Как пишется словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор слова — это анализ, каким способом, с помощью какой морфемы оно образовано от однокоренного слова.

Выясним, как правильно выполнить словообразовательный разбор слова и чем он отличается от морфемного разбора.

Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.

Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:

  • небо — корень/окончание;
  • земля — корень/окончание;
  • рука — корень/окончание;
  • голова — корень/окончание.

Непроизводные и производные слова

Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:

  • приставки
  • суффикса
  • приставки и суффикса;
  • постфикса

и т. д.

Понаблюдаем:

земля → земляной → землянка

влага → влажный → увлажнить

близкий → приблизить → приблизиться


Определение

Новое слово, образованное от однокоренного слова с помощью одной или более морфем, называется производным.


Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:

  • петь → запеть (начать петь);
  • красный → красноватый (слегка красный).

Производящая основа слова

В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:


Определение

Основа слова, на базе которого с помощью аффиксов образовано новое производное слово, называется производящей. Основа производного однокоренного слова является производной.


Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.

Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:

вина → виновный → виновность

Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:

  • вина → виновный;
  • виновный → виновность.

В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».

Производящими могут быть как непроизводные, так и производные однокоренные слова.

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.

Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.

Понаблюдаем:

Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.

Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.

По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.

Способы образования слов Примеры

1. Приставочный

текстподтекст
гнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизна
пахать → пахота
сотворить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдный
долгий → задолго
домнадомник

4. Бессуффиксальный

отдыхать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокращенных основ

4) начальных букв или звуков

пожар, опасный → пожароопасный
диван, кровать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, плавать → мореплаватель
специальный корреспондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек

Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:

  • ходить — приход; (ходить → приходить → приход);
  • мир — примирение (мир → примирить → примирение);
  • холод — холодноватый (холод → холодный → холодноватый).

Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.

Чтобы правильно его выполнить, предпримем несколько шагов.

Порядок словообразовательного разбора

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.

Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.

Словообразовательный и морфемный разбор

Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:

монетка — корень/суффикс/окончание

монеткой — корень/суффикс/окончание

При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.

Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.

Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.

Пример 1

В наш город приехали2 артисты цирка.

  1. Приехали — н. ф. приехать;
  2. приехать — основа приеха-.
  3. ехать → приехать ;
  4. ехать — производящая основа еха-.
  5. при- + ехать = приехать;
  6. приставочный способ образования.

Пример 2

На земляничной2 полянке полно душистых ягод.

  1. земляничной — н. ф. земляничный;
  2. земляничный — основа земляничн-
  3. земляника → земляничный;
  4. земляника — основа земляник-;
  5. земляника + -н- = земляничный;
  6. суффиксальный способ образования.

Пример 3

Хочется удесятерить2 свои силы.

  1. Удесятерить;
  2. удесятерить — основа удесятери-;
  3. десять → десятеро → удесятерить;
  4. десятеро — основа десятер-;
  5. у— десятер-и-ть;
  6. приставочно-суффиксальный способ образования.

Видео «Словообразовательный разбор слова (5 класс)»

Что такое словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор — это анализ слова, который помогает узнать, производное оно или непроизводное, а также с помощью чего и от какого слова с тем же корнем оно образовалось. Чтобы понять это, в словообразовательном разборе, как и в морфемном, мы разбираем слово по составу — выделяем приставку, корень, основу и суффикс.

Итак, первое, что нужно сделать, — это обратиться к смыслу слова, которое мы анализируем. Например, вредитель означает «тот, кто вредит». У слов вредитель и вредит одинаковые морфемы в основе, но в первом случае к ним добавляется еще и суффикс -тель. Делаем вывод, что данное слово вредитель образовано от ближайшего к нему родственного вредить.

В этом случае основу слова вредить называют производящей (ПЩ), потому что от нее образовалось новое слово, а основу слова вредительпроизводной (ПН), т. к. она результат словообразования.

Слова с производной основой называются производными, а с производящей — производящими. Вместе производное и производящее слова образуют словообразовательную пару. В нашем случае это производное вредитель и производящее вредить.

Проверьте себя!

Найдите производящие слова для перечисленных далее и создайте словообразовательные пары: заслониться, убежать, приказ, монетный, увлекательный, преследователь, конный, побег, населенный, умножение, расслабиться, морозный.

Производные и непроизводные слова

Кроме производных, существуют и непроизводные слова — те, которые не образованы от основы другого слова с тем же корнем.

Чтобы разобраться в этом подробнее, вернемся к нашему примеру со словом вредить. Его тоже можно считать производным, потому что оно произошло от основы другого однокоренного слова — вред. В этом случае слова имеют один и тот же корень вред-, но у глагола вредить добавился суффикс —и-. Таким образом, слово вредить — производное, а вред — производящее. Но к последнему уже нельзя подобрать слово, от которого оно произошло. Значит, слово вред — непроизводное.

Кстати, все три слова образуют уже не пару, а цепочку словообразования, в которой можно проследить, как изменялась основа: вред → вредить → вредитель.

Проверьте себя!

Создайте словообразовательную цепочку, которая начиналась бы с непроизводного слова ключ..

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Демоурок по русскому языку

Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.

Демоурок по русскому языку

Способы образования слов

Чтобы сделать полноценный словообразовательный разбор, нужно определить, каким способом от производящего слова образовалось производное. В русском языке существуют 8 таких словообразовательных способов. Рассмотрим их в таблице ниже.

Проверьте себя!

Прочтите слова ниже и определите, каким словообразовательным способом они появились.

Замминистра, сине-желтый, привлекательный, зажим, прикасаться, старшеклассник, преподаватель, ЦУМ, сантехник, теплоходный, перезимовать, прилунение, Волгоград.

Как правильно делать словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор принято делать по такому алгоритму:

  1. Ставим слово, которое хотим разобрать, в начальную форму.

  2. Подбираем ближайшее родственное слово, чтобы создать словообразовательную пару.

  3. Выделяем основы у каждого слова в паре.

  4. Выделяем словообразовательные морфемы, с помощью которых образовалось производное слово.

  5. Определяем способ словообразования и записываем его в скобках рядом со словообразовательной парой.

Теперь разберем несколько примеров, чтобы понять, как нужно делать словообразовательный разбор.

Примеры словообразовательного разбора

Проверьте себя

Настало время понять, что нового вы узнали из этой статьи. Ниже вас ждут 3 задания, которые проверят, насколько хорошо вы теперь анализируете структуру слов и определяете способ словообразования.

Задание 1

Замените названия ниже на аббревиатуры. Какой способ словообразования вы использовали?

Московский государственный медицинский университет, Организация Объединенных Наций, Соединенные Штаты Америки, Всероссийская проверочная работа, Единый государственный экзамен.

Задание 2

Прочтите список слов ниже и найдите среди них все непроизводные.

Брат, загон, приказ, мост, объезд, змей, бег, зелень, тишь, зверь, зонт.

Задание 3

Выполните словообразовательный разбор.

Разведка, прихожанин, юго-восточный, ответственный, замочная, невиданный, сад-огород, полноправный, забег, глушь.

Если словообразовательный разбор до сих пор вызывает сложности, стоит лучше изучить его на дополнительных занятиях. На курсе русского языка от Skysmart преподаватель расскажет все о том, как образуются слова, и поможет научиться словообразовательному разбору на нескучных заданиях. Познакомиться с платформой для онлайн-образования можно на вводном уроке — это бесплатно.

Словообразовательный разбор слова


Словообразовательный разбор слова

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 1190.

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 1190.

Среди различных видов лингвистических разборов важное место занимает словообразовательный разбор слова. Этому виду разбора и посвящена наша статья.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Как получаются новые слова?

Среди слов в русском языке есть те, которые ни от чего не образованы (дом, зима, лист), а есть те, которые произошли от других слов (домашний, зимородок, листочек). Основы первых называются непроизводными, основы вторых – производными. Как они произошли, изучают в 6 классе в теме «Словообразование».

Словообразование – это процесс получения нового слова от однокоренных. Новые слова образуются с помощью аффиксов – суффиксов и приставок.

Окончание не участвует в словообразовании; при анализе мы его просто игнорируем.

При словообразовании мы получаем новое слово с другим значением.

Например, ухо – ушко (маленькое ухо) – ушной (для уха) – ушанка (шапка, закрывающая уши) – ушастый (с большими ушами) и т.д.

Способы образования новых слов в русском языке

При словообразовательном разборе слова необходимо указывать, как оно образовано. Существует несколько способов словообразования. Вот они.

Приставочный: ехал – при-ехал, правда – не-правда.

Суффиксальный: дом – дом-ик, село – сель-ск-ий.

Приставочно-суффиксальный: окно – под-окон-ник, дорога – по-дорож-ник.

Бессуффиксный (бессуффиксальный): бежать – бег, приказать – приказ.

Сложение: пар, воз – паровоз, высшее учебное заведение – вуз.

Переход из одной части речи в другую: столовая (ложка) – (школьная) столовая, дежурный (ученик) – (кто сегодня) дежурный?

Как сделать словообразовательный разбор

Записав разбираемое слово, необходимо выделить его основу (все слово без окончания).

Затем найти «папу» слова – ближайшего предшественника по словообразовательной цепочке. В обоих словах выделить общую часть. Это и будет производящая основа.

За один шаг может прибавиться одна приставка, или один суффикс, или одна приставка и один суффикс; по две приставки или два суффикса прибавиться за один раз не может.

Приведем пример. Представим себе такую словообразовательную цепочку: горох – горош-ин-а – горошин-к-а. «Папой» «горошинки» будет слово «горошина», а не «горох»: к основе «горошин-» прибавился суффикс –к-.

Следующим этапом будет определение аффикса (если он есть), с помощью которого образовано слово.

Последнее – записываем способ образования.

Примеры

Приведем примеры словообразовательного разбора слова.

Водопроводчик – водопровод + чик, суффиксальный.

Водопровод – вода + провод, сложение.

Заключение

Что мы узнали?

Слова в русском языке могут образовываться несколькими способами (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом из одной части речи в другую). При словообразовательном разборе надо определить производящую основу (от какого слова образовано), с помощью чего и каким способом образовано слово.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Данил Скорик

    5/5

  • Александр Кружаев

    4/5

  • Наташа Морякова

    3/5

  • Даша Домнина

    2/5

  • Света Важорова

    4/5

  • Арзы Халилова

    4/5

  • Юляшка Бикяшева

    5/5

  • Ульяна Конкина

    5/5

  • Ева Огнева

    5/5

Оценка статьи

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 1190.


А какая ваша оценка?

Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова. Словообразовательный раз­бор сло­ва — это ана­лиз, от како­го одно­ко­рен­но­го сло­ва оно обра­зо­ва­но и каким способом.

Что такое словообразовательный разбор слова

Выясним, что такое морфемный разбор, как делать сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный анализ сло­ва и чем он отли­ча­ет­ся от мор­фем­но­го раз­бо­ра. Со сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ным раз­бо­ром тес­но свя­за­ны поня­тия о непро­из­вод­ном и про­из­вод­ном сло­ве, о про­из­во­дя­щей осно­ве лексем.

Содержание

  1. Непроизводные и производные слова в русском языке
  2. Производящая основа слова
  3. Что такое словообразовательный разбор?
  4. Словообразовательный и морфемный разбор
  5. Примеры словообразовательного разбора слов

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взгля­нуть на сло­вар­ный запас рус­ско­го язы­ка с точ­ки зре­ния его обра­зо­ва­ния, то ука­жем, что сло­ва быва­ют непро­из­вод­ные и производные.

Так, напри­мер, древ­ние сла­вяне соот­нес­ли свое поня­тие о види­мом над собой воз­душ­ном про­стран­стве голу­бо­го цве­та с соче­та­ни­ем зву­ков, оформ­лен­ным в сло­во «небо». А твер­дую поверх­ность, кото­рая нахо­дит­ся под нога­ми и кото­рую мож­но рас­па­хать и засе­ять зер­ном, назва­ли сло­вом «зем­ля».

Эти пер­вич­ные сло­ва, воз­ник­шие в древ­не­рус­ском язы­ке, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке явля­ют­ся непро­из­вод­ны­ми. Они отли­ча­ют­ся про­сто­той мор­фем­но­го стро­е­ния и состо­ят толь­ко из кор­ня и окончания:

  • небо — корень/окончание;
  • земля — корень/окончание;
  • рука — корень/окончание;
  • голова — корень/окончание.

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся базой для воз­ник­но­ве­ния новых слов, обра­зо­ван­ных от них с помо­щью одной, реже двух или трех морфем:

  • при­став­ки
  • суф­фик­са
  • при­став­ки и суффикса;
  • пост­фик­са

и т. д.

Понаблюдаем:

  • небе­са → поднебесный;
  • зем­ля → земляной → землянка;
  • вла­га → влажный → увлажнить;
  • близ­кий → приблизить → приблизиться.

Определение:

Новое сло­во, обра­зо­ван­ное от одно­ко­рен­но­го сло­ва с помо­щью одной или более мор­фем, назы­ва­ет­ся производным.

Производные сло­ва явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Их лек­си­че­ское зна­че­ние мож­но опре­де­лить, опи­ра­ясь на  исход­ное слово:

  • петь → запеть (начать петь);
  • крас­ный → крас­но­ва­тый (слег­ка красный).

Производящая основа слова

В сло­во­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ет про­из­во­дя­щая осно­ва исход­но­го сло­ва, кото­рую полу­чим, если не будем при­ни­мать во вни­ма­ние сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окончание:

  • чёрный → чернота;
  • рука → ручной;
  • красный → краснеть.

Определение:

Основа сло­ва, на базе кото­ро­го с помо­щью аффик­сов обра­зо­ва­но новое про­из­вод­ное сло­во, назы­ва­ет­ся про­из­во­дя­щей. Основа про­из­вод­но­го одно­ко­рен­но­го сло­ва явля­ет­ся производной.

Отметим, что в осно­ву слов не вклю­ча­ют­ся так­же фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы.

Каждое новое сло­во отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го более слож­ным мор­фем­ным соста­вом. Морфемы, как бусин­ки, нани­зы­ва­ют­ся посте­пен­но на про­из­во­дя­щую осно­ву сло­ва. Если соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку, то мож­но нагляд­но убе­дить­ся в этом:

вина → виновный → виновность

Каждое преды­ду­щее сло­во явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для последующего:

  • вина → виновный;
  • виновный → виновность.

В нашем при­ме­ре вто­рая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара ука­жет, что про­из­вод­ное при­ла­га­тель­ное «винов­ный» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для суще­стви­тель­но­го «винов­ность». Его про­из­во­дя­щая осно­ва ста­ла более слож­ной по срав­не­нию с исход­ным сло­вом «вина».

Производящими могут быть как непро­из­вод­ные, так и про­из­вод­ные одно­ко­рен­ные слова.

Это интересно: Не с глаголами пишется раздельно, а с какими частями вместе — таблица правил.

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое про­из­вод­ное, про­из­во­дя­щее сло­во и осно­ва, теперь перей­дем непо­сред­ствен­но к сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­бо­ру слова.

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го слова.

Понаблюдаем:

  • ходить → приходить
  • при­хо­дить → приход

Обычно, как ука­зы­ва­лось ранее, про­из­вод­ное сло­во отли­ча­ет­ся одной морфемой.

Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появил­ся новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лексемы.

Способы обра­зо­ва­ния слов Примеры

1. Приставочный

текст → подтекст
гнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизна
пахать → пахота
сотво­рить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдный
долгий → задолго
дом → надомник

4. Бессуффиксальный

отды­хать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар, опасный → пожароопасный
диван, кро­вать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, пла­вать → мореплаватель
специаль­ный корреспон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

  • ходить — при­ход; (ходить → при­хо­дить → приход);
  • мир — при­ми­ре­ние (мир → при­ми­рить → примирение);
  • холод — холод­но­ва­тый (холод → холод­ный → холодноватый).

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся неверно.

Что такое словообразовательный разбор слова

Чтобы пра­виль­но его выпол­нить, пред­при­мем несколь­ко шагов.

Читайте также: Как правильно — нАдевать или Одевать?

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды раз­бо­ра слов близ­ки меж­ду собой в том плане, что свя­за­ны с опре­де­ле­ни­ем мор­фем в соста­ве слова.

Следует не путать мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный разбор.

Что такое словообразовательный разбор слова

А) План морфемного разбора

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
  2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

Б) План словообразовательного разбора

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
  4. Указать основу в производящем слове.
  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
  6. Указать способ образования слова.

Обратите внимание!

1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Морфемный раз­бор — это пол­ное чле­не­ние сло­ва в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме на состав­ля­ю­щие его морфемы:

  • монетка — корень/суффикс/окончание
  • монеткой — корень/суффикс/окончание.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­во сна­ча­ла ста­вит­ся в началь­ную форму.

Словообразовательный раз­бор пред­по­ла­га­ет поиск про­из­во­дя­ще­го сло­ва, выде­ле­ние про­из­во­дя­щей осно­вы, ука­за­ние толь­ко одной или более про­из­во­дя­щих мор­фем и спо­со­ба обра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го слова.

Монета → монетка.

Слово «монет­ка» обра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­но­го суще­стви­тель­но­го «моне­та».

Образец морфемного и словообразовательного разбора

(Много) парикмахерских

1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск-их (имя существительное).
2. Окончание – ‑их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск-ая, парикмахерск-ой.
3. Основа формы – парикмахер-ск-.
4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер□, парикмахер-ш‑а.
5. ‑ск- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск-ий, жен-ск-ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – парикмахерская.
2. Основа слова – парикмахерск-. Основа производная.
3–5. парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный раз­бор обо­зна­ча­ет­ся циф­рой 2 над словом.

Пример 1

В наш город при­е­ха­ли2 арти­сты цирка.

  1. Приехали — н. ф. приехать;
  2. при­е­хать — осно­ва приеха-.
  3. ехать → приехать ;
  4. ехать — про­из­во­дя­щая осно­ва еха-.
  5. при- + ехать = приехать;
  6. при­ста­воч­ный спо­соб образования.

Пример 2

На зем­ля­нич­ной2 полян­ке пол­но души­стых ягод.

  1. зем­ля­нич­ной — н. ф. земляничный;
  2. зем­ля­ничный — осно­ва земляничн-
  3. зем­ля­ни­ка → земляничный;
  4. зем­ля­ника — осно­ва земляник-;
  5. зем­ля­ника + ‑н- = земляничный;
  6. суф­фик­саль­ный спо­соб образования.

Пример 3

Хочется уде­ся­те­рить2 свои силы.

  1. Удесятерить;
  2. уде­ся­те­рить — осно­ва удесятери-;
  3. десять → деся­те­ро → удесятерить;
  4. деся­теро — осно­ва десятер-;
  5. у— десятер-и-ть;
  6. приставочно-суффиксальный спо­соб образования.

Словообразовательный разбор

Задача словообразовательного разбора — понять, какая у слова основа: производная или непроизводная, и, если основа производная, — определить,  основа какого слова является производящей (от какой основы образована анализируемая основа). Кроме того, необходимо выявить, каким словообразовательным способом и с помощью каких средств образовано слово, а также отметить, сопровождалось ли образование  данного слова какими-либо фонетическими процессами.

  • Особенности словообразовательного разбора

    Что такое словообразовательный разбор, в чём его специфика 
    Что  нужно уметь делать. Порядок разбора

  • Советы. Как приступить к делу

    О чем важно подумать, что с чем не перепутать, в чём не ошибиться

  • Примеры и комментарии

    Это то, чего не хватает в учебниках. Здесь на конкретных образцах показано, как разбирать слова 

  • Типичные ошибки

    Разберись с типичными ошибками и не повторяй их. Без этого знания будут неполными.

  • Первые шаги — подготовительные задания

    Учись выполнять отдельные важные операции, простые действия. Это поможет избежать множества проблем.
    Темы:
    Различение изменяемых и неизменяемых слов. 
    Определение основы слова. 
    Подбор к словам парных слов с производящей основой. Задания 1 — 3 

  • Тренинг «Словообразовательный разбор»

    Полный словообразовательный анализ слов 

  • Итоговые тесты «Словообразовательный анализ в формате ЕГЭ»

    Пройди итоговые тесты по теме: Словообразовательный разбор слова. Тесты №1 — №4

План словообразовательного анализа слова

  1. 1. Понятие словообразовательного разбора
  2. 2. Цель словообразовательного разбора
  3. 3. План словообразовательного разбора
  4. 4. Примеры письменного словообразовательного разбора

п.1. Понятие словообразовательного разбора

Словообразовательный разбор – это выявление, от чего и с помощью чего образовано данное слово.

При выполнении словообразовательного анализа устанавливается последовательность присоединения суффиксов или/и приставок в процессе образования данного слова. Выполняя словообразовательный разбор, следует помнить о том, что формообразовательные суффиксы в словообразовании не участвуют.

Словообразовательный разбор помогает разобрать слово по составу (выполнить морфемный разбор), то есть помогает правильно найти все морфемы.

п.2. Цель словообразовательного разбора

Цель словообразовательного разбора – определить, от какого исходного слова и каким именно способом было образовано данное слово.

п.3. План словообразовательного разбора

1. Выявить, к какой части речи принадлежит слово.
2. Затем выделить основу слова и определить её лексическое значение.
3. Далее найти производящую основу, обозначить морфему, при помощи которой было образовано слово.
4. Наконец, указать способ словообразования.
5. Записать словообразовательную цепочку.

п.4. Примеры письменного словообразовательного разбора

отговорить ← говорить (приставочный способ)
писатель ← писать (суффиксальный способ)
подбородок ← борода (приставочно-суффиксальный способ)
мореплаватель ← море, плавать (сложение с одновр. присоед. суф.)

Если производящее слово само является производным, то разбираем так:

суф. суф.
писательский писатель писать
 
прист. суф.
зазеленеть зеленеть зелёный

Рейтинг пользователей

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется слово ящичек или ящичик
  • Как пишется слово ящерка
  • Как пишется слово ящерицын
  • Как пишется слово ящеренок
  • Как пишется слово яша