Текст-рассуждение в русском языке
Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.
Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?
Пример
Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.
Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?
Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.
Текст-рассуждение состоит из трех частей:
1. Тезис
2. Доказательство
3. Вывод
Тезис – утверждение, которое нужно доказать.
К примеру:
Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.
Тезис можно начать словами:
Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..
Например:
Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.
Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.
По-моему, по утрам надо делать зарядку.
Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?
Например:
Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?
Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?
Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.
На письме эти слова выделяются запятыми. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.
Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…
На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Вот поэтому я люблю ходить в школу.
«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.
Построение текста-рассуждения
1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.
2. Составляю тезис.
3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.
4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.
5. Записываю текст.
6. Проверяю текст.
7. Редактирую.
Заключение
Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:
Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.
Это текст-рассуждение с элементами описания.
Однажды мы увидели синицу. Она вся была точно нарисованная: головка черная, щечки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-желтая. Эта птица-синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щелку – охотилась за жучками. А потом она села на веточку да как запоет!
Это текст повествования с элементами описания.
вернуться на страницу «Русский язык 2 класс»
Курсы английского языка по уровням
Beginner
Экспресс-курс
«I LOVE ENGLISH»
Elementary
Космический квест
«БЫСТРЫЙ СТАРТ»
Intermediate
Обычная жизнь
КЕВИНА БРАУНА
В разработке
Advanced
Продвинутый курс
«ПРОРЫВ»
Практичные советы по изучению русского языка
Цель
деятельности учителя
Познакомить
учащихся с теоретическими сведениями о строении текста-рассуждения; научить
строить текст-рассуждения, научить выделять в тексте утверждение, аргументы и
вывод
Вид
урока
Урок
развития речи
Планируемые
результаты
Предметные:
уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, находить
утверждение, аргументы и вывод
Метапредметные:
осознание целей учебной деятельности, умение ориентироваться в целях,
задачах, условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач.
Личностные:
осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому
совершенствованию
Методы и
формы обучения
Создание
проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование
Компьютер,
проектор
Наглядный
материал
Презентация
к уроку
Основные
понятия
утверждение,
аргументы, вывод
Этап
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
умения
1.Организационный
момент
Слайд
Прозвенел звонок весёлый,
Мы
начать урок готовы,
Будем
слушать, рассуждать
И друг
другу помогать!
-Откройте
тетради, запишите число, классная работа.
Приветствуют
учителя, настраиваются на работу
Познавательные:
понимают поставленную задачу
Регулятивные:
планируют необходимые действия
2.Актуализация
знаний
.
Слайд Спишите
слова, вставьте пропущенные буквы обозначьте орфограмму в слове
Т..тра..ь
, еж.., к..р..ндаш.. ,сне.., тр..ва
—
Проверяем по цепочке задание
-По
первым буквам данных слов составьте слово. (текст)
— Давайте
вспомним, что такое текст? Чтобы ответить на этот вопрос проведём игру
«Да-нет». Я читаю утверждение, если вы с ним согласны – ставим +, если не
согласны — — ( двое у доски – оборот)
1.Текст
состоит из одного предложения (-)
2. Текст
состоит из нескольких любых предложений (-)
3. Текст
состоит из предложений, связанных по смыслу (+)
4. Текст
нельзя озаглавить (-)
5. Текст
можно озаглавить (+)
6. Текс
– обязательно должен быть большим по объёму (-)
7. Текст
может быть не большим по объёму (+)
8. Текст
всегда состоит из одной части (-)
9. В
тексте можно выделить 3 части (+)
ПРОВЕРКА
—
СЛАЙД
Итак,
дайте определение- что же такое текст?
Прочитайте
тему урока. (ДОСКА: Создаём тексты – рассуждения»)
Самостоятельная
работа
Называют
пропущенную орфограмму
Отвечают
на вопросы
Выполняют
тест
Проверяют
задание
Текст-это
два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. В
тексте выделяют три части.
Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности
Познавательные:
выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные
связи
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу
3.Работа
с текстами.
— На доске
вы видите таблицу с вопросами. Сейчас мы постараемся её заполнить.
? |
? |
? |
КАКАЯ? КАКОЙ? КАКОЕ? КАКИЕ? |
КТО? КОГДА? ЧТО? ГДЕ? КАК? |
ПОЧЕМУ? |
Заполнение
таблицы.
-Возьмите
карточку №1. На ней даны тексты. Прочитаем первый текст
СЛАЙД
Пестрый дятел
На
одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка
чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и
полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец!
-На
какие вопросы в таблице мы получили ответы, прочитав этот текст?
—
Определите, какой это тип текста.(текст-описание)
СЛАЙД (В тексте-описании
говорится о ПРИЗНАКАХ предмета или явления, которые можно увидеть
ОДНОВРЕМЕННО.
Всё, о
чём говорится в тексте-описании, можно зафиксировать ОДНИМ снимком.
К такому тексту можно поставить вопрос: КАКОЙ предмет?)
СЛАЙД
-Прочитайте
второй текст
Кот
обворовывал нас каждую ночь. Он воровал всё. Наконец кот попался. Когда
Лёнька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Я
прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его
накормить!” Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. С этого дня он у
нас прижился и прекратил воровать.
-О чем
говорится во втором тексте? (О событиях, действиях о том ,что произошло с
котом )
-Какой
вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло? Когда? Где?)
-Как
называются такой текст ? (текст -повествования)
СЛАЙД ( В
ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях, о последовательных
событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить
вопросы: КТО? КОГДА? ЧТО? ГДЕ? КАК?. Из текста узнаём, ЧТО происходит
СНАЧАЛА, ПОТОМ и в КОНЦЕ?
СЛАЙД
-Прочитайте
третий текст.
Ель
Ель –
очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в
рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В
густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели. Несомненно, ель
– наше сокровище!
-Подумайте
на какой вопрос отвечает этот текст ? (Почему? Причины, доказательства)
-Как же
называется такой текст ?(текст-рассуждение)
Такой
текст называется текст- рассуждение. Рассуждать — значит доказывать.
—
Сегодня мы будем учиться составлять текст-рассуждение.
СЛАЙД (В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся
объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это
такое? Почему это случилось, произошло? Почему это так )
—Давайте
вспомним, сколько частей бывает в тексте? (3 части-вступление, основная,
заключение)
— О чём
говорится в первой части текста? (о том, что ель ценное дерево)
-В этой
части дано утверждение, которое нужно доказать – почему ель – это
ценное дерево…
-Прочитайте
вторую часть текста. О чём в ней сообщается? (о том, в чём заключается ценность
ели)
-Это аргументы,
или доказательства.
-Прочитайте
3 часть. Эта часть называется ВЫВОД.
СЛАЙД
-В
тексте-рассуждении можно выделить 3 основные части.
1.Сформулированное
утверждение
2.Аргументы,
которые подтверждают данное утверждение
3.Вывод
-Найдите
в тексте №3 – утверждение. (Ель – очень ценное дерево.) Найдите
аргументы, которые подтверждают данное утверждение. (Из древесины
ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают
из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от
непогоды, стужи и метели) Найдите вывод, который можно сделать, после
того, как приведены необходимые аргументы. (Несомненно, ель – наше
сокровище!)
— Обычно
утверждение совпадает с выводом. Прочитайте утверждение и вывод и убедитесь в
этом.
СЛАЙД –Определите
тип текста
—
Найдите в тексте утверждение, аргументы и вывод.
Отвечают
на вопросы, строят правильные высказывания
Записывают
в тетради:
Текст-рассуждение
1.Утверждение
2.Аргументы
3.Вывод
Личностные:
осознают свои возможности в учении
Познавательные:
извлекают информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания
Регулятивные:
планируют необходимые умения, действуют по плану
Коммуникативные:
строят небольшие высказывания
4.Физминутка
Вот мы
руки развели.
Словно
удивились,
И друг
другу до земли
Низко
поклонились.
Наклонились,
выпрямились,
Наклонились,
выпрямились
Ниже,
ниже, не ленись,
Поклонись
ты и садись!
Выполняют
физические упражнения
Личностные:
понимают значения выполнения упражнений для снятия утомления
5.
Первичное закрепление
Слайд
(работа в парах)
-Собери
«рассыпавшийся» текст-рассуждение, расставив на свои места части текста.
Запиши получившийся текст в виде цифр, обозначающих последовательность
абзацев.
1.Поэтому
нужно залечить на берёзе ранку после того, как взяли сок, иначе дерево
погибнет.
2.Если
взять много сока у берёзы и не залечить ранку, то дерево погибнет.
3.Люди
считают берёзовый сок полезным и вкусным напитком. Весной они подрезают кору
и собирают его в бутылочку. Деревья, у которых выпустили много сока, засыхают
и погибают, потому что сок у них – всё равно, что у нас кровь. (2,3,1)
Личностные:
осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе
Познавательные:
выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют решение учебных задач
6.Практическая
деятельность
Самостоятельная
работа
Карточка Прочитай 1.Если 2….. 3….. Имеется |
Карточка 1…. 2.Потому 3….. Имеется |
Карточка 1….. 2….. 3.Вот Имеется |
Коммуникативные:
умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
7.Рефлексия
—
Возьмите КАРТОЧКУ №4.
-Соедините
линией часть текста-рассуждения с его определением.
Утверждение
итог всего сказанного
Аргументы
точно сформулированная
точка зрения, мысль, своё
мнение
Вывод
доводы, приводимые в
подтверждение чего-либо
8.Подведение
итогов
-На
какой вопрос отвечает текст-рассуждение? (Почему?)
-Назовите
основные части текста-рассуждения. (утверждение, аргументы,вывод)
СЛАЙД
РЕФЛЕКСИЯ
9.Домашнее
задание
Составить
текст-рассуждение на тему «Почему я люблю своего питомца.
Сироткина С.Ф., учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ Уренской СОШ №1
Уренского муниципального района
Нижегородской области,
«Отличник народного просвещения»
Обучение младших школьников написанию текста – рассуждения
Учащиеся в начальной школе знакомятся с тремя типами текстов: повествование, описание, рассуждение. Рассуждение – наиболее трудная форма связного текста, т.к.основана на понимании причинно – следственных связей, на умении делать выводы, доказывать предположения. А такими умениями дети владеют недостаточно, необходимо их формировать постепенно, этому надо учить кропотливо, из урока в урок.
Что же такое рассуждение? Рассуждение — такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли. Рассуждение отличается особым строением и чёткой формой. В нём используется не сюжетный, а логический способ построения. Текст-рассуждение распадается на три части. Первая часть (тезис) содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается или опровергается во второй части (доказательство). Приводятся ряд аргументов, факты, примеры. В заключении может делаться вывод.
В композиционной структуре допустимо два варианта: тезис является зачином, за ним объяснение и вывод. И наоборот, сначала главная мысль, затем её доказательство.
Цель рассуждения — исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть причинно — следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль.
Например: «…Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя (тезис). Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать» (объяснение) (К.Г. Паустовский.)
Сочинение – рассуждение в школьной программе вызывает определённые затруднения, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В школьной практике отводится незначительное место рассуждению. Учащимся сложно аргументировать, доказывать свои мысли, а учитель не владеет полноценной методикой обучению такого вида сочинения.
Целесообразно познакомить учащихся начальной школы с двумя видами рассуждений, разными по содержанию: объяснение и доказательство.
В рассуждении – объяснении излагается объяснение какого – то явления. Это общепринятое объяснение. Например, почему ночью темно, а днём светло? Почему опадают листья? В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять.
Рассуждение – доказательство позволяет установить истинность того или иного явления. Например, компьютер – мой друг или враг?
Построение текста в зависимости от вида рассуждения будет разным.
Прежде всего, тема сочинения должна вызвать интерес к предмету рассуждения. По возможности, дискуссия в процессе рассуждения окажет воспитательное воздействие.
Модель рассуждения – объяснения выглядит следующим образом:
Тезис Объяснение Вывод
Все части подчинены единой цели: глубоко и аргументировано рас- крыть главную мысль (тезис).
Тезис – это основная мысль сочинения, утверждение, которое будет доказываться. Тезис и вывод могут совпадать друг с другом, и тогда выделяются только две части: тезис и объяснение или объяснение и вывод. Если вывод, к которому пришёл автор рассуждения, повторяет тезис, то нет необходимости его повторять. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден. В объяснении ученик начальных классов излагает 1-2 аргумента, редко больше. Мостиками, соединяющими первые две части рассуждения, будут слова – связки: потому что, так как, оттого что, ибо. Следующие две части рассуждения будут связывать такие слова: поэтому, следовательно, итак, таким образом.
Рассмотрим вариант проведения рассуждения – объяснения на уроке развития речи в 3 классе.
Можно предложить тему «Почему меня так назвали»?
Учащиеся накануне урока получают поисковое задание: узнать историю своего имени, что оно обозначает, почему именно этим именем назвали родители своего ребёнка.
Этапы работы могут быть следующими:
- Введение в речевую ситуацию. Постановка учебных задач.
Учитель:
-Семья. Как душу греет это слово. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. В старину говорили, что имя не пустой звук. Оно будто бы способно сообщить человеку некоторые особенные качества, точнее говоря – достоинства. А родители, давая имя ребёнку, всегда желали ему добра и счастья. Имя – это самое любимое и приятное слово для человека. Вы не раз чувствовали радость и нежность в душе, когда вас называли по имени ласково. Согласны?
Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу,
Оттого узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
-Сегодня мы будем писать сочинение — рассуждение «Почему меня так назвали»?
- Актуализация знаний.
Учитель:
-Имя даётся человеку при рождении и сопровождает его всю жизнь.
Кто знает значение своего имени?
-Кто знает историю, почему вас так назвали?
На этом этапе идёт создание «облака мыслей». Учащиеся высказывают версии, почему их так назвали.
- Планирование речевого высказывания. Работа над структурой текста – рассуждения.
-Какого типа текст мы будем создавать? (Рассуждение, так как должны ответить на вопрос: почему?)
-Мы будем доказывать или объяснять? (Объяснять)
-Значит, выбираем рассуждение – объяснение.
-Из каких основных частей состоит модель рассуждения? (Тезис, объяснение, вывод)
-Строя рассуждение, можно идти двумя путями:
1. Двигаться от отдельных фактов к общему выводу
2.Наоборот, от тезиса (основной мысли) к объяснению, доказательству.
-О чём лучше написать вначале? О чём потом? О чём в последнюю очередь?
-Нужно постараться, чтобы вступление и заключение не повторяли друг друга.
Можно предложить учащимся начало и концовку сочинения.
Начало: «Меня назвали….», «Моё имя — ….», «Почему у меня такое имя?» Концовка: «Вот почему меня так назвали», «Вот такая история моего имени».
-В основной части сочинения необходимо раскрыть предположения, почему родители дали такое имя, из каких имён выбирали, кто какое предполагал. Почему остановились именно на таком имени? Что на это повлияло?
— Первым мостиком между вступлением (тезисом) и основной частью (объяснением) будут слова – связки: потому что, так как, оттого что, ибо. Вторым мостиком между основной частью (объяснением) и заключением (выводом) будут слова: поэтому, следовательно, итак, таким образом.
- Творческая работа детей в роли автора.
Работу желательно выполнять сначала в черновике, где учащиеся выкладывают все свои мысли, суждения. Затем проверяют грамматическую и орфографическую сторону речи.
- Редактирование и совершенствование речевых высказываний
- Презентация сочинений
Мини — сочинения на тему «Почему меня так назвали?»
Меня назвали Артемом потому, что это имя старинное, встречается реже других. Маме с папой очень понравилось это имя. Мне самому оно тоже очень нравится. Я рад, что меня так назвали.(Артём Б.)
Родители назвали меня Юлей. Во – первых, маме и папе очень нравилось это имя. Во – вторых, в переводе с латинского оно обозначает «кудрявый, пушистый», а им очень хотелось, чтобы у меня были кудрявые волосы, как у бабушки, и мягкий, пушистый характер, как у мамы. Вот почему меня назвали Юлей. (Юля Б.)
Меня назвали Никитой, так как Никита – очень красивое имя. Оно понравилось маме и папе. В этом имени встречаются буквы из имени мамы и папы. Как их зовут? Мама Екатерина, а папу зовут Андрей. Мама говорит, что это к счастью. Я люблю своё имя! (Никита М.)
Имя Ангелина в переводе с греческого языка означает «вестница судьбы» или «приносящая вести».Но меня так назвали не потому. Папа с мамой перебрали много имён, пока не остановились на имени Ангелина. Им казалось, что это имя очень нежное и созвучно с ангелом. Имя Ангелина понравилось всем моим близким. Таким образом была решена судьба моего имени. (Ангелина З.)
Меня зовут Максим. Я родился в августе 1999года. Родители мне объяснили, что раньше у наших предков проблему выбора имени решали Святцы(такая православная книга), которые содержали календарь. Имя ребёнку давали по имени христианского святого, день памяти которого совпадал с днём рождения ребёнка. В августе четыре раза отмечается день ангела святого преподобного Максима исповедника. Поэтому родители назвали меня Максимом.
Кроме этого, в том году, когда я родился, имя Максим было модным. В роддоме, где лежала моя мама, четверо из семи мальчиков были названы этим именем.
Вот почему у меня такое имя. (Максим С.)
Меня назвали Ваней потому, что во – первых, у меня было два прадедушки с именем Иван, в честь которых решили меня назвать.
Во – вторых, есть русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Мою старшую сестрёнку зовут Алёна.
Вот почему меня назвали Иваном. (Иван С.)
Модель текста рассуждения – доказательства строится несколько иначе.
Тезис Доказательство Вывод
Особенность этого текста в том, что в нём показывают две разных точки зрения на одно явление и доказывают справедливость одной. Сочинения можно строить и как рассуждения – утверждения (доказывается истинность выдвинутого положения) и как рассуждения – опровержения (доказывается ложность). Доказывается или опровергается определённая точка зрения при помощи аргументов, комментариев, примеров из жизни, раскрывающих тему, которых должно быть не меньше трёх, а может быть и больше. Учащиеся могут опираться и на собственный опыт.
Своеобразными маркерами рассуждения выполняют роль вводные слова и предложения. Если придерживаться одной точки зрения, то перечислять аргументы можно так: во – первых, во – вторых. Если придерживаться той и другой точки зрения, то удобнее использовать другие вводные слова: с одной стороны, с другой стороны. Если вступление содержало мысль в самом общем виде, то в заключении целесообразно повторить или обобщить все положения, прозвучавшие в основной части. И наоборот, если сочинение начиналось полным и развёрнутым тезисом, то заключение является кратким выводом. При подведении итога мостиками в соединении частей текста будут слова: таким образом, значит, следовательно, поэтому.
В 4 классе можно предложить учащимся сочинение рассуждение – доказательство на тему «Компьютер – мой друг или враг?»
Этапы урока:
1.Введение в речевую ситуацию. Постановка учебных задач.
«……» — мой друг или враг?
-Каким словом можно дополнить предложение?
-Слово «компьютер» можно вставить в это предложение?
2. Перекрёстная дискуссия
-Разделимся на 2 группы. Первая группа будет искать только положительные моменты в использовании компьютера, а вторая группа наоборот, приводит аргументы отрицательного влияния компьютера на человека. (Доска делится также на две части, слева — положительные аргументы, справа – отрицательные) Могут возникнуть споры, и это хорошо. Учитель умело руководит аргументированным спором и направляет учащихся в нужное русло.
Компьютер – мой друг или враг?
+
—
-+
Например:
Компьютер – мой друг или враг? — -+ |
|
+ Интересные игры Общение в Интернете Источник информации Можно распечатать, отсканировать, скопировать |
Можно играть в настольные игры Живое общение с друзьями намного интересней Приходится платить за Интернет Расходы на краску, бумагу |
- Работа над структурой текста рассуждения – доказательства.
-Какой тип текста подойдёт для сочинения «Компьютер – мой друг или враг?» Ответ обоснуйте.
-Действительно, мы будем составлять рассуждение. В чём будет состоять его особенность? Особенность этого текста будет состоять в том, что будем доказывать определённую точку зрения, приводя соответствующие аргументы. Для большей убедительности аргументов должно быть не менее трёх.
— С чего начать? (С тезиса, утверждения, которое и будем доказывать. Например: Я считаю, что компьютер мой друг…
Или: Я часто задумываюсь над вопросом, кем является для меня компьютер – друг или враг.)
-В основной части текста аргументированно раскрываем главную мысль (тезис). Доказательство – это стержень рассуждения.
— Что нужно доказать? (Компьютер является другом или врагом)
-Приводим аргументы, факты, доказывающие данный тезис. В этом вам поможет проведённая игра «Перекрёстная дискуссия». Чем больше аргументов, тем убедительнее доказательство.
-Так как аргументов несколько, то используем специальные вводные слова для оформления рассуждения: во – первых, во – вторых и т.д. Но если вы сомневаетесь, поддерживаете в какой – то степени ту и другую точку зрения, уместнее использовать другие вводные слова: с одной стороны, с другой стороны.
-Как закончить рассуждение – доказательство? (Чётко сформулировать вывод)
— При подведении итога мостиками в соединении доказательства и вывода будут слова: таким образом, значит, следовательно, поэтому.
-У кого возникнут трудности, можно воспользоваться схемой построения текста – рассуждения:
1. Тезис (основная мысль, которая будет доказываться – Компьютер – мой друг или враг?)
2. Аргументы (доказательства выдвинутого тезиса – Почему друг? Почему враг?)
-факты
-примеры
-цифры
-цитаты и т.п.
3. Вывод
- Творческая работа учащихся.
Желательно использовать черновик. Рабочая тетрадь может быть распределена следующим образом: на левой странице – черновик, на правой странице – чистовая работа. Разрешено пользоваться орфографическим словарём для проверки написания слов.
- Редактирование и совершенствование речевых высказываний
- Презентация сочинений.
Примеры детских сочинений «Компьютер – мой друг или враг?»
У меня есть компьютер. Друг он мне или враг? С одной стороны, я считаю, что компьютер – мой друг. Во – первых, это развивающие игры, во – вторых – это Интернет — источник информации. Он заменяет любые газеты. Ведь это и прогноз погоды, и программа телепередач. С помощью Интернета можно пообщаться с друзьями.
Но с другой стороны, если долго сидеть за компьютером, то начинает болеть голова, глаза, происходит облучение, переутомление, человек становится раздражительным. Да и, наконец – то, бесплатного Интернета нет – нужно за него платить.
Так что я не знаю: друг мне компьютер или враг?
(Смирнов Иван)
Есть много разных мнений по поводу того, чем является компьютер. Друг это или враг?
В основном большинство людей, а тем более детей, считают, что компьютер – друг. К ним отношусь и я. Во – первых, в свободное время можно поиграть в самые различные игры. Во – вторых, быстро найти нужную информацию в Интернете. В – третьих, современный человек не может обойтись без компьютера. Это и мгновенная доставка электронных писем, возможность общаться на далёких расстояниях. У меня есть такая программа «Скайп», что я могу в наушниках через компьютер разговаривать с друзьями, которые живут далеко – далеко. Разве это не здорово?
Но есть и такие люди, которые считают, что компьютер вреден и его нельзя назвать другом. Во – первых, облучение от экрана компьютера. Во – вторых, портится зрение от длительной работы с компьютером. В – третьих, компьютер – дорогое удовольствие. Нужно платить за Интернет, покупать краску в принтер.
Что ж, у каждого своё мнение. Но я всё – таки считаю, что компьютер – мой домашний друг.
(Пухова Ирина)
Как построить текст? Какие бывают тексты
Необходимо запомнить
ВАЖНО!
Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны по смыслу. Текст можно озаглавить.
Что такое текст
Прочитайте признак. Определите, к какому типу текста он относится. Перетащите в нужную ячейку.
Текст-рассуждение
Рассмотрите таблицу. Она поможет составить текст-рассуждение.
Вступление |
Обоснование |
Основная часть |
Заключение |
Я думаю, что… Мне кажется, что … Я считают, что … Может быть … |
потому что так как ведь из-за того, что по той причине, что поскольку в связи с тем, что |
Во-первых, Во-вторых, В-третьих |
Значит… Ведь … Вот поэтому… Следовательно … Итак, … |
Учим создавать текст-рассуждение
Жизненная практика говорит о том, что дети дошкольного возраста
уже рассуждают о предметах, доступных их пониманию. Исходя из
этого, обучать тексту-рассуждению можно начинать уже в начальных
классах. Умение устанавливать истинность или ложность какого-то
положения, выявлять причинно-следственные и условно-следственные
связи между явлениями, фактами, то есть умение рассуждать, необхо-
димо школьнику в его учебной деятельности. Актуальность обучения
текстам-рассуждениям определяется и социальной необходимостью.
Как показывает практика, рассуждение является самым трудным
типом текста для детей. В чём же состоят основные трудности создания
текстов-рассуждений? В описании и повествовании материал налицо
(можно описывать только то, что уже знаешь), в рассуждении же ребёнку
приходится иметь дело с изложением своего мнения по поводу чего-либо,
с доказательством чего-либо спорного и выяснения неясного. Рассужде-
ния должны быть безукоризненно логичны.
Какие же умения следует формировать у младших школьников, кото-
рые необходимы им для создания письменного текста-рассуждения?
В лекции 4 представлены семь групп умений, необходимые
для соз-
дания текста любого типа. Перечислим специальные умения (в каждой
группе), необходимые для создания текста-рассуждения.
1. Умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с ти-
пом текста-рассуждения так, чтобы заголовок отражал тему текста
и сообщал о предмете рассуждения (если тема предлагалась общая).
2. Умение доказать свою мысль, приводя аргументы и факты.
3. Умение собирать соответствующий материал (газеты, журналы, эн-
циклопедии, художественная и научно-популярная литература, жизненный
опыт, беседа со взрослыми и др.) для создания текста определённого жанра
и типа речи (текста), к примеру, объяснение, отзыв о книге, эссе и др.
4. Умение строить текст в соответствии со структурно—
композиционными особенностями текста-раcсуждения, умение кон-
струировать тезис и вывод как структурные компоненты текста-
рассуждения, соединять предложения с помощью лексических и грам-
матических средств связи.
5. Умения в области языковой подготовки текста-рассуждения:
подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова,
сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего
текста-рассуждения.
6. Умение выделять абзацы (если необходимо) в тексте-рассуждении,
связывать их между собой.
Система заданий и упражнений
на формирование умения составлять письменный
текст-рассуждение
Содержанием повествования и описания является окружающая нас
действительность, а содержанием рассуждения – связи между предметами
и явлениями, которые устанавливает сам человек. В логическом плане
рассуждение своеобразно и отличается от повествования и описания тем,
что выражает собою умозаключение.
Несомненно, что в бытовой разговорной речи, в художественной
речи полные умозаключения крайне редки. Однако, обучать младших
школьников полным рассуждениям необходимо, поскольку такие рас-
суждения распространены в обучении (математические доказательства,
аргументация явлений лингвистического характера и др.).
Выделяют разновидности рассуждений: рассуждение-объяснение,
рассуждение-доказательство и рассуждение-опровержение. Все три
вида разные по содержанию. В рассуждении-объяснении излагается
объяснение какого-то явления. Это общепринятое объяснение. Напри-
мер, «Почему бывает високосный год?», «Почему подснежники так
называются?»
В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины
нельзя увидеть, их можно только понять. Рассуждение-доказательство
позволяет установить истинность того или иного явления. Например,
«Быть вежливым: это хорошо или плохо?» Опровержение – это вид
рассуждения, в котором мы приводим аргументы не в защиту тезиса, а
наоборот: поставлена цель – опровергнуть тезис. К примеру, «Подберё-
зок так называется потому, что растёт только под берёзой». Построение
текста в зависимости от вида рассуждения будет разным.
Система заданий по обучению созданию письменных текстов-
расcуждений с 1-го по 4-й классы основана на дедуктивном методе.
Обучение младших школьников созданию текстов-рассуждений носит
системный характер и включает три этапа.
Подготовительный этап. Организация и проведение системы подго-
товительных обучающих заданий с целью формирования у детей умения
объяснять причины явлений, доказывать свою точку зрения, подбирать
аргументы для доказательства, находить цитаты из текста в качестве
доказательства и др.
Теоретико-практический этап. Знакомство с типом текста – рассужде-
нием, его особенностями, механизмами создания текстов-рассуждений
разных жанров.
Практический этап. Создание учащимися текстов-рассуждений на осно-
ве взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления текста.
Рассмотрим каждый этап в отдельности.
Подготовительный этап
Подготовительную работу к обучению созданию письменных текстов-
рассуждений следует начинать с первого класса, задолго до того, как
дети познакомятся с понятием «текст», его признаками, а позднее – с
понятием «текст-рассуждение».
Среди трёх типов текста наиболее привлекательным для детей являет-
ся повествование. Менее тяготеют дети к созданию описаний. И совсем не
привлекательны для детей младшего школьного возраста высказывания
типа рассуждения.
Рассмотрите практические материалы по подготовке детей к созданию
письменных текстов-рассуждений.
Уже с первого класса дети начинают создавать элементарные тексты-
рассуждения: «Почему звук [а] гласный?», «Докажите, что в слове сосна
два слога», «Почему в схеме предложения «Дети играют во дворе» четыре
обозначения слова? ______ _______ _______ _______. (предлог – это
маленькое слово).
Как известно, ответы на вопросы учителя, начинающиеся со слова
«почему», предполагают построение рассуждений-высказываний, в
которых устанавливаются причинно-следственные отношения между
фактами, даётся объяснение явлениям.
Пропедевтическое знакомство со структурой текста-рассуждения
Как и любой другой тип речи, рассуждение имеет свое строение.
Познакомить младших школьников со структурой элементарных рас-
суждений целесообразно в 1-м классе. Интересный вариант работы,
который используют многие учителя-практики в своей работе, описан
М.С. Соловейчик и Н.Н. Сергеевой.
В первый месяц обучения, по словам учёных-методистов, после того,
как маленькие школьники почувствовали, что иногда им бывает непросто
1 Пропедевтический – вводный, подготовительный, излагаемый в сжатой и эле-
ментарной форме.
ответить на вопрос учителя, на помощь приходит Объясняйка и приносит
с собой схему:
? потому что, так как О
Эта схема помогает запомнить правило ответа на любой вопрос:
первая часть – то, что надо объяснить, вторая – само объяснение. Части
скрепляются «мостиком» из слов «потому что, так как».
Модель построения рассуждения, принесенная Объясняйкой,
остаётся в классе и служит надёжной опорой при овладении этим
типом речи.
Учитель обращает внимание детей на следующие вопросы:
– Можно ли начинать объяснение со слов потому что? (Нет, так как
потому что – это «мостик», он должен на что-то опираться не с одной
стороны, а с двух.)
– Можно ли первую и третью части рассуждения поменять местами?
(Можно, но тогда должен измениться и «мостик»: не потому что или
так как, а поэтому и так далее.)
Так в наглядной игровой форме знакомятся первоклассники со строе-
нием элементарного рассуждения.
Кроме того, по словам Р.И. Никольской, в классе можно иметь такую
наглядность.
ПОЧЕМУ?
Ниже располагаются два человечка ОБЪЯСНЕНИЕ и ДОКАЗА-
ТЕЛЬСТВО, держащие друг друга за руки.
Мы считаем, что в первом классе на подготовительном этапе
следует начать с обучения составлению устных рассуждений-
объяснений.
Данная работа кропотливо проводится на всех уроках в первом
классе.
К примеру, на уроках обучения грамоте (обучение элементарному
чтению). Благодатный материал для этого – сказки, с которыми ребята
знакомы ещё с дошкольного детства1.
Приведём примеры упражнений, которые можно предлагать детям.
Выполняя упражнения, учащиеся пользуются схемой, которая рас-
полагается на доске.
То, что объясняют Потому что Объяснение
1 Большая работа по сказкам проводится в «Русской азбуке» В.Г. Горецкого и др.
Учим создавать текст-рассуждение 51
а) Рассмотри образец:
Волк перехитрил козлят и съел их, потому что они были слишком
наивными и доверчивыми. («Волк и семеро козлят»)
Продолжи:
– Маше удалось убежать от медведя и вернуться домой, потому
что… («Маша и медведь»).
– Журавль угощал Лису из кувшина, потому что… («Лиса и жу-
равль»).
– Яичко разбилось, потому что… («Курочка Ряба»).
– Петух прогнал Лису из избушки зайца, потому что… («Лиса и
заяц»).
– Лиса ехала верхом на волке и приговарила: «Битый небитого ве-
зёт», потому что… («Лиса и волк») и др.1.
б) Можно предлагать подобные задания с вариантами ответов.
К примеру,
Деду удалось вытянуть репку, потому что:
1) на помощь пришли бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка;
2) дед был сильным.
Старуха осталась у разбитого корыта, потому что:
1) её погубила жадность;
2) старуха плохо просила у рыбки новое корыто.
в) Вы помните сказку «Маша и медведь? Маша убежала от медведя.
Мы-то с вами знаем, как всё было, но дедушка с бабушкой, к которым
вернулась Маша, не знают. Представьте, что вам нужно объяснить ба-
бушке с дедушкой, где так долго была Маша и как ей удалось убежать
от медведя.
г) У Нины лук. (читают в азбуке). Слово (У) Нины напечатано с
заглавной буквы, потому что это имя девочки.
д) Стол – столик (читают в азбуке). В слове «стол» звук [л] – твёрдый,
а в слове «столик» звук [л’] – мягкий, потому что звук [и], идущий за
ним, обозначает мягкость согласного.
е) В схеме слова «плотник» первый звук обозначен синим цветом,
потому что обозначает твёрдый согласный звук.
Задания, которые можно использовать на уроках обучения гра-
моте (обучение письму).
а) Я выбрал (а) самую красивую букву вторую, потому что она написа-
на красиво, с наклоном, без исправлений (объяснение первоклассника).
б) Слово «Москва» я написал (а) с заглавной буквы, потому что это
название города.
1 Эту работу можно проводить на уроках обучения грамоте при работе со сказками.
в) Слово «друг» нельзя перенести, потому что мы переносим по
слогам, а это слово состоит из одного слога. Поэтому начнём писать
слово с новой строки.
г) Строчные буквы о и а похожи, потому что обе содержат овал.
д) Первую букву в слове «Лиса» напишу с заглавной буквы, потому что
начало предложения всегда начинается с заглавной буквы. (Лиса роет нору.)
е) Слово «у» пишу отдельно, потому что это предлог, а предлоги
пишутся отдельно от слов.
Подготовительная работа предполагает в дальнейшем работу с
рассуждениями-доказательствами, которую целесообразно начать во
втором классе.
Схема рассуждения-доказательства мало отличается от схемы
рассуждения-объяснения.
То, что
доказывают Потому что Доказательство
Большими возможностями в обучении построению текстов-
рассуждений, в основе которых лежит доказательство (приводят факты,
аргументы), обладают уроки литературного чтения. На уроке литератур-
ного чтения учитель может предлагать учащимся задания на составление
устных рассуждений-доказательств.
К примеру, после чтения и анализа стихотворения С.Михалкова
«А что у вас?» дети могут создать устный текст-рассуждение на тему «Мамы
разные нужны, мамы всякие важны» (рассуждение на данную тему очень
ценно в воспитательном плане: каждая профессия важная и нужная, неважно,
кем работает твоя мама: учителем или продавцом в магазине).
Позднее структура текста-рассуждения меняется.
то, что объясняют,
доказывают потому что объяснение,
доказательство
значит, вот почему,
следовательно вывод
Опираясь на такую схему, учащиеся строят тексты-рассуждения на
уроках русского языка.
а) В слове «мышь» букв больше, чем звуков (четыре буквы, но три зву-
ка), потому что мягкий знак звука не обозначает. Следовательно, в слове
«мышь» букв больше, чем звуков (рассуждение-доказательство).
б) Нельзя опаздывать на урок, потому что, когда ты входишь в класс
во время урока, ты всем мешаешь, отвлекаешь других, можешь про-
слушать материал. Значит, нельзя опаздывать на урок (рассуждение-
доказательство).
в) Cнеговика назвали так потому, что он сделан из снега. Вот почему
снеговика так назвали (рассуждение-объяснение).
Тексты-рассуждения учащиеся строят на уроках литературного чте-
ния. К примеру, после чтения и анализа рассказа Л.Пантелеева «Честное
слово» учитель может предложить устно составить текст-рассуждение на
тему «Быть честным – значит быть настоящим человеком».
Тексты-рассуждения учащиеся строят на уроках окружающего мира.
К примеру, урок на тему «Организм человека» (3-й класс). Учитель
предлагает составить текст-рассуждение на тему «Соблюдение режима
дня – залог здорового образа жизни».
Примерные упр ажнения дл я исп ользования
на подг отовительном этапе
Работа с орфограммами
Следует познакомить учащихся с алгоритмом-рассуждением для
объяснения написания слов.
Объясни устно, какую гласную ты напишешь в слове «полы». Построить
рассуждение тебе поможет следующий текст: «В слове “столы” безударная
гласная в корне. По правилу для проверки изменяем слово так, чтобы уда-
рение падало на гласную: стол. Значит, в слове “столы” гласная о».
Дополни недостающие части рассуждения
1. Дана мысль, которую нужно доказать (можно предлагать детям на
карточке неполные рассуждения).
Слово «моя» нельзя перенести с одной строки на другую,
потому что
…………….
Следовательно
……………. .
2. Дано объяснение.
…………….,
потому что
потребление сладкого в больших количествах вредит здоровью.
Поэтому
………………. .
3. Дан вывод.
………………………. ,
потому что
…………………….. .
Вот почему
нужно чаще быть на свежем воздухе.
Работа с цитатами (подготовка к старшей школе).
Такую работу лучше организовывать на уроках литературного чтения.
1. Ребята, докажите, что Мороз Иванович добрый старик. «Вот как
об этом говорится в тексте …», – продолжают ребята. (сказка В.Ф. Одо-
евского «Мороз Иванович»).
2. Ребята, докажите, что лев и собачка стали друзьями. «Вот как об
этом говорится в тексте …», – продолжают ребята. (быль Л.Н. Толстого
«Лев и собачка»).
Подбор аргументов
1. Учащимся даётся образец.
Нужно много читать, потому что:
Во-первых, будешь _______много знать,
Во-вторых, станешь интересен собеседнику,
В-третьих, чтение – это удовольствие.
2. На карточках записи.
1. Я с радостью хожу в школу, потому что:
Во-первых, ………………….,
Во-вторых, …………………,
В-третьих, …………………..
2. Я люблю каникулы, потому что:
Во-первых, ………………….,
Во-вторых, …………………,
В-третьих, …………………..
3. Лето – самая лучшая пора в году, потому что:
Во-первых, ………………….,
Во-вторых, …………………,
В-третьих, …………………..
К примеру, такой текст сочинил второклассник:
«Лето – самая лучшая пора. Во-первых, потому что очень тепло. Во-
вторых, потому что отдыхаешь от учёбы. В-третьих, весело общаться
с друзьями. В-четвёртых, можно пойти с родителями куда-нибудь».
(Илья Н.)
Заметим, что все рассуждения (объяснения или доказательства) уча-
щиеся строят, опираясь на личный опыт (для доказательства, объяснения
мысли не требуется сбор информации и его систематизация). Для до-
казательства дети могут брать примеры из художественной литературы
(описанный выше пример № 3).
Устные выступления учащихся
Следует предлагать учащимся готовить устные выступления-
рассуждения на разнообразные темы (сначала в своём классе, затем в
параллельном классе, а потом и для первоклассников). К примеру,
– Ты знаешь, что на свете есть много профессий? А кем бы ты хотел
стать? Почему? Сделай своё рассуждение убедительным. Подготовь его
для выступления в классе.
– Зачем нужны в классе цветы? (для выступления в параллельных
классах).
– Почему нужно беречь школьную мебель? (для выступления перед
первоклассниками).
Как видим, темы постепенно предлагаются такие, которые требуют по-
иска дополнительной информации, например, как изготавливают мебель,
сколько времени и сил потребуется для изготовления одной школьной
парты, сколько древесины нужно для изготовления парты, сколько лет
растут деревья, из которых изготавливают мебель (тема «Почему нужно
беречь школьную мебель?»)
Работа с письменными текстами-рассуждениями
на уроках русского языка
1) Прочитай текст.
Почему ландыш белый?
Умеешь ли ты наблюдать и разгадывать загадки природы? Почему
цветы калины, рябины, черёмухи белые? Почему ландыш белый? Лан-
дыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомые не видят
синий или лиловый цвет. Только белые цветы хорошо видны. Учись
разгадывать загадки природы. (По В.Тетюреву)
Над каким вопросом размышляет автор?
Найди ответ на вопрос в самом тексте.
Спиши вопрос и ответ.
2) Прочитай текст.
Далеко от родины
Долгие месяцы видят наших птиц жители Африки. Но они никогда
не слышали их пения. Почему же наши певуньи в Африке не поют? По-
тому что не под пальмами вьют гнёзда соловьи. Птица поёт там, где она
гнездо вьёт. Птица поёт на родине. (По Н.Надеждиной)
Над каким вопросом размышляет автор?
Найди ответ на вопрос в самом тексте.
Спиши вопрос и ответ.
3) Прочитай текст.
Берёза
Выросла на лесной полянке стройная и кудрявая берёза. В гуще её
ветвей поселились птицы. Однажды пришли на полянку ребята. По-
дошли к красавице берёзке, взмахнули топором. Дрогнула берёзка,
и упали на землю прозрачные капельки душистого берёзового сока.
До осени далеко, а на берёзке уже появились жёлтые листья.
Запиши ответ на вопрос: «Почему листья на берёзе пожелтели раньше
времени?»
Чтение и анализ рассказов-рассуждений писателей
Рекомендуем на уроках русского языка и литературного чтения работать
с текстами-рассуждениями Льва Николаевича Толстого, который специ-
ально написал рассказы-рассуждения для детей на различные темы1.
Представлены тексты-рассуждения на темы: «Куда девается вода из
моря?», «Осязание и зрение», «Отчего бывает ветер?», «Для чего дует
ветер?», «Отчего потеют окна и бывает роса?», «Тепло», «Солнце – теп-
ло», «Кристаллы», «Откуда взялся огонь, когда люди не знали огня?»;
«Отчего в морозы трещат деревья?», «Сырость» и др.
Предлагаем в качестве примера текст Л.Н. Толстого для организации
обучения.
В ходе чтения и анализа обсуждается, какие вопросы ставит Толстой,
какие аргументы использует для этого и т.д.
Отчего бывает ветер?
Рыбы живут в воде, а люди – в воздухе. Рыбам не слышно и не вид-
но воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится.
И нам так же не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не
шевелится.
Но как только мы побежим, мы слышим воздух – нам дует в лицо; а
иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же
отворим дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора
в горницу, а верхом дует из горницы на двор.
Когда кто-нибудь ходит по комнате или машет платьем, то мы говорим:
«он ветер делает», а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на
дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону,
иногда в другую. Это бывает оттого, что где-нибудь на земле воздух очень
разогреется, а в другом месте остынет, – тогда и начинается ветер, и ни-
зом идет холодный дух, а верхом – теплый, так же как с надворья в избу.
И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет
там, где было жарко.
Подробно работа с текстами-рассуждениями Л.Н. Толстого представ-
лена в курсе «Комплексный анализ текста»1.
В подготовительную работу вошло знакомство со структурой текста-
рассуждения. Учащиеся строили в основном устные тексты-рассуждения
(с опорой на жизненный опыт, художественные тексты), работали с
текстами-рассуждениями Л.Н. Толстого и д
Теоретико-практический этап
Теоретико-практический этап обучения созданию текстов-рассуждений,
в свою очередь, складывается из следующих направлений:
• знакомство с типом текста рассуждением (особенности);
• теоретико-практическое изучение текста-рассуждения без учёта
жанровой особенности;
• теоретико-практическое изучение устройства текстов-
рассуждений различных жанров (в разных стилях);
• написание изложений повествовательного текста с элементами
рассуждения и сочинений-рассуждений.
Рассмотрим данные направления подробнее.
ЗНА КОМ СТВО Т ПОМ Т КСТА – РАССУЖДЕНИЕМ
Знакомство с типом текста – рассуждением происходит на уроке
знакомства с тремя типами текстов. После того, как дети поработают
какое-то время с текстом-повествованием и описанием, целесообразно
начать более детальное знакомство с текстом-рассуждением
Считаем необходимым вновь вернуться к иллюстрации с изображе-
нием осеннего парка (учитель прикрепляет иллюстрацию на доске) (см.
лекции 4).
2 Рекомендуем начать работу с рассуждением как типом текста в первом полугодии
третьего класса (если работа с повествованием была начата во втором полугодии
второго класса).
На доске учитель размещает вопросы, характерные для повествования
и описания.
? ? ?
КТО?
КОГДА?
ЧТО?
ГДЕ?
КАК?
КАКАЯ?
КАКОЕ?
КАКОЙ?
КАКИЕ?
Учитель предлагает детям на карточке два текста. Учащиеся читают
тексты поочерёдно.
1. Миша и Нина днём отправились на прогулку в осенний парк. Дети
гуляли, дышали воздухом, любовались листопадом, собирали букет из
осенних листьев, наблюдали за белочкой. Листья для букета они собрали
под ногами. Миша и Нина к вечеру вернулись с прогулки домой.
2. Красиво в парке ранней осенью. Погода стоит тёплая. Воздух чистый
и прозрачный. Небо голубое. Солнце пробирается сквозь ещё не опавшую
листву деревьев. На золотом на фоне листвы дуба, берёзы выделяются
красноватые листья клёна и осины. От дерева к дереву тянутся тонкие
серебристые нити паутины. Тишина в осеннем парке. Только едва слышно,
как падают листья с деревьев. Хорошо в осеннем парке!
После того, как дети прочитают первый текст, учитель спрашивает, на
какие вопросы мы получили ответы (указывая указкой на таблицу на до-
ске): первого или второго столбика? (дети указывают на вопросы первого
столбика). Какого типа текст вы прослушали? (с таким вопросом обращается
далее учитель). Дети отвечают, что первый текст – повествование. (учитель
прикрепляет над первым столбиком запись ПОВЕСТВОВАНИЕ ).
Далее (после чтения детьми второго текста) проводится аналогичная
работа. (учитель спрашивает, подходят ли вопросы второго столбика к
нашему тексту). На доске запись.
ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ ?
КТО?
КОГДА?
ЧТО?
ГДЕ?
КАК?
КАКАЯ?
КАКОЕ?
КАКОЙ?
КАКИЕ?
Итак, если мы хотим рассказать о чём-то, что произошло однажды,
мы создаём текст-повествование. Если мы хотим описать что-либо, мы
создаём текст-описание.
– А теперь послушайте третий текст.
Хорошо ранней осенью в парке. Ранней осенью парк особен-
но хорош! Радуют своей листвой деревья. В лесу тишина. Только
слышно, как шуршит листва под ногами. Дождей мало. В парке сухо.
Дышится хорошо. Воздух свежий. Вот почему так хорошо ранней
осенью в парке.
– На какой вопрос отвечает прослушанный вами текст? (почему так
хорошо в парке ранней осенью?)
– Верно, третий текст не рассказывает нам о том, как дети ходили в
парк, как выглядел парк ранней осенью. Текст объясняет причины на-
шего отношения к парку ранней осенью. Такой текст отвечает на вопрос
ПОЧЕМУ ЭТО ТАК? (учитель прикрепляет вопрос на доске).
ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ ?
КТО?
КОГДА?
ЧТО?
ГДЕ?
КАК?
КАКАЯ?
КАКОЕ?
КАКОЙ?
КАКИЕ?
ПОЧЕМУ ЭТО
ТАК?
Вы уже знаете, как называется такой текст? (Текст называется рас-
суждение.)
Учитель прикрепляет в третий столбик слово «рассуждение».
В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях,
о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому
типу текста можно поставить вопросы: ЧТО происходит СНА ЧАЛА,
ПОТОМ и в КОН ЦЕ?
В ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ говорится о ПРИЗНА КАХ предмета или
явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно
поставить вопрос: КАКОЙ предмет?
В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явле-
нию, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось,
произошло? Почему это так? Вот основные вопросы, ответы на которые
составляют текст-рассуждение.
А теперь придумайте заголовок к нашему тексту. («Отчего так хорошо
в парке ранней осенью?».)
Итак, о каждом объекте мы можем создавать разные тексты, смотря
какую цель мы преследуем. Текстов может быть много, но каждый из них
относится к одному из типов или их сочетанию, то есть смешанный тип
текста, например, повествование с элементами описания1
Можно предложить детям задание, в ходе выполнения которого они
убедятся в том, что не только про каждый объект можно создавать три
разных текста (плюс смешанный), но и на одну и ту же тему можно
писать разные тексты.
Прочитайте три текста.
1) На улице первый весенний месяц. На опушке леса лежит свер-
кающий снег. Появилось солнце. В лесу зазвенела капель. Под лучами
солнышка капельки блестят, переливаются.
2) Ранней весной четверо мальчиков плыли вниз по реке. Неожи-
данно загремел гром, налетел ветер, хлынул дождь. Ребята испугались
грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один
не покинул лодку. Он налёг на вёсла и поплыл. Мальчику казалось, что он
не доберётся до пристани, ведь дождь хлестал по лицу, ладони вспых-
нули, сильно болели руки. Он напряг все силы. Добравшись наконец до
цели, он поставил лодку на место и крепко привязал её верёвкой.
3) Я очень люблю первые весенние цветы. Ранней весной мы ходим
в лес, любуемся первыми цветами. На радостную улыбку весны похожи
простые и милые подснежники. Как хороши и нежны их чистые голу-
боватые цветы! Лесные красавцы напоминают мне далёкое детство.
Поэтому я очень люблю подснежники.
– О чём рассказывают все три текста? (Все три текста рассказывают
о весне.)
– Но тексты эти разные. У каждого текста свой тип. Определите типы
текстов. (Первый текст – описание, второй – повествование, третий –
рассуждение.)
– Как же отличить типы текста? Докажите.
– Какую цель преследовали авторы, создавая такие тексты?
– Итак, в жизни нам часто приходится рассуждать на разные темы,
например, почему весной бывает половодье, почему нужно слушаться
маму, почему дорогу нужно переходить на зелёный cвет и так далее.
(Можно спросить у детей, в каких ситуациях в жизни им приходилось
что-то объяснять, доказывать).
– Для того, чтобы грамотно ответить на эти и подобные вопросы,
нужно уметь строить текст-рассуждение.
14
Цель: научить учащихся создавать
сочинение-рассуждение с несколькими
доказательствами по составленному плану.
Задачи:
- углубить сведения о рассуждении,
способствовать выработке навыков его
построения; - познакомить с правилами оформления на письме
текста-рассуждения с несколькими
доказательствами; - формировать умение составлять план и излагать
свои мысли по составленному плану.
Этапы урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Работа над темой урока
IV. Составление плана
V. Работа над синонимичным рядом
VI. Написание сочинения
VII. Итог
Оборудование:
- выставка детских работ с изображением русской
избы - тематические картинки к каждому доказательству
ХОД УРОКА
II. На уроках русского языка мы часто
писали изложения и сочинения. Какие типы текстов
вы знаете? (Описание, повествование,
рассуждение)
1) Вам в тексте сообщили о том, как выглядит
предмет и показали одно его изображение, а также
вы услышали много имён прилагательных.
– Какой это тип текста? (Описание)
2) В тексте вам объясняли и доказывали, нарисовать
сказанное невозможно. Употребляли слова:
во-первых, значит, следовательно, потому что.
– Какой это тип текста? (Рассуждение)
3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором
оно свершилось, все эпизоды произошедшего
представляли в нескольких рисунках. При этом
речь говорящего была насыщена глаголами.
– Какой это тип текста? (Повествование)
III. На уроке изобразительного
искусства мы рисовали русскую деревенскую избу и
обратили внимание на то, что в старину крышу
дома украшал конёк.
– Почему именно конёк? (Потому что конь был
главным помощником человека)
– Сегодня на уроке мы напишем сочинение, в
котором надо доказать, почему конь – лучший
помощник.
– К какому типу будет относиться текст, который
мы составим? (Рассуждение)
– Почему? (В нём есть проблема, которую надо
доказать. Текст будет отвечать на вопрос
«Почему?»)
– Запишите тему сегодняшнего урока на листочек,
который лежит перед вами. Сочинение-рассуждение.
– Какое название можно подобрать к нашему
тексту? («Конёк на крыше»)
– Почему конёк на крыше? Запишите название на
следующей строчке.
– Из каких частей состоит текст-рассуждение? (Проблема
– тезис, доказательство, вывод)
– Какой тезис в этом тексте? Что мы должны
доказать? (Конь – лучший помощник)
– Давайте подберём доказательства. Чем конь
помогал людям? (Конь пахал землю, перевозил
людей и грузы, были почтовые лошади, на лошадях
ходили воевать, во время праздников на
лошадях катались)
– Сколько доказательств мы привели? (Пять)
– Какой вывод напишем в тексте? (Стоит конёк на
крыше и гордится собой)
IV, V. Составление плана
– Давайте составим план нашего будущего
текста. Записываем на доске и на листочках.
ПЛАН
I. Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:
1) на
земле
– Как помогал конь на земле? Что он делал? (Конь
помогал крестьянину пахать землю, боронить её и
сеять зерно)
– Какие опорные слова запишем на доске? (Помогал
пахать, боронить, сеять)
2)
транспорт
– Что перевозили на конях? (Долгое время конь
служил транспортом. На конях люди ездили и
перевозили грузы)
– Какие опорные слова? (Служил, ездили,
перевозили)
– Как можно заменить выражение «долгое
время»? (Многие века)
– Как в старину называли грузы? (Поклажа)
3)
почта
– Как люди доставляли друг другу письма и
различные сообщения? Кто им в этом помогал? (Без
коней не было бы почты. Почтовые кони перевозили
письма и сообщения на разные расстояния)
– Какие опорные слова напишем? (Не было бы,
перевозили)
– Каким словом можно заменить «письма и
сообщения»? (Известия, вести, новости)
4) на
войне
– Кого брали с собой люди, когда шли защищать от
врагов русскую землю? (Если враги нападали на
русскую землю, то в бой шли на своих конях)
– Кто ещё, кроме простых людей защищал
русскую землю? (Богатыри)
– Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец,
Алёша Попович, Никита Добрынич, Святогор)
– Какие были у них кони? (Верным другом
Святогора в сражениях был богатырский конь)
– Какие слова запишем на доске? (Нападали, шли в
бой, сражение)
– Подберите синонимы к слову защищать. (Биться,
воевать, драться, сражаться, бороться)
5) в
праздники
– Какое развлечение было у людей в старину? (Во
время праздничных гуляний устраивали катания на
тройках)
– Какие опорные слова? (Устраивали)
III. Вывод. Гордится конь собой.
– Посмотрите на опорные слова. К какой части
речи они относятся? (Это глаголы)
– В какой временной форме они употреблены? (Все
глаголы в форме прошедшего времени)
– Почему? (Потому что всё это было в прошлом)
– В какой временной форме употреблён глагол в
выводе? Почему? (В форме настоящего времени,
потому что и в наше время сохранились дома с
конём на крыше)
– На уроках мы часто писали тексты. Из скольких
абзацев состоит текст-рассуждение? (Из трёх)
– Что писали в первом абзаце? (Тезис)
– Во втором? (Одно доказательство)
– В третьем? (Вывод)
– Как выделяли каждый абзац? (Красной строкой)
– Сколько доказательств в составленном сегодня
тексте? (Пять)
– Каждое доказательство надо писать с красной
строки.
– Сколько красных строк вы выделите в этом
тексте? (Семь)
– Какие? (Тезис, пять доказательств, вывод)
VI. Самостоятельная работа.
Написание сочинения.
VII. – Всегда ли в тексте-рассуждении
три красных строки? (Нет)
– От чего зависит количество абзацев в
тексте-рассуждении? (От количества
доказательств)
Работа Олейник Александры 3 класс написана16
мая 2013 года.
Сочинение-рассуждение
Конёк на крыше
План
I. Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:
1) на
земле
2)
транспорт
3) почта
4) на
войне
5) в
праздники
III. Вывод. Гордится конёк собой.
В старину избы часто украшали коньками. Почему
именно конёк? Потому что конь был лучший помощник
человека.
В поле конь помогал пахать землю, боронить её и
сеять зерно.
Многие века конь служил транспортом. Он
перевозил хозяина и его поклажу.
Почтовые лошади доставляли вести на разные
расстояния.
Если враги нападали на русскую землю, то люди шли
в бой на своих конях. Случалось, что кони вывозили
своих раненых хозяев с поля боя. Верным другом
Ильи Муромца был богатырский конь.
Во время масленицы, свадеб и других праздничных
гуляний устраивали катания на лошадях.
Стоит конёк на крыше и гордится собой!
( урок с применением интерактивных методов и приемов, элементов технологии критического мышления: мозговой штурм, метод 6 шляп,
работа в группах, парах, составление синквейна и.т.д.)
Тема: Текст – описание с элементами рассуждения
Цель: формирование у учащихся умения писать тексты с элементами рассуждения.
Задачи:
Образовательные: повторить структуру текста-описания и повествования, формировать умения учащихся отбора слов и выражений для текста, использование выразительных средств – сравнений, эпитетов в тексте;
Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, развивать коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные: воспитывать любовь к животным, родному языку, нравственные качества учащихся; прививать культуру сотрудничества между детьми в групповой работе.
Оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска, презентация, слайд-шоу «Голуби», видеоролик «Животные, которые изменили историю», карточки- задания для групп, памятки, шляпы 6 цветов, звукозаписи песен «Белые голуби»
Структура урока:
1.Орг.момент.( 2 мин.)
— Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
Я рада вас приветствовать сегодня на уроке! У меня для вас есть небольшие подарки (бумажные голуби).
Сегодня у нас урок творчества.
Эпиграфом нашего урока послужат слова писателя Ю.Олеши: «Многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих и двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц… Как редко мы останавливаем внимание на мире!»
— Как вы понимаете эти слова?(Люди бывают равнодушны к природе, невнимательны, не замечают красоту природы, необыкновенное в обыкновенных предметах, окружающих нас.)
–Давайте представим себе, что вы – маленькие писатели и находитесь в творческой мастерской.
— А что делают писатели? ( пишут, сочиняют).
Вот и мы сегодня будем писать, сочинять текст, творить, замечать необыкновенное в обыкновенных предметах, находящихся рядом.
2. Актуализация знаний( 3 мин)
Прежде чем вы узнаете тему урока, проведем мыслительный эксперимент. Вы сами организуйте дискуссию, что нужно знать и уметь, чтобы написать грамотно текст или сочинение? Я предлагаю условно наполнить «Корзину идей», в которой будет собрано все то, что вы знаете о тексте.
1. Что такое текст? (несколько предложений, связанных между собой по смыслу)
2. Текст обязательно имеет заголовок? (нет)
3. Какие существуют части текста? (зачин, основная часть, концовка)
4. Всегда ли текст должен быть большим по объему? (не всегда)
5. А обязательно ли текст должен быть грамотным? (обязательно)
8. А, если не вы знаете точно, как писать то или иное слово?(проверить, вспомнить написание, посм.в орфогр.словаре)
Уч.: Все, что вы сказали – это все цели нашего урока.
Работа в парах.
— Перед вами два вида текста. Определите виды текстов.
1. Голуби ж…вут по вс…му з…мному шару. Раньше они об…тали только в скалах, а сейчас их можно встретить и в д…ревн…, и в гор…д…. Голу…ь имеет довольно крупные размеры. Цвет оп…рения может быть р…зличным. Чаще всего встр…чают(?)ся сизые голуби. Но они могут отливать и пурпурными, и з…леными, и ж…лтыми оттенками. Крылья б…льшие, ш…рокие. Все тело этих птиц плотно п…крыто пер(?)ями и пухом разного цвета.
2. Душ для голубей.
Был жаркий июльский день. Я выш…л на ул…цу. Под окнами мног…этажного здания висели ящики кондиционеров. Один из них р…ботал у меня над г…л…вой. Из тонкой пластиковой трубк… на ул…цу капала в…да. На асфальт… образовалась луж…ца, которая привл…кла к себе голубей. Они т…птали лапками воду, радос(?)но ворковали, крутили г…л…вами и не боялись капель, которые падали из кондиционера. Я см…трел на смешную к…ртину и думал: «Это же надо! Настоящий душ для г…лубей!»
— Что общего в текстах? (про голубей)
— Какова главная мысль первого текста? (описание голубей)
— Какой вопрос , мы можем поставить к этому тексту? (Какие голуби?)
— Как называется такой текст?(текст — описание)
— О чем говорится во втором тексте? (0 событиях,которые произошли с голубями)
— Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)
— Как называют такой текст? (текст — повествование)
Заполнение таблицы
Что мы знаем |
|
Текст — описание |
Какой? Какая? |
Текст — повествование |
Что произошло? |
Что мы хотим узнать |
|
Новый вид текста |
На какие вопросы отвечает |
Это и будет наш конечный результат – текст с элементами рассуждения.
А остановим мы свое внимание на удивительной птице, которая живет рядом с нами.
3. Учитель читает стих-ние
( слайд-шоу «Голуби», тихая музыка)
Голуби.
Божественные дивные созданья…
Как будто с небом слились в вышине…
Душевных форм их лик и очертанье…
Рождают чувства светлые в душе…
О преданности ходят их легенды…
Они часами могут ворковать…
Ведь голуби, они, как дети…
Азарта от природы не отнять…
Как Ангелы, но только лишь Земные…
Творенье несусветной красоты…
Души моей частички дорогие…
Красивы, словно майские цветы…
У них достоинств несомненно много…
Не хватит пальцев, чтобы сосчитать…
Ведь голубь есть творение от Бога…
Господь вложил в них свет и благодать.
Учитель:- Ребята, какие чувства у вас возникли, что вы сейчас испытываете? (нежность, любовь к птицам, восхищение красотой, полет, умиротворение, спокойствие на душе и т.д.)
— А почему эта птица несет такие чувства, чем же она так удивительна? Вот на эту тему мы и будем рассуждать в своих творческих работах.
Итак, сегодня мы попробуем составить текст-рассуждение «Эта удивительная птица голубь…»
4.Работа со стихотворением в парах.
— Найдите в стихотворении сравнения (можно добавить свои необычные сравнения)
— Найти в стихотворении эпитеты( добавить свои)
— Для чего поэт в своем стихотворении использует такие выразительные средства?
(чтобы подчеркнуть красоту, прелесть этой птицы)
— Назовите ласково голубя:
Голубь, голубок, голубка, А человека называют ? голубушка
— Как можно назвать эту группу слов?( однокоренные)Добавьте еще однокоренные слова.
Прилагательные –
Голубь — сизый, сизокрылый, белый, гордый, почтовый, голодный нежный, статный, грациозный, домашний, дикий…
Глаголы
Голубь воркует, летит, взмыл, парит,взмахнул,
Окраска – белые, серые, сизые(объяснить) – графитовый, темно-серый цвет с синевато-белесым отливом, фиолетовым оттенком.
Головка – маленькая, небольшая, изящная.
Лапки – красные, коротенькие, сильные, цепкие пальцы
Клюв – «миниатюрный»,сильный
Полет – резкий, с шумным хлопком взлет и плавное скольжение.
— Как называются звуки, которые издают голуби?( воркованье) ( включить воркование)
Объясните, выражение «У них достоинств, несомненно, много…
Не хватит пальцев, чтобы сосчитать…» ( приносят пользу человеку)
Видеоролик.
— Какова главная идея этого видеосюжета? Оказывается, голуби – удивительные птицы. А чем же они удивительны? На эту тему мы и будем рассуждать в своем тексте. Эти птицы удивительны тем, что являются животными, которые изменили историю.
5. ФИЗМИНУТКА
Я хочу как голубь мира полететь
И на город наш огромный посмотреть
Поднимусь я выше тучи над страной
Он наверное огромный город мой!
6. Работа в группах
Учитель: А сейчас я вам предлагаю приобрести мыслеварительные шляпы разного цвета Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Каждая ваша шляпа особенная, неповторимая.
Белая шляпа:статистическая. Нас интересуют только факты. Необходимо описать, Почему птицу считают красивой?( не менее 5 предложений)
Желтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ птицы голубя, составить текст – рассуждение, почему птица-голубь удивительна, за что ее полюбили люди?
Красная шляпа: эмоциональная. Вы можете высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно темы. Подумать, чему могут научиться люди у этой птицы? (можно кластер)
Зеленая шляпа: творческая. Находясь под зеленой шляпой, дети составляют мини-коллаж: картинки, загадки, стихи, синквейн.
Черная шляпа: негативная. А все ли так благополучно у голубя, никто его не обижает?
Группы работают 5 минут( звучит песня «Белые голуби»)
Выступления групп.( 5 мин)
Оценивание сигнальными карточками:
отлично(красн.), хорошо(зел.),другое мнение(бел.)
Выводы.
7. Творческая работа учащихся в тетрадях.
Учитель: И следующим этапом нашего урока будет ваше индивидуальное творчество – написание текста с элементами рассуждения на тему: «Я люблю голубей, потому что….. »
8. Рефлексия
— Что нового и важного вы узнали на уроке?
Что мы узнали |
|
Текст — рассуждение |
Почему? |
Мне очень понравилось как вы сегодня работали.
— Какие чувства вы испытали на уроке?Почему? Это связано с птицей голубем?
— Напишите свои впечатления об уроке (на бумажных голубях)
— А к нам в класс прилетела целая стая голубей и принесла нам много ценностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Для творческой группы стихотворение:
Люди на улице
Подняли головы:
Голуби, голуби,
Белые голуби.
Шумом их крыльев
Город наполнен,
Людям о мире
Голубь напомнил.
Чёрная птица —
Откуда такая?-
Вьётся, прохожих
К войне подстрекая.
Чёрная птица
Клювом железным
С голубем белым
Бьётся над бездной.
Пусть он везде
Победителем будет —
Голубь отважный,
Крылатый витязь!
Памятка
Как составить текст-рассуждение:
1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
3.Вывод.
1 группа
Карточка – помощница.
1.Составьте текст-описание. Дополни сравнениями и эпитетами.
Слова для справок: нежные, прекрасные, средний, небольшая, изящная, миниатюрный, крепкий, сильный, резкий, быстрый, шумный, плотное, пальцы, белые, сизые, черные, пестрые, серые.
Голуби — …………………, ………………… создания.
Природа наделила окраску этих птиц многообразием
цветов:…………………………………………………………………….. Наш голубь
……………………….размеров, с …………………………телосложением. …………….
головка с ………………….., ……………….клювом. Лапки …………………… , но с
сильными, цепкими……………………… Полет голубей ………………………………., с
…………………….хлопком взлет и ………………..скольжение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Всё в них красиво и гармонично. В любых движениях голуби грациозны, несут спокойствие, умиротворение.
1. Текст — помощник
Стоит внимательно присмотреться к простым городским голубям – сизарям, чтобы увидеть, как все в них красиво и гармонично. В любых движениях голуби грациозны. У них красивое пропорционально сложенное тело, а темно-серые перья с синеватым отливом создают нежно-дымчатый окрас. Удивительно мягко переливаются шея и грудь то мерцающим металлическим блеском, то изумрудно –зелеными, то розоватыми оттенками. Весь образ городского голубя несет в себе спокойствие, умиротворение.
Сравнения: голуби, они, как дети, красивы, как цветы, как ангелы
2 группа
Прочитайте тексты-помощники. Добавьте свои мысли и составьте текст- рассуждение.
Голубь – удивительная птица. И удивительны они тем, что являются животными, которые изменили историю. Объясняется это тем, что
Во – первых, ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Во – вторых, ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В – третьих, __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
До недавнего времени голубей называли почтовыми. Наши предки заметили их уникальное свойство возвращаться в своё гнездо. Поэтому путешественники привязывали к лапке голубя, взятого с собой в дорогу, письмо и выпускали его на волю. Если в пути с птицей ничего не случалось, то она обязательно доставляла письмо по адресу. Почтовая голубиная связь использовалась в основном в торговле и для передачи известий о ходе спортивных олимпийских игр. Широкое применение почтовые голуби получали в период войн. Во время Великой Отечественной войны созданные «передвижные почтово-голубиные станции» принесли большую пользу нашим войскам. Такая надёжность позволяла доставлять в штабы важнейшие письма, вплоть до секретных документов.
Голуби очень похожи на людей. Голубиная пара очень верна друг другу, они ухаживают друг за другом, заботятся. Нежность, симпатия – важные качества, присущие голубиной семье.
Издревле именно они считаются символом мира, гармонии, умиротворения. Первая картина Пикассо голубь мира, была назначена в качестве символа для открытия в 1949 Первой Конференции по Миру во всем мире в Париже. Картина Пабло Пикассо голубь мира была нарисована в традиционном, реалистичном стиле.
Эти удивительные милые птицы не только прекрасны внешне, но и сыграли важную роль на протяжении очень долгого времени, начиная от истории Древнего Египта и заканчивая сегодняшним днем.
6 группа Составить план текста – описания с элементами рассуждения
План.
1.________________________________________________
2.________________________________________________
3.________________________________________________
4.________________________________________________
3 группа
Красная шляпа: эмоциональная. Вы можете высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно темы(кластер). Подобрать образные художественные выражения относительно темы сочинения. Подумать, чему могут научиться люди у этой птицы?
ГОЛУБИ НЕСУТ ЛЮДЯМ
Голуби могут научить людей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зеленая шляпа: творческая.
Находясь под зеленой шляпой, составить мини-коллаж(картинки, загадки, стихи, синквейн)
«Голубь – птица мира!»