Как пишется суффикс ость

Правописание суффиксов ость/асть

Суффикс «ость» пишется во всех случаях, так как суффикса «асть» не существует, например:

  • молодость
  • крепкость
  • окрестность
  • смелость

Но! Не стоит путать суффикс с частью корня, например:

  • пропасть — «асть» не суффикс, а принадлежит корню «пропасть»
  • крепость — «ость» не суффикс, принадлежит корню «крепость»

Слова с суффиксом ость: правила написания с примерами

Источником обогащения нашей речи служит непрерывный процесс словообразования. В русском языке он происходит несколькими способами. Один из распространенных — суффиксальный: маленькая частичка — суффикс, присоединяясь к корню, рождает слово с иным смысловым или эмоциональным оттенком. В одни слова привносятся нотки ласковости, нежности, в другие — пренебрежения и критики. Звучание радостных мотивов сменяется горькой иронией. Способность видоизменять и преобразовывать слова делают суффикс их значимой частью.

Различают словообразовательные и формообразующие суффиксы, отвечающие за грамматическую форму. Первая категория является наиболее многочисленной и распространенной. Словообразовательный суффикс -ость, например, может превращать одну части речи в другую.

Значение и функции суффикса ость

Суффикс -ость в русском словообразовании известен с давних времен. Его активность проявлена и в наши дни, когда процесс пополнения лексики набирает динамику. Этот словообразующий суффикс был и остается наиболее результативным. Слов, оканчивающихся на него, насчитывается более четырех тысяч.

Смысловые оттенки в основном относятся к таким семантическим группам, как:

  • качества и свойства человеческого характера, особенности поведения, склонности и способности: мужественность, женственность, дерзость, домовитость, заботливость, правдивость, трусость, любвеобильность, завистливость, доброжелательность, отзывчивость, деликатность, аккуратность, алчность, жадность, скрупулезность, ответственность, усидчивость, открытость, доверительность, мудрость, талантливость, гениальность, креативность, ранимость;
  • Отвлеченные состояния, абстрактные и философские понятия: юность, дряхлость, восторженность, беременность, холодность, громкость, бледность, невесомость, дикость, драгоценность, древность, ёмкость, живость, приземленность, возвышенность, безрадостность, апатичность, безысходность, дальность, вечность, комичность, бедность, знатность, благодарность, идейность, заумность, абстрактность, великость, дальность, нравственность, духовность, аскетичность.

Из приведенных примеров видно, что слова с этим суффиксом не имеют окончания, а имена существительные являются производными от прилагательных с той же основой и всегда относятся к женскому роду 3 склонения.

Это интересно: перифраза — примеры из литературы и разговорной речи.

Часто слова с суффиксом -ость образуют пары антонимов:

  • Влажность — сухость
  • Близость — отдаленность
  • Сосредоточенность — рассеянность
  • Взбалмошность — уравновешенность
  • Жесткость — мягкость
  • Щедрость — алчность
  • Уступчивость — упрямость
  • Чистоплотность — неряшливость
  • Храбрость — трусость, отважность
  • Грубость — приветливость
  • Открытость — скрытность
  • Праздность — деятельность
  • Скромность — наглость

Нулевое окончание в именах существительных на -ость в некоторых случаях делают затруднительным процесс различения слов. Такие существительные, как: ость, трость, пакость, волость, жимолость, крепость (только в значении сооружения!) — не имеют в составе суффикса, а одноименная частица является отдельной морфемой, принадлежащей основе слова. Сюда же относится и «гость» — существительное мужского рода, 2 склонения.

Правила написания и склонения

Суффикс ость относится к постоянным. Он всегда находится в слабой безударной позиции, поэтому легко образовывает существительные от производных прилагательных с неподвижным ударением на основе:

  • Яркий — Яркость
  • УбОгий — убОгость
  • СлАдкий — слАдость
  • ТороплИвый-тороплИвость
  • ВоздУшный — воздУшность
  • ЧванлИвый — чванлИвость
  • ВозмОжный — возмОжность
  • УвЕренный — увЕренность
  • РанИмый — ранИмость
  • Наружный — наружность
  • Научный — научность

Эта особенность предполагает правило его написания: независимо от произношения [Асть], во всех производных именах существительных следует писать букву «О»:

Слышим: «каверзнАсть» — пишем «КаверзнОсть»

  • ЯснАсть — ЯснОсть
  • ЯрАсть — ярОсть
  • НадежнАсть — надежнОсть
  • ХудожественнАсть — художественнОсть
  • БрутальнАсть — брутальнОсть
  • ЛичнАсть — личнОсть
  • ЛюбезнАсть — любезнОсть

При склонении имен существительных женского рода на -ость, изменения происходят только на зрительном уровне. В написании исчезает «Ь», при этом звучание [Асть] так же остается неизменным:

  • Им. п. — спелость [сп’эласт’]
  • Род.п. — спелости [сп’эласт’и]
  • Дат.п. — спелости [сп’эласт’и]
  • Вин.п. — спелости [сп’эласт’и]
  • Тв.п. — спелостью [сп’эласт’й’у]
  • П.п — о спелости [сп’эласт’и]

Учимся писать суффикс -ость-

Отрабатывать написание суффикса -ость-; повторить изученные орфограммы

суффикс, значения суффиксов, суффикс -ость-, разбор слова по составу, морфемный разбор, словарные слова, совершенствование графического навыка

План урока

Рубрика «Давай подумаем» направлена на выделение у группы слов суффикса -ость- и определение значения этого суффикса. Выполняется устно, фронтально. На основе наблюдения учащиеся делают вывод, что во всех этих словах есть один и тот же суффикс, указывающий на качество человека или его состояние. Отвечая на последний вопрос рубрики, учащиеся определяют, что в ударном и безударном положении суффикс -ость- пишется одинаково, написание суффикса необходимо запомнить.

Рубрика «Обрати внимание» обобщает выводы, сделанные в ходе работы с предыдущей рубрикой.

Выполняется письменно, фронтально упражнение 1 в учебнике — отработка написания суффикса -ость-.

Упражнение 2 в учебнике — расширение словарного запаса, работа над значениями слов, орфографический тренинг. Предлагается для работы в парах или для самостоятельной работы.

Упражнение 3 в учебнике — повторение изученных ранее орфограмм, развитие орфографической зоркости. Первый раз текст читает учитель. Выполняется письменно. Работа начинается как фронтальная и продолжается как самостоятельная или в парах. Слова с непроизносимыми согласными, встретившиеся в тексте: солнцем, радостно.

1. Подобрать проверочные слова к словам с непроизносимым согласным звуком.

2. Найти в тексте слово, в котором есть опасное сочетание зн, но нет непроизносимого согласного; проверить написание этого слова (проказницы — проказы).

3. Найти и выписать слова с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова», подбирая проверочные (шубки — шуба, друг за дружкой — дружок, хвосты — орфограмму с проверить нельзя).

4. Можно предложить учащимся какую-то часть текста подготовить к письму под диктовку.

Упражнение 1 (урок 57) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — тренировка в образовании слов с суффиксом -ость- и отработка его правописания. Выполняется письменно, фронтально: ученики по очереди выходят к доске. Суффикс выделяется, буква о подчёркивается.

Проводится фронтально упражнение 2 (урок 57) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — расширение словарного запаса, работа над значениями слов, орфографический тренинг. При необходимости учитель объясняет значения слов.

Выполняется письменно, фронтально упражнение 3 (урок 57) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — повторение написания суффикса -ечк-. Учитель просит сначала выполнить задание устно и определить, какой суффикс поможет образовать все слова, сообщает его написание, после этого ученики самостоятельно записывают вторые слова в парах.

Выполняется самостоятельно, письменно упражнение 4 (урок 57) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — определение места и типа орфограммы, отработка умения доказать правильность написания буквы в слове. Лучше предложить записывать слова в два столбика. Для облегчения проведения проверки целесообразно вызвать к доске двух учеников, каждый из которых заполнит один из столбиков.

Записать слово весело, найти букву, написание которой необходимо запомнить.

Возможная ошибка. Ученики называют вторую букву е.

Помощь. Предложить найти проверочные слова для безударного гласного в корне. Это поможет определить, что непроверяемой орфограммой в этом слове является буква о. Составить предложения со словом весело, одно из них записать.

Проанализировать особенность соединений строчных букв ме, мё, не, нё, ле, лё. Прописать данные буквосочетания.

Учитель подводит итоги работы на уроке.

Домашнее задание. Упражнение 5 (урок 57) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — отработка правила написания суффиксов -ик-, -ек-, отбор слов по заданному основанию, отработка действия самоконтроля.

источники:

http://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/slova-s-suffiksom-ost-pravila-napisaniya-s-primerami.html

http://rosuchebnik.ru/material/uchimsya-pisat-suffiks-ost-2130/

Название этапа Методический комментарий
1 1. Организационный этап урока

Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.

2 2. Актуализация имеющихся знаний
3 3. Введение нового материала
4 4. Закрепление изученного материала
5 5. Закрепление изученного материала
6 6. Закрепление изученного материала
7 7. Закрепление изученного материала
8 8. Закрепление изученного материала
9 9. Закрепление изученного материала
10 10. Закрепление изученного материала
11 11. Словарная работа
12 12. Каллиграфическая минутка
13 13. Рефлексия. Домашнее задание

План-конспект
урока  русского языка во 2 «А» классе

 Тема: 
«Учимся писать суффикс –ость-»

Учитель
начальных классов МОУ Лицей №7 г. Волгограда: Каптан Татьяна Владимировна

Тип
урока:
урок
открытия нового знания.

Цель: познакомить с образованием
слов при помощи суффикса  -ость- и отработать правописание слов с этим 
суффиксом.

Задачи: 1.Познакомить с новым
суффиксом -ость- и отрабатывать правописание слов с ним.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление;

3. Воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.

Планируемые результаты.

Предметные:

·       
уметь
выделять суффикс в слове;

·       
определять
значения суффиксов;

·       
уметь
действовать по алгоритму и по образцу.

Метапредметные:

·       
составлять
слова из заданных элементов;

·       
наблюдать
за группами слов и высказывать предположение о написании суффикса –ость-;

·       
понимать
необходимость ориентироваться на позицию партнера;

·       
учитывать
различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью
успешного участия в диалоге.

Личностные:

·       
контролировать
собственные действия в соответствии с правилом;

·       
формировать ценностное отношение к совместной
деятельности.

Методы
обучения:

деятельностный

           Формы организации деятельности:
индивидуальная,
фронтальная, парная.

Предполагаемый результат:
повышение
познавательного интереса к предмету, самостоятельные и грамотные высказывания
детей в устной форме, развитие коммуникативных способностей.

Оборудование:
учебник “Русский язык” 2 класс (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.),
карточки с заданиями.

Ход
урока

1.    
Мотивационно-организационный
момент.

 — Дети,
вам тепло? (Да!)

— Дети, вам
светло? (Да!)

— Прозвенел уже
звонок? (Да!)

— Уже закончился
урок? (Нет!)

— Только начался
урок (Да!)

— Хотите учиться?
(Да!)

— Значит, можно
садиться!

2.
Актуализация знаний (   минут)

Откройте
тетради, отступите 2 рабочие строки от написанного и запишите:

Шестое декабря.

Классная работа.

1. Минутка чистописания.

На доске записаны сочетания букв:

евн      евич  овн   ич    иничн

ушк   юшк  чик    еньк  ок   ек

— Посмотрите внимательно на запись. Что это за группа? (суффиксы)

Что такое суффикс?

— Для чего служат суффиксы? (суффиксы служат для образования
новых слов)

-Каково значение суффиксов в первой строчке? (с помощью этих
суффиксов можно написать отчества)

-Приведи пример.

-Во второй? (уменьшительно-ласкательные слова).

— Приведите пример.

— На минутке чистописания запишите только те  суффиксы, при помощи
которых образуются уменьшительно-ласкательные слова. (2 строка)

2. Открытие
нового знания

1. Проблемная
ситуация

На партах
у детей одна карточка со словом

хитрый           
слабый               глупый

 У вас
есть слово, с которым мы поиграем, добавляя наши суффиксы. Запишите это слово в
тетрадь.

 Добавьте
к слову уменьшительно-ласкательный суффикс. Какое слово образовалось? Запишите.
(Хитренький, слабенький, глупенький)

  Верно. А
теперь добавьте суффикс со значением «не очень». Запишите новое слово.

(Хитроватый,
слабоватый, глуповатый)

Молодцы.
Какое слово образуется, если добавить суффикс со значением качества человека?

 Какие  у
вас есть предположения? (Дети предлагают суффикс –ость).

В тетради дети
записывают: хитрость, слабость, глупость.

Итак,
сегодня гостем на уроке у нас будет новый суффикс — ость.

Учитель
показывает «гостя», новый суффикс — ость. (Приложение
1)

3 .
Постановка учебной задачи.

Кто
догадался, какая тема сегодняшнего урока?

(Суффиксы. Правописание
суффикса – ость).

 Верно. У
нас на уроке будет гость – новый суффикс, с которым мы должны подружиться.

—  Попробуйте
сформулировать цели нашего урока, используя слова:

На доске:

Задачи:


познакомиться …

(Познакомиться со
значением и правописанием нового суффикса).


Узнать от каких слов образованы данные слова и зависит ли правописание суффикса
-ость- от места ударения в слове? Какое значение придает словам суффикс -ость-.


повторить…

(Повторить
значения, правописание суффиксов).

4. Усвоение новых
знаний и способов действия.

1. На доске записаны слова:

хитрость,
слабость, глупость, гибкость, ловкость.


Подумайте, от каких слов – имен прилагательных или имен существительных –
данные слова образованы. (От имен прилагательных)


Понаблюдайте, зависит ли написание суффикса от места ударения в слове? Что для
этого нужно сделать? (Поставить ударение в словах)

 Как пишется
этот суффикс? Написание суффикса от чего-то зависит, или его написание
всегда одинаково и его надо запомнить? (Нужно запомнить – ость.)

Итак мы с
вами исследовали как же пишется суффикс –ость и пришли к такому результату, что
суффикс – ость всегда пишется одинаково и его нужно запомнить.

— Предлагаю
подтвердить или опровергнуть наши предположения по правилу, помещенному в
учебнике на стр. 131.

— Что обозначают
слова с суффиксом — ость? (Качества характера или состояние живого существа)

2.Образование
слов с помощью суффикса — ость

Какие
качества присущи этим детёнышам? Вставьте пропущенные буквы, рядом запишите
качества характера. Выделите знакомые суффиксы.

Лис.нок –
…(хитрость)     

зайч.нок –
…(трусость)

волч.нок –
…(злость)                      

тигр.нок –
…(храбрость)


Написание
какого суффикса мы с вами закрепили, выполняя данное задание?


А какие суффиксы встретились еще в этом задании?


Когда мы пишем суффикс –онок-? –енок_?

3.     Творческое
задание (работа в парах).
 

— Подбор слов
противоположных по значению.


А теперь предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат карточки. На
них написаны слова в два столбика. В столбиках записаны противоположные по
смыслу слова.


А кто помнит, как называются эти слова? (антонимы)


Найдите и соедините пары слов с помощью стрелочек.


Назовите, какие пары у вас получились.

(работа
с карточками)

 5.
Закрепление знаний (повторение)

— Запишите предложение под диктовку.

Мудрость совы победила гнев опасного
лесного зверя.

— Какое качество характеризует сову? (Мудрость)

— Что такое мудрость? (Мудрость
– это умение грамотно применять свои знания. Опыт)

— Разберите данное слово по составу.

— Выпишите слово с безударным гласным звуком в корне слова и
подберите проверочное. (Совы- совушка)

— Выпишите слово с орфограммай «парный согласный в корне слова» и
подберите проверочное. (Гнев –при гневе, нет гнева, гневаться)

— Выпишите слово с орфограммой «непроизносимый согласный в корне
слова» и подберите проверочное. (опасного – опасен)

6. Подведение итогов.

С написанием какого суффикса мы сегодня
познакомились на уроке?

— Как же пишется суффикс –ость?

— Зависит ли написание суффикса -ость от ударения?

— От слов какой части речи образуются слова с суффиксом –ость?

7. Рефлексия.

№ п/п

Вопрос

Обведи правильный ответ в кружочек.

1.    
 

Суффикс – ость- пишется в словах

всегда одинаково

в зависимости от ударения

2.    
 

Что обозначают слова с суффиксом

 – ость-

характер человека или его состояние

уменьшительно-ласкательное значение

3.    
 

Найди слова, образованные с помощью суффикса –ость- и выдели
суффикс.

смелость

смелый

осторожненький

осторожность

хитроватый

хитрость

Учитель сообщает,
что завтра нам предстоит открыть «Сундучок знаний»

8. Домашнее
задание


Ребята,
домашнее задание: с. 131 выучить правило, упражнение1

— Спасибо за работу на уроке. Урок окончен!

3.     Сказка

Учитель
рассказывает сказку, по ходу выставляет карточки со словами

«паук»,
«паучище», «паучок», «паучишко».

У. Послушайте
сказку.

Сказка про
паука

      Жил
на свете паук. Вот идет он по дороге лесной, а на встречу ему муравей.
Испугался муравей и говорит: «Ой, какой паучище!», — и спрятался за листочек.

     
Расхрабрился паучище, идёт, ни на кого не смотрит, а все букашки ему дорогу
уступают. Вот бежит заяц. Посмотрел он на паучка и сказал: «Посмотрите какой
паучок», — побежал дальше.

    
Грустно стало паучку. Почему это не все его боятся? А тут воробей летит. Ничего
не сказал, клюнул только, и нет паука. «Какой вкусный паучишко»,-прочирикал
воробей и улетел.

3. Постановка
учебной задачи.

У. Ребята,
что вы заметили?

Д.
Родственные слова

У. Что помогло
превратиться слову «паук» в слово «паучище»?

Д.
Суффикс-труженик – ищ.

У. Что
помогло превратиться слову «паучище» в слово «паучок»?

Д.
Суффикс-труженик – ок.

У. Что
помогло превратиться слову «паучок» в слово «паучишко»?

 Д.
Суффикс-труженик – ишк.

У. Что такое
суффикс?

Самостоятельное
применение полученных знаний. Закрепление.

(  
минут)

Я
предлагаю вам поработать в группах. Повернитесь друг к другу и объединитесь по
четыре человека. Вы получили карточку с текстом. Задание следующее:

Прочитай
текст. Выбери из предложенных слов те слова с суффиксом -ость-, которые
охарактеризуют качество человека, о котором говорится в тексте.

С давних времён служить своей Родине, защищать её было
почётно. Мы хорошо знаем из истории великих полководцев, бесстрашных воинов,
защищавших нашу страну. Во все времена спасали они свою землю, сражались не
ради почестей и славы, а ради жизни на нашей прекрасной земле. Исторически
сложилось так. Наша страна доступна для друзей, но и для врагов тоже
привлекательна. Поэтому во все времена на защите её рубежей стоял воин, солдат!

Слова для справок: злость, глупость гордость, молодость,
мудрость, робость, слабость, старость, строгость, хитрость, храбрость,
щедрость,  ловкость, вежливость, смелость, уверенность, осторожность.

Как писать суффикс -остьИсточником обогащения нашей речи служит непрерывный процесс словообразования. В русском языке он происходит несколькими способами. Один из распространенных — суффиксальный: маленькая частичка — суффикс, присоединяясь к корню, рождает слово с иным смысловым или эмоциональным оттенком. В одни слова привносятся нотки ласковости, нежности, в другие — пренебрежения и критики. Звучание радостных мотивов сменяется горькой иронией. Способность видоизменять и преобразовывать слова делают суффикс их значимой частью.

Различают словообразовательные и формообразующие суффиксы, отвечающие за грамматическую форму. Первая категория является наиболее многочисленной и распространенной. Словообразовательный суффикс -ость, например, может превращать одну части речи в другую.

Значение и функции суффикса ость

Суффикс -ость в русском словообразовании известен с давних времен. Его активность проявлена и в наши дни, когда процесс пополнения лексики набирает динамику. Этот словообразующий суффикс был и остается наиболее результативным. Слов, оканчивающихся на него, насчитывается более четырех тысяч.

Это интересно: глаголы исключения 1 и 2 спряжения.

Смысловые оттенки в основном относятся к таким семантическим группам, как:

  • Как правильно писать слова с суффиксом -остькачества и свойства человеческого характера, особенности поведения, склонности и способности: мужественность, женственность, дерзость, домовитость, заботливость, правдивость, трусость, любвеобильность, завистливость, доброжелательность, отзывчивость, деликатность, аккуратность, алчность, жадность, скрупулезность, ответственность, усидчивость, открытость, доверительность, мудрость, талантливость, гениальность, креативность, ранимость;
  • Отвлеченные состояния, абстрактные и философские понятия: юность, дряхлость, восторженность, беременность, холодность, громкость, бледность, невесомость, дикость, драгоценность, древность, ёмкость, живость, приземленность, возвышенность, безрадостность, апатичность, безысходность, дальность, вечность, комичность, бедность, знатность, благодарность, идейность, заумность, абстрактность, великость, дальность, нравственность, духовность, аскетичность.

Из приведенных примеров видно, что слова с этим суффиксом не имеют окончания, а имена существительные являются производными от прилагательных с той же основой и всегда относятся к женскому роду 3 склонения.

Это интересно: перифраза — примеры из литературы и разговорной речи.

Часто слова с суффиксом -ость образуют пары антонимов:

  • Написание слов с суффиксами -остьВлажность — сухость
  • Близость — отдаленность
  • Сосредоточенность — рассеянность
  • Взбалмошность — уравновешенность
  • Жесткость — мягкость
  • Щедрость — алчность
  • Уступчивость — упрямость
  • Чистоплотность — неряшливость
  • Храбрость — трусость, отважность
  • Грубость — приветливость
  • Открытость — скрытность
  • Праздность — деятельность
  • Скромность — наглость

Как запомнить правилаНулевое окончание в именах существительных на -ость в некоторых случаях делают затруднительным процесс различения слов. Такие существительные, как: ость, трость, пакость, волость, жимолость, крепость (только в значении сооружения!) — не имеют в составе суффикса, а одноименная частица является отдельной морфемой, принадлежащей основе слова. Сюда же относится и «гость» — существительное мужского рода, 2 склонения.

Правила написания и склонения

Суффикс ость относится к постоянным. Он всегда находится в слабой безударной позиции, поэтому легко образовывает существительные от производных прилагательных с неподвижным ударением на основе:

  • Слова с суффиксами -остьЯркий — Яркость
  • УбОгий — убОгость
  • СлАдкий — слАдость
  • ТороплИвый-тороплИвость
  • ВоздУшный — воздУшность
  • ЧванлИвый — чванлИвость
  • ВозмОжный — возмОжность
  • УвЕренный — увЕренность
  • РанИмый — ранИмость
  • Наружный — наружность
  • Научный — научность

Эта особенность предполагает правило его написания: независимо от произношения [Асть], во всех производных именах существительных следует писать букву «О»:

Слышим: «каверзнАсть» — пишем «КаверзнОсть»

  • Как пишутся суффиксыЯснАсть — ЯснОсть
  • ЯрАсть — ярОсть
  • НадежнАсть — надежнОсть
  • ХудожественнАсть — художественнОсть
  • БрутальнАсть — брутальнОсть
  • ЛичнАсть — личнОсть
  • ЛюбезнАсть — любезнОсть

При склонении имен существительных женского рода на -ость, изменения происходят только на зрительном уровне. В написании исчезает «Ь», при этом звучание [Асть] так же остается неизменным:

  • Им. п. — спелость [сп’эласт’]
  • Род.п. — спелости [сп’эласт’и]
  • Дат.п. — спелости [сп’эласт’и]
  • Вин.п. — спелости [сп’эласт’и]
  • Тв.п. — спелостью [сп’эласт’й’у]
  • П.п — о спелости [сп’эласт’и]

Это интересно: «зарубить на носу» — значение фразеологизма.

Отвлеченные существительные с суффиксом -ость-

Суффикс -ость- име­ют в сво­ем мор­фем­ном соста­ве отвле­чен­ные суще­стви­тель­ные. Приведем при­ме­ры суще­стви­тель­ных с суф­фик­сом -ость-/-есть.

Суффикс -ость- у суще­стви­тель­ных обра­зу­ет новые сло­ва со зна­че­ни­ем абстракт­но­го при­зна­ка или состо­я­ния, отвле­чен­но­го от его носи­те­ля. Это сло­во­об­ра­зо­ва­ние осу­ществ­ля­ет­ся, как пра­ви­ло, от одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных, например:

  • неж­ный → нежн ость ;
  • сме­лый → смел ость ;
  • глу­пый → глуп ость ;
  • храб­рый → храбр ость :
  • празд­ный → праздн ость .

Отвлеченные суще­стви­тель­ные с суф­фик­сом -ость упо­треб­ля­ют­ся исклю­чи­тель­но в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, то есть не изме­ня­ют­ся по чис­лам. Они не могут соче­тать­ся с коли­че­ствен­ны­ми чис­ли­тель­ны­ми, а толь­ко упо­треб­ля­ют­ся со сло­ва­ми, име­ю­щи­ми неопре­де­лен­ное ука­за­ние на количество:

Написание суффикса -ость- существительных

Гласный в рас­смат­ри­ва­е­мом суф­фик­се чаще все­го явля­ет­ся без­удар­ным, так что запом­ним, что суф­фикс -ость- пишет­ся с бук­вой «о» после твер­дых соглас­ных осно­вы, а суф­фикс -есть- с бук­вой «е» — после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш», «щ».

Понаблюдаем за напи­са­ни­ем суф­фик­са -ость-/-есть отвле­чён­ных существительных:

  • мяг­кий — мя́гк о сть прикосновения;
  • рез­кий — ре́зк о сть замечания;
  • ковар­ный — его кова́рн о сть ;
  • роб­кий — ро́б о сть первоклассника;
  • прав­ди­вый — правди́в о сть ответа;
  • креп­кий — кре́п о сть рукопожатия;
  • ста­рый — чья-то ста́р о сть ;
  • опас­ный — неми­ну­е­мая опа́сн о сть ;
  • све­жий — све́ж е сть розы;
  • блед­ный — бле́дн о сть лица;
  • шипу­чий — шипу́ч е сть ;
  • теку­чий — теку́ч е сть ручья.

Примеры

И еще ука­жем нали­чие суф­фик­са -ость- в мор­фем­ном соста­ве сле­ду­ю­щих суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода:

  • рад ость ребенка;
  • жал ость к без­дом­но­му животному;
  • кра­сочн ость пейзажа;
  • бегл ость чтения;
  • важн ость осанки;
  • нагл ость мальчишки;
  • понят­ная осто­рожн ость ;
  • созна­тельн ость действий;
  • оши­бочн ость суждения;
  • юно­ше­ская поры­вист ость ;
  • тор­же­ственн ость обстановки.

Посчитайте, сколь­ко суще­стви­тель­ных с суф­фик­сом -ость- исполь­зо­вал автор в этом стихотворении?

Когда бы всё, что нам хотелось,
Вершилось в жиз­ни без труда,
С лица зем­ли исчез­ла б смелость,
Которой бра­ли города.
И если б горь­кие ошибки
Не жгли
нам руки и умы,
Считали б чистые улыбки
Всего лишь веж­ли­во­стью мы…

«Учимся писать суффикс -ость»

План-конспект урока русского языка во 2 «А» классе

Тема: «Учимся писать суффикс –ость-»

Учитель начальных классов МОУ Лицей №7 г. Волгограда: Каптан Татьяна Владимировна

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель : познакомить с образованием слов при помощи суффикса -ость- и отработать правописание слов с этим суффиксом.

Задачи: 1.Познакомить с новым суффиксом -ость- и отрабатывать правописание слов с ним.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление;

3. Воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.

· уметь выделять суффикс в слове;

· определять значения суффиксов;

· уметь действовать по алгоритму и по образцу.

· составлять слова из заданных элементов;

· наблюдать за группами слов и высказывать предположение о написании суффикса –ость-;

· понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера;

· учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

· контролировать собственные действия в соответствии с правилом;

· формировать ценностное отношение к совместной деятельности.

Методы обучения: деятельностный

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к предмету, самостоятельные и грамотные высказывания детей в устной форме, развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.), карточки с заданиями.

1. Мотивационно-организационный момент.

— Дети, вам тепло? (Да!)

— Дети, вам светло? (Да!)

— Прозвенел уже звонок? (Да!)

— Уже закончился урок? (Нет!)

— Только начался урок (Да!)

— Хотите учиться? (Да!)

— Значит, можно садиться!

2. Актуализация знаний ( минут)

Откройте тетради, отступите 2 рабочие строки от написанного и запишите:

1. Минутка чистописания.

На доске записаны сочетания букв:

евн евич овн ич иничн

ушк юшк чик еньк ок ек

— Посмотрите внимательно на запись. Что это за группа? (суффиксы)

Что такое суффикс?

— Для чего служат суффиксы? (суффиксы служат для образования новых слов)

-Каково значение суффиксов в первой строчке? (с помощью этих суффиксов можно написать отчества)

-Во второй? (уменьшительно-ласкательные слова).

— На минутке чистописания запишите только те суффиксы, при помощи которых образуются уменьшительно-ласкательные слова. (2 строка)

2. Открытие нового знания

1. Проблемная ситуация

На партах у детей одна карточка со словом

хитрый слабый глупый

У вас есть слово, с которым мы поиграем, добавляя наши суффиксы. Запишите это слово в тетрадь.

Добавьте к слову уменьшительно-ласкательный суффикс. Какое слово образовалось? Запишите. (Хитренький, слабенький, глупенький)

Верно. А теперь добавьте суффикс со значением «не очень». Запишите новое слово.

(Хитроватый, слабоватый, глуповатый)

Молодцы. Какое слово образуется, если добавить суффикс со значением качества человека?

Какие у вас есть предположения? (Дети предлагают суффикс –ость).

В тетради дети записывают: хитрость, слабость, глупость.

Итак, сегодня гостем на уроке у нас будет новый суффикс — ость.

Учитель показывает «гостя», новый суффикс — ость. (Приложение 1)

3 . Постановка учебной задачи.

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

(Суффиксы. Правописание суффикса – ость).

Верно. У нас на уроке будет гость – новый суффикс, с которым мы должны подружиться.

Попробуйте сформулировать цели нашего урока, используя слова:

(Познакомиться со значением и правописанием нового суффикса).

— Узнать от каких слов образованы данные слова и зависит ли правописание суффикса -ость- от места ударения в слове? Какое значение придает словам суффикс -ость-.

(Повторить значения, правописание суффиксов).

4. Усвоение новых знаний и способов действия.

хитрость, слабость, глупость, гибкость, ловкость.

— Подумайте, от каких слов – имен прилагательных или имен существительных – данные слова образованы. (От имен прилагательных)

— Понаблюдайте, зависит ли написание суффикса от места ударения в слове? Что для этого нужно сделать? (Поставить ударение в словах)

Как пишется этот суффикс? Написание суффикса от чего-то зависит, или его написание всегда одинаково и его надо запомнить? (Нужно запомнить – ость.)

Итак мы с вами исследовали как же пишется суффикс –ость и пришли к такому результату, что суффикс – ость всегда пишется одинаково и его нужно запомнить.

— Предлагаю подтвердить или опровергнуть наши предположения по правилу, помещенному в учебнике на стр. 131.

— Что обозначают слова с суффиксом — ость? (Качества характера или состояние живого существа)

2.Образование слов с помощью суффикса — ость

Какие качества присущи этим детёнышам? Вставьте пропущенные буквы, рядом запишите качества характера. Выделите знакомые суффиксы.

Написание какого суффикса мы с вами закрепили, выполняя данное задание?

— А какие суффиксы встретились еще в этом задании?

— Когда мы пишем суффикс –онок-? –енок_?

— Подбор слов противоположных по значению.

— А теперь предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат карточки. На них написаны слова в два столбика. В столбиках записаны противоположные по смыслу слова.

— А кто помнит, как называются эти слова? (антонимы)

— Найдите и соедините пары слов с помощью стрелочек.

— Назовите, какие пары у вас получились.

(работа с карточками)

5. Закрепление знаний (повторение)

— Запишите предложение под диктовку.

Мудрость совы победила гнев опасного лесного зверя.

— Какое качество характеризует сову? (Мудрость)

— Что такое мудрость? ( Мудрость – это умение грамотно применять свои знания. Опыт)

— Разберите данное слово по составу.

— Выпишите слово с безударным гласным звуком в корне слова и подберите проверочное. (Совы- совушка)

— Выпишите слово с орфограммай «парный согласный в корне слова» и подберите проверочное. (Гнев –при гневе, нет гнева, гневаться)

— Выпишите слово с орфограммой «непроизносимый согласный в корне слова» и подберите проверочное. (опасного – опасен)

6. Подведение итогов.

С написанием какого суффикса мы сегодня познакомились на уроке?

— Как же пишется суффикс –ость?

— Зависит ли написание суффикса -ость от ударения?

— От слов какой части речи образуются слова с суффиксом –ость?

Обведи правильный ответ в кружочек.

Суффикс – ость- пишется в словах

в зависимости от ударения

Что обозначают слова с суффиксом

характер человека или его состояние

Найди слова, образованные с помощью суффикса –ость- и выдели суффикс.

Учитель сообщает, что завтра нам предстоит открыть «Сундучок знаний»

8. Домашнее задание

Ребята, домашнее задание: с. 131 выучить правило, упражнение1

— Спасибо за работу на уроке. Урок окончен!

Учитель рассказывает сказку, по ходу выставляет карточки со словами

«паук», «паучище», «паучок», «паучишко».

У . Послушайте сказку.

Жил на свете паук. Вот идет он по дороге лесной, а на встречу ему муравей. Испугался муравей и говорит: «Ой, какой паучище!», — и спрятался за листочек.

Расхрабрился паучище, идёт, ни на кого не смотрит, а все букашки ему дорогу уступают. Вот бежит заяц. Посмотрел он на паучка и сказал: «Посмотрите какой паучок», — побежал дальше.

Грустно стало паучку. Почему это не все его боятся? А тут воробей летит. Ничего не сказал, клюнул только, и нет паука. «Какой вкусный паучишко»,-прочирикал воробей и улетел.

3. Постановка учебной задачи.

У. Ребята, что вы заметили?

Д. Родственные слова

У. Что помогло превратиться слову «паук» в слово «паучище»?

Д. Суффикс-труженик – ищ.

У. Что помогло превратиться слову «паучище» в слово «паучок»?

Д. Суффикс-труженик – ок.

У. Что помогло превратиться слову «паучок» в слово «паучишко»?

Д. Суффикс-труженик – ишк.

У. Что такое суффикс?

Самостоятельное применение полученных знаний. Закрепление.

Я предлагаю вам поработать в группах. Повернитесь друг к другу и объединитесь по четыре человека. Вы получили карточку с текстом. Задание следующее:

Прочитай текст. Выбери из предложенных слов те слова с суффиксом -ость-, которые охарактеризуют качество человека, о котором говорится в тексте.

С давних времён служить своей Родине, защищать её было почётно. Мы хорошо знаем из истории великих полководцев, бесстрашных воинов, защищавших нашу страну. Во все времена спасали они свою землю, сражались не ради почестей и славы, а ради жизни на нашей прекрасной земле. Исторически сложилось так. Наша страна доступна для друзей, но и для врагов тоже привлекательна. Поэтому во все времена на защите её рубежей стоял воин, солдат!

Слова для справок: злость, глупость гордость, молодость, мудрость, робость, слабость, старость, строгость, хитрость, храбрость, щедрость, ловкость, вежливость, смелость, уверенность, осторожность.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Слова с суффиксом ость: правила написания с примерами

Источником обогащения нашей речи служит непрерывный процесс словообразования. В русском языке он происходит несколькими способами. Один из распространенных — суффиксальный: маленькая частичка — суффикс, присоединяясь к корню, рождает слово с иным смысловым или эмоциональным оттенком. В одни слова привносятся нотки ласковости, нежности, в другие — пренебрежения и критики. Звучание радостных мотивов сменяется горькой иронией. Способность видоизменять и преобразовывать слова делают суффикс их значимой частью.

Различают словообразовательные и формообразующие суффиксы, отвечающие за грамматическую форму. Первая категория является наиболее многочисленной и распространенной. Словообразовательный суффикс -ость, например, может превращать одну части речи в другую.

Значение и функции суффикса ость

Суффикс -ость в русском словообразовании известен с давних времен. Его активность проявлена и в наши дни, когда процесс пополнения лексики набирает динамику. Этот словообразующий суффикс был и остается наиболее результативным. Слов, оканчивающихся на него, насчитывается более четырех тысяч.

Смысловые оттенки в основном относятся к таким семантическим группам, как:

  • качества и свойства человеческого характера, особенности поведения, склонности и способности: мужественность, женственность, дерзость, домовитость, заботливость, правдивость, трусость, любвеобильность, завистливость, доброжелательность, отзывчивость, деликатность, аккуратность, алчность, жадность, скрупулезность, ответственность, усидчивость, открытость, доверительность, мудрость, талантливость, гениальность, креативность, ранимость;
  • Отвлеченные состояния, абстрактные и философские понятия: юность, дряхлость, восторженность, беременность, холодность, громкость, бледность, невесомость, дикость, драгоценность, древность, ёмкость, живость, приземленность, возвышенность, безрадостность, апатичность, безысходность, дальность, вечность, комичность, бедность, знатность, благодарность, идейность, заумность, абстрактность, великость, дальность, нравственность, духовность, аскетичность.

Из приведенных примеров видно, что слова с этим суффиксом не имеют окончания, а имена существительные являются производными от прилагательных с той же основой и всегда относятся к женскому роду 3 склонения.

Это интересно: перифраза — примеры из литературы и разговорной речи.

Часто слова с суффиксом -ость образуют пары антонимов:

  • Влажность — сухость
  • Близость — отдаленность
  • Сосредоточенность — рассеянность
  • Взбалмошность — уравновешенность
  • Жесткость — мягкость
  • Щедрость — алчность
  • Уступчивость — упрямость
  • Чистоплотность — неряшливость
  • Храбрость — трусость, отважность
  • Грубость — приветливость
  • Открытость — скрытность
  • Праздность — деятельность
  • Скромность — наглость

Нулевое окончание в именах существительных на -ость в некоторых случаях делают затруднительным процесс различения слов. Такие существительные, как: ость, трость, пакость, волость, жимолость, крепость (только в значении сооружения!) — не имеют в составе суффикса, а одноименная частица является отдельной морфемой, принадлежащей основе слова. Сюда же относится и «гость» — существительное мужского рода, 2 склонения.

Правила написания и склонения

Суффикс ость относится к постоянным. Он всегда находится в слабой безударной позиции, поэтому легко образовывает существительные от производных прилагательных с неподвижным ударением на основе:

  • Яркий — Яркость
  • УбОгий — убОгость
  • СлАдкий — слАдость
  • ТороплИвый-тороплИвость
  • ВоздУшный — воздУшность
  • ЧванлИвый — чванлИвость
  • ВозмОжный — возмОжность
  • УвЕренный — увЕренность
  • РанИмый — ранИмость
  • Наружный — наружность
  • Научный — научность

Эта особенность предполагает правило его написания: независимо от произношения [Асть], во всех производных именах существительных следует писать букву «О»:

Слышим: «каверзнАсть» — пишем «КаверзнОсть»

  • ЯснАсть — ЯснОсть
  • ЯрАсть — ярОсть
  • НадежнАсть — надежнОсть
  • ХудожественнАсть — художественнОсть
  • БрутальнАсть — брутальнОсть
  • ЛичнАсть — личнОсть
  • ЛюбезнАсть — любезнОсть

При склонении имен существительных женского рода на -ость, изменения происходят только на зрительном уровне. В написании исчезает «Ь», при этом звучание [Асть] так же остается неизменным:

  • Им. п. — спелость [сп’эласт’]
  • Род.п. — спелости [сп’эласт’и]
  • Дат.п. — спелости [сп’эласт’и]
  • Вин.п. — спелости [сп’эласт’и]
  • Тв.п. — спелостью [сп’эласт’й’у]
  • П.п — о спелости [сп’эласт’и]

источники:

http://infourok.ru/uchimsya-pisat-suffiks-ost-5222856.html

http://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/slova-s-suffiksom-ost-pravila-napisaniya-s-primerami.html

Суффикс -ость- имеют в своем морфемном составе отвлеченные существительные. Приведем примеры существительных с суффиксом -ость-/-есть.

Суффикс -ость- у существительных образует новые слова со значением абстрактного признака или состояния, отвлеченного от его носителя. Это словообразование осуществляется, как правило, от однокоренных прилагательных, например:

  • нежный → нежность;
  • смелый → смелость;
  • глупый → глупость;
  • храбрый → храбрость:
  • праздный → праздность.

Отвлеченные существительные с суффиксом -ость употребляются исключительно в форме единственного числа, то есть не изменяются по числам. Они не могут сочетаться с количественными числительными, а только употребляются со словами, имеющими неопределенное указание на количество:

  • столько нежности;
  • много радости;
  • капелька храбрости;
  • немало бледности.

Написание суффикса -ость- существительных

Гласный в рассматриваемом суффиксе чаще всего является безударным, так что запомним, что суффикс  -ость- пишется с  буквой «о» после твердых согласных основы, а суффикс -есть-  с буквой «е» — после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ».

Понаблюдаем за написанием суффикса -ость-/-есть отвлечённых существительных:

  • мягкий — мя́гкость прикосновения;
  • резкий — ре́зкость замечания;
  • коварный — его кова́рность;
  • робкий — ро́бость первоклассника;
  • правдивый — правди́вость ответа;
  • крепкий — кре́пость рукопожатия;
  • старый — чья-то ста́рость;
  • опасный — неминуемая опа́сность;
  • свежий — све́жесть розы;
  • бледный — бле́дность лица;
  • шипучий — шипу́честь;
  • текучий — теку́честь ручья.

Примеры

И еще укажем наличие суффикса  -ость- в морфемном составе следующих существительных женского рода:

  • радость ребенка;
  • жалость к бездомному животному;
  • красочность пейзажа;
  • беглость чтения;
  • важность осанки;
  • наглость мальчишки;
  • понятная осторожность;
  • сознательность действий;
  • ошибочность суждения;
  • юношеская порывистость;
  • торжественность обстановки.

Посчитайте, сколько существительных с суффиксом -ость- использовал автор в этом стихотворении?

Когда бы всё, что нам хотелось,
Вершилось в жизни без труда,
С лица земли исчезла б смелость,
Которой брали города.
И если б горькие ошибки
Не жгли
нам руки и умы,
Считали б чистые улыбки
Всего лишь вежливостью мы…

Маргарита Агашина

Тест

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 10

!!! Моя Знайка.png

Мой друг, сегодня изучаем правописание некоторых суффиксов. Ты готов? Тогда начинаем!

Правописание слов с суффиксом –ость

Суффикс –ость всегда пишется с буквой о. Употребление в нём буквы а является ошибкой, поэтому правильно писать так: молодость, новость, прозрачность, сочность, стойкость, сознательность.

Правописание суффиксов –ив, –ев, –лив, –чив в именах прилагательных

В прилагательных суффикс –ив– пишется под ударением, а не под ударением употребляется суффикс –ев–. Поэтому, чтобы выбрать необходимый суффикс, вначале требуется поставить в слове ударение: ситцевый, сторожевой и красивый, правдивый.

Суффиксы –лив– и –чив– в прилагательных пишутся неизменно: слезливый, говорливый, изменчивый, влюбчивый.

Правописание суффиксов –ец– и –иц–, сочетаний –ичк– и –ечк–, –инк– и –енк–

Суффикс –ец– употребляется в существительных мужского рода, а –иц– выделяется в существительных женского рода. Поэтому, чтобы определиться с суффиксом, вначале необходимо выделить род слова: тигрица, певица (женский род), купец, стрелец (мужской род).

Буквосочетание –ичк– пишется в словах, образованных от слов на –ица (единичка). В остальных суффиксах пишется сочетание –ечк– (ложечка, подушечка).

Буквосочетание –инк– пишется в словах, образованных от слов с суффиксом –ин– и окончанием –а (вмятинка, проталинка), а –енк– пишется в словах, образованных от слов на –на, –ня (песенка, вишенка).

Учимся писать суффикс -ость-

Автор: Авдошина Оксана Владимировна

Организация: МБОУ «СОШ №121 г.Челябинска»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

УМК: Начальная школа 21 века

Класс: 2

Предмет: русский язык

Тема: Учимся писать суффикс -ость-

Цель: познакомить с образованием слов при помощи суффикса -ость- и отработать правописание слов с этим суффиксом.

Задачи:

1.Познакомить с новым суффиксом – ость- и отрабатывать правописание слов с ним; закрепить написание слов с изученными орфограммами и умение подбирать проверочные слова.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление.

3. Воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.

Планируемые результаты

Предметные: умение выделять суффикс в слове; определять значения суффиксов.

Метапредметные: Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Составлять слова из заданных элементов; наблюдать за группами слов и высказывать предположение о написании суффикса -ость. . Умение действовать по алгоритму и по образцу.

Личностные: Знакомиться с алгоритмом написания суффиксов, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.

Методы обучения: деятельностный метод обучения

Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к предмету, самостоятельные и грамотные высказывания детей в устной форме, развитие коммуникативных способностей.

1.Оргмомент

У. Добрый день! Уважаемые ребята, прошу подготовить все необходимое для урока русского языка. Тетрадь в косую линейку, учебник, рабочую тетрадь и пенал.

2. Актуализация опорных знаний.

(слайд 2) На слайде вам записаны буквосочетания:

евн евич овн ушк юшк ик

Повторите их к себе в тетрадь.

— Посмотрите внимательно на запись. Что это за группа? (суффиксы)

— Для чего служат суффиксы? (для образования новых слов)

-С помощью каких суффиксов можно написать отчества?

-Приведи пример. (Ивановна, Викторович)

-С помощью каких суффиксов можно образовать слова с уменьшительно- ласкательным значением?

— Приведите пример.( замочек, хорошенькая, орешек)

(слайд 3)Обратите внимание на слайд. Записан столбик слов, прочитайте его.(молодость, злость, мудрость, храбрость)

-Подумайте. От каких слов- имен существительных или от имен прилагательных- они образованы? Назовите их.

Молодость-молодой, злость-злой, мудрость-мудрый, храбрость-храбрый.

(слайд 4)Давайте запишем данные слова в тетрадь.

-Обратите внимание на правописание слов в первом столбике.

-Что вы увидели? Есть ли в этих словах одинаковая часть? Что эта часть слова обозначает? (суффикс)

Давайте его выделим.(слайд 5)

-Сформулируйте тему нашего урока.(Учимся писать суффикс –ость-)

-Цель нашего урока (Научиться писать суффикс – ость — , определять его в словах ).

-Определите значение этого суффикса. На что он указывает? ( На качество человека или на его состояние).

-Поставьте ударение в словах. (слайд 6)

-Зависит ли написание суффикса от места ударения в слове?(нет)

(Значит, написание суффикса –ость- нужно запомнить)

(слайд 7)-Теперь давайте перейдем к учебнику и прочитаем правило про суффикс-ость. У.с.131

3. Работа над новым материалом

(слайд 8) Выполним упражнение 1 стр. 131. Запишем слова парами. Обозначим суффикс.(задание делается самостоятельно, затем фронтальная проверка первых пяти слов)

Вывод: Написание суффикса –ость нужно запомнить.

Теперь обратите внимание на доску.(слайд 9) Вам нужно подобрать пары слов, противоположных по значению. А кто же ребята знает, как же называются слова противоположные по значению?

Грубость-вежливость, храбрость – трусость, глупость-мудрость, старость-молодость.(слайд 10)

Теперь эти пары слов нужно записать в тетрадь и выделить в них суффикс самостоятельно. Проверка выделенных суффиксов в словах фронтально.

Давайте еще раз повторим, как называются слова противоположные по значению? И написание суффикса –ость нужно запомнить.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Теперь мы с вами поработаем с пословицами. Прошу обратить внимание на слайд. (слайд 11) Прочитайте пословицы.

Мудрый не дерется нечаянно.

Где смелый, там победа.

Глупый не прокормит.

Вам нужно найти прилагательные в пословицах и заменить их на существительные с суффиксом –ость. Суффикс –ость нужно выделить.

Теперь давайте проверим, все ли вы записали верно.(слайд 12) Поднимите руки те, кто не допустил ошибки при написании суффикса –ость. Молодцы.

4. Домашнее задание. Теперь откройте рабочие тетради на с.75 упр.2 и прочитайте задание.(слайд 13)

Как называются слова близкие по значению? (синонимы)

Давайте прочитаем с вами первое слово и подберем к нему синоним из данных слов. ( застенчивость – робость). Это будет ваше домашнее задание. Подобрать синонимы к каждому слову и выделить суффикс –ость- .

5.Рефлексия. Подведение итога урока.

-Вспомните, что хотели узнать в начале урока, чего достигли? (Научиться писать суффикс – ость — , определять его в словах)

-Какие открытия для себя вы сделали сегодня?

Сегодня за работу на уроке оценки получают …….

-Закончить хочу словами пословицы: Ученику – удача, учителю – радость.

-Вам улыбнулась удача, вы приобрели новые знания и хорошие оценки.

— Спасибо за работу на уроке.

Приложения:

  1. file0.docx.. 21,5 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 415,4 КБ

Опубликовано: 05.04.2021

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется суффикс онок енок
  • Как пишется суффикс ок после шипящих
  • Как пишется суффикс лив
  • Как пишется суффикс ист
  • Как пишется суффикс ечк