Какая форма слова»мелешь» или «мелишь» является верной?
Какую гласную выбрать при написании безударного личного окончания глагола— И или Е?
Такие вопросы, хоть иногда, но задает себе каждый пишущий человек.
Читайте в статье
- Как правильно пишется?
- Какое правило применяется?
- Примеры предложений
- Неправильное написание
Как правильно пишется?
Безошибочными являются два варианта правописания анализируемой лексемы. Выбор зависит от спряжения глагола.
«Мелешь»—глагол I спряжения в значениях «дробить зерно», «болтать чепуху».
«Мелишь»—глагол II спряжения, имеющий значение «натирать мелом».
Какое правило применяется?
Если глагол I спряжения, то пишется окончание «ешь», если II спряжения—»ишь».
Начальная форма от глагола «мелешь»—»молоть». Оканчивается на «оть», I спряжение. Значит, пишется «е».
Неопределенная форма языковой единицы «мелишь»—» мелить». Оканчивается на «ить», II спряжение. Значит, — «и».
Примеры предложений
- «Не нравится мне, когда ты языком мелешь», — отчитывала мать сына.
- «Ты мелишь пуговицы неправильно, они не будут блестеть»,- учил дед внука.
Неправильное написание
Оба варианта написания могут быть ошибочными, если лексическое значение слова и спряжение глагола определены неверно.
Не разберетесь, как писать «мелишь» или «мелешь»? Нам следует воспользоваться толковыми словарями, что увидеть разницу между представленными вариантами, и применить для каждого из них простое орфографическое правило. Начнем по порядку.
Как правильно пишется
Обе глагольные форы являются нормативными, но обозначают они разные действия – мелишь и мелешь.
Какое правило применяется
Нас интересует гласная, которая находится в личном окончании глагола. Ее написание зависит от спряжения глагола. Если мы имеем дело с глаголом I спр., то выбираем окончание «ешь», если с глаголом II спр, то – «ишь». Перед нами формы двух разных глаголов. С гласной «е» пишется форма глагола «молоть» (измельчать), так как он относится к I спр. С буквой «и» пишем форму глагола «мелить» (натирать мелом), в этом случае мы имеем дело со II спр. То есть выбор будет зависеть от лексического значения слова.
Примеры предложений
- Ты неправильно мелешь кофе, давай я сам это сделаю.
- Почему ты не мелишь кий?
Проверь себя: «Камуфляж» или «комуфляж» как пишется?
Как неправильно писать
Оба варианта написания могут быть неправильными, в зависимости от значения слова.
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Какая форма слова»мелешь» или «мелишь» является верной?
Какую гласную выбрать при написании безударного личного окончания глагола— И или Е?
Такие вопросы, хоть иногда, но задает себе каждый пишущий человек.
Как правильно пишется?
Безошибочными являются два варианта правописания анализируемой лексемы. Выбор зависит от спряжения глагола.
«Мелешь»—глагол I спряжения в значениях «дробить зерно», «болтать чепуху».
«Мелишь»—глагол II спряжения, имеющий значение «натирать мелом».
Какое правило применяется?
Если глагол I спряжения, то пишется окончание «ешь», если II спряжения—»ишь».
Начальная форма от глагола «мелешь»—»молоть». Оканчивается на «оть», I спряжение. Значит, пишется «е».
Неопределенная форма языковой единицы «мелишь»—» мелить». Оканчивается на «ить», II спряжение. Значит, — «и».
Примеры предложений
- «Не нравится мне, когда ты языком мелешь», — отчитывала мать сына.
- «Ты мелишь пуговицы неправильно, они не будут блестеть»,- учил дед внука.
Неправильное написание
Оба варианта написания могут быть ошибочными, если лексическое значение слова и спряжение глагола определены неверно.
Please verify before continuing
Если вы все еще сомневаетесь, как пишется слово «Мелишь» или «мелешь»
, то знайте — правильное написание слова:
Обе глагольные форы являются нормативными, но обозначают они разные действия – мелишь и мелешь.
Слово «мелете» правильно пишется с буквой «е» в безударном окончании как форма 2 лица настоящего времени глагола «молоть». Форма повелительного наклонения глагола «мелите» пишется с буквой «и».
В русском языке существуют оба слова. Они являются разными грамматическими формами одного и того же глагола «молоть». Выясним, когда правильно пишется «мелете» или «мелите».
Слово «мелете» правильно пишется с «е»
Вы мелете кофе в ручной мельнице?
Это слово обозначает действие и отвечает на вопрос: что делаете?
Это грамматические признаки формы 2 лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения глагола несовершенного вида.
Определим его морфемный состав:
ме́лете — корень/окончание
Это слово имеет начальную форму «молоть». Чтобы понять, какую букву, «е» или «и», выбрать в его безударном окончании, определим спряжение глагола. С этой целью обратимся к его начальной форме «молоть». Этот инфинитив заканчивается на -оть.
Следовательно, он изменяется по лицам и числам как глагол первого спряжения:
- 1 лицо я мелю́ — мы ме́лем
- 2 лицо ты ме́лешь — вы ме́лете
- 3 лицо он ме́лет — они ме́лют.
Слово «мелите» пишется с «и»
Отличаем форму 2 лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения от слова «мелите». Его можно употребить вот в такой речевой ситуации:
Побыстрее мели́те кофе! Все гости хотят выпить по чашечке этого напитка.
Это тоже форма 2 лица множественного числа глагола «молоть», но другая. Это слово выражает повеление, просьбу или приказ. Оно находится в форме повелительного наклонения:
- ты (что делай?) мели;
- вы (что делайте?) мелите.
Морфемный состав этого слова иной:
мели́те — корень/суффикс/постфикс.
Ударный суффикс, обозначенный буквой «и», не доставит затруднения в написании.
Эти глагольные формы отличаются своим произношением. Ударение ставится на разные слоги:
ме́лете и мели́те.
Сравним:
Вы ме́лете пшеничное зерно на муку? — Мели́те зерно поживее!
Аналогично в контексте различаем формы глаголов:
- пи́шете — пиши́те;
- сте́лете — стели́те;
- колы́шете — колыши́те.
Что вы там пи́шете? — Пиши́те заголовок большими буквами!
Вы сте́лете скатерть на стол? — Стели́те постель!
Колы́шете малыша, а он все не спит? — Колыши́те люльку медленнее!
Итак, в зависимости от смысла высказывания выберем слова «мелите» и «мелете».
Перейти к контенту
Содержание
- Как правильно пишется
- Какое правило применяется
- Примеры предложений
- Как неправильно писать
Не разберетесь, как писать «мелишь» или «мелешь»? Нам следует воспользоваться толковыми словарями, что увидеть разницу между представленными вариантами, и применить для каждого из них простое орфографическое правило. Начнем по порядку.
Как правильно пишется
Обе глагольные форы являются нормативными, но обозначают они разные действия – мелишь и мелешь.
Какое правило применяется
Нас интересует гласная, которая находится в личном окончании глагола. Ее написание зависит от спряжения глагола. Если мы имеем дело с глаголом I спр., то выбираем окончание «ешь», если с глаголом II спр, то – «ишь». Перед нами формы двух разных глаголов. С гласной «е» пишется форма глагола «молоть» (измельчать), так как он относится к I спр. С буквой «и» пишем форму глагола «мелить» (натирать мелом), в этом случае мы имеем дело со II спр. То есть выбор будет зависеть от лексического значения слова.
Примеры предложений
- Ты неправильно мелешь кофе, давай я сам это сделаю.
- Почему ты не мелишь кий?
Проверь себя: «Камуфляж» или «комуфляж» как пишется?
Как неправильно писать
Оба варианта написания могут быть неправильными, в зависимости от значения слова.
( 10 оценок, среднее 3.3 из 5 )
Русский
мелить I
Морфологические и синтаксические свойства
наст. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | мелю́ | мели́л мели́ла |
— |
Ты | мели́шь | мели́л мели́ла |
мели́ |
Он Она Оно |
мели́т | мели́л мели́ла мели́ло |
— |
Мы | мели́м | мели́ли | — |
Вы | мели́те | мели́ли | мели́те |
Они | меля́т | мели́ли | — |
Пр. действ. наст. | меля́щий | ||
Пр. действ. прош. | мели́вший | ||
Деепр. наст. | меля́ | ||
Деепр. прош. | мели́в, мели́вши | ||
Пр. страд. наст. | мели́мый | ||
Пр. страд. прош. | мелённый | ||
Будущее | буду/будешь… мели́ть |
ме—ли́ть
Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4b.
Корень: -мел-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.
Произношение
- МФА: [mʲɪˈlʲitʲ]
Семантические свойства
Значение
- разг. натирать, мазать мелом ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство | |
|
Этимология
Происходит от сущ. мел, далее из праслав. *mělъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. мѣлъ, ст.-слав. мѣлъ (ἄσβεστος; Супр.), русск., белор. мел, др.-сербск. мѣль, словенск. mе̑l ж., диал. mȋl м., ж. «землистый рухляк», польск. miał «пыль, порошок; (стар.) мел», н.-луж. měł «крахмал», měłnу «тонкий, мелкий». Вероятно, долгая ступень от мелю́, моло́ть; родственно ме́лкий. Ср. нов.-в.-нем. силез. mālen, mōlen «сыпаться, подобно муке», dеr Sand malt «песок сыплется», mālе ж. «дорожная пыль». Сюда же, возм., лит. smėlỹs (род. п. smė̃liо) «песок», smiltìs — то же. Напротив, лит. mólis, латышск. mãls «глина», которое сближали с мел, вероятно, связано с мали́на и родственными. Трудно судить об отношении слав. mělъ к лит. miẽlas «гипс», жем. mė̃ils, mī̃ls, латышск. mièles «дрожжевой осадок», которые, вполне возм., и не заимств. из слав.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Список переводов | |
Анаграммы
- емлить, милеть
мелить II
Морфологические и синтаксические свойства
наст. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | мелю́ | мели́л мели́ла |
— |
Ты | мели́шь | мели́л мели́ла |
мели́ |
Он Она Оно |
мели́т | мели́л мели́ла мели́ло |
— |
Мы | мели́м | мели́ли | — |
Вы | мели́те | мели́ли | мели́те |
Они | меля́т | мели́ли | — |
Пр. действ. наст. | меля́щий | ||
Пр. действ. прош. | мели́вший | ||
Деепр. наст. | меля́ | ||
Деепр. прош. | мели́в, мели́вши | ||
Пр. страд. наст. | мели́мый | ||
Пр. страд. прош. | мелённый | ||
Будущее | буду/будешь… мели́ть |
ме—ли́ть
Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4b.
Корень: -мел-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.
Произношение
- МФА: [mʲɪˈlʲitʲ]
Семантические свойства
Значение
- прост. делать мелким; дробить, крошить; мельчить ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- перен. представлять что-либо недостаточно глубоко, придавая значение мелочам, деталям в ущерб основному и существенному ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- изображать слишком мелко на письме ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
- мельчить
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство | |
|
Этимология
Происходит от прил. мелкий, далее из праслав. *mělъkъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., церк.-слав. мѣлъкъ, русск. мелкий, укр. мiлки́й, мiло нареч. «мелко», сербохорв. стар. миоки «мелкий, неглубокий», словенск. mȋɫkа «мелкий речной песок», чешск. mělký «мелкий, неглубокий», словацк. melký, польск. miałki, в.-луж. miłki «неглубокий», н.-луж. mjałki, měłki; восходит к праиндоевр. *molǝ-. Вероятно, от мелю́, молоть с удлинением вокализма. Также сближают с лит. máila, maĩlius «мальки», латышск. maĩle «елец, Alburnus lucidus; мелкая рыба». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Список переводов | |
Библиография
Правильный вариант написания слова: мелишь
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
- в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
- Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
- Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова мелишь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: мелить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Похожие слова
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
- Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.
Как пишется: «мелишь» или «мелешь»?
мелишь мелом
мелешь чепуху
мелишь чепуху
мелиш
мелеш
Правило
Оба варианта написания глагола являются литературно верными: «мелишь» и «мелешь». Выбор зависит от лексического значения, которое можно определить по контексту.
Значение слова
Мелишь – форма второго лица единственного числа настоящего времени глагола «мелить», который употребляют в значении «натирать, мазать мелом; делать мелким, крошить; изображать слишком мелко на письме».
Мелешь – форма второго лица единственного числа настоящего времени глагола «молоть», который употребляют в значении «превращать в муку, порошок; измельчать; говорить что-нибудь вздорное».
Примеры
- Зря ты мелишь забор, скоро дождь пойдёт.
- Ты как выпьешь, такую чепуху мелешь!
- Ты недостаточно мелко мелешь зёрна кофе, он будет плохо завариваться.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
- Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.
Перейти к содержанию
“Мелишь” или “мелешь”: как пишется слово?
На чтение 1 мин Просмотров 7
Какая форма слова”мелешь” или “мелишь” является верной?
Какую гласную выбрать при написании безударного личного окончания глагола— И или Е?
Такие вопросы, хоть иногда, но задает себе каждый пишущий человек.
Как правильно пишется?
Безошибочными являются два варианта правописания анализируемой лексемы. Выбор зависит от спряжения глагола.
“Мелешь”—глагол I спряжения в значениях “дробить зерно”, “болтать чепуху”.
“Мелишь”—глагол II спряжения, имеющий значение “натирать мелом”.
Какое правило применяется?
Если глагол I спряжения, то пишется окончание “ешь”, если II спряжения—”ишь”.
Начальная форма от глагола “мелешь”—”молоть”. Оканчивается на “оть”, I спряжение. Значит, пишется “е”.
Неопределенная форма языковой единицы “мелишь”—” мелить”. Оканчивается на “ить”, II спряжение. Значит, — “и”.
Примеры предложений
- “Не нравится мне, когда ты языком мелешь”, – отчитывала мать сына.
- “Ты мелишь пуговицы неправильно, они не будут блестеть”,- учил дед внука.
Похожая статья «По-своему» или «по своему»: как пишется слово?
Неправильное написание
Оба варианта написания могут быть ошибочными, если лексическое значение слова и спряжение глагола определены неверно.
Беликова Ирина
Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».