Как пишется слово зайчонок медвежонок

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

«Зайчонок» или «зайчёнок», как правильно пишется?

Слово «зай­чо­нок» пишет­ся с бук­вой «о» после шипя­ще­го соглас­но­го «ч» в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфографии.

В сло­ве «зай­чо­нок» про­из­но­сит­ся мяг­ко глу­хой соглас­ный [ч’], кото­рый явля­ет­ся непар­ным мяг­ким зву­ком. Возникает вполне оправ­дан­ное сомне­ние, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «зайч о нок» или «зайч ё нок»?

Выбор напи­са­ния букв «о» или «ё» после шипя­ще­го соглас­но­го в этом сло­ве зави­сит от того, в какой его части (корне, суф­фик­се или окон­ча­нии) нахо­дит­ся орфо­гра­фи­че­ская проблема.

Правописание слова «зайчонок»

В рус­ском язы­ке в пра­во­пи­са­нии не пола­га­ем­ся на про­из­но­ше­ние слов, ведь очень неболь­шая их часть пишет­ся так, как слышится.

Чтобы понять, как пра­виль­но сле­ду­ет писать сло­во «зай­чё­нок» или «зай­чо­нок», дей­ству­ем по опре­де­лен­но­му алгоритму.

Вначале опре­де­лим часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит это назва­ние детё­ны­ша длин­но­ухо­го лес­но­го живот­но­го. Оно обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос кто?

По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам опре­де­лим, что это оду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное.

Следующий шаг — это раз­бор сло­ва по соста­ву (мор­фем­ный раз­бор) с целью, что­бы опре­де­лить, в какой его части (корне, суф­фик­се или окон­ча­нии) име­ет­ся орфо­гра­фи­че­ская проблема.

Выяснили, что про­бле­ма в напи­са­нии суф­фик­са суще­стви­тель­но­го. В выбо­ре бук­вы «о» или «ё» в этом сло­ве вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом:

А теперь пред­при­мем послед­ний шаг — поста­вить уда­ре­ние в сло­ве «зайчо́нок». И тогда в суф­фик­се это­го суще­стви­тель­но­го под уда­ре­ни­ем соглас­но орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу о пра­во­пи­са­нии букв о/е после шипя­щих выбе­рем бук­ву «о».

Точно так же напи­шем назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных с бук­вой «о» под уда­ре­ни­ем в суф­фик­се -онок- после шипя­щих «ж», «ш», «ч» кор­ня слов:

Источник

«Зайчонок» или «зайчёнок», как правильно пишется?

Слово «зай­чо­нок» пишет­ся с бук­вой «о» после шипя­ще­го соглас­но­го «ч».

Слово «зай­чо­нок» про­из­но­сит­ся мяг­ко из-за того, что глу­хой соглас­ный [ч’] явля­ет­ся непар­ным мяг­ким зву­ком. Возникает вполне оправ­дан­ное сомне­ние, как пра­виль­но пишет­ся cло­во «зайч о нок» или «зайч ё нок»?

Выбор напи­са­ния букв «о» или «ё» после шипя­ще­го соглас­но­го в этом сло­ве зави­сит от того, в какой его части (корне, суф­фик­се или окон­ча­нии) нахо­дит­ся орфо­гра­фи­че­ская про­бле­ма.

Правописание слова «зайчонок»

В рус­ском язы­ке в пра­во­пи­са­нии не пола­га­ем­ся на про­из­но­ше­ние слов, ведь очень неболь­шая их часть пишет­ся так, как слы­шит­ся.

Чтобы понять, как пра­виль­но сле­ду­ет писать сло­во «зай­чо­нок» или «зай­чё­нок», дей­ству­ем по опре­де­лен­но­му алго­рит­му.

Вначале опре­де­лим часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит это назва­ние детё­ны­ша длин­но­ухо­го лес­но­го живот­но­го. Оно обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос: кто?

По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам опре­де­лим, что это оду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное.

Следующий шаг — это раз­бор сло­ва по соста­ву (мор­фем­ный раз­бор) с целью, что­бы опре­де­лить, в какой его части (корне, суф­фик­се или окон­ча­нии) име­ет­ся орфо­гра­фи­че­ская про­бле­ма.

зайч онок — корень/суффикс/окончание.

Выяснили, что про­бле­ма скры­та в напи­са­нии суф­фик­са суще­стви­тель­но­го. Воспользуемся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом:

В суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и наре­чий после шипя­щих осно­вы под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о», без уда­ре­ния«е».

Более подроб­но, как исполь­зо­вать это пра­ви­ло, с при­ме­ра­ми узна­ем в ста­тье «Написание о/е после шипя­щих в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и наре­чий«.

А теперь пред­при­мем послед­ний шаг — ста­вим уда­ре­ние в сло­ве «зайчонок». И тогда в суф­фик­се рас­смат­ри­ва­е­мо­го суще­стви­тель­но­го под уда­ре­ни­ем соглас­но орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу о пра­во­пи­са­нии букв о/е после шипя­щих выбе­рем бук­ву «о».

Источник

«Зайчёнок» или «зайчонок», как правильно пишется?

Слово «зай­чо­нок» пишет­ся с бук­вой «о» после шипя­ще­го соглас­но­го «ч» соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии.

Слово «зай­чо­нок» про­из­но­сит­ся мяг­ко из-за того, что глу­хой соглас­ный [ч’] явля­ет­ся непар­ным мяг­ким зву­ком. Возникает вполне оправ­дан­ное сомне­ние, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «зайчонок» или «зайчёнок»?

Выбор напи­са­ния букв «о» или «ё» после шипя­ще­го соглас­но­го в этом сло­ве зави­сит от того, в какой его части (корне, суф­фик­се или окон­ча­нии) нахо­дит­ся орфо­гра­фи­че­ская про­бле­ма.

Правописание слова «зайчонок»

В рус­ском язы­ке в пра­во­пи­са­нии не пола­га­ем­ся на про­из­но­ше­ние слов, ведь очень неболь­шая их часть пишет­ся так, как слы­шит­ся.

Чтобы понять, как пра­виль­но сле­ду­ет писать сло­во «зай­чо­нок» или «зай­чё­нок», дей­ству­ем по опре­де­лен­но­му алго­рит­му.

Вначале опре­де­лим часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит это назва­ние детё­ны­ша длин­но­ухо­го лес­но­го живот­но­го. Оно обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос кто?

По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам опре­де­лим, что это оду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное.

Следующий шаг — это раз­бор сло­ва по соста­ву (мор­фем­ный раз­бор) с целью, что­бы опре­де­лить, в какой его части (корне, суф­фик­се или окон­ча­нии) име­ет­ся орфо­гра­фи­че­ская про­бле­ма.

Морфемный составзайчонок — корень/суффикс/окончание

Выяснили, что про­бле­ма в напи­са­нии суф­фик­са суще­стви­тель­но­го. В выбо­ре бук­вы «о» или «ё» в этом сло­ве вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом:

ПравилоВ суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и наре­чий после шипя­щих осно­вы под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о», без уда­ре­ния — «е».

А теперь пред­при­мем послед­ний шаг — поста­вить уда­ре­ние в сло­ве «зайчо́нок». И тогда в суф­фик­се это­го суще­стви­тель­но­го под уда­ре­ни­ем соглас­но орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу о пра­во­пи­са­нии букв о/е после шипя­щих выбе­рем бук­ву «о».

Источник

«ЗайчОнок» или «зайчЕнок» − как правильно пишется?

Правописание о/е после шипящих у многих вызывает затруднения. Прежде чем дать правильный ответ, надо понять, в какой морфеме находится интересующая нас буква. Это поможет осознать, как пишется зайчонок.

Грамматическое описание слова

Лексема образована от существительного «заяц». Она означает маленького детеныша из разряда грызунов. Может употребляться в переносном значении, когда говорят о малолетнем безбилетном пассажире.

По мнению лингвистов, слово «заяц» имеет общеславянское происхождение. Корень исходит от лексемы «заи», что значит «прыгун».

Количество звуков и букв одинаково – 8. Перенос свободный.

«Зайчонок» образовано от лексемы «заяц» при помощи морфемы «онок». Корень – «зайч». Нулевое окончание. «Зайчонок» и «заяц» − слова однокоренные. У первого корень − зайч, у второго − заяц. Любознательные задают вопрос: почему.

При склонении существительного иногда происходит трансформация корня (заяц, зайца, зайцу). В языке встречается такое явление (сухой − высыхать, нога − ножка, муха − мушка).

Это нарицательное, одушевленное существительное 2-го склонения, муж. рода, единственного числа. Падеж − именительный. В предложении может быть подлежащим, дополнением, частью сказуемого.

Объяснение правописания

Надо усвоить, зайчонок как всегда правильно пишется. У нас сомнительная гласная находится в суффиксе. Слово образовалось от лексемы «заяц». В суффиксе после корня, который заканчивается на шипящий «ч», пишется «о» (зайчОнок). Этому же правилу подчиняется орфография слов «бельчонок», «ежонок».

Интересные случаи: «ночёвка, тушёнка, сгущёнка» пишутся через ё, потому что образованы от глаголов «ночевать, тушить, сгущать». Они подчиняются другому правилу.

О пишется под ударением.

Е без акцента на морфему.

В суффиксах существительных и прилагательных: рубашонка, зайчонок, кумачовый.

В суффиксах прилагательных и существительных: доченька, овражек, плюшевый.

Медвежонок и зайчонок

Очень любят суффикс онок.

В корне после шипящих (ч, щ, ж.ш) пишется ё, если можно подобрать такую однокоренную лексему, в которой в этой позиции пишется е (шёпот − шептать, шёл − ушедший, бечевка − бечева). Если проверочное слова не существует, пишется (крыжовник, шорох).

Примеры предложений

Я старался уснуть и крепко прижимал любимого зайчонка к груди.

Мама называет меня зайчонком.

Зайчонок смотрел на меня большими удивленными глазами.

Источник

Как правильно пишется слово зайчонок?

Правильный вариант написания слова: зайчонок

Правило

Это слово, которое мы рекомендуем запомнить. Для проверки правильности написания используйте орфографический словарь русского языка, например, под редакцией Д.Н.Ушакова.

Буква о после шипящих ж, ч, ш, щ пишется:

1) под ударением в корнях русских слов. где нет чередования с е;

Примеры: изжога, шов, шорох

2) В безударном положении в корнях некоторых слов иностранного происхождения и имен собственных;

Примеры: шоколад, жокей, Шопен, Шотландия

3) Под ударением в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных, в суффиксах наречий.

Примеры: девчонка, большого, свежо.

Буква ё пишется под ударением:

1) в корнях русских слов, если возможно чередование с е;

Примеры: печёночный (печень), чёрный (чернеть), шёпот (шептать), жёлтый (желтизна), щёлочь (щелочной)

2) в суффиксе -ёв (ыва)- и окончаниях глаголов;

Примеры: выкорчёвывать, поджёг (поджёг бумагу)

3) в суффиксе -ёр в именах существительных иностранного происхождения;

Примеры: дирижёр, ретушёр, массажёр, ухажёр (русского происхождения, но пишется по подобию с иноязычными словами).

4) в формах местоимений и образованных от них словах;

Примеры: о чём, почём, никчёмный.

5) суффиксах причастий, отглагольных имен прилагательных и имен существительных.

Примеры: тушённый, разглашённый, сожжённый, ночёвка, бечёвка, тушёнка.

Морфологический разбор слова зайчонок

1. Часть речи — имя существительное
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: зайчонок (именительный падеж единственного числа);
Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение;
Непостоянные признаки: родительный падеж, единственное число.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Испугана пеньем, ауканьем, смехом, Взлетит ли тетеря, закокав птенцам, Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха! Вот старый глухарь с облинялым крылом В кусту завозился… ну, бедному плохо! Живого в деревню тащат с…

«Крестьянские дети» — Некрасов Николай

И ввечеру, под дождик сыпкий, Знать, заплутав в пустом бору, Зайчонок-луч, прокравшись к зыбке, Заводит с первенцем игру.

«Уже хоронится от слежки…» — Клюев Николай

В прислужницах у ней на побегушках Лукавая лисица-сиводушка, Зайчата ей капустку добывают; Чем свет бежит на родничок куница С кувшинчиком; грызут орехи белки, На корточках усевшись; горностайки В приспешницах сенных у ней на…

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется медвежонок и зайчонок, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как пишется медвежонок и зайчонок», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

«ЗайчОнок» или «зайчЕнок» − как правильно пишется?

Правописание о/е после шипящих у многих вызывает затруднения. Прежде чем дать правильный ответ, надо понять, в какой морфеме находится интересующая нас буква. Это поможет осознать, как пишется зайчонок.

Грамматическое описание слова

Лексема образована от существительного «заяц». Она означает маленького детеныша из разряда грызунов. Может употребляться в переносном значении, когда говорят о малолетнем безбилетном пассажире.

По мнению лингвистов, слово «заяц» имеет общеславянское происхождение. Корень исходит от лексемы «заи», что значит «прыгун».

Количество звуков и букв одинаково – 8. Перенос свободный.

«Зайчонок» образовано от лексемы «заяц» при помощи морфемы «онок». Корень – «зайч». Нулевое окончание. «Зайчонок» и «заяц» − слова однокоренные. У первого корень − зайч, у второго − заяц. Любознательные задают вопрос: почему.

При склонении существительного иногда происходит трансформация корня (заяц, зайца, зайцу). В языке встречается такое явление (сухой − высыхать, нога − ножка, муха − мушка).

Это нарицательное, одушевленное существительное 2-го склонения, муж. рода, единственного числа. Падеж − именительный. В предложении может быть подлежащим, дополнением, частью сказуемого.

Объяснение правописания

Надо усвоить, зайчонок как всегда правильно пишется. У нас сомнительная гласная находится в суффиксе. Слово образовалось от лексемы «заяц». В суффиксе после корня, который заканчивается на шипящий «ч», пишется «о» (зайчОнок). Этому же правилу подчиняется орфография слов «бельчонок», «волчонок».

Интересные случаи: «ночёвка, тушёнка, сгущёнка» пишутся через ё, потому что образованы от глаголов «ночевать, тушить, сгущать». Они подчиняются другому правилу.

О пишется под ударением.

Е без акцента на морфему.

В суффиксах существительных и прилагательных: рубашонка, зайчонок, кумачовый.

В суффиксах прилагательных и существительных: доченька, овражек, плюшевый.

Медвежонок и зайчонок

Очень любят суффикс онок.

В корне после шипящих (ч, щ, ж.ш) пишется ё, если можно подобрать такую однокоренную лексему, в которой в этой позиции пишется е (шёпот − шептать, шёл − ушедший, бечевка − бечева). Если проверочное слова не существует, пишется (крыжовник, шорох).

Примеры предложений

Я старался уснуть и крепко прижимал любимого зайчонка к груди.

Мама называет меня зайчонком.

Зайчонок смотрел на меня большими удивленными глазами.

“Зайчонок” или “зайчёнок” – как правильно?

При произношении звук «ч» всегда мягкий, поэтому возникают сомнения, как правильно написать: “зайчонок” или “зайчёнок”? Рассмотрим, какой вариант правильный и какое правило применяется для объяснения правописания?

Как пишется правильно: “зайчонок” или “зайчёнок”?

Для создания уменьшительно-ласкательной формы длинноухого обитателя леса используется суффиксальный способ: «зайчик», «зайка», «заинька». Анализируемое слово образовано другим способом, оно состоит из корня «зай», суффиксов «ч», «онок». Это одушевленное существительное – название детеныша лесного животного.

Сомнительная гласная стоит в суффиксе и под ударением, поэтому единственно правильный вариант согласно орфографической норме – «зайчонок».

Какое правило применяется?

Правило гласит, что после шипящих согласных в существительных, наречиях и прилагательных ставится буква «о» в суффиксе, если она находится под ударением и гласная «е», если она занимает безударную позицию. В нашем случае спорная гласная – ударная, поэтому выбираем вариант с «о». Таким же образом пишутся следующие слова: «бельчонок», «медвежонок», «волчонок».

Примеры предложений

Приведем несколько примеров предложений для закрепления правописания:

  1. Игрушечный зайчонок, ожидающий Машу под елкой, ее очень обрадовал.
  2. Зайчиха выбежала из кустов, держа в зубах одного зайчонка.
  3. Как-то летом, гуляя по лесу, мы увидели одинокого зайчонка.

Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»

Коломыцева Елена Геннадиевна
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык

Программа: УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Учимся писать суффиксы -ёнок-,-онок-

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных -ёнок-,-онок-

Задачи:1. Формировать умения грамотно писать суффиксы -ёнок-, -онок-;

2. Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления;

3. Совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах;

4. Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

• организация наблюдения за написанием суффиксов -онок-, -енок-;

• знакомство с правилом написания;

• отработка алгоритма применения правила.

Познавательные: • формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

• формирование умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;

• поиск и выделение необходимой информации;

• формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

• контроль и оценка учебных действий;

• развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

• формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать в паре.

Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Мотивационно-ориенировочный этап

Мотивация. -Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка.

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

-Давайте пожелаем друг другу успеха на сегодняшнем уроке:

и везде! Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Пальчиковая гимнастика.

-Дружат в нашем классе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в замок)

-Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

-Раз, два, три, четыре, пять

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

-Начинай считать опять.

-Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхните кистями.)

2. Минутка чистописания.

Расшифруйте, с какими буквами сегодня мы будем работать на минутке чистописания:

-эта буква обозначает согласный звук, он бывает только твердым, звонким, встречается в словах дружба, жук, ужин.

— эта буква обозначает звук, в слове чувствовать стоит в начале слова.

— эта буква обозначает звук, который в слове карандаш стоит в конце корня.

-Пропишем эти буквы.

-Что объединяет эти буквы?

Какая буква лишняя?

3. Словарная работа.

Д…ревня,к…ртина,б…реза, к…ньки, в…рона, з…яц, р…сунок, м…дведь.

-На какие две группы можно разделить эти слова?

-девочки – выпишите слова, которые начинаются с мягких согласных,

-мальчики- выпишите слова, которые начинаются с твердых согласных. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

4. Самостоятельная работа.

(пока идет словарная работа, 3 ученика работают самостоятельно возле доски).

1ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

2 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

3 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Проверка: ученик называет орфограмму, букву, которую вставил, проверочное слово, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или нет.

5. Фронтальная беседа.

— Что объединяет словарные слова?

-Что такое имя существительное?

— Что вы знаете об имени существительном?

-Назовите одушевленные имена существительные, которые встретились в словарной работе.

— В какой части слова находятся орфограммы, которые мы повторяли?

— Что такое корень?

— Что в себе содержит корень?

-Какие еще части слова знаете?

-Что такое окончание?

-Для чего служит окончание?

— Какую часть слова называют суффиксом?

— Для чего служит суффикс?

— Образуйте от данных словарных слов уменьшительно-ласкательные существительные.

-Как образовались эти слова?

-Давайте определим с помощью какого суффикса образовались новые слова? Что для этого нужно сделать?

— делает разбор по составу,определяем суффиксы.

6. Самостоятельная работа.

(пока идет фронтальная работа, 1 ученик работает возле доски)

-Подобрать слова к схемам:

Грибок метро водный школа кино день

Проверка: ученик читает слова к каждой схеме, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или допущены ошибки.

Ученики выполняют движения руками, разминают пальчики для письма.

Ж ч ш ж ч ш ж ч ш

Ч- обозначает мягкий согласный, ж,ш- всегда твердые.

Начинаются на мягкие и твердые согласные.

Деревня, береза, рисунок, медведь.

Картина, коньки, ворона, заяц.

— это имена существительные.

-это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы «кто? Что?»

-имя сущ. бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

— медведь, ворона, заяц.

— это общая часть родственных слов.

— окончание, суффикс.

— изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

-часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

-медвежонок, зайчонок, вороненок

— с помощью суффиксов.

Выделить окончание, корень, а затем определить суффикс.

Школа грибок метро

День водный кино

3).Определение темы урока.

-Итак, с помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей?

-Вызвало у вас затруднение, какой суффикс нужно написать?

-Значит это ошибочное место.

В какой части слова мы засомневались?

— Определите тему нашего урока.

-Какую цель перед собой поставим?

— в суффиксе

-Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-.

Должны научиться писать слова с суффиксами -онок-, ёнок-.

– Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок–.)

4).Выявление места и причины затруднения

-Как мы можем узнать об этом?

— Какой путь вы выбираете?

— Давайте определим, когда же пишется суффикс -ёнок-, а когда – -онок-

Гра «Назови детеныша!»

(Слова появляются на доске)

— Давайте побудем в роли исследователей.

— Обратите внимание на букву перед суффиксом.

— Какой вывод можем сделать?

после мягких согласных, кроме

пишется суффикс -ёнок-.

После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-.

-Давайте проверим правильно ли мы сделали вывод.

сравним с правилом в учебнике.

Физминутка – Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.)

Тигрёнок – суффикс –ёнок-, перед суффиксом стоит мягкий согласный звук р. И т. д.

Читаем хором правило.

5).Построение проекта выхода из затруднения

Проверим, как вы запомнили правило.

— Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок-?

— Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твердых согласных?

— Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?

— Как закрепить полученные знания?

— Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе урока.

— Чтобы вы смогли сами применить правило на практике,давайте составим алгоритм действий:

(Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)

1) Выделяю корень.

Определяю, какой согласный звук перед суффиксом;

2) Если мягкий согласный, кроме [ч’] – пишу -ёнок- (тигрёнок)

Если твёрдый согласный и [ч’] – пишу -онок- (волчонок).

-Сравните свои алгоритмы с алгоритмом в учебнике.

-Нет, т. к. после [ч’] пишется -онок-.

-Нет, т. к. еще и после [ч’].

— Нет, знания надо закрепить.

6).Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1.Применение алгоритма: (с комментирование возле доски)

2. Дифференцированная работа

1 группа – р. т. с 68 упр. № 1

2 группа – р. т. с. 69 упр. №2 (более сильные)

Проверка: по эталону с доски.

3. Дифференцированная работа.

Учебник стр. 121 упр. №1

1 ряд,3 ряд – работа в парах.

1 ряд – выписать слова с суффиксом -онок-;

3 ряд – выписать слова с суффиксом –ёнок-.

2 ряд- работа по вариантам :

1 вариант- выписать слова с суффиксом -онок-;

2 вариант — выписать слова с суффиксом –ёнок-.

Проверка: один ученик читает, остальные проверяют.

Когда вы слышите слова с

-енок- присесть, с -онок- подпрыгнуть

— Лосенок, теленок, галчонок, тигренок, бельчонок.

4. Игра «Редактор.»— исправить ошибки в словах.

— разобрать слова по составу. (по рядам)

-составить предложения с полученными словосочетаниями.

-онок-

-ёнок-

Цыпленок, слоненок, лисенок,

— Ученики исправляют ошибки и записывают слова правильно:

III. Рефлексивно-оценочный этап.

-Какую цель вы перед собой ставили?

— Удалось ли достичь цели?

— Оцените свою работу

2. Остались вопросы- ?

3. Ничего не понял — —

Дети оценивают свою работу на уроке.

2) Домашнее задание Выучить правило, стр. 122,

упр. 2 – по вариантам

1вариант – выписать слова с суффиксом енок.

2 вариант – выписать слова с суффиксом онок.

— Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали.

Спасибо за урок! Урок окончен. Дети записывают и разбирают домашнее задание.

Консультация «Писать красиво может каждый» Давайте зададимся вопросом : что такое письмо? Это способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще и искусство, графика. Обучение красивому.

Фотоотчет «Мы учимся трудиться» Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает.

Лэпбук «Занимательная математика»: стихи про цифры, как писать цифры, состав чисел, посчитай, задания на логику и др. Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС, входит в систему.

Методическая разработка. Учимся писать. Развитие мелкой моторики Чтобы ребенок смог легко научится писать, он должен быть определенным образом подготовлен. Необходимо хорошее развитие мелкой моторики:.

Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинение-рассуждение» * Прочитать внимательно (несколько раз) тему и определить ключевое слово, на которое необходимо опираться впоследствии. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРИ.

Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинительную часть изложения» * Прочитать вопрос и внимательно выделить только одну проблему (разобрать проблемы, отметить для себя ту, над которой можешь порассуждать,.

Конспект урока русского языка по развитию речи с элементами культуры речи во 2 классе «Азбука вежливости. Как писать письмо» Предмет: русский язык Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 2. Место.

Занятие «Учимся аргументировать» Что было бы, если бы. К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка) и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают,.

Учимся любить природу Цель: формирование основ экологической культуры детей. Задачи по экологическому воспитанию: 1. Повышение уровня экологической культуры детей;.

Фотоотчет «Зачем писать письмо Деду Морозу?» Зачем писать письмо Деду Морозу? Все без исключения малыши с нетерпением ждут наступления того самого зимнего утра, когда каждый из них.

источники:

http://orfographia.ru/zaychonok-ili-zaychyonok-kak-pravilno/

http://www.maam.ru/detskijsad/uchimsja-pisat-sufiksy-yonok-onok.html

Письменно объясните способ образования данных слов. Какое значение имеют в них суффиксы? Подчеркните чередующиеся согласные. Составьте 23 сложных предложения с любыми из данных слов.
Образец. Бельчонок ← белка.
Медвеж..нок, зайч..нок, волч..нок, мыш..нок, скворч..нок, галч..нок.

reshalka.com

ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Ладыженская. §54. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Упражнение №306

Решение

Медвежонок ← медведь;
зайчонок ← заяц
волчонок ← волк
мышонок ← мышь
скворчонок ← скворец
галчонок ← галка.
Суффикс −онок обозначает детенышей животных.
Маленький мышонок убежал от большого кота.
Галчонок широко раскрывал рот, а галка−мать кормила его червячками.

Как верно написать: «зайчонок»­, или «зайченок»­? Какое правило?

«Зайчонок», или «зайченок», «волчонок», или «волченок», «галчонок», или «галченок»? Как верно написать? Какое правило?

8

Ответы (10):

Share

2

Согласно правилам русского языка, следует писать «зайчонок» и никак иначе. Вот это правило, приведу его здесь в виде цитаты, так как раньше уже отвечала на подобный вопрос:

Это же правило правописания относится и к другим подобным словам, например, «волчонок», «галчонок», «медвежонок» — все они тоже пишутся через «о».

Share

4

В названии детенышей животных используются словообразовательные суффиксы онок/енок: зайчонок, лисенок, галчонок, медвежонок, козленок и др. Эти суффиксы придают уменьшительно-ласкательное значение и указывают на детскость.

Сложности могут быть связаны из-за того, что при написании суффикса «енок» слышится «онок», например, в слове «лисенок», где звучание букв фонетически представлено: [л`ис`онок].

Для того, чтобы верно написать слова, следует запомнить, что с суффиксом «онок» и «енок» пишутся слова в следующих случаях:

В слове «зайчонок», где в суффиксе буква «о» идет под ударением после мягкой [ч`], по правилу, помня исключения, пишется «зайчонок«.

Share

3

ЗайчОнок или зайчЁнок? Как правильно? Обратимся к орфографии русского языка.

В данном слове (существительном) есть шипящая Ч, после котороой присутствует гласная под ударением.

Кроме того, последние два момента относятся к суффиксу: — онок, после Ч.

Широко применяемая орфографическая норма для этого случая уже цитировалось в ответах на Ваш вопрос.

По ней, выбор правильного написания слова ЗАЙЧОНОК однозначен. За Ч следует буква О.

Поэтому, хотя при произнесении этого слова слышится звук Ё, но правильным будет написание О.

Также пишутся и, например, слова мышОнок, скворчОнок, медвежОнок, лягушОнок, сурчОнок, галчОнок, волчОнок…, а также, не относящиеся к миру животных: батрачОнок, пастушОнок, бочОнок

Share

2

Есть правило. В суффиксах существительных после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, а без ударения — Е. Применяя это правило, запишем предложенные и некоторые другие слова. С буквой О: зайчОнок, волчОнок, галчОнок, медвежОнок, мышОнок, собачОнка, книжОнка, речОнка, пирожОк, сучОк, танцОвщица, девчОнка. С буквой Е: орешЕк, девочЕк, МашЕнька, крошЕчка, душЕнька, (нет) кошЕк.

Share

1

Слово зайчонок обозначает предмет и отвечает на вопрос: кто?

Это существительное. Чтобы выяснить, как верно писать зайчонок или «зайчёнок», определим, в какой части слова кроется орфографическая проблема:

зайч-онок_ — корень/суффикс/окончание.

Корень заканчивается шипящим звуком, а проблема существует в написании суффикса существительного.

А теперь применим правило, согласно которому в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения -е.

Следовательно, единственнно верным является написание зайчонок.

Аналогично пишутся названия детенышей птиц и зверей, в которых есть шипящие в основе:

волк — волчонок;

галка -галчонок;

скворец — скворчонок;

стриж — стрижонок;

индюк — индюшонок.

Share

1

Для того, чтобы правильно написать данное слово «зайчонок», надо вспомнить правило о написании гласных О и Е после шипящих в суффиксах. В данном слове суффикс -онок, он стоит перед шипящей буквой Ч под ударением, по правилу пишется буква О, а не Е. Буква О пишется под ударением после шипящих Ш, Ч, Ж. Перед другими буквами и в безударном варианте правильно писать букву Е. Например деньжонки, стрижонок, ножонка, ручонка. Но в безударном варианте будет ноженька, рученька.

Share

1

Для того, чтобы правильно писать такие слова как волчонок, зайчонок, нужно вспомнить правило, согласно которому в суффиксе (а в слове зайчонок, волчонок орфограмма как раз не в корне, а в суффиксе ОНОК) после шипящих букв и Ч под ударением нужно писать букву О, а без ударения уже Е. В указанных словах ударение как приходится на гласную в суффиксе после Ч, это значит, что мы должны писать букву О.

Share

1

Здесь действует правило о правописании букв о/е после шипящей согласной или буквы «ц» в суффиксах имен существительных. Если данная гласная стоит под ударением, то следует писать «о». Примеры: зайчонок, галчонок, распашонка, медвежонок, сверчок. Если гласная безударная, пишем «е». Примеры: ложечка, книжечка, мальчишечка, ноченька.

Share

1

В данном случае действует следующее правило русского языка: в суффиксах после шипящих букв необходимо писать гласную букву «о» под ударением, а в безударном варианте необходимо писать гласную «е». В нашем случаем будем писать суффикс через букву «о» — суффикс «онок» — «зайчонок».

Share

0

По правилу русского языка в суффиксе -онок пишется О после шипящих, если буква находится под ударением. Для верности пропоем слово. Ударное О.

По такому же правилу пишется слово ежонок, а не еженок. Иной раз из-за ошибки не ясно значение слова. Что за еженок.

Привет ))) помогите найти проверочные слова и объяснение к тому почему пишется (зайчонок, медвежонок, лавчонка ).

На этой странице находится вопрос Привет ))) помогите найти проверочные слова и объяснение к тому почему пишется (зайчонок, медвежонок, лавчонка )?, относящийся к категории
Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

qusopena978

qusopena978

Медвежонок(корень
медведж,суффикс -онок-), зайчонок(корень зайч, суффикс -онок-),олененок (корень олен,-енок-суффикс),лисенок(корень лис,суффикс енок),зайчик (корень зай суффикс чик),
листик(корень лист суффикс ик),цветочек(цвет корень, очек суффикс), платочек (корень плат суффикс очек),смелость(корень смел,ость суффикс),вежливость(вежлив корень,суффикс ость),радость(рад корень,суффикс ость),местность(мест корень,суффикс н и суффикс ость).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется слово зайчонок или зайчонок
  • Как пишется слово закрутить
  • Как пишется слово зайчишка
  • Как пишется слово закружиться
  • Как пишется слово зайчиха