Как пишется тридевятое царство цифрами

Тридевятое царство — это какая цифра, что означает выражение?

Тридевятое — это тридцать девятое, девятое, девятьсот девяносто девятое или другое? Откуда взялось выражение?

1

не китаец

Ответы (1):

Share

1

До той поры, пока не ввели официальную нумерацию регионов в стране, термин тридевятое царство означал неопределённую территорию в неведомом месте, так называемую terra inkognita. Теперь это вполне определённая территория под названием Калининградская область, 39 регион.

Словари более или менее едины в определениях. Наиболее обстоятельно поясняют ставший классическим «Словарь русской фразеологии» под редакцией Бириха, Мокиенко, Степановой (1998) и не менее авторитетный «Большой фразеологический словарь русского языка» под редакцией Телии (2006).

«Словарь русской фразеологии» отмечает:

– происхождение: «тридевять … представляет собой сложение двух числительных: три и девять; восходит к времени, когда на Руси наряду с десятичной системой исчисления существовала и девятеричная»

– употребление: «встречается в XVI в. в одной из грамот: тридевять кочетов, а также в старинном словаре XVIII в. Алексеева (1776). В XIX в. счет девятками ещё жил в народном сознании. Примеры употребления числительного тридевять можно найти в записях народных медицинских рецептов, в записях фольклора (напр., былин), в исторических романах XIX в. (А. А. Марлинского, И. И. Лажечникова). Употреблялось также порядковое числительное тридевятый (словарь В. И. Даля). Тридевять и тридевятий известны также украинскому языку (словарь Б. Гринченко, 1909).»

«Большой фразеологический словарь русского языка» ещё глубже раскрывает смысловое значение: «Подразумевается пространство, воспринимаемое говорящим как чужое, неизвестное, иногда – как потенциально опасное. Имеется в виду, что лицо или группа лиц направляется в крайне отдалённое и неосвоенное место или находится там или что в этом месте происходит какое-л. событие. (примеч.: автор статьи: И. В. Захаренко)».

Для ознакомления с самим тридесятым царством, наилучшим и более полным раскрытием смыслового пространства «тридевятья/тридесятья» рекомендуем обратиться к блестящей работе Проппа «Исторические корни волшебной сказки», а именно к её восьмой главе «За тридевять земель» и подглаве «Тридесятое царство в сказке». Нет возможности подробно рассмотреть в этой краткой заметке её содержание, да и не имеет смысла как-либо повторять уже выполненную замечательную работу.

На рассмотрении словарей можно было бы остановиться (как это делается в большинстве случаев), если бы при этом не осталась вне нашего внимания уникальная область древнерусской культуры, связанная со счетом и историей математики. До сих пор остается малоизвестным и, в общем, недооцененным факт числового значения тридевять как = 39.

Речь прежде всего об устном народном творчестве. Некоторые былины сохранили такие следы:

Добрыня и Маринка

Обернула-то Добрынюшку гнедым туром,
У ней было в поле тридевять туров,
Сбылси в поле тридесятый тур…

Вариант былины записан Гильфердингом (Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года, Т. 2. – 2-е изд. – СПб.: Тип.Император. Акад. наук, 1896 – [былина № 163 от И. Еремеева, дер. Кокорина /Кижи]). Здесь тридесять хотя и является также следующим значением после тридевяти, как и ранее, но уже следует увеличению счета лишь на единицу. К стаду колдуньи Маринки прибавился лишь один «новый» тур (заколдованный Добрыня), происходит переход не от 27 («тридевять» как «трижды девять») к 30 («тридесять» как «трижды десять»), а от 39 к 40.

Такое значение следовало бы подвергнуть сомнению, однако оно подкрепляется другими находками, сделанными этнографическими экспедициями Академии наук (данные подробно рассмотрены в статье С. П. Обнорского «Заметки по русским числительным» в сб. «Академику Н. Я. Марру», 1935) по Медынскому, Мещовскому уездам бывшей Калужской губернии, Новосильскому уезду Орловской губернии, Щигровскому уезду Курской губернии, Егорьевскому уезду Рязанской губернии, Мокшанскому уезду Пензенской губернии. Было зафиксировано название тридцати как «двадцать десять», за которым следует «тридцать один», а также название сорока как «тридцать десять», за которым следует «сорок один» и т. п.

В таком случае открывается ещё одно смысловое пространство: «тридесять» – это «тридцать десять» = 40, а «тридевять» – это, по-видимому, «три(дцать) девять».

Cо всей определенностью, а не случайной возможностью для предположения о таком значении, позволяют судить также историко-математические данные, в свою очередь подкрепляющие аргументы из устного народного творчества. Речь об исследованиях архаического древнерусского абака, по-видимому, бытовавшем не позднее XI в. (см. работы Б. Я. Виленчика «Новые доказательства существования русского архаического абака» в журн. «Советская археология», № 3, 1984, и Р. А. Симонова «Математическая мысль Древней Руси», 1977). В структуре архаического древнерусского абака заложено накопление в одном разряде до 10 единиц и лишь с приходом ещё одной происходит переход в новый разряд и отложение одной единицы на предыдущем (десять на абаке откладывается на одном уровне, а одиннадцать как одна костяшка на том же уровне и одна – на следующем). По этой причине его называют «безнулевым абаком»: меньший разряд не бывает пустым (способа откладывания на абаке нуля нет), он всегда заполнен. Такая же структура отражена и в фольклорных находках (устный счет из этнографических экспедиций, украинские песни и русские былины). Такие историко-математические исследования отталкиваются от свидетельств иностранцев-современников (Штаден XVI в., Олеарий XVII в. – обоим бросился в глаза инструментарий, непривычный для иностранца при подсчете, а именно, два типа косточек, сливовые и вишневые), от данных старинного учебника арифметики Накциановича (1759, Вильно) с дополнительной главой, заметно анахроничной, о «калькулаторной (примеч. то есть счетной) арифметике», от неопределенных ранее рисунков на полях старых рукописей (Радзивилловская летопись), а также меток на пряслице из Белоозера (XIII в.), кроме того, на материалах старейшего математического трактата древнерусского математика XII в. Кирика Новгородского «Учение им же ведати человеку числа всех лет», а также на материалах задачника по обучению счету на абаке, включенного в Русскую Правду. И довершает доказательство существования архаического абака археологическая находка 1985 г.: сливовые и вишневые косточки в мешочке в славянском захоронении 2-й пол. XI в., которые убедительно укладывались в картину счетного инструментария, как описанного иностранцами-современниками, так и реконструируемого по вышеописанным материалам.

Итак, для трактовки значения, основанной на десятичном счете обнаруживается достаточно аргументов. Что же лежит в основании девятичного счета и трактовки, установленной в большинстве авторитетных словарей (не говоря обо всей литературе, позаимствовавшей из них значение)? Лингвист О. Ф. Жолобов рассмотрел упомянутую грамоту и числительное в ней, и в заключении статьи пришел к выводу: «Вопреки распространенной точке зрения, числительное тридевять не является остатком особого девятичного счисления, которого, судя по всему, не существовало. Нельзя говорить о девятичном счислении там, где допустимо вести речь лишь об ограниченном счете по девяти, имевшим ритуально-магический характер. В то же время данное числительное нельзя отождествлять и с обычным совмещением двух сакральных чисел, не обозначающим точного количества» (О. Ф. Жолобов «Тридевято анеело тридевя ароханело (функции и формы числительных в берестяной грамоте № 715», журнал «Вопросы языкознания», № 3, 2005). Действительно, до сих пор будто бы не обнаружено подтверждения девятичного счета, признаков такой практики. Это не отменяет прочтения «тридевять» как отдельного употребления сакрального характера, имевшего особый характер, а потому несводимому к числовому значению, а, скорее, раскрывавшего неопределенно большую величину.

Напоследок отметим ещё один языковой аргумент в пользу счета «тридевять», «тридесять», «сорок один», который привела д. фил. н. Г. Ю. Смирнова в работе «Представление числительных в историческом словаре русского языка в свете современного математического знания» (сб. «Историческая лексикология и лексикография», вып. 8, 2010): «Счет половинками — уникальный русский счет, с математической точки зрения счетом не являющийся, т. к. арифметический счет — это увеличение на единицу. Примеры числительных с полъ- демонстрируют и возможный порядок следования числительных от одиннадцати (11) до двадцати (20) вообще. Так, например, по словарным статьям СлРЯXI–XVII можно установить такой порядок следования: полсемнадцата, полъ-осьмнадцата, полдевятнадцата и далее полдесятнадцата (при отсутствии полдвадцата или полдвадесята). Не это ли укрепляет позиции примера С. П. Обнорского двадцать десять (30), на который смотрят снисходительно. Перед нами не что иное, как эксплицирование счетной операции: девятнадцать, десятьнадцать, а далее переход на другую ступень, ступень второго десятка — двадцать. В этом случае нам кажется уместной аналогия с русскими счетами. Как только на проволочке оказывается 10 счетных косточек, происходит сброс и на проволочке выше откладывается одна косточка».

Сказочная формула «за тридевять земель, в тридесятом царстве», разумеется, не указывает на некоторое конкретное, сороковое царство. Это яркая метафора далекого пространства, столь далекого, что, вероятно, предстающего чужим, а потому неизвестным и опасным. Хотя значение «сорок» имеет в фольклоре роковой оттенок и соблазнительно его тоже связать со сказочной формулой, мы вынуждены отметить недостаточную обоснованность такой связи. Другой разговор, что у числительных этой сказочной формулы интереснейшая судьба, историческое прошлое, в котором присутствует конкретное числовое значение и забытые обороты языка.

За тридевять земель – очень далеко. Этот фразеологизм фольклорного происхождения. Слово тридевять представляет собой сложение двух числительных: три и девять. Оно восходит к тому времени, когда на Руси наряду с десятеричной системой исчисления существовала и девятеричная (в этой системе тридевять обозначало 27).
Выражение за тридевять земель обычно для русских сказок в форме троекратного повтора: за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. В сказках это выражение отдаляется от точного числительного и означает просто «очень далеко». Это современное употребление и значение сложилось примерно на рубеже XVIII и XIX вв.
Источник:

https://ru-etymology.livejournal.com/1154127.html

…………………………………………………………………………………………
Тридевятое царство — «иная, далекая, чужая, волшебная» земля (страна).
Выражение «Тридевятое царство, тридесятое государство» очень часто встречается в русских народных сказках как синоним выражения «очень далеко». Происхождение выражения связано с тем, что в древней Руси словом «земля» называли, в частности, территорию, подчиненную одному правителю (например, Ростово-Суздальская земля — территория, подчиненная князьям, жившим в городах Ростове и Суздале). Таким образом, герой, который отправляется «за тридевять земель», должен в своих странствиях пересечь соответствующее количество достаточно больших территорий и находящихся между ними государственных границ.
Естественным фоном для действия русских мифов служило привычное место обитания (поле, лес). В качестве противопоставления предусматривалась «Иная», чужая, странная земля: Тридевятое царство, Тридесятое государство… Изначально это были степи, пустыни, а также часто леса и непроходимые болота и другие сказочные препятствия (к примеру, реки с огнём) и т. п.
Само происхождение термина следующее: в старину считали по тройкам, отсюда тридевять (три раза по девять) — двадцать семь, тридесять — тридцать.
Источник:

https://thequestion.ru/questions/2593/otkuda-v-ska…

…………………………………………………………………………………….
А вот еще одна из версий происхождения этого выражения.
Три богатыря земли русской, трехглавый дракон, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. А где оно? Оказывается, рядом, потому что 3 х 9 = 27, 27 дней – это как раз лунный месяц – время обращения Луны вокруг Земли. Идем дальше: 3 х 10 = 30, а это период между двумя новолуниями. Вот вам и указание на то, где находится “Тридевятое царство, Тридесятое государство” – на расстоянии, равном месяцу пути.

https://www.multitran.ru/c/m.exe?a=4&MessNum=27925…

А согласно Ведам это пути в другие измерения. Вот вы знаете, в сказках так говорят – тридевятое царство, тридесятое государство – зачем это говорят, цифры? Три-десять, три-девять? Это цифры, указывающие на измерение времени и пространства. В десятом измерении времени и в девятом измерении пространства находится этот мир. И это все цифры исходят, если мы посмотрим ведическую литературу, там тоже есть эти цифры, указывают, при помощи каких медитаций, как, что сделать, при помощи каких проводников, в каких местах и как, что есть эти вхождения.
Источник:

https://audioveda.ru/audios/241

…………………………………………………………………………………………………………….
Тридесятое царство в сказке
Среди исследователей сказки В.Я. Пропп наиболее полно описал понятие «тридевять земель» и «тридесятое царство» (ТДЦ), связывая это представление, прежде всего с царством мёртвых. В.Я. Пропп выделяет ряд основных признаков ТДЦ:
1. локальность
2. связь с солнцем
3. золото
4. три царства
5. териоморфизм
6. тот свет
7. пасть и толкучие горы
8. хрусталь
9. страна обилия
«Царство, в которое попадает герой, отделено от отцовского дома непроходимым лесом, морем, огненной рекой с мостом, где притаился змей, или пропастью, куда герой проваливается или спускается. Это — «тридесятое» или «иное» или «небывалое» государство. В нем царит гордая и властная царевна, в нем обитает змей. Сюда герой приходит за похищенной красавицей, за диковинками, за молодильными яблоками и живущей и целющей водой, дающими вечную юность и здоровье.»
Локальность
В.Я. Пропп никак не связывает местоположение ТДЦ с определённым местом на земле, на небе и под землёй. ТДЦ может быть где угодно. Независимо от того где царство находится на в нём есть прекрасные луга, сады, которые плодоносят, но нет полей, которые возделываются человеком. В ТДЦ есть красивые дома, дворцы из золота и хрусталя, которые часто охраняются животными.
«Все указанные здесь элементы встречаются в многочисленных комбинациях: город бывает и на острове, и на горах, и под водой, и под землей. То же можно сказать о дворцах, лугах и садах, которые свободно комбинируются друг с другом и помещаются в разнообразной обстановке».
Связь с солнцем
В.Я. подчёркивает, что ТДЦ имеет какую-то определённую связь с солнцем. В некоторых сказках ТДЦ находится на небе, где солнце. Герой сказки встаёт с восходом солнца и отправляется в путь в ТДЦ и достигает границ царства где солнце восходит.
«»Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель; долго ли, коротко ли, приезжает он на край света, где красно солнышко из синя моря восходит».».
Золото
«Все, сколько-нибудь связанное с тридесятым государством, может принимать золотую окраску. Что дворец золотой — это мы уже видели. Предметы, которые нужно достать из тридесятого царства, почти всегда золотые. Это — свинка-золотая щетинка, утка-золотые перышки, золоторогий олень, золотохвостый олень, золотогривый и золотохвостый конь (не типа Сивки-Бурки) и др. . В сказке о Жар-Птице сидит Жар-Птица в золотой клетке, конь имеет золотую узду, а сад Елены Прекрасной обнесен золотой оградой. В сказке о Финисте-Ясном Соколе девушка, прибыв в иное царство к своему возлюбленному, покупает себе три ночи за серебряное донце-золотое веретенце, серебряное блюдо и золотые яички и золотое пялечко с иголочкой».
Три царства
«Сказка о том, как герой на своем пути попадает в медное, серебряное и золотое царство, по наблюдениям Н. П. Андреева, — самая распространенная сказка на русском языке, и можно предполагать ее известной. Нам кажется, что эти три царства возникли как утроение тридесятого царства. При стремлении сказки все утраивать этому стремлению несомненно подвергся и данный мотив, и этим вызвано наличие вообще трех царств, но так как тридесятое царство золотое, то предыдущие сделаны серебряным и медным. Искать здесь каких-то связей с представлениями о железном, серебряном и золотом веке, вообще с циклом гезиодовских эр — напрасный труд. Здесь не удастся также обнаружить никаких связей с представлениями о металлах.»
В.Я. Пропп предполагает ассимиляцию трёх царств с избушкой Яги и делает вывод, что эти три царства, суть, внутрисказочное образование.
«Не удалось найти никаких материалов, указывающих на связь этого мотива с первобытным мышлением или первобытными обрядами.».
«Живет эта Яга «за тридевять земель в тридесятом царстве», «за степной [огненной] рекой».»
Териоморфизм
У ТДЦ есть ещё одна важная черта: это царство представлено не царством людей, а царством животных. В этом прослеживается мышление и обряды первобытного охотника, который ассоциировал зверя со своим родовым тотемом.
Выход героя из дома – это выход охотника: «Пошел стрелок в путь-дорогу»; «стрелец-молодец… поехал за тридевять земель».»
В сказках ТДЦ часто представляется как змеиное царство. Вход в ТДЦ через Калинов мост охраняет Змей-Горыныч. В этом смысле приходит на ум аналогия летающего змея с птеродактелем.
По словам В. Я. Проппа облик змея в сказке никогда не описывается, но некоторые черты змея можно представить. Прежде всего, змей многоголовый, преобладают 3, 6, 9, 12 голов.
А что касается количества пальцев, рук, голов, то это и есть зацепка. Потому, что у змея-Горыныча было две трёхпалые ноги, как у рептилии, например, птеродактеля и в основном три головы. Тогда без учёта почти атрофированных пальцев передних ног получается: 3 пальца + 3 пальца + 3 головы = 3/9 царство (тридевятое царство мёртвых). Может быть это всего лишь совпадение по счёту.
Тот свет
В.Я Пропп, говоря о мире ином, констатирует:
«Итак, никакого единообразия нет. Есть многообразие. Скажем наперед, что народов, имеющих совершенно единообразное представление о потустороннем мире, вообще не существует. Эти представления всегда многообразны и часто противоречивы.
Сказка очень наивно, но совершенно точно выражает суть дела, говоря: «И там свет такой же, как у нас». Но так как свет меняется, так как меняются формы человеческого общежития, то вместе с ними меняется и «тот свет». Но мы уже знаем, что в фольклоре с появлением нового старое не умирает. Так появляются все новые и новые формы, сосуществуя со старыми, пока, наконец, в Египте или в классической Греции или в современной сказке не получается нечто вроде маленькой энциклопедии всех некогда имевшихся форм «того света». Человек переносит в иное царство не только свое социальное устройство (в данном случае — родовое, с позднейшим изменением хозяина в царя), но и формы жизни и географические особенности своей родины.».
Но это всё касается того, что если понимать под ТДЦ тот свет, царство мёртвых. А это совершенно не однозначно. В.Я. Пропп выводит своё понимание ТДЦ как тот свет, исходя из традиции обряда инициаций, но это не совсем так. Достижение «тридевять земель» может происходить как преодоление пространств, весьма обширных в Древней Руси. По этому поводу Б.А. Рыбаков пишет:
«Огромные пространства великой Русской равнины, не имеющие четких естественных рубежей, определялись в русских сказках тем, что до последнего предела его необходимо проехать «тридевять земель, тридесять государств».»
«Девичье царство находится далеко, «за тридевять земель, за тридевять морей», за «огненным морем»; его называют «Подсолнечным».
Ясно, что речь идет о южных приморских областях. Есть в этом полуденном царстве и город, окруженный каменной стеной и

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется триггерная точка
  • Как пишется триггер или тригер
  • Как пишется триангуляция
  • Как пишется триада
  • Как пишется три тысячи четыреста