово «замочек» (цена чего? замочка), убеждаюсь, что гласная «е» является беглой, чего не бывает с гласной «и».

и КЛЮЧИК, И ЗАМОЧЕК ПИШУТСЯ СОГЛАСНО пРАВИЛУ, ПРЕПОДАВАЕМОМУ ЧУТЬ ЛИ НЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ. Критерием написания гласной, служит родительный падеж существительного,- выпадает гласная- «е» пишется( нет замочка) остается- » и»,значит-(не видно ключика. )( прошу прощения за заглавные буквы- регистр

Ударение в слове «ключик», на первый слог, получается ударная «ю».

Такое правило, чаще всего необходимо знать, ученикам третьих классов.

В слове «ключик» ударение падает на гласную «ю» в корне слова, а гласная буква в суффиксе «-ик» безударная. Поэтому можно совершить ошибку при написании слова, а для того чтобы проверить написание гласной в суффиксе, вспомним правило.

Слово «ключик» представляет собой существительное, поэтому изменим форму слова, поставив его в родительный падеж. Правилом установлено, что если гласный не выпадет из суффикса, то в нем следует прописывать буковку «и». В родительном падеже форма слова будет такой: «ключИка», что говорит о том, что мы можем уверенно писать в суффиксе «и», а не «е».

Итак, правильное написание слова такое: «ключИка».

Все равно гласная остается безударной, поэтому проверять эту букву нужно правилом:

В данном случае нужно воспользоваться правилом выпадающей гласной. Так вот нужно поставить слово в родительный падеж и если гласная из суффикса выпадает. то нам необходимо писать «е», а если она сохраняется в форме родительного падежа, то напишем с «и». Итак: нет ключика не выпадает, значит пишем ключик.

У Грамоты.ру ответ такой же: очочки.

Слово назовеш* является глаголом. Данный глагол заканчивается на шипящую согласную ш. После шипящих согласных всегда хочется поставить мягкий знак. НуЖно ли его ставить в данном случае?

В русском языке действует ряд правил, касающихся мягкого знака после шипящих. Эти правила касаются разных частей речи, но нас интересует именно глагол.

Поэтому пишем правильно с мягким знаком назовешЬ.

Для того чтобы правильно написать слово «пустошь» вспомним, что оно представляет собой существительное женского рода в единственном числе. В таких существительных в именительном падеже после шипящих всегда проставляется мягкий знак в конце слова. Таким образом, в нашем слове после шипящей «ш» мягкий знак обязателен, а слово правильно пишется так: «пустошЬ».

Кстати, аналогично пишутся с «ь» и другие существительные женского рода, например, такие как «глушь», «ночь», «течь», «печь», «дочь», «ложь», «брошь» и многие другие.

Бородач или бородачь?

Давайте сначала определим, какой частью речи является представленное в вопросе слово.

Далее определим род.

Теперь необходимо вспомнить школьный курс русского языка, где говорится, что существительные мужс. рода, имеющие в основе слова шипящую букву ( в нашем случае «ч» ), всегда пишутся без мягкого знака, например: грач, врач, шантаж, ёж, пляж, мираж, ёрш, торгаш, вираж.

В отличие от существ.-ых женского рода, которые пишутся с «ь»:

роскошь, немощь, упряжь, речь, ложь, вещь, мелочь, помощь, рожь, тишь, ветошь, мышь, ночь, дочь.

Итак, наше слово правильно писать следующим образом: бородач.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Ключик замочек как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Ключик замочек как пишется», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Ключик замочек как пишется:

Прочитайте.
−Ек или −ик?
Ковр..к, замоч..к, клубоч..к, прут..к, луч..к, бараш..к, веноч..к, кармаш..к, ключ..к, внуч..к.
• Обсудите, какие из этих слов имеют суффикс −ек, а какие − суффикс −ик. Какой оттенок значения вносят эти суффиксы в слово?
• Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

reshalka.com

ГДЗ учебник по русскому языку 3 класс Канакина. Правописание частей слова. Упражнение №243

Решение

Коврик (коврики), замочек (замочка), клубочек (клубочка), прутик (прутики), лучик (лучики), барашек (барашка), веночек (веночка), кармашек (кармашка), ключик (ключики), внучек (внучки).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется слово ключевая вода
  • Как пишется слово клюнула
  • Как пишется слово клюквинка или клюквенка
  • Как пишется слово клюквенный напиток
  • Как пишется слово колектив или коллектив