Как пишется васнецов

В Википедии есть статья «Васнецов».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Анаграммы

Русский[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
м. ж.
Им. Васнецо́в Васнецо́ва Васнецо́вы
Р. Васнецо́ва Васнецо́вой Васнецо́вых
Д. Васнецо́ву Васнецо́вой Васнецо́вым
В. Васнецо́ва Васнецо́ву Васнецо́вых
Тв. Васнецо́вым Васнецо́вой Васнецо́выми
Пр. Васнецо́ве Васнецо́вой Васнецо́вых

Васнецо́в

Существительное, одушевлённое, местоименное склонение. Имя собственное (фамилия).

Корень: -Васнецов-.

Произношение[править]

  • МФА: [vəsʲnʲɪˈt͡sof]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. русская фамилия ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов
  • Английскийen: [[]]
  • Немецкийde: [[]]

Анаграммы[править]

  • Васенцов
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить необходимые разделы в «Семантические свойства» (Синонимы, Антонимы, Гиперонимы, Гипонимы)
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

васнецов

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

СЛОВАРЬ РУССКИХ ФАМИЛИЙ

ВАСНЕЦОВ

Фамилия, близкая по смыслу Васильевым, но имеющая, если так можно выразиться, притяжательный характер. Прозвище Васинец получали те, кто принадлежал к дому Василия. Со временем в соответствии с законами произношения Васинецов превратился в Васнецова. Возможна и такая версия: бытовало на Руси слово васнь, что означало ‘ссора, раздор’. Не исключено, что от самого отчаянного спорщика и пошли Васнецов, Васнин, Васнинский.

ВАСНЕЦОВ

Автор «Аленушки» и «Ивана-царевича на Сером волке», художник В. М. Васнецов писал: «Происхождение моей фамилии совершенно русское — как и я сам. Жилбыл в старые годы в нашей стороне Василий. По обычному сокращению Вася. Дети его и вообще домочадцы и родичи прозывались, пообычаю же, Васины, главный в роде стал прозываться Васин, а его домочадцы и родичи звались Васинцы.(Васинец значит из дома или рода Васина, как происходящий из Рязани называется рязанец, и т. п.). Следующие поколения уже начали прозываться Васинецовы; фонетически правильнее произнести, выбросив и, Васнецовы». Позволю себе в одном месте поправить замечательного нашего художника. Не «фонетически правильнее произнести», а проще, легче произнести, тем более что на его родине ударение в этой фамилии ставится на первом слоге. (Ф) Впрочем, не менее весомо мнение, что в основе фамилии старинное слово васнь — спор, раздор, то есть Васнецов в этом случае Спорщиков. (Э)

ВАСНЕЦОВ

Фамилия, близкая по смыслу Васильевым, но имеющая, если так можно выразиться, притяжательный характер. Прозвище Васинец получали те, кто принадлежал к дому Василия. Со временем в соответствии с законами произношения Васинецов превратился в Васнецова. Возможна и такая версия: бытовало на Руси слово васнь, что означало ‘ссора, раздор’. Не исключено, что от самого отчаянного спорщика и пошли Васнецов, Васнин, Васнинский.

СКАНВОРДЫ

— Русский художник, автор картины «Алёнушка».

— Русский художник, автор картины «Три богатыря».

— Русский художник, автор картины «Витязь на распутье».

— Русский художник, автор картины «Иван Царевич на Сером Волке».

— Русский художник, автор картин «Снегурочка», «Встреча Олега с кудесником», «Страшный суд».

— Русский художник, автор картин «С квартиры на квартиру», «Преферанс», «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

— Русский художник, автор картин «Илья Муромец», «Поединок Пересвета с Челубеем», «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный».

— Русский художник, автор картин «Ковёр-самолёт», «Три царевны подземного царства», «Воины Апокалипсиса».

— Русский художник, автор картин «Баян», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Христос Вседержитель».

— Русский художник, автор картин «Крещение Руси», «Гамаюн», «Гусляры».

— Художник, по рисунку которого в Абрамцево в 1883 году была сооружена избушка на курьих ножках.

— Его «Нищие певцы» совсем не похожи на его же сказочных героев.

— Русский художник, автор картин «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», «В костюме скомороха», «Плащаница».

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

васнецов анд. влад

ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ

ВАСНЕЦО́В Анд. Влад. (род. 1924) — художник-монументалист. Внук В. М. Васнецова. Учился в Моск. ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1946-53) у А. А. Дейнеки, А. Д. Гончарова, П. П. Соколова-Скаля. Дипломная работа — картина «Изобилие». Участник выставок с 1954, в т. ч. — «40 лет МОСХа» (1962). Написал ряд панно (совм. с др.) для сов. павильонов на заруб. выставках (Лейпциг, 1953, Нью-Йорк, 1957, Всемирная выставка в Брюсселе, 1958). Участвовал в росписи гостиницы «Варшава» (1960) и почтамта на Казанском вокзале (1965), в выполнении фриза для Дворца пионеров (1962), в создании барельефа для Центр. Мор. клуба ДОСААФ СССР (1964) и др., мозаичного панно «Советские люди — покорители космоса» (1966-67) для Музея истории космоса (Калуга). Автор проекта (совм. с И. И. Васнецовой) оформления жилого квартала на тему «История транспорта» (1966-67). Автор живописных картин: «Хирурги» (1955), «Варшавянка» (1956) и др. Секр. (1983-88), пред. (1988-92) правления СХ СССР. Чл.-корр. Рос. АХ (АН СССР с 1988), проф. Нар. художник РСФСР (1984), Гос. премия СССР (1979) за мозаику «Человек и печать» в здании изд-ва газ. «Известия».

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

васнецов андрей владимирович

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Васнецо́в Андрей Владимирович (р. 1924), художник-монументалист, живописец, народный художник СССР (1991), член-корреспондент АХ (1988). Внук В. М. Васнецова. Председатель правления СХ (с 1988). Строгие, простые по выразительным средствам мозаики, декоративные скульптуры, рельефы (мозаика «Человек и печать» в новом здании газеты «Известия», 1977, совместно с Н. И. Андроновым, Государственная премия СССР, 1979).

* * *

ВАСНЕЦОВ Андрей Владимирович — ВАСНЕЦО́В Андрей Владимирович (р. 1924), российский художник-монументалист, живописец, народный художник СССР (1991), член-корреспондент АХ (1988). Внук В. М. Васнецова (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович). Председатель правления СХ (с 1988). Строгие, простые по выразительным средствам мозаики, декоративные скульптуры, рельефы (мозаика «Человек и печать» в новом здании газеты «Известия», 1977, совместно с Н. И. Андроновым (см. АНДРОНОВ Николай Иванович) , Государственная премия СССР, 1979).

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ВАСНЕЦОВ Андрей Владимирович (р. 1924) — российский художник-монументалист, живописец, народный художник СССР (1991), член-корреспондент АХ (1988). Внук В. М. Васнецова. Председатель правления СХ (с 1988). Строгие, простые по выразительным средствам мозаики, декоративные скульптуры, рельефы (мозаика «Человек и печать» в новом здании газеты «Известия», 1977, совместно с Н. И. Андроновым, Государственная премия СССР, 1979).

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

васнецов аполлинарий мих

ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ

ВАСНЕЦО́В Аполлинарий Мих. (1856-1933) — живописец, график, театр. художник, пейзажист. С 1899 чл. Товарищества передвижных худож. выставок. Один из организаторов «Союза рус. художников». Ученик В. Д. Поленова, И. Е. Репина и своего брата В. М. Васнецова. Автор полотен, посв. архит. облику др. Москвы («Улица в Китай-городе, начало 17 в.», 1900, пейзажей «Моск. дворик зимой», 1920-е гг.). Тематика живописных произв. В. определила его обращение к операм и драмам на сюжеты из рус. истории, рус. эпоса («Хованщина», «Садко», «Иван Сусанин», «Сказание о граде Китеже», «Каширская старина» и др.). В 1901-18 В. рук. пейзажным кл. Моск. уч-ща живописи, ваяния и зодчества. С 1918 возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы. В Москве находится Музей-квартира В.

Лит.: Васнецов В. А. Страницы прошлого: Воспоминания о художниках братьях Васнецовых. Л., 1976; Васнецова Е. К., Шмидт И. М. А. М. Васнецов: Альбом. М., 1980; Беспалова Л. А. М. Васнецов. 2-е изд. М., 1983.

A. M. Васнецов

A. M. Васнецов

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

васнецов аполлинарий михайлович

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Васнецо́в Аполлинарий Михайлович (1856-1933), живописец и график, археолог. Брат В. М. Васнецова. Передвижник. Поэтичные виды старинной Москвы, эпические пейзажи Подмосковья, Урала и др.

* * *

ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович — ВАСНЕЦО́В Аполлинарий Михайлович [25 июля (6 августа) 1856, село Рябово, ныне в Кировской области — 23 января 1933, Москва], российский художник, мастер пейзажа, органично соединивший живописное мастерство с талантом археолога.

Пейзажи Севера

Родился в семье священника. Учился живописи у старшего брата, В. М. Васнецова (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович). В 1870-е гг., увлекшись идеями народничества, оставил искусство и стал сельским учителем, но вскоре вернулся к живописи и графике. В 1880-1890 жил в Петербурге, зарабатывая на жизнь рисунками, которые публиковались в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация» и др. Затем переселился в Москву. Был членом «Товарищества передвижников (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК)» и одним из организаторов «Союза русских художников» (1903). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901-1918), руководя там классом пейзажной живописи после смерти И. И. Левитана (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич).

Сформировался как мастер сравнительно поздно. Первоначально главное место в его творчестве занимали мотивы девственной природы Урала и Сибири, образы древних гор, хмурых лесов и холодных, полноводных рек («Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895; «Северный край. Сибирская река», 1899, и др.). Эти картины развивают традиции романтического пейзажа и близки по своему типу популярному в те годы «пейзажу настроения» (где сам зритель как бы становится главным героем безлюдных или почти безлюдных просторов). В то же время эпический строй данных произведений сближает их с тем «северным модерном», мастера которого (в России, Скандинавии, США и Канаде) воспевали — в духе символизма — первозданную северную природу, незримо овеянную духом древних преданий.

Художник-археолог

Природные пейзажи Васнецова имели успех, однако особый авторитет он завоевал своими историко-архитектурными картинами («Улица в Китай-городе. Начало 17 века»; «Москва конца 17 столетия: на рассвете у Воскресенских ворот» — обе 1900; «Гонцы. Ранним утром в Кремле», 1913; и др.), проникновенно воссоздающими облик средневековой Москвы, чаще всего Москвы 17 в. Этому столетию мастер придавал особое значение, считая тогдашнюю архитектуру высшим образцом «русского стиля». Страстно полюбив древнюю столицу, Васнецов исходил ее вдоль и поперек, внимательно следил за археологическими раскопками и сам принимал в них участие, подготовив целый ряд научных докладов и публикаций. В живописи же и графике своей он одушевлял научные данные поэтической фантазией, передающей не просто какие-то пестрые кусочки старинного быта, а его целостную среду. Поэтому его образы (репродукции с которых часто используются в качестве исторических иллюстраций) одновременно и весьма достоверны и полны ретроспективной национальной романтики.

К этим ретроспекциям по духу своему близки и театральные работы художника. Наиболее значительны из них эскизы оформления спектаклей «Иван Сусанин» М. И. Глинки (1885) и «Хованщина» М. П. Мусоргского (1897) в Частной русской опере С. И. Мамонтова (см. МАМОНТОВ Савва Иванович). Васнецов состоял членом Московского археологического общества (с 1906) и председателем Комиссии по изучению старой Москвы (с 1918); сделал на их заседаниях немало научных докладов, часть из которых опубликовал. Среди его исследований и очерков особо выделяется статья «Облик старой Москвы», написанная в качестве отдельной главы 2-го тома «Истории русского искусства» (1910), выходившей под редакцией И. Э. Грабаря (см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович).

В своей теоретической книге «Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи» (1908) стремился восстановить классические представления об искусстве, полагая, что вне канонических идеалов (или, по его выражению, «вне тезисов искусства») «начинается область заблуждений». С этих традиционалистских позиций критиковал «декадентщину»; размежевание модерна и авангарда проявилось тут так же отчетливо, как, чуть позже, и в «неоклассической» арт-критике А. Н. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич).

После революции продолжал свой цикл исторических пейзажей, исполнив в 1920-е годы ряд картин для Коммунального музея (ныне — Музей истории и реконструкции Москвы). Писал также натурные этюды Москвы и Подмосковья. Активно пытался противостоять вздымавшейся волне официального вандализма и сделать все возможное для предотвращения сноса архитектурных памятников. В Москве существует музей-квартира А. М. Васнецова, а в Кирове — дом-музей братьев Васнецовых.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

васнецов вик. мих

ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ

ВАСНЕЦО́В Вик. Мих. (1848-1926) — живописец (станковист, монументалист, театр. художник), график, архитектор, мастер декор.-прикладного иск-ва, собиратель произв. нар. иск-ва. Учился в Вятской духовной семинарии (1862-67), в Рисовальной школе ОПХ (1867-68), в АХ (1868-75). Член Товарищества передвижных худож. выставок с 1874. Начал с 70-х гг. с создания жанровых картин. С 1880 постоянно работал над живописными и графич. произв. на темы отеч. истории, рус. былин, сказок, песен («После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880, «Аленушка», 1881, «Богатыри», 1881-98, и др.). Был тесно связан с худ. кружком в Абрамцеве, частной рус. оперой С. И. Мамонтова. Живопись и графика В. 80-х гг., а также проекты церкви и «Избушки на курьих ножках» в Абрамцеве приобретают черты стиля модерн, получившие развитие в театр. декорациях и костюмах (оп. «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, 1882, 1886, и др.), в монумент. панно («Каменный век» для Ист. музея в Москве, 1883-85), церк. монумент. и станковой живописи. Религ. сюжеты у В. свидетельствуют о творч. осмыслении достижений рус. монумент. живописи 12-17 вв., нар. декор.-прикладного иск-ва, проникновение в сущность православия. Широкая манера письма, четкий контур, стремление к лаконизму и обобщению позволили В. успешно работать в разл. техниках монумент. живописи (росписи и мозаики): росписи Владимирского собора (Киев, 1885-96), мозаики храма Воскресения («Спас на крови», СПб., 1883-1901), росписи и мозаики церкви Георгиевской (Гусь-Хрустальный, 1856-1904), мозаики церкви Александра Невского (Варшава, 1900-11, не сохр.) и др.

Лит.: Успенский А. И. Виктор Михайлович Васнецов. М., 1906; В. М. Васнецов: Письма. Дневники. Восп. Суждения современников. М., 1987; Ярославцева Н. Виктор Васнецов // Художник. 1988. № 4; Виктор Васнецов: Каталог выст. М., 1990; Лазуко А. К. Виктор Михайлович Васнецов: Альбом. Л., 1990; Кутейникова Н. С. Религ. живопись В. М. Васнецова // Культура. Иск-во. Религия. Проблемы взаимодействия. Л., 1990.

В. М. Васнецов. Аленушка

В. М. Васнецов. Аленушка

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

васнецов виктор михайлович

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Васнецо́в Виктор Михайлович (1848-1926), живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Алёнушка», 1881, «Богатыри», 1881-1898). Выступал как театральный художник («Снегурочка» А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-1896).

* * *

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович — ВАСНЕЦО́В Виктор Михайлович (1848-1926), русский живописец. Брат А. М. Васнецова (см. ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович) . Передвижник (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Аленушка», 1881, «Богатыри», 1881-98). Выступал как театральный художник («Снегурочка» А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-96).

* * *

ВАСНЕЦО́В Виктор Михайлович [3 (15) мая 1848, село Лопьял, ныне в Кировской области — 23 июля 1926, Москва), русский художник. Сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма (см. РЕАЛИЗМ (в искусстве)) 19 века к стилю модерн (см. МОДЕРН) .

Годы учебы

Выходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич). В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 — член Товарищества передвижных художественных выставок (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК).

Ранний период

Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин — петербургская беднота, например, чета обнищавших стариков, меняющая жилище («С квартиры на квартиру», 1876, Третьяковская галерея). Добродушного юмора полна картина «Преферанс» (1879, там же), иронизирующая над унынием мещанской жизни. Ирония и сострадание сливаются здесь воедино, что близко поэтике Ф. М. Достоевского.

Фольклорно-исторические картины

Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода — картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» (1881-98; все четыре — в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича (см. АЛЕША ПОПОВИЧ), охраняющих границы отечества.

На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Ряд произведений (напр., «Три царевны подземного царства», 1881, Третьяковская галерея) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма (см. СИМВОЛИЗМ), которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. У русских и зарубежных ценителей (напр., у А. А. Блока (см. БЛОК Александр Александрович) и Р. М. Рильке (см. РИЛЬКЕ Райнер Мария) ) творчество нового, «эпического» Васнецова находит горячий отклик как выражение «нового русского стиля».

Новаторский этап в сценографии составили васнецовские эскизы к постановке пьесы-сказки А. Н. Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) «Снегурочка» (акварель, 1881-82, музей-усадьба в Абрамцеве) на домашней сцене С. И. Мамонтова (см. МАМОНТОВ Савва Иванович) в Москве и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова (см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич) (акварель, гуашь, 1885, Третьяковская галерея) в Московской частной русской опере того же мецената.

Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно «Каменный век» (1883-85), написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-96); стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.

Архитектура и дизайн

Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. В русском стиле (см. РУССКИЙ СТИЛЬ) он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881-82) и шутливо-сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883). Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.

Поздний период

Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. Ужасы революционного террора начала века толкают его в лагерь правых экстремистов национал-шовинистического толка. Он вступает в «Союз русского народа» (см. СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА), оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников». Полны сложного аллегорического подтекста картины «Царевна-Лягушка» (1901-18) и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1913-18); общественность воспринимала их как выражение тревожных раздумий мастера по поводу назревавшей и свершившейся социальной катастрофы. После Революции он не принимает активного участия в художественной жизни, но продолжает работать, создав, в частности, ряд значительных портретов, в том числе неоконченный портрет художника М. В. Нестерова (см. НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич) (1926; все три — Дом-музей В. М. Васнецова, Москва), испытавшего его глубокое влияние. В 1953 московский дом Васнецова (построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988-м в Кирове (б. Вятка).

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) — российский живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Аленушка», 1881, «Богатыри», 1881-98). Выступал как театральный художник («Снегурочка» А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-96).ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ Юрий Алексеевич (1900-73) — российский график, народный художник России (1966). Автор красочных, проникнутых духом русского фольклора иллюстраций к детским книгам («Ладушки», «Радуга-дуга») и эстампов. Государственная премия СССР (1971).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬЕРА

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

васнецов юр. ал

ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ

ВАСНЕЦО́В Юр. Ал. (1900-73) — график, живописец. Нар. художник РСФСР (1966). Получил хорошее проф. образование, окончил аспирантуру Всерос. АХ (1932-34). Испытал влияние М. В. Матюшина, К. С. Малявина, В. В. Лебедева. С 1928 сотр. с Ленингр. отд. «Детгиза» под рук. С. Я. Маршака, с писателями Д. Хармсом, Е. Шварцем, художниками В. Ермолаевой, Н. Тырсой и мн. др. Декор, живописность, насыщ. эл-ми нар. иск-ва, фольклора, фантастичность определяют самобытность илл. В. («Болото», В. Бианки, 1931; «Конек-Горбунок», П. Ершов, 1933; «Ладушки», 1962-64; «Радуга-дуга», 1965-68, и др.). Чувством гармонии и красоты окружающего мира проникнуто большинство живописных произв. В., мн. сюжеты к-рых связаны с родиной художн. — Вяткой («Вятка», «Пятницкая улица», 1935-36).

Лит.: Юрий Васнецов: Живопись. Рисунок. Акварель. Кн. графика. Литография. Театр.-декор. работы. Фарфор. Л., 1984.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

васнецов юрий алексеевич

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Васнецо́в Юрий Алексеевич (1900-1973), график, народный художник РСФСР (1966). Автор красочных, проникнутых духом русского фольклора иллюстраций к детским книгам («Ладушки», «Радуга-дуга») и эстампов. Государственная премия СССР (1971).

* * *

ВАСНЕЦОВ Юрий Алексеевич — ВАСНЕЦО́В Юрий Алексеевич (1900-73), российский график, народный художник России (1966). Автор красочных, проникнутых духом русского фольклора иллюстраций к детским книгам («Ладушки», «Радуга-дуга») и эстампов (см. ЭСТАМП). Государственная премия СССР (1971).

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

васнецова

СКАНВОРДЫ

— Какую фамилию носила каждая из девочек в телесериале «Папины дочки»?

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

васнецовский

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

васнецо́вский (от Васнецо́в)

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

1.

Аполлинарий Михайлович (1856, село Рябово Вятской области – 1933, Москва), русский живописец и график, театральный декоратор, историк искусства. Родился в семье священника. Учился живописи у старшего брата В. М. Васнецова. В 1872 г., окончив Вятское духовное училище, по настоянию брата переехал в Санкт-Петербург для подготовки к поступлению в Петербургскую академию художеств. Увлёкшись народническими идеями, оставил мысль о художественном образовании и решил посвятить себя просвещению народа. В 1875 г. сдал экзамен на звание сельского народного учителя и уехал в село Быстрица Орловской губернии. Вскоре, разочаровавшись в народничестве, вернулся к живописи. В 1880—90 гг. работал в Санкт-Петербурге, создавал рисунки для журналов «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация» и др. С 1891 г. постоянно жил в Москве. С 1882 г. ежегодно проводил лето на даче у В. М. Васнецова в селе Ахтырка, близ Абрамцево, тогда же стал участником Абрамцевского художественного кружка. С 1883 г. представлял свои произведения на выставках передвижников. После неоднократных поездок по русскому Северу и Уралу создал цикл эпических пейзажей («Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895; «Северный край. Сибирская река», 1899, и др.). С 1900 г. академик АХ. Один из организаторов и председатель Союза русских художников. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901—18), руководил классом пейзажной живописи после смерти И. И. Левитана. Был членом Московского археологического общества (с 1906 г.) и председателем Комиссии по изучению старой Москвы (с 1918 г.); сделал на их заседаниях более 40 научных докладов. Написал главу «Облик старой Москвы» для второго тома «Истории русского искусства» (1910) под редакцией И. Э. Грабаря.

А. М. Васнецов. «Всехсвятский каменный мост. Конец 17 в.». 1901 г. Художественный музей. Ярославль

Наиболее известны историко-архитектурные картины Васнецова, бережно и достоверно передающие облик Москвы 12–17 вв. («Улица в Китай-городе. Начало 17 в.», 1900; «Красная площадь во второй пол. 17 в.», 1925; «Гонцы. Ранним утром в Кремле», 1913). В 1920-х гг. исполнил ряд работ для Коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции Москвы). Умение поэтически воссоздавать картины прошлого подкреплялось в творчестве художника обширными знаниями по истории и археологии Москвы, которые он постоянно углублял, изучая фонды Исторического музея, памятники древнерусской архитектуры, старинные гравюры, планы и чертежи, архивные данные. Картины Васнецова погружают зрителя в атмосферу жизни древней столицы, в гущу пёстрой и разноликой уличной толпы. В архитектурную и пейзажную среду органично включены люди с их повседневными занятиями. К историко-археологическим картинам близки по стилю театральные работы художника (декорации и костюмы к операм «Иван Сусанин» М. И. Глинки, 1885; «Хованщина» М. П. Мусоргского, 1897; к спектаклям Частной русской оперы С. И. Мамонтова).

А. М. Васнецов. «Московский Кремль». 1897 г. Областной художественный музей им. А. М. Горького. Киров. Фрагмент

А. М. Васнецов выступил основоположником жанра исторического пейзажа в русской живописи. В 1965 г. в доме, где художник жил последние 30 лет, был открыт Мемориальный музей-квартира (ныне филиал ГТГ).

2.

Виктор Михайлович (1848, село Лопьял Вятской губернии – 1926, Москва), русский живописец, график, театральный декоратор, монументалист, автор архитектурных и дизайнерских проектов; представитель неорусского стиля в рамках модерна. Старший брат А. М. Васнецова. Родился в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862—67), посещал Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств в Санкт-Петербурге, где учился у И. Н. Крамского (1867—68). Обучался в Петербургской академии художеств (1868—74). В 1876—77 гг. жил во Франции («Акробаты в Париже», 1877). В 1878 г. вместе с семьёй переехал в Москву, где обрёл плодотворную творческую и дружескую среду. Участвовал в рисовальных вечерах в домах своих близких друзей – И. Е. Репина и В. Д. Поленова. Часто бывал у П. М. Третьякова, в том числе на домашних музыкальных вечерах. Был также другом семьи С. И. Мамонтова и одним из самых активных участников Абрамцевского художественного кружка. С 1878 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1918 г. – Союза русских художников.

В. М. Васнецов. «Алёнушка». 1881 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Первые картины продолжают традиции передвижнического бытового жанра («Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру»; обе – 1876; «Преферанс», 1879). Их герои – бездомные старики, бредущие в поисках жилья в «ледяной пустыне» холодного Санкт-Петербурга; крестьянская беднота у книжной лавочки; мещане, прожигающие жизнь за карточной игрой. В Москве начался новый период творчества Васнецова. Древний дух города, по признанию художника, пробудил в нём дар художественно-исторических прозрений. Васнецов обратился к русским сказкам и былинам, создал глубоко проникновенные лирические произведения, созвучные эмоциональному строю народной музыки и поэзии («Алёнушка», 1881; «Иван Царевич на Сером Волке», 1889; «Богатыри», 1881—98). В «Алёнушке» художник не следует буквально содержанию сказки, а создаёт поэтический образ, близкий печальной песне-плачу. События русской истории осмыслялись в духе поэтики народного эпоса («После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880). По заказу Мамонтова были написаны «Битва славян со скифами» (1881), «Ковёр-самолёт» (1880), «Три царевны подземного царства» (1881). Творчески используя традиции народного искусства, Васнецов в то же время создавал типичные для модерна декоративные картины-панно, уносящие зрителя в волшебный мир грёз («Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», 1896). Портреты отмечены поисками русского национального типа красоты («Портрет Б. В. Васнецова», 1889; «Портрет Е. А. Праховой», 1894; «Портрет В. С. Мамонтовой», 1896).

В. М. Васнецов. «Богатыри». 1881—98 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В оформлении спектаклей Частной русской оперы С. И. Мамонтова Васнецов стремился воссоздать колорит русской старины, поэтическую атмосферу народной жизни, её светлую задушевную красоту (декорации и костюмы к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова по пьесе-сказке А. Н. Островского, 1886; к «Русалке» А. С. Даргомыжского, 1884).

В. М. Васнецов. «Ковёр-самолёт». 1880 г. Государственный художественный музей. Нижний Новгород

В Абрамцево по проектам Васнецова были построены церковь Спаса Нерукотворного (1881—82), один из первых образцов неорусского стиля, и «Избушка на курьих ножках» (1882); в Москве – собственный дом (1893—94) и новый фасад Третьяковской галереи (1900—05) в стиле русских теремов. Выполнил проекты павильона для Парижской выставки (1898) и дома И. Е. Цветкова в Москве. В абрамцевской столярной мастерской по эскизам художника создавались стилизованные в духе старины предметы мебели и декоративно-прикладного искусства. Образные мотивы Васнецов черпал в старинной деревянной резьбе, в миниатюрах древнерусских рукописных книг.

Мастером монументальной живописи художник проявил себя в панно «Каменный век» (1883—85), написанном для московского Исторического музея. В трёхчастном фризе изображены сцены из жизни первобытных людей. В росписях киевского Владимирского собора (1885—96) стремился воскресить дух византийских и древнерусских фресок и икон. Перед началом работ совершил путешествие в Италию для ознакомления с византийскими мозаиками и монументальной живописью эпохи Возрождения (1885). Привнёс в древние традиции проникновенное лирическое начало. Стилистика росписи Владимирского собора близка к русскому варианту стиля модерн.

В. М. Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный». 1897 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

После Октябрьской революции (1917) не принимал активного участия в художественной жизни; в своей московской мастерской продолжал писать картины на сказочные сюжеты («Баба-Яга», 1901—17; «Кощей Бессмертный», 1917—26). Васнецов первым среди русских художников обратился к русской старине и народному фольклору. Его творчество знаменует стилевой переход от передвижнического реализма к модерну. В 1953 г. в доме В. М. Васнецова был открыт музей (ныне – филиал ГТГ).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется васечка или васичка правильно
  • Как пишется васенька
  • Как пишется васельки или васильки правильно
  • Как пишется васап нига
  • Как пишется васап бро