Как пишется тонический квартсекстаккорд

Мажорный квартсекстаккорд (между основанием и вершиной аккорда большая секста)

Квартсекстаккорд — аккорд из трёх звуков, второе обращение трезвучия, при котором квинтовый тон трезвучия располагается в басовом голосе. В стандартном цифровом обозначении ([math]displaystyle{ {}_4^6 }[/math]) зафиксирована интервальная структура описываемого аккорда: кварта и секста (оба интервала считаются от баса)[1].

Трезвучие имеет два обращения, названия которым даются в соответствии с интервалами, образующимися между звуками при помещении их в пределах одной октавы. Обращение трезвучия, при котором в нижнем голосе помещается его квинтовый тон, а верхние при наиболее тесном расположении образуют кварту и сексту, называется квартсекстаккордом. Название сохраняется при любом расположении верхних тонов, например, в случае, если расстояние между квинтовым и основным тонами трезвучия в квартсекстаккорде не кварта, а ундецима (кварта через октаву).

Из-за кварты над басом квартсекстаккорд трактуется как диссонанс. По этой причине в мажорно-минорной тональности тонический квартсекстаккорд по правилу разрешается в доминанту (то есть трактуется как двойное задержание к доминантовому трезвучию).

Виды квартсекстаккордов по строению

Название Секста Интервальный состав
Малый (минорный) малая ч.4 + м.3
Большой (мажорный) большая ч.4 + б.3

Примечания

  1. Какая из двух секст имеется в виду — большая или малая — в стандартном цифровом обозначении не уточняется.

Литература

  • Фридкин Г. А. Практическое руководство по музыкальной грамоте. Учебное пособие. — М.: Музыка, 2007. — 296 с., нот. — ISBN 978-5-7140-0592-3
  • Теория музыки. Учебник для музыкальных училищ и старших классов специальных музыкальных школ, под ред. Т. С. Бершадской. СПб.: Композитор, 2003. — 196 с., нот. — ISBN 5-7379-0177-7
  • Соловьёв Н. Ф. Квартсекстаккорд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Обращение главных трезвучий — ключевая тема в теории музыки.

Главными трезвучиями называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях гаммы.
Они называются Тоническое трезвучие (T53), Субдоминантовое трезвучие (S53), Доминантовое трезвучие (D53).

Подробнее о главных трезвучиях лада можно почитать в статье .

Что такое обращение трезвучий

что такое обращение трезвучий

Обращением в музыке ( будь то интервал, трезвучие, септаккорд) называется перенос нижнего звука (интервала, трезвучия или септаккорда) на октаву вверх. Или перенос верхнего звука — на октаву вниз.

Например, задано трезвучие До-Ми-Соль. Нижний звук — До — переносим на октаву вверх. Получается аккорд Ми-Соль-До.

первое обращение трезвучия

Теперь в аккорде Ми-Соль-До переносим ноту Ми на октаву вверх. Получится аккорд Соль-До-Ми.

второе обращение трезвучия

Если же в аккорде Соль-До-Ми перенести ноту Соль на октаву вверх, то получится исходное трезвучие До-Ми-Соль.

Таким образом, трезвучие имеет два обращения.

Как называются обращения трезвучий

как называются обращения трезвучий

Итак, трезвучия имеют два обращения.

Первое обращение трезвучия называется — секстаккорд. Секстаккорд состоит из терции и кварты. Обозначается секстаккорд цифрой 6. Посмотрите на пример выше.

Это означает, что между крайними звуками секстаккорда образуется интервал секста. Как в секстаккорде Ми-Соль-До. Крайние звуки Ми-До образуют интервал сексту.

Второе обращение трезвучия называется — квартсекстаккорд. Он состоит из кварты и терции. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 64.

Посмотрите на квартсекстаккорд Соль-До-Ми в примере выше.

Свое название квартсекстаккорд получил по своей структуре — расстояние от нижнего до среднего звука равно кварте. А расстояние между крайними звуками равно интервалу сексте.

ИНТЕРЕСНО: Некоторые любознательные читатели заметили некоторую нелогичность в названии аккордов. Ведь и трезвучия, и его обращения состоят из двух интервалов.

Трезвучие состоит из двух терций. Секстаккорд состоит из терции и кварты. А квартсекстаккорд — из кварты и терции.

Почему же трезвучие называется просто трезвучием, а не терцквинтаккордом? Это сразу бы указывало на его строение.
Почему секстаккорд называется не терцсекстаккорд — по аналогии с квартсекстаккордом?

Никто не даст вам точного ответа, потому что названия эти формировались исторически, по мере появления самих аккордов. Да и не так-то их много, чтобы затрудняться запомнить их все!

Рабочие тетради с готовыми домашними заданиями можно скачать на этой странице.

Обращение главных трезвучий — построение

обращени главных трезвучий - построение

Итак, напомним, что главными трезвучиями в тональности являются T53, S53, D53.

Обращениями тонического трезвучия — T53 являются T6 и T64 . Субдоминантовое трезвучие S53 обращается в S6 и S64 . А доминантовое трезвучие D53 имеет обращения D6 и D64.

Прочитать об Обращении главных трезвучий можно в этой статье.

Обращение главных трезвучий в мажоре

обращение главных трезвучий в до мажоре

Приведем еще примеры обращения главных трезвучий в мажорных тональностях:

обращение главных трезвучий в соль мажоре обращение главных трезвучий в ре мажоре обращение главных трезвучий лада в ля мажоре

Обращение главных трезвучий миноре

В минорных тональностях обращения главных трезвучий выполняются аналогичным способом.

ВАЖНО: Доминантовое трезвучие всегда строится в гармоническом миноре! Поэтому, не забывайте повышать VII ступень как в самом трезвучии D53 , так и в его общениях — D6 и D64.

Не забывайте, что в миноре главные трезвучия и их обращения пишутся с малой буквы, кроме доминантовых аккордов.

обращение главных трезвучий в ля миноре

И еще несколько примеров построения главных трезвучий с обращением в минорных тональностях:

главные трезвучия с обращением в ми миноре главные трезвучия с обращениями в ре миноре главные трезвучия с обращением в соль миноре

Обращение главных трезвучий и их разрешение

разрешение главных трезвучий

Разрешением называется переход неустойчивой ступени в ближайшую устойчивую ступень.

Так, тоническое трезвучие (Т53) и его обращения состоят только из устойчивых ступеней — I, III, V. Поэтому их разрешать не надо. А субдоминантовое (S53) и доминантовое (D53) трезвучия состоят из одного устойчивого и двух неустойчивых звуков.

Запомните, что трезвучия и их обращения надо разрешать в ближайшие устойчивые ступени тонического трезвучия.

Прочитать о Разрешении главных трезвучий можно по ссылке в этой статье .

разрешение главных трезвучий и их обращений

Заключение

Итак, главные трезвучия лада и обращения главных трезвучий состоят из устойчивых и неустойчивых ступеней.

Вы помните, что тоническое трезвучие и его обращения состоят только из устойчивых ступеней. А субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения имеют по одному устойчивому звуку и два неустойчивых.

При разрешении аккордов субдоминанты в аккорды тоники образуется такая закономерность:
S53 → T6 ; S6 → T64 ; S64 → T53 .

При разрешении доминантовых аккордов в аккорды тоники образуется следующая закономерность:
D53 → T64 ; D6 → T53 ; D64 → T6 .

Главные трезвучия лада

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордГлавные трезвучия лада – это те трезвучия, которые идентифицируют данный лад, его вид и его звучание. Как это понимать? У нас два основных лада – мажор и минор.

Так вот, именно по мажорному звучанию трезвучий мы понимаем, что имеем дело с мажором и по минорному звучанию трезвучий определяем на слух минор. Таким образом, главными трезвучиями в мажоре являются мажорные трезвучия, а в миноре – очевидно, минорные.

Трезвучия в ладу строятся на любой ступени – всего их семь штук (семь ступеней), но главными трезвучиями лада из них являются только три – те, которые построены на 1-й, 4-й и 5-й ступенях. Остальные четыре трезвучия называются побочными, они не идентифицируют данный лад.

Давайте проверим данные утверждения на практике. В тональностях до-мажор и до минор построим трезвучия на всех ступенях (читайте статью – «Как построить трезвучие?») и посмотрим, что получится.

Сначала в до мажоре:

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Как видим, действительно – мажорные трезвучия образуются только на I, IV и V ступенях. На II, III и VI ступенях образуются трезвучия минорные. И единственное трезвучие на VII ступени – уменьшённое.

Теперь в до миноре:

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Тут на I, IV и V ступенях – наоборот, минорные трезвучия. На III, VI и VII ступеньках – мажорные (они уже не являются показателем минорного лада), и на II ступени есть одно уменьшённое стрезвучие.

Как называются главные трезвучия лада?

Кстати, первая, четвёртая и пятая ступени имеют название «главные ступени лада» именно по той причине, что на них строятся главные трезвучия лада.

Как известно, все ступени лада имеют свои функциональные названия и 1-я, 4-я и 5-я здесь не исключение. Первая ступень лада называется «тоника», пятая и четвёртая – соответственно, «доминанта» и «субдоминанта». Трезвучия, которые строятся на этих ступенях, перенимают себе их имена: тоническое трезвучие (от 1-й ступеньки), субдоминантовое трезвучие (от 4-й ступеньки), доминантовое трезвучие (от 5-й ступеньки).

Как и любые другие трезвучия, трезвучия, которые строятся на главных ступенях, имеют по два обращения (секстаккорд и квартсекстаккорд). Для полного названия используются два элемента: первый – это определяющий функциональную принадлежность (тоническое или тонический, субдоминантовое или субдоминантовый, доминантовое или доминантовый), и второй – тот, которым обозначается вид структуры аккорда (трезвучие это или одно из его обращений – секстаккорд, квартсекстаккорд).

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордНа каких ступенях строятся обращения главных трезвучий?

Тут всё довольно просто – даже нет нужды что-то дополнительно объяснять. Вы ведь помните, что любое обращение аккорда образуется тогда, когда мы перемещаем вверх на октаву его нижний звук, да? Так вот, это правило здесь тоже действует.

Чтобы каждый раз не вычислять, на какой ступени строится то или иное обращение, просто перерисуйте себе в рабочую тетрадочку представленную табличку, в которой всё это есть. Кстати, на сайте есть и другие таблицы по сольфеджио – смотрите, может кое-что пригодится.

Главные трезвучия в гармонических ладах

В гармонических ладах с некоторыми ступеньками кое-что происходит. Что? Если не помните, напомню: в гармонических минорах происходит повышение последней, седьмой ступени, а в гармонических мажорах – понижение шестой ступени. Эти изменения отражаются и на главных трезвучиях.

Так, в гармоническом мажоре из-за изменения VI ступени субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску, становятся прямо-таки минорными. В гармоническом миноре из-за изменения VII ступени, напротив, одно из трезвучий – доминантовое – становится мажорным по своему составу и звучанию. Пример в ре мажоре и ре миноре:

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

На этом всё, спасибо за внимание! Если у вас ещё остались вопросы, задавайте их в комментариях. Если вы хотите сохранить материал на своей страничке в контакте или в одноклассниках, воспользуйтесь блоком кнопок, который есть и под статьёй и в самом верху!

Источник

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.

Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.

Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.

Итак, вариант первый…

Таблицы по сольфеджио для школы

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордНадеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…

Таблицы по сольфеджио для колледжа

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.

Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.

Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.

Еще немного по поводу других аккордов

Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.

Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).

Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.

Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.

Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.

Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.

Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))

Источник

Обращение трезвучий: как возникают обращения, виды обращений, как строятся?

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордОбращение трезвучий – это такое изменение исходной структуры аккорда, при котором из тех же самых звуков получается новый родственный аккорд. Обращаться могут не только трезвучия (аккорд из трёх звуков), но и любые другие аккорды, а также интервалы.

Принцип обращения (или если хотите вращения вокруг) одинаков во всех случаях: все звуки, которые есть в данном исходном аккорде, остаются на своих местах кроме одного – верхнего или нижнего. Этот верхний или нижний звук – подвижный, он перемещается: верхний на октаву вниз, а нижний – наоборот, на октаву вверх.

Как видите, техника выполнения обращения аккорда – простейшая. Но нас интересуют, главным образом, результаты обращения трезвучий. Так вот, в результате обращения, как мы уже отметили, образуется новый родственный аккорд – он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда.

Давайте взглянем на пример:

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Было дано до-мажорное трезвучие (из звуков до, ми и соль), это трезвучие состояло, как и положено, из двух терций, а крайние ноты этого аккорда отстояли друг от друга на чистую квинту. Теперь побалуемся обращениями, их у нас получится всего два:

Как называются обращения трезвучий?

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Разные трезвучия дают разные обращения

Чтобы понять структурные различия, давайте снова обратимся к примеру. Здесь будут построены 4 вида трезвучия от ноты «ре» и для каждого из четырёх трезвучий будут выписаны их обращения:

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордМажорное трезвучие (Б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). Его секстаккорд (Б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (Б64) – из чистой кварты (той же ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордМинорное трезвучие (М53) тоже образуется из двух терций, только первая будет малой (ре-фа), а вторая – большой (фа-ля). Секстаккорд (М6), соответственно, начинается с большой терции (фа-ля), к которой затем присоединяется чистая кварта (ля-ре). Минорный квартсекстаккорд (М64)складывается из чистой кварты (ля-ре) и малой терции (ре-фа).

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордУвеличенное трезвучие (Ув53) получается благодаря сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (Ув6) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). Следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (Ув64) кварта и терция меняются местами. Любопытно, что все обращения увеличенного трезвучия благодаря своему составу тоже звучат как увеличенные трезвучия.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордУменьшённое трезвучие (Ум53) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). Уменьшённый секстаккорд (Ум6) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). Наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (Ув64) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа).

Давайте обобщим наш практически полученный опыт в нескольких схемах-формулах:

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Можно ли строить обращения от звука?

Да, зная структуру любого обращения, можно легко построить все аккорды, про которые вы сегодня узнали, от любого звука. Для примера построим от ми (уже без комментариев):

Источник

Учимся строить квартсекстаккорды и секстаккорды на пианино

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Трезвучия – это далеко не все аккорды, которые используются при подборе аккомпанемента. Есть еще их обращения, различные септаккорды и множество нестандартных созвучий, широко используемых в практике. Но после трезвучий логичнее продолжить более изучение более простых и родных, поэтому сегодня мы узнаем как построить квартсекстаккорды и секстаккорды – именно так называются обращения трезвучий.

И опять про интервалы

На этот раз будем учиться играть и строить кварты – интервалы, состоящие из 4-х ступеней. Например – «до-фа», «ре-соль», «ми-ля», «ля-ре» и т. д. На клавиатуре кварты выглядят так.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

В построении кварт есть пара простых правил.

Чистые кварты всегда играются либо на белых клавишах, либо на черных.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

То есть, если строим кварту от белой клавиши (бекара), то и вторая нота будет белой клавишей (бекаром). Если же мы строим кварту от диеза, то и вторая нота будет диезная. Соответственно – от бемоля будут два бемоля.

Но есть исключение, когда кварта будет черно-белая. Это кварты от ноты «фа», то есть «фа-си» – кварта-исключение.

Поиграйте все кварты от всех клавиш. Для подсказки могу сообщить, что с кварты начинается Гимн России и известная детская песенка про кузнечика, которого сожрала лягушка. В видео версии я это продемонстрирую.

Учимся играть и строить квартсекстаккорды и секстаккорды

Зачем мы учились играть кварты? А затем, что они входят в состав обращений, которые очень удобно использовать при подборе какой-либо композиции. Да и просто полезно для тех, кто хочет научиться играть на пианино.

Секстаккорды

Когда мы первый раз переворачиваем трезвучие, то получается новый аккорд, который строится по следующей формуле – сначала терция, а потом кварта. Как строить его в тональности – обсудим немного позже, а сейчас познакомимся с формулой построения от нот вне тональности.

Мажорный секстаккорд состоит из малой терции и чистой кварты, в нотах это выглядит так:

На клавиатуре эти созвучия надо играть таким образом:

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Ну, и для примера еще парочка секстаккордов от других нот:

Исходя из данной формулы и приведенных примеров теперь, думаю, вы сможете построить секстаккорд от любой ноты.

Квартсекстаккорды

Теперь узнаем, как построить квартсекстаккорд. Начинается он с кварты. Формула построения – чистая кварта + терция. Если нам нужен мажорный секстаккорд, то строим чистую кварту и большую терцию, а если минорный – то чистую кварту и малую терцию. Смотрим примеры:

Ну а в видео версии нашего урока я вам сейчас покажу, как строить квартсекстаккорды и секстаккорды от звука вне какой-либо тональности.

Источник

Четыре вида трезвучий и их обращения

Трезвучием в музыке называется аккорд, составленный из трёх звуков, которые расположены по терциям. Для того чтоб получилось трезвучие, нужно соединить всего лишь две терции, но, так как интервал терция может быть большой или малой, комбинации этих терций могут быть различными, и, соответственно, в зависимости от состава можно выделить различные виды трезвучий.

Всего применяется четыре вида трезвучий: мажорное (или большое), минорное (или малое), увеличенное и уменьшённое. Все трезвучия обозначаются с помощью двух чисел – 5 и 3, которые и передают суть структуры аккорда (трезвучие образуется при добавлении к основанию интервалов квинты и терции).

Мажорное трезвучие

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордВ основе мажорного трезвучия лежит большая терция, над которой сверху надстраивается малая. Таким образом, интервальный состав этого трезвучия – большая терция + малая терция. Для обозначения мажорного (или по-другому большого) трезвучия используют заглавную букву Б, полное обозначение – Б53.

Например, если мы хотим построить большое трезвучие от «до», то отложим от этой ноты сначала большую терцию «до-ми», потом сверху прибавим ещё и малую от «ми» — «ми-соль». Трезвучие получилось из звуков ДО, МИ и СОЛЬ.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Или, если строить такое трезвучие от «ре», сначала пишем большую терцию «ре фа-диез», затем к «фа-диезу» прицепляем малую – «фа-диез ля». Таким образом, мажорное трезвучие от «ре» — это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

УПРАЖНЕНИЕ: постройте устно или письменно, либо сыграйте на своём инструменте мажорные трезвучия от остальных звуков, которые можно сыграть на белых клавишах фортепиано, то есть от МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Мажорное трезвучие очень часто можно встретить в музыке – в мелодиях песен или инструментальных пьес, а также в фортепианных или гитарных аккомпанементах, или в оркестровых партитурах.

Яркий пример использования мажорного трезвучия в мелодии песни, всем знакомая «Песня про капитана» Исаака Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта». Помните знаменитый припев со словами: «Капитан, капитан, улыбнитесь…»? Так вот, в основе его мелодии как раз и лежит движение вниз по звукам мажорного трезвучия:

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Минорное трезвучие

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордВ основе минорного трезвучия лежит, соответственно, минорная малая терция, и над ней уже надстраивается большая. Таким образом, его интервальный состав будет таким: малая терция + большая терция. Для обозначения такого трезвучия используют заглавную букву М, и, как всегда, числа 5 и 3 – М53.

Если строить малое трезвучие от «до», сначала откладываем «до ми-бемоль» — малую терцию, затем к «ми-бемолю» добавляем большую – «ми-бемоль соль». В итоге у нас получается аккорд из звуков ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Ещё один пример – построим минорное трезвучие от «ре». Малая терция от «ре» — это «ре-фа», плюс от «фа» большая терция – «фа-ля». Все звуки искомого трезвучия, таким образом, это РЕ, ФА и ЛЯ.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

УПРАЖНЕНИЕ: постройте минорные трезвучия от звуков МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и СИ.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Минорное трезвучие тоже широко используется в музыке в самых разных композициях, иногда и с его звучания начинаются песни. Так, например, с малого трезвучия начинается мелодия известнейшего хита своего времени – песни «Подмосковные вечера» композитора Василия Соловьева-Седого. В самом начале на словах «Не слышны в саду…» мелодия как раз и проходит по звукам малого трезвучия:

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Увеличенное трезвучие

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордУвеличенное трезвучие получается в том случае, когда соединяются две большие терции. Для записи трезвучия используют сокращённое обозначение «Ув», к которому прибавляются числа 5 и 3, указывающие на то, что аккорд является именно трезвучием – Ув53.

Рассмотрим примеры. От звука «до» увеличенное трезвучие идёт по нотам ДО, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Обе терции – «до ми» и «ми соль-диез», как и должно быть, большие.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

От остальных звуков вы, уже имея некоторый опыт, можете легко построить такие трезвучия самостоятельно, что мы и предлагаем вам сделать незамедлительно. Для того чтобы вы могли себя проверить, ответы мы пока спрячем в спойлер.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Увеличенное трезвучие, как и мажорное, и минорное, естественно, применяется в музыке во многих случаях. Но из-за того, что оно звучит неустойчиво, с него музыкальные произведения, как правило, не начинают. Увеличенное трезвучие можно встретить, главным образом, в середине песни или инструментальной пьесы.

Уменьшённое трезвучие

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордУменьшённое трезвучие является полной противоположностью по отношению к увеличенному аккорду. Оно состоит из двух малых терций. Принцип обозначения – аналогичный: сокращённая запись «Ум» и числа трезвучия (5 и 3) – Ум53.

Если мы строим уменьшённое трезвучие от звука «до», то нужно построить и соединить две малых терции: первая – «до ми-бемоль», вторая – «ми-бемоль соль-бемоль». Итак, мы получили следующее: ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ – вот те звуки, которые образуют нужное нам трезвучие.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Уменьшённые трезвучия от остальных основных ступеней (РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ) постройте самостоятельно. Ответы для самопроверки вы можете посмотреть в спойлере ниже.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Так же, как и увеличенное трезвучие, уменьшённое звучит напряженно и неустойчиво, поэтому его очень редко применяют вначале произведения, гораздо чаще можно встретить этот аккорд в середине или конце песни или пьесы для какого-нибудь инструмента.

Как научиться различать 4 вида трезвучий на слух?

На уроках сольфеджио в музыкальных школах или колледжах есть форма работы, как слуховой анализ, когда ученику предлагают угадать, какой аккорд или интервал звучит в данный момент на фортепиано или на другом инструменте. Как же запомнить звучание четырех видов трезвучий, как научиться различать их и не путать меж собой?

Возможно, вы слышали поговорку: «Всё познаётся в сравнении». Эта мысль из народной мудрости применима здесь как нельзя кстати. Нужно и петь, и играть все виды трезвучий, запоминать их звучание и выявлять их сходство и разность.

Попробуем охарактеризовать каждое из трезвучий:

Послушайте эти виды трезвучий, построенные от звука РЕ, несколько раз и постарайтесь запомнить особенности каждого из них.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Обращение трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд

Любые созвучия, в том числе и трезвучия, можно обращать – то есть путём перестановки звуков получать новые виды аккордов. Все обращения выполняются по единому принципу: нижний звук исходного аккорда переносится на октаву выше, в результате получается другой аккорд.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордВсе трезвучия имеют по два обращения: первое называется секстаккордом, а второе – квартсекстаккордом. Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с помощью двух чисел: 6 и 4.

Например, выполним обращение мажорного трезвучия «до-ми-соль». Нижний звук «до» переносим на октаву выше, остальные звуки просто переписываем, оставляя их на своих местах. У нас получился секстаккорд «ми-соль-до».

Теперь выполним следующее обращение, работать мы будем уже с полученным нами секстаккордом. Нижний звук «ми» переносим вверх на интервал чистой октавы, остальные звуки просто переписываем. Получаем, таким образом, квартсекстаккорд из звуков «соль-до-ми». Это обращение было второе и последнее.

Если же попытаться сделать ещё одно обращение, то мы вернёмся к тому, от чего изначально отталкивались. То есть если в квартсекстаккорде «соль-до-ми» перенести бас «соль» на октаву выше, то получится обыкновенное трезвучие «до-ми-соль». Таким образом, мы убеждаемся в том, что трезвучие действительно имеет только два обращения.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Как определить интервальные составы секстаккордов и квартсекстаккордов?

Так как трезвучие имеет всего четыре вида, значит, секстаккордов тоже и квартсекстаккордов также будет по четыре штуки – мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые. Чтобы определить интервальные составы новых аккордов, давайте их построим.

Для примера возьмём трезвучия от звука МИ и сразу же выполним их первое и второе обращения, чтобы получились секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем мы проанализируем полученные аккорды и увидим, из каких интервалов они состоят.

Мажорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Мажорное трезвучие от МИ, это звуки МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. Следовательно, мажорный секстаккорд (Б.6) будет образован звуками СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ и МИ – именно в таком порядке. А большой квартсекстаккорд (Б.64) будет сложен из нот СИ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Само по себе большое трезвучие состоит из двух терций – большой и малой, это мы уже знаем.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордМажорный секстаккорд складывается из малой терции (в нашем примере это «соль-диез си») и чистой кварты (ход «си-ми»).

Мажорный квартсекстаккорд начинается с чистой кварты (звуки «си-ми» в основании аккорда), к которой затем прибавляется большая терция (в примере – «ми соль-диез»).

Таким образом, мы получили следующее правило: Б.6 = малая терция + чистая кварта; Б.64 = чистая кварта + большая терция.

Минорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Малое трезвучие от МИ строится по звукам МИ, СОЛЬ, СИ (без лишних знаков альтерации). Значит, минорный секстаккорд (М.6) – это ноты СОЛЬ, СИ, МИ, а минорный квартсекстаккорд (М.64) – СИ, МИ, СОЛЬ.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Минорное трезвучие образовано двумя терциями – малой «ми-соль» и большой «соль-си».

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордМалый секстаккорд состоит из большой терции (звуки «соль-си») и чистой кварты (звуки «си-ми»), а малый квартсекстаккорд, наоборот, начинается с кварты (в примере – «си-ми»), к которой добавлена малая терция (в примере это звуки «ми-соль»).

Таким образом, мы выяснили, что: М.6 = большая терция + чистая кварта; М.64 = чистая кварта + малая терция.

Увеличенный секстаккорд и квартсекстаккорд

Увеличенное трезвучие от МИ – это аккорд МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ. Секстаккорд этого трезвучия – СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ, МИ, а квартсекстаккорд – СИ-ДИЕЗ, МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ. Интересной особенностью всех трёх аккордов является то, что все они звучат как увеличенное трезвучие (только построенное от разных звуков).

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Увеличенное трезвучие, как нам уже известно, состоит из двух больших терций (в примере это «ми соль-диез» и «соль-диез си-диез»).

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордСекстаккорд увеличенного трезвучия – это большая терция (в примере – «соль-диез си-диез»), к которой добавлена уменьшённая кварта (в примере – «си-диез ми»).

Квартсекстаккорд этого же трезвучия — уменьшённая кварта (ми соль-диез) и большая терция (от соль-диеза до си-диеза).

Вывод следующий: Ув.6 = большая терция + уменьшённая кварта; Ув.64 = уменьшённая кварта + большая терция.

Уменьшённый секстаккорд и квартсекстаккорд

Уменьшённое трезвучие от звука МИ представляет собой созвучие из нот МИ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ. Секстаккорд данного трезвучия – СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и МИ, а его квартсекстаккорд – СИ-БЕМОЛЬ, МИ, СОЛЬ.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Само рассматриваемое трезвучие симметрично, состоит из двух малых терций (в нашем случае – это звуки «ми соль» и «соль си-бемоль»).

на какой ступени строится тонический квартсекстаккордУменьшённый секстаккорд получается при сцеплении малой терции (у нас – «соль си-бемоль») с увеличенной квартой (в примере – «си-бемоль ми»).

Уменьшённый квартсекстаккорд начинается с увеличенной кварты (по примеру – «си-бемоль ми»), к которой присоединяется малая терция («ми соль»).

Итак, в результате выясняется вот что: Ум.6 = малая терция + увеличенная кварта; Ум.64 = увеличенная кварта + малая терция.

Таблица интервальных составов трёхзвучных аккордов

ТРЕЗВУЧИЯ

КВАРТСЕКСТ-
АККОРДЫ

МАЖОРНЫЕ

МИНОРНЫЕ

УВЕЛИЧЕННЫЕ

УМЕНЬШЁННЫЕ

Ум.53 = м.3 + м.3Ум.6 = м.3 + ув.4Ум.64 = ув.4 + м.3

Зачем вообще нужно знать, из каких интервалов сложен тот или иной аккорд? Это нужно для того, чтобы легко строить нужное созвучие от любого музыкального звука.

Например, построим все рассмотренные сегодня нами аккорды от звука РЕ.

на какой ступени строится тонический квартсекстаккорд

Все обращения трезвучий обладают собственной выразительной силой и широко используются в музыке в самых разных произведениях.

Дорогие друзья, на этом мы остановим наш большой урок. Если у вас появились вопросы по теме выпуска, пожалуйста, напишите их в комментариях к данной статье. Если что-то, вам кажется, разъяснено не очень понятно, также не стесняйтесь высказывать своё мнение на этот счёт. Мы постоянно трудимся над улучшением качества наших материалов.

В следующих выпусках мы вернёмся к изучению трезвучий ещё неоднократно. Очень скоро вы узнаете о том, что такое главные трезвучия лада, и о том, какие важные функции они выполняют в музыке.

На прощание подкинем вам немного замечательной музыки. Музыка эта, кстати, начинается с минорного квартсекстаккорда!

Л. ван Бетховен — Лунная соната (исп. Валентина Лисица)

Источник

Мажорный квартсекстаккорд (между основанием и вершиной аккорда большая секста)

Мажорный квартсекстаккорд (между основанием и вершиной аккорда большая секста)

Квартсекстаккорд — аккорд из трёх звуков, второе обращение трезвучия, при котором квинтовый тон трезвучия располагается в басовом голосе. В стандартном цифровом обозначении ({}_{4}^{6}) зафиксирована интервальная структура описываемого аккорда: кварта и секста (оба интервала считаются от баса)[1].

Трезвучие имеет два обращения, названия которым даются в соответствии с интервалами, образующимися между звуками при помещении их в пределах одной октавы. Обращение трезвучия, при котором в нижнем голосе помещается его квинтовый тон, а верхние при наиболее тесном расположении образуют кварту и сексту, называется квартсекстаккордом. Название сохраняется при любом расположении верхних тонов, например, в случае, если расстояние между квинтовым и основным тонами трезвучия в квартсекстаккорде не кварта, а ундецима (кварта через октаву).

Из-за кварты над басом квартсекстаккорд трактуется как диссонанс. По этой причине в мажорно-минорной тональности тонический квартсекстаккорд по правилу разрешается в доминанту (то есть трактуется как двойное задержание к доминантовому трезвучию).

Виды квартсекстаккордов по строению

Название Секста Интервальный состав
Малый (минорный) малая ч.4 + м.3
Большой (мажорный) большая ч.4 + б.3

Примечания

  1. Какая из двух секст имеется в виду — большая или малая — в стандартном цифровом обозначении не уточняется.

Литература

  • Фридкин Г. А. Практическое руководство по музыкальной грамоте. Учебное пособие. — М.: Музыка, 2007. — 296 с., нот. — ISBN 978-5-7140-0592-3
  • Теория музыки. Учебник для музыкальных училищ и старших классов специальных музыкальных школ, под ред. Т. С. Бершадской. СПб.: Композитор, 2003. — 196 с., нот. — ISBN 5-7379-0177-7
  • Соловьёв Н. Ф. Квартсекстаккорд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


Эта страница в последний раз была отредактирована 5 февраля 2023 в 12:22.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.


Гармония —


Примеры к темам с объяснениями

Автор: Гамаюн

   04.04.2010 15:03

Кадансовый квартсекстаккорд и тонический квартсекстаккорд

В давний период своего существования, примерно со второй половины XVI века, кадансовый квартсекстаккорд, ставший на место старинного задержания доминанты, выдвигается на «первый план», производит очень свежее, яркое впечатление. Торжественный, порою величественный эффект от этого аккорда у Баха, особенно в фугах, объясняется местоположением — в заключительном кадансе, концентрирующем и разрешающем большое напряжение всего предшествующего развития. Отмеченный эффект связан, вообще говоря, с редкостью использования кадансового квартсекстаккорда Бахом, с однократностью его появления в произведении. В ряде произведений Баха этот аккорд вообще отсутствует. Наконец, следует принять во внимание контрастность кадансового квартсекстаккорда у Баха в окружении господствующего полифонического, имитационного склада.
У венских классиков кадансовый квартсекстаккорд как особо показательный, «ведущий» аккорд гомофонно-гармонического склада получил новую, свежую энергию.
Это по-своему ощутили немецкие модернисты 20-х годов нашего века. Современную им музыку, близкую к классическим традициям,  они  пренебрежительно  именовали  «Quartsextakkordmusik». Впечатление от этого аккорда, в частности, в связи с очень широким количественным распространением в музыке венских классиков, иное, чем у Баха. Формообразующая сила кадансового квартсекстаккорда у венских    классиков, его способность    объединять  форму на больших «расстояниях», видна на примерах классических концертов. По аналогии с явлением «скрытого» голоса, «скрытой» мелодии, здесь можно говорить о действии   «скрытой»   гармонии.
Наряду с «рядовой» трактовкой кадансового квартсекстаккорда в дальнейшем, наблюдается его понимание как аккорда более рельефного. Например, в произведениях Скрябина на этом аккорде в мажоре строятся большие нарастания, обостряется чувство ожидания разрешения, звучность приобретает праздничный, ликующий характер. (Заключительная   партия   первой   части   Второй   симфонии.   Своеобразную   форму этой части мы понимаем как форму сонатной репризы.)Следует отметить длительность звучания кадансового квартсекстаккорда, возрастание собственно-звукового, красочного эффекта.
Менее приметна и известна эволюция такого же по звуковому составу квартсекстаккорда, но не в виде кадансового (то есть по сути принадлежащего к доминантовой области), а в роли созвучия тонической функции.
Один из ранних примеров — обрамляющий тонический квартсекстаккорд в Allegretto из Седьмой симфонии Бетховена. В побочной партии из первой части бетховенской Тридцать второй сонаты отметим аккорд, открывающий тему (она строится на органном пункте V ступени). В первом случае, упомянутый аккорд словно выносится«за скобки» тематического развития; во втором случае — он принадлежит самой теме.
Заглавной гармонией подобный квартсекстаккорд стал в теме смерти Изольды из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера; по -особому— в теме любви из «Ромео и Джульетты» Чайковского. В последнем примере (подразумевается экспозиция) к такому аккорду привела энгармоническая модуляция: кадансовый квартсекстаккорд получает тонический смысл.
Редок пример из Прелюдии H-dur Скрябина, соч. 11 № 11. Тонический квартсекстаккорд не только открывает, но и замыкает первый модулирующий восьмитакт, подобный периоду. Здесь тонический квартсекстаккорд оказался необычной последней гармонией зыбкого каданса.
Степень значительности квартсекстаккордов, кадансового и тонического, бывает, стало быть, различной; их «удельный вес» в произведении, в его форме — колеблется.
Понятие качественной и количественной значительности аккорда в музыкальном произведении требует продолжения анализа. Рядовые для данного стиля аккорды приобретают значительность в форме вследствие их весьма частого появления, их большого количества.

Берков В.О.

< Предыдущая   Следующая >
Обновлено 02.02.2011 09:32

обращения трезвучийОбращение трезвучий – это такое изменение исходной структуры аккорда, при котором из тех же самых звуков получается новый родственный аккорд. Обращаться могут не только трезвучия (аккорд из трёх звуков), но и любые другие аккорды, а также интервалы.

Принцип обращения (или если хотите вращения вокруг) одинаков во всех случаях: все звуки, которые есть в данном исходном аккорде, остаются на своих местах кроме одного – верхнего или нижнего. Этот верхний или нижний звук – подвижный, он перемещается: верхний на октаву вниз, а нижний – наоборот, на октаву вверх.

Как видите, техника выполнения обращения аккорда – простейшая. Но нас интересуют, главным образом, результаты обращения трезвучий. Так вот, в результате обращения, как мы уже отметили, образуется новый родственный аккорд – он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда.

Давайте взглянем на пример:

обращение трезвучий

Было дано до-мажорное трезвучие (из звуков до, ми и соль), это трезвучие состояло, как и положено, из двух терций, а крайние ноты этого аккорда отстояли друг от друга на чистую квинту. Теперь побалуемся обращениями, их у нас получится всего два:

  1. Нижний звук (до) мы переместили на октаву вверх. Что же получилось? Все звуки остались прежними (те же до, ми и соль), но теперь аккорд (ми-соль-до) состоит уже не из двух терций, теперь он складывается из терции (ми-соль) и кварты (соль-до). Откуда взялась кварта (соль-до)? А она взялась от обращения той квинты (до-соль), которая «обминала» наше исходное до-мажорное трезвучие (по правилу обращения интервалов – квинты обращаются в кварты).
  2. Вертанём наш уже «испорченный» аккорд ещё раз: нижнюю его ноту (ми) перенесём на октаву вверх. Получился аккорд соль-до-ми. Он состоит из кварты (соль-до) и терции (до-ми). Кварта у нас осталась с прежнего обращения, а новая терция построилась от того, что мы обратили ноту ми вокруг до, в результате секста (ми-до), которая составлялась крайними звуками прежнего аккорда, заменилась на терцию (до ми): по правилам обращения интервалов (а все аккорды, как вы знаете, состоят из каких-нибудь интервалов) сексты обращаются в терции.

Что же произойдёт, если мы попытаемся обратить последний полученный аккорд ещё раз? Ничего особенного! Нижнюю соль мы, конечно, перенесём на октаву вверх, но в результате у нас получится тот же самый аккорд, какой был в начале (до-ми-соль). То есть, таким образом, нам становится понятно, что обращений у трезвучия всего два, дальнейшие попытки обращать приводят нас туда, откуда мы ушли.

Как называются обращения трезвучий?

Первое обращение называется секстаккордом. Напоминаю, что секстаккорд складывается из терции и кварты. Секстаккорд обозначается цифрой «6», которая прибавляется к букве, обозначающей функцию или вид аккорда, или к римской цифре, по которой мы догадываемся о том, на какой ступени были построено исходное трезвучие. Например, Т6, или Б6, или III6.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, его структуру образуют кварта и терция. Квартсекстаккорд обозначается цифрами «6» и «4». Например, К64, или d64, или М64, или VI64.

обращение трезвучий

Разные трезвучия дают разные обращения

Как вам, наверное, известно трезвучий – 4 вида: большое (или мажорное), малое (или минорное), увеличенное и уменьшённое. Разные трезвучия дают разные обращения (то есть это те же секстаккорды и квартсекстаккорды, только с небольшими, но значительными изменениями в структуре). Разумеется, эта разница отражается и на звучании аккорда.

Чтобы понять структурные различия, давайте снова обратимся к примеру. Здесь будут построены 4 вида трезвучия от ноты «ре» и для каждого из четырёх трезвучий будут выписаны их обращения:

************************************************************************

обращения трезвучийМажорное трезвучие (Б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). Его секстаккорд (Б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (Б64) – из чистой кварты (той же ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).

************************************************************************

обращения трезвучийМинорное трезвучие (М53) тоже образуется из двух терций, только первая будет малой (ре-фа), а вторая – большой (фа-ля). Секстаккорд (М6), соответственно, начинается с большой терции (фа-ля), к которой затем присоединяется чистая кварта (ля-ре). Минорный квартсекстаккорд (М64)складывается из чистой кварты (ля-ре) и малой терции (ре-фа).

************************************************************************

обращение трезвучийУвеличенное трезвучие (Ув53) получается благодаря сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (Ув6) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). Следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (Ув64) кварта и терция меняются местами. Любопытно, что все обращения увеличенного трезвучия благодаря своему составу тоже звучат как увеличенные трезвучия.

************************************************************************

обращение трезвучийУменьшённое трезвучие (Ум53) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). Уменьшённый секстаккорд (Ум6) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). Наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (Ув64) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа).

************************************************************************

Давайте обобщим наш практически полученный опыт в нескольких схемах-формулах:

обращения трезвучий

Можно ли строить обращения от звука?

Да, зная структуру любого обращения, можно легко построить все аккорды, про которые вы сегодня узнали, от любого звука. Для примера построим от ми (уже без комментариев):

обращение трезвучий от звука

Всё! Благодарю за внимание! Успехов!

Автор – (админ).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется тонированная бумага
  • Как пишется тони монтана на английском
  • Как пишется тонзиллофарингит
  • Как пишется тонзиллит или тонзиллит
  • Как пишется тонар или танар правильно