В каких случаях можно ставить знак ®, а в каких ™? Могут ли эти знаки защитить ваш бренд от незаконного использования?
Знак R в кружочке относится к предупредительной маркировке и его применение регламентируется Гражданским кодексом РФ. Знак «TM» появился в России под влиянием законодательства западных стран. О том, как правильно их использовать, подробно рассказано в нашей статье.
Кстати, для регистрации товарного знака ВАЖНО придумать уникальное название. Узнать, не зарегистрировано ли ваше название на сегодняшний день можно отправив сообщение в WhatsApp или Telegram, либо оставить заявку на этой странице. Это бесплатно!
Знак ® – это типографский символ зарегистрированного товарного знака, который впервые появился в Законе о товарных знаках США в 1946 г. Он является аналогом английского слова «registered», что значит «зарегистрирован».
В российском законодательстве статус знака R в окружности также является легитимным – возможность его использования оговорена в статье 1485 Гражданского кодекса. Его можно наносить в качестве маркировки рядом с самим товарным знаком (словом или логотипом) несколькими способами:
- в виде буквы «R»;
- ®;
- «товарный знак»;
- «зарегистрированный товарный знак».
Этот тип знака относится к средствам предупредительной маркировки. Он всего лишь предупреждает участников рынка о том, что данный бренд прошел государственную регистрацию в «Роспатенте». Сам же по себе он не защищает от незаконного использования, как и знак © – от копирования авторских материалов.
🔥Как зарегистрировать товарный знак самостоятельно?
Подготовили для вас руководство по самостоятельной регистрации товарного знака. Руководство доступно для скачивания в нашем Телеграм канале @ezybrand_ip по ссылке. Присоединяйтесь!
Как использовать знак ®
Использовать R в кружочке можно лишь в том случае, если ваш товарный знак действительно зарегистрирован в государственном реестре. В противном случае возникают следующие риски:
- Ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки для незарегистрированного товарного знака по статье 1515 Гражданского кодекса.
- Нарушение исключительных прав владельца зарегистрированного товарного знака, полностью совпадающего или сходного до степени смешения с вашей торговой маркой.
В последнем случае правообладатель может обратиться против вас в суд и потребовать возмещения компенсации до 5 млн. рублей и более, или в двукратном размере от стоимости контрафактного товара. Более подробно об этих рисках можно узнать в статье нашего блога «Использование незарегистрированного товарного знака».
Таким образом, наносить данный знак для маркировки товаров просто так нельзя. Применение обозначения в виде буквы R не является обязательным для владельцев зарегистрированных товарных знаков. Оно используется только по желанию. Не требуется его включать и в само обозначение при подаче заявки на регистрацию в «Роспатент». Если же заявитель все же решил включить этот символ в заявку, то он должен быть указан в документах как неохраняемый элемент.
Что такое знак TM?
Символ «TM» (trademark – «торговая марка») по традиции используется в западных странах для информирования о том, что обозначение слева от него (слово, фраза или логотип) используется в качестве торговой марки, но оно еще не зарегистрировано как товарный знак. В российском законодательстве статус ™ никак не оговаривается, а значит, его применение в коммерческой деятельности не регламентируется. Предприниматели могут наносить его на свое усмотрение.
Очень часто знак ™ применяется для маркировки новых товаров в тот момент, когда заявка на регистрацию товарного знака уже подана в местное национальное патентное ведомство, но экспертиза еще не проведена. В какой-то мере это является защитой бренда: его владелец предупреждает, что ему принадлежит более ранний приоритет товарного знака, ведь преимуществом обладает тот, кто раньше всех подал заявку (при условии, что экспертиза в дальнейшем не вынесет отказ). Копирование такой товарной марки будет фактом нарушения исключительных прав. Но, повторимся вновь, – это справедливо только в юрисдикциях некоторых стран, в России этот символ не нашел применения.
Другие виды предупредительной маркировки в патентном и авторском праве
Кроме вышеуказанных предупредительных обозначений, в мировой практике применяются и другие знаки:
- © – знак копирайта, или авторских прав. Строго говоря, авторские права на произведения (включая фото, иллюстрации и текст, опубликованный в сети Интернет) возникают сразу и не требуют регистрации. Нельзя без разрешения автора копировать и распространять его творчество. Знак «С» в кружочке часто проставляют в «подвале» сайта для того, чтобы информировать пользователей о том, что все материалы охраняются авторским правом. Однако, как и в предыдущих случаях с маркировкой ® и ™, это является только предупредительной маркировкой, недостаточной для юридической защиты контента. Узнать подробнее о том, какие меры можно предпринять для правовой охраны сайта, можно здесь.
- ℠ (service mark)– аналог знака ™, который применяется для знаков обслуживания, т.е. товарных знаков, которые регистрируются не для товаров, а для услуг (35-45 классы МКТУ). Используется в США и некоторых других странах.
- ℗ (phonogram — фонограмма). Этот знак используется как символ авторских прав на звукозаписи (фонограммы).
В национальных юрисдикциях отдельных государств могут применяться другие символы предупредительной маркировки, например, знак MC – символ товарного знака в Квебеке, Канада.
Полноценную правовую охрану торговая марка получает только тогда, когда она прошла государственную экспертизу в патентном ведомстве. До проведения экспертизы и официального признания товарного знака его владелец сильно рискует – он может нарушать права других лиц, правообладателей зарегистрированных брендов. Законом не допускается даже частичное сходство с теми знаками, которые внесены в государственный реестр, так как это может ввести потребителя в заблуждение.
Патентные поверенные Ezybrand помогут вам проверить ваш бренд на возможность его регистрации в «Роспатенте», подготовят пакет документов и обеспечат полное юридическое сопровождение заявки – от ее подачи в патентное ведомство до получения государственного свидетельства. Для регистрации товарного знака ВАЖНО придумать уникальное название. Узнать, не зарегистрировано ли ваше название на сегодняшний день можно отправив сообщение в WhatsApp или Telegram, либо оставить заявку на этой странице.
Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Возможно, вы видели символы ® и TM и задавались вопросом, что они означают.
Регистрация товарного знака обеспечивает вам исключительное право использования вашей торговой марки в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве.
Если вы являетесь владельцем товарного знака и хотите заявить о своих правах на товарный знак, Вы можете поместить рядом с вашим обозначением символ ® в виде латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности для того чтобы предупредить других от том, что он является вашим товарным знаком и его использование без вашего разрешения будет являться нарушением ваших прав.
Таким образом, использовать знак ® рядом с торговой маркой вы можете только с момента получения свидетельства о регистрации товарного знака или наличии лицензиии на его использование.
Однако, следует отметить, что использование символа ® для незарегистрированной торговой марки является незаконным и даже уголовно наказуемым деянием.
Лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к незарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. см. также Ответственность за незаконное использование товарного знака
Владелец товарного знака может по своему желанию использовать знак предупредительной маркировки (знак охраны) ® рядом с зарегистрированным товарным знаком, но это не является обязательным, так как нанесение такого обозначения является правом, а не обязанностью владельца знака.
Согласно ст.1485 4 части ГК РФ Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак» и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.
Хотя это и не является нормой установленной Российским законодательством, согласно мировой практики символ ® обычно помещается в правой части обозначения и выполняется шрифтом меньшего размера чем само обозначение товарного знака.
Если, по каким то причинам, вы не хотите использовать рядом со своим зарегистрированным товарным знаком символ ®, вы можете использовать рядом со вашей торговой маркой словесное обозначение»товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак»
Помните что нанесение предупредительной маркировки в виде символа ®, обозначений «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак» рядом с незарегистрированным товарным знаком является нарушением закона.
Согласно статьи 1515 Части четвертой ГК РФ, лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к незарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации
Согласно части 2 ст.180 УК РФ, незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается: — штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, — либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, — либо исправительными работами на срок до 1 года.
Нет, использование маркировки «TM» (trademark торговая марка) не указывает на то, что ваше обозначение является зарегистрированным товарным знаком. Такого вида маркировка лишь информирует потребителей о том, что обозначение является торговой маркой. Символ «TM» не имеет юридической значимости в Российской Федерации.
Торговая марка TM, Зарегистрированная и Сервисная Марки являются значащими популярными компьютерными символами. Можешь набирать символы торговой и зарегистрированной марки прямо с клавиатуры. Продолжай читать и ты узнаешь как это делать используя разные способы на Windows, Mac и GNU/Linux.
Значение ™, ® and ℠
- ™ tm для незарегистрированных торговых марок, марка используемая для брендов или товаров;
- ℠ sm для незарегистрированных сервисных марок, марка используемая для сервиса;
- ® r для зарегистрированной торговой марки. Владелец зарегистрированной торговой марки может начать судебное разбирательство за нарушение прав торговой марки для предотвращения несанкционированного использования этой торговой марки. Тем не менее, регистрация не требуется. Владелец общих прав торговой марки может также подать иск, но незарегистрированной марке можно обеспечить охрану только в географической области, в которой она была использована и в географических районах, в которые она может расшириться с большой вероятностью.
Как ввести символы торговых марок
Выбери свою платформу и прочитай руководство.
Windows
С клавиатуры
Alt Коды
Техника быстрого доступа которая работает на настольных компьютерах и большинстве ноутбуков использующих MS Windows. Нажимаем клавишу Alt и, пока она зажата, набираем код на цифровой клавиатуре. Смотри мое руководство если у тебя ноутбук. Также, можно набирать часто использующиеся символы этим способом.
Alt код | Символ |
---|---|
0153 | ™ |
0174 | ® |
Режимы Shiftа
Настрой свою раскладку клавиатуры в Windows так, чтобы можно было набирать все дополнительные символы которые ты хочешь так просто, как обычный текст. Занимает где-то 5-10 минут чтобы все настроить, но потом будешь печатать как профессионал.
Например, можешь назначить символы торговой марки на что-нибудь типа AltGr (правый alt) + T, AltGr + R и AltGr + S.
Символьная Карта
Символьная карта позволяет видеть и использовать все символы доступные во всех шрифтах (примеры шрифтов «Arial», «Times New Roman», «Webdings») установленных на твоем компьютере. Можешь вводить все символы торговых марок используя её.
Mac
Emoji на iOS (iPhone, iPad и iPod touch)
Simple and beautiful way to discover how to add a virtual keyboard for Emoji symbols visible as small pictures. The keyboard itself is preinstalled on your iOS device, so you don’t have to download, or buy anything.
Просмотрщик клавиатуры
Можно вводить часто используемые символы включая торговые марки, зарегистрированные торговые марки и авторское право а также акцентированные буквы на Mac используя клавишу [Option]. Я собрал список горячих сочетаний в этой статье с объяснениями как открыть просмотрщик клавиатуры. Можешь использовать Просмоторщик Клавиатуры как альтернативу моему списку.
[Option] + [2] воспроизводит ™ знак торговой марки и [Option] + [R] воспроизводит ® знак зарегистрированой торговой марки.
Палитра символов
Палитра Символов позволяет тебе видеть и использовать все символы, включая торговые марки, доступные во всех шрифтах (примеры шрифтов «Arial», «Times New Roman», «Webdings») установленных на твоем компьютере.
Linux
С Клавиатуры
Символьная карта
Символьная карта позволяет видеть и использовать все символы доступные во всех шрифтах (примеры шрифтов «Arial», «Times New Roman», «Webdings») установленных на твоем компьютере. Она также может помочь узнать Unicode коды для введения символов с клавиатуры.
HTML код
Следующее это список HTML и JavaScript сущности для торговых марок. В Javascriptе ты должен писать как = «этот u2669 символ» если хочешь включить специальный символ в строчку.
HTML сущность | JS сущность | Символ |
---|---|---|
™ | u2122 | ™ |
® | u00ae | ® |
℠ | u2120 | ℠ |
В Российской
Федерации законодательно закреплено,
что обладатель исключительного права
на товарный знак может использовать
знак R или ® для оповещения всех других
лиц о своих правах на данный товарный
знак. Использовать этот знак не
обязательно, указание R или ® является
правом, но не обязанностью владельца
товарного знака.
Знак
охраны товарного знака —
это знак, который помещается рядом с
товарным знаком, состоит из латинской
буквы «R» или латинской буквы «R»
в окружности, либо словесного обозначения
«товарный знак» или «зарегистрированный
товарный знак» и указывает на то, что
применяемое обозначение является
товарным знаком, охраняемым на территории
Российской Федерации.
Использование
указания «ТМ» в России законодательно
не регулируется, хотя многие компании
и предприниматели применяют данное
двухбуквенное обозначение наряду со
знаком R. Исторически, «ТМ» представляет
собой сокращение от английского
«trademark» (в переводе — «торговая
марка»), и довольно широко использовался
и используется на территории Российской
Федерации, хотя и не имеет какого-либо
правового статуса.
Зато,
в отличие от знака R или ®, который вы
имеете право использовать (помещать на
товары, этикетки и т.д.) только после
регистрации вашего товарного знака в
Роспатенте, применять «ТМ» вы можете
без каких-либо ограничений, помимо
обычных правил деловой этики. Поэтому,
например, многие указывают «ТМ» для
обозначений, пока еще находящихся на
экспертизе заявок на регистрацию
товарного знака в Роспатенте. Это, по
крайней мере, позволяет продемонстрировать
деловому сообществу ваше добросовестное
намерение зарегистрировать свой товарный
знак.
Зарегистрировать
свой товарный знак можно здесь.
Главная
Товарный знак
Вопрос – ответ
Каким значком правильно сопровождать написание зарегистрированного товарного знака в тексте документов — знаком R в кружочке, или TM?
Бренд или товарный знак?
Многие используют эти понятия в синонимичном понимании. Однако зачастую возникает неразбериха и термины используются некорректно. Для многих из нас понятия бренд или товарный знак – разницы не имеет, хотя если разобраться эти понятия пересекаются, не означая одно и то же.
Бренд — совокупность данных о компании или услуге – имидж на рынке, логотип, фирменный стиль и т.д. Именно – совокупность! Бренд – это ассоциации, которые закреплены за товаром/услугой у потребителей.
Товарный знак – это средство индивидуализации товаров и услуг. Т.е. слово, название фирмы, логотип, слоган, графика – обозначение, которое Вы используете в своей деятельности, например, на упаковке, в рекламе, на продукции.
Таким образом, из двух понятий бренд или товарный знак официальным является лишь товарный знак.
Стать владельцем товарного знака могут юридические лица или индивидуальный предприниматель.
Как зарегистрировать товарный знак описано в разделе Регистрация товарного знака.
Возможно ли ускорить сроки регистрации товарного знака?
Да, такая возможность имеется.
Данная услуга является отдельной платной услугой и позволяет в кратчайшие сроки получить охранные документы на изобретения, полезные модели и товарные знаки, программы для ЭВМ:
- Получение свидетельства на товарный знак за 3-6 месяцев;
- Получение патента на Полезную модель за 2-3 месяца;
- Получение патента на Промышленный образец и изобретение за 6-10 месяцев;
- Получение свидетельства на программу для ЭВМ или базу данных за 1-2 недели.
- Регистрация договоров на передачу прав (лицензионный, договор об отчуждении, договор коммерческой концессии) — за 1-2 недели
Более подробную информацию по процедуре ускоренной регистрации Вы можете уточнить по номеру горячей линии 8-800-775-24-50 (звонок по России бесплатный)
Если конкурирующая фирма подала заявку на регистрацию товарного знака раньше, выявит ли этот факт проверка?
Да, при проверке товарного знака на сходство и тождество (патентную чистоту) предоставляется информация о номере заявки и дате ее подачи.
Если Вы сомневаетесь в том, что конкурирующая фирма уже подала заявку, мы поможем Вам получить приоритет в день обращения.
Если ФИПС откажет в регистрации товарного знака, пошлина возвращается или нет?
К сожалению, оплаченная Вами пошлина не возвращается.
За какой срок мне зарегистрируют товарный знак?
Срок рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака Законодательством не установлен, но на практике срок рассмотрения заявки на товарный знак составляет от 12 до 18 месяцев.
Если же экспертизой патентного ведомства были найдены какие либо основания для отказа в регистрации, заявителю направляется уведомление, в ответ на которое он должен в течение 6 месяцев представить свои доводы в пользу регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.
Соответственно, при направлении заявителю уведомления, срок регистрации увеличивается.
Зачем нужна регистрация товарного знака?
Регистрация товарного знака необходима для того, чтобы получить исключительное право на товарный знак. Регистрация товарного знака осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» 1992г. (с изменениями и дополнениями в 2002г.).
Регистрация товарного знака может быть осуществлена либо на юридическое лицо, либо на физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Регистрация товарного знака подтверждается свидетельством на товарный знак, которое удостоверяет факт регистрации, приоритет, исключительное право владельца (правообладателя) на зарегистрированный товарный знак в отношении только тех товаров, которые указаны в свидетельстве.
Регистрация товарного знака позволяет правообладателю использовать свой товарный знак и запрещать его использование другим лицам, защищает Вас от недобросовестной конкуренции и позволяет Вам спокойно и легально производить Вашу продукцию.
Регистрация товарного знака позволяет Вам предоставлять лицензии другим лицам для его использования, то есть, дает Вам дополнительный доход. Регистрация товарного знака позволяет Вам использовать его в сети Интернет, в частности, в доменном имени, и запрещать другим лицам использовать его в качестве домена.
Зачем нужно регистрировать товарный знак?
Товарный знак предоставляет владельцу знака охрану в виде исключительного права на пользование знаком для идентификации его товаров и услуг среди прочих или на предоставление такого права другому лицу в обмен на вознаграждение. Защиту охраняемых товарных знаков осуществляют суды, и в большинстве стран они правомочны принимать меры по пресечению нарушений прав на товарные знаки. Охрана товарных знаков препятствует попыткам осуществлять недобросовестную конкуренцию, в частности, использованию сходных до степени смешения или поддельных товарных знаков с целью сбыта товаров и услуг более низкого качества или не соответствующих оригинальному знаку по другим показателям.
Известны ли случаи недобросовестной конкуренции по использованию товарного знака?
Приведем пример: Ваша компания производит хороший товар, который пользуется широким спросом, или оказывает услуги, выводя их на рынок под незарегистрированным товарным знаком.
Для «раскрутки» своего имени Вы вкладываете огромные денежные средства в рекламу. В такой ситуации Ваша компания рискует стать жертвой «черной» конкуренции. Любое юридическое лицо может зарегистрировать Ваш товарный знак на себя. Причем в данной ситуации новый собственник Вашего товарного знака с полной правотой может привлечь вас к гражданской или уголовной ответственности за нарушение прав на использование товарного знака.
В другой ситуации может получиться следующее: Ваша компания использует на своих товарах какое-либо обозначение, не зная, что оно уже зарегистрировано как товарный знак и принадлежит другому лицу. В этом случае Ваша компания будет нарушать права законного владельца этого товарного знака.
Если владелец товарного знака узнает о нарушении Вами его прав на товарный знак, он сможет не только привлечь Вас к гражданской или уголовной ответственности, но и обязать возместить его убытки, нанесенные незаконным использованием товарного знака.
Как зарегистрировать авторское право на название фестиваля?
Название фестиваля можно зарегистрировать в качестве товарного знака. Стоимость услуг зависит от количества классов МКТУ (видов деятельности).
Вы можете рассчитать ее самостоятельно, используя функцию «Калькулятор», выбрав услугу «Регистрация товарного знака».
Будем рады сотрудничеству с Вами!
Как зарегистрировать название ежегодной конференции?
Такое название регистрируется в качестве товарного знака для услуг 41 класса.
Как зарегистрировать торговую марку в другом классе МКТУ, с идентичным логотипом?
Если товары и услуги неоднородные (не схожие), а логотип не будет вводить потребителя в заблуждение, относительно производителя товаров и услуг, то препятствий для регистрации не будет.
В Вашем случае необходимо детально изучить товарный знак, классы МКТУ (виды деятельности), провести патентный поиск. Патентные поверенные нашей компании с удовольствием ответят на Ваши вопросы.
Звоните 8 (800) 775-24-50 (звонок по России бесплатный)
Как проверить, зарегистрирована ли торговая марка, бренд или логотип компании?
Информацию о регистрации товарного знака Вы можете получить, обратившись к специалистам нашей компании, или заполнив заявку на сайте globalpatent.ru. http://globalpatent.ru/zayavka-na-proverku-tovarnogo-znaka-brenda
Какие документы необходимы для регистрации товарного знака?
Для регистрации необходимы: реквизиты с кодом ОКПО, словесное наименование (если товарный знак словесный) и изображение товарного знака (логотип) в любом формате, а также список видов деятельности предприятия.
Какие товарные знаки можно регистрировать?
Товарный знак может состоять из одного слова, буквы или цифры, либо любого их сочетания. Он может состоять из рисунков, символов, трехмерных обозначений, реализуемых, например, в форме и упаковке изделий, слышимых звуковых сигналов, таких как музыка или звуки человеческого голоса, запахов или цвета, используемых в качестве отличительных признаков. В качестве обозначений, могущих охраняться как товарные знаки (торговые марки), можно выделить: — видимые обозначения, включая слова (в том числе и фантазийные), причудливые изображения, фамилии и географические названия, псевдонимы, слоганы, логотипы, доменные имена, алфавитно-цифровые знаки (буквы, цифры, аббревиатуры), изобразительные обозначения (картины, иллюстративные проекты, печати, рисунки, устройства, символы, голограммы, ярлыки), трёхмерные обозначения; — звуковые знаки (как правило, музыкальные ноты); — обонятельные знаки; — комбинации из перечисленных выше элементов. Кроме знаков, идентифицирующих коммерческое происхождение изделия или услуги, существует несколько дополнительных категорий товарных знаков. Владельцами коллективных знаков могут быть ассоциации, члены которых путем их использования ставят знак равенства между собой и установленными ассоциацией требованиями качества и другими требованиями. Примером таких ассоциаций являются ассоциации бухгалтеров, инженеров или архитекторов. Сертификационные знаки присваиваются за соответствие установленным стандартам, однако сфера их применения не ограничена тем или иным профессиональным обществом. Они могут присваиваться любому лицу, способному доказать, что его изделия соответствуют определенным установленным стандартам. В качестве примера сертификационных знаков, получивших международное признание, можно упомянуть стандарты качества ISO 9000.
Каким должен быть товарный знак?
Существует несколько правил, которыми руководствуется Федеральное патентное ведомство, во время принятия решения о регистрации товарного знака.
Поэтому при создании товарного знака — в дальнейшем фирменного бренда, принадлежащего Вашей компании, нужно закладывать такие художественные и семантические свойства графического и словесного знаков, которые, оказывая воздействие на сознание потенциальных потребителей, не ставят под сомнение охраноспособность (возможность регистрации).
Каким значком правильно сопровождать написание зарегистрированного товарного знака в тексте документов — знаком R в кружочке, или TM?
Согласно Гражданскому кодексу (ст.1485) и ранее Закону «О товарных знаках…“ (ст. 24) для маркировки зарегистрированного товарного знака применяются символы:» в виде латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности ® , либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак».
Можно ли выяснить, зарегистрирован ли товарный знак, не обращаясь к помощи каких-то ведомств, на этапе, когда есть только идея?
Конечно, предварительную проверку можно провести по пиратской базе с „рынка“, но качество проверки и полнота такой базы оставляет желать лучшего. В этой базе примерно только 50% тех знаков, которые могут быть Вам противопоставлены.
Общая база зарегистрированных товарных знаков Роспатента, доступная на сайте Роспатента, также имеет недостатки, связанные с полнотой и достоверностью представленной информации. Как показывает практика, не все товарные знаки может представить указанная база данных.
Кроме того, даже если Вы обнаружите тождественные или сходные знаки, это еще ничего не значит. Есть множество нюансов. Если Вы не обнаружили ничего в базе, может быть Вы неправильно оценили сходство знаков.
Есть еще примеры из нашей практики, когда к нам обращались клиенты, которым сделали бесплатную проверку по базам данных, тем не менее, клиенты пришли к нам!
В ходе экспресс-поиска было выяснено, что охраноспособность данного товарного знака равна 0! Аналогичный товарный знак уже был зарегистрирован! Клиент бы в этом случае потерял денежные средства, уплаченные патентной компании + пошлину, которая не возвращается в случае отказа со стороны ФИПС. Гораздо надежнее обратиться к специалисту и вместе с результатом поиска, в случае отрицательного ответа, Вы получите рекомендации по такому изменению знака, которое позволит его зарегистрировать.
Можно ли распоряжаться правом на фирменное наименование?
Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.
Мы получили отказ в регистрации товарного знака. Что нам делать?
Прежде всего, следует проанализировать причины отказа, лучше с помощью патентного поверенного.
Существует целый ряд возможностей оспорить решение экспертизы. Порой, и в совершенно безвыходных ситуациях свежий взгляд специалиста поможет найти выход.
Мы решили регистрировать товарный знак самостоятельно, где нам взять документы?
Вы можете получить информацию по данному вопросу на сайте Роспатента.
По ссылке http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/industrial_property/brands_and_points/ выбираете пункт Формы и бланки, загружаете бланк «Заявка на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) в РФ».
На какой территории действует охрана товарных знаков?
Действие регистрации товарного знака ограничивается территорией страны, в которой она осуществлена (а в случае региональной регистрации — территориями соответствующих стран). Если регистрация проходила на территории РФ, действие товарного знака распространяется на всех территории Российской Федерации.
Нам нужно зарегистрировать товарный знак, что делать?
Необходимо связаться со специалистами патентного бюро. На все вопросы с удовольствием ответят наши патентные поверенные Российской Федерации.
Некоммерческая организация (не производит товары и не оказывает услуги) хочет зарегистрировать свой товарный знак, будет ли этот логотип считаться товарным знаком?
Логотип, в случае его регистрации в Патентном ведомстве, будет зарегистрирован как товарный знак. Если Вы не производите товаров и не оказываете услуг, то Вам не нужно волноваться, что кто-то другой зарегистрирует Ваш знак на свое имя. Товарный знак регистрируется для определенных товаров или услуг, поскольку этот кто-то зарегистрирует знак только для конкретных товаров или услуг, он не сможет предъявить Вам претензий в несанкционированном использовании товарного знака, т.к. Вы не производите товаров и не оказываете услуг. Другое дело, если Вы не хотите, чтобы кто-то другой использовал Ваше обозначение для коммерческих целей. В этом случае целесообразна регистрация товарного знака для всех 45 классов. Процедура регистрации в этом случае не отличается.
Нужно ли указывать название шрифта при заполнении бланка заявки на регистрацию товарного знака?
Указание конкретного названия или вида шрифта не является обязательным при составлении описания товарного знака.
Роспатент зарегистрирует товарный знак именно в том виде, в котором он был подан на регистрацию.
Если же словесный элемент занимает доминирующее положение и несет в себе графическую роль, то при составлении описания необходимо отметить, что вы используете оригинальный или фантазийный шрифт.
Обязан ли я проверять товарный знак перед регистрацией?
Такой обязанности, конечно, нет. Но мы советуем своим клиентам сделать это, чтобы не тратить время и деньги зря.
Кроме того, если результаты поиска покажут, что подобный знак уже есть, Вы бесплатно получите рекомендации, как изменить знак, чтобы он прошел регистрацию.
С какого момента я могу использовать товарный знак?
Права на товарный знак возникают с момента регистрации его в патентном ведомстве. После подачи заявки в патентное ведомство заявке присваивается номер и фиксируется дата приоритета, она означает, что пока не завершено делопроизводство по вашей заявке, другим заявителям будет отказано в регистрации до завершения делопроизводства по вашей заявке.
Для того, чтобы избежать претензий со стороны третьих лиц, желательно использовать товарный знак именно с момента регистрации. Законодательством не установлены ограничения и запрет на использование обозначения (слова, логотипа) в период регистрации и даже без регистрации, однако используя обозначение, логотип, ещё не зарегистрированные в качестве товарного знака, вы можете нести существенные риски. Например, риск нарушить чужие права, сами того не зная. Чем грозит незаконное использование товарного знака мы писали в статье:
https://globalpatent.ru/tovarnyj-znak/chem-grozit-nezakonnoe-ispolzovanie-tovarnogo-znaka.html
Сколько лет действует товарный знак?
Срок действия регистрации товарного знака составляет 10 лет. По истечению этого срока Вы можете неоднократно продлевать свидетельство.
Законный владелец товарного знака обладает исключительным правом его использования и без его разрешения пользование этим товарным знаком запрещено.
Каждый предприниматель должен помнить, что, регистрируя свой товарный знак, он защищает свои права на него, пресекает несанкционированное использование знака, защищая этот знак от возможной, нежелательной для законного владельца регистрации его третьими лицами.
Существуют ли преимущества в использовании товарного знака или фирменного наименования?
Если фирменное наименование, товарный знак (знак обслуживания), коммерческое обозначение, оказываются между собой тождественными или сходными до степени смешения, и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.
Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания), либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.
Под частичным запретом на использование понимается: в отношении фирменного наименования — запрет на его использование в определенных видах деятельности; в отношении коммерческого обозначения — запрет на его использование в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности.
Хотим зарегистрировать товарный знак, используя выставочный приоритет, если окажется, что кто-то подаст заявку позже нас, но будет иметь более раннюю дату выставочного приоритета, в чью пользу будет решен вопрос?
Выставочный приоритет возможно получить только в случае, если с момента представления товарного знака на международной выставке прошло не более 6 месяцев.
Если две компании претендуют на выставочный приоритет, он будет предоставлен той, дата участия в выставке которой более ранняя.
Чем отличается проверка товарного знака в вашей компании от других проверок?
Патентное бюро GlobalPatent использует систему поиска не только среди зарегистрированных, но и среди только поданных заявок на регистрацию. Мы используем платную базу ФИПС (Роспатента) для проверки заявленных обозначений, мы используем собственную базу данных, данные в которой хранятся данные с 1990 года, мы используем базу данных наших коллег, где специалисты ежедневно обновляют данные!
В патентном бюро GlobalPatent работают патентные поверенные (лица, уполномоченные ФИПС для осуществления действий по регистрации и патентованию интеллектуальной собственности).
Патентные поверенные прошли аттестацию и многочисленные оценки и экзамены для осуществления данной деятельности, все приобретенные навыки и знания позволяют знать и на первом этапе исключать все возможные «промахи».
Специалисты патентного бюро GlobalPatentт работают на результат, нам Важен Именно Результат! Все эти факторы позволяют нам гарантировать клиенту 100% подачу охраноспособной заявки!
Что означает символ * (звездочки), который часто используется вместо TM, R, или R в кружочке?
Символ * используется некоторыми производителями, которые используют незарегистрированный товарный знак, для имитации знака R.
Действительно на расстоянии потребитель может не заметить разницы и посчитать что видит именно зарегистрированный знак. Согласно Кодексу РФ и ранее Закону РФ «О товарных знаках…» (ст.24) для маркировки зарегистрированного товарного знака применяется символ «в виде латинской буквы „R“ или латинской буквы „R“ в окружности ® либо словесного обозначения „товарный знак“ или „зарегистрированный товарный знак“.
Таким образом, использование * или ТМ не нарушает требований законодательства и, скорее всего, указывает, что владелец в настоящее время занимается регистрацией данного товарного знака. Иногда ставится обозначение Т*. Так обозначается топология интегральной микросхемы.
Что такое исключительное право на товарный знак?
Правообладатель вправе использовать зарегистрированный товарный знак и запрещать его использование другими лицами.
Что такое коллективный знак?
Коллективный знак определяется Кодексом (ст.1510), ранее Законом РФ «О товарных знаках…» как товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в объединение лицами (или организациями) и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.
Что такое коммерческое обозначение?
Коммерческое обозначение служит для индивидуализации предприятий, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.
Коммерческое обозначение может не являться фирменным наименованием и не подлежать обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.
Предприятие может использовать свое коммерческое обозначение в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии. У предприятия прекращается право на коммерческое обозначение, если оно не использует его непрерывно в течение года.
Что такое Международная классификация Товаров и услуг?
Международная классификация товаров и услуг — МКТУ, включает в себя 45 классов. Каждый класс соответствует определенным товарам и услугам. Товарный знак не может быть зарегистрирован в принципе, его действие должно распространяться и быть только в отношении определенных товаров и услуг.
Что такое правовая охрана товарного знака?
Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации.
Право на зарегистрированный товарный знак охраняется законом.
Обладателем исключительного права на зарегистрированный товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо.
Что такое различительная способность товарного знака?
Различительная способность товарного знака (торговой марки) может быть разделена на следующие категории:
1. Обозначения, имеющие изначально недостаточную различительную способность как родовые названия товаров и услуг, или обозначения, которые утратили различительную способность, становясь по существу родовыми названиями товаров или услуг (например, когда торговый знак /торговая марка/ до регистрации использовался несколькими предприятиями для наименования конкретных товаров или услуг), обозначения, которые могут служить для указания свойств товаров или услуг (тип, качество, количество, цель, стоимость, географическое происхождение, время изготовления товара или предоставления услуги), обозначения, состоящие исключительно из формы, обусловленной природой или функцией товара, родовые части доменных имён (такие как «com», «org», «net», «http», «www»), международные названия непатентуемых медикаментов (INNs) и наименования сортов растений.
2. Обозначения с присущей различительной способностью, такие, как произвольные, причудливые, ассоциативные знаки. 3. Обозначения, которые приобрели различительную способность в результате использования посредством приобретения «вторичного значения» как описательные, географические обозначения, обозначения персонального имени.
Что такое свидетельство на товарный знак?
На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Что такое товарный знак?
Под товарным знаком понимается отличительное обозначение, идентифицирующее определенные товары или услуги, производимые или предоставляемые конкретным лицом или предприятием.
Что такое фирменное наименование?
Фирменное наименование определяется в учредительных документах юридического лица и включается в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) при его государственной регистрации.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Согласно Гражданскому кодексу (ст.1485) и ранее Закону «О товарных знаках…“ (ст. 24) для маркировки зарегистрированного товарного знака применяются символы:» в виде латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности ® , либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак».
Мы в социальных сетях
Яндекс.Дзен
Интересные публикации, новости
Telegram
Полезные статьи, новости
Vkontakte
Акции, розыгрыши, общение — мы с Вами!
YouTube
Наши видео-ролики, семинары, уроки
Знак охраны — это такая пиктограмма, которую ставят рядом с объектами интеллектуальных прав. Наверняка вы видели эти символы: «®», «©» и даже ™.
Все называют эти значки по-разному: кто-то говорит «охранная символика», кто-то «предупредительная маркировка». По закону правильное название этих символов одно: «знак правовой охраны».
Давайте разберемся, зачем они нужны и как ими пользоваться, если у вас есть свой товарный знак или вы собираетесь стать правообладателем.
Что означает символ «R»
Допустим, вы зарегистрировали товарный знак и начали использовать его в бизнесе. Как показать клиентам и конкурентам, что ваш логотип — это не просто красивая картинка, а настоящий товарный знак?
Для этого и нужен знак охраны товарного знака — «®». Ставим эту пиктограмму и всем становится ясно: обозначение зарегистрировано в Роспатенте, у логотипа есть правообладатель и ему принадлежит исключительное право. В этом и есть смысл охранной маркировки ®: считайте, что «®» это символ регистрации.
Главная задача знака охраны — показать потенциальным нарушителям, что у обозначения есть правообладатель и он, если что, готов защищать свои права. Считается, что использование знака охраны снижает количество нарушений: по крайней мере, нарушитель уже не сможет сказать «ой, а я не знал, что ваш товарный знак зарегистрирован». Точнее, сказать то он сможет, только кто ему поверит: «как не знал, а охранная маркировка для кого стояла?»
Второй бонус от использования охранной маркировки — она работает на доверие клиентов, партнеров и потенциальных инвесторов. Дело в том, что товарный знак регистрируется как минимум на десять лет. А вот фирмам-однодневкам регистрация не нужна: всем без разницы, как называется очередная обнальная фирма ООО «Альянс». Если они переименуются, никто и не заметит.
Получается, если у компании есть свой товарный знак, то значит они появились на рынке явно не вчера, и вряд ли пропадут завтра. Мошенники и проходимцы товарные знаки не регистрируют: открылись, собрали денег, скрылись. Регистрацией занимаются компании, которые работают на репутацию и заботятся о своем добром имени.
Когда правообладатель использует знак правовой охраны ®, факт регистрации сразу бросается в глаза: охранная символика, есть, все понятно — перед нами владелец исключительного права. Получается, людям не нужно смотреть документы компании, чтобы понять, что перед ними настоящий правообладатель, которому можно доверять.
Ответственность за незаконное использование знака «®»
Где-то здесь у некоторых предпринимателей возникает соблазн: а что если я не буду регистрировать название, а просто воспользуюсь знаком ®, поставлю его рядом с логотипом, и все?
Не стоит: ч.2 ст.180 УК РФ — за использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного товарного знака грозит уголовный штраф до 120 000 рублей или исправительные работы на срок до одного года.
Почему такое строгое наказание? Незаконное использование охранной символики — это словно самозахват: у предпринимателя нет исключительного права на обозначение, но он делает вид, будто у него такое право есть. Это создает определенные ограничения для других предпринимателей: они думают, что этот знак нельзя использовать, хотя на самом деле — можно. Причем можно даже зарегистрировать его на себя, ведь пока обозначение не зарегистрировано как товарный знак, никакого «своего» бренда у предпринимателя нет, и то, что он где-то там поставил ® никакой роль не играет.
С другой стороны, такое серьезное наказание связано с тем, что когда предприниматель использует охранную маркировку без разрешения, он по сути обманывает своих клиентов. Они думают, что покупают продукцию официального бренда, а на деле покупают какой-то товар под красивой картинкой. А что если выяснится, что это бренд вообще принадлежит совершенно другому предпринимателю? Тогда последствия будут еще серьезнее.
В общем, с использованием символа зарегистрированного товарного знака лучше не шутить. Есть свой знак — маркировать можно ®, нет — не используем.
Правда, стоит отметить, что речь идет только об использовании маркировки ® в бизнесе для продажи товаров и услуг. За обычный никнейм физлица в интернете с символом ® никто, конечно, не накажет.
Как правильно использовать маркировку ® и обязательно ли ее наносить
Использование знака охраны ® — это не обязанность правообладателя, а его право. В законодательстве никак не регламентируется порядок использования знака охраны товарного знака. Правообладатель может использовать символ ®, а может не использовать. На возникновение прав и обязанностей это никак не влияет — ни его, ни стороннего лица.
Знак ® можно использовать в любом цвете, в любом шрифте, в любом размере. Обычно дизайнеры ставят его в верхнем правом углу от логотипа шрифтом примерно в половину меньше от основных букв. Но это не догма, каждый ставит маркировку, как хочет.
Мало кто знает, но помимо знака ®, российские правообладатели могут использовать и другие вариации знака охраны товарного знака: просто букву «R» или словесное обозначение «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак». Это закреплено в ст. 1485 ГК РФ. Использование охранной маркировки будет выглядеть немного непривычно, но законом такой вариант предусмотрен.
Вообще у правообладателя есть только одна обязанность: использовать свой товарный знак в бизнесе, причем именно в том виде, в котором он зарегистрирован — но это уже тема для отдельной статьи.
Значение символов «ТМ» и «SM»
Наверняка вы видели еще и символ «ТМ» (™). «ТМ» — это сокращение от «trademark», что переводится как «торговая марка». В России термин «торговая марка» не используется, вместо этого в законе применяется термин «товарный знак».
Буквы «ТМ» используется в западных странах — это их знак охраны товарного знака. В иностранном законодательстве есть и символ «ТМ», и символ «R». Разница в том, что символом «ТМ», как правило, они помечают обозначение, которое было только заявлено на регистрацию, но при этом еще не было зарегистрировано.
Буквы «ТМ» используется в западных странах — это их знак охраны товарного знака. В иностранном законодательстве есть и символ «ТМ», и символ «R». Разница в том, что символом «ТМ», как правило, они помечают обозначение, которое было только заявлено на регистрацию, но при этом еще не было зарегистрировано.
В России не предусмотрено специальной охранной маркировки для обозначений, которые еще не стали товарными знаками. Но с другой стороны, использование символа ™ в России никак не регулируется. Получается, что у нас в стране тоже можно использовать маркировку ™.
Обозначение ℠ («service mark») в России также не регулируется. За рубежом оно применяется для указания на знаки обслуживания. Знаки обслуживания — это знаки, зарегистрированные в отношении услуг.
В законодательстве РФ знаки обслуживания приравнены к товарным знакам и регулируются они точно также. Никакого отдельного символа охраны для знаков обслуживания не предусмотрено. Более того, есть много товарных знаков, которые зарегистрированы и на товары, и на услуги.
Например, наш доверитель Евгения Ермилова, автор художественной техники «скульптурная живопись», под именным брендом продает оригинальные товары — эксклюзивные часы, панно, зеркала и другие предметы интерьера, и также оказывает услуги — дает мастер-классы по технике скульптурной живописи. Следовательно товарный знак «Evgenia Ermilova» одновременно является и товарным знаком, и знаком обслуживания. Маркироваться он будет символом ®.
Другие виды предупредительной маркировки
В российском законодательстве есть еще несколько других видов знаков охраны.
Самый известный — это знак ©, «копирайт». Он нужен для обозначения объекта авторских прав. К объектам авторским прав относятся любые произведения — книги, публикации, рисунки и все остальное, что является результатом творчества. Обычно, указывают знак ©, автора и год публикации. Такая маркировка используется только для авторских прав, к товарным знакам не применяется.
Знак правовой охраны смежных прав ℗ («phonogram — фонограмма») используется для того, чтобы указать на защиту прав исполнителей на носителях аудиозаписей. А самый редкий знак правовой охраны — это знак охраны топологии интегральной микросхемы: «Т» («Т», [Т], (Т), Т*).
Самое главное о знаке охраны товарного знака «®»
- Лишь правообладатели товарных знаков могут использовать символ ®. Это говорит о том, что знак зарегистрирован и его владелец готов преследовать нарушителей по закону.
- Использовать символ ® с обозначением, не зарегистрированным в качестве товарного знака, нельзя: ответственность вплоть до уголовной. Пока что по этой статье к наказанию никого не приговорили, но она есть.
- Кажется, что логотип с символом ® выглядит более серьезно и статусно, чем без него, но тут уже все зависит от покупателей и их взглядов. Некоторые правообладатели добавляют свидетельство на товарный знак на сайт рядом с другими важными документами и отзывами клиентов.
- Маркировка ™ (trademark) в России никак не регулируется, и использовать ее может кто угодно и как угодно. В других странах этим символом маркируют обозначения, которые уже поданы на регистрацию, но еще не зарегистрированы.
22. Какое различие в нанесенных на товар обозначениях ® и TM?
® и ТМ являются символами предупредительной маркировки на товаре и указывают на то, что данное обозначение является зарегистрированным товарным знаком в РФ. Вместе с тем, нанесение предупредительной маркировки является правом, а не обязанностью собственника товарного знака. В ст. 1485 Гражданского Кодекса РФ указано, что правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак» и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.
Обозначение Trade mark ™, «TM» или «™», не регулируемое законодательством в России, в зарубежных странах обычно обозначает, что заявка на товарный знак уже подана, но свидетельство о регистрации еще не выдано. Маркировка «TM» согласно законодательству РФ не имеет правовой защиты, такая маркировка выполняет лишь информативную функцию.
Лицо, проставляющее предупредительную маркировку по отношению к не зарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации: например, ст. 180 Уголовного кодекса РФ предусматривает наложение штрафа в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года.
Онлайн поиск ТМ
Вернуться к перечню вопросов