Как пишется тренировочный диктант

Виды диктантов по русскому языку

Виды диктантов

От пользователя сайта Е. пришло письмо, которое подвигло меня написать эту статью. Цитирую:
«В методических разработках к УМК Разумовской предлагается переписывать диктанты, написанные на 2. Правильно ли это? И еще. Я практикую перед диктантом проработку трудных орфограмм (даю словарный диктант, 30% слов из будущего диктанта). Но на методобъединении коллеги раскритиковали эту методику».

Здравый смысл подсказывает: на уроке полезно делать всё, что даёт результат (конечно, морально приемлемое и физически возможное). Но иногда эту простую мысль приходится с трудом доказывать вышестоящим коллегам. Попробую помочь с аргументами для таких споров.

Лично я пропагандирую такой подход: сначала надо показать много раз правильные варианты, а потом спрашивать. Я разделяю диктанты на тренировочные и контрольные. Перед тренировочным диктантом текст читается орфографически, и(или) дети получают список самых сложных слов, и(или) получают на дом несколько текстов, один из которых будет продиктован. К тренировочным диктантам следует отнести предупредительные диктанты и комментированное письмо. При такой организации работы учащиеся вынуждены обратить внимание на сложные слова.
Когда сделано всё возможное для освоения темы или группы словарных слов, можно дать контрольный диктант. Но там уже никаких подсказок.
Так получается, что контрольный диктант — это вершина айсберга, а под водой остаётся никому, кроме вас, не видимая работа. Большая часть диктантов проводится именно для тренировки грамотности, а не для проверки. И это следует чётко прописывать в конспектах урока и отчётах разного рода. Тогда и претензий не будет.

Коль скоро сегодня зашла речь о диктантах и их видах, остановлюсь на каждом из них.

Виды диктантов

Виды диктантов по целям работы:

  • тренировочный диктант (цель — научить),
  • предупредительный диктант (цель — помочь учащимся обнаружить слабые места перед КР),
  • контрольный диктант (цель — проверка и навыков знаний для оценки).

Виды диктантов по материалу:

  • словарный,
  • диктант из предложений,
  • текстовый.

Виды диктантов по формам работы:

  • списывание (самодиктант),
  • зрительный диктант,
  • диктант с предъявлением слов,
  • диктант с орфографическим чтением,
  • объяснительный диктант,
  • творческий диктант,
  • диктант после самостоятельной проработки нескольких текстов (шансовая работа),
  • диктант после объяснения всех орфограмм и пунктограмм с учителем,
  • диктант с дополнительным заданием,
  • классический диктант.

Остановимся на некоторых видах диктантов.

Как провести тренировочный диктант с предъявлением сложных слов?

Проведение такой работы опирается на пословицу «Пока гром с неба не грянет, русский мужик не перекрестится». Ученики наши в большинстве своём не начинают учить заданный материал до последнего момента. Зато прямо перед контрольной, а тем более во время неё они впитывают информацию, как губка. Мы не можем повлиять на этот процесс, но можем его возглавить и организовать якобы контрольную работу с подсказками. Смысл такого диктанта в том, чтобы учащиеся обратили пристальное внимание на написание определённых слов. Например, слов на одну тему. Пока текст диктанта читается первый раз, дети видят самые сложные слова из этого текста. Хочешь заработать лёгкую пятёрку — запоминай слова. Разумеется, такой диктант должен быть насыщен опасными местами. Лучше всего составить его специально. Коллекция подобных диктантов на нашем сайте копится в разделе

Тексты

. Вы и сами можете залить в этот раздел свой текст и получить благодарность коллег.
Пример тренировочного диктанта с предъявлением слов >>>   Это автоматизированный вариант. На уроке слова могут быть написаны на доске (а после стёрты или закрыты).

Диктант как шансовая работа

Ещё один шанс исправить отметку по русскому языку мы можем дать ученикам, используя диктант с предварительной домашней подготовкой. Этот метод постоянно использует и очень рекомендует к применению автор методики «тренинг грамотности»

Рита Кошкина.

Она называет такую работу «Шанс + 5». На дом дети получают пять сложных текстов на орфографию и пунктуацию. Один из этих текстов на другой день будет продиктован на отметку. Можно сказать, что это игра в поддавки, однако результат от такой работы ощутим. Слабые ученики получают задание в зоне ближайшего развития, они не проигнорируют такое задание «потому что все равно ничего не смогут выучить», а будут готовиться и хоть что-нибудь запомнят. А возможно, выучат пять текстов и получат пятёрки. Даже если они вызубрят эти тексты, не понимая, почему так пишется, запомнится масса слов. Возможно, что кто-то вникнет и в объяснение.

Диктант с орфографическим чтением

Такие диктанты мы используем на тренингах грамотности, но подобную работу легко организовать и в рамках обычных уроков русского языка. Тут главное давать задания регулярно, то есть не просто иногда для разнообразия, а не реже раза в неделю. Работать можно модулями: например, встраивать в урок блоки с орфографическим чтением и диктовкой в течение одной четверти, чтобы проработать 10 — 12 текстов, потом сделать перерыв на несколько месяцев.
Подробно о порядке работы читайте материал Орфографическое чтение. Методика работы >>>   Если коротко, перед диктантом учащиеся прочитывают текст орфографически.

Комментированное письмо (или объяснительный диктант)

Этот вид диктанта в особом представлении не нуждается. Но всё же опишу его кратко для полноты картины.

Комментированное письмо полезно проводить на этапе закрепления одного или нескольких правил. Родители часто жалуются, что вот, мол, ребёнок все правила выучил, а ошибки не исчезли. Это все потому, что с ребёнком не проводились объяснительные диктанты. Знания сами по себе в навык не превращаются. Необходим длительный этап письма с устным объяснением выбора букв и знаков препинания.

Если мы говорим об орфографии, начинать стоит со словарных диктантов. Зная правило, учащиеся без особого труда пишут отдельные слова на это правило. Если дети комментируют написанное по очереди, слабые ученики многократно услышат объяснение сильных и сами все постепенно поймут. И, что немаловажно, смогут тут же применить полученные знания при написании следующего набора слов. Важно организовать работу так, чтобы каждый объяснил правописание слов хотя бы два раза.
Когда отдельные слова и словосочетания из 2-3 слов дети будут уверенно писать и объяснять верно, можно перейти к диктовке фраз и предложений до 8 слов. Это серьёзно усложняет задачу. Во-первых, придётся вычленить слова на изучаемое правило из текста, во-вторых, попадутся слова и на другие правила. Поэтому ошибок станет больше.
Как только группа перестанет делать ошибки на этом этапе, начинайте диктовать длинные предложения. И только потом можно переходить к текстовым диктантам. Прорабатывая текст, предлагайте учащимся по очереди комментировать каждое предложение, затем читайте следующее предложение. Если во время объяснения будет много ошибок, проработанный текст полезно продиктовать ещё раз целиком.

Для объяснения годится простой план: какая часть речи, какая часть слова, как пишем, почему.

Не все считают полезным проводить такие диктанты. Если вы придерживаетесь принципов развивающего обучения, возможно, в вашу систему комментированное письмо и не впишется.

Организация контрольного диктанта

Контрольный диктант покажет истинный результат вашей работы. Проводить такие диктанты имеет смысл только после полного закрепления правила или группы правил. Не стоит устраивать контрольные мероприятия только потому, что закончилась четверть или в журнале не хватает отметок. Если вы сами уверены, что большая часть группы уже освоила пройденный материал, убедитесь в этом, проведя контрольный диктант.

Перед контрольным диктантом разумно провести генеральную репетицию — предупредительный диктант. По организации такой же диктант, как контрольный (и того же уровня сложности), только отметка не идёт в журнал. Что-то вроде пробного экзамена.

Перед контрольным диктантом не даётся никаких текстов или слов на дом, во время диктанта — никаких объяснений и подсказок. Желательно даже по возможности рассадить учащихся по одному и изъять телефоны.

Если диктанты других видов можно провести за 15 — 20 минут, на контрольный диктант отводится отдельный урок, так как все надо делать по правилам: прочитать текст целиком, затем диктовать, читая каждое предложение по два раза (сначала для ознакомления, затем для письма), после диктанта текст надо прочитать целиком ещё раз для проверки, 10 минут на самостоятельную проверку. Если есть грамматические задания, нужно время и для их выполнения.

Разновидностью контрольного диктанта является так называемый срез фактической грамотности. Это словарный диктант, в который входят слова на все орфограммы (не на пройденные, а вообще на все). По срезам фактической грамотности удобно отслеживать динамику работы. Выполняя несколько раз в год однотипные задания, дети видят, что в результате работы на уроках русского они начали писать грамотнее. Подробно о том, как организовать работу по срезам и отслеживать процент грамотности учащихся, читайте методичку Риты Кошкиной Срезы фактической грамотности >>>

Читайте также Как научить писать диктант без ошибок >>>

Теги: диктанты, виды диктантов, текстовый дикатнт, словарный диктант, орфографическое чтение, предупредительный диктант, контрольный диктант, орфография

Автор: 
Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 1409262 от 20 Июня 2017

Все диктанты рассчитаны на тренировку грамотности, но для достижения желаемого результата не всегда хватает «стандартных» работ. Для того, чтобы контрольный диктант действительно был написан хорошо, применяется ряд тренировочных и предупредительных диктантов, с похожими орфограммами, которые позволяют ученику лучше запомнить материал.

Все диктанты можно разделить на три вида:

  • тренировочный диктант (главная задача таких диктантов — научить),
  • предупредительный диктант (задача — помочь учащимся обнаружить слабые места перед КР),
  • контрольный диктант (задача — проверка и навыков знаний для оценки).

Что же такое диктант с домашней подготовкой и как его проводить?

Это вид тренировочных и предупредительных диктантов, при котором упор делается на разбор «ошибкоопасных» орфограмм и пунктограмм, а также на зрительную память ученика. Этот метод использует и очень рекомендует к применению автор методики «тренинг грамотности» Рита Кошкина. Она называет такую работу «Шанс + 5».

Виды диктантов с домашней подготовкой:

Рулетка

  1. На дом дети получают несколько небольших текстов на орфографию и пунктуацию. Один из этих текстов на другой день будет продиктован на отметку.
  2. Дается несколько предложений, некоторые из которых будут продиктованы в начале следующего урока.

Результат от такой работы сразу заметен. У слабых учеников есть возможность получить положительные отметки, они не испугаются такого задания «потому что все равно ничего не смогу выучить», а будут готовиться. Даже если некоторые «вызубрят» эти тексты, не понимая, почему так пишется, запомнится масса слов, а многие поймут и объяснение.

Почемучка

  • Диктанты с орфографическим чтением
  • Объяснительный диктант

Такие диктанты должны проводиться не реже раза в неделю. Они могут быть организованы и как постоянная «пятиминутка» в начале каждого урока. Важно организовать работу так, чтобы каждый объяснил правописание слов хотя бы два раза.

Начать можно со словарных слов и словосочетаний, затем перейти к диктовке фраз и предложений.

Как только обучающиеся перестают делать ошибки на этом этапе, можно диктовать длинные предложения, а затем и текстовые диктанты. Устное объяснение выбора букв и знаков препинания необходимо, так как даже зная правило, ученик не всегда его применяет.

Диктант – это испытание на грамотность, которое проходят не только учащиеся школ, но и студенты СУЗов и ВУЗов.

С чего начать, и как хорошо написать диктант по русскому, не допуская ошибок?

Этот вопрос волнует многих, так как написание подобного типа работы, пугает не только школьников, но и студентов.

Преподаватели же убеждены, что, приложив усилия, и следуя определенному своду правил, написание диктанта не будет вызывать затруднений.

Какие существуют основные правила написания диктанта?

Написание диктанта без ошибок

Важно слушать!

Когда учитель/преподаватель читает текст в аудитории, важно отложить все дела на потом, не сидеть в телефоне, не разговаривать, а просто внимательно слушать. Слушая текста вам необходимо выделить главные части, отметить в уме знаки препинания. Это поможет вам сразу же настроиться на работу и избежать ошибок правописания.

Сосредоточься!

Не нужно смотреть соседу в тетрадь, ведь ты наверняка не уверен, что он пишет правильно, воспользоваться интернетом ты не сможешь, да и рыться в куче правил не хватит времени, просто пиши, не заостряя много внимания на возможных ошибках, вернуться к проверке написанного ты сможешь потом, так как на это отводиться достаточно времени.

Сделай проверку

Когда диктант подошел к концу, важно взять паузу и не торопясь проверить написанный материал. Сразу проверяй орфографию и только потом переходи к пунктуации, мысленно читай предложение и расставляй знаки препинания, при написании диктанта лучше при себе иметь простой карандаш, чтобы делать пометки в тех местах, где ты был не уверен, при повторной проверке, если ты поймешь, что знак должен быть в другом месте, ошибку легко убрать ластиком. Не нервничай и не торопись сдать диктант первым, от этого текст не станет лучше, а лишнее время поможет отстраниться от текста и взглянуть на него свежим, «не замыленным» взглядом. И самые простые ошибки сразу бросятся в глаза, а ты их исправишь.

Грамотность письма

Русский язык дети начинают изучать с малых лет. Родители, чтобы подготовить свое чадо перед школой, усиленно занимаются в домашних условиях или идут в центы развития. Но у большинства, первые азы грамотности дети получают все же именно в школе. Самыми важными для ребенка являются знания, полученные с 1 по 5 класс, так как именно в это время закладывается и формируется навык написания. Успех грамматики заключен в понимании, сложные правила плохо запоминаются ребенку, поэтому такие правила следует не «зазубривать», а пояснить ребенку, чтобы в будущем не возникло вопросов, которые будут нарастать и накроют его «лавиной» непонимания.

Занимаясь с ребенком каждый день, можно пойти дальше школьной программы и это не плохо, а очень хорошо, так как при обсуждении очередного правила/задания в аудитории ему будет гораздо проще усвоить информацию. Учить правила нужно в непринуждённой обстановке, можно в формате игр, все зависит от вашего желания и правильно подобранного материала для занятий.

Не стоит заставлять или перегружать информацией ребенка, кроме негатива это ничего не принесёт. Всё должно быть в меру.

Диктант по русскому языку

Подготовка к диктанту:

Чтобы быть грамотным человеком, необходимо усердно изучать русский язык:

Читать

Чтение позволяет развить зрительную память, речь и запоминать большее количество слов.

Писать диктанты следует не только в школе/ВУЗе

Важно тренироваться, ведь только тренировка из раза в раз улучшит ваши результаты и позволит избегать ранее допущенных ошибок. Можно попросить продиктовать текст своих родителей, друга, или использовать специально записанные аудио диктанты, и тексты, который есть на онлайн-ресурсах, или воспользоваться помощью специалистов, которые в онлайн-режиме помогут вам написать диктант по русскому языку прямо в аудитории.

Проверять себя

После написания диктанта, проверь себя, в учебных пособиях даны ответы, поэтому важно после написания сделать проверку, и обратить внимание на допущенные ошибки, вернувшись к повторному изучению правил.

Повторять правила

Не пренебрегайте этим. Накануне перед экзаменом повторите правила и отправляйтесь с позитивными мыслями писать диктант. Повторять нужно не все, а только то, что вы прошли в учебную четверть, и именно то, что будет иметь отношение к вашему диктанту, дабы не устраивать в голове полную «кашу».

Тренировать зрительную память

В этом вам поможет художественная литература. Говори в слух сложные слова с которыми возникают проблемы в написании. Сейчас в книжном множество различных учебных пособий, можно купить сборник самых популярных диктантов и тренироваться. Так определенно можно повысить свою грамотность.

Мотивировать себя

За успехи и выполнение дополнительных заданий дома важно ребенка поощрять. Таким образом возникает интерес, и он с еще большими усилиями будет заниматься, чтобы проявить себя и показать свою грамотность. Важно объяснить, что уметь писать правильно важно не только вам или учителю, но и всем людям, и, если он тоже хочет взрослеть, этот навык ему обязательно понадобится. Покажите на своем примере, как хорошо вы умеете грамотно писать на русском языке.

Ученье и труд все перетрут

Что делать, если пришел на диктант неподготовленный?

  • Важно быть выспавшимся, собраться и максимально сосредоточиться только на тексте, который будет диктовать преподаватель.
  • Преподаватель обычно выделяет границы абзацев и предложений, а также читая с выражением позволяет Вам расставить знаки пунктуации в предложении верно.
  • Напиши текст и вернись к его проверке.
  • Повторно в уме прочти текст, отметь знаки препинания, проверь орфографию. Не смотри в соседскую тетрадь, ведь есть большая вероятность допустить не только свои ошибки, но и собрать чужие.

Как гласит пословица «упорство и труд все перетрут», главное не опускать руки из-за мелких неудач и постоянно заниматься, совершенствуя свои знания. Тренируйтесь, используйте онлайн-ресурсы, интересные учебные пособия, мотивируйтесь, проявляйте больший интерес к дополнительным учебным материалам и повышайте качество и уровень своих знаний, что определенно будет радовать не только вас, но и ваших родителей, ведь знания — залог успешного будущего.

Как написать диктант правильно и без ошибок

У многих школьников (да и взрослых) написание диктантов вызывает затруднение и даже страх. Опытные преподаватели убеждены, что научиться писать диктанты по родному языку может каждый, важно лишь тренироваться и соблюдать определенные правила.

Содержание:

  • Основные правила написания диктанта
  • Как подготовиться к диктанту
  • Распространенные ошибки

Основные правила написания диктанта

  1. Внимательно прослушайте текст, когда его будут читать первый раз. На этом этапе ваша задача – определить общую структуру и стиль текста, мысленно выделить его смысловые части. Постарайтесь сразу уловить строение каждого предложения, это поможет грамотно расставить знаки препинания. Внимательное прослушивание текста диктанта позволяет настроиться на работу, выявить сложные места, понять, какие орфограммы и пунктограммы будут проверяться.
  2. При написании диктанта нужно быть предельно сосредоточенным. Написав одно предложение, не «застревайте» на ошибках, которые, возможно, сделали. Сразу переключайтесь на следующую фразу, думайте о том, что пишете в данный момент. Времени на проверку дается достаточно, и у вас будет возможность все обдумать.
  3. По окончании диктовки сделайте маленькую паузу и затем приступайте к проверке. Сначала проверьте орфографию, затем пунктуацию. Важно уметь отстраниться от текста, который лежит перед вами, как будто его писали не вы. Если вам удастся сделать это, многие ошибки сами бросятся в глаза.

Как подготовиться к диктанту

Чтобы хорошо писать диктанты (и вообще быть грамотным человеком), необходимо усердно и старательно изучать родной язык. Важно:

  • Много читать. Чтение самой разной литературы (учебников, художественных книг, публицистики) развивает зрительную память, помогает запоминать написание слов;
  • Учить правила, уметь применять их при письме;
  • Постоянно тренироваться в написании диктантов и других упражнений. С этой целью можно писать диктанты, переписывать тексты, выполнять грамматические задания. Сегодня в помощь ученику есть многочисленные аудио записи с надиктованными текстами.

Накануне контрольного диктанта нужно еще раз повторить правила, пройденные за определенный период времени (например, за учебную четверть). Попросите родителей подиктовать вам текст, чтобы прорепетировать предстоящий диктант.

Самые распространенные ошибки

На что обратить внимание:

К ошибкам в диктантах приводит несколько причин. Это элементарная неграмотность, незнание правил, невнимательность, боязнь. Успешное написание диктанта — это основательная подготовка, а также умение сосредоточиться, быть предельно внимательным, не отвлекаться. Побороть страх можно постоянными тренировками. Если вы будете регулярно писать под диктовку, то привыкнете к этому виду заданий и в классе будете чувствовать себя уверенно.

Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.

Как писать диктант без ошибок

Никто не любит контрольные работы, в частности, диктант. Тем более, что оценка, полученная за него, влияет на четвертную. Но от своих страхов не стоит бежать, нужно искоренять их. Адукар расскажет, как научиться писать диктант без ошибок и получать хорошие оценки.

Прокачивай свою грамотность

Учи и повторяй правила, чтобы подготовиться к диктанту. Старайся делать упор на пункты, которые вызывают наибольшие трудности. Важно тренировать зрительную память. И лучше это делать во время чтения художественной литературы. Проговаривай трудные в написании слова — так совершенствуется восприятие на слух. В сложных предложениях делай паузы на месте знаков препинания. Как вариант, можешь купить сборник диктантов за нужный класс и перечитывать его. Так ты повысишь свою грамотность.

Тренируйся писать диктанты дома

Регулярно пиши тексты под диктовку. Такая форма работы станет привычной и не вызовет страха и волнения на контрольной. Попроси родителей, друзей диктовать текст или воспользуйся аудиозаписями. Если помощников нет, поищи в гугле по запросу «диктант онлайн» специальные сайты. Некоторые из них предлагают проверить набранный текст онлайн. Существуют также интерактивные диктанты, где в тексте нужно вставить пропущенные буквы по определённому правилу русского языка. И написать диктант на отлично будет не так сложно.

Попробуй записывать слова, в которых ты чаще всего допускаешь ошибки. Так у тебя получится личный словарик, который можно будет пересматривать перед диктантом

Во время диктанта держи ушки на макушке

Проверь, чтобы ручка писала, возьми с собой запасную. Чтобы текст диктанта не был разноцветным, желательно выбирать одинаковые стержни. Внимательно слушай учителя, обычно он чётко проговаривает границы предложений и абзацев. Знаки препинания внутри обозначаются интонацией. Естественно, не при всякой паузе надо ставить запятую. Если сомневаешься в каком-либо знаке препинания, нарисуй чёрточку на его месте. Так ты сможешь вернуться и решить, что поставить на пропущенном месте. Не пугайся, если встретилось слово, в написании которого ты не уверен. Сомневаешься в выборе буквы — оставь место, потом его заполнишь, когда будешь проверять весь текст. Записывая услышанное, не повторяй вслух, иначе можешь допустить ошибку.

Помни о правилах орфоэпии: разница между произношением и написанием в русском велика, в белорусском — меньше. Если у тебя проблемы с переносом слов, попробуй хитрый способ. Слушая предложение, примерно представляй, сколько места в строчке займёт каждое слово. Набив руку дома, ты с лёгкостью всё рассчитаешь. Конечно, лучше знать правила переноса.

В диктанте не ищи ошибок там, где их нет

Текст готов, осталось его пересмотреть. Советуем сначала проверить орфографию, а затем — пунктуацию. Двигайся от последнего предложения к первому, чтобы не переключаться на смысл текста. Отстранись, будто и не ты писал, так легче найти ошибку или понять, что её нет. Однако про общий контекст предложения не забывай. Очень распространенная ошибка — слитное и раздельное написание «то же» и «тоже».

Диктант вовсе не так страшен, как тебе кажется. Главное — ответственно к этому отнесись: напиши пару диктантов заранее, заполни свои пробелы в знаниях грамматики, будь внимателен на самом испытании. Мы в тебя верим и желаем удачи.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ

Курсы подготовки к ЦТ 2022

Каталог учебных заведений Адукар

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!

Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

ДИКТАНТ – вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов – проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТА

   Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Сначала ученики слушают весь текст, который медленно и выразительно читает учитель. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Диктуя текст, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать текст громко и внятно, четко произнося слова. Чтение учителя не должно быть подсказывающим или «подлавливающим» ученика.

     Когда учащиеся запишут весь текст, учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая небольшие остановки между отдельными предложениями. Дети, следя по тетрадям, проверяют написанное.

Контрольный (проверочный) диктант – вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать их без ошибок. Цель – выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умениями применять их на практике.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТА

  1. Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и чётко проговариваются учителем во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы учителем до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается во время чтения текста.
  2. Важно заранее подготовить рабочие места учеников: убрать со столов все ненужные предметы, оставив только необходимые для записи диктанта и выполнения грамматических заданий учебные принадлежности.
  3. В начале урока учитель сообщает учащимся цель проведения контрольной работы.
  4. Медленно и выразительно прочитывает весь текст, предлагаемый для диктанта. Цель прочтения: определение смысловых частей текста (при диктовке учитель не предупреждает учащихся о   “красной” строке, если таковое специально не  оговаривается  в инструкции по проведению контрольной работы)
  5. Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям. Каждое предложение учитель диктует два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй раз – для записи. Школьники должны приступать к записи предложения только по окончании его чтения учителем. Примечание: нумерация предложений учителем не указывается.
  6. Одно из основных требований к диктующему – это достаточно громкий голос. Диктовать следует, стоя на одном месте, чтобы не заставлять учащихся каждый раз напрягать свой слух по-новому.
  7. В процессе контрольного диктанта подсказки учителя исключаются, в том числе и при произношении слов.
  8. Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения.
  9. После записи  всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. После самопроверки диктанта учащиеся выполняют грамматические задания.
  10.  Содержание грамматических заданий учитель записывает по вариантам на доске до начала урока. Перед выполнением грамматических заданий учитель прочитывает и комментирует все задания вариантов. Затем учащиеся самостоятельно, без помощи учителя выполняют грамматические задания независимо от их последовательности.
  11.  После выполнения грамматических заданий, если позволяет время, нужно дать учащимся возможность ещё раз проверить всю работу.
  12.  Со звонком с урока учитель собирает все работы учеников.

кандидат филологических наук, преподаватель русского языка как иностранного и русского как второго родного в  Народном университете, в школе «Main Schule», Франкфурт-на-Майне.

Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

Исторически сложилось,  как среди преподавателей, так и студентов русского языка как иностранного, первая реакция на слово «диктант» – это страх в глазах, как будто сейчас мы все будем подвергаться какой-то ужасной пытке. Я всегда предлагаю попробовать: ведь среди 60 видов диктантов, всегда найдется тот, который вам и вашим студентам придется по душе. И нужно сказать, диктанты меня никогда не подводили. Мои диктанты могут вызывать удивление, восхищение, веселье, но никак не испуг.

Почему именно диктант?

Диктант обычно проводится на этапе закрепления или повторения пройденного  материала и позволяет заменить скучные рутинные задания типа «выбери правильный ответ» или «напиши глагол в правильной форме» на более динамичные и разнообразные.

Преподавателю диктант помогает понять, как был усвоен студентом тот или иной материал, определить «белые пятна», с которыми можно было бы еще поработать на уроке.

Студенту диктант даёт больше:

  • помогает пройти этап закрепления и повторения материала более осмысленным;
  • позволяет обратить внимание на степень своего владения материалом;
  • поддерживает креативность, так как некоторые виды диктанта требуют принятия определенных лингвистических решений (в том числе и неординарных);
  • помогает использовать не только активный, но и пассивный словарный запас;
  • способствует более углубленному изучению грамматического, стилистического, страноведческого материала;
  • поддерживает уверенность студента в себе и помогает в развитии социальной компетенции на русском языке.

Как часто можно проводить диктанты на уроке?

Все зависит от того, как часто проводятся занятия, их длительность, какие цели изначально стоят перед преподавателем.

Я, например, провожу диктанты разного вида во взрослой группе на каждом занятии, при условии, что занятия идут один раз в неделю длительностью три академических часа. Не утверждаю, что это необходимо, но в моих группах это работает.

Диктант может длится от 10 до 45 минут, при этом можно просто продиктовать студентам материал, на этом завершить задание и перейти к следующему, а можно на основе диктанта приготовить еще и дополнительные задания. Так, на начальных этапах я часто устраиваю диктанты для «разогрева», на 5-10 минут (например, очень подходит в этом случае диктант «Бинго»).

Диктант можно использовать при работе индивидуально, в парах, в маленьких группах, в больших группах.

Навыки, необходимые студенту, для написания диктанта

Преподаватель должен оценить перед началом проведения диктанта, насколько студент готов к такому виду работы, подробно объяснить на примере, как будет диктант проходить и что от студента требуется. Провести тренировочный диктант, а потом уже настоящий.

Таким образом, у студента снимется страх перед диктантом, что позволит ему выполнить задание успешно.

Для успешного написания диктанта студент должен обладать следующими навыками:

  1. Понимать значение слов, которые входят в текст диктанта и являются частью коммуникативного процесса (перед каждым диктантом возможно объяснение незнакомых слов, очень сложные слова можно выписать на доску).
  2. Переводить услышанное в письменную речь, что требует от студента не только знания алфавита, но и знаний грамматического строя языка (если мы говорим о полноценном тексте).

На что необходимо обратить внимание преподавателю в момент отбора материала для диктанта

  • Обращайте внимание на соотношение в тексте диктанта коммуникативной и грамматической информации и определитесь, что вы хотите проверить у студента: использование письменных навыков или знаний в области грамматики.
  • Текст должен являться коммуникативным целым, то есть быть связным и понятным. В этом случае отрабатываются не только орфографические навыки, но и структура (абзац, формулы начала и конца текста и т. д.).
  • Пунктуация является основополагающим элементом письменной речи, тем более что пунктуация может изменить значение сообщения. Если текст очень сложный с точки зрения знаков препинания, некоторые из них можно продиктовать.

Преподаватель определяет не только вид диктанта для работы на уроке, но и следует определенным закономерностям в момент его написания:

  • манера диктовки выбирается в зависимости от вида диктанта (быстрый или медленный темп; тест читается полностью или по частям; читает преподаватель или студент);
  • постоянное варьирование типов текста: классические тексты, диктант текстов разных стилей (газетные новости, реклама, переписка, интервью), созданные учениками и преподавателем тексты;
  • варьирование активности участников и их роли в диктанте: индивидуальная работа, в паре, в маленьких группах, всей группой; студенты могут выступать в роли диктующего, проверяющего, пишущего, подготавливать тексты для диктанта, изменять текст.

Алгоритмы написания диктантов

Одного единственного алгоритма нет, так как нужно ориентироваться на особенности студентов (возраст, вид занятий, цель обучения и т.п.).

Тем не менее, стоит всегда придерживаться нижеперечисленных шагов, так как они помогут успешному выполнению задания в целом.

  • Объяснить тему диктанта: тип текста, коммуникативный контекст, источник текста и т. п. Убедиться, что это понятно студентам.

Ведь называя тему диктанта, мы таким образом заставляем студента сконцентрироваться, что повышает мотивацию выполнения задания.

  • Прочитать текст диктанта полностью для того, чтобы студенты составили представление о полном тексте. Студенты слушают, не пишут.
  • Разделить текст на синтагмы и диктовать по синтагмам (если речь идёт о тексте).
  • После полной записи слов/словосочетаний/текста, прочитать еще раз материал полностью, студенты проверяют написанное.
  • Попросить студентов самостоятельно прочитать записанный текст вполголоса, затем задать им несколько вопросов по записанному материалу.
  • Если работа индивидуальная: дать время на самопроверку. Если предусмотрена работа в группах: разделить студентов на группы, в которых они комментируют между собой и сравнивают записанный текст. На этом они могут вносить все возможные изменения в свой текст.
  • Предоставить студентам оригинал диктанта (ксерокопия, доска, проектор), попросить исправить ошибки на последнем этапе чернилами другого цвета.
  • Оценить работу. Можно дать дополнительное задание: переписать заново правильный текст.

Бинго-диктант для “разогрева”

Уровень: А1 – С1

Вид работы: индивидуальная работа, в парах и в группе

Навыки: знакомство с алфавитом на начальных этапах, расширение словарного запаса.

Очень эффективен не только на начальном этапе обучения, но и на продвинутых этапах. Позволяет контролировать усвоение алфавита, новых слов, цифр, числительных, порядковых числительных, фразеологизмов.

Каждый из студентов получает одно поле и заполняет его буквами алфавита, либо цифрами, либо словами, либо короткими фразами (при этом все выбранные элементы не должны повторяться в клетки). Материал, который можно внести в пустые клетки проговаривается: либо он где-то был записан, либо прямо написан перед полем (на начальном уровне). Далее диктующий «кричит» как в лото слова. Выигрывает тот, кто первый зачеркнул внесенные в 9 клеток слова.

Работа может быть, как индивидуальной, так и групповой. Диктовать могут и преподаватель, и студенты.

  • Алфавит. Позволяет использовать практически на самых первых уроках русского языка как иностранного.

  • Слова

Это не единственный вид диктанта, который применяется на занятиях. В следующей статье раскроем работу с другими видами диктантов.

Продолжение следует

Статьи по теме

  • Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка
  • Диктант: специфика применения в техническом вузе
  • Словарно-дидактические игры на занятиях по русскому языку/русскому языку как иностранному
  • Как работать с текстом для чтения на первом сертификационном уровне (В1) обучения русском языку как иностранному
  • Как читать художественные тексты со студентами в контексте коммуникативного метода обучения РКИ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется тренироваться проверочное слово
  • Как пишется тренинг на английском
  • Как пишется тренер во множественном числе
  • Как пишется тренажерная площадка
  • Как пишется тренажер правило