(В.Л.Беспалько «Советская педагогика» №4 – 1968).
1.Уровень узнавания (указывает на понятие).
2.Уровень понимания (ученик отличает существенные признаки от несущественных. Но понятие не обобщено. Ученик ориентируется на образцы, которые рассматривались на уроке или даны в учебнике).
3.Уровень осознания. (Усваивается содержание и объем понятия). Может привести свои примеры, правильно проанализировать с точки зрения этого понятия новое произведение.
4.Уровень трансформации. Усвоенное понятие может быть применено для анализа явлений другого ряда.
Литература:
1) Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. М.,Просвещение, 1976.
2) З.С.Смелкова. Литература как вид искусства, М.,Флинта, 1997.
3) С.Наровчатов Необычное литературоведение, М., «Детская литература», 1981.
4) М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах, Рольф, Москва, 2000.
Лекция №6
Сочинение в старших классах
Школьное сочинение – самостоятельная письменная работа учащихся, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений.
Школьное сочинение – учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. В этом смысле сочинение – творческая работа и средство воспитания, формирования личности школьника, его общественной активности. Основные классификации сочинений отличаются большим разнообразием, они классифицируются 1) по характеру материала и по тематике — на литературные темы, на основе собственного жизненного опыта учащихся, по картинам и пр.; 2) по типам текста – повествование, описание, рассуждение; 3) по жанрам – очерки, рецензии, статьи в газету, письма, рассказы и пр.; 4) по степени самостоятельности и формам подготовительной работы – на заданную или свободную тему, с длительной подготовкой или без нее; 5) по стилю – художественные, публицистические, научные, смешанные.
Рассмотрим проблемно-тематичекую и жанровую классификацию сочинений.
Проблемно-тематическая типология
I. Сочинения- характеристики
1. Характеристика одного литературного героя. «Общественная и личная драма Чацкого», «Катерина как самобытный характер в пьесе А.Н. Островского «Гроза», «Наташа Ростова и проблема прекрасного в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»…
2. Сравнительная характеристика литературных героев «Онегин и Печорин в оценке В.Г. Белинского, «Почему и о чем» спорят Павел Кирсанов и Евгений Базаров, «Кутузов и Наполеон в изображении и оценке Л.Н. Толстого».
3. Характеристика группы литературных героев «Многообразие крестьянских типов в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», «Совесть поколения в лирике А.Т. Твардовского».
4. Обобщающая характеристика литературного типа (по ряду произведений). «Трагедия «маленького человека» в изображении русских писателей», «Женский идеал» в произведениях русских писателей»… Усложненный вариант:обобщающая характеристика лирического героя по циклу стихотворений.
II. 1. Анализ определенной темы:
«Образ народной России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», «Тема труда в творчестве Н.А. Некрасова», «Народная трагедия периода культа личности в изображении писателей»
2. Характеристика определенного периода или темы в творчестве писателей: «Мечта о героическом и прекрасном в ранних произведениях А.М. Горького».
3. Сочинения по проблемам содержания и формы литературного произведения: «Характер основного конфликта и его развитие в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
4. Анализ критической статьи: «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбова.
5. Сочинения по проблеме отражения важных исторических событий в литературном произведении: «Отечественная война 1812 г. как война народная в эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
6. Анализ определенной проблемы: «В чем смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза»?, «Сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином» (по произведениям Н.А. Некрасова), «Трагическое и оптимистическое в романе А.А. Фадеева «Разгром».
III. Сочинения на свободную тему
К этому разделу можно отнести сочинения о патриотизме, героизме, нравственных проблемах, об исторической памяти, экологии, о дружбе, любви, товариществе, о жизненном идеале, выборе профессиии, любимом герое и т.д “Литература и историческое знание”, “Исправьте общество, и болезней не будет”, “Поэт в России больше, чем поэт”, “Искусство в жизни человека”.
Жанровая классификация сочинений
Жанровые особенности (в теории литературы из называют жанрообразующими признаками) определяются не только выбором темы, характером материала для сочинения, но и способом изложения, отношением автора к анализируемому событию, явлению, герою. Используемая лексика, фразеология, синтаксический строй письменной работы определяются уровнем литературной и речевой культуры учащихся. Индивидуальность, своеобразие формы сочинения зависят от одаренности автора, способа его мышления. Специфику жанра часто определяет и пафос сочинения (патриотический, лирический, комический, публицистический, сатирический), то есть эмоциональный настрой, создаваемый сочинением.
В зависимости от этих факторов даже не самое сложное сочинение об одном литературном герое может быть написано в жанре сочинения – характеристики с элементами критического разбора, лирической исповеди, литературного портрета, очерка с суждениями о герое художественного произведения.
Аналитические (логические) варианты сочинения чаще всего оформляются в жанре небольшой литературно- критической статьи (отсюда и название этого типа сочинений). Они могут быть написаны также в жанре аннотации, краткой рецензии, рассуждений в форме маленького трактата, литературного образа.
Творческие (публицистические) сочинения на «свободную» тему предполагают полную свободу выбора формы изложения и могут быть составлены в виде рассказа, репортажа, заметки, воспоминаний, литературного путешествия, публицистической статьи, дневниковых записей.
В литературоведении обосновываются следующие важнейшие принципы жанрового деления: предмет изображения, способ изображения (средства, приемы), целевая направленность. Эти компоненты жанра могут быть приняты за основу при характеристике жанровых признаков сочинений.
Рассмотрим особенности некоторых жанров сочинений, в которых учащиеся могут проявить свою индивидуальность, творческую позицию, художественное чутью.
Сочинение- характеристика
При описании одного литературного героя необходимо обрисовать общественно-политическую и идейную борьбу (а не просто историческую эпоху в общих чертах), обусловившую появление данного героя, жизненные обстоятельства и условия, в которых герой формировался как представитель определенной среды. Социальная характеристика персонажа включает в себя рассмотрение его взглядов, убеждений, идеалов, нравственных принципов. Очень важно проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, определить идейно-нравственный смысл образа (что утверждается или отрицается в нем), а также отношение автора к герою. Существенной стороной характеристики является речь персонажа, в которой проявляется его социально-типическая сущность и неповторимая индивидуальность. Хорошо раскрыть другие способы художественной обрисовки, приемы создания образа, изобразительно -выразительные средства. Немаловажное значение для полноты характеристики имеет оценка героя в критике. В выводах следует сказать о художественном вкладе писателя в создание данного литературного типа, его воспитательной, общественной, познавательной роли в прошлом и теперь. Пишущий может выразить и свое отношение к персонажу. Распространенная ошибка школьников состоит в том, что в заключительной части сочинения этого типа делаются выводы по всему творчеству писателя, а не по данной теме. В сочинении – характеристике какого-либо исторического деятеля (Петр I, Кутузов, Наполеон) важно в начале кратко обрисовать его роль в истории, а основную часть сочинения посвятить подробному анализу образа исторического лица в художественном произведении.
При сравнительной характеристике двух литературных героев не рекомендуется давать описание одного персонажа, а затем другого. В данном случае важно показать их общие и противоположные черты, выявить неповторимость каждого из персонажей.
В сочинении – сравнительной характеристике автора и героя должны найти освещение многогранность личности автора, его отношение к герою. Важно показать, что личность автора проявляется не только в системе образов, но и в трактовке событий, в понимании исторического процесса, в концепции человека и во всех других компонентах произведения , в т.ч. в различного рода отступлениях (лирических, философских, исторических, публицистических). В сочинении – групповой характеристике также не следует рассматривать образы героев один за другим, механически соединяя их характеристики. Также сочинение выглядит примитивно, в нем много повторений. Здесь должен найти место анализ типических черт литературных героев и их индивидуальных особенностей. Разные подгруппы героев, а также отдельные персонажи сопоставляются, что дает возможность раскрыть их идейно-художественную сущность.
Сочинение – характеристика лирического героя. В данном сочинении лирический герой раскрывается как обобщающий образ в одном стихотворении или определенных циклах поэзии: гражданской, общественно-политической, патриотической, философской и др. В идейной направленности лирических стихотворений, их тематике, пафосе, в важнейших мотивах, выражении чувств, переживаний, размышлений, в оценке событий, явлений, других лиц -–во всем этом раскрывается образ лирического героя. При анализе лирических произведений важно уделить особое внимание изобразительно-выразительным средствам, ритмическому строю стиха.
Сочинение- литературный портрет
Специфика этого жанра связана с воссозданием духовного, творческого облика писателя, художника, ученого, общественного деятеля и т.д.
Литературный портрет – разновидность документального очерка. Основной метод его создания – биографический, что придает этому жанру художественную ценность и убедительность, побуждает к вниманию и размышлению. Источниками при работе над литературным портретом могут быть описания по памяти, по наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению на основе собеседования с «героем». Предметом литературного портрета является человек и его творческая деятельность.
Назначение данного жанра – исходя из особенностей личности описываемого героя литературного портрета, дать объяснение и оценку его творчества. При этом автор литературного портрета стремится дать материалу верную социально-общественную, конкретно-историческую и в то же время личную оценку, обнаружить «пристрастие», уловить такие характерные детали, так подать материал, чтобы читатель ощутил все своеобразие, неповторимую индивидуальность описываемой личности.
Основная особенность литературного портрета как жанра заключается в том, что автор не стремится к строгой последовательности в изложении материала; мысль его свободна, ассоциативна, автор охотно переходит к рассуждениям эмоционального плана, не стремится убедить читателя ссылками на авторитетные источники, литературоведческие каноны. Автор литературного портрета стремится проникнуть в психологию, мировоззрение, писателя, обосновав смысл поступков его героев. Литературный портрет дает возможность понять, как взгляды художника на различные проблемы воплотились в характерах и образах произведений.
Сочинение – рецензия
Рецензия как жанр означает рассмотрение, исследование, анализ научного или художественного произведения, суждение, отзыв о нем.
Рецензия — по выражению В.Г. Короленко – «легкая критическая кавалерия», наиболее распространенный и специфический жанр литературной критики и критической библиографии.
Задачи рецензии: 1) дать характеристику; 2) дать объективную оценку произведения.
Под характеристикой следует понимать библиографическое описание произведения (сообщение, информация о рассматриваемом произведении, его авторе, времени и месте создания); раскрытие темы, проблематики, идеи – содержания произведения; анализ средств выражения темы и идеи, системы образов, мастерства – художественной формы. Тут можно использовать такие методы и приемы, как пересказ и комментарий сюжета, цитирование произведения, описание кульминационного момента, начальной или финальной сцены, поступков центрального героя и т.д.
Оценка – это определение достоинств и недостатков произведения (концепции или идеи, образов, стиля и языка) на основе его характеристики. Эти две задачи неотделимы друг от друга. Оценка без характеристики является лишь голословным, бездоказательным утверждением, декларацией. Рецензия должна сочетать в себе логичность, обоснованность суждений, теоретическую основательность с умением детально, ярко представить художественное своеобразие произведения. При этом объективность критика, рецензента вовсе не исключает отражения его личных вкусов и пристрастий.
Рецензия рассматривает обычно одно произведение, анализирует и оценивает его, не ставя более широких и сложных задач.
В лучших рецензиях всегда выражается личность их авторов, их человеческая, творческая оригинальность.
В сочинениях, написанных в жанре рецензии, степень объективности, глубины, доказательности, убедительности, изложения определяется уровнем литературной и эстетической подготовки учащихся, различием их вкусов и т.д.
Сочинение- литературно-критическая статья
В словаре мы находим следующее определение жанра: «Статья – один из основных жанров публицистического вида, характеризующийся постановкой проблемы, разработкой широкого значения выводов на основе анализа явлений, взятых в неограниченном масштабе, на основе теоретических посылок и обобщенных данных».
Назначение статьи – обстоятельно рассмотреть факты, события, явления, осветить их обобщающей мыслью и на этой почве поставить, разработать общественно значимый вопрос. В центре критической статьи всегда находится актуальная идейная, нравственная, эстетическая проблема.
В литературно – критической статье оценка произведения строится на истолковании его как художественного целого, в единстве его идей и образов, а сама деятельность писателя рассматривается в его отношении к эпохе, обществу, литературной современности. Статья сочетает в себе освещение конкретных вопросов с глубокими теоретическими обобщениями. Анализ и обобщение – основные признаки статьи как жанра. В статье могут быть использованы самые различные литературные приемы: и элементы очерка, и изложение фактического материала в форме зарисовки, и раскрытие важных положений с помощью диалогов. Для статьи важно умелое сочетание обобщений и выводов с мастерством литературного изложения, с простотой, ясностью и образностью языка.
Сочинение – дневник
Дневник — форма повествования, ведущегося от первого лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни (личной, общественной, литературной и т.д.). Признаками дневника как жанра являются известная отрывочность записей, зашифрованность или полное сокрытие имен и фамилий, иногда преобладание самих фактов над их осмыслением, категоричность и неаргументированность общих оценок, записи на основе первых впечатлений, непроверенных предположений, слухов, мнений, причем все эти элементы обеспечивают непринужденный выбор и расположение материала и позволяют создавать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора-повествователя.
Сочинение в жанре дневниковых записей могут быть интересны своими развернутыми, вдумчивыми и оригинальными суждениями, например, о творчестве какого – либо писателя, или о волнующем воображение литературном герое. Такие сочинения приближаются к критическим рецензиям, носят оценочный характер. Но при этом их должны отличать особая откровенность пишущего, искренность его впечатлений и переживаний.
Методика работы над сочинением
1. Этап.
Работа над любым сочинением начинается с прочтения темы. Например, читаем тему «Не верят в мире многие любви…» (М.Ю. Лермонтов) На первый взгляд, перед нами простой случай, когда в центре высказывания одно нравственное понятие – любовь. Тема сочинения — вопрос, на который должна ответить письменная работа школьника. С определения этого вопроса начинается продумывание темы. В нашем случае вопрос может прозвучать так: «Почему не верят в мире многие любви?» Сразу возникает ряд новых вопросов: А что такое вера? У кого она есть? И у кого ее нет? От чего зависит уверенность в своих чувствах и чувствах других?» Итак, при чтении и разборе темы необходимо выявить круг нравственных понятий, в ней заключенных, с помощью вопросов, которые учится задавать ученик. Когда выявлен круг нравственных понятий, необходимо перейти к следующему этапу работы:
2-Этап.
Определение нравственных понятий. Эта работа осуществляется различными способами. Владение понятиями позволяет раскрыть суть тем, основу которых составляет это нравственное понятие.
Например, тема
«Не то что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
Попробуем дать определение понятиям: природа, душа, свобода, любовь, язык.
Природа –
1) растительный и животный мир, леса, реки, озера, горы и т.д.
2) весь мир с его многообразием, все то, что живет независимо от человеческой жизни;
3) … естество, все вещественное, вселенная, все мироздание, все зримое, подлежащее пяти чувствам (В. Даль)
Душа –
1) внутренний мир, психология;
2) мир чувств;
3) а) бессмертное духовное существо, озаренное разумом и волею;
б) духовные качества человека, совесть, внутренние чувства (В. Даль)
Свобода –
1) независимость;
2) самостоятельная жизнь;
3) своя воля, простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле (В. Даль)
Любовь –
1) , 2) привязанность, доброе, хорошее отношение к кому-либо;
2) сильная к кому-нибудь привязанность, начиная от склонности до страсти (В. Даль)
Язык –
1) речь, слова, с помощью которых можно выразить свои мысли, чувства.
2) средство общения людей;
3) способность или возможность говорить (В. Даль)
Эти определения (первичное, более продуманное и глубокое, и взятое из словаря) помогают увидеть многообразные оттенки значений этих слов и, как следствие, дают возможность более широко осмыслить тему. Необходимо давать наиболее общие и наиболее точные определения, сознательно ограничивая себя в количестве, чтобы не уподобиться герою повести А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу», который собрал несколько тысяч разнообразных определений счастья, так и не поняв, что же это такое.
3 Этап.
После определения сути нравственных понятий необходимо отобрать фактический материал, который ученик может использовать в своем сочинении (эпизоды из художественных произведений, цитаты, дополнительная литература).
4 Этап.
После этого этапа начинается этап составления плана сочинения. Содержание и форма плана зависят от темы, основной мысли, которую хочет выразить автор сочинения, от жанра работы.
Планы сочинений художественного жанра могут не иметь логического основания и представлять собой скорее не план, а оглавление отдельных подтем, тесно взаимосвязанных.
Например: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон) (Жанр своей работы определяет ученик)
Ученица выбрала жанр письма – воспоминания о восприятии и осмыслении романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
1. Как мало и как много человеку нежно для счастья.
2. Что такое счастье?
3. «Жизнь моя была пуста».
4. «В этом романе Мастера вся моя жизнь».
5. «Пока я чувствую чужую боль, я живу».
6. «Я готова на все..»
Подобный план представляет собой хронологическое перечисление в живых картинах, другими словами, его основа– хронологическое, а не логическое.
Планы научных и публицистических сочинений ближе друг к другу подчиняются логическим правилам: они должны полностью раскрыть тему, не включая лишнего материала, иметь общее основание; пункты плана взаимно исключают друг друга, формулировки пунктов плана не должны быть однообразны, штампованы. Последнее требование особенно важно в публицистических сочинениях: общий эмоциональный тон публицистических сочинений находит свое отражение в плане. Здесь уместен цитатный план
Планы могут быть простыми и сложными, цитатными.
1. Творчество Мастера – подвиг или счастье?
«Правду говорить легко и приятно».
(М. Булгаков)
2. Правда в литературе:
а) правда социального заказа;
б) правда факта.
IV. Легко ли говорить правду?
1. Правда в подцензурных условиях (И. Тургенев и Салтыков-Щедрин)
2. Правда в условиях социального заказа (М. Шолохов и А. Платонов)
V. Как отнестись к правде писателя?
1) «Тьмы низких пятен «Нам дороже нас возвышающий обман» (А.С. Пушкин). Так ли это?
2) «Платон, ты мне друг, но истина дороже» (Сократ) – можно ли оспорить эти слова?
Сочинение -рассуждение научного плана по одному или нескольким произведениям легче всего написать по предварительно составленному сложному плану.
«Диалектика души» героев Л.Н. Толстого
I. Психологический подход к изображению человека в русской литературе ХIХ века.
II. «Диалектика человеческой души» – главное художественное открытие Л.Н. Толстого.
1. «Человек есть «текучее вещество» (Л.Н. Толстой)
2. Текучее вещество человеческого характера в ранние годы жизни (Н. Иртеньев):
а) контрасты и противоречия чувств,
б) изображение нравственного и духовного роста.
3. Исследование возможностей человеческой личности и стремление к обновлению в противоборстве со средой (А. Балконский)
4. Изображение душевной жизни в ее внутреннем течении (П. Безухов)
5. Художественные приемы, используемые писателем для раскрытия внутреннего мира героя.
III. Значение художественных открытий Л.Н. Толстого для русской литературы ХХ века
5 Этап.
После завершения работы над планом учащиеся приступают к написанию сочинения.
Оценка сочинений в старших классах.
Сочинение- один из основных видов проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся в V-ХI классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
С помощью сочинений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. (см. нормативы для оценки контр. диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Сельденкова М.А.
Задача современной школы состоит не столько в вооружении своих учащихся знаниями, сколько в формировании умений добывать, приобретать знания. В нашей школе мы стараемся делать это целенаправленно по мере возникновения у учащихся такой потребности при решении, поставленных перед ними проблем.
Чтобы учащиеся при выходе из стен школы обладали в полной мере способностью работать с информацией, необходимо постепенно формировать у них следующие умения и навыки:
- находить, требующуюся информацию в различных источниках, осознанно ее считывать;
- критически осмысливать информацию, понимать ее суть, цель изложения;
- систематизировать информацию по заданным признакам;
- видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
- находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против»;
- устанавливать связи между информационными сообщениями, находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних информационных потоков».
Одним из главных условий формирования этих умений является, на наш взгляд, создание в школе соответствующей информационно-образовательной среды. Для этого необходимо компьютеризировать школьные кабинеты, иметь выход в Интернет, обеспечить всем учащимся с младших классов возможности осваивать основы работы с компьютерной техникой, прикладным программным обеспечением (в основной школе), осваивать основы медиакультуры, Интернет-технологии, компьютерную графику и дизайн. Кроме этого необходимо организовать работу по созданию Интернет-сайтов, школьных газет, видеофильмов. Хорошо, если в школе реализуются телекоммуникационные проекты: дистационное образование, тестирование, сотрудничество со сверстниками из других стран, осуществляется работа по созданию электронного библиотечного каталога. Мы ожидаем, что в созданную в нашей школе коммуникативную информационно-образовательную среду будут включены все учащиеся и учителя школы.
Процесс формирования у учащихся информационных умений необходимо контролировать. Для этого в школе (основной и старшей) осуществляется стартовый, промежуточный и итоговый контроль в следующих формах:
- устные и письменные задания, проверяющие отдельные этапы работы с информацией — навыки беглого осознанного чтения, умения конспектировать найденную информацию, перерабатывать информацию (сокращать, выделять главные моменты, которые имеет смысл сохранить в памяти);
- деловые игры по различным предметам;
- устные интервью, письменные анкетирования;
- анализ предложенных учащимися сайтов;
- презентации проектов, видеофильмов на итоговой аттестации в качестве альтернативных форм сдачи экзаменов.
Выбор форм контроля осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровня развития у них интеллектуальных учебных умений, их медицинских показателей. В каждом классе заполняется карта динамики работы учащихся с информацией (см. Приложение 1).
Исследования второй половины ХХ века подтвердили индивидуально-личностную специфику восприятия информации. В 1983 году Гарднер констатировал, что все люди, сталкиваясь с проблемными ситуациями, используют 7 типов мыслительных способностей:
- лингвистический (поэты);
- логико-математический (ученые-естественники);
- музыкальный (композиторы);
- пространственный (скульпторы, летчики);
- телесно-кинестический (танцоры, атлеты);
- интерперсональный (учитель);
- интаперсональный (люди с точным взглядом на себя).
Различия учащихся по восприятию информации необходимо учитывать при оценке их работы. На школьных конференциях, при проведении итоговой аттестации учителя оценивают защиту рефератов, презентацию сайтов и проектов по следующим позициям:
- демонстрация понимания проблемы, собственная формулировка цели и задач проекта, выбранного пути решения;
- аргументация выбранного способа решения проблемы;
- анализ хода поиска решения;
- анализ влияния различных факторов на ход работы;
- самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
При промежуточной оценке работ учащихся уровень успешности выполнения определяется набранными баллами. Баллы начисляются по следующим показателям:
«5 баллов» — ученик проявил творчество в работе, мыслит образно, умеет работать с различными источниками и видами информации, выполнял задание самостоятельно, не прибегая к помощи.
«4 балла» — ученик использовал приемы, которые применяли другие учащиеся, 1-2 раза обращался за помощью к учителю.
«3 балла» — ученик мыслит продуктивно, но работает по шаблону, 3-4 раза обращался за помощью к учителю, имеет проблемы с систематизацией и оформлением задания.
«2 балла» — ученик воспроизводит информацию механически, на всех этапах работает только под руководством учителя.
«3 балла» — ученик мыслит продуктивно, но работает по шаблону, 3-4 раза обращался за помощью к учителю, имеет проблемы с систематизацией и оформлением задания.
«2 балла» — ученик воспроизводит информацию механически, на всех этапах работает только под руководством учителя.
«1 балл» — ученик может работать только вместе с учителем по особой методике, так как слабо владеет речью, обладает низким уровнем всех мыслительных операций.
Приведем примеры промежуточных упражнений, связанных с работой с информацией, которые выполняли учащиеся нашей школы.
1. Анкетирование (проводится после изучения темы):
- Какой план изложения темы избрал автор?
- Известны ли вам другие источники, в которых эти вопросы изложены более строго?
- Какие места вам показались наиболее сложными (красивыми)?
- Не можете ли вы в некоторых местах упростить изложение, дать иное доказательство (иное изложение проблемы)?
- Как можно представить результаты для лучшего восприятия?
2. Творческие задания:
- Постройте алгоритм (программу решения проблемы).
- Подготовьте сообщения с опорой на мультимедиа-презентацию, включающую наименование разделов выступления и основных тезисов, иллюстрации (фотографии, видеофильмы, динамические модели), звуковое сопровождение.
Предварительная обязательная работа, которая проводится с учащимися на различных уроках, включат обучение правилам запоминания и хранения информации (как запомнить правило, выучить формулу, как правильно работать со справочниками, атласами и т.п.).
По результатам анкетирования выпускников школы были получены следующие данные:
— при чтении учащиеся запоминают 35% информации, при конспектировании – 70%;
— 60% учащихся сталкиваются с необходимостью самостоятельно изучать новый материал, при этом справляются с такой работой только половина учащихся, другая половина учащихся отмечает, что не всякий материал доступен для самостоятельного освоения;
— 10% выпускников не могут самостоятельно сделать конспект, критически оценить информацию;
— 5% учащихся не могут правильно оформить полученную информацию (правильно расположить, озаглавить, составить план, привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения);
— 2% испытывают трудности при чтении.
По этим данным мы можем оценивать результаты деятельности школы по формированию у учащихся навыков работы с информацией.
Почти в три раза за последние годы в нашей школе возросло количество учащихся, которые выбирают альтернативные формы сдачи экзаменов: рефераты, творческие проекты. Подготовка к сдаче экзаменов в такой форме является замечательным дидактическим средством развития способностей работать с информацией на творческом уровне.
Приложение 1
Карта динамики работы учащихся с информацией.
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Фамилия, имя |
Иванов |
|||||||||
Группа здоровья |
1 |
|||||||||
Учебная мотивация |
в |
|||||||||
Техника чтения |
в |
|||||||||
Развитие речи (устной/письменной) |
в/с |
|||||||||
Развитие памяти и внимания |
в |
|||||||||
Развитие мыслительных операций (анализ, обобщение и т. д.) |
в |
|||||||||
Навыки работы на компьютере |
с |
|||||||||
Умение работать со справочной литературой |
в |
|||||||||
Умение конспектировать |
с |
|||||||||
Творческое представление информации |
в |
|||||||||
Критическая оценка результатов работы |
с |
|||||||||
Уровень самостоятельности при работе |
с |
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Фамилия, имя |
Иванов |
|||||||||
Группа здоровья |
1 |
|||||||||
Учебная мотивация |
в |
|||||||||
Техника чтения |
в |
|||||||||
Развитие речи (устной/письменной) |
в/с |
|||||||||
Развитие памяти и внимания |
в |
|||||||||
Развитие мыслительных операций (анализ, обобщение и т. д.) |
в |
|||||||||
Навыки работы на компьютере |
с |
|||||||||
Умение работать со справочной литературой |
в |
|||||||||
Умение конспектировать |
с |
|||||||||
Творческое представление информации |
в |
|||||||||
Критическая оценка результатов работы |
с |
|||||||||
Уровень самостоятельности при работе |
с |
Условные обозначения: в — высокий уровень; с — средний; н — низкий.
Основные задачи педколлектива ГОУ СОШ № 1129 по повышению качества знаний:
- На различных ступенях обучения учить учащихся целенаправленному поиску информации различными способами, уделяя внимание следующим аспектам:
— общему развитию личности
-интересам учащихся
-поиску учебной информации
— общению со сверстниками
— учебно-образовательным проектам
— профориентации
— работе в сети Интернет
2.Методическим объединениям разработать перечень навыков работы с информацией,
которыми должны овладеть учащиеся , исходя из специфики предмета.
3.Методическому совету школы совместно с психологической службой разработать
задания для контроля уровня умений и навыков работы с различного рода ин-
формацией.
4.Классным руководителям ежегодно анализировать динамику умений работать с ин-
формацией для каждой возрастной группы и знакомить учителей- предметников и
родителей с результатами.
5.Для мотивированных на учебу учащихся активнее использовать рефераты и
исследовательские проекты для творческих домашних заданий,
для проведения итоговой аттестации за курс основной и полной средней
школы.
6. Изучать и пропагандировать передовой педагогический опыт по обучению
учащихся работе с информацией на уроках и во внеурочное время.
Совместная работа учителей, классных руководителей, психологической службы школы, родителей позволит учащимся овладеть умениями и навыками работы с информацией и подготовит их к дальнейшей взрослой жизни, продолжению образования и получению профессии.
Список используемой литературы.
1. Бухвалов В.А. « Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества»
М. « Педагогический поиск » ,2002 год.
2. Педагогическая лоция приложение к журналу « Лицейское и гимназическое образование» 2002-2003 год.
3. Сериков В.В. « Образование и личность» М. « Логос» 1999 год.
4. Сборник « Мониторинг функционального состояния здоровья школьников»
М. МИОО. 2004 год
5. Чернявская А.П. « Педагогическая техника в работе учителя»
М. «Педагогический поиск «2002год.
6. Якушина Е.В. « Интернет для школьников и начинающих пользователей»
М. «Аквариум» 1997год
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Библиография
Русский[править]
В Викиданных есть лексема сформированность (L168102). |
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | сформиро́ванность | сформиро́ванности |
Р. | сформиро́ванности | сформиро́ванностей |
Д. | сформиро́ванности | сформиро́ванностям |
В. | сформиро́ванность | сформиро́ванности |
Тв. | сформиро́ванностью | сформиро́ванностями |
Пр. | сформиро́ванности | сформиро́ванностях |
сфор—ми—ро́—ван—ность
Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: —.
Произношение[править]
- МФА: [sfərmʲɪˈrovən(ː)əsʲtʲ]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- свойство или состояние по значению прилагательного сформированный ◆ В частности, в данном случае, нас интересует уровень сформированности школьной зрелости ребенка. Марина Стожарова, «Формирование школьной зрелости дошкольников», 2015 г.
Синонимы[править]
Антонимы[править]
- несформированность
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
|
Этимология[править]
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
Библиография[править]
|
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Значение слова «сформированность»
-
сформиро́ванность
1. свойство или состояние по значению прилагательного сформированный ◆ В частности, в данном случае, нас интересует уровень сформированности школьной зрелости ребенка. Марина Стожарова, «Формирование школьной зрелости дошкольников», 2015 г.
Источник: Викисловарь
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: штуцерный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «сформированность»
Предложения со словом «сформированность»
- Каждый раздел сопровождается практическими тестовыми заданиями, позволяющими проверить уровень сформированности навыков.
- Очевидно, это связано с социальными характеристиками общества, с разной степенью сформированности среднего класса.
- Иногда первоклассник испытывает трудности не из-за социальных причин, а из-за проблем, связанных с недостаточной сформированностью психических функций.
- (все предложения)
Понятия, связанные со словом «сформированность»
-
Зона ближайшего развития (ЗБР) — теоретический конструкт, введённый Львом Выготским в начале 1932—1934 гг. для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребёнка.
-
Сопряженная идеомоторика — Научно-методический подход, разработанный С.В.Квасовцом и А.В.Ивановым, являющийся современным развитием методики сопряженных моторных реакций А. Р. Лурия.
-
Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности…
-
Теории нативизма — теории психического развития, общим для которых является определение характеристик и особенностей зрелой личности как изначально предопределенных с момента зачатия. Теории нативизма и эмпиризма, в первую очередь, являются философскими теориями, но на них основе созданы психологические теории, объясняющие психологическое развитие личности. Общим для данных теорий личностного развития является определение наследственности как главной движущей силы и единственной детерминанты развития…
-
Когнитивная ригидность (лат. cоgnitiо — знание и rigidus — жёсткий) — неготовность изменять концептуальную картину окружающего мира при получении новой информации. Это негибкость мышления, при которой наблюдается затрудненность в переосмыслении и изменении действий, создании новых стратегий поведения в ситуации, объективно требующей их перестройки. В повседневной жизни это проявляется в сложности усвоения и использования новой информации, практических навыков, обучающих материалов.
- (все понятия)
Отправить комментарий
Смотрите также
-
Каждый раздел сопровождается практическими тестовыми заданиями, позволяющими проверить уровень сформированности навыков.
-
Очевидно, это связано с социальными характеристиками общества, с разной степенью сформированности среднего класса.
-
Иногда первоклассник испытывает трудности не из-за социальных причин, а из-за проблем, связанных с недостаточной сформированностью психических функций.
- (все предложения)
- развитость
- мотивированность
- выраженность
- подготовленность
- включённость
- (ещё синонимы…)
Сформированность
Ответ:
Правильное написание слова — сформированность
Неправильное написание слова с ошибкой — сформированость, сформированносьть
Выберите, на какой слог падает ударение в слове — РОДОДЕННДРОН?
или
Слово состоит из букв:
С,
Ф,
О,
Р,
М,
И,
Р,
О,
В,
А,
Н,
Н,
О,
С,
Т,
Ь,
Похожие слова:
сформировавший
сформировавшийся
сформировал
сформировалось
сформирование
сформированные
сформированный
сформировать
сформироваться
сформировывавший
Рифма к слову сформированность
разочарованность, необразованность, неожиданность, странность, обязанность, запутанность, преданность, искренность, непреклонность, неестественность, неопределенность, беременность, собственность, бессмысленность, отчужденность, злонамеренность, озабоченность, размеренность, опущенность, ограниченность, восторженность, постепенность, напряженность, бесчисленность, численность, степенность, распущенность, медленность, приверженность, мертвенность, доверенность, величественность, торжественность, сосредоточенность, невинность, самоуверенность, таинственность, ответственность, предопределенность, смягченность, откровенность, особенность, склонность, бесцеремонность, несвоевременность, уверенность, внутренность, повинность, законность, способность, серьезность, должность, несложность, пагубность, бледность, возможность, подробность, наружность, противоположность, противуположность, противность, бедность, взаимность, негодность, непрерывность, очевидность, принадлежность, неисправность, интенсивность, исправность, потребность, важность, громадность, ревность, трудность, леность, враждебность, случайность, виновность, праздность, сложность, невозможность, неподвижность, необычайность, готовность, наивность, жадность, разнообразность, ничтожность, забавность, неспособность, набожность, ложность, осторожность, нежность, целесообразность, любезность, холодность, неизбежность, молодость, редкость, несправедливость, стойкость, брюзгливость, поворотливость, строгость, живость, твердость, низость, сладость, дикость, вспыльчивость, изворотливость, гордость, ласковость, слабость, колкость, справедливость, грубость, учтивость, гадость, легкость, заботливость, неучтивость, забывчивость, памятливость, узкость, гость, торопливость, тонкость, мягкость, пакость, тягость, молчаливость, дерзость, благость, неловкость, резвость, стыдливость, мерзость, близость, резкость, сносливость, задумчивость, новость, радость, некрасивость, кость, разговорчивость, власть, есть, напасть, ненависть, месть, прелесть, скласть, зависть, класть, пасть, поесть, тяжесть, съесть, приобресть, весть, кисть, честь, тягучесть, сесть, доесть, украсть, попасть, подпасть, участь, несть, часть, область, присесть, надоесть, покаместь, лесть, страсть, прочесть, красть, совесть, пропасть, счесть, горесть, масть, шесть, упасть, привесть, признавать, раздевать, расстраивать, преодолевать, овладевать, наплевать, ослабевать, задавать, давать, подозвать, отдавать, звать, познавать, узнавать, подавать, распродавать, развивать, завоевать, подозревать, ать, отогревать, вызвать, выдавать, девать, воевать, вставать, надевать, отстаивать, доставать, одевать, сбивать, назвать, напевать, взбивать, отставать, ночевать, сознавать, позвать, убивать, призвать, погибать, настаивать, танцевать, придавать, отбивать, продавать, перебивать, жевать, издавать, поспевать
Толкование слова. Правильное произношение слова. Значение слова.
Перейти к содержанию
«Сформировано» или «сформированно» — как правильно?
На чтение 3 мин Просмотров 2.3к. Опубликовано 24.02.2022
Не можете решить, как нужно правильно писать слово – «сформировано» или «сформированно»? Базовые правила орфографии помогут справиться с этим затруднением и найти корректный вариант написания.
Как пишется правильно: «сформировано» или «сформированно»?
Какое правило применяется
Предложенное для анализа слово относится к категории причастий. Оно образовано от глагола «сформировать». Это глагол совершенного вида, но у него есть приставка «с-».
Согласно правилам орфографии, причастия, образованные от бесприставочных глаголов, пишутся с удвоенной буквой Н. Поскольку у глагола, являющегося исходным для нашего слова, имеется приставка, наше причастие под это правило не попадает. Значит, оно должно писаться с одиночной Н в суффиксе – «сформировано».
Примеры предложений
- Заявление на предоставление материальной помощи было сформировано мной через портал Госуслуг, что существенно сэкономило мне время.
- Ваше мнение по данной ситуации было сформировано под влиянием людей, которые недостаточно разбирались в этом вопросе.
Как неправильно писать
Склонение слова сформированность по падежам
На этой странице показано слонение слова сформированность по падежам в единственном и множественном числе
Склонение слова сформированность в единственном числе
Падеж | Вопрос | Склонение |
---|---|---|
Именительный | Кто, что? | сформированность |
Родительный | Кого, чего? | сформированности |
Дательный | Кому, чему? | сформированности |
Винительный | Кого, что? | сформированность |
Творительный | Кем, чем? | сформированностью |
Предложный | О ком, чем? | сформированности |
Склонение слова сформированность в множественном числе
Падеж | Вопрос | Склонение |
---|---|---|
Именительный | Кто, что? | сформированности |
Родительный | Кого, чего? | сформированностей |
Дательный | Кому, чему? | сформированностям |
Винительный | Кого, что? | сформированности |
Творительный | Кем, чем? | сформированностями |
Предложный | О ком, чем? | сформированностях |
Добавьте свои комментарии к склонению слова сформированность
На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.
На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.
Перевод «уровень сформированности» на английский
level of formation of
level of development of
Овладение необходимым набором диагностических методик позволяет определить уровень сформированности исследовательских умений, проводить коррекцию полученных результатов.
Mastering a necessary set of diagnostic techniques allows to determine the level of formation of research abilities, to carry out correction of the received results.
Раскрыты основания для обоснованного отбора оценочных средств, позволяющих измерить и оценить уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения.
Disclosed grounds for reasonable selection of evaluation tools to measure and evaluate the level of formation of common cultural and professional competencies of bachelors training.
Все они нашли отражение в интервальной переменной, определившей уровень сформированности коммуникативных навыков индивида и качества осуществления коммуникативной деятельности в целом.
All these are reflected in an interval-type variable that determines the level of development of communication skills of the individual and the quality of the communication activity in general.
Программное обеспечение дает возможность проверить, насколько хорошо Вы воспринимаете на слух диалоги и монологи, владеете лексикой и грамматикой казахского языка, и установить уровень сформированности навыков чтения.
The software allows you to check how well you can listen to dialogues and monologues, own vocabulary and grammar of the Kazakh language, and set the level of development of reading skills.
Представлено эмпирическое исследование, цель которого — проанализировать уровень сформированности саморегуляции у старшеклассников и сравнить его с результатами студентов первого курса вуза.
An empirical study is presented, the purpose of which is to analyze the level of formation of self-regulation among older students and compare it with the results of first-year students.
«… оценить уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров…»
«… and evaluate the level of formation of common cultural and professional competencies of bachelors training…»
Завершающим этапом изучения дисциплины является промежуточная аттестация, в ходе которой проверяется уровень сформированности компетенций дисциплины.
The final stage of the discipline is the intermediate certification, during which the level of formation of competencies of the discipline is checked.
В ходе нейропсихологических исследований специалист определяет основную причину трудностей ребенка, уровень сформированности отдельных психических функций, сильные и слабые стороны развития.
In the course of neuropsychological examination, the specialist determines the root cause of the the child’s difficulties, as well as the level of formation of individual mental functions, and the development strengths and weaknesses.
Научная новизна исследования заключается в подборе выборки таким образом, чтобы позволить оценить уровень сформированности саморегуляции у старшеклассников, обучающихся в различных образовательных условиях: в городских, сельских, общеобразовательных, кадетских школах.
The scientific novelty of the study is to select the sample in such a way as to make it possible to assess the level of formation of self-regulation in high school students studying in various educational conditions: in urban, rural, comprehensive, cadet schools.
Как показало исследование, 39,4 % опрошенных студентов имеют средний уровень сформированности эмпатических способностей, 51,1 % — низкий и 9,5 % — очень низкий.
The study showed that 39.4% of the surveyed students have an average level of formation of empathic abilities, 51.1% — low and 9.5% — very low.
Уровень сформированности коммуникативных компетенций напрямую зависит от качества овладения языковыми средствами, в том числе и лексической стороной речевой деятельности.
The level of formation of communicative competence depends on the mastery of quality, including the lexical part of speech activity.
Уровень сформированности компетенций может быть определен через составление информацион-ной карты мониторинга, разработанной Н. Л. Галеевой.
The level of formation of competences can be determined through the preparation of monitoring information card, developed by N. L. Valeevoj.
Рефлексия как высокий уровень сформированности личностных качеств профессионала сопрягается с эмпатией и толерантностью.
Reflection, as the high level of development of the personal qualities of the professional, interacts with empathy and tolerance.
Оценочно-диагностический инструментарий включал также ряд валидных методик, позволяющих объективно оценить уровень сформированности ИКТ-компетентности.
The evaluation and diagnostic toolkit also included a number of valid methods that allow an objective assessment of the level of the formation of ICT competence.
Результаты мониторинга выявили низкий и очень низкий уровень сформированности экологической компетентности у большинства бакалавров социально-экономического профиля.
The results of the monitoring revealed a low and very low levels of environmental competence for most undergraduate students studying for socio-economic degrees.
Высокий уровень сформированности правовой культуры у студентов позволяет им реализовывать свои способности, интересы, потребности.
A high level of the legal culture allows the students to realize their abilities, interests, and needs.
Ключевые слова: методологические подходы, патриотическая компетентность, уровень сформированности патриотической культуры, формирование личности.
Keywords: methodological approaches, patriotic competence, level of patriotic culture’s formation, formation of personality.
Обучение проектированию по разработанной модели приводит к осмыслению значимости учения, личностной мотивации и активности студентов, обеспечивая высокий уровень сформированности профессиональных компетенций.
Training in design according to the developed model leads to the understanding of the importance of the desire to learn, personal motivation and activity of students, providing a higher level of professional competence.
Первый этап включал оценку теоретической и практической подготовки аспирантов на государственном экзамене и показал хороший уровень сформированности компетенций будущих выпускников.
The first stage included an assessment of the graduate students’ theoretical and practical training in the state exam and showed a good level of competencies of the future graduates.
Каков достигнутый детьми уровень сформированности навыков разрешения проблем?
Результатов: 28. Точных совпадений: 28. Затраченное время: 68 мс
Documents
Корпоративные решения
Спряжение
Синонимы
Корректор
Справка и о нас
Индекс слова: 1-300, 301-600, 601-900
Индекс выражения: 1-400, 401-800, 801-1200
Индекс фразы: 1-400, 401-800, 801-1200