Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
обще..
- обще..
-
обще… — первая часть сложных слов, пишется слитно
Слитно. Раздельно. Через дефис..
.
Смотреть что такое «обще..» в других словарях:
-
обще — (книжн.). Первая часть сложных слов, означающих: 1) общий для чего н. (что выражено второй частью; ср. общий в 1 знач.), напр.: общегосударственный, общемировой, общереспубликанский, общерусский, общегородской и т.п.; 2) свойственный всем,… … Толковый словарь Ушакова
-
обще… — (книжн.). Первая часть сложных слов, означающих: 1) общий для чего нибудь (что выражено второй частью; срн. общий в 1 знач.), напр.: общегосударственный, общемировой, общереспубликанский, общерусский, общегородской и т.п.; 2) свойственный всем,… … Толковый словарь Ушакова
-
обще — едино, одинаково, обобщенно, тождественно, идентично Словарь русских синонимов. обще нареч, кол во синонимов: 5 • едино (14) • … Словарь синонимов
-
Обще… — обще… Начальная часть сложных имен прилагательных, вносящая значения 1) общий, единый, обязательный для всех, кто входит в состав того, что названо в конечной части слова (общеармейский, общевузовский, общегородской, общерусский, общерайонный,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
обще… — обще… Первая часть сложных прилагательных со : 1) общий для чего н., напр.: общегородской, общероссийский, общенациональный, общенародный, общегосударственный; 2) свойственный всем, касающийся всех, всего, напр.: общеизвестный, общепонятный,… … Толковый словарь Ожегова
-
обще — обще… первая часть сложных слов, пишется слитно … Русский орфографический словарь
-
обще… — ОБЩЕ… Первая часть сложных слов. 1. Вносит зн.: характерный, единый для всех или всего, распространяющийся на всех или всё в тех пределах, которые указаны во второй части слова. Общеармейский, общемедицинский, общемировой, общеотраслевой,… … Энциклопедический словарь
-
обще… — обще… первая часть сложных слов, пишется всегда слитно … Морфемно-орфографический словарь
-
обще — нареч. Сообща, вместе. ► Несчастный… написал, обще с капитаном Смирновым и подпоручиком Минеевым, письмо к казанскому губернатору. // Пушкин. История Пугачева // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
-
обще… — Первая составная часть сложных слов, обозначающая: 1) общий, единый для всех или всего, распространяющийся на всех или всё в пределах, ограниченных второй частью слова, например: общеармейский, общенациональный, общереспубликанский; 2)… … Малый академический словарь
об-щеу-чеб-ный
Слово «общеучебный» может переноситься одним из следующих способов:
- об-щеучебный
- общеу-чебный
- общеучеб-ный
Для многих слов существуют различные варианты переносов, однако именно указанный вероятней всего вам засчитают правильным в школе.
Правила, используемые при переносе
- Слова переносятся по слогам:
ма-ли-на - Нельзя оставлять и переносить одну букву:
о-сень - Буквы Ы, Ь, Ъ, Й не отрываются от предыдущих букв:
ма-йка - В словах с несколькими разными подряд идущими согласными (в корне или на стыке корня и суффикса) может быть несколько вариантов переноса:
се-стра, сес-тра, сест-ра - Слова с приставками могут переноситься следующими вариантами:
по-дучить, поду-чить и под-учить
если после приставки идёт буква Ы, то она не отрывается от согласной:
ра-зыграться, разы-граться - Переносить следует не разбивая морфем (приставки, корня и суффикса):
про-беж-ка, смеш-ливый - Две подряд идущие одинаковые буквы разбиваются переносом:
тон-на, ван-на - Нельзя переносить аббревиатуры (СССР), сокращения мер от чисел (17 кг), сокращения (т.е., т. д.), знаки (кроме тире перед прерванной прямой речью)
Правила русской орфографии и пунктуации Утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР:
Ознакомиться с разделом Правила переноса можно здесь, просмотреть документ полностью и скачать его можно по этой ссылке
Какие переносы ищут ещё
- Как перенести слово «наварила»? 1 секунда назад
- Как перенести слово «радовались»? 1 секунда назад
- Как перенести слово «мальчиков»? 1 секунда назад
- Как перенести слово «переоденется»? 1 секунда назад
- Как перенести слово «халодная»? 2 секунды назад
- Как перенести слово «горобець»? 2 секунды назад
- Как перенести слово «позволяющий»? 3 секунды назад
- Как перенести слово «малинник»? 3 секунды назад
- Как перенести слово «одежды»? 3 секунды назад
- Как перенести слово «чабреца»? 4 секунды назад
При выборе между «обучающаяся» или «обучающуюся» необходимо обращать внимание на контекст. В написании этих слов могут возникнуть трудности, однако можно избежать ошибок, определив их морфемный состав.
Как правильно пишется?
Оба варианта представленного слова допустимы и часто употребляются в русском языке.
Выбор одного из них зависит от контекста. Причастия «обучающаяся» и «обучающуюся» образованы от глагола «обучаться» − инфинитива, отвечающего на вопрос «что делать?».
Также не стоит забывать о наличии в русском языке омонима. Так, слова «обучающаяся» и «обучающуюся» могут быть не только причастиями, но и существительными. Однако их написание от этого не меняется.
Морфемный разбор слов «обучающаяся» и «обучающуюся»
Морфемный разбор слова «обучающаяся»:
обучающаяся
- «об» − приставка;
- «уч» − корень;
- «а» − суффикс;
- «ющ» − суффикс;
- «ая» − окончание;
- «ся» − постфикс;
- «обучающ» − основа слова.
Если слово «обучающаяся» является причастием, оно может выполнять в предложении синтаксическую роль определения или являться частью составного именного сказуемого. В том случае, когда «обучающаяся» является существительным, оно выполняет роль подлежащего или дополнения.
Морфемный разбор слова «обучающуюся»:
обучающуюся
- «об» − приставка;
- «уч» − корень;
- «а» − суффикс;
- «ющ» − суффикс;
- «ую» − окончание;
- «ся» − постфикс;
- «обучающ» − основа слова.
Как и в первом случае, слово «обучающуюся» может быть причастием либо существительным. В первом случае оно может выступать в предложении в роли определения или части составного именного сказуемого, во втором – подлежащего или дополнения.
В каких случаях пишут «обучающаяся»
«Обучающаяся» может быть существительным либо причастием в форме настоящего времени, именительного падежа, действительного залога. Если задать к причастию вопрос, в нем будет такое же окончание, как и в самом слове: «какая?». Эта флексия характерна именительному падежу. В случае с существительным вопрос будет иной: «кто?», при этом падеж тоже будет именительным.
Примеры предложений
- Студентка, обучающаяся в нашем университете, стала победителем на международной олимпиаде.
- Первая обучающаяся группа состояла из 30 человек.
- Школьница, обучающаяся на дополнительных занятиях с репетитором, сдала экзамен на отлично.
- Если обучающаяся будет уделять больше внимания профильным предметам, у нее будет больше шансов поступить в медицинский институт.
В каких случаях пишут «обучающуюся»
Слово «обучающуюся» может быть существительным или причастием в форме винительного падежа, настоящего времени, действительного залога. Для проверки окончания причастия можно задать вопрос, который характерен винительному падежу, – «что делающую?». Как видим, окончания в вопросе и самом причастии совпадают. Если речь идет о существительном, вопрос будет звучать следующим образом: «кого?».
Примеры предложений
- Необходимо направить лучшую обучающуюся из группы для участия в конкурсе.
- Обучающуюся пригласили выйти к доске и представить решение задачи.
- После ссоры с учителем обучающуюся вызвали в кабинет директора.
- Обучающуюся гимназии № 2 пригласили выступить на конкурсе первой.
Ошибочное написание слов «обучающаяся» и «обучающуюся»
Оба представленных варианта соответствуют орфографии русского языка. Однако стоит избегать ошибок в написании окончаний этих слов, что встречается достаточно часто.
Заключение
Слова «обучающаяся» и «обучающуюся» употребляются в русском языке.
Выбор одного их представленных вариантов зависит от того, в каком падеже стоит это причастие либо существительное.
Определение и разбор слова
Данное слово является несовершенным глаголом, который употребляется в значении “получать знания и навыки, приобретать полезный опыт “. Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
- “учиться”, где перед “-ся” пишется мягкий знак,
- “учится”, где перед “-ся” не пишется мягкий знак.
Как правильно пишется: “учиться” или “учится”?
Согласно орфографической норме русского языка оба варианта являются правильными. Выбор в пользу первого или второго варианта будет зависеть от формы глагола.
учиться
Мы пишем мягкий знак перед постфиксом “-ся”, если слово стоит в начальной форме.
В данном случае инфинитив будет отвечать на вопрос “что делать?”.
Что делать? – учиться
Так как в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе он будет присутствовать.
Запомните, что в глаголах неопределенной формы (инфинитиве) всегда пишется мягкий знак на конце слова. Мягкий знак сохранится и перед постфиксом “-ся”.
учится
Мы не пишем мягкий знак, если глагол употребляется в форме 3-го лица настоящего времени. В этом случае глагол отвечает на вопрос “что делает?”.
Что делает? – учится
Поскольку в вопросе нет мягкого знака, то и в глаголе его не нужно писать.
Давайте вспомним на конце каких глаголов пишется мягкий знак.
Мягкий знак пишется:
- на конце глаголов неопределенной формы (инфинитива),
- на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени после шипящих букв (ж, ш, ч, щ),
- на конце глаголов повелительного наклонения после шипящих и мягких согласных,
- в постфиксе “-сь”, если перед ним стоит гласная буква.
Если в глаголе пишется мягкий знак на конце слова, то он сохраняется и перед постфиксами “-ся” и “-те”.
Подытожим:
учи́ться – это инфинитив
у́чится – это форма 3-го лица настоящего времени
Обратим ваше внимание на то, что в данных глаголах ударение падает на разный слог.
Примеры для закрепления
- Мне осталось учиться два года.
- Он плохо учится и вряд ли поступит.
- Учиться нужно всю свою жизнь.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык».
Класс: 1 «Б».(УМК «Школа России»)
Программа составлена на основе авторской программы В.А Илюхиной, В.Г.Горецкого, В.П.Канакиной.
Учебник: В.А.Илюхина «Чудо-прописи», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 1 класс, издательство «Просвещение, 2015 год.
Количество часов: 5 часов в неделю, 165 часов в год.
Учитель высшей квалификационной категории — Бендюг Ирина Евгеньевна.
2016-2017 учебный год.
д. Чупряково Одинцовский район
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», приказа от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений у Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом министра образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312, СанПин – 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждённые Постановлением Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы В.А. Илюхиной, В.Г.Горецкого, В.П.Канакиной, которая обеспечена «Чудо-прописями» и учебником «Русский язык» 1-4 классов для общеобразовательных учреждений М. (Просвещение, 2015), БУП 2004 г., учебным планом МБОУ Асаковской СОШ.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, нтеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целямиизучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
•ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
•формирование коммуникативной компетенции учащихся:
развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задачобразовательной области
«Филология»:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
3. Развитие коммуникативных умений.
4. Развитие нравственных и эстетических чувств.
5. Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
•развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
•формирование у младших школьников первоначальных
представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
•формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
•пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель — изучение русского языка — включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
§ развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
§ освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
§ овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты — описания и тексты-повествования небольшого объёма;
§ воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется в 1 классе 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 45 ч на русский язык после курса обучения грамоте.
Структура курса
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоят и другие задачи — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких
звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; происходит знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших
текстов.
Послебукварный (заключительный) период — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового ивыразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе
которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возраста-
ние сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют
навыки, определяющие культурный уровень учащихся. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложат основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно
воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка:
фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его
лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников составлению текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осо-
знанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
§ интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
§ познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
§ организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений. Как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.
…
Читайте также:
©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Мы поможем в написании ваших работ!
Определение понятия «общеучебные умения и навыки» Общеучебные умения и навыки — это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
Для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые узкопредметные умения и навыки. Им соответствуют такие действия, формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь других специфических действий этого предмета или смежных предметов.
Например, навыки чтения и записи натуральных чисел и действий над ними при первоначальном формировании — сугубо математические умения (действия), однако затем, когда они уже сформированы, они превращаются в операции, широко используемые не только для осуществления различных математических действий, но и для действий во многих других предметах (даже таких, как история или литература) и в повседневной жизненной практике. Поэтому эти навыки являются общеучебными. А вот умению находить производную некоторой функции соответствует такое действие, которое используется в курсе математики и в некоторых случаях в курсах физики и химии. Поэтому это умение является узкопредметным.
Как видим, четкую границу между узкопредметными и
общеучебными умениями и навыками
провести довольно трудно.
Вместе с тем, все учебные умения и навыки, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории:
1) Общие, которые формируются у учащихся не только при изучении данного предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике, например, навыки письма и чтения, работы с книгой и т.д.;
2) Специфические (узкопредметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах, например, определение общего сопротивления цепи проводников в физике, или вычисление валентности сложного химического вещества и т.д.
Формирование общеучебных умений и навыков Формирование общеучебных умений и навыков — специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, — это положение неверно.
Школьник в своей учебной деятельности действительно перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата (решенная или нерешенная задача; содержательный или неглубокий, отрывочный, малоинформативный ответ и т.д.) и не представляет себе, какие индивидуальные умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию.
Итак, у учащихся на всем протяжении школьного обучения нужно формировать общеучебные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. Что же при этом должен делать учитель? Отметим два главных момента, или этапа: постановку цели и организацию деятельности
Прежде всего перед детьми ставится особая цель — овладеть определенным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале задать себе вопрос, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли ученики ее? Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операциональную сторону
учебной деятельности,
остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями.
Очень распространенный недостаток организации учебной работы учащихся состоит в том, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно, на первых порах, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем, учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой ими работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.
Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к
мотиву
своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательней мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы — широкие социальные, достижения успеха, избегания наказания и др. Учителю приходится ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить данному умению, он должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокие оценки и т.д.).
Чтобы поставить перед учениками четкую цель, ему нужно сначала самому иметь соответствующую программу формирования умений. При планово-тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме — перечне основных
знаний
,
умений
и
навыков
, которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися при изучении учебной темы. В учебный минимум включаются лишь наиболее важные, существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без овладения которыми деятельность учеников не будет достаточно рациональной и эффективной (эту систему мы рассмотрим ниже).
После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец или правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами (но под руководством учителя) разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом.
Например, при обучении умению составлять план-схему учитель может показать в виде образца план к определенной, уже знакомой детям теме. Ориентируясь на него, ученики выполняют задание по другой, близкой теме — составляют план по этому учебному материалу. Далее они совместно с учителем тщательно анализируют несколько работ из класса, сопоставляя их друг с другом и образцом. Определяется, какие элементы в плане-схеме выделены, какие связи показаны, какие отсутствуют, а какие являются лишними, ненужными. Как уже видно из приведенного примера, совместная с учителем деятельность по выработке осознанного умения всегда внешне развернута. У учащихся обычно недостаточно развита способность внутренне, теоретически действовать, имея познавательную задачу. Во всяком случае, действуя по плану, они сталкиваются со значительными трудностями. Поэтому им нужны более легкие, доступные действия, внешние по форме. Таким образом, основной путь здесь — совместная деятельность, а метод — выполнение внешних действий. Причем внешние действия должны быть вначале максимально развернутыми и лишь потом, по мере отработки умения, они могут сокращаться.
После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны. Например, при обучении умению различать главное и второстепенное используются, в частности, такие упражнения-задания: выделить в тексте те его части, которые наиболее существенны для раскрытия его содержания; опустить при пересказе текста второстепенные моменты; расположить учебный материал в определенном порядке, соответствующем степени его важности; сравнить какие-либо явления, сходные в главном и различные в частностях, при этом четко объясняя, что здесь существенно, а что нет.
Тренировка, нужная для отработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную
деятельность
, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает «выпадать». Так, на уроках русского языка и литературы ученик, хорошо выполнявший упражнения, может ошибаться, не используя те же правила в диктанте, а тот, кто грамотно писал диктанты, может ошибаться при работе над сочинением. Избежать этого можно, приучая ребенка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.
Таким образом, вся эта сложная работа направлена на то, чтобы внешняя практическая деятельность учащегося стала его внутренним достоянием и могла выполняться в умственном плане
Все общеучебные умения и навыки можно разбить на четыре группы.
Учебно-управленческие- общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися ( планирование, т.е. определение целей и средств их достижения; организация, т.е. создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов; контроль, т. е. сбор информации о процессе выполнения намеченных планов; регулирование, т. е.корректировка планов и процесса их реализации; анализ, т.е. изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов).
- Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.
- Понимать последовательность действий, реализуемых при индивидуальном и коллективном выполнении учебной задачи.
- Соблюдать последовательность действий при индивидуальном выполнении учебной задачи в отведенное время.
- Соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи в отведенное время.
- Соблюдать последовательность выполнения домашних учебных заданий в определенных временных границах.
- Самостоятельно (или по совету учителя) готовить рабочее место для учебных занятий в школе и дома.
- Пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами.
- Соблюдать правильную осанку на рабочем месте.
- Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда.
- Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации.
- Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль).
- Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.
- Вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.
Учебно информационные умения – общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
Умения работать с письменными текстами
- Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста.
- Пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным; по ролям; вслух.
- Переходить с одного вида чтения на другой.
- Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научно-популярного текста.
- Работать с основными компонентами учебника: оглавлением; вопросами и заданиями к учебному тексту; словарем; приложениями и образцами.
- Находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку.
- Определять примерное содержание книги по ее компонентам.
- Находить необходимую книгу или статью, пользуясь рекомендательными библиографическими списками, картотеками, каталогами.
- Пользоваться библиографической карточкой
- Осуществлять библиографическое описание книги одного-двух авторов.
- Различать научные, официально –деловые, публицистические и художественные письменные тексты.
- Подбирать и группировать материалы по определенной теме.
- Составлять простой план письменного текста.
- Грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты.
- Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами.
- Создавать письменные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение.
- Владеть различными формами изложения: подробное — сжатое, полное – выборочное.
Умения работать с устными текстами
- Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.
- Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста.
- Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные устные тексты.
- Составлять простой план устного текста.
- Создавать устные тексты различных типов.
- Выразительно говорить.
- Владеть различными видами пересказа.
Умения работать с реальными объектами как источниками информации.
- Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями, предложенными учителем.
- Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения.
- Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта.
- Формировать под руководством учителя простейшие модели.
Учебно-логические умения— общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
Анализ и синтез:
- Определять объект анализа и синтеза;
- Определять аспект анализа и синтеза;
- Определять компоненты объекта;
- Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;
- Определять пространственные отношения компонентов объекта;
- Определять временные отношения компонентов объекта;
- Определять функциональные отношения компонентов объекта;
- Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта;
- Определять свойства объекта;
- Определять существенные признаки объекта.
Сравнение.
- Определять объекты сравнения.
- Определять аспект сравнения объектов.
- Выполнять неполное однолинейное сравнение.
- Выполнять неполное комплексное сравнение.
- Выполнять полное однолинейное сравнение
- Выполнять полное комплексное сравнение.
- Выполнять сравнение по аналогии.
Обобщение и классификация.
- Осуществлять индуктивное обобщение.
- Осуществлять дедуктивное обобщение.
- Осуществлять классификацию.
Определение понятий.
- Различать объем и содержание понятий.
- Различать родовое и видовое понятие.
- Осуществлять родовидовое определение понятий.
Доказательство и опровержение.
- Различать компоненты доказательства.
- Осуществлять прямое индуктивное доказательство.
- Осуществлять прямое дедуктивное доказательство.
- Осуществлять опровержение тезиса.
- Осуществлять опровержение аргументов.
Определение и решение проблемы.
- Определять проблемы.
- Определять для решения проблем новую функцию объекта
- Комбинировать известные средства для нового решения проблем.
- Формулировать гипотезу по решению проблем.
Возможна другая классификация общеучебных умений и навыков по классам.
1.Учебно – организационные умения и навыки.
1 класс
- правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном режиме;
- проверять работу по образцу;
- соблюдать правильную осанку.
3 класс
- готовить рабочее место для учебных занятий и труда;
- самостоятельно выполнять основные правила гигиены; учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и одноклассника;
- оценивать учебные действия по образцу оценки учителя.
5 класс
- самостоятельно составлять режим учебной работы с учетом степени трудности предметов;
- использовать рациональные способы выполнения того или иного задания.
7 класс
- овладеть содержанием работы консультанта по предмету.
9 класс
- планировать учебную деятельность с учетом рекомендаций учителей;
- осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей учебной деятельности.
2.Навыки чтения и использования литературы (учебно – информационные).
1 класс
- читать целыми словами, соблюдая паузы, интонацию конца предложения;
- находить тексты в оглавлении; слушать рассказ, объяснения учителя.
3 класс
- читать в соответствии с литературными нормами;
- пользоваться различными видами чтения; пользоваться картотеками.
5 класс
- бегло читать научно – популярные и публицистические тексты;
- выразительно читать художественные произведения;
- учиться выделять главное в текстах.
7 класс
- сохранять максимальный темп при ознакомительном чтении;
- совершенствовать технику извлечения информации;
- самостоятельно изучать несложные темы.
9 класс
- самостоятельно определять цель чтения различной литературы;
- анализировать учебный материал, выявлять аналогии;
- применять знания в новых условиях.
3.Навыки устной и письменной речи (учебно-коммуникативные).
1 класс
- формулировать вопрос к картинке, предложению, слову;
- подробно пересказывать содержание сказки.
3 класс
- учиться связно отвечать по плану;
- освоить новые виды письменных работ: письмо товарищу, дневниковые записи.
5 класс
- вести диалог по изучаемым на различных предметах учебным темам с использованием средств наглядности.
7 класс
- строить сообщение на основе типового плана;
- составлять связные тексты.
9 класс
- связно излагать материал из нескольких источников;
- обоснованно выбирать тип ответа.
ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания и помогают усвоить любой учебный материал. Так, в процессе дидактических игр (например, «Кто быстрее?», «Отвечай сразу» учащиеся выполняют задания, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи). Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, уметь четко выполнять задание. Средством активизации познавательной деятельности учащихся и важным элементом обучения является диалог. Также одним из путей активизации учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей действительностью. Нужно научить школьников проводить простейшие наблюдения. Процесс наблюдения включает ряд последовательно выполняемых приемов логического мышления:
прием сравнения, который позволяет выделить в предметах разнообразные признаки;
прием изменения свойств, необходимый для определения существенного признака предмета;
прием подведения под понятие.
В результате наблюдения у ребенка должны сформироваться простейшие представления или понятия об исследуемом предмете или явлении (например, наблюдения за погодой, за изменениями в природе). На уроках природоведения используем систему познавательных заданий, которая способствует целенаправленному формированию у них умения применять знания в новой учебной ситуации. (На пути туристов встретились следующие формы земной поверхности: плоская равнина, горы. Изобразите схематически формы поверхности, по которым двигались туристы). Каждый грамотный человек должен знать и уметь читать карту. Основы этого умения закладываются на уроках природоведения в начальной школе. Своеобразие ее в том, что состояние и связи объектов показаны очень компактно с помощью цвета, линий, цифр, слов. Развитие когнитивных способностей (внимания, памяти, мышления, воображения) тесно связано с уроками математики – числовые лабиринты, ребусы, занимательные задания,… Культуру чувств и образное мышление развивает умение смотреть картину. Восприятие произведений искусства учащимися начальных классов тесно связано с их возрастными и психологическими особенностям, так как у них образно-чувственное восприятие цвета развито наиболее отчетливо. Опора на способности детей эмоционально воспринимать цветовое решение картины, оформлять свом переживания в виде рассказов, сочинений во многом помогает выявить содержание произведения искусства.
Очень важно, какое настроение владеет ребенком в процессе чтения: если он увлекается информацией, событиями, описаниями, заложенными в тексте, то его умение читать разовьется и станет чет-то большим в его жизни, чем обыкновенное складывание букв в слова. На каждом уроке ученики, работая с текстом не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта. Литература – храм, а чтение – дорога к нему. Сейчас предмет в начальной школе называется «Литературное чтение». Цель его – формирование основ грамотного читателя, владеющего и техникой чтения, и приемами понимания прочитанного:
умение понимать идею произведения;
умение видеть авторскую позицию;
определение собственного отношения, т. е. уметь поставить себя, произведение и время на одну ступеньку;
уметь воспринимать произведение эстетически (уметь видеть и осознавать не только то, что написано, но и как это написано);
знание книг и умение самостоятельно их выбрать (ведение читательских дневников).
Последнее умение особенно важно, так как любая деятельность, тем более учебная направлена на конечный результат, а в дальнейшем изменяется вследствие анализа этого результата. Юных читателей следует терпеливо приучать к постановке перед собой маленьких аналитических задач и обращаться с вопросами к книге, к себе, к товарищам. Примерные вопросы и задания:
Спроси о том, чего ты не понял.
Как ты проверишь, понял ли одноклассник содержание отрывка (главы)?
Прочитай вопросы учебника. Какого вопроса, по-твоему, недостает? Задай его нам
Что хотел бы ты выяснить (объяснить) при повторном чтении произведения?
О каком действующем лице я не спросила? Сделайте это вы.
Ни один культурный человек, став взрослым, не обойдется без книги – справочника любого характера. Но взрослый только тогда полюбит общение со словарями, когда они появятся у него на руках в детском возрасте. Это хорошо, когда ученик умеет найти нужную для себя информацию. Это жизненно важное умение. Поэтому актуальна на уроках работа со словарями, энциклопедиями, справочной литературой. И все же умение учиться в значительной степени зависит от того, насколько эффективно могут ученики работать с учебником (условными обозначениями, текстом, заданиями , упражнениями,…). Начальное звено обучения – период, когда активно развивается такое свойство личности, как самостоятельность. И одним из средств ее воспитания является самостоятельная работа, которую можно использовать преследуя различные цели. На уроках идет активная работа с памятками и алгоритмами, применение которых дисциплинирует мысль, учит последовательности в работе, а механизм, усвоенный в начальной школе пригодится и в последующем обучении .
Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе. На уроках используются такие приемы формирования учебных действий: развитие целеполагания, формирование планирования, выработка учебных действий, развитие контроля, формирование оценивания.
Для осуществления успешной оценочной деятельности, ученику необходимы определенные оценочные умения:
умение определять предмет оценивания;
умение воспринимать предмет оценки;
умение устанавливать критерии оценки;
умение сопоставлять предмет оценки с критериями оценки.
Оценка связана с учебно-познавательной деятельностью: формируются логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование; учащиеся овладевают умениями речевой деятельности, их речь становится более точной и доказательной
Перед каждым новым поколением людей прежде всего встает задача овладения накопленным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определенные способы учебной деятельности. Способы учебной деятельности наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность: без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирование и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, развивающая и воспитательная задачи реализуются в органическом единстве. Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становятся умениями и навыками, которые и составляют синтезированное понятие«умениеучиться». Общеучебные умения и навыки являются универсальными способами получения и применения знаний. Разработки представленных классификаций могут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Таким образом может быть решена задача повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Система работы с общеучебными умениями и навыками обладает следующими достоинствами: не требует выделения дополнительных часов; обеспечивает формирование общеучебных умений и навыков в рамках каждого предмета; создает единое образовательное пространство для учащихся. Целесообразно использовать единые подходы к классификации, составу и методике формирования общеучебных умений и навыков, которые разделены на группы ( по ступеням и по классам), что позволило охватить все важнейшие аспекты образовательной деятельности учащихся.
МОУ СОШ с.Вяжля Аткарского района Саратовской области
Общеучебные умения и навыки как необходимые условия для успешности обучения
Работу выполнила Быкова Н.И. –
учитель математики и информатики
2012г.
Морфологический разбор слова общеучебные
Предлагаем вашему вниманию результаты морфологического разбора слова общеучебные.
Вариант 1:
- Начальная форма: ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
- Часть речи: Прилагательное
- Грамматика: множественное число, именительный падеж, неодушевленное
- Начальная форма: ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
- Часть речи: Прилагательное
- Грамматика: множественное число, винительный падеж, неодушевленное
- Формы: общеучебный, общеучебного, общеучебному, общеучебным, общеучебном, общеучебная, общеучебной, общеучебную, общеучебною, общеучебное, общеучебные, общеучебных, общеучебными, общеучебен, общеучебна, общеучебно, общеучебны, общеучебнее, общеучебней, пообщеучебнее, пообщеучебней
Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
общеучебная компетенция
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
ОБЩЕУЧЕ́БНАЯ КОМПЕТЕ́НЦИЯ.
Способность пользоваться рациональными приемами умственного труда и самостоятельно совершенствоваться в овладении избранной специальностью.
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
учебные умения
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
УЧЕ́БНЫЕ УМЕ́НИЯ (англ. study skills).
Приемы умственной деятельности, способы самостоятельного приобретения знаний, навыков, умений. Формируются в процессе учебной деятельности и могут быть сформированными на базе родного языка, не всегда функционирующими в процессе иноязычной коммуникации, и общеучебными. К таким У. у. относятся: культура чтения и слушания; работа с текстом; ведение записи, работа с книгой; приемы запоминания; приемы подготовки к занятиям и др. Формирование У. у. является важным направлением в работе преподавателя иностранного языка наряду с формированием речевых умений.
У. у. формируются в процессе учебной деятельности и на их содержание большое влияние оказывает специфика учебного предмета. Можно говорить об общелогических и общеучебных умениях, которые формируются на базе родного языка и не всегда функционируют в процессе иноязычной коммуникации, так как не систематизированы и не всегда направлены на определенный вид речевой деятельности, и У. у., формируемых в рамках изучаемой дисциплины (группы дисциплин). К У. у. относятся следующие приемы работы в процессе учебной деятельности: работа с текстом; культура чтения и слушания; рациональная запись (составление плана, написание тезисов, аннотаций, рецензии); работа с книгой; запоминание учебного материала; работа с техническими средствами; работа с разными жанрами учебной литературы (словарь, справочник, каталог); планирование своего учебного времени; подготовка к экзаменам, зачетам, семинарам и др.
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ