Как пишется соляной столб

Значение словосочетания «соляной столп»

Значение словосочетания не найдено.

Значение слова «соляной»

  • СОЛЯНО́Й, —а́я, —о́е. Прил. к соль1 (в 1 и 5 знач.). Соляные отложения. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СОЛЯНОЙ

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: успеньев — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «соляной»

Ассоциации к слову «столп»

Синонимы к словосочетанию «соляной столп»

Предложения со словосочетанием «соляной столп»

  • Широкий столбик умодробительных стихов великого слепца вогнал меня в тоскливо-обречённое состояние, я перевела взгляд на другую страницу и застыла соляным столпом.
  • Стоял соляным столпом и смотрел на девочку во все глаза.
  • А «откормыш», сам вдруг по-звериному взревев, бросился к следующему обидчику, застывшему соляным столпом за спиной первой жертвы.
  • (все предложения)

Отправить комментарий

Дополнительно

Соляной столб

Соляной столб

Соляной столб см. Лот.

Библейская энциклопедия Брокгауза.
.
1994.

Смотреть что такое «Соляной столб» в других словарях:

  • застывший как соляной столб — прил., кол во синонимов: 2 • застывший (104) • окаменевший (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • СТОЛБ (СТОЛП) — Верстовой столб. Волг., Горьк. шутл. ирон. О человеке высокого роста. Глухов 1988, 10; БалСок, 54. Лезть на телеграфный столб. Морд. Шутл. Подчеркивать своё превосходство над кем л. СРГМ 1982, 120. Превратиться в соляной столб. Книжн. Окаменеть… …   Большой словарь русских поговорок

  • Превратиться в соляной столб — Книжн. Окаменеть от ужаса или неожиданности. /em> Восходит к Библии. БМС 1998, 550 …   Большой словарь русских поговорок

  • соляной — B/ пр; 113 см. Приложение II Помертвела ровно столб соляно/й, Д как сорвется, д как взовьется струной. М. И. Цветаева, Царь Девица …   Словарь ударений русского языка

  • как Лотова жена стоять — (иноск.) неподвижно (намек на Лотову жену, превращенную в соляной столб) Ср. Минуту стояла она неподвижно, как Лотова жена, обращенная в соляной столб… Б.Р. Чехов. Капитанский мундир. Ср. Жена же Лотова оглянулась позади и стала соляным столпом …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Израиль — Государство Израиль, в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. В качестве названия принято название еврейского гос ва, существовавшего примерно в этих… …   Географическая энциклопедия

  • ВАРКОНЬИ Золтан — (13 мая 1912, Будапешт 10 апреля 1979, Будапешт), венгерский актер, режиссер. На сцене с 1935. С 1962 руководил театром «Вигсинхаз» (Будапешт). Поставил фильмы: «Соляной столб» (1957), «Венгерский набоб» (1966), «Черные алмазы» (1976).1934… …   Энциклопедия кино

  • Варконьи Золтан — (Várkonyi) (1912 1979), венгерский актёр, режиссёр. На сцене с 1935. С 1962 руководил театром «Вигсинхаз» (Будапешт). Поставил фильмы: «Соляной столб» (1957), «Венгерский набоб» (1966), «Чёрные алмазы» (1976). * * * ВАРКОНЬИ Золтан ВАРКОНЬИ… …   Энциклопедический словарь

  • Джеф (говорящий мангуст) — Джеф на рисунке Г. Прайса Джеф («говорящий мангуст»)  загадочное существо, обитавшее, если верить хозяевам, на ферме Дорлиш Кэшен неподалеку от селения Дэлби на острове Мэн. История о говорящем зверьке, именовавшем себя Джефом (индийским… …   Википедия

  • застывший — 1. см. неподвижный. 2. см. озябший Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. застывший …   Словарь синонимов

Соляной столп (Мёртвое море)

Соляно́й столп или Соляно́й столб (ивр. נציב מלּח) — цельный столб из каменной соли, в который, по библейской Книге Бытия, превратилась жена Лота при бегстве из Содома, когда ослушалась ангельского запрета и оглянулась назад (Быт. 19:15—26).

В мировой иудео-христианской культуре тема соляного столпа стала одним из расхожих символов наказания за нарушение священного запрета, а также знаком тщетности суетного <женского> любопытства.

Первоисточник[править]

Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.

И как он медлил, то мужи те <Ангелы>, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.
Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. <…>
Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.
И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и <все> произрастания земли.

Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом.

— Библия, «Бытие» (Глава 19: 15-17, 23-26), 15 век до н. э.

В мемуарах, публицистике и документальной прозе[править]

  •  

Все те и прочия изрядныя женщины минувши, Христос велит едину поминати жену Лотову: поминайте жену Лотову. Слушаем, Спасителю мой, твоего повеления: но что в той жене Лотовой особеннаго паче иных женщин; Буде тое, что столпом сланым, что солью стала: многия суть и ныне жены такия, которыя в первых сахаром мужу своему бывают, а потом солью. Не то велит Христос, Спаситель наш, в жене Лотовой поминати: но сие, яко изшедши из Содомы, и повеление Божие восприемши, не озиратися вспять: паки обратися вспять, паки обрати очеса своя и усердие свое к Содоме, и бысть столп слан. Ах воспятаго озрения! за едино только, что бедная женщина, услышавши поражение и раззорение горящей Содомы, услышавши вопль и кличь людей погибающих, либо от страха, либо от жалости обратила очеса своя назад на Содому: за тое только едино в тот час гнев Божий изыде на ню, и бысть столп слан. Рцы нам, столпе сланый, рцы нам жено Лотова, что с твоею деется душею; Молчи столп сланый, но сказуют учителие: яко душа с темиж Содомлянами, на которых озреся, в веки погибе. Ах столп сланый, брашну духовному вельми потребный! Берите сию соль грешницы, на первые грехи возвращающиися, и сею солию брашна ваша услаждайте![1]

  •  

Аще не время изведется, паки вспять озирается окаянная, паки желает возвратитися, и многажды возвращается, аки пес, на блевотины своя: того ради и в столп сланый озревшуюся жену Лотову изменил Бог всемогущий. А для чего не в столп каменный, не в столп железный, не в столп медный; Ведаете, яко соль раждает жажду. Чем больше кто употребляет соли, тем большую имеет жажду. Се убо имате тайну, для чего жену Лотову изменил Бог в столп сланый; Хотел нас тем сланым идолом устрашити и научити, яко нечистота, с сердце человеческом вкорененная и застарелая, ненасытна есть: всегда жажду терпит ненасытную.[1]

  — митрополит Стефан (Яворский), Проповеди, 1710-е
  •  

Позабыл я еще жену Лотову, а не велел ее Христос забывати: «поминайте, рече, жену Лотову» (Луки 31, ст. 12). Как же ю, Спасителю мой, поминати: панихиду ли за ню пети; или в ектениах ее поминати; Не ведаем, как ей имя. Поминайте жену Лотову: а для чего не Сарру, не Ревекку, не Есфирь, ни Иудиф; для чего не твоя любимыя ученицы: Магдалину, Марию и Марфу сестры Лазаревы; Все те и прочия изрядныя женщины минувши, Христос велит едину поминати жену Лотову: поминайте жену Лотову. Слушаем, Спасителю мой, твоего повеления: но что в той жене Лотовой особеннаго паче иных женщин; Буде тое, что столпом сланым, что солью стала: многия суть и ныне жены такия, которыя в первых сахаром мужу своему бывают, а потом солью. Не то велит Христос, Спаситель наш, в жене Лотовой поминати: но сие, яко изшедши из Содомы, и повеление Божие восприемши, не озиратися вспять: паки обратися вспять, паки обрати очеса своя и усердие свое к Содоме, и бысть столп слан.[1]

  — митрополит Стефан (Яворский), Проповеди, 1710-е
  •  

Налево площадь Эразмова, так называемая по бронзовой статуе известного ученого Эразма. Подойдем к оной ближе: несчастный Эразм, отягощенный толстою книгою, закутанный в священническую тех времен одежду, к бесславию художника похож более на соляной столб, нежели на монумент славе Эразмовой. — Рассказать ли вам что-нибудь об Эразме? Он родился здесь в Роттердаме в 1467 году, девяти лет он уже удивлял всех соотечественников своих…[2]

  — Николай Бестужев, «Записки о Голландии 1815 года», 1821
  •  

Если не идти вперёд, то остается жить, чтобы быть сытым, и они работают, воруют, чтобы только быть сытыми, больше нет ничего в их жизни, разве дети, но дети их скоро покинут и тоже пойдут по дороге в неизвестное. Старики… … это память о прошлом, верстовые столбы на дороге, люди, обращенные, как жена Лота, в соляные столбы за то, что оглянулись назад. Нельзя назад оглядываться, назади по дороге только следы прошедших, а решение впереди за горою…[3]

  — Михаил Пришвин, «Дневники», 1921
  •  

Монголы кричали: «Только не сворачивайте с тропинки!» Действительно, по бокам среди острых краев плит чернели ямы и сама тропинка была усеяна дырками, попав в которые животное легко могло сломать ногу. Кони шли особенно осторожно. Из верблюдов провалился на самой тропинке лишь один и с большими трудами был вытащен. Солончаковая пыль овеивала все место каким-то странным туманом, глубоко проникая в лёгкие. Ночью как бы вспыхивали какие-то красные огоньки. И ламы отказывались идти вперед, обращая наше внимание на какие-то случайные силуэты, которые оказывались не чем иным, как соляными столбами. Наутро соляные плиты постепенно перешли в белое порошковое отложение и сменились песками. Скоро показались кусты и высокая трава, которую жадно хватали наши изголодавшиеся животные. Вдали перед нами синели горы. Это было Нейджи, географическая граница Тибета, хотя пограничные посты встретились много позже.[4]

  — Николай Рерих, «Сердце Азии», 1929
  •  

Да, вчера прочла ― перечла ― почти всю книгу Ахматовой и ― старо, слабо. Часто (плохая и верная примета) совсем слабые концы; сходящие (и сводящие) на нет. Испорчено стихотворение о жене Лота. Нужно было дать либо себя ― ею, либо ее ― собою, но ― не двух (тогда была бы одна: она). Но сердце мое никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд. Такая строка (формула) должна была даться в именительном падеже, а не в винительном. И что значит: сердце мое никогда не забудет… ― кому до этого дело? ― важно, чтобы мы не забыли, в наших очах осталась ― Отдавшая жизнь за единственный взгляд… Этой строке должно было предшествовать видение: Та, бывшая!.. та, ставшая солью, отдавшая жизнь за единственный взгляд ― соляной столб, от которого мы остолбенели. Да, еще и важное: будь я ― ею, я бы эту последнюю книгу озаглавила: «Соляной столб». И жена Лота, и перекличка с Огненным (высокая вечная верность) в двух словах вся беда и судьба. Ну, ладно… Просто, был 1916 год, и у меня было безмерное сердце, и была Александровская Слобода, и была малина (чудная рифма ― Марина), и была книжка Ахматовой…

  — Марина Цветаева, Дневниковые записи: октябрь 1940 г.
  •  

«Москва под ударом» Белого: ― За сквером просером пылел тротуар… ― Там алашали… ― Пхамкал, и пхымкал… ― Протух в мерзи… ― Рукач и глупач… И так написана вся книга. Да, не оглядывайся назад ― превратишься в соляной столп! Не засматривайся в прошлое! Шестой (т. е. четвертый) час, ровно шумит дождь, сплошь серое небо уже слилось вдали с затуманенной долиной. И будто близки сумерки. Семь часов, за окнами уже сплошное, ровное серое, тихо и ровно шумит дождь. Уже надо было зажечь электричество.[5]

  — Иван Бунин, Дневники, 21 августа 1941 г.
  •  

Кстати о Твардовском. Один из лучших видов воспитанности ― крестьянская воспитанность. К сожалению, она проявляется лишь в таких важных и крайних случаях, как рождение или смерть. Все присутствующие на похоронах евреи, а их было большинство, находились в смятении, когда надо снять, а когда одеть шляпу, можно ли двигаться, или надо стоять в скорбном безмолвии. Твардовский же во всех своих действиях был безукоризнен. Он точно вовремя обнажил голову, он надел шапку как раз тогда, когда это надо было сделать. Он подошел к гробу, когда стоять на месте было бы равнодушием к покойнику, он без всякого напряжения сохранял неподвижность соляного столпа, когда по народной традиции должен пролететь тихий ангел. Он даже закурил уместно ― словно дав выход суровой мужской скорби. Когда комья земли стали уже неслышно падать в могилу, к ограде продрался Арий Давыдович и неловким, бабьим жестом запустил в могилу комком земли. Его неловкий жест на миг обрел значительность символа: последний комок грязи, брошенный в Платонова. Наглядевшись на эти самые пристойные, какие только могут быть похороны, я дал себе слово никогда не умирать…[6]

  — Юрий Нагибин, «Дневник», 1962
  •  

― Смотрю я на тебя и не понимаю: du bist ja so harmonisch! Если ты не перестанешь бояться воды, которая есть элемент, стихия, которая есть и в тебе, то вся твоя «гармония» нарушится, потому что она неустойчива; водобоязнь с годами, как всякая фобия, перерастет самое себя, и ты волей-неволей откормишь в себе дракона, который пожрет тебя и все твое равновесие. Не понимаю, как ты, которая не боишься жизни, боишься воды. Ты сама ― только вода и соль. Чего же ты боишься? Перестанешь бояться воды, и всё в тебе встанет на место. Это надо успеть сделать.
― Вода и соль? ― сказала я. ― Кажется, это сейчас устарело?
― Не слыхала об этом. Если ты в себе отрицаешь воду, то ты превращаешься постепенно в соляной столп.[7]

  — Нина Берберова, «Курсив мой», 1966
  •  

Когда человеку пятьдесят шесть и на вопрос о самочувствии он отвечает «хуже, чем вчера, но лучше, чем завтра», тащить в Арктику организм, не выслушав его аргументы, ― занятие легкомысленное. Врач, которого я выбрал в посредники, долго и озабоченно качал головой, но все-таки пришел к выводу, что у меня еще имеются некоторые шансы потоптать землю ― если я брошу курить, не буду волноваться, сидеть на диете, гулять, спать, поменьше работать, пить валерьянку, не превращаться в соляной столб при виде красивых женщин, принимать на ночь теплую ванну и глотать от семисот до тысячи таблеток в день. Один из своих рассказов Марк Твен заключил словами: «Так было дело. Кое-что, впрочем, я выдумал».[8]

  — Владимир Санин, «Не говори ты Арктике — прощай», 1987
  •  

Я люблю Москву за то, что не люблю ее ― больше ее, увы, любить не за что: лишь за то, что нет в ней памятных мест моего прошлого. Этот роман ― моя манипуляция с пространством, по которому тосковал Бродский: Сжимая пространство до образа мест, где я пресмыкался от боли… И от унижения, хотя это и есть главная боль ― самая невыносимая. Жизнь, которая звалась Ленинград, кончилась, и я ставлю ей фанерное надгробие и грошовую свечу. И ноги моей больше не будет на этой могиле ― клянусь честью! Я стою на мосту между прошлым и будущим, я не стану соляным столпом, как Лотова жена ― мне не на что оглядываться, но и смотреть вперед нет ни сил, ни желания. Пусть прервется моя колея, посадите меня в тюрьму, остановите, чёрт побери, время ― я не хочу умереть в стране киммерийцев! Кочевая кровь моих предков гонит мои стада на Запад, в страну Ханаан![9]

  — Владимир Соловьев, «Три еврея, или Утешение в слезах», 1998
  •  

Я запросто пойду в проститутки. Говорят, только надо найти хорошую мамку. У вас нет хорошей мамки, чтоб не обижала, чтоб медицина там и все такое? Я ― соляной столб. Я несчастная жена Лота, что оглянулась сдуру. ― Да не пугайтесь так. Я еще до этого не дошла. Иду, но не дошла. А квартира ваша подходит для другого. Мы у вас будем делать поминки. Больше не у кого… Я обошла всех.[10]

  — Галина Щербакова, «Ангел Мертвого озера», 2002
  •  

Зачем она мне, эта тюрьма? Мы шли дальше. Но мама, удерживая мое плечо, то и дело останавливалась, оглядывалась на здание с зарешеченными окошками, и взгляд ее при этом был тосклив и памятлив, будто бы она хотела выкинуть напрочь из сердца это угрюмое здание, но не могла: слишком прочно угнездилось оно там. Теперь, из нынешних дней, добавлю, что на это нельзя было оглядываться, лучше б обойтись. Но жизнь напоминала ей об этом снова и снова. Куда денешься от воспоминаний? И она всё оглядывалась, подобно библейской жене Лота, перед тем как та превратилась в соляной столп.[11]

  — Александр Рекемчук, «Мамонты», 2006

В художественной литературе[править]

  •  

Речь свою кончила она таким предложением, что я совершенно окаменел от удивления, смешанного с величайшим негодованием. Пришед в себя, перекрестился и прочитал: «Да воскреснет бог!» ― ибо я истинно думал, что попал в ад нечестия. Вышед из комнаты дрожащими ногами, схватил я походную суму свою и бросился бежать что есть силы, боясь, чтобы огнь небесный не попалил и меня вместе с беззаконными. Я не смел даже оглянуться, чтобы по примеру жены Лотовой не превратиться в соляной столб. С тех пор принял я твердое намерение не брать на себя должности наставника и вести жизнь сообразную с моею склонностию и правилами: держаться правды, не льстить, не изгибаться, презирать все лишнее и ни в ком не иметь нужды.[12]

  — Василий Нарежный, «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова», 1814
  •  

Мы поговорили за чаем о каких-то пустяках и разошлись. Я целых две недели ничего не делал. Ходил только в академию писать свою программу на ужаснейшую библейскую тему: обращение жены Лота в соляной столб. Все у меня уже было готово ― и Лот и домочадцы его, но столба придумать я никак не мог. Сделать что-нибудь вроде могильного памятника или просто статую Лотовой супруги из каменной соли? Жизнь шла вяло. Получил два письма от Сони.[13]

  — Всеволод Гаршин, «Надежда Николаевна», 1885
  •  

В таком-то роде шло воспитание со стороны родителей. Наряду с этим ученьем шло ученье и по книжкам; но все как-то урывками. Голова у Павлуши была свежа, а поэтому в короткое время, начиная с довольно глубокомысленных складо́в вроде фрю, хрю и пр., он достиг возможности рассказать св<ященную> историю вплоть до столпотворения вавилонского и во всех подробностях излагал, как жена Лота превратилась в соляной столб. Из арифметики знал, что счисление происходит от правой руки к левой, и с прописи выводил «Мудрость у разумного пред лицом, а глаза глупца ищут ее на конце света», или что-то в этом роде.[14]

  — Глеб Успенский, Из цикла «Очерки переходного времени», 1889
  •  

— Да как же… Пущать никого не велено, а вы, прости Господи, лезете в барские комнаты без всякого спросу.
— У тебя, дурака, спрашивать, что ли?.. Вот скажу Василию Герасимовичу, он тебя живо прогонит. Ишь, наглец какой!.. Нагулял себе толстую морду… Давно бы пора на цепь посадить, чтобы не кусался.
Швейцар даже оторопел от такого приветствия и вместо ответа заморгал глазами. Наверху перенял ее Кузьма Степанович. Козьма Медичис даже руки расставил, желая не пустить ее к барину, но она, повернувшись бочком, отодвинула его прочь и при этом посоветовала:
— Ты бы, старичок, в богадельню… давно тебе пора… И помирать-то скоро, а ты вот все в господских фраках щеголяешь. Казаков превратился в соляной столб.
— Вам что угодно, мадам? — остановил было ее в дверях кабинета лакей.
— Не тебя… Ишь, вытянулся!.. Фонарь бы тебе на голову, да на улицу поставить — и гори! И, уж не обращая на него внимания, она постучалась в дверь.[15]

  — Василий Немирович-Данченко, «Сластеновские миллионы», 1893
  •  

Эта Зоя способна заморозить всякий высокий порыв, веточка возмущена, но отступить она уже не может. Взяв Зою за руку, приблизив к ее уху свое разгоряченное лицо, Неточка шепчет:
― Я, Зоя… я… Я сочинила стихи, Зоя!
― Ну и что же? Этот вопрос способен превратить Неточку в соляной столб, в какой была превращена некогда жена библейского Лота. Ах, Боже мой! Вот этого она, конечно, никогда, никогда не ожидала. Нет, эта Зоя какое-то бесчувственное, холодное существо! Поэзии в ней столько же, сколько в гимназическом стороже Архипе. Ни чуточки поэзии…[16]

  — Лидия Чарская, «Тайна», 1908
  •  

Рыдания миссис Друк длились до тех пор, покуда блюдце в дрожащих ее руках не переполнялось свыше всякой меры. Молли тряслась всем телом, опуская в него язык, свернутый трубочкой. Но после двух-трех глотков она неистово фыркала, ощетинивалась и стрелой летела на кухню, прямо к лоханке, в надежде освежиться пресной водой. Увы! В мире, окружавшем миссис Друк, пресной воды не было. Влага, подвластная ее наблюдениям, оседала в желудке сталагмитами и сталактитами. Если б Молли знала библию, она могла бы сравнить свою хозяйку с женой Лота, превратившейся в соляной столб, заглядевшись на свое прошлое. Но Молли не знала библии и в одно прекрасное утро прыгнула в окно, оттуда на водосточную трубу, с трубы ― в чей-то цветочный горшок, с цветочного горшка ― кубарем по каменным выступам вниз, вниз, еще вниз, пока не вцепилась со всего размаху в пышную дамскую прическу из белокурых локонов, утыканных гребешками, шпильками и незабудками.[17]

  — Мариэтта Шагинян, «Месс-Менд, или Янки в Петрограде», 1924
  •  

«Отберут… Сейчас отберут…» Тогда, как пойманный в капкан звереныш, я взвизгнул. Я вынул маузер, большим пальцем вздернул предохранитель и нажал спуск. Четыре пары рук, державших меня, мгновенно разжались. Я вскочил на подоконник. Оттуда я успел разглядеть белые, будто ватные лица учеников, желтую плиту каменного пола, разбитую выстрелом, и превратившегося в библейский соляной столб застрявшего в дверях отца Геннадия. Не раздумывая, я спрыгнул с высоты второго этажа на клумбы ярко-красных георгин.[18]

  — Аркадий Гайдар, «Школа», 1929
  •  

— Побрезговал скотиной. А как потом каялся. Небось сами знаете, чем кончилось.
― Чем? ― полюбопытствовали из публики.
― Ладно, ― огрызнулась Устинья. ― Много будешь знать, скоро состаришься.
― Нет, так не годится. Ты скажи, чем, ― не унимался тот же голос.
― Чем да чем, репей неотвязчивый! В соляной столб обратился.
― Шалишь, кума! Это Лот. Лотова жена, ― раздались выкрики. Все засмеялись. Председатель призывал собрание к порядку.[19]

  — Борис Пастернак, «Доктор Живаго», 1945
  •  

«Вот и о попугайчиках не поговоришь…» Это было, конечно, эффектно: одним движением обрезать столько натянутых в разные стороны разноцветных ниточек их голосов и столько же прозрачных ленточек их движений! Это казалось невозможным ― так мгновенно, одновременно и поголовно замереть и замолчать. Попугайчики остановились во времени, не только в пространстве ― так казалось. Шок, летаргия, соляной столб, сомнамбула, седьмая печать… не знаю, с чем сравнить чистоту и абсолютность их остановки. Впрочем, и я ведь настолько не ожидал этого удара, что замер, как попугайчик. Господи! Мир! Чем мы лучше? Не так ли и мы замрем, когда очередной ангел снимет с книги очередную печать![20]

  — Андрей Битов, «Попугайчики», 1968
  •  

А ты свинья поверженная, полчервя, сама себя повредила еще лет в пять при первой догадке о смерти. Но почему-то время от времени, ни с того ни с сего краем глаза (тайком) ― уплывающую назад ловить степь-степь, и только это и нужно, хотя степь была всего один раз в глубоком детстве, и то за окнами поезда. В шесть утра встать, нет, даже в пять, все равно скомканный какой-то, торопливый сон и весь в слезах, в поту. И эти два удивительных часа предрассвета стоять в оцепенении посреди комнаты, не беспокоясь за нелепость поведения (никто не увидит, не надо объясняться торопливо, пугливо завираясь и путаясь), стоять соляным столбом под электрической лампочкой. Она так глупо, так зря светит, но выключить нету сил, шевельнуться невмочь. Стоять растопырясь, тихо дыша, стараясь не задевать собственного тела ― пусть оно, бедное, стоит, бедное, в свете ранней лампочки. Ну хоть кто-нибудь? Ну хоть кто-нибудь где-нибудь за меня? Да. Два этих удивительных часа за тебя. Они похожи на тебя саму, эти два часа.[21]

  — Нина Садур, «Немец», 1996
  •  

― Ее поймали гоблины при неудавшемся покушении на жизнь барона. Наёмницу держат в пыточной башне. Она еще жива. Вы должны успеть… Тяжелая дверь открылась без малейшего скрипа. Уродливые стражи у входа замерли соляными столбами, глядя сквозь нас стеклянными глазами. Мы торопились. Уже на бегу я хлопнул себя по бедру и вспомнил о мече. Помнится, Матвеич подсказывал, как быть в таких случаях. Достаточно позвать, и Меч Без Имени вернется.[22]

  — Андрей Белянин, «Свирепый ландграф», 1999
  •  

Говорил он тяжело, будто губы липучкой намазал. «Сначала отрежьте руки… одну ― Лиечку, другую ― Линочку… Тогда можно и жениться…» ― прохрипел Курбан. Он был мертвецки пьян.
Лия на правах родившейся на десять минут раньше схватила сестру за руку, и по щербатой мостовой застучали модные каблучки. Они бежали, не оглядываясь, словно боялись обратиться в соляные столбы. Больше они не гуляли по родной бандитской колыбельке ― городку детства.[23]

  — Дарья Симонова, «Курбан», 2002
  •  

Всходит луна. Светом огромный воздух заливает ландшафт, как софиты футбольное поле перед кубковым матчем Армагеддона. Серп моря внизу цвета медного купороса, цвета арака. Мы взбираемся на заветный пригорок, где искрящийся столб: жена Лота. Говорит рабби Биньямин: “Хотя протекающие мимо стада и облизывают этот столб, но соль вновь нарастает до прежней формы”. Я встаю на четвереньки, и язык мой немеет ослепительной белизной, прощеньем. И вот пробуждение. Ржавый баркас.[24]

  — Александр Иличевский, Из книги «Ослиная челюсть», 2008

В поэзии[править]

  •  

Красный бант в волосах!
Красный бант в волосах!
А мой друг дорогой ―
Часовой на часах.
Он под ветром холодным,
Под холодной луной,
У палатки походной ―
Что столб соляной.
Подкрадусь к нему тихо ―
Зычно крикнет: ― “Пароль! ” ―
Это я! ― Проходѝ-ка,
Здесь спит мой Король![25]

  — Марина Цветаева, «Красный бант в волосах…», 10 октября 1918
  •  

В соединении ― строенье,
Великий подвиг бытия.
К работе бодрой станьте, звенья
Союзов дружеских куя.
Назад зовущим дети Лота
Напомнят горькой соли столп.
Нас ждет великая работа
И праздник озаренных толп.
И наше новое витийство,
Свободы гордость и оплот,
Не на коварное убийство,
На подвиг творческий зовет.[26]

  — Фёдор Сологуб, «Тяжелый и разящий молот…», 15 марта 1917
  •  

Приклонись ко мне, Царица, ушком,
Цену сам тебе скажу шепотком.
Помертвела ровно столб соляной,
Д’как сорвется, д’как взовьется струной,
Как плевком ему да вызвездит лоб!..
«Хам! Охальник! Худородный холоп!
Целовать тебя ― повешусь допрежь!»
Старикашка ничего, вытер плешь…[25]

  — Марина Цветаева, «Ночь первая» (из цикла «Царь-девица»), 1920

Источники[править]

  1. 1 2 3 митрополит Стефан (Яворский). Проповеди. Сочинения. — Саратов, Издательство «Научная книга», 2014 г.
  2. Н. А. Бестужев. Избранная проза. — М.: «Советская Россия», 1983 г.
  3. Пришвин М.М. «Дневники. 1920-1922». ― Москва: Московский рабочий, 1995 г.
  4. Н. К. Рерих. Сердце Азии. ― Нью-Йорк: Алатас, 1929 г.
  5. И. Бунин. Полное собрание сочинений в 13 томах. — М.: Воскресенье, 2006 г. — Т. 1. Стихотворения (1888—1911); Рассказы (1892—1901). — С. 455-456
  6. Юрий Нагибин, Дневник. — М.: «Книжный сад», 1996 г.
  7. Берберова Н. «Курсив мой». Автобиография. — М., 1996 г.
  8. Санин В.М. «Не говори ты Арктике — прощай». — Москва, «Советский писатель», 1989 г.
  9. Владимир Соловьев. «Три еврея, или Утешение в слезах». Роман с эпиграфами. — М.: Захаров, 2002 г. — 336 с.
  10. Галина Щербакова. «Ангел Мёртвого озера». — М.: «Новый Мир», №7, 2002 г.
  11. Рекемчук А. Е.. «Мамонты». — М.: МИК, 2006 г.
  12. В. Т. Нарежный, Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. — М.: «Художественная литература», 1983 г.
  13. В. М. Гаршин. Сочинения. — Москва.: «Художественная литература», 1983 г.
  14. Успенский Г.И. Собрание сочинений в девяти томах. Том 8. — Москва, ГИХЛ, 1957 г.
  15. В. В. Немирович-Данченко. «Цари биржи». — СПб: ООО «Полиграф», 2013 г.
  16. Лидия Чарская, Полное собрание сочинений. том 24. — Приход храма сошествия Святаго Духа, «Русская миссия», 2007 г.
  17. Мариэтта Шагинян, «Месс-менд». — М.: Правда, 1988 г.
  18. А. Гайдар. Собрание сочинений в трёх томах. Том 2. — М.: изд. «Правда», 1986 г.
  19. Борис Пастернак. Доктор Живаго. — М.: «Художественная литература», 1990 г.
  20. Битов А.Г. «Неизбежность ненаписанного». — Москва, «Вагриус», 1998 г.
  21. Нина Садур. «Чудесные знаки». ― М.: Вагриус, 2000 г.
  22. Андрей Белянин. Свирепый ландграф. — М.: «Армада», «Альфа-книга», 1999 г.
  23. Д. В. Симонова. Половецкие пляски. — Москва, «Вагриус», 2002 г.
  24. Александр Иличевский, Из книги «Ослиная челюсть». — Екатеринбург: «Урал», №10, 2008 г.
  25. 1 2 М.И. Цветаева. Собрание сочинений: в 7 томах. — М.: Эллис Лак, 1994-1995 г.
  26. Ф. Сологуб. Собрание стихотворений в 8 томах. — М.: Навьи Чары, 2002 г.
  27. А.П. Межиров, «Артиллерия бьёт по своим» (избранное). — Москва, «Зебра», 2006 г.

См. также[править]

  • Жена Лота
  • Колосс на глиняных ногах
  • Суета сует
  • Столбняк
  • Мене, мене, текел, упарсин
  • Выдавливает из себя по каплям раба
  • Дерево жизни
  • Дуба дать
  • Геркулесовы столбы
  • Соляная кислота
  • Каменная соль
  • Столбы

На букву С Со слова «соляной»

Фраза «соляной столб»

Фраза состоит из двух слов и 12 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «соляной»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео СИЛЬНАЯ ЧИСТКА..СОЛЯНОЙ СТОЛБ...ДЛЯ ВСЕХ... (автор: ВЕДЬМИНА ИЗБА)10:57

СИЛЬНАЯ ЧИСТКА..СОЛЯНОЙ СТОЛБ…ДЛЯ ВСЕХ…

Видео Х/ф "Содом и Гоморра" (автор: Православные фильмы)23:00

Х/ф «Содом и Гоморра»

Видео СОДОМ и жена Лота - SODOM and Lot's wife - 4*4 - off road - סדום ואשיתו של לוט (автор: Vasiliy Sad)06:16

СОДОМ и жена Лота — SODOM and Lot’s wife — 4*4 — off road — סדום ואשיתו של לוט

Видео СИЛЬНАЯ ЧИСТКА "СОЛЕНОЙ СТОЛБ". ДЛЯ ВСЕХ (автор: ДАРЫ ОТ ИНГИ ХОСРОЕВОЙ)10:57

СИЛЬНАЯ ЧИСТКА «СОЛЕНОЙ СТОЛБ». ДЛЯ ВСЕХ

Видео КАК "ЛОЖАТСЯ" "ПОРЧИ" ИНГИ ХОСРОЕВОЙ (автор: АЛИСА ЛИСА)14:05

КАК «ЛОЖАТСЯ» «ПОРЧИ» ИНГИ ХОСРОЕВОЙ

Видео СИЛЬНАЯ ЧИСТКА СОЛЕНОЙ СТОЛБ. ДЛЯ ВСЕХ (автор: Уроки магии. Инга Хосроева)10:56

СИЛЬНАЯ ЧИСТКА СОЛЕНОЙ СТОЛБ. ДЛЯ ВСЕХ

Синонимы к фразе «соляной столб»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + бровью не повёл −
  • + в соляной столб −
  • + в трёх шагах −
  • + восковых фигур −
  • + впасть в оцепенение −
  • + впасть в ступор −
  • + двигаться с места −
  • + замолчать на полуслове −
  • + как громом поражённый −
  • + не зная, что предпринять −
  • + не отрывая взгляд −
  • + не произносить ни слова −
  • + немая сцена −
  • + немой ужас −
  • + ни жив ни мёртв −
  • + обратиться в соляной столп −
  • + отвисшая челюсть −
  • + полное изумление −
  • + попятиться назад −
  • + потерял дар речи −
  • + превратиться в соляной столб −
  • + превратиться в соляной столп −
  • + разъярённая фурия −
  • + с открытым ртом −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «соляной столб» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

блотс йонялос 😀

Написание фразы «соляной столб» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в латинской🇬🇧 solyanoy stolb

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--i1adgcco4h xn--90atilf

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

cjkzyjqcnjk,

Написание фразы «соляной столб» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠎⠕⠇⠫⠝⠕⠯⠀⠎⠞⠕⠇⠃

Передача фразы «соляной столб» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ ⋅ ⋅ – – – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – – ⋅ – – – ⋅ – – – ⋅ ⋅ ⋅ – – – – ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅

Произношение фразы «соляной столб» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «соляной столб» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

egäwagdergäh

Остальные фразы со слова «соляной»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • соляной бунт
  • соляной городок
  • соляной круг
  • соляной купол
  • соляной налог
  • соляной переулок
  • соляной поход
  • соляной пруд
  • соляной раствор
  • соляной столп

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@bauyt 06.01.2020 13:52

Что значит фраза «соляной столб»? Как это понять?..

Ответить

@eugbnmx 04.09.2022 08:38

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

«Что ты стоишь соляным столбом?!» Это гневное восклицание давно и прочно закрепилось в речи многих. Откуда пришло словосочетание «соляной столб»? Из Библии. И сегодня мы вспомним эту библейскую притчу. Ответим на вопрос о том, за что Господь покарал жену Лота. И попутно узнаем, может ли человек стать соляным столбом.

Немного реальной истории

На побережье Мертвого моря находится гора. Она простирается на несколько километров над ним. И называется эта гора Содом. Это символ города, уничтоженного Господом несколько тысяч лет назад.

Как мы помним, Содом и Гоморра — два древних города. О них упоминается в Библии. Жители этих городов больше походили на скот, нежели на людей. Разумеется, своим поведением, а не внешним видом. Они погрязли в распутстве и бесстыдстве. В Содоме и Гоморре процветали интимные связи между мужчинами. Степень разврата была настолько велика, что Господь решил стереть эти города с лица земли.

Известно, что сейчас на дне Мертвого моря находятся руины этих городов. А упомянутая гора всего лишь носит название одного из них.

На горе очень много соляных столбов. И один из них напоминает женскую фигуру, облаченную в плащ. Этот столб так и называется — «Жена Лота». Конечно, это не та самая женщина. Хотя бы потому, что столб достигает в высоту 12 метров. Но задуматься кое над чем сей феномен заставляет.

Гора и столб

Обратимся к Библии

Давайте вспомним притчу о превращении в соляной столб супруги Лота. Как уже говорилось выше, Господь решил уничтожить Содом и Гоморру. Авраам, дядя Лота, пытался спасти жителей, прося Бога о помиловании городов. И Господь согласился, если в них сыщется хотя бы десять праведников.

Таковых не нашлось. Тогда Бог при помощи ангелов предупредил праведного Лота о грядущем наказании городов. Лоту было сказано, чтобы он уходил. И не оборачивался назад.

Сам праведник, две его дочери и супруга покинули Содом. Но жена Лотова не выдержала. Она оглянулась назад. И тотчас превратилась жена Лота в соляной столб.

Почему это произошло? И почему Господь запретил праведнику и его близким оглядываться? Давайте разбираться.

наказание содома

Уходя — уходи

Супруга праведного Лота обратилась в соляной столб. Почему? За что?

Дело в том, что когда ангелы выводили семейство из города, один из них велел не оглядываться назад: «Спасай душу свою, не оглядывайся назад». То есть Лоту и его близким была дана испытательная заповедь, чтобы прояснить, привязаны ли они к Содому или нет. Лот и дочери его шли вперед не оглядываясь. А супруга праведника заповедь, данную ангелом, нарушила. Ей захотелось проститься с городом. И женщина обернулась, кинув на него прощальный взгляд. И застыла навеки, став соляным столбом…

Выходит, что мать семейства испытывала сочувствие. Спрашивается — к кому? К разращенным людям, погрязшим в собственных грехах? К тем, кого сам Господь не пожалел и уничтожил? Где сочувствие — там привязанность. Душа жены Лота оставалась в городе, она была привязана к Содому.

Даже сейчас, в наши дни, мы говорим: не оглядывайся назад. Почему? Потому что прошлое мешает настоящему. Оно мешает двигаться вперед, притягивая человека к себе. И человек остается привязан к тому, что прошло. Живет, по сути, иллюзиями. А этого делать нельзя. Где есть привязка к прошлому, там нет развития и трезвого ощущения себя здесь и сейчас.

У верующего человека не должно быть прошлого и будущего. В монашествующих кругах говорят, что вчера прошло, а завтра еще не наступило. Есть сегодня? Вот и живи сегодняшним днем.

Побег Лота

Что говорит наука?

Реально ли превращение человека в соляной столб? Тридцать лет назад, в 1988 году, американский ученый доказал, что это реально. Жену Лота убил парниковый эффект. Причем произошло это мгновенно.

Как все происходило? От огня, уничтожающего Содом, шел очень сильный поток горячего воздуха. И содержание углекислого газа в нем просто зашкаливало. Произошло соединение кальция с углекислым газом. И супруга Лота превратилась в соляной столб. Фактически он представляет собой результат мгновенной кристаллизации кальцитов.

Из Библии нам известно, что на город сошел огонь и сера. И тут тоже слегка непонятно. Как так? С неба огонь сошел… В наше время, учитывая определенные виды оружия, это еще реально. Но мы-то говорим о древних людях.

Наука дает объяснение данному факту. Дело в том, что Содом и Гоморра находились на стыке тектонических плит. Произошло мощное землетрясение, плиты разошлись. А под ними находились «запасы» метана. Он обладал способностью вырываться столбами из-под земли. Соответственно, при разломе коры метан просто «взлетел» вверх. И получился смертоносный фейерверк. Кстати, серные шары — последствия его — и по сей день можно обнаружить на территории, где когда-то находились погибшие города.

Лот с дочерьми

Заключение

В статье мы вспомнили притчу из Библии о соляном столбе, которым стала супруга Лота. Выяснили, почему ее постигла такая участь. И наконец, обсудили, возможно ли, с научной точки зрения, такое превращение. Оно реально, как выяснилось. Что еще раз доказывает истинность Библии и учения Иисуса Христа.

Соляной или солевой как правильно?

В словарях русского языка есть два слова-синонима: соляной и солевой. Разницы в значении этих слова нет, но традиционно они употребляются с разными существительными.

Правильно

Соляной – связанный с существительным «соль», содержащий соль или свойственный соли. Пишется с одной буквой «н». Образовано от существительного «соль» с помощью суффикса «ян». Согласно правилам в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса «ян», пишем одну букву «н». Устоявшиеся словосочетания: соляной пласт, соляная комната, соляная кислота, соляной аккумулятор и др.
В соляной комнате очень сухой воздух.
Парень не двигался, стоял как соляной столб.
На большой глубине располагается соляной пласт. 

Солевой — то же, что и «соляной», а также связанный с добычей соли, с отложениями или действием соли. Устоявшиеся словосочетания: солевой раствор, солевой диатез, солевой компресс, солевой массаж и др.
Инна ходила на солевой массаж в санатории. 
Я использую солевой ингалятор каждый день.
Солевой раствор для носа стоит недорого. 

Неправильно

Солянной, соливой.

Соляной столп (столб; англ. pillar of salt):

  • Соляной столп (др.-евр. ‏נציב מלּח‏‎) — по библейской Книге Бытия то, во что превратилась жена Лота при бегстве из Содома, когда ослушалась ангельского запрета и оглянулась назад (Быт. 19:17—26).
  • «Соляной столп» (фр. La statue de sel; 1953) — первый роман французского писателя Альбера Мемми.

См. также

  • Тел-Мелах (Tel Melach; «соляной столп»; Езд. 2:59) — место в Вавилоне, из которого пленные иудеи возвратились в отечество.
  • Облачный и огненный столпы в Библии.


Эта страница в последний раз была отредактирована 6 марта 2018 в 12:51.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется соляная шахта
  • Как пишется соляная кислота формула
  • Как пишется солями или салями
  • Как пишется соль малой октавы
  • Как пишется соль илецк правильно