СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
- СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
-
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.
Вид слухового или зрительного диктанта, при котором диктуются слова, а не предложения. С. д. позволяет концентрировать внимание учащихся на трудных орфограммах, обогащать и активизировать словарь учащихся. Недостатком С. д. является искусственный характер языкового материала: предложение или текст в этом смысле ценнее.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР.
.
2009.
Смотреть что такое «СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ» в других словарях:
-
ДИКТАНТ СЛОВАРНЫЙ — ДИКТАНТ СЛОВАРНЫЙ. См. словарный диктант … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
-
Упражнения в системе обучения — адекватность упражнений, аспектные упражнения, аутентичное задание, веб квест, грамматические упражнения, двуязычные упражнения, диктант, диктант свободный, диктант словарный, диктант творческий, домашнее задание, домашние упражнения, дрилл,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
-
Обучение письму и письменной речи — автореферат, азбука, алфавит, аннотация, аннотирование, буква, грамматика, графема, графика, графический навык, диктант, диссертация, заметки, заявление, изложение, каллиграфия, конспект, конспекти … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Муниципальное
образовательное учреждение «Королевщинская средняя школа»
Новосёлки Тверской
области Жарковского района
Словарный
диктант на уроках русского языка
Матвеева
Наталья Юрьевна
Навык видеть орфограммы
развивается у школьников в процессе длительных тренировок. Одним из эффективных
видов работы по формированию орфографической зоркости являются словарные
диктанты. Главная цель этих упражнений — формирование у учеников
орфографической и пунктуационной зоркости. Систематическое и планомерное
проведение разнообразных форм словарного диктанта способствует перерастанию
знаний и умений учащихся в области орфографии и пунктуации в прочные и
долговременные навыки, обеспечивающие грамотную письменную речь.
Словарный диктант может состоять
как из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически, так и не
сгруппированных тематически. Особенность словарного диктанта состоит в
том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание
учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов затем
можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов.
Проведение словарного диктанта
обычно занимает 5–10 минут.
Виды диктантов
Предупредительный
диктант.
Порядок
работы: 1) диктующий читает слово (или предложение), 2) один из пишущих
повторяет его (или повторяют хором), 3) называется орфограмма, 4) вызванный
ученик строит своё рассуждение вслух, 5) текст записывается, в нём
подчёркиваются орфограммы.
Объяснительный
диктант.
Порядок
работы: 1) диктуемое слово (или предложение) записывается, 2)затем называется и
подчёркивается в нём орфограмма и произносится правило (т.е. приводится
доказательство того, что орфограмма написана правильно)
Комментированный
диктант.
Порядок
работы: 1) диктующий читает слово (или предложение), все слушают, 2) диктующий
читает повторно (по частям, если это предложение), 3) учащиеся начинают писать,
производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих
разбирает вслух.
Распределительный
диктант.
Порядок
работы: 1) диктующий дает задание распределить слова по столбикам в зависимости
от орфограммы (в один столбик с корнем –ЛАГ-, в другой- с корнем –ЛОЖ);
2)читает слова или словосочетания, а учащиеся записывают их, распределяя по столбикам
Изложение,
прилагательное, излагать, возложить, полагаться, предположение, слагаемое,
сложение, положение, безотлагательный, вложить, прилагать, полагать, отложить.
Выборочный
диктант.
Порядок
работы: 1) диктующий читает предложение, все учащиеся вслушиваются, 2)
предложение читается повторно, а учащиеся в это время выписывают из него только
слова (или словосочетания) с заданными орфограммами.
Творческий
диктант.
Например, диктующий ставит задачу записать
одним слово с приставкой ПРИ- или ПРЕ- данные словосочетания:
1)
(Птицы) ненадолго умолкли. 2) (Мы) близко подошли (к реке). 3) Чересчур
увеличивать (опасность). 4) Очень зоркий (наблюдатель). Выполненный диктант
должен выглядеть так: приумолкли (птицы), приблизились (к реке), преувеличить
(опасность), презоркий (наблюдатель).
Графический
диктант.
Порядок
работы: 1) диктующий читает предложение один раз, 2) все повторяют его шёпотом,
3) диктующий читает предложение повторно, 4) учащиеся составляют в тетрадях
схему этого предложения, расставляя знаки препинания.
Цифровой
диктант.
Порядок
работы: 1) перед диктантом уславливаются, какой цифрой будут обозначать каждое
языковое явление, 2) учащиеся слушают текст, но не записывают его, а только
ставят в тетрадях цифры для обозначения соответствующих фактов языка.
Например,
при изучении видов простых предложений можно условиться обозначать цифрой 1 —
двусоствные предложения, 2 — безличные, 3 — неопределённо-личные, 4
— определённо-личные, 5 — назывные.
Диктуемый
текст: Ночь. Не спится. На небе ярко светят звёзды. Выполненная работа выглядит
так: 521
Грамматический
диктант.
Порядок
работы: 1) диктующий предлагает составить предложение по определённым
признакам, либо 2) записать слово по определённым признакам.
Например,
корень такой же , как у слова ЗВОНОК; приставка такая же, как у слова ЗАВЕРНУЛ;
суффикс такой же, как у слова ЛЮБИТЬ; второй суффикс такой же, как у слова
ПРИШЁЛ; окончание такое же как у слова КРАСКА (ЗАЗВОНИЛА)
Зрительный
диктант (самодиктант).
Порядок
работы: 1) ученик прежде чем записать какой-либо текст, внимательно
всматривается в него, фиксирует внимание на тех орфограммах, которые в данный
момент изучаются, 2) одновременно повторяется орфографическое правило или
необходимые орфографические сведения, 3) текст диктуется учителем или
записывается учениками по памяти, 4) запись сверяется с текстом книги самими
учащимися.
Тематический
диктант.
Например,
диктующий ставит задачу записать слова с мягким знаком после шипящих
Идёшь,
фальшь, щёлочь, глушь, стричь, печь, намажь
Словарный
диктант с табу (ограничением).
Порядок
работы: 1) слова
расположены на доске (на интерактивной доске, на экране мультимедийного
проектора, на карточке) 2) учащиеся должны записать, но не выписывать слова
табу.
Например,
слово ТАБУ: слова с разделительным мягким знаком Ь.
Бурьян,
съёмка, семья, интерьер, вьюга, объявление, , вьёт, объём, шьёт, серьёзный,
съёжиться, отъехать, павильон, съедобный, съезд, соловьи, крестьянин, изъян,
бульон, объедки, побережье.
Свободный
диктант.
Порядок
работы: 1) диктующий читает текст целиком, а
затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу; 2) ученики
не дословно, а свободно записывают прочитанное. Использование синонимического
ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только
потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.
Диктант
с продолжением.
Порядок
работы:1)
учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, обозначают в них орфограммы, 2)
к каждому слову придумывают и записывают рядом по 2-3 слова с той же
орфограммой.
Сигнальный
словарный диктант.
Порядок
работы: 1) перед диктантом уславливаются, каким цветом будет обозначенокаждое
языковое явление, 2) учащиеся слушают текст и показывают соответствующую
сигнальную карточку
Например,
поднимите жёлтую карточку, если пишется Н, и красную карточку,
если пишется НН.
Львиный,
каменный, кожаный, решена, безветренный, прочитана, истинный, лебединый,
фирменный, пустынный, пустынна, стеклянный, лекционный, вязаный, тушёный.
Словарный диктант как
вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию
орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. Но лишь при
систематическом использовании этого вида работы, интересном подборе
тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной
деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться
положительных.
Список использованной литературы
1. Александрова,
Г.В. Занимательный русский язык [Текст]/ Г.В.Александрова.- СПб.:Тригон, 1998.
– 652 с.
2. Арсирий,
А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст]/ А.Т.Арсирий.-
М.:Просвещение, 1995. – 377 с.
3. Волина,
В.В. Учимся играя [Текст]/ В.В. Волина.- М.:Новая школа, 1994, — 446 с.
4. Кашкарова,
Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка [Текст]/ Т.Н. Кашкарова
//Русский язык в школе. – 1991.- № 2. — С.41 — 44.
5. Косолапкова,
А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов
[Текст]// А.А. Косолапкова // Приложение к газете «Первое сентября.» — Русский
язык в школе. — 1990.-С.25 — 29.
6. Панов,
М.В. Занимательная орфография [Текст]/ М.В.Панов.- М.:Просвещение, 1984. – 154
с.
7. Семенюк,
А.А. Новые виды диктанта [Текст]/ А.А. Семенюк //Русский язык в школе.- 1990. —
№ 4. — С.27 — 30.
словарный диктант, как пишете?
21.01.2015 12:17
Расскажите, как пишете его и как ставят оценки? 1 ошибка — «4» или «5».? 2 ошибки — «4» или «3» У нас второй класс, учитель всегда предупреждала, что будут писать словарный диктант. На дом задавала «Повторить словарные слова». Писали вроде не плохо, но я не вникала. Учебник у нас Канакина и Горецкий. С начала учебника идут слова, которые надо себе в словарик и записывать их перед диктантом и повторяет ребенок. Слов 15-17 но не более 25 было всегда было. Вчера, был диктант. Пробный в тетрадках. 43 слова, 12 из них дети еще не изучали. Наляпали ошибок, соответственно результаты учителю не понравились, сказала, что будут сегодня переписывать. Спросила у ребенка, от куда учитель диктовала слова, сказал: — Диктовала по учебнику. В конце учебника есть все слова, которые проходят в течение всего года. т.е. просто открыла учебник и стала диктовать. Вот теперь и не знаю, учить их или нет, мы их будем проходить только через 50 страниц учебника, то что за пробный поставили «3»- ребенок расстроился, всегда писал их на «5». Вообще это нормальная практика, диктовать слова, которые дети еще не проходили? И при норме слов для 2го класса 10-12 слов, дать 43 слова? слова такие не очень сложные. Мой ляпнул в них только 1 ошибку клаС без 1 С написал, а ошибки наляпал в тех словах, которые всегда писал без ошибок. Новые слова которые не проходили, но были продиктованы класс, город, магазин, машина, метро, пенал, работа, спасибо, улица, фамилия, январь, язык.
21.01.2015 12:41
Вообще вам еще мягко оценили. У вас-это 2. у нас 1 ошибка-4, 2-3,остальное-2.
Anonymous
21.01.2015 13:20
вроде как сейчас 2 стараются не ставят. Мой написал на «3»- но он отличник, как она сказала, «гордость и надежда нашего класса», поэтому своему любимчику она три и поставила, но я бы 1 (ед) своему поставила. Вопрос не в оценке, а в том, что дает слова, которые еще класс не проходил, вот это нормально или нет, учить эти слова то будет только через 50-100 страниц учебника. И какие она даст слова уже на настоящем диктанте не известно, не хотелось бы «2» в журнал
21.01.2015 13:59
У нас тоже так оценивают, но диктант обычно 10 слов, максимум 15 слов. И слова только те, которые прошли и закрепили (прописали в тетради, разобрали, повторили).
Anonym
21.01.2015 13:59
аналогично
Anonymous
21.01.2015 14:02
ого, Вы их еще и разбирает и в тетрадь пишите? У нас такого нет. Просто в конце первого класса, нам сказали сделать словарный блокнот и туда переписать все слова, которые прошли в первом классе. Во втором вот классе, такой команды от учителя не было. Я была в РК в начале года и в теме группы написала сама родителям, чтоб они не забывали писать словарные слова из учебника в блокнотик себе. Но у многих нет инета, как они там пишут или нет не знаю.
21.01.2015 14:32
У нас каждая классная и домашняя работы начинаются с изучаемых словарных слов,также ставятся ударения и подчеркиваются ,опасные, буквы.
Anonymous
21.01.2015 14:34
и снова аналогично))
Anonymous
22.01.2015 13:15
и у моего ребенка так же. Сейчас заканчиваем слова из учебника, видимо дальше будут дополнительные, не по списку
Anonymous
21.01.2015 14:59
А у вас ДЗ передавалось лично РК? Для других родителей это тайна? Точно ли не было команды учителя касаемо словарных слов или вы теперь не знаете,так как не в РК?
Anonymous
21.01.2015 15:13
когда я была в РК, на собрании родители попросили меня писать в группе домашку, я и писала. (это у классной). У нас дети домашку мало ко пишет в дневники. По английскому ходила в школу и брала уже задание на каждую группу и ее тоже писала в группе родителям. Сейчас я в школу не хожу уже 2 мес., я не в РК. Домашку в группе не пишет никто. Электронного дневника у нас нет. Словарные слова у нас были записаны в блокноты, в конце первого класса, я продублировала в теме группе для родителей, какие слова уже должны быть во втором классе. Напомнила им через 3 месяца учебы, все были рады, что напомнила, что блокноты надо вести. Родители ведь надеюсь не дураки, знают, что все слова надо было самим писать из учебника. А уж кто там пишет или нет не знаю. Сын пишет и учит и ладно, а за других пусть их родители переживают.
22.01.2015 14:35
К сожалению, ваша учительница филонит. Словарные слова должны прорабатываться на уроке, у наших маленькие словарные блокноты заведены с первого класса, потом задаваться на дом для прописывания и запоминания, потом регулярно повторяться. Словарные диктанты наши пишут раз в неделю. Одну неделю из текущих слов, одну из всех, которые прошли до этого, в том числе и в первом классе.
Anonym
21.01.2015 12:43
Автор,учить конечно, какие варианты)
21.01.2015 13:22
так в конце учебника слов 200, они их постепенно в течении года проходят. Сразу все выучить за 1 день не реально.
21.01.2015 13:54
ну постепенно, не за 1 день)Словарный диктант обычно раз в неделю. Вообще забавно Ваш пост выглядит — бедненькому мальчику дали сложную контрольную, учитель монстра,не понимает, что не выучить мальчишечке бедненькому 43 слова, пущай по 10 слов дает как раньше, да чтобы слова знакомые, на дай бог деточка ошибется))) Онажемать)
21.01.2015 14:06
не бедненькому мальчику дали, а дали ВСЕМУ классу. И по нормам надо давать 1 класс- 7-8 слов. 2 класс- 10-12 слов. 3 класс- 12-15 слов. 4 класс — до 20 слов. Вы бы сами сели и написали 43 слова за 1 урок, когда те кто учиться на «2»- просто тупо сидели и болтали. А сами успели только написать «словарный диктант» точка и все. И интересно мне посмотреть работы 2х учеников, которые получили «5» т.е. без одной ошибки.
21.01.2015 14:09
Ой,надорвался бедненький)))) Я,Вы знаете, таких проблем вообще не имела — я все диктанты на отлично писала)
21.01.2015 14:35
Очень рада за Вас и ваши «диктанты на отлично писала» речь не о ребенке, он не бедненький, расстроился из за «3»- но это уже его проблема, учить надо было лучше. Речь о том, сколько слов даю на диктантах и даю ли те слова, которые не изучали.
21.01.2015 14:50
Ну так учите все слова, чего тут думать?
21.01.2015 15:16
да просто жалко реально время на это тратить. Учить слова, которые нужны будут только в конце года. У нас еще по английскому много учить надо, а еще и русский учить то, что пока не надо.
21.01.2015 15:24
Жалко времени научиться правильно писать 200 часто встречающихся слов???
21.01.2015 17:07
Не жалко. У Вас у самой так много ошибок на письме, причем в словарных вобщем-то словах, что не жалейте ребенка, пусть работает и пишет лучше.
Anonymous
21.01.2015 12:44
Интересно,какие же ошибки ваш сделал в этих словах? Вообще -это ваш косяк. Мы все слова за год выписывали из учебника в словарь,учили и писали,то частями,то все вместе.
Anonymous
21.01.2015 13:31
Вообще мой ужасно написал. Я бы ему 1(ед поставила) Обвод буквы О в слове метрО (это слово не изучали), учитель подчеркнула. СпОсибо- букву О мой пропустил, потом вставил букву О вместо А, учитель даже на А не исправила. но мой сделал ошибки, которые никогда и не делал. Медвдь- Е пропусил- она эту ошибку и не заметила.- Это слово он всегда писал без ошибок. И еще одна, не помню слово. Мне интересно, почему 43 слова, при норме слов не более 10-12 на диктант словарный и почему дала те слова, которые мы еще не изучали. остальные уже не помню, в школу ушел.
21.01.2015 12:48
Учить,конечно, а кто это должен делать?
Anonymous
21.01.2015 13:37
да учить не проблема, проблема в том, что учить? Словарные слова даются по 1 каждый урок- постепенно. А на диктанте дали слова, которые только будем изучать через 50-100 страниц учебника, т.е. к концу года только.
21.01.2015 13:17
За 1 ошибку — однозначно «4», за 2 — не знаю, вроде смотря сколько слов… Нашим всегда задавали частями и соответственно спрашивали тоже не все сразу. За 1 раз — слов 15 где-то. Могли включить в диктант и выученные ранее слова (по которым уже были диктанты раньше). Но те, которые еще не задавали, те и не спрашивали.
Anonymous
21.01.2015 13:35
да мне вот тоже интересно, почему дала 12 слов, которые еще не изучали. Почему при норме 10-12 слов на диктант дала 43 слова ( внимания после 20 слова падает у детей), и интересно посмотреть работы 2х учеников, которые написали на «5»- т.е. без одной ошибки, так много слов, да еще и которые по программе не изучали.
21.01.2015 13:52
Никогда не было у наших по 43 слова По-моему, тоже перебор. А в остальном учитель адекватный? Может для пробы дала, поэксперементировать захотелось, а теперь вроде как «на попятную» пошла? А про новые слова и сама забыла?
Anonymous
21.01.2015 13:59
Да учитель молодой и без опыты. Класс слабый очень. Очень много хулиганов и те, которые не тянут программу. Тот кто у нас на «2» учиться, успели написать только — Словарный диктант» и все, потом сидели и болтали. Да у нас электронный дневник уже во всей школе, кроме нашего класса, учитель витает в облаках Но я в школу не хожу уже 2 месяца, ребенок домашку сам в дневник пишет, поэтому меня это и не парит. А родители детей, которые домашку не пишут, ох как напрягает это вопрос
21.01.2015 13:44
автор вы сейчас прикололись? какой класс? у вас ребёнок тетрадь ни разу не подписывал? вывески и книжки не читал? уж слово январь в январе писали 20 раз. я уж думал речь идёт о сложных словах.
Anonymous
21.01.2015 13:49
январь мой написал вроде правильно. Дело не в оценке, а в подаче диктанта. 2 класс. И почему я проколюсь? Я же написала, что слова не сложные. Класс написал на «2» «3». Если моему отличнику поставила «3», а я бы за такую работу поставила «2», то страшно представить, сколько ошибок у того, кто на «2» написал. Двоечники у нас вообще успели написать только — «Словарный диктант» и ВСЕ!
21.01.2015 17:20
1 ошибка 4, 2 ошибки 3, три ошибки 2 4 класс
Anonymous
22.01.2015 07:47
Привет, дорогая. Не в обиду, но очень хочется тебе сказать — иди на работу или займись чем-то другим, своим. Нельзя до такой степени зацикливаться на учёбе ребёнка. По теме не скажу, ибо вообще не в курсе была сколько диктуют, какие слова. Деть учился сам.
21.01.2015 13:21
1 ошибка — 4, 2 ошибки — 3, 3 ошибки — 2. Но никогда не дают диктанты на такое количество слов. Максимум — 12 слов.
Anonymous
21.01.2015 13:30
1 ошибка или 1-2 исправления — 4, 2 ошибки — 3. Дают в районе 15-18 слов. Слова из учебника.
21.01.2015 13:51
«Слова из учебника.»- которые уже прошли?
21.01.2015 13:53
нет. В учебнике есть раздел «Пиши правильно» Вот оттуда слова и дают. Но учительница заранее говорит, что будут слова, например с буквы А до буквы М
21.01.2015 14:07
ясненько, спасибо. У нас такого в учебнике нет, только общий список по буквам в конце и по учебнику через страницу по 1-2 слова идет.
21.01.2015 13:36
пишЕте, с начала, в течениЕ Вы ж по программе их изучали?
Anonymous
21.01.2015 13:42
ага, спасибо исправила — да я училась 30 лет назад в школе, ЖИ ШИ- пиши с буквой И, а не с Е вот и все. По программе это не изучали
21.01.2015 17:12
слово «в течение» вы не узучали? Вы думаете, тут все закончили школу 5 лет назад? Я е закончила 25 лет назад, помню наизусть все правила, а уж ваше ошибки и подавно. Любой человек должен писать грамотно, а как этого добиться, уже дело десятое. Значит Вам лично не хватило тех 10 слов в диктанте, которые Вам давали в детстве. При этом все Ваши ошибки не относятся к допускаемым в инете. Пишите и Пишете — инет ни при чем. По мне чем больше ребенок тратит врмени на грамотность, тем лучше в любом возрасте.
Anonymous
22.01.2015 13:08
слов 10-15. 1 ошибка 4, 2-3. Новая партия слов прописывается в каждом ДЗ. Словарный диктант могут дать просто слова, могут словосочетания с этими словами.
Anonymous
22.01.2015 14:02
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/08/27/metodicheskie-rekomendatsii-po-normam-otsenok-dlya-uchiteley
Краснодарский научно-методический центр
IХ педагогический марафон учителей русского языка и литературы
Новые подходы к совершенствованию преподавания русского языка и литературы
Словарный диктант как вид деятельности на уроках русского языка
Автор: учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ
№ 93 г.Краснодара
ЗАЯЦ МАРИНА
СТАНИСЛАВОВНА
г.Краснодар, 2012
Содержание:
1. Вступление………………………………………………………………………………………………………..3 стр.
2.Основная часть. Виды словарных диктантов…………………………………………………..4-14 стр.
1) Предупредительный диктант……………………………………………………………………4 стр.
2) Подготовленный диктант…………………………………………………………………………4 стр.
3) Диктант по памяти…………………………………………………………………………………..4 стр.
4) Зрительный диктант………………………………………………………………………………..5 стр.
5) Выборочный диктант………………………………………………………………………………5 стр.
6) Словарный диктант с табу (ограничением)………………………………………………5 стр.
7) Распределительный диктант…………………………………………………………………….6 стр.
Объяснительный диктант………………………………………………………………………..7 стр.
9) Свободный диктант…………………………………………………………………………………7 стр.
10) Творческий диктант………………………………………………………………………………7 стр.
11)Словарный диктант с грамматическим заданием…………………………………….8 стр.
12)Заместительный диктант………………………………………………………………………..9 стр.
13)Сопоставительный диктант……………………………………………………………………10 стр.
14)Сигнальный диктант……………………………………………………………………………..10 стр.
15)Перфокартный диктант………………………………………………………………………….10 стр.
16) Алгоритмический диктант…………………………………………………………………….11 стр.
17)Немой диктант……………………………………………………………………………………….11 стр.
18) Игровой диктант……………………………………………………………………………………12 стр.
19)Контрольный диктант………………………………………………………………………..13-14 стр.
3.Заключение…………………………………………………………………………………………………………15 стр.
Вступление
На уроках русского языка по каждой теме принято использовать диктанты двух видов: обучающие (состоящие из отдельных слов, словосочетаний, предложений, текстов со средней степенью насыщенности орфограммами и пунктограммами) и контрольные, для которых,в основном, берутся связные тексты. Как обучающий диктант преследует цель контроля, так и контрольный диктант должен иметь обучающую цель. Формирование у учеников орфографической и пунктуационной зоркости — одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем-словесником. Навык видеть орфограммы развивается у школьников в процессе длительных тренировок. Одним из эффективных видов работы по формированию орфографической зоркости и являются словарные диктанты. Систематическое и планомерное проведение разнообразных форм словарного диктанта — не реже 1 раза в неделю — способствует перерастанию знаний и умений учащихся в области орфографии и пунктуации в прочные и долговременные навыки, обеспечивающие грамотную письменную речь. Проведению словарного диктанта должна предшествовать работа по раскрытию значения слова, орфографическая и грамматическая работа над словом (слово может быть употреблено в словосочетаниях и предложениях).
Например, на уроке «Имя числительное как часть речи» учитель, рассказывая учащимся об истории происхождения чисел, акцентирует внимание детей на том, что числительное одиннадцать образовалось путем сращения слов один на десяти и, следовательно, пишется с двумя н, тогда как дальнейшие числительные второго десятка удвоенных согласных не имеют. Далее объясняется образование числительных от 50 до 90: от пять десятков – пятьдесят, от шесть десятков – шестьдесят и т.д. Нуждаются в объяснении и числительные полтора, полтораста, тысяча, сорок, миллион, миллиард…
Словарный диктант может состоять как из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически, так и не сгруппированных тематически. Особенность словарного диктанта состоит в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов затем можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов.
Проведение словарного диктанта обычно занимает 5–10 минут.
2.Виды словарных диктантов
2.1.Предупредительный диктант.
Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). В классе со слабой подготовкой следует отдавать предпочтение первому варианту.
При проведении зрительного предупредительного диктанта предложение или слова с орфограммами записываются на доске или проектируются на экране, затем разбираются, после этого написанное на доске или на экране проектора закрывается – и учащиеся под диктовку пишут слова или предложение. Затем текст открывается, учащиеся сверяют его со своей записью и исправляют допущенные ошибки.
При слуховом предупредительном диктанте перед записью текста учащиеся устно повторяют правила орфографии и пунктуации, на которые проводится диктант. Трудные случаи разбираются вместе с учителем. Затем следует запись под диктовку. Предупредительный диктант позволяет произвести двойную проверку. На обратной стороне доски диктант вместе с классом пишут два ученика – один сильный, другой слабый. После диктанта проверяем сначала работу сильного ученика, потом учащиеся сверяют ее со своей записью в тетрадях, и только потом класс проверяет то, что написал слабый ученик, и исправляет его ошибки на доске. Затем текст диктанта проецируется на экран. Таким образом, работа над каждой орфограммой проводится многократно.
Проведение предупредительного диктанта – от 10 до 15 минут.
2.2.Подготовленный диктант.
Этот вид упражнения предлагают учебники русского языка различных УМК. Он развивает память у учащихся, активизирует процесс усвоения орфографического правила. Методика известна. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами или слова без пропущенных орфограмм, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку. В УМК С.И.Львовой данная работа носит название орфографический минимум.
Проведение подготовленного диктанта – 5–6 минут.
2.3.Диктант по памяти.
Это разновидность подготовленного диктанта. Учитель задаёт на дом упражнение, состоящее из группы слов, или любой текст — стихотворный или прозаический, который надо выучить наизусть. В процессе заучивания происходит запоминание орфограмм. Если текст связный, то и пунктограмм. Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. На уроке по памяти можно заучивать и правила, а потом их записывать под самодиктовку. Можно надиктовать текст соседу по парте, а потом проверить у него написанное.
Время, затраченное на этот вид работы, – 8–12 минут.
Примеры.
Видимо-невидимо, вмиг, волей-неволей, впоследствии, давным-давно, точь-в-точь, с налёту, с разбегу, нисколечко, на цыпочках, на совесть, ни разу, никогда.
Делегат, депутат, директор, дипломат, президент, конгрессмен.
Концерт, ансамбль, маскарад, фестиваль, фантазия, репетиция, режиссёр, пьеса, драма, спектакль, театр, эксперимент.
2.4.Зрительный словарный диктант.
Такой словарный диктант развивает зрительную память, формируя орфографическую зоркость учащихся, создаёт благоприятные условия для прочного усвоения орфографического материала. Наиболее хорошо воспринимаются диктанты из тематически подобранных групп слов или групп слов на одну орфограмму.
Задание: Запомните слова, записанные на интерактивной доске, затем постарайтесь записать их в тетрадь без ошибок, не пропуская ни одного слов. Порядок соблюдать необязательно.
Примеры.
Диктант с единоначатием (анафорический):
Карандаш, капитан, кавалерия, каникулы, карнавал, калитка, как будто, карикатура, катер.
Комитет, корабль, корова, конгресс, комендант, консерватория, композитор, комбинат.
Тематический диктант ( слова можно располагать по алфавиту):
Попугай, малиновка, соловей, синица, дятел, дрозд, ворона, грач, снегирь, сорока, колибри.
Диктант на тему «Правописание слов с удвоенными согласными»:
Ванна, гамма, группа, искусство, класс, колонна, масса, металл, профессия, тонна.
2.5.Выборочный диктант.
Выборочный диктант не только содействует формированию орфографической зоркости, но и дисциплинирует внимание учащихся.При выборочном диктанте производится запись не всего текста, а лишь отдельных слов или словосочетаний.
Например, при отработке навыков различения приставок и предлогов учащиеся выписывают в один столбик слова с приставками, а в другой – с предлогами. При изучении числительных можно предложить запись в два столбика следующих числительных: простых и составных, с мягким знаком в середине слова и на конце и т.п.
Пример.
Задание: Выпишите из текста, помещённого на экране проектора или диктуемого учителем, слова с чередованием в корнях -РАСТ-// -РАЩ-// -РОС-.
Текст:
Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс очень хотел ВЫРАСТИ и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные ЗАРОСЛИ ВОДОРОСЛЕЙ, подняться в звёздное небо, потеряться среди густых космических РАСТЕНИЙ. И только когда в душе мальчика появились РОСТКИ добра, он ВЫРОС и стал таким, как прежде. Разве может РОСТ или ВОЗРАСТ быть помехой для добрых дел?
Пример.
Задание: Выпишите из предложений слова с мягким знаком Ь.
Хорошо к огню прилечь да в золе картошку печь.
Мой весёлый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Учиться в школе начал брат, и я помочь братишке рад.
Среди чащ и рощ растут плющ и хвощ.
Кащей для охраны сокровищ собрал самых страшных чудовищ.
Серенькая мышь забрела в лесную глушь. Вот наступила ночь, надо дорогу найти ей помочь.
Проведение выборочного диктанта занимает обычно до 5 минут.
2.6. Словарный диктант с табу (ограничением).
Это разновидность выборочного словарного диктанта. Подобный вид работы мобилизует внимание учащихся, создаёт условия для прочного усвоения орфографического правила, учебного материала.
Пример.
Задание: Из расположенных на доске (на интерактивной доске, на экране мультимедийного проектора, на карточке) слов не выписывайте слова табу. ТАБУ: слова с разделительным мягким знаком Ь.
Почтальон, подъезд, съёмка, семья, вьюга, объявление, съесть, бьёт, объём, шьёт, необъятный, серьёзный, съёжиться, отъехать, пьеса, съедобный, съезд, соловьи, крестьянин, изъян, бульон, объедки, побережье.
2.7.Распределительный диктант.
Такой вид словарного диктанта очень важен, так как учит школьников оперировать знаниями при помощи логических действий, развивает внимание.
Пример.
Задание: Из предложенных на доске (карточке) слов с чередованием в корне -ЛАГ-// -ЛОЖ- образуйте два столбца: в один выпишите слова с буквой А в корне, в другой — с буквой О в корне.
Изложение, прилагательное, излагать, возложить, полагаться, предположение, слагаемое, сложение, положение, безотлагательный, вложить, прилагать, полагать, отложить.
2.8.Объяснительный диктант.
Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны.
Проведение объяснительного диктанта занимает от 10 до 20 минут.
2.9.Свободный диктант.
Этот вид упражнения готовит учащихся к сжатому изложению, поэтому его не стоит игнорировать. Целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.
Время свободного диктанта – до 10 минут.
2.10. Творческий диктант.
Творческие диктанты активизируют познавательную деятельность школьников, развивает логическое мышление, способствует развитию навыков грамотного письма.
Пример.
Задание: Заменить данные словосочетания одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.
Ненадолго умолкли (приумолкли), близкий к школе( пришкольный).
близко подошли ( приблизились), зашёл в дом (пришёл),
очень добрый ( предобрый), не совсем открыл (приоткрыл),
ненадолго лег (прилёг), нарушил закон (совершил преступление),
немного хромает (прихрамывает), не совсем заглушил (приглушил),
очень скверный (прескверный), ненадолго сел (присел)
ненадолго остановился (приостановился), очень милый (премилый),
близкий к берегу (прибрежный), вбежать в дом (прибежать).
Разновидностью творческого словарного диктанта является словарный диктант с продолжением. Он учит классифицировать орфограммы, развивает навык грамотного осмысленного письма. Методика проведения: учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, обозначают в них орфограммы, затем к каждому слову придумывают и записывают рядом по 2-3 слова с той же орфограммой.
Пример.
Цирк…(циркуль, цыган).
Пришить…(прибежать, приколоть).
Изложить…(положить, предположение).
Полмандарина…(пол-листа, полминуты).
Берёзка…(дорожка, беседка).
Сосна…(гнездо, лесок).
Чувство…(лестница, сердце).
Ванна…(масса, металл).
Также это может быть упражнение, в процессе выполнения которого производятся переделка текста, его изменение. Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения, или вводят в текст вводные слова и предложения. К таким диктантам относится и запись текста от определенного лица (например, если текст передается от первого лица, следует записать его от третьего; или наоборот – текст от третьего лица записать от первого). Этот вид работы также является важной частью подготовки к сжатому изложению.
Творческие диктанты могут быть и такими: с определенными словами, записанными на доске или карточке, воспроизведёнными на экране проектора, составить связный текст или предложения на определенную тему.
Время для проведения творческого диктанта – от 5 до 30 минут.
2.11.Словарный диктант с грамматическим заданием.
Подобный словарный диктант способствует формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, предлагаемое учащимся, помогает им выбрать правильное написание, например, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обозначить род или число существительных (либо всех, либо определенного абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных, выделить личные окончания глаголов и т.п.
Пример.
Задание: Укажите род и склонение имён существительных.
Речь, мяч, тишь, ветошь, вещь, плащ, ночь, молодёжь, луч, дочь, ложь, пейзаж, богач, врач, полночь, пустошь, брошь, шалаш.
Дополнительное задание: Дайте толкование выделенных слов.
Проведение диктанта с грамматическим заданием – 30–40 минут.
2.12.Заместительный словарный диктант.
Заместительный словарный диктант, или диктант на замену, обогащает лексикон учащихся, активизирует процесс усвоения орфографического правила. Слова целесообразнее группировать по темам.
Примеры.
Синонимический диктант.
Задание: Замените данные слова синонимами с приставками, оканчивающимися на -З//-С.
Употреблять (использовать), реставрировать (восстанавливать), забавляться (развлекаться), беседовать (разговаривать), думать (Размышлять), тревожиться (беспокоиться).
Антонимический диктант.
Задание: Замените данные слова антонимами с приставками ПРЕ-//ПРИ-.
Уехать (приехать), убежать (прибежать), неинтересный (преинтересный), преуменьшать (преувеличивать), немного увеличивать (приувеличивать), немного уменьшать (приуменьшать), унести (принести), не очень милый (премилый), не очень симпатичный (пресимпатичный).
Собственно лексический диктант.
Задание: Запишите слова, угадав их по лексическому значению.
1. Род деревьев и кустарников семейства мимозовых (Акация).
2. Геометрическое тело, образованное путём вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон (Цилиндр).
3. Вид искусства объединяющий выступления акробатов, фокусников, клоунов, дрессировщиков (Цирк).
4.Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания (Цитата).
5. Свойственный цыганам, характерный для их быта, образа жизни (Цыганский).
6. Пренебрежение к нормам морали, нравственности: наглость, бесстыдство (Цинизм).
7. Птенец курицы, а также индейки, цесарки (Цыплёнок).
8. Ходить на кончиках пальцев (На цыпочках),
9. Одежда для защиты тела от ударов холодным оружием, а также твёрдый покров некоторых животных (Панцирь).
10. Устное изложение учебного предмета, чаще в высшем учебном заведении, а также запись этого изложения (Лекция).
2.13. Сопоставительный словарный диктант.
Данный вид работы учит школьников выявлять сходное и различное в сопоставляемых словесных явлениях, различать условия выбора орфограмм.
Пример.
Задание: Преобразовать слова с гласной И в корне слова в однокоренные слова с гласной Е.
Собирать (соберёшь), избирать (изберёшь), запирать (запер), отдирать (отдеру), замирать (замер), расстилать (расстелю), замирать (замер), выжигал (выжег), вычитать (сочетание).
2.14. Сигнальный словарный диктант.
Активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет учителю провести быструю диагностику уровня знаний учеников и выявить степень усвоения учебного материала. Сигнальный диктант можно провести по любой теме, изучающей орфограмму, предполагающей двойной выбор, например, «-Ться и -тся в глаголах», «О,Ё и Е после шипящих и Ц», «Чередования в корнях слов», «Н и НН в словах различных частей речи», «Правописание НЕ с различными частями речи» и т.д.
Пример.
Задание: Поднимите жёлтую карточку, если пишется Н, и красную карточку, если пишется НН.
Мышиный, каменный, ветреный, кожаный, решена, безветренный, прочитана, истинный, лебединый, фирменный, пустынный, пустынна, стеклянный, лекционный, вязаный, тушёный.
2.15. Перфокартный словарный диктант.
Вызывает интерес учеников к изучаемой орфограмме, позволяет провести закрепление учебного материала сразу же после объяснения новой темы, позволяет учителю провести быструю диагностику степени усвоения учебного материала. Проверка производится очень быстро при помощи шила (методика Г.А.Богдановой).
Пример.
Задание: Вставьте в окошки перфокарты букву О или букву Ё.
Бечёвка, бесшовный, зачёт,
дешёвый, шок, щётка,
жёсткий, чопорный, чёрствый,
пчёлка, мажор, расчёска,
шорох, шотландец, кошёлка,
крыжовник, трущоба, жокей,
печёнка, жёрнов, жеваный,
шорты, жёлудь, чечётка,
шёпот, обжора, капюшон.
2.16. Алгоритмический словарный диктант ( опорный, диктант «с подсказкой»).
Позволяет учащимся сосредоточиться на изучаемом лингвистическом материале, организует мыслительную работу школьников.
Пример.
Задание: Опираясь на схему (алгоритм), запишите данные слова.
ПРИСТАВКИ
…З звонкий согласный …С глухой согласный
Бесценный, безвкусный, разбудить, расписание, вздрогнуть, всходить, разгибаться, испортиться, бесплатный, раздать, рассмешить, взмахнуть, вскрикнуть, воссоздать, низвергаться, восславить, исцарапать, исцелить, расколоть, раздумать.
2.17. Немой словарный диктант.
Данный вид работы основан на невербальном (паралингвистическом) уровне коммуникации. Пробуждает интерес к изучаемой орфограмме и творческие наклонности, способствует формированию орфографических навыков. Методика проведения: учитель или ученик, выбранный по желанию, не диктует слова, а показывает мимикой, пантомимикой и жестами. Ученики записывают в тетради слова, выделяя орфограммы.
Пример.
Задание: Запишите слова на тему «Е или И в суффиксах существительных».
Пальчик, стульчик, порожек, глазик, носик, лобик, орешек, животик, стаканчик, листик, кусочек, свёрточек, столик, голосочек, платочек, ножик, ветерочек, ключик, замочек, барабанчик, горошек, домик, колокольчик, ёжик.
2.18.Игровой словарный диктант.
Включает в себя элементы игры, поэтому пробуждает интерес школьников к предмету и выполняемой работе, содействует развитию памяти и быстроты мышления.
Задание: Превратите имена существительные нарицательные в имена собственные. Составьте с ними словосочетания.
Птица орёл (город Орёл), цветок роза (девушка Роза),, воздушный шарик (собака по кличке Шарик), плодородная земля (планета Земля), наша школа (повесть Гайдара «Школа»), малая родина (кинотеатр «Родина»), известный путешественник (журнал «Путешественник»).
Задание: Напишите и запомните мнемонические правила «НЕ с глаголами».
НЕ выучил — НЕ делай!
НЕ знаешь — НЕ спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши!
К игровым словарным диктантам можно отнести и диктанте на основе загадок, и диктанты с заданием «Продолжи строчку» и многие другие.
Пример.
Задание: Запишите отгадки, используя в ответах слова на тему «Правописание гласных после шипящих и Ц» .
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щётка)
По пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор,
Моя профессия — … (Шофёр)
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук. (Счёты)
Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Пчёлы)
Зубастая пчела
В лес густой с утра пошла,
Весь лес обходила,
Ничего не спилила. (Расчёска)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь)
Задание: Продолжите строчку стихотворения Д.Чиарди «Доскажи словечко», употребляя антоним.
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … (низко).
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь …(близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты … (храбрец).
Теперь «начало» я скажу.
Ну. отвечай …(конец)!
Задание: У В.И.Даля, известного создателя «Словаря живого великорусского языка», было 4 дочери 1 сын. Для них он придумывал разные лингвистические игры. Например, «Кузовок».
Вот тебе кузовок,
Клади в него, что оканчивается на -ОК. (Клубок, чулок, утюжок, мешок и т.д.).
2.19. Контрольный диктант.
Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием, выборочный контрольный диктант, словарный контрольный диктант и т.п.
Материалом для контрольных диктантов служат отрывки из произведений художественной литературы, изучаемой на уроках литературы или рекомендованной для внеклассного чтения. Тексты могут быть взяты и из периодической печати, но учителю следует особенно тщательно отбирать публицистический материал, так как современная пресса далека от совершенства. Материал должен быть разнообразным, обогащать речь школьников, расширять их кругозор, способствовать общему развитию учащихся и отвечать воспитательным задачам школы.
Заключение
Словарный диктант как вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. Словарный диктант можно составить по усмотрению учителя, используя вышеперечисленные формы, варьируя их или разрабатывая новые.
Материалом для словарных диктантов могут служить отрывки из произведений художественной литературы, изучаемой на уроках литературы или рекомендованной для внеклассного чтения. Тексты могут быть взяты и из специальной методической литературы для учителя, и из периодической печати. Но учителю следует особенно тщательно отбирать публицистический материал, так как современная пресса далека от совершенства. Материал должен быть разнообразным, обогащать речь школьников, расширять их кругозор, способствовать общему развитию учащихся и отвечать воспитательным задачам школы.
Важно помнить, что лишь при систематическом использовании этого многоаспектного вида работы, интересном подборе тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться положительных результатов в формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Именно она, наряду с языковым чутьём, является залогом грамотного письма школьников.
Словарный диктант – это особый вид задания по русскому языку, который предполагает знание правописания слов по памяти. Но детская память устроена так, что ребенок часто запоминает зрительный образ слова в том виде, в котором он первый раз его написал или произнес — с ошибками или без них. Переучить гораздо сложнее, чем научить. Поэтому так важно для первоклассников научиться списывать без ошибок. Помощь родителей здесь будет заключаться в том, чтобы с самого начала формировать у малыша привычку писать вдумчиво, а не копировать буквы и делать это по определенному алгоритму, который есть во всех учебниках и пособиях в виде памятки.
К словарному диктанту подготовиться несложно. Существуют разные способы подготовки.
- Первый – можно написать слова несколько раз, четко проговаривая по слогам их написание. Но перед письмом необходимо обратить внимание малыша на опасное место.
- Второй – для запоминания можно выделить орфограмму цветом, необычной формой, размером и т.д…
- Третий – прочитайте ученику слово так, как мы произносим его в жизни, а потом,- предложите ему произнести его по слогам 2-3 раза. Если ребенок сделал хоть одну ошибку, то это слово надо записать, используя выше перечисленные приёмы. Если нет, — переходите к следующему.
Словарный диктант может быть предложен учителем в различных вариантах. Самый простой из них – это набор слов под диктовку. Но чаще всего учитель использует словарные слова в словосочетаниях, предложениях или тексте. Следовательно, дома при подготовке надо применить этот метод.
Работа над ошибками, допущенными в словарном диктанте, будет похожа на изучение нового слова. Она будет состоять из трех этапов:
- Найти ошибку и проговорить правильный вариант написания слова громко, по слогам.
- Записать слово несколько раз, четко проговаривая вслух
- Подобрать к изучаемому слову однокоренные
- Составить с любым из родственных слов словосочетания или предложение и записать под диктовку.
Если вы используете эти советы, ваш ребенок никогда не допустит больше ошибок в словарной работе.