Как пишется слово орксэ

ор-ксэ

Это предпочтительный литературный вариант переноса слова «орксэ».

Для многих слов существуют различные варианты переносов, однако именно указанный вероятней всего вам засчитают правильным в школе.

Правила, используемые при переносе

  • Слова переносятся по слогам:
    ма-ли-на
  • Нельзя оставлять и переносить одну букву:
    о-сень
  • Буквы Ы, Ь, Ъ, Й не отрываются от предыдущих букв:
    ма-йка
  • В словах с несколькими разными подряд идущими согласными (в корне или на стыке корня и суффикса) может быть несколько вариантов переноса:
    се-стра, сес-тра, сест-ра
  • Слова с приставками могут переноситься следующими вариантами:
    по-дучить, поду-чить и под-учить
    если после приставки идёт буква Ы, то она не отрывается от согласной:
    ра-зыграться, разы-граться
  • Переносить следует не разбивая морфем (приставки, корня и суффикса):
    про-беж-ка, смеш-ливый
  • Две подряд идущие одинаковые буквы разбиваются переносом:
    тон-на, ван-на
  • Нельзя переносить аббревиатуры (СССР), сокращения мер от чисел (17 кг), сокращения (т.е., т. д.), знаки (кроме тире перед прерванной прямой речью)

Правила русской орфографии и пунктуации Утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР:

Ознакомиться с разделом Правила переноса можно здесь, просмотреть документ полностью и скачать его можно по этой ссылке


Какие переносы ищут ещё

  • Как перенести слово «прополем»? 1 секунда назад
  • Как перенести слово «общеобменной»? 9 секунд назад
  • Как перенести слово «скольщили»? 13 секунд назад
  • Как перенести слово «отечественной»? 14 секунд назад
  • Как перенести слово «самоуничтожаюсь»? 17 секунд назад
  • Как перенести слово «наследницей»? 20 секунд назад
  • Как перенести слово «страницу»? 22 секунды назад
  • Как перенести слово «косцов»? 29 секунд назад
  • Как перенести слово «бойки»? 30 секунд назад
  • Как перенести слово «первоклассник»? 33 секунды назад

Во всех российских образовательных учреждениях четыре года назад началась история существования ОРКСЭ. Расшифровка названия даёт представление о предметной области данного курса. Новый предмет называется «Основы религиозных культур и светской этики». Курс вызвал широкий резонанс в средствах массовой информации. Однако экспериментальное внедрение программы продемонстрировало правомерность ее введения. Изучение осуществляется на основании российского законодательства, и потому не должно быть никаких опасений, связанных с нововведением.

орксэ расшифровка

В соответствии с российскими законами, которые стали основой для нового предмета, освоение одной из частей ОРКСЭ (расшифровка названия предмета представлена выше) несовершеннолетними проводится на основании волеизъявления его родителей. По словам авторов программы, новшество не имеет целью изучение религии. Религиоведение может преподаваться только в организациях, которые в соответствии с итогами государственной регистрации являются юридическими лицами.

Общие положения

Основы религиозных культур и светской этики ориентированы на становление у несовершеннолетних такого поведения, которое было бы основано на принятых в российском обществе нормах нравственности и морали, на осознании факта присутствия на территории государства представителей большого числа национальностей и уважении традиций различных этнических групп.

основы религиозных культур и светской этики

В качестве задач заявлено:

1. Общее знакомство учащихся с некоторых мировыми религиями или светской этикой (по выбору).

2. Знакомство учащихся с основными нравственными нормами и ценностями.

3. Синтез уже имеющихся у школьников моральных, культурных и духовных знаний.

4. Формирование навыка вести равноправный разговор, основанный на взаимном доверии и уважении.

Тематические части курса

Курс ОРКСЭ (расшифровка аббревиатуры, повторимся, помещена в начале статьи) разбит на несколько обособленных частей. Родители имеют законное право остановить выбор на любом модуле по желанию или на основании своих религиозных убеждений. Как показывает практика, в большинстве российских школ основная масса обучающихся и их родителей (более 40 %) отдаёт предпочтение основам светской этики. На втором месте идёт изучение основ православия (30 %). В большинстве случаев религиозное обучение несовершеннолетние получают дома или в воскресных школах.

Программа

программа орксэ

Программа ОРКСЭ разработана для обучающихся четвёртых классов. Всего на изучение данного курса четвероклассникам отводится тридцать четыре часа. Некоторые образовательные организации разбивают этот курс на две части: первая преподаётся во втором полугодии четвёртого класса, вторая – на следующий год. В этом случае количество часов делится надвое.

Во время уроков школьникам предстоит познакомиться с некоторыми нравственными категориями: честь, достоинство, дружба, совесть, справедливость, и научиться уважать других людей, которые отличаются от них.

Особенности преподавания

Преподавание ОРКСЭ может осуществляться педагогами, которые прошли обучение по специальным образовательным программам и имеют на руках соответствующие сертификаты. Как правило, преподавание данного курса доверяют педагогам гуманитарных дисциплин и начальной школы, поскольку они знакомы с некоторыми аспектами изучения культурологических и нравственных тем. В некоторых случаях для изучения отдельных модулей курса приглашают представителей религиозных организаций, которые пользуются доверием и уважением у общественности и администрации.

ОРКСЭ (расшифровка названия курса дает об этом понятие) требует от педагога осознания роли учителя в процессе обучения, соответствующего уровня владения материалом, умения работать с младшеклассниками и обладания высокими моральными качествами.

преподавание орксэ

Нововведение не сразу нашло поддержку среди населения России. Многим эта инициатива казалась излишней. Педагоги, которым предстояло вести данный курс, жаловались на сильную загруженность, а введение нового предмета могло стать очередной тяжёлой ношей. Родители боялись, что под видом светского предмета их детям будут внушать следование религиозным нормам. Однако сегодня эти опасения остались позади, и дети с удовольствием изучают данный курс. Создатели учебников и рабочих тетрадей приложили немало усилий, чтобы заинтересовать школьников и разнообразить процесс обучения.

ОРКСЭ

ОРКСЭ

ОРКСЭ

основы религиозных культур и светской этики

например: учебный курс ОРКСЭ


образование и наука

Источник: http://www.ug.ru/issues08/?action=topic&toid=9148

Словарь сокращений и аббревиатур.
.
2015.

Смотреть что такое «ОРКСЭ» в других словарях:

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России — (ранее  Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ)  учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19… …   Википедия

  • Основы религиозных культур и светской этики — Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах… …   Википедия

  • Здравомыслие (общественный фонд) — Общественный фонд «Здравомыслие» Дата основания сентябрь 2010 …   Википедия

Во всех российских образовательных учреждениях четыре года назад началась история существования ОРКСЭ. Расшифровка названия даёт представление о предметной области данного курса. Новый предмет называется «Основы религиозных культур и светской этики». Курс вызвал широкий резонанс в средствах массовой информации. Однако экспериментальное внедрение программы продемонстрировало правомерность ее введения. Изучение осуществляется на основании российского законодательства, и потому не должно быть никаких опасений, связанных с нововведением.

орксэ расшифровка

В соответствии с российскими законами, которые стали основой для нового предмета, освоение одной из частей ОРКСЭ (расшифровка названия предмета представлена выше) несовершеннолетними проводится на основании волеизъявления его родителей. По словам авторов программы, новшество не имеет целью изучение религии. Религиоведение может преподаваться только в организациях, которые в соответствии с итогами государственной регистрации являются юридическими лицами.

Общие положения

Основы религиозных культур и светской этики ориентированы на становление у несовершеннолетних такого поведения, которое было бы основано на принятых в российском обществе нормах нравственности и морали, на осознании факта присутствия на территории государства представителей большого числа национальностей и уважении традиций различных этнических групп.

основы религиозных культур и светской этики

В качестве задач заявлено:

1. Общее знакомство учащихся с некоторых мировыми религиями или светской этикой (по выбору).

2. Знакомство учащихся с основными нравственными нормами и ценностями.

3. Синтез уже имеющихся у школьников моральных, культурных и духовных знаний.

4. Формирование навыка вести равноправный разговор, основанный на взаимном доверии и уважении.

Тематические части курса

Курс ОРКСЭ (расшифровка аббревиатуры, повторимся, помещена в начале статьи) разбит на несколько обособленных частей. Родители имеют законное право остановить выбор на любом модуле по желанию или на основании своих религиозных убеждений. Как показывает практика, в большинстве российских школ основная масса обучающихся и их родителей (более 40 %) отдаёт предпочтение основам светской этики. На втором месте идёт изучение основ православия (30 %). В большинстве случаев религиозное обучение несовершеннолетние получают дома или в воскресных школах.

Программа

программа орксэ

Программа ОРКСЭ разработана для обучающихся четвёртых классов. Всего на изучение данного курса четвероклассникам отводится тридцать четыре часа. Некоторые образовательные организации разбивают этот курс на две части: первая преподаётся во втором полугодии четвёртого класса, вторая – на следующий год. В этом случае количество часов делится надвое.

Во время уроков школьникам предстоит познакомиться с некоторыми нравственными категориями: честь, достоинство, дружба, совесть, справедливость, и научиться уважать других людей, которые отличаются от них.

Особенности преподавания

Преподавание ОРКСЭ может осуществляться педагогами, которые прошли обучение по специальным образовательным программам и имеют на руках соответствующие сертификаты. Как правило, преподавание данного курса доверяют педагогам гуманитарных дисциплин и начальной школы, поскольку они знакомы с некоторыми аспектами изучения культурологических и нравственных тем. В некоторых случаях для изучения отдельных модулей курса приглашают представителей религиозных организаций, которые пользуются доверием и уважением у общественности и администрации.

ОРКСЭ (расшифровка названия курса дает об этом понятие) требует от педагога осознания роли учителя в процессе обучения, соответствующего уровня владения материалом, умения работать с младшеклассниками и обладания высокими моральными качествами.

преподавание орксэ

Нововведение не сразу нашло поддержку среди населения России. Многим эта инициатива казалась излишней. Педагоги, которым предстояло вести данный курс, жаловались на сильную загруженность, а введение нового предмета могло стать очередной тяжёлой ношей. Родители боялись, что под видом светского предмета их детям будут внушать следование религиозным нормам. Однако сегодня эти опасения остались позади, и дети с удовольствием изучают данный курс. Создатели учебников и рабочих тетрадей приложили немало усилий, чтобы заинтересовать школьников и разнообразить процесс обучения.

29.08.2022

Настораживающая аббревиатура ОРКСЭ расшифровывается как основы религиозных культур и светской этики. Ныне это один из обязательных предметов в начальной школе. Разбираемся, что преподают на этих уроках и как в обучающем процессе могут поучаствовать родители. 

Что такое ОРКСЭ в 4 классе?

Преподавание основ религиозных культур и светской этики стало обязательным с 1 сентября 2012 года Предмет входит в обязательную программу учеников 4-х классов и изучается модулями. Модули выбирают сами родители, предоставляя заявление в школу на имя директора. Обычно это происходит по окончании 3-го класса. Вот из каких модулей предоставляется выбрать всего один для изучения ребенком:

  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы религиозных культур народов России (ранее – Основы мировых религиозных культур)
  • Основы светской этики

Учителя и руководство школы не имеют право исходя из собственного удобства оказывать давление на родителя при выборе модуля. Даже если ваш ребенок единственный выберет тот или иной модуль, школа должна обеспечить его преподавание раз в неделю на протяжении года. Форма оценивания по предмету – зачтено / не зачтено.

Кстати, ведут модули школьные учителя, прошедшие специальные курсы профессиональной переподготовки. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер. Предполагается, что один из выбранных модулей расширит знания культурных и религиозных традиций многонационального народа России, поспособствует в дальнейшем диалогу с другими культурами и мировоззрениями, а также приобщит ребенка к нравственным ценностям. 

Разница между культурой и религией

Упоминание религии в названии курса может вызвать озабоченность родителей. Поспешим ее развеять. ОРКСЭ – это курс не религиозные учения и основы религии, а культурный пласт, возникший и развившийся под началом той или иной религии и взглядов. И об этом детям рассказывают не представители какой-либо религии, а педагоги. Российская школа – светское учреждение. Цель – осветить культурологический аспект, поговорить о разнообразии традиций и необходимости уважать разность культур и вероисповеданий, но никак не привлечь к исполнению тех или иных духовных практик, к участию в молитвах и др.

Как не ошибиться с выбором модуля?

Чтобы сделать выбор в пользу того или иного модуля, родители могут отталкиваться от интересов и правил своей семьи. Будет полезным изучить, что предполагает тот или иной модуль – в этом помогут педагоги, которые призваны закрывать все возникающие вопросы о курсе на родительских собраниях. А еще можно заглянуть в список литературы по курсу одобренный Минпросвещением. Из него станет понятнее, чему конкретно будут учить детей, что станет предметом освещения на занятиях. Следующим шагом может стать обсуждение непосредственно с ребенком, о чем ему было бы интереснее узнать и почему. Кстати, если что-то пойдет не так, школа не должна сильно препятствовать в смене модуля. 

Для нового поколения школьников уроки ОРКСЭ стали такими же обязательными, как математика и география. Но так как для родителей, в свое время их не проходивших, модули совершенно неизвестны, они могут выражать оправданную озабоченность в их надобности и полезности. Снизить волнение родителей, как правило, всегда стремится школа: преподаватели готовы дать исчерпывающие ответы на возникающие вопросы, а еще позволить поприсутствовать на самих уроках. Еще одно важное действие – обсуждение с ребенком пройденного на занятиях материала, чтобы понять, какую именно информацию он усваивает и какие выводы из этого делает. 

С 1 сентября 2012 года во всех школах нашей страны у учеников 4-х классов появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — Учебный курс ОРКСЭ).

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы буддийской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
 

Для чего введен данный курс

Учебный курс ОРКСЭ направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики направлено на расширении кругозора учащегося, на воспитание порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Оценивание

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики или их родители (законные представители) выбирают один для изучения.

Список модулей:

  • «Основы православной культуры»
  • «Основы исламской культуры»
  • «Основы буддийской культуры»
  • «Основы иудейской культуры»
  • «Основы религиозных культур народов России»
  • «Основы светской этики»

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования[1]

История введения

17 декабря 2010 года Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования[2]. Позднее курс был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики»[3]. Сначала предмет вводился экспериментально в 19 регионах России[4] — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 1 сентября 2012 года.

Общая информация

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся[5][6].

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним[7].

Цель и задачи курса

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия[7].

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего[7].

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Часть родителей, учителей, общественности осознаёт необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества[7]. Другая часть предельно скептически относится к введению предметов, наспех составленных в угоду политических амбиций.

Основные особенности:

  • Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги;
  • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
  • Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
  • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;
  • Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;
  • Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля;
  • Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который отмечается 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса[7].

Структура курса

  • 4 класс, четвёртая четверть (34 часа)
    • Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (17 часов)
    • Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (17 часов)
  • 5 класс, первая четверть (17 часов)
    • Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
    • Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 — итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс[7].

Учебники

В 2010 году учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырёх блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса, указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие[7].

Об экспертных заключениях о допустимости использования в школах выпущенных в 2010 году учебных пособий, а также о соответствии этих пособий заявленному культурологическому подходу к изучению основ религиозных культур и светской этики — см. ниже в разделе «Профессиональные рецензии».

Список учебников:

  • Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. Тираж 60 000 экз[8].
  • Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. Тираж 125 000 экз[8].
  • Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений Архивная копия от 16 марта 2010 на Wayback Machine. — М.: Просвещение, 2010. Тираж 82 000 экз[8]. ISBN 978-5-09-024063-5; Дополнительно для свободной продажи выпущен тираж 20000 экз. Также издано Электроное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры, 4-5 классы» (CD). — М.: Просвещение, 2010. ISBN 978-5-09-024069-7
  • Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. Тираж 40 000 экз[8].
  • Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. Тираж 14 000 экз[8].
  • Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. Тираж 12 000 экз[8].

Статистика

Доля (общее число) школьников 4-го класса, выбравших к 1 апреля 2010 года курсы «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики»[9]:

По данным на февраль 2012 года в результате опробования курса ОРКСЭ в 21 субъекте РФ с 480 тыс. учащимися из 9980 школ было выявлено, что наибольшей популярностью пользуется модуль «Основы светской этики» — 42 % школьников, далее идут православие — 30 %, основы мировых религиозных культур — 18 %, ислам — 9 %. Меньше всего оказалось «буддистов» и «иудеев» — по 1 %[10].

Округ Область Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики
Центральный федеральный округ Тамбовская область 55% (4616) 0,2% (19) 7% (62) 37% (3137)
Тверская область 62,3% (более 6680) 0,2% (более 20) 5,9% (более 620) 31,6% (более 3340)
Костромская область 75% (более 4080) 0,2% (примерно 11) 0,2% (примерно 11) 8% (436) 16,8% (915)
Северо-Западный федеральный округ Вологодская область 57% (5915) 0,07% (8) 0 0 17% (1756) 25,4% (2619)
Калининградская область 34% (2494) 8,6% (631) 57% (более 4180)
Сибирский федеральный округ Красноярский край 19,1% (4804) 58,2% (14646 человек)
Новосибирская область 18,5% (5143) 67% (18207 человек)
Томская область 18,57%[11]
Дальневосточный федеральный округ Еврейская автономная область 61,26% (1050) 12,31% (211)
Камчатский край 39% (893) 47% (1070 человек)
Уральский федеральный округ Курганская область 20% (1764) 60% (5156 человек)
Свердловская область 20,6% (7255)[12]
Приволжский федеральный округ Пензенская область 0% 62% (6273)
Удмуртская Республика 16% (более 2230) 60% (7248 человек)
Чувашская Республика 34,8% (более 3920) 30,5% (3440 человек)
Южный федеральный округ Чечня 0,36% (73)
Карачаево-Черкесия 20% (841) 22,9% (950 человек)
Республика Калмыкия 30% (898)
Ставропольский край более 60%

Тиражи учебников по шести модулям, выпущенных издательством Просвещение по результатам волеизъявления родителей к 1 апреля 2010 года[13].

Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики
80 тыс. (25%) 40 тыс. 14 тыс. 12 тыс. 58 тыс. 123 тыс.

По сообщению автора учебника по Основам православной культуры Андрея Кураева, в апреле 2010 года было дополнительно напечатано 10000 экз. учебника[14]. В самом дополнительном выпуске учебника указан тираж 20000 экз[15].

По данным Министерства образования и науки РФ на 1 сентября 2012 года

Выбор родителей четвероклассников на 2012—2013 учебный год[16][17][18]:

В целом по России:

  • Основы светской этики — 42,7 %
  • Основы православной культуры — 31,7 %
  • Основы мировых религиозных культур — 21,2 %
  • Основы исламской культуры — 4 %
  • Основы буддийской культуры — 0,4 %
  • Основы иудейской культуры — 0,1 %

Данные по Москве:

  • Основы светской этики — 47,4 %
  • Основы мировых религиозных культур — 27,7 %
  • Основы православной культуры — 23,43 %
  • Основы исламской культуры — 1,02 %

Данные по Московской области[19]:

  • Основы светской этики — 50,9 %
  • Основы православной культуры — 34,8 %
  • Основы мировых религиозных культур — 14,2 %
  • Основы буддийской культуры — <1 %
  • Основы исламской культуры — <1 %
  • Основы иудейской культуры — <1 %

Данные по Санкт-Петербургу:

  • Основы светской этики — 52,6 %
  • Основы мировых религиозных культур — 37,7 %
  • Основы православной культуры — 9,46 %
  • Основы исламской культуры — 0,07 %

Данные по Ленинградской области[20]:

  • Основы православной культуры — 57,7 %
  • Основы мировых религиозных культур — 31,8 %
  • Основы светской этики — 10,5 %

Данные по Башкирии[21]:

  • Основы светской этики — 67 %
  • Основы мировых религиозных культур — 25 %
  • Основы исламской культуры — 6 %
  • Основы православной культуры — 2 %

Профессиональные рецензии

  • На курс «Основы светской этики» опубликован критический отзыв старшим научным сотрудником Института философии РАН, кандидатом философских наук О. П. Зубец[22].
  • По мнению старшего научного сотрудника Института философии РАН Н. А. Канаевой, модуль «Основы буддийской культуры» сводит буддизм исключительно к ламаизму, а также содержит неточности и проповеднический тон[23].
  • Экспертами, работающими в Российской академии наук, был сделан однозначный вывод о недопустимости использования в школах Российской Федерации выпущенных в 2010 году учебников по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»[24][25][26]. Учебник содержит многочисленные признаки грубого нарушения Конституции РФ, агрессивно, в миссионерском ключе грубо навязывает ученикам определённую религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству. Учебник несостоятелен в научном плане, в нём не определено понятие «религиозная культура» и вместо неё вводится плоско поданная религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением. Никакого научного обсуждения этого учебника и не предполагалось, процесс создания учебника в части модулей основ религиозных культур сознательно был спланирован так, чтобы полностью передать его конфессиям, отстранив учёных от какого-либо участия[27].
  • О некультурологическом, но миссионерском характере учебников основ религиозных культур, выпущенных в 2010 году, об опасности преподавания в светской школе основ одной из четырёх религий, вводящего разделение детей на сепаратные группы по религиозному и конфессиональному признаку, свидетельствует экспертное заключение Московского бюро по правам человека на комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»[28].
  • В рецензии Д. М. Сахарных[29] подробно разбираются особенности учебника «Основы православной культуры» именно как учебного пособия по заявленной тематике, и даётся заключение о непригодности этого пособия для преподавания в общеобразовательных учреждениях — из-за подмены тематики курса, когда вместо «основ православной культуры» излагаются «основы православной доктрины», а также катехизаторского, а не культуроведческого подхода автора к подаче материала; также отмечен ряд методических и дидактических недостатков учебника, отсутствие биографического и страноведческого материала, необходимого для раскрытия предмета.
  • В официальной рецензии Российской академии образования (РАО) на предварительную версию рукописи учебника «Основы Православной культуры» (по состоянию на 2 декабря 2009 года), подписанной академиком РАО, доктором педагогических наук профессором М. В. Рыжаковым, академиком РАО, доктором философских наук профессором Г. Н. Филоновым, доктором педагогических наук А. А. Журиным и кандидатом педагогических наук С. И. Гудилиной[30] наряду с методическими достоинствами учебника (хорошая структурированность и проработка заданий для учащихся) отмечен ряд недостатков. В выводе рецензии отмечено, что «представленная на рецензирование рукопись нуждается в авторской и редакционной подготовке. В её современном виде она может быть рекомендована к печати в качестве дополнительных материалов для учащихся, проявляющих особый интерес к Православию». Впоследствии текст рукописи редактировался как автором[31], так и издательством «Просвещение».
  • Учебник «Основы Православной культуры» получил ряд положительных внешних рецензий, включая рекомендации нескольких академиков РАО[32]. На сайте А. Кураева опубликованы положительные отзывы на учебник от заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, профессора, академика РАО А. Г. Асмолова, академика РАО А. Ф. Киселёва, академика РАО, заведующего кафедрой философской и психологической антропологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена А. А. Королькова, начальника управления образования и науки Тамбовской области, доктора педагогических наук, профессора Н. Е. Астафьевой, профессора Вильнюсского педагогического университета, эксперта по нравственному воспитанию при Министерстве образования Литовской республики О. Л. Янушкявичене, главного специалиста управления образования г. Железногорск-Илимский Иркутской области В. А. Нечушкиной, руководителя Федерального Агентства по делам молодёжи В. Г. Якеменко[33].

Примечания

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”. www.garant.ru. Дата обращения: 27 марта 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. Дата обращения: 31 января 2014. Архивировано 2 февраля 2014 года.
  3. Приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. № 1060. Дата обращения: 31 января 2014. Архивировано 2 февраля 2014 года.
  4. Список регионов России, в которых с 1 апреля 2010 года будет введён курс «Духовно-нравственное воспитание»: Еврейская автономная область, Камчатский край; Пензенская область; Удмуртская Республика; Чувашская Республика; Вологодская область; Калининградская область; Красноярский край; Новосибирская область; Томская область; Курганская область; Свердловская область; Костромская область; Тамбовская область; Тверская область; Республика Калмыкия; Карачаево-Черкесская Республика; Ставропольский край; Чеченская Республика. Согласно Решению Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009—2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (недоступная ссылка).
  5. Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» для учителей и организаторов введения курса. Дата обращения: 1 марта 2013. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года.
  6. Департамент образования города Москвы. Книга для родителей. Дата обращения: 1 марта 2013. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 Об учебном курсе. Дата обращения: 20 апреля 2010. Архивировано 5 октября 2010 года.
  8. 1 2 3 4 5 6 Российские школьники начали изучать новые предметы — основы религиозных культур и светской этики. Дата обращения: 21 марта 2022. Архивировано 21 декабря 2019 года.
  9. Объявлено соотношение школьников, которые будут изучать православие и светскую этику Архивная копия от 22 марта 2010 на Wayback Machine // Газета.ру, 16.03.2010.
  10. Ю. Синяева, Г. Смолицкий. В Московской области объединят мировые религии. Дата обращения: 18 февраля 2012. Архивировано 18 февраля 2012 года.
  11. Родители сделают окончательный выбор модуля из курса «Основы религиозных культур и светской этики» Архивная копия от 10 августа 2011 на Wayback Machine // Официальный портал Томской области, 19 марта 2010.
  12. Уральские четвероклассники определились с выбором: «Основы религиозных культур» будут изучать 35 тысяч детей (недоступная ссылка) // Учебный отдел екатеринбургской епархии.
  13. Борьба за души или за рейтинги? Архивная копия от 4 апреля 2010 на Wayback Machine // Независимая газета, 1.04.2010
  14. Учебники ОПК будут в продаже Архивная копия от 27 марта 2017 на Wayback Machine — сообщение в живом журнале Архивная копия от 15 августа 2011 на Wayback Machine Андрея Кураева.
  15. Основы Православной Культуры. Основы религиозных культур и светской этики 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Дата обращения: 25 апреля 2010. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года.
  16. Крест на образовании. Дата обращения: 24 января 2013. Архивировано 17 января 2013 года.
  17. Религиозные культуры распределили по школам. Дата обращения: 24 января 2013. Архивировано 14 января 2013 года.
  18. Ничего кроме цифр. Дата обращения: 24 января 2013. Архивировано 27 января 2013 года.
  19. Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на традиционной встрече руководителей образовательных учреждений Московской области с Управляющим Московской епархией Русской Православной Церкви митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием на тему: «Организация введения цикла предметов духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях Московской области», Коломенская Православная духовная семинария, 10.09.2012. Дата обращения: 24 января 2013. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года.
  20. Половина учащихся 4-х классов в Ленобласти с 1 сентября будут изучать православие (недоступная ссылка)
  21. В Башкирии более 67 % родителей предпочли, чтобы дети изучали основы светской этики. Дата обращения: 24 января 2013. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  22. Зубец О. П. Заключение по модулю «Основы светской этики». Экспертная оценка оригинала-макета учебника «Основы светской этики» 4-5 кл. Бондаренко Л. И., Перов В. Ю. Архивная копия от 30 октября 2012 на Wayback Machine // Институт философии РАН.
  23. Канаева Н. А. Заключение по модулю «Основы буддийской культуры» Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine // Институт философии РАН, 18 февраля 2010.
  24. Учебник «Основы религиозных культур и светской этики» Архивная копия от 8 июня 2010 на Wayback Machine // Институт философии РАН.
  25. Выдержки из экспертных заключений касаются модулей «основы исламской культуры» и «основы мировых религиозных культур», но доктор философских наук, член-корреспондент РАН А. В. Смирнов отмечает, что эти заключения содержат и оценку модульного учебника в целом — см. Учебник нужен, но его придется переписать с нуля Архивная копия от 15 января 2011 на Wayback Machine
  26. Учебник «Основы религиозных культур и светской этики». Дата обращения: 30 апреля 2010. Архивировано 8 июня 2010 года.
  27. Смирнов А. В. Учебник нужен, но его придется переписать с нуля Архивная копия от 15 января 2011 на Wayback Machine // Институт философии РАН
  28. Экспертное заключение Московского бюро по правам человека на комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (недоступная ссылка)
  29. Сахарных Д. М. (ИПК и ПРО УР) Рецензия на издание: А. В. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение, 2010. — 95 с.: илл. ISBN 978-5-09-024063-5 Архивная копия от 23 августа 2011 на Wayback Machine // портал Credo.Ru, 29.06.2010
  30. Рецензия Российской академии образования на рукопись учебника Андрея Кураева «Основы православной культуры» Архивная копия от 23 августа 2011 на Wayback Machine // Портал-Credo.ru, 2.12.2009
  31. Полищук Е. Обсуждаем учебник по ОПК Архивная копия от 1 апреля 2010 на Wayback Machine // газета «Церковный вестник» № 1-2, 2010.
  32. Диакон Андрей Кураев написал школьный учебник // Балтинфо.ру, 11.12.2009.
  33. Отзывы на учебник Архивная копия от 21 мая 2011 на Wayback Machine // kuraev.ru

Ссылки

  • Основы религиозных культур и светской этики // ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
  • Программа ПК «Основы религиозных культур и светской этики»
Методическое сопровождение по регионам
  1. Тамбовская область
  2. Томская область Архивная копия от 3 марта 2010 на Wayback Machine
  3. Тверская область Архивная копия от 17 июня 2010 на Wayback Machine
  4. Республика Чувашия
  5. Пензенская область Архивная копия от 12 марта 2012 на Wayback Machine
  6. Камчатский край (недоступная ссылка)
  7. Чеченская Республика (недоступная ссылка)
  8. Костромская область
  9. Красноярский край Архивная копия от 12 ноября 2010 на Wayback Machine
  10. Удмуртская Республика (недоступная ссылка) (также http://ipkpro.ru/orkse/ Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine)
  11. Еврейская АО Архивная копия от 14 мая 2010 на Wayback Machine
  12. Калининградская область (недоступная ссылка)
  13. Курганская область
  14. Свердловская область Архивная копия от 17 августа 2010 на Wayback Machine
  15. Карачаево Черкесия, Калмыкия, Ставрополь и Вологда — информация по методическому сопровождению отсутствует.


Эта страница в последний раз была отредактирована 21 июля 2022 в 23:11.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется слово опять или опять
  • Как пишется слово опьяняет
  • Как пишется слово опьяненный
  • Как пишется слово опьянение правильно
  • Как пишется слово опущусь