Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Как правильно пишится: моного училищь или много училищ? …» по предмету 📘 Русский язык, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы
Ответ или решение1
Слово «училищ» пишем без мягкого знака. Согласно правила, мягкий знак после букв ж, ч, ш, щ пишем только у имен существительных третьего склонения, а имена существительные первого и второго склонения с шипящими на конце пишем без мягкого знака. Слово «училищ» — это множественное число в форме родительного падежа слова «училище». Слово «училище» относится ко второму склонению (средний род, окончание на -е), потому при склонении во множественном числе в родительном падеже мягкий знак не пишется. Ответ: училищ.
Знаешь ответ?
Как написать хороший ответ?Как написать хороший ответ?
Будьте внимательны!
- Копировать с других сайтов запрещено. Стикеры и подарки за такие ответы не начисляются. Используй свои знания.
- Публикуются только развернутые объяснения. Ответ не может быть меньше 50 символов!
Хочешь выучивать по 10 английских слов в день?
Выбирай верные определения слов и продвигайся в рейтинге игроков. Чем больше слов запоминаешь, тем выше результат!
Играть!
тома
Просветленный
(21838)
9 лет назад
Если вам надо написать слово в родительном падеже, то всегда мысленно подставляйте словечко «НЕТ»
НЕТ училища ед. ч.
НЕТ училищ мн. ч.
На чтение 3 мин Просмотров 42 Опубликовано 29.01.2022
Многие задаются вопросом, как правильно пишется слово – «училищ» или «училищь»? Давайте узнаем об этом.
Как пишется правильно: «училищ» или «училищь»?
Запомните, что в окончании данного слова мягкий знак не нужен.
Какое правило
Для начала разберёмся, что за слово перед нами. Много чего? Училищ. Вопрос подразумевает, что это – форма родительного падежа существительного «училище» во множественном числе. Грамматические правила на этот счёт однозначны: на конце существительных указанной формы мягкий знак никогда не пишется. Единственным поводом для литеры «ь» после «щ» мог быть случай, если бы слово являлось существительным женского рода единственного числа в именительном падеже («вещь», «помощь»). У нас же – совсем иная лексема. Аналогичные примеры – «водохранилищ», «капищ», «рощ» – только укрепляют в уверенности написания без мягкого знака.
Примеры предложений
- Этот университет признаёт дипломы далеко не всех профтехнических училищ.
- На массовые протесты вышли студенты всех городских училищ.
- Ну, простите, неотёсанные мы, глупые, голь и босота, университетов и училищ не заканчивали!
Ошибочное написание
→
училищ — существительное, родительный п., мн. ч.
Часть речи: существительное
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Перейти к содержанию
«Училищ» или «училищь» — как правильно?
На чтение 3 мин Просмотров 584 Опубликовано 29.01.2022
Многие задаются вопросом, как правильно пишется слово – «училищ» или «училищь»? Давайте узнаем об этом.
Как пишется правильно: «училищ» или «училищь»?
Запомните, что в окончании данного слова мягкий знак не нужен.
Какое правило
Для начала разберёмся, что за слово перед нами. Много чего? Училищ. Вопрос подразумевает, что это – форма родительного падежа существительного «училище» во множественном числе. Грамматические правила на этот счёт однозначны: на конце существительных указанной формы мягкий знак никогда не пишется. Единственным поводом для литеры «ь» после «щ» мог быть случай, если бы слово являлось существительным женского рода единственного числа в именительном падеже («вещь», «помощь»). У нас же – совсем иная лексема. Аналогичные примеры – «водохранилищ», «капищ», «рощ» – только укрепляют в уверенности написания без мягкого знака.
Примеры предложений
- Этот университет признаёт дипломы далеко не всех профтехнических училищ.
- На массовые протесты вышли студенты всех городских училищ.
- Ну, простите, неотёсанные мы, глупые, голь и босота, университетов и училищ не заканчивали!
Ошибочное написание
Морфемный разбор слова:
Однокоренные слова к слову:
Как правильно писать: училищ или училищь? Объясните?
В родительном падеже, во множественном числе: пишется мягкий знак или нет?
Училищ_ или училищь?
Это слово является существительным, стоит в родительном падеже, во множественном числе, а согласно правила русского языка, слова, в основе имеющие шипящую на конце, пишутся без мягкого знака, соответственно и данное слово тоже, как и задач_, туч_ или рощ_.
Правильный ответ: УЧИЛИЩ.
Этому есть историческое объяснение, связанное с морфемикой и словообразованием.
Суффикс «-ей-(еj) в словах «ворожея» (ворож/е[й/а] и «швея» (шв/е[й/а]) является непродуктивным, более древним.
С развитием языка более активный и продуктивный суффикс «-ец-» стал доминирующим.
Немного интересной и важной информации.
Синонимичные формы зафиксированы во фразелогических оборотах, напр.:
В ономастике синонимичный суффикс видим и в фамилии Швецов.
См. словарь С. Ушакова:
У существительного женского рода «ворожея» есть вариант мужского рода: ворожей.
Источник
Морфологический разбор «много училищ»
Морфологический разбор «много»:
Грамматический разбор
Грамматический разбор
Морфологический разбор «училищ»:
«Училищ»
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Морфологический разбор «много училищ»
Фонетический разбор «много училищ»
Карточка «много училищ»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
Источник
Поиск ответа
Добрый день. Удваивается ли с в слове энгельский? (Энгельсское военное авиационн ое училище или Энгельское)
Ответ справочной службы русского языка
Орфографический словарь
э нгельсовский ( от Э нгельс, фамилия)
э нгельсский ( от Э нгельс, город)
Ответ справочной службы русского языка
Корректно написание со строчной.
Помогите мне, пожалуйста, разобраться, как правильно писать «суворовск ое училище «? Со строчной или с прописной? И почему?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: Суворовск ое училище (но: Московское суворовское военн ое училище ). С прописной буквы пишется первое слово названия.
Ответ справочной службы русского языка
Аббревиатура ПТУ (профессионально-техническ ое училище ) пишется прописными.
Добрый день, правильно ли расставлены прописные буквы? Над нахимовским училищем в Севастополе подняли российский и Андреевский флаги. Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно написать? Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональн ое училище №.. Московской области или Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональн ое училище №.. Московской области?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональн ое училище №.. Московской области».
Ответ справочной службы русского языка
Верно написание строчными буквами. Предпочтительно: я родил а сь (но: в лесу род и лась елочка, два года подряд род и лась пшеница; каждый день у него род и лась новая идея ).
В названии учреждения «Государственн ое училище олимпийского резерва г. Самары» пишется в г. Самара или г. Самары
Ответ справочной службы русского языка
Источник
«Учащийся» или «учащейся»: какое из этих слов написано правильно?
Правила орфографии, которые каждый из нас изучает еще в школе, являются основой грамотной письменной речи. Разберемся с тем, как правильно пишется «учащийся» или «учащейся», рассмотрим морфемный состав и примеры предложений с этими словами.
Какое из этих слов написано правильно?
Оба слова написаны верно. Единственная разница заключается в том, что они соответствуют разным родам и падежам. «Учащийся» − это мужской род, а «учащейся» − женский.
Оба слова являются причастиями, но при построении предложений, в зависимости от контекста, больше используются как существительные. В составе этих слов необходимо уделить внимание их окончанию, поскольку «ий» и «ей» являются правильным написанием, но меняют род и падеж.
Таким образом, обе словоформы обозначают одно и то же действие для мужского либо женского рода. Их можно сравнить с похожими по значению словами, например, трудящийся мужчина помог освоить новую профессию трудящейся женщине. Благодаря этому получится подобрать правильную словоформу, согласно признакам, которые определяют род и падеж.
Морфемный разбор слов «учащийся» и «учащейся»
Перейдем к морфемному анализу слов. Начнем с «учащийся»:
Аналогичное действие проделаем со словом «учащейся»:
Как видно, оба слова имеют одинаковое морфемное строение, различающиеся при этом окончаниями «ий» и «ей».
В каких случаях пишут «учащийся»?
Причастие относится к мужскому роду, поэтому словом «учащийся» можно охарактеризовать ученика, студента, стажера, помощника мастера и т.д.
Если верить лингвистической статистике, это слово не является часто используемым, ввиду чего оно может быть написано с грамматическими ошибками либо неправильно определенным родом.
Примеры предложений
Приведем несколько простых примеров предложений с вхождением слова «учащийся»:
В каких случаях пишут «учащейся»?
Слово «учащейся» также является правильно написанным.
Причастие относится к женскому роду, им обозначают студентку, ученицу, помощницу и т.д.
Очень часто слово путают с мужским родом и вместо правильного написания «учащийся» пишут «учащейся». В этом случае следует быть внимательным и не путать окончания.
Примеры предложений
Приведем несколько предложений, в которых встречается слово «учащейся»:
Ошибочное написание слов «учащийся» и «учащейся»
Самыми распространенными ошибками при написании этих причастий являются следующие: учасчийся, учасщаяся. Также часто путается род этих слов, в результате чего полностью меняется смысл предложения.
Как видим, оба слова написаны правильно. Единственная разница заключается в том, что они имеют разные падежи и относятся к мужскому и женскому роду.
Источник
Поиск ответа
Ответ справочной службы русского языка
Согласно толковому словарю, глагол стучаться имеет значения «ударяться, стукаться обо что-либо» и «ударять (в дверь, окно и т. п.), стуком выражая просьбу впустить куда-л. или вызвать хозяев».
Значение «сильно биться, пульсировать» есть только у глагола стучать. Поэтому, действительно, верно: сердца стучат.
Ответ справочной службы русского языка
Однозначно могут быть поняты следующие конструкции: В классе десять процентов детей больны; Количество больных учеников в классе составляет десять процентов от численности класса.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, ответ на такой вопрос. Как правильно написать данное предложение: «В Кировской области учатся /учится около 530 иностранных студентов.»
Ответ справочной службы русского языка
Оба варианта корректны, однако более употребительна форма ед. ч.
Здарвствуйте! Прочитал разделы по моему вопросу здесь http://new.gramota.ru/spravka/letters/64-bolshinstvo, но полной ясности нет. Какой вариант предпочтительнее для отчёта по учебной практике (это общие сведения о школе): «В школе учится 334 ребёнка» или «В школе учатся 334 ребёнка». Как я понял, вариант с «учится» предпочтительнее, так как смысловой акцент должен быть на количестве детей.
Ответ справочной службы русского языка
Предпочтительнее первый вариант (учится), так как здесь скорее говорится о совместном, а не о раздельном действии.
Ответ справочной службы русского языка
Вы правы: прописные буквы — это большие буквы. В качестве аргумента можно использовать словари.
Здравствуйте. Как верно: «те, кто учатся » или «те, кто учится»?
Ответ справочной службы русского языка
Возможны оба варианта, но более употребительно согласование в ед. ч.
Нужно ли тире: Мероприятия, в которых ребята учатся пожарному мастерству, (-) очень важное и полезное дело.
Ответ справочной службы русского языка
Тире нужно. Обратите внимание, что предлог в использован некорректно. Возможный вариант: мероприятия, на которых.
В институте учатся около 1 400 студентов. Правильно ли здесь сказуемое стоит в форме множественного числа? Или все же нужно написать «учится»?
Ответ справочной службы русского языка
Здесь возможно и единственное, и множественное число сказуемого.
Подскажите, пожалуйста, обосабливается ли здесь деепричастный оборот: «Дети учаться формировать социальные навыки (,) общаясь с другими детьми.»
Ответ справочной службы русского языка
Деепричастный оборот обособляется. Слово учатся пишется без мягкого знака.
Подскажите, пожалуйста, знак препинания после перечисления в моём случае. Насколько я знаю, если после перечисления предложение продолжается, то нужно ставить тире. Но в моём случае присоединяется придаточное предложение, поэтому я поставила запятую. А может, нужно запятую с тире?
«В состав университета входят четыре учебных комплекса: Сянлинь, Саньпайлоу, Соцзиньцунь и Цзяннин, где обучается около 30 000 студентов».
Ответ справочной службы русского языка
Если по условиям контекста после однородных членов предложения требуется постановка запятой, то она ставится, а тире или ставится, или опускается. В данном случае мы рекомендуем поставить запятую с тире. Так читателю будет ясно, что 30 000 студентов учатся во всех четырех комплексах, а не в последнем из перечисленных.
Ответ справочной службы русского языка
Выражение, о котором Вы говорите, – нефть марки Brent. Brent – это имя собственное, название одной из основных марок нефти. Слово бренд (англ. brand) ‘торговая марка’ здесь ни при чем.
Насколько здесь оправданна запятая: Важно то, что они учатся (,) и учатся выражать свои мысли.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте,
Подскажите, пожалуйста, корректна ли фраза «учителя проходят обучение технологии высаживания деревьев»? Возможны ли другие варианты, например: «обучаются технологии» либо «проходят обучение по технологии»? Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Я китайский преподаватель русского языка. Недавно мне задали вопрос, в предложении «два новых студента ______в аудитории. (сидит, сидят)»я думаю, два ответа правильно, почему правильный ответ «сидят», а не сидят? такие предложения бывают. например: много студентов учится хорошо. около тысячи преподавателей здесь работает. большенство студентов учатся старательно. я не могу точно объяснить студентам, когда сказуемое употребляется единственным числом, когда множественным числом. помогите, пожалуйста. жду ваш ответ. большое спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Пожалуйста, обратитесь к соответствующей статье в «Письмовнике».
Добрый день!
Скажите, пожалуйста, корректно ли говорить «мой бывший одноклассник», если речь идет о людях, уже окончивших школу? Нет ли здесь плеоназма: раз люди уже не учатся в школе, то само собой разумеется, что они бывшие одноклассники.
Большое спасибо за ответ!
Ответ справочной службы русского языка
Бывшим одноклассником можно назвать такого человека, который в настоящее время учится в другом классе (перешел, переведен в другой класс). По отношению к людям, окончившим школу, такое словоупотребление не вполне верно, хотя и встречается в разговорной речи.
Источник
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Много училищ как пишется правильно, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Много училищ как пишется правильно», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.
Склонение слова «училищь»
училищь — имя существительное, единственное число, женкий род, неодушевленное, 3-е склонение.
Слово изменяется по падежам в единственном и во множественном числе.
Падеж | Вопрос | Единственное числоЕд.ч. | Множественное числоМн.ч. |
---|---|---|---|
ИменительныйИм. | что? | училищь | училищи |
РодительныйРод. | чего? | училищи | училищей |
ДательныйДат. | чему? | училищи | училищам |
ВинительныйВин. | что? | училищь | училищи |
ТворительныйТв. | чем? | училищью | училищами |
ПредложныйПред. | о чём? | училищи | училищах |
Склонение существительного «училище»
Существительное «учи́лище» (неод.)
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? |
учи́лище | учи́лища |
Родительный Кого? Чего? |
учи́лища | учи́лищ |
Дательный Кому? Чему? |
учи́лищу | учи́лищам |
Винительный (неод.) Кого? Что? |
учи́лище | учи́лища |
Творительный Кем? Чем? |
учи́лищем | учи́лищами |
Предложный О ком? О чём? |
учи́лище | учи́лищах |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: паркер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «училище»
Синонимы к слову «училище»
Предложения со словом «училище»
- Военное училище окончил по первому разряду, получив по всем предметам высший балл, то есть 12 баллов.
- Она окончила реальное училище и несколько классов музыкальной школы.
- Хотела в музыкальное училище поступать, потом передумала, всё-таки не высшее образование.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «училище»
- Вязмитинов был сын писца из губернского правления; воспитывался в училище детей канцелярских служителей, потом в числе двух лучших учеников был определен в четвертый класс гимназии, оттуда в университет и, наконец, попал на место учителя истории и географии при знакомом нам трехклассном уездном училище.
- И долго он был народным учителем, а потом наконец перешел учителем в гимназию в Новочеркасск, а затем, много-много лет прослужив учителем математики, получил место инспектора реального училища, продолжая в нем и преподавание.
- Он мог уже и в это время повелеть и сам приняться за дело, мог призвать из-за границы учителей, как призвал корабельных мастеров, мог выстроить училища, гимназии, университеты, как выстроил флот, завести музеи, библиотеки, как завел регулярное войско…
- (все
цитаты из русской классики)
Каким бывает «училище»
Значение слова «училище»
-
УЧИ́ЛИЩЕ, -а, ср., с определением. Учебное заведение, школа обычно какого-л. специального назначения. Военное училище. Железнодорожное училище. Педагогическое училище. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова УЧИЛИЩЕ
Афоризмы русских писателей со словом «училище»
- Он [язык] служит первым училищем для юной души, незаметно, но тем сильнее впечатлевая в ней понятия, на коих основываются самые глубокомысленные науки…
- (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Училищ как пишется?
→
училищ — существительное, родительный п., мн. ч.
Часть речи: существительное
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.