Как пишется суффикс ок после шипящих

Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встречаются в морфемном составе существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выясним, в каких случаях пишутся суффиксы -ек- или -ик, -ок-. Приведем примеры слов с суффиксами.

Примеры слов с суффиксом -к-

Суффикс -к- имеет уменьшительно-ласкательное значение и образует от существительных новые слова с этим оттенком значения, например:

  • береза — берёзка;
  • печь — печка;
  • шапка — шапочка;
  • подкова — подковка;
  • марка — марочка;
  • куртка — курточка.

С помощью суффикса -к- от глаголов образованы существительные со значением процесса или результата действия, например:

  • поездить — поездка;
  • занавесить — занавеска;
  • побелить — побелка;
  • прополоть — прополка;
  • покрасить — покраска;
  • загородить — загородка .

Примеры слов с суффиксом -ек-

Суффикс -ек- аналогично образует существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Встречается он после шипящих в словах:

  • барашек
  • веничек
  •  ларёчек
  •  ботиночек
  •  орешек
  •  кармашек
  •  платочек
  • человечек
  •  лепесточек
  •  мешочек
  •  горошек

В этом безударном суффиксе пишется буква «е», если в нем выпадает гласная при склонении, например в образовании формы родительного падежа единственного числа существительного:

Примеры слов с суффиксом -ик-

Напротив, в имени существительном мужского рода пишется суффикс -ик-, если в нем не происходит исчезновения гласной в форме родительного падежа единственного числа, например:

  • но́лик — нет но́лика;
  • кре́стик — нет кре́стика;
  • ба́нтик — нет ба́нтика.

Приведем примеры слов, имеющих в морфемном составе суффикс -ик-:

  • ротик
  • холмик
  • столик
  • кубик
  • мостик
  • дождик
  • хвостик
  • карандашик
  • лучик
  • дворик
  • садик
  • носик
  • шалашик
  • прутик
  • рублик
  • домик
  • столбик
  • коврик
  • ковшик
  • глазик
  • часики.

Примеры слов с суффиксом -ок-

В морфемном составе существительных под ударением после шипящих  согласных «ж», «ч», «ш», «щ» пишется суффикс -ок-:

  • прыжок
  • гребешок
  • зрачок
  • борщок

При образовании новых слов с помощью суффикса -ок- в корне происходит чередование согласных  г/ж, к/ч, х/ш, например:

  • друг — дружок;
  • круг — кружок;
  • снег — снежок;
  • сапог — сапожок;
  • балык — балычок;
  • каблук — каблучок;
  • пух — пушок;
  • очаг — очажок;
  • стог — стожок;
  • сундук — сундучок;
  • родник — родничок;
  • башмак — башмачок;
  • жук — жучок;
  • барсук — барсучок;
  • волк — волчок.

Тест

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 125

Учимся писать суффиксы ок в именах существительных. Способы образования слов при помощи суффикса -ок

Учебник на столе у вас? А ручки и тетрадки? Тогда урок начнем сейчас, Раз все у вас в порядке. Будьте внимательны, Послушны и наблюдательны. Чтобы русский язык познавать, Нужно серьезно все изучать.

А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад, м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр.

ЦЕЛЬ: Научиться правильно писать суффикс –ок в существительных после шипящих.

1 группа Сапог Сапож ок Бык Быч ок Пирог Пирож ок Старик Старич ок Друг Друж ок Паук Пауч ок Снег Снеж ок Корень Кореш ок

2 группа Чердак Чердач ок Кулак Кулач ок Башмак Башмач ок Судак Судач ок Стих Стиш ок Смех Смеш ок Пастух Пастуш ок Пух Пуш ок

Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела.

Р.Т. с. 54 №59 ХОМ Я Ч О К Ж и л-был на свете один Хом я ч о к. Спать он ложился на левый б о ч о к. А просыпался – на правом б о ку. Это не нравилось Хом я ку. (С. Козлов)

снег снежок снежочек вечер вечерок вечерочек свист свисток свисточек голубь голубок голубочек сад садик садочек звон звонок звоночек шаг шажок шажочек

«С малой удачи начинается успех!»

Спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

  1. Тема урока «Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса — ок — после шипящих. »
  2. Предмет – русский язык

5. МКОУ «Сорочинская СОШ»

6. Калачинский район

7. Краткое описание: Работа спланирована по УМК ПНШ, по учебнику «Русский язык» 3 класс, часть 3, автор М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, тетрадь для самостоятельной работы №2 «Русский язык тетрадь для самостоятельной работ» Т.А.Байкова (Т2). Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока.

8. Тип урока — комбинированный

9. Форма организации — урок

10. Представление о результатах:

Внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;

Навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.

Метапредметные результаты: обучающиеся научатся или получат возможность научиться

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксах

Устанавливать причинно-следственные связи.

Правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих

11. Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся в написании суффикса – ок после шипящих

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

— Сегодня мы с вами будем работать по группам.
– В ходе урока каждая группа будет получать жетоны за правильные ответы. Группа, которая сможет за урок набрать наибольшее количество жетонов, побеждает! Также,ребята, не забывайте про наши листики. В нужный момент вы можете ими воспользоваться.

Проверьте, все ли готово к уроку?

На доске эпиграф:

«С малой удачи начинается успех!»

Какое ключевое слово в этом высказывании?

Что необходимо для успешной работы на уроке?

Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха!

Проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Внимательно слушать учителя, аккуратно и грамотно выполнять задания и т.д.

Организовано рабочее место

Самооценка готовности к уроку.

Установлен контакт с одноклассниками

Актуализировать необходимые и достаточные знания о суффиксе –ок-

Cоздать условия для повторения правильного написания суффикса -ок

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Приступим к работе. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Итак, приступаем к словарной работе.

Диктую: Аптека, библиотека, болото, дорога, запад, молоток, ракета, трамвай, шофёр.

Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы написали слова. Каким словарём мы воспользуемся для проверки?

А теперь посмотрите внимательно на доску. Что за буквы составляют этот узор?

Что вы знаете о них?

Скажите, а если соединить их парами, что мы можем увидеть? Что это?

Пропишите это соединение у себя в тетради.

Ребята, для того, чтобы продолжить урок нам нужно вспомнить основное правило написания суффиксов в именах существительных. А чтобы мы смогли это сделать, давайте понаблюдаем за суффиксом – ок. –

Каждая группа получает карточку 1 со словами:

Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Вы должны посовещаться и постараться дать правильный ответ.

Удалось ли вам заметить особенности этого суффикса?

Правильно ответившие группы получают жетон.

Дети пишут под диктовку слова.

Проверяют по словарю «Пиши правильно» стр 160

Работа в группах

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный,

во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

Устные ответы, работа в группе.

Актуализированные знания о суффиксе –ок.

Формулирование собственного мнения и аргументирование его.

Постановка учебной задачи

Организовать побуждающий диалог к формулировке темы, цели урока.

– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

– Упражняться правильно писать слова – существительные с суффиксом — ок-Будем соревноваться, размышлять, делать выводы.

– Будем работать в группах.

Формирование учебной мотивации

Сознательная формулировка темы и цели урока.

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Организовать практическую самостоятельную работу по правильному написанию суффикса –ок.

Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания

Сейчас каждая группа получит задание. Вы должны будете внимательно прочитать задания и письменно его выполнить.

Образовать от данных слов слова с суффиксом – ок.

2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

Какая группа справилась с заданием, давайте проверять.

Каждый ответ сверяется с ответом на слайде.

Правильно ответившие группы получают жетон.

С первым заданием обе группы справились. А теперь я предлагаю вам следующее задание. Откройте, пожалуйста, учебник ч.3, стр.108. Прочтите задание и выполните его.

Читают задание Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок. и выполняют его.

Проверка с места с комментированием (по два примера от группы), остальные по слайдам

Дети выполняют упражнение, пользуясь ч.2 обратным словарём.

Проверка (по одному представителю с каждой группы к доске)

Дети учатся работать в разноуровневых группах, оценивают правильность решения учебной задачи, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).

Проверка по слайду 8, 9

Корректируют работу и переживают ситуацию успеха.

Снять мышечное напряжение, переключить внимание

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

(Дети выполняют упражнение)

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

Организовать деятельность учащихся по решению поставленной задачи

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

Организовать ситуацию рефлексии

Оценивание работы ребят

Продолжаем с вами работу в тетради для самостоятельных работ. Откройте тетрадь на странице 54, №59. Прочитаем задания.

С этим заданием все справились! Молодцы!

Предлагаю вам следующее задание

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

Ребята, давайте вспомним цель нашего урока.

Как вы думаете, мы её достигли?

А теперь посчитайте, сколько жетонов набрала каждая группа?

Вспомните эпиграф нашего урока. Слайд — На ваш взгляд, вы достигли успеха? Оцените результат своей работы нашими листиками.

Кто хочет пояснить свою оценку?

А кто постарался больше всех, чтобы ваша группа была успешной?
— Подарите друг другу комплимент за работу на уроке.

Читают задание, затем работают в группах.

Самый быстрый проверяет у своей группы

Учащиеся выполняют задания по карточке 3.

Совершенствовать знания в написании суффикса – ок.

— «С малой удачи начинается успех!»

Проверка по слайду

Слайд 15 проверка задания

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе)

Проверка по слайду

Мотивируют свою позицию

Переживание ситуации успеха.

Анализируют свою работу на уроке

Переживание ситуации успеха.

Спасибо, ребята за работу!

Запишите домашнее задание: У с. 99 №111

Приложения к уроку

В чём особенности суффикса –ок?

Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок.

Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок.

1 группа: Сапог, бык, пирог, старик, друг, паук, снег, корень.

2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад, звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

по русскому языку

УМК «Школа России»

МБОУ СОШ №22

Кузнецова И.А.

ТЕМА УРОКА «Правописание суффиксов -ик-, -ек-,

ЦЕЛЬ УРОКА: закрепить правило написания суффиксов –ик-, -ек- и алгоритм его применения; познакомить с правописанием суффикса –ок- после шипящих.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов;

Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы, организация собственной деятельности;

Регулятивные: применять на практике установленные правила.

Личностные результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной деятельности на уроке; осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

2. Карточки букв, слов

Технологии : информационные, игровые, здоровьесберегающие, групповая работа.

Организационная структура урока

Мотивирование к учебной деятельности.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём

И сейчас урок начнём.

Проверьте вашу готовность к уроку.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Чистописание.

Ребята, посмотрите, ваша задача по образцу правильно и аккуратно написать буквы: строчную е и строчную букву и.

Молодцы, в ваши тетради приятно посмотреть, потому что вы все очень старательны и аккуратны.

Но я знаю одного ученика, который совсем не старается и не хочет учиться.

Может, кто-то из вас знает, как его зовут?

А зовут его Виктор Перестукин. Он написал словарный диктант на двойку.

Давайте проверим его, а я проверю вас .

Дети пишут в тетрадях буквы е, и.

Слайд с изображением Виктора Перестукина.

Актуализация знаний

Словарный диктант.

Первое слово « ученик ». Какую безударную гласную нужно написать? ( Е ). Почему?

Аналогичная работа со словами: вторник, среда, четверг.

В слове столик наш герой написал букву е. Вы согласны? Покажите карточку, какую букву напишите вы?

Ребята, каким правилом вы руководствовались при написании данного слова?

Создание проблемной ситуации.

– Понаблюдайте над предложенными словами и попробуйте объяснить их написание.

– Достаточно ли у вас знаний для объяснения написания гласной в суффиксах данных слов? Какие слова вызвали затруднения?
(Быч_к, друж_к.)

Постановка учебной задачи.

– Итак, как бы хорошо вы ни работали на уроке, имеющихся у вас знаний о правописании суффиксов пока недостаточно для решения учебных задач.

Поэтому сегодня мы продолжим работу с этой частью слова.

Какая же тема нашего урока?

Усвоение новых знаний и способов действий.

– Рассмотрите загадки, предложенные в упражнении 245 учебника.

Попробуйте сформулировать правило о написании суффикса -ок- после шипящих.

– Прочитайте правило на с. 127 и сравните его с вашими предположениями.

– Выполните упражнение 246. Объясните написание гласной в суффиксе. Попробуйте определить, какое значение вносит суффикс — ок- .

– Обратите внимание на чередующиеся согласные в корне (лу к – лу ч ок) . Вспомните, что такое чередование.

Работа по слайдам

Потому что это словарное слово, его нужно выучить.

Показывают гласные буквы (на карточках)

Рассказывают правило и применяют алгоритм.

На доске : быч_к, стульч_к,
совоч_к, друж_к.

Дети сообщают тему урока.

Наблюдают над предложенным в упр. 245 языковым материалом.

Самостоятельно формулируют орфографическое правило, после этого знакомятся
с формулировкой, данной в учебнике.

Письменно выполняют упр. 246, комментируя свои действия по цепочке.

Определяют, какое значение вносит суффикс — ок- в лексическое значение слова

Закрепление знаний и способов действий.

Девочки выписывают слова с суффиксом –ик-, а мальчики с суффиксом -ек-.

дождик комочек

кораблик сыночек

винтик годочек

гвоздик дубочек

топорик молоточек

плащик кружочек

Работа в группах.

Первая группа. Ваша задача выбрать карточки со словами родственными слову цвет; вторая – со словами родственными слову дождь, третья – лист. Среди них найдите слова на наше правило.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

1.Цвет, цветик, цветочек , цветочный.

2.Дождь, дождик, дождичек , дождливый

3.Лист, листик, листочек , листок.

Молодцы! Вы хорошо усвоили правило написания суффиксов – ик- и ек-. Я надеюсь, что Виктор Перестукин тоже все выучил. Давайте его проверим.

Игра «Помоги Виктору Перестукину» (алгоритм правила).

Ребята, я вам приготовила сюрприз, а какой — вы отгадаете сами.

Работа с кроссенсом .

Сюрприз – книга Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в нашей библиотеке, и я вам очень советую её прочитать, т.к. эта книга очень поучительна.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какое открытие сделали на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать подробнее?

Домашнее задание

( рабочая тетрадь упр. 244; творческое задание: составить рассказ о каком-либо растении
по упр. 241 учебника)

Мальчики выписывают слова с суффиксом –ек-, а девочки – с –ик-.

Двое детей работают у доски.

Дети работают в группах.

Фрагмент мультфильма

Слайд. Кроссенс.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи.

Предмет: Русский язык

Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией

Тема: Учимся писать суффикс — ок — в именах существительных

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса — ок — в именах существительных

Познакомить учащихся с правописанием суффикса — ок — в именах существительных;

Отрабатывать написание суффикса — ок — в именах существительных;

Повторить правописание суффиксов –ик-, — ек —

Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;

Создать условия для привития интереса к урокам ;

Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;

Создание прблемной ситуации;

(Образец на доске)

Какие ещё можно было образовать слова, которые бы называли маленькие предметы? Что надо добавить?

Составляют и записывают слова

Лучок, крючок, сапожок, утюжок, жучок, блинок старичок, сырок, бычок, паучок, грибок, хомячок лужок, язычок, снежок.

Надо добавить два суффикса: — ок — и — ек-

Гимнастика для глаз

Прочитайте слова, записанные на доске. Составьте и запишите в тетрадь цепочки слов, используя суффиксы — ок — и — ек- Обозначьте суффиксы.

Друг, ветер, пирог, дуб,

Поменяйтесь тетрадями, обсудите получившиеся цепочки, оцените работу друг друга.

Возьмите свои тетради. Проверим, какие получились цепочки слов.

Что интересного заметили? (Что произошло с суффиксом — ок — при добавлении к этим словам суффикса — ек?

Прочитайте правило в учебнике на с. 21

друг — дружок – дружочек

ветер – ветерок – ветерочек

пирог – пирожок – пирожочек

дуб – дубок – дубочек

Меняются тетрадями, обсуждают, оценивают работу друг друга.

Зачитывают слова, называя суффиксы.

В суффиксе — ок — произошло чередование к/ч.

Физминутка (Физическая и эмоциональная разрядка)

Из слов составьте пословицу (слова: дела, вершок, с, на, мешок на карточках размещены по стенам) — Запишите её в тетрадь. — Как вы понимаете эту пословицу?

Работа со словами вершок и мешок. — Как вы думаете, подходят ли эти слова к нашей теме?

Исторически: вершок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; мешок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни)

Составляют пословицу: Дел на вершок, а слов с мешок

Высказывают свои мнения.

Высказывают свои предположения.

Работа с учебником (упр. 3). Повторить правописание суффиксов –ик -, — ек-

Предлагаю работу по выбору. Выполните упр.3 в учебнике или упражнение 3 в ТПО.

Направляю и консультирую (на местах)

Выполняют упражнения по выбору.

Компетенция личностного самосовершенствования

Игра «Найдите свои слова». Каждый ряд (группа) получает карточки со словами: снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, сад, звон, свисточек, вечерочек, шажок, садочек, звонок, шаг, творог, творожок, творожочек. — Проверим выполненное задание

Каждая группа выбирает слова, соответствующие данной модели.

Выходит представитель первой команды со словом, к нему подходят ещё по одному от каждой команды с родственными словами, выстраивают словообразовательную цепочку (закрепляют на доске) и т. д. (8 цепочек)

Что нового узнали?

Достигли ли мы поставленной цели?

Где вам пригодятся эти знания?

Давайте вернёмся в начало урока. Исправьте ошибки в словах, записанных на доске. Докажите.

Домашнее задание: учебник с 22, упр.6

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

1 человек работает у доски. Исправляет ошибки: паучок, снежок, каблучок. Доказывают.

Урок русского языка в 3-м классе по теме «Учимся писать суффикс — ок — в именах существительных»

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

    совершенствовать знания учащихся о написании суффикса — ок-, развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать, воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

1. Организационный момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

2. Словарная работа (Приложение 1, слайд 5 ,6)

Птека, б. седа, б. л.то, дев. чка, з. бота, з. вод, м. рковь, к. л.ндарь, к. стрюля, .г. род, р. кета, тр. мвай, ш. к.лад, ш. фер.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом — ок-, которые бы называли маленькие предметы.

башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7, проверка)

5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

№1.Добавь суффиксы — ек-, — ок-.

6. Работа в парах.

Составь и запиши десять слов, используя суффиксы — ек-, — ок-.

сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса — ек-.

Вывод делают учащиеся: в суффиксе — ок — произошло чередование к/ч.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Зарядка для глаз.

Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, — ек-, — ик– , отработка анализа состава слова.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

(Приложение 1. Слайд 8. Проверка)

9. Самостоятельная работа.

Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, — ик-, — ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.

Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.

Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

11. Проверка (Приложение 1 , слайд № 9).

12. Домашнее задание: с. 22 № 6, правило с. 20.

Записать слова в два столбика в зависимости от места орфограммы.

Шепот, паучок, черный, щелка, жучок, шорты, бычок, шов, шорох, шажок, пчелы, капюшон.

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

снежок голубок свисток снег шажочек голубочек вечер

свист вечерок звоночек снежочек голубь

звон свисточек вечерочек шажок садочек звонок

Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек – звоноЧКа;
  • внучек – внуЧКа;
  • огонёчек – огонёЧКа;
  • горошек – гороШКа;
  • ножичек – ножиЧКа;
  • комочек – комоЧКа;
  • свисточек – свистоЧКа;
  • молоточек – молотоЧКа;
  • листочек – листоЧКа;
  • орешек – ореШКа;
  • сыночек – сыноЧКа;
  • стебелёчек – стебелёЧКа;
  • кусочек – кусоЧКа;
  • мешочек – мешоЧКа;
  • цветочек – цветоЧКа;
  • платочек – платоЧКа;
  • пирожочек – пирожоЧКа;
  • котёночек – котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

Имена существительные с суффиксом –ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример:

Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

Способы образования слов при помощи суффикса –ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
Что касается суффикса –ок-, то он придает несколько другие значения:

Гласные после шипящих и ц

2.2. О после шипящих в безударных слогах

ЧА, ЩА пиши с А (чары, янычар, щавель, верещать);

Примечание. В заимствованных словах написание совпадает с произношением, например:

В русских словах буквы Я и Ю после Ц не пишутся. Однако такое написание возможно в словах иностранного происхождения:

Примечание. В заимствованных словах О после Ц может писаться и в безударных слогах:

б). Суффикс глаголов и существительных –ёвыва. Например:

2.3. О после шипящих во всех остальных позициях

В русском языке есть 4 шипящих звука: Ж, Ш, Щ и Ч. Исторически сложилось так, что два из них, Ж и Ш, всегда твердые, а другие два, Ч и Щ – всегда мягкие. Однако в правописании это проявляется с точностью до наоборот: еще с детства мы все знаем три основных правила:

Множественное число

Особенности при склонении некоторых групп существительных во мн. ч.
Склонение существительных муж. р. — названий лиц на -анин, -янин и на -ин
Все формы мн. ч. у названий лиц на -анин, -янин или на -ин образуются (за нек-рым исключением) от усеченной основы, в Им.п. они имеют особое окончание-е.

Во мн. ч. последовательно выражается принадлежность слов к лексико-грамматическому разряду существительных одушевленных или неодушевленных. Исключение составляют формы вин. п. одушевленных существительных муж. и жен. р., совпадающие с формой им., а не род. п. мн. ч., в таких сочетаниях, как 1) выбрать в депутаты, поступить в машинистки, пойти в летчики; 2) играть в казаки-разбойники, в дочки-матери, в кошки-мышки.

Существительные на -анин, -янин
Существительные на -ин
И. горожан-е крестьян-е бояр-е
Р. горожан крестьян бояр
Д. горожан-ам крестьян-ам бояр-ам
В. горожан крестьян бояр
Тв. горожан-ами крестьян-ами бояр-ами
Пр. (о) горожан-ах (о) крестьян-ах (о) бояр-ах
Исключения: семьянин — семьянины, семьянинов; барин — баре и бары; болгарин — болгары, болгар; татарин — татары, татар; господин — господа’, господ; индивидуальные образования: цыган — цыгане, цыган; хозяин — хозя’ева, хозяев.
Склонение существительных муж. и ср. р.

Второе склонение
Во втором склонении так же, как и в первом, в зависимости от окончания основы выделяются твердый, мягкий и смешанный варианты склонения.

Второе склонение
И. сёстр-ы зе’мл-и воевод-ы
Р. сестёр земе’ль воевод
Д. сёстр-ам зе’мл-ям воевод-ам
В. сестёр зе’мл-и воевод
Тв. сёстр-ами зе’мл-ями воевод-ами
Пр. (о) сёстр-ах (о) зе’мл-ях (о) воевод-ах

И. ребят-а цыплят-а чертенят-а
Р. ребят цыплят чертенят
Д. ребят-ам цыплят-ам чертенят-ам
В. ребят цыплят чертенят
Тв. ребят-ами цыплят-ами чертенят-ами
Пр. (о) ребят-ах (о) цыплят-ах (о) чертенят-ах
И. лягушат-а
Р. лягушат
Д. лягушат-ам
В. лягушат
Тв. лягушат-ами
Пр. (о) лягушат-ах
Исключения: по этому же образцу образуют формы мн. ч. маслёнок — маслята, опёнок — опята (и опёнки); у слов бесёнок, чертёнок, лисёнок, а также щенок — усекается -ок основы: бесёнок — бесенята, чертёнок — чертенята, лисёнок — лисенята (и лисята), щенок — щенята (и щенки).
Существительные, не образующие отдельных форм мн. ч.
Не образуют Р. п. мн. ч.: башка, мга, мгла, мечта, мзда, мольба, тьма (‘мрак’), слова на согласную перед -ца: гнильца, ленца, пыльца, рысца, сольца, хрипотца, а также казна, камка, тоска, треска. Отклонения от общего правила и индивидуальные образования в словах: небо (небеса), чудо (чудеса); судно (‘корабль’) (суда’); цветок (цветы); курица (куры).

Мужской род
И. князь-я брать-я
Р. князей брать-ев
Д. князь-ям брать-ям
В. князей брать-ев
Тв. князь-ями брать-ями
Пр. (о) князь-ях (о) брать-ях
Средний род
И. перь-я донь-я звень-я
Р. перь-ев донь-ев звень-ев
Д. перь-ям донь-ям звень-ям
В. перь-я донь-я звень-я
Тв. перь-ями донь-ями звень-ями
Пр. (о) перь-ях (о) донь-ях (о) звень-ях
Исключения: сын и кум образуют формы с наращением: сын — сыновья, кум — кумовья
Вариантные парадигмы у слов: гроздь: гро’зди, гро’здей и гро’здья, гро’здьев; сук: сукu, суко’в и су’чья, су’чьев; уголь: у’гли, угле’й и (прост.) уголья, угольев; дядя (‘брат отца или матери’): дя’ди, дядей и дядья’, дядьёв.
Склонение названий невзрослых существ на-ёнок, -онок
Формы мн. ч. названий невзрослых существ образуются от основы на -ат, -ят.

Во множественном числе не сохраняется характерная для изменения существительных в ед. ч. различие склонений, только две формы Им. и Р. п. имеют флексии, иногда различающиеся по типам склонений. Парадигма мн. ч. состоит из пяти различающихся падежных форм, две формы (Им. и В.п. или Р. и В.п.) совпадают; формы Д., Тв. и Пр.п. для существительных всех родов и склонений одинаковы. Во мн. ч. последовательно выражается принадлежность слов к разряду существительных одушевленных или неодушевленных. У неодушевленных существительных В.п. совпадает с Им.п. (Им. заводы, В. заводы), у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.п. (Р. жителей, В. жителей).

Как правильно: «девчонки» или «девченки»? Правописание: «девчонки» или «девченки»

Как правильно: «девчонки» или «девченки»? На этот вопрос мы ответили выше. Кстати, «девчонка» — это русское слово. Однако существуют и такие, которые были заимствованы из иностранного языка. В них после шипящих согласных всегда пишется буква «о». Приведем пример: шоу, пижон, харчо, мажор, шорты, шок, анчоус, джокер, Джоуль, Джон, Джойс и проч.

Чаще всего русскоговорящее население нашей планеты делает ошибки в тех словах, где после шипящих ставятся гласные буквы. Например, правописание «девченки» или «девчонки» вводит в недоумение множество людей. Чтобы раз и навсегда понять, какую букву требуется использовать в данном слове («ё» или «о»), необходимо запомнить простое правило. Его мы представим немного ниже.

Следует отметить, что данное правило действует только для тех частей речи, которые не образованы от глаголов.

В русских именах и фамилиях обычно после шипящих согласных пишется буква «о». Например, Печора, Шолохов или Жора и проч.

Если в имени существительном имеется суффикс -онок, -ок, -об, -онк, -чонок, -отк или -овщин , то после шипящих всегда пишется буква «о». Приведем пример:

Если у таких частей речи имеется беглая гласная, то после шипящих согласных всегда пишется буква «о». Приведем пример: изжог, поджог (жгла, жгу), кишочки (кишки), рожон (рожна), очочки (очки), шов (шва), смешон (смешной). Однако в этом правиле есть свои исключения. В них входят следующие слова: расчёт, зачёт, счёт и учёт .

Так как правильно: «девчонки» или «девченки»? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобрать данное слово.

Как пишется: пятачёк, пятачок или пяточёк

Вторая проблема связана с правописанием «о/ё» в суффиксе после «ж», «ш», «щ» и «ч»: под ударением в этой ситуации пишется «о», без ударения — «ё». В нашем слове ударение приходится как-раз на этот суффикс — значит пишем «о».

Книгу про Винни-Пуха и всех-всех-всех английского писателя Алана Милна в переводе нашего советского Бориса Заходера они, видимо, не читали.

Чтобы выбрать правильное написание слова, сначала установлю его морфемный состав:

Но кроме указанных в вопросе, сомнение может вызвать и первая гласная в корне: «пЯтачок» или «пЕточок»? Для проверки используем однокоренное слово, где ударение падает на нашу сомнительную букву: и этим словом может быть слово «пять» — пишем «я».

Правильное написание имени существительного «пятачок», действительно может вызвать несколько затруднений, связанных, буквально, с каждой гласной буквой в этом слове.

Чтобы выбрать букву «ё» или «о» после шипящего, применю правило, что в суффиксах существительных, прилагательных и наречий под ударением пишется буква «о», например:

Слово «пята к» проверит безударный суффикс -ач- (чередование согласных к//ч) в составе существительного «пятачок».

Как правильно писать: девчЕнка или девчОнка? Выясняем вместе

Итак, давайте разберемся вместе, как все-таки правильно пишется слово: «девченки» или «девчонки»? Словарь Даля В. И. для этого нам не понадобится. Ведь мы будем опираться только на существующие правила русского языка.

Если в имени прилагательном имеется гласная после шипящего, то рекомендуется обратить внимание на то, есть ли в проверяемых словах ударные суффиксы -ов или же -он. Если они имеются, то в данных словах пишется только «о». Например, холщовый, камышовый, смешон и пр.

Если после шипящих букв стоит гласная, то в первую очередь необходимо посмотреть, имеет ли данное слово такие суффиксы, как -овник (в современном русском языке он непродуктивен) или -овк. Если да, то требуется писать только «о». Приведем пару наглядных примеров: грушовник, хрычовка.

После представленного правила становится ясно, как следует писать: «девченки» или «девчонки». Орфография в этом случае требует проведения небольшого анализа.

Таким образом, больше нет никаких причин задумываться над этим вопросом. Хотя следует отметить, что в русском языке существует и множество других слов, при написании которых у некоторых людей возникают аналогичные вопросы. Рассмотрим некоторые из них.

Итак, «девчонка» — это имя существительное. Причем «девч» — выступает в качестве корня, «онк» — в качестве суффикса, а «а» — окончания.

Если вам необходимо узнать, как следует правильно написать имя существительное «девчонка», то требуется вспомнить все те правила, которые касаются именно данной части речи, а точнее — суффиксов.

Суффикс ок после шипящих правило

Примечание. От написаний существительных мужского рода с суффиксом — ец — следует отличать написания слов заяц и месяц .

Страдательные причастия от глаголов равнять и ровнять с приставками оканчиваются на -енный : выравненный («сделанный равным») и выровненный («сделанный ровным») и т. п.; от мерять , мучать страдательные причастия оканчиваются, как и от мерить , мучить , на -енный : меренный , мученный (ср. измеренный , измученный и т. п.).

Приведённый свод правил русского правописания 1956 года действует до сих пор.

В глаголах колону́ть (ср. колоть), захолону́ть (ср. холод), полосону́ть пишется о .

Кроме того, необходимо иметь в виду следующие глаголы, оканчивающиеся на -ева́ть-ева́ю (с ударением на -ва́ ):

Примечание 1. Прилагательные, образованные от индивидуальных названий людей, пишутся со строчной буквы:

Однако в словах заинька , паинька , баиньки пишется -инька (-иньки ) , а в существительных, образованных от слов на -ыня , пишется -ынька , например: милостынька (от милостыня).

ГДЗ Русский язык учебник Канакина, Горецкий 4 класс часть 1

1. Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки.

Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
— Потому что снег да лёд —
Не малина и не мёд.

Библиотека — учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.
Картотека — систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями справочного характера.
Каталог — составленный в определённом порядке перечень каких-либо однородных предметов (книг, картин).

Осень — удивительное время года. Деревья одеты в золотую и багряную листву, которая шуршит и шепчется на ветру. Но нарядные одеяния деревьев недолговечны. Проходит сентябрь, и листва начинает опадать. Желтые, красные, бурые листья медленно кружатся в нежном вальсе и вихрем проносятся мимо, гонимые ветром. Они укрывают пожелтевшую траву разноцветным ковром. Приятно пройтись по такому осеннему ковру, прислушиваясь к шороху листьев под ногами. Как приятно наслаждаться красотой осеннего листопада!

Белый — чёрный; ласка — ласка; красивый, прекрасный; месяц — месяц; месяц, луна; сладкий — горький; багаж, вещи; ветер, ураган; горячий — холодный; почки — почки; пеночка — пеночка; друг, товарищ; зло — добро; бросать, кидать.

Определите тему и главную мысль текста.
Закончен ли текст? О чём можно сказать в заключительной части? Озаглавьте текст.
Составьте план текста. Подготовьтесь написать по плану изложение. Выпишите трудные для написания слова.
Напишите изложение. Проверьте себя.

3. Предложите маме, бабушке, дедушке, брату, сестре и просто знакомым произнести слова из заданий 1 и 2, употребив их в указанных формах.
Как люди произнесли эти слова? С каким ударением? Запишите слова так, как их произносили люди, обозначьте в словах ударение.

Суффикс ок ек после шипящих правило

§ 54. Правописание суффиксов.

1. -ик, -ек. Чтобы различить суффиксы -ик, -ек (-ок) , надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук, а суффикс -ек (-ок) утрачивает гласный звук: ключ-ик – ключ-ик -а, огурч-ик – огурч-ик , но цветоч-ек – цветоч-к -а, огонёч-ек – огонёч-к .
2. -ок, -ек. После шипящих под ударением пишется -ок : береж о к , волч о к , петуш о к , сапож о к . Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: н о жичек , ор е шек .
Упражнения.
3. -ец , -иц- а . Суффикс -ец бывает только в словах мужского рода, а суффикс -иц- а бывает только в словах женского рода: хлебец , старец , но: конниц а, лужиц а .
Упражнение.
4. -ец- о, -иц- е . В существительных среднего рода пишется -ецо , если ударение падает на окончание, и пишется -ице , если ударение падает на основу: письмецо , ружьецо , но платьице , креслице .
Упражнения.
5. инк -а, -енк- а . Суффикс -инк- а пишется в существительных, которые образованы от слов на -ин- а , имеющих значение единичности: соломин а – соломинк а, проталин а – проталинк а ; -енк- а пишется в словах, образованных от существительных, основа которых в род. пад. множ. числа оканчивается на -ен : пашн я – пашен (род. пад. множ. числа) – пашенк а; басн я – басен – басенк а; сосн а – сосен – сосенк а .
Но: деревня – деревень – деревень ка; кухня – кухонь – кухонь ка .
Упражнения.
6. -ушк-, -юшк-, -ышк- . Суффикс -ышк- употребляется в существительных среднего рода: солнышк о, перышк о . Суффикс -ушк-, -юшк- пишется в словах мужского и женского рода: дедушк а, соседушк а, коровушк а, волюшк а, батюшк а, хлебушк о . Суффикс -юшк- пишется также в словах среднего рода с мягкой основой: поле – полюшк о, горе – горюшк о . 7. После суффиксов -ушк- (-юшк-), -ишк- пишется окончание или :
а) В существительных женск. рода пишется всегда окончание ; головушка , волюшка , землишка .
б) В существительных мужск. рода, если они обозначают одушевлённые предметы, пишется окончание : дедушка , сынишка ; если же они обозначают неодушевлённые предметы, то пишется окончание : хлебушко , дворишко .
в) В существительных средн. рода пишется всегда окончание -о: полюшко , письмишко , стёклышко , крылышко .
Упражнения.
8. -ичк- а, -ечк- а . Суффикс -ичк- а (обычно с ударяемым и ) пишется в существительных, образованных от слов на -иц- а или -ик- а : стран и ца – стран и чк а, лис и ца – лис и чк а, л е стница – л е стничк а, землян и ка – землян и чк а . В остальных случаях пишется -ечк- а : ложка – ложечк а, бумажка – бумажечк а, скамейка – скамеечк а .
Упражнения.
9. -ёнк- а (-онк- а), -ёнок (-онок) . После шипящих под ударением вместо -ёнк- а, -ёнок пишется -онк- а, -онок : книж о нк а, медвеж о нок , мыш о нок , галч о нок .
10. -еньк- а, -оньк- а . В ласкательных суффиксах -еньк-, -оньк- после н пишется ь: маменьк а, берёзоньк а .
Упражнения.
11. -ищ- е, -ищ- а . Суффикс -ищ- е (с окончанием ) пишется в словах мужского и среднего рода (склоняются по 2-му склонению): дом – домищ е, нос – носищ е, болото – болотищ е, бревно – бревнищ е. Суффикс -ищ- а (с окончанием ) пишется в словах женского рода (склоняются по 1-му склонению): скука – скучищ а, лапа – лапищ а, борода – бородищ а.
Упражнения.

12. -щик, -чик. После согласных суффиксы -шик и -чик в произношении трудно различаются. В сомнительных случаях нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс -чик , если перед суффиксом стоит т, д, с, з, ж: летать – лётчик , переводить – переводчик , разносить – разносчик , возить – возчик , перебежать – перебежчик . После других согласных пишется -щик : наборщик , каменщик , пальщик . После т только несколько слов, главным образом иностранного происхождения, имеют суффикс -щик : флейтщик , ремонтщик , бриллиантщик и др.
Перед суффиксами -щик и -чик мягкий знак пишется только после буквы л: стульчик , курильщик , пильщик (но: кончик , банщик , каменщик ).
Упражнения.

§ 55. Правописание частицы не с существительными.

Частица не пишется с существительными слитно:
1) если без частицы не существительное не употребляется: невзгода, ненастье, неряха, негодование ;
2) если прибавлением частицы не образуется новое слово, которое можно заменить другим, близким по значению словом: неприятель – враг, несчастье – беда .
Частица не пишется при существительных раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление: Это не правда (а ложь). Он мне не приятель (а только знакомый).
Упражнения.

Урок русского языка в 3-м классе по теме «Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных»

1. Организационный момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

№1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

6. Работа в парах.

Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Зарядка для глаз.

Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

  • Правила предоставления дополнительного отпуска по уходу за ребенком-инвалидом Родители, занимающиеся воспитанием ребенка-инвалида, имеют право пользоваться большим количеством государственных льгот. Все это связано с […]
  • Заявление на РВП нового образца 2018 года — бланк и образец заполнения Иностранный гражданин, приехавший в Россию с целью трудоустройства и продолжительного проживания, обязан оформить разрешение на временное […]
  • Уголовное право. Ст. 111 УК РФ, ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч. 4: наказание, срок Одной из самых противоречивых категорий современного уголовного права считается такое понятие, как «вред здоровью». Обусловлено это главным […]
  • Как сменить прописку: какие нужны документы, процедура, сроки Государственная услуга смены регистрации часто откладывается «на потом»: боязнь долгих очередей, подготовки бумаг, слабое понимание последовательности […]
  • На каком расстоянии от забора на даче можно сажать и строить? Изменилось ли что-то в нормах размещения построек и растений на дачном участке после принятия нового дачного закона? Или всё осталось по-прежнему? Отвечает […]
  • Администрация Ленинградской области Реестры действующих лицензий Ленинградской области Информация о действующих лицензиях (реестр лицензий Ленинградской области) находится в разделе: «Документы по теме» Документы по […]

Понравилось?

Нажмите на кнопку, если статья Вам понравилась, это поможет нам развивать проект. Спасибо!

источники:

https://school10-mgn.ru/uchimsya-pisat-suffiksy-ok-v-imenah-sushchestvitelnyh-sposoby-obrazovaniya.html

Примеры слов с суффиксами -к-, -ек-, -ик-, -ок-

Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встре­ча­ют­ся в мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных с уменьшительно-ласкательным значением.

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих суще­стви­тель­ных нет суф­фик­са -к- , напри­мер, не будем его искать в непро­из­вод­ных словах:

  • банк а
  • почк а
  • марк а
  • тарелк а
  • вилк а
  • ложк а
  • шапк а
  • маск а
  • кружк а
  • куртк а.

Примеры слов с суффиксом -к-

Суффикс -к- име­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние и обра­зу­ет от суще­стви­тель­ных новые сло­ва с этим оттен­ком зна­че­ния, например:

  • бере­за — берёз к а;
  • печь — печ к а;
  • шап­ка — шапоч к а;
  • под­ко­ва — под­ков к а;
  • мар­ка — мароч к а;
  • курт­ка — кур­точ к а.

С помо­щью суф­фик­са -к- от гла­го­лов обра­зо­ва­ны суще­стви­тель­ные со зна­че­ни­ем про­цес­са или резуль­та­та дей­ствия, напри­мер:

  • поез­дить — поезд к а;
  • зана­ве­сить — зана­вес к а;
  • побе­лить — побел к а;
  • про­по­лоть — про­пол к а;
  • покра­сить — покрас к а;
  • заго­ро­дить — заго­род к а .

Примеры слов с суффиксом -ек-

Суффикс -ек- ана­ло­гич­но обра­зу­ет суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем. Встречается он после шипя­щих в словах :

  • бараш ек
  • венич ек
  • ларёч ек
  • боти­ноч ек
  • ореш ек
  • кар­маш ек
  • пла­точ ек
  • чело­веч ек
  • лепе­сточ ек
  • мешоч ек
  • горош ек

В этом без­удар­ном суф­фик­се пишет­ся бук­ва «е», если в нем выпа­да­ет глас­ная при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла существительного:

бара́ш е к — нет бара́ш к а.

Примеры слов с суффиксом -ик-

Напротив, в суще­стви­тель­ном муж­ско­го рода пишет­ся суф­фикс -ик- , если в нем не про­ис­хо­дит исчез­но­ве­ния глас­ной в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, например:

  • но́л и к — нет но́л и ка;
  • кре́ст и к — нет кре́ст и ка;
  • ба́нт и к — нет ба́нт и ка.

Приведем при­ме­ры слов, име­ю­щих суф­фикс -ик- в мор­фем­ном составе:

  • лист ик
  • холм ик
  • стол ик
  • куб ик
  • мост ик
  • дожд ик
  • хвост ик
  • каран­даш ик
  • луч ик
  • двор ик
  • сад ик
  • нос ик
  • шалаш ик
  • прут ик
  • рубл ик
  • дом ик
  • столб ик
  • ковр ик
  • ковш ик
  • час ик и.

Примеры слов с суффиксом -ок-

В мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш», «щ» пишет­ся суф­фикс -ок- :

  • пры ж ок
  • гре­бе ш ок
  • зра ч ок
  • бор щ ок

При обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью суф­фик­са -ок- в корне про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных, напри­мер:

  • дру г — дру ж ок ;
  • кру г — кру ж ок ;
  • сне г — сне ж ок ;
  • сапо г — сапо ж ок ;
  • балы к — балы ч ок ;
  • каб­лу к — каб­лу ч ок ;
  • пу х — пу ш ок ;
  • оча г — оча ж ок ;
  • сто г — сто ж ок ;
  • сун­ду к — сун­ду ч ок ;
  • род­ни к — род­ни ч ок ;
  • баш­ма к — баш­ма ч ок ;
  • жу к — жуч ок ;
  • бар­сук — бар­суч ок ;
  • вол к — вол ч ок

Правописание суффиксов существительных

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик-, -чик— и —щик-, -ок- и -ек-, -оньк- и -еньк-, -ец- и —иц-. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

VIII. Неударяемые гласные в суффиксах

Орфография

VIII. Неударяемые гласные в суффиксах

§ 17. Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник, -чик) и -ек. Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например: столик – столика, дворник – дворника, стаканчик – стаканчика, но: ножичек – ножичка, овражек – овражка, барашек – барашка.

§ 18. Следует различать суффиксы существительных -ец- и -иц-:

в существительных мужского рода пишется -ец- (с беглым е), например: комсомолец – комсомольца, европеец – европейца;

в существительных женского рода пишется -иц-, например: конница, лестница;

в существительных среднего рода пишется -ец-, если ударение стоит после суффикса, и -иц-, если ударение предшествует суффиксу, например: nальтец о , но: пл а тьице.

У существительных среднего рода известен также суффикс -ц- с беглым е, которое появляется в род. пад. множ. ч., например: блюдце (блюдец), щупальце (щупалец) .

Примечание. От написаний существительных мужского рода с суффиксом -ец- следует отличать написания слов заяц и месяц.

§ 19. Следует различать суффиксы -ечк- и -ичк-. Суффикс -ечк- пишется:

а) в существительных женского и среднего рода, которые образуются от слов, имеющих в род. пад. множ. ч. суффикс -ек- с беглым е, например: нянечка (нянек нянька), леечка (леек лейка), печечка (печек печкa), окошечко (окошек окошко); также в ласкательных собственных именах мужского и женского рода, например: Ванечка, Олечка, Анечка;

б) в существительных среднего рода, образованных от существительных на -мя, например: время – времечко, семя – семечко.

Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц-, например: лестница – лестничка, пуговица – пуговичка, ножницы – ножнички.

§ 20. Следует различать правописание -инк- и -енк- в существительных:

-инк- пишется в существительных, образованных от слов на -ина, например: проталина – проталинка, скважина – скважинка, соломина – соломинка;

-енк- пишется в существительных уменьшительных женского рода, образующихся от слов с основой на -н- и имеющих в род. пад. множ. ч. беглое е, например: башенка (башня башен), песенка (песня песен), вишенка (вишня вишен), сосенка (сосна сосен).

Пишется -енк- также в существительных женского рода, обозначающих лиц женского пола, например: нищенка, француженка, черкешенка, монашенка; так же пишется слово лесенка.

§ 21. В ласкательных именах существительных на -нька может быть перед н только о или е, например: березонька, липонька, бабонька, Веронька, Лизонька, лисонька (но не «Лизанька», «лисанька»), полосонька (но не «полосынька»); Петенька, Оленька, Марфенька, Сереженька, Зоенька (но не «Петинька», «Зоинька»), душенька, ноченька; также волосоньки (но не «волосыньки»).

Однако в словах заинька, паинька, баиньки пишется -инька (-иньки), а в существительных, образованных от слов на -ыня, пишется -ынька, например: милостынька (от милостыня).

§ 22. Следует различать правописание уменьшительных (ласкательных) имен существительных с суффиксами -ушк-, -юшк- и -ышк-, -ишк- и др.:

в существительных женского рода пишется -ушка (-юшка), например: бабушка, матушка, коровушка, Аннушка, волюшка;

в существительных мужского рода у имен одушевленных пишется -ушка (-юшка), например: дедушкa, батюшка, соловушка, Ванюшка, Николушка;

в существительных среднего рода пишется -ышко, например: перышко, солнышко, стеклышко, гнездышко.

Отдельные существительные мужского рода употребляются с суффиксами -ышек, -ушек, -ешек, например: колышек, воробышек и воробушек, xлебушек (также хлебушко), камешек и камушек, краешек. Отдельные существительные среднего рода употребляются с суффиксом -юшк-, например: горюшко, полюшко, морюшко.

Кроме того, в существительных мужского, среднего и женского рода может употребляться суффикс -ишк- (-ишка, -ишко), вносящий уменьшительно-пренебрежительное значение, например: фанфаронишка, сараишко, платьишко, именьишко, шинелишка (ср. плутишка, воришка, дворишко, пальтишко). О различении -ишка и -ишко см. § 39.

§ 23. Следует отличать существительные с суффиксом -атай, склоняющиеся как имена существительные мужского рода, от существительных с суффиксом -aт- и окончанием -ый, склоняющихся как полные прилагательные, например: ходатай – ходатая, ходатаи, ходатаев, но: вожатый – вожатого, вожатые, вожатых.

§ 24. От суффикса прилагательных -ев- (соевый, краевой, ключевой; ср. рублёвый) следует отличать суффикс -ив- (милостивый, ср. ленивый) с его производными -лив- и -чив-, например: придирчивый, заносчивый, заботливый, словоохотливый.

§ 25. В прилагательных, образованных от существительных, пишется суффикс -ян- (после шипящих -ан-), если ударение стоит после суффикса, например: землян о й, травян о й, жестян о й, костян о й, нефтян о й, вощан о й, платян о й, дровян о й.

Если же ударение стоит перед суффиксом, то в одних прилагательных пишется -ян- (после шипящих -ан-), в других -енн- (что устанавливается в словарном порядке), например: гл и няный, к о жаный, сер е бряный, в е тряный (ветряная оспа, мельница), м а сляный (масляная краска) при кл ю квенный, сол о менный.

В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от основ на -мен- (им. пад. ед. ч. на -мя), пишется -енн-, например: временный (время, времени), пламенный, племенной, семенной, стременной. (В качестве существительного известна в литературе также форма стрем я нный.)

§ 26. В страдательных причастиях прошедшего времени, а также в прилагательных и существительных, образовавшихся из этих причастий, пишется суффикс -ан(н)-, -ян(н)-, если соответствующий глагол оканчивается на -ать (-ять) , и суффикс -ен(н)-, если соответствующий глагол оканчивается на -еть, -ить, на -ти (-ть) после согласных, на -чь, например: привязанный, вязанный (причастие), вязаный (прилаг.), увиденный, израненный, раненный (причастие), раненый (прилаг.), намасленный, выведенный, отстриженный, настоянный, расковырянный, расстрелянный (от расстрелять), застреленный (от застрелить), навешанный (от навешать, например: навешано много белья), навешенный (от навесить, например: дверь навешена), мешаный, мешанина (от мешать), вымешенный (от вымесить), веяный, веяние, крашеный, крашенина (ткань), замороженный (причастие), мороженое (сущ.), валяный (но: валенки).

Страдательные причастия от глаголов равнять и ровнять с приставками оканчиваются на -енный: выравненный («сделанный равным») и выровненный («сделанный pовным») и т. п.; от мерять, мучать страдательные причастия оканчиваются, как и от мерить, мучить, на -енный: меренный, мученный (ср. измеренный, измученный и т. п.).

§ 27. В причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

1) -ущ- (-ющ-) (действ.), -ем- (страд.), если глаголы, от которых они образованы, I спряжения (см. § 44), например: пишущий, борющийся, читающий, читаемый;

2) -ащ- (-ящ-) (действ.), -им- (страд.), если глаголы, от которых они образованы, – II спряжения (см. § 44), например: значащий, дышащий, видящий, стоящий, видимый.

Примечание 1. Причастие движимый пишется с суффиксом -им-.

Примечание 2. Oт глаголa брезжить действительное причастие пишется брезжущий.

§ 28. Прилагательные, оканчивающиеся на -йный, пишутся в краткой форме мужского рода с е перед н, например: спокойныйспокоен, знойныйзноен, буйныйбуен, прямолинейныйпрямолинеен. Но от достойный краткая форма – достоин (достоинство), однако причастие – удостоенный, удостоен (от удостоить, по § 26).

§ 29. Прилагательные, оканчивающиеся на неударяемые -инский или -енский, группируются по написанию следующим образом:

1. Прилагательные оканчиваются на -инский:

а) если от соответствующих существительных употребительно притяжательное прилагательное на -ин, например: с е стринский (сестра – cecтрин), Map и инский (Мария – Мариин), А ннинский (Анна – Аннин), С а ввинский (Савва – Саввин);

6) если они образованы от географических названий (склоняемых и несклоняемых), оканчивающихся на -и (-ы), например: гр я зинский (Грязи), мыт и щинский (Мытищи), х и мкинский (Химки), с о чинский (Сочи), т о пкинский (Топки), т а лсинский (Талсы);

в) если они образованы от географических названий, оканчивающихся на -а (-я), например: ж и здринский (Жиздра), я лтинский (Ялта), о хтинский (Охта), р о нгинский (Ронга), балаш и хинский (Балашиха), е льнинский (Ельня).

Примечание. Некоторые прилагательные, образованные от существительных на -а (-я), в соответствии с прочно установившейся традицией coxpаняют написание с -енский, например: пресненский (Пресня), пензенский (Пенза).

2. Прилагательные оканчиваются на -енский, если они принадлежат к другим словообразовательным типам, например: гр о зненский (Грозный), город и щенский (Городище), зар е ченский (Заречье), Фр у нзенский (Фрунзе), кол о менский (Коломна), пес о ченский (Песочня), горш е ченский (Горшечное). (В последних трех примерах прилагательные содержат в своем составе беглое е и суффикс -ск-.)

§ 30. В прилагательных на -чий, образованных от существительных на -шка, перед ч пишется е в положении не под ударением, например: стар у шечий, кук у шечий, к о шечий, ляг у шечий, инд ю шечий; но известны и образования на -ачий с ударяемым а, например: кош а чий, лягуш а чий, индюш а чий.

§ 31. В числительных собирательных четверо, пятеро и т. д., а также в образованных от них прилагательных четверичный, пятеричный и т. д. перед р пишется е.

§ 32. В суффиксах степеней сравнения в неударяемом положении всегда пишется е, например: гр о мче, ст а рше, крас и вее (крас и вей), крас и вейший.

§ 33. В глаголах, оканчивающихся в неопределенной форме на -вать, необходимо для правильного написания неударяемого гласного перед в различать следующие типы:

1) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на -ую (-юю) , а в неопределенной форме на -овать (-евать), например: беседуюбеседовать, заведуюзаведовать, горююгоревать;

2) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на неударяемые -ываю, -иваю, а в неопределенной форме на неударяемые -ывать, -ивать, например: развертываюразвертывать, закручиваюзакручивать;

3) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на ударяемое -ваю, а в неопределенной форме на ударяемое -вать; в этих глаголах перед в пишется та же гласная, что и в неопределенной форме соответствующих глаголов без суффикса -ва- (т. е. непосред-ственно перед -ть), например: одолев а юодолев а ть (одол е ть), запив а юзапив а ть (зап и ть), застыв а юзастыв а ть (заст ы ть). Сюда же относятся глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице на (без -ва-): застав а тьзаста ю (заст а ть), достав а тьдоста ю (дост а ть).

Кроме того, необходимо иметь в виду следующие глаголы, оканчивающиеся на -ев а ть--ев а ю (с ударением на -в а —): затмев а юзатмев а ть, застрев а юзастрев а ть, намерев а юсьнамерев а ться, обурев а етобурев а ть, продлев а юпродлев а ть, растлев а юрастлев а ть, увещев а юувещев а ть.

§ 34. В суффиксах однократных глаголов на -ан у ть пишется а, например: долбан у ть, стеган у ть, садан у ть.

В глаголах колон у ть (ср. колоть), захолон у ть (ср. холод), полосон у ть пишется о.

§ 35. В глаголах, означающих изменение какого-либо состояния, пишется -енеть, например: леденеть, костенеть, деревенеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть; переходные глаголы этого типа оканчиваются соответственно на -енить, например: леденить, окровенить и др.

§ 36. Следует отличать глаголы непереходные с основой на , например: обессилеть, обессилею (стать бессильным, лишиться силы), опостылеть, опостылею (стать постылым), выздороветь, выздоровею (стать здоровым), от соответствующих им переходных глаголов с основой на , например: обессилить, обессилю (сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы), ослабить, ослаблю.

источники:

http://interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/bglava-3b/pravopisanie-suffiksov-suschestvitelnyh

http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/rules/121-gl-19-8

!!! Моя Знайка.png

Здравствуй! На очередном нашем занятии рассмотрим правописание суффиксов –ек, –ик, –ок.

Суффиксы –ек, –ик в словах, их правописание

Суффикс –ек пишется в словах, когда при изменении формы слова буква е «выпадает» (блиночек и блиночка, звоночек и звоночка, височек и височка). В остальных суффиксах пишется сочетание –ик (буква и сохраняется): часик и часика, словарик и словарика, томик и томика.

Правописание суффикса –ок после шипящих

После букв, обозначающих шипящие звуки (ж, ш, ч, щ), в суффиксе пишется под ударением буква о (должок, снежок, стожок), а не под ударением — буква е (порожек,  горошек, горшочек).

Перейти к содержанию

«Лучок» или «лучёк» — как правильно?

На чтение 3 мин Просмотров 274 Опубликовано 05.03.2022

Чтобы запомнить, как написать «лучок» или «лучёк», нужно обратиться к правилу русского языка. Зачастую допускают ошибки в правописании букв «о» и «е» в разных частях речи.

Как пишется правильно: «лучок» или «лучёк»?

Какое правило применяется?

Лучок – имя существительное, с шипящей согласной «ч» в корне слова.

Чтобы проверить букву «о», обратимся к правилу: «Гласные о, е, ё после шипящих и ц».

Согласно правилу, ударная буква пишется в суффиксах: — ок/-об, -онк/-овк, -отк, — онок/-чонок, -оныш/-овщин.

В рассматриваемом слове после шипящей «ч» пишем суффикс – ок, так как буква «о» под ударением.

Примеры предложений

Можешь сходить на огород и сорвать лучок для салата? – спросила мама, когда я собиралась выходить из дома.

В доме Михайло Петровича, к салу обязательно идет лучок и горчица.

В школьной столовой на окне в большом ящике посадили зеленый лучок.

Для зажарки понадобится морковка, лучок и томатная паста.

Как неправильно писать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется суффикс лив
  • Как пишется суффикс ист
  • Как пишется суффикс ечк
  • Как пишется суффикс енн
  • Как пишется суфле куриное