Как пишется струны гитары

ноты на грифе

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Как выучить ноты на гитаре?
  • 3 Для чего мне учить расположение нот на грифе?
  • 4 Необходимые базовые знания
    • 4.1 Обозначение нот
    • 4.2 Ноты на открытых струнах
    • 4.3 Что означает Диез и Бемоль
    • 4.4 Где не используются Бемоли и Диезы
    • 4.5 Что такое натуральный ряд
  • 5 Таблица нот для гитары
  • 6 Пошаговое изучение расположения нот на гитаре
    • 6.1 День первый. Учим ноты на шестой струне
    • 6.2 День второй. Учим ноты на пятой струне
    • 6.3 День третий. Учим ноты на четвертой струне
    • 6.4 День четвертый. Учим ноты на третьей струне
    • 6.5 День пятый. Учим ноты на второй струне
    • 6.6 День шестой. Учим ноты на первой струне
    • 6.7 День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот
    • 6.8 День восьмой. Все ноты на пятом ладу
    • 6.9 День девятый. Все ноты на десятом ладу
    • 6.10 День десятый. Запоминаем все ноты A
    • 6.11 День одиннадцатый. Запоминаем все ноты B
    • 6.12 День двенадцатый. Запоминаем все ноты С
    • 6.13 День тринадцатый. Запоминаем все ноты D
    • 6.14 День четырнадцатый. Запоминаем всем ноты E
    • 6.15 День пятнадцатый. Запоминаем все ноты F
    • 6.16 День шестнадцатый. Запоминаем все ноты G
  • 7 Ноты на грифе гитары. Таблицы для скачивания. Шпаргалки.
  • 8 Стоит ли использовать наклейки с нотами на грифе гитары?
  • 9 Несколько полезных советов

Как выучить ноты на гитаре?

Существует довольно много способов сделать это, однако самый простой – просто зазубрить и запомнить их, используя некоторые упрощающие меры. Иначе процесс может сильно затянуться, что значительно приостановит ваше музыкальное развитие. Эта статья как раз и посвящена систематизации обучения нотам на гитаре, а также содержит в себе несколько простых шагов, которые помогут в этом.

Для чего мне учить расположение нот на грифе?

Для чего мне учить расположение нот на грифеОтвет на это такой же, как и на вопрос – зачем вообще учить ноты? Вся музыка состоит из них, как язык состоит из букв, поэтому без знания нот вы просто не сможете придумывать действительно интересные и сложные композиции. Конечно, вы будете способны учить любые композиции по аккордам, однако импровизировать, сочинять красивые соло, придумывать интересные последовательности аккордов – совершенно точно нет. Вы не будете знать, когда надо играть ту или иную ноту, или вообще где находится нужный звук. Знание того, где на грифе находится нота – а еще лучше то, как она звучит – позволит свободно играть на гитаре произведения любого уровня сложности.

Необходимые базовые знания

Обозначение нот

На письме они помечаются буквами латинского алфавита от A до G. Соответственно их значения выглядят так:

  • A — ля;
  • B — си (иногда может обозначаться как H);
  • C -до;
  • D — ре;
  • E — ми;
  • F — фа;
  • G — соль.

В последующем руководстве мы будем использовать именно такие пометки для вашего удобства.

Ноты на открытых струнах

Ноты на открытых струнахВ стандартном строе открытые струны на гитаре состроены в кварту друг к другу, кроме третьей и второй – они строят в большую терцию. Благодаря этому аккорды зажимаются гораздо проще, это позволяет значительно упростить изучение гамм и боксов пентатоник. Ноты на открытых струнах выстроены в следующем порядке с первой по шестую – E B G D A E. Это называется «стандартный строй». Стоит сказать то, что почти все популярные строи, не сильно меняют его структуру, а иногда просто опускают ноты, сохраняя техническую последовательность.

Что означает Диез и Бемоль

бемольВ современной музыкальной теории мало кто использует оба эти понятия – скорее это свойственно ученикам музыкальных школ, которые изучали классическую теорию. В целом, между этими понятиями можно условно поставить знак равенства, потому что диезы и бемоли означают «промежуточные» – то есть, полутона, или же черные клавиши на фортепиано. Например, после ноты C идет не D, а Db – Ре-бемоль, или же C#. Собственно, в классических учебниках указывается, что Бемоль пишется, когда мы идем по гамме вниз, а Диез – вверх. Однако этот момент можно опустить, и называть промежуточные ноты так, как удобно вам – понятия все равно обозначают одно и то же.

Где не используются Бемоли и Диезы

Ровно в двух тональностях – Ля-миноре и До-мажоре. В остальных ситуациях они активно используются всеми без исключения музыкантами.

Кроме того, бемоли и диезы отсутствуют между нотами E и F, а также B и C. Они находятся на расстоянии полутона друг от друга. Обязательно запомните это – данный аспект довольно важен при импровизации.

Что такое натуральный ряд

Натуральным рядом по факту называется обычная гамма без повышения и понижения ступеней. В ней все ноты идут последовательно друг за другом в классическом мажорном или минорном порядке. Этот порядок очень важно знать для импровизации на гитаре, поскольку именно на нем она и строится.

Читать также: Как поменять струны на акустической гитаре

Таблица нот для гитары

Перед тем, как приступать непосредственно к запоминанию нот, взгляните на эту таблицу, на которой они обозначены вплоть до 12го лада. Почему до 12го? Потому что это целая октава, и после него ноты повторяются в том же самом порядке, как будто начинаются с нулевого. В данном случае нулевым ладом служит двенадцатый.

ноты на грифе гитары 1

Пошаговое изучение расположения нот на гитаре

День первый. Учим ноты на шестой струне

Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:

ноты на грифе гитары 2

День второй. Учим ноты на пятой струне

Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.

ноты на грифе гитары 3

День третий. Учим ноты на четвертой струне

Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие

ноты на грифе гитары 4

День четвертый. Учим ноты на третьей струне

В стандарте это выглядит так

ноты на грифе гитары 5

День пятый. Учим ноты на второй струне

В стандартном строе это выглядит так

ноты на грифе гитары 6

День шестой. Учим ноты на первой струне

Для стандартного строя разметка следующая

ноты на грифе гитары 7

Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.

День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот

Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:

  1. Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
  2. Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.

Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе. Это очень важно в таком вопросе, как играть соло, поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место.

Подробно про построение октав с примерами в статье Октавы на гитаре

День восьмой. Все ноты на пятом ладу

В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.

ноты на грифе гитары 8

День девятый. Все ноты на десятом ладу

То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.

ноты на грифе гитары 9

День десятый. Запоминаем все ноты A

В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах

ноты на грифе гитары 10

День одиннадцатый. Запоминаем все ноты B

Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах

ноты на грифе гитары 11

День двенадцатый. Запоминаем все ноты С

В стандарте нота C находится на этих ладах

ноты на грифе гитары 12

День тринадцатый. Запоминаем все ноты D

Эту ноту прозвучивают эти лады

ноты на грифе гитары 13

День четырнадцатый. Запоминаем всем ноты E

Данную ноту обозначают эти лады

ноты на грифе гитары 14

День пятнадцатый. Запоминаем все ноты F

Эта нота находится на следующих ладах

ноты на грифе гитары 15

День шестнадцатый. Запоминаем все ноты G

Она находится на этих ладах

ноты на грифе гитары 16

Ноты на грифе гитары. Таблицы для скачивания. Шпаргалки.

Для того, чтобы вам было легче учиться, ниже представлен небольшой сборник файлов-шпаргалок с указанными на грифе нотами. Это сделает процесс обучения еще проще.

  1. Удобная таблица от сайта Pereborom.ru — Скачать (292 Kb)
  2. Таблица #2 — Скачать (280 Kb)
  3. Таблица #3 — Скачать (344 Kb)
  4. Таблица #4 — Скачать (27 Kb)

Изображения откроются в новом окне, после вы сможете сохранить их себе на компьютер.

Стоит ли использовать наклейки с нотами на грифе гитары?

Однозначно – да, но только поначалу. Таким образом, вам действительно будет проще запомнить, где находится какая нота. Однако не стоит цепляться за них – постепенно убирайте их с грифа и старайтесь запоминать ноты без них.

наклейки с нотами на грифе гитары

Несколько полезных советов

  1. Как уже было сказано выше – используйте стикеры на гриф, чтобы запомнить нужные ноты;
  2. Тренируйте слух – учитесь не только запоминать расположение нот на грифе, но и то, как они звучат, чтобы быстро находить нужную интонацию по звуку;
  3. Находите все интервалы по всему грифу – это очень поможет в игре в дальнейшем;
  4. Запоминайте, из каких нот, и каким образом строятся аккорды, чтобы потом без труда ставить их в любом месте грифа;
  5. Узнайте, по какому принципу строятся мажорные и минорные гаммы, и пытайтесь строить их от уже запомнившихся нот в любом месте грифа.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

На чтение 7 мин Просмотров 2.6к. Опубликовано 20.04.2022

Для правильной настройки гитары, нужно знать названия и обозначения струн на гитаре. Также, это знание помогает понять логику построения аккордов. Обозначение струн строится из названий нот, которые они издают.

Содержание

  1. Открытые струны на гитаре
  2. Названия струн на гитаре
  3. Первая открытая струна
  4. Вторая струна на гитаре
  5. Третья струна на гитаре
  6. Четвертая открытая струна
  7. Пятая струна гитары
  8. Шестая струна гитары
  9. Как строятся аккорды от тоники
  10. Чтение табулатур
  11. Настройка в стандартный или альтернативный строй
  12. Запоминание нот на гитаре
  13. Открытые струны в пониженных и альтернативных строях
  14. Аккорды на открытых струнах

Открытые струны на гитаре

Открытая струна – струна, звучащая без зажатия ноты на грифе. Все шесть струн классической гитары в совокупности объединены в строй. Гитара может иметь разный строй, в зависимости от предпочтений музыканта. На классической шестиструнной гитаре чаще всего используется стандартный (классический) строй: EBGDAE. На основе буквенных обозначений и происходят называния струн.

Названия струн на гитаре

названия струн на гитаре

Струны на гитаре имеют следующие названия:

E – «ми» первая струна;

B – «си» вторая струна;

G – «соль» третья струна;

D – «ре» четвертая струна;

A – «ля» пятая струна;

E – «ми» басовая шестая струна.

Нумерация струн идет снизу, то есть первая струна имеет номер один и она самая тонкая, шестая самая толстая, имеющая обмотку, которая дает низкое звучание. Шестая струна имеет такое же буквенное название как у первой, но они отличаются тем, что нота ми звучит в разных регистрах. Все 6 струн имеют высоту звучания, соответствующую названию струны.

Первая открытая струна

Как уже говорилось выше, это самая тонкая струна, первая снизу. Звучание соответствует ноте «ми» 1-ой октавы. Отсюда ее обозначение – E.

Вторая струна на гитаре

Струна B звучит как «си» малой октавы.

Третья струна на гитаре

Это струна ощутимо толще, чем первые две. Поэтому в открытой позиции у нее звук ниже. Обозначение струны – G, звучит как нота «соль» малой октавы.

Четвертая открытая струна

Следующая струна – D. Она, соответственно, дает звучание ноты «ре» малой октавы. В некоторых аккордах звучание струны выступает как бас, как в открытой позиции, так и зажатой на каком-либо ладу.

Пятая струна гитары

Пятая снизу, или вторая сверху струна. Ее название – A, звучит как нота «ля» большой октавы. Также, часто выступает в роли басовой струны.

Шестая струна гитары

Так же, как и первая струна, она называется E. Но звучит она на две октавы ниже, чем первая струна, то есть дает звук «ми» большой октавы.

Как строятся аккорды от тоники

Все аккорды основываются на тонике. Знание о названиях струн облегчает построение аккордов. Ведь зная, какую ноты издает открытая струна, можно быстро найти другие ноты аккорда.

Для того, чтобы построить аккорд от тоники, нужно понять, какие интервалы находятся между нотами аккорда. Сначала берется вторая нота аккорда, учитывая интервал между ней и тоникой. Затем зажимается вторая нота аккорда, в зависимости от того, какой интервал уже между ними. Такой способ построения прост в понимании и применении в игре.

Также, следует запомнить так называемые формулы построения аккордов:

Тоника (Т) + большая терция (Б3) + малая терция (М3) = мажорное трезвучие;

Т + М3 + Б3 = минорное трезвучие;

Т + Б3 + М3 + малая септима (М7) (от тоники) = септаккорд мажорный;

Т + М3 + Б3 + Б7 (от тоники) = минорный септаккорд.

Т + Б3 + М3 + любой интервал = расширенный мажорный аккорд;

Т + М3 + Б3 + любой интервал = расширенный минорный аккорд.

человек с гитарой

Чтение табулатур

Табулатуры представляют из себя своего рода нотный стан: горизонтальными линиями обозначены струны, вертикальными – лады. В табулатурах аккордов показана схема, в которой указано, на каком ладу зажимать струны. Есть табулатуры, в который на определенной струне указана цифра – лад, который нужно зажать на этой струне.

Не во всех табулатурах прописано, что должна звучать открытая струна. Это подтверждение того, что с выученными струнами начинающему гитаристу будет легче понять запись табулатур.

Настройка в стандартный или альтернативный строй

Выше упоминалось о том, что строй гитары может быть не только стандартным. При альтернативном строе могут измениться названия струн, так как меняется их звучание в открытой позиции. Новичкам рекомендуется начинать изучение со стандартного строя шестиструнной гитары.

Стандартная настройка гитары: E (первая октава), B, G, D, A, E (большая октава).

стандартный строй гитары

Альтернативные строи так или иначе основаны на стандартной настройке. Например, строй drop D почти полностью идентичен стандартному. У них лишь одно отличие — шестая струна в drop d понижена на 1 тон, то есть.

Настройка гитары как в стандартный, так и в альтернативный строй осуществляется одинаково. С помощью камертона, тюнера или на слух настраивается каждая струна. После настройки каждой струны рекомендуется сыграть все шесть струн одновременно и послушать, «строят» ли они между собой и правильно ли звучат. Также, можно взять любой аккорд и на слух определить, хорошо ли он звучит. Если у начинающего гитариста наблюдаются проблемы с гармоническим слухом, то рекомендуется настраивать гитару через электронный камертон (или тюнер).

Принципы настройки применимы и к классической акустической гитаре, и к электрогитаре.

Запоминание нот на гитаре

Зная название открытых струн, легко запомнить и выучить остальные ноты. Если двигаться постепенно по ладам от первого лада к последнему, то будут звучать ноты последовательно. То есть, если в открытой позиции берем первую струну E, на первом зажатом ладу это будет нота F, на втором – F#, на третьем G и т.д. Соответственно, чем ближе к деке, тем выше звучит струна. От первого до двенадцатого лада расположены ноты одной октавы. После 12-го лада начинается новая октава. В ней ноты расположены в том же порядке, только выше на октаву.

Новичкам рекомендуется начинать заучивание нот с шестой струны. Сначала необходимо запомнить расположение нот только на этой струне. Далее приступать к запоминанию нот на пятой струне и .т.д.

После того, как ноты выучены, следует обучиться навыку быстро находить нужные ноты. Для этого существуют определенные методы. Например, если найти быстро ноту, которая звучит в октаву к открытой предыдущей. Такая нота находится на 7-ом ладу. Еще один метод: зажать пятый лад на 6-ой струне и седьмой лад на 4-ой струне – получится звучание в октаву. Это применимо только к струнам с четвертой по шестую.

Нужно еще обратить внимание на то, что на пятом ладу (в стандартном строе) все ноты звучат без диезов и бемолей. Такой же принцип работает и на десятом ладу. Это тоже может помочь быстро найти нужные ноты.

обучение на гитаре

После того, как ноты выучены на каждой струне и освоены принципы, описанные выше, можно поупражняться и играть в разном темпе, допустим ноту «ля» на всех ладах гитарного грифа.

Знание расположений нот помогает гитаристам быстро находить нужные ноты и строить аккорды. Это обеспечивает качественную игру, а также умение импровизировать и сочинять собственные композиции.

Открытые струны в пониженных и альтернативных строях

Струны в открытой позиции, в зависимости от строя, звучат иначе, чем в стандартном строе гитары. Так как любой строй основан на стандартном,  струны могут быть понижены или повышены на 1 – 2 тона. Отсюда может изменить и название струн на гитаре с пониженным или альтернативным строем.

Аккорды на открытых струнах

К таким можно отнести все аккорды для начинающих. Они просты в построении и находятся на первых 3-х ладах. К самым простым таким аккордам можно отнести: Am, A, Dm, D, Em, E, C, G.

Аккорд AmАккорд AАккорд Am7Аккорд A7Аккорд B7Аккорд C Аккорд C7Аккорд D Аккорд Dm Аккорд D7Аккорд Dm7Аккорд E Аккорд Em Аккорд E7 Аккорд Em7Аккорд G Аккорд G7

Струны для гитары

Название струн на гитаре

Название струн на гитаре

Содержание

  1. Обычные наименования
  2. Буквенные обозначения
  3. Дополнительные струны

Для того чтобы правильно настроить гитару, а также понимать построение аккордов, необходимо знать, как называется каждая из струн, расположенных на ней. Название состоит из сочетания определённых букв и цифр. Статья расскажет о том, какие бывают наименования гитарных струн, и что означает каждый символ в названии.

Обычные наименования

Расположение и нумерация открытых струн на классической 6-струнной гитаре начинается снизу вверх – от самой тонкой до самой толстой. Каждая из них на порядок отличается от остальных по звучанию, например, самый тонкий звук имеет первая струна (нижняя), а самый низкий – шестая (расположена сверху). Она считается басовой и отличается от других тем, что за счёт толстой металлической обмотки имеет самую низкую тональность. Помимо номеров, каждая струна имеет стандартное обозначение. Обычное название струн на гитаре следующее (в последовательности от первой к шестой):

  • нижняя – ми;
  • вторая снизу – си (к слову, она единственная, которая должна звучать на полтона выше остальных);
  • третья по счёту имеет название соль;
  • четвёртая – ре;
  • предпоследняя называется ля;
  • басовая (шестая) – ми.

Можно заметить, что первая и шестая струны имеют сходное название, однако не стоит считать, что и звучание у них сходное. Диапазон между ними – целых 2 (+1,5 в зависимости от настройки) октавы, поэтому, кроме наименования, сходства между ними нет.

Буквенные обозначения

Помимо вышеуказанных названий, главные элементы классической гитары обозначаются ещё и буквами. Для этого используются начальные символы латинского алфавита. Присваиваются они гитарным струнам в следующей последовательности:

  • самая тонкая нижняя струна (ми) обозначается буквой Е;
  • вторая (си) имеет буквенное обозначение B;
  • следующая (соль) – G;
  • четвёртой снизу струне со звучанием ре присвоена буква D;
  • ля обозначается буквой A;
  • для ми предназначена буква E.

Исходя из данной последовательности, можно сделать вывод, что у всех музыкальных нот имеются свои обозначения символами латиницы. Первой буквой латинского алфавита называется нота ля, после неё под буквой B следует нота си, далее – первая нота до под символом C, ре соответствует D, ноте ми – E, фа обозначается буквой F, соль – G.

Дополнительные струны

Помимо стандартных шести струн на классической гитаре, существуют также аналогичные музыкальные инструменты, имеющие дополнительные струны.

  • Семиструнная гитара. Иногда её называют «русская» или «цыганская». Такое название она получила из-за того, что в начале XVIII века семиструнная гитара использовалась для аккомпанемента исполнителям романсов или русских народных песен. Отличием струн данного вида гитары от классической шестиструнной является то, что для их изготовления используется металл другого калибра. По этой причине, а также в связи с тем, что они более плотно натянуты, звук русской гитары получается не такой, какой издаёт классический инструмент.

  • Электрогитары с семью струнами. В сравнении с шестиструнными они отличаются тем, что имеют более широкий диапазон звучания и мощность. Названия следующие: нижняя – си, далее идёт ми, третья снизу – ля, затем – ре, пятая – соль, после неё – си, затем опять ми.

  • Восьмиструнные гитары используются гораздо реже, чем шести- или семиструнные. Они имеют широкий диапазон и используются для игры в таких стилях музыки, как джаз, классика или металл. Их звучание можно сравнить со звуком фортепиано. Названия струн у восьмиструнной гитары следующие: нижняя – фа диез, далее идут си, ми и ля, после них – ре, соль, си, и последняя – ми.

  • Самый редкий вид, овладеть игрой на котором может только опытный музыкант – это девятиструнная гитара. За счёт трёх дополнительных элементов можно создавать нестандартные музыкальные произведения или экспериментировать. Начинается ряд с нижней струны до диез и заканчивается нотами си и ми. Такие гитары бывают двух видов: со спаренными струнами и с расширенным диапазоном звучания. Первый вид, в свою очередь, подразделяется на несколько типов в зависимости от расположения спаренных элементов – трёх тонких или трёх басовых. Девятиструнные гитары с расширенным диапазоном предполагают наличие дополнительных возможностей для того, чтобы за их счёт добиваться звучания с частотой, выходящей за пределы средней.

  • Десятиструнная гитара или декакорд. При помощи четырёх дополнительных струн инструмент издаёт более глубокие басовые звуки, на нём можно воссоздавать более богатое звучание. Резонансы, возникающие при использовании всех возможностей гитары, делают музыку разнообразнее, однако репертуар, предназначенный для исполнения на шестиструнной гитаре, декакорд также позволяет сыграть.

В настоящее время гитары с количеством струн более шести набирают огромную популярность. Это неудивительно, ведь такие музыкальные инструменты позволяют разнообразить произведения и сделать их более оригинальными.

Из видео ниже вы узнайте, как называются струны на гитаре.

Ноты для гитары для начинающих с нуля

На самом деле ноты для гитары для начинающих с нуля — это вовсе не обязательная тема к изучению. Но, если вы нацелены заниматься серьезно и долго и нотная грамота будет вам нужна, можно начать изучение этого материала и в самом начале обучения.

Проще всего понять где, что находится, расписав все обозначения на грифе музыкального инструмента в виде таблицы.

Таблица

Таблица расположения нот на грифе гитары приведена ниже для абсолютно всех типов шестиструнных инструментов, включая электрогитару.

Гриф с нотами

Для этой картинки нужно дать ряд пояснений, если вы новичок и еще не до конца разбираетесь в том, как записывается нотная грамота и аккорды. Для начала перечислим что обозначают буквы.

  • C — До;
  • D — Ре;
  • E — Ми;
  • F — Фа;
  • G — Соль;
  • A — Ля;
  • B — Си.

Все просто, если вы посмотрите на гриф гитары и ноты на ладах, то раскладка нот на грифе гитары зеркально меняется в соответствие с таблицей приведенной выше на традиционно известные нам нотные обозначения. То есть литера C обозначает ноту До и так далее.

При прохождении всех 12 ладов в сторону деки звук меняется и все повторяется заново, но на октаву выше. Всего гитарист обычно может оперировать 4-мя октавами для создания и воспроизведения музыки. Это справедливо для классического исполнения инструмента (6 струн). На экзотических вариантах диапазон может быть намного шире.

Для пианиста, например, при стандартной раскладке клавиатуры — это больше восьми октав на классическом фортепиано. Бывают уменьшенные пианино, но обычно это либо простые синтезаторы. либо пианино для детей.

Таблица и ноты на грифе гитары на этой картинке представлены для случая когда мы играем на шестиструнной классике или акустике в классическом строе.

Классический строй

По каким нотам настраивается гитара можно прочитать в соответствующем раздела на нашем сайте. Этому посвящена отдельная статья как настроить гитару.

По умолчанию от верха к низу (от самой тонкой до самой толстой струны) — это:

  1. Ми (E);
  2. Си (B);
  3. Соль (G);
  4. Ре (D);
  5. Ля (A);
  6. Ми (E).

Дополнительные знаки

Вы могли заметить на рисунке знаки «бемоль» — b и «диез» — #. Это знаки, указывающие повышение или понижение основного звука на половину тона. (Между нотами обычно 1 тон, кроме Си и До и Ми и Фа). Соответственно эти обозначения нужны для того, чтобы было понятно, что звук повысился или (если мы идем в обратную сторону) понизился в процессе движения по грифу.

Очень важны обозначения диез и бемоль будут в процессе изучения гамм.

Нотный гриф гитары

Схема нот на грифе гитары может быть представлена немного в другом виде.

Тем, кому неудобно пользоваться верхней картинкой мы предлагаем посмотреть нотный гриф гитары в раскладке всех обозначений по нотному стану с учетом октав.

Здесь изображена обычная классика и звуки расписаны до 19 лада. Для электрогитары будет то же самое, но ладов и звуков будет больше.

Нотный стан

Здесь расположение нот на грифе шестиструнной гитары для начинающих показано с октавами для каждого лада и струны на нотном стане. Кстати, тут нет обозначений полутонов. Но, если сопоставить верхний и нижний рисунок вместе, то вы поймете, что и где находится.

Если первая картинка будет нагляднее и удобнее для новичков, проходящих обучение с нуля самостоятельно, то второй вариант лучше использовать тем, кто занимается сольфеджио и берет уроки игры на гитаре, например для детей в музыкальной школе или для взрослых у преподавателя.

Уроки музыки

Чтобы быстрее освоить основы музыки, приходите к нам в FMusic! Наша музыкальная школа находится на станции метро Таганская. Запишитесь на пробный бесплатный урок!

Наши преподаватели — педагоги с высшим музыкальным образованием. Они легко и доступно объяснят основы музыки и помогут начать играть на инструменте с первого урока.

Если вы уже умеете играть, мы подберем для вас уроки таким образом, чтобы вы смогли легко перейти на следующий уровень игры и освоили техники исполнения, которые ранее были вам недоступны.


Предисловие

Безусловно, используя только материал этой статьи невозможно научиться играть на гитаре по нотам. Для этого необходимо иметь некоторые теоретические познания, а главное практические навыки. Первое, что нужно освоить это понятия метр и ритм. Начинать лучше с простых, одноголосных мелодий и только затем приступать к пьесам, написанным двумя или тремя голосами. Для этой цели подходит, например, нотный сборник В. Калинина «Юный гитарист». Главное не надо торопиться. Лучше проработать четыре несложных, но разнохарактерных произведения, чем «закопаться», в одном красивом и сложном. На самом деле играть грамотно по нотам не так уж и легко. Требуется, как минимум, усидчивость и терпение.

Данная статья составлена из нескольких параграфов учебного пособия Петрова И.Б. и Мякотина Е.В. «Краткий курс музыкальной грамоты для учащихся класса гитары», и является, некоторым образом, анонсом (издание готовится к печати). Авторы надеются, что предложенный материал будет интересен, не только для учащихся класса гитары школ искусств, но и широкому кругу гитаристов-любителей, желающих расширить свои познания по музыкальной грамоте в процессе самостоятельного обучения игре на гитаре.


Ноты на грифе гитары. Общие обозначения



Обозначения пальцев правой руки


– большой – p, указательный – i, средний – m, безымянный – a, мизинец – e.



Обозначения пальцев левой руки


– указательный, обозначается в нотах цифрой – 1, средний обозначается цифрой – 2, безымянный – 3, мизинец – 4; 0 – открытая струна.

— обозначение струны (в нотах).



Апояндо


(игра с опорой),


тирандо


(игра без опоры) – два основных приёма игры правой рукой.



Позиция


– расположение пальцев левой руки на грифе гитары, дающее возможность извлечь несколько звуков разной высоты разными пальцами без её перемещения, чаще всего, обозначаются римскими цифрами (I, II, III), расположенных над нотоносцем. Позиция  обычно определяется ладом грифа, на котором находится указательный палец левой руки. Граница данной позиции может быть обозначена пунктирной линией.



Р.Н.П.


– русская народная песня,


У.Н.П.


– украинская народная песня.



sim



.

(




simile




)


– играть также, в данной статье, тем же пальцем правой руки.


Высота музыкального звука

Для определения высоты звука ноты размещают на


нотном стане


(нотоносце), состоящем из пяти параллельных линий (счёт линий ведётся снизу):

Ноты пишут на линиях, между ними, под и над нотным станом, в том числе и на коротких добавочных линиях

[1]

, которые пишутся «от руки»:

Музыкальных звуков очень много, а их названий, как известно, всего семь:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си

. Чтобы понять, как называется та или иная нота, необходим особый знак, который ставят в начале нотного стана –

скрипичный ключ

. Этот ключ показывает, где находится нота соль и относительно её располагаются остальные ноты:

Теперь попробуем найти эти звуки на фортепиано.

На клавиатуре фортепиано перед двумя чёрными клавишами находится белая клавиша

до

, перед тремя чёрными клавишами – белая клавиша

фа

:

Семь названий музыкальных звуков периодически повторяются в одном и том же порядке. Расстояние между двумя звуками

До

(до-си) называется


октавой


:

Счёт добавочных линий ведётся: верхних – вверх от первой добавочной линии, нижних – вниз от первой добавочной линии.

Если мы посмотрим на фортепиано, то увидим на его клавиатуре 88 клавиш, 52 белых и 36 чёрных (на некоторых моделях фортепиано и синтезаторов бывает меньшее количество клавиш). Они делятся на семь полных октав, со всеми октавами мы познакомимся в дальнейшем, как и с названиями чёрных клавиш, а первоначально необходимо выучить данный звукоряд, так как эти ноты чаще всего применяются при игре на гитаре.

Расположение нот на грифе гитары. Стандартный строй




Строй гитары:


первая струна

– ми первой октавы,

вторая струна

– си малой октавы,


третья струна

– соль малой октавы,

четвёртая струна

– ре малой октавы,


пятая струна

– ля большой октавы,

шестая струна

– ми большой октавы.

Запомните! Что, для удобства чтения с листа ноты для гитары записываются на октаву выше.



Задания:

1.Назовите последовательно расположенные восемь звуков звукоряда вверх и вниз от разных нот в восходящем и нисходящем порядке:


до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до


ре-ми-фа-соль-ля-си-до-ре, ре-до-си-ля-соль-фа-ми-ре


ми-фа-соль-ля-си-до-ре-ми, ми-ре-до-си-ля-соль-фа-ми


фа-соль-ля-си-до-ре-ми-фа, фа-ми-ре-до-си-ля-соль-фа


соль-ля-си-до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до-си-ля-соль


ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля, ля-соль-фа-ми-ре-до-си-ля


си-до-ре-ми-фа-соль-ля-си, си-ля-соль-фа-ми-ре-до-си


2. Заучите отдельно, какие ноты записываются на линейках, а какие помещаются между линейками. Так, например, в скрипичном ключе на линейках пишутся пять нот: ми, соль, си из первой октавы, ре и фа из второй. К этой группе можно отнести и ноту «до» первой октавы – она занимает первую добавочную линейку. Между линейками (равно как над или под линейками) в скрипичном ключе записываются следующие звуки: ре, фа, ля первой октавы, до, ми, соль второй октавы – сыграйте на гитаре каждую ноту и этого ряда по очереди в восходящем и нисходящем направлениях, называя звуки.


3. Назовите вслух ноты в восходящем движении через одну ступень (до-ми, ре-фа, ми-соль, фа-ля и т.д.); в нисходящем движении через одну ступень (до-ля, си-соль, ля-фа и т.д.)


4. Для быстрого запоминания расположения нот на нотоносце полезно выполнение письменных работ – те же упражнения со ступенями звукоряда переводите в формат графической записи, названия нот по-прежнему произносятся вслух.


5. Определяйте названия нот:


6. Перечислите все названия звуков двойным шагом через одну ступень в восходящем движении:


до-ми-соль, ре-фа-ля, ми-соль-си, фа-ля-до, соль-си-ре, ля-до-ми,


си-ре-фа, до-ми-соль.

В нисходящем движении:


соль-ми-до, фа-ре-си, ми-до-ля, ре-си-соль, до-ля-фа, си-соль-ми,


ля-фа-ре, соль-ми-до.


Тон и полутон, знаки альтерации

Самое маленькое расстояние между двумя звуками называется


полутон


. Наглядное представление о полутоне проще всего можно получить с помощью гитары, а точнее, гитарного грифа, где расстояние между ладами и есть полутон. Если мы сыграем несколько звуков, последовательно зажимая лады на одной струне, то у нас получится восходящая «цепочка» звуков, между которыми неизменно сохраняется одинаковое расстояние. Таким образом расположение нот на грифе гитары делает изучение тонов и полутонов несколько проще.

Сыграть на фортепиано такую «цепочку» немного сложнее: для этого нам придётся использовать чёрные клавиши. Так, расстояние, равное полутону будет не между клавишами

до

и

ре

, а между клавишей

до

и ближайшей чёрной клавишей справа; другой полутон образуется между этой же клавишей и клавишей

ре

; в итоге, между клавишами

до

и

ре

будет два полутона или один


тон


(от греч. tόνος – натяжение, напряжение).

Однако между белыми клавишами расстояние не всегда является тоном. Между клавишами

ми

и

фа

, а также между

си

и

до

нет чёрных клавиш, и расстояние между ними равняется полутону:

(Пример на гитаре:

ми второй октавы

– открытая 1-ая струна, нота

фа

первый лад 1-ой струны;

си первой октавы

– открытая 2-я струна, нота

до второй октавы

– первый лад 2-ой струны.)

Расстояния между звуками высчитывается методом сложения тонов и полутонов. Например, расстояние между

до

и

фа

– два с половиной тона (между

до

и

ре

– 1 тон, между

ре

и

ми

– 1 тон, между

ми

и

фа

– полтона).

Чёрные клавиши собственных названий не имеют, зато они получают целых два названия, производные от двух окружающих её белых клавиш. Если чёрная клавиша располагается справа (то есть выше на полтона) от белой клавиши, то она называется

диезом

, если слева (то есть ниже на полтона), то –

бемолем

. Например, чёрная клавиша, располагающая между клавишами

до

и

ре

имеет два названия: по отношению к

до

– это

до-диез

, по отношению к

ре



ре-бемоль

:

Итак, знак


диез


означает повышение звука на полтона (на гитаре на 1лад), а знак


бемоль


– понижение на полтона (на гитаре на 1лад). Эти названия имеют специальные нотные обозначения: диез –

#

, бемоль –

b

, которые пишутся перед нотами. Например:


фа, фа-диез; до, до-диез; си, си-бемоль; ми, ми-бемоль

.

Из всего вышеизложенного следует, что знаки

диез

и

бемоль

означают на фортепиано только чёрные клавиши. В большинстве случаев так оно и есть, но не всегда. Например, какая клавиша будет звучать, когда нам встретится нота

ми-диез

? Так как, диез – это повышение звука на полтона, а между клавишами

ми

и

фа

нет чёрной клавиши, то клавиша

фа

и будет звуком

ми-диез

. И наоборот,

фа-бемоль

– это клавиша

ми

. Аналогичная ситуация возникает и между клавишами

си-до

, где, как вы помните, также расстояние равно полутону.

Кроме того, существуют ещё и знаки повышения и понижения звуков не на полтона, а на целый тон. Такие знаки имеют название


дублей


(то есть двойные) и имеют свои обозначения:

дубль-диез



X

,

дубль-бемоль



º

. Например:


фа-дубль-диез, до-дубль-диез,


си-дубль-бемоль, ми-дубль-бемоль.

Если нам встретится нота

фа-дубль-диез

, то нам необходимо повысить ноту

фа

на тон, в итоге получится звук

соль

; если встретится нота

си-дубль-бемоль

, то потребуется ноту

си

понизить на тон, получится –

ля

.

Все эти «непривычные» диезы и бемоли (

ми-диез, фа-бемоль, си-диез, до-бемоль

), а также дубли применяются достаточно редко и на первых порах вам не встретятся. Однако с возрастанием сложности нотных примеров эти знаки будут применяться чаще. На вопрос, зачем нужны эти дополнительные обозначения и названия для белых клавиш, мы ответим позже, а сейчас рассмотрим правила применения этих знаков в нотном письме.


Существуют два вида знаков:


случайные и ключевые


.



Случайные знаки


– это те знаки, которые встречаются в данном музыкальном произведении редко, эпизодически; действуют исключительно на протяжении того такта, где они встречаются:

В данной мелодии в третьем такте возле половинной ноты

фа

стоит знак

диез

(то есть повышение на полтона – на 1 лад выше). Этот знак распространяется и на вторую ноту этого такта, то есть четвертная нота

фа

также должна быть повышена на полтона. Но в четвёртом такте, где также встречается нота

фа

, знак

диез

уже не действует, а значит, здесь звучит уже чистая

фа

(на прежнем ладу).



Ключевые знаки


– это те знаки, которые встречаются в данном музыкальном произведении постоянно; записываются они возле ключа:

После скрипичного ключа у нас стоит

бемоль

на высоте ноты

си

(обратите внимание, что ключевой знак стоит перед размером). Этот знак действует на протяжении всех восьми тактов данной мелодии, то есть все ноты

си

во втором, третьем, а также в шестом

[1]

тактах должны быть понижены на полтона (на 1 лад).

Наконец, существует ещё один знак, который отменяет все предыдущие знаки – знак


бекар


(

§

):

Несмотря на то, что знак

бемоль

записан на третьей линейке, он будет действовать на все ноты

си

, встречающиеся в мелодии, даже если они находятся в другой октаве.

Во втором такте этой мелодии перед второй нотой

до

стоит знак

диез

, который повышает этот звук на полтона, однако перед следующей нотой

до

в этом такте стоит знак

бекар

, который возвращает ноте

до

её первоначальную высоту. Аналогичная ситуация в четвёртом такте.

Итак, существуют пять знаков изменения высоты звука:


#

– диез (повышение на полтона)


b

– бемоль (понижение на полтона)


X

– дубль-диез (повышение на тон)


º

– дубль-бемоль (понижение на тон)


§

– бекар (отмена предыдущего знака)

Все вышеперечисленные знаки изменения высоты звука называются знаками


альтерации


(от лат. alter – другой, изменившийся).

Ноты на грифе гитары. Упражнения

Выучите на гитаре звукоряд от ноты до 1-ой октавы, до ноты до 2-ой октавы (гамма

До мажор

). Затем сыграйте и спойте последовательно расположенные восемь звуков звукоряда вверх и вниз от разных нот в восходящем и нисходящем порядке:


Разучите на гитаре звукоряд от ноты ля на 5-ой струне (гамма ля-минор) в две октавы:


Сыграйте данное упражнение на гитаре, используя мелодический вариант исполнения (звуки по очереди), названия нот обязательно петь или хотя бы произносить.


Затем сыграйте, и спойте, следующее упражнение:


В дальнейшем следует освоить два новых понятия: звучание звуков в унисон (одинаково) и в октаву. Если мы зажмём вторую струну на пятом ладу, то получим ноту ми, и она будет звучать в унисон с первой струной. Если мы зажмём вторую струну на пятом ладу, то получим ноту ми, и она будет звучать в унисон с первой струной. Если мы зажмём третью струну на четвёртом ладу, то получим ноту си, и она будет звучать в унисон со второй струной. Четвёртая, пятая и шестая струны будут звучать в унисон с предыдущими струнами, зажатыми на пятом ладу. Струна, зажатая на двенадцатом ладу, звучит в октаву с открытой струной.

Специфика гитары как инструмента струнного такова, что одну и ту же ноту, например

ми второй октавы

(по написанию), можно взять в пяти местах на грифе, причём, если высота звука будет одинаковой, то тембр и окраска значительно отличаются: открытая первая струна, вторая струна, зажатая на пятом ладу; третья струна, зажатая на девятом ладу; четвёртая струна, зажатая на четырнадцатом ладу; пятая струна, зажатая на девятнадцатом ладу. В дальнейшем мы будем рассматривать расположение нот на грифе гитары  до двенадцатого лада, так как, в практике игры на классической гитаре этот участок грифа наиболее часто используется. К тому же после двенадцатого лада (место соединения грифа с корпусом гитары) ноты первых позиций повторяются с интервалом в октаву.

Нота

си первой октавы

: открытая вторая струна; третья струна, зажатая на четвёртом ладу; четвёртая струна, зажатая на девятом ладу.

Нота

соль первой октавы

: открытая третья струна; четвёртая струна, зажатая на пятом ладу; пятая струна, зажатая на десятом ладу.

Нота

ре первой октавы

: открытая четвёртая струна; пятая струна, зажатая на пятом ладу; шестая струна, зажатая на десятом ладу.

Нота

ля малой октавы

: открытая пятая струна; шестая струна, зажатая на пятом ладу.

Используя этот несложный принцип, а также нехитрую арифметику можно легко «находить» ноты на грифе гитары. Например, нота

фа второй октавы

:

первый лад на первой струне, шестой лад на второй струне (1+5); десятый лад на третьей струне (6+4).


В целях дальнейшего изучения грифа гитары и работы над сменой позиций можно предложить следующее упражнение. Берём известную несложную мелодию (или фрагмент мелодии) и играем её в разных позициях на различных струнах. Пример: русская народная песня «Во саду ли, в огороде».


Польку В. Калинина – исполняем во V позиции на 2-ой струне, затем в IX позиции на 3-ей струне.


Украинскую народную песню «По дороге жук» — исполняем в V позиции (от 6-ой струны).


«Ехал казак» играем в IV позиции от 4-ой струны, затем в X позиции от 5-ой струны.


Русскую народную песню «Крутится, вертится шар голубой» — исполняем в V позиции от 4-ой струны, затем в X позиции от 5-ой струны.


Всем самого наилучшего и успехов!


Эта статья посвящается тем любителям гитары, кто хочет выучить ноты на гитаре. А точнее — разобраться с тем, как их находить на грифе, если сами ноты уже известны. Освоив примеры ниже на трех первых струнах, вы (если вы любитель или начинающий) сможете по аналогии сделать это на любой струне. (При условии, что ноты обозначены специальными символами, аппликатурой). Это означает, что вы сможете самостоятельно разучивать простые мелодии и даже некоторые пьески на гитаре.

ЧТО НУЖНО ПОМНИТЬ ИЛИ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ

  1. Струны гитары обозначаются цифрами в кружочке. Самая тонкая струна — это и есть та самая первая струна (не наоборот).
  2. Пальцы левой руки обозначаются цифрами от 1 до 4, что означает соответственно от указательного до мизинца левой руки. 0 — открытая струна.
  3. Для хорошего усвоения материала идите от простого к сложному. При игре будет полезным пропевать названия нот, которые вы играете. Это ускорит професс их запоминания.
  4. Одна из распространенных ошибок — линия нотного стана — какая-то струна гитары. Но это не так (это верно только для табов). Ноты записываются на нотном стане на линиях и между ними. Расположение нот на нотном стане можно или заучить или, что проще, понять простой смысл их поступенного расположения (но этот вопрос уже по теме самих нот. Мы же предполагаем, что сам ноты вы уже знаете, скажем, из уроков по баяну или фортепиано).

ПЕРВАЯ СТРУНА.

Три ноты на первой гитарной струне Справа ещё раз напоминание названий нот на нотном стане, а слева расположение этих же нот на первой струне гитары (все в первой позиции). Цифрой 0 обозначена открытая первая струна.

Все стало понятно? Если так, то будет просто сыграть простешие упражнения на первой струне.

Элементарное упражнение на первой струне Не забывайте называть (пропевать) названия нот. Это полезно. Позвольте не тратить время на доказательства.

ВТОРАЯ СТРУНА.

Ноты на второй струне гитары в первой позиции По аналогии с первой струной запоминаем три ноты в первой позиции на струне второй. И играем упражнение ниже.

Элементарные упражнения на поиск нот на первой и второй струнах в первой позиции Как видно из картинки, мы постепенно усложняем задачу. Освоив (запомнив после проигрываний на гитаре наизусть) ноты на второй отдельной струне мы «смешиваем» их с навыком игры нот на первой струне. И уже после этого мы можем исполнить элементарные мелодии (среди них могут быть знакомые) на первых двух гитарных струнах.

Простые пьески для гитары на первых двух струнах

ТРЕТЬЯ СТРУНА.

И по той же аналогии добавляем три ноты на третьей струне.

Ноты на третьей струне гитары Ноты поняли, запомнили. И прежде, чем переходить дальше, просто обратите внимание, что ноты СИ, которую шагом ранее мы исполняли на второй открытой струне, здесь мы исполняем на четвертом ладу третьей струны. Эта замечательная особенность гитары дает широчайшие возможности, когда одну и ту же ноты мы можем исполнить в разных позициях. Но это уже другая тема. 

Итак, элементарные упражнения на третьей струне.

Элементарные упражнения на третьей гитарной струне Если у вас не возникло сложностей с первыми двумя струнами гитары, то на третьей все должно быть аналогично легко. Мы просто добавляем знания о расположении нот на грифе гитары в первой позиции и закрепляем эту теорию практическими упражнениями.

Напоследок в том же ключе исполните мелодию (верхня нотная строка из двух) знаменитой песни. Напишите в комментариях ее названия и ваши вопросы и пожелания.

Исполни мелодию на трех струнах гитары и угадай ее

Помимо разучивания нот в одной позиции (обычно в первой), есть способ разучивания нот отдельно на каждой струне. Так называемый «горизонтальный способ». Какой способ эффективнее лучше понять, попробовав их оба. 

 — Горизонтальный способ разучивания нот с примерами.

Материал подготовил Роман Ташпулодов

Экспресс-курс гитары!

струны_гитара_guitar_stringsКаждая струна на гитаре имеет свое название и буквенное обозначение. В этой небольшой заметке давайте разберемся, как обозначаются все струны гитары.

Струн на обычной гитаре, как известно, шесть. Существуют, конечно, и другие виды гитар: на басовой, например, всего четыре струны; на русской гитаре – семь струн, бывают двенадцатиструнные гитары и т.д. Мы же рассмотрим самый распространённый вид гитары – шестиструнную гитару.

Струны гитары считаются, начиная от самой тонкой струны – к самой толстой басовой струне. Самая тонкая – это первая струна. Соответственно, самая толстая – шестая струна. Когда вы держите гитару в том положении, в котором играете на ней, то первая струна гитары находится ниже, т.е. ближе к полу, а самая последняя, шестая струна – выше. Басовые струны отличаются от небасовых тем, что на басовых имеется металлическая обмотка, поэтому они толще по объему и издают более низкий звук.

Итак, теперь о названиях струн.

первая струна – ми,

вторая струна – си,

третья струна – соль,

четвертая струна – ре,

пятая струна – ля,

шестая струна – ми.

В некоторых произведениях композиторы несколько видоизменяют строй гитары, например, перестраивают шестую струну вместо ноты ми на ноту ре, или реже вместо пятой струны ля, перестраивают ее звучание в ноту соль. Но это – исключительные случае, которые встречаются достаточно редко.

Помимо обычных названий каждая струна имеет еще свое буквенное обозначение. Вот какими буквами латинского алфавита обозначаются струны гитары.

ми – E,

си – B,

соль – G,

ре – D,

ля – A,

ми – E.

Как вы заметили, первая и шестая струны имеют одинаковые названия. Но это не говорит о том, что эти струны звучат одинаково. Единственное, что их объединяет – это название. На самом деле, первая струна ми – относится ко второй октаве, а шестая струна ми – относится к алой октаве. Т.е. расстояние между этими струнами составляет целых две октавы!

Так как выше указаны не все буквенные обозначения нот, а только обозначения струн гитары, я решил попутно отметить буквенные обозначения всех существующих нот в музыке. Их, как мы знаем, всего семь – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для удобство буквенного обозначения, мы начнем перечислять ноты не с до, с ноты ля. Так будет удобнее:

ля – A,

си – B,

до – C,

ре – D,

ми – E,

фа – F,

соль – G.

Если приглядеться, то становится очевидным, что перед нами начальные буквы латинского алфавита. На мой взгляд, такой способ записи значительно облегчает заучивание буквенных обозначений всех существующих нот.


ВНИМАНИЕ! Пройдите обучающий курс гитары за 1970 руб. ($27) БЕСПЛАТНО!
Продолжительность курса : 90 минут!

Пройти обучение!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется струнный квартет
  • Как пишется струнно смычковые
  • Как пишется структурированной
  • Как пишется структура проекта
  • Как пишется структура медитации