Как пишется слово конспекты

Перейти к содержанию

«Конспект» или «канспект» — как правильно?

На чтение 3 мин Просмотров 59 Опубликовано 12.01.2022

Конспекты знакомы любому студенту и школьнику-старшекласснику. А сегодня, когда учеба стала неотъемлемой частью активной жизни, конспекты старательно пишут и взрослые люди на различных курсах. Как правильно писать в соответствии с нормами русского языка: «конспект» или «канспект»?

Как пишется правильно: «конспект» или «канспект»?

Буква «а» в данном слове недопустима.

Почему правильно только так

Если многие вызывающие сомнения слова можно проверить, изменив форму, то с «конспектом» такой номер не пройдет: слово словарное, его придется запоминать.

Пришло к нам оно из латыни, где писалось так: «conspectus». Означает латинское слово «видение».

Примеры верного написания

«Как только преподаватель вошел в аудиторию, все дружно раскрыли конспекты: Николай Иванович не любил, когда на его занятиях бездельничают».

«Конспектировать материал необходимо: это значительно облегчает процесс восприятия и позволяет запомнить больше нужной информации».

Пример неверного написания

В слове «конспект» на поверку нет ничего сложного: его написание нужно просто запомнить.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. конспе́кт конспе́кты
Р. конспе́кта конспе́ктов
Д. конспе́кту конспе́ктам
В. конспе́кт конспе́кты
Тв. конспе́ктом конспе́ктами
Пр. конспе́кте конспе́ктах

конспе́кт

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -конспект- [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [kɐnˈspʲekt]  мн. ч. [kɐnˈspʲektɨ]

Семантические свойства

Значение

  1. краткое изложение существенного содержания чего-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. частичн.: реферат, резюме, аннотация

Антонимы

Гиперонимы

  1. информация

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: конспективность, конспектирование
  • прилагательные: конспективный
  • глаголы: конспектировать, конспектироваться
  • наречия: конспективно

Этимология

Происходит от лат. conspectus «взор, вид; обозрение», далее из conspicere «глядеть, смотреть; заглядывать», из cum (варианты: com-, con-, cor-) «с, вместе» + specere «смотреть, глядеть», из праиндоевр. *spek- «глядеть». . Русск. конспект заимств. через нем. Konspekt. Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007). См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов
  • Английскийen: summary, synopsis, abstract
  • Испанскийes: resumen, compendio, epítome
  • Итальянскийit: sunto, appunti
  • Китайский (традиц.): 簡介
  • Китайский (упрощ.): 简介
  • Корейскийko: 개요
  • Немецкийde: Inhaltsübersicht, Entwurf
  • Португальскийpt: sinopse
  • Украинскийuk: конспект м.
  • Французскийfr: résumé, abrégé
  • Эсперантоиeo: epitomo
  • Эстонскийet: ülevaade
  • Японскийja: 概要を

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

Украинский

Морфологические и синтаксические свойства

конспект

Существительное.

Корень: .

Произношение

Семантические свойства

Значение

  1. конспект (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от лат. conspectus «взор, вид; обозрение», далее из conspicere «глядеть, смотреть; заглядывать», из cum (варианты: com-, con-, cor-) «с, вместе» + specere «смотреть, глядеть», из праиндоевр. *spek- «глядеть». .

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Библиография

Конспектирование можно отнести к тем умениям, которые достаточно высоко ценятся в образовательных учреждениях. Этот навык является особо важным в учебном процессе, так как обучающимся постоянно необходимы лекции для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам. Поэтому нет ничего странного в появлении вопроса о том, как писать конспект.

Какие цели нужно преследовать?

Для чего может потребоваться умение конспектирования? Следует перечислить основные пункты, которые ответят на этот вопрос.

  1. как писать конспект

    С помощью конспектирования можно научиться обрабатывать большой поток поступающей информации, придав ей совершенно иной вид, преобразив форму и тип.

  2. Посредством конспектирования можно выделить все необходимые данные как в устном, так и в письменном тексте. Соответственно, обучающийся, который знает, как писать конспект, сможет решить учебную или научную задачу.
  3. С помощью конспектирования можно спроектировать модель проблемы, как структурную, так и понятийную.
  4. Конспект позволяет облегчить процесс запоминания текста. Он позволит улучшить умение понимать специальные термины.
  5. Запись лекции в кратком и сжатом виде позволяет набрать достаточный объем информации, необходимый для написания гораздо более сложной работы, которая предстанет в виде докладов, рефератов, дипломных и курсовых работ, диссертаций, статей, книг.

В чем смысл такого понятия?

Прежде чем понять, как писать конспект, надо разобраться, что это такое. Термин включает в себя два корня. Одним из них является слово «кон», означающее начало, сужение области действий, предел. В подобном сужении, сокращении и свертывании поступающих данных и скрыт основной смысл конспектирования.

Под конспектом необходимо понимать вторичное создание источников в совершенно другой форме – свернутой и сжатой. Весь процесс может напоминать такую процедуру, как сепарирование молока, от которого отделяются сливки. В данном случае информация выступает в роли молока, а конспект – в виде сливок. Во всех словарях конспектирование определяется с позиции краткого изложения, краткой записи.

Основные требования, которые необходимо учитывать

Если вы хотите разобраться, как писать конспект, то должны понимать, что далеко не все виды кратких записей могут считаться конспектированием. Под термином подразумевается объединение конкретного плана, выписок и важных тезисов. Главное требование, которое во все времена предъявлялось к конспектам, – запись должна характеризоваться систематичностью, логичностью, связностью. Исходя из этого, можно сказать, что те выписки с несколькими пунктами плана, которые не отражают всей логики определенного произведения, не имеют смысловой связи, не могут считаться конспектом. Это следует понимать. Особенно если вы хотите разобраться, как правильно писать конспект.

Текст может быть использован другими людьми

как правильно писать конспект

Краткая, сжатая, логически предоставленная информация, написанная кем-то одним, может быть использована другими людьми. Это связано с универсальностью данных. В связи с этим можно сказать, что к конспекту можно обратиться даже через некоторое количество лет после его написания, так как он обладает наиболее доступной формой в отличие от других записей. Во время работы с ним очень трудно заблудиться в чьих-то мыслях.

Следует отметить, что если обучающийся хочет впоследствии предоставить кому-то свои конспекты, то он должен более аккуратным образом их вести. Кроме того, это позволит ему самому обратиться к своим записям через некоторое количество лет.

Какие особенности необходимо учесть?

Хотите разобраться, как правильно писать конспект? Тогда надо ознакомиться с некоторыми особенностями его составления.

  1. Для определения полноты раскрытия темы должно хватить беглого просмотра. При этом читающий конспект человек должен понять характер текста, выявить его сложность по наличию специфических терминов. Подобное знакомство с предоставленными в кратком виде данными помогут осознанно сделать выбор в пользу определенного конспекта.
  2. При конспектировании надо тщательно перерабатывать предоставленную информацию. При этом поможет повторное чтение и анализ, при котором можно разделить текст на несколько частей, отделив все ненужное.
  3. В конспекте должны быть выделены главные мысли – тезисы. Понятия, категории, определения, законы и их формулировки, факты и события, доказательства и многое другое. Все это способно выступить в роли тезиса.

Основные характеристики конспекта

как писать конспект по литературе

Хотите понять, как писать конспект по литературе? Для этого вся предоставленная информация должна быть пересказана в связной форме. Однако при этом не надо забывать про такие важные качества, как ясность и краткость. Кроме того, одним из связующих элементов должна выступать внутренняя логика, которая не может быть заменена пространными переходами.

Как уже было сказано, конспект должен обладать обязательной краткостью. И при этом он обязан основываться не только на главных положениях и выводах, но и на фактах. Надо приводить доказательства, примеры. Если утверждение не будет подкрепляться всем этим, то и убедить оно не сможет. Соответственно, его будет очень трудно запомнить.

Поэтому, если вы хотите разобраться, как писать конспект урока, то надо понять, что не только основные положения должны быть записаны. Не надо пытаться избегать повторений. Особенно если они будут подводить к вопросу с другой стороны, или более выразительно его освещать. Это такой своеобразный «аромат стиля», с помощью которого можно более подробно разобраться в предоставленном материале и, соответственно, запомнить его.

Конспектирование условно делится на несколько типов. Следует более подробно поговорить о них.

как писать конспект урока

Как писать план?

Конспект, который называется плановым, легко можно получить. Особенно если предварительно составить план определенного произведения. При этом он может быть сформирован снова, с самого начала. А можно воспользоваться уже ранее спроектированным планом для нового написания конспекта.

На каждый вопрос подобного расписания должна отвечать определенная часть написанного текста. Однако бывают и такие случаи, когда пункт плана не должен сопровождаться какими-либо дополнениями и разъяснениями. Это можно назвать одной из особенностей планового конспекта.

Приобретя специальный навык, можно ответить, к примеру, и на вопрос о том, как писать конспект по истории. Написанный текст будет обладать простотой, краткостью и ясностью по своей основной форме. Такое преимущество также способно помочь в написании доклада и в подоготовке выступлений. Следует также понимать, что конспектирование будет более качественным, если и план будет таковым.

Основным недостатком можно считать тот факт, что работа по подобному конспекту через несколько лет будет достаточно сложной. Это связано с тем, что очень сложно восстановить источники в голове через некоторый период времени.

Записывать цитаты тоже надо уметь

Хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект по литературе? В этом вам поможет текстуальное конспектирование. Оно базируется в основном на цитатах и отрывках. Выписки могут связываться друг с другом посредством логических переходов. Можно также составить план и включить в конспект отдельные тезисы.

Текстуальный конспект способен стать прекрасным источником практически дословных высказываний автора, а также тех фактов, которые были им приведены. Подобное конспектирование наиболее популярно при изучении научных работ, литературной критики.

Конспект подобного рода не является трудносоставимым. Даже несмотря на то, что для его написания требуются определенные навыки, с помощью которых можно быстро выписывать основные цитаты.

как писать план конспект

Если вы хотите ответить на вопрос о том, как писать конспект статьи или литературного произведения, то должны знать об основном недостатке такого вида конспектирования. Оно не будет способствовать активизации внимания и памяти. Автоматическая перепись цитат не способствует усвоению текста, его содержания.

Основной смысл свободного конспектирования

Не знаете, как правильно писать конспект урока? В этом вам поможет составление текста свободного типа. Такой конспект содержит выписки, цитаты и тезисы. Часть его также может быть составлена по определенному плану.

Свободный конспект может быть написан правильно в том случае, если автор умеет самостоятельно, четко и кратко выносить на запись основные положения. Соответственно, требуется более глубокое осмысление предоставленного материала. Такой вид конспекта считается наиболее полноценным. Он в высшей степени сможет поспособствовать качественному усвоению урока. Главная забота учащегося в данной ситуации – правильно осмыслить, а потом четко и логично записать все необходимое.

В чем смысл тематического конспектирования?

как правильно писать конспект урока

С помощью тематического конспекта можно получить полный ответ на сформулированный вопрос-тему. В связи с этим им и было получено такое название. Основной его смысл скрыт в необходимости разработки определенной темы. Для этого могут быть использованы самые разные источники. Тематический конспект может при этом не отображать содержание тех произведений, которые были использованы для его написания.

Конспектирование подобного рода способствует изучению темы, всестороннему анализу. Оно может заметно упростить работу над определенной темой. Однако для этого следует использовать некоторые источники.

Советы, которые требуется учитывать

Если вы не знаете, как писать конспект по параграфу, статье, историческому тексту, литературному произведению и т. д., то необходимо ознакомиться с некоторыми рекомендациями.

Конспектирование должно сопровождаться не только логичным изложением, но и отличной организацией текста. Это может повлиять на содержание записи и на удобное использование ее.

Написанию конспекта, анализу свертываемого текста способны помочь аббревиатуры. Это сокращенные слова и словосочетания, а также знаки, которые могут быть использованы вместо слов.

Заключение

как писать конспект по параграфу

Если вы постигнете особую технику переработки информации, то составить новый документ, который будет логическим, связным, вы сможете легко и просто. Соответственно, вы сможете разобраться, как правильно конспектировать.

  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Как пишут слово правильно: «конспект» или «канспект»?

Правила

В слове «конспект» пишут букву «о» в первом слоге. Безударная непроверяемая гласная повторяет слово «conspectus», что в переводе с латинского языка означает «видение». Слово заимствованное, проверить орфографию невозможно. Слово нужно запомнить или проверять в орфографическом словаре.

Значение слова

«Конспект» — краткое изложение содержания, тетрадь с записями лекций.

Примеры фраз со словом

  • Мне на завтра нужно выучить конспект по новой теме, но осталось совсем мало времени.
  • Возьми свой конспект, у тебя всегда очень хорошие записи.
  • Нам нужен такой конспект, в котором будет хорошо записана тема, иначе мы не сможем выучить.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Обновлено: 04.03.2023

консп е кт, конспекта, муж. (лат. conspectus — обзор) (книж.). Краткое изложение существенного содержания чего-нибудь. Конспект лекций. Набросать конспект статьи.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста). Цель этой деятельности — выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя К. от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.

по объему (по степени сжатия): краткие, подробные (или раз

вернутые) и смешанные. Для краткого К. отбираются лишь самые

важные положения, факты; в подробном К. фиксируются также

доказательства выдвинутых положений, пояснения, иллюстративные материалы; смешанный К. предполагает совмещение того или

другого способа предъявления информации, но допускает изложение некоторых элементов первоисточника в виде пунктов плана, тезисов, схемы и т. п.;

по количеству перерабатываемых источников: монографические (составленные по одному источнику) и сводные (или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему);

по степени эквивалентности первоисточнику: интегральный и селективный. Интегральный К. передает все основные положения и

важнейшие смысловые связи, т. е. всю смысловую сетку первоисточника. Селективный К. включает отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в

совокупности не отражающие основных положений первоисточника. Селективный К. носит индивидуальный характер, отражает конкретные потребности составителя в той или иной информации.

К. может быть составлен для личного пользования (для себя) и для других.

Лит.: Кузнецова Л.М. Методика обучения иностранных учащихся конспектированию печатных текстов. — М., 1983; Павлова В.П. Обучение конспектированию. — М., 1989.

В.Ю. Выборнова

Словарь лингвистических терминов

(лат. conspektus обзор)

1) Краткое изложение, запись к.-л. сочинения, лекции, речи и др.;

2) одна из трансформаций текста, передающая его в сжатом виде. Один из видов изложений учащихся. Суть работы заключается в том, что в ходе чтения текста ученик письменно излагает краткое содержание предложенной для работы статьи.

Толковый переводоведческий словарь

стимулирует несколько мыслей, переданных рядом фраз и извлекает из них главное, наиболее существенное. Переводчик не должен заниматься отбором «главных» мыслей, отбрасывая целые фразы. Он должен находить более краткие формулировки высказываний, но обязан передать слушателям все оттенки каждой выраженной мысли (но не каждого слова). Для этого служат записи в последовательном переводе.

(лат., от conspicere — смотреть, усматривать). Род обозрения или сжатое содержание какого-либо сочинения или книги.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

сокращенное изложение самого существенного, краткий обзор содержания к.-н. сочинения или научного предмета.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

(лат. conspectus обзор) краткое письменное изложение содержания чего-л. (лекции, речи, работы и т. п.).

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

конспекта, м. [ латин. conspectus – обзор ] (книжн.). Краткое изложение существенного содержания чего-н. Конспект лекций. Набросать конспект статьи.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

Полезное

Смотреть что такое «КОНСПЕКТ» в других словарях:

КОНСПЕКТ — КОНСПЕКТ, конспекта, муж. (лат. conspectus обзор) (книжн.). Краткое изложение существенного содержания чего нибудь. Конспект лекций. Набросать конспект статьи. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

конспект — программа, план, реферат, резюме, аннотация; изложение, запись, абреже, компендиум Словарь русских синонимов. конспект компендиум (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

КОНСПЕКТ — (от лат. conspectus обзор) краткое изложение, запись содержания какого либо сочинения, доклада … Большой Энциклопедический словарь

КОНСПЕКТ — КОНСПЕКТ, а, муж. Краткое изложение или краткая запись содержания чего н. К. лекции. | прил. конспектный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КОНСПЕКТ — муж., лат. программа, обозренье, оглавленье, обзор на письме предметов или содержанья сочинения, предприятия. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

конспект — КОНСПЕКТ1, а, м Письменный текст, представляющий собой краткое изложение или краткую запись содержания чего л. Для наиболее важных работ я пишу конспект, а затем критический разбор (В. Аст.). КОНСПЕКТ2, а, м Часть текста, относительно законченная … Толковый словарь русских существительных

КОНСПЕКТ — Писать во сне какой то конспект означает, что вскоре вам придется вплотную встретиться с трудностями из за плохого знания иностранных языков. Читать конспект – обновите в памяти знания, которые вы уже изрядно забыли. Сжигать во сне свои… … Сонник Мельникова

конспект — а; м. [от лат. conspectus обзор] Краткое письменное изложение или краткая запись содержания чего л. К. лекции. К. книги. Составить к. * * * конспект (от лат. conspectus обзор), краткое изложение, запись содержания какого либо сочинения, доклада … Энциклопедический словарь

консп е кт, конспекта, муж. (лат. conspectus — обзор) (книж.). Краткое изложение существенного содержания чего-нибудь. Конспект лекций. Набросать конспект статьи.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста). Цель этой деятельности — выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя К. от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.

по объему (по степени сжатия): краткие, подробные (или раз

вернутые) и смешанные. Для краткого К. отбираются лишь самые

важные положения, факты; в подробном К. фиксируются также

доказательства выдвинутых положений, пояснения, иллюстративные материалы; смешанный К. предполагает совмещение того или

другого способа предъявления информации, но допускает изложение некоторых элементов первоисточника в виде пунктов плана, тезисов, схемы и т. п.;

по количеству перерабатываемых источников: монографические (составленные по одному источнику) и сводные (или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему);

по степени эквивалентности первоисточнику: интегральный и селективный. Интегральный К. передает все основные положения и

важнейшие смысловые связи, т. е. всю смысловую сетку первоисточника. Селективный К. включает отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в

совокупности не отражающие основных положений первоисточника. Селективный К. носит индивидуальный характер, отражает конкретные потребности составителя в той или иной информации.

К. может быть составлен для личного пользования (для себя) и для других.

Лит.: Кузнецова Л.М. Методика обучения иностранных учащихся конспектированию печатных текстов. — М., 1983; Павлова В.П. Обучение конспектированию. — М., 1989.

В.Ю. Выборнова

Словарь лингвистических терминов

(лат. conspektus обзор)

1) Краткое изложение, запись к.-л. сочинения, лекции, речи и др.;

2) одна из трансформаций текста, передающая его в сжатом виде. Один из видов изложений учащихся. Суть работы заключается в том, что в ходе чтения текста ученик письменно излагает краткое содержание предложенной для работы статьи.

Толковый переводоведческий словарь

стимулирует несколько мыслей, переданных рядом фраз и извлекает из них главное, наиболее существенное. Переводчик не должен заниматься отбором «главных» мыслей, отбрасывая целые фразы. Он должен находить более краткие формулировки высказываний, но обязан передать слушателям все оттенки каждой выраженной мысли (но не каждого слова). Для этого служат записи в последовательном переводе.

Читайте также:

      

  • Екі айнымалысы бар теңдеулер конспект
  •   

  • Переселение казаков на кубань 3 класс конспект
  •   

  • Что это за листья что такое хвоинки конспект и презентация 1 класс плешаков
  •   

  • Конспект по баскетболу для студентов
  •   

  • Конспект урока английского языка в начальной школе по фгос

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется слово консолидатор
  • Как пишется слово консервная банка
  • Как пишется слово консервировать
  • Как пишется слово консервированный
  • Как пишется слово консерватория