Как пишется третья октава

Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого музыкальных регистров. В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы. Как выглядит скрипичный ключ, думается, все в курсе. Свое название он получил за то, что в нем удобно записывать ноты из рабочей тесситуры скрипки (от СОЛЬ малой октавы и до самых верхних нот).

Скрипичный ключ имеет второе название – КЛЮЧ СОЛЬ. Так его называют за то, что своим местоположением на нотном стане он привязан ко второй линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы. Поэтому закономерно, что нота СОЛЬ – это главная нота скрипичного ключа, своеобразная точка отсчета на нотном стане. Действительно, ближайшие соседи ноты СОЛЬ – это ФА (снизу) и ЛЯ (сверху), они занимают соответствующее положение по отношению к ноте СОЛЬ и на нотном стане.

скрипичный ключ указывает на ноту соль, а ля и фа - ближайшие соседи этой соль

Ноты первой октавы в скрипичном ключе

Названия октав и их расположение на клавиатуре фортепиано подробно разбирается в материале Расположение нот на клавиатуре фортепиано. Ноты первой октавы занимают основное пространство (первые три линейки) нотного стана в скрипичном ключе.

ноты первой октавы

  • Нота ДО первой октавы пишется на первой добавочной линии.
  • Нота РЕ первой октавы пишется под первой основной линией нотного стана.
  • Нота МИ первой октавы как бусинка на ниточке насажена на первую линию нотоносца.
  • Ноту ФА первой октавы следует писать между первой и второй линиями нотного стана.
  • Нота СОЛЬ первой октавы занимает свое коронное место на второй линейке.
  • Нота ЛЯ первой октавы располагается в промежутке между второй и третьей линейками.
  • Нота СИ первой октавы записывается на третьей линейке.

Ноты второй октавы в скрипичном ключе

Ноты второй октавы занимают вторую, верхнюю половину нотного стана, если записывать их в скрипичном ключе.

ноты второй октавы

  • Нота ДО второй октавы занимает промежуток между третьей и четвертой линиями.
  • Нота РЕ второй октавы насажена на четвертую линейку нотоносца.
  • Нота МИ второй октавы расположена в последнем промежутке – между четвертой и пятой линиями.
  • Нота ФА второй октавы, ее место – пятая линейка, она на ней крепко сидит.
  • Нота СОЛЬ второй октавы прилипла к пятой линейке, пишется выше ее.
  • Нота ЛЯ второй октавы, ее адрес – первая добавочная линейка сверху.
  • Нота СИ второй октавы пишется над первой добавочной линейкой сверху.

Ноты третьей октавы в скрипичном ключе

Ноты третьей октавы можно записать двумя способами – либо на добавочных линейках сверху, либо точно так же, как ноты второй октавы, только со специальным знаком – ОКТАВНЫМ ПУНКТИРОМ (пунктирная линия с цифрой восемь).

Октавный пунктир имеет следующее действие: все ноты, которые он собой покрывает, играются на октаву выше. Октавный пунктир является очень удобным средством облегчения нотой записи – во-первых, благодаря ему уменьшается количество добавочных линий, затрудняющих прочтение нот, а, во-вторых, с помощью октавного пунктира нотная запись становится более экономной, компактной, более опрятной.

ноты третьей октавы

Если же все-таки ноты третьей октавы написаны без применения октавного пунктира, а с применением добавочных линеек, тогда:

  • Нота ДО третьей октавы пишется на второй добавочной линейке сверху.
  • Нота РЕ третьей октавы располагается выше второй добавочной линейки.
  • Нота МИ третьей октавы занимает третью добавочную линейку сверху.
  • Нота ФА третьей октавы помещается над третьей добавочной линией.
  • Нота СОЛЬ третьей октавы нанизывается на четвертую добавочную линейку сверху.
  • Нота ЛЯ третьей октавы пишется над четвертой добавочной линейкой.
  • Ноту СИ третьей октавы следует искать на пятой добавочной линейке сверху.

Ноты четвертой октавы в скрипичном ключе

Если писать ноты четвертой октавы на добавочных линейках, то этих самых вспомогательных линеек будет огромное количество. Это очень неудобно, поэтому так не делают. Когда нужно написать ноты четвертой октавы пользуются октавными пунктирами – простым, если его ставят над нотами третьей октавы, или двойным, если над нотами второй октавы.

Двойной октавный пунктир представляет собой точно такую же пунктирную линию, только с числом 15. Все ноты, которые располагаются, под такой линией, должны исполняться на целый две октавы выше.

ноты четвертой октавы

Ноты малой октавы в скрипичном ключе

Из малой октавы в скрипичном ключе записываются, главным образом, всего три ноты – СОЛЬ, ЛЯ и СИ. Они пишутся на вспомогательных линейках, добавляемых снизу:

ноты малой октавы в скрипичном ключе

  • Нота СИ малой октавы может быть записана под первой добавочной снизу.
  • Нота ЛЯ малой октавы в скрипичном ключе пишется на второй добавочной линейке снизу.
  • Нота СОЛЬ малой октавы располагается под второй добавочной внизу нотного стана.

В целом, чаще всего на нотоносце со скрипичным ключом записываются наиболее ходовые, часто встречающиеся ноты малой, первой, второй и частично третьей октав. Ноты, для записи которых необходимо большое количество добавочных линеек, встречаются сравнительно реже.

Для лучшего запоминания нот во всех октавах, нужно больше тренироваться в их чтении и переписывании. Например, можно переписывать какие-нибудь мелодии в разные октавы (допустим, дана мелодия в первой октавы, переписать ее в малую, во вторую, в третью и т.д.). Попробуем. Скажем, возьмем простую известную народную песню «Ходит зайка» и перепишем ее мелодию в разные октавы.

skripichnyi-kluch-071

Если вы учите ноты с ребенком, то познакомьтесь вот с таким руководством – Как выучить ноты с ребенком? И детям, и взрослым для лучшего усвоения нот скрипичного ключа будет полезно выполнить подборку упражнений из рабочей тетради Г. Калининой. Выполняя задания в простой и увлекательной форме, вы даже и не заметите, как выучите все ноты. Скачать данный комплекс упражнений можно здесь – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ!

Дорогие друзья! Мы надеемся, что данный материал хотя бы немного оказался вам полезен. Если у вас остались вопросы, если есть пожелания по улучшению работы сайта или по улучшению конкретно данной статьи, пожалуйста, отпишитесь в комментариях. Ваше мнение очень важно для нас!

И напоследок, предлагаем вам послушать немного хорошей музыки! Сегодня это будет:

П.И. Чайковский — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Ноты третьей октавы фортепиано и синтезатора.

Продолжаем изучение нот. Сегодня рассмотрим расположение нот третьей октавы фортепиано или синтезатора. Третья октава располагается справа от второй октавы.

Если вы уже выучили ноты первой и второй октавы, переходим к изучению третьей.

Если подзабыли, повторяем:

Сколько октав у пианино.

Ноты первой октавы.

Ноты второй октавы.

Третья октава выделена на рисунке красным прямоугольником.

Расположение октав на фортепиано:Ноты третьей октавы.

  Расположение нот на нотном стане третей октавы выглядит так:

Ноты третьей октавы.

Ноты третьей октавы на нотном стане:

Ноты третей октавы на нотном стане.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

В нотной тетради записать ноты третьей октавы.

С уважением, Елена Романова.

Интервалы между двумя одинаковыми нотами называется октавами. Чтобы определить одну из них, достаточно на клавиатуре найти ноту «до» и, двигаясь вниз или вверх по белым клавишам, отсчитать восемь штук, дойдя до следующей одноименной ноты.

С латыни слово «октава» переводится как «восьмой». Эти восемь ступеней разделяют друг от друга ноты двух октав, определяя их частоту – скорость колебания. Например, частота ноты «ля» одной октавы составляет 440 Гц, а частота аналогичной ноты октавой выше равна 880 Гц. Частота нот составляет 2:1 – это соотношение самое приятное для слуха. Стандартное пианино имеет 9 октав, учитывая, что субконтроктава состоит из трех нот, а пятая – из одной.

Октавы на фортепиано

Интервалы между одинаковыми нотами разной частоты – это октавы на фортепиано. Они расположены в том же количестве и таком же порядке, что и на пианино. Вот сколько октав на фортепиано:

  1. Субконтроктава – состоит из трех нот.
  2. Контроктава.
  3. Большая.
  4. Малая.
  5. Первая.
  6. Вторая.
  7. Третья.
  8. Четвертая.
  9. Пятая – состоит из одной ноты.

У нот субконтроктавы самые низкие звуки, у пятой единственная нота звучит выше остальных. Указанные ноты на практике музыкантам приходится играть очень редко. Самые используемые ноты находятся от большой до третьей октавы.

Если на фортепиано столько интервалов, сколько октав на пианино, то октавы на синтезаторе отличаются по количеству от указанных инструментов. Это связано с тем, что синтезатор имеет меньше клавиш. Перед покупкой музыкального инструмента стоит учесть особенность.

Малая и первая октавы

Одними из самых часто используемых октав являются малая и первая октавы пианино или фортепиано. Первая октава на пианино располагается по центру, хотя по счету она является пятой, а первой – субконтроктава. Она содержит ноты средней высоты от 261,63 до 523,25 Гц, обозначается символами С4-В4. Ноты расположенной ниже малой октавы звучат умеренно-низко с частотой от 130,81 до 261,63 Гц.

Ноты первой октавы

Нотами первой октавы заполнены первые три линейки стан скрипичного ключа. Знаки первой октавы пишутся так:

  1. ДО – на первой добавочной линейке.
  2. РЕ – под первой основной линейке.
  3. МИ – заполняет первую линейку.
  4. ФА – пишется между первой и второй линейками.
  5. СОЛЬ – на второй линейке.
  6. ЛЯ – между третьей и второй линиями.
  7. СИ – на третьей линейке.

Диезы и бемоли

Расположение октав на фортепиано и пианино включает не только белые, но и черные клавиши. Если белая клавиатура обозначает основные звуки – тона, то черная – их повышенные или пониженные варианты – полутона. Кроме белых, первая октава состоит из черных клавиш: ДО-диез, РЕ-диез, ФА-диез, СОЛЬ-диез, ЛЯ-диез. В нотной записи они называются знаками альтерации. Чтобы сыграть диезы, следует нажимать черные клавиши. Исключение составляют только МИ-диез и СИ-диез: их играют на белых клавишах ФА и ДО следующей октавы.

Чтобы сыграть бемоли, следует нажимать на клавиши, расположенные слева, – они выдают звук на полтона ниже. К примеру, РЕ-бемоль играется на клавиши слева от белой РЕ.

Как правильно играть октавы

После того, как музыкант усвоил название октав на фортепиано, стоит играть гаммы – последовательности нот одной октавы. Для учебы лучше всего подойдет до-мажор. Стоит начинать с одной руки, последовательно и медленно, с правильной расстановкой пальцев на клавиатуре. Чтобы узнать, как это делается, можно скачать урок. Когда игра гаммы одной рукой будет уверенной и четкой, стоит делать то же самое второй рукой.

Гамм столько же, сколько полных октав – 7. Их играют по отдельности одной рукой или двумя. По мере роста навыка стоит увеличить темп, чтобы запястья привыкали к растяжке. Важно научиться переносить вес из рук на клавиши, держа плечи свободными. Пальцы и запястья становятся выносливее, привыкают к интервалам.

Если играть гаммы регулярно, в уме откладывается представление об октавах, а руки с каждым разом быстрее будут по ним передвигаться.

Ошибки новичков

Начинающие музыканты совершают следующие ошибки:

  1. Не имеют общего представления об инструменте, его устройстве.
  2. Не знают, сколько октав на рояле, как они называются.
  3. Привязываются только к первой октаве или начинают гамму только с ноты ДО, не переключаясь на другие октавы и ноты.

Ответы на частые вопросы

Как лучше играть октаву: всей рукой или ударом кисти?

Легкие октавы стоит играть с активным использованием кисти, низко расположив руку, сложные – высоко подняв руку.

Как играть октавы быстро?

Кисть и рука должны быть немного напряжены. Как только чувствуется усталость, положение следует менять с низкого на высокое и наоборот.

Подводим итоги

Общее количество октав на пианино, фортепиано или рояле – 9, из них 7 октав – полные, состоящие из восьми нот. На синтезаторе количество октав зависит от количества нот и может отличаться от классических инструментов. Чаще всего используются малая, первая и вторая октавы, очень редко – субконтроктава и пятая октава. Чтобы освоить октавы, следует играть гаммы, начиная с медленного темпа, одной рукой и с правильной расстановкой пальцев.

Изучение нот на нотном стане.

ЦЕЛИ
  1. Знать расположение нот на нотном стане.
  2. Знать расположение нот на грифе гитары, бас-гитаре, пианино.
  3. Знать правило записи ключей, знаков, размера и нот.
  4. Знать название и расположение октав на нотном стане и инструменте.

Знание расположения нот на нотном стане необходимо любому музыканту, который хочет самостоятельно развивать свою технику и играть любые произведения. Знания нотного стана и нотной грамоты открывают двери в мир музыки. Ноты — это язык на котором общаются музыканты. Все лучшие партии и адаптации записаны в виде нот, а не табулатуры и аккордов. Упражнения которые позволят вам нарастить исполнительскую технику давно уже изобретены, только дело в том, что записаны они в нотах.

Приступим!

Нотный стан

Нотный стан состоит из 5 горизонтальных линеек (нотных линий), на которых располагаются ноты и другие знаки нотного письма. Линии нотного стана нумеруются снизу-вверх.

Кроме этих линий существуют еще дополнительные линии. Пишутся они вне нотного стана снизу или сверху. Считаются эти линии от нотного стана, что снизу, что сверху. Говорить нужно так: нота “до” первой октавы находится на первой дополнительной линии снизу, нота “соль” малой октавы находиться под второй дополнительной линией снизу, нота “си” второй октавы пишется над первой дополнительной линией сверху.

Ноты

Нот всего семь: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Придумал такое название нот Гвидо д’Ареццо.

Почему именно столько и почему в таком порядке. вы узнаете из этого видео (нужны знания школьного курса физики).

Вернёмся обратно к музыке, и к тому, как сделать её гармоничной.

Правописание нот

Ноты на нотном стане должны писаться либо на линии, либо между линиями, на дополнительных линиях, либо под, либо над дополнительных линиях.


Штили нот до третьей линией пишутся справа вверх, от третьей линии и выше, пишутся слева вниз.


В группе нот направление штилей зависит устанавливается на усмотрения композитора. Но на данном уровне придерживайтесь правила: каких нот в группе больше, требующих штиля вверх или штиля вниз с той стороны и ставятся штили у всей группы.

Наименование нот и обозначения нот.

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (е), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (джи), ЛЯ – A (а), СИ – H (аш).

Откуда взялись эти буквы. Раньше звукоряд стандартна начинался не с «до», а с ноты «ля», и ноту «си» не использовали, а использовали «си бемоль» (что такое бемоль вы узнаете на следующем уроке). Так и называли ноты в соответствии с латинским алфавитом.

Поэтому, когда решили дать букву ноте «си» использовали латинскую «H» (аш) — следующую после известных нам A B C D E F G.

Октава

Расстояние между соседними нотами с одинаковыми названиями — это октава.

Например: между двумя соседними СОЛЬ — ровно октава. Как и ноты, октавы тоже имеют собственные названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая октавы.
Надо сказать, что каждый инструмент имеет свой определённый диапазон октав.

Необходимо заучить последовательность октав и их название. Они все начинаются с ноты «До» и заканчиваются нотой «Си»

Ключ

Вы наверное заметили две не понятные «закарючки» 

Это музыкальные ключи. Ключи придуманы для того, чтобы партии были написаны именно в той октаве, в которой играет музыкант на определённом инструменте.

Ключ — элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты.

Скрипичный Ключ

В музыкальной грамоте всё не «просто так». У каждого инструмента свой октавный диапазон. Например, диапазон скрипки от малой октавы и до третьей октавы. Для того чтобы все необходимые ноты находились на нотном стане, а не за его пределами, решили, что в партиях для скрипок «СОЛЬ» второй октавы будет находиться на второй линии нотного стана.

 такой ключ назвали «Скрипичным» , этот ключ называют имеет второе название – «Ключ СОЛЬ»

Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого по звучанию нот.

В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы.

Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль.

Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты.

Басовый Ключ

Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.Второе название басового ключа – ключ «Фа»

Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова выделили красным цветом:

Басовый ключ

Знаний об этих двух ключах нам хватит для дальнейшего освоения курса. Добавим ещё, как соотносятся ноты в Басовом и Скрипичном ключах.

Расположение нот на клавиатуре.

На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.
Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них. Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:

Расположение нот на грифе гитары.

Расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть. Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.

Целый тон — базовый музыкальный интервал, на основе которого строятся все остальные. Если рассматривать клавиатуру то Целый тон это интервал (расстояние) между «ДО» и «РЕ» («Ре» и «МИ» и т.д.), а между «МИ» и «ФА» интервал — пол тона (полутон). Если рассматривать интервалы на гитаре, то между всеми ладами интервал пол тона

А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём: И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.


Расположение нот на грифе бас-гитары.

Строй 4-струнной бас-гитары аналогичен строю контрабаса или гитары (без двух самых тонких струн) на октаву ниже.

Ноты для бас-гитары записываются в басовом ключе (ключ «фа»).


Проверка:

  1. Как по-другому называются скрипичный и басовый ключи?

    Ответ:

    Скрипичный ключ называется ключ соль, басовый — ключ фа.

  2. Как пишутся штили нот на нотном стане?

    Ответ:

    штили нот до третьей линии пишуться справа вверх, от третьей линии и выше- слева вниз.

  3. Как называются (по возрастанию) октавы на нотном стане?

    Ответ:

    субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.

  4. Буквенное обозначение ноты «си»?

    Ответ:

    «H»

  5. Назовите расположение нот на нотном стане.

    Ответ:

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

Абсолютный Слух

Содержание

  1. Сколько октав на фортепиано
  2. Название октав на фортепиано
  3. Субконтроктава
  4. Контроктава
  5. Большая октава
  6. Малая октава
  7. Первая октава
  8. Вторая октава
  9. Третья октава, Четвертая октава и Пятая октава
  10. Откуда появились символы других ключей
  11. Что такое скрипичный ключ
  12. Ошибки новичков
  13. Когда появились первые профессиональные музыканты
  14. Как правильно играть октавы
  15. Сколько нот в одной октаве?
  16. Сколько всего тональностей
  17. Первая октава на фортепьяно
  18. Ноты первой октавы
  19. Диезы и бемоли
  20. Малая и первая октавы
  21. Ноты первой октавы
  22. Диезы и бемоли
  23. Почему ноты так обозначаются
  24. Почему Италия законодатель всех музыкальных терминов
  25. Построение аккордов
  26. Откуда взялись названия нот
  27. Обозначение нотам и октавам
  28. Как описать собственный голос?
  29. Какой инструмент подойдет для обучения
  30. Почему в нотном стане 5 линеек
  31. Как определить диапазон голоса?
  32. Сколько октав существует
  33. Схема полного диапазона грифа гитары 20 ладов в стандартном строе
  34. Сколько всего октав в музыке
  35. Примеры построенные от 6, 5, 4 и 3 струны
  36. Обозначение аппликатур
  37. Нота C — До
  38. Нота D — Ре
  39. Нота E — Ми
  40. Нота F — Фа
  41. Нота G — Соль
  42. Нота A — Ля

Сколько октав на фортепиано

Вся гамма разделена на девять октав: семь полных и две неполных.

все октавы на фортепиано

Название октав на фортепиано

Субконтроктава

Самый нижний субконтракт гаммы неполный, в нем всего три звука.

Субдоговорные примечания в басовом ключе:

Subcontroctava - ноты

Контроктава

Следующая называется контроктавой, она завершена.

Вот как вы пишете ноты контроттавы в басовом ключе:

он сделал ставку на пианино

Большая октава

Следующая большая октава также заполнена.

ноты большой октавы в басовом ключе

Малая октава

Он идет после большой октавы, тоже полной.

Минорные октавные ноты в басовом ключе

низкие октавные ноты в басовом ключе

Октавы, следующие за малыми, обозначаются порядковыми числами и называются: первая, вторая, третья, четвертая (полные).

Первая октава

Ноты первой октавы в скрипичном ключе:

первая октава на фортепиано

Вторая октава

Ноты второй октавы

ноты второй октавы для фортепиано

Третья октава, Четвертая октава и Пятая октава

Некоторые фортепиано вообще не имеют пятой октавы, и их последовательность звуков заканчивается звуком ля четвертой октавы.

Откуда появились символы других ключей

Современная классическая пятистрочная нотация использует следующие типы ключей: солевой ключ, клавиша fa и клавиша to. Обозначающие их символы происходят от латинских букв, которые использовались для написания соответствующих примечаний.

Клавиша «соль» происходит от латинской буквы G, клавиша «fa» происходит от упрощенного обозначения латинского F, а клавиша «а» — от латинского C, обозначающего ноту «а».

Настоящее произведение искусства в мире аудиоплееров — FiiO X7 II

За вывод звука отвечает восьмиканальный ЦАП с компенсацией гармонических искажений. Три отдельных генератора кварцевой частоты обеспечивают бескомпромиссный звук. На выходе — совершенно новый усилитель с обычными и симметричными выходами.

Что такое скрипичный ключ

Ключ — это символ, помещенный на определенной линии посоха. Центральный элемент ключа указывает положение высоты ноты на нотоносце.

С ростом инструментальной музыки в Европе скрипичный ключ использовался для обозначения скрипичных нот (отсюда и название). Сам ключ — это символическое изображение скрипки.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: скрипач Никколо Паганини был виртуозным мастером игры на музыкальном инструменте. Казалось, что его казнь была выше человеческих возможностей, поэтому ходили слухи, что Паганини заключил договор с дьяволом.

Ошибки новичков

Начинающие музыканты допускают следующие ошибки:

  1. У них нет общего представления об инструменте, о его устройстве.
  2. Они не знают, сколько октав на фортепиано, как их называют.
  3. Они относятся только к первой октаве или начинают гамму только с ноты C, без перехода к другим октавам и нотам.

Когда появились первые профессиональные музыканты

Термин «музыка» возник в Древней Греции и напоминал слово «муза». Тогда же появились первые представители этой профессии, зарабатывающие на жизнь пением или игрой на музыкальных инструментах.

Итак, теперь вы можете удивить своих друзей интересными фактами и историями, слушая вместе музыку.

Как правильно играть октавы


После того, как музыкант выучил на фортепиано название октав, стоит сыграть гаммы — последовательности нот октавы. Для учебы лучше всего подходит до мажор. Начинать стоит одной рукой, последовательно и медленно, с правильного расположения пальцев на клавиатуре. Вы можете скачать руководство, чтобы узнать, как это сделать. Когда игра на шкале одной рукой безопасна и точна, вы должны делать то же самое другой рукой.

Ступеней столько же, сколько и полных октав — 7. Они играются индивидуально одной или двумя руками. По мере роста навыка стоит увеличивать темп, чтобы ваши запястья привыкли к растяжке. Важно научиться переносить вес с рук на лады, сохраняя при этом чистоту плеч. Пальцы и запястья становятся более упругими, привыкают к интервалам.

Если вы регулярно играете гаммы, идея октав будет храниться в вашем уме, и ваши руки будут каждый раз быстрее перемещаться по ним.

Сколько нот в одной октаве?

Сколько нот в октаве

В октаве всегда семь нот — или восемь, если считать первую ноту следующей октавы. Это определение уместно, когда мы говорим о ладах и гаммах на гитаре. Если принять во внимание более широкое понимание октавы, то она состоит из двенадцати звуков и находится в диапазоне от ноты C до ноты B. В этой статье мы по большей части будем использовать второе определение.

Сколько всего тональностей

В музыке принято рассматривать 24 лада. 11 — острые, 11 — плоские и 2 используются без знаков.

Первая октава на фортепьяно

Первая октава по праву считается центральной в фортепиано. Сами названия октав фортепиано отражают его «главный» статус. Фактически, как вы понимаете, первая октава занимает пятое место. Композиторы в своих произведениях чаще всего используют первую октаву, потому что высота ее нот наиболее естественная: они не слишком высокие и не слишком низкие.

Ноты первой октавы

Октава состоит из семи «белых» клавиш (названия расположены в порядке возрастания):

  • «первый»,
  • «Ref»,
  • «Мне»,
  • «F»,
  • «поваренная соль»,
  • «Там»,
  • «Да».

Нота «C» первой октавы находится на нижней дополнительной линейке скрипичного ключа. «Ре» находится под первым правителем, «ми» — под первым правителем и так далее. «Белые» ноты можно размещать на линейках или между линейками — и больше ничего. Не бойтесь не помнить обо всем этом. Начните играть на пианино и быстро научитесь различать ноты.

Здесь внимательный читатель должен спросить себя: как вы обозначаете «черные» клавиши, если до сих пор мы говорили только о «белых»? Фактически они используют специальные символы: «острый» и «плоский».

Диезы и бемоли

Начнем с примера. Чтобы обозначить черную клавишу, которая находится под нотой «B» (слева от клавиатуры), необходимо нарисовать на нотном стане плоскую метку слева от ноты «B» — b. Этот черный ключ удачно назван: Б-бемоль.

Точно так же, чтобы указать черную клавишу, которая находится над нотой «C» (справа от клавиатуры), необходимо добавить # диез на нотоносце слева от ноты «C — #.

Есть табличка, позволяющая отменить действие колющих предметов и предметов на посох — бекар. А есть еще дубль-диез и дублет, которые поднимают ноты сразу на целую высоту!

важно знать, что некоторые символы на нотоносце могут определять один и тот же ключ. Например, соль-диез равняется ля-бемоль. И ре-диез — с ми-бемоль. У вас будет время познакомиться с таким дублированием позже, когда вы начнете разучивать трудные части.

Всего одна октава содержит 12 клавиш: семь белых и пять черных. Можно сказать, что октава разделена на 12 частей. Расстояние между частями называется «полутон». Таким образом, резкий — это увеличение на полтона, а флэт — это уменьшение на полтона. Подумайте и ответьте на вопрос: что такое си-бемоль и до-бемоль?

Малая и первая октавы


Некоторые из наиболее часто используемых октав — это минорная и первая октавы фортепиано или фортепиано. Первая октава фортепиано центрирована, хотя она пятая по счету, а первая — субконтрастная. Он содержит ноты средней высоты от 261,63 до 523,25 Гц, обозначенные символами C4-B4. Ноты, расположенные ниже минорной октавы, звучат умеренно низко с частотой от 130,81 до 261,63 Гц.

Ноты первой октавы

Ноты первой октавы заполняют первые три линейки нотоносца скрипичного ключа. Знаки первой октавы записываются так:

  1. DO — на первой дополнительной строке.
  2. ЧП — по первой основной линии.
  3. MI — заполните первую строку.
  4. FA — пишется между первой и второй строками.
  5. На второй строчке находится СОЛЬ.
  6. ЛА — между третьим и вторым рядом.
  7. ДА — на третьей линейке.

Диезы и бемоли

Октавная аранжировка фортепиано и пианино включает не только белые клавиши, но и черные клавиши. Если на белой клавиатуре указаны основные звуки — тона, то на черной — их повышенные или пониженные версии — полутоны. Помимо белого, первая октава состоит из черных клавиш: до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез, ля-диез. В нотной грамоте их называют знаками аварии. Чтобы играть диез, нажимайте черные клавиши. Единственным исключением являются ми-диез и до-диез: они играются на белых клавишах F и C следующей октавы.

Чтобы воспроизвести бемоль, нажмите клавиши слева: они производят звук на полтона ниже. Например, PE-бемоль играется на клавишах слева от белого PE.

Почему ноты так обозначаются

Изначально невмы использовались для записи музыкальных произведений (от латинского — нод). Эти знаки только фиксировали направление движения мелодии и, для более точного понимания, добавляли сверху тон и длительность. Только знающий его человек мог исполнить музыкальное произведение на невмсе.

Сам монах Гвидо Аретинский стал использовать подобное современное обозначение банкнот. Изначально он придумал способ записи неймов на посохе, позже необходимость отпала в самих неймах, потому что вся необходимая информация отображалась на нанесенных линейках.

Итак, для написания заметок они начали использовать заштрихованные квадраты, а позже для удобства и скорости перешли на овалы и круги.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: один из величайших композиторов Людвиг ван Бетховен с юных лет страдал глухотой. Когда у него полностью пропал слух, он не переставал писать музыку. Бетховен — это как раз зал звучания нот, и в его воображении он придумал их сочетание, и родились его легендарные произведения.

Почему Италия законодатель всех музыкальных терминов

Объясняя происхождение большинства терминов, мы упомянули итальянского монаха Гвидо Аретинского. Именно он ввел большинство терминов, используемых в музыке на сегодняшний день.

Неудивительно, что именно Италия признана колыбелью музыкальных терминов.

Построение аккордов

Аккорды состоят из нескольких нот и доступны в мажорных (веселых) и минорных (грустных) звуках.

Для начала студент просто учится заключать сделку. В процессе обучения вы поймете схему их построения и сможете самостоятельно выстроить нужный вам договор, если вы его забыли.

Самое сложное для начала — научиться играть обеими руками. Как только вы овладеете этим навыком, все остальное будет намного проще.

Откуда взялись названия нот

Нынешняя система именования происходит от гимна Сан-Джованни «Ut queant laxis», который Гвидо пел на своих уроках музыки. Каждая последующая линия этой работы начиналась на ступень выше.

Затем первые шесть нот были названы первыми слогами каждого стиха гимна, седьмой, по аналогии, добавлялся последовательно из следующей строки того же гимна.

Ut queant laxis
Резонируйте волокно
Мира Гесторум
Famuli tuorum
Решить загрязнение
Преступление
Санкте Иоаннес

Первый неудобный слог Ut был заменен в 17 веке более мелодичным C. Считается, что название банкноты происходит от латинского Dominus, что означает: Господь.

Обозначение нотам и октавам

В исторически сложившейся нотной записи существует несколько методов обозначения октав:

  • Научное обозначение.
  • Слоговая запись для Гельмгольца.
  • Гельмгольца — самый распространенный.

Обозначения примечаний по системе Гельмгольца:

  1. Первый C.
  2. Красный.
  3. Я — Э.
  4. Fa — F.
  5. Продажа — Г.
  6. В — А.
  7. C — H.

Обозначение октавы:

  1. Subcontactave — обозначается заглавной латинской буквой, в правом нижнем углу которой написано число 2: A2.
  2. Контроктава — это заглавная буква, обозначающая ноту, а справа от нее находится цифра 1: F1.
  3. Мажорная октава — только заглавная буква: D.
  4. Малая октава — заглавная латинская буква: g.
  5. Первая октава — это строчная буква, а вверху справа находится цифра 1: f1.
  6. Вторая октава — E2.
  7. Третья октава — h3.
  8. Четвертая октава — G4.
  9. Пятая октава — f5.

Ноты первой октавы

Как описать собственный голос?

Представьте, что музыкант ответил на объявление местной группы, которая ищет гитариста с хорошим голосом. Участники группы спрашивают музыканта, каков его голос. Как вы ответите на этот вопрос?

Есть три способа описать свой голос:

  1. Сравните свой голос с голосом другого певца. Метод явно неудачный, поскольку никто не поверит, что он поет так же, как Роберт Плант;
  2. Дайте общее описание вашей записи. Например, предположим, что вы — лирический баритон, рок-тенор или рок-альт. Это описание легче понять, но оно не дает полезной информации;
  3. Объясните диапазон своего голоса, отмечая самую низкую и самую высокую ноту, которую вы можете петь. Это наиболее информативный и нормальный способ описания предмета.

Несмотря на наглядность третьего метода, музыканты часто дают неполную информацию о вокальном диапазоне. Многие студенты, которые приходят ко мне, говорят, что могут петь все ноты от до минор до си-бемоль, но не уточняют, какие это октавы.

Какой инструмент подойдет для обучения

Casio 130 идеально подходит для обучения новичка, это уже не синтезатор, а хороший инструмент с полным набором звуков — 88 клавиш.

Вы сможете играть полноценные композиции, и вам не придется таскать в дом обычный акустический инструмент.

Цифровые инструменты не занимают много места, и при необходимости их легко перемещать.

У Casio также есть более сложные профессиональные цифровые пианино. Если вы хотите что-то более дорогое, вы можете обратить свое внимание на Yamaha.

Помните, что сначала вы не поймете разницы. Дорогие цифровые пианино нужны только профессиональным музыкантам. Иногда бывает достаточно простого синтезатора.

Почему в нотном стане 5 линеек

Посох — это пять линейок, на которых расположены ноты. Иногда используются дополнительные линейки для отображения заметок над или под используемым нотоносцем.

Монах Гвидо Аретинский, который изобрел запись нот в трех строках нотоносца, считается отцом существующей системы нот. Четвертая линейка добавлялась при необходимости то сверху, то снизу.

Затем мы решили использовать все пять основных линий и при необходимости рисовать только дополнительные. Как показала практика, ровно пять линейок позволяют комфортно читать записанные заметки и читать их. Меньшее количество строк требует постоянного добавления большего количества строк, а большее количество делает персонал слишком трудным для понимания.

Как лучше всего слушать музыку? Конечно, на специализированных устройствах, которые умеют качать любые наушники. Например, один из лучших игроков на рынке: FiiO X5 III .

Судите сами: два ЦАП AK4490EN, по одному чипу на канал, поддержка PCM и DSD, частота дискретизации до 768 кГц. В нем есть все необходимое, от Wi-Fi до аккумулятора на 3400 мАч. А еще плеер можно подключить к компьютеру как USB-DAC!

Как определить диапазон голоса?

Чтобы точно определить диапазон своего голоса, достаточно обратиться к теории музыки и октавной системе группировки нот. Все звуки, которые мы можем использовать в музыке и которые различимы человеческим ухом, разделены на 9 октав. К каждой ноте C прикреплен номер, обозначающий октаву, к которой она принадлежит.

Номер Название октава

0 Субподрядчик
1 Он парировал
2 Великая октава
3 Малая октава
4 Первая октава
5 Вторая октава
6 Третья октава
7 Четвертая октава
восемь Пятая октава

Поэтому перед субконтактом он будет обозначен как C0, перед контрактом — C1 и так далее. Все остальные ноты в октаве также обозначаются соответствующим номером: F контроттавы — F1, G первой октавы — G4, E пятой октавы — E8. Нота C первой октавы находится в центре 88-клавишной клавиатуры и часто используется в качестве отправной точки (в западной музыкальной традиции ее также называют средней C).

Вы можете определить диапазон голоса с помощью фортепиано или Piano Roll в вашей DAW. Начните поиск звуков, которые вы можете петь из C4. Если вы можете спеть этот звук чисто, двигайтесь вниз, а затем вверх, проверяя ноты, доступные для вашего голоса. Последние звуки сверху и снизу, которые вам удалось пропеть чисто и без дискомфорта для себя и своих голосовых связок, являются границами вокального диапазона.

Большинство записей относятся к общей границе от C2 до F третьей октавы (F6). В то же время ряд поддиапазонов был введен в диапазоне C2-F6, что позволяет более точно охарактеризовать голоса.

Ноты A и B малой октавы (A3, B3) и C и D первой октавы (C4-D4) доступны всем людям. Мужчины и женщины любым голосом поют эти ноты чисто.

Несмотря на четкое определение звука, вы можете без труда играть ноты выше или ниже определенного диапазона. Однако голосовое расширение включает только те ноты, которые можно петь легко и без дискомфорта в любой ситуации.

Обозначение принадлежности имени Обозначение декодирования

Бас Мужчина MI2-RE4 От ми большой октавы до ре первой октавы
Баритон Мужчина F2-G4 От фа мажорной октавы до первой октавы соль
Тенор Мужчина A2-C5 От большой октавы до второй октавы
Высокий Женский E3-SOL5 От ми малой октавы до соль второй октавы
Меццо-сопрано Женский Mi3-Si 5 От ми малой октавы до си-бемоль второй октавы
Сопрано Женский СОЛ3-ДО6 От низкооктавной соли до третьей октавы

У каждого голоса есть множество подтипов, которые определяют диапазон доступных нот (например, баритон делится на лирический, драматический и тенор-баритон), но такие уточнения непрактичны для обычных исполнителей.

Сколько октав существует

Октавы и голоса

Человеческий слух улавливает звуки 9 октав — от 16 до 31608 герц:

  • Субподрядчик.
  • Controttava.
  • Большой.
  • Маленький.
  • Первый.
  • В соответствии с.
  • В третьих.
  • Четвертое.
  • Пятое.

Фортепиано и орган — инструменты, способные воспроизводить звуки всех октав. У духовых солистов, струнных и народных музыкальных инструментов гораздо меньший диапазон. Из девяти существующих октав пятая и субконтоктава состоят из неполного числа звуков.

Ноты первой октавы находятся в середине общего музыкального тона. На них можно играть практически на любом инструменте и с любым голосом.

Какая первая октава? Это звуковая система с высотой звука от 261,63 до 493,88 Гц. Звуки этой высоты являются наиболее естественными и легко воспринимаются человеческим ухом, даже разговорный язык большинства людей находится на частотах нот первой октавы.

Октава и микрофоны

Схема полного диапазона грифа гитары 20 ладов в стандартном строе

Ниже приведена полная схема всех нот, присутствующих на грифе гитары в стандартной настройке. Октавы отделены друг от друга цветами.

октавы на гитаре

Сколько всего октав в музыке

Весь диапазон звуков, применимых в музыке, разделен на 9 октав. У каждого из них есть свое название. Есть несколько способов узнать, принадлежат ли звуки определенной октаве. Наиболее распространены обозначения Гельмгольца и научные обозначения.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: Иоганн Себастьян Бах любил ходить в церковь под видом бедного учителя. Он начал искусно играть на церковном органе, после чего посетители церкви в испуге разбегались, полагая, что так хорошо может играть только дьявол.

Примеры построенные от 6, 5, 4 и 3 струны

Ниже приведены схемы, которые помогут вам построить октаву из любой ноты, которая вам нужна, и любой струны. Вы можете применить те же шаблоны к незавершенным нотам, диезам или бемолям, переместив их на один лад вправо или влево.

Игра с октавами чаще всего используется для создания сольных партий или дополнительной мелодической партии. Часто в рок-музыке один из гитаристов начинает играть музыкальную последовательность в октавах, тем самым добавляя разнообразия общему звучанию композиции.

Кроме того, октавы можно использовать для создания соло, когда вместо отдельных нот или арпеджио вы переключаетесь на новую мелодическую партию, просто играя октавы.

Из октав можно составить очень красивые арпеджио. Например, один из аккордов в песне Mastodon — The Sparrow целиком построен ровно на одной ноте, которая играет в нескольких октавах.

Обозначение аппликатур

Нота C — До

Нота D — Ре

Нота E — Ми

Нота F — Фа

Нота G — Соль

Нота A — Ля

Источники

  • https://musicnotes.info/oktavy-na-fortepiano-polnaya-informaciya
  • https://www.iphones.ru/iNotes/730907
  • https://UchenikSpb.ru/kbase/oktavy-na-pianino/
  • https://pereborom.ru/oktavy-na-gitare/
  • https://easyvoice5.ru/articles/nazvanie-oktav-na-fortepiano-i-skolko-ih-vsego
  • https://shkolamuzyki.ru/statii/title/skolko-oktav-na-pianino
  • https://samesound.ru/play/83429-find-your-vocal-range
  • https://www.syl.ru/article/370801/chto-takoe-oktava-harakteristika-intervala

Октавы на фортепиано

Содержание

  1. Что это такое?
  2. Названия и расположение октав
  3. Как играть?
  4. Ошибки

Каждый, кто начинает обучение на фортепиано, сталкивается с понятием октав. Их знание помогает ориентироваться на клавиатуре, а также исключает ошибки в освоении произведений. Поэтому стоит рассмотреть, что такое октавы, сколько их на фортепиано и в какой последовательности они представлены.

Что это такое?

В переводе на русский октава означает «восьмой» или «8». Это соответствует количеству клавиш между нотами с одинаковыми названиями. Помимо этого, под понятие октава попадает набор клавиш, которые находятся в этом промежутке.

Чтобы облегчить поиск нот на фортепианной клавиатуре, существует разделение на белые и черные клавиши. Причем последние чередуются группами по 2 и 3. Началом октавы считается белая клавиша, расположенная слева от двух черных, а окончанием – белая клавиша справа от группы из трёх черных клавиш. В результате каждая полная октава содержит 7 белых и 5 черных клавиш.

Несмотря на идентичность состава, октавы различаются по высоте звучания и написанию нот. Слева от исполнителя находятся клавиши, издающие низкие звуки, а справа – верхний регистр инструмента.

Количество октав отличается в зависимости от инструмента. На акустическом или электронном фортепиано, на синтезаторе с 60 клавишами их 5. Большее или меньшее число клавиш электронных аналогов будет напрямую влиять на количество октав.

Названия и расположение октав

Неожиданностью для новичка становится факт, что нумерация фортепианных октав начинается с середины. Причем это справедливо и для пианино, имеющего полную клавиатуру, и для синтезатора, на котором всего 5 октав.

Так, первая октава обычно находится между пюпитром и исполнителем. Такое расположение имеет несколько обоснований:

  • звуки, образуемые клавишами первой октавы, чаще встречаются в диапазоне человеческого голоса;
  • с этих нот обычно начинается обучение музыкантов;
  • эти клавиши используются в музыке чаще, чем ноты, расположенные по краям клавиатуры.

Если следовать по схеме октав на фортепиано вправо, то следом за первой идут вторая, третья, четвертая. Пятая октава, представленная нотой до, имеется не у всех моделей пианино и роялей. На инструментах с меньшим количеством клавиш крайней справа может оказаться вторая или третья.

Для написания нот здесь задействуется преимущественно скрипичный ключ. Причем первая октава пишется до третьей строчки нотного стана. Вторая завершается выше первой добавочной линейки. Третья начинается с до, расположенной на второй добавочной линейке.

Для остальных октав чаще используется особый знак, означающий перенос музыки на октаву или две вверх. Это исключает путаницу в количестве дополнительных линеек.

Если двинуться от центра инструмента влево, то расположение октав будет в следующей последовательности:

  • малая;
  • большая;
  • контроктава;
  • субконтроктава.

С последней из них по факту начинается клавиатура. Однако в ней находится всего 3 клавиши, поэтому она тоже неполная.

Для нот, расположенных ниже первой октавы, разработан басовый ключ. Причем малая октава располагается выше второй линейки, на которой пишется си большой октавы. Контроктава в написании оказывается ниже второй нижней добавочной линейки. Для написания остальных нот также может быть использован дополнительный знак, предписывающий перенос нот октавой ниже.

В малой и первой октаве находятся ноты, которые имеют варианты написания в скрипичном и басовом ключах. Например, до может быть записана и на нижней добавочной линейке в скрипичном ключе, и на верхней добавочной линейке басового. При этом подразумевается одна и та же клавиша, что следует учитывать при разборе произведений. Разница в письме необходима для более целостного написания мелодии. Так, музыкальный фрагмент для левой руки будет по возможности записываться в басовом ключе, а для правой – в скрипичном. Хотя бывают и исключения.

Обозначение каждой клавиатуры тесно связано с нотным станом, где каждая клавиша отождествляется с нотой. Поэтому, чтобы хорошо ориентироваться в клавиатурах, нужно хорошо выучить нотную грамоту.

Как играть?

При обучении игре на фортепиано самые простые мелодии находятся в одной октаве. Это позволяет быстрее освоиться с часто используемыми клавишами. Затем освоение инструмента идет по принципу постепенного расширения диапазона – сначала в правую, а потом в левую сторону.

Преподавателям рекомендуется долго не задерживаться на одной октаве, чтобы исключить формирование стереотипов у учеников, мешающих им развивать искусство игры. Выйти за пределы ограниченного мирка можно следующими способами.

  1. Исполнением гамм. Учащиеся младших классов исполняют звукоряд в две октавы, в старших классах диапазон гаммы расширяется до четырех. Помимо освоения пальцевой аппликатуры и техники, это помогает ученику чувствовать себя свободно, работаю с регистрами, расположенными на отдалении от него. Причем постепенно нужно переходить с до мажора на другие тональности, чтобы стимулировать работу с черными клавишами.
  2. Вводом в репертуар произведений, которые основаны на сопоставлении звучания отдельных звуков или мелодии в разных октавах. С одной стороны, такие пьесы не так сложны в освоении, поскольку ребенок логически понимает, что один и тот же материал повторяется на разной высоте, при этом сохраняется схожее расположение клавиш и аппликатура. С другой стороны, он видит в нотном тексте, что ноты, расположенные в разных октавах, написаны по-разному. В дальнейшем это поможет ему быстрее ориентироваться, где именно на клавиатуре исполняется написанный на бумаге текст.

Помимо белых, начинают изучаться и черные. Этот процесс связан с освоением знаков диеза, бемоля и бекара. Первый из них делает звук выше, второй приводит к понижению. Причем не всегда эти действия связаны с переходами на черную клавишу. Бекар необходим для отмены знака.

Приставка «дубль» перед названием знака указывает, что понижение или понижение происходит в удвоенном размере.

Отдельным этапом обучения становится освоение октавных этюдов. Для этого нужно иметь достаточно развитую руку, чтобы пальцы без большого напряга доставали до нужных клавиш. Поскольку расстояние, охватывающее 8 нот, довольно большое, его берут крайними (1 и 5) пальцами.

Размер руки старшеклассников также допускает замещение пятого пальца четвертым, что становится необходимым в освоении сложных пьес и этюдов. Так, если мелодия в пьесе записана с октавным удвоением, то в верхнем голосе ожидается плавность переходов из звука в звук. Поэтому аппликатура предполагает поочередное взятие интервалов 1-4 и 1-5 пальцами. Использование четвертого пальца в октаве необходимо, если она приходится на черную клавишу. В этом случае пятый палец будет нежелателен.

Ошибки

Практика обучения игре на фортепиано знает случаи, когда дети путали октавы, а также испытывали сложности с воспроизведением нот. Подобное часто происходит при наличии ошибок со стороны преподавателя.

  • Знакомство начинается сразу с клавиатуры. В результате ребенок начинает извлекать звуки, не понимания строения фортепиано и специфики его работы. Результатом становятся сложности в освоении клавиатуры, а в дальнейшем затруднения в поиске необходимого звукоизвлечения.

Предотвратить последствия можно, отведя первый урок общему знакомству с инструментом и его частями. Имеет значение наглядный показ способа появления звука, а также факторов, влияющих на его громкость, высоту и другие параметры.

  • Обучение начинается с конкретной ноты. Если до этого учащийся не получил полного представления о клавиатуре, то первая выученная клавиша станет для него своеобразной точкой отсчета, от которой он будет выстраивать всё остальное. Результатом станет искаженное представление о клавиатурном пространстве, где в зависимости от обстоятельств каждая нота может стать главной.

Более эффективная методика предполагает путь от общего к частному. Сначала осваиваются регистры как наиболее крупные структурные элементы. Затем следует разделение на октавы, зоны, образующиеся между черными клавишами, а на последнем этапе называются ноты. Такой метод ускорит освоение клавиатуры, а также снимет страх перед игрой в крайних регистрах.

  • Использование одной ноты в качестве стартовой точки приводит к затруднениям при поиске остальных клавиш. Ведь если каждый звук отсчитывать от «до», это займет больше времени, чем знание системы в целом. Выявить проблему можно, попросив учащегося назвать ноты в обратном порядке. Или предложив ему найти нужную клавишу без отсчета от старта. Если ребенок начал путаться, это означает, что он не запомнил реального расположения нот, что в дальнейшем затруднит подбор мелодий на слух, а также чтение с листа.

Выходом из ситуации становится упор на образное мышление, позволяющее сделать каждую ноту индивидуальной, придумать ей свой неповторимый образ.

  • Стремясь закрепить освоение черных клавиш, некоторые преподаватели не торопятся давать детям пьесы с черными. В результате формируется патологический страх, который препятствует изучению пьес в других тональностях, помимо до мажора. Кроме того, постоянное использование белых клавиш приводит к искажению постановки руки. Пальцы постепенно смещаются к краю, что приводит к опусканию запястий.

Выходом из ситуации становится переход к черным клавишам, как только учащийся освоится в белых. Доступ к большему количеству клавиш с самого начала приводит к более гармоничному развитию исполнителя.

Своевременное начало изучение черных клавиш исключает ещё одну ошибку, свойственную музыкантам. Она выражается в сформированном убеждении, что при появлении диеза или бемоля нужно обязательно нажать черную клавишу. На деле повышение нот ми и си на полтона приводит к нажатию соседней белой клавиши. Подобный результат даёт понижение фа и до.

Путаница в октавах часто свойственна ученикам, которые для домашних занятий покупают синтезатор. Хотя такое решение кажется практичным для скромных квартирных условий, оно имеет несколько слабых сторон.

  • Ребенок, привыкающий заниматься в условиях пяти октав, оказывается в растерянности перед полной фортепианной клавиатурой. В результате выученная пьеса может прозвучать выше или ниже требуемой октавы. Для таких учеников важно установить связь между разными клавиатурами.

Эталоном станет первая октава, расположенная строго посередине любого инструмента.

  • Многие электронные инструменты не чувствительны к силе нажатия клавиши. Поэтому теряется возможность работы над динамикой и штрихами. Решить это можно только усиленной работой в классе на акустическом инструменте.

Подведем итоги: знание строения и расположения октав – это незаменимая часть образования каждого, кто осваивает музыкальный инструмент. Это помогает быстрее освоиться в многообразии клавиш, а также открывает путь к чтению с листа, подбору на слух, импровизации и другим возможностям.

Открывая сборник нот, неподготовленный человек вряд ли что-то поймет. В то время как профессиональный музыкант, глядя в ноты может услышать музыку, даже без помощи инструмента.

Дело в навыке. Научиться читать ноты и другие музыкальные знаки можно также, как вы когда-то научились читать буквы, складывая их в слова и предложения. Но для этого нужно овладеть знаниями, которыми я поделюсь с вами в этой статье.

Содержание статьи:

  • Эволюция нотной записи
  • Звукоряд, интервал, октавы
  • Квинтовый круг — что это?
  • Расположение нот на нотном стане и клавиатуре
  • Восьмерка в музыке
  • Длительности нот
  • Как считать длительности нот
  • Нота с точкой

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G.   Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» —  знак, намек.

Nevmy

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались. Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку. Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

Nevmy na linii

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Nevmy na liniyah

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Gimn Ioanu Krestitelyu

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.
Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Materiya

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

              Звукоряд, интервал, октавы

Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.

Zvukoryad

Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.

Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.

Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом. Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.

Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:

  • Прима (prima — первая)
  • Секунда (secunda — вторая)
  • Терция (tertia — третья)
  • Кварта (quarta — четвертая)
  • Квинта (quinta — пятая)
  • Секста (sexta — шестая)
  • Септима (septima — седьмая)
  • Октава (octava — восьмая)

Прима это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.

Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.

Терцияинтервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.

Кварта4 ступени

Квинта5 ступеней

Секста6 ступеней

Септима7 ступеней

Октава8 ступеней

В нотах интервалы выглядят так:

Intervaly ot Do

Сергей Изотов

Сергей Изотов

Отвечу на ваш музыкальный вопрос

Задать вопрос

Использование и названия октав

Каждый музыкальный инструмент, а также человеческий голос, может звучать предельно низко и предельно высоко в рамках своих возможностей. Расстояние от самого низкого, до самого высокого звука называется диапазоном. Музыкальный диапазон измеряют октавами. Эта величина охватывает весь звукоряд из 7 нот, должно быть поэтому ее выбрали мерой. В музыке используют 9 октав, каждая из которых имеет свое название. Нагляднее всего будет показать их на клавиатуре фортепиано, которая содержит 7 полных и 2 неполных октавы:

Klaviatura i oktavy

Октавы принято считать от ноты До. Поэтому важно научиться быстро находить клавишу До на клавиатуре. Это довольно просто: сначала находим группу из двух черных клавиш; ближайшая нота слева от этой группы и будет нота До. Взгляните на изображение:

Oktava

Первая октава имеет средний частотный диапазон. Клавиши, находящиеся справа от нее, будут звучать выше по мере приближения к пятой октаве. Клавиши левее первой октавы, звучат ниже по мере приближения к субконтроктаве.

Использование октав очень удобно. Представьте: вас попросили сыграть ноту Ми. Вы можете нажать любую Ми которая первой попадется на глаза. А если вас попросят нажать Ми первой октавы, вы поймете о какой конкретной ноте идет речь.

Расположение нот на нотном стане

Музыкальные инструменты имеют разный диапазон звучания: флейта-пикколо звучит вплоть до 5 октавы, а на тубе можно извлечь звуки контроктавы. Пианино имеет 88 клавиш и способно выдавать звуки как субконтроктавы, так и звуки 5 октавы. Нотный стан обладает лишь пятью линейками, как же отразить на нем все эти звуки? Посмотрите на изображение ниже.

Nota na stane

Как видите, здесь использован только скрипичный ключ. Из-за этого появляется много дополнительных линеек, которые только мешают быстро читать ноты. В связи с этим появилась необходимость использовать другой ключ – басовый. В басовом ключе ноты располагаются на тех же линейках, но обозначают другие звуки. Ниже вы можете увидеть соответствие нот в скрипичном и басовом ключах:

Noty na stane

Низкие звуки удобнее записывать в басовом ключе, а не использовать множество дополнительных линеек. Чтобы научиться бегло читать ноты в этом ключе, необходимо немного потренироваться. Нота До первой октавы, записывается на дополнительной линейке. В скрипичном ключе она располагается под нотным станом, а в басовом – над ним.

Noty na stane v klyche Do

А теперь, взгляните на соответствие нот и клавиш на инструменте:

sootvetstvie not i klavish

Знак «Восьмерка» в нотах

Запись очень высоких и очень низких клавиш требует дополнительных линеек. Но на каждую проблему есть решение. Люди придумали знак, который называется восьмеркой и выглядит вот так:

Vos'merka v notah

Если восьмерка находится над нотным станом, то все ноты, которые находится под пунктиром следует играть выше на октаву.

vos'merka

Если восьмерка расположилась под нотным станом как здесь, все ноты над пунктиром мы будем играть на октаву ниже.

 vos'merka

Есть и такое обозначение:

vos'merka

Восьмерка и пунктир изображены над нотоносцем. Латинские буквы «va» рядом с восьмеркой обозначают, что всё что находится под пунктиром, следует играть на октаву выше.

В этом случае, восьмерка и пунктир снова расположились над нотами, однако,  буквы «vb» дают нам понять, что содержимое этого такта нужно играть на октаву ниже:

vos'merka

Длительности нот

Теперь поговорим о том, как считать ноты.

Как мы сказали, ноты – это символы, которые отражают высоту звука и его протяженность по времени. Эта протяженность называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.

Взгляните на картинку и прочитайте названия нот:

delenie not

Целая – самая продолжительная нота. Остальные длительности происходят за счет ее деления.

Детям часто объясняют эту арифметику с помощью яблока:

YAbloki i noty

Целая — выглядит как прозрачный овал. Для примера представим, что эта нота должна звучать 4 секунды.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Она выглядит как прозрачный овал, но со штилем – так называется палочка. Если целая нота звучит 4 секунды, то половинка (так называют ее музыканты) будет звучать 2 секунды.

Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой. Именно потому она и называется четвертью, что представляет собой одну четвертую часть целой ноты. Такая длительность будет звучать всего 1 секунду. Выглядит четверть как закрашенный овал со штилем.

Восьмая – представляет 1/8 от длительности целой ноты. Чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время целой ноты, их потребуется целых восемь. Если звучание целой составляет 4 секунды, восьмушка будет звучать в 8 раз короче —  всего полсекунды. Внешне восьмушка очень привлекательна – у нее есть штиль и хвостик, который называется флажком. Как и четверть восьмушка закрашена.

Шестнадцатая – звучит в 2 раза короче восьмой, в четыре раза короче четверти и т.д. Чтобы заполнить продолжительность целой ноты, таких нот понадобится 16. Выглядит она так же, как восьмушка, но у шестнадцатой 2 флажка.

Тридцать вторая – звучит в 32 раза быстрее целой. Выглядит как шестнадцатая, но с тремя флажками.

Шестьдесят четвертая – рассчитывается по аналогии с остальными длительностями, имеет 4 флажка.

Надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться. Так будут выглядеть восьмые и шестнадцатые сгруппированные по 2, 3 и 4 соответственно:

Vos'mushki i shestnadcataya pod rebrom

Линия, которая объединяет ноты в одну группу называется ребром. Группировка 32-х и 64-х выполняется по тому же принципу; количество ребер будет соответствовать числу флажков тех нот, которые вы объединяете.

Хотели бы вы получить упражнения, направленные на узнавание длительностей?

Как считать длительности нот

Теперь, когда мы знаем соотношение длительностей между собой, можно двигаться дальше, к вопросу — как считать длительности нот.

Представьте себе механические часы со стрелками. Самая шустрая стрелка щелкает ежесекундно и делит минуту на одинаковые отрезки. Эти мерные щелчки можно сравнить с биением сердца человека, которое называется пульсом. В музыке тоже есть пульсация, которая обеспечивает музыкальное движение. Как и сердцебиение, музыкальный пульс измеряется ударами в минуту. Допустим, в композиции пульс бьется четвертными нотами. Зная соотношение длительностей между собой, без труда можно вычислить продолжительность остальных нот:

tablica pul'sa

Сергей Изотов

Сергей Изотов

Отвечу на ваш музыкальный вопрос

Задать вопрос

Как понять какими длительностями бьется пульс

Чтобы найти ответ на этот вопрос, достаточно обратиться к размеру произведения. Он указан в начале произведения и выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Размеры бывают разные:

Razmery

Допустим, размер нашего произведения 4/4 (четыре четверти). В нотах это выглядит так:

razmer proizvedeniya chetyre chetverti

Число, расположенное внизу, говорит какой длительности равен один удар пульса (четверти, восьмой и пр.). В данном случае пульс будет измеряться четвертями.

Число, которое находится сверху, говорит до скольких нужно считать в каждом такте. Получается в размере  пульс измеряется четвертями и в каждом такте мы будем считать до четырех.

В следующем примере – пульс бьется половинками, а считать мы будет до двух. Такой размер называется «две вторых»:

razmer proizvedeniya Dve vtoryh

В этом произведении пульс бьется восьмушками, а считаем каждый такт до шести:

razmer proizvedeniya shest' vos'myh

Счет начинающих музыкантов звучит так: «раз-и, два-и». Звук «И» делит каждый удар пульса пополам и облегчает счет более мелких длительностей нот. Взгляните на пример:

schet not dve chetverti

Как видите, четверть считается «раз-и» или «два-и» в зависимости от того, в какой части такта она находится. Восьмые ноты, как правило, попадаются в связке по 2 или 4 сразу. Поэтому первая восьмая будет считаться «раз», вторая «и». В следующей части такта, первую восьмушку мы будем считать «два», а вторую «и».

Тоже самое происходит в остальных случаях. Посмотрите, как ведется счет в размере четыре четверти:

schet not chetyre chetverti

schet not chetyre chetverti

schet not chetyre chetverti

Часто, в начале произведения можно встретить обозначение темпа, которое выражается так:

Temp

Четверть равна 100 ударам в минуту. Пульс нашего произведения считается также четвертями (смотрим по нижней цифре размера). Значит мы должны играть в темпе 100 четвертей в минуту. Не трудно посчитать, что за ту же минуту мы сыграем 200 восьмых или 50 половинных нот. Чтобы определить насколько это быстро – 100 ударов в минуту — музыканты используют метроном.

Metronom

Метроном – это такой прибор, который щелкает определенное количество раз в минуту. Скорость щелчков (ударов) регулирует сам музыкант, а делается это за счет перемещения грузика, который находится на маятнике. В механическом метрономе есть своя романтика, однако, существуют электронные аналоги, и вы можете скачать приложение «Метроном» на свой смартфон.

Нота с точкой

В нотах часто можно увидеть ноту с точкой. Вот как это выглядит:

Nota s tochkoi

Вы могли заметить, что не только нота, но и пауза бывает с точкой.

Точка расположенная справа от ноты, увеличивает продолжительность звучания (этой ноты) на половину ее длительности.

Четвертная нота с точкой по продолжительности будет звучать, как сумма самой четверти и половины ее длительности — то есть восьмой.

chetvert' s tochkoj

Получается, что четверть с точкой стала звучать дольше в 1.5 раза. Целая нота с точкой будет длиться как сумма целой и половинки и так далее.

Noty s tochkoj

Таким же образом точка влияет на паузы – увеличивает их протяженность в 1.5 раза.

pauzy s tochkoj

Также вы можете встретить ноту или паузу с двумя точками. Это означает, что длительность такой ноты или паузы нужно увеличить дважды – первая точка прибавит половину длительности, а вторая половину от половины этой длительности. Пример:

noty s 2 tochkami

Заключение

Чтобы узнавать ноты на нотоносце, нужно регулярно тренироваться. Не хватайтесь сразу за несколько задач. придумайте план, которому будете следовать, например:

    • Выучить длительности и научиться быстро их узнавать
    • Научиться определять название нот расположенных на нотном стане
    • Пропевать название нот считая про себя доли
    • Проделать эти 3 пункта в басовом ключе

Надеюсь, эта статья помогла вам разобраться в том, как читать и считать ноты, что такое длительности, доли и ритм. Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать, а также задавайте вопросы, постараюсь ответить. Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется третьим лицам
  • Как пишется третьи экземпляры
  • Как пишется третьеклашки правильно третьеклашки
  • Как пишется третьей декаде
  • Как пишется третье февраля или третее