Как пишется военно морской музей

Центральный военно-морской музей
NavyMuseum.jpg
Дата основания 1709
Местонахождение 199034, Санкт-Петербург, Биржевая площадь, дом 4
Проезд метро: Василеостровская, Гостиный двор,
Невский проспект,
Горьковская, Спортивная
Телефон +7 (812) 328-27-01
Билет 90 рублей
http://museum.navy.ru

Центральный военно-морской музей — один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира, расположенный в Санкт-Петербурге.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Экспозиция
    • 2.1 Российский флот до 1917 года
    • 2.2 Революционный флот
    • 2.3 Советский флот в период Гражданской войны
    • 2.4 Советский военно-морской флот в период с 1922 по 1941 гг.
    • 2.5 Флот в начальный период Великой Отечественной войны
    • 2.6 Советский флот в 1942—1943 гг.
    • 2.7 Флот в 1944 году
    • 2.8 Флот в 1945 году
    • 2.9 «Курсом доблести и славы…»
  • 3 Выставки
  • 4 Перспективы
  • 5 Филиалы
  • 6 Почтовый адрес
  • 7 Ссылки
  • 8 См. также
  • 9 Примечания

История

Вход в музей

История музея ведется с 1709 г., когда по распоряжению Петра I была основана Модель-камера (от нидерл. model-kammer — комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели. Были приняты законодательные меры по систематическому пополнению коллекции. В 1722 г. вышел в свет «Регламент о управлении адмиралтейства и верфи», который гласил: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую». Подобных полумоделей XVIII века, выполненных согласно «Регламенту», до нашего времени сохранилось порядка восьмидесяти.

Развитие судостроения привело к тому, что кораблестроительные модели стали постепенно заменять теоретическими чертежами. Коллекция потеряла своё практическое значение и в 1805 году была преобразована в «Морской музеум».

В 1900-1904 гг. экспозиция музея была значительно перестроена и расширена. В 1908 году, к своему 200-летию, музей получил имя Петра Великого.

С 1924 — Центральный военно-морской музей.

Первоначально музей располагался в здании Главного Адмиралтейства, а в 1939-1941 гг. переехал в здание бывшей Фондовой биржи.

В феврале 1941 года экспозиция была открыта в новых залах.

800 тыс. музейных предметов.

Экспозиция

Экспозиция музея состоит из десяти основных залов на первом этаже и выставочного комплекса временных экспозиций на втором.

Российский флот до 1917 года

Центральный, самый большой зал музея, охватывает историю флота России от момента его создания до Октябрьской революции.

Ботик Петра Первого

Здесь можно увидеть знаменитый ботик Петра I («Дедушка русского флота»), модели парусников 18-19 веков, броненосцев рубежа 19-20 веков. Экспозиция рассказывает о наиболее значительных морских сражениях с участием русского флота. Также представлен ряд «раритетов» — первая в истории кораблестроения подводная лодка с электродвигателем, трофеи русско-турецких войн, древний чёлн, поднятый со дна реки, личные вещи и фотографии знаменитых военных моряков. Заключительный раздел экспозиции первого зала повествует об участии русского флота в Первой мировой войне.

Революционный флот

Зал номер 2 представляет историю участия российского флота в событиях 1917 года. Здесь размещены модель и настоящие элементы императорской яхты «Полярная звезда» (штаба революционного Центробалта), фотографии Моонзундского сражения, модели кораблей, принимавших участие в Октябрьском восстании в Петрограде.

Советский флот в период Гражданской войны

Материалы экспозиции освящают участие военных моряков в Гражданской войне и отражении иностранной интервенции в 1918—1922 годах. Представлено множество моделей кораблей и военных реликвий — торпедный аппарат со знаменитой подводной лодки «Пантера», потопившей летом 1919 года английский эсминец, 75-мм орудие с посыльного судна «Адмирал Завойко» («Красный Вымпел»), модели эскадренного миноносца «Гавриил», подводной лодки «Макрель» и др.

Советский военно-морской флот в период с 1922 по 1941 гг.

Модель крейсера «Киров»

Материалы зала повествуют о становлении и развитиии советского флота после окончания Гражданской войны. В центре зала находится модель первенца советского кораблестроения, крейсера «Киров». Отдельные стенды рассказывают о восстановлении флота, в котором принимали участие водолазы и рабочие-судоремонтники, а также об участии военных моряков в Советско-финской войне 1939—1940 гг. В экспозиции представлено большое количество подлинных фотографий, документов тех лет, личных вещей участников событий.

Флот в начальный период Великой Отечественной войны

Экспозиция рассказывает о начале войны, о действиях Краснознаменного Балтийского флота в 1941—1942 годах и об участии военных моряков в обороне Ленинграда и Москвы. Здесь же находятся образцы оружия и боевой техники германского производства, флаги и вымпелы боевых кораблей, модели военных кораблей и самолётов.

Советский флот в 1942—1943 гг.

Истребитель И-16 дважды Героя Советского Союза подполковника Сафонова.

В зале экспонируются модели кораблей и самолетов того периода, образцы оружия и боевой техники, знамена кораблей, фотографии и документы, награды и личные вещи моряков, отличившихся в годы войны. Под сводами зала — истребитель И-16, на котором воевал в Заполярье прославленный морской летчик, дважды награжденный Золотой Звездой Героя Советского Союза, подполковник Б.Ф. Сафонов.

Флот в 1944 году

Экспонаты зала рассказывают о действиях морской артиллерии при освобождении Ленинграда от блокады, об освобождении Крыма, Советского Заполярья и Северной Норвегии, о вкладе в общую победу союзников по антигитлеровской коалиции. В зале представлены подлинные предметы, поднятые с потопленной советскими моряками германской подводной лодки U-250.

Флот в 1945 году

Трофейные нацистские знамёна

Зал Победы. Здесь экспонируется большое количество боевых знамён и флагов, отечественные и трофейные награды, трофейные знамёна и оружие. В зале представлены материалы, рассказывающие о действиях сил флота в 1945 году, в том числе о подвиге экипажа подводной лодки С-13, потопившей фашистский лайнер «Вильгельм Густлов». В витринах размещены модели кораблей Тихоокеанского флота и Амурской флотилии, принявших активное участие в разгроме империалистической Японии.

«Курсом доблести и славы…»

В последних двух залах основной экспозиции в настоящий момент (2006—2007 гг.) развернута выставка к столетию подводных сил России. Она рассказывает об истории подводного флота, даёт возможность ознакомиться с подлинными материалами и чертежами, узнать о жизни военных моряков в наши дни.

Выставки

  • 27 июля 2007 года открыта выставка «Шедевры кораблестроения. Императорские и должностные яхты конца XVII — начала XX века». На выставке представлены живопись и графика художников морского ведомства, модели яхт, предметы одежды, флаги и другие предметы, связанные с прогулочным плаванием[1].

Перспективы

Модель корабля на воздушной подушке

Комитет государственного контроля, использования и охраны памятников (КГиОП) летом 2007 года начал решать вопрос о переносе центрального военно-морского музея в здание Крюковских (Морских) казарм.

— председатель КГиОП Вера Дементьева.

Также планировалось устроить вокруг памятника по набережной Крюкова канала пешеходную зону со стоянкой туристических автобусов[3], но этот момент не удалось согласовать с комитетом по транспорту[4].

Филиалы

  • Крейсер «Аврора»
  • «Дорога жизни»
  • Кронштадтская крепость
  • Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Почтовый адрес

199034, Санкт-Петербург, Биржевая площадь, дом 4

Ссылки

  • Услуги и расценки музея

См. также

  • Здание Биржи

Примечания

  1. «Императорские яхты выставят в Военно-Морском музее» «Эхо Москвы в Петербурге» 27 июля 2007 года
  2. Мария Яцко «Военно-морской музей переедет в казармы» «Деловой Петербург» 16 июля 2007 года, ISSN 1606-1829 (Online)
  3. «Движение по набережной Крюкова канала могут закрыть» «Деловой Петербург» со ссылкой на «Regnum», 16 июля 2007 года, ISSN 1606-1829 (Online)]
  4. «Пешеходной зоны на площади Труда не будет» «Эхо Москвы в Петербурге» 19 июля 2007 года

Wikimedia Foundation.
2010.

ВОЕ́ННО-МОРСКО́Й, —а́я, —о́е. Относящийся к вооруженным силам, действующим на море, к ведению войны на море. Военно-морской флот.

Все значения слова «военно-морской»

МУЗЕ́Й, -я, м. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение произведения искусства, научные коллекции, предметы, представляющие исторический интерес и т. п. Музей изобразительных искусств. Исторический музей. Зоологический музей.

Все значения слова «музей»

  • Военно-морской музей оказался закрытым. Ростральные колонны высились победно и внушительно.

  • То есть я, смотря их каналы, частенько вспоминал, что за углом вон того здания есть маленькая уютная таверна, где подают отличное мезе, а если пройти метров сто по набережной и перейти мостик – там будет великолепный военно-морской музей.

  • (все предложения)
  • морской музей
  • музей истории
  • исторический музей
  • городской музей
  • музей изобразительных искусств
  • (ещё синонимы…)
  • картина
  • реставрация
  • экспонат
  • репродукция
  • выставка
  • (ещё ассоциации…)
  • военно-морской флот
  • военно-морские силы германии
  • служить в военно-морском флоте
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • британский музей
  • музей современного искусства
  • директор музея
  • музей закрывается
  • сходить в музей
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «военно-морской»
  • Разбор по составу слова «музей»
  • Как правильно пишется слово «военно-морской»
  • Как правильно пишется слово «музей»

Военно-морской музей, полное название: Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого (сокращенное название ЦВММ) — один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира, обладающий богатейшим собранием моделей кораблей, что отражает историю российского и зарубежного военного кораблестроения.

История музея берёт начало с 1709 года от впервые упомянутой Петром I Модель-камеры, где хранились кораблестроительные модели и чертежи, и которая располагалась в Главном Адмиралтействе, где строились корабли Балтийского флота.

«Морской музеум» был основан в 1805 году. Основой музея стали коллекции Модель-камеры. В 1908 году музею было присвоено имя его основателя — Петра Великого, а в 1924 году он стал Центральным военно-морским музеем. Со временем вносились коррективы в экспозицию музея, которая дополнялась новыми экспонатами.

Во время Великой Отечественной войны наиболее ценные экспонаты музея были эвакуированы в Ульяновск. В июле 1946 году экспонаты были возвращены, и музей вновь открыл свои двери для посетителей.

С 2013 года и по настоящее время музей находится в отреставрированном комплексе Крюковских (Морских) казарм, известных в городе как «Флотский экипаж» и построенных в 1844-1852 годах архитектором Иваном Черником. Здание расположено на Большой Морской улице, у набережной реки Мойки и Крюкова канала.

Экспозиции Военно-морского музея Петербурга

В залах Центрального военно-морского музея выставлено большое количество ценных музейных предметов, отражающих важные события истории флота.

В общем, в фондах музея хранится более 700 000 экспонатов, в том числе свыше 13 000 предметов корабельной техники, более 11 000 единиц холодного и огнестрельного оружия, свыше 62 000 произведений изобразительного искусства, более 56 000 предметов формы одежды, наград и знаков, флагов и знамен, свыше 44 000 документов и рукописей, около 300 000 фотографий и негативов, сотни тысяч листов чертежей и, что самое важное, около 2000 единиц моделей кораблей.

Экспозиция музея размещена в 19 залах по разделам

  • Зал славы Русского флота, состоящий из нижнего и верхнего уровней

Нижний уровень зала посвящен русскому мореплаванию с древних времен, созданию регулярного флота в России и его развитию вплоть до Восточной (Крымской) войны 1853-1856 годов.

В зале экспонируются уникальные модели кораблей, образцы оружия и техники, отечественные и трофейные корабельные флаги, произведения живописи, графики русских и зарубежных художников и другие раритеты.

Самым известным экспонатом нижнего уровня зала выступает национальная реликвия — ботик Петра I, известный как «Дедушка русского флота», — это небольшое парусно-гребное судно на котором юный царь в 1688 году постигал основы кораблевождения и корабельного дела.

Ботик был привезен в Россию из Англии в начале 1640-х годов. В мае 1688 года судно обнаружил Петр I в подмосковном селе Измайлово среди вещей двоюродного деда — боярина Н.И. Романова. Первые плавания Петр I совершил на ботике по реке Яузе.

Ботик был доставлен из Москвы в Петербург в 1723 году и первоначально был поставлен на хранение в каземате Государева бастиона Петропавловской крепости. С 1767 по 1931 годы ботик хранился в Ботном доме Петропавловской крепости, затем он был перевезен в Петергоф, а в 1940 году поступил в Центральный военно-морской музей.

Верхний уровень Зала славы Русского флота посвящен экспедиции русского флота к берегам Северной Америки в 1863-1864 годах, развитию российского военно-морского флота после Восточной (Крымской) войны 1853-1856 годов, созданию новых классов кораблей и судов, Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, борьбе между броней и артиллерией, заграничным визитам русских эскадр.

  • Российский императорский флот в конце 19 — начале 20 веков

Это время, когда военное кораблестроение активно развивалось, совершенствовались организация и боевая подготовка флота, вооружение и технические средства кораблей. К традиционному морскому противнику России — Великобритании — добавился созданный с помощью англичан и ряда других европейский стран военный флот Японии.

  • Русско-японская война 1904-1905 годов. Бой крейсера «Варяг»
  • Русско-японская война 1904-1905 годов. Оборона Порт-Артура и Владивостока
  • Русско-японская война 1904-1905 годов. Цусимское сражение

  • Воссоздание Российского императорского флота, 1905-1914 годы

В эти годы шла активная подготовка флотских кадров и строительство кораблей. Корабли Балтийского флота совершали дальние плавания для обучения корабельных гардемаринов: воспитанников Морского корпуса и Морского инженерного училища имени императора Николая I.

Также активно росла численность корабельного состава Российского флота: достраивались, с учетом опыта войны, корабли прежних проектов, строились новые крейсеры, паротурбинные эскадренные миноносцы, подводные лодки, тральщики, корабли специального назначения и вспомогательные суда. Для Балтийского флота были заложены четыре линейных корабля нового, дредноутного типа, для Черного моря — три подобных линкора. Они вступили в строй в 1914-1917 годы и стали главной ударной силой Российского флота.

  • Балтийский флот в Первой мировой войне, 1914-1917 годы
  • Черноморский флот и Флотилия Северного Ледовитого океана в Первой мировой войне, 1914-1917 годы

  • Флот в период Революции 1917 года, Гражданской войны и иностранной интервенции 1917-1922 годов

  • ВМФ СССР в межвоенный период, 1922-1941 годы

После окончания Гражданской войны отечественный флот находился в тяжелом положении. Сохранившийся лучше других Балтийский флот представлял собой безжизненные корабли, стоящие на приколе. К работе по восстановлению флота приступили после X съезда РКП(б). Восстановление флота велось по различным направлениям: капитальный ремонт находившихся в строю кораблей, достройка заложенных до революции, подъем и ремонт затонувших судов.

В целом в межвоенный период были восстановлены Балтийский и Черноморский флоты, в 1932 году был создан Тихоокеанский, а в 1933 году — Северный флот.

  • Великая Отечественная война. ВМФ СССР в 1941 году
  • Великая Отечественная война. ВМФ СССР в 1942 году
  • Великая Отечественная война. ВМФ СССР в 1943 году
  • Великая Отечественная война. ВМФ СССР в 1944-1945 годы

  • Строительство ВМФ СССР на опыте Второй мировой войны, 1945-1955 годы

В послевоенный период Военно-Морской Флот решал сразу несколько важнейших задач, в том числе с целью очищения своих вод от мин ВМФ до 1957 года включительно осуществлял боевое траление, проводил подъём затонувших во время войны кораблей и судов.

В 1945-1955 годах на основе полученного в военные годы опыта и с учетом новых достижений науки и техники происходило восстановление и развитие ВМФ СССР. Тогда строили артиллерийские крейсера, эскадренные миноносцы, сторожевые корабли, малые, средние и большие дизель-электрические подводные лодки, торпедные катера и вспомогательные суда. Также проводили опыты по внедрению на кораблях ВМФ СССР ракетного оружия: ударных крылатых и баллистических ракет, зенитных ракетных комплексов.

  • Строительство флота на базе научно-технической революции, 1955-1965 годы

Строительство нового флота проходило в сложной международной обстановке, когда создавались военно-политические блоки (НАТО, СЕАТО, СЕНТО) и был заключен Варшавский договор.

Научно-техническая революция, начавшаяся в середине 20 века, принесла изменения в боевые средства флота. Были созданы корабли на атомной энергии, подводная лодка с атомной энергетической установкой, а авиация и подводный флот получили ракеты и торпеды с ядерными боеголовками. Были начаты работы по созданию океанского ракетно-ядерного флота.

  • Создание в СССР океанского ракетно-ядерного флота, 1965-1975 годы

В то время шло производство различных противолодочных кораблей, на которых были установлены средства поиска и уничтожения подводных лодок. На больших противолодочных кораблях уже имелись взлетно-посадочные площадки для вертолетов.

Также были созданы атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами. Они предназначались для нанесения ударов по военно-морским базам, портам, береговым объектам оборонного значения на территории противника. Крылатыми и зенитными ракетами стали оснащаться надводные корабли ВМФ СССР.

  • Океанский ракетно-ядерный флот, 1975-1991 годы

С 1970-х годов началось несение боевой службы силами ВМФ в Атлантике, Северном Ледовитом и Тихом океанах. Вступили в строй РПКСН с ракетами межконтинентальной дальности, создавали комплексно-автоматизированные высокоскоростные атомные подводные лодки, а также амфибийные и скеговые корабли на воздушной подушке.

  • Военно-Морской Флот Российской Федерации

Таким образом, посетив Центральный военно-морской музей Петра Великого в Санкт-Петербурге, можно наглядно проследить развитие и становление флота — от «Дедушки русского флота», до ядерного и современного строительства и оснащения.

При музее работает военно-научная библиотека.

В музее организуют тематические сменяющиеся выставки и проводят экскурсии.

У Центрального военно-морского музея есть филиалы:

— на крейсере «Аврора» в Санкт-Петербурге

подводная лодка Д-2 «Народоволец» в Санкт-Петербурге

— Кронштадтская крепость в Кронштадте Санкт-Петербурга

— музей «Дорога жизни» в поселке Ладожское озеро Ленинградской области

— музей Балтийского флота в городе Балтийске Калининградской области

— корабль боевой славы «Михаил Кутузов» в городе Новороссийске Краснодарского края

— музей Черноморского флота в городе Севастополе в Крыму

Практическая информация

Вход в Центральный военно-морской музей — платный. Дети до 18 лет — бесплатно; есть родительские и групповые билеты, а также льготные и бесплатные билеты для определённых категорий граждан. День бесплатного посещения музея для всех — третий четверг каждого месяца.

За дополнительную плату в музее можно взять аудиогид.

Билеты можно приобрести в кассах музея или заранее онлайн на сайте музея.

Музей открыт со среды по понедельник с 10:00 до 18:00 часов, вторник — выходной. Касса работает до 17:15 часов.

Внимание! Часы работы и бесплатный день посещения музея могут меняться.

Информацию о музее, в том числе часах работы, стоимости билетов, дне бесплатного посещения, условиях посещений, экспозициях, выставках, экскурсиях и т.д., рекомендуем уточнять непосредственно перед посещением на официальном сайте Центрального военно-морского музея: navalmuseum.

Военно-морской музей расположен в центре Санкт-Петербурга, вблизи острова Новая Голландия, по адресу: улица Большая Морская, д. 69A / площадь Труда, д. 5 / набережная Крюкова канала, Санкт-Петербург. Посетительский вход с набережной Крюкова канала.

Координаты Военно-морского музея: 59°55’48.0″N 30°17’37.0″E (59.930000, 30.293611).

Добраться до музея можно на такси, автомобиле, общественных автобусах, троллейбусах или метро.

Ближайшие станции метро: Адмиралтейская — 1,5 км.; Спасская и Сенная площадь — 1,7 км.; Невский проспект — 2,2 км.

Все средства размещения в Санкт-Петербурге (отели, квартиры, гостевые дома и пр.), в том числе в центре города и более удаленно от такового, можно посмотреть и забронировать здесь booking

История создания Центрального военно-морского музея

Идею создания петербургского музея подал основатель Северной столицы и всего русского флота государь Пётр I. В 1709 году в здании Главного Адмиралтейства создали хранилище моделей кораблей, которые служили в качестве макетов для строительства новых судов для пополнения Балтийской флотилии. Со временем уникальная модель-камера получила статус объекта государственного значения.

Собранная информация на эту тему имела важнейшее значение в деле развития российского судостроения. Согласно новому закону, подписанному императором в 1722 году, должно было осуществляться постоянное пополнение коллекции. Мастеров-корабелов обязали сдавать проектный макет и чертёж построенного корабля в коллегию Адмиралтейства сразу после его постройки и завершения всех необходимых работ.

Сбору образцов в полной мере способствовала давняя традиция изготавливать маленькие копии вражеских судов. Постепенно коллекция кладовой росла, в середине XVIII века сюда же были переданы макеты, чертежи, строительные планы и карты из других отделов Адмиралтейства. Все предметы имели собственный инвентарный номер. В собрании находилось несколько десятков моделей кораблей, около 500 чертежей и карт.

В течение многих лет петровский регламент соблюдался неукоснительно, однако в конце XVIII века основами судостроения становятся теоретические расчёты и научные обоснования. Копии кораблей больше не требовались, а спустя несколько лет они стали экспонатами отечественного прикладного искусства, вошли в архив русского флота. Император Александр I в 1805 году издал указ о создании Морского музеума при Адмиралтействе.

Новый музей объединил в себе коллекцию кораблей модель-камеры и библиотеку коллегии Адмиралтейства, став по сути крупнейшим флотским центром страны. Первым директором музея был назначен Франсуа Ксавье де Местр — известный художник и естествоиспытатель, имевший звание генерал-майора русской армии. Он создал первую опись книг, ставших основой военно-морской библиотеки.

Вся работа по морской тематике полностью осуществлялась заместителем — офицером отечественного флота, талантливым изобретателем А. Я. Глотовым, который открыл при музее школу судомоделизма. Известный исследователь-полярник Г. А. Сарычев заведовал отделом морских карт, великий мореплаватель И. Ф. Крузенштерн руководил библиотекой, а Н. А. Бестужев, будущий декабрист, был главой отдела чертежей и моделей.

Несмотря на большой интерес к истории, в 1827 году император Николай I повелевает закрыть музей, и уникальную коллекцию экспонатов передают на хранение различным заведениям и организациям. Вторая волна повышенного интереса к флоту возникла на фоне Крымской войны. Парусные суда сменили пароходы, понадобилось изучение военного и технического опыта русского кораблестроения. Было подано ходатайство об открытии музея.

Вновь открывшийся Морской музей начал работу в 1867 году на втором этаже Адмиралтейства, спустя несколько лет ему отвели несколько помещений на 3 этаже здания. В начале XX века его признали одним из лучших в мире музеев морской тематики, ему присвоили имя создателя — Петра Великого. Помимо старых музейных экспонатов, стали поступать современные образцы морских изобретений, здесь проводились лекции по морскому ремеслу и истории флота.

В 1924 году музей обрёл своё сегодняшнее название и перебрался в здание бывшей Биржи. В годы войны экспонаты эвакуировали, возвратились они уже в 1946 году, когда музей снова открыл двери для посетителей. В следующие годы началась работа по созданию нескольких филиалов музея. В 2013 году он переезжает в бывшие Крюковские казармы, где сегодня для посетителей работают 19 выставочных залов.

Центральный военно-морской музей

Экспозиции и залы Центрального военно-морского музея

Музейный фонд сегодня насчитывает около 800 тысяч экспонатов, которые посвящены истории отечественного флота. Здесь находятся более 2 тысяч различных макетов кораблей, среди которых встречаются так и неосуществлённые проекты. Мальчишек невозможно увести из залов, они могут бесконечно рассматривать детали такелажа, старинные карты, инструменты для навигации и водолазные шлемы.

Основная ценность существующей музейной экспозиции — настоящий ботик Петра Великого, который все уважительно называют «дедушкой отечественного флота». Он был подарен государю Алексею Михайловичу британским послом, много лет валялся на полках, покрытый пылью, пока его не увидел будущий русский император. Говорят, что именно с тех пор Пётр I серьёзно заболел любовью к морю.

Уникальная оружейная коллекция включает в себя подлинники и копии пушек, мин и торпед, модели противоминных тралов, всевозможных подзорных труб и дальномеров и, конечно же, кортики известных морских офицеров и абордажные сабли. Посредине зала расположилась пушка, созданная в XVII веке, и медная пищаль в качестве символа существования русского флота ещё до правления Петра Великого.

Залы музея демонстрируют посетителям рисунки, скульптуры и картины великих мастеров, выполненные на морскую тематику. Особый интерес вызывают наборы плакатов войны с японцами и Первой мировой войны, где можно оценить средства агитации, использованные воюющими соперниками. В музее можно увидеть мундир Петра I, знаменитый Георгиевский флаг, снятый с корабля «Азов», ордена и медали, предметы морского быта.

В переходе, расположенном на первом этаже, посетители могут рассмотреть очень необычный экспонат — подлинный боевой истребитель марки И-16. В годы войны его приписали в состав авиационного полка ВВС Северного флота. Экспонаты особой ценности — шпага знаменитого флотоводца Нахимова, уникальная сабля, принадлежавшая вице-адмиралу Макарову, которую изготавливали мастера оружейной фабрики из Златоуста.

Центральный военно-морской музей

Центральный военно-морской музей сейчас

Сегодня в ЦВВМ проводится несколько познавательных экскурсий, среди которых 4 основных. «История русского флота» повествует о развитии флота в стране с момента его возникновения до революционных событий 1917 года. Интерактивная экскурсия рассказывает о героизме моряков в военных действиях и проведении целого ряда научных исследований с целью изучения глубин, расположенных в Мировом океане.

Уникальная тематическая экскурсия под названием «Россия и Петр» рассказывает посетителям о формировании военно-морского флота, участии наших судов в Северной войне, значимых в истории России победах. Экскурсия «Флот в Русско-японской войне» рассказывает о трагических событиях и потерях того времени: разгроме российской военной эскадры у Цусимы, героизме и мужестве русских моряков, оборонявших Владивосток и Порт-Артур.

Все эти исторические события не могут оставить равнодушными никого из посетителей. Ещё одна тематическая экскурсия, проводимая в ЦВВМ, носит название «Флот в Первой мировой войне». Многочисленные экспонаты и свидетельства очевидцев рассказывают о том, в каких тяжелейших условиях пришлось воевать русским морякам, которые проявляли чудеса героизма в борьбе с противником, превосходящим во много раз в силе.

За весь период своего существования Морской музей провёл несколько тысяч различных выставок на территории страны и за её пределами. Были установлены долгосрочные партнёрские отношения, которые способствовали обмену интересными коллекциями и экспонатами. Сегодня в музее проводятся выставки, различные кинопоказы и лекции. Периодически устраиваются исторические чтения, приглашаются известные писатели и учёные.

Центральный военно-морской музей

Режим работы Центрального военно-морского музея

Морской музей открыт для посещений каждый день, исключая вторник, с 10.00 до 18.00. Билетная касса прекращает работу за 45 минут до закрытия музея. Предусмотрена скидка для школьников, студентов и пенсионеров. Можно заказать билет онлайн на официальном сайте музея. Групповые экскурсии заказываются заранее по телефону экскурсионного бюро. Посещение может длиться до полутора часов.

Все, кто желает осмотреть экспозиции музея, должны соблюдать правила посещения. При входе необходимо оставить в камере хранения пищу и напитки, объёмные сумки и коробки, верхнюю одежду и головные уборы. Во время осмотра запрещено трогать руками экспонаты и прислоняться к ним. Следует уважительно относиться к посетителям, запрещено посещать музей в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Нельзя заходить за заграждения и в служебные помещения, запрещено курить на территории музея, нельзя проносить с собой оружие, боеприпасы или наркотики, запрещено пользоваться мобильными устройствами, проводить видеосъёмку без разрешения администрации. На территории музея нельзя заниматься коммерцией, распространять рекламные объявления, разбрасывать мусор, шуметь и бегать.

Центральный военно-морской музей

Как добраться

Центральный военно-морской музей расположен по адресу: пл. Труда, д. 5. Добраться сюда можно на метро. От станций «Садовая» и «Адмиралтейская» до музея чуть меньше 2 километров пути. Доехать сюда можно и наземным транспортом. От «Адмиралтейской» до остановки «Площадь Труда» курсируют троллейбусы №5 и №22, от «Садовой» можно доехать на маршрутном такси №169.

Прогулка пешком от станций метро не займёт более 22 минут. Прямо от станции нужно свернуть влево и двигаться дальше по улице Малая Морская, по пути миновать Исаакиевский собор, Почтамтскую улицу, после чего повернуть налево, немного пройти и добраться до Большой Морской улицы, по ней дойти до набережной Крюкова канала, где необходимо повернуть направо. Здесь располагается вход в музей.

Невозможно побывать внутри, прикоснуться к героической истории российского флота, ощутить на себе дыхание тех легендарных дней, проникнуться подвигом русских моряков и остаться после всего этого абсолютно равнодушным. Военно-морской музей — настоящая сокровищница уникальных реликвий, рассказывающих о славных эпизодах отечественного кораблестроения, внесённых в летопись нашей страны.

Центральный военно-морской музей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется военачальник или военноначальник правильно
  • Как пишется водяной пар
  • Как пишется водяной или воденой
  • Как пишется водяное растение
  • Как пишется водяная струя