Слово «вокалотерапия»
Слово состоит из 13 букв, начинается на согласную, заканчивается на гласную, первая буква — «в», вторая буква — «о», третья буква — «к», четвёртая буква — «а», пятая буква — «л», шестая буква — «о», седьмая буква — «т», восьмая буква — «е», девятая буква — «р», 10-я буква — «а», 11-я буква — «п», 12-я буква — «и», последняя буква — «я».
- Написание слова наоборот
- Написание слова в транслите
- Написание слова шрифтом Брайля
- Передача слова на азбуке Морзе
- Произношение слова на дактильной азбуке
- Остальные слова из 13 букв
14:29
Два слова аутолиз и вокалотерапия. Ефимов.
23:29
Вокалотерапия (Практическое занятие) #таняславянская #вокалотерапия #педагогповокалу #петьлегко
06:14
ВОКАЛОТЕРАПИЯ. Пение как ЛЕКАРСТВО
13:30
Учимся петь красиво: урок 2
06:40
Звуки, оздоравливающие организм — здоровье без лекарств — проснись и пой! вокалотерапия
28:50
Мастер — класс по вокалу: Вокалотерапия
Написание слова «вокалотерапия» наоборот
Как это слово пишется в обратной последовательности.
яипаретолаков 😀
Написание слова «вокалотерапия» в транслите
Как это слово пишется в транслитерации.
в грузинской🇬🇪 ვოკალოთერაპია
в латинской🇬🇧 vokaloterapia
Как это слово пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN
xn--80aaenqiivdmjw8o
Как это слово пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.
djrfkjnthfgbz
Написание слова «вокалотерапия» шрифтом Брайля
Как это слово пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.
⠺⠕⠅⠁⠇⠕⠞⠑⠗⠁⠏⠊⠫
Передача слова «вокалотерапия» на азбуке Морзе
Как это слово передаётся на морзянке.
⋅ – – – – – – ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ – – – – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ –
Произношение слова «вокалотерапия» на дактильной азбуке
Как это слово произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).
Передача слова «вокалотерапия» семафорной азбукой
Как это слово передаётся флажковой сигнализацией.
Остальные слова из 13 букв
Какие ещё слова состоят из такого же количества букв.
- абактериально
- аббатствовать
- аббатствуемый
- аббатствующий
- аббревиировав
- аббревиируясь
- абдикационный
- абдоминальная
- абдоминальное
- абдоминальные
- абдоминальный
- абердин-ангус
- аберрационное
- аберрировавши
- абзелиловский
- абиссобротула
- аблактировать
- аблактируемый
- аблактирующий
- абонировавший
- абонированный
- абонироваться
- абонирующийся
- абортировавши
1
×
Здравствуйте!
У вас есть вопрос или вам нужна помощь?
Спасибо, ваш вопрос принят.
Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.
Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.
Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.
По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.
Что Такое вокалотерапия- Значение Слова вокалотерапия
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
вокалотерапия
Существительное, неодушевлённое, женский род (тип склонения ?? по классификации А. А. Зализняка).
Корень: —.
Произношение
Семантические свойства
Значение
- один из лечебно-оздоровительный методов музыкотерапии, использующий принципы пения и специальную систему вокальных упражнений, направленных на резонансную акустическую стимуляцию деятельности жизненно важных органов, оптимизацию высшей нервной деятельности и повышение защитных сил организма ◆ Современные исследования проводятся в различных направлениях: изучается рецептивная и креативная музыкотерапия, вокалотерапия. Елена Тихонова, Елена Федорович, «Основы музыкальной психологии»
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
- терапия
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство | |
Этимология
От ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Список переводов | |
Библиография
Русский[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
вокалотерапия
Существительное, неодушевлённое, женский род (тип склонения ?? по классификации А. А. Зализняка).
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- один из лечебно-оздоровительный методов музыкотерапии, использующий принципы пения и специальную систему вокальных упражнений, направленных на резонансную акустическую стимуляцию деятельности жизненно важных органов, оптимизацию высшей нервной деятельности и повышение защитных сил организма ◆ Современные исследования проводятся в различных направлениях: изучается рецептивная и креативная музыкотерапия, вокалотерапия. Елена Тихонова, Елена Федорович, «Основы музыкальной психологии»
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
- терапия
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
От ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
Библиография[править]
|
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Вокалотерапия — это один из лечебно-оздоровительный методов музыкотерапии, использующий принципы пения и специальную систему вокальных упражнений, направленных на резонансную акустическую стимуляцию деятельности жизненно важных органов, оптимизацию высшей нервной деятельности и повышение защитных сил организма. Термин «вокалотерапия» введен основоположником научной музыкотерапии С.В.Шушарджаном в 1991г., который и разработал данный метод лечения.
История развития[править]
Известно[неопределённость], что самым древним и в то же время совершенным музыкальным инструментом является человеческий голос, свойства которого выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения, положительное влияние которого на общее состояние человека и его настроение было замечено с древних времен[КЕМ?]. Так Платон использовал песнопения во время приготовления лекарств, считая, что вибрации усиливают действие препаратов. Попыток применять музыку и пение с лечебной целью было немало в разные исторические периоды, но они носили чисто эмпирический характер.[10]
В 1913 году по инициативе выдающегося психиатра, невропатолога, физиолога, психолога, основоположника рефлексологии В.М.Бехтерева был основан комитет по изучению музыкально-терапевтических эффектов. В него входили как ученые, так и музыканты. В результате опытов, они подтвердили положительное влияние музыки на самые разные системы человеческого организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную и центральную нервную. Выяснилось, что музыка воспринимается той же частью мозга, которая отвечает за автоматические функции организма — дыхание и сердцебиение.
Однако научных работ, освещающих лечебное воздействие пения и его практическое применение в лечебно-оздоровительной практике до 1994 года было крайне мало.
Современные научные эксперименты[править]
Есть информация о современных научных экспериментах, в ходе которых, в частности, протяжное многократное (3-4 раза) произнесение гласных звуков с улыбкой на лице по своему эффекту приближается к пению и благотворно влияет на состояние почек; «э-э» благотворно действует на железы внутренней секреции; «а-а» — массирует глотку, гортань, щитовидную железу; «о-о» — приводит в порядок среднюю часть груди; «о-и-о-и» — массирует сердце» [3].
Методика использования пения со специальными мышечными упражнениями А.И.Попова получила название — физвокализ, основную задачу которого автор метода видел в коррекции процесса произношения слов и пения, считая, что правильно работающий фонационный аппарат, благотворно влияет на общее состояние организма человека.
Е.В.Макаров, психолог из Санкт-Петербурга разработал методику «Звукотерапии и практики яснослышания», называя ее терапией звуком и смыслом. Метод основан на благотворном воздействии определенных звуков и соответствующих вибраций на отдельные органы и функциональные системы организма.[18]
О музыкотерапии в психиатрическом стационаре защищена диссертация ленинградского психиатра-психотерапевта Л.С.Брусиловского, который использовал фрагментарно и пение, как пассивно (прослушивание записей певцов), так и активно (индивидуальное и хоровое пение) [1,2].
Глубокие исследования влияния пения на организм человека были осуществлены известным врачом, основоположником научной музыкотерапии, доктором медицинских наук профессором С.В.Шушарджаном (по второму образования вокальным педагогом и оперным певцом).
В 1991 г. он с успехом использовал вокал для лечения больных бронхиальной астмой в 63 клинической больнице г. Москвы и собственно тогда предложил впервые термин «вокалотерапия», который используется сегодня практически во всем мире. В 1994 году в Российском Университете Дружбы Народов С.В. Шушарджаном была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по теме «Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека».[11]
Основные задачи вокалотерапии[править]
1.Обучение диафрагмальному типу дыхания.
2. Укрепление и развитие кардио-респираторной системы, с помощью вокалотренинга.
3. Вибромассаж внутренних органов за счет акустических резонансных возмущений, возникающих в процессе фонации.
4. Достижение психосоматического самоконтроля.
5. Создание положительного эмоционального фона.
Эти задачи решаются с помощью четко определенной структуры занятий. В 2003 году метод вокалотерапии был утвержден Министерством Здравоохранения России в списке методов музыкальной терапии, допущенных к применению [8].
Подтверждением широких возможностей использования вокалотерапии в медицине явилась многолетняя научно-исследовательская программа. В результате комплексных психофизиологических и биофизических исследований установлено, что при осуществлении ВТ у здоровых лиц, возникающие физиологические реакции являются ответом на особый режим работы респираторной системы и тренинговую нагрузку, на вибрационные колебания внутренних органов.
Выявлено, что во время пения во внутренних органах человека возникают акустико-вибрационные возмущения.Впервые были зафиксированы и исследованы вибрационные волны в проекциях легких, печени, почек, селезенки и сердца. Сравнительно-физиологический анализ фонограмм показал, что амплитуда и частота акустических возмущений зависит от высоты фонации, а гармонический спектр имеет индивидуальные особенности для каждого органа. Вибрации, возникающие во внутренних органах, оказывают на них своеобразный акустико-массирующий эффект, активизируя микроциркуляцию и кровоток.
Различные «резонансные» ноты во время МВТ были выявлены в проекциях всех обследованных органов: почек, сердца и селезенки, которые вызывали в этих органах максимальные по амплитуде вибрационные колебания.
Исполнение упражнений в резонансной тональности получило название — интенсивной вокалотерапии (ИВТ).
Сравнительный анализ установлено, что применение ИВТ в течение всего 5 минут, оказывает более активное и однонаправленное влияние на гемодинамические показатели по сравнению со стандартной ВТ (СВТ).
Применение ВТ в комплексной программе реабилитации больных бронхиальной астмой (материал обобщен по результатам 115 наблюдений) показало высокую эффективность метода. Отличительной особенностью явилась многогранность лечебно-восстановительных эффектов: от смягчения основной симптоматики (экспираторной одышки, приступов удушья и кашля) до повышения работоспособности и стойкой ремиссии у значительного количества больных.[19]
Отличительной особенностью вокалотерапии является выработка у обучающихся навыков осознанного использования вокальных упражнений для целей оздоровительного характера. Развивается также умение контролировать собственные ощущения. Такой подход, как правило, позволяет после цикла занятий самостоятельно использовать пациентам элементы ВТ, как средство постоянного тренинга собственных адаптационных возможностей и саморегуляции. В результате пациенты приобретают возможность прогрессировать не только по уровню физического состояния, но и в сенсорно-интеллектуальном плане.[20]
Примечание.* В последнее время нередко встречаются случаи, когда вокалотерапией называют различные коррекционные методы, так или иначе использующие пение. Следует понимать, что это является нарушением закона: с одной стороны авторского права, с другой стороны специально или по незнанию, происходит подмена научно обоснованного и разрешенного государственными органами к применению метода вокалотерапии, каким-то другим методом, не прошедшим необходимых клинических испытаний и других процедур, предписанных регламентом.
Кроме того, практикой именно вокалотерапии могут заниматься только лица, прошедшие специальное обучение.
Поэтому, чтобы быть корректными перед законом, разработчики любых лечебно-оздоровительных методов,использующих пение, должны обозначать их собственными названиями (терминами) и при необходимости внедрять их в практику в установленном порядке. В качестве положительных примеров можно привести метод игровой вокалотерапии (Еремина Н.И., 2009), вокалотренинг по Филаретовой (Филиретова Т.Н., 2017)и т.д.[5,9].
Литература[править]
Литература по музыкотерапии и вокалотерапии:
1. Брусиловский Л.С. О музыкотерапии и реадаптации психических больных. — Труды Ленинградского НИИ психоневрологии, т. 49, 1969, — С. 115-123 с.
2. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. 3-е изд., доп. и перер. – Ташкент, 1985. — С. 273-304.
3. Диденко Н. Мастерская клавирного слуха. В кн. Музыкальная педагогика в идеях и лицах. — Ростов-на-Дону, 1992, — С.135-153
4. Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук. Техника самосовершенствования с привлечением музыки и голоса: пер. с англ. – М., 1998.
5. Еремина Н.И. Восстановительная коррекция психологического статуса детей из социально неблагополучных семей методом игровой вокалотерапии. — Диссерт. на соиск. уч. ст. к. психол. н — М., РНЦ ВМ и К, 2009, — С.133
6. Лисицын Ю. П., Жиляева Е. П. Музыка, пение и танец на службе здоровья // Лисицын Ю. П., Жиляева Е. П. Союз медицины и искусства. М., 1985. -С. 27-45.
7. Морозов В.П. Об экспериментально-теоретических исследованиях голоса певца и их значении для вокальной педагогики. В сб. статей: Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6, —Л., «Музыка», 1982, — С.141 —180
8. Разумов А.Н., Шушарджан С.В. Методы музыкальной терапии (пособие для врачей). – М., изд. РНЦВМ и К МЗ РФ, 2002. – С. 29.
9. Филаретова Т.Н. «Психофизический вокалотренинг», — Воронеж, 2017,- С.14
10.Шушарджан С.В. Здоровье по нотам. — М., Иэд-во АО «Перспектива», 1994. — С. 190.
11.Шушарджан С.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека. — Диссерт. на соиск. уч. ст. к. м. н„ — М., РУДН, 1994, — С.146
12.Шушарджан С.В. Опыт применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней. — СПб, «Медиц. технологии», 1995, — С.62
13.Шушарджан С.В. Вокалотерапия как метод акустической биорезонансной коррекции функциональных систем организма человека. Общая характеристика феномена фонационной вибрации. — М., Тезисы докл. 2 Межд. конференции «Теорет. и клинические аспекты биорезонансной и мультирезонансной терапии». 1996, — С.24-30
14.Шушарджан С.В., Шушарджан Р.С. Методология и принципы вокалотерапии. Тезисы докл. 1 Межд. конгр. по интегративной медицине «Синтез медицины Восток-Запад и современных технологий — путь в XXI век». — Кипр, 1997, — С.164-165
15.Шушарджан С.В., Любинский И.А. с соавт. Перспективы вокалоакустической диагностики. Тезисы докл. 1 Межд. конгр. по интегративной медицине «Синтез медицины Восток-Запад и современных технологий — путь в XXI век», — Кипр, 1997, — С.165-166
16.Шушарджан С.В., Шушарджан Р.С. Модель интегративной оценки адапта¬ционных реакций организма человека при вокалотерапевтическом воздействии. — М., Материалы 8-го Всероссийского симпозиума «Эколого-физиологические пробле¬мы адаптации». — М., 1997, — С.171
17.Шушарджан С.В., Шушарджан Р.С. Многомерность физиологического воздействия вокалотерапии на организм человека, докл. 2 Межд. конгр, по интегратив¬ной медицине «Синтез медицины Восток-Запад и современных технологий — путь в XXI век», — Кипр, 1998, — С.159
18.Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. — М., изд.»Антидор», 1998, — С.363
19.Шушарджан С.В. Психофизиологические и биофизические основы адаптогенно — восстановительных эффектов музыко-вокалотерапии. Диссерт. на соискание уч. ст. доктора мед. наук, — М., Мед. акад. им. Сеченова, 1999 г. , — С.289
20.Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии. – М., Медицина, 2005. – С. 478.
21. S. Shushardzhan. Vocal Therapy . International Dictionary of Music Therapy, — Capilano University Canada, — 2013. P. 78
Ссылки[править]
- Известные ученые https://famous-scientists.ru/15499
- International Dictionary of Music Therapy https://ru.scribd.com/document/336108879/International-Dictionary-of-Music-Therapy-pdf[недоступная ссылка]
- Вокалотерапия в Санкт-Петербурге https://vk.com/mysoulspb[недоступная ссылка]
- Вокалотерапевт и музыкотерапевт С.В.Шушарджан https://www.famous-doctors.ru/15499/
Вокалотерапия
Вокалотерапия — это один из лечебно-оздоровительный методов музыкотерапии, использующий принципы пения и специальную систему вокальных упражнений, направленных на резонансную акустическую стимуляцию деятельности жизненно важных органов, оптимизацию высшей нервной деятельности и повышение защитных сил организма.
Вокалотерапия
один из лечебно-оздоровительный методов музыкотерапии, использующий принципы пения и специальную систему вокальных упражнений, направленных на резонансную акустическую стимуляцию деятельности жизненно важных органов, оптимизацию высшей нервной деятельности и повышение защитных сил организма
Вокалотерапия использует оздоровительные свойства классического пения (С.
Важно, чтобы в этот момент у ребенка и его матери рождались добрые чувства, потребность друг в друге. Вокалотерапия (совместное пение) обладает колоссальным коррекционным эффектом.
Вокалотерапия показана при нарушениях темпоритмической структуры речи, звукопроизношения, заикании у детей.
Для этих целей лучше избирать небольшие отрывки из современных танцевальных мелодий, имеющих четкий ритм.Вокалотерапия Вокалотерапия представляет важный этап музыкальной релаксации.
Музыкальная релаксация Вокалотерапия Как правило, пение сближает людей.
Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.
Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Алфавит русского языка:
Аа | «а» | Бб | «бэ» | Вв | «вэ» | Гг | «гэ» |
Дд | «дэ» | Ее | «е» | Ёё | «йо» | Жж | «жэ» |
Зз | «зэ» | Ии | «и» | Йй | «й» | Кк | «ка» |
Лл | «эл» | Мм | «эм» | Нн | «эн» | Оо | «о» |
Пп | «пэ» | Рр | «эр» | Сс | «эс» | Тт | «тэ» |
Уу | «у» | Фф | «эф» | Хх | «ха» | Цц | «цэ» |
Чч | «чэ» | Шш | «ша» | Щщ | «ща» | ъ | «т.з.» |
Ыы | «ы» | ь | «м.з.» | Ээ | «э» | Юю | «йу» |
Яя | «йа» |
Всего в русском алфавите используется:
- 21 буква для обозначения согласных;
- 10 букв — гласных;
- и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.
Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].
Что такое фонетический разбор?
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Фонетическая транскрипция
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
- чёрный -> [ч’о́рный’]
- яблоко -> [йа́блака]
- якорь -> [йа́кар’]
- ёлка -> [йо́лка]
- солнце -> [со́нцэ]
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
- фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
- мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
- ударный [´] — ударением;
- в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
- буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
- для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Как сделать фонетический разбор слова?
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
- Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
- Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
- Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
- Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
- В транскрипции разберите слово по звукам.
- Напишите буквы из фразы в столбик.
- Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
- Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
- для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
- в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
- В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.
Данная схема практикуется в школьной программе.
Пример фонетического разбора слова
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
- [б] — бодрый и [б’] — белка;
- или [д]-[д’]: домашний — делать.
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Фонетика: характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
- Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
- Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: кукуруза, дощечку, учусь, улов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у]. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у´сл’и], ключ [кл’у´ч’] и тд.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´т’ик], колокольчик [калако´л’ч’ык], молоко [малако´], восемь [во´с’им’], поисковая [паиско´вайа], говор [го´вар], осень [о´с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’о], патио [па’тио], радио [ра’дио], боа [боа’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.
Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´рн], костёр [кас’т’о´р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
- Я дома [йа до‘ма].
- Новые дома [но’выэ дама’].
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
- горы — гора = [го‘ры] — [гара’];
- он — онлайн = [о‘н] — [анла’йн]
- свидетельница = [св’ид’э‘т’ил’н’ица].
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
- в первую очередь относительно ударного слога;
- в абсолютном начале или конце слова;
- в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
- од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.
Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:
- гласные в первом предударном слоге;
- неприкрытый слог в самом начале;
- повторяющиеся гласные.
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
- впе-ре-ди [фп’ир’ид’и´];
- е-сте-стве-нно [йис’т’э´с’т’в’ин:а];
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
- поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
- моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
- ласточка [ла´-ста-ч’ка];
- керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
- чашечка;
- богиня;
- с песнями;
- перемена.
Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
- В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
- — ёжиться [йо´жыц:а], ёлочный [йо´лач’ный], ёжик [йо´жык], ёмкость [йо´мкаст’];
- — ювелир [йув’ил’и´р], юла [йула´], юбка [йу´пка], Юпитер [йуп’и´т’ир], юркость [йу´ркас’т’];
- в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
- — ель [йэ´л’], езжу [йэ´ж:у], егерь [йэ´г’ир’], евнух [йэ´внух];
- — яхта [йа´хта], якорь [йа´кар’], яки [йа´ки], яблоко [йа´блака];
- (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
- в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
- — приёмник [пр’ийо´мн’ик], поёт [пайо´т], клюёт [кл’уйо´т];
- —аюрведа [айур’в’э´да], поют [пайу´т], тают [та´йут], каюта [кайу´та],
- после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу‘та´нт]
- после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’йу´], деревья [д’ир’э´в’йа], друзья [друз’йа´], братья [бра´т’йа], обезьяна [аб’из’йа´на], вьюга [в’йу´га], семья [с’эм’йа´]
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
- в самом начале слова:
- — единение [йид’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
- — январский [йинва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
- (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэврап’ио´иднайа], Евгений [йэ]вге´ний, европеец [йэврап’э´йиц], епархия [йэ]па´рхия и тп).
- сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
- своевременно [свайивр’э´м’ина], поезда [пайизда´], поедим [пайид’и´м], наезжать [найиж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йиц], учащиеся [уч’а´щ’ийис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийим’и], суета [суйита´],
- лаять [ла´йит’], маятник [ма´йитн’ик], заяц [за´йиц], пояс [по´йис], заявить [зайив’и´т’], проявлю [прайив’л’у´]
- после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’йин’и´т], изъявить [изйив’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйидо´бный].
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа´рмарка], но яйцо [йийцо´].
Важно:
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’йи´], на курьих ножках [на ку´р’йи’х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи], нет семьи [с’им’йи´], судьи [су´д’йи], ничьи [н’ич’йи´], ручьи [руч’йи´], лисьи [ли´с’йи]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О], хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильон [пав’ил’о´н], аналогично: почтальон, шампиньон, шиньон, компаньон, медальон, батальон, гильотина, карманьола, миньон и прочие.
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
- звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
- ё — [о],
- е — [э],
- ю — [у].
Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´лтый], шёлк [шо´лк], целый [цэ´лый], рецепт [р’ицэ´пт], жемчуг [жэ´мч’ук], шесть [шэ´ст’], шершень [шэ´ршэн’], парашют [парашу´т];
- Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’]. Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
- ё – [о]: путёвка [пут’о´фка], лёгкий [л’о´хк’ий], опёнок [ап’о´нак], актёр [акт’о´р], ребёнок [р’иб’о´нак];
- е – [э]: тюлень [т’ул’э´н’], зеркало [з’э´ркала], умнее [умн’э´йэ], конвейер [канв’э´йир];
- я – [а]: котята [кат’а´та], мягко [м’а´хка], клятва [кл’а´тва], взял [вз’а´л], тюфяк [т’у ф’а´к], лебяжий [л’иб’а´жый];
- ю – [у]: клюв [кл’у´ф], людям [л’у´д’ам ], шлюз [шл’у´с], тюль [т’у´л’], костюм [кас’т’у´м].
- Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´л’], бретелька [бр’итэ´л’ка], тест [тэ´ст], теннис [тэ´н:ис], кафе [кафэ´], пюре [п’урэ´], амбре [амбрэ´], дельта [дэ´л’та], тендер [тэ´ндэр], шедевр [шэдэ´вр], планшет [планшэ´т].
- Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — зерно [з’ирно´], земля [з’имл’а´], весёлый [в’ис’о´лый], звенит [з’в’ин’и´т], лесной [л’исно´й], метелица [м’ит’е´л’ица], перо [п’иро´], принесла [пр’ин’исла´], вязать [в’иза´т’], лягать [л’ига´т’], пятёрка [п’ит’о´рка]
Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
- твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
- [б] — [б’]: банан — белка,
- [в] — [в’]: высота — вьюн,
- [г] — [г’]: город — герцог,
- [д] — [д’]: дача — дельфин,
- [з] — [з’]: звон — зефир,
- [к] — [к’]: конфета — кенгуру,
- [л] — [л’]: лодка — люкс,
- [м] — [м’]: магия — мечты,
- [н] — [н’]: новый — нектар,
- [п] — [п’]: пальма— пёсик,
- [р] — [р’]: ромашка — ряд,
- [с] — [с’]: сувенир — сюрприз,
- [т] — [т’]: тучка — тюльпан,
- [ф] — [ф’]: флаг — февраль,
- [х] — [х’]: хорек — хищник.
- Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
- звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые (жизнь, цикл, мышь);
- [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (дочка, чаще, твоей).
- Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.
Согласный может быть звонким — глухим, а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
- Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: лев, рай, ноль.
- Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): завод, блюдо, жизнь.
- При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: стопка, фишка, костюм, цирк, зашить.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
- в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ш], снег [с’н’э´к], огород [агаро´т], клуб [клу´п];
- перед глухими согласными: незабудка [н’изабу´тка], обхватить [апхват’и´т’], вторник [фто´рн’ик], трубка [трупка].
- делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: взбитыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.
Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесшумный [б’иш:у´мный].
При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
Мягкие согласные в русском языке
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
- Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
- мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
- [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
- всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з’ийа], рецензия [р’ицеэн’з’ийа], пенсия [пэн’с’ийа], ве[н’з’]ель, лице́[н’з’]ия, ка[н’д’]идат, ба[н’д’]ит, и[н’д’]ивид, бло[н’д’]ин, стипе[н’д’]ия, ба[н’т’]ик, ви[н’т’]ик, зо[н’т’]ик, ве[н’т’]илъ, а[н’т’]ичный, ко[н’т’]екст, ремо[н’т’]ировать;
- буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканчик [стака′н’ч’ик], сменщик [см’э′н’щ’ик], пончик [по′н’ч’ик], каменщик [кам’э′н’щ’ик], бульварщина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
- часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: стенка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], здесь [з’д’эс’];
- чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
- Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезжий [пр’ийэ´жжий], восшествие [вашшэ´ств’ийэ], изжелта [и´жжэлта], сжалиться [жжа´л’иц:а].
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
- Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж», произносятся как двойной твердый согласный [ж:], а «сш» – «зш» — как [ш:]: сжали, сшить, без шины, влезший.
- Сочетания «зж», «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
- Сочетания «сч», «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:]: счет [щ’:о´т], переписчик, заказчик.
- На стыке предлога со следующим словом на месте «сч», «зч» транскрибируется как [щ’ч’]: без числа [б’эщ’ ч’исла´], с чем-то [щ’ч’э′мта].
- При звуко буквенном разборе сочетания «тч», «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:]: лётчик [л’о´ч’:ик], молодчик [мало´ч’:ик], отчёт [ач’:о´т].
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- сч → [щ’:]: счастье [щ’:а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’:а´н’ик], разносчик [разно´щ’:ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
- зч → [щ’:]: резчик [р’э´щ’:ик], грузчик [гру´щ’:ик], рассказчик [раска´щ’:ик];
- жч → [щ’:]: перебежчик [п’ир’ибе´ щ’:ик], мужчина [мущ’:и´на];
- шч → [щ’:]: веснушчатый [в’исну′щ’:итый];
- стч → [щ’:]: жёстче [жо´щ’:э], хлёстче, оснастчик;
- здч → [щ’:]: объездчик [абйэ´щ’:ик], бороздчатый [баро´щ’:итый];
- сщ → [щ’:]: расщепить [ращ’:ип’и′т’], расщедрился [ращ’:э′др’илс’а];
- тщ → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’этна], тщательно [ч’щ’ат’эл’на];
- тч → [ч’:]: отчет [ач’:о′т], отчизна [ач’:и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’:и′тый];
- дч → [ч’:]: подчёркивать [пач’:о′рк’иват’], падчерица [пач’:ир’ица];
- сж → [ж:]: сжать [ж:а´т’];
- зж → [ж:]: изжить [иж:ы´т’], розжиг [ро´ж:ык], уезжать [уйиж:а´т’];
- сш → [ш:]: принёсший [пр’ин’о′ш:ый], расшитый [раш:ы´тый];
- зш → [ш:]: низший [н’иш:ы′й]
- чт → [шт], в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт]: чтобы [што′бы], не за что [н’э′ зашта], что-нибудь [што н’ибут’], кое-что;
- чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’та´т’ил’], почта [по´ч’та], предпочтение [пр’итпач’т’э´н’ийэ] и тп;
- чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шна′], скучно [ску´шна′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
- чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’ный], дачный [да´ч’ный], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’ный], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
- !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
- «Т» — в сочетаниях:
- стн → [сн]: местный [м’э´сный], тростник [трас’н’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестница, честный, известный, радостный, грустный, участник, вестник, ненастный, яростный и прочих;
- стл → [сл]: счастливый [щ’:асл’и´вый’], счастливчик, совестливый, хвастливый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
- нтск → [нск]: гигантский [г’ига´нск’ий], агентский, президентский;
- стьс → [с:]: шестьсот [шэс:о´т], взъесться [взйэ´с:а], клясться [кл’а´с:а];
- стс → [с:]: туристский [тур’и´с:к’ий], максималистский [макс’имал’и´с:к’ий], расистский [рас’и´с:к’ий], бестселлер, пропагандистский, экспрессионистский, индуистский, карьеристский;
- нтг → [нг]: рентген [р’энг’э´н];
- «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц:а], мыться [мы´ц:а], смотрится, сгодится, поклониться, бриться, годится;
- тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детский [д’э´цк’ий], братский [бра´цкий];
- тс → [ц:] / [цс]: спортсмен [спарц:м’э´н], отсылать [ацсыла´т’];
- тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братца [бра´ц:а], отцепить [ац:ып’и´т’], к отцу [к ац:у´];
- «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
- здн → [зн]: поздний [по´з’н’ий], звёздный [з’в’о´зный], праздник [пра′з’н’ик], безвозмездный [б’извазм’э′зный];
- ндш → [нш]: мундштук [муншту´к], ландшафт [ланша´фт];
- ндск → [нск]: голландский [гала´нск’ий], таиландский [таила´нск’ий], нормандский [нарма´нск’ий];
- здц → [сц]: под уздцы [пад усцы´];
- ндц → [нц]: голландцы [гала´нцы];
- рдц → [рц]: сердце [с’э´рцэ], сердцевина [с’ирцыв’и´на];
- рдч → [рч’]: сердчишко [с’эрч’и´шка];
- дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подцепить [пац:ып’и´т’], двадцать [два´ц:ыт’];
- дс → [ц]: заводской [завацко´й], родство [рацтво´], средство [ср’э´цтва], Кисловодск [к’иславо´цк];
- «Л» — в сочетаниях:
- лнц → [нц]: солнце [со´нцэ], солнцестояние;
- «В» — в сочетаниях:
- вств → [ств] буквенный разбор слов: здравствуйте [здра´ствуйт’э], чувство [ч’у´ства], чувственность [ч’у´ств’инас’т’], баловство [баластво´], девственный [д’э´ств’ин:ый].
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
- Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
- Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
Использованная литература:
- Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
- Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
- Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
- Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
- Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
Вокалотерапия – это терапевтическая методика, основанная на пении и определенной системе упражнений, которая позволяет стимулировать внутренние органы человека, а также нормализовать функциональность нервной системы, и повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам.
С древних времен людям известно, что звуки могут обладать целительной силой, особенно те, которые произносятся собственным голосом. Ученые обратили внимание на то, что профессиональное (и непрофессиональное, но правильное) пение оказывает благотворное влияние на организм человека, и стали пристально изучать это явление. Так стало развиваться направление вокалотерапии.
Развитие песнопения и вокалотерапии
Все знают, что самый лучший способ успокоить ребенка – это убаюкивание. Материнская колыбельная – это то, что необходимо ребенку, и то, что он запоминает на всю жизнь. Но пение оказывает влияние не только на тех, кто слушает, но и на тех, кто поет. Песнопение позволяет избавиться от нервного напряжения, стресса и даже от некоторых патологий внутренних органов.
К сожалению, в нашей стране, вокалотерапия пока не является развитым и популярным направлением, и очень зря. Люди все чаще пишут друг другу электронные письма, общаются посредством социальных сетей, и все меньше слышат голос друг друга. Голос человека выдает его эмоции – он дрожит когда мы нервничаем, напрягается когда злимся, становится нежным и тихим когда мы любим.
Голос человека – это индивидуальный инструмент, который отображает его эмоции и с его помощью можно извлекать неповторимые звуки. Если человек умеет управлять своим голосом, он может не только самовыражаться, но и легко избавиться от внутреннего напряжения, а также оказать благотворное влияние на весь организм в целом.
[attention type=yellow]Положительное влияние голоса человека было замечено еще во времена Платона, он, готовя лекарственные снадобья пел, и считал, что таким образом повышает силу препарата.[/attention]
Венгерский композитор Кодай еще 100 лет назад писал, что ритм и пение — это отличная тренировка гортани и легких, а также «дисциплинирование» нервной системы.
Бехтерев в начале прошлого века был основоположником комитета, который изучал вокально и музыкально-терапевтические эффекты. В результате работы данного комитета было доказано, что вокалотерапия действительно улучшает состояние здоровья человека. Однако, до 1994 года научных работ в этой области опубликовано не было.
Современные научные эксперименты и мнение экспертов
Вокалотерапия лечения пением — собственным голосом. Пение само по себе является дыхательной гимнастикой, воздух в момент пения поступает в организм в большом количестве, а, следовательно, насыщает внутренние органы кислородом и обеспечивает их правильную функциональность.
Не так давно ученые стали проводить ряд экспериментов, и выяснили, что когда человек поет, вибрации от его голоса (80%) проходят через внутренние органы, и только незначительная их часть (20%) органами не поглощается и идет во внешнюю среду.
Музыкотерапевт Шушарджан со своими коллегами провели эксперименты по поводу того как вокалотерапия влияет на жизненно важные органы человека. Лечебный проект удался. Результат был потрясающим – волны звуковой вибрации положительно воздействовали на состояние органов и существенно снимали внутреннее напряжение человека. Именно Шушаржан впервые предложил термин «вокалотерапия», и по этой теме он защитил диссертацию.
В настоящее время эксперты склоняются к мнению, что не зря наши предки лечили песнями бессонницу, душеные заболевания и прочие недуги. Сейчас эксперименты и исследования активно продолжаются, а сама вокалотерапия становится все более востребованным методом лечения.
Основные задачи и цели вокалотерапии
Что касается задачей и целей, которые преследует вокалотерапия, они следующие:
- приучение организма к диафрагмальному типу дыхания;
- улучшение состояния респираторной и кардиологической систем;
- вибрационный массаж внутренних органов;
- обучение психосоматическому контролированию;
- настрой на позитив и улучшение эмоционального фона.
[attention type=yellow]Важно! Особой чертой вокалотерапии является прививание навыков использования упражнений вокала с целью собственного оздоровления.[/attention]
Воздействие звуков
Звуковые частоты по-разному влияют на человека. Причем, воздействие это может быть как позитивным, так и негативным. Если вы хотите больше узнать о человеке, задайте ему вопрос какую музыку он предпочитает слушать?
Поп-культуру любят так называемые «жители». Такая музыка воздействует в основном на низшие чакры.
Рок. Эта музыка влияет на творческую чакру. Однако, рок року — рознь. Положительное влияние можно получить, слушая рок-баллады, этническую музыку в рок обработке, классический рок. Тяжелый рок влияет на организм негативно.
Более развитые люди слушают симфоническую музыку, ее воздействие простирается до 8 чакры. А вот на высшие чакры воздействует только этнос и народные песнопения.
Что касается рэпа — то есть мнение, что она может вгонять в депрессивное состояние, так как, чем меньше в музыке развита мелодия, тем хуже она влияет на мозг.
Электронная музыка имеет особенный сложный и ритм. Поэтому, согласно заключений ученых, спортсмены, которые прослушивают такую музыку во время тренировок или перед ними, показывают более высокую работоспособность. Кроме этого прослушивание электронной музыки поднимает настроение у людей.
Вокалотерапия детям, польза во время беременности
Вокалотерапия при беременности и в детском возрасте – это простой путь к здоровью. Было замечено, что у детей, которые правильно пользуются певческими навыками улучшается здоровье – снижается частота простудных заболеваний, дети становятся крепче и выносливее.
В детском саду дошкольники очень много поют это отилиная профилактика болезней ОРВИ. В дошкольном возрасте особено полезно развивать навык пения, именно поэтому детский сад в данносм случае приносит большую пользу. так как там очень много поют.
[attention type=red]Важно! Необходимо учить ребенка правильно пользоваться дыханием, тогда у него не будет болеть горло от напряжения связок, когда им нужно громко и четко произносить текст.[/attention]
Что касается вокалотерапии при беременности, помимо общего улучшения здоровья женщины и положительного влияния на развитие плода, данный метод позволяет правильно дышать и «пропевать» схватки, делая их менее болезненными.
Упражнения вокалотерапии: что и как петь
Фольклорные песни построены на 2-3 нотах, однако, поражают своей красотой и разнообразием, рассматривая песню детально, было выяснено, что особо благотворно на организм влияют гласные звуки. Например:
- пропевание буквы «А» отлично снимает спазмы, положительно влияет на сердечную мышцу и желчный;
- буква «И» воздействует на кишечник, глаза, нос и уши;
- «О» купирует сердечные проблемы и активизирует деятельность поджелудочной;
- «У» положительно влияет на органы дыхания, а также на половые органы мужчин и женщин;
- «Ы» избавляет от болезней ушей и нормализует дыхание;
- «Э» хорошо сказывается на функциональности головного мозга.
[attention type=yellow]Справка! Чтобы усилить эффект от воздействия пропеваемых звуков, рекомендуется прикладывать ладонь в ту область, на которую воздействует тот или иной звук, а также представлять его здоровым.[/attention]
Полезно пропевать звукосочетания, например:
- «ОМ» – понижает кровяное давление,
- «ПА» – купирует сердечные боли,
- «УТ«, «АП«, «АТ» – хорошо исправляют речевые дефекты,
- «АХ, «ОХ«, «УХ» – избавляют организм от негативной энергетики и отработанных токсических веществ.
Некоторые согласные тоже являются целебными, например:
- «К«, «Щ» – лечат ушные недуги,
- «Х«, «Ч» – улучшает дыхание и удаляет негатив,
- «М» – благотворно влияет на сердце,
- «М«, «Н» – стимулируют мозговое кровообращение.
Как проводить занятия
Занятия проводятся следующим образом:
- Несколько минут (не больше 5) необходимо сделать упражнения для расслабления мышц шеи, лица и всего тела. Это могут быть физические упражнения на растяжение, напряжение и последующее расслабление всех групп мышц. Особое внимание нужно уделить мышцам лица и шеи, чтобы устранить скованность подчелюстных мышечных волокон.
- Затем необходимо минут 10 посвятить дыхательной гимнастике. Дыхательная гимнастика может заключаться в методе Стрельниковой, дыхании индийских йогов или в упражнениях нижнереберно-диафрагмального дыхания.
- После этого 15 минут вокальных упражнений. Необходимо настроить головной и грудной резонатор.
- Следующий этап – активизация артикуляции и дикции (5-7 минут). Произносятся отдельные звуки, слоги, фразы и тексты. Проводятся в форме театральности или игры. Важно тренировать четкую и эмоционально окрашенную речь. Такие упражнения снимают напряжение с мышц артикуляционного аппарата, способствуют правильному формированию звуков, а также раскрепощают человека в общем плане.
- 10 минут на творческое задание. Здесь возможна работа над вокальным, поэтическим или художественным произведением, небольшая театральная постановка. Задача – личный эмоциональный отклик, развитие способности самовыражаться. Если грамотно подойти к этому вопросу творческое выполнение заданий повысит самооценку, придаст уверенности в собственных способностях и силах.
Примеры из практики
- Беременная женщина пришла с проблемой повышенного тонуса матки. Ей была подобрана индивидуальная вокалотерапия. Через три недели тонус матки снизился, женщина стала чувствовать себя гораздо лучше. Более того, по ее словам, ликвидировался токсикоз. Она продолжила занятия, а после родов снова пришла и рассказала, что во время родов пела, и схватки становились не такими болезненными.
- Девочка 8 лет пришла с диагнозом дефект речи. После месяца вокалотерапии, речь ребенка заметно улучшилась и обогатилась звуками, которые раньше давались с трудом или вообще не давались. Небольшой дефект речи остался, но был устранен примерно через 2 месяца занятий.
- Молодой человек обратился по поводу заикания. Несколько месяцев занятий помогли ему стать более уверенным в себе, а заикание стало существенно менее заметным. Он занимался год, после чего его четкой и эмоционально окрашенной речи могут позавидовать многие.
- Две женщины ходили на занятия чтобы улучшить состояние своего здоровья. У одной была гипертония, другая жаловалась на проблемы с щитовидной железой. Через 8 недель они обе сообщили о положительных результатах, а она из них даже показала выписку врача, подтверждающую ее слова.
Курс вокалотерапии сугубо индивидуальный, некоторые начинают ощущать улучшение уже через пару занятий, другим же для этого нужно намного больше времени. Оптимальным считается часовое пение, регулярно практикующееся три раза в неделю.
Противопоказания
Надо сказать, что несмотря на всю пользу и эффективность вокалотерапии, это методика является лишь вспомогательным средством лечения, и, если врач выписал медикаментозные средства или настаивает на операционном лечении, необходимо прислушиваться к его мнению. Даже при условии, что вы глубоко и искренне верите, что хоровые занятия могут помочь вам избавиться от недуга.
Также не стоит практиковать пение во время инфекционных респираторных процессов, поскольку есть риск распространения инфекции на голосовые связки. Людям с заболеваниями сердца использовать вокалотерапию нужно с осторожностью, и только после разрешения лечащего врача.
Статью прочитали: 6 749